Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Стимулирование отечественных и иностранных инвестиций в условиях современной российской экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим, предоставленный российским инвесторам. Однако отдельные вопросы нормативно-правовых основ регулирования иностранных инвестиций решаются не комплексно. Многие законодательные акты не являются актами прямого действия, содержат изъяны, что снижает… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Потребности в инвестициях в российскую экономику и факторы, воздействующие на динамику и структуру инвестиций
    • 1. 1. Потребности в инвестициях в российскую экономику
    • 1. 2. Инвестиционная привлекательность регионов России
    • 1. 3. Факторы, воздействующие на динамику и структуру инвестиций
  • Глава II. Основы регулирования инвестиционной деятельности
    • 2. 1. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и пути его совершенствования
    • 2. 2. Значение Соглашений о разделе продукции (СРП) в привлечении инвестиций в добывающие отрасли промышленности
    • 2. 3. Особые экономические зоны как форма привлечения инвестиций в отрасли-носители технического прогресса
  • Глава III. Пути расширения инвестиционной базы российской экономики
    • 3. 1. Использование бюджетных средств для инвестиционного финансирования
    • 3. 2. Совершенствование валютно-финансовых инструментов инвестиционного механизма
    • 3. 3. Привлечение инвестиций на концессионной основе

Стимулирование отечественных и иностранных инвестиций в условиях современной российской экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема активизации процесса привлечения в экономику страны российских и иностранных инвестиций сегодня как никогда актуальна. Острота этой проблемы обусловлена ситуацией, в которой находится в настоящее время Россия, ее экономика. Существующий узел социальных, экономических и политических проблем можно развязать только при условии, что будет обеспечен долгосрочный экономический рост, причем на уровне не менее 8−9% в год. Россия остро нуждается в реструктуризации национальной экономики на современной технологической основе, чтобы существенно поднять конкурентоспособность отечественной продукции и завоевать достойные позиции на мировых рынках. Следует признать, что нельзя обеспечить подобный устойчивый экономический рост на существующей производственной базе, когда износ основных фондов российских предприятий превышает 50%, доля производственного оборудования с возрастом более 15 лет составляет 46%. Эту задачу можно решить только при масштабном притоке инвестиций.

В то же время, объем привлекаемых в российскую экономику иностранных инвестиций явно недостаточен как по отношению к ее потребностям и потенциалу, так и в сравнении с другими странами со сходной экономикой. В этих условиях вопрос об инвестиционном климате в России ныне выходит на первый план. Следует признать, что в настоящее время инвестиционный климат в России не вполне благоприятен для инвесторов: общий объем накопленных прямых иностранных инвестиций существенно меньше объема капитала, вывезенного из страны за последнее десятилетие. Критически важным фактором в период трансформации экономики является государственное управление. Для России необходимои это еще один важный урок 90-х годов — формирование целостной системы государственного регулирования и контроля экономики и социальной сферы.

Учитывая, что предстоит сделать в экономике, нельзя обойтись без расширения этих функций государства. Оно должно активнее воздействовать на экономические и социальные процессы, обеспечить создание в стране по-настоящему конкурентной среды, соблюдение участниками российского рынка общих правил игры, ужесточить борьбу с коррупцией. В связи с этим необходимы конкретные жесткие законодательные инструменты, оставляющие исполнительной власти возможность действовать в рамках либеральной экономической политики.

Степень разработанности темы. В настоящее время российские и иностранные инвестиции, как предмет исследования, еще не являются достаточно глубоко изученной темой. В работах советских экономистов-международников были рассмотрены причины, природа, формы и этапы вывоза капитала. Сделаны очень подробные критические исследования иностранных теорий вывоза капитала (Булатов А.С., Голосов В. В., Глаголев А. И. и многие другие). В России за десятилетие была заново создана национальная система регулирования иностранных инвестиций. В основу этой системы легли труды Ершова Ю. А., Иванова И. Д., Лебедева В. М., Линник Л. А., Панкина М. С., Панькова B.C., Преснякова В. Ю. Сабельникова Л.В., Савина В. А., Фаминского И. П., Шишкова Ю. В., Щетинина В. Д., и др. В процессе работы над диссертацией автором были изучены и проанализированы труды этих российских экономистов-международников. В западной экономической науке особенно подробное освещение этой темы получило в работах Дж. Даннинга (Dunning) Р. Вернона (Vernon), С. Хаймера (Haimer), Р. Коуза (Coase), Дж. Мак-Маннуса (McMannus), в контексте теорий международной торговли в ее новейших модификациях. Большую обобщающую работу в области исследования политики привлечения прямых иностранных инвестиций проделал П. Фишер (Fischer).

Между тем, определенные аспекты привлечения и регулирования отечественных и иностранных инвестиций исследованы не достаточно.

Большое внимание в работе автор уделил проблемам инвестиционного финансирования путем использования средств федерального бюджета, совершенствования валютно-финансовых инструментов инвестиционного механизма и использования концессионной системы.

Цель исследования. Целью диссертационного исследования является изучение механизмов привлечения и регулирования отечественных и иностранных инвестиций в России и выявление путей их совершенствования. Для достижения этой цели автором решены следующие задачи:

— анализ потребностей российской экономики в отечественных и иностранных инвестициях;

— исследование действующих механизмов привлечения и регулирования иностранных инвестиций;

— определение факторов, оказывающих наибольшее влияние на структуру и динамику инвестиций;

— выявление возможных путей расширения инвестиционной базы;

— разработка предложений и рекомендаций по повышению эффективности системы регулирования инвестиционной деятельностиОбъектом исследования являются отечественные и иностранные инвестиции и система их привлечения и регулирования.

Предмет исследования — формы и методы стимулирования и регулирования отечественных и иностранных инвестиций в условиях современной российской экономики, потенциальные источники инвестиций.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической и методологической основой явились труды отечественных и зарубежных классиков и современных представителей российской и иностранной экономической науки. По проблематике концессионной деятельности были использованы работы российских ученых Аверкина А. Г., Бернштейна И. Н., Дорониной Н. Г., Клубничкина М. К., А. Коноплянника А. А., Карасса А. В., Ландау Б. А., Сесекина В. Б., Сосны С. А., Субботина М. А., а так же зарубежных специалистов Д. Барроуза (Barrows), Э. Шанце (Schanze),.

М. Харнхардта (Harnhardt), Д. Розенберга (Rosenberg), Ц. Микдаши (Mikdashi) и др. При подготовке диссертации автор придерживался метода системного анализа. Использовались методы сравнительных сопоставлений, экономико-статистические и формально-логический методы.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке теоретических основ и практических рекомендаций по совершенствованию российского механизма привлечения и регулирования отечественных и иностранных инвестиций. Наиболее существенные результаты заключаются в следующем:

— в работе проанализированы основные факторы, воздействующие на объемы, динамику и структуру отечественных и иностранных инвестиций, а также механизмы их привлечениянамечены новые подходы и методы регулирования отечественных и иностранных инвестиций в условиях, сложившихся в российской и мировой экономиках к 2005 годупредложены пути совершенствования отечественной законодательной базы;

— раскрыто влияние процессов взаимодействия России и мирового финансового рынка на объемы и формы привлечения инвестиций, а так же макроэкономическую ситуациюпроанализированы перспективы адаптации сложившегося российского механизма привлечения иностранных инвестиций I к требованиям международных финансовых институтов и мирового кредитного рынка. проанализированы возможности использования федерального и регионального бюджетов в качестве источника образования фондов финансирования инвестиций;

— предложены новые пути расширения ресурсной базы инвестиций, в т. ч. путем использования в современной российской практике концессионных соглашений.

Практическая значимость. Содержащиеся в диссертации материалы и сделанные выводы предоставляют возможность федеральным и региональным органам управления, законодательным органам и частным компаниям использовать предложения диссертанта при выработке проектов, программ и законодательных актов, касающихся совершенствования законодательной базы и инвестиционного климата, проведения более эффективной инновационной политики России, направленной на усиление технологических преимуществ и структурных сдвигов в экономике страны. Методологические подходы и материалы диссертации могут также быть использованы в учебном процессе для преподавания курсов «Мировая экономика» и «Мировые экономические отношения».

Апробация работы. Результаты исследования используются в работе Департамента экономического сотрудничества МИД России.

Автор принял участие в международном научно-практическом семинаре, организованном ABN AMRO Academy (Амстердам, май 2002 г.).

Материалы диссертации используются в учебном процессе в Московском институте коммунального хозяйства и строительства. На основе методических рекомендаций данного исследования проходит подготовка студентов по экономическим дисциплинам.

Основные положения диссертации отражены в монографии автора «Стимулирование отечественных и иностранных инвестиций в условиях современной российской экономики». -М.:МАКС Пресс.-2004.-5,0 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

Подводя итоги проделанного исследования, можно сделать следующие выводы и высказать следующие рекомендации:

Необходимо внести соответствующие изменения в Федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О несостоятельности (банкротстве)», другие законодательные акты, исключающие всякую возможность нанесения ущерба безусловным правам инвесторов, и ужесточить ответственность за действия или бездействие, приводящие к нарушению интересов инвесторов, в первую очередь прямых иностранных инвесторов.

Требуется осуществить работу по дальнейшему совершенствованию налогового и таможенного и прочего законодательства в отношении льгот и преференций с целью максимизации закрепления в законах норм прямого действия, не требующих принятия подзаконных актов.

Необходимо ускорить процесс по закрытию «белых пятен» в российском законодательстве, обеспечивающем приток и функционирование в стране иностранного капитала. Это, в первую очередь, относится к необходимости принять законы об инвестиционных договорах государства, о концессиях, особых экономических зонах, включая внесение соответствующих поправок в Налоговый и Таможенный Кодексы. Можно констатировать, что налоговые, таможенные и другие льготы в соответствии с Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями в период с 2000 по 2004 гг. предоставлены не были.

Целесообразно установить в региональном законодательстве унифицированные критерии предоставления льгот, предусматривающие четкие условия, при соблюдении которых инвестор получает льготы. Со стороны Правительства РФ необходимы дальнейшие усилия по развитию регионального законодательства ¦ в деле привлечения иностранных инвестиций. Роль Правительства РФ в этом вопросе может состоять в координации усилий регионов, распространении информации, разработке модельных законов, унификации федерального и регионального законодательства.

Ситуация с обеспечением основных прав инвесторов в стране требует принятия мер по созданию в кратчайший срок эффективного механизма по рассмотрению претензий инвесторов. В первую очередь активизируется работа Государственной комиссии по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России, расширены ее функции. При этом особое внимание обращено на защиту прав прямых отечественных и иностранных инвесторов, осуществляющих инвестиции в реальный сектор экономики. С учетом этого представляется целесообразным преобразовать указанную комиссию в Государственную комиссию по защите прав инвесторов в Российской Федерации, возможно, придав ей также функцию примирительного (до арбитражного) разбирательства. Частью такого механизма защиты интересов инвесторов могло бы стать учреждение по аналогии с иностранными государствами института Омбудсмена по вопросам защиты прав инвесторов на высоком правительственном уровне, с открытием его региональных бюро в регионах, привлекающих значительные по объему инвестиции. В качестве возможного варианта такой Омбудсмен мог бы возглавить Государственную комиссию по защите прав инвесторов в Российской Федерации.

Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим, предоставленный российским инвесторам. Однако отдельные вопросы нормативно-правовых основ регулирования иностранных инвестиций решаются не комплексно. Многие законодательные акты не являются актами прямого действия, содержат изъяны, что снижает эффективность мер государственного регулирования инвестиционного процесса. По этой причине этот закон имеет весьма ограниченную сферу применения, и основные потоки инвестиций им не регулируются. Таким образом, Федеральный закон РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации «(1999г.) не учитывает норм международного регулирования в этой сфере и норм ряда российских законов, а также чрезвычайно не совершенен по своему содержанию и формулировкам.

Усиление роли государства в экономике страны предполагает и резкую активизацию борьбы с процессами криминализации хозяйственной и финансово-кредитной сферы, легализации (отмывания) преступных капиталов, с коррупцией. Для решения этой болезненной проблемы, наряду с улучшением деятельности правоохранительных органов, необходимо усиление лицензионного, налогового, валютного и экспортного контроля. В 2000;2004 гг. были сделаны первые и важные шаги по уменьшению бюрократизации в экономике, связанные с принятием законов о лицензировании, о проведении государственного контроля (надзора), о регистрации юридических лиц. Следует, однако, отметить, что, во-первых, с момента принятия законов, направленных на дебюрократизацию экономики, прошло слишком мало времени для того,. чтобы можно было судить об их действенности. Ряд обследований административных барьеров в экономике, осуществленных после принятия этих законов, показывает, что заметной дебюрократизации не произошло, а в ряде случаев эффект от принятия этих законов, к сожалению, негативный. Во-вторых, процесс дебюрократизации еще не завершен, предстоит принять ряд других правовых актов в этой области. В-третьих, бюрократические институты в стране обладают значительной инерцией и способны многие нововведения «свести на нет», особенно в условиях отсутствия крепкой и независимой системы судопроизводства.

Для осуществления эффективного экономического и организационно-правового регулирования деятельности в областиСРП, политика Правительства России должна реализовываться в следующих направлениях:

— уточнение и детализация стратегии применения режима СРП в Российской Федерации. Будет уточнена программа освоения запасов минерально-сырьевых ресурсов на условиях СРП до 2020;го года;

— упрощение процедур заключения СРП, жесткая регламентация процедур и сроков принятия решений для российских органов исполнительной власти, вовлеченных в процессы подготовки и реализации проектов СРПпоэтапное формирование системы «одного окна» для инвесторов в проекты СРП;

— прозрачность в реализации СРП путем реформирования системы бухгалтерского учета с учетом особенностей деятельности по СРПсовершенствования системы информации, учета и контроля за реализацией СРП;

— предоставление прав пользования недрами на условиях СРП преимущественно на конкурсной основе.

Особые экономические зоны должны служить именно целям привлечение капиталовложений в отрасли — носители технического прогресса. При принятии нового закона должны быть решены вопросы возврата НДС на продукты и услуги в сфере информационных технологий (IT), и проблема льгот по единому социальному налогу (ЕСН), касающиеся большинства компаний, имеющих территориальную структуру производства.

Новый закон должен создавать условия для поселения персонала на одной территории, что позволило бы работодателю снизить ЕСН и уменьшить налогооблагаемую базу на фонд оплаты труда.

Необходимо внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс и в таможенное законодательство (ввести для IT-компаний отраслевой, а не территориальный режим поддержки и перечень документов, подтверждающих экспорт информационных технологий).

Аккумуляция бюджетных средств на цели финансирования развития экономики России может быть реализованы путем создания механизма использования избыточных золотовалютных резервов и их капитализации в целях модернизации производства, импорта современного оборудования, технологий и т. д., а также путем образования за счет Стабилизационного фонда Фонда развития России в качестве основного бюджетного инвестиционного источника.

Перспективы экономического роста и перестройки структуры экономики России во' многом определяются состоянием валютно-финансовой системы страны. Необходимо повысить капитализацию банковской системы при повышении концентрации капитала в ней, повысить прозрачность банков и финансовой системы в целом, а также добиться роста доверия со стороны вкладчиков и контрагентов.

Необходимо продолжить реформу банковской системы по следующим основным направлениям:

• Снижение рисков ведения банковского бизнеса в России;

• Увеличение срока погашения и снижение стоимости заимствований самих банков;

• Повышение качества банковского капитала;

• Снижение издержек банков.

• Ускорение перехода на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности МСФО.

Принятие закона о концессионных договорах государством имеет принципиальное значение для обеспечения притока инвестиций в самые разные отрасли экономики, для обеспечения эффективного государственного контроля за использованием имущества, которое остается в государственной или муниципальной собственности, т. е. обеспечивает корректировку программы приватизации, разработку природных ресурсов (что особенно важно для АПК), проведение реальной реформы коммунально-бытового хозяйства, обеспечивает правовую основу для процедуры банкротств и последующего заключения контрактов с временными управляющими, проводящими санацию предприятий.

Закон о концессиях должен предоставить инвестору государственные гарантии стабильности условий для его инвестиций, т. е. стабилизационную оговорку на период действия проекта, национальный режим, неизменность системы налогов и сборов и т. д.

Необходимо законодательно определить, что государство при любых односторонних действиях сохраняет в неприкосновенности баланс финансовых интересов сторон, возмещая инвестору понесенные им убытки от таких действий.

Договор концессии должен заменить лицензию в принципе. При этом сама лицензия не исчезает. Она теряет силу конституирующего, правоустанавливающего акта государства и выполняет роль документа, формально регистрирующего права инвестора документа. Непосредственным и единственным источником прав пользования становится договор.

Следует разработать систему регулирования отношений, связанных с использованием государственной собственности: Земельный кодекс, закон о государственной собственности (или имуществах), закон об аренде земли, закон о природных ресурсах.

Необходима разработка ясной государственной политики в области привлечения прямых инвестиций. При этом необходимо учитывать следующий круг проблем:

• выработка мер по укреплению инвестиционной привлекательности России на мировых финансовых рынках;

• создание правовых предпосылок для привлечения средств частных инвесторов для финансирования национальной экономикиразработка мер, призванных обеспечить инвестору стабильность заключенных договоров и возвратность вложенных в экономику России средствопределение комплекса мер, необходимых для обеспечения инвестору твердых правовых гарантий со стороны государстваукрепление гражданско-правовых основ договоров государства с негосударственным инвестором при пользовании недрамиуточнение правового механизма деятельности инвесторов в рамках крупномасштабных проектов в недропользованииопределение сфер деятельности, в которых было бы целесообразно заключение договоров между государством и инвестором, с учетом задач реформирования коммунально-бытового хозяйства, эффективного использования природных ресурсов и т. п.- определение специфики таких договоров в разных сферах деятельностивыработка предложений по формированию эффективного правового механизма для заключения договоров государства на условиях аренды с частным инвесторомусиление государственного контроля за управлением государственной собственностью в рамках системы контрактных отношений с негосударственными инвесторами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые документы
  2. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. № 249.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 30 ноября 1994. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32 (5 дек.). Ст. 3301.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный закон от 26 января 1996. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 55 (29 янв.). Ст. 410.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья. Федеральный закон от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ // Российская газета. 2001. № 233 (28 нояб.).
  6. Бюджетный кодекс Российской Федерации (с последними изменениями на 1 января 2005 г.).- М.: Эксмо.-2005.-С.256.
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 31 июля 1998. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31 (3 авг.). Ст. 3824.
  8. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный закон от 05 августа 2000. № 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32 (7авг.). Ст. 3340.
  9. Таможенный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 28 мая 2003. № 61-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 22 (2 июня). Ст. 2066.
  10. Земельный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 25октября 2003. № 136-Ф3 // http://www.docuinent.kremlin.ruофициальное интернет-представительство Президента Российской Федерации)
  11. Патентный закон Российской от Федерации" Федеральный закон от 23 сентября 1992 N 3517−1 // Банк данных библиотеки копий официальных публикаций документов. http://www.lib.consultant.ru
  12. Закон СССР от 6 марта 1990 г. «О собственности в СССР» // Банк данных библиотеки копий официальных публикаций документов. -http://www.lib.consultant.ru.
  13. Закон Российской Федерации от 22 марта 1991 г. № 948−1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».// Банк данных библиотеки копий официальных публикаций документов. http://www.lib.consultant.ru
  14. Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР» в редакции Федеральных законов № 89-ФЗ от 19.06.1995 г. и № 32-Ф3 от 10.02.1999 г. // Банк данных библиотеки копий официальных публикаций документов. http://www. lib.consultant.ru
  15. Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3520−1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» // Банк данных библиотеки копий официальных публикаций документов. http://www. lib.consultant.ru
  16. Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3523−1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» // Банк данных библиотеки копий официальных публикаций документов. http:// www.lib.consultant.ru
  17. Федеральный закон от 21 февраля 1992 г. «О недрах» в редакции Федеральных законов № 27-ФЗ от 03.03.1995 г. и № 32-Ф3 от 10.02.1999 г.
  18. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации» № 187-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4694- 1999. № 7. Ст. 879- 2001. № 33. (Часть I). Ст. 3429.
  19. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Банк данных библиотеки копий официальных публикаций документов. http://www.lib.consultant.ru
  20. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» с изменениями и дополнениями внесенными Федеральным законом от18 июня 2001 г. № 75-ФЗ, Федеральным законом от 07.01.1999 г. № 19-ФЗ//СЗРФ 1996. № 1. Ст. 18.
  21. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 17 (22 апр.). Ст. 1918.
  22. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Банк данных библиотеки копий официальных публикаций документов. http://www.lib.consultant.ru.
  23. Федеральный конституциональный закон от 17 декабря 1997 г.№ 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Банк данных библиотеки копий официальных публикаций документов. http://www.lib.consultant.ru.
  24. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 44 Ст. 5394.
  25. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» // Банк данных библиотеки копий официальных публикаций документов. http://www.lib.consultant.ru
  26. Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 10 (8 марта). Ст. 1163.
  27. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 9 (1 марта). Ст. 1096.
  28. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 28 (12 июля). Ст. 3493.
  29. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» // http://www.docuinent.krernHn.ru (официальное интернет-представительство Президента Российской Федерации).
  30. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» // http://wvvw.document.kremlin.ru (официальное интернет-представительство Президента Российской Федерации).
  31. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СЗ РФ. 2001. № 33. (Часть I). Ст. 3430- 2002. № 11. Ст. 1020- № 12. Ст. 1093.
  32. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (вступил в силу с 1 июля 2002 г.) // СЗ РФ. 2001. № 33 (13 авг.). (Часть I) Ст. 3431.
  33. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-Ф3 // http://www.documerit.krernlin.ru (официальное интернет-представительство Президента Российской Федерации).
  34. Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» // СЗ РФ. 2001. № 49 (4 дек.). Ст. 4562.
  35. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Банк данных библиотеки копий официальных публикаций документов. http://www.lib.consultant.ru.
  36. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // http://www.document.kremlin.ru (официальное интернет-представительство Президента Российской Федерации).
  37. Указ Президента СССР от 20 октября 1990 г. «Об иностранных инвестициях СССР» // Собрание актов Президента и ПравительстваI
  38. Российской Федерации. 1990. № 12. Ст. 1438-Р.
  39. Указ Президента РФ от 27 сентября 1993 г. № 1466 «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 11. Ст. 1669-Р.
  40. Указ Президента РФ № 73 от 25 января 1995 г. «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства Российской Федерации»
  41. Указ Президента РФ № 1077 от 6 ноября 1995 г. «О мерах по обеспечению условий реализации инвестиционных соглашений».
  42. Указ Президента РФ № 418 от 27 марта 1995 г. «О поддержке приоритетных инвестиционных проектов, финансируемых в соответствии с российско-американским' рамочным соглашением для российской нефтегазовой промышленности от 6 июля 1993 г.».
  43. Указ Президента РФ № 723 от 19 июля 1995 г. «Об освобождении государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений от обязательной продажи части валютной выручки».
  44. Указ Президента РФ № 1163 от 21 ноября 1995 г. «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации».
  45. Указ Президента РФ № 1095 от 25 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации».
  46. Постановление Правительства РФ № 413 от 23 апреля 1998 г. «О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности».
  47. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 мая 1978 г. «О подоходном налоге с иностранных юридических и физических лиц».
  48. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1074 от 17 сентября 1987 г. О дополнительных мерах по совершенствованию внешнеэкономической деятельности в новых условиях хозяйствования».
  49. Постановление Совета Министров СССР № 49 от 13 января 1987 г. «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместныхпредприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран».
  50. Постановление Совета Министров СССР 9 декабря 1988 № 1405, г. «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций».
  51. Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года // Патентное законодательство. Нормативные акты и комментарий. М.: Юрид. лит., 1994. — 272 с.
  52. Об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций. Сеульская конвенция 1985 г. (Сеул, 11 октября 1985 г.) // http://is.webplan.ru/cgi-bin/zak/
  53. Договор к Энергетической хартии. Европейская Энергетическая хартия от 17 декабря 1991 // http://russian.rise-customs.ru/energy-charter-treaty/
  54. С.И. Управление инвестициями в основной капитал. М.: Экзамен, 2002. -544с.
  55. А.Г., Астапович А. З., Афонцев С. А. и др Политика привлечения прямых иностранных инвестиций в российскую экономику. -М.: ТЕИС, 2001. 480 с.
  56. А.А. Предприятия с иностранными инвестициями. М.: Приор, 1997.-117с.
  57. В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. -М.:Экономика, 1999. 662с.
  58. М.М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. М.: Бек, 1996. — 445с.
  59. А.С. Вывоз капитала: своя компания зарубежом. М.: Бек, 1996.-283с.
  60. А.С. Вывоз капитала из России и концепция его регулирования. М.: Московский общественный научный фонд, 1997. -131с.
  61. А.С. Мировая экономика: Учебник.- М.: Юрист, 1999. -734с.
  62. Г. Л., Лившиц В. Н., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: теория и практика. М.: Дело, 2002. -832 с.
  63. Внешнеэкономический бизнес в России: справочник / Под ред. И. П. Фаминского М.: Республика, 1997. — 296с.
  64. Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт (сравнительно-правовой комментарий) / Ин-т государства и права Рос. акад. наук.— М.: Контракт, 2001. 213с.
  65. А. И. Особенности управления инвестированием регионов в условиях структурных преобразований экономики России. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2000. — 247с.
  66. А.В. Инвестиции и финансирование: Методы оценки и обоснования. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. унив-та, 1998. — 526 с.
  67. Н.М. и др. Теневая экономика и легализация преступных доходов. СПб, 2003. -303с.
  68. Государственное регулирование инвестиций. М.: Наука, 2000. — 150с.
  69. Э.А. КТНК в России. Позиции крупнейших в мире транснациональных корпораций в российской экономике. -М.: Инфограф, 2000. -168 с.
  70. В.К. Инвестиционные ресурсы. М.: Экзамен, 2002. -384 с.
  71. Т., Окрут 3. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве. М.: Инфра — М.: 1997. -168 с.1
  72. Договор к Энергетической хартии: путь к инвестициям и торговле для Востока и Запада. / Под ред. А. Конопляника. М.: Международные отношения, 2002. -632 с.
  73. Доклад о мировых инвестициях 2003, политика в области ПИИ в целях развития, национальные и международные аспекты. М.: Весь Мир, 2004. — 306 с.
  74. С. И., Перская В. В. Инвестиционное сотрудничество на территории России: экономико-правовая поддержка, техника организации. М.: Луч, 1993.- 322 с.
  75. Н.Г., Семилютина Н. Г. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России и за рубежом. М.: Финстатинформ, 1993.- 125 с.
  76. В.Р. Портфельные инвестиции в мире и России: выбор стратегии. М.: Эдиториал УРСС, 2002. — 304 с.
  77. М.Е. Иностранные инвестиции и экономическое развитие России // http://www.ieras.ru/reportsl 12. htm (Институт Европы РАН)
  78. Инвестиции в России. Статистический сборник /Госкомстат России. -М. 2001.-198 с.
  79. Инвестиционный климат и структура рынка в энергетическом секторе России/ Авт. коллектив: Ю. А. Ершов, А. В. Карпушин, В. А. Клименко и др.- Бюро экон. Анализа. -М.: ТЕИС.- 2005. 417с.
  80. Иностранное предпринимательство и заграничные инвестиции в России: Очерки / Ин-т Рос. Истории- Руководитель проекта В. И. Бовыкин. -М.: РОССПЭН, 1997. 321 с.
  81. Иностранные инвестиции и соглашения о разделе продукции в России: Законодательство, коммент., судеб, практика / Авт.-сост. В. Рощин, С. П. Илюнин, М. Е. Ковешников и др.- Под ред. В. Г. Нестеренко. М.: Нестор Акад. Паблишерз, 2002. — 698 с.
  82. Иностранные инвестиции в России: современное состояние и перспективы. / Под ред. Фаминского И. П. М., Международные отношения, 1995. -443 с.
  83. Иностранные инвестиции в России: тенденции и перспективы. Второй аналит. докл. независимых экспертов / Акционер, банк «Империал" — Отв. ред. А. Астапович. М.: Агенство Информ -Арт, 1995. -153 с.
  84. Иностранный капитал в экономике РФ. Под ред. И. П. Фаминского. -М.: ВНИИВС, 1993.-142 с.
  85. Кирин А. В. Правовые основы отношений государства и инвесторов. -М.: ИНФРАМ, 1998. -268 с.
  86. А.В. Регулирование иностранных инвестиций в экономически развитых странах / А. В. Кирин, Д. В, Бакатин, А. В. Хорошилова. М., 2001.-71 с.
  87. М.Е. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации. М.: Норма, 2001. — 142с.
  88. Комплексный подход к созданию благоприятных условий для инвесторов: опыт Новгородской области. Консорциум по вопросам прикладных экономических исследований. М., 2002. — 109 с.
  89. А. А, Субботин М.А. Государство и инвестор: об искусстве договариваться (концессионное законодательство в России): ч.1, ч.Н. М.: Эпицентр, 1996. — 281 с.
  90. Концепция стратегического развития России до 2010 года / Гос. Совет Рос. Федерации- Разраб. В. И. Ишаев. — М.: ИСЭПН, 2001.
  91. С.И. Инвестиционные споры между государством и иностранным инвестором: Учебн-практич. Пособ. -М.: БЕК, 2002. 272 с.
  92. А.Б., Никольская Е. Г. Инвестиции и экономический рост предпринимательства. -СПб.: Лань, 2000. 544 с.
  93. Д.К. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций / Ин-т государства и права РАН. -М.: 2001. -379 с.
  94. .А. Концессионное право СССР. -М.:1925
  95. Л.К. Иностранный капитал в энергетике России: настоящее и будущее. М.:МК-Периодика, 2002. — 232 с.
  96. Л., Сесекин В. Концессии в России: из прошлого в будущее. М.: Приватизация в России, 1996.
  97. А.В. Инвестиционные механизмы в реальной экономике. -М.: МЗ-Пресс, 2001.-176 с.
  98. Международные экономические отношения: Учебник. / Под ред. И. П. Фаминского. М.: Юристъ, 2004 — 847 с.
  99. В. Инвестор в России: что делать? М.: ММВБ, 2000.
  100. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И. С. Королева. -М.: Экономистъ, 2003. 604 с.
  101. В.Н. Привлечение иностранных инвестиций стратегия России в XXI столетии и позиция Запада: Учеб. пособие / В.Н. Матяш- Ин-т актуал. междунар. пробл. — М., 2001. — 119 с.
  102. Е.Р. Инвестиции. М.:Омега-Л, 2003. — 192с.
  103. Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в Российской Федерации за 2000−2004 г. г. / Государственный комитет статистики Российской Федерации. М.: 2004
  104. Политика России в области привлечения и использования иностранных инвестиций в условиях глобализации мировой экономики. М.:ВНИИВС, 2004. — 97 с.
  105. Политические и правовые источники инвестиционных рисков в российских регионах // Консорциум по вопросам прикладных экономических исследований М., 2002. — 144 с.
  106. В.Ю. Таможенная политика России на современном этапе. М., 1996.
  107. В.Ю. Современная зарубежная практика регулирования внешней торговли: таможенный аспект. М., 1996.
  108. Проблема «бегства» капитала из России и способы его репатриации в отечественную экономику / Доклад Рабочей группы Национального Инвестиционного Совета. М., 2002. — 57 с.
  109. Прямые иностранные инвестиции в России: правовые формы привлечения и защиты. М.: Юристъ, 2003. — 251 с.
  110. Я.А., Куренков Ю. В., Адно Ю. JI. Инвестиции в России: тенденции, проблемы, пути решения с учетом зарубежной практики. -М., 2000. 124 с.
  111. Дж. Инвестиции: Терминологический словарь. М.: Инфра-М., 1997. — 398 с.
  112. Россия: внешнеэкономические связи в условиях перехода к рынку./ Под ред. Фаминского И. П. М., 1993. — 431 с.
  113. Россия в цифрах 2004. Краткий статистический сборник. М.: Информационно-издательский центр «Статистика России», 2004. -364 с.
  114. Российская экономика в 2002 году. Тенденции и перспективы / Институт экономики переходного периода М., 2003. — 539 с.
  115. Российский статистический ежегодник. Официальное издание, 2003. М.: Информационно-издательский центр «Статистика России», 2003 604 с.
  116. И.В., Веретенников И. И., Яновский В. В. Организация и финансирование инвестиций. -М.: Финансы и Статистика, 2003.
  117. Сосна С.'А. Комментарий к Федеральному закону «О соглашениях о разделе продукции». М.: Юрист, 1997. — 187 с.
  118. С.А. Концессионные соглашения: теория и практика. -М.: 2000. -256с.
  119. Социально-экономическое положение России январь-июль 2004 года.
  120. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2004.- 380 с.
  121. П.П. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. М.:Финансы и статистика, 1999. — 512с.
  122. В.Ф. Всемирная торговая организация : меры в отношении иностранных инвестиций, затрагивающие торговлю товарами (Соглашение по ТРИМс). СПб., 2002. — 127 с.
  123. С.И., Маннна А. Я. Иностранные инвестиции в России: проблемы национальной экономической безопасности: Моногр. / Урал. гос. юрид. акад. — Екатеринбург, 2000. — 190 с.
  124. У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции. М.: Индра-М- 1998, — 1027 с.
  125. С.С. Комментарий к закону об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений. М.: Юстицинформ, 2003. — 273 с.
  126. Яковлева E. J1. Повышение эффективности региональной политики привлечения прямых инвестиций: Отчет о научно-исследовательской работе. — М.: Бюро экономического анализа, 2001.
  127. К.П. Организация инвестиционной и инновационной деятельности. -СПб., 2001. -448 с.
  128. Barrows G., Worldwide Concession Contracts and Petroleum Legislation. Tulsa: PennWell Publishing Company, 1984.
  129. Beyond Enlargement: Trade, Business and Investment in a Changing Europe. UNECB, New York and Geneva, 2003. -163 p.
  130. Bodie Z. Kane A., Marcus A. Essentials of Investments. McGraw-Hill, New York, 2001
  131. Dunning, J. The changing geography of foreign direct investment. Globalization, Foreign Investment and Technology Transfer: Impact and prospects for Developing Countries. London and New York: Routledge and UNU Press, 1998.-5 lp.
  132. Directorate for financial, fiscal and enterprise affairs, Investment Committee. Draft Agenda and Background Report // Investment Policy Review of the Russian Federation, 2004.
  133. Mikdashi Z. The International Politics of Natural Resources, Ithaca and London: Cornell Univercity Press, 1976.
  134. Nagaev S.A., Woergoetter A. Regional Risk Rating in Russia / Bank Austria.-Vienna, 1995.
  135. Shishata J.F.J. Legal treatment of foreign investments. The World Bank Guidelines. Boston, 1993.1. Статьи
  136. А. Законодательное обеспечение инвестиционной политики // Проблемы теории и практики управления. -2002. -№ 4. С. 72−76.
  137. А., Конопляник А., Сосна С., Субботин М. Создание правовой базы для концессионных соглашений и соглашений о разделе продукции в России // Разведка и охрана недр. 1995. — № 9. -С.2−9.
  138. А., Субботин М. Законодательство о соглашениях о разделе продукции // Нефть, газ и право. 2000. — № 4. — С.3−12.
  139. А., Субботин М. Правовое регулирование соглашений о разделе продукции // Закон. 1999. — № 12. -С.51−54.
  140. И., Субботин М. Законодательство о СРП: состояние и перспективы// ТЭК. 1999. — № 3−4.
  141. А. Актуальные проблемы инвестиционных рейтингов регионов в России // Инвестиции в России. 2005. — № 5. — С. 3−7.
  142. A.M. Привлечение иностранных инвестиций в свободные экономические зоны // Социально-гуманитарные знания. 2002. -№ 1. — С.193−197.
  143. А. Инвестиционная политика: каким методам госрегулирования отдать предпочтение? // Российский экономический журнал. -2001. -№ 1112. -С.3−10.
  144. И. Методология комплексного анализа инвестиционных процессов в регионах России // Инвестиции в России. 2005. — № 4. -С.3−8.
  145. Ф. Прямые иностранные инвестиции, деятельность ТНК, и глобализация //Мировая экономика и международные отношения. -2003. -№ 2.
  146. Доклады Института Европы № 112 // Институт Европы. М., 2003. -74 с.
  147. Н.Г. К вопросу о правовой природе концессионных соглашений //Право и экономика. 1997. — № 1.
  148. Н.Г., Семилютина Н. Г. Обзор законодательства об иностранных инвестициях // «Право и экономика». -2003. -№ 3. -С.79−85- № 4. С.47−50.
  149. С. Нефтяные концессионные соглашения // Нефть, газ и право. 1996. — № 4−5.
  150. Ю.А. Запретить нельзя инвестировать // Нефть России. -2000. -№ 10.-С. 32−37.
  151. Ю.А. Соглашение ВТО по связанным с торговлей инвестиционным мерам и российское законодательство об иностранных инвестициях // Внешнеэкономический бюллетень. -2000. № 12
  152. Ю.А. Энергетическая стратегия России до 2020: плюсы и минусы новой энергетической политики Российской Федерации // Внешеэкономический бюллетень. 2004.- № 3−5.
  153. JI. Инструментарий целевого ориентирования федеральных ресурсов И Инвестиции вРоссии. 2005, — № 2−3.
  154. А.Н. Интервью о роли стабилизационного фонда в России//Время новостей.-2004.-№ 191.-С.2
  155. Инвестиционный рейтинг регионов России // Эксперт. -2001. № 41.
  156. А.В. Концессии в советском праве //Советское право. -1925. № 2.165., Конопляник А., Субботин М. Концессионное законодательство и инвестиционный климат в России // Инвестиции в России. — 1995. -№ 5. С16−19.
  157. А., Субботин М., Швембергер Ю. Закон «О соглашениях о разделе продукции»: история, документы и комментарии // Нефть, газ и право. 1996. — № 1.
  158. М. Свободные зоны не свободны от кризиса // Деловые люди. 1994. -№ 3 — С.44−48.
  159. Л. Концессионные соглашения -одна из форм привлечения инвестиций // Инвестиции в России. -2002. -№ 7.
  160. Л. Регулирование иностранных инвестиций в России // Вопросы экономики. -2003. № 1.
  161. Е.А. Иностранные инвестиции и инвестиционные аспекты экономической безопасности России // Внешнеэкономический бюллетень.- 1998.- № 4.
  162. П.М. Правовое регулирование международного движения капитала в ОЭСР // Финансовый бизнес. 2005.№ 1 с.64−73.
  163. П.М. Стереотипы поведения иностранных инвесторов в свободной экономической зоне // Дело и право. 1994. — № 2,3.
  164. В.И., Павлюченок А. И. Приоритетные направления совершенствования политики привлечения прямых иностранных инвестиций в переходную экономику РФ // Практика международного бизнеса. -2003.-№ 7(13). -С.35−50.
  165. А.Д. интервью о регулировании курса рубля // Независимая газета. 2004.- 5 нояб. — С.9.
  166. И.Н. «Настоящие» российские свободные экономические зоны // Законодательство. 1997. — № 6.
  167. Об иностранных инвестициях и формировании инвестиционного климата в Российской Федерации // Бюллетень Консультационного совета субъектов Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России. -2000. -№ 11.'
  168. Г. Методологические подходы к оценке инвестиционной привлекательности как основы разработки инвестиционной политики // Инвестиции в России. 2005. — № 3 — сЗ-9.
  169. ., Мельников Б., Марковская В. и др. Инвестиционный рынок: конъюнктура января-сентября 2004 года // Инвестиции, а России. 2005.- № 2. -с. 9−11.
  170. В. Комментарий к Федеральному закону «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Хозяйство и право. -2000. -№ 2. -С.3−19.
  171. С., Аверкин А., Субботин М. Время очередного обновления. Концессии и лицензии как индикатор происходящих в России перемен // Нефть России. 2001. — № 5. — С.36−38.
  172. Е. Правовое регулирование соглашений о разделе продукции //Право и Экономика. -2000. -№ 6. -С.51−68.
  173. М. Не до концессий. Необходимый закон застрял в дверях Думы // Политический журнал. 2004. — № 7. — С. 37−39.
  174. М. Радикальное изменение законодательства о СРП // Иностранный капитал в России: налоги, валютное и таможенное регулирование, учет, — 2003. -№ 7. -С. 13−21.
  175. М., Пути совершенствования инвестиционного законодательства. // Политика привлечения прямых иностранных инвестиций в российскую экономику. Бюро экономического анализа.-М.: ТЕИС, 2001. стр.100−182.
  176. М. СРП: новый этап старой борьбы И Мировая энергетическая политика. -2003. № 2. -С. 60−64.
  177. М. Этот живучий СРП // Нефть России.-2004.-№ 10.-С.76−77.
  178. М., Аверкин А., Алешин Д., Сосна С. Становление концессионного законодательства в России // Сб. науч. матер. «Концессия. Об эффективном договоре между государством и бизнесом» М.:2002. -ноябрь. -С. 10−35.
  179. Г. А. Анализ статистических связей между рейтингами инвестиционного климата и фактическими инвестициями в регионах России // Регион: экономика и социология.: 2004. № 1. -С. 200−210.
  180. Я. О мерах по оживлению инвестиционного процесса в России // Вопросы экономики .- 1997. № 1.
  181. И.З. Допуск и защита иностранных инвестиций // Юрист. -2003.-№ 11. -С.23−29.
  182. К. Иностранные инвестиции в экономику России // Статистическое обозрение 1998.- № 2.
  183. А.Е., Яковлева УЛ. Принципы организации особых экономических зон в Российской Федерации // Фонд «Бюро экономического анализа» Информационно-аналитический бюллетень. -2003. № 46.
  184. В.J., Hanson G. Н., Harrison А. Е. Spillovers, Foreign Investment and Export Behavior // J. Intern. Economic -1997. Vol.43. — p. 103−132
  185. Barrel R., Holland D. Foreign Direct Investment and Enterprise Restructuring in Central Europe // Economics in Transition. 2000. -Vol. 8(2). -p.477
  186. Borensztein E., De Cregorio J., Lee J.-W. How Does Foreign Direct Investment Affects Economic Growth? // Economics Of Transition. -1996.-Vol.4(2).-p.331−347.
  187. Dunning, J. and Dilyard, J. Towards a general paradigm of foreign direct and foreign portfolio investment // Transnational Corporations. Vol. 8.-United Nations, UNCTAD, 1999.- № 1. — P. 4.
  188. International Investment Perspectives // OECD, 2003. -№. 2.
  189. Montenegro, S. Macroeconomic risk management in Nigeria: Dealing with external shocks // Macroeconomic Risk Management Issue and Options. — Report No. 11 983-UNI. — Western Africa Department. Washington, DC: World Bank. — 1994. — C. 38−41.
  190. Stobaugh R.B. How to Analyze Foreign Investment Climates // Harvard Business Review. 1969. Sept. -Oct.
  191. World Investment Report 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004 United Nations, New York and Geneva.
Заполнить форму текущей работой