Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Иностранное инвестирование в обеспечении устойчивого функционирования хозяйственной системы: На примере Ставропольского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уточнено содержание категории инвестиционного потенциала территории при осуществлении иностранного инвестирования, как определенным образом упорядоченной совокупности потенциальных инвестиционных ресурсов, представлена сложность интеграции в данное определение понятия «синергетического эффекта», связанная с объективными затруднениями в определении потенциальных возможностей его получения… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методологические проблемы использования международных потоков капитала в целях развития хозяйственной системы России в рамках динамической устойчивости

1.1. Инвестиционный климат хозяйственной системы как предпосылка ее участия в процессах межнациональной миграции капитала 1.2 Методолого-методические подходы к изучению привлекательности хозяйственной системыдля иностранного инвестирования.

1.3. Устойчивость функционирования национальных экономических систем в глобализирующейся мировой экономике

1.4. Особенности нормативного '.регулирования привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации

2. Обеспечение привлекательности социально-экономической системы для иностранных инвесторов па мезоуровне

2.1.Направления и специфика реализации процессов хозяйственной деятельности в регионе на базе привлечения иностранных кап италов ложен и й

2.2. Потенциал и риски иностранного инвестирования в экономику городов и районов Ставропольского края: территориальный аспект

3. Совершенствование регулирования потоков иностранных инвестиций как компоненты содействия устойчивому функционированию экономики региона

3.1. Дифференциация субъектов региона по результатам экономических преобразований с привлечением иностранных капиталовложений

3.2. Прямые иностранные инвестиции в экономике страны-реципиента: роль и влияние

3.3. Территориально-отраслевые приоритеты как фактор формирования государственной политики в регионе

Иностранное инвестирование в обеспечении устойчивого функционирования хозяйственной системы: На примере Ставропольского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях современной России потребность в дополнительных инвестициях обусловлена необходимостью решения как повседневных задач, связанных с необходимостью поддерживать экономическое развитие по схеме расширенного воспроизводства. в рамках заданной экономической модели, так и задач чрезвычайного характера (к которым наряду с ликвидацией угрозы возникновения техногенных кризисов можно также.: отнести потребности в изыскании инвестиций для реформирования экономики и обеспечения структурной перестройки, направленных на сокращение разрыва в уровнях экономического и технологического развития с промышленно развитыми странами).

Финансирование инвестиций, во-первых, затруднено в силу сохранения на высоком уровне государственного долга (144,9 млрд долл. по состоянию на 1 января 2003 г.)1 и быстрого увеличения долга по корпоративным займам на зарубежных финансовых рынках (порядка 27 млрд долл. на начало 2003 г.), снижающих в совокупности возможности использования внешних и внутренних государственных заимствований. Во-вторых, в настоящее время малоперспективна мобилизация сбережений населения, обладающего в основном ограниченным достатком и не испытывающего доверия к различным схемам аккумуляции своих сбережений и последующему обращению их в инвестиции.

Вместе с тем имеет место мировая тенденция кардинальных изменений в потоках прямых иностранных инвестиций (ПИИ). За последнюю четверть века ежегодный объем ПИИ, совокупно привлекаемый странами мира извне, вырос более чем в 90 раз: с 14 млрд долл. в год в середине 70-х годов до 1271 млрд долл. в 2001 г., тогда как за последние пятьдесят лет мировое промышленное производство выросло в 6 раз, а объем международной торговли — в 25 раз.

Структура источников финансирования инвестиций в экономике России свидетельствует, что собственные и привлеченные средства в.

1 Данные здесь и далее приводятся по источникам: Госкомстат РФ — http://vvv.investmentrussia.ra'rus/ - Мониторинг инвестиционного климата России. — http://www.ress.ru/ процессе формирования капиталовложений в основной капитал играют одинаковую роль. В 2003 г. на долю собственных средств приходилось 47% инвестиций в основной капитал, на долю привлеченных — 53%, в том числе из-за рубежа 5,1%.

Иностранный капитал, как важный источник стимулирования экономического развития и обеспечения устойчивости функционирования региональных хозяйственных систем, при потенциально существующих возможностях для увеличения объема капиталовложений на каждом участке финансирования инвестиций в России практически невостребован.

Значимость проблемы иностранных инвестиций, как одного из определяющих факторов устойчивого экономического роста и их роли в развитии общественного воспроизводства, обусловливается экономической ситуацией в России. Объективная привлекательность территории региона для иностранных инвесторов и, как следствие, степень реальной трансформации потенциальных социально-экономических ресурсов региона в инвестиционные напрямую зависят от результативности проводимой в регионе инвестиционной политики.

Для эффективной реализации ее механизмов необходимо на основе научных методов проанализировать ситуацию с привлечением иностранных инвестиций в регионе, выявить «узкие места» в развитии региональных инвестиционных процессов, а также определить характер причинно-следственных связей взаимодействия региональной инвестиционной политики и устойчивого социально-экономического функционирования и развития территории.

Важную роль в информационном и методическом обеспечении принятия управленческих решений на региональном уровне играет изучение и оценка привлекательности регионов и отраслей их экономики для зарубежного капитала, поскольку положительный эффект в обеспечении развития хозяйственной системы в рамках динамической устойчивости на основе иностранного инвестирования может быть получен в тех регионах, где для этого имеются наилучшие условия.

Степень разработанности проблемы. Анализ инвестиционных составляющих экономического роста, способствующего достижению национальной экономикой конкурентоспособности, необходимой для интеграции в мировой рынок на равноправной основе, получил достаточно широкое развитие в зарубежной и отечественной экономической литературе.

Инвестиционные аспекты ускорения темпов экономического роста и его интенсификации, как базисной основы для последующей постиндустриализации экономики, исследуются в трудах зарубежных авторов О. Бем — Баверка, Э. Дюбуа — Пелерена, Дж.М.Кейнса, А. Маршалла, В. Парето, С. Стоуна, П. Фишера, Х. Хессел, Й. Шумпетера и др.

В исследование данных проблем отечественной наукой внесли вклад такие ученые, как Л. Абалкин, А. Булатов, А. Вольский, А. Воротников, Д. Кокурин, А. Марголин, Я. Миркин, Н. Новицкий, О. Сироткин, Я. Уринсон и др.

Продолжающаяся более десятилетия в российских научных кругах дискуссия о необходимости привлечения иностранных капиталовложений, как одной из движущих сил экономического роста и технологического прорыва, способствующих выводу экономики России из трансформационного кризиса, представлена в трудах В. Андрианова, А. Анисимова, А. Астановича, А. Водянова, С. Глазьева, М. Делягина, В. Куликова, М. Малютина, Н. Мухетдиновой, А. Паршева, В. Овчинникова, Е. Ясина и др.

Теоретические аспекты изучения одной из наиболее актуальных проблем мировой экономики — устойчивости функционирования национальных экономических систем в глобализирующемся мире под воздействием эндои экзогенных флуктуаций (и привлечения иностранных инвестиций в том числе) — реализованы в работах Р. Адамса, Е. Акоповой, И. Бойко, Б. Большакова, Е. Ерохиной, Б. Есекиной, О. Кузнецова,.

A.Маршалла, Г. Николиса, К. Поппера, И. Пригожина, В. Самофалова, Ш. Сапаргали, И. Стенгерса, Л. Терехова, О. Тоффлера, А. Урсула, И. Шевченко, Й. Шумпетера и др.

Общие проблемы формирования и реализации инвестиционной политики на региональном уровне нашли отражение в трудах как отечественных ученых — В. Бутова, Е. Бухвальда, А. Викторова, А. Гранберга,.

B.Золотарева, Н. Кетовой, К. Кочмолы, М. Махотаевой, И. Павлова, А. Синягина, А. Тамбиева, П. Таранова, Ф. Тумусова, А. Филатова,.

С.Хорошухина, ЮЛОданова, так и зарубежных — Н. Биссета, Дж. Рохана, Э. Рудмана, Дж. Томсена и др.

Прикладные аспекты региональных процессов инвестирования и привлекательности регионов для иностранных инвестиций исследовались JI. Архиповой, В. Гаевским, Т. Лукьяненко, Т. Максимовой, Г. Марченко, О. Мачульской, В. Наливайским, В. Ревазовым, И. Тихомировой, А. Фоломьевым и рядом других авторов.

Вместе с тем, в научных источниках имеют место противоречия в трактовке содержания термина «инвестиционная привлекательность регионов и отраслей их экономики», принятии единого подхода к интерпретации рассматриваемого термина и системе экономических показателей инвестиционной привлекательности. В большинстве исследований рассматриваются либо макроэкономические аспекты обеспечения иностранного финансирования инвестиций, либо проблемы микроуровня — разработка инвестиционных программ и методов оценки их эффективности для отдельных предприятий.

Наряду с этим, уделяется недостаточное внимание изучению аспекта корреляции привлекательности для иностранного инвестирования хозяйственных систем мезоуровня с интенсивностью инвестиционного процесса, а вместе с тем и с обеспечением устойчивого социально-экономического развития хозяйственной системы в целом. Проблемой экономической науки остается теоретическое обоснование изучения инвестиционного потенциала и риска в городах и районах субъектов Федерации и дифференциации их, согласно полученным результатам, с целыо выработки оптимальной стратегии иностранного инвестирования, оптимизации финансовых потоков, создания благоприятного инвестиционного климата для иностранного предпринимательского капитала в форме прямых инвестиций, которые смогли бы обеспечить физический рост и конкурентоспособность хозяйственной системы региона как на внутристрановом, так и на международном уровне.

Высокая актуальность проблемы привлечения зарубежного капитала в целях достижения устойчивого развития территории, s недостаточная ее разработанность в теоретическом и методологическом аспектах определили выбор темы данного диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования заключается в обосновании необходимости формирования благоприятного иностранного инвестиционного климата, как фактора устойчивого функционирования хозяйственных систем мезоуровняразработке системы оценки их привлекательности для иностранных инвестиций, решении проблем систематизации представлений о ней, образующих ее компонентах и их взаимосвязи.

Реализация указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач, отражающих содержание и структуру исследования:

• оценить позиции Российской Федерации в целом на мировом рынке прямых иностранных инвестиций, как наиболее конструктивной части инвестиционных капиталов и выявить объективные препятствия в их привлечении;

• обосновать назревшую необходимость детального изучения процессов иностранного инвестирования и императивность формирования политики по их привлечению в рамках обеспечения устойчивого развития социально-экономических систем на региональном и субрегиональном уровнях;

• уточнить содержание инвестиционной привлекательности экономической системы как категории рыночной экономики;

• изучить' возможности функционирования национальных экономических систем в мировой экономике в рамках динамической устойчивости, выявить факторы и предпосылки, оказывающие объективное влияние на создание, поддержание и укрепление данного феноменапроанализировать положительные и отрицательные последствия прямого иностранного инвестирования для хозяйственных систем реципиентов — страны и региона;

• осуществить выбор наиболее приемлемого методологического инструмента оценки и системного изучения привлекательности для осуществления иностранных капиталовложений на уровне экономики отдельного субъекта Федерации;

• обосновать роль ранжирования регионов на основе их инвестиционной привлекательности как фактора повышения эффективности управления инвестиционным процессом в условиях дефицита инвестиционных ресурсов;

• провести экономико-статистический анализ особенностей процесса иностранного инвестирования и осуществить рейтинговую оценку привлекательности для зарубежных капиталовложений экономико-географических районов, городов и. административных районов Ставропольского края, на основании чего выявить приоритеты для реализации комплексной политики государства по полноценному использованию возможностей улучшения социально-экономической ситуации и достижения устойчивости функционирования региональной экономики, открывающихся в связи с присутствием в экономике края иностранного предпринимательского капитала;

• разработать рекомендации и предложения по наиболее эффективному размещению иностранных инвестиций в административных образованиях Ставропольского края.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются процессы иностранного инвестирования в хозяйственную систему отдельного субъекта Федерации (на примере Ставропольского края), предопределяющие интеграцию данной системы и ее подуровней (хозяйственных систем экономико-географических районов, городов и административных районов края) в структуру мирохозяйственных связей.

Предметом исследования является совокупность социально-экономических индикаторов иностранной инвестиционной привлекательности, обусловливающая возможности обеспечения устойчивого функционирования хозяйственной системы мезоуровня, и взаимосвязь данных показателей с текущими перспективами устойчивого экономического развития.

Теоретико-методологической основой исследования являются концептуальные и теоретические положения по проблемам диалектики потенциальных возможностей экономического роста в рамках динамической устойчивости национальной экономики и иностранного инвестирования, специфики его осуществления и дифференцированного влияния на развитые, развивающиеся государства и страны с переходной экономикой, содержащиеся в публикациях ведущих отечественных и зарубежных ученых — экономистов, основанные на системно-функциональном подходе к изучению закономерностей развития национальных хозяйственных систем в рамках глобализирующейся мировой экономики.

В ходе разработки авторской концепции применялись теория экономической интеграции, определяющая механизмы взаимодействия национальных экономикнеоклассическая экономическая доктринатеория институциональной экономикитеория эндогенного подхода к взаимосвязи между экономической и технологической политикойтеория устойчивости как фундаментального свойства природных и социально-экономических системконцепция устойчивого цивилизационного развитияэлементы нового направления в развитии системного подхода — синергетики, как общенаучной методологии изучения закономерностей эволюции различных системтеория переходной экономикиинструментарно-методические разработки международных экономических организаций и органов государственной власти РФ в области формирования единого мирового экономического пространства и адекватной интеграции в него экономики РФ.

Диссертационное исследование выполнено согласно п. 9- п. 21 паспорта научной специальности 08.00.14 — Мировая экономика.

Инструмеитарно-методический аппарат. В исследовании использовалась следующая совокупность методов научного познания: категориальный, институциональный, эмпирический, логический и сравнителышй анализыметоды статистического анализа: сопоставления, статистических группировок, корреляции, средних величин, графической интерпретацииметод экспертных оценок, картографический метод.

Инфор.мациопно-эмнирическоН базой исследования послужили монографии, статьи в периодических изданиях отечественных и зарубежных экономистовданные зарубежных рейтинговых агентств и международных организацийстатистические и аналитические материалы Госкомстата РФ, Государственного комитета статистики СтаврополЕ>ского края, Министерства экономического развития и торговли и Управления внешних связей и инвестиций Правительства Ставропольского краяданные первичной отчетности предприятий, результаты статистических и социологических исследований, проведенных на территории РФ, опубликованные в периодической печати научного и прикладного характера,-а также на Web-сайтах ведущих научно-исследовательских организаций России.

Рабочая гипотеза диссертационной работы состоит в обосновании научной позиции автора, согласно которой смещение в условиях современной российской экономики акцентов в определении содержания иностранного инвестиционного климата с федерального уровня на региональный обусловливает императивность теоретико-методологического изучения возможностей региона в освоении потоков прямых и портфельных иностранных инвестиций и соответствия реального пространственного размещения данных капиталовложений потенциалу хозяйственной системы, что будет способствовать выработке стратегии обеспечения ее устойчивого функционирования на основе рационального использования природных условий, экономических возможностей, хозяйственной специализации, территориального разделения труда, экономической интеграции и учета общегосударственных задач. На основании этого автор выносит на защиту ряд положений диссертации.

Положении, выносимые на защиту:

1. Устойчивость функционирования хозяйственной системы повышается при условии достаточности 1 обеспечения расширенного воспроизводства всеми источниками инвестиций (в том числе иностранными), диалектически взаимосвязанной с эффективностью осуществления инвестирования, что способствует снижению межрегиональной асимметрии развития российских регионов, территориальной дифференциации темпов экономического роста, экономической эффективности, уровня жизни населения.

2. Определяющим фактором преодоления отечественной экономикой кризисного состояния, следующей за ним стадии компенсационного роста и создания базовых условий для дальнейшего вступления её в фазу устойчивого развития и постиндустриализации является стимулирование хозяйственной деятельности посредством улучшения регионального инвестиционного климата для привлечения ПИИ при условии обеспечения политической, законодательной и социально-экономической стабильности.

3. Ориентация на преимущественное привлечение иностранных инвестиций в тоиливно-сырьевые отрасли экономики России, игнорирование развития машиностроительного, комплекса. продемонстрировали отрицательный результат влияния иностранного предпринимательского капитала на основы экономической устойчивости и экономической безопасности хозяйственных систем страны. Только модернизация производств, производящих продукцию с высоким внутренним платёжеспособным спросом и высокотехнологичной экспортоориентированной части промышленности на базе частных иностранных капиталовложений при условии максимальной оптимизации использования всех источников финансирования инвестиций в основной капитал создает предпосылки к осуществлению декларируемого Правительством РФ курса на структурную перестройку экономики страны, предусматривающего перелив капиталов из сырьевого сектора в обрабатывающие отрасли, опережающий рост отечественной экономики и кардинальное увеличение несырьевого экспорта.

4. Одним из последствий финансового кризиса является тенденция изменения поведения зарубежных инвесторов, смещающих акценты в области инвестирования от спекулятивных' операций на фондовом рынке в сторону реального сектора экономики. Объективным индикатором инвестиционной привлекательности экономики региона в современных условиях выступает динамика поступления прямых иностранных инвестиций.

5. Осуществление предпринимательской деятельности с использованием иностранных капиталовложений в условиях либерализации движения капитала и внешнеэкономической деятельности, как правило, предполагает несовпадение интересов получателя инвестиций и инвестора. Представляется неправомерным рассмотрение в качестве признака наиболее рационального инвестиционного климата объемов привлечения иностранных инвестиций и показателей их динамики без учета последствий для социально.

— экономической, экологической и научно-технической перспективы развития инвестируемой хозяйственной системы.

6. Появление в период реформирования отечественной экономики на российском инвестиционном рынке множества потенциальных инвесторов.

— как иностранных, так и отечественных — обусловили потребность в оценке инвестиционной привлекательности регионов России, являющейся важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения. Территориальный аспект прямых инвестиций, их связь с определенной страной, регионом, территорией в данной ситуации становятся определяющими. Действия как иностранного инвестора при формировании собственной инвестиционной стратегии, так и региональной администрации в процессе обеспечения поступательного развития экономики субъекта Федерации должны основываться: на результатах экспертной оценки инвестиционного климата, акцентирующей внимание на социально-экономических показателях текущего развития мезоуровневой хозяйственной системы, что обусловливает необходимость разработки методики оценки инвестиционной привлекательности данных систем на базе рискового подхода.

7. Адекватная современным условиям политика региональных государственных органов предполагает создание условий для концентрации ограниченных иностранных инвестиционных ресурсов на перспективных территориально-отраслевых направлениях инвестирования, разработку ir осуществление совместно с крупными корпорациями ограниченного числа целевых программ с целью достижения максимального социально-экономического эффекта. Объективным следствием реализации данной стратегии в экономике Ставропольского края выступает отсутствие проявившихся четких закономерностей распределения финансовых и материальных ресурсов иностранных инвесторов.

Научная новизна диссертационного исследования. Реальное приращение научного знания заключается в следующем:

1. Уточнено содержание категории инвестиционного потенциала территории при осуществлении иностранного инвестирования, как определенным образом упорядоченной совокупности потенциальных инвестиционных ресурсов, представлена сложность интеграции в данное определение понятия «синергетического эффекта», связанная с объективными затруднениями в определении потенциальных возможностей его получения на стадии оценки инвестиционного потенциала региона. 2. Показан эвристический потенциал институционализма в определении привлекательности, для. процессов иностранного инвестирования как подсистемы в институциональной системе экономики, призванной создать предпосылки для наилучшего использования общественно-экономических отношений в развитии и инвестиционно-инновационном обновлении производительных сил общества путем стимулирования инвестиционной инициативы индивидов.

3. Модифицирована и адаптирована для условий мезоуровневых хозяйственных систем методика оценки привлекательности экономики административных образований региона для иностранного инвестирования. Методика базируется на рисковом методе оценки инвестиционной привлекательности хозяйственной системы, при котором ранжирование административных образований производится на основе данных, полученных расчетным путем при изучении выделяемых социально-экономических индикаторов, характеризующих совокупный инвестиционный потенциал и инвестиционный риск территории.

4. Впервые осуществлены ранжирование как по абсолютным показателям инвестиционного потенциала и риска инвестирования, так ичю соответствующим рангам (рейтингам) и группировка по степени привлекательности для иностранного инвестирования хозяйственных систем экономико-географических районов, городов и административных районов Ставропольского края с аналитическим обоснованием полученных расчетным путем результатов, что способствует выявлению приоритетов в реализации региональной администрацией политики по использованию возможностей достижения устойчивости функционирования экономики края, открывающихся в связи с присутствием иностранного предпринимательского капитала.

5. Обоснована необходимость содействия динамичному развитию «точек роста» хозяйственных систем мезоуровня (предприятий сельского хозяйства, химической, пищевой промышленностистроительстваторговли и общественного питанияпроизводства строительных материаловтранспорта и связи) путем стимулирования процессов их иностранного инвестирования при формировании долгосрочной стратегии социально-. экономического развития субъекта Федерации.

Теоретическая значимость исследования определяется актуальностью поставленных задач и достигнутым уровнем разработки затронутых в исследовании проблем, открывающим возможности к использованию предложенных в диссертации подходов при разработке и реализации инвестиционной политики региональной администрации, направленной на оптимизацию программ социально-экономического развития региона.

Практическая значимость исследования. Предложенная методика оценки привлекательности для потенциального иностранного инвестора социально-экономических систем региона может способствовать усилению взаимодействия хозяйствующих субъектов, ведущих свою деятельность на территории региона, и территориальных органов государственного управления при решении вопросов определения территориальных и отраслевых приоритетов для иностранного инвестирования.

Отдельные положения, нашедшие отражение в диссертации, могут быть использованы в процессе преподавания и изучения таких экономических дисциплин как «Мировая экономика», «Международные экономические отношения», «Международные валютно-финансовые и кредитные отношения», «Экономическая теория», «Государственное регулирование экономики», «Региональная экономика», а также включены в разработку программ различных спецкурсов, но актуальным проблемам экономики России и регионов.

Апробация работы. Основные теоретические и практические положения диссертации представлялись автором и были одобрены на научно-практической конференции в Ростовском филиале Российской таможенной академии в 2001 годуна внутри вузовских и межвузовских научных конференциях в Ростовском государственном экономическом университете «РИНХ» в 1999 — 2004 гг.

Предложения и рекомендации, выработанные в ходе исследования, нашли применение в деятельности Министерства экономического развития и.. торговли Ставропольского края при подготовке обновленного варианта «Плана привлечения инвестиций в. экономику Ставропольского края», утвержденного коллегией Минэкономразвития Ставропольского края в марте 2003 года. Результаты исследования использовались при разработке Правительством Ставропольского края «Концепции социально-экономического развития Ставропольского края до 2006 года».

Логическая структура диссертации. Диссертационная работа изложена в объеме 195 страниц и состоит из введения, трех глав, содержащих девять параграфов, заключения, списка использованной литературы, включающего 189 источников, и приложений. Работа содержит 20 таблиц и 6 рисунков.

Результаты исследования представлены в двух аспектах. Во-первых, это распределение и группировка регионов по абсолютным показателям совокупного рейтинга потенциала и риска. Исходные данные приведены в таблице 7 (графа «Доля в общекраевом потенциале») и таблице 8 Приложения (графа «Средневзвешенный индекс риска»).

Во-вторых, это аналогичные действия, но уже на основе распределения регионов собственно по рангам (рейтингам) частных и совокупных потенциала и риска. Они также проиллюстрированы в таблицах 7 и 8 Приложения.

Примечательно, что если при рассмотрении как совокупного инвестиционного потенциала, так и его составляющих доля каждого административного образования выражается в % от соответствующего общекраевого потенциала (прямая зависимость), то при изучении инвестиционного риска и его компонент в городах и районах края, когда за единицу принимается среднекраевой его уровень, используется обратная зависимость.

Необходимым представляется также задать определенную шкалу значений, в соотношении с которой тот или иной город или район сообразно полученным показателям уровня инвестиционного потенциала / риска будет отнесен к соответствующей совокупности (см. -таблицу 3.1). Следует отметить, уникальность подобной шкалы применительно к каждому отдельно взятому субъекту Федерации и несовпадение ее со шкалой федерального уровня, используемой при региональных сопоставлениях инвестиционного климата журналом «Эксперт». Уровень необходимого потенциала и допустимого риска, в соответствии с которыми инвестиционной привлекательности образования дается та или иная оценка, объективно зависит как от количества административных образований и их совокупностей — экономико-географических районов в составе региона (в нашем примере — 4 ЭГР, 9 городов, 26 районов), так и практики изучения распределения совокупного инвестиционного потенциала и средневзвешенного индекса инвестиционного риска по рассматриваемым образованиям субъекта Федерации.

Применительно к условиям Ставропольского края оправданным представляется применение в методике для текущего и последующих расчетов (при оговорке отсутствия кардинальных сдвигов как в административно-территориальном делении, так и распределении инвестиционного потенциала / риска) следующей шкалы, где уровень инвестиционного потенциала отображается в % от общекраевого, а уровень риска в единицах от средпекраевого:

Заключение

.

1. Характерной чертой новейшей экономической истории России является последовательное развитие принципа регионализма, т. е. подхода к рассмотрению и решению экономических, социальных, политических и других проблем под углом зрения экономических. интересов регионов, приведшего к обретению регионами экономической, самостоятельности. Бесконечное многообразие региональных условий и факторов обусловливают значительную территориальную дифференциацию темпов экономического роста, региональной эффективности, уровня жизни населения.

Успешность политики, направленной на формирование социально-ориентированной экономики рыночного типа в значительной степени регулируется уровнем инвестиционной активности регионов, глубиной проработки и обоснованности управленческих решений в области территориального размещения инвестиций, формированием сбалансированного инвестиционного портфеля регионов.

2. Хотя по международным оценкам Россия относится к числу стран с неблагоприятным инвестиционным климатом, в масштабе страны, в силу неоднородности условий в субъектах РФ, диапазон колебаний характеристик, формирующих содержание инвестиционного климата, достаточно широк.

Благодаря данному обстоятельству в сложившейся обстановке акценты характеристики инвестиционного климата смещаются с федерального на региональный уровень. Важнейшей научной задачей в подобной сложившейся ситуации становится изучение предрасположенности территорий к освоению инвестиций и соответствия реального пространственного размещения инвестиций возможностям территорий. При этом анализ инвестиционной ситуации может быть рассмотрен как частный случай применения ситуационного подхода, позволяющего выделять на территории региона участки, имеющие на данный момент сходные взаимосвязанные характеристики — социально-экономические ситуации.

3. Инвестиции с наибольшей эффективностью могут быть осуществлены в тех регионах, где для этого имеются наилучшие условия, поэтому важную роль в информационном и методическом обеспечении принятия управленческих решений на уровне регионов играет оценка инвестиционной привлекательности регионов и отраслей их экономики.

Цели и задачи регулирования инвестиционного процесса в регионах связаны с обеспечением их эффективного развития на основе рационального использования природных условий, экономических возможностей, хозяйственной специализации, территориального разделения труда, экономической интеграции и учета общегосударственных задач.

4. Одним из последствий финансового кризиса является изменение поведения инвесторов, когда акцент в области инвестирования смещается от спекулятивных операций на фондовом рынке в сторону реального сектора экономики. Динамика поступления прямых инвестиций в экономику региона начинает выступать наиболее объективным индикатором его инвестиционной привлекательности.

5. В отраслевой структуре привлеченных в экономику Ставропольского края иностранных инвестиций сохраняется проявившаяся в предыдущие годы тенденция ориентации зарубежных инвесторов на производства с высоким внутренним платёжеспособным спросом, как и в целом по Российской Федерации. Устойчивым фактом становится присутствие среди наиболее привлекательных для иностранных инвесторов отраслей пищевой промышленности, промышленности строительных материалов, строительства, транспорта и связи, сельского хозяйства.

В то же время специфика народнохозяйственного комплекса Ставропольского края, его отраслевой структуры и обслуживающей инфраструктуры предопределяют существенные расхождения с федеральными тенденциями в направлении потоков наибольших объёмов инвестиций. Пели на общероссийском уровне основные потоки средств направляются в такие отрасли, как финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение, общая коммерческая деятельность, но обслуживанию рынка, то в Ставропольском крае в условиях слабой развитости финансово — кредитного сектора и практически невостребованного рынка страховых услуг главенствующее положение по освоению иностранных капиталовложений занимают вышеперечисленные отрасли производственной и непроизводственной сферы.

6. Одним из основных инструментов государственного регулирования региональной инвестиционной деятельности должно стать выделение территориально-отраслевых экономических приоритетов. Под этим понимается содействие динамичному развитию «точек роста» экономики края — городов и административных районов, на территории которых размещены предприятия сфер наибольшего приложения иностранного капитала в хозяйственном комплексе края: производства и переработки сельскохозяйственной продукциипроизводства товаров народного потреблениятелекоммуникационных сетей и транспортаимпортозамещающие и экспортоориентированные производства.

Практически подтверждена тесная взаимосвязь между положительной динамикой роста вышеуказанных «точек» экономики и благоприятным решением вопроса о внутрирегиональном инвестиционном климате.

7. Как следует из результатов проведенных в исследовании расчетов, в качестве дающего довольно объективную картину инструментария при рассмотрении конкретной инвестиционной ситуации, складывающейся к данному моменту времени в административном образовании, может использоваться предложенная в работе методика. Она позволяет не только оценить инвестиционную привлекательность субъекта в составе региона, сопоставив в системе координат «инвестиционный потенциал» <=> «инвестиционный риск» рассчитанные соответствующие частные их показатели, но и проводить оперативное отслеживание инвестиционной привлекательности субъектов путем сопоставления их ежегодного рейтинга инвестиционной привлекательности (потенциал — риск) и суммарного накопления иностранных инвестиций в данных административных образованиях.

8. При изучении полученных показателей территориального инвестиционного потенциала и риска становится очевидно, что в городах и районах края, наиболее привлекательных для потенциальных иностранных капиталовложений, уровень инвестиционного потенциала существенно превышает аналогичный уровень риска. Это является довольно устойчивой, долгосрочной тенденцией, так как подобные условия, необходимые для привлечения внимания потенциального иностранного инвестора, создаются в течение длительного времени.

9. В сложившихся условиях стратегия концентрации иностранных инвестиционных ресурсов на перспективных территориально-отраслевых направлениях инвестирования с целью достижения максимального социально-экономического эффекта является более оправданной, нежели активное содействие их равномерному распылению по городам и районам края с позиций поступательного развития региона в целом.

10. Практика привлечения иностранных инвестиций последних лет, последовавших вслед за августовским кризисом 1998 года, убедительно свидетельствует о том, что масштабы и характер государственного (и прежде всего законодательного) регулирования сферы приложения зарубежных капиталов ставятся потенциальными инвесторами во главу угла при принятии решений об инвестировании в ту или иную хозяйственную систему. Однако большое количество проблемных формулировок в федеральном инвестиционном законодательстве и объективная невозможность его ревизии в обозримом будущем требуют принятия регионального законодательства в аналогичной области и соответствующих подзаконных нормативных актов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон РФ № Э9-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. (ред. от 02.01.2000)
  2. Федеральный закон РФ № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 г. (ред. от 21.03.2002)
  3. Федеральный закон РФ № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 г. (ред. от 18.06.2001)
  4. Федеральный закон РФ Л1> 32-Ф3 «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из федерального закона „О соглашениях о разделе продукции“ от 10.02.1999 г. (ред. от 06.08.2001)
  5. Указ Президента РФ № 562 „О проведении эксперимента по льготному налогообложению предприятий с иностранными инвестициями на территории Ставропольского края“ от 06.06.1995 г.
  6. Постановление Правительства РФ № 467 „О федеральной целевой программе „Электронная Россия“ (2002 — 2010 годы)“ от 23.06.2001 г.
  7. Постановление Правительства РФ ЛЬ 581 „О федеральной целевой программе „Юг России“ на 2002−2006 годы“ от 08.08.2001 г.
  8. Постановление Правительства РФ № 1249 „Об утверждении положения о предоставлении государственных гарантий под инвестиционные проекты социальной и народно-хозяйственной значимости“ от 12.11.1999 г.
  9. Закон Ставропольского края № З-КЗ „Об инвестиционном налоговом кредите“ от 24.03.2003 г.
  10. Закон Ставропольского края № 61-КЗ „О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ставропольском крае“ от 06.12.2002 г.
  11. Закон Ставропольского края № 49-КЗ „О привлечении иностранных инвестиции в экономику Ставропольского края“ от 10.11.2002 г.
  12. Постановление Правительства Ставропольского края 88-п „О координационном совете по развитию инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края“ от 20.04.2001 года
  13. Постановление Правительства Ставропольского края № 98-п „Об утверждении порядка государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями на территории Ставропольского края“ от 20.04.2001 года
  14. JI. Динамика и противоречия экономического роста. М., Экономика, 2002.311 С. ~ .
  15. JI. Стратегические ответы России на вызовы нового века. М., ВЭО России, 2004. 62 С.
  16. И. Инвестиционная стратегия регионов.//Рынок ценных бумаг, ЛЬ 14, 1999. С. 32−36.
  17. Н. Инвестиционный потенциал и экономический рост. // Экономист, № 6,2000. С.41−43.
  18. Е.С. Мировая экономика и международные экономические отношения /Акопова Е.С., Воронкова О. Н., Гаврилко Н. Н. Ред. В. И. Самофалова. Ростов н/Д, Феникс, 2000. 319 С.
  19. Е.С., Полякова М. А., Самофалов В. И. Введение в мировую экономику. Ростов н/Д, РГЭА, 1999. 228 С.
  20. В. Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. М.: Экономика, 1999. 344 С.
  21. В. Д. Иностранный капитал в экономике России. // Экономист, № 3, 1997. С.28−34.
  22. П. Инвестиции в отраслях ТЭК и естественные монополии. // Мировая экономика и международные отношения, Л!» 1, 1998. С.41−46.
  23. Е. Прямые иностранные инвестиции и внутренняя инвестиционная активность. // Мировая экономика и международные отношения, № 11, 1999. С. 27−32.
  24. Е., Павличенко Р. Иностранные инвестиции и экономический рост: теория и практика исследования. МэиМО, Jsbl, 2002. С.56−59.
  25. Е., Павличенко Р. Иностранный сектор в экономике России МэиМО, Кч5, 2001. С.49−55.
  26. B.C. Инвестиционные проблемы российской экономики. М., 2000. 132 С.
  27. Т. Прямые иностранные инвестиции в России: плюсы и минусы. //МэиМО, № 9, 2003. С.22−27.. .. .
  28. А.Р., Глазьев С. Ю., Гранберг А. Г., Ивантер В. В., Минакир П. А. и др. Стратегия развития государства па период до 2010 года. // ГНИИ системного анализа Счетной Палаты. 10.06.2003. http://wwvv.gisasp.ru/
  29. Бем-Баверк О.фон. Позитивная теория капитала. М., Прогресс, 1984.462 С.
  30. М. Инвестиции на Северном Кавказе фантастика! Возможно.//Рынок ценных бумаг, № 5, 2000. С.39−44.
  31. В. Информационная и методологическая основа для расчета эколого-экономических индикаторов. -М., МГУ, 2000. 128 С.
  32. И. Тезисы о национальной экономической стратегии и инновационной политике. // Инновации, инвестиции, индустрия http://www.3i.ru
  33. К. Поиски критериев благоприятного инвестиционного климата. МэиМО, № 1, 2001. С. 19−22.
  34. В., Попова А. Финансово-кредитный механизм регулирования инвестиционной деятельностью предприятия. СПб., 1993. 192 С.
  35. А. Мировая экономика. М., БЕК, 2001. 366 С.
  36. А. Россия в мировом инвестиционном процессе. // Вопросы экономики, № 1,2004. С.49−54.
  37. А.С. Экономика. М., Бек, 1997. 375 С.
  38. В.И. Основы региональной экономики. М.: Университет, 2000. 417 С.
  39. Е.М., Павлов И. Т. Инвестиционная политика в регионе. М., Наука, 1994.247 С.
  40. Л., Румянцев Л. Стратегия инновационного развития региона. // Экономист, № 6, 1998. С.52−54.
  41. О. Политика и экономика власти. Российская элита об инвестиционном климате. // Рынок ценных бумаг, JVul5, 2000. С.14−19.
  42. А. Дилемма инвестиционной стратегии государства. // Российский экономический журнал, № 10, 1997. С.23−26.
  43. А. Инвестиционный кризис:'последствия и пути преодоления. // Экономист, № 5,1998. С.44−47.
  44. А., Рамилова А. Возможности и задачи привлечения иностранного капитала в постдефолтных условиях. // Российский экономический журнал, № 8, 1999. С.16−19.
  45. Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. М., 2001.105 С.
  46. А. Как улучшить инвестиционный климат. // http://www.dni.ru, 23.6.2003.
  47. А. Вывоз капитала и концепция его регулирования. М., Финансы и кредит, 2003. 247 С.
  48. В.В. Инвестиционный потенциал Ставропольского края. // http://mediatext.ru/docs/17 516
  49. В.В. Ставрополье: инвестиционный климат и перспективы развития края. // Рынок ценных бумаг. № 12 (243) 2003. С.27−33.
  50. В.В. Цель привлечение инвестиций.// Газета «Пл. Ленина, 1», 07.11.2002. С.3−4.
  51. Города и районы Ставропольского края в 1999—2000 гг. г. Ставрополь, ККГС, 2001.281 С.
  52. Города и районы Ставропольского края в 2000—2001 гг. г. Ставрополь, ККГС, 2002. 277 С.
  53. Города и районы Ставропольского края в 2001—2002 гг. г. Ставрополь, ККГС, 2003. 283 С.
  54. Ф. Прямые иностранные инвестиции, деятельность ТНК и глобализация. // МэиМО, № 2, 2003. С.52−55.
  55. К. Регулирование инвестиционной деятельности в депрессивных регионах. // Экономист, № 5, 1997. С.44−46.
  56. В.А. Привлечение иностранных инвестиций в экономику России: состояние и развитие процесса. // Финансы, № 12, 2000. С.41−44.
  57. С. Иностранные инвестиции в России: источники и сфера влияния.//Рынок ценных бумаг, № 4, 2000. С. 17−21.
  58. Доклад о социально-экономическом положении Ставропольского края в2001 году. Часть 1−2. Ставрополь, ККГС, 2002. 39 С.
  59. Доклад о социально-экономическом положении Ставропольского края в2002 году. Часть 1−2. Ставрополь, ККГС, 2003. 42 С.
  60. Дюбуа Пелерен Э. Не выше ССС. // Рынок ценных бумаг, № 15, 2000. С.9−12.
  61. Ежегодное получение регионами и странами мира прямых иностранных инвестиций. Источник IOI1КТАД, 2000 год. http://www.russiaexport.net.
  62. Е.А. Теория экономического развития: системно-синергетический подход. М., 2001.257 С.
  63. ., Сапаргали Ш. К вопросу обоценке устойчивости социально-экономических систем. РОО «Сеть экспертов устойчивого развития Центральной Азии». — Алматы, 2002. 45 С.
  64. B.C. Рынок ценных бумаг. Ростов н/Д, Феникс, 2000. 114 С.
  65. В. Перспективы привлечения прямых иностранных инвестиций при вступлении России в ВТО. // Вопросы экономики, № 10, 2003. С.41−47.
  66. Н.Ю. Методология и анализ статистики иностранных инвестиций России. М., Финансы и статистика, 2000. 216 С.
  67. Инвестиционная модель России. На Ученом совете ИМЭМО. // МэиМО, № 11, 2003. С. 6−12.
  68. Инвестиционный климат в России. (Доклад Экспертного института).//Вопросы экономики, № 12, 1999. С.4−10.
  69. Инвестиционный рейтинг российских регионов. // Эксперт, № 37, 2000. С. 11−37.
  70. Инвестиционный рейтинг российских регионов. // Эксперт, № 39, 1999. С. 10−39.
  71. Инвестиционный рейтинг российских регионов. // Эксперт, № 43, 2003. С.11−42.
  72. Инвестиционный рейтинг российских регионов. // Эксперт, № 45, 2002. С.14−41.
  73. Иностранные инвестиции в России современное состояние и перспективы. Под ред. Фаминского И. П. Москва, «Международные отношения», 1995 г. 232С.
  74. М. Прямые иностранные инвестиции. // Финансы и кредит. № 5 (29) 1997 г. С.37−40.
  75. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег . Серия «Классики экономической науки -XX век». Москва: Гелиос АРВ, 2002. 443 С.
  76. М. Инвестиционный процесс.// Эксперт, № 10, 2000. С.42−44.
  77. Е., Курдюмов С. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994. 162 С.
  78. Д. Инновационная деятельность. М., Экзамен, 2003. 278 С.
  79. В. Прямые иностранные инвестиции и транснациональные корпорации. // Экономист, № 5, 1999. С.32−37.
  80. Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. — М., 1991.405 С.
  81. А.С. К вопросу о роли иностранных инвестиций в современном инновационном процессе. //Внешнеэкономический бюллетень. 2002 — № 3. С.16−19.
  82. К.В. Инвестиционная политика коммерческих банков. М., 1998. 112 С.
  83. Н.А., Балднна Н. П. Инвестиции и экономический рост. //ЭКО,№ 5, 1997. С.37−43.
  84. В. Экономическое положение и направления инвестиционной деятельности в регионе. // Экономист, № 2, 1997. С. 18−21.
  85. Э. Экономический рост и реформы в России. // Вопросы экономики, № 6, 2002. С.40−46.
  86. В.Н. Безопасность через развитие. — М., 2000. 186 С.
  87. О.Л., Кузнецов П. Г., Большаков' Б.Е. Система общество — природа — человек: устойчивое развитие. М., 2001. 164 С.
  88. В. Реформационный процесс: инвестиционные императивы. // Российский экономический журнал, № 3, 1996. С.58−64.
  89. В. Г. Иностранные инвестиции в экономику России в 2002 г. // www.gisasp.ru/ index. html
  90. В.Г. Иностранные инвестиции и внешний долг Российской Федерации. // ЭКО, № 8, 2000. С.29−34.
  91. Д. Инвестиционный климат в регионах с точки зрения западного инвестора. // Банковское дело в Москве. N3(63), 2000. С.22−26.
  92. Реформирование инвестиционного климата в России: основные аспекты законодательной базы.// www. investmentrussia/ 27.08.03
  93. В. Привлечение иностранных инвестиций: фактология, проблемы, подходы к решению. // Российский экономический журнал, № 5−6, 2000. С.45−51.
  94. Е.А. Иностранные инвестиции и инвестиционные аспекты экономической безопасности России. //Внешнеэкономический бюллетень, 1998 г. № 4. С.9−14.
  95. Т. Имидж региона как фактор инвестиционной привлекательности.//Рынок ценных бумаг, № 11, 1999. С.21−25.
  96. Т. Региональная инвестиционная политика: оценка потенциала и использование ресурсов.//Рынок ценных бумаг, № 13, 1999. С.24−32.
  97. A.M., Быстряков А. Я. Методы государственного регулирования процесса преодоления инвестиционного кризиса в реальном секторе экономики. Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1998. 111 С.
  98. А. Принципы экономической науки. В Зтт. Пер. с англ. М., 1993. Т. 1.294 С.
  99. М., Николаев М. Формирование экономической политики на региональном уровне. //Вопросы экономики, № 9, 1999. С.48−55.
  100. II. 10. Прямые иностранные инвестиции в России. Является ли иностранное предприятие более производительным? — М., РЭШ, 2002. 74 С.
  101. А. Семь раз приклей.(Осенью Дума рассмотрит большой пакет поправок к Закону о СРП). // Рынок ценных бумаг, № 15, 2000. С.11−25.
  102. В. Инвестиционная стратегия 2000.//Рынок ценных бумаг, № 3,2000. С.27−31.
  103. Я. Деньги для роста.// Эксперт, № 6, 2000. С. 21 26.
  104. П. Прямые иностранные инвестиции: современные тенденции. МэиМО, № 1, 2002. С.49−52.
  105. В. Методы оценки качества инвестиционных проектов. // Экономист, № 7, 1998. С.32−37.
  106. П. Инвестиционная политика: диалектика федерального и регионального уровней. // Российский экономический журнал, № 1, 2000. С. 1419.
  107. И. Инвестиционный процесс (материалы к спецкурсу). // Российский экономический журнал, № 1−3, 1998.
  108. Н. Стимулирование инвестиций как фактор социальной стабильности в регионе. // Экономист, № 2, 2000. С.43−45.
  109. В.Ю., Иванченко И. С. Исследование волновой динамики инвестиций в основной капитал // Вопр. статистики, № 3, 2002. С.22−29.
  110. В.Ю., Шишикина JI.B., Хутиева З. Л. и др. Под ред. Наливайского В. Ю. «Фондовый рынок — перспективы устойчивого развития. Монография. Ростов н/Д, РГЭА, 2000. 249 С.
  111. Наше общее будущее: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1989. 172 С.
  112. А. Современное состояние и основные проблемы институционально эволюционистской теории. // Вопросы экономики, № 3, 1997. С. 13−20.
  113. Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. Пер. с англ. М., 1989. 254 С.
  114. Новиков Алексей, Хессел Хелена, Ройс Конрад. Российская Федерация — краткое обоснование кредитного рейтинга. (27.01.2004) (Перевод с английского). // http://www.standardandpoors.ru/
  115. Н. Инновационный путь развития экономики. // Экономист, № 6, 2000. С.46−48.
  116. Н. Ориентиры инвестиционной и инновационной деятельности. // Экономист, № 3, 1999. С.27−33.
  117. Д. Институциональные изменения: рамки анализа. // Вопросы экономики, № 3,1997. С. 21 32.
  118. Общее состояние зарубежных капиталовложений в экономику России. -http://www.vitport.ru.
  119. В.Н., Кетова Н. П., Колесников Ю. С. и др. Экономическая система современной России. Концептуальные проблемы, приоритетные сферы, региональная специфика. М.: ИВЦ „Маркетинг“, 2001. 203 С.
  120. В.Н., Колесников Ю. С., Кетова Н. П., Тамбиев А. Х. Рыночная стратегия перехода Республики Карачаево-Черкессия к устойчивомусоциально-экономическому развитию и формирование механизмов его обеспечения. Минеральные Воды, 1997. 196 С.
  121. Л. Комментарии к Закону РФ „Об иностранных инвестициях“. //Рынок ценных бумаг, М» 1−4, 2000.
  122. Особенности инвестиционной модели развития России. Рук. авт. кол-ва: чл-корр. РАН Дынкин А. А., Кондратьев В. Б. М., ИМЭМО РАН, 2003. 108С.
  123. Отчеты Министерства экономического развития и торговли Правительства Ставропольского края за 1998−2000 годы.
  124. Отчеты Управления внешних «связей и инвестиций Правительства Ставропольского края за 1999 2003 годы.
  125. Р. Регулирование прямых иностранных инвестиций: тенденции и проблемы.// МэиМО, № 4, 2001. С.28−31.
  126. В. Курс политической экономии. М., Мысль, 1986. 374С.
  127. К. Открытое общество и его враги. Т. 1. М., 1992. 402 С.
  128. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Пер. с англ. М., 1998. 296С.
  129. А. Интегральная слякоть: инвестиционный климат в России.// Эксперт, № 10, 2000. С. 14−16.
  130. Прогноз функционирования экономики Российской Федерации (но материалам Министерства экономики РФ). // Экономист, № 2, 2000. С.4−15.
  131. В.В. Россия на рубеже тысячелетия.// Российская газета, 31 декабря 1999 г. С.2−4.
  132. А. Экономика переходного периода. М., Экономика, 2003. 397С.
  133. А. Прямые иностранные инвестиции как объект государственного регулирования. // Российский экономический журнал, № 7, 2000. С.46−49.
  134. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России.// Эксперт, № 47, 1996. С. 12−41.
  135. Ройс Конрад, Хессел Хелена. Россия: будет ли инвестиционный рейтинг? (16.01.2003) (Перевод с английского). // http: // vwvw.standardandpoors.ru/
  136. Э., Томсеи Дж., Биссет Н. Кредитоспособность российских регионов в 1999—2000 гг..//Рынок ценных бумаг, № 5, 2000. С.9−15.
  137. Л.Л., Беляков Д. Е. Инвестиции в регионы России. http://mediatext.ni/docs/l 2789.
  138. Л. Возможные формы финансирования инвестиционных проектов в России.//Рынок ценных бумаг, № 4, 2000. С.43−46.
  139. А. Макроэкономическое моделирование.'М., ГУ ВЭШ, 2000. 311С.
  140. В. К задействованию внебюджетных источников финансирования.// Российский экономический журнал.-1997 г. № 5−6. С.62−65.
  141. Г. Институционализм. М., РАГС, 1998. 63 С.
  142. С.В. Анализ инвестиционной привлекательности проекта с учетом региональной инвестиционно финансовой политики. Модель взаимодействия региона и инвестора. М., ЦЭМИ РАН, 1997. 99 С.
  143. П.В. Трансформация национальных интересов в условиях переходной экономики России (вопросы теории и методологии). Ростов н/Д, РГЭУ, 2000. 228 С.
  144. Л. Устойчивость природных и социальных динамических систем. М., 2001.212 С.
  145. И. Инвестиционный климат в России: региональные риски. М., Издатцентр, 1997. 342 С.
  146. Д. Инвестиционный климат в ожидании потепления. // Эксперт, #35 (295), 24.09.2001 С.27−31.
  147. О. Наука изменения. М., 2001. 284 С.
  148. Ф. С. Инвестиционный потенциал региона: теория, проблемы, практика. М.: Экономика, 1999. 322 С.
  149. Ф. С. Стратегия формирования и реализации инвестиционного потенциала. М.: Финансы и статистика, 1995. 291 С.
  150. Я. О мерах, но оживлению инвестиционного процесса в России. //Вопросы экономики, № 1, 1997. С.21−25.
  151. Л.Д. Путь в ноосферу: Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. М., 1993. 117С.
  152. Л.Д. Переход России к устойчивому развитию: ноосферная стратегия. М., 1998. 96С.
  153. Л.Д., Романович Л. Л. Безопасность и устойчивое развитие: философско-концептуальные проблемы. — М., 2001. 129С.
  154. В. Роль регионов в организации инвестиций. // Экономист, № 6,1999.С.51−54.
  155. А. «Рядовой инвестор» и его инвестиционные цели.//Рынок ценных бумаг, № 5, 2000. С.23−24.
  156. П. Как превратить Россию в привлекательный рынок для иностранных инвесторов. // Вопросы экономики, № 2, 2002. С.33−37.
  157. П. Привлечение ПИИ в Россию: пять шагов к успеху. М., Флинта: Наука, 2004. 251С.
  158. П. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. М., Финансы и статистика, 1999. 304С.
  159. Л., Ревазов В. Инвестиционный климат регионов России и пути его улучшения.//Вопросы экономики, № 9, 1999. С. 31−48.
  160. С. Обеспечение нормального инвестиционного климата — единственный инвестиционный ресурс государства.//Рынок ценных бумаг, № 1,2000. С.45−47.
  161. X., Ройс К. Россия: инвестиционного рейтинга пока нет. (03.11.2003) (Перевод с английского). // http://vwvw.standardandpoors.ru/
  162. X., Стоун С. Россия на пороге нового тысячелетия: точка зрения Standard & P00r's.//PbiH0K ценных бумаг, № 5, 2000. С.28−36.
  163. С., Щеголь А. Инвестиционная политика в регионе. // Экономист, № 1, 1998. С.47−51.
  164. С. Иностранные инвестиции: тенденция 90-х годов.// Мировая экономика и международные отношения, № 3, 1997. С. 19−26.
  165. И. Порядок и хаос рынка капитала России. М., 2003. 314С.
  166. С., Аборин С. Оценка социальной эффективности инвестиционных программ. // Экономист, № 11, 1998. С.52−57.
  167. Й. А. История экономического анализа. Пер. с англ. под ред.
  168. B. С. Автономова. Т.2. М., Экономическая школа. 2001. 263С.
  169. И. А. Теория экономического развития. М.: Прогресс. 1982. Т.1.352С.
  170. Экономическая ситуация и инвестиционный климат в России. Доклад Ясина Е. Г. на конференции «Год президентства В. В. Путина: первые экономические результаты» 14 февраля 2001 года
  171. А. К вопросу об интеграции России в мировую экономику. МэиМО, № 10, 2001. С. 18−21.
  172. К. Полезные раздражители, http:// www.expert.ru /expert / current/
  173. Юданов 10. Иностранные инвестиции в России: региональный аспект. // Мировая экономика и международные отношения, № 1, 1999. С.48−55.
  174. Е. Политика привлечения иностранных инвестиций в Россию: пора перемен? // Мировая экономика и международные отношения, № 11, 1999.1. C.57−59.
  175. Е., Астанович А., Данилов Ю., Косыгина А. Как улучшить инвестиционный климат в России. // Рынок ценных бумаг, № 22, 1999. С.35−40.
  176. Adams R. Performance indicators for sustainable development. Accounting and Business, April, 1999. P.48−61.
  177. Bohm-Bawerk E. Kapital und Kapitalzins. Leipzig, FGH Verlag, 1991. 406P.
  178. Bohm-Bawerk E. The Positive Theory of Capital. London, Burtons, 1971. 470P.
  179. Froot, Kenneth. Foreign Direct Investment .New York, McMurdock Publishing, 1995. 259P.
  180. Grace, Kay. Beyond Fund-Raising- New Strategies for Nonprofit Innovation and Investment,. New York, Harpers & Row, 2000. 277P.
  181. Jevons A. Political Economy. Essays in Our Changing Order. New York, McMillan, 1996. 367P.
  182. Luttik, Joke. Accounting for the Global Economy: Measuring World Trade and Investment Linkages (International Finance and Development Series). London, Wickers, 1999. 248P.
  183. Melton, Paul. Going Global with Equities- Make Investment Gains Without Frontiers. Oxford University Press, 1997. 21 IP.
  184. Rothgeb, John M. Foreign Investment and Political Conflict in Developing Countries. New York, McMillan, 2001. 332P.
  185. Theo Suranyi-Unger. Economics in the Twentieth Century. New York, McMillan, 1981. 412P. .
  186. Wicksell K. Value, Capital and Rent. New York, McMillan, 1985. 349P.
  187. World Development Indicators. UN Editorial Board, 2001. 194 P.
  188. Hayek T. Pure Theoiy of Capital. Chicago, Brooks Publ. 1992. 405P.
Заполнить форму текущей работой