Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Прагмалингвистический анализ высказываний с причинной семантикой в русском и немецком языках: На материале текстов русскоговорящих и немецкоговорящих социологов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под фреймом «причина» понимается структура знаний лингвистического и экстралингвистического характера, которая организована вокруг понятия «причина». Фрейм понятия «причина» состоит из верхнего и нижнего уровней. Верхний уровень включает в себя семантическую информацию о понятии «причина» и синтаксические модели высказываний с причинной семантикой. Нижний уровень фрейма характеризует понятие… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ АНАЛИЗА СУЩНОСТИ ПРИЧИННЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВЫБОРА АВТОРОМ ВЫСКАЗЫВАНИЙ С ПРИЧИННОЙ СЕМАНТИКОЙ
    • 1. 1. Исследования категории причинности с позиции философии, логики, психологии, социологии
    • 1. 2. Теоретические основы анализа категории причинности в лингвистике
    • 1. 3. Зависимость выбора автором текста речевых способов выражения причинных отношений от иерархии абсолютных приоритетных стратегий '
    • 1. 4. Анализ речевых способов выражения причинных отношений с позиции теории национальных семантических форм мышления
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ СОЦИОЛОГОВ ПО СТРАТЕГИИ СКРЫТОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ «УЧЕТ АВТОРОМ УРОВНЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ/НЕОСВЕДОМЛЕННОСТИ АДРЕСАТА ПРИ АКТУАЛИЗАЦИИ ПРИЧИННЫХ ОТНОШЕНИЙ»
    • 2. 1. Фрейм понятия «причина»
    • 2. 2. Когнитивный эксперимент по описанию механизмов понимания и употребления высказываний с причинной семантикой
    • 2. 3. Анализ высказываний с причинной семантикой в рамках теории речевых актов как осуществление иллокутивного акта убеждения
    • 2. 4. Характеристика речевой стратегии скрытого воздействия «учет автором осведомленности/неосведомленности адресата при актуализации причинных отношений»
    • 2. 5. Роль среднеречежанрового показателя для характеристики особенностей речевого поведения отправителя текста
    • 2. 6. Зависимость выбора автором планов осведомленности/неосведомленности от речевых жанров произведений и от национальной принадлежности авторов
    • 2. 7. Диагностирование стереотипных и индивидуальных особенностей в речевом поведении авторов социологических текстов при интерпретации фрагментов их речевых портретов
  • ВЫВОДЫ

Прагмалингвистический анализ высказываний с причинной семантикой в русском и немецком языках: На материале текстов русскоговорящих и немецкоговорящих социологов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертационная работа посвящена исследованию особенностей речевого поведения русскоговорящих и немецкоговорящих социологов.

Актуальность данного исследования определяется современным интересом лингвистики к изучению речевого поведения отправителей текста, принадлежащих к различным социальным группам, в различных речевых жанрах.

Объектом исследования является речевое поведение русскоговорящих и немецкоговорящих социологов, которое проявляется в диагностировании ими уровня осведомленности адресата в теме излагаемого материала.

Материалом исследования речевого поведения русскоговорящих и немецкоговорящих социологов послужили 30 текстов 14 социологов на русском и немецком языках. Тексты разбиты на малые синтаксические группы. Всего было проанализировано 37 972 единицы, извлеченные из текста методом сплошной выборки.

Предмет исследования составляют речевые сигналы стратегии скрытого речевого воздействия «учет автором осведомленности/неосведомленности адресата при актуализации причинных отношений». Данные речевые сигналы актуализируются автором на привычном неосознаваемом уровне в составе типичной речевой ситуации. На синтаксическом уровне речевые сигналы в виде придаточных причинных предложений и предложно-падежных конструкций выступают в составе малой синтаксической группы, которая рассматривается как единица анализа.

Цель диссертации состоит в выявлении национально-культурного своеобразия речевого поведения русскоговорящих и немецкоговорящих социологов при актуализации ими причинных отношений.

Гипотеза исследования заключается в следующем: Отправитель текста, актуализируя причинные отношения, ориентируется на определенный уровень осведомленности адресата в теме текста. Если автор ориентирует тексты на неосведомленного получателя с низким уровнем фоновых знаний, то он чаще выбирает придаточные предложения. Если же автор ориентирует тексты на осведомленного получателя с высоким уровнем фоновых знаний, то он чаще выбирает предложно-падежные конструкции.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Проанализировать выбор говорящим высказываний с причинной семантикой на основании приоритетных стратегий и с позиции теории национальных семантических форм мышления.

2. Исследовать содержание и форму понятия «причина» в рамках фреймового подхода и теории речевых актов.

3. Проанализировать речевое поведение русскоговорящих и немецкоговорящих социологов в зависимости от национальной принадлежности автора и в зависимости от речевых жанров произведений. Выявить в речевом поведении отправителя текста стереотипные и индивидуальные черты.

Методологическая база исследования. Диссертационная работа выполнена в русле концепции диалектического материализма, в соответствии с принципами единства формы и содержания, всеобщей связи явлений, единства и борьбы противоположностей и др.

Общенаучными основами исследования послужили идеи И. А. Бодуэна-де-Куртене (1963) об отражении в языковом мышлении внеязыковых представлений, мысли В. В. Виноградова (1986) о связи понятийных и грамматических категорий, исследования О. Есперсеном (1958) и И. И. Мещаниновым (1945) сущности понятийных категорий, идеи А. М. Пешковского (1956) о разграничении грамматических и логических категорий и т. д.

Частнонаучными основами исследования послужили работы по функциональной лингвистике: A.B. Бондарко (1983, 1984), Ю. Н Власовой.

1981, 1998), М. В. Всеволодовой и Е. И. Виноградовой (2001), Г. Ф. Гавриловой (2005), А. П. Комарова (1973), И. В. Одинцовой (2002), P.M. Теремовой (1985), работы, посвященные исследованию речевых актов: Н. Д. Арутюновой (1990), И. М. Кобозевой (1986), Д. Остина (1986), Дж. Серля (1986), исследования в области когнитивной лингвистики: Т. А. Дейка, В. Кинча (1988), М. Минского (1979), Ч. Филлмора (1981, 1983), У. Л. Чейфа (1983), работы по прагмалингвистике: М. Б. Бергельсон, А. Е. Кибрика (1981), Г. Г. Матвеевой (1986, 1998, 2003, 2004) и др.

В качестве методов исследования были использованы: гипотетико-дедуктивный метод, метод прагмалингвистического анализа, метод модифицированного контент-анализа.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Выбор говорящим одного из способов выражения причинных отношений исследуется с двух позиций: во-первых, с позиции принципа приоритета и приоритетных стратегий и, во-вторых, с позиции теории национальных семантических форм мышления. С позиции принципа приоритета и приоритетных стратегий речь идет о выборе развернутых и свернутых конструкций. Развернутыми конструкциями являются придаточные предложения. Свернутыми конструкциями являются предложно-падежные конструкции.

С позиции теории национальных семантических форм мышления можно говорить о расчлененной и обобщенной формах выражения причинных отношений. Под расчлененной национальной семантической формой понимаем придаточное предложение, в котором три компонента смысла: причинный компонент, компонент для выражения предикативных отношений и компонент для выражения модальных отношений, эксплицируются. Под обобщенной национальной семантической формой понимаем предложно-падежную конструкцию, в которой компонент для выражения предикативных отношений и компонент для выражения модальных отношений редуцируются.

2. Понятие «причина» исследуется с позиции фреймового подхода и теории речевых актов. С позиции фреймового подхода исследуется определенная модель (фрейм) организации высказываний с причинной семантикой. Она состоит из верхнего и нижнего уровней. Верхний уровень содержит семантическую информацию о понятии «причина» и синтаксические модели высказываний с причинной семантикой. На нижних уровнях находятся терминалы, которые характеризуют понятие «причина» в конкретном высказывании. В рамках теории речевых актов высказывания с причинной семантикой исследуются как осуществление говорящим в процессе речепроизводства речевого акта убеждения. Говорящий, произнося любое высказывание с причинной семантикой, производит целенаправленный, мотивированный выбор иллокуции.

3. Выбор автором конкретного речевого сигнала актуализации причинных отношений происходит автоматически и рассматривается нами как речевое поведение автора в рамках речевой стратегии скрытого воздействия «учет автором осведомленности/неосведомленности адресата при актуализации причинных отношений». Анализ речевого поведения русскоговорящих социологов проводится в зависимости от речевых жанров монографии и статьи. В текстах монографий авторы часто выбирают придаточные предложения. Однако в статьях авторы чаще обращаются к придаточным предложениям при выражении причинных отношений, чем в монографиях. Анализ речевого поведения русскоговорящих и немецкоговорящих социологов проводится в зависимости от их национальной принадлежности. С позиции национальной принадлежности можно говорить о разном выборе авторами причинных конструкций. Русскоговорящие авторы чаще выбирают придаточные предложения. Немецкоговорящие авторы выбирают придаточные предложения и предложно-падежные конструкции в равных пропорциях. При анализе фрагментов речевых портретов отдельных авторов можно говорить о наличии в их речевом поведении определенных индивидуальных и стереотипных черт.

Научная новизна диссертации определяется, во-первых, тем, что понятие «причина» и высказывания с причинной семантикой впервые исследуются в рамках фреймового подхода и в рамках теории речевых актовво-вторых, тем, что впервые исследуется речь социологов в рамках скрытой прагмалингвистики с позиции диагностирования отправителем текста уровня осведомленности получателя на основании речевой стратегии скрытого воздействия «учет автором осведомленности/неосведомленности адресата при актуализации причинных отношений».

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что результаты изучения речевого поведения социологов и способов речевого воздействия отправителя текста на получателя вносят вклад в теорию изучения скрытого речевого поведения в рамках прагмалингвистического аспекта.

Практическая ценность работы обусловлена тем, что полученные результаты могут быть использованы при чтении лекционных курсов по теории языка и спецкурсов по прагмалингвистике, а также при коммуникативно-ориентированном обучении иностранным языкам.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации изложены в четырёх публикациях. Их содержание докладывалось на научно-практических конференциях в Ростовском государственном педагогическом университете (2001, 2003, 2004 гг.), в Донском юридическом институте (20 012 006 гг.), на заседаниях кафедры иностранных языков и МП ЛИ РГПУ (20 022 006 гг.).

Данное исследование имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованной теоретической литературы, список использованных для анализа текстов, приложения.

Выводы.

Данная глава посвящена, во-первых, анализу высказываний с причинной семантикой с позиции фреймового подхода и с позиции теории речевых актов, а во-вторых, анализу речевого поведения русскоговорящих и немецкоговорящих социологов по стратегии скрытого воздействия «учет автором осведомленности/неосведомленности получателя в теме текста при актуализации причинных отношений».

С позиции фреймового подхода был исследован фрейм организации высказываний с причинной семантикой, который состоит из верхнего и нижнего уровней. Верхний уровень содержит семантическую информацию о понятии «причина» и синтаксические модели высказываний с причинной семантикой. На нижних уровнях находятся терминалы, которые характеризуют понятие «причина» в конкретном высказывании. И это было показано при проведении когнитивного эксперимента. Терминалы реализуются опрошенными по-разному, исходя из уровня их фоновых знаний, то есть индивидуального опыта, уровня образованности и т. п. Терминалы нижних уровней отражают индивидуальный опыт участников эксперимента и уровень фоновых знаний, об этом свидетельствует разное лексическое наполнение высказываний с причинной семантикой в примерах опрошенных и употребление различных способов выражения причинных отношений.

С позиции теории речевых актов мы проанализировали высказывания с причинной семантикой как осуществление иллокутивного акта. Как показал анализ, говорящий/пишущий, произнося высказывания с причинной семантикой, отличающиеся друг от друга своей синтаксической структурой и лексическим наполнением, осуществляет один и тот же иллокутивный акт убеждения. Это свидетельствует о том, что говорящий при произнесении любого высказывания с причинной семантикой производит целенаправленный выбор иллокуции причины. Выбор автором конкретных актуализаторов причины (придаточного предложении или предложно-падежной конструкции) осуществляется немотивированно.

В результате анализа речевого поведения русскоговорящих и немецкоговорящих социологов по стратегии скрытого воздействия «учет автором осведомленности/неосведомленности получателя в теме текста при актуализации причинных отношений» были выявлены особенности речевого поведения авторов при диагностировании ими уровня осведомленности получателя в теме излагаемого материала. Данный анализ проводился на основе выбора русскоговорящими и немецкоговорящими социологами расчлененной и обобщенной формы выражения причинных отношений, которые реализуются в таких синтаксических конструкциях как придаточное предложение и предложно-падежная конструкция. Данный выбор осуществляется отправителем текста автоматически и отражает представление автора об уровне осведомленности читателя в теме социологического исследования.

Анализ стереотипного речевого поведения русскоговорящих и немецкоговорящих социологов в зависимости от национальной принадлежности авторов позволил сделать выводы о национальных особенностях речевого поведения авторов. Национальные особенности речевого поведения русскоговорящих и немецкоговорящих социологов проявляются в том, что русскоговорящие социологи, оценивая получателя текста, ориентируются на низкий уровень знаний получателя, в отличие от немецкоговорящих социологов, которые оценивают уровень фоновых знаний читателя как довольно высокий.

Анализ речевого поведения русскоговорящих авторов в различных речевых жанрах, а именно в речевых жанрах статьи и монографии, позволил выявить зависимость выбора автором расчлененных и обобщенных форм отражения причинных отношений от жанра произведения. Монография ориентирована на более высокий уровень фоновых знаний получателя. Автор статьи предполагает уровень осведомленности адресата в теме своего исследования несколько ниже, чем уровень читателя монографий.

Анализ фрагментов речевых портретов отдельных авторов позволил сделать выводы о наличии в их поведении стереотипных и индивидуальных черт.

Заключение

.

Данное исследование проведено в рамках скрытой прагмалингвистики, в которой центральное место занимает изучение речевого поведения отправителя текста. Результаты исследования скрытой прагмалингвистики позволяют раскрыть механизмы речевого воздействия отправителя текста на получателя.

Категория причинности, как универсальная понятийная категория, является объектом исследования многих наук. Лингвистика исследует данную категорию с позиции изучения различных способов выражения причинных отношений в языке. Наличие в русском и немецком языках различных способов выражения причинных отношений позволяет говорящему/пишущему совершать выбор определенного способа выражения причины в процессе речевого акта.

Как показал анализ, данный выбор может осуществляться говорящим/пишущим на основании принципа приоритета и приоритетных стратегий. Приоритетные стратегии выделяют наиболее значимые компоненты смысла речевого сообщения, и ослабляют наименее значимые. Наиболее значимыми компонентами смысла в семантике причинных высказываний являются причинный и событийный компоненты. В основе абсолютных приоритетных стратегий находится иерархия свертывания причинного и событийного компонента.

Престижный статус в иерархии получает придаточное предложение, в котором причинный и событийный компоненты представлены в полной развернутой форме. Предложно-падежные конструкции получают периферийный статус, так как событийный компонент в них частично редуцируется.

Как в русском, так и в немецком языках причинные отношения могут быть выражены придаточным предложением и предложно-падежной конструкцией. Однако, как показал анализ, русскоговорящие и немецкоговорящие социологи выбирают чаще одну из данных синтаксических конструкций. В связи с этим мы проанализировали выбор автором определенного способа выражения причинных отношений с позиции теории национальных семантических форм мышления. Мы пришли к выводу, что различие в выражении причинных отношений с помощью придаточных предложений и предложно-падежных конструкций заключается в форме отражения объективных причинных отношений.

В связи с этим мы выделяем «расчлененную национальную семантическую форму отражения причинных отношений», представленную в придаточном предложении, и «обобщенную национальную семантическую форму отражения причинных отношений», представленную в предложно-падежной конструкции.

Понятие «причина» и различные способы выражения причинных отношений были проанализированы в рамках когнитивной лингвистики и теории речевых актов.

В рамках когнитивной лингвистики, а именно фреймового подхода, понятие «причина» и высказывания с причинной семантикой были проанализированы с целью выявления механизмов понимания и употребления высказываний с причинной семантикой говорящим и слушающим. С позиции фреймового подхода нами были исследована модель (фрейм) понятия «причина».

Под фреймом «причина» понимается структура знаний лингвистического и экстралингвистического характера, которая организована вокруг понятия «причина». Фрейм понятия «причина» состоит из верхнего и нижнего уровней. Верхний уровень включает в себя семантическую информацию о понятии «причина» и синтаксические модели высказываний с причинной семантикой. Нижний уровень фрейма характеризует понятие «причина» в конкретных высказываниях и заполняется в процессе приспособления данного фрейма к конкретным причинным высказываниям. Нижний уровень фрейма реализуется отправителем и получателем текста поразному, исходя из их индивидуального опыта, уровня их образованности, то есть уровня фоновых знаний.

В рамках теории речевых актов высказывания с причинной семантикой проанализированы как осуществление иллокутивного акта убеждения. Говорящий, произнося высказывания с причинной семантикой, которые отличаются друг от друга своим лексическим наполнением и синтаксической структурой, осуществляет один и тот же иллокутивный акт убеждения, то есть осуществляет мотивированный целенаправленный выбор иллокуции.

Выбор автором конкретного речевого сигнала причинных отношений осуществляется немотивированно, привычно для достижения оптимального воздействия на получателя текста. Он осуществляется как речевой поступок интуитивно, на неосознаваемом отправителем и получателем текста уровне. В этом случае можно говорить о речевом поведении, которое проявляется в выборе автором речевых сигналов грамматических и текстуальных категорий. Расчлененная и обобщенная форма представления семантики в тексте относится нами к текстуальным категориям.

Национальные семантические формы актуализируются в тексте автоматически, поэтому мы рассматриваем их как планы речевой стратегии скрытого воздействия «учет автором осведомленности/неосведомленности адресата» при актуализации причинных отношений". План неосведомленности адресата актуализируется в тексте выбором придаточного предложения причины. План осведомленности адресата актуализируется выбором предложно-падежной конструкции.

Для данных планов можно вывести среднеречежанровую величину, которую мы рассматриваем как эталонное стереотипное речевое поведение авторов социологических текстов при актуализации причинных отношений. На основании анализа текстов по стратегии осведомленности/неосведомленности нами были получены следующие результаты:

• Мы определили в монографиях русскоговорящих и немецкоговорящих социологов зависимость выбора ими планов осведомленности/неосведомленности от национальной принадлежности авторов. Так, русскоговорящие авторы чаще актуализируют план неосведомленности. Это свидетельствует о том, что русскоговорящие авторы ориентируют тексты монографий на неподготовленных читателей. А немецкоговорящие авторы, также в монографиях, актуализируют планы осведомленности и неосведомленности практически в равных пропорциях. Это свидетельствует о том, что немецкоговорящие авторы оценивают уровень фоновых знаний получателя текста как достаточно высокий.

• Мы выявили зависимость выбора русскоговорящими авторами планов осведомленности/неосведомленности от речевых жанров произведений. В монографиях русскоговорящие социологи ориентируются на неподготовленного читателя, с более низким уровнем фоновых знаний, чем у авторов. Однако в текстах статей авторы предполагают еще большую степень неосведомленности читателей.

• Мы выявили наличие индивидуальных и стереотипных особенностей в речевом поведении отдельных авторов. Индивидуальные особенности речевого поведения авторов проявляются в том, что их абсолютные показатели могут резко отклоняться от среднеречежанровых показателей. Если, однако, показатели планов осведомленности/неосведомленности сближаются или незначительно отклоняются от среднеречежанровых показателей, то это свидетельствует о стереотипности речевого поведения автора текста.

Дальнейшие исследования в области проблем, выдвинутых в рамках данной диссертационной работы, могут проводиться при исследовании речевого поведения других профессиональных и национальных групп по данной стратегии, а также при анализе других семантических категорий и способов их выражения в рамках когнитивной лингвистики, теории речевых актов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. А. Полевой эксперимент по исследованию речевого поведения авторов рецензий // Личность, речь и юридическая практика: Межвуз. сб. науч. тр. — Ростов н/Д: Изд-во Донского юридического института, 2000-Вып. З.-С. 7−13.
  2. В. Г. Строй современного немецкого языка. -2-е изд. М.- Л.: Просвещение, 1966. — 284 с.
  3. . Г. О психологических эффектах социализации // Человек и общество Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1971.- С. 144−150.
  4. Н. Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы. М.: Наука, 1976. — 384 с.
  5. Н. Д. Фактор адресата // Известия АН СССР Сер. лит. и яз. -1981.- Т. 40. -№ 4. — С. 356−367.
  6. Н. Д. Речевой акт// Лингвистический энциклопедический словарь М.: Сов. Энциклопедия, 1990. — С. 412—413.
  7. Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология.- М.: Аспект-Пресс, 1998.-271 с.
  8. Атрибуция каузальная// Психология: словарь/ Под. ред. А. В. Петровского.- М.: Политиздат., 1990.- С. 30−31.
  9. В. В., Максимов Л. Ю. Современный русский язык— М.: Просвещение, 1987. Ч. 3.: Синтаксис. Пунктуация. — 256 с.
  10. В. В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. М.: Просвещение, 1979. — 265 с.
  11. Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М.: Ингиз, 1955.-416 с.
  12. М. М. Проблема речевых жанров// Бахтин М. М. Собр. соч.- М: Русские словари, 1996.-Т. 5: Работы 1940−1960 гг.-С. 159−206.
  13. М. Б., Кибрик А. Е. Прагматический «Принцип Приоритета» и его отражение в грамматике языка// Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. — 1981.- Т. 40. Вып. 14.- С. 343−354.
  14. В. В. Роль вторичной предикативности в построении связного текста // Семантика и прагматика синтаксических единств: Межвуз. сб. /Под ред. И. П. Сусова. Калинин: Калинин, гос. ун-т, 1981. — С. 5−13.
  15. В. В. Иллокутивная сила высказывания и перформативный глагол // Содержательные аспекты предложения и текста- Калинин: Калинин, гос. ун-т., 1983. С. 46−57.
  16. А. А., Куницына В. Н., Панферов В. Н. О социальных эталонах стереотипах и их роли в оценке личности // Человек и общество. JL: Изд-во Ленинградского ун-та, 1971.- С. 151−161.
  17. А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982.-200 с.
  18. Бодуэн де Куртене И. А. Заметки на полях сочинения В. В. Радлова.- В кн.: Бодуэн де Куртене И. А. Избранные труды по общему языкознанию.- М.: Изд-во АН СССР, 1963. Т. 1.-С. 175−187.
  19. Бодуэн де Куртене И. А. Количественность в языковом мышлении В кн.: Бодуэн де Куртене И. А. Избранные труды по общему языкознанию.- М.: Изд-во АН СССР, 1963. — Т. 1.- С. 311−324.
  20. А. В. Грамматическое значение и смысл Л.: Наука, 1978.-173 с.
  21. А. В. Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии-Л.: Наука, 1983.-207 с.
  22. А. В. Функциональная грамматика Л.: Наука, 1984 — 136 с.
  23. В. Г. От диафрагм Фейнмана к грамматикам Хомского: о единстве событийного языка в науке и культуре // Философия науки- Вып.: Философия науки в поисках новых путей М., 1999. — С. 15−26.
  24. М. Причинность. Место принципа причинности в современной науке М.: Изд-во ин. лит., 1962 — 215 с.
  25. А. И. Смысловые отношения в структуре языка. Л.: Изд-во ленингр. ун-та, 1984 — 135 с.
  26. Н. В. Союз // Лингвистический энциклопедический словарь-М.: Сов. Энциклопедия, 1990. С. 484−485.
  27. Т. Программа, понимающая естественный язык. М.: Мир, 1976.-294 с.
  28. В. В. О категории модальности и модальных словах в русском языке- В кн.: Виноградов В. В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. -М.: Высш. шк., 1975 С. 55−58
  29. В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове- М.: Высш. шк., 1986.-640 с.
  30. Т. Г. Штамп речевой // Лингвистический энциклопедический словарь.- М.: Сов. Энциклопедия, 1990. С.588−589.
  31. Ю. Н. Синонимия синтаксических конструкций в современном английском языке. Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. ун-та, 1981. — 160 с.
  32. М. В., Виноградова Е. Н. Средства связи, участвующие в выражении причинно-следственных отношений в рамках функционально-коммуникативного описания языка// Вестн. Москв. ун-та. Сер. 8.: Филология. — 2001. — № 6. — С. 69−99.
  33. М. В., Ященко Т. А. Причинно-следственные отношения в современном русском языке М.: Рус. яз., 1988 — 207 с.
  34. М. В., Паршукова 3. Г., Потапова Г. Б. Способы выражения обстоятельственных отношений-М.: Из-во Моск. ун-та, 1973 138 с.
  35. Г. Ф. Предложение-высказывание в когнитивном аспекте // Филологические науки. 2001. -№ 6. С. 72−78.
  36. Г. Ф. Синтаксис предложения. Избранные труды Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2005 — 168 с.
  37. Гак В. Г. Номинация сказуемого и устранение субъекта // Синтаксис и стилистика: Сб. науч. ст./Под ред. Г. А. Золотовой. М.: Наука, 1976. — С. 85−102.
  38. Д. П. Краткий словарь по логике М.: Просвещение, 1991- С. 157−159.
  39. Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-352 с.
  40. Е. В. Теория сложноподчинённого предложения в современном немецком языке. М.: Высш. шк, 1971. — 207 с.
  41. Е. В., Шендельс Е. И. Грамматико-лексические поля в современном немецком языке. -М.: Просвещение, 1969. 181 с.
  42. Т. А., Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистики Вып. 23- М.: Прогресс, 1988 — 4−39.
  43. В. 3. Событие в семантике, прагматике и в координатах интерпретации текста // Изв. АН СССР Сер. лит. и яз. -1983 — Т. 42.-№ 4.- С. 320-329.
  44. Дуден. Грамматика современного немецкого языка.-Л., 1962. 699 с.
  45. Е. Ж. Переходное общество: институциональный анализ // http://www.soc.pu.ru/publication/pts/esengaraew
  46. О. Философия грамматики. М., 1958. — С. 57−58.
  47. А. С. Стратегия осведомленности/неосведомленности адресата: прагмалингвистический подход: Дис. .канд. филол. наук- Ростов-на-Дону, 2005.-192 с.
  48. Н. Л. Специфика социальной системы России. Глава 2. Основания российской социальной системы // http://www.i.-u.ru/biblio/archive/zaharov.
  49. В. А. Предложение и его отношение к языку и речи. М., 1976. -306 с.
  50. Л. П., Строева Т. В. Современный немецкий язык. Теоретический курс. 3-е изд-е — М.: Изд-во лит-ры на ин. яз., 1957. — 420 с.
  51. М. К., Арцишевская Е. В. Типология языковых способностей-Дубна: Изд. центр «Феникс», 1997 259−288.
  52. Е. П. Считаете ли Вы необходимым различие вариантов синтаксических единиц? // Филолог, науки. М.: Высш. шк., 1962 — № 3-С. 142−146.
  53. С. Д. Типология языка и речевое мышление JL: Наука, 1972. -215 с.
  54. И. М. «Теория речевых актов» как один из вариантов теории речевой деятельности // Новое в зарубежной лингвистике Вып. 17. — М.: Прогресс, 1986-С. 7−21.
  55. И. М. Лингво-прагматический аспект анализа языка СМИ // http://evartist. narod. ru
  56. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М: Academia, 2001. — 175 с.
  57. М. Н. Некоторые аспекты изучения речевых жанров в нехудожественных текстах // Стереотипность и творчество в тексте: Межвуз. сб. науч. тр.-Пермь: Перм. ун-т.-1999- С. 18−25.
  58. А. П. Система средств выражения причинно-следственных отношений в современном немецком языке // Автореф. дисс. на соиск. уч. степени доктора фил. наук М., 1973- 69 с.
  59. Г. М. Об особенностях стереотипизации // Вестник МГУ. -Сер. «Журналистика» 1968. — Вып.2 — № 1.- С.56−67.
  60. В. Г. Социальная психология. М.: Изд-во: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-448 с.
  61. В. Н. Социальные стереотипы условие и продукт социализации// Человек и общество- Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1971.- С.184−191.
  62. Т. П. О некоторых вопросах структуры предложения// Филолог. Науки.- М.: Высш. шк., 1959-№ 4 С. 5−17.
  63. М. Этюды по этике // http://www.narkom.ru/ideas/sozio/120.html.
  64. Е. Фреймовое представление семантики текста// Лингвистический вестник Ижевск: УМО «Sancta lingua», 2000 — Вып. 2,-С.114−124.
  65. Г. Г. Анализ организации научного текста по абзацам с позиции информативной прагматики // Исследование структурных особенностей немецкого языка Владимир, 1986 — С. 74−86.
  66. Г. Г. Диагностика личностных качеств человека по его речи: Спецкурс.- Ростов н/Д, 1998 83с.
  67. Г. Г. К вопросу о речевых стратегиях скрытого воздействия отправителя текста на его получателя // Личность, речь и юридическая практика Ростов н/Д: ДЮИ, 2003.-Вып.6. — С. 122−128.
  68. Г. Г. Нюансы смысла в скрытой прагмалингвистике // Филологический вестник РГУ.- Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1998. № 2 — С. 28−32.
  69. Г. Г., Нужнова Е. Е., Тонченко Л. Н. Малая синтаксическая группа как единица прагматического исследования // Актуальные проблемы филологии и МП: Межвуз. сб-к. Ростов н/Д: РГПУ, 2001 — Ч. 1.-С. 190−197.
  70. Г. Г., Петрова Е. Е. Речевая деятельность и речевое поведение как составляющие речи// http://rspu/edu/ru/proiekts/deutch/note51 .html
  71. И. И. Понятийные категории в языке // Тр. Военного института иностранных языков. 1945. -№ 1.
  72. И. И. Члены предложения и части речи. Л.: Наука, 1978. -387 с.
  73. М. Фреймы для представления знаний М.: Энергия, 1979.-152 с.
  74. Д. В. Национальные стереотипы в современном российском обществе // http://lib.socio.msu.ru.
  75. А. И., Черных А. И., Гиляровский Р. С. Основы научной информации. М.: Наука, 1965. — 655 с.
  76. В. П., Сильницкий Г. Г. Типология каузативных конструкций. Морфологический каузатив. Л., 1968. — 243 с.
  77. И. В. Особенности стереотипного речевого поведения журналистов (Текст) // Одарюк И. В. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук: 10.02.19-Ростов-на-Дону, 2003. 25 с.
  78. И. В. Структурно-коммуникативные модели с причинной семантикой в простом предложении // Вест. Моск. ун-та. Сер.9: Филология, 2002. -№ 1.- С. 48−72.
  79. . Л. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. -Вып. 17.- М.: Прогресс, 1986. С. 86−88.
  80. А. В. Этнические стереотипы в свете межкультурной коммуникации// Вестник МГУ. «Лингвистика и межкультурная коммуникация». -М.: Изд-воМГУ, 1998-Вып. 11.-№ 1 — С. 94−104.
  81. Е. В. Актуализация предложения в составе речевого акта. -«Формальное представление лингвистической информации». -Новосибирск, 1982. С. 26−67.
  82. В. Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопонимания людей // Вопросы психологии, 1982 № 5 — С. 139−141.
  83. Г. Принципы истории языка. М., Изд. иностр. лит., 1960. — 500 с.
  84. С. А. О переходных явлениях в семантике каузальных союзов английского и русского языков // Языковые единицы и категории в речи: Межвуз. сб. науч. тр. Пятигорск: Изд-во Пятигорского гос. лингв, ун-та, 2001.-С. 145−153.
  85. С. С. Функциональная близость предложения и субстантивно-инфинитивного словосочетания // Синтаксис предложения и текста: ф Межвуз. сб. науч. тр.- Воронеж: Воронеж, гос. пед. ин-т, 1985 С. 42−48.
  86. А. М. В чем же, наконец, сущность формальной грамматики? -В кн.: Пешковский А. М. Избранные труды М., 1959 — С 96−100.
  87. А. М. Русский синтаксис в научном освещении — М., 1956-С. 205−208.
  88. Понятийная категория // Лингвистический энциклопедический словарь,-М.: Сов. Энциклопедия, 1990. С.385−386.
  89. А. А. Из записок по русской грамматике М., Учпедгиз, 1958* Т.1−536 е.
  90. Причинность // Философский словарь/ под. ред. Розенталя М. М.-.З-е изд-е. М.: Политиздат, 1975.-С. 329−330.
  91. Причинный анализ // Краткий словарь по социологии/ Под. ред. Гвишиани Д. М. М.: Политиздат, 1988.- С. 248−250.
  92. Ю. Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев М., 2 003 224 с.
  93. Н. В. Английский язык для аспирантов и соискателей. Иркутск: Иркут. ГУПС, 2005.- 60 с.
  94. Р. Функциональные и культурно-сопоставительные аспекты прагматических клише // Вопросы языкознания.- М., 1997 № 1. — С. 1025.
  95. О. И. Эллиптизация как свойства художественного текста. Очерки по лингвистике текста. Пятигорск: Изд-во ПГПУ, 2001. — С. 4−123.
  96. Русская грамматика М.: Наука, 1970. — 767 с.
  97. Русская грамматика. М.: Наука, 1980 — Т. 2 — 783 с.
  98. Т. Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема тендерных исследований// http://www.ivanovo.ac.ru.- /'
  99. А. Н. Части речи и категории мышления.-Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1959.-67 с.
  100. . А. О материалистическом подходе к явлениям языка — М.: Наука, 1983 .-317с
  101. Дж. Классификация иллокутивных актов // Новое в зарубежной лингвистике.-Вып. 17.-М.: Прогресс, 1986-С. 170−194.
  102. Дж. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике.-Вып. 17.-М.: Прогресс, 1986.-С. 151−169.
  103. Дж., Вандервекен Д. Основные понятия исчисления речевых актов // Новое в зарубежной лингвистике Вып. 18. — М.: Прогресс, 1986. — С. 242−264.
  104. Г. Г. Семантические и валентностные классы английских каузативных глаголов. JL, 1974. — 254 с.
  105. Современный русский язык. Морфология. Синтаксис. / Под ред. проф. Е. М. Галкиной-Федорук. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1964- Ч. 2. — 637 с.
  106. Современный русский язык: лексика и фразеология. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Словообразование. Морфология. Синтаксис/Аникина A.B., Беличиков Ю. А., Вакуров E.H. и др./ Под ред. Д. Э. Розенталя. М.: Высш. шк., 1984 — 735 с.
  107. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц./ В. В. Бабайцева, Н. А. Николина, JI. Д. Чеснокова и др. / Под ред. Е. И. Дебровой. М.: Издательский центр «Академия», 2001- Ч. 2: Морфология. Синтаксис. — 704 с.
  108. В. В. Философия Спинозы и современность М., Изд-во Моск. ун-та, 1964.-450 с.
  109. Г. Я. О штампах в «газетном языке» // Вестник МГУ.- Сер. «Журналистика" — М.: Изд-во МГУ, 1968 Вып.2. -№ 2 — С.46−53.
  110. В. M. Вариативность как общее свойство языковой системы// Вопр. языкознания., 1984-№ 2-С. 31−42.
  111. В. М. Вариативность // Лингвистический энциклопедический словарь-М.: Сов. энциклопедия, 1990-С. 80−81.
  112. Ю. А. Стереотип, штамп, клише: к проблеме определения понятий // Общение: теоретические и прагматические проблемы- М., 1998.-С. 68−89.
  113. Социология науки / Отв. Ред. M. М. Карпов. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского государственного университета, 1968. — 226 с.
  114. Стереотипы// Leavka. boom, ru/ stereotyp, html.
  115. П. Ф. Намерения и конвенция в речевых актах // Новое в зарубежной лингвистике.-Вып. 17.-М.: Прогресс, 1986.-С. 130−150.
  116. И. А. Фреймовый анализ в исследовании идиостилей // Филологические науки., 2004- № 4. С. 42 — 49.
  117. JI. Д. Языковой статус причинной связи // Филологические науки., 1998.-№ 1.-С. 50−55.
  118. Р. М. Опыт функционального описания причинных конструкций- JL, 1985.-70 с.
  119. Л. Н. Воздействующая функция стереотипов // Личность, речь и юридическая практика: Межвуз. сб. науч. тр. Ростов н/Д: Изд-во Донского юридического института, 2000. — Вып. 3. — С. 102−107.
  120. Ф. В. Такое простое и понятное слово русский // http://slovorus.ivanovo.ru/block.
  121. Л. История философии. Собрание произведений в 3-х томах-М.: Мысль, 1974.-Т.1. 544 с.
  122. Ч. Дело о падеже открывается вновь // Новое в зарубежной лингвистике.-Вып.Ю.-М.: Прогресс, 1981.-С. 496−530.
  123. Ч. Основные проблемы лексической семантики // Новое в зарубежной лингвистике-Вып. 12.-М.: Прогресс, 1983-С. 74−122.
  124. Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике-Вып. 23-М.: Прогресс, 1988-С. 52−93.
  125. Е.В. Национально-культурная специфика речевого поведения отправителя текста (прагмалингвистический аспект): Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук: 10.02.19-Ростов-на-Дону, 2003.-162 с.
  126. Е. В. Речевой этикет и культура общения М.: Высшая школа, 1989 — 152 с.
  127. Функционально-семантические и словообразовательные поля в лингвистике. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского государственного педагогического университета, 1998. — 360 с.
  128. Хелена Беличева-Кржижкова. Система причинных отношений между предложениями в русском и немецком языках // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.15. — М.: Прогресс, 1985. — С. 407−432.
  129. А. В. Прагмалингвистический аспект речевых жанров научного стиля (на материале немецких и русских текстов подъязыка физики) Дис. .канд. филол. наук-Ростов-на-Дону, 2006.-192 с.
  130. У. JI. Память и вербализация прошлого опыта // Новое в зарубежной лингвистике-Вып. 12.-М.: Прогресс, 1983.-.С. 35−73.
  131. Ю. Умозаключения и знания. Ч. 2 // Новое в зарубежной лингвистике.-.Вып. 12-М.: Прогресс, 1983. С. 78−95.
  132. П. В. Грамматика русского языка в свете теории семантических форм мышления. Таганрог: Изд-во Таганрогского Государственного педагогического института, 1992.- 167с.
  133. П. В. Прагматический аспект семантических и логических форм мышления как значения грамматических структур // Личность, речь и юридическая практика. Ростов н/Д: Донской юридический институт, 2002.- Вып. 5. — С. 134−137.
  134. JI. Д., Печникова В. С. Современный .русский язык. Морфология. Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 367 с.
  135. Е. И. Грамматика немецкого языка М.: Высшая школа, 1979— 397 с.
  136. Р. Обработка концептуальной информации. М., 1980.-361 с.
  137. С. М. К трактовке понятия синтаксического варианта в плане решения дихотомии «вариант/инвариант"/Л1Ир:/Лууу 1. amursu.ru/vestnik.
  138. Е. В. О двух направлениях семантики текста (тезаурус и фрейм) // НТИ Сер. 2.: Информационные процессы и системы, 1982. — № 8.-С. 1−8.
  139. П. Н. Исследования стереотипа в американской социальной науке//Вопросы философии, 1971.-№ 5.-С. 168−176.
  140. В.В. Структура сложного предложения. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского государственного педагогического университета, 1968. — 100 с.
  141. Юнг В. Грамматика немецкого языка.-VEB Bibliographisches Institut Leipzig, 1968.-518 с.
  142. Hindelang G. Einfuhrung in die Sprechakttheorie.- Tubingen: Max Niemeyer Verlag, 1983.
  143. Searle J. R. Speech acts: an essay in the philosophy of language Londen, Cambridge universiti press, 1969.
  144. Wunderlich D. Studien zur Sprechakttheorie.- Frankfurt-am-Mein: Suhrkamp, 1976.
  145. Источники языкового материала
  146. Аверьянов JL Я. Социология: что она знает и может М.: Наука, 1993. — 105с.
  147. Г. С. Теория в социологическом исследовании // http:/isras. ru.
  148. Г. С.Континиум фреймов // http:/isras. ru.
  149. Г. С. Социология Интернет // http:/isras. ru.
  150. Г. С. Невидимая граница: грантовая поддержка и реконструирование научного сообщества в России // http:/isras. ru.
  151. Г. С. Методология социологических исследований // http:/isras. ru.
  152. В. И. Государство и социальная стратификация советского и постсоветских обществ- Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского университета, 1996 349 с.
  153. В. Н. Политическая социология М.: Мысль, 2000.- 167 с.
  154. Качанов Ю. JL Социология социологии: Антитезы // http:// sociologos. narod.ru.
  155. Качанов Ю. J1 Социология под вопросом // sociologos. narod.ru
  156. Качанов Ю. JI Социология и государство // sociologos. narod.ru
  157. Качанов Ю. JI Теоретические предпосылки эмпирического исследования социологической теории // sociologos. narod.ru
  158. Качанов Ю. JI Россия как предмет социологии // sociologos. narod.ru
  159. Н.Кравченко Е. Макс вебер, — М.: Изд-во «Весь мир», 2002.-221 с.
  160. Е. Теория социального действия // sociologos. narod.ru
  161. . Т. Историческая память и социология // Социологические исследования, 1996-№ 5-С. 6−15.
  162. . Т. Как жить вместе // Социологические исследования, 1998.-№ 3.-С. 10−21.
  163. . Т. О понятийном аппарате социологии // Социологические исследования, 2002-№ 9 -С. 3−16.
  164. . Т. Структура социологического труда // Социологические исследования, 2003 № 2 — С. 9−15.
  165. . Т. Социальное настроение // Социологические исследования, 2003-№ 5.- С. 10−15.
  166. . Т. Эволюция идей политической социологии // Социологические исследования, 2004-№ 2 -С. 14−21.
  167. . Т. Метаморфозы общественного сознания // Социологические исследования, 2004-№ 5 -С. 9−25.
  168. А. Смысл империи: к социологии политического пространства // http:// www.russ.ru/ antolog/ inoe/filipp. htm.
  169. Durrenschmidt J. Globalisierung-Bielefeld: Transcript-Verlag, 2002.-130 s.
  170. Glases H. Industriekultur und Alltsgsleben. Vom Biedermeier zur Postmoderne.-Fischer Taschenbuch Verlag, 1994.-285 s.
  171. Kniess M. Kriatives Arbeiten: Methoden und Ubungen zur Kreativitatssteigerung.- Munchen: Deitscher Taschenbuch Verlag, 1995.213 s.
  172. Luhman N. Die Wissenschaft der Gesellschaft.-Frankfurt-am Mein: Suhrkamp, 1998.-730 s.
  173. Mutius Bernhard Die Kunst der Erneuerung: Was die Erfolgreichen anders machen: 12 Gebote des Gelinges.- Frankfurt/M: Gampus Verlag, 1 995 230 s.
  174. Norbert Wenning Migration in Deitschland: ein Uberblick Munster: New Jork: Waxmann, 1996.-234 s.
  175. Матрица по первому заданию1. Анализ ответов испытуемых
  176. К-во % К-во % К-во % К-во % К-во % К-во % К-во % К-во % К-во %
  177. Общее количество примеров 100 46 46 12 12 7 7 5 5 4 4 3 3 2 2 2 2 19 19
  178. Примеры студентов филологов 45 17,0 37,8 6,0 13,3 4,0 8,9 3,0 6,7 4,0 8,9 0,0 0,0 2,0 4,4 2,0 4,4 7,0 15,6
  179. Примеры студентов психологов 35 12,0 34,3 5,0 14,3 3,0 8,6 1,0 2,9 0,0 0,0 2,0 5,7 0,0 0,0 0,0 0,0 12,0 34,3
  180. Примеры преподавателей 20 17,0 85,0 1,0 5,0 0,0 0,0 1,0 5,0 0,0 0,0 1,0 5,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
  181. Матрица по второму заданию1. Анализ ответов испытуемых
  182. Болезнь Сон Холодно, душно
  183. К-во % К-во % К-во % К-во % К-во % К-во % К-во % К-во % К-во % К-во % К-во % К-во % К-во %
  184. Общее количество примеров 200,0 167,0 83,5 46,0 27,5 37,0 22,2 6,0 3,6 5,0 3,0 34,0 20,4 10,0 6,0 15,0 9,0 5,0 3,0 5,0 3,0 4,0 2,3 27,0 13,5 6,0 3,0
  185. Г 1римеры студентов филологов 90,0 75,0 83,3 16,0 21,3 22,0 29,3 6,0 8,0 13,0 17,3 4,0 5,3 8,0 10,7 3.0 4,0 3,0 4,0 13,0 14,4 2,0 2,2
  186. Примеры студентов психологов 70,0 52,0 74,3 22,0 42,3 5,0 9,6 4,0 7,7 14,0 26,9 1.0 1,9 1,0 1,9 2,0 3,8 1,0 1,9 2,0 3,8 14,0 20,0 4,0 5,7
Заполнить форму текущей работой