Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Функциональные типы текста в изучении русского языка на коммуникативной основе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наличие в школьных учебниках функционального типа текста «повествование» в роли дидактического материала способствует организации изучения русского языка на коммуникативной основе. Коммуникативная основа изучения русского языка при использовании повествования в роли дидактического материала создается тем, что учащиеся знакомятся с жанровым, тематическим, стилевым и др. своеобразием повествования… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОВЕСТВОВАНИЯ КАК ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
    • 1. 1. Повествование как функциональный тип текста в научной литературе и школьной практике
    • 1. 2. Лингвистический анализ повествования как дидактического материала школьных учебников
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 2. РАЗНООБРАЗИЕ ОПИСАНИЯ КАК ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
    • 2. 1. Описание как тип текста в научной литературе и школьной практике
    • 2. 2. Лингвистический анализ описания как дидактического материала школьных учебников
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 3. ЛОГИЧНОСТЬ РАССУЖДЕНИЯ КАК ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
    • 3. 1. Рассуждение как тип текста в научной и литературе и школьной практике
    • 3. 2. Лингвистический анализ рассуждения как дидактического материала школьных учебников
  • ВЫВОДЫ

Функциональные типы текста в изучении русского языка на коммуникативной основе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Работа посвящена рассмотрению особенностей использования в учебниках по русскому языку для начальной школы текстов разных функциональных типов как дидактического материала. В диссертации рассматриваются функциональные типы текста в совокупности их семантических, структурных, жанровых, тематических и т. д. признаков как дидактический материал для изучения русского языка на коммуникативной основе.

В лингвистических исследованиях последних 2−3 десятилетий текст занял свое полноправное место в числе других языковых единиц: слова, словоформы, словосочетания, простого и сложного предложений. Проблемы лингвистики текста рассматриваются, например, в работах Т. М. Николаевой (1978), И. Р. Гальперина (1981), А. Н. Кожина (1982), O.A. Крыловой, В. В. Одинцова (1987), Г. Я. Солганика (1980 и 1993), Л. М. Лосевой (1980), O.A. Нечаевой (1974 и 1989), Н. М. Шанского (1984 и 1986), А. Г. Баранова (1993), Л. В. Лисоченко (1996), Тураевой (1986), Л. О. Чернейко (2001) и др.

Развитие лингвистики текста дало мощный толчок использованию ее материалов в лингвистических курсах, предназначенных для изучения в средней школе: русский язык, родная словесность, риторика, культура речи (Бабайцева, 1979; Галлингер, 1994; Львов, 1995; Власенков, Рыбченкова, 1996; Кохтев, 1997; Горшков, 1997 и др.). Все, что изучается в средней школе, в пропедевтическом плане и как самоцель изучается также в начальной школе. И нужно сказать, что иногда включение новых дидактических лингвистических материалов в учебные курсы начальной и средней школы происходит синхронно, а иногда приоритет включения нового принадлежит начальной школе. Примером тому служит создание и распространение в начальной школе в конце 90-х гг. учебных пособий по детской риторике (Антонова, 1997; Белобрыкина, 1998; Богуславская, 4.

Купина, 1998; Ванюхина, 1996; Калмыкова, 1998; Климанова, Макеева, 1996; Ладыженская, Никольская, Сорокина, 1993; Сорокина, Сафонова, Ладыженская 1995 и др.).

Естественно, что при таком положении дел существует проблема отбора дидактического материала, предлагаемого для изучения в школе. К числу критериев отбора относятся цели обучения. Одной из целей обучения в начальной школе является развитие речи учащихся. Лингвистика текста в этом отношении является благодатным дидактическим материалом.

Актуальность темы

исследования определяется, во-первых, насущной необходимостью развития речи младших школьниковво-вторых, тем, что проблема переноса языковедческих знаний из области научных исследований в школьную практику, особенности использования в учебниках по русскому языку для начальной школы материала по функциональным типам текстов, а также влияние их изучения на развитие речи младших школьников ни в лингвистике, ни в лингводидактике специально не рассматривались. Из числа категорий текста наиболее значимыми для речи младших школьников являются функциональные типы текстов, поэтому изучение представленности текстов различных функциональных типов в роли дидактического материала в учебниках по русскому языку для начальных классов представляется актуальным.

Актуальностью темы обусловлен выбор объекта и предмета исследования.

Объектом исследования является проблема переноса языковедческих знаний из области научных исследований в школьную дидактику.

Предметом рассмотрения являются функциональные типы текста, включенные в учебники по русскому языку для начальных классов.

Цель исследования заключается в том, чтобы изучить особенности функциональных типов текста и проанализировать тексты, 5 представленные в учебниках по русскому языку для начальной школы как дидактический материал.

Основные задачи работы определяются поставленными целями. В число основных задач входит:

1) выявить признаки повествования, описания, рассуждения как функциональных типов текста, излагаемые в научной литературе;

2) проанализировать включение языкового материала, относящегося к области функциональных типов текста, в школьные учебники по русскому языку для начальной школы;

3) установить совокупность характерных семантических, структурных, стилистических, тематических, жанровых и др. признаков каждого из трех функциональных типов текста, отобранных для изучения в начальной школе;

4) выявить синкретичные явления в области функциональных типов текста (повествование с элементами описания, описание с элементами рассуждения и т. д.);

5) установить, на развитие каких качеств речи младших школьников направлено соответственно изучение каждого из функциональных типов текста — повествования, описания, рассуждения.

На защиту выносятся следующие основные положения.

1. В современной начальной школе русский язык изучается на коммуникативной основе. Такое заключение мы позволяем себе сделать на основании того, что дидактические материалы для изучения русского языка в подавляющем большинстве случаев представляют собой тексты разных функциональных типов: повествование, описание, рассуждение. Использование такой коммуникативной единицы как текст в роли дидактического материала по русскому языку свидетельствует об организации русского языка на коммуникативной основе.

2. Каждый тип текста — повествование, описание, рассуждениеконституируется набором собственных семантических, структурных, 6 стилистических, тематических, жанровых и др. признаков. Функциональные типы текстов, используемые в роли дидактического материала при изучении русского языка в начальной школе, конституируются перечисленными признаками. Представленные в курсе русского языка для начальной школы функциональные типы текста обладают совокупностью конституирующих их признаков. Достижение основной обучающей цели на основе дидактического материала — текстасопровождается знакомством учащихся с названными семантическими, структурными, стилистическими, тематическими, жанровыми и др. признаками текста, что способствует развитию коммуникативных качеств речи младших школьников.

3. Наличие в школьных учебниках функционального типа текста «повествование» в роли дидактического материала способствует организации изучения русского языка на коммуникативной основе. Коммуникативная основа изучения русского языка при использовании повествования в роли дидактического материала создается тем, что учащиеся знакомятся с жанровым, тематическим, стилевым и др. своеобразием повествования как коммуникативной единицы речи. Наличие в учебниках повествовательных текстов разных жанров создает достаточное для учащихся начальных классов представление о жанровом разнообразии повествования как типа текста, демонстрирует своеобразие жанров и способствует развитию умения младших школьников строить речевые произведения разных жанров. Повествование как функциональный тип текста в роли дидактического материала способствует созданию коммуникативной основы в изучении русского языка.

4. Отбор текстов повествовательного типа для включения их в школьные учебники в качестве дидактического материала произведен на основании принципа антропоцентризма: «человек в центре Вселенной». В пределах направленности содержания текстов на реализацию принципа 7 антропоцентризма («человек в центре Вселенной») тематика текстов повествовательного типа, включенных в учебники по русскому языку для начальной школы, достаточно разнообразна. При соблюдении принципа антропоцентризма повествовательные тексты, используемые в школьных учебниках в роли дидактического материала, делятся на три группы: тексты, повествующие о человекетексты, повествующие о животныхтексты, повествующие о человеке и окружающем его мире.

5. В роли дидактического материала в учебниках по русскому языку для начальной школы широко используются тексты типа описания. Описанию как функциональному типу свойственна точность. Точность речи как одно из ее основных коммуникативных качеств формирует в сознании учащихся понятия о предметах объективной действительности. Знакомство с описаниями человека (портрет), природы (пейзаж), эмоционального состояния человека и др. позволяет, с одной стороны, формировать у младших школьников правильное, соответствующее отражаемой действительности, представление о предмете, с другой — учит точному словоупотреблению. Знакомство с описаниями способствует развитию точности речи как одного из ее коммуникативных качеств.

6. Коммуникативные качества речи: точность, логичность, чистота, правильность и т. д. — свойственны каждому функциональному типу текста: повествованию, описанию и рассуждению. Будучи использованными в роли дидактического материала и обладающие перечисленными коммуникативными качествами, функциональные типы текста способствуют созданию коммуникативной основы в изучении русского языка. В числе коммуникативных качеств описания как функционального типа текста на втором месте после точности стоит выразительность. Поэтому наличие описания как функционального типа текста в роли дидактического материала создает коммуникативную основу для изучения русского языка в аспекте выразительности речи. 8.

7. В функциональном типе текста «рассуждение» воплощается умозаключение как одна из основных единиц мышления. Использование рассуждения как функционального типа текста в роли дидактического материала способствуют созданию коммуникативной основы для изучения русского языка в аспекте логичности речи.

Материалом для исследования послужили тексты разных функциональных типов, извлеченные методом сплошного отбора из современных учебников по русскому языку для начальных классов следующих авторов: Желтовская Л. Я., Пронина О. В., Бокарева Л. Д. Слово: Азбука первоклассника: Учеб. по рус. яз. для 1 кл. четырехлет. нач. шк. -М.: Просвещение, 1995; Полякова A.B. Русский язык: Учеб. для 3 кл. трехлет. нач. шк. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1999; Рамзаева Т. Г. Русский язык: Учеб. для 1 кл. четырехлет. нач. шк. — М.: Дрофа, 2000;. Рамзаева Т. Г. Русский язык: Учеб. для 2 кл. четырехлет. нач. шк. — М.: Дрофа, 2000 (а) — Рамзаева Т. Г. Русский язык: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. — М.: Дрофа, 2000 (б) — Рамзаева Т. Г. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. — М.: Дрофа, 2000 (в). Рассмотрено около 3 тысяч текстов разных функциональных типов.

Методология и методы исследования определяются спецификой материала, а также целями и задачами его изучения. Методологическим основанием анализа являются индуктивный и дедуктивный методы. Основными лингвистическими методами исследования являются лингвистическое наблюдение и описание, лингвистический анализ художественного текста, методы трансформации и статистической обработки.

Научная новизна работы заключается в утверждении статуса лингвостилистического анализа текста как критерия оценки содержания, качества, целеполагания и направленности дидактических материалов. В том, что в ней впервые на основе имеющихся в лингвистике представлений произведен системный лингвистический анализ текстов разных 9 функциональных типов, используемых в роли дидактического материала по русскому языку для начальной школы. В работе впервые постулируется мысль об изучении русского языка в начальной школе конца XX-го начала ХХ1-го века на коммуникативной основе. В работе впервые заявлено как о реальном факте об изучении русского языка на коммуникативной основе. Впервые установлено, что в качестве дидактического материала в учебниках по русскому языку в подавляющем большинстве случаев используются тексты как коммуникативные единицы речи в совокупности своих семантических, структурных, жанровых, тематических и т. д. признаков. Новизна работы заключается также в выборе объекта и предмета исследования: впервые объектом исследования стала проблема переноса языковедческих знаний из области лингвистических исследований в школьную практику.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее результаты представляют собой вклад в разработку концепции содержания образовательной программы «русский язык», в частности концепции изучения русского языка в начальной школе на коммуникативной основе.

Практическая ценность заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в вузовской и школьной практике. В вузовской практике — при построении курсов русского языка и методики преподавания русского языка, включенных в учебные планы факультетов педагогики и методики начального образования. В школьной практикепри работе по развитию речи учащихся начальных классов. Кроме того, в вузовской практике материалы диссертации могут быть использованы при разработке спецкурсов, семинаров, факультативов, курсов специализации. Собранный для исследования материал может применяться в преподавании лингвистических курсов на этапе среднего специального образования: в педагогических училищах, педколледжах, педлицеях.

Апробация материала диссертации. Материалы диссертации апробированы автором в докладах и сообщениях, прочитанных на восьми.

10 ежегодных научно — теоретических конференциях ТГПИ в период с 1995 по 2002гг., а также на Всероссийской научной конференции «Филология и журналистика в контексте культуры» (г. Ростов-на-Дону, 1998) и в четырех публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, списка источников.

ВЫВОДЫ.

Рассуждение является одним из трех типов текстов и характеризуется особыми отношениями между входящими в его структуру суждениями, образующими умозаключение, и специфической языковой структурой, зависящей не только от причинно-следственной логической основы рассуждения, но и от смыслового значения выводного суждения.

В функциональном типе текста «рассуждение» воплощается умозаключение как одна из основных единиц мышления. Использование рассуждения как функционального типа текста в роли дидактического материала создает коммуникативную основу для изучения русского языка в аспекте логичности речи.

Рассуждение как тип текста характеризуется наличием абстрактной лексики, связанной не с обозначением конкретных предметов, а с отображением мира суждений, а также большим количеством сложных предложений, которые могут передавать различные логические отношения. Рассуждение имеет свою структуру: а) тезис, б) доказательство (аргументация) и в) вывод (заключение, обобщение). Однако в речи не всегда могут быть представлены все эти части.

Тексты типа рассуждения классифицируются на различных основаниях. Основанием для классификации видов рассуждения служат стилистическая принадлежность (научный, деловой, художественный или разговорный стиль), в зависимости от полноты воплощения логической структуры умозаключения в тексте, в зависимости от цели. Каждому из этих видов присущи свое типовое обобщенное значение и свои языковые признаки: лексические, морфологические и синтаксические.

Рассуждение как тип речи создается с определенными целями. Как отмечается в лингвистической литературе, таких целей три — объяснить что-либо, доказать или опровергнуть что-либо, поразмышлять над чем-либо. В зависимости от этих целей принято различать рассуждения.

129 объяснения, рассуждения-доказательства (опровержения) и рассуждения-размышления.

Каждый из видов рассуждения характеризуется типовым обобщенным значением и имеет свои языковые признаки. Типовое значение определяется свойствами мыслительных операций, которые лежат в основе каждого из видов.

В функциональном типе текста «рассуждение» воплощается умозаключение как одна из основных единиц мышления. Использование рассуждения как функционального типа текста в роли дидактического материала способствуют созданию коммуникативной основы для изучения русского языка в аспекте логичности речи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящая диссертация выполнена в рамках коммуникативного направления. В лингвистических исследованиях последних десятилетий в числе других языковых единиц: слова, словоформы, словосочетания, простого и сложного предложений текст занял свое полноправное место.

Развитие лингвистики текста дало мощный толчок использованию ее материалов в лингвистических курсах, предназначенных для изучения в средней школе: русский язык, родная словесность, риторика, культура речи. Все, что изучается в средней школе, в пропедевтическом плане и как самоцель изучается также в начальной школе.

В соответствии с поставленной целью были изучены особенности функциональных типов текста и проанализированы тексты, представленные в учебниках по русскому языку для начальной школы как дидактический материал.

В результате проведенного анализа можно сделать следующее заключение.

В лингвистике существует представление о функциональных типах текста — повествовании, описании и рассуждении. Каждый тип текста конституируется набором собственных семантических, структурных, стилистических, тематических, жанровых и др. признаков. Тексты всех функциональных типов используются в учебниках по русскому языку в качестве дидактического материала. Использование такой коммуникативной единицы как текст в роли дидактического материала по русскому языку свидетельствует об организации русского языка на коммуникативной основе.

Функциональные типы текстов, используемые при изучении русского языка на коммуникативной основе, конституируются перечисленными признаками. В курсе русского языка для начальной школы.

131 функциональные типы текста изучаются в совокупности конституирующих их признаков. Из чего мы делаем заключение, что в современной начальной школе русский язык изучается на коммуникативной основе.

Каждый тип текста развивает речевые навыки, коммуникативные качества в комплексе: текст любого типа может быть использован для развития богатства, точности, выразительности, чистоты и т. п. речи. В то же время каждый тип в отдельности имеет свой набор коммуникативных качеств, на формирование которых он ориентирован в большей степени, чем на формирование остальных.

Повествование представляет собой один из функциональных типов текста, содержательными особенностями которого является сообщение о последовательно сменяющихся действиях. Особенности содержания определяют языковые особенности текстов данного типа.

К структурным особенностям повествования следует отнести наличие таких композиционных элементов, как завязка действия, развитие, кульминация и развязка.

Анализ материала школьных учебников по русскому языку для начальной школы показал, что типология повествования, изучаемого в школе, строится на разных основаниях. Обращают на себя внимание два основания деления, во-первых, от субъекта действия в повествовании, во-вторых, в зависимости от того, что именно лежит в основе повествования: бытовая сценка, историческое событие, героический поступок и т. п.

Наличие в школьных учебниках функционального типа текста «повествование» в роли дидактического материала способствует организации изучения русского языка на коммуникативной основе. Коммуникативная основа изучения русского языка при использовании повествования в роли дидактического материала создается тем, что.

132 учащиеся знакомятся с жанровым, тематическим, стилевым и др. своеобразием повествования как коммуникативной единицы речи.

Наличие в учебниках повествовательных текстов разных жанров создает достаточное для учащихся начальных классов представление о жанровом разнообразии повествования как типа текста, демонстрирует своеобразие жанров и способствует развитию умения младших школьников строить речевые произведения разных жанров. Повествование как функциональный тип текста в роли дидактического материала способствует созданию коммуникативной основы в изучении русского языка.

Отбор текстов повествовательного типа для включения их в школьные учебники в качестве дидактического материала произведен на основании принципа антропоцентризма: «человек в центре Вселенной». В пределах тематического своеобразия («человек в центре Вселенной») тематика текстов повествовательного типа, включенных в учебники по русскому языку для начальной школы, достаточно разнообразна. При соблюдении принципа антропоцентризма повествовательные тексты, используемые в школьных учебниках в роли дидактического материала, делятся на три группы: 1) тексты, в которых действующим лицом является человек, 2) тексты, в которых действующим лицом является животное, 3) тексты, в которых действующими лицами являются люди и животные.

В роли дидактического материала в учебниках по русскому языку для начальной школы широко используются тексты типа описания. Описание обозначает в общем смысловом, логическом плане синхронность признаков предмета (в широком понимании) и выражается соответствующей стабильной языковой структурой.

Тексты описательного типа классифицируются на различных основаниях: стилистически — в зависимости от того, к какому стилю относится описание (научное, деловое, художественное, разговорное);

133 тематически — в зависимости от того, что (или кто) является объектом описания (неодушевленный предмет, человек, животное, природа и т. п.) — по форме — в зависимости от того, является ли описание прозаическим текстом или стихотворным. Каждому из этих видов присущи свое типовое обобщенное значение и свои языковые признаки: лексические, морфологические и синтаксические. К лексическим признакам относится употребление слов соответствующих тематических групп. К морфологическим признакам относится употребление слов определенных частей речи в соответствующих формах. К синтаксическим признакам относится употребление предложений определенных типовединство видо-временных форм глаголов — сказуемых.

Описанию как функциональному типу текста свойственны в первую очередь такие коммуникативные качества речи, как точность и выразительность. Будучи использованными в роли дидактического материала и обладающие перечисленными коммуникативными качествами, описание создает коммуникативную основу изучения русского языка. Наличие описания как функционального типа текста в роли дидактического материала создает коммуникативную основу для изучения русского языка в аспекте точности и выразительности речи.

При этом прозаические описания конкретизируют отдельные детали описываемого объекта, дают точное представление о предмете или явлении действительности. Стихотворные описания направлены в большей степени на чувственное восприятие, которое возникает в результате использования изобразительно-выразительных средств. Знакомство с прозаическими описаниями способствует развитию у учащихся в первую очередь точности речи, а знакомство со стихотворными описаниями способствует развитию у младших школьников выразительности речи.

В функциональном типе текста «рассуждение» воплощается умозаключение как одна из основных единиц мышления. Использование рассуждения как функционального типа текста в роли дидактического материала способствуют созданию коммуникативной основы для изучения русского языка в аспекте логичности речи.

Рассуждение как тип текста характеризуется наличием абстрактной лексики, связанной не с обозначением конкретных предметов, а с отображением мира суждений, а также большим количеством сложных предложений, которые могут передавать различные логические отношения. Рассуждение имеет свою структуру: а) тезис, б) доказательство (аргументация) и в) вывод (заключение, обобщение). Однако в речи не всегда могут быть представлены все эти части.

Тексты типа рассуждения классифицируются на различных основаниях. Основанием для классификации видов рассуждения служат стилистическая принадлежность (научный, деловой, художественный или разговорный стиль), в зависимости от полноты воплощения логической структуры умозаключения в тексте, в зависимости от цели. Каждому из этих видов присущи свое типовое обобщенное значение и свои языковые признаки: лексические, морфологические и синтаксические.

Рассуждение как тип речи создается с определенными целями. Как отмечается в лингвистической литературе, таких целей три — объяснить что-либо, доказать или опровергнуть что-либо, поразмышлять над чем-либо. В зависимости от этих целей принято различать рассуждения-объяснения, рассуждения-доказательства (опровержения) и рассуждения-размышления.

Дальнейшее изучение функциональных типов текста, в том числе выявление новых разновидностей, может быть проведено на материале других учебников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.А. О лингвостилистической типологии повествовательных форм // Семантика языковых единиц. М.: СпортАкадемПресс, 1998. — С. 195−198.
  2. Анализ художественного произведения в школе. Л., 1972.
  3. АнтоноваЛ.Г. Развитие речи. «Уроки риторики». Ярославль, 1997
  4. A.B. Исторический нарратив как средство коммуникации // Коммуникация в культуре. Петрозаводск, 1996. — С. 87−92.
  5. С.А. Описание: типологическая структура, тематическая структура синтаксического единства, стилистическая форма // Семантика языковых единиц. М.: СпортАкадемПресс, 1998. — С. 202−204.
  6. С.А. Языковые особенности текста типа повествование // Текст. Структура и семантика: Доклады VIII Международной конференции.-М.: «СпортАкадемПресс», 2001.-Т. 1. С. 171−176.
  7. М.А. Комплексный подход в развитии речевой деятельности // Текст. Структура и семантика: Доклады VIII Международной конференции.-М.: «СпортАкадемПресс», 2001. Т. 1.-С. 327−330.136
  8. Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. Сб. статей. М., 1982.
  9. А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста. -Ростов-на-Дону, 1993. 50 с.
  10. М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках: опыт философского анализа // Русская словесность. -М., 1997.-С. 227−244.
  11. Л.Г. Язык повествовательной прозы Чехова. Ростов-на-Дону, 1991.
  12. O.A. Речь и общение. Ярославль, 1998.
  13. A.A. Лингвистика художественного текста // Филология на рубеже тысячелетий. Материалы Международной научной конференции. Ростов-на-Дону: «Донской издательский дом», 2000. — С. 144−146.
  14. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968.
  15. A.B. Лингвистика текста в системе функциональной грамматики // Текст. Структура и семантика: Доклады VIII Международной конференции. М.: «СпортАкадемПресс», 2001. — Т. 1. — С. 4−13.
  16. Большая советская энциклопедия. М., 1951.
  17. Л.П. О синтаксической структуре пейзажа у А.П. Чехова // «Статьи о Чехове». Ростов-на-Дону, 1972.
  18. JI.A., Червинский П. П. Теория и практика русской речи (новые темы в программах для школы и вуза). Ростов-на-Дону, 1997.
  19. А.И., Рыбченкова JJ.M. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10−11 классов общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1999. — 367 с.
  20. Е.А., Склярова Н. Г. Метафора как образное средство восприятия и описания окружающей среды // Единицы языка в функционально-прагматическом аспекте (межвузовский сборник). Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2000. — С. 41−45.
  21. И.Р. Информативность единиц языка. М., 1970. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М., 1981.
  22. Гармаш С В. Пресуппозиционная обусловленность смыла сложных предложений с причинно-следственным значением в современном русском языке. Автореф. дис. канд. филол. наук. — Таганрог, 1998.
  23. Н.Л. Жанровые и типологические особенности художественных текстов // актуальные проблемы психолингвистики: слово и текст. -Тверь, 1996.-С. 136−141.
  24. .Н. Язык и статистика. М.: Просвещение, 1971. Голубева С. С. Проблемы терминологии в теории текста // Вопросы исследования и преподавания иностранных языков. — Омск, 2000. — С. 3645.138
  25. Е.А. Категории автор персонаж и их лингвистическое выражение в структуре художественного текста / на материале немецкой прозы.- ДД. Л., 1988.
  26. М.И., Магомедова Д. М. Лингвистический анализ художественного текста. М., 1989.
  27. А.И. Родная словесность. М.: Дрофа, 2000. — 464 с.
  28. О.Н. Проблема контекстно-вариативного членения текста в стиле языка художественной и научной прозы II Функциональные стили и преподавание языков. М., 1982.
  29. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах. Методические рекомендации / Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1995.
  30. Е. В. Стилистика художественного текста. М., 1990.
  31. A.C. Теория, практика пресуппозиций языковых единиц / На материале семантики и прагматики каузальных, инкаузальных и пропорциональных структур. Краснодар, 1985. — 96 с.
  32. Л.Н. Диалектное слово в художественном повествовании // Проблемы славянской культуры и цивилизации: Материалы между-нар. науч. конф. Уссурийск, 2001. — С. 242−245.
  33. Л.Я. и др. Русский язык: коммуникативно-ориентированный курс (четырехлетняя начальная школа) // Программно-методические материалы. Русский язык. Начальная школа / Сост. Л. А. Вохмянина. 4-е изд. — М.: Дрофа, 2001. — С. 6−111.
  34. Н.И. Психологические основы мышления и речи // Русск. яз в школе. 1985. — № 1.
  35. Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. -М., 1981.
  36. Г. А. Говорящее лицо и структура текста // Язык способность. Язык — текст. Язык — система. — М., 1995.139
  37. О.Н. Воспитание чувства прекрасного средствами поэтического языка Бальмонта // Текст. Структура и семантика: Доклады VIII Международной конференции. М.: «СпортАкадемПресс», 2001. -Т. 1. — С. 330−334.
  38. Исследования различных типов и жанров текста: Межвуз. Сб. науч. ст.-Сургут, 1999.- 121 с.
  39. О.Л. Текст и коммуникация. М., 1990.
  40. В.И. Работа по развитию речи в свете теории речевой деятельности // Русск. яз в школе. 1978. — № 4.
  41. И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. Ярославль, 1998.
  42. Л.Ф., Макеева С. Г. Школа вежливости. М., 1996.
  43. Е.В. Риторика. (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): Учебное пособие для вузов. М.: Издательство ПРИОР, 1999. — 272 с.
  44. В.И., Семышев М. В. О понятиях «типология» и «тип текста» в современной лингвистике // Исследования проблем романо-германской филологии в высшей школе. Брянск, 2001. — С. 46−53.
  45. ИИ. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. -М., 1976. С. 47−50.
  46. А.Н., Крылова O.A., Одинцов В. В. Функциональные типы русской речи. М., 1982.
  47. H.H. Логический словарь.-М., 1976.
  48. .О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.
  49. O.K. О языковых средствах выражения сравнений, метафор, эпитетов // Русск. яз. в школе. 1972. — № 4.140
  50. B.B. Стилистика художественной речи. М., 1972.
  51. А.Т. «Лингвистика текста» и исследования взаимоотношения языка и мышления // Вопросы языкознания. 1986. — № 6. — С. 34−36.
  52. А.Т. Естественный язык и логика. Москва — Нью-Йорк, 1993.-318 с.
  53. А.Т. Каузальность в естественном языке с позиции формальной логики // Каузальность и структуры рассуждений в русском языке.-М., 1993.- 173 с.
  54. А. Т. Язык. Логика. Мышление. Умозаключение в естеоственном языке. Москва — Нью-Йорк, 1996. — 684 с.
  55. А.Д. Функционально-смысловые типы речи // Русский язык и культура речи / Под ред. В. И. Максимова. М.: Гардарики, 2001. -С. 72−75.
  56. Е.С. О тексте и критериях его определения // Текст. Структура и семантика: Доклады VIII Международной конференции. М.: «СпортАкадемПресс», 2001. — Т. 1. — С. 72−80.
  57. H.A., Битенская Г. В. Сверхтекст и его разновидности // Человек текст — культура. — Екатеринбург, 1994. — С. 214−237.
  58. В.И. Логика. Учебное пособие для студентов вузов. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  59. Т.А., Никольская Р. И., Сорокина Г. И., Ладыженская Н. В. Детская риторика в рассказах и рисунках. 1, 2, 3 кл. М., 1993.
  60. Т.А. Особенности языка ученических изложений. -М.: Просвещение, 1965.
  61. Е.В. Когнитивно-коммуникативная функция метафоры в научном тексте // Лингвистические и методические аспекты текста. -Пермь, 1996.-С. 65−73.141
  62. В.В. О функциональных и фонетических стилях // Проблемы функционирования языковых единиц. Хабаровск, 1997. — С. 3−14.
  63. Л.Г. Вопросы семантического согласования в тексте // Лингвистика текста. М., 1974.
  64. Ли B.C. Смысловые компоненты текста // Текст. Структура и семантика: Доклады VIII Международной конференции. М.: «СпортАка-демПресс», 2001. — Т. 2. — С. 85−92.
  65. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 685 с.
  66. Л. В. Высказывания с имплицитной семантикой (логический, языковой и прагматический аспекты). Ростов-на-Дону, 1992.
  67. Л.В. Текст // Лисоченко Л. В., Инфантова Г. Г. Виды разбора на занятиях по русскому языку. Часть 2. Синтаксис / Под ред. Г. Г. Инфантовой. Таганрог: ТГПИ, 1995.
  68. Л.В. Лингвистический анализ текста на уроках чтения. -Таганрог: ТГПИ, 1996.
  69. Л.В. Лингвистический анализ текста: В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе (отрывок). Таганрог: ТГПИ, 1996.
  70. Л.М. Как строится текст. М., 1980.
  71. Л.М. К изучению межфразовой связи. (Абзац и сложное синтаксическое целое) // Русск. яз. в школе. 1967. — № 1.
  72. Ю.А. Структура художественного текста. М., 1970.
  73. Ю.М. Внутри мыслящих миров: человек текст — семи-осфера — история. — М., 1999. — 464 с.
  74. В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. М.: «Ось — 89», 1999. — 192 с.
  75. ЛурияА.Р. Язык и сознание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 416 с.
  76. А. Р. Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М.: Изд-во Акад. Наук, 1956.142
  77. М.Р. Риторика. Учебное пособие для учащихся 10−11 классов. -М., 1995.
  78. В.П., Милевская Т. В. Связность как категория дискурса и текста //Единицы языка в функционально-прагматическом аспекте (межвузовский сборник). Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2000. — С. 130−134.
  79. М.Н. Противопоставление как вид внутретекстовых отношений // Проблемы лингвистики текста в культурологическом освещении: Межвуз. сб. науч. тр. Таганрог: ТГПИ, 2001. С. 98−103.
  80. Н.В. К вопросу о типологии текстовых категорий // Единицы языка в функционально-прагматическом аспекте (межвузовский сборник). Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2000. — С. 135−144.
  81. Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1991.
  82. М. Я. Развитие лингвистического мышления учащихся. -М.: Педагогика, 1989. 144 с.
  83. О.И. Грамматика текста. М., 1981.
  84. Е.Р. Язык и дети. М.: Наука, 1981.
  85. O.A. Лингвистические основы школьных сочинений типа описания, повествования и рассуждения // Русский язык в школе. 1970. -№ 3.
  86. O.A. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан — Удэ, 1974.143
  87. O.A. Типы речи и работа над ними в школе. — Красноярск: КГПИ, 1989.
  88. Т.М. Лингвистика текста. Современное состояние и перспективы // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1978. — Вып. 8.
  89. М.А., Данилов П. А. Землеведение и краеведение. М: «Академия», 2000. — 240 с.
  90. Л.А. Лингвистическое толкование художественного текста. -М, 1979.
  91. А.И. Текст, смысл и проблемная ситуация // Вопросы филологии. -М., 1999. № 3. — С. 43−48.
  92. В.В. О языке художественной прозы. М., 1973.
  93. В.В. Стилистика текста. М., 1980.
  94. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
  95. Ю.М. Мышление и речь / Ин-т пробл. сознания Междунар. акад. информатизации ООН. М., 1997. — 28 с.
  96. Е.И. Лингвистика нарратива: коммуникация в неканонической коммуникативной ситуации // Труды Международного семинара «Диалог' 95 по компьютерной лингвистике и ее приложениям». Казань, 1996.-С. 226−233.
  97. Н.П. К построению модели научного текста описания // Актуальные проблемы психолингвистики: слово и текст. — Тверь, 1996. -С. 120−126.
  98. Т.П., Федотова Н. В., Чечет Р. Г. Основы стилистики и культуры речи. Мн.: ТетраСистемс, 1999. — 240 с.
  99. Е.А. О лингвистике нарратива // Филол. науки. М., 2001. -№ 4. — С. 87−90.
  100. Л.Н. Роль функциональных типов текста в развитии речи обучаемых // Межвуз. сб. научн. тр. «Проблемы лингвистики текста в144культурологическом освещении» Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2001. С. 182 188.
  101. Л.Н. Работа над сочинением в аспекте развития личности младшего школьника // Сб.: Труды преподавателей и аспирантов ТГПИ. Юбилейный выпуск. Таганрог: Изд-во ТГПИ, 1998. — С.
  102. Л.Н. Культура прочтения письменного текста как отражение языковой культуры // Сб. Филология и журналистика в контексте культуры. Ростов-на-Дону, 1998.
  103. Л.Н. Отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» в школьном изучении // сб. Язык писателя. Текст. Смысл. Сборник научных трудов. Таганрог: Изд-во ТГПИ, 1999.
  104. H.A. Обучение правилам построения текста. Русский язык в школе. — 1978.-№ 3.
  105. A.B. (система Л.В. Занкова) Русский язык // Программно-методические материалы. Русский язык. Начальная школа / Сост. Л. А. Вохмянина. 4-е изд. — М.: Дрофа, 2001. — С. 194−215.
  106. Примерные программы основного общего образования / Сост A.M. Водянский, H.H. Тара. М.: Дрофа, 2001. — 448 с.
  107. Проблемы лингвистики текста в культурологическом освещении: Межвуз. сб. науч. тр. Таганрог, ТГПИ, 2001. — 231 с.
  108. В.И. Текст в аспекте жанровой стилистики // Исследования проблем романо-германской филологии в высшей школе. Брянск, 2001.-С. 101−111.
  109. Программно-методические материалы. Русский язык. Начальная школа / Сост. Л. А. Вохмянина. 4-е изд. — М.: Дрофа, 2001. — 320 с.
  110. Психология сознания и речи // Сб. ст. Пятигорск, 1971.
  111. Т.В. Повествование в публицистическом и научном тексте: приемы обучения // Семантика языковых единиц. М.: СпортАкадем-Пресс, 1998.-С. 411−412.145
  112. Речь. Речь. Речь: Кн. для учителя нач. кл. по развитию речи учащихся. /Под ред. Т. А. Ладыженской. -М., 1983.
  113. Н.С., Матвеева А. Н. Русский язык (трехлетняя начальная школа) // Программно-методические материалы. Русский язык. Начальная школа / Сост. Л. А. Вохмянина. 4-е изд. — М.: Дрофа, 2001. — С. 168−193.
  114. Д. Э. Изобразительно выразительные средства языка. Практическая стилистика русского языка. Изд. 5-е. — М., 1987. — Главы 24 -25.
  115. A.A. Новая книга о детской речи // Вопросы филологии. -М., 2000.-№ 2.-С. 104−107.
  116. Т.В. Концептуальная структура текста // Текст. Структура и семантика: Доклады VIII Международной конференции. М.: «СпортА-кадемПресс», 2001.-Т. 2.-С. 127−134.
  117. Русский язык. Текст как целое и компоненты текста. Виноградов-ские чтения. 11. Сб. статей / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1982.
  118. А.П. Смысловой потенциал текста и проблема его актуализации // Филология на рубеже тысячелетий. Материалы Международной научной конференции. Ростов-на-Дону: «Донской издательский дом», 2000.-С. 170−171.
  119. В. И. Смысловой анализ и обработка текста. М., 1979.
  120. С. А. Категория оценки в речи детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. филол. наук. Таганрог, 1999.
  121. Семантика языковых единиц: Доклады VI Международной конференции. М., 1998.146
  122. З.С. Слово в художественном тексте. М., 1980.
  123. Советский энциклопедический словарь, 1987,
  124. Г. Я. К проблеме модальности текста // Сб. Русский язык. Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст. М., 1984.
  125. Г. Я. Синтаксическая стилистика. М., 1980.
  126. Г. Я. От слова к тексту. Книга для учащихся старших классов. М., 1993.
  127. М. С., Жедек П. С., Светловская H.H. и др. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. М., 1997. — 383с.
  128. Г. И., Сафонова И. В., Ладыженская Т. А. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах. 1−3 кл. М., 1995.
  129. Текст. Структура и семантика: Доклады VIII Международной конференции. М.: «СпортАкадемПресс», 2001. — Т. 1. — 354 с.
  130. Тексты: структура и функционирование (обзор) // РЖ ИНИОН РАН. Языкознание, 1999 (1). М., 1999. — С. 101−108.
  131. Е.В. О точности художественного текста // Языковая личность: аспекты лингвистики и линводидактики. Волгоград, 1999. С. 70−75.
  132. З.Я. Лингвистика текста. М., 1986.
  133. Л.Г. Грамматические проблемы лингвистики текста. -Ростов-на-Дону, 1984.
  134. Т.Г. Экспрессивная стилистика и методика анализа художественных текстов // Проблемы экспрессивной стилистики. Ростов-на-Дону, 1992.147
  135. Э.В. К вопросу об интерпретации художественного текста (на материале романа М. А. Шолохова «Поднятая целина») //Эстетика и поэтика языкового творчества: Межвуз. сб. науч. тр. Таганрог: Изд — во ТГПИ, 2000. — С. 28−33.
  136. Г. М. Типология текстов и ситуация познания // Сб. науч. тр. / Моск. гос. лингв, ун-т. М., 1999. — № 447. — С. 14−26.
  137. Е.А. Некоторые особенности речевого развития младших школьников // Сборник научных трудов аспирантов и соискателей ТГПИ. Таганрог: Изд-во ТГПИ, 1995. — С. 70−77.
  138. Л.О. Художественный текст как чтение и его филологическая интерпретация // Текст. Структура и семантика: Доклады VIII Международной конференции. М.: «СпортАкадемПресс», 2001. — Т. 1. — С. 145−157.
  139. И.Я. Виды речемыслительной деятельности и типология текстов // Человек текст — культура. — Екатеринбург, 1994. — С. 60−80.
  140. П.В. О диалектической подвижности внутреннего слоя суждения и его отношении к строю предложения // Сочетаемость языковых единиц. Ростов-на-Дону, 1968.
  141. П.В. Грамматика русского языка в свете теории семантических форм мышления. Таганрог: Изд-во ТГПИ, 1992. — 168 с.
  142. А. П. Поэтика Чехова. М.- 1971.
  143. Н.И. Умственное развитие и обучение. М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1994 192 с.
  144. Н.М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка. М.: Прозерпина, 1994. — 400 с.
Заполнить форму текущей работой