Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Мифологическое мировоззрение в культуре обских угров: философско-культурологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Представления о пространстве в мифологии обских угров интересны и сложны тем, что пространство видится человеком традиционной культуры динамичным, изменчивым. Пространство как некий ландшафт со всеми географическими особенностями — однозначно статичная категория. В мифологизированном виде картина мира превращается в пространство жизни человека и духов, с нестабильными и нефиксированными границами… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ МИФОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В КУЛЬТУРЕ ОБСКИХ УГРОВ
    • 1. 1. Мифологическое мировоззрение в культуре обских угров как предмет философско-культурологического анализа
    • 1. 2. Проблема реконструкции мифологии в культуре обских угров
  • ГЛАВА 2. МИФОЛОГИЯ МАКРО И МИКРОКОСМОСА В КУЛЬТУРЕ ОБСКИХ УГРОВ
    • 2. 1. Мифология макрокосмоса в культуре обских угров
    • 2. 2. Мифология микрокосмоса в культуре обских угров

Мифологическое мировоззрение в культуре обских угров: философско-культурологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена проблемами философско-культурологического изучения мифа, мифологического мировоззрения и традиционной культуры.

Во-первых, в современном мире создается агрессивная и унифицированная культурная среда, чему способствует глобализм. В подобных условиях актуализируется проблема утраты индивидуальности традиционных культур, их исчезновения и потери культурного многообразия в мире человека.

Во-вторых, традиционную культуру, небольших северных народов обских угров, живущих на территории Урала и Западной Сибири, можно внести в «группу риска». Необходим поиск основ и кодов традиционной культуры с тем, чтобы ее сохранить и создать условия для самоидентификации ее представителей как равноправных членов современного мира, несущих свое культурное своеобразие.

В-третьих, несмотря на то, что миф, как явление культуры, достаточно хорошо изучен в науках о человеке, остается актуальной задача исследования t мифа как феномена, не исчезнувшего в прошлом, но существующего в современности как функционирующего типа мировоззрения.

В-четвертых, изучение мифологического мировоззрения выявляет проблему необходимости применения философско-культурологического анализа мифологических материалов традиционной культуры, его экспертизы и реконструкции.

В-пятых, актуальность философско-культурологической реконструкции мифологического мировидения обусловлена как научной необходимостью целостного взгляда на сущность культуры и ее явлений, так и возможностью влияния на процесс стихийного поиска самоидентификации представителей традиционной культуры, что может привести не к возрождению культуры, а к возникновению националистических мифов и языческой культовой практики.

Степень изученности проблемы. Исторически исследования мифа осуществлялись на пути восхождения мысли от абстрактного содержания к конкретному, от отдельных аспектов мифа к их синтезу, к полноте содержания.

Со времен античности философы видят в мифе феномен, требующий особого подхода. Так рождаются аллегорическое- (Эмпедокл, Анаксагор, Плутарх и др.) и эвгемерическое (Эвгемер, Геродот) толкования. Аллегорический способ исследования мифа отражался в трудах стоиков, эпикурейцев, позже в философии Дж. Боккаччо, Ф. Бэкона, Ф. Петрарки. С критикой ограниченности этого метода выступал Эразм Роттердамский.

Р.Декарт, Т. Гоббс развивали рационалистическую концепцию «естественной религии» и рассматривали миф в связи с религией. I.

Мыслители Просвещения — Вольтер, Гельвеций, Гольбах, Дидро, Кондильяк, Ламетри, Монтескье, и Ж. Мелье, Руссо, относились к мифу как к выдумке. Миф они считали синонимом неправды, обмана, предрассудков и суеверия.

Джанбаттиста Вико считал, что мифология есть особенность первобытного мышления, познающего мир. Этой идее следовали в своем творчестве С. Вундт, Э. Кассирер, В. Ф. Шеллинг, На творчество Шеллинга опирались русские философы Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, А. Ф. Лосев.

Для Г. В. Ф. Гегеля миф — одна из простейших стадий познания истины. Идея Гегеля об историческом отмирании мифологии вошла в основу философии истории К. Маркса и его последователей в XX веке в РоссииA.M. Золотарева, С. А. Токарева, Ю. П. Францева, Б. И. Шаревской и др. Культурно-историческое толкование мифологии на марксистской основе и связанный с этим сравнительно-исторический анализ мирового эпоса даётся у В. И. Абаева, П. Г. Богатырева, И.Н. Голенищева-Кутузова, В. М. Жирмунского, Е. М. Мелетинского, В. Я. Проппа, и других исследователей.

По мнению представителей натурмифологической школы (А.Н. Афанасьев Ф. И. Буслаев А. Кун, М. Мюллер, В. Шварц), первобытный человек пытался объяснять природные явления и соответственно этим явлениям создавал мифы.

Представители антропологической школы (Э. Ленг, Э. Тейлор, Г. Спенсер Дж. Фрэзер) видели в мифе примитивную науку. Английская школа мифокритиков (Ф. Корнфорда, Г. Мэррея, У. Найта, Ф. Рэнглана, К. Стилла, Дж. Уэстона, Э. Чемберса) связывала различные виды искусства с древними мифами и ритуалами.

Основатель функциональной школы Б. Малиновский полагал, что миф играет огромную социальную роль. Теорию функциональной школы развивали А. Р. Радклифф-Браун, Р. Фёрт, Э. Эванс-Притчард.

Идеи 3. Фрейда стали основой психоаналитического направления теории мифа, разрабатывавшегося в трудах С. Гроффа. Дж. Кэмпбелла, Э. Фромма, К. Г. Юнга. Исследование мифа с позиций анализа архетипов развивается в трудах Г. Башляра, Е. М. Мелетинского, М. Элиаде.

Основатель социологической школы Э. Дюркгейм рассматривал мифологию как необходимую часть функционирования общества. Первобытное сознание JI. Леви-Брюль считал «пралогическим».

Э.Кассирер относил миф к сложным символическим формам. Символическое направление в исследовании мифологии присутствует в творчестве С. Лангер, Э. Каунт, У. Урбана, в русской философии у А. Ф. Лосева, а также у русских символистов М. А. Врубеля, А. А. Иванова, у лингвистов А. Н. Афанасьева, М. М. Маковского, В. А. Масловой.

К.Леви-Стросс применял метод лингвистического структурализма к мифологии и предпринял попытку обнаружить структуру в мифах, воплощающихся в языке и повествовании.

Об особенностях мифологического мышления, взаимосвязи логики и интуиции писал Я. Э. Голосовкер. Бинарные структуры мифологического мышления исследовались Вяч.Вс. Ивановым и В. Н. Топоровым. Один из известных представителей постструктурализма Р. Барт рассматривает миф как семиологическую систему.

Мифологическое сознание исследовалось Г. Лебоном, М. К. Мамардашвили, В. М. Пивоевым, B.C. Степиным. Исследования мифа представлены работами JI.B. Воеводиной, В. М. Найдыша, М.И. Стеблин-Каменского. Проблемы мифологического мировоззрения отражены в философских ¦ работах Х.-Г. Гадамера, А. Ф. Лосева, М. Хайдеггера, К. Хюбнера.

Многочисленные исследования в области литературоведения и культурологии, в которых раскрывается взаимосвязь мифа и фольклора, мифа и литературы, отражены в трудах М. М. Бахтина, П. С. Гуревича, Ю. М. Лотмана, В. Я. Проппа, Ф. Рэглана, Б. А. Успенского, Дж. Уэстона, О. М. Фрейденберг, Дж. Харрисона, Э. Чемберса.

Необходимо отметить современные отечественные философско-культурологические исследования различных аспектов мифического как объективированной реальности (Т.А. Апинян, В. А. Бачинин, А. В. Бабаева, А. А. Бурыкин, Е. Э. Косматова, А. В. Ляшко, Е. Г. Милюгина, А. А. Мишучков, А. Б. Наурзбаева, А. Е. Наговицын В.В. Прозерский, В. Ю. Пузыревский, Д. П. Пашинина, Е. Н. Ростошинский, А. В. Смирнов, A.M. Сидоров, С. И. Шарынина, и др.).

Несмотря на разработанность различных аспектов мифа, остается широкое поле для исследования мифа в плане его реконструкции как мировоззренческой системы в традиционной культуре.

Научный интерес представляет тот факт, что на сегодняшний день отсутствует философско-культурологический анализ мифологического мировоззрения обских угров. Анализ мифа с позиций философии культуры позволяет не только теоретически понять миф как вневременной феномен сознания, но и на практике увидеть действие мифологического мировоззрения у представителей угорской культуры.

Объект диссертационного исследования — мифологическое мировоззрение в культуре традиционного этноса.

Предмет исследования — мифология макрои микрокосмоса в культуре обских угров.

Цель работы — определить специфику мифологии макрои микрокосмоса в мировоззрении обских угров.

Задачи исследования:

1. Проанализировать основные философские концепции, определяющие сущность мифологического мировоззрения в культуре традиционного этноса.

2. Разработать методологические основы реконструкции мифологии обских угров.

3. Выявить специфику пространственных и временных представлений в мифологии макрокосмоса обских угров.

4. Определить специфику мифологических представлений о сущности человека как микрокосмоса в культуре обских угров.

Методология исследования: были применены общенаучные формально-логические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование), системный подход и структурно-функциональный анализ: при решении поставленных задач в качестве общей методологической основы использовался диалектический метод, а также междисциплинарный подход, позволяющий понять различные проявления мифической деятельности с помощью теоретических положений и эмпирических данных этнографии, этнологии, антропологии, социологии, психологии, культурологии, археологии.

Теоретической основой для исследования мифа как мировоззренческой системы послужили работы философско-антропологической направленности: Р. Барта, М. М. Бахтина, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, В. Т. Галкина, Р. Генона, П. С. Гуревича, Э. Кассирера, А. Ф Косарева, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, М. К. Мамардашвили, В. М. Найдыша,.

A.В. Павлова, A.M. Пятигорского, А. В. Смирнова, Б. А. Успенского, М. Хайдеггера, К. Хюбнера, В. Ф. Шеллинга и др.

В исследовании мифологического сознания были использованы работы Ф. И. Буслаева, Х.-Г. Гадамера, ЯЗ. Голосовкера, С. Гроффа, Л. Г. Ионина, С. Н. Иконниковой, Дж. Кэмпбелла, Г. Лебона, К. Леви-Стросса, А. Ф. Лосева,.

B.C. Степина, М. Хайдеггера, М. Элиаде, К. Г. Юнга и др.

Для разработки метода реконструкции автор опирался на наследие Аристотеля, Платона, на реконструкции античной мифологии А. Ф. Лосева, К. Хюбнера, религиоведческий анализ М. Элиаде, структурный анализ К. Леви-Стросса, разработки Е. М. Мелетинского, исследования эстетики Е. Г. Яковлеваи др.

В анализе мифологической эмпирики обско-угорской культуры применялись работы А. Алквиста, А. В. Головнева, А. Каннисто, К. Ф. Карьялайнена, A.M. Кастрена, В. М. Кулемзина, Н. В. Лукиной, Т. А. Молдановой, Б. Мункачи, Е. А. Немысовой, X. Паасонен, Й. Папай, С. К. Патканова, А. Регули, Е. И. Ромбандеевой, В. Н. Чернецова и др. Научная новизна диссертационного исследования.

1. Выявлена решающая роль мифологического мировоззрения в. культуре традиционного этноса.

2. Мифологическое мировоззрение обских угров впервые стало предметом философско-культурологического анализа.

3. Предложен новый гипотетико-реконструктивный метод экспертизы и реконструкции мифологического мировоззрения на примере культуры обских угров, который заключается в анализе мифа — артефакта, обнаружении мифологических представлений в различных аспектах культуры и реконструкции мировоззренческой мифологической модели.

4. Выявлена специфика мифологических представлений обских угров о макрокосмосе как нуминозном существе, имеющем пространственно-временные характеристики, особое космогоническое происхождение и развитие, свою фигурность, сакральность, взаимосвязь миров.

5. В мифологическом мировоззрении обских угров выявлена сущность человека как микрокосмоса, имеющего внутренний сущностный конфликт между душевностью и телесностью, который выражается в представлениях о множественности душ у человека.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Мифологическое мировоззрение традиционного этноса выражается в особой синкретической форме коллективного сознания, в антропоморфном истолковании реальности, в соединении человека с божеством, в полноте охвата и регуляции повседневной жизни индивидов. Социальные общности пытаются посредством такого мировоззрения сообщить единство собственному сознанию, символически овладеть реальностью, чтобы подчинить ее своей воле, регламентировать совместную жизнь, обрести коллективную идентичность и солидарность.

2. Реконструкция мифологического мировоззрения малых этносов важна для сохранения культурного многообразия, социокультурных коммуникаций, культурного обмена в общении с традиционными малыми этносами. России. Предложенный в диссертации гипотетико-реконструктивный метод состоит в обнаружении одного мифа-образца и гипотетическом восстановлении мифологического воззрения на макрокосмос (мир как сущее) и на микрокосмос (человека), в опоре на аналогии, обусловленные сходством условий жизни и общими психическими закономерностями индивидов.

3. Угорская мифология зарождения космоса отлична от античной и библейской. Архе космоса, его первоначало мыслится как предбытие космоса, свернутого в точку пространства, в предельно минимальную величину. Пространство угорского космоса не создается демиургом, а только получает потенцию к движению сотворения. Фигурность мира в угорском мифологическом мировоззрении предполагает существование мира Верхнего (мира богов), мира Среднего (земной мир человека) и мира Нижнего (загробного). Угорский космос состоит из сущностного единства трех миров.

Бытийственно эти миры взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Особенность шара-космоса в античной традиции — это> центростремительность, охватывание всего сущего происходит здесь от внешней границы неба вовнутрь, к центру сферы. В угорской реконструируемой мифологической модели движение в сфере космоса оказывается центробежным, от центра во внешние миры.

4. Мифологические представления о времени в угорской культуре имеют свою специфику и расходятся с библейской и античной традициями. В отличие от библейской культуры в мифологии обских угров течение времени не было линейным и независимым от природыоно не имело конкретной точки отсчета, полностью зависело от состояния окружающей среды, смены времен года и получало свою ритмику, связанную с хозяйственной деятельностью человека. В угорском мифологическом видении время, имея свою специфическую природно-хозяйственную цикличность," все же принципиально отличалось от античного представления, поскольку в эсхатологическом смысле угорский космос не перерождался, не имел новых сущностных начал. В угорских представлениях о времени не ощущалось настоящее время, оно было лишь актуализированным космогоническим прошлым, энергийно проявляющимся в настоящем.

5. По угорским представлениям, принципиально отличным от представлений античной и библейской культуры, человек имел несколько душ (пять у мужчины, четыре у женщины), некоторые из которых могли существовать вне человеческого тела. В угорской мифологии человек понимается как одушевленное существо, нераздельное, но и неслиянное с космосомс одной стороны, человек вбирает в себя космогонические творческие энергии, с другой, он существо одушевленное, мыслящее, а значит, обремененное конфликтностью между душевномыслительным и телесным измерениями. Человек, сталкиваясь с ритмом времени или пространства космоса, пытается выстроить свое отношение и тождество. Макрокосмос становится вопрошающим о соответствии и тождестве.

Поэтому человек как микрокосмос, несущий в себе характеристики и единосущности с макрокосмосом, и самобытности, вынужден ответствовать вопрошаниям о соответствии тождеству. Человек, вспоминая посредством мифа и актуализируя силы через ритуал, выстраивает свое ответствование космосу. Ритмика существования космоса выражается в ритмично являющихся вопрошаниях о соответствии. Рождаемые ими ответствования дискретно восстанавливают тот или иной аспект картины мира.

Теоретическая и научно-практическая значимость. Материалы диссертации используются в рамках учебных курсов «Основы религиоведения», «Религиоведение», «Культурология», которые читаются автором на кафедре Философии и культурологии Художественно-педагогического института Российского государственного профессионально-педагогического университета.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования были изложены в 30-ти публикациях и докладывались на научных конференциях: Международных «Человек в современных философских концепциях» (Волгоград, 2007) — «Актуальные проблемы науки в России» (Кузнецк, 2008) — «Онтология творчества в развитии реальных, виртуальных и искусственных систем» (Уфа, 2007) — во Всероссийских научных конференциях: I, И, III Емельяновские чтения (Курган, 2006, 2007, 2008) — «Синтез искусств и ремесел в художественном образовании» (Екатеринбург, 2007) — IV, V Зыряновские чтения (Курган, 2007, 2008) — V Славянский научный собор (Челябинск, 2007) — «XXI век — век дизайна» (Екатеринбург, 2007) — «Наука и образование» (Томск 2007) — «Истина и благо» Селивановские чтения (Тюмень, 2008) — «Бренное и вечное: социальные ритуалы в мифологизированном пространстве современного мира» (Новгород, 2008) — Региональных научных конференциях: «Культурогенез и проблема актуализации культурного наследия народов Тюменской области» (Тюмень, 2007) — «Национальные культуры Урала: традиционные культы и верования» (Екатеринбург, 2007) — «Самореализация традиционные культы и верования» (Екатеринбург, 2007) — «Самореализация молодежи XXI века: инициатива, развитие, творчество» (Тюмень, 2007) — «Детство. Образование. Богословие и культура» (Екатеринбург, 1998).

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Библиография включает 210 наименований. Объем работы составляет 160 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационном исследовании осуществлен философско-культурологический анализ феномена мифа в традиционной культуре обских угров. Появление и существование различных философских, культурологических, антропологических и других научных школ и теорий, как в истории науки, так и в современности, обусловлены тем, что не только феномен мифа, но и сам мир человеческой культуры широк и многообразен. Часто он не вмещается в рамки той или иной концепции, открывая лишь одну из своих многочисленных граней. Поэтому тема изучения мифа и сейчас актуальна. Она остается в области научной дискуссии, необходимости поиска новых подходов и концепций, междисциплинарного диалога.

Относительно изучения культуры обских угров, следует отметить, что различные аспекты материальной и духовной культуры, обрядности и повседневности достаточно хорошо изучены этнографами и фольклористами. Несмотря на это остается проблема отсутствия общего философского анализа культуры, мировоззрения и мифологии.

В диссертационном исследовании был определен концептуальный подход к изучению мифологического мировоззрения, сущность которого заключается в мифе как необходимой категории мысли и жизни, выражающейся в специфической синкретической форме общественного сознания, которая являет себя в полноте личностного бытия независимо от исторического времени и типа культуры.

Определены принципы возможной экспертизы мифологии и гипотетической реконструкции мифа исчезающих или не презентабельных мифологических систем. В случае, когда имеются мифы, не связанные друг с другом, не имеющие инвариантов, то мы должны понимать, что перед нами уже не мифология, а некая выборка мифов. Наличие инвариантов — это необходимое условие для завершенной картины мира. Поскольку мифологическая логика стремится к простоте и многочисленным повторениям, то наличие мифологических персонажей, не известных в других мифах этого народа, показывает, что мифологическая картина мира отражена не полностью и не может быть репрезентабельной для многочисленных современных методик анализа мифологии. Миф в данном случае выбивается из отражения целостности мира. Если нет возможности его восстановить, например, по причине гибели культуры, его необходимо рассматривать как артефакт и применять к его изучению метод реконструкции. В данном методе предлагается сравнение мифа — артефакта с вещью, которая может стать мифом в случаях, когда она начинает повествовать о чем-то более значимом, чем ее утилитарная функция, частично показывая внутреннее состояние создателя и пользователя вещи, отражая отблески пространства и времени культуры.

На мифологическом и этнографическом материале культуры обских' угров исследованы некоторые вопросы мифологического мировоззрения, которые на сегодняшний день являются не решенными в этнографии и культурной антропологии. Эти вопросы решаются в диссертации с помощью философско-культурологического анализа мифа.

К примеру, в угорской культуре параллельно существуют две мифологические модели пространства — горизонтальная и вертикальная, что создает проблемы при изучение картины мира. Выявлено, что при анализе мифологии выявляется цельность этих, казалось бы, различных и оппозиционных моделей мира. Пространственная картина мира в мифологическом мировоззрении представителей традиционной культуры, вернее ее модель, — это простая, совершенная, целостная форма. Пространство картины мира обских угров лучше всего представляет сфера, которая имеет и горизонтальное и вертикальное измерение, которые актуализируются в различное время. Например, горизонтальное — в обыденной жизни, вертикальное — при шаманском ритуале. Но, так или иначе, движение происходит внутри сферы, центр которой — это родное стойбище или родовое святилище со священным кедром, горой, священным амбаром.

Представления о пространстве в мифологии обских угров интересны и сложны тем, что пространство видится человеком традиционной культуры динамичным, изменчивым. Пространство как некий ландшафт со всеми географическими особенностями — однозначно статичная категория. В мифологизированном виде картина мира превращается в пространство жизни человека и духов, с нестабильными и нефиксированными границами между мирами, меняющимся расположением «верха» и «низа», наплывающими друг на друга мирами. Казалось бы, стабильным остается центр мироздания с Мировым древом. Но при внимательном рассмотрении обнаруживается уже не раз встречавшееся мифологическое совмещение несовместимых с немифологической точки зрения вещей. Центров в мифологической картине мира два. Первый центр — это Мировое древо, а второй — сам человек, который по представлениям угров наделен характеристиками всех миров.

В ходе исследования было выявлено мифологическое восприятие времени в угорской культуре как одного из важнейших составляющих картины мира. Особенность его в том, что, не имея сложных механизмов измерения времени, человек традиционной культуры привязывал время к пространству или своей деятельности, которая также была связана с нахождением человека в определенной точке пространства. Время переживалось не абстрактно, а деятельно, оно вносило в жизнь человека структурированность, свой ритм и цикличность, несмотря на то, что измерялось оно через пространство, придавая свою динамику пространству картины мира.

Рассмотрен проблемный вопрос о количестве жизненных сил у человека по представлениям обских угров. В угроведении нет определенного ответа на этот вопрос, поскольку существует множество различных мифологических данных о количестве душ у человека. Применяя анализ мировоззренческих свойств мифа, были определены две основы человеческой жизни: это материальное тело, и душа — дыхание божества, которое оживляет человека. Наличие двух начал в одном естестве человека, слияние видимого и невидимого, двух сил — в одно целое — самое простое решение этого вопроса, продиктованное принципом мифологического мировоззрения.

В диссертации также рассмотрен вопрос о&bdquoсуществовании нравственных категорий, таких как добро и зло. В традиционной культуре выявлено совершенно специфическое представление о добре и зле как взаимоперетекающих состояниях, основанных на принципе договора или личной пользы. Рассмотрены принципы мифологического отношения к оценке преступления и наказания, отличного от европейского права и основанного на сохранении миропорядка.

Рассмотрена проблема взаимосвязи мифологии и обрядности. Можно утверждать, что мифология была неотъемлемой частью обрядовой жизни обских угров. Также была обозначена проблема взаимоотношения обряда и обыденности. Выявлено, что обряд от ритуализированной действительности отличает глубина погружения в мир духов. Обыденность — это время ритуального самосохранения и сохранения того миропорядка, который установлен обрядом. Поскольку любое обрядовое действо есть воплощение мировоззренческих взглядов, а значит не вербальное воплощение мифа, то обыденность, пропитанная сакральным отношением к миру, будет также проявлением мифа в жизни человека традиционной культуры.

Рассмотрена взаимосвязь космоса и микрокосмоса в мифологическом мировоззрении обских угров. Человек, сталкиваясь с ритмом времени или пространства космоса, пытается выстроить свое отношение, или тождество. При таком рассмотрении макрокосмос становится вопрошающим. Человек как микрокосмос, несущий в себе характеристики как единосущности с макрокосмосом, так и самобытности, вынужден становиться ответствующим о соответствии тождеству. Человек, вспоминая посредством мифа и актуализируя через ритуал, выстраивает свое ответствование космосу. В этом факте заложено понимание причины дискретности картины мира в мифологическом сознании.

При дальнейшем философско-культурологическом анализе мифологического мировоззрения обских угров и реконструкции картины мира необходимо учитывать дискретные мировоззренческие ответствования и создавать модель их сосуществования, что может быть актуальной перспективой развития данного диссертационного исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.А. Идея судьбы в противостоянии мифологического и рационального мышления Текст.: автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.13 / И. А. Агеева. Рост. гос. ун-т. — Ростов-на-Дону: [б. и.], 2004. — 15 с.
  2. С.А. Топология культурного воспроизводства (на материале русской культуры) Текст. / С. А. Азаренко. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2000. — С. 10.
  3. А. Среди хантов и манси. Путевые записи и этнографические заметки Текст. / А. Алквист- Пер. с нем. и публикация д-ра наук Н. В. Лукиной Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1999. — 179 с.
  4. М. Ф. В магическом круге мифов. Миф. История. Жизнь Текст. / М. Ф. Альбедиль. СПб.: Паритет, 2002. — 336 с.
  5. Ю.М. Миф и вечность. Текст. / Ю. М. Антонян. М.: Логос, 2001.-464 с.
  6. Н.Г. Отечественные истоки глобально-экологического мышления- Монография Текст. / Н. Г. Апухтина. Челябинск: ЧГИИК, 1999. — 172 с.
  7. Т. А. Современное мифотворчество: социально-философский анализ Текст.: автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / Т. А. Балаболина. Хабаровск: Дальневост. гос. ун-т путей сообщения, [б. и.], 2005. — 22 с.
  8. Р. Воображение знака, Структурализм как деятельность// Избранные работы: Семиотика. Поэтика Текст. / Р. Барт. М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1994. — С. 246−262.
  9. Р. Миф сегодня// Избранные работы: Семиотика. Поэтика Текст. / Р. Барт. -М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1994. С. 72−130.
  10. Н. Смысл истории Текст. / Н. Бердяев. М.: Мысль. 1990.-С. 18.
  11. С. П. Мифологическое сознание как система Текст.: Автореф. дис.. д-ра филос. наук: 09.00.01 /С. П. Боброва. Иван. гос. ун-т. — Иваново: [б. и.], 2003. — 30 с.
  12. К.А. Повседневность и мифология: Исследования по семиотике фольклорной действительности Текст. / К. А. Богданов. — СПб.: «Искусство СПБ», 2001. — 438 с.
  13. . Система вещей Текст. / Ж. Бордияр. М., 1999. — С. 179.
  14. Дж. Генеалогия языческих богов Текст. / Дж. Боккаччо // Эстетика Ренессанса. Т.2. М., 1981. С. 37−38.
  15. В. П., Новицкая Л. Ф. Особенности культуры в ее историческом развитии (от зарождения до эпохи Возрождения) Текст. / В. П. Большаков, Л. Ф. Новицкая. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. — 160 с.
  16. С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения Текст. / С. Н. Булгаков. М.: Республика, 1994. — 57 с.
  17. Ф. И. Догадки и мечтания о первобытном человечестве Текст. / Ф. И. Буслаев // Исцеление языка: Опыт национальногосамопознания. Работы разных лет/ Составитель А. А. Чех. — СПб.: Издательство «Библиополис», 2005. -440 с.
  18. Ф. И. О влиянии христианства на славянский язык Текст. / Ф. И. Буслаев // Исцеление языка: Опыт национального самопознания. Работы разных лет/ Составитель А. А. Чех. — СПб.: Издательство «Библиополис», 2005. С. 10.
  19. А.В. Добро и зло Текст. / А. В. Бушин // Истина и благо. (Селивановские чтение): материалы всероссийской научной конференции. 23 мая 2008 г./ ответ, ред. К. Г. Рожко. РИЦ ТГАКИ: Тюмень, 2008. — С. 102 103.
  20. А. И. Ритуал в современной культуре Текст.: автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.13 / А. И. Быкадоров. Ростов-на-Дону: Рост. гос. ун-т. [б. и.], 2006. — 27 с.
  21. Н.Г. Национальная картина мира и перевод Текст. / Н. Г. Валеева. // Эпический текст: проблемы и перспективы изучения: материалы II Международной научной конференции. 16−18 октября 2008 г. Пятигорск: ПГЛУ, 2008.-С.З0−33.
  22. Дж. Основания новой науки об общей природе наций Текст. / Дж. Вико. Л., 1940. — С. 87.
  23. В.Д. Древние Угры в лесах Урала (страницы ранней истории манси) Текст. / В. Д. Викторова. Екатеринбург: Квадрат, 2008. -208 с.
  24. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики Текст. / Х.-Г. Гадамер. -М.: Прогресс, 1988. С. 512−516.
  25. Р. Конец нового времени Текст. / Р. Гвардини // Вопросы философии. 1990. — № 4. — С. 127−164.
  26. Гегель Г. Ф. В. Лекции по истории философии Текст. / Г. Ф. Гегель // Кн. 2. Соч.: Т. IX. М., 1932. С. 139.
  27. И.Н. Мировоззрение манси: Дом и Космос Текст. / И. Н. Гемуев. — Новосибирск: Наука, 1990. 232 с.
  28. И.Н., Сагалаев А. Н. Религия народа манси: Культовые места Текст. / И. Н. Гемуев, А. Н. Сагалаев. Новосибирск: Наука, 1986.
  29. И.Н., Бауло А. В. Святилища манси верховьев Северной Сосьвы Текст. / И. Н. Гемуев, А. В. Бауло. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1999.-240 с.
  30. Т. Левиафан Текст. / Т. Гоббс // Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1991. С 81.
  31. А. Миф и символ Текст. / А. Голан. М.: Русслит, 1993.375 с.
  32. А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров Текст. / А. В. Головнев. Екатеринбург: УрО РАН, 1995. — С. 273−274.
  33. ЯЗ. Логика мифа Текст. / Я.Э. Голосовкер- Сост. и авт. примеч. Н. В. Брагинская и Д.Н. Леонов- отв. ред. Е.М. Мелетинский- АН СССР, Ин-т востоковедения. М.: Наука, 1987. — 217 с.
  34. О.М. Маска в социокультурном пространстве: генезис, функции, сущность Текст. / О. М. Гребеникова // Дис.. канд. филос. наук. Омск, 2006.
  35. В. А. Миф города в социокультурном контексте Текст.: автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / В. А. Давыдов- Твер. гос. ун-т. — Тверь: [б. и.], 2004.- 18 с.
  36. Р. Первоначала философии Текст. / Р. Декарт // Соч.: В 2 т. Т.1.М., 1989.-С.317.
  37. Р. Рассуждение о методе Текст. / Р. Декарт // Соч.: В 2 т. Т.1.М., 1989.-С.257.
  38. Н. И. Миф как способ построения картины мира Текст.: Дис.. канд. филос. наук: 09.00.13 / Н. И. Журавлева- Урал. гос. техн. ун-т- Екатеринбург: (б. и.), 1998. — 205 с.
  39. А.В. Библейская идея цивилизационной катастрофы Текст. / А. В. Захаров // Религиоведение. 2008. — № 2. — С. 3.
  40. Т.Б., Пивоваров Д. В. Сакральный символ в языке религии Текст. / Т. Б. Захарян, Д. В. Пивоваров. Екатеринбург: УрГУ, 2005. -196 с.
  41. Земля Кошачьего Локотка Текст. / Сост. Тимофей Молданов. -Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2003. 230 с.
  42. В.В. Избранные труды по семиотике и истории культуры Текст. / В. В. Иванов. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. Т.1. -615 с.
  43. В.И. Текст. / В. И. Иванов // Собр. соч. Брюссель, 1974. Т.2. С. 608.
  44. М.Н. Социально-философский анализ тендерного мифотворчества Текст.: автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / М. Н. Игнатьева- Кемер. гос. ун-т культуры и искусств. — Кемерово: [б. и.], 2006.- 19 с.
  45. С.Н. Постмодернизм как новая парадигма в культурологии Текст. / С. Н. Иконникова // Вопросы культурологии. 2008. -Вып. № 7. — С.4.
  46. Л.Г. Социология культуры Текст. / Л. Г. Ионин. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. — 280 с.
  47. История и культура хантов Текст. / Под редакцией Н.В.
  48. Лукиной. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1995. — 162 с.
  49. Иожев Папай. Божество слова: Памяти Антала Регули Текст. / Папай Иожев- Пер. с нем. и публ. Н. В. Лукиной. — Сургут: Северный Дом, 1993.-55 с.
  50. К.Ф. Религия югорских народов Текст. / К. Ф. Карьялайнен // Т. 1. Перевод с немецкого и публикация д-ра ист. наук Н. В. Лукиной. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1994. — С. 30.
  51. К.Ф. Религия югорских народов Текст. / К. Ф. Карьялайнен // Т.2. Перевод с немецкого и публикация д-ра ист. наук Н. В. Лукиной. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1995. — С. 195−196.
  52. К.Ф. Религия югорских народов Текст. / К. Ф. Карьялайнен // Т. З. Перевод с немецкого и публикация д-ра ист. наук Н. В. Лукиной. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1996. — С. 176.
  53. О. А. Миф и мифологическое сознание: гноселогические и онтологические основания Текст.: автореф. дис.. д-ра филос. наук: 09.00.01 / О. А. Карлова- Сиб. аэрокосм. акад. им. М. Ф. Решетнева. — Красноярск: (б. и.), 2002. — 43 с.
  54. Э. Философия символических форм Текст. / Э. Кассирер // Том 2. Мифологическое мышление. М.- СПб.: Университетская книга, 2001. — 280 с.
  55. Э. Функция мифа в социальной жизни человека/ пер. Альмаганбетов М. О. рукопись. Электронный ресурс. — Режим доступа — http://ihtika.net/?qwe=loginfromfile&filein=88 636.
  56. М.Ф. Основы языческого миропонимания: По сибирским археолого-этнографическим материалам Текст. / М. Ф. Косарев. М.: Ладога- 100, 2003.-С. 114.
  57. А.Ф. Философия мифа: мифология и ее эвристическая значимость Текст. / М. Ф. Косарев. -М.: ПЭР СЭ- СПб.: Универ. книга, 2000.- С. 34−47.
  58. Н. А. Миф как общественное явление: от архаики к современности Текст.: автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.11. / Н.А. Кряжева- Башкир, гос. ун-т. Уфа: Изд-во Уфим. нефт. техн. ун-та, 2002. — 16 с.
  59. В.М., Лукина Н. В. Легенды и сказки хантов Текст. / В. М. Кулезин, Н. В. Лукина. Томск: ТГУ, 1973. — 58 с.
  60. В.М., Лукина Н. В., Молданов Т. А., Молданова Т. А. Мифология хантов Текст. / В. М. Кулезин, Н. В. Лукина, Т. А. Молданов, Т.А.
  61. Молданова / Науч. ред. В. В. Напольских. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2000.-310 с.
  62. В.М. Душа Текст. / Югория: Энциклопедия Ханты-мансийского автономного округа / В. М. Кулезин. // Т.1. А-И. Ханты-Мансийск, 2000. С. 298.
  63. В.М. Мировоззренческие аспекты охоты и рыболовства Текст. / В. М. Кулезин // История и культура хантов / Под редакцией Н. В. Лукиной. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1995. С. 69.
  64. В.М. Человек и природа в воззрениях хантов Текст. / В. М. Кулезин. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1984. — С. 21−22.
  65. Дж. Герой с тысячью лицами Текст. / Дж. Кэмпбелл. М., 1997.-С. 287.
  66. Дж. Мифический образ. Текст. /Дж. Кемпбелл- Пер. с анг. К. Е. Семенова. М. ЮОО «Издательство ACT», 2002 — 683 с.
  67. С. Философия в новом ключе: Исследования символики разума, ритуала и искусства Текст. / С. Лангер- Пер. с англ. С. П. Евтушенко /Общ. ред. и предисл. В. П. Шестакова. М: Республика, 2000. -287 с.
  68. Ю.В. Пролегомены к культурологи Текст. / Ю.В. Ларин- М-во культуры РФ. Тюменский гос. ин-т искусства и культуры. Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2002. — 144 с.
  69. Г. Психология масс Текст. / Г. Лебон. Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998. — С. 14−15.
  70. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении Текст. / Л. Леви-Брюль. М.: Педагогика — Пресс, 1994. — 608 с.
  71. Леви-Стросс К. Структура мифов Текст. / К. Леви-Стросс // Структурная антропология / Пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 235.
  72. Леви-Стросс К. Структура и диалектика Текст. / К. Леви-Стросс // Структурная антропология / Пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 242.
  73. Леви-Стросс К. Структурная антропология Текст. / Л. Леви-Стросс / Пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. -С. 218.
  74. А.Ф. Античный космос и современная наука Текст. / А. Ф. Лосев // Бытие-Имя-Космос / Сост. и ред. А.А.Тахо-Годи. М.: Мысль, 1993. — С. 67.
  75. А.Ф. Диалектика мифа Текст. // А. Ф. Лосев // Миф. Число. Сущность. М.: Мысль. 1994.- С. 30−120.
  76. А.Ф. История античной эстетики Текст. / А. Ф. Лосев.// Итоги тысячелетнего развития: В 2-х кн. Кн.2. М.: Искусство, 1994., — С. 348.
  77. А.Ф. Мировоззрение Скрябина Текст. / А. Ф. Лосев //Форма. Стиль. Выражение. / Сост. А.А. Тахо-Годи- общ. ред. А.А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. -М.: Мысль, 1995. С. 771.
  78. А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии Текст. / А. Ф. Лосев / Сост. А.А.Тахо-Годи- Общ. ред. А.А.Тахо-Годи и И. И. Маханькова. -М.: Мысль, 1993. С. 640.
  79. А.Ф. Самое само Текст. / А. Ф. Лосев // Миф. Число. Сущность / Сост. А.А.Тахо-Годи- общ. ред. А.А.Тахо-Годи и И. И. Маханькова. М.: Мысль, 1994. — С.488.
  80. А.Ф. Первозданная сущность Текст. / А. Ф. Лосев // Миф. Число. Сущность / Сост. А.А. Тахо-Годи- общ. ред. А.А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. М.: Мысль, 1994. — С. 250.
  81. Ю. М., Успенский Б. А. Миф-имя-культура Текст. / Ю. М. Лотман, Б. А. Успенский // Избранные статьи в трех томах. — Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: Александра, 1992 — С. 64.
  82. Н.В. Предисловие Текст. / Н. В. Лукина // Мифы, предания, сказки хантов и манси. / Сост., предисл. и примеч. Н. В. Лукиной. — М., 1990.-С.29.
  83. Н.В. Ханты от Васюганья до Заполярья. Источники по этнографии Текст. / Н. В. Лукина // Том 1: Васюган. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004.-336 с.
  84. Н.В. Ханты от Васюганья до Заполярья. Источники по этнографии Текст. / Н. В. Лукина // Том 2: Средняя Обь. Вах. Книга 1. — Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2005. С. 330−331.
  85. С.В. Историческая этнология Текст. / С. В. Лурье. — М.:Аспект-Пресс, 1998. С.138−139.
  86. А. К. Мифология как способ бытия современного общества (онтологические аспекты) Текст.: автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.01 / А. К. Макарова- Магнитог. гос. ун-т. Магнитогорск: [б. и.], 2007.- 18 с.
  87. М.К. Введение в философию Текст. / М. К. Мамардашвили // Необходимость себя. М.: «Лабиринт», 1996. — С. 7−154.
  88. М. К. Лекции по античной философии Текст. / М. К. Мамардашвили / Под. ред. Ю. П. Сенокосова. М.: «Аграф», 1998. -312 с.
  89. JI. Миф машины. Техника и развитие человечества Текст. / Л. Мамфорд / Перевод Т. Азаркович, Б. Скуратов. М.: Логос, 2001.-408 с.
  90. . Миф в примитивной психологии Текст. / Б. Малиновский // Магия, наука и религия. М., 1998. — С. 99.
  91. М. А. Миф как социокультурный феномен Текст.: автореф. дис.. канд. филос. наук: 24.00.01. /М. А. Малеева- Рост. гос. ун-т.- Черкесск: б. и., 2005. 25 с.
  92. Е.П. Образ Калтащ-Анки в религиозной традиции хантов Текст. / Е.П. Мартынова// Модель в культурологи Сибири и Севера: Сб. науч. трудов. Екатеринбург: УрО РАН, 1992 — С. 75.
  93. А.Г. Мифологическое мировоззрение как социокультурное явление Текст.: автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 социальная философия / А. Г. Матвеев- Чуваш, гос. ун-т. -Чебоксары: Чуваш, гос. ун-т, 2000. — 21 с.
  94. Медвежьи игрища казымских хантов Текст. / Сост. О.А. Кравченко- Под. ред. Т. А. Молданова. Ханты-Мансийск: ГП «Полиграфист», 2004. — 36 с.
  95. Е.М. К вопросу о применении структурно-симеотического метода в фольклористике Текст. / Е. М. Мелетинский // Семиотика и художественное творчество. М., Наука, 1977. — С. 152−170.
  96. Е.М. Миф и историческая поэтика фольклора. Избранные статьи. Воспоминания Текст. / Е. М. Мелетинский. -М.: Российск. гос. гуманит. ун-т. — Институт высш. гуманит. исследов, 1998.- С. 17.
  97. Е.М. Происхождение героического эпоса (Ранние формы и архаические памятники) Текст. / Е. М. Мелетинский. М.: Изд-во Вост. лит., 1963. — 462 с.
  98. Дж. Социальная структура Текст. / Дж. Мер док / Пер. с англ. А. В. Коротаева. М. ЮГИ, 2003. — 608 с.
  99. Мифы и мифология в современной России Текст. / Фонд Фридриха Науманна- под ред. К. Аймермахера, Ф. Бомсдорфа, Г. Бордюгова. [Текст] -М.: [б. и.], 2000.-216 с.
  100. Мифы, предания, сказки хантов и манси Текст. /Сост., предисл. и примеч. Н. В. Лукиной. М., 1990. — 568 с.
  101. А. А. Специфика и функции мифологического сознания Текст. / А. А. Мишучков // Credo. Оренбург, 2000. — № 6(24). -С. 11−23.
  102. Т. А. Картина мира в песнопениях медвежьих игрищ северных хантов Текст. / Т. А. Молданов // Отв. ред. Н. В. Лукина. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1999. — 139 с.
  103. Т. А. Медвежьи игрища на Сюньюгане Текст. / Т. А. Молданов // Народы Северо-Западной Сибири / Под ред. Н. В. Лукиной. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. Вып. 7. — С. 43−44.
  104. Т.А., Молданова Т. А. Боги земли казымской Текст. / Т. А. Молданов, Т. А. Молданова Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. — 114 с.
  105. Т. А. Архетипы в мире сновидений хантов Текст. / Т. А. Молданова // Отв. ред. Н. В. Лукина. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. -354 с.
  106. Т.А. Духовное освоение мира женщиной в традиционной культуре ханты Текст. / Т. А. Молданова // Культурное наследие Тюменской области: материалы научно-практической конференции
  107. В.Я. Мифология о целостности человека и мира Текст. / В. Я. Нагевичене // Человек в современных философских концепциях: материалы Четвертой междунар. конф., Волгоград, 28−31 мая 2007 г. В 4 т. Т 3.- Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. С. 661−665.
  108. А.Е. Древние цивилизации: общая теория мифа Текст. / А. Е. Наговицын М.: Академический Проект, 2005. — С.26
  109. В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма Текст. / В. М. Найдыш. -М.: Гардарики, 2002. С. 8.
  110. С.Ю. Структура и функция мифа Текст. / С. Ю. Неклюдов // Мифы и мифология в современной России / Под ред. К. Аймермахера, Ф. Бомсдорфа, Г. Бордюкова. М.: АИРО-ХХ, 2000 (Фонд Фридриха Наумана. Биб-ка либерального чтения, 9). — С. 17−38.
  111. B.C. Проблема фольклора в аспекте этнического менталитета Текст. / B.C. Новиков // Самореализация молодежи XXI века: инициатива, развитие, творчество: сборник научных трудов/ отв. ред.: Л. Н. Захарова, Ю. В. Ларин. Тюмень. 2007. — С. 28−31.
  112. Обряды народов Западной Сибири Текст. / Под ред. В. М. Кулемзина. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1990. — 232 с.
  113. А.В., Галкин В. Т. Современная первобытность Текст. / А. В. Павлов, В. Т. Галкин. Тюмень: ТОГИРРО, 1990. — 133 с.
  114. С.К. Стародавняя жизнь остяков и их богатырей, по былинам и сказаниям Текст. / С. К. Патканов // Живая старина. Вып.З. — М., 1891.-С. 95.
  115. С.К. Тип остяцкого богатыря по остяцким былинам и героическим сказаниям Текст. / С. К. Патканов. — СПб., 1891.
  116. Д. П. Миф как феномен культуры Текст.: Автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / Д. П. Пашинина- МГУ им. М. В. Ломоносова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. 30 с.
  117. В. М. Мифологическое сознание как способ освоения мира Текст. / В. М. Пивоев. Петрозаводск: Карелия, 1991- 111 с.
  118. Е.В. Эротика в культуре хантов Текст. / Е. В. Перевалова // Модель в культурологи Сибири и Севера: Сб. науч. трудов. -Екатеринбург: УрО РАН, 1992 С. 91.
  119. Ф. Инвектива против врача Текст. / Ф. Петрарка // Эстетика Ренессанса. Т.1. М., 1981.-С. 25.
  120. В.Я. Мифы о сотворении мира Текст. / В. Я. Петрухин. М.: Астрель: ACT: ЛЮКС, 2005 — С. 177.
  121. В.Я. Мифы финно-угров Текст. / В. Я. Петрухин. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2003 — С. 338.
  122. Платон. Текст. / Платон // Соч.: В 3 т. Т.2. С. 162.
  123. Платон. Тимей Текст. / Платон // Собрание сочинений в 4 т. Т. З/Пер. с древнегреч.- Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи- Авт вступ. ст. и ст. в примеч. А.Ф. Лосев- Примеч. А.А. Тахо-Годи. — М.:Мысль, 1994.-С. 434.
  124. Полный церковно-славянский словарь Текст./ Сост. протоиерей Г. Дьяченко. М., 1993. — С.74.
  125. В. С. Миф. Религия. Государство: Исследование политической мифологии Текст. / В. С. Полосин / Оформ. Е. В. Гаврилина. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Ладомир, 1999. — 442 с.
  126. И.Ф. Миф как феномен иллюзорного сознания Текст.: автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / И. Ф. Понизовкина- -М.: Моск. пед. гос. ун-т, 1997. -21 с.
  127. А. А. Символ и миф в народной культуре: Собрание трудов Текст. / А. А. Потебня / Сост., подгот. текстов, ст. и коммент. А. Л. Топоркова- Ред. Ю. С. Рассказов. М.: Лабиринт, 2000. — 480 с.
  128. В. Морфология сказки Текст. / В. Пропп. Л., «ACADEMIA», 1928. — 152 с.
  129. A.M. Мифологические размышления. Лекции по феноменологии мифа Текст. / A.M. Пятигорский. М.: Языки русской культуры, 1996. — С. 69.
  130. Религия, магия, миф: современные философские исследования = Religion, magie, mythos: gegnwartide philosophische studien Текст. / Ин-т философии РАН- Центр по изучению немецкой философии и социологии- Под ред. В. Н. Поруса. М.: УРСС, 1997. — 292 с.
  131. Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов) Текст. / Е. И. Ромбандеева. — Сургут: АИИК «Северный дом» и Северо-Сибирское региональное книжное издательство, 1993. С. 24.
  132. Ф. Миф и история Текст. / Ф. Руфле // Символ. 1986. -№ 15.-С. 43−51.
  133. Священный сказ о сотворении земли. Мансийские мифы Текст. Пер. О. Шесталовой-Фидорович. JI. — Ханты-Мансийск: Изд-во «Стерх» -«Белый журавль», 1992. — 36 с.
  134. У.Т. Путешествие к хантам Текст. / У. Т. Сирелиус / Перевод с нем. и публикация д-ра ист. наук Н. В. Лукиной. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2001. — С. 241−242.
  135. О.Ф. Роль ритуала в процессе мифизации повседневности Текст. / О. Ф. Смазнова // Бренное и вечное: социальные ритуалы в мифологизированном пространстве современного мира:
  136. Материалы Всерос. науч. конф. 21−22 октября 2008 г./ Редкол. А. П. Донченко, А. А. Кузьмин, А. Г. Некита, С.А. Маленко- предисл. А. Г. Некита, С.А. Маленко- НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2008. -С. 299−302.
  137. М.Ю. Мифологическое сознание и религия: Теоретико-методологическое исследование Текст.: автореф. дис.. д-ра филос. наук: 09.00.13 / М. Ю. Смирнов- С.-Петерб. гос. ун-т. СПб.: [б. и.], 2002. — 44 с.
  138. З.П. Времяисчисление у обских угров Текст. / З. П. Соколова // Традиционная обрядность и мировоззрение малых народов Севера. М.: ИЭА., 1990. — С. 78−79.
  139. З.П. Новые данные о погребальном обряде северных хантов Текст. / З. П. Соколова // Полевые исследования Института этнографии. 1974 год.-М., 1975.-С. 166.
  140. З.П. Пережитки религиозных верований у обских угров Текст. / З. П. Соколова // Сборник музея антропологии и этнографии. Л., 1971. T. XXVI — С. 229. ¦
  141. Стеблин-Каменский М. И. Миф Текст. / М. И. Стеблин-Каменский- АН СССР. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1976. — 104 с.
  142. B.C. Философская антропология и философия науки Текст. / B.C. Степин. М.: Наука, 1992. — С. 20.
  143. Л.А. Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России XIX начала XX века Текст. / Л. А. Сугай // Труды ГАСК. Выпуск И. Мир культуры. — М.:ГАСК, 2000. — С. 39−53.
  144. A.M. Семантика в орнаменте хантов Ямало-ненецкого округа Текст. / A.M. Сязи // Народ Северо-Западной Сибири: Сборник / Под ред. Н. В. Лукиной. Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1995. Вып.2. — С. 93.
  145. Э. Б. Миф и обряд в первобытной культуре Текст. / Э. Б. Тайлор / Пер. с англ. Д. А. Коропчевского. Смоленск: Русич, 2000. — 624 с.
  146. Тахо-Годи А. А. Миф у Платона как действительное и воображаемое Текст. / А.А. Тахо-Годи // Платон и его эпоха. М., 1979. — С. 79.
  147. Тахо-Годи А. А. Лосев Текст. / А.А. Тахо-Годи. М.: Мол. гвардия- Студенческий меридиан, 1997. — 459 с.
  148. В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное Текст. / В. Н. Топоров. — М.: Прогресс: Культура, 1995. — 623 с.
  149. Е.Г. Материалы к погребальному обряду северных манси Текст. / • Е. Г. Федорова // Материалы полевых этнографических исследований 1990−1991 гг.-СПб., 1993. -С. 86.
  150. А. А. Трансформация сакрального и профанного в обществе: миф религия — идеология Текст.: автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / А. А. Федоровских. — Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, 2000. -20 с.
  151. Фольклор манси Текст. / Сост. Кузакова Е. А. М., 1994. — 207 с.
  152. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции Текст. / 3. Фрейд. — СПб., 1997.-С. 333.
  153. М. Вещь и творение Текст. / М. Хайдеггер // Работы и размышления разных лет / Пер. с нем. Составл., переводы, вступ. статья, примеч. А. В. Михайлова. М.: Издательство «Гнозис», 1993. — С. 65.
  154. М. Вещь Текст. / М. Хайдеггер // Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.: Республика, 1993. — С. 316.
  155. М. Время картины мира Текст. / М. Хайдеггер // Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. — М.: Республика, 1993. — С. 51.
  156. М. Время и бытие Текст. / М. Хайдеггер // Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.: Республика, 1993. — С.401.
  157. М. Искусство и пространство Текст. / М. Хайдеггер // Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.: Республика, 1993. -С.314.
  158. М. Творение и истина Текст. / М. Хайдеггер // Работы и размышления разных лет / Пер. с нем. Составл., переводы, вступ. статья, примеч. А. В. Михайлова. М.: Издательство «Гнозис», 1993. — С. 77.
  159. М.А. Толпа, массы, политика: Ист.-филос. очерк Текст. / М. А. Хевеши. М., 2001. — 83 с.
  160. Н.А. Воля к сакральному Текст. / Н. А. Хренов. СПб.: Алетейя, 2006 — 571 с.
  161. К. Истина мифа: Пер. с нем Текст. / К. Хюбнер. М.: Республика, 1996.-448 с.
  162. B.C. Из работ прошлых лет: сб. ст Текст. / B.C. Цукерман- Челяб. гос. акад. Культуры и искусств Челябинск, 2007. -182 с.
  163. В. Р. Интерпретация мифа в русской религиозно-философской традиции (конец XIX первая половина XX в.) Текст.: автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.03 / В. Р. Цылев- Мурм. гос. техн. ун-т. — Мурманск: [б. и.], 2004. — 23 с.
  164. К.В. Фольклор. Текст. Традиции: сб. ст Текст. / К. В. Чистов. М.:ОГИ, 2005. — 272 с.
  165. В.Н. Вогульские сказки Текст. / В. Н. Чернецов JL, 1935.- 142 с.
  166. В.Н. Источники по этнографии Западной Сибири Текст. / В.Н. Чернецов- Томск: Изд-во Томского ун-та, 1987. С. 157.
  167. В.Н. Представления о душе у обских угров Текст. / В. Н. Чернецов // ТИЭ. — Т.51 М. 1959. — С. 114 — 156 .
  168. В.Н. Фратриальное устройство обско-угорского общества Текст. / В. Н. Чернецов // С.Э.: 1929. № 2. — С. 20−42.
  169. М. Положение человека в Космосе Текст. / М. Шелер // Проблемы человека в западной философии. М., 1988. — С.31 — 95.
  170. Шеллинг Ф.В. И. Введение в философию мифологии Текст. / Ф.В.Й. Шеллинг// Соч. в 2 т. М., 1989. — С. 159−374.
  171. Н.И. Социально-политический миф: теоретико-методологические проблемы Текст.: автореф. дис.. д-ра полит, наук: 23.00.01 / Н. И. Шестов- Сарат. гос. ун-т. Саратов: (б. и.), 2002. — 42 с.
  172. К.М. Мифологизм художественной структуры романа Текст. / К.М. Шиков// Эпический текст: проблемы и перспективы изучения: материалы II Международной научной конференции. 16−18 октября 2008 г. -Пятигорск: ПГЛУ, 2008. С. 202−204.
  173. О. Закат Европы Текст. / О. Шпенглер. М.: Искусство, 1993. — С. 41−42.
  174. Эванс-Причард Э. Теории примитивной религии Текст. / Э. Эванс-Причард / Пер. с англ. А. А. Казанкова, А.А. Белик- Коммент. и послесловие А. А. Казанкова. -М.: ОГИ, 2004. 142 с.
  175. М. Аспекты мифа Текст. / М. Элиаде / Пер. с франц. -М.: Академический Проект, 2000. 222 с.
  176. М. Мифы, сновидения, мистерии Текст. / М. Элиаде. -М.: REFL-book, К.: Ваклер, 1996. С.23−24.
  177. М. Ностальгия по истокам Текст. / М. Элиаде. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2006. — 216 с.
  178. М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре Текст. / М. Элиаде / Пер. с англ. К.: София, М.: Гелиос, 2002. — 224 с.
  179. М. Тайные общества: Обряды инициации и посвящения./ Пер с франц. Текст. / М. Элиаде. К.: София, М.: Гелиос, 2002. — 352 с.
  180. Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина Текст. / Э. Роттердамский // Философские произведения. М., 1987. — С. 101.
  181. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов Текст. / К. Г. Юнг. / Пер. с англ. М, — Киев: Совершенство: Порт-Рояль, 1997. — 383 с.
  182. Юнг К. Г. Структура души Текст. / К. Г. Юнг // Сознание и бессознательное: Сборник / Пер с англ. А. А. Алексеева СПб.- Университетская книга, 1997. — С.49.
  183. Е.Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение. Текст. / Е. Г. Яковлев. 2-е изд., стер. — М.: КДУ, 2005. — С. 354−355.
  184. С.А. Мифологизм философии человека Текст. / С. А. Яровенко // Человек в современных философских концепциях: материалы Четвертой междунар. конф., Волгоград, 28−31 мая 2007 г. В 4 т. Т 3, — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007 С. 686 — 690.
  185. Patkanov С. Die Irtisch-ostjaken und ihre Volkspoesie. Text. SPb. 1990-C. 38−39.
Заполнить форму текущей работой