Повышение эффективности использования автотракторной техники на основе динамического диагностирования
Основной движущей силой интенсификации народного хозяйства Польши является кардинальное ускорение научно-технического прогресса на основе перехода к принципиально новым технологическим процессам и к технике новых поколений, позволяющей достичь высшего уровня производительности труда и максимальной эффективности. В области технического перевооружения народного хозяйства предстоит решить проблему… Читать ещё >
Содержание
- Условные обозначения
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
- 1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ДИНАМИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ МАШИН
- 1. 1. Основополагающие принципы системного подхода к исследованию сложных объектов
- 1. 2. Этапы системного подхода и их взаимосвязь
- 1. 3. Проблема повышения эксплуатационных показателей автотракторной техники
- 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ И ПРОГРАММЫ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ
- 2. 1. Построение диагностической модели на примере транспортных машин
- 2. 2. Выбор параметров диагностирования
- 2. 3. Установление граничных величин диагностируемых параметров
- 2. 4. Поиск диагностической модели
- 2. 5. Принципы построения программы диагностирования
- 2. 6. Принципы системы управления для поддержания машин в работоспособном состоянии
- 2. 7. Выводы по главе
- 3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СУЩЕСТВУЮЩИХ СИСТЕМ ЭКСПЛУАТАЦИИ МАШИН
- 3. 1. Системы эксплуатации машин
- 3. 2. Структура системы эксплуатации
- 3. 3. Иерархическая структура системы эксплуатации машин
- 3. 4. Информация в системе эксплуатации
- 3. 5. Качественный аспект информации
- 3. 6. Идентификация и модель системы эксплуатации
- 3. 7. Оценка эффективности действия системы эксплуатации
- 3. 8. Эксплуатационные стратегии
- 3. 9. Эксплуатационный репертуар
- 3. 10. Классификация критериев оценки эффективности систем эксплуатации
- 3. 11. Системные свойства эффективности эксплуатации машин
- 3. 12. Особенности оценки эффективности на основных фазах существования машин
- 3. 11. Выводы по главе
- 4. КЛАССИФИКАЦИЯ МОДЕЛЕЙ, МЕТОДОВ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДИАГНОСТИКИ МАШИН И МЕТОДОЛОГИЯ ЕЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ
- 4. 1. Место диагностики в фазах существования машин
- 4. 3. Теоретические предпосылки определения диагностического состояния машин
- 4. 4. Основные уравнения диагностических систем
- 4. 5. Классификация диагностических моделей
- 4. 6. Методология моделирования процессов при диагностировании машин
- 4. 7. Классификация методов диагностирования
- 4. 8. Классификация технических средств для диагностирования
- 4. 9. Выводы по главе
- 5. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ МАШИН НА
- ПРЕДПРИЯТИЯХ
- 5. 1. Стратегии эксплуатации машин
- 5. 2. Строение системы управления эксплуатацией машин
- 5. 3. Оценка эффективности системы управления эксплуатацией машин
- 5. 4. Прибыль предприятия и динамическая система эксплуатации машин
- 5. 5. Модели управления системой эксплуатации
- 5. 6. Выводы по главе
- 6. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ АВТОТРАКТОРНОЙ ТЕХНИКОЙ
- 6. 1. Стратегия информатизации при эксплуатации машин
- 6. 2. Сущность интегрированных систем управления
- 6. 3. Техническое описание интегрированных систем управления
- 6. 4. Сравнение интегрированных систем управления в Польше
- 6. 5. Планирование и управление в системе MRP
- 6. 6. Классификация систем WORKFOW
- 6. 7. Компьютерные сети в информационных системах
- 6. 8. Выводы по главе
- 7. ПРОБЛЕМАТИКА ДИНАМИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ МАШИН
- 7. 1. Эволюция технического состояния машин
- 7. 2. Прогнозирование состояния машин
- 7. 3. Исскуственый интеллект в диагностике
- 7. 4. Симулятивные эксперименты в структуре диагностических экспериментов
- 7. 5. Прогноз развития технической диагностики
- 7. 6. Обучение диагностического персонала
- 7. 7. Выводы по главе
- 8. АНАЛИЗ НАДЕЖНОСТИ АВТОТРАКТОРНОЙ ТЕХНИКИ В УСЛОВИЯХ ЭКСПЛУАТАЦИИ
- 8. 1. Общие положения теории надежности
- 8. 2. Исследование надежности тракторов в условиях рядовой эксплуатации
- 8. 3. Экспериментальные исследования надежности тормозной системы автобусов Jelcz 120 ММ/
- 8. 4. Анализ отказов элементов тормозной системы автобусов
- Jelcz 120 ММ/
- 8. 5. Выводы по главе
- 9. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И ПРОГРАММА ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
- 9. 1. Бинарная диагностическая матрица и программа диагностирования
- 9. 2. Бинарная диагностическая матрица двигателя внутреннего сгорания
- 9. 3. Этапы построения диагностической регрессионной модели двигателя внутреннего сгорания
- 9. 4. Результаты исследований двигателя внутреннего сгорания
- 9. 5. Выводы по главе
- 10. МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
- 10. 1. Качество и управление качеством в системе эксплуатации транспорта
- 10. 2. Влияние качества на техническое обслуживание транспортных средств системе эксплуатации
- 10. 3. Цель и задачи исследования качества технического обслуживания
- 10. 4. Критерии оценки качества технического обслуживания
- 10. 5. Разработка методики исследований по оценке качества технического обслуживания
- 10. 6. Модель оценки качества подсистемы технических обслуживаний
- 10. 7. Оценка качества периодических технических обслуживаний на основе критерия результативности
- 10. 8. Оценка качества периодических технических обслуживаний на основе критерия оптимизации времени реализации
- 10. 9. Оценка качества технической эксплуатации тракторов МТЗ
- 10. 10. Выводы по главе
Повышение эффективности использования автотракторной техники на основе динамического диагностирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
диссертации Важнейшей задачей в области технической эксплуатации машин является совершенствование организации их технического обслуживания, текущего и капитального ремонта с целью повышения работоспособности и снижения эксплуатационных затрат. Это подтверждается тем, что на поддержание автотракторной техники в технически исправном состоянии затрачивается значительно больше труда и средств, чем на их производство. Следовательно, даже небольшое качественное улучшение организации технического обслуживания и текущего ремонта могут дать значительный техникоэкономический эффект. Направленная деятельность по повышению эффективности использования автотракторной техники и качества технического обслуживания возможна благодаря применению методов и средств технической диагностики. Общие теоретические основы технической диагностики не нашли еще полного применения при динамическом диагностировании. Эксплуатация автотракторной техники по общепринятым стратегиям не дает возможности получения высокой эффективности и высокого качества эксплуатации, потому что возникает необходимость исключать рабочую машину из использования в связи с аварийным состоянием или необходимостью проведения технических обслуживании, часто преждевременных и не вполне технически и экономически обоснованных. В связи с этим развитие методологических основ и теоретических предпосылок динамического диагностирования с использованием системного подхода и теории качества является актуальной научной проблемой, решение которой обеспечит повышение надежности сложной и дорогостоящей автотракторной техники, а также улучшит эффективность самого процесса диагностирования.
Цель и задачи исследования
Общей целью работы является разработка методологических принципов динамического диагностирования автотракторной техники, облегчающих выбор оптимальных диагностических параметров, характерньпс для нее на всех стадиях существования машины, а также алгоритма построения диагностики машин и их элементов в условиях эксплуатации. Научная новизна. На основе системного подхода исследования сложных объектов разработана методологические принципы проектирования диагностической модели автотракторной техники и методология моделирования процессов при ее диагностированииопределены рабочие и сопутствующие процессы при эксплуатации машинсформулированы методы, алгоритмы и процедура диагностирования двигателей и тормозных систем автотракторной техники на основе теоретико-экспериментального подходаразработана обобщенная диагностическая модель на примере транспортных машин и бинарная диагностическая матрицы двигателя внутреннего сгорания, произведена оценка эффективности существующих систем эксплуатации, создана методика классификации диагностических моделей, методов и средств при диагностировании машин и интегрированных систем управления системой эксплуатации, разработана методика исследований и модель по оценке качества технических обслуживании на основе критериев результативности и оптимизации времени реализации. Практическая значимость работы заключается в том, что автором разработан алгоритм построения диагностической модели автотракторной техники, что обеспечивает проведение ее технической диагностики и позволяет уже на этапах оценки, конструирования и изготовления выполнять диагностическое конструирование, что в случае двигателей внутреннего сгорания и тормозной системы имеет существенное значение, т. к. возможности вмешательства в данные системы на этапе эксплуатации ограничены. Разработанные математические модели и алгоритмы позволяют в процессе компьютерной имитации анализировать состояние вышеуказанных систем, что снижает время и издержки лабораторных и эксплуатационных исследований. Результаты диссертации внедрены в процессе эксплуатации автотракторной техники в предприятии «Фармутиль» г Смилово и в учебный процесс при подготовке студентов Технико-сельскохозяйственной академии г. Быдгощ. Экономическая значимость. Разработанные показатели и критерии диагностической оценки автотракторной техники позволяют определить действительное состояние основных ее систем на всех этапах жизни машины и производить экономическую оценку принятой методики диагностирования и качества периодических технических обслуживании. Разработанная методика динамического диагностирования автотракторной техники имеет универсальный характер и может быть адаптирована под машину конкретного заказчика или использоваться на этапах ее конструирования, изготовления и эксплуатации. На защиту выносится: — методология построения диагностической модели автотракторной техники на всех этапах ее существования- - математические модели диагностических систем основных элементов автотракторной техники- - методология оценки эффективности функционирования системы эксплуатации машин- -методология анализа и оценки качества технического обслуживания транспортных средств. Личный вклад автора. Постановка и решение задач исследования, формулировка и разработка положений, определяющих научную новизну работы, создание базовой методологии построение диагностических процедур автотракторной техники, участие в качестве исполнителя при проведении работ, связанных с темой диссертации. Часть экспериментальных данных получена при существенном участии сотрудников Технико-сельскохозяйственной академии г. Быдгош, которым автор искренне признателен. Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на научно-технических конференциях, в том числе: на ежегодных научных конференциях в высшей офицерской автомобильной школе г. Пилы в период с 1977 по 1995 гг.- на ежегодных семинарах и конференциях Техникосельскохозяйственной академии г. Быдгощ в период с 1998 по 2003 гг.- 2-ом международном конгрессе технической диагностики «Диагностика 2000», Варшава, 2000; 5-ой конференции «Машины и транспортные системы», Щецин, 2000; 27-ОМ симпозиуме «Диагностика машин», Катовице, 2000; 10-ой научной конференции «Проблемы в конструкции и эксплуатации машин», Краков, 2000; 15-ой научной конференции «Проблемы в конструкции и эксплуатации машин», Закопане, 2000; 11-ой конференции «Диагностика машин и рабочих поездов», Гданьск, 2002; 11-ой конференции «Диагностика машин и рабочих поездов», Быдгощ, 2002; 31-ой зимней школе надежности «Методы прогнозирования в инженерии надежности», Варшава, 2003; 30-ой юбилейной Всепольском симпозиуме «Диагностика машин», Сласка, 2003; международной научнотехнической конференции «Улучшение эксплуатационных показателей двигателей тракторов и автомобилей», Санкт-Петербург, 2003. Опубликованность результатов. По теме диссертации опубликовано 1 монография и 35 научных работ.
Структура и объем диссертации
Диссертация имеет 10 глав, заключение, приложение и список литературы. Полный объем — 357с.- включает 190 рисунков и 54 таблицысписок использованных источников составляет 344 наименований.
ВВЕДЕНИЕ
Основной движущей силой интенсификации народного хозяйства Польши является кардинальное ускорение научно-технического прогресса на основе перехода к принципиально новым технологическим процессам и к технике новых поколений, позволяющей достичь высшего уровня производительности труда и максимальной эффективности. В области технического перевооружения народного хозяйства предстоит решить проблему освоения принципиально новых систем машин, обеспечивающих комплексную механизацию производственных процессов и их высокоэффективную эксплуатацию в разнообразных формациях промышленного и сельскохозяйственного производства. Отраслям промышленности, занимающимся производством и поставками различной техники, необходимо повысить надежность и улучшить качество машин и оборудования, обеспечить их высокоэффективное использование в условиях реальной эксплуатации. По мере увеличения поставок сложной автотракторной техники, расширения областей ее использования, повышения уровня автоматизации, увеличения нагрузок и скоростей значительно повышается важность проблемы повышения надежности этой техники, эффективности ее использования и конкурентоспособности, экономии материальных, трудовых и энергетических ресурсов. Важнейшей задачей в области технической эксплуатации машин является совершенствование организации их технического обслуживания, текущего и капитального ремонта с целью повышения работоспособности и снижения эксплуатационных затрат. Это подтверждается тем, что на поддержание автотракторной техники в технически исправном состоянии затрачивается значительно больше труда и средств, чем на их производство. Следовательно, даже небольшое качественное улучшение организации технического обслуживания и текущего ремонта могут дать значительный техникоэкономический эффект. К машинам в Польше относятся все транспортные средства, предназначенные для выполнения различных технологических операций: транспортных, сельскохозяйственных, строительно-монтажных, военных и т. д. В свою очередь, машины подразделяются по функциональному назначению на легковые и грузовые автомобили, промышленные и сельскохозяйственные тракторы, строительные и мелиоративные машины, автобусы, рациональная эксплуатация которых имеет важное значение для народнохозяйственного комплекса республики, особенно в условиях жесткой конкуренции отечественных и иностранных товаропроизводителей за рынки сбыта накануне вступления Польши в Европейский Союз. Машины преобладают в общем объеме промышленной продукции и часто оказывают решающее значение на развитие многих отраслей промышленности. Процесс их проектирования, конструирования, изготовления и эксплуатации поглощает огромное количество труда, сырья и энергии. В последнее время произошел быстрый рост требований к техническим параметрам машин при одновременном стремлении к уменьшению стоимости изготовления и эксплуатации, что вызвало существенное преобразование методов формирования качества машин на всех этапах их существования. Достигнутый и постоянно совершающейся уровень качества в большой степени связан с развитием методов и средств технической диагностики. На первоначальной стадии развития машин техническое обслуживание выполнялось, как правило, только после проявления отказа. Количественный рост парка машин и их использование для выполнения трудоемких и точных работ вызвало необходимость значительного повышения эффективности их использования и надежности. Это заставило серьезно заниматься текущей оценкой технического состояния машин, то есть проводить динамическое диагностирование. При этом, возникла потребность построения диагностических моделей, наиболее адекватно отражающих сущность рассматриваемых явлений. Рост потребности в современных высокопроизводительных машинах вызывает их поставку на рынок во все более короткие временные отрезки. Одновременно научно-технический прогресс является причиной того, что проектно-конструкторские работы новых машин включают генеральные изменения концепции самой машины, определяющих критерии безопасности, эргономичности, экологичности, экономичности, эффективности и т. д. Особенно существенным является стоимость эксплуатации, которая, например, для мощных тяжелых машин в зависимости от их типа, превышает в 5−15 раз стоимость новых машин. По этой причине потребитель, используя машины даже в удовлетворительном состоянии, в момент появления на рынке нового поколения машин похожего или того же самого назначения, вынужден принимать решение в выборе между использованием имеющихся машин и заменой их машинами нового типа. Это решение желательно принимать на основании оптимизации результатов, полученных на основание экономического баланса для достижения максимального результата. В современном мире соперничество между ведущими производителями автотракторной техники практически переходит в плоскость широко понимаемого «качества», на основание которого можно получить значительные экономические преимущества при реализации производимой техники и всех аспектов их функционального, энергетического, производственного, экологического и т. п. существования. Увеличивающая потребность в методах и средствах технической диагностики является результатом современного способа достижения качества маш1ш и реализации их потенциала в условиях эксплуатации. Бесспорным импульсом для роста потребностей в методах и средствах технической диагностики было начало оживления хозяйства в стране, где требования со стороны качества, логистики и маркетинга радикально изменили критерии эффективности использования автотракторной техники. Растущая потребность в диагностике совпадает также с появлением новых достижений в микроэлектронике, компьютерной технике, нейронных сетей и искусственного интеллекта, эффективно облегчающих возможности технической диагностики.
10.10. Выводы по главе 10.
1. Предложенная модель оценки подсистемы технических обслуживании, реализуемых в действительной системе городского транспорта, позволяет производить оценку этой подсистемы с точки зрения качества.
2. На основании принятой модели оценки качество периодических ф) технических обслуживании формируется согласно принятой шкале оценки на среднем уровне — среднее число дней исправной работы автобусов типа Ikarus 280 до первого аварийного отказа составляет 15,18, а среднее число дней исправной ® работы автобусов этого типа составляет 21,3 3.
3. Результаты оценки качества для автобусов разных типов, а также вид и место выполнения периодического ТО могут представлять основание для воздействия на исследуемую подсистему технических обслуживаний с целью рационализации реализуемых в них процессах.
4. Периодические ТО для автобусов типа Ikarus 280.70 В и Ikarus 280.70Е, вместе с обслуживанием и порядковым номером приносит больше экономии времени — наименьший показатель оптимизации времени реализации имеет Т01, наибольший — Т04- обслуживание ТОЗ автобусов всех типов без учета места реализации характеризуется высоким уровнем качества.
5. Наименьшим показателем оптимизации времени реализации периодического ТО (низким качеством) W0″ = - 0,0056 характеризуется Т01 автобусов Ikarus 280, выполняемые на станции технического обслуживания № 2, при этом наблюдается одновременно высокая результативность — больше дней работы после аварийного отказа;
6. Для тракторов МТЗ-80/82 установлено, что для ТО-1 и ТО-2 ф. периодичность их проведения описывается законом распределения Вейбулла, средняя периодичность ТО-1 составила 174 моточаса, а ТО-2 — 225 моточасов, при этом полнота выполнения операций ТО-1 составила 89%, а ТО-2−78% от объемов, предусмотренных инструкциями по эксплуатации для данного класса тракторов.
7. Обобщенная оценка уровня технической эксплуатации тракторов находится на среднем уровне Ко =0,843 и обусловлена средним уровнем качества ТО, текущего ремонта и квалификацией трактористов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
т.
1. Глубокие экономические трансформации в условиях рыночных экономических отношений Польши приводят к интенсивному использованию автотракторной техники, поэтому обеспечение ее надежности в условиях эксплуатации имеет фундаментальное значение, а разработка методологии динамического диагностирования машин и эргономических мероприятий по проведению технического обслуживания машин на основе теории качества с использованием системного подхода имеет важное народнохозяйственное значение.
2. Использование методов регрессивного анализа, бинарных и пробабилистических матриц с использованием метода Бауеса и секвенционного метода Вальда позволили определить общие принципы построения диагностической модели и разработать ее алгоритм, а также разработать программу диагностирования машин и алгоритм программы системы управления для поддержания транспортного средства в работоспособном состоянии.
3. Учитывая сложность современных машин необходим многовекторный ф} учет совокупности диагностических параметров, основных и сопровождающих процессов их работы, классификация которых являются основанием для построения процедур диагностирования, а использование симптоматических и холистических моделей позволяет выбрать оптимальную совокупность параметров машины для оценки ее технического состояния и выработать концепцию системы диагностического надзора в рамках симптомной или модельно-симулятивной диагностики.
4. Правильная организация динамической системы эксплуатации дает возможность увеличить использование транспортных средств на 15−20%, уменьшить расход топлива до 20% и увеличить в 1,3−2,5 раза их пробег до капитального ремонта, а основным фактором, влияющим на величину коэффициента технической готовности и на уровень расходов на систему технического обслуживания является качество и структура транспортных средств и эксплуатационных материалов, которые составляют 25% и 21% соответственно.
5. Принимая во внимание развитие польской экономики, можно утверждать, что практически на всех транспортных предприятиях используется независимый тип организационной инфраструктуры информационной технологии, который характеризуется традиционной ролью информационной помощи и отсутствием стратегического контекста и не имеет конструктивного влияния на определение и реализацию стратегии предприятия, что вызывает потерю потенциальных выгод от их использования, не дает возможности интеграцию функций на всех уровнях управления, а следовательно, не вызывает более серьезных изменений в позициях предприятий на внешних рынках.
6. Дифференциальная функция плотности распределения доремонтного ресурса дизеля Д-240 описывается законом распределения Вейбулласредний ф) доремонтный ресурс данного класса двигателей в условиях рядовой эксплуатации равен 6560 моточасам при коэффициенте вариации, равном 0,775.
Около 32% отказов тракторов МТЗ-80/82 приходится на его силовой агрегат -® двигатель Д-240, а наибольшее количество отказов 36% от числа отказов двигателя приходится на систему топливоподачи, причем на основной агрегат этой системы — топливный насос УТН-5 приходится 12,1% отказов, доминирующая составляющая которых -10,6% отнесены ко второй группе сложностиотказы кривошипно-шатунного механизма составили 25,4% отказов двигателя, причем доля тяжелых отказов 3 группы сложности — 6,6%.
7. Проведенный анализ отказов тормозной системы автобусов Jelcz 120 ММ/2, эксплуатируемых в транспортной городской системе показал, что число отказов данной системы составляет 16% от общего числа отказов всех элементов данного типа автобусовнаибольшую трудоемкость имел ремонт комплектов колодок и барабанов заднего тормоза — 22.7 и 21 час. Ремонт этих элементов имел и наибольшую стоимость — 5681,12 Z1 и 5927,62 Z1 соответственно, что вызвано как большой трудоемкостью их ремонта, так и высокой стоимостью запасных частей.
8.Проведенные исследования технического состояния двигателей внутреннего сгорания с использованием бинарной диагностической матрицы ф) позволили установить, что виброакустический метод оценки состояния цилиндро-поршневой группы более точно оценивает данный процесс, так как для него правдоподобность оценивается pnd == 0,90, тогда как метод измерения давления сжатия дает pnd = 0,85, а метод измерения плотности цилиндра pn (j = 0,80- сравнение величин зазоров, измеренных на двигателе и посчитанных по уравнениям, описывающими связи между параметрами состояния его элементов и параметрами сигналов в виде функции многочленной регрессии указывает, что эти параметры отличаются не более 10% .
9. На основании принятой модели оценки качество периодических технических обслуживаний формируется согласно принятой шкале оценки на среднем уровне — среднее число дней исправной работы автобусов типа Ikarus 280 до первого аварийного отказа составляет 15,18, а среднее число дней исправной работы автобусов этого типа составляет 21,33.
10. Для тракторов МТЗ-80/82 установлено, что для ТО-1 и ТО-2 периодичность их проведения описывается законом распределения Вейбулла, средняя периодичность ТО-1 составила 174 моточаса, а ТО-2 — 225 моточасов, при этом полнота выполнения операций ТО-1 составила 89%, а ТО-2−78%. Обобщенная оценка уровня технической эксплуатации тракторов находится на среднем уровне Ко =0,843 и обусловлена средним уровнем качества ТО, текущего ремонта и квалификацией трактористов.
Список литературы
- Блауберг И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М.: «Знание», 1969. — 48 с.
- Садовский В.Н. Методологические проблемы исследования объектов, представляющих собой систему. В кн. «Социология в СССР», т.1. — М.: Мысль. — 1965, с. 163−167.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. — М.: «Наука», 1973.-270 с.
- Пэнтл Р. Методы системного анализа окружающей среды. — М.- «Мир», 1979.-213 с.
- Юлдашев Ш. У. Системный подход к оценке машин. — Ташкент.: «Мехнат», 1988. 207 с.
- Дж. Джефферс. Введение в системный анализ- применение к экологии. — М.: «Мир», 1981.-252 с.
- Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. — М.: «Советское радио», 1974. 279 с.
- Селиванов А.И. Основы теории старения машин. — М.: «Машиностроение», 1964.— 398 с.
- Янковский И.Е. Системный принцип испытания машинно-тракторных агрегатов. «Механизация и электрификация социалистического сельского хозяйства». 1978. — № 3. — с. 3 -б.
- Ротенберг Р.В. Системный подход к проблеме надежности и вопросы ее обеспечения. М.: «Знание», 1981.-121 с.
- Котиков Ю.Г. Системный подход при исследовании эффекивности использования автотракторных средств. В сб. «Повышение эффективности использования автомобилей в автопоезде». Межвузовский тематический сборник трудов. Л.: 1985.-с. 52−61.
- Шеромов Л.А. Использование эволюционного подхода в системах технического диагностирования. «Двигателестроение» № 37 — с. 23 — 24.
- Шеромов Л.А. Алгоритмы развития сложных систем. Изд. СОАН. 1986. — № 16, вып. 3, Новосибирск. — с. 105 — 110.
- Карташевич А.Н. Комплексное повышение эксплуатационных показателей дизелей сельскохозяйственных тракторов. Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук. Минск, 1993, 498 с.
- Карташевич А.Н. Проблемы повышения эксплуатационных показателей дизелей. Сборник научных трудов БСХА. «Механизация мелиоративных работ», Горки, 1997, стр. 23.26
- Kartasvich A.N., Belousov V.A., Sushnev А.А. Explotation of Diesel intrnal combustion engines in the buldings with limited airexchange. 13 International congress on agricultural engineering. Rabat (Morocco), 1998, p.245−251.
- Иофинов C.A. Эксплуатация машинно-тракторного парка. M.: «Колос», 1975−236 с.
- Иофинов С.А. Автоматизированные системы управлением машинно-тракторным парком. АСУ МТП. Л.: «Колос», 1974. — 12 с.
- Иофинов С.А., Райлихин Х. М. Приборы для учета и контроля работы тракторных агрегатов. JL: «Машиностроение», 1972. -224 с.
- Иофинов С.А., Гевейлер Н. Н. Контроль работоспособности трактора. — М.: «Машиностроение», 1985. — 238 с.
- Иофинов С.А., Лышко Г. П. Эксплуатация машинно-тракторного парка. М.: «Колос», 1984.-351с,
- Иофинов С.А., Цырин А. А. Эксплуатация тракторов и автомобилей на транспортных работах в сельском хозяйстве. JL: «Колос», 1975. 288с.
- Иофинов С.А. и др. Курсовое и дипломное проектирование эксплуатации машинно-тракторного парка. М.: «Агропромиздат», 1989, -190с.
- Иофинов С.А., Цырин А. А. Использование автомобилей и тракторов на транспортных работах в сельском хозяйстве. JL: «Колос», 1968. — 280с.
- Иофинов С.А. Пути улучшения использования машинно-тракторного парка в совхозах и колхозах Ленинградской области. Л.: 1975. 16с.
- Иофинов С.А. и др. Справочник по эксплуатации машинно-тракторного парка. М.: «Агропромиздат, 1985. —271с.
- Ждановский Н.С. Безмоторные испытания тракторных двигателей. М.:-JL: „Машиностроение“, 1966.178с.
- Ждановский Н.С. Диагностика дизелей автотракторного типа. Д.: „Колос“, 1970.-191с.
- Ждановский Н.С., Николаенко А. В. Надежность и долговечность автотракторных двигателей. Д.: „Колос“, 1981. -295с.
- Ждановский Н.С., Николаенко А. В. Надежность и долговечность автотракторных двигателей. Д.: „Колос“, 1974.-235с.
- Николаенко А.В., Хватов В. Н. Повышение эффективности использования тракторных дизелей в сельском хозяйстве. М.: „Агропромиздат“, 1986. — 189с.
- Николаенко А.В. Теория, конструкция и расчет автотракторных двигателей. М.: „Колос“, 1992.-413с.
- Михлин В.М. Прогнозирование технического состояния машин. М.: „Колос“, 1976.-287с.
- Михлин В.М. Управление надежностью сельскохозяйственной техники. М.:"Колос», 1984. 335с.
- Павлов Б.В. Акустическая диагностика машин. М.: «Машиностроение», 1971.- 143с.
- Павлов Б.В. Диагностика «болезней» машин. М.: «Колос», 1978. — 143с.
- Агеев Л.Е. Основы расчета оптимальных и допустимых режимов работы машинно-тракторных агрегатов. Д.: «Колос», 1978. 295с.
- Агеев Л.Е. Сверхмощные тракторы сельскохозяйственного назначения. Д.: «Агропромиздат», 1986. 414с.
- Агеев Л.Е., Бахриев С. Х. Эксплуатация энергонасыщенных тракторов. М.: «Агропромиздат», 1991. -270с.
- Улитовский Б.А. Диагностика сельскохозяйственной техники. М.: «Агропромиздат», 1985. 65с.
- Терских И.П., Хабардин В. Н. Совмещенная технология технического обслуживания тракторов. Иркутск, 1988. 85с.
- Терских И.П. Диагностика технического состояния тракторов. Иркутск, 1975.- 159с.
- Терских И.П., Рябов В. Г. Методы и средства диагностирования цилиндро-поршневой группы двигателя. Иркутск, 1981. 59с.
- Терских И.П. Функциональная диагностика машинно-тракторных агрегатов. Иркутск, 1987.-312с.
- Скробач В.Ф., Дмитриев А. С. Расчет оптимального состава и режимов ® работы машинно-тракторных агрегатов в механизированных поточных линиях.
- Петрозаводск, 1984. -209с.
- Еникеев В.Г. Автоматизированная система управления сельскохозяйственным производством. JL: 1976. — 20с.
- Еникеев В.Г. Процессы обслуживания сельскохозяйственного производства. JL: 1974. 40с.
- Лисунов Е.А. Повышение надежности уборочной техники. Горький, 1980.96с.
- Аллилуев В.А. и др. Практикум по эксплуатации машино-тракторного парка. М.: «Агропромиздат», 1987. -304с.
- Аллилуев В.А. Техническая эксплуатация машинно-тракторного парка. М.: «Агропромиздат», 1991. 356с.
- Zoltowski В., Cwik Z.: Leksykon diagnostyki technicznej. Wyd.ATR.Bydgoszcz. 1996.
- Rychter Т.: Budowapojazdow samochodowych, WSiP, Warszawa 1992.
- Nizinski S.: Badania akustyczne stanu technicznego tlokowych silnikow spalinowych. Praca doktorska, Wojskowa Akademia Techniczna, Warszawa 1975.
- Uhl Т.: Oprogramowanie do wspomagania procesu prognozowania. Materiaty Konfer. Bydgoszcz-Borowno. 1994.(s.l54−165).
- Orzelowski S.: Technologia naprawy i obsiugi pojazdow samochodowych, WSiP, Warszawa 1987.
- Renowicz В.: Ocena stopnia zuzycia lozysk slizgowych wahi korbowego tlokowego silnika spalinowego 116c 076 przy pomocy parametrow sygnahi wibroakustycznego. Praca doktorska, WAT Warszawa 1979
- Osko M., Prochniewicz H.: Budowa, obsluga i eksploatacja pojazdow samochodowych, LOK, Warszawa 1988.
- Smalko Z.: Podstawy technicznej eksploatacji pojazdow, Wydawnictwa politechniki Warszawskiej, Warszawa 1987.
- Orfowski Z.: Relacje diagnostyczne wybranych turbozespolow energetycznych. ZN. P.L. Nr.707. Z.106. 1994.
- Nizinski S.: Badania akustyczne stanu technicznego tlokowych silnikow spalinowych. Praca doktorska, Wojskowa Akademia Techniczna, Warszawa 1975.
- Hebda M., Nizinski S., Pelc H.: Podstawy diagnostyki pojazdow mechanicznych. WKL, W-wa 1984- Wyd. II
- Strzelecki A.: Teoretyczno eksperymentalne modelowanie badan diagnostycznych systemow mechanicznych. Praca doktorska, WAT, Warszawa 1977.
- Wojciechowicz В., Mazurkiewicz A., Ziemba S.: Zadania naukowe i badawczo-rozwojowe w obszarze eksploatacji w warunkach zmian systemowych. Problemy Eksploatacji. 9/94. Radom-Kozubnik. 1994. (s.7−27).
- Hebda M., Mazur Т.: Podstawy eksploatacji pojazdow samochodowych, Warszawa 1980.
- Cempel C.: Diagnostyka wibroakustyczna maszyn. Politechnika Poznanska, Poznan 1985.
- Manczak K.: Metody wielowymiarowych obiektow sterowania. WNT, W-wa 1971.
- Nizinski S.: Zasady budowy struktury diagnostycznej pojazdu mechanicznego. Konferencja nt: Diagnostyka Pojazdow i Maszyn Roboczych, Politechnika Swi^tokrzyska, Kielce Cedzyna 1985.
- Nizinski S.: Zasady budowy programow diagnozowania pojazdow mechanicznych. VII Szkola Diagnostyki Instytut Mechaniki Technicznej Politechniki Poznanskiej, Zespot Diagnostyki SEM KBM, Poznan Rydzyna 1985
- Draper N.R., Smith H.: Analiza regresji stosowana. PWN, W-wa 1973.
- Nizinski S.: Program diagnozowania pojazdu mechanicznego. Zagadnienia Eksploatacji Maszyn, 1985- zeszyt 3−4 (63−64).
- Kuzniecow P.J., Pszczelincew L. A, Gajdienko W.S.: Optymalizacja diagnostyki systemow. PWN W-wa 1972.
- Praca zbiorowa: Osnovy techniceskoj diagnostiki. Energia, Moskva 1976.
- Pryciaszek Z.A., Trybula W.: Opracowanie metodyki badania diagnostycznego efektywnosci pracy i strat wewn^trznych silnika 116c-076. Rozprawa doktorska WAT W-wa 1978.
- Rozwadowski Т.: Diagnostyka techniczna obiektow zlozonych. WAT W-wa 1974.
- Serdakov A.S.: Avtomaticeskij kontrol i techniceskaja diagnostika. Technika, Kijev 1971.
- Got^bek A.: Metoda okreslania systemu obslugi pojazdu samochodowego, Zagadnienia Eksploatacji Maszyn, z. 3−4, 1984
- Mesaroyic M.D., Macko D., Takahara Y.: Theory of hierarchical multilevel sys-tems. Academic Press. New York 1970.
- Bieniak H., Rokita J.: Struktura organizacyjna przedsi^biorstwa. PWN, Warszawa 1984.
- Benes J.: Teoria systemow. PWN, Warszawa 1979.
- Frqckiewicz D.L.: Systemy sprawnego dziatania. Ossolineum. Warszawa 1980.
- Gasparski W., Miller D.: Nauka, technika, systemy. Ossolineum, Wroclaw 1981.
- Klir G.J.: Ogolna teoria systemow. WNT, Warszawa 1976.
- Weinberg G.M.: Myslenie systemowe. WNT, Warszawa 1979.
- Korzen Z.: Stan obecny i perspektywy rozwojowe logistyki w Polsce. Logistyka. Problemy Maszyn Roboczych. KBN. PAN, Warszawa 1993.
- Logistyka. Problemy Maszyn Roboczych (thimaczenie referatow obcoj^zycz-nych). Politechnika Warszawska, Warszawa 1993.
- Oziemski S.: Zastosowanie logistyki do ksztaltowania niezawodnosci maszyny. Logistyka. Problemy Maszyn Roboczych. KBN. PAN, Warszawa 1993
- Baborski A., Duda M., Forlicz S.: Elementy cybernetyki ekonomicznej. Panstwowe Wydawnictwo Ekonomiczne, Warszawa 1977.
- Powierza L.: Efektywnosc eksploatacyjna maszyn rolniczych. IBMER, Warszawa 1981.
- Jazdon A., Woropay M.: Podstawy eksploatacji maszyn i urzqdzen technicznych. Wydawnictwa Akademii Techniczno-Rolniczej, Bydgoszcz 1984.
- Sienkiewicz P.: Teoria efektywnosci systemow. Ossolineum, Warszawa 1987
- Nizinski S.: Kryterium stanu technicznego w podsystemie obshigiwania pojazdow me-chanicznych. Prace naukowe.WITPiS.Warszawa.Nr. 116/86. 1986.
- Sielicki A., Jeleniewski Т.: Elementy metodologii projektowania ф) technicznego. WNT. WARSZAWA. 1980.
- Cempel C.: Modele diagnostyki wibroakustycznej. Diagnostyka Maszyn Roboczych i Po-jazdow. Bydgoszcz-Borowno. 1994.(s.25−45).
- Cwik Z.: Projektowanie systemow diagnostyki obiektow diagnostyki. Mat.Konf. Diag-nostyka Maszyn Roboczych i Pojazdow. BYDGOSZCZ-BOROWNO. 1994.
- Zoitowski В., Cempel C.: Stan obecny i perspektywy rozwoju diagnostyki technicznej. Diagnostyka. Radom-Kozubnik. 1993.(s.5−21).
- Mantura W.: Organizacyjne aspekty diagnostyki w przedsi^biorstwie przemyslowym. Zagadnienia Eksploatacji Maszyn. Z. 2−3. 1991.
- Nizinski S.: Logistyka w systemach dziatania. Biblioteka problemow eksploatacji ITE, Radom, 1998.
- Nizinski S.: Elementy eksploatacji obiektow technicznych. Uniwersytet Warminsko Mazurski, Olsztyn, 2000.
- Zoitowski В.: Podstawy diagnostyki maszyn. Wydawnictwo uczelniane ATR, Bydgoszcz, 1996.
- D^bski S.: Ekonomia i organizacja. WSiP, Warszawa, 1996.
- Griffin R.W.: Podstawy organizacji, PWN, Warszawa, 1996
- Cempel C.: Ewolucyjne modele symptomowe w diagnostyce maszyn. KDT. Gdansk. 1996.
- Batko W.: Metodologiczne aspekty prognozowania diagnostycznego. Materialy Konfer. Bydgoszcz-Borowno. 1994.(s. 131−142).
- Batko W.: Metody syntezy diagnoz predykcyjnych w diagnostyce technicznej. ZN AGH. Mechanika Z.4. 1984 (nr.910).
- Kazmierczak J.: Zastosowanie procedur autonomicznej ekstrapolacji procesow losowych w prognozowaniu diagnostycznym. Materialy Konfer. Bydgoszcz-Borowno. 1994.(s. 132−143).
- Zoltowski B., Cempel C., Bossak J.: Proste metody prognozowania stanu maszyn. ZEM. Z.3(79). 1989.(s.379−389).
- Kicinski J.: Symulacja komputerowa w diagnostyce inteligentnej turbozespolow energetycznych. ZN. P.L. Nr.707. Z.106. 1994
- Materialy Konwersatorium KD'92-Problemy diagnostyki technicznej. Zegiestow. 1992.
- Cempel C.: Diagnostyka techniczna w kraju. Problemy Eksploatacji 9/94. Radom- Kozubnik. 1994. (s.29−34).
- Cempel C., Tomaszewski F.: Diagnostyka maszyn. MCNEMT.Radom.1992.
- Morel J.: Drgania maszyn i diagnostyka ich stanu technicznego. PTDT.1994.
- Zoltowski В., Cempel C.: Stan obecny i perspektywy rozwoju diagnostyki technicznej. Problemy Eksploatacji 6/93. Radom-Kozubnik.1993.ф) 126. Praca zbiorowa pod redakcj^ J. Migdalskiego. Inzynieria niezawodnosci.
- Poradnik.ZETOM, Warszawa 1992.
- Woropay M.: Podstawy racjonalnej eksploatacji maszyn, Biblioteka Problemow Eksploatacji. Bydgoszcz Radom 1996.
- Adamkiewicz W., Hempel L., Podsiadto A., Sliwinski R.: Badania i ocena niezawodnosci maszyn w systemie transportowym, WKiL, Warszawa 1983.
- Gol^bek A.: Niezawodnosc autobusow, Biblioteka wroctawska, Wroclaw 1990.
- Jazdon A., Woropay M.: Podstawy eksploatacji maszyn i urz^dzen technicznych, Wydawnictwa Akademii Techniczno-Rolniczej, Bydgoszcz 1984.
- Klimkiewicz M., Bochenski C.: Trwatosc i niezawodnosc maszyn, WSGGW, Warszawa 1991.
- Migdalski J.: Poradnik niezawodnosci. Podstawy matematyczne, WPW, «WEMA» Warszawa 1982.
- Zoltowski В., Cwik Z.: Leksykon diagnostyki technicznej, ATR, Bydgoszcz, 1996.
- Hebda M., Janicki D.: Trwatosc i niezawodnosc samochodow w eksploatacji, WKiL, Warszawa 1977.
- Horecki S.: Efektywnosc ekonomiczna eksploatacji pojazdow samochodowych w przedsi^biorstwie transportowym, WKiL, Warszawa 1984.
- Horecki S.: Efektywnosc ekonomiczna eksploatacji pojazdow samochodowych w przedsi^biorstwie transportowym, WKiL, Warszawa 1984.
- Cempel C.: Podstawy wibroakustycznej diagnostyki maszyn. WNT, Warszawa 1982.
- Nizinski S.: Program diagnozowania pojazdu mechanicznego. Zagadnienia Eksploatacji Maszyn, 1985- zeszyt 3−4 (63−64).
- Pavlov B.V.: Akusticeskaja diagnostika mechanizmov. Masinostroenie, 1. Moskva 1971
- MO.Nizinski S., Mazur Т., Pelc H.: Badania akustyczne stanu technicznegosilnikow 116c.076. Sympozjum nt: Diagnostyka Maszyn, Instytut Transports Samochodowego Politechniki Sl^skiej, Katowice Por^bka 1976.
- Nizinski S.: Problemy diagnostyki technicznej pojazdow mechanicznych. Biuletyn Wyzszej Oficerskiej Szkoly Samochodowej, Pila 1976- nr 1 i 2.
- Nizinski S.: Badania akustyczne stanu technicznego tlokowych silnikow spalinowych. Praca doktorska, Wojskowa Akademia Techniczna, Warszawa 1975.
- Nizinski S., Renowicz В.: Wibroakustyka w diagnozowaniu silnikow spalinowych. Diagnostyka Pojazdow, Ossolineum PAN, Wroclaw 1981.
- Hebda M., Nizinski S., Pelc H.: Podstawy diagnostyki pojazdow mechanicznych. WKL,. W-wa 1984- Wyd. II
- A.: Teoretyczno eksperymentalne modelowanie badan diagnostycznych ф) systemow mechanicznych. Praca doktorska, WAT, Warszawa 1977.
- Gorzkowski S7 Zarzadzanie jakoscia. Systemy zapewnienie jakosci w oparciu о norme miedzynarodowa ISO 9000 -9004. Oficyna Wydawnictwa Osrodka Postepu Organizacyjnego SP. z o.o. Bydgoszcz, 1994.
- Zarzadzanie jakoscia w przedsiebiorstwie. Praca zbiorowa pod redakcja J. Lancuckiego, TNOiK Bydgoszcz, 1997.
- Jazdon A., Guzek K. Metodyczne podstawy zapewniania jakosci w warunkach goapodarki wolnorynkowej. TNOiK, Bydgoszcz, 1994.
- Kolman R., Tkaczyk T. Jakosc uslug. Oficyna Wydawnicza Osrodka Postepu Organizacyjnego Sp. z o.o. Bydgoszcz, 1996.
- Jarema A. W sprawie terminu jakosc w normie PN-ISO 8402:1996. Prolemy jakosci nr. 9,2000.
- Kolman R., Krukowski K. Nowoczesne systemu jakosci. TNOiK, Bydgoszcz, 1997.
- Kolman R. Inzynieria jakosci. PWE, Warszawa, 1992.
- Juran J.M., Gryna Jr. F. M. Jakosc projektownie — analiza. WNT, Warszawa, 1974.
- Woropay M. Muslewski L. Budowa kryteralnego modulu oceny jakosci zlozonego systemu eksploatacji. Zeszyty naukowe nr. 229 — Mechanika 48, Bydgoszcz, 20 007
- Chabiera J. Zarzadzanie jakoscia. Centrum Informacji Menadzera, Warszawa, 2000.
- Norma PN-ISO 9004 2:1994: Zarzadzania jakoscia i elementy systemu jakosci. wytyczne dotyczace uslug.
- Kolman R. Poradnik о jakosci dla praktykow. Oficyna Wydawnictwa Osrodka Postepu Organizacyjnego Sp. z o.o. Bydgoszcz, 1995.
- Hebda M. Podstawy eksploatacji pojazdow samochodowych. WKL, 1. Warszawa, 1984.
- Warunska — Fiok K. Podstawy teworii eksploatacji i niezawodnosci systemowtransportowych. WNT, Warszawa, 1986.
- Adamkiewicz W. i inni. Badania i ocena niezawodnosci maszyny w systemie transportowyn. WKL, Warszawa, 1986.
- Janecki J7 Organizacja eksploatacji pojazdow samochodowych. WKL, Warszawa, 1986.
- Kolman R. Sterowanie jakoscia wytwarzania. Wyd. Politechniki Gdanskiej, Gdansk, 1994.
- Podstawy racjonalnej eksploacji maszyn. Pracf zbiorowa pod redakcja M. Woropaya, ITE, Bydgoszcz -Radon, 1996.
- Chaminski J. Gosdarstwo samochodowe: organizacja. eksploatacja, zaplecze technicznych. WKL, Warszawa, 1997.
- Sienkiewicz P. Teoria efektywnosci sestemow. Zaklad Nar. im Ossolinskich, Wroclaw, 1987.
- Encyklopedia Multimedialna PWN Technika.
- Oziemski S. Efektywnosc eksploatacyjna maszyn: podstawy techniczno-ф^ ekonomiczne. ITE, Radon, 1999.
- Norma ISO 8402:1986: Jakosc terminologia.
- Sztarski M. Niezawodnosc ersplotacyjna urzadzen elektronicznych. WKL, Warszawa, 1972.
- Jadrczak Z. Bodzce jakosci i proba ich klasyfikacji. Problemy jakosci nr. 1, 1970.
- Lancucki J. Jakosc uslug. Probleme jakoscj nt. 6, 1997.
- Gasinski L. Klos Z. Zak J. Problemy rsztaltowania jakosci eksploatacyjnej pojazdow i innych jdiektow technicznych. Politechnnika poznanska, Poznan, 1994.
- Kindlarski E. Kontrola i sterowanie jakosca. Wyd. Politechniki Warsczawskiej, Warszawa, 1979.
- Kolman R. Sterowanie jakoscia wytwarzania. Wyd. Politechniki gdanskiej, Gdansk, 1994.
- Oleinik T. Wieczorek P. Kontrola i sterowanie jakoscia. PWN, Warszawa -poznan, 1982.
- Zoltowski B. Podstawy diagnostyki maszyn. Wyd. Uczeln. ATR w Bydgoszczy, Bydgoszcz, 1996.
- Kindlarski E7 Lakosc wyrobow PWN, warszawa, 1988.
- Szczurowski A. Wprowadzenie do teorii powstawania wypadkow. PWN, Katowice, 1983.
- Jankowska М/ Praktyczny poradnik konserwacji maszyn i urzadzen. WEKA, Warszawa, 1999.
- Merkisz J. Wplyw motoryzacji na skazenie srodowiska naturalntgo. Wyd. Politechniki Poznanskiej, Poznan, 1994.
- Оценка уровня технической эксплуатации тракторов. Методические указания. ОФ НАТИ, Одесса, 1987. -31с.
- Топилин Г. Е., Забродский В. М. Работоспособность трактора. М.: «Колос», 1984. -303 с.
- Артемьев Ю.Н. Основы надежности сельскохозяйственной техники. М.: МИИСПТ, 1973.-146 с.
- ГОСТ 27.503−81. Надежность в технике. Система сбора и обработки информации. Методы определения показателей надежности. М.: Госстандарт, 1982.
- Pavlov B.V.: Akusticeskaja diagnostika mechanizmov. Masinostroenie, Moskva 1971.
- Renowicz В.: Ocena stopnia zuzycia lozysk slizgowych walu korbowego tlokowego silnika spalinowego 116c 076 przy pomocy parametrow sygnahi wibroakustycznego. Praca doktorska, WAT Warszawa 1979.
- Strzelecki A.: Teoretyczno — eksperymentalne modelowanie badan diagnostycznych systemow mechanicznych. Praca doktorska, WAT, Warszawa 1977.
- Hebda M., Nizinski S., Pelc H.: Podstawy diagnostyki pojazdow mechanicznych. WKL, W-wa 1984- Wyd. II
- Nizinski S., Pelc H., Mazur Т.: Badania akustyczne stanu technicznego silnikow 116c.076. Sympozjum nt: Diagnostyka Maszyn, Instytut Transportu Samochodowego Politechniki Sl^skiej, Katowice Por? bka 1976.
- Nizinski S.: Wykozystanie metod teorii decyzji statystycznych w diagnostyce pojazdow mechanicznych. Konferencja n t: Diagnostyka Pojazdow Mechanicznych i Maszyn Roboczych, Wyzsza Oficerska Szkola Samochodowa, Pila — Tuczno 1983.
- Nizinski S.: Zasady budowy struktury diagnostycznej pojazdu mechanicznego. Konferencja nt:. Diagnostyka Pojazdow i Maszyn Roboczych, Politechnika Swi^tokrzyska, Kielce Cedzyna 1985.
- Nizinski S.: Zasady budowy programow diagnozowania pojazdow mechanicznych. VII Szkola Diagnostyki Instytut Mechaniki Technicznej Politechniki Poznanskiej, Zespol Diagnostyki SEM KBM, Poznan Rydzyna 1985.
- Nizinski S.: Sterowanie utrzymaniem pojazdow mechanicznych w stanie gotowosci i zdatnosci. Konferencja nt: Pojazdy Samochodowe. Problemy Post^pu i Rozwoju, Autoprogres'86, PIMot., WITPiS, Jadwisin 1986.
- Birger A.J.: Techniceskaja diagnostika. Masinostoenie, Moskva 1978.
- Cempel C.: Diagnostyka wibroakustyczna maszyn. Politechnika Poznanska, Poznan 1985.
- Draper N.R., Smith H.: Analiza regresji stosowana. PWN, W-wa 1973.
- Dworecki S.: Synteza metody diagnozowania obiektow technicznych z wykozystaniem funkji rangi. Rozprawa doktorska, WAT W-wa 1982.
- Kuzniecow P.J., Pszczelincew L. A, Gajdienko W.S.: Optymalizacja diagnostyki systemow. PWN W-wa 1972.
- Manczak K.: Metody wielowymiarowych obiektow sterowania. WNT, W-wa
- Praca zbiorowa: Osnovy techniceskoj diagnostiki. Energia, Moskva 1976.
- Pryciaszek Z.A., Trybula W.: Opracowanie metodyki badania diagnostycznego efektywnosci pracy i strat wewn? trznych silnika 116c-076. Rozprawa doktorska WAT W-wa 1978.
- Rozwadowski Т.: Diagnostyka techniczna obiektow zlozonych. WAT W-wa 1974.
- Serdakov A.S.: Avtomaticeskij kontrol i techniceskaja diagnostika. Technika, Kijev 1971.
- Smirnow N.W., Dunin- Barkowski I. W.: Kurs rachunku prawdopodobienstwa i statystyki matematycznej. PWN W-wa 1969.
- Zdanovski N.S. i drugije: Diagnostika avtotraktornych dvigatielej. Kotos, Leningrad 1977.
- Zohowski В.: Projektowanie eksperymentow w diagnostyce maszyn (na przykladzie diagnostyki wibroakustycznej). Rozprawa habilitacyjna, Wyzsza Szkola Oficerska Wojsk Rakietowych i Artylerii, Torun 1984.
- Materialy VII Krajowego Sympozjum Eksploatacji Urz^dzen Technicznych. Zeszyt Problemy Eksploatacji 8/93. Radom-Kozubnik.1993.
- Orlowski Z.: Relacje diagnostyczne wybranych turbozespolow energetycznych. ZN. P.L. Nr.707. Z. 106. 1994.
- Uhl Т.: Oprogramowanie do wspomagania procesu prognozowania. Materialy Konfer. Bydgoszcz-Borowno. 1994.(s.l54−165).
- Wojciechowicz В., Mazurkiewicz A., Ziemba S.: Zadania naukowe i badawczo-rozwojowe w obszarze eksploatacji w warunkach zmian systemowych. Problemy Eksploatacji. 9/94. Radom-Kozubnik. 1994. (s.7−27).
- Zoltowski В., Cwik Z.: Leksykon diagnostyki technicznej. Wyd. ATR.Bydgoszcz. 1996.
- Bronk H., Gracz J., Szalek В.: Podstawy techniki i eksploatacji w transporcie samochodowym, WKiL, Warszawa 1988.
- Gol^bek A.: Metoda okreslania systemu obshigi pojazdu samochodowego, Zagadnienia Eksploatacji Maszyn, z. 3−4, 1984.
- Hebda M., Mazur Т.: Podstawy eksploatacji pojazdow samochodowych, Warszawa 1980.
- Hebda M., Mazur Т., Pelec H.: Teoria eksploatacji pojazdow, WKiL, Warszawa 1978.
- Jezewski W.: Wyposazenie do obshigi, badania i naprawy samochodow, WKiL, Warszawa 1979.
- Lesniak W.: Samochody od A do Z, WKiL, Warszawa 1979.
- Nizinski S.: Diagnozowanie samochodow osobowych i ci^zarowych, Warszawa 1999.
- Orzelowski S.: Budowa podwozi i nadwozi. WSiP, Warszawa 1992.
- Orzelowski S.: Eksperymentalne badania samochodow i ich zespolow, WNT Warszawa 1995.
- Orzelowski S.: Technologia naprawy i obshigi pojazdow samochodowych, 1. WSiP, Warszawa 1987.
- Osko M., Prochniewicz H.: Budowa, obsluga i eksploatacja pojazdow samochodowych, LOK, Warszawa 1988.
- Renski A.: Budowa samochodow uklady hamulcowe i kierownicze oraz zawieszenia, OWPW, Warszawa 1997.
- Rychter Т.: Budowa pojazdow samochodowych, WSiP, Warszawa 1992.
- Sawicki J.: Dzis i jutro polskich autobusow miejskich, AUTO Technika Motoryzacyjna 11'89, (s. 4−8)
- Smalko Z.: Podstawy technicznej eksploatacji pojazdow, Wydawnictwa politechniki Warszawskiej, Warszawa 1987.
- Szadziul R.: Wplyw warunkow eksploatacji samochodow terenowych na zuzycie i skutecznosc dzialania hamulcow. Praca doktorska, Sulejowek 1983.
- Woropay M.: Metoda oceny realizacji procesu eksploatacji w systemie transportowym, WiZPITE, Radom, 1998.
- Woropay M., Tomporowski A.: Analiza uszkodzen obiektow technicznych eksploatowanych w systemie transportowym z. punktu widzenia bezpieczenstwa, Zeszyty naukowe nr 222 Mechanika 45 — 1999.
- Autobus miejski Jelcz 120MM/2. Instrukcja obslugi, OBK JZS Jelcz, 1998.
- Katalog cz^sci zamiennych (Autobusy Jelcz 120M, 120 MM, I20MM/2-, Dzial Wydawnictw ZS Jelcz S.A., 1999.
- Most nap? dowy tylny Jelcz 120MM/2. Instrukcja naprawy, OBK JZS Jelcz, 1997.
- Baczewski K., Biernat K., Machel M.: Leksykon samochodowe paliwa, oleje, smary. WKiL, Warszawa 1993.
- Barbour I.G.: Mity, modele, paradygmaty. S.I.W. ZNAK, Krakow 1984.
- Berg A. L: Informacja i cybernetyka. WNT, Warszawa 1970.
- Bobrowski D.: Wprowadzenie matematyczne do teorii niezawodnosci. Wydawnictwa Politechniki Poznanskiej, Poznan 1977.
- Bobrowski D.: Modele i metody matematyczne teorii niezawodnosci. WNT, Warszawa 1985.
- Bojarski W.W.: Podstawy analizy i inzynierii systemow. PWN, Warszawa 1984.
- Borgon J., Jazwinski J., Sikorski M., Wazynska-Fiok K.: Niezawodnosc statkow powietrznych. O. B J.W. ZETON, Warszawa 1992.
- Bowden F.P., Tabor D.: Wprowadzenie do trybologii. WNT, Warszawa 1980.
- Bronk H., Gracz J., Szalek В.: Podstawy techniki i eksploatacji w transporcie samochodowym. WKiL, Warszawa 1988.
- Buslenko N.P., Kalasznikow W.W., Kowalenko I.N.: Teoria systemow zlozo-nych. PWN, Warszawa 1979.
- Cempel Cz.: Modele diagnostyki wibroakustycznej. Diagnostyka maszyn roboczych i pojazdow. Konferencja Naukowo-Techniczna. Wydawnictwa Akademii Techniczno-Rolniczej, Bydgoszcz 1994.
- Cempel C., Tomaszewski F.: Diagnostyka maszyn. Zasady ogolne, przyklady zastosowan. Mi^dzyresortowe Centrum Naukowe Eksploatacji Maj^tku Trwalego, 1. Radom 1992.
- Cholewa W., Kazmierczak J.: Diagnostyka techniczna maszyn. Politechnika Sl^ska, Gliwice 1992.
- Czajgucki J.Z.: Niezawodnosc spalinowych silowni okr^towych. Wydawnictwo Morskie, Gdansk 1984.
- Dreszczyk E.: Naprawialnosc maszyn, analiza i podstawy realizacji. Politechnika Poznanska. Poznan 1984.
- Downarowicz O.: Teoretyczne podstawy eksploatacji obiektow technicznych. Zeszyty Naukowe Politechniki Gdanskiej. Mechanika nr 70, Gdansk 1993.
- Dwilinski L.: Niezawodnosc maszyn rolniczych. Wydawnictwo Przemyslu Maszynowego WEMA, Warszawa 1988.
- Fokin J.G.: Niezawodnosc eksploatacyjna urz^dzen technicznych. MON, Warszawa 1973.
- Gackowski Z.: Projektowanie systemow informacyjnych zarz^dzania. WNT, Warszawa 1994.
- Gajok L., Kahiszka M.: Wnioskowanie statystyczne, modele i metody. WNT, Warszawa 1994.
- Gniedenko B.W., Bielajew J. K, Solowiew A.D.: Metody matematyczne w teorii niezawodnosci. WNT, Warszawa 1968.
- Gol^bek A.: Procedury badan i oceny niezawodnosci maszyn. Politechnika Wroclawska, Wroclaw 1992.
- Goralski A.: Tworcze rozwi^zywanie zadan. PWN, Warszawa 1980.
- Hebda M.: Podstawowe problemy tarda i smarowania maszyn. PWN, Warszawa 1972.
- Szadziul R.: Wybrane problemy procesu hamowania pojazdu. XI Konferencja «Diagnostyka Maszyn Roboczych i Pojazdow» i «III Forum Mlodych 2002» PWSZ Pila.
- Hebda M., Janicki D.: Trwalosc i niezawodnosc samochodow w eksploatacji. WKiL, Warszawa 1977.
- Hebda M., Mazur Т., Pelc H.: Teoria eksploatacji pojazdow. WKiL, Warszawa 1978.
- Hebda M., Mazur Т.: Podstawy eksploatacji pojazdow samochodowych. WKiL, Warszawa 1980.
- Hebda M., W^chal A.: Trybologia. WNT, Warszawa 1980.
- Jamroga J., Nogalski В.: Elementy teorii systemow i cybernetyki. Uniwersytet Gdanski, Gdansk 1982.
- Janecki J., Gol^bek S.: Zuzycie cz^sci i zespolow pojazdow samochodowych. WKiL, Warszawa 1984.
- Jazwinski J., Borgon J.: Niezawodnosc eksploatacyjna i bezpieczenstwo lotow. WKiL, Warszawa 1989.
- Jazwinski J., Wazynska-Fiok K.: Bezpieczenstwo systemow. PWN, Warszawa 1993.
- Kaczmarek J.: Podstawy obrobki wiorowej, ciernej i erozyjnej. WNT, Warszawa 1971.
- Kazimierczak J.: System cybernetyczny. Wiedza Powszechna, Warszawa Ш 1978.
- Klawitera A., Nowak L.: Odkrycie, abstrakcja, prawda, empiria, historia, ideali-zacja. PWN, Warszawa Poznan 1979.
- Klos Z., Gasinski L.: Jakosc eksploatacyjna istota, uwarunkowania, mozliwosci sterowania oraz wartosciowanie. Rozwoj podstaw budowy eksploatacji i badan maszyn roboczych ci^zkich. Wydawnictwa Politechniki Warszawskiej, Warszawa 1992.
- Kolman R.: Sterowanie jakosci^. wytwarzania. Politechnika Gdanska, Gdansk 1977.
- Konieczny J.: Inzynieria systemu dzialania. WNT, Warszawa 1983.
- Kopocinski A.: Zarys teorii odnowy i niezawodnosci. PWN, Warszawa 1973.
- Korewa W., Zygmunt K.: Podstawy konstrukcji maszyn. Cz? sc II. WNT, Warszawa 1969.
- Kosecki D.: Cybernetyka spoleczna. PWN, Warszawa 1981.
- Krajewski W., Mejbaum W., Such J.: Zasada korespondencji w fizyce, a rozwoj nauki. PWN, Warszawa 1974. ф) 285. Lange O. r Wst^p do cybernetyki ekonomicznej. PWN, Warszawa 1965.
- Lawrowski Z.: Tribologia. Tarcie, zuzywanie i smarowanie. PWN, Warszawa 1993.
- Lewitowicz J., Borgon J., Z^bkowicz W.: Problemy badan i eksploatacji techniki lotniczej. Tom I i II. Wydawnictwa ITWL, Warszawa 1993.
- Luczak A., Mazur Т.: Fizyczne starzenie elementow maszyn. WNT. Warszawa 1981.
- Maczel H.: Oleje silnikowe. Biuro Wydawnicze Chemia. Warszawa 1976.
- Mazur M.: Cybernetyka i charakter. PIW, Warszawa 1976.
- Mazur Т., Malek A.: Zarzqdzanie eksploatacji systemow technicznych. WNT, Warszawa 1979.
- Michalski R.: Modelowanie gotowosci maszyn rolniczych w rocznym cyklu eksploatacji. Wydawnictwa Akademii Rolniczo-Technicznej, Olsztyn 1987.
- Michalowska J.: Paliwa, oleje, smary. WKiL, Warszawa 1977.
- Molenda J., Makowska M.: Ekologiczne aspekty stosowania benzyn silnikowych. Kwartalnik (1 '95) Problemy Eksploatacji, Radom 1995.
- Muller L.: Diagnostyka przekladni z? batych duzych mocy. Zeszyty Naukowe. Politechnika Slqska, Gliwice 1992.
- Mynarski S.: Elementy teorii systemow i cybernetyki. PWN, Warszawa 1984.
- Nowak S.: Metodologia badan spolecznych. PWN, Warszawa 1985.
- Szadziul R.: Model zast^pczy ukladu jezdnego samochodu. XI Konferencja «Diagnostyka Maszyn Roboczych i Pojazdow» i «III Forum Mlodych 2002» PWSZ Pila.
- Nowicki В.: Badania mikrostruktur geometrycznych powierzchni obrobionych i metody ich oceny. Zeszyty Naukowe Politechniki Warszawskiej -Mechanika 1980, z. 70.
- Okr^glicki W., Lopuszynski В.: Uzytkowanie urzadzen mechanicznych.1. WNT, Warszawa 1980.
- Oprzfdkiewicz J.: Wspomaganie komputerowe w niezawodnosci maszyn. WNT, Warszawa 1993.
- Pabis S.: Metodologia i metody nauk empirycznych. PWN, Warszawa 1985.
- Peschel M., Riedel C.: Poi (optymalizacja. WNT, Warszawa 1979.
- Pherson M. P.K. Nauka о systemach i filozofia systemow. Zagadnienia nauko-znawstwa, Warszawa 1974.
- Praca zbiorowapod redakcj^ J. Migdalskiego. Inzynieria niezawodnosci. Po-radnik. ZETOM, Warszawa 1992.
- Praca zbiorowa: Wybrane problemy tribologii. PWN, Warszawa 1990.
- Praca zbiorowa: Badania i ocena niezawodnosci maszyny w systemie transportowym. WKiL, Warszawa 1983.
- Praca zbiorowa: Technika przeciwkorozyjna. WSiP, Waszawa 1989.
- Praca zbiorowa pod redakcjX M. Dietricha. Podstawy konstrukcji maszyn. Tom 3. PWN, Warszawa 1989.
- Praca zbiorowa pod redakcj^J. Figurskiego. Podstawy eksploatacji obiektow technicznych. Mi^dzyresortowe Centrum Naukowe Eksploatacji Majqtku Trwalego. Radom 1990.
- Praca zbiorowa pod redakcj B. Reymar. Maly poradnik mechanika. WNT, Warszawa 1994.
- Praca zbiorowa pod redakcj W. Zwierzynskiego. Wybrane zagadnienia zuzy-wania si? materialow w slizgowych w^zlach maszyn. PWN, Warszawa-Poznan 1990.
- Przybylski A., Woropay M.: Zastosowanie modeli topologicznych do optymalizacji procedur diagnostycznych. Zeszyty Naukowe nr 184, Mechanika 36, Wydawnictwa Akademii Techniczno-Rolniczej, Bydgoszcz 1994.
- Przybylski A., Woropay M.: Metoda optymalizacji procesow diagnozowania ziozonych obiektow technicznych. Zeszyty Naukowe nr 184, Mechanika 36, Wydawnictwa Akademii Techniczno-Rolniczej, Bydgoszcz 1994.
- Przybylski A., Woropay M.: Metoda wyznaczania istotnych parametrow systemu diagnostycznego. Zeszyty Naukowe nr 35, Wydawnictwa Akademii Techniczno-Rolniczej, Bydgoszcz 1992.
- Przybylski A., Woropay M.: Dualizm w poj^ciu procesu eksploatacji. Zeszyty Naukowe nr 35, Wydawnictwa Akademii Techniczno-Rolniczej, Bydgoszcz 1992.
- Pytko S .: Podstawy tribologii i techniki smarowniczej. Wydawnictwa Uczelniane Akademii Gorniczo-Hutniczej, Krakow 1984.
- Rogucki A.: Analiza systemow w planowaniu obrony. Wydawnictwa MON, Warszawa 1975.
- Rozwadowski Т.: Diagnostyka techniczna obiektow ziozonych. WAT. Warszawa 1974.
- Rudnik S.: Metaloznawstwo. PWN, Warszawa, 1986.
- Ruta R., Mazurkiewicz A.: Modelowanie symulacyjne systemow eksploatacji. Mi^dzyresortowe Centrum Naukowe Eksploatacji Maj^tku Trwalego, Radom, 1991.
- Sadowski W.: Podstawy ogolnej teorii systemow. PWN, Warszawa, 1978.
- Sajdak Т., St^pien A.: Ekologiczny system eksploatacji olejow silnikowych.
- Kwartalnik (1 '95) Problemy Elsploatacji, Radom 1995. ® 324. Sienkiewicz P.: Inzynieria systemow. Wydawnictwa MON, Warszawa 1983.
- Sikorski M.: Czynnik ludzki w bezpieczenstwie sterowania obiektami technicznymi. Wydawnictwo Instytutu Maszyn Przeplywowych PAN, Gdansk 1993.
- Sikorski M., Rachubka M.: Zapobieganie bl? dom operatorskim w sterowaniu procesami technologicznymi. Sympozjum Nauko we: Komputerowo wspomagane sterowanie procesami przemyslowymi. Politechnika Gdanska, Czarlina 1992.
- Smalko Z.: Podstawy technicznej eksploatacji pojazdow. Wydawnictwa Politechniki Warszawskiej, Warszawa 1987.
- Socha M.: Procesy odnowy obiektow technicznych. Cele i zasady zarz^dzania. WNT, Warszawa 1979.
- Solski P.: Zuzycie cierne metali. WNT, Warszawa 1968.
- Solski P., Ziemba S.: Zagadnienia zuzycia elementow maszyn spowodowanego tarciem. PWN, Warszawa 1969.
- Solowiew A.D.: Analityczne metody w teorii niezawodnosci. WNT, Warszawa 1983.
- Staniszewski R.: Sterowanie procesem eksploatacji. WNT, Warszawa 1988. щ 323. Szymanski J.M.: Cybernetyka przeformulowania. Ossolineum, Warszawa1988.
- Szymanski J.M.: Zycie systemow. Wiedza Powszechna, Warszawa 1991.
- Tomaszewski A.: Sterowanie jakosciq. produkcji maszyn i urz^dzen. WNT, Warszawa 1977.
- Wazynska-Fiok K., Jazwinski J.: Niezawodnosc systemow technicznych, PWN. Warszawa 1990.
- Wicher J.: Problemy identyfikacji systemow technicznych ze szczegolnym uwzgl^dnieniem ukladow mechanicznych. PAN, Warszawa 1975.
- Wichowski W.: Starzenie fizyczne maszyn cieplnych. WNT, Warszawa 1986.
- Woropay M.: Ocena istotnosci czynnikow w procesie modelowania jako wielokrotne zadanie diagnostyczne. Zagadnienia Eksploatacji Maszyn PAN, Warszawa 1992.
- Woropay M.: System eksploatacji jako hierarchiczny system biotechniczny. Inzynieria Systemow Bioagrotechnicznych. Zeszyty Naukowe Nr 3, Politechnika Warszawska, Warszawa 1993.
- Woropay M.: Metoda budowy przekrojow systemu technicznego о wyroznio-nych monostrukturach. Zagadnienia Eksploatacji Maszyn PAN. PWN, Zeszyt 1/53/1983.
- Woropay M.: Metoda budowy modeli do badania niezawodnosci zlozonych systemow technicznych. Zagadnienia Eksploatacji Maszyn PAN. PWN, Zeszyt 1/53/1983.
- Woropay M.: Diagnostyka a niezawodnosc systemow technicznych. Post^py Cybernetyki, Ossolineum, Zeszyt 2/1983.
- Woropay M.: Istotnosc a ograniczenie rozmyte. Post^py Cybernetyki, Ossoli-neum, Zeszyt 3/1984.
- Woropay M.: Niezawodnosciowa wielostanowosc systemu w uj^ciu teoriizbiorow rozmytych. Zagadnienia Eksploatacji Maszyn PAN. PWN, Zeszyt 2/1984.
- Woropay M.: Losowosc rozmytosc — istotnosc a identyflkacja fragmentu rze-czywistosci. Biuletyn Polskiej Akademii Nauk, Zeszyt 1 -2. Warszawa 1984.
- Woropay M.: Metoda budowy wielopoziomowych systemow do badania niezawodnosci z elementow о ustalonej a priori istotnosci. Wydawnictwo Akademii Techniczno-Rolniczej. Rozprawy, Bydgoszcz 1985.
- Woropay M., Grzegorski J., Jackiewicz J., Landowski В.: Laboratorium z eksploatacji maszyn. Skrypt Uczelniany Akademii Techniczno-Rolniczej, Bydgoszcz 1994.
- Woropay M., Grzegorski J., Landowski В.: Model symulacyjny do. modernizacji procesu eksploatacji pewnej klasy obiektow technicznych. Zeszyty
- Naukowe, Tom 13, Zeszyt 3, Mechanika, Wydawnictwa Akademii Gorniczo-Hutniczej, Krakow 1994.
- Wrangler G.: Podstawy korozji i ochrony metali. WNT. Warszawa 1985.
- Ziemba S.: Fizyczne aspekty trwalosci i niezawodnosci obiektow technicznych. PAN, Warszawa Poznan 1976.
- Ziemba S.: Jarominek W., Staniszewski R: Problemy teorii systemow. ф. Ossolineum, Warszawa 1980.
- Zwierzycki W.: Wybrane zagadnienia zuzywania si? materialow w slizgowych w^zlach maszyn. PWN, Warszawa Poznan 1990.
- Zurek J. Potrzeby i wybrane problemy modernizacji systemow eksploatacji statkow powietrznych. Materialy IV Szkoly Eksploatacji Systemow Technicznych. Jachranka, maj 1991.