Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Статистический анализ транспорта

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Пассажирские перевозки потребляют 60 — 70% энергии мировой транспортной отрасли. Частные автомобили — вносят существенный вклад в пассажирские перевозки, но к сожалению отличаются плохой энергоэффективностью. Хотя мы должны заметить что, начиная с 1970 годов, энергоэффективность частного транспорта существенно повысилась, во много благодаря растущей стоимости топлива и ряду принятых законов… Читать ещё >

Статистический анализ транспорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ФГБОУ ВПО Государственный аграрный университет Северного Зауралья Институт экономики и финансов Кафедра «Статистики и экономического анализа»

Курсовая работа на тему

«Статистический анализ транспорта»

Выполнила: студент группы Б-МПМ-21

Алескеров Р. И Рахимов В.

Проверил: преподаватель Созонова А. Н Тюмень 2014

Оглавление Введение

1. Перевозки грузов по видам транспорта в динамике.

2. Перевозки отдельных видов грузов по видам транспорта в млн. т и в %.

3. Грузооборот по видам транспорта.

4. Перевозки пассажиров по видам транспорта в динамике.

6. Основные показатели работы автобусного транспорта по видам сообщения.

7. Финансовые результаты работы автомобильного транспорта всех видов экономической деятельности.

8. Наличие подвижного состава. Обеспеченность населения транспортом. Потребление топлива, автомобильного бензина и дизельного топлива автотранспортом организаций всех видов.

9. Потреление электроэнергии транспортом.

10. Протяженность путей сообщения. Густота путей сообщения.

11. Аварийность на транспорте. Происшествия на автомобильных дорогах и улицах в динамике.

12. Корреляционный анализ между ростом доходов от эксплуатации грузовых автомобилей и всеми доходами от эксплуатации автомобильного транспорта.

Транспорт — «кровеносная система экономики». Развитие транспорта является непременным условием для функционирования хозяйства, жизни населения. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании. Транспорт обеспечивает производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляет готовую продукцию потребителю. Грузовой транспорт обеспечивает производственные связи между предприятиями и доставку населению предметов потребления. Эффективность работы грузового транспорта характеризуется величиной грузооборота. Пассажирский транспорт обеспечивает перевозки населения, его главный показатель — пассажирооборот. Выделяют следующие виды транспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, авиационный, трубопроводный. В последние годы грузооборот транспорта РФ значительно уменьшился, изменилась его структура.

Так, повысилась доля морского и трубопроводного, снизилась роль железнодорожного и речного транспорта. Произошло снижение ряда важных для отрасли показателей, в том числе состояние дорожных путей, сокращение выпуска продукции транспортного машиностроения. Железнодорожный транспорт — основной из видов транспорта России (50% грузооборота РФ). По протяженности железных дорог (87 тыс. км) — наша страна уступает США, но грузооборот ее железнодорожного транспорта (1,2 млрд. тонн грузов) больше, чем в других странах мира. Основная функция железнодорожного транспорта РФ — обеспечение надежного транспортного обмена между отдельными районами страны. В европейской части России расположение железных дорог в основном радиальное. Здесь находится крупнейший транспортный узел Москва, от которого расходятся в разных направлениях магистрали железной дороги.

В данной работе мы попытаемся раскрыть следующие аспекты данной темы: перевозки грузов по видам транспорта в динамике; перевозки отдельных видов грузов по видам транспорта в млн. т и в %; грузооборот по видам транспорта.; показатели анализа рядов динамики, выявление тенденции развития; перевозки пассажиров по видам транспорта в динамике; пассажирооборот по видам транспорта; основные показатели работы автобусного транспорта по видам сообщения; финансовые результаты работы автомобильного транспорта всех видов экономической деятельности; наличие подвижного состава; обеспеченность населения транспортом; потребление топлива, автомобильного бензина и дизельного топлива автотранспортом организаций всех видов; потребление электроэнергии транспортом; протяженность путей сообщения, густота путей сообщения; аварийность на транспорте; происшествия на автомобильных дорогах и улицах в динамике; корреляционный анализ между между ростом доходов от эксплуатации грузовых автомобилей и всеми доходами от эксплуатации автомобильного транспорта.

1. Перевозки грузов по видам транспорта в динамике

В структуру общего рынка грузоперевозок по Тюменской области традиционно включены грузоперевозки по всем видам транспорта: железнодорожные, трубопровод, автомобильный, морской и воздушный транспорт.

Для анализа общей ситуации на рынке грузоперевозок исследуются те же показатели общего объема перевозок груза в натуральном выражении, исчисляемые в млн. тонн, а также показатели общего грузооборота, исчисляемые в млн. тонн-км.

На рисунке 1 представлена структура грузооборота по видам транспорта в 2012 году в %.

Рис. 1. Структура грузооборота по видам транспорта Структура грузооборота в Тюменской области выглядит следующим образом: 48% всего грузооборота осуществляется с помощью трубопроводного транспорта, 45% с помощью железнодорожного и только 5% с помощью автомобильного.

Однако, рассчитывая объем рынка мы ориентируемся на объем перевозок груза в натуральном выражении, исчисляемый в млн.тонн. Анализируя динамику развития отрасли в этих показателях, мы видим, что лидирующая позиция (около 70%) принадлежит автомобильным грузоперевозкам, и в несколько раз меньше объем перевозок грузов железнодорожным транспортом и трубопроводным. Это различие в структурном распределении по видам транспорта (по грузообороту автомобильный транспорт занимает 5%, а по объему грузоперевозок — 68,1%) происходит потому, что при расчете грузооборота учитывается также длительность перевозки (млн. тонн-км), тогда как при расчете объема перевозок — только объем в млн. тонн. А так как в структуре автомобильных грузоперевозок большую часть составляют внутригородские и внутриобластные перевозки, являющиеся перевозками на близкие расстояния, то, при большом объеме перевозок они составляют очень незначительную часть общего грузооборота по региону.

Динамика объемов грузоперевозок по видам транспорта представлена в таблице 1.

Таблица 1

Перевозки грузов по виду транспорта за 2007;2013 года (млн. тонн).

Транспорт — всего

в том числе:

железнодорожный

автомобильный

трубопроводный

морской

воздушный

0,8

0,9

0,9

1,1

1,2

Структура рынка грузоперевозок в Тюменской области по видам транспорта (в %) за первое полугодие 2013 года представлена на диаграмме:

Рис. 2. Структура рынка грузоперевозок в Тюменской области по видам транспорта.

Как уже упоминалось выше, мы действуем на рынке коммерческих перевозок грузов, поэтому, анализируя рынок коммерческих грузоперевозок, мы учитываем только грузоперевозки транспортом общего пользования. Также в структуру коммерческих перевозок грузов Тюмстат включает также промышленные железнодорожные перевозки, а в этот показатель включены грузы, перевезенные по подъездным путям промышленных и других организаций. Общий объем перевозок этого показателя определяется как сумма грузов, принятых с железных дорог общего пользования и переданных на эти железные дороги, а также грузов, перевезенных по подъездным путям в пределах этих организаций без выхода на сеть общего пользования, поэтому при анализе мы исключаем перевозки железнодорожным промышленным транспортом, учитывая только железнодорожный транспорт общего пользования.

Данные по коммерческим перевозкам грузов в динамике представлены в следующей таблице 2.

Таблица 2.

Коммерческие перевозки грузов в динамике за 2010;2013 года в %.

Млн. тонн тонн

Доля

Млн. тонн

Доля

Прирост

Млн. тонн

Доля

Прирост

Млн. тонн

Доля

Прирост

Транспорт-всего

81,75

99,9

104,9

железнодорожный

36,52

37,97

41,26

108,8

40,59

автомобильный

72,47

1771,9

60,63

144,82

1771,6

56,83

109,14

1698,6

58,09

229,8

морской

35,2

0,99

37,3

1,28

105,97

1,27

99,2

33,9

1,11

91,6

воздушный

0,8

0,02

0,7

0,02

87,5

0,9

0,03

128,6

0,03

111,1

трубопроводный

150,8

4,22

96,9

3,22

64,26

102,4

3,51

106,7

127,8

4,18

124,8

Анализируя динамику коммерческих грузоперевозок при поставках из Европы можно отметить лидирующую роль двух видов грузоперевозок: автомобильные, доля которых занимает более половины всех коммерческих грузоперевозок, и железнодорожные. Также следует обратить внимание на снижение доли автоперевозок в последние 2 года на фоне возросшей доли железнодорожных перевозок.

Кризис внес серьезные изменения в динамику и структуру рынка в 2009 г. На фоне снижения спроса на весь комплекс транспортно-логистических услуг отмечалось падение объема операций и доходов логистических компаний, возросла конкуренция. Основным фактором для роста рынка транспортно-логистических услуг в 2010 г. стало увеличение объемов грузоперевозок (прежде всего железнодорожным транспортом) на фоне повышения тарифов.

Общий рост объема коммерческих перевозок груза увеличился в 2011 году на 4,9% по сравнению с 2010 годом. По показателям первой половины 2012 года также наблюдается стабилизация и прогнозируется рост коммерческих перевозок на 2,4%, в значительной степени за счет увеличения доли автомобильных коммерческих перевозок Структура рынка коммерческих грузоперевозок по видам транспорта (в %) за первое полугодие 2013 года представлена на диаграмме.

Рис. 3 Структура рынка коммерческих грузоперевозок по видам транспорта.

На этой диаграмме ясно видно то, что отмечалось ранее — в коммерческих перевозках основные виды транспорта — автомобильный и железнодорожный, на которые приходится более 95% общего коммерческого грузооборота. Поэтому, анализируя в дальнейшем географический фактор рынка транспортных услуг, внимание акцентируется именно на этих видах грузоперевозок. Доля авиатранспорта в объеме коммерческих грузоперевозок очень незначительна (0,03%), поэтому в дальнейшем мы не акцентируем свое внимание на авиаперевозках

2. Перевозки отдельных видов грузов по видам транспорта в млн. т и в %

перевозка груз автобусный транспорт

Груз перемещаемый (перевозимый, транспортируемый) товар. Грузы различают по способу транспортирования (морской, железнодорожный, автомобильный, воздушный и др.), условиям («в упаковке», «без упаковки», «навалом», «наливом», «насыпью» и др.), режимом (температура, влажность и др.), в том числе непредвиденных обстоятельств. Также «грузом» иногда может пониматься балласт.

Существует несколько классификаций грузов, благодаря которым осуществляется организации процесса транспортировки. Основная классификации грузов одного класса включает:

· опасные грузы, к которым относят предметы, материалы и вещества, которые при перевозке могут создавать угрозу или нанести вред здоровью человека, а также окружающей среде. Среди опасных грузов выделяют: взрывчатые материалы, сжатые газы, легковоспламеняющиеся жидкости, вещества и материалы, ядовитые и инфекционные вещества, радиоактивные материалы и прочие другие необходимы определенные условия ТС Груз может являться сборным, например, при перевозке одним контейнером или автомобилем грузов нескольких владельцев.

Транспортное средство, перевозящее грузы, называется грузовым, например, грузовой автомобиль, грузовой вагон и т. д. Грузовые вагоны, сцепленные в состав, образуют грузовой поезд. Если в составе поезда кроме грузовых вагонов имеются вагоны для перевозки пассажиров, то поезд называют грузопассажирским.

Грузоперевозки — это процесс, вследствие которого совершается перемещение из одного места в другое каких-либо объектов с помощью транспорта.

В наше время различная деятельность разных компаний не обходится без очень тесного сотрудничества с компаниями, которые занимаются грузоперевозками. Для многих компаний качественная, быстрая, своевременная доставка различного груза является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие и стабильность данной компании. Для частных компаний высокий уровень оказания транспортных услуг является не менее важным, потому что это залог уверенности и полного спокойствия во время перевозки имущества. Вследствие этого с каждым годом интерес и спрос на различные грузоперевозки растет и растет.

Сервис, предлагаемый компаниями, занимающимися грузоперевозками, помимо собственно перевозки грузов включает в себя также страхование перевозимых объектов, подготовку полного комплекта документов на данный товар или груз, а также, при необходимости, его таможенное оформление.

Компании, которые занимаются транспортировкой, предоставляют клиентам все более и более обширный спектр, предоставляемых услуг. При этом, организация дает «стопроцентную» гарантию их высокого качества. Первоначально путь товара или груза берет свое начало с разработки концепции и оптимального маршрута по которому будет двигать груз, вычисления и расчета всей стоимости данной доставки, подготовки всей необходимой документации. Затем определяются транспортные и погрузочные средства, необходимые для данного товара. Далее происходит оформление необходимых разрешений, производится мониторинг движения товара с момента начала пути и до момента, когда груз будет доставлен.

В таблице 3 представлены данные перевозок отдельных грузов по видам транспорта за 2009;2013 года в млн.тонн.

Таблица 3.

Перевозки отдельных грузов по видам транспорта за 2009;2013 года в млн.тонн.

Каменный уголь Железнодорожный транспорт

314,9

350,3

362,7

371,6

387,4

Морской транспорт

6,0

6,5

5,4

9,8

16,2

Нефтяные грузы Железнодорожный транспорт

219,1

285,3

278,2

265,9

246,7

Морской транспорт

36,6

42,6

54,1

51,3

53,4

Трубопроводный транспорт

303,4

428,4

576,1

575,2

558,1

Железная руда Железнодорожный транспорт

94,7

110,3

113,0

96,4

89,8

Морской транспорт

4,8

5,1

3,3

3,7

4,1

Черные металлы Железнодорожный транспорт

105,9

137,4

147,5

158,0

142,1

Морской транспорт

3,0

2,2

3,1

4,7

1,8

Строительные грузы Железнодорожный транспорт

471,2

356,3

263,8

196,1

182,0

Морской транспорт

5,9

6,6

6,5

3,7

1,7

Лесные грузы Железнодорожный транспорт

161,3

171,5

134,0

137,5

131,7

Морской транспорт

14,9

14,2

12,4

13,2

11,3

Зерно и продукты перемола Железнодорожный транспорт

63,8

69,4

73,0

79,3

81,5

Морской транспорт

1,7

0,9

1,3

2,7

1,8

Цемент Железнодорожный транспорт

63,0

50,0

38,9

28,6

26,8

Морской транспорт

2,3

1,9

1,2

0,9

0,6

Рассмотрим График динамики по данным таблицы 3 на примере строительных грузов.

Рис 4. Перевозка отдельных грузов по видам транспорта на примере строительных грузов.

По данным графика видно, что для перевозки строительных грузов чаще в Тюменской области используют железнодорожный транспорт.

3. Грузооборот по видам транспорта

Грузооборот — экономический показатель работы транспорта (показатель объёма перевозок грузов), равный произведению массы перевозимого за определённое время груза на расстояние перевозки.

структурные расхождения часто возникают и между консолидированными бюджетами одного и того же уровня.

Грузооборот измеряется в тонно-километрах. Например, если разные суда перевезли в течение года 5 млн. тонн груза на среднее расстояние 150 км, то годовой грузооборот составляет 5 Ч 150 = 750 млн. тонно-километров.

Для определения грузооборота масса перевезенного груза в тоннах (отдельно по каждой политической партии груза) умножается на дальность перевозки и полученные произведения суммируются.

Показатель грузооборота используется в планировании и статистике для измерения эффективности труда на транспорте (количество тонно-километров на одного работающего), исходная стоимость перевозок также определяется в расчете на 1 км, так как издержки на перевозку зависят от дальности ее и массы груза.

Для оценки деятельности предприятий транспорта показатель грузооборота не применяется, так как общество заинтересовано в наилучшем удовлетворении потребностей в перевозках при минимизации транспортных издержек, для этих целей используется показатель перевозки (отправки) грузов в тоннах, выручка от перевозок и др.

Распространение передового опыта, в том числе железнодорожников Белоруссии, позволяет увеличить объем полезной работы транспорта без увеличения численности работающих.

Для характеристики грузооборота государства, какой-то территории, определенного направления, реки и т. п. применяются и та и другая единица измерения. А для характеристики грузооборотов какого-либо транспортного узла, станции или иного транспортного объекта, в качестве измерителя применяется только тоннаж.

Грузооборот определяет уровень развития связей, развитие торговли, степень экономической активности в определенный период и т. д.

Единицей наблюдения в статистике перевозок грузов является отправка, т. е. политическая партия груза, перевозка которой оформлена соответствующим документом (договором перевозки). Первичные документы на разных видах транспорта имеют различные названия:

· дорожная ведомость — на железнодорожном и речном транспорте;

· коносамент и манифест — на морском транспорте;

· путевой лист и товарно-денежная накладная на товар — на автомобильном транспорте;

· сопроводительная ведомость — на воздушном транспорте.

Statistics перевозок грузов разработала систему показателей, которые обеспечивают возможность всесторонней характеристики работы каждого предприятия и единой транспортной сети страны. Эти показатели подразделяются на две группы:

1. объемные (суммарные);

2. качественные.

К объемным показателям статистики перевозок грузов относятся: отправлено (отправление) грузов; прибыло (прибытие) грузов; перевезено (перевозка) грузов;

перевезено в прямом смешанном сообщении; объем выполненной транспортной работы — грузооборот.

Грузооборот представляет собой объем работы при перевозке грузов, исчисляется суммированием произведений массы перевезенных грузов на расстояние перевозки в километрах (милях). Он является одним из основных показателей при оценке эффективности работы транспортного предприятия.

К качественным показателям статистики перевозок грузов относятся:

· среднее расстояние перевозки в 1 т груза;

· средняя густота перевозок 1 т груза;

· средняя продолжительность перевозки 1 т груза;

· средняя скорость продвижения 1 т груза.

Распределение грузовых перевозок между отдельными видами транспорта зависит от их особенностей и экономического преимущества. Например, железнодорожный транспорт используется при перевозке больших объемов грузов на большие расстояния; автомобильный транспорт — в городах и районах на короткие, а также на более дальние расстояния при перевозках ценных и скоропортящихся грузов; морской транспорт — при перевозках массовых грузов в районах, тяготеющих к внутренним водным и морским бассейнам; магистральные трубопроводы служат для перекачки газа и сырой черного золота с промыслов на перерабатывающие заводы и для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления и терминалы; воздушный транспорт используется при перевозке грузов на очень большие расстояния.

В таблице 4 представлен грузооборот по видам транспорта в Тюменской области (миллиардов тонно-километров).

Таблица 4.

Грузооборот по видам транспорта за 2009;2013 год.

Транспорт всего:

В том числе:

Железнодорожный

Автомобильный

Трубопроводный

Морской

Воздушный

2,2

2,6

1,6

2,5

2,6

На рисунке 5 представлен график динамики грузооборота по видам транспорта за 2009;2013 года.

Рис 5. Грузооборот по видам транспорта.

Из рисунка 5 видно, что наибольший удельный вес в грузообороте имеет железнодорожный и трубопроводный транспорт.

4. Перевозки пассажиров по видам транспорта в динамике

Перевозка пассажиров, это одно из направлений пассажирских перевозок. Авиационные, морские, железнодорожные и автомобильные перевозки пассажиров по показателям объемов перевозок уверенно приближаются к до кризисным показателям. Для этого им пришлось пережить нелегкие времена, пройти реформы по реструктуризации транспортного автопарка, персонала, внедрить самые передовые технологические средства учета и контроля и многое другое.

Пассажирские перевозки — это услуга, которая сопряжена с определенными рисками. Важно не просто вовремя доставить людей до обозначенного пункта назначения, необходимо еще и обеспечить их перевозку комфортом и максимальной безопасностью.

Основные виды перевозок:

· Железнодорожным транспортом.

· Автотранспортом (автобусом).

· Авиатранспортом (самолетом, вертолетом).

В январе-апреле 2014 г. объем перевозок пассажиров составил 482,6 млн. человек, что на 6% меньше, чем в январе-апреле 2013 г.

В таблице 5 представлены данные о перевозках пассажиров по видам транспорта в Тюменской области.

Таблица 5.

Перевозка пассажиров по видам транспорта в %.

Январь;

апрель

2014 г.,

тыс.

человек

Январь-апрель

2014 г. в % к

январю-апрелю

2013 г.

Апрель 2014 г.

в % к

Удельный вес в объеме перевозок пассажиров, %

апрелю

2013 г.

марту

2014 г.

Объем перевозок пассажиров транспортом — всего

482,6

94,0

91,2

96,1

в том числе:

железнодорожным

27,8

97,7

96,3

101,5

5,7

автомобильным (автобусы)

454,5

93,8

90,8

95,7

94,2

воздушным

0,4

115,7

117,6

114,1

0,8

График динамики по данным таблицы о перевозке пассажиров по видам транспорта за январь-апрель 2014 года представлен на рисунке 5.

Рис 6. Перевозка пассажиров по видам транспорта.

По данным рисунка 6 и таблицы 5 можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в перевозке пассажиров в Тюменской области занимаю автомобили и автобусы.

Перевозки пассажиров воздушным транспортом увеличились на 15,7%. Перевозки пассажиров железнодорожным транспортом снизились на 2,3%, автобусами — на 6,2%.

В общем объеме перевозок пассажиров автобусами в регулярном сообщении доля городских перевозок пассажиров составила 93,9%, пригородных — 5,4%, междугородных — 0,6%, международных — 0,1%.

Индекс цен (тарифов) на услуги пассажирского транспорта в апреле 2014 г. по сравнению с мартом 2014 г. составил 111,9%. Стоимость проезда пассажиров железнодорожным транспортом в региональном сообщении эконом-класса увеличилась на 33%, в межрегиональном сообщении — на 31,8%, в международном сообщении — на 2,1%, автомобильным транспортом в пригородном сообщении — на 17,7%, в междугородном сообщении — на 10,1%, городским транспортом — на 19,7%, воздушным транспортом — на 1,5%.

5. Пассажирооборот по видам транспорта Пассажирооборот — показатель отражения объёма перевозок пассажиров в пассажиро-километрах и исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозок по каждому виду транспорта. Термин более показателен для оценки эффективности того или иного транспорта, чем количество перевезённых пассажиров, но не даёт понимания о скорости этой перевозки и её прибыльности. Рассчитывается пассажирооборот каждого конкретного транспортного предприятия.

Количество пассажиров, проезжающих в единицу времени, через какое-либо сечение сети массового пассажирского транспорта определяет размер пассажиропотока. Величина пассажиропотока может определяться по направлениям движения на отдельных участках рассматриваемого маршрута, по всем маршрутам каждого вида транспорта в отдельности или суммарно по всем видам массового пассажирского транспорта.

Размер пассажиропотока на начальном участке какого-либо маршрута соответствует величине посадки пассажиров в пункте отправления маршрута. Пассажиропотоки на следующем участке маршрута увеличиваются на число пассажиров, вошедших на следующем остановочном пункте, и уменьшаются на число вышедших здесь же. Пассажиропотоки на последнем участке маршрута равны количеству пассажиров, вышедших на конечном пункте маршрута.

Суммированием количества пассажиров, проследовавших по совпадающим участкам всех маршрутов какого-либо вида транспорта, определяется общая величина пассажиропотока данного вида транспорта.

Общая величина пассажиропотока устанавливается суммированием пассажиропотоков по отдельным видам транспорта — раздельно по наземным видам транспорта (трамваю, троллейбусу, автобусу) и внеуличному транспорту (метрополитену, железным дорогам).

Суммированием величины посадки и высадки пассажиров по каждому остановочному пункту определяется его пассажирооборот по данному маршруту, виду транспорта или общий по всем видам транспорта.

Пассажирооборот и пассажиропотоки подсчитывают по каждому направлению следования пассажиров и суммарно в оба направления. В зависимости от длительности учетного периода пассажирооборот остановочных пунктов и пассажиропотоки могут рассматриваться за час, сутки, месяц или год.

При разработке перспектив развития транспортной сети города, выборе вида транспорта и расчете количества потребного подвижного состава размеры перевозок и пассажиропотоков определяются для часа пик максимальных перевозок на наиболее загруженных участках сети.

Для установления технико-экономической эффективности применения того или иного вида транспорта определяется годовой размер пассажирских перевозок и пассажиропотоков.

Размеры станций, пассажирских платформ, остановочных пунктов, вестибюлей, переходов и других устройств на остановках рассчитываются в соответствии с перспективным максимальным пассажирооборотом остановочных пунктов в час пик.

Величина фактического пассажирооборота остановочных пунктов и пассажиропотоков определяется периодическими обследованиями талонным методом. Поменяется также анкетное обследование.

Пассажирооборот по видам транспорта в Тюменской области за 2011;2013 года представлен на таблице 6.

Таблица 6.

Пассажирооборот по видам транспорта за 2011;2013 года.

Транспорт всего:

450,77

405,96

286,26

В том числе:

Железнодорожный

175,9

151,8

139,0

Автобусный

152,1

141,5

139,0

Морской

0,07

0,06

0,06

Воздушный

122,6

112,5

147,1

Таксомоторный

0,1

0,1

0,1

По данным таблицы 6 был построен график динамики.

Рис 7. Пассажирооборот по видам транспорта.

На графике мы можем заметить, что наибольший удельный вес в пассажирообороте на территории Тюменской области занимает железнодорожный транспорт. На рисунке не присутствует морской и таксомоторный транспорт, так как у них очень маленький, и незначительный удельный вес.

6. Основные показатели работы автобусного транспорта по видам сообщения

При планировании и оценке деятельности пассажирских автотранспортных предприятий применяют систему технико-эксплуатационных показателей, которая включает в себя количественные и качественные показатели, характеризующие уровень производительности подвижного состава и использование производственных фондов. Количественными показателями пассажирского транспорта являются: объем перевозок пассажиров, пассажирооборот, определяемый как произведение количества перевезенных пассажиров на среднее расстояние поездки; валовой доход по оплате стоимости проезда. Качественными показателями работы пассажирского транспорта являются: коэффициент технической готовности, коэффициент выпуска на линию, продолжительность работы автобуса на линии, скорость движения, коэффициент использования пробега.

Коэффициент технической готовности определяется как отношение исправного количества автобусов к общему списочному количеству, а коэффициент выпуска на линию — как отношение количества автобусов, находящихся в наряде, к списочному количеству.

Время нахождения в наряде определяется как отношение общего количества отработанных часов к общему количеству работавших за сутки автобусов независимо от продолжительности работы каждого в отдельности.

Скорость движения определяется как отношение общего пробега автобуса ко времени, за которое этот пробег выполнен.

Различают техническую скорость — общий пробег делят на время нахождения в движении и эксплуатационную — общий пробег делят на время движения и простоя на остановках, перед перекрестками, т. е. не учитывают время простоя на начальном и конечном пунктах.

Коэффициент использования пробега определяется как отношение пробега по маршруту к общему пробегу автобуса.

Анализ колебаний пассажирооборота дает возможность судить о его изменениях по времени, протяженности маршрута и установить факторы, влияющие на формирование пассажиропотока как по всей транспортной сети, так и по каждому маршруту в отдельности. Объем перевозок и пассажирооборот отражают эффективность использования автобусов.

Списочное (инвентарное) число автобусов — общее наличие автобусов, определяемое по инвентарной бухгалтерской книге на определенную дату. При планировании автобусных перевозок пользуются понятием среднегодовое списочное число автобусов, которое определяется с учетом поступления и выбытия автобусов в течение всего года.

Эксплуатационное число автобусов, — это часть автобусного парка, находящаяся на линии (в эксплуатации). Определяется как разница между списочным числом и автобусами, находящимися в простое (ремонт и обслуживание) по техническим и прочим (организационным) причинам.

Число автобусов, находящихся в простое по техническим причинам, складывается из числа автобусов, простаивающих в капитальном ремонте, текущемремонте.

Число автобусов, простаивающих по организационным причинам, складывается из автобусов, не имеющих водителей, не заправленных топливом, маслом и другими материалами, неукомплектованных шинами, не выехавших на линию из-за неблагоприятных метеорологических условий (туман, гололед, заносы) и др.

7. Финансовые результаты работы автомобильного транспорта всех видов экономической деятельности

Автомобильный транспорт играет важную роль в экономике страны. Преимущества автомобильного транспорта выражаются:

· в высокой маневренности транспорта, т.к. грузы перевозятся непосредственно до получателя;

· в большой провозной способности, т.к. можно перевозить все виды грузов;

· в меньшей себестоимости перевозки грузов на короткие расстояния.

Организации потребительской кооперации используют наемный транспорт различных организаций, но значительная часть грузов перевозится собственным автомобильным транспортом. Доля автомобильного транспорта в общем объеме перевозок постоянно увеличивается. Это способствует организации бесперебойной доставки товаров в предприятия торговли, позволяет обеспечить обслуживание население в отдаленных населенных пунктах, расширить круг услуг, оказываемых населению (доставка товаров на дом, вывоз продукции из личных подсобных хозяйств на городские рынки и др.).

Основными задачами и направлениями развития автомобильного транспорта являются:

— увеличение автомобильного парка предприятия;

— качественное изменение состава парка автомобилей (разные по грузоподъемности, специализированные автомобили и др.);

— снижение порожных пробегов;

— повышение коэффициента использования грузоподъемности;

— механизация погрузочно-разгрузочных работ;

— повышение коэффициента технической готовности парка.

8. Наличие подвижного состава. Обеспеченность населения транспортом

Потребление топлива, автомобильного бензина и дизельного топлива автотранспортом организаций всех видов.

К подвижному составу автомобильного транспорта относятся грузовые и легковые автомобили, автобусы, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы.

В зависимости от назначения различают подвижной состав транспортный и специальногоназначения.

Транспортный подвижной состав предназначен для перевозки грузов и пассажиров и соответственно делится на грузовой и пассажирский. К грузовому относятся грузовые автомобили, включая седельные тягачи, прицепы и полуприцепы; к пассажирскому — автобусы, пассажирские автобусные прицепы и легковые автомобили.

Подвижной состав специального назначения используют для разных особых работ. В него входят автомобили для поливки и уборки улиц, пожарные, санитарные, автогудронаторы, автомобили с компрессорными установками и др.

Грузовой подвижной состав в зависимости от типа кузовов делится на автомобили:

· общего назначения с бортовой платформой;

· самосвальные для перевозки навалочных грузов;

· специализированные, оборудованные кузовами, специально приспособленными для перевозки определенных видов грузов и для особых условий перевозок (фургоны, цементовозы, панелевозы, цистерны, контейнеровозы и др.).

Автобусы в зависимости от габаритной длины делят на особо малые (до 5,0 м), малые (6,0 — 7,5 м), средние (8,5 — 9,5 м), большие (10,5 — 12,0 м) и особо большиесочлененные (16,5—18,0м).

Легковые автомобили разделяют на классы по рабочему объему (литражу) двигателя: особо малый класс (микролитражные автомобили — до 1,2 л), малый класс (малолитражные автомобили — от 1,2 до 1,8 л), средний класс (от 1,8 до 3,5 л), большой класс 3,5 л и выше.

В таблице 7 приведены данные наличии подвижного состава в Тюменской области за 2009;2013 года в тыс. штук.

Таблица 7

Наличие подвижного состава за 2009;2013 года.

Грузовые автомобили — всего

из них в собственности граждан

Автобусы — всего

из них в собственности граждан

Легковые автомобили — всего

из них в собственности граждан

Что касается показателей транспортной обеспеченности и доступности, то они отражают уровень транспортного обслуживания хозяйственных объектов и населения и зависят от протяженности сети путей сообщения, их пропускной и провозной способности, конфигурации размещения транспортных линий и других факторов. Очевидно, что эти показатели тем выше, чем более развита сеть путей сообщения.

Пассажирское обслуживание населения юга Тюменской области осуществляют 22 автотранспортных предприятия различной организационно-правовой формы собственности. Этими предприятиями обслуживаются 543 маршрута, в том числе: 164 междугородных, 283 пригородных и 96 городских маршрутов. В большинстве районов юга области нет альтернативы автобусным перевозкам.

Автобусный парк, задействованный на регулярных маршрутах, насчитывает 1145 единицы, в том числе частной собственности — 202, муниципальной — 351, областной — 592 единицы.

Также в городах Тюмень, Тобольск, Заводоуковск, Ишим и Ялуторовск привлечено для работы на городских маршрутах 1067 единиц подвижного состава (338 автобусов и 729 микроавтобусов), принадлежащих индивидуальным предпринимателям и малым предприятиям.

В 2006 году автомобильным транспортом общего пользования с учетом индивидуальных предпринимателей, занимающихся коммерческими перевозками, перевезено 267,3 млн. человек. Пассажирооборот составил 2075,7 млн. пасс.-км. За 2007 год по оперативным данным автомобильным транспортом общего пользования перевезено 263,5 млн. человек.

Для обслуживания пассажиров на междугородных и пригородных автобусных маршрутах по югу Тюменской области действуют 7 автовокзалов и 23 автостанции, из них 5 автовокзалов и 15 автостанций входят в состав ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций».

В 2005 году проведена реконструкция Исетской и Упоровской автостанций, в 2006 году сдана в эксплуатацию Абатская автостанция, в 2007 году завершена реконструкция Ялуторовского и Тобольского автовокзалов. В 2008 году планируется строительство и реконструкция автовокзалов и автостанций в г. Ишиме, в селах Казанское, Юргинское и Ярково.

Общий износ подвижного состава составляет 65,5%, в том числе: областной собственности — 44,3%, муниципальной — 58,3%, собственности предприятий — 92%.

Для обновления подвижного состава проводится капитальный ремонт автобусов областной собственности, а также приобретаются новые автобусы.

В настоящее время за счет средств областного бюджета капитальный ремонт автобусов проводится на Ялуторовском автомобильном заводе. За период с 2003 по 2006 годы всего отремонтировано 165 автобусов, в 2007 году отремонтировано 68 единиц подвижного состава.

Для пассажирских автотранспортных предприятий юга области в 2007 году приобретено 166 автобусов, в том числе для предприятий областного центра 92 единицы.

В Западно-Сибирском регионе, где осуществляется добыча 90% российского газа, огромную значимость в обеспечении народно-хозяйственными грузами северных городов области играет железная дорога. Благодаря железнодорожному транспорту функционируют и добывают углеводородное сырье нефтегазопромыслы в Сургуте, Нижневартовске, Надыме, Новом Уренгое, Ямбурге.

В настоящее время железной дорогой обеспечивается потребность в перевозке грузов для уже построенных на севере области городов и градообразующих предприятий, связанных с переработкой нефти.

Все грузовые и пассажирские перевозки в области осуществляются Тюменским и Сургутским отделениями Свердловской железной дороги-филиала ОАО «Российские железные дороги».

Тюменский железнодорожный узел обеспечивает отправление и приемку грузов и пассажиров как с главного направления Транссибирской магистрали, так и в направлении Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Крупнейшая сортировочная станция Войновка отправляет в сутки на север в среднем по 26 грузовых поездов и перерабатывает весь поток грузов, идущий с севера.

Направления совместной деятельности Свердловской железной дороги и Правительства Тюменской области ежегодно определяются социально-экономическим соглашением, которым регламентируются обязательства сторон в вопросах грузовых и пассажирских перевозок, инвестиционной политики, социальной сферы, безопасности движения поездов и экологии.

Рассмотрим вопрос о раходе топлива автомобилями в Тюменской области.

Расход топлива, более корректно — «удельный расход топлива» — количество израсходованного автомобилем топлива, обычно связано с расстоянием, пройденном на этом топливе.

На расход топлива влияют много факторов, в том числе и случайные. Основные причины нежелательного повышения расхода следующие:

· в первую очередь стиль вождения автомобиля и особенности его эксплуатации, современный автомобиль, оснащенный катализатором в выхлопной системе, имеет высокоточную систему дозировки топлива, с обратной связью по составу выхлопных газов.

· агрессивная манера вождения, высокая скорость и резкие ускорения автомобиля, неверный выбор режима движения (например, движение на не оптимальной передаче);

· соответственно, неисправности двигателя и его систем могут сделать неэффективной и неточной эту систему дозировки, вызвать неполное сгорание топлива, а также снизить коэффициент полезного действия собственно двигателя;

· повышенное сопротивление движению (неисправности трансмиссии, неверные углы установки колес, низкое давление в шинах, заклинившие тормоза, загруженность автомобиля, сопротивление воздуха);

Данные о расходе топлива по всем видам экономической деятельности представлены в таблице 8.

Таблица 8.

Потребление топлива, автомобильного бензина и дизельного топлива по всем видам экономической деятельности за 2013 год в (тыс.тонн)

Используемые как моторные топлива, всего

Топливо дизельное

Бензин автомобильный

Прочие виды

Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство

Добыча полезных ископаемых

Обрабатывающие производства

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Строительство

Транспорт и связь

Прочие

Отпуск населению

Доля экспорта от производства

40%

31%

53%

;

Доля населения в конечном потреблении

26%

13%

45%

0%

Из таблицы видно, что большее количество топлива всех видов расходуется в Тюменской области на транспорт и связь.

9. Потребление электроэнергии транспортом

Соотношение между количеством транспорта и объемом расходуемой энергии представляет собой прямую зависимость, но может иметь различные коэффициенты в зависимости от вида транспорта. Всегда существует компромисс между скоростью доставки грузов и объемом затрачиваемой на эту доставку энергии, существование данного компромисса связано с размером желаемой экономической отдачи от транспортировки грузов и людей. Пассажиры и дорогостоящие грузы могут при перемещении использовать скоростные виды транспорта, однако данные виды транспорта отличаются высоким уровнем энергопотребления, но данный фактор не является критическим для данных категории перемещаемых объектов, в данном случае гораздо более важную роль начинает играть временной фактор транспортировки.

Одним из наиболее экономичных видов транспорта является морской транспорт, фактор экономии связан с низким объемом энергии, затрачиваемой на транспортировку единицы массы груза, однако данный экономический фактор компенсируется довольно таки низкой скоростью транспортировки. Этот вид транспорта целесообразнее всего использовать для транспортировки грузов, особенно грузов отличающихся большими габаритами и массой. Для сравнения можно привести авиатранспорт, отличающийся высоким уровнем энергопотребления связанным с возможностью высокоскоростной транспортировки грузов и людей.

В 1950 годах появился новый тренд, связанный с все возрастающим потреблением нефти транспортной отраслью. Мировой рынок потребления всех первичных энергоресурсов вырос на 40% за период 1980;2000 годов. На транспортную отрасль на сегодняшний день приходится около 25% мирового спроса на энергию и более 62% потребления всей добываемой нефти. Транспорт почти полностью зависит (95%) от нефтепродуктов, за исключением железных дорог использующих электроэнергию.

Спрос на нефть в основных секторах экономики, таких как промышленность и выработка электроэнергии последние годы остается относительно стабильным, основной же рост спроса на нефть генерируется возрастающим спроса на перевозки.

Воздействия транспорта на потреблении энергии разнообразно, и включает в себя множество различных сфер:

· Производство, техническое обслуживание и утилизации автомобилей. Объем энергии, затрачиваемой на производство и утилизацию автомобилей находиться в прямой зависимости от степени сложности конструкции транспортного средства, используемых материалов, объема парка транспортных средств и длительности жизненного цикла автомобилей.

· Эксплуатация транспортного средства. Главным образом включает в себя энергию в виде топлива, используемую для придания импульса движения транспортным средствам, а так же для различных операций выполняемых транспортными средствами. Топливный рынок является одним из самых значимых рынков в мировой экономике.

· Инфраструктура, строительство и обслуживание. Строительство дорог, железных дорог, мостов, тоннелей, терминалов, портов и аэропортов и обеспечение освещения и сигнализации так же требуют значительного расхода энергии. Существует прямая зависимость данной сферы от количества транспортных средств, так увеличение дорожной сети вызывает увеличение количества транспортных средств перевозящих грузы и людей.

· Управление транспортом. Расходы, связанные с планированием, развитием и управлением транспортной инфраструктурой. Включают в себя время, деньги и навыки, которые могут быть включены в общее потребление энергии в транспортном секторе. В особой степени это относиться к общественному транспорту.

· Производство и торговля. Процессы разведки, добычи, переработки и транспортировки топлива или генерации и передачи энергии также потребляют энергию. В результате преобразования 100 единиц исходной энергии в виде сырой нефти производится лишь 85 единиц энергии в виде бензина. Любые изменения в транспортной отрасли оказывают значительное влияние на мировой энергетический рынок.

Энергопотребление сильно зависит от вида транспорта:

· Наземные перевозки потребляют наибольшее количество энергоресурсов. Только автомобильные перевозки в развитых странах потребляет в среднем 85% от общих энергозатрат транспортной отрасли. Именно автомобильная отрасль ответственна за все возрастающее энергопотребление в течение последних 25 лет. Несмотря на спад объема железнодорожных перевозок, железнодорожный транспорт по сравнению с автомобилями, по-прежнему потребляет в четыре раза меньше энергоресурсов при пассажирских перевозках и в два раза меньше энергоресурсов при перевозке грузов. Энергопотребление железнодорожного транспорта составляет примерно 6% от энергопотребления мировой транспортной отрасли.

· Морской транспорт осуществляет 90% объема международных грузовых перевозок. Особенности морского транспорта и эффект от объема единовременно перевозимых грузов, позволяет существенно снизить энергозатраты. На сегодняшний день энергозатраты морского транспорта составляют 7% от энергопотребления мировой транспортной отрасли, что не сопоставимо с громадным объемом грузов перевозимым морским транспортом.

· Воздушный транспорт играет важную роль в глобализации транспортных сетей. Энергопотребление авиационной отрасли составляет 8% от энергопотребления мировой транспортной отрасли. Воздушный транспорт отличается высоким уровнем энергопотребления, связанный с высокой скоростью транспортировки. Топливо составляет вторую по величине статью расходов авиационной отрасли, примерно 13−20% от общей суммы расходов. На сегодняшний день это около 1,2 млн. баррелей в день. Технологические инновации, такие как более экономичные двигатели и оптимизация аэродинамики, позволяют постоянно повышать энергоэффективности каждого нового поколения самолетов.

Так же необходимо рассмотреть различие в энергопотреблении при перевозке грузов и при транспортировке людей:

· Пассажирские перевозки потребляют 60 — 70% энергии мировой транспортной отрасли. Частные автомобили — вносят существенный вклад в пассажирские перевозки, но к сожалению отличаются плохой энергоэффективностью. Хотя мы должны заметить что, начиная с 1970 годов, энергоэффективность частного транспорта существенно повысилась, во много благодаря растущей стоимости топлива и ряду принятых законов. Всего лишь 12% топлива, расходуемого автомобилем тратиться на придания ему движения. Существует тесная связь между ростом доходов населения, количеством автомобилей в собственности у населения и расстояние, преодолеваемого на собственном автомобиле. Соединенные Штаты отличаются одним из самых высоких уровней автомобилизации населения страны. Жители США обладают одним автомобилем на каждых двух человек. Около 60% всех американских семей имеют два и более автомобиля, а 19% владеющих тремя или более. Еще более тревожная тенденция связана с увеличения роста приобретения в собственность минивенов, малотоннажных грузовых и спортивных автомобилей и соответствующего снижения эффективности расходования топлива. Кроме того количество километров проезжаемых ежегодно на частном автомобиле тесно связано с ценой на топливо и во многих странах данный параметр стабилизировался.

· Грузовые перевозки. В данной сфере доминируют железнодорожные и морские перевозки, как два вида наиболее энергоэффективного транспорта. Прибрежные и внутренние водные пути обеспечивают энергоэффективный способ транспортировки пассажиров и грузов. Буксир тянущий 15 стандартных барж перевозит объем грузов эквивалентный 225 грузовым железнодорожным вагонам или 870 грузовикам. Департамент Морского Транспорта США измерил расстояние на которое может быть перемещена 1 тонна груза с использованием 3,785 литра топлива. Буксир, работающих на внутренних водных путях может баржу с одной тонной груза на 857 километров. Такое же количество топлива будет израсходовано железнодорожным транспортом для перемещения 1 тонны груза на 337 километров или для перемещения одной тонны груза автомобильным транспортом на 98 км.

10. Протяженность путей сообщения. Густота путей сообщения

Протяженность сети путей сообщения — суммарная протяженность в километрах участков путей транспортного сообщения. Определяется на дату путем суммирования длин отдельных участков, образующих сеть.

Данные о протяженности путей сообщения в Тюменской области за 2009;2013 года представлены в таблице 7.

Таблица 7.

Протяженность путей сообщения за 2009;2013 года.

Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования

Автомобильные дороги — всего

в том числе:

общего пользования1)

в том числе:

федеральные

краевые

местного значения

х

х

ведомственные и частные

из них:

без малых организаций

Из общей протяженности автомобильных дорог — дороги

с твердым покрытием — всего

в том числе:

общего пользования1)

в том числе:

федеральные

краевые

местного значения

х

х

ведомственные и частные

из них:

без малых организаций

Магистральные трубопроводы

в том числе:

газопроводы

нефтепроводы

По данным таблицы 7 можно сделать следующий вывод. Наиболее большую протяженность путей сообщения в Тюменской области имеют автомобильные дороги.

Рассмотрим густоту путей сообщения.

Густота транспортной сети — характеристика транспортной сети некоторой территории; отношение общей длины транспортной сети к площади этой территории. Густота транспортной сети измеряется в км/кв.км или км/100 кв.км. Густота транспортной сети может рассчитываться для одного вида транспорта.

Рассмотрим данные о густоте транспортных сетей в Тюменской области за 209−2013 года в км., которые приведены в таблице 8.

Таблица 8.

Густота путей сообщения за 2009;2013 года в км.

Железнодорожные

пути — всего:

в том числе:

общего пользования

не общего пользования

Автомобильные дороги

с твердым покрытием — всего:

в том числе:

общего пользования

не общего пользования

По данным таблицы был построен график динамики, который представлен на рисунке 8.

Рис 8. Густота путей сообщения

По данным из рисунка 8 видно, что наибольший удельный вес густоты путей сообщения имеют железнодорожные пути.

11. Аварийность на транспорте. Происшествия на автомобильных дорогах и улицах в динамике

Транспортная авария — это авария транспортного средства, повлекшая за собой гибель людей или причинившая пострадавшим тяжелые телесные повреждения, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде.

Транспортные аварии разделяют по видам транспорта, на котором они произошли, и по поражающим факторам опасных грузов.

Автомобильный транспорт является самым небезопасным из всех доступных человеку. По всем данным именно ДТП ставят на первое место по числу погибших и пострадавших. По этим параметрам автомобили значительно обгоняют железнодорожный, авиационный и водный транспорт.

Дорожно-транспортные происшествия являются основной причиной гибели людей. Они происходят по многим причинам, среди которых есть как технологические, так и человеческие факторы. По отношению к участникам движения водителей можно разделить на две группы. Первая группа, преследуя свою стратегическую цель поездки, принимает тактику движения, исходя из общих закономерностей транспортных ситуаций, приспосабливаясь к ним и не нарушая целостности транспортного потока. Вторая группа использует автомобиль, дорожные условия и дорожно-транспортные ситуации для своих личных целей, как мне удобно, так и еду. Можно с уверенностью утверждать, что водители первой группы стоят выше по понимаю смысла правил дорожного движения, чем второй, которые, как правило, управляют автомобилем на пределе физических, а иногда и психических возможностей. Авария может случиться по вине усталости водителя, из-за обледенения дорожного покрытия или неисправности тормозной системы. Однако риск ДТП часто обусловлен сторонними факторами, такими как, день недели, месяц и время суток.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой