Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-педагогические условия адаптации слушателей младших курсов к обучению в высшем учебном заведении МВД России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исходя из того, что успешность личностной адаптации зависит как от многих факторов и социально-психологических условий, связанных с индивидуальными особенностями, их мотивацией и самооценкой личности, так и от социально-педагогических условий профессиональной подготовки командно-преподавательского состава к организации учебно-служебной деятельности, возникает необходимость в целенаправленной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Сущность, источники и содержание социально-психологической адаптации личности к вузовскому образованию теоретический аспект)
    • 1. 2. Адаптация слушателей к обучению в вузе системы МВД по результатам констатирующего эксперимента
  • ГЛАВА 2. ПУТИ И УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕКУРСНИКОВ К ВУЗОВСКОМУ ОБУЧЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
    • 2. 1. Целевое педагогическое проектирование адаптивной системы обучения младшекурсников в вузе МВД
    • 2. 2. Целевая педагогическая программа скоординированных действий и условий успешной личностной адаптации

Социально-педагогические условия адаптации слушателей младших курсов к обучению в высшем учебном заведении МВД России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. За последнее десятилетие особенно актуальным становится научный анализ различных аспектов адаптации человека в быстро меняющихся и экстремальных условиях среды. Для этого существуют объективные социокультурные предпосылки. С одной стороны, научно-технический прогресс вносит в жизнь человека значительные социальные изменения, которые, наряду с, положительными, имеют и отрицательные проявления. К последним относится повышение социальных и профессиональных требований к эмоциям, воле, интеллекту, умственной деятельности человека в условиях интенсивного интеллектуального труда.

С другой стороны, информационный этап развития научно-технического прогресса, представляющий первоочередной интерес для высшей школы, порождает быстрый рост объема знаний и требований к умениям специалиста в интегрированных областях науки и техники. Это предъявляет все более высокие требования к учебно-воспитательной деятельности вузов. Учебный процесс в высшей школе по своему содержанию и организации должен быть таким, чтобы без увеличения сроков обучения обеспечить инструментальное освоение личностью того объема знаний о способах практической деятельности, который необходим высококвалифицированному специалисту для работы в быстро меняющихся условиях нестандартного социально-экономического развития страны. В силу поставленных задач первоочередное место в вузах занимает решение проблем профессиональной адаптации студентов с осуществлением такой их подготовки, которая позволит молодому специалисту достичь оптимальных результатов в самостоятельной профессиональной деятельности.

Многогранность процесса адаптации в вузовском обучении позволяет исследовать его во многих направлениях. В частности, в динамике развертывания данного процесса исследователи обращают особое внимание на вузовскую проблему, именуемую в литературе «проблемой первокурсника». При л этом процесс адаптации студентов привлекает повышенное внимание социологов (Дичев Т.Г., Кинелев С. В., Милославова И. А. и др.), педагогов (Андреева Д.А., Дьяченко М. И., Маслова Н. Ф., Павлютенков Е. М., Ростунов А. Т., Хорошко В. Т. и др.), психологов (Березин Ф.Б., Бушуева O. JL, Глоточ-кин А.Д., Лебедев В. И., Кандыбович Л. А., Сантросян К. О., Петров В. П., Яб-лонко В.Я.).

Как видно, с выработкой ясных и четких путей адаптации в вузе тесно связаны не только чисто педагогические решения, но и социальные возможности значительного снижения отсева студентов по неуспеваемости, и повышение качества подготовки специалистов.

В учебных заведениях силовых ведомств важно обеспечить переход от рецептурно-нормативной модели к концептуальной модели самостоятельного развития личности с ответственно-творческим мышлением. Применительно к высшим учебным заведениям системы .МВД на современном этапе общественного развития России центральной социально-педагогической проблемой является разрешение все более углубляющегося противоречия между уровнем подготовки кадров сотрудников органов внутренних дел (ОВД) и резко возросшими требованиями к их профессиональной подготовленности в условиях радикальных экономических реформ, роста общественной нестабильности, расширения криминогенной субкультуры и др.

В силу этого в последние десятилетия в российской системе высшего специального профессионального образования кадров МВД ведется обширный поиск новых, вариативных образовательных концепций, позволяющих адекватно разрешить возникшее противоречие. В частности, значительным вкладом в создание новой личностно ориентированной модели решения обi разовательных проблем в учебных заведениях системы МВД являются изыскания, проводимые в рамках педагогической психологии. Они посвящены прежде всего вопросам эффективного управления познавательной деятельностью обучающихся по привитию им качеств, профессионально необходимых сотруднику ОВД (Батышев А.С., Симоненко А. В., Третьяк В .Г., Фетисов В. Н. и др.).

Между тем, на практике успешная адаптация к обучению в вузе системы МВД, особенно на младших курсах, обеспечивается далеко не в полной мере. Все еще недостаточно методических рекомендаций, необходимых руководству, профессорско-преподавательскому составу учебного заведения.

•у.

МВД, в частности, по социально-психологическим аспектам организации адаптационной деятельности слушателей нового набора.

Недостаточно изучены и личностные изменения в механизмах взаимодействия личности и общества в условиях интенсивных социальноэкономических и информационных преобразований. Изучение этого механизма требует, в частности, познания закономерностей, которые характеризуют процессы своевременного и целенаправленного включения человека в ту или иную деятельность, социальную общность. Наиболее точное социальное управление процессом включения индивида в новую среду с целью удовлетворения как интересов общества, так и самой личности возможно только в том случае, если познаны сущность этого процесса, динамические особенности. его течения в разных условиях. Неслучайно, исследователи Гриша-нов JI.K., Проскурякова Л. К., Цуркан В. Д. щдр., анализируя адаптацию студентов младших курсов, определяют основное содержание процесса адаптации в нескольких аспектах: отношение к профессииосвоение новых учебных норм поведения и оценок, способов и приемов самостоятельной работы в вузеприспособление к новому типу учебного коллектива, его обычаям и традициямнаконец, с позиций приспособления к новым условиям быта, образцам студенческой культуры и вузовским формам использования учебного и внеучебного времени.

Однако/несмотря на то, что проблеме адаптации студентов к вузу посвящено много психолого-педагогических работ (Просецкий П.А., Сантросян К. О., Хайрулин Ф. Г. и др.), в них почти не затрагивается теоретикометодические вопросы учета личностных факторов адаптации, не прослежены зависимости процесса ее успешности от самоорганизации и педагогической поддержки, индивидуальных ориентаций личности. В то же время, есть полное основание считать, что такие зависимости существуют, поскольку в работах Березина Ф. Б., Делеу М. В., Лебедева В. И., Никреева Е. М., Дьяченко М. И. и др. исследуются вопросы самоорганизации, ситуативная адаптивность психики и психическая устойчивость к стрессам, рассматриваются процессы приспособления организма индивида к необычным условиям среды, показывается, что при одинаковых условиях обучения личностная адаптация к вузу протекает по-разному.

Тем самым видно, что процесс адаптации не может быть унифицированным для всех. Его своеобразие определяется индивидуальными различиями людей, что необходимо учитывать в педагогической системе организации вузовского учебно-воспитательного процесса. И в то же время адаптация к условиям вузовского образа жизни, связанная с резким изменением социального положения личности, как и в случае приспособления к новым условиям труда (Киселев ЛИ., Рубин Б. Г., Колесников JI.C.), требует тщательного учета ценностных ориентаций учащихся на выбранную профессию. При этом вопросы профориентации, отбора и социально-профессиональной адаптации специалистов для вооруженных сил системно рассматриваются в ис1 следованиях Барабанщикова А. В., Глоточкина А. Д., Феденко Н. Ф., Ростуно-ва А.Т., Петрова В. П., Яблонко В. Я. и др., а ценностные ориентации на профессию юриста и адаптация к профессиональной деятельности рассмотрены в трудах Боева А. Я., Назимова И. Н., Платанова К. К., Фетисова В. Н. и др.

Вместе с тем,' изучение социально-педагогических аспектов данной проблемы, в частности, в плане адаптации личности к системе обучения в вузе МВД, нельзя признать достаточным. Это связано прежде всего с тем, что на первый курс, в период, когда закладывается фундамент всего последующего вузовского образования и происходит интенсивное осознание праi вильности сделанного профессионального выбора, в настоящее время поступает весьма значительное количество (от 32 до 41 процентов в разных наборах) тех, кто выбирает профессию работника ОВД по чисто прагматическим мотивам. Следовательно, для большинства обучаемых процесс личностной адаптации к условиям вузовской жизни может существенно затягиваться.

Одновременно с этим, необходимость социально-педагогического изучения данного вопроса связана еще и с тем, что, включаясь в образовательную деятельность в специальном вузе силовых ведомств, личность сталкивается с рядом особых трудностей и противоречий. По мнению исследователей, изучающих адаптацию курсантов в условиях военного учебного заведения, вхождение в систему служебно-профессионального образования не только меняет социальный статус личности. При этом между внутренней позицией обучающегося и его прежним жизненным опытом, опытом деятельности, общения и познания, сложившимися до военного вуза, и новым опытом деятельности, общения и взаимодействия в военно-служебной среде, который обусловлен спецификой военного образования, у него возникают существенные диспропорции и противоречия (Гусев В.В., Маслова Н. Ф., Петров В .А. и др.).

Наш констатирующий эксперимент, проведенный на базе Орловского юридического института МВД России, также обнаружил диспропорции и противоречия: между формами регламентированной вузовской организации учебного времени и времени самоподготовки слушателей, между педагоги-t, ческой организацией учебно-служебной деятельности и потенциальными ожиданиями, запросами и жизненными планами первокурсников.

Таким образом, налицо актуальность ведущего противоречия: между социальной необходимостью готовить кадры для системы МВД в условиях вузовской учебы с одновременным прохождением воинской службы и — фактической неготовностью (неадаптивностью) личности к такой учебно-служебной деятельности в вузе.

Исследований, посвященных целостной теории и методике адаптации слушателей к обучению в высших учебных заведениях МВД, проведено не так уж много. При этом не исследованы в системе как социальнопедагогические аспекты адаптации личности в вузе МВД (ее закономерности, содержание, структура, этапы), так и организационно-методические условия эффективного протекания процесса учебной, социальной, служебной адаптации личности в их триединстве и критериальном проявлении этого процесса.

Исходя из обнаруженных противоречий, проблему своего специального педагогического исследования мы видим в том, чтобы выявить те условия социально-педагогической работы вуза, которые помогают психологической и социальной перестройке опыта слушателя-младшекурсника — во-первыхво-вторых, помогают личности сформировать адекватную позицию в учебно-служебном коллективе, во взаимодействии с командирами, чтобы своевременно усвоить новые формы отношений ответственной зависимости, и, в-третьих, условия адекватного анализа трудностей в учебной и служебной деятельности, мешающих личностной самореализации в новом статусе слушателя вуза системы МВД.

Практически целесообразным при этом становится и педагогический анализ личностно ориентированных технологий адаптивного обучения, которые реализуются в вузе МВД, поскольку они эффективны лишь тогда, когда не внедряются извне, а непосредственно осваиваются на уровне педагогического сотрудничества. Актуальность личностно-психологических,' организацйонно-деятельностных и социально-педагогических аспектов проблемы, ее недостаточная научно-методическая разработанность обусловили, таким образом, тему нашего исследования — Социально-педагогические условия адаптации слушателей младших курсов к обучению в высшем учебном заведении МВД России.

Цель исследования — раскрыть сущность и особенности процесса личностной адаптации в начальный период обучения в системе вуза МВД.

О б ь е к т исследования — система организации учебно-познавательной и служебной деятельности младшекурсников в вузе МВД.

Предмет исследования — динамика путей и условий, способствующих успешной социальной, служебной и учебной адаптации личности в процессе ее профессионального становления в вузе МВД.

Гипотеза исследования. На основе изучения психолого-педагогической литературы и практического опыта адаптации в вузах нами сделано предположение о том, что процесс личностной адаптации младшекурсников к обучению в вузе системы МВД будет эффективным, если:

— при организации учебно-познавательной и служебной деятельности учитывается мотивация слушателя на профессию, его ориентации, интересы и потребности в деятельности, общении и познании;

— педагог и командир осуществляют целевую и целостную организацию учебно-служебной деятельности с учетом личностных затруднений слушателей в обучении;

— мотивационно-смысловая сфера личности побуждается к сознательной саморегуляции поведения и самостоятельному преодолению организа-ционно-деятельностных и организационно-коммуникативных трудностей в условиях воинской среды.

З, а дачи исследования:

1. Изучить теоретические аспекты адаптации в философской, социологической, психолого-педагогической литературе.

2. Определить содержание, структуру и особенности процесса личностной адаптации младшекурсников в системе вуза МВД.

3. Опытно-экспериментальным путем проверить комплекс социально-педагогических условий успешной адаптации в вузе МВД.

4. Опираясь на результаты опытной работы, разработать практические рекомендации по педагогическому руководству адаптацией слушателей 1−2 курсов в высшем учебном заведении МВД.

Методологическую основу исследования составили философские и общенаучные положения о становлении и формировании личности в процессе деятельности, познания и общения (Ананьев Б.Г., Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л. и др.) — понятие адаптации личности как в социологической теории (Дичев Т.Г., Кинелев С. В., Милославова И. А. и др.), так и в психолого-педагогической и военно-педагогической литературе (Андреева Д.А., Гусев В. В., Дьяченко М. И., Мороз А. Г., Маслова Н. Ф., Павлютенков Е. М., Росту-нов А.Т., Сластенин В. А., Съедин С. И., Хорошко В. Т., и др.) — идеи развития мотивации учения в познавательной деятельности (Батищев Г. С., Божович t.

Л.И., Ильин B.C., Щукина Г. И.) — теория педагогических технологий в профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в системе специального учебного заведения (Давыдов В.П., Климов Е. А., Кандыбович Л. А., Ладанов И. Д., Назимов И. Н., Симоненко В. Д., Третьяк В. Г., Феденко Н. Ф., Фетисов В. Н. и др.).

В соответствии с характером поставленных задач в работе использован комплекс методов исследования:

— теоретические (анализ и синтез философских, социологических, психологических, педагогических трудов по адаптации, аналогия, моделирование);

— эмпирические (наблюдение, анкетирование, беседы, опрос-интервью, изучение соответствующей документации и результатов деятельности слушателей и педагогов вуза МВДопытно-экспериментальная работа с подразделениями слушателей младших курсов в системе целевого комплексного проектирования и поэтапного осуществления целостного адаптационного процесса);

— статистические методы обработки результатов констатирующего и преобразующего педагогического эксперимента.

Эмпирическую базу исследования составил контингент из 561 младшекурсника, преподавателей и курсовых офицеров Орловского юридического института МВД России, где проводилась фоновая и основная опытная работа по реализации программы целевого, социально-педагогического моделирования путей и условий успешной адаптации личности в учебно-служебной и социально-коммуникативной деятельности в вузе.

Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе /1993;1994 г. г./ были проведены теоретический анализ и оценка современного состояния проблемы в литературе и на практике, определены цель, объект, предмет, задачи и методы исследования, гипотеза и условия ее реализации, выделена опытная база, проведен фоновый экспеrk римент.

На втором этапе /1994;1997 г. г./ проводились констатирующий и основной преобразующий эксперимент, анализ и уточнение его данных, проверялись социально-педагогические условия достижения успешной адаптации личности при военно-служебном обучении в вузе системы МВД. р

На третьем этапе /1997;1998 г. г./ анализировались и обобщались результаты исследования, оформлялись материалы диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

— обоснована педагогическая модель целевой трехвекторной адаптации младшекурсников к обучению в ведомственном (силовом) вузе;

— раскрыты содержание, структура и основные этапы процесса учебной, социально-психологической, профессиональной адаптации личности в системе комплексной (учебной, служебной и социально-коммуникативной) деятельности в вузе;

— определен комплекс социально-педагогических условий, способствующих успешной личностной адаптации к процессу обучения и воспитания в высшем учебном заведении системы МВД.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

— обобщен опыт преподавателей и командиров в работе с младшекурсниками вуза системы МВД;

— предложена целевая комплексная программа личностной адаптации к обучению в вузе МВД;

— определены уровни учебной, служебной и социальной адаптивности личности в первые годы вузовского обучения;

— разработаны методические рекомендации по целостной организации процесса личностной адаптации к обучению в учебном заведении силовых структур, предназначенные для преподавателей, курсовых офицеров, кураторов академических групп.

На защиту выносятся:

1. Трехвекторная модель целевой и поуровневой адаптации младшекурсников к обучению в условиях вуза МВД, включающая в своем содержании адаптивную систему педагогической организации учебной, служебной и социально-коммуникативной деятельности в их единстве и взаимообусловленности друг другом.

2. Социально-педагогическая программа скоординированных действий командиров, преподавателей, кураторов академических групп, обеспечи9 вающая процесс успешной адаптации личности к учебно-служебной деятельности в вузе.

3. Педагогические критерии и показатели личностной адаптации к обучению в условиях юридического вуза системы МВД.

4. Организационно-методические и социально-педагогические условия оптимального планирования и осуществления команднопреподавательским составом вуза учебно-познавательной и служебной деятельности с учетом личностного уровня индивидуальной адаптивности младшекурсников.

Достоверность полученных научных выводов и результатов исследования обеспечены системным подходом к описанию и изучению объекта исследования, методологической обоснованностью исходных теоретических положений, логикой проведения эксперимента в соответствии с целями, задачами и условиями осуществляемого исследованияреализацией современных методов исследования, адекватных проблеме, объекту, предмету и задачам исследованияпозитивными результатами опытной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на протяжении всего периода исследования личным участием автора в проектировании и проведении опытной работы в Орловском юридическом институте МВД России. Ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры социальной педагогики, теории и методики социальной работы Орловского государственного университета (1995;1998 г. г.) — обсуждались на внутривузовских и межвузовских научно-практических конференциях «Становление личности в школе и вузе» (1996), «Социальные и педагогические технологии в школьном и вузовском образовании» 1997;1 998 на семинарах курсовых офицеров и преподавателей Орловского юридического института МВД России (1996;1997).

Структура диссертации. Основной замысел, цели и задачи исследования определили структуру и содержание диссертации, которая включает: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный в нашем исследовании анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы по проблеме адаптации подтверждает ее сложность и многоаспектность, что в итоге доказывает необходимость системного подхода не только к определению ее сущности и содержания, но и к непосредственной организации процесса адаптации в ВУЗе. В ходе нашего поиска целостных путей ее педагогического разрешения в вузе в теоретическом плане выявлено следующее. Адаптацию индивида исследователи трактуют по-разному, в свете знания различных наук: то как механизм развития биологического существа в (биологии) — то как непрерывный процесс приспособления человека к условиям жизни социума в изменяющейся внешней среде (в социальных науках). При этом ученые используют различные подходы: как биологический и физиологический, так и социальный, социально-психологический и др., чем доказывается сложность содержания и многоуровневость структуры адаптации человека. j.

Как нами установлено, по материалам педагогических исследований, среди наиболее значимых противоречий, целенаправленное разрешение которых на начальном этапе вузовского обучения обеспечивает адаптацию и профессиональное становление личности, особо выделяются те, которые должны быть преодолены в рамках 1−2 семестров обучения, то есть в наиболее значимый для личности адаптационный период.

Среди них, особо важными для вузов МВД являются противоречия между характером уставных требований, предписаний и норм поведения, обусловленных новым социальным статусом курсанта (слушателя), и мерой внутренней подготовленности его личности к их усвоению и выполнениюпротиворечия между резким и одновременным изменением всей жизненной ситуации развития личности в условиях военного обучения и длительностью формирования соответствующих личностных качеств и устойчивых форм поведения в сетке новых для первокурсников уставных отношений ответственной зависимости. Здесь налицо и социально-педагогические противоречия, которые возникают между опытом отношений, ранее сложившихся у первокурсника (к самому себе и к окружающим людям), и отношениями командиров, преподавателей, сокурсников к этому опыту отношений.

Вместе с тем, нами зафиксировано и то, что общенаучный смысл понятия адаптации с позиции различных авторов, изучающих социально-психологический феномен вузовской адаптации, заключен в обращении к объяснению отношений индивида и общества с помощью двух различных подсистем самопроявления человека, прежде всего — в общении и деятельности и, следовательно, к анализу объективных и субъективных факторов адаптации в условиях становления личности в процессах общения и деятельности:" «». ' .*————————————————————————————.

В итоге теоретического анализа проблемы адаптации личности в психолого-педагогической литературе нами выделены главные содержательные элементы (аспекты) процесса адаптации личности в условиях обучения, в частности, социальная, психологическая, профессиональная и учебная. При этом установлено, что ведущими источниками личностной адаптации в ус-лориях вузовского обучения выступают специально (педагогически целесообразно) организованные деятельность, общение и познание обучающихся в системе их взаимодействия в учебно-воспитательном процессе вуза.

Исходя из анализа психолого-педагогических взглядов на адаптацию личности в вузовском обучении, был выделен наш рабочий понятийный аппарат, который включает в себя, применительно к вузу МВД, следующие определения. Служебная адаптация — это приведение индивидуального и группового поведения поступивших в вуз в соответствие с требованиями подготовки компетентного специалиста ОВД, системой социальных и профессиональных норм учебно-служебной деятельности и ее ведущих ценностей. Социально-психологическая адаптация личности предполагает позитивную перестройку психики индивида, ценностных ориентаций и внутренней позиции его личности под воздействием объективных факторов и педагогических условий целевой организации учебно-познавательной и коммуникативной среды данного (юридического) учебного заведения. Профессио-налъная адаптация включает системно-целевое (педагогическое) приобщение личности к избранной профессии сотрудника ОВД на основе развития положительной мотивации на профессиональную деятельность. Учебная адаптация личности в педагогическом плане предполагает активное вхождение и приспособление личности к новой системе организации познавательной деятельности и новым формам педагогического контроля за результатами вузовского обучения. В итоге, успешную личностную адаптацию с системных позиций можно представить как целостное явление, в содержании которого выделяются три ведущих аспекта учебной (общедидактической), социальной и служебной самореализации личности, адекватной целям подготовки профессионально компетентного сотрудника ОВД.

В ходе констатирующего эксперимента нашим эмпирическим материалом установлено, что у младшекурсников, 3 особенно слушателей первого курса, весьма низкий уровень адаптивности к вузу. Существенные причины слабой социально-психологической адаптации личности разделены нами на три группы. Во-первых, установлено, что на адаптацию личности влияют ор-ганизационно-деятельностныб объективные условия, не зависящие от личности: нерациональное расписаний аудиторных занятий (для 31,1% первокурсников) — нерационально составленное расписание внеаудиторных занятийконсультаций, кружков, секций — для 28,4%- большая загруженность и интенсивность обязательной военно-служебной работы (для 43,2%). Во-вторых, обнаружено, что низкую адаптивность сопровождают субъективно-личностные причины организационного плана. Среди них — неумение планировать свободное от аудиторной работы время, рационально использовать его (у 41%). Среди субъективно-личностных факторов организации деятельJ ности, которые снижают адаптацию к вузовскому обучению, зафиксированы также и слабые навыки самостоятельной работы (у 37,2%), неумение перерабатывать большой объем научной и учебной информации (37,8%). В-третьих, выявлена и личностная неадаптивность, связанная с психологическим отсутствием волевых качеств, слабостью характера, умений преодолевать трудности (у 34,7% первокурсников).

Кроме того, в нашем материале, отразилась динамика адаптации личности от первого ко второму году обучения и выявился ряд. специфических особенностей процесса адаптации, характерных для данного набора учебного заведения. Так, среди поступающих достаточно большое количество лиц с прагматической мотивацией и недостаточно развитым интересом к профессии сотрудника ОВД (от 29,7% до 31,1%). При этом, неразвитость общеучебных умений, неумение преодолевать затруднения в учебно-служебной деятельности в течение 1 семестра обучения обнаружено от 23,2% до 42% первокурсников. Налицо агрессивность, конфликты, отсутствие позитивного взаимодействия с однокурсниками (от 17,9 до 19,4%), неудовлетворенность общением с преподавателями, курсовыми офицерами (от 19,8 до 27,4% первокурсников по экспериментальным и контрольным группам на начало эксперимента).

Нами установлено, что при традиционной организации учебно-воспитательного процесса в вузе МВД, с позиций авторитарно-командной педагогики, педагогический коллектив далеко не всегда может в полной мере выступать эффективным инструментом успешной личностной адаптации. При этом определены две группы факторов, влияющих на протекание процесса личностной адаптации в данном учебном заведении. Среди них субъ.

С" ' ективные, связанные с особенностями личности, и объективные, связанные с влиянием условий вузовской педагогической организации деятельности, общения и познания обучающихся на данный процесс. Среди факторов, негативно влияющих на процесс личностной адаптации в обучении со стороны организаторов этого процесса, нами выделены прежде всего недостаточный уровень педагогического мастерства, низкая, психолого-педагогическая компетентность у значительного количества преподавателей и курсовых офицеров в организации адаптивной системы обучения в вузе. Низкий уровень педагогического мастерства, в частности, педагогических требований, не учитывающих особенности школьной подготовки первокурсников, и несоответствие форм организации учебного времени в вузе познавательным возможностям и общеучебным умениям обучающихся приводят к неудовлетворенности обучающихся своими учебными успехами. Это, при отсутствии с педагогами и командирами соответствующего диалога, понимания и внимания к возникающим трудностям первокурсников, резко снижает веру обучающегося в свои силы и ведет к дезадаптации.

Ведущим условием эффективности процесса адаптации, как доказывает наш анализ теоретических и эмпирических материалов, является целенаправленное педагогическое управление этим процессом. Управлять адаптивным процессом обучения на младших курсах вуза в социальном плане значит сознательно и последовательно обеспечивать переход от одной стадии развития личностных отношений и ценностей к другой, более совершенной. /.

Поэтому педагогически целесообразно определить критерии и показатели, с помощью которых можно было бы замерять успешность процесса личностной адаптации в условиях обучения в вузе.

В итоге анализа доказано, что позитивным результатом успешно организованного процесса адаптации является адаптивность личности. Она включает в себя совокупность индивидуально-психологических особенностей, которые обеспечивают в новых условиях жизнедеятельности наибольшую успешность значимой для данного индивида деятельности (для нашего обучающегося — социально-коммуникативной, учебной и служебной) в единстве с положительным самоотношением и отношением к этой значимой деятельности и эмоционально-нравственной удовлетворенностью профессиональным обучением в целом.

На этой основе нами выделены основные критерии личностной адаптивности младшекурсников. Они включают в себя: позитивную мотивацию на профессию сотрудника ОВД и психологическую готовность к активному включению в учебно-служебную деятельность, стремление и умения учиться, стремление и умения активно включаться в деловые отношения ответственной зависимостиличную заинтересованность в общении с преподавателями, командирами, товарищами по учебно-служебному коллективу.

Исходя из того, что успешность личностной адаптации зависит как от многих факторов и социально-психологических условий, связанных с индивидуальными особенностями, их мотивацией и самооценкой личности, так и от социально-педагогических условий профессиональной подготовки командно-преподавательского состава к организации учебно-служебной деятельности, возникает необходимость в целенаправленной и системной координации действий всех участников педагогического процесса. Поскольку в социальных системах системообразующим фактором является цель (цели), то педагогически необходимо прежде всего последовательное целевое проектирование самой системы адаптивного вузовского обучения. На этой основе становится возможной педагогическая разработка соответствующей программы совместных действий педагогов, командиров и самих обучающихся, скоординированных в систему мероприятий, направленных на разрешение задач процесса личностной адаптации в учебно-служебной, учебно-познавательной и социально-коммуникативной деятельности слушателей младших курсов.

В итоге осуществления опытно-экспериментальной работы доказано, что разработанная целевая программа скоординированной организации адаптивной системы обучения в учебно-служебной и социально-педагогической деятельности вуза МВД позволяет добиваться на практике значительной позитивной динамики в личностной адаптации почти всех обучающихся на младших курсах. Об этом свидетельствуют существенные изменения их личностной адаптивности в процессе профессиональной подготовки от начала первого курса к концу второго года обучения в вузе.

По результатам опытной работы выявлено следующее. Готовность к учебной деятельности фиксируется по наличию потребности в познании и профессиональной мотивации в учебной деятельности (рост более, чем в 2 раза) — по соответствию уровня интеллектуального развития личности, ее общеучебных умений и навыков требованиям учебной программы (рост в 2,4 раза) — по активной включенности личности в учебно-познавательную деятельность и по ее познавательной самостоятельности на учебных занятиях (рост в 1,9 раза) — по познавательной заинтересованности в совместной деятельности вучебной (академйческой) группе (рост в 1,6 раза в экспериментальных группах).

В плане служебной адаптации зафиксирован такой показатель адаптивности, как выросшая более чем в 2 раза готовность к служебной деятельности, что видно по наличию положительной мотивации на профессию сотрудника ОВД, по заинтересованному отношению к исполнительской деятельности в сетке уставных требованийпо наличию умений точно соблюдать требования устава, по сознательной дисциплине и субординации, по несению караульной службы, успехи в которой взросли в 2−2,5 раза и др.

Социальную адаптивность на младших курсах можно видеть по готовности к общению. Стиль продуктивного взаимодействия с сокурсниками в режиме диалог-сотрудничество и нравственно-ориентированное поведение в условиях воинского коллектива, как и наличие делового общения, отмечено при соблюдении отношений ответственной зависимости в сетке уставных отношений. За период опытной работы возросли в экспериментальных группах в 1,8 раза, тогда как в контрольных группах — только в 1,2 раза.

В качестве важного социально-психологического критерия личностной адаптивности нами выделяется позитивная Я — концепция личности. В итоге у обучающихся она проявляется также в более высокой в экперимен-тальной группе сформированности навыков самопознания, самонаблюденияих способности к рефлексивному самоанализу своих поступков в группе, своего поведения среди людей, своей учебной и служебной деятельностив более адекватном осознании личностных особенностей, черт характера и познавательной направленности их интересов-, в более адекватной, чем в контрольных группах, самооценке интеллектуальных возможностей и практических способов деятельностив более адекватной оценке уровня учебных притязаний, своей мотивации на профессионально-познавательную деятельность в вузе МВД.

В качестве дополнительного критерия высокой и активной личностной адаптивности нами выделена и психологическое состояние эмоционально-нравственной удовлетворенности младшекурсников результатами своей учебно-служебной деятельности, своим социальным статусом в вузе МВД, предлагаемыми к исполнению ролями в учебно-служебной деятельности, бытовыми условиями жизнедеятельности. О достигнутом уровне активной, а не конформистско-пассивнойадаптивности говорит, наконец, и их эмоционально-нравственная удовлетворенность отношениями и общением с преподавателями, курсовыми офицерами, однокурсниками, а также наличие чувства самоуважения и собственного достоинства в целом, позитивная самооценка своего будущего профессионального пути сотрудника ОВД.

Как показали итоги нашей опытно-экспериментальной работы, важнейшим социально-педагогическим условием достижения эффективной личностной адаптации младшекурсников в вузовском обучении становится системное педагогическое моделирование (целевое проектирование + последовательное осуществление комплексной программы скоординированных действий). Наличие целевой программы действий реально объединяет усилия командно-преподавательского состава и самих слушателей в достижении конкретных целей активного и сознательного включения личности обучающегося в заинтересованную профессиональную подготовку.

На основании теоретико-эмпирического изучения адаптации, таким образом, определился комплекс социально-педагогических условий, обеспечивающих на младших курсах вуза успешную социально-психологическую и учебно-служебную адаптацию личности в процессе обучения. Этот комплекс включает в себя: 1) целевое педагогическое моделирование адаптивной системы обучения- 2) использование на практике для такого моделирования социально-педагогической диагностики как трудностей обучающихся, их общеучебных умений, ценностей и мотивацищна профессию сотрудника ОВД в учебно-служебной и коммуникативной деятельности, так и функциональных трудностей в работе преподавателя и курсового офицера- 3) реализацию на этой основе целевой скоординированной программы совместных действий, которая при педагогическом мастерстве ее осуществления, обеспечивает процесс адаптации младшекурсников по трем основным векторам их учебной, служебной и социально-коммуникативной деятельности. Многофункциональное объединение в диалоге и сотрудничестве общих действий, педагогического и командного (офицерского) контроля и самоконтроля самих слушателей в соответствии с учетом выделенными критериев как раз и приводит к личностной адаптивности к учебно-служебной деятельности.

Как видно в итоге, проведение опытно-экспериментальной работы в основном подтвердило правомерность нашей гипотезы и доказало эффективность влияния выделенных социально-педагогических условий на осуществление адекватного процесса личностной адаптации в обучении на младших курсах в вузе МВД. В то же время проведенное исследование наметило вопросы, требующие дальнейшего изучения: в частности, вопросов профессионально-педагогического обучения курсовых офицеров для развития у них основ педагогического мастерства и проектно-педагогического мышленияа также выявило необходимость дополнительного анализа путей развития у младшекурсников таких профессионально-значимых качеств, как ответственность, решительность и другие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. OA. Общепедагогическая подготовка // Сов. педагогика, 1984. N5,-С. 68−74.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 336 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.-С. 19−44.
  4. Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М.'. Наука, 1974.-264 с.
  5. Активность личности в обучении (психолого-педагогический аспект). Сб. научных тр. М.: НИИ МВД РФ, 1986. -192 с.
  6. Актуальные проблемы психолого-педагогической подготовки студентов. Сб. научных тр., Ярославль, 1990. — 168 с.
  7. Ю.А. Пограничные психические расстройства. -М.:Медицина31 993. 237 с.
  8. Г. А. Структура динамических показателей интеллектуальной деятельности студентов // Вопросы психологии, 1990. N6, — С. 140−143.
  9. .Г. Человек как предмет познания. JL: Изд. ЛГУ. 1940.80 с.
  10. Д.А. Проблемы адаптации студентов // В кн.: Молодежь и образование. М., 1972. — С. 198−203.
  11. Д.А. Влияние адаптации студентов на учебную активность // Проблемы активности студентов. Ростов., 1975. -С. 23−25.
  12. ДА. О понятии адаптации // Человек и общество, Л., 1983. С. 64−67.
  13. П.К. Вступительная статья // Гельгорн 3. Регуляторные функции автономной нервной системы. М.: Мысль, 1948. — С. 79−82.
  14. С.Д. Проблемы социальной адаптации молодого рабочего на социалистическом предприятии: Автореф. дисс. к., филос н. Свердловск, 1970. -19 с.
  15. И.В. Открытая дверь в завтрашний день / Вестник методического центра профессионального образования и координации исследований при ГУК МВД России, N1,1995. — С. 6−18.
  16. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общепедагогический аспект. М.- Педагогика, 1977. — 254 с.
  17. P.M. Биокибернетика и прогностика, некоторые проблемы оценки адаптации приспособительной деятельности организма // Кибернетические аспекты адаптации системы «человек-среда». М., 1975. -28 с.
  18. А.В. и др. Основы военной психологии и педагогики: Учеб. пособие. М.: Воениздат, 1981. — 336 с.
  19. А.В., Глоточкин А. Д., Феденко Н. Ф. Проблемы восинского коллектива. М.: Воениздат, 1973. — 302 с.
  20. Г. С. Деятельность и сущность человека как философский принцип // Человек в социалистическом и буржуазном обществе. -М., 1966. С. 252−256.
  21. Батышев А. С^ Методический центр: вчера, сегодня, завтра / Извес1. тия методического центра ПО и КИИ при ГУК МВД России. -1996. -N1, С. 83−92.
  22. П.Г., Емельянова Е. М., Иванова М. А. Социальная психология научного коллектива. М.: Наука, 1978. — 209 с.
  23. .А., Бенедиктов С. Б. Психология обучения и воспитания в высшей учебной деятельности. Мн.- Высш. шк, 1983. -224 с.
  24. Н.А., Ерчак Н. Г. Адаптация первокурсников к вузовским условиям в процессе совместной трудовой деятельности // Педагогика высшей школы. Минск, Вып 8,1984. — С. 47−49.
  25. Н.А. Адаптация студентов и НОТ. Учеб. метод, пособие, Минск: Высш. шк. 1980. — 150 с.
  26. Н.А., Морозова Л. И. Адаптация первокурсников к педагогическому процессу вуза // Педагогика высшей и средней специальной школы, Вып. 2, Минск, 1988. — С. 62−65.
  27. Н.А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. -Минск, 1975. 126 с.
  28. Ф.Б., Мирошников М. П., Михайлов А. П., Рожанец Р. В. Зависимость успеваемости от личностных особенностей микросоциальных факторов и заболеваемости // Студент и вузовский коллектив, -Каунас, 1983. -С. 115−117.
  29. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. М., 1988.-'267 с.
  30. Л. Общая теория систем критический обзор // Исследование по общей теории систем — М., 1969. — С. 41−42.
  31. P.P., Васильев И. О. Особенности мотивации и целеобразо-вания в учебной деятельности студентов младших курсов // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология 2,1987. С. 34−36.
  32. А.Я. Формирование профессиональных ценностных ориентаций у учащихся классов юридического профиля: Автореф. дисс.к.пед н. -Брянск, 1997. -16 с.
  33. .Г. Проблемы профессионального отбора в высшие учебные заведения МВД России // Проблемы профилактики дезадаптации и профессиональной деформации у сотрудников ОВД: Сб. науч. трудов. -М., НИИ МВД России, 1993. С. 68−72.
  34. Л.И. Личность и ее формирование в детском коллективе. -М.: Просвещение, 1968. 465 с.
  35. JI.И. Психологический анализ формализма в усвоении школьных знаний // Хрестоматия по возрастной педагогической психологии. -М., 1980.-С.43−46.
  36. Большая советская энциклопедия. М.: Наука, Т.1, — С. 122−123.
  37. М.И. О критериях нравственности. Минск, 1980. -с. 122.
  38. .С., Мишкин О. В. Закономерности развития деятельности личности и проблемы психолого-педагогического воздействия на личность // Психология, -N1,1982. С. 12−14.
  39. В.И., Бодрова К. И., Чуфаровский Ю. В. Профессиональная и социально-психологическая адаптация студентов и молодых специалистов. М.: Педагогика, 1976. — 27 с.
  40. В.И., Каганов А. Б. Адаптация студентов младших курсов вуза. Из опыта работы технических вузов. М.: Отдел научной информации НИИВШ, 1975. — 36 с.
  41. Н.Н. Морально-психологическая подготовка курсантов учебных подразделений МВД, УВД. М., 1975. — 48 с.
  42. О.Л. Специфика социологического подхода к изучению процесса адаптации студентов в вузе / В кн.: Студент и вузовский коллектив: Материалы межресп. теоретич. семинара исследователей проблем высшего образования, Каунас, 1973. — С. 51−57.
  43. В.П., Козюля В. Г., Калманов Г. Б. Психическая дезадаптация у сотрудников ОВД и методы коррекции // Проблемы профилактики дезадаптации и профессиональной деформации у сотрудников ОВД: Сб. науч. трудов. -М.- НИИ МВД России, 1993. С. 39−62.
  44. К., Детье В. Биология (биологические процессы и закономерности). М.1 Наука, 1975. — 813 с.
  45. Е.С. Зависимость успешных ориентаций студентов от сме• тны вида деятельности. Методич. рекомендации. М., 1984. — 29 с.
  46. Г. Ш. Управление психическим состоянием и его роль в совершенствовании учебного процесса // Психологическая служба в вузе. -Казань: Каз. ун-т, 1981. С. 105−175.
  47. В.А. Писхолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1982. — С. 42−45.
  48. С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения//Психологический ж.,-N3,1994. Т. 15,-С. 131−134.
  49. Гиппенрейтер Ю. Б Введение в общую психологию. Курс лекций. -М.:Черо, 1996.-336 с.
  50. В.В., Маслова Н. Ф. Рабочая книга педагогического самообразования офицеров: Основы педагогики высшей военной школы / Под ред. Гусева В. В. Орел: ВИПС, 1996. -144 с.
  51. Г., Форверг М. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. -М., 1993. -111 с.
  52. А.И. Психологические условия эффективности стиля общения офицера // На боевом посту / Сб. учебно-методич. материалов, 1990. -N5.-С. 21−24.
  53. А.И. Взаимопонимание офицера с подчиненными // Вестник ПВО, 1991.-N4, С. 15−18.
  54. Э.Г. Профессиональная адаптация выпускников профессиональных техучилшц на предприятиях легкой промышленности (на примере профессия швеи): Автореф. дисс. к. пед. н., 1994. -14 с.
  55. З.Я. Некоторые психологические особенности первокурсников и учет их в учебно-воспитательной работе. М.:. Прогресс, 1974. -56 с.
  56. Э.Ю. Особенности приспособительных реакций организма первокурсников к обучению в педагогическом институте // Студент и вузовский коллектив. Каунас, 1983. — С. 27−29.
  57. JI.K., Цуркан В. Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов / Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев: Штиинца, 1990. -С. 3−17.
  58. М.В. Некоторые особенности проявления личностных сойств студентов-первокурсников в. условиях адаптации к вузу / Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. -Кишинев- Штиинца, 1990.- С. 29−41.
  59. М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов. Минск: Изд. БГУ, 1981. — 383 с.
  60. М.И., Кандыбович JI.A. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд. БГУ, 1976. — 286 с.
  61. М.Й., Кандыбович JI.A., Пономаренко В, А, Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологичекий аспект. Минск: Изд. БГУ, 1985.-206 с.
  62. Л.Г. Социальная адаптация молодежи в воинских коллективах. М., 1974. — 119 с.
  63. Л.Г. Факторы адаптации студентов к учебно-воспита- тельному процессу технического вуза: Автореф. дисс. к. пед. н. JL. 1978. -21 с.
  64. Инновационное обучение: стратегия и практика. Материалы семинара психологов и организаторов школьного образования / Под ред. В.Я. Ля-удис, — М.: МГУ, 1994. 203 с.
  65. В.П. Формирование личности офицера. М.: Воениздат, 1986.- 160 с.
  66. С. Психолого-педагогические исследования адаптации молодых солдат на пограничных заставах чехословацких пограничных войск: Автореф. дисс. к. пед. н. М., 1975. — 24 с.
  67. В.Е. Психогенные фермы школьной дезадаптации // Вопросы психологии, N4, 1984. С. 89−91.
  68. Т.Е. Социально-психологический анализ управления личным составом полиции США.: Автореф. дисс. к. пед. н. М., 1983. -21 с.
  69. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., Просвещение, 1987. — 206 с.
  70. Т.И. Модель и программа адаптации младших курсов, к институту: Методич. рекомендации. Запорожье, 1997. — 26с.
  71. А. Психопатология неврозов: Пер. с поль. Варшава, 1980.-270 с.
  72. А.И. Психофизиологические аспекты адаптации студентов и проблемы педагогической медицины / Вопросы повышения качества подготовки специалистов: Сб. науч. тр. М., 1984. — С. 57−59.
  73. С.К. Записки по военной педагогике. Спб., 1913. -102 с.
  74. Е.А. Мотивы профессионального выбора в ОВД// Известия МП ПО и КИИ при ГУК МВД России, 1996. N1, С. 54−58.
  75. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1979. -250 с.
  76. Е.А. Типологические различия в адаптации к экстремальным условиям диагоностического эксперимента // Вопросы психологии, N4, 1982.- С. 55−57.
  77. A.M. Проблема адаптации и динамика успеваемости студентов /В кн.: Психологические и социально-психологические особенности адаптации студетов: Материалы сипозиума, Ереван, 1973. — С. 99−103.
  78. JI.JI. Что такое педагогическое общение // Дошк. воспитание, 1985. N5, С. 39−43.
  79. Кондратьева JI. JL, Укке Ю. В., Колосова А. К. Профессиональное самоопределение и становление личности или формирование специалиста с высшим образованием. М.: Просвещение, 1977. — 162 с.
  80. В.П. Некоторые психологические показатели адаптации студентов-первокурсников к условиям в вузе // Вопросы вузовской педагогики, психологии и дидактики. Воронеж, 1982. — С. 27−29.
  81. Концепция воспитательной работы с. курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России / А. С. Батышев, И. В. Биочинский и др.- под ред. А. С. Батышева // Известия МП ПО и КИИ при ГУК МВД России. 1996, N4, — С. 17−22.
  82. А.В. Адаптация и военная служба / Вестник ПВО, 1979. N11,-С. 44−47.
  83. А.А. Повышение эффективности процесса формирования офицеров-профессионалов в вузах внутренних войск МВД РФ.: Автореф. дисс. к. пед. н., Спб., 1996. -18 с.
  84. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: ЛГУ, 1970. -114 с.
  85. В.Ю. Проблема адаптации слушателей вузов МВД России // Известия МП и КИИ при ГУК МВД России, 1997. N1, С. 180−183.
  86. А.С. Материалы Всероссийского учебно-методического сбора руководителей органов внутренних дел и командного состава внутренних войск // Вестник МВД РФ. 1996. N1, С. 3−5.
  87. М.М., Яковлев Н. В. Мотивация учебной деятельности и успешность обучения студентов вузов // Психологический ж., 1996. N4, т С. 134−140.
  88. В.И. Личность в эктремальных условиях. М.: Изд. полит, лит. 1989.-304 с.
  89. В.И. Полн. собр. соч. М., Т.29, -194 с.
  90. К. Акцентуированные личности.: Пер. с нем. Киев, 1981.-336 с.
  91. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965. — 373 с.
  92. А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Леонтьев А. Н. Деятельность, Сознание, Личность. -М., 1975. -386 с.
  93. П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию. -М.: Прогресс, 1974. С. 9−11.
  94. В.Т. Личность студента. -Л.: ЛГУ, 1976. -166 с.
  95. Л.А. Авторитет куратора, как социально-педагогическое ч условие формирования профессиональной направленности студентов. В кн.:
  96. Управление учебно-воспитательным процессом в вузе. Куйбышев, 1983. -С. 41−58.
  97. П.Т. Педагогические основы трудового становления личности школьника.: Автореф. дисс. к. пед. н. Ташкент, 1991. — 30 с.
  98. Н.И., Горлинский И. В. Учитель воспитай ученика! // Вестник МВД, N6,1992. С. 52−57.
  99. О.Г. Система профессиональной ориентации молодежи в условиях дифференцированного обучения: Дисс. д. пед. н. Чебоксары, 1992. — 373 с.
  100. Н.Ф. Стиль руководства учителя как способ социально-психологического воздействия / В кн.: Руководство и лидерство. -Л.: ЛГУ, 1973.-С. 45−53.
  101. Н.Ф. Пути рационального использования времени в учебно-воспитательном процессе: Учебное пособие к спецкурсу. Курск*. КГПИ, 1987.-80 с.
  102. В.А., Осовкий B.JI. Социальная макросреда и выбор профессии. Киев: Науковадумка, 1982. — 140 с.
  103. Г. П., Рубин Б. Г., Колесников Ю. Е. Адаптация важнейшая проблема педагогики высшей школы // Советская педагогика, 1969. N3,-С. 64−71.
  104. Методические рекомендации по психологическому отбору абитуриентов и сопровождение курсантов высших школ милиции. М.:МВД России, 1995. — 62 с.
  105. Ю.В. Методологические принципы психологического анализа нарушений поведения // Вестник МГУ, Психология 2, 1991.1. С. 43−45.
  106. И.А. Адаптация как социально-психологическое явление. -В кн.: Социальная психология и философия. Л.:ЛГУ, 1973, Выпуск 2,-С. 111−120.
  107. B.C. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал, 1980. Т1, N5. С. 13−16.
  108. И.Н. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе. М.: Экономика, 1972. — 254 с. j
  109. А.И. К вопросу о определении дидактического барьера слушателей 1 курса. В кн.: Эффективность подготовки специалистов: Метериалы межреспуб. сипмпозиума, — Каунас, 1973. — С. 184−188.
  110. А.И. Адаптация молодежи к условиям вуза. В кн.: Студент и вузовский коллектив. — Каунас, 1978. — С. 2−8.
  111. Новые ценностные ориентации. Тезаурус, 1996. 73 с.
  112. Н.Н., Копеина Н. С. Психологическое обеспечение учебно-воспитательной работы в вузе // Психологическое обеспечение воспитательного процесса в вузе. JL, 1985. — С. 52−54.
  113. О профессиональной адаптации молодого учителя // Советская педагогика, 1976. N3, С. 88−92.
  114. Ю.М., Орлова Л. П., Шкуркин В. И. Построение тест-вопросника для измерения потребности в достижениях // Вопросы экспериментальной психологии и ее истории. М., 1987. — С.22−24.
  115. Орлов Ю-М. Академическая успешность студентов и социальные потребности личности / Потребности и мотивы учебной деятельности студентов межвуза. М., 1989. — С. 43−46.
  116. А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии, 1988. N1, С. 23−27.
  117. Е.Ф. Социально-психологические особенности курсантов и их учет в учебно-воспитательном процессе. М.- Воениздат, 1987.-44 с.
  118. Основы марксистско-ленинской этики / Под ред. Бабосева Е. М., Лаптенка С. Д. Минск, 1974. — 49 с.
  119. Основы педагогики высшей и средней школы в системе ОВД.:
  120. Учебное пособие / Под ред. Р. С. Горлинского. М.: Академия МВД РФ, 1992.-236 с.
  121. И.П. Двенадцатилетний опыт изучения. Поли. собр. соч., ТЗ, кн. 2, — М-Л: АН СССР, 1951. — 425 с.
  122. Е.М. Обогащенная образовательная среда общеобразовательной школы. Методич. рекомендации, Запорожье, 1997. -44 с.
  123. Е.М. Программно-целевое управление профориентацией на факультетах педагогических институтов // Совершенствование профессиональной подготовки студентов педвуза. Иркутск: ИЛИ, 1991. — С. 3−24.
  124. В.А., Федоренко С. А. Проблемы профессиональной пригодности государственных служащих // Человеческий фактор в правоохранительных системах. Орел: Высшая школа МВД РФ, 1996. — С. 169−171.
  125. В.П., Ростунов А. Т. Военно-профессиональная ориентация молодежи. М., 1988. — 220 с.
  126. Н. Быть мастером своего дела. //Студенческий меридиан, 1989. N5, С. 2−6.
  127. К.К. Цели и задачи профессиональной ориентации. В кн.: Профессиональная ориентация молодежи. — М., 1978. — С. 61−82.
  128. А.П. Психологические особенности адаптации студентов нового приема к условиям обучения в вузе. В кн.: Комплексные проблемы профориентации, адаптации и повышения квалификации кадров. -Минск, 1976. — С. 124−128.
  129. JI.K. Формы развития познавательной деятельности в процессе организации учебного времени студентов.// Педагогические проблемы воспитания и развития личности: тезис., докл./ Отв. ред. Н.Ф. Масло-ва. Орел, 1991.-С. 13−18.
  130. Профессиональное мастерство преподавателя высшей школы. -М., РСФСР педагогическое общество, 1985. 99 с.
  131. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе / Под ред. В. А. Гаврилова, Кишинев: Штиинца, 1990. -113 с.
  132. Психология. Словарь. / Под ред. А. В. Петровского, М.Г. Доро-шевского. М.51 990. — 494 с.
  133. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел / Под ред. А. Ф. Дунаева, А. С. Батышева: в 5-ти частях. М., 1992. -4.2, — 174 с.
  134. Пути оптимизации преподавания психолого-педагогических дисциплин в высшей школе. Сб. науч. тр. М.: Высшая школа, 1973−127 с.
  135. А.Т. Формирование профессиональной пригодности. -Мн.: Высшая школа, 1984. 176 с.
  136. А.Т., Аношкин М. И., Железняк Л. Ф. Формирование профессиональной пригодности будущих офицеров. М.: Высшая школа 1982. -246 с.
  137. А.И. Профессиональная ориентация и профотбор в органы внутренних дел. М., 1989. — С. 18−46.
  138. С.Л. Основы общей психологии: М.: Педагогика, 1989. Т.2, 328 с.
  139. .Г., Колесников Ю. С. Студент глазами социолога: Социологические проблемы воспроизводства рабочей силы высшей квалификации. Ростов Н/Д, 1969.- 277 с.
  140. А.Д., Сазанов И. А. Как помочь молодому человеку найти свою профессию: Методич. руководство. Курган, 1990. — 104 с.
  141. К. О. Психологические вопросы адаптации студентов к высшей школе. Ереван, 1981. — С. 27−30.
  142. О.Е. Профессионально-психологическая устойчивость сотрудников ОВД и пути ее совершенствования. -М.: Академия МВД РФ, 1990.-27 с.
  143. М.В. О некоторых особенностях адаптации первокурсников в ОВШ МВД РФ // Человеческий фактор в правоохранительных системах. Орел: Высшая школа МВД РФ, 1996 — С. 176−179.
  144. М.В. О профессиональной адаптации в системе вузовской подготовки специалиста // Становление личности в различных образовательных системах: интеграционно-технологические аспекты./ Под ред. Н. Ф. Масловой. Орел., 1997. — С. 21−24.
  145. В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. М.: Просвещение, 1985. — 223 с.
  146. А.В., Середа М. Ф. Начальная профессиональная подготовка в образовательных учреждениях МВД России. Брянск, 1984. -192 с.
  147. В.И. Студенческие коллективы. М., 1984., -С. 163−164.
  148. В.А. Формирование личности учителя в процессе профессиональной подготовки. М., 1976. — 159 с.
  149. Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием— Л.: ЛГУ, 1977.-136 с.
  150. Состояние и задачи профессионально-психологического отбора кандидатов на учебу в образовательные учреждения МВД России: научный отчет. Орел: ОВШ МВД РФ, 1997. — 42 с.
  151. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской (СССР), Е. Шмидта-Кольмер (ГДР), М.: Медицина, 1980. — 253 с.
  152. A.M. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел. М., 1987. — С. 44−82.
  153. Т.Е. Профессиональный отбор абитуриентов педвузов на профессию учителя технологии: Автореф. дисс. к. пед. н. Брянск, 1995. -16 с.
  154. В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. / Сост. О. С Богданова, В. З. Саль.- М.: Педагогика, 1983. 207 с.
  155. М.Х. Молодежь: ориентация и жизненные пути. Рига, 1988−267 с.
  156. В.Г. Учебная активность и индивидуальные особенности обучаемых юридического института МВД. Краснодар, 1996. -49 с.
  157. Л.Г., Малеева И. В. О факторах эффективности учебной деятельности студентов в период адаптации // Психолого-педагогические проблемы оптимизации деятельности преподавателя вуза. Ярославль, 1989. — С. 48−55.
  158. Э.П. Психологические основы руководства курсантским коллективом. М.: ВПА, 1973. — С. 19−20.
  159. Э.П. Психологические основы дисциплины. М., 1982.162 с.
  160. Н.Ф. Индивидуальная работа с подчиненными. В кн.: Педагогические проблемы воспитания советских бойцов. / Под ред. А.В. Ба-рабанщикова. — М.: Воениздат, 1981. — С. 226−240.
  161. В.Н. Психолого-педагогические основы профессиональной адаптации курсантов в средних учебных заведениях системы МВД РФ: Автореф. дисс. к. пед. н. Брянск, 1996. — 18 с.
  162. Ф.Р. Система образования и социальная структура советской интеллигенции. В кн.: Образование и социальная структура. Сб. науч. тр., — М.- Просвещение, 1978. — С. 33−44.
  163. В.И. К понятию личности профессиональной в психологии / Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудника ОВД.: Материалы методич. конференции. Омск, 1994. — С.3−5.
  164. Философские проблемы теории адаптации. М., 1982. — 147 с.
  165. Ф.Г. Некоторые социальные проблемы формирования студенчества и адаптация студентов к вузу: Автореф. дисс. к. пед н. Саратов, 1972. — 18 с.
  166. Е.А. Психологический анализ трудностей адаптации слушателей ВУЗа (на примере ИФ ЮИ МВД России)// Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск: ОЮИ, 1996. N1, — С. 33−35.
  167. Г. И. Общество, окружающая среда, медицина // Вопросы философии, 1983. N2, С. 68−72.
  168. И.М. Проблемы психологического воздействия на личность учащихся в учебно-воспитательном процессе (тезисы) // Сб. межвуз. конференции «Психологические условия развития личности учащегося». -Воронеж, 1990. С. 34−37.
  169. Ю.В. Юридическая психология. М.: Юрист, 1985.256 с. т
  170. А.Г. Методы психологического воздействия руководителя на починенных в органах внутренних дел: Учебное пособие. Спб., Спб ВШ МВД России, 1994. 106 с.
  171. Н. Потискаща и свърх нсърчаваща дидаскологе-ния. — В кн.: Детска психиатрия. — София, 1977. — С. 320−324.
  172. Н.В. О влиянии мотивационной готовности интеллектуальных способностей и нервно-психической устойчивости на успеваемость слушателей // Человеческий фактор в правоохранительных системах. Орел: Высшая школа МВД РФ, 1996. — С. 181−184.
  173. В.А. Психологические особенности адаптации курсантов к учебной, служебной и общественной деятельности в условиях высшего военно-учебного заведения: Автореф. дисс. к. пед. н. -М., 1982. 20 с.
  174. Н.В. Динамика ценностных ориентаций и ситуативных установок в процессе производственной адаптации // Современные проблемы прикладной социологии и социальной психологии. Л.: Изд. ЛГУ, 1984. — С. 123−128.
Заполнить форму текущей работой