Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Библиотека в информационно-образовательной среде вуза: современное состояние и перспективы: на материале технических университетов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация материалов исследования осуществлена в виде докладов на международных, общероссийских, региональных научно-практических конференциях и выступлений на научно-методических семинарах, в том числе: международных научных конференциях «Библиотечное дело-2004: всеобщая доступность информации» (Москва, МГУКИ), «Библиотечное дело—2005: деятельность библиотек и развитие информационной культуры… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕК ТЕХНИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ: ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
    • 1. 1. Научные библиотеки технических университетов в едином информационном пространстве России
    • 1. 2. Трансформация деятельности научных библиотек технических университетов
    • 1. 3. Место научной библиотеки в информационно-образовательной среде технического университета
  • ГЛАВА 2. МОДЕРНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
    • 2. 1. Формирование и реализация стратегии развития библиотеки в изменяющейся информационно-образовательной среде технического университета
    • 2. 2. Менеджмент качества — объективный фактор совершенствования работы библиотеки вуза
    • 2. 3. Концептуальная модель научной библиотеки как информационно-образовательного центра технического университета

Библиотека в информационно-образовательной среде вуза: современное состояние и перспективы: на материале технических университетов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Изменения в системе высшего технического образования в последнее десятилетие существенно повлияли на деятельность библиотек профильных вузов. Им пришлось адаптироваться к новым организационно-экономическим условиям, модернизировать методы работы, осваивать новые технологии.

Библиотеки технических университетов активно включились в процесс реформирования профессионального образования, предусмотренный Болонской декларацией (1999). Непрерывно увеличивается объем и изменяется содержание знаний, умений и навыков, которыми должны владеть специалисты, конкурентоспособные на рынке труда. Библиотекам важно содействовать формированию профессиональной и социальной компетентности выпускников, научить их ориентироваться в потоке постоянно меняющейся информации.

От уровня обслуживания библиотеками технических университетов пользователей (профессорско-преподавательский состав, докторанты, аспиранты, магистранты, студенты, учебно-вспомогательный персонал) во многом зависит достижение нового качества технического образования. Библиотеки инициируют развитие и предлагают современные технологии работы с пользователями, располагая необходимыми ресурсами и организационными структурами для того, чтобы обеспечить информационную поддержку образования и науки в обслуживаемых технических университетах.

В последние годы происходит переосмысление роли и задач библиотек технических университетов в информационно-образовательном процессе. Им предстоит реализовать ряд инноваций, направленных на расширение доступности, повышение качества и эффективности библиотечно-информационного обслуживания, содействие интенсификации и успешной адаптации системы подготовки специалистов к требованиям Болонского процесса. Одновременно и сами библиотеки нуждаются в постоянном развитии, совершенствовании форм и методов работы. На «библиотечную ситуацию» в техническом университете влияет множество различных факторов: инфраструктура университета, степень поддержки библиотеки ректоратом, уровень активности пользователей, способность специалистов библиотеки создать адекватную модель обслуживания и др.

Накопленный научными библиотеками технических университетов практический опыт представляет обширный материал для выявления и изучения наиболее эффективных форм и методов внедрения инновационных технологий библиотечной деятельности в сферу высшего образования, обобщения и прогнозирования перспектив развития библиотеки в информационно-образовательной среде вуза.

Степень разработанности проблемы. Деятельности вузовских библиотек посвящен представительный массив кандидатских диссертаций, в которых библиотека рассматривается в условиях информатизации (В.Н. Маркова [157]), трансформации высшего профессионального образования (Т.В. Комо-ровская [138]), глобализации образования (Н.А. Дронова [76]), в системе информационно-образовательного пространства удаленного региона (Е.В. Зеленцова [98]), а также как социальный институт в период социальной трансформации (JI.B. Федореева [273]), центр поддержки электронного обучения (Ю.В. Соколова [249]).

Результаты изучения информационных ресурсов библиотеки вуза как компонента информационно-образовательной среды (терминологическая база, состав, свойства, классификация, системный анализ в их управлении) отражены в кандидатской диссертации А. Ф. Сунгатуллиной [263].

В диссертации Г. А. Буевич [36] детально рассмотрены методология и методика исследования роли вузовских библиотек в информационно-образовательном пространстве и тенденции развития библиотечной кооперации вузов в условиях крупного провинциального города современной России.

Следует отметить также кандидатские диссертации, посвященные эволюции миссии вузовских библиотек (Г.Ю. Кудряшова [148]), реструктуризации вузовских библиотек (И.П. Бургер [40]), комплектованию фондов.

С.П. Галактионова [58], Е. А. Ливадонова [155]), оптимизации библиотечного обслуживания в вузе (А.А. Бабий [15], Т. И. Буковшина [39]), развитию культуры пользователей (Е.В. Откидач [194]), кадровой политике вузовских библиотек (JI.E. Савич [217], И. К. Фомичева [278]) и др.

Деятельность библиотеки вуза по обучению будущего специалиста информационной грамотности анализируется в кандидатских диссертациях Т. М. Ануриной [9], Г. Н. Волковой [48], Н. А. Коряковцевой [144], Г. Б. Паршуко-вой. [195], а также в публикациях Н. И. Гендиной [59], Т. В. Еременко [90], О. Б. Забелиной [95], Н. В. Зубковой [102], О. Н. Нефедовой [178] и др.

Целостная, система взглядов на развитие вузовской библиотеки в информационно-образовательной среде на основе сравнительного анализа деятельности библиотек вузов России и США дана в докторской диссертации Т. В. Еременко [86].

Достижения науки и практики управления вузовскими библиотеками обстоятельно отражены в фундаментальной книге В. Г. Дригайло, Е. В. Башун и В. Н. Волынец «Основы управления библиотекой высшего учебного заведения» [74], выдержавшей два издания (первое — 2001) [75].

Информационное пространство библиотеки, ее место в информационном поле региона и страны рассмотрены в публикациях Т. Ф. Берестовой [19−22], В. П. Леонова [154], Т. А. Лигун [156], М. Ф. Меняева [163], А. И. Племнека [202], Я. Л. Шрайберга [287−289] и др.

Осмыслению задач, функций, перспектив развития современных библиотек образовательных учреждений высшего профессионального образования посвящен достаточно обширный массив публикаций (Е.И. Березкина [18], Е. Г. Брунова [33], И. П. Бургер [41−43], В. Г. Дригайло [72, 73], Г. Ю. Кудряшова [146, 147], О. П. Шрейн [290] и др.). Однако данная проблематика фактически не разработана применительно к научной библиотеке технического университета.

Основные тенденции и условия функционирования библиотеки в информационно-образовательной среде вуза отражены в публикациях.

Т. Д. Агеенко [2], Д. Г. Альмагамбетовой [5], Т. М. Ануриной [8], И. П. Беляевой [17], Л. П. Бесклинской [23], А. В. Воронцовой [51], Л. И. Корчемкиной [142, 143], Н. А. Коряковцевой [145], И. В: Лебедевой [153], В.А. Монастыре-вой [167], Н. И. Пермитиной [199] и др.

Теоретико-методологические основы менеджмента качества в управлении библиотечной деятельностью, стратегия преобразования библиотеки на основе менеджмента качества рассмотрены в работах Ю. А. Ахмадовой [13], Л. А. Дубровиной [79−83].

Примеры реализации систем управления качеством в вузовских библиотеках описаны в публикациях Т. В. Бородиной [30], Н. А. Броневской [32], Н. И. Размариловой [215], Ю. В. Соколовой [249], Н. Т. Чуприковой [285, 286], Н. А. Юдиной [293] и др. В то же время не представлены варианты организационно-правового оформления данного инновационного подхода к деятельности библиотек вузов.

Таким' образом, несмотря на: обширный источниковый ряд, можно констатировать отсутствие специальных комплексных исследований, посвященных осмыслению места и роли научных библиотек в информационно-образовательной среде технических университетов, особенностям и перспективам их развития как ключевых структур поддержки профильного образования и научных проектов.

Объект исследования — научные библиотеки технических университетов.

Предмет диссертационного исследования — эволюциясовременное состояние и перспективы развития научных библиотек технических университетов как информационно-образовательных структур.

Целями диссертационного исследования являются: анализ особенностей деятельности библиотек технических вузов в информационном пространстве России и информационно-образовательной среде технического университета, обоснование приоритетных направлений совершенствования: их деятельности в условиях непрерывной модернизации^ высшего технического образования, профильная адаптация системы менеджмента качества, разработка концептуальной модели развития научной библиотеки технического университета.

Достижение поставленных целей предполагает решение следующих исследовательских задач:

— проанализировать деятельность библиотек технических университетов с момента присвоения вузам данного статуса по настоящее времяисследовать предпосылки интеграции научных библиотек технических университетов в информационное пространство России;

— охарактеризовать роль библиотеки в информационно-образовательной среде технического университетавыявить тенденции и обосновать общую концепцию стратегического развития библиотек технических университетов с учетом возможностей управления на основе качества.

Методологическую базу исследования составили положения, изложенные в трудах, посвященных классификации библиотек и их функций (А.Н. Ванеев [46], Н. С. Карташов [118−122], Р. С. Мотульский [169, 170], А. И. Остапов [192], А. И. Пашин [197, 198], Ю. Н. Столяров [256, 258−260], И. М. Фрумин [282], О. С. Чубарьян [284], исследованию информационного пространства и классификации информационных ресурсов (А.Б. Антополь-ский [7], Т. Ф. Берестова [19−22], Ф. С. Воройский [50], И. М. Дзялошинский [69], Т. В. Еременко [86−89], А. И. Каптерев [110, 111], К. К. Колин [135, 136], В .П. Леонов [154], И. С. Мелюхин [161], М. Ф. Меняев [163], В. В. Скворцов [239], А. В. Соколов [246−248], Ю. Н. Столяров [257, 261], Г. П. Фонотов [279]).

Аргументация позиционирования библиотеки технического университета как разновидности современных специальных библиотек представлена в работах Т. Ф. Каратыгиной [113−114].

Важными для диссертации явились методологические подходы ряда исследователей, рассматривающих научную библиотеку как подсистему вуза.

В.Г. Дригайло [74], Т. В. Коморовская [138], Ю. В. Соколова [249], А.Ф. Сун-гатуллина [263] и др.).

В ходе проведенного исследования развивались идеи, отраженные в трудах Ю. А. Ахмадовой [13], Ю. Н. Дрешер [71] и JI.A. Дубровиной [79−83], в которых многоаспектно анализируется феномен Всеобщего управления на основе качества как часть общего менеджмента, а также возможности и особенности его применения в библиотеках.

Методологическую основу, на которой предметно базируется изучение заявленной проблематики, обеспечивают концептуальные положения, содержащиеся в трудах специалистов в области отраслевого менеджмента, библиотечного маркетинга, экономики библиотеки, профессиональной инно-ватики, правового регулирования библиотечно-информационной деятельности (О.Ф. Бойкова [25−28], Е. Ю. Качанова [123], В. К. Клюев [125−130], А. И. Пашин [197, 198], И. М. Суслова [264−268], Е. М. Ястребова [295] и др.).

Методы исследования. В диссертационной работе реализован системный метод постановки целей и задач, позволивший представить деятельность вузовской научной библиотеки как целостной системы. При этом в качестве базового выступал диалектический метод познания, раскрывающий возможности научных библиотек технических университетов в их развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности.

Сравнительно-статистический анализ цифровых данных библиотек технических университетов использовался для изучения показателей деятельности библиотек технических университетов Среднего и Нижнего Поволжья.

Привлекались результаты локальных социологических опросов (анкетирования) пользователей, проводившихся в 2006;2007 гг. под нашим руководством в научной библиотеке Астраханского государственного технического университета.

Применялись таюке методы сопоставительного, аналитико-синтетического анализа, контент-анализ.

Основная эмпирическая база исследования — научная библиотека Астраханского государственного технического университета, являющаяся типичной фундаментальной библиотекой крупного технического вуза и возглавляющая методическое объединение библиотек вузов и ссузов города Астрахани.

Научная новизна исследования состоит в том, что: проведен ретроспективный анализ деятельности и изучено современное состояние библиотек технических университетов, что позволило определить позитивные функциональные изменения, показать их трансформацию в ресурсооснащенные информационно-образовательные центры технических университетов, оказывающие непосредственное влияние на улучшение качества образовательной и научной деятельности вузовпроанализированы интеграция и возможные перспективы дальнейшей конвергенции в информационное пространство России научных библиотек технических университетов, являющихся самыми многочисленными среди библиотек высших учебных заведенийэкстраполированы к условиям управления научной библиотекой технического университета и введены в научный оборот методологические и методические подходы системы менеджмента качестваразработана концепция развития библиотек в информационно-образовательной среде технических университетов, на основе которой определены тенденции изменения статуса библиотеки в научно-образовательном комплексе вуза и направления совершенствования деятельности научных библиотек технических университетов как составной части локальной информационно-образовательной среды.

Теоретическая значимость исследования заключается в: обосновании методологических подходов к осмыслению места и роли научных библиотек технических университетов в информационном пространстве России и информационно-образовательной среде технического университета, определении перспектив модернизации их деятельностиразвитии и адаптации (профилизации) концептуальных положений Всеобщего управления на основе качества к условиям библиотек технических университетовразработке принципиальной схемы построения трехуровневой процессной модели развивающейся научной библиотеки технического университетаобогащении теории библиотековедения в части представления о функциях и особенностях библиотек технических университетов как разновидности специальных библиотек.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что: предложена концептуальная процессная модель научной библиотеки как информационно-образовательного центра технического университета, положения которой распространимы на все развивающиеся вузовские библиотекисоздана методическая основа для внедрения в библиотеках технических университетов системы менеджмента качества на принципах постоянного совершенствования ключевых информационно-библиотечных процессовразработаны локальные внутрибиблиотечные нормативные (в т.ч. проект «Положения о библиотечно-информационном центре») и организационно-технические (технологические) документы (в частности, профильный Регламент), позволяющие совершенствовать формы и методы обслуживания пользователей, повысить эффективность и качество профессиональной деятельности, усилить роль библиотек как информационно-образовательных центров высших учебных заведений.

Апробация материалов исследования осуществлена в виде докладов на международных, общероссийских, региональных научно-практических конференциях и выступлений на научно-методических семинарах, в том числе: международных научных конференциях «Библиотечное дело-2004: всеобщая доступность информации» (Москва, МГУКИ), «Библиотечное дело—2005: деятельность библиотек и развитие информационной культуры общества» (Москва, МГУКИ), «Библиотечное дело-2006: Скворцовские чтения» (Москва, МГУКИ), «Библиотечное дело-2007: современные технологии и ресурсы» (Москва, МГУКИ), «Библиотечное дело-2008: библиотеки и профессиональное образование в информационном обществе» (Москва, МГУКИ) — международной конференции «Библиотеки и образование» (Ярославль, 2005 г.) — межрегиональных научных чтениях «Библиотека вуза: вчера, сегодня, завтра» (Саратов, ЗНБ СГУ, 2003;2008 гг.) — межрегиональном научно-практическом семинаре «Библиотека в научно-образовательном пространстве вуза» (Кисловодск, 2006 г.).

Теоретические положения диссертации отражены в научных и научно-методических публикациях автора, представлены в пакете инновационных материалов в фонде Центрального методического кабинета Научной библиотеки МГУ им. М. В. Ломоносова, нашли применение в практике работы научных библиотек технических и технологических университетов, в частности: разработаны «Концепция развития научной библиотеки Астраханского государственного технического университета на 2007;2012 гг.» (приложение 5), проект «Положения о библиотечно-информационном центре» (приложение 6), «Регламент подпроцесса «Управление научной библиотекой АГТУ» (приложение 8), являющийся составной частью системы менеджмента качества Астраханского государственного технического университета (подготовлена и внедрена на основе международных стандартов ISO 9000, сертифицирована в сертификационном органе DQS Германии и международной сертификационной сетью IQNet) — инновационный опыт перспективного планирования и прогнозирования, нормативно-технического регулирования работы НБ АГТУ успешно используется научными библиотеками ряда технических университетов (Волгоградский государственный университет строительства и архитектуры, Волгоградский государственный технический университет, Ульяновский государственный технический университет) — вопросы функционирования научной библиотеки технического университета в новых условиях и методика внедрения системы менеджмента ка чества в работу НБ АГТУ освещались автором на страницах журналов «Библиотека» [231] и «Научные и технические библиотеки» [222]- в авторской статье, помещенной в рецензируемом ВАК журнале «Вестник Астраханского государственного технического университета» (2007), рассмотрены теоретико-прикладные аспекты интеграции информационных ресурсов библиотеки АГТУ в информационно-образовательную среду университета [218]- материалы исследования используются в преподавании курса «Основы информационного поиска» для студентов всех специальностей и курсов АГТУ, для чего диссертантом подготовлены и изданы специальные учебные пособия [229, 230].

Всего по теме диссертации автором опубликовано 20 печатных работ [218−237] общим объемом 10,6 п. л.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Современный период эволюции научных библиотек технических университетов объективно связан с развитием базовых вузов и дифференцируется на три этапа. На первом этапе (1991;1995) осуществлялась трансформация узкоспециальных библиотек технических институтов в фундаментальные университетские библиотеки. На втором этапе (1996;2000) укреплялась материально-техническая база библиотек, наращивался документный фонд, происходила интеграция библиотечно-информационных ресурсов в информационное пространство регионов, профильных отраслей, страны. На третьем этапе (с 2001 по настоящее время) библиотеки технических университетов последовательно преобразуются в университетские информационно-образовательные центры, оптимизируется структура и совершенствуется s многоаспектная деятельность на принципах менеджмента качества.

2. Объективные изменения, происходящие в учебно-образовательном процессе технических вузов, оказывают непосредственное влияние на содержательно-видовую и функциональную деятельность, организационное развитие их библиотек как ведущих информационно-образовательных структурных подразделений.

3. Использование адаптированной системы менеджмента качества позволяет значительно повысить результативность деятельности научной библиотеки в информационно-образовательной среде технического университета, своевременно реагировать на происходящие изменения и корректировать стратегию, обоснованно определять приоритеты и эффективно распределять ресурсы.

4. Концептуальная процессная модель развития научной библиотеки как информационно-образовательного центра технического университета базируется на принципах стратегического управления, ориентации на перспективные потребности пользователей, непрерывного совершенствования персонала, модернизации организационной структуры.

Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Результаты исследования позволяют сформулировать основные направления инновационной деятельности библиотек технических университетов в информационно-образовательной среде вуза:

1. Изучение места библиотеки технического университета на примере библиотек технических университетов Среднего и Нижнего Поволжья в информационном пространстве позволяет сделать вывод о том, что они являются ведущими среди вузовских библиотек. Научные библиотеки вместе с техническими университетами динамично развиваются и эволюционируют в системе высшего образования. Их деятельность определяется целями и задачами, стоящими перед высшими учебными заведениями, соотносится со стандартами и современными программами обучения.

В последние годы произошли значительные изменения в представлении о задачах библиотек университетов, их роли и месте в инфраструктуре вуза. Научные библиотеки технических университетов трансформируются в инновационные информационно-библиотечные центры с обновленными принципами профессиональной деятельности на основе СМК, перспективными направлениями и активными методами работы, структурным разнообразием. В основе их деятельности — сохранение традиций и преемственность в организации обслуживания пользователей при интенсивном развитии современ-. ных информационно-коммуникационных технологий, что позволяет обрести стойкую позитивную репутацию в библиотечном сообществе.

2. Библиотеки технических университетов мобильно реагируют на все изменения, происходящие в системе образования и библиотечном деле, адекватно преобразуя свою деятельность. Реализация новой образовательной парадигмы имеет принципиальное значение для определения вектора развития вузовских библиотек, в том числе библиотек технических университетов, выявления приоритетных направлений их деятельности, объективирования перспектив информационного обеспечения учебного и научного процессов в вузе, обоснования политики формирования фондов.

Комплексный анализ информационно-образовательной среды технического университета показал, что научная библиотека является интегрирующей структурой университета и реально становится главным генератором внешних и внутренних информационных ресурсов. Можно с полным основанием констатировать, что только библиотека, как единственное профильное специализированное подразделение вуза, способна обеспечить информационную поддержку образования и науки в ракурсе структурно-содержательных реформ высшей школы, эффективное использование соответствующих ресурсов (в том числе доступ к разноаспектной информации, аккумулированной в различных внутривузовских службах и внешних информационных базах), а также организовать обучение информационным навыкам пользователей и нуждающихся сотрудников библиотеки.

3. Рассмотрение библиотеки технического университета как важного многофункционального информационно-образовательного центра позволяет предметно проанализировать стоящие перед ней задачи, выявить эффективные инструменты совершенствования ее деятельности на основе СМК согласно требованиям ГОСТ Р ИСО 9001−2001, определить базовые стратегии развития современной библиотеки технического университета — ресурсную, технологическую, интеграционную и финансовую.

В качестве объективно обусловленного перспективного общего направления развития научных библиотек технических университетов можно обозначить совершенствование структуры, механизма функционирования и управления их деятельностью посредством перехода к долгосрочному стратегическому позитивному развитию, использованию процессно-ориентированного принципа организации работы и принятия решений в области стратегии и тактики деятельности библиотеки.

Исследование позволило сформулировать современную концепцию развития научных библиотек технических университетов, которая включает такие основные параметры:

— разработка эффективных механизмов и форм управления библиотекой в изменяющейся социальной среде и в условиях глобализации общественных процессов (в том числе вхождение в единое Европейское образовательное пространство на основе Болонского соглашения);

— структурное и кадровое развитие библиотеки;

— повышение роли библиотеки в информационно-образовательной среде университета;

— ориентация на изменения внешней среды и тесная связь с политикой и целями университета в области качества профессиональной деятельности;

— координация и кооперация с библиотеками различных ведомств, профессиональными библиотечными объединениями по ключевым направлениям деятельности (комплектование фондов, регулирование справочнобиблиографического аппарата и предоставление библиографической информации, использование документных ресурсов и т. д.) и др.

4. Концептуальная процессная модель библиотеки как информационно-образовательного центра технического университета состоит из трех взаимосвязанных уровней (контуров): управленияпроизводства — обслуживания — профессионального обученияресурсов. На каждом из этих уровней реализуются конкретные библиотечно-информационные процессы (управленческие, производственные, вспомогательные, а также мониторинга, анализа и улучшения), а их комплексное модульное представление позволяет системно подходить к выработке и реализации библиотечной политики вуза (в том числе на основе СМК).

Для достижения должного качества предоставляемых услуг библиотеке важно рассматривать все виды деятельности и ресурсов как процессы, учиты вать реальные и прогнозировать потенциальные требования непосредственных потребителей (пользователей) — работать единой кадровой командой.

Реализация обозначенных направлений обеспечит стабильное функционирование и поступательное совершенствование деятельностибиблиотек технических университетов, позволит повысить эффективность, учебно-воспитательного и научно-исследовательского процессов. Каждый из выделенных аспектов может послужить предметом самостоятельных научных ис-f следований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Любая современная библиотека составляет неотъемлемую часть информационно-образовательного пространства, а университетская библиотека занимает особое место в разветвленной библиотечной системе, так как представляет собой информационную основу научно-образовательного процесса вуза.

Какой быть университетской библиотеке в будущем, во многом зависит от того, каким будет университет, так как библиотека является одним из ведущих структурных подразделений университета, обеспечивает информационную поддержку образовательного процесса, научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности университета.

Роль университетской библиотеки возрастает в связи с проводимой модернизацией высшего образования, с введением новых образовательных стандартов, новых технологий в науке, образовании, библиотечной сфере, повышением спроса на образовательные и информационно-библиотечные услуги.

В целях обеспечения современного уровня библиотечного обслуживания и успешного выполнения своих функций университетские библиотеки формируют соответствующую структуру, стремятся осуществлять качественное комплектование своих фондов, интенсивнее используют в информационном и справочно-библиографическом обслуживании современные информационные технологии, создают и поддерживают комфортные условия работы пользователей и персонала библиотек и т. д.

Современная университетская библиотека — это не только хранилище знаний, сосредоточение идей и источник мыслей, но и информационно-образовательный центр, предоставляющий услуги своим пользователям как в локальных, так и в удаленных режимах. Открытый и свободный доступ к информации становится важнейшим фактором успешного развития высшей школы, так как предполагает создание единого информационного пространства, предоставление равных возможностей всем пользователям в получении доступа к информационным ресурсам, дает возможность максимально развить личностные и профессиональные качества и оперативно получать необходимую информацию.

Важнейшим условием учебной и научной деятельности является налаженная система обучения пользователей библиотеки современным методам поиска информации в традиционных и автоматизированных информационно-библиотечных системах, Интернет.

Специфика технических университетов и предъявляемых к ним требований отражается на системообразующих элементах профильных вузовских научных библиотек: документном фонде, пользователях, персонале, материально-технической базе.

Одним из основных отличий является содержание библиотечного фонда, которое характеризуется технической и прикладной составляющими. Фонд формируется в соответствии с реализуемыми техническими университетами образовательными программами и тематикой научных исследований. Библиотеки технических университетов располагают многоаспектными коллекциями документов по профильной отрасли.

Другое отличие — в наличии структур, которые отсутствуют в библиотеках иных вузов: отделы патентно-изобретательские и лицензионные, нормативно-технической литературы и документации, отделы научно-технической информации (ОНТИ). В фондах этих отделов — нормативно-техническая документация (ГОСТы, ОСТы, СНиПы, ТУ и т. д.), прейскуранты, промышленные каталоги на оборудование зарубежных и российских предприятий, описания изобретений к авторским свидетельствам, патентам, информационная литература (библиографическая, реферативная, обзорная и экспресс-информация) и пр. Патентно-изобретательские и лицензионные отделы оказывают консультативно-правовую и информационную помощь при составлении заявок на патентование изобретений и товарных знаков с соблюдением необходимых правовых норм. Отделы научно-технической информации осуществляют формирование и использование профильных ресурсов, обеспечивают на их основе информационную поддержку научно-исследовательской, опытно-конструкторской, производственной деятельности университета, тесно сотрудничают с региональными, российскими центрами научно-технической информации, предприятиями города и страны, для которых университеты осуществляют подготовку специалистов и т. д.

В штатном расписании библиотек технических университетов предусмотрены должности • инженеров, в обязанности которых входит информационное обеспечение подразделений вуза специально подготовленной информацией об отечественных и зарубежных достижениях науки, техники, экономики в различных областях, что способствует развитию внутренней информационной среды университета.

Характерной особенностью стиля деятельности инновационных библиотек технических университетов является сохранение лучших традиций, постоянный поиск новых форм и методов работы.

Под влиянием частичной трансформации видов деятельности библиотеки технических университетов совершенствуют технологию работы, изменяют сложившиеся подходы, по-новому моделируют и организуют в информационно-образовательной среде университета библиотечное пространство.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Т. Д. Научно-техническая библиотека в системе многоуровневого образования в вузе Текст. / Т. Д. Агеенко // Библиотеки региона: проблемы, опыт, перспективы. Новокузнецк, 2000. — С. 10−28.
  2. , А .Я. Образовательная функция библиотеки Текст. / А .Я. Айзенберг // Развитие педагогических функций советских библиотек: межвуз. сб. науч. тр. — М., 1996. С. 43−51.
  3. , М.И. Классификация и типология библиотек. Вопросы методологии Текст. / М. И. Акилина // Библиотековедение. 1996. — № 3. — С. 40−54.
  4. , Д.Г. Университетская библиотека в информационном пространстве Текст. / Д. Г. Альмагамбетова // Унив. кн. — 1998 — № 9. — С. 34.
  5. Аналитический доклад по высшему образованию в Российской Федерации Текст. / под ред. М. А. Ларионовой, Т. А. Мешковой. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. — 342 с.
  6. , А.Б. Информационные ресурсы России Текст. / А. Б. Антопольский. М.: Либерея, 2004. — 423 с.
  7. , Т.М. Библиотека как информационно-образовательная модель вуза Текст. / Т. М. Анурина // Унив. кн. — 1999. № 4. — С. 50−51.
  8. , Т.М. Деятельность библиотеки вуза по формированию информационной культуры будущего специалиста Текст.: дис.. канд. социол. наук: 22.00.06 / Т. М. Анурина. Курск, 2000. — 169 с.
  9. , А.Д. Технические университеты в информационном обществе Текст. / А. Д. Артамонов, Г. И. Ловецкий. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004. — 288 с.
  10. Ассоциация инженерного образования России Электронный ресурс.: сайт. Режим доступа: http://aeer.cctpu.edu.ru/.- Загл. с экрана.
  11. Ассоциация региональных библиотечно-информационных консорциумов Электронный ресурс.: сайт. — Режим доступа: http://www.arbicon.ru. — Загл. с экрана.
  12. , Ю.А. Система менеджмента качества Текст.: учеб.-практ. пособие / Ю. А. Ахмадова. — СПб.: Профессия, 2007. — 264 с.
  13. , Б.С. Информационная образовательная среда вуза: разработка, внедрение, перспективы Электронный ресурс. / Б. С. Ахметов, Е. Бидайбеков. Режим доступа: http://www. omsu.ru. — Загл с экрана.
  14. , А.А. Библиотечное обслуживание читателей в контексте исторического развития научной библиотеки МГУ им. М. В. Ломоносова Текст.: дис. канд. пед. наук: 05.25.03 /А.А. Бабий. -М., 2005. — 178 с.
  15. , М. Модернизация библиотечного дела. Как привлечь внебюджетные средства, стать фандрайзером. Принципы и практика развития библиотеки Текст.: пер. с англ. / М. Бакленд, В. Стил, С. Элдер. М.: ОГИ, 2000. — 272 с.
  16. , И.П. Библиотека вуза центр распространения знаний, духовного и интеллектуального общения Текст. / И. П. Беляева, Л. Н. Самойлова // Унив. кн. — 2000. — № 6. — С. 31−34.
  17. , Е.И. Просветительство на все времена: корневая функция университетских библиотек Текст. / Е. И. Березкина, О. В. Вершинина // Университетская библиотека на рубеже тысячелетий: выбор пути. — Екатеринбург, 1999.-С. 3−8.
  18. , Т.Ф. Государство генеральный конструктор единого информационного пространства социума Текст. / Т. Ф. Берестова // Молодые в библиотечном деле. — 2005. — № 11−12. — С. 82−109.
  19. , Т.Ф. Информационное пространство библиотеки: понятие и структура Текст. / Т. Ф. Берестова // Библиотековедение. 2007. -№ 4. — С. 38−43.
  20. , Т.Ф. Информационное пространство: история развития и место библиотеки в нем Текст. / Т. Ф. Берестова // Молодые в библиотечном деле.-2003.-№ 2.-С. 91 -117.
  21. Берестова, Т. Ф: Стандартизация профессиональной терминологии субъектов информационного пространства: состояние, перспективы развития Текст. / Т. Ф. Берестова // Науч. и техн. б-ки. — 2005. № 3. — С. 12−18.
  22. , Л.П. Роль библиотек в обеспечении учебного процесса вуза: проблемы и опыт Текст. / Л. П. Бесклинская // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы, сотрудничества. — М., 1999.-С. 210−212.
  23. Библиотеки высших учебных заведений Российской Федерации Текст.: справочник. 3-е изд., перераб!, испр. / под ред. Е. В. Ивановой. -М.: Высш. шк., 2007. — 423 с.
  24. , О.Ф. Библиотечно-информационные ресурсы как объекты интеллектуальной собственности Текст. / О. Ф. Бойкова // Справочник руководителя учреждения, культуры. 2008. — № 6. — С. 48−60.
  25. Бойкова- О.Ф. Правовое- регулирование библиотечно-информационной деятельности Текст.: науч.-практ. пособие / О.Ф. Бойкова-М.: Либерея- 2006. 480 с.
  26. Бойкова- О. Ф:. Современное- состояние и основные направления обеспечения-качества продукции, и услуг Электронный". ресурс. / О. Ф: Бойкова. — Режим доступа: http://libconfs.narod.ru. — Загл. с экрана.'
  27. О.Ф. Формирование ресурсного комплекса на- основе государственного и муниципального заказа Текст. / О. Ф. Бойкова // Независимый библиотечный адвокат. 2007. — № 5. — С. 2−9.
  28. , В.В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий
  29. Текст.: учеб.-практ. пособие / В. В. Брежнева, В.А. Минкина- СПб.: Профессия, 2004. 304 с.
  30. , Н.А. Изучение качества библиотечно-информационного обслуживания студентов-заочников Текст. / Н. А. Броневская // Науч. и техн. б-ки. 2008. — № 4. — С. 55−61.
  31. , Е.Г. Новые функции вузовской библиотеки в условиях корпоративного образовательного пространства Электронный ресурс. / Е. Г. Брунова. Режим доступа:/ http://www.gpntb.ru/libcom3/ index4. — Загл. с экрана.
  32. , Н.В. Размышления об образовательной функции библиотеки Текст. / Н. В. Бубекина // Библиотековедение. 2000. — № 5. — С.29−36.
  33. , Г. А. Библиотеки высших учебных заведений в системе информационно-образовательного пространства крупного провинциального города (по материалам города Барнаула) Текст.: дис.. канд. пед. наук: 05.25.03 / Г. А. Буевич. Новосибирск, 2003. — 230 с.
  34. , Г. А. Вузовская библиотека как составляющая’компонента в формировании регионального информационного пространства Электронный ресурс. / Г. А. Буевич. Режим доступа: http://6s.p8.htm. — Загл. с экрана.
  35. , Г. А. Вузовская библиотека: реалии и перспективы развития Электронный ресурс. / Г. А. Буевич. Режим доступа: http:// autosuch.boom.ru/indexdatei/moscow/seite3/5s/5spl3.htm. — Загл. с экрана.
  36. , Т.И. Оптимизация библиотечного обслуживания в структуре управления процессом обучения в вузе Электронный ресурс.: дис.. канд. техн. наук / Т. И. Буковшина. Режим доступа: http://diss.rsl.ru. — Загл. с экрана.
  37. , И.П. Организационная структура вузовской, библиотеки в условиях формирования информационного общества Текст.: дис.. канд. пед. наук: 05.25.03 / И. П. Бургер. — Новосибирск, 2001. — 270 с.
  38. , И.П. Университетская библиотека и информационное общество: особенности функционирования Текст. // Информ. бюл. РБА. —2002. -№ 21.-С. 48−63.
  39. Бургер, И-П- Университетская библиотека: новые задачи новый облик Текст. / И. П. Бургер // Высш. образование сегодня. — 2007. -№ 12. — С. 79−81.
  40. , И.П. Управление библиотекой вуза: современные подходы и их реализация Текст. / И. П. Бургер // У нив. кн. 2007. — № 8. — G. 72−76.
  41. , П. Физическое и социальное пространства: проникновение и присвоение Текст. / Пьер Бурдье // Бурдье П. Социология политики. -М., 1993.-С. 33−52.
  42. , Э.М. Тенденции развития технических университетов в.
  43. России и Германии: организационно-педагогический аспект Текст.: дис.канд. пед. наук: 13.00.08 / Э. М: Бутовецкая.-Казань, 2003. 238 с.
  44. , А.Н. Библиотечное дело: Теория. Методика. Практика. Текст. / А. Н. Ванеев. СПб.: Профессия, 2004. — 368 с.
  45. Васильев-. В: Информационное общество? и образование Текст. / В. Васильев, М. Сухоруков // Высш., образование в России. — 2004: — № 7. -С.122−129.
  46. , Г. Н. Формирование информационношкультуры-студентов-психологов в библиотеке вуза Текст.: дис:. канд. пед. наук: 05.25.03 / Е.Н. Волкова- СПб., 2007. — 217 с.
  47. , О.П. Многоаспектное раскрытие библиотечных фондов в сети- Интернет (на примере вузовских библиотек Украины) Электронный ресурс. / О. П. Володькова. Режим — доступа: http://libconfs.narod.ru/2000/6s/6sp2.htm. -Загл. с экрана.
  48. , Ф.С. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь-справочник: Вводный курс по информатике и вычислительной технике в терминах Текст. / Ф. С. Воройский. М.: Либерея, 2001. — 536 с.
  49. , А.В. Университетская библиотека как культурно-образовательный и информационный центр Текст. / А. В. Воронцова // Высш. образование сегодня. 2002. — № 7−8. — С. 49−51.
  50. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.crsdod.rWfirst/NPT/NPT00/declar.htm. — Загл. с экрана.
  51. Всемирный саммит по информационному обществу Текст. / сост. Е. И. Кузьмин, В. Р. Фирсов. СПб., 2004. — 135 с.
  52. Всеобщее управление на основе качества Текст.: учеб. пособие / Ю. С. Карабасов [и др.]. М., 2003. — 145 с.
  53. Всеобщий менеджмент качества Текст.: учеб. пособие / А. А. Колесников [и др.]- под общ. ред. С. А. Степанова. — СПб., 2001. — 200 с.
  54. Высшие учебные заведения (на начало года) Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.gks.ru/fi-eedoc/2006/b06l l/08−09.htm. — Загл с экрана.
  55. , О. Л. Реклама в системе информационно-образовательной деятельности библиотек вузов Текст.: дис.. канд. пед. наук: 05.25.03 / О. Л. Гавриленко. СПб, 2004. — 197 с.
  56. , С. П. Документные ресурсы вузовских библиотек как компонент образовательно-информационного пространства территории Текст.: дис.. канд. пед. наук: 05.25.03 / С. П. Галактионова. Кемерово, 2004. — 220 с.
  57. , Н.И. Новая парадигма образования и проблемы информационной культуры Электронный ресурс. / Н. И. Гендина. Режим доступа: http://www.uic. Ssu.samara.ru/~infcult/gendinarus.htm. — Загл. с экрана.
  58. Е.Ю. Концептуальные модели библиотеки: объект, предмет и методология исследования Текст. / Е. Ю: Гениева // Науч.-техн. информ. — Сер. 1. 2006. — № 6. — С. 1−6.
  59. Глоссарий по информационному обществу Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.iis.ru/glossary/infspace.ru.html. — Загл. с экрана.
  60. Глоссарий современных библиотечных терминов: понятия, определения, источники Текст. / А. И. Племнек, Н. В. Соколова, С. О. Шапошников. -М.: Логос, 2005.-175 с.
  61. ГОСТ Р 52 614.2−2006 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001−2001 в сфере образования» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gost4yuo.ru/.— Загл. с экрана.
  62. ГОСТ Р ИСО.9001−2001. Система менеджмента качества. Требования Текст. М.: Изд-во стандартов, 2001. — 31 с.
  63. , М.Я. Библиотечное обслуживание как система Текст. / М. Я. Дворкина. М, 1992. — 162 с. •
  64. , М.Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход Текст. / М. Я. Дворкина. М.: Профиздат, 2001. — 110 с.
  65. , М.Я. Сущность и структура библиотечно-информационной деятельности Текст. / М. Я. Дворкина // Науч. и техн. б-ки. -2008.-№ 5.-С. 5−21.
  66. , И.М. Информационное пространство России: политическая метафора или научное понятие Текст. / И. М. Дзялошинский // Право знать: история, теория, практика. — 2001. № 7−8. — С. 4.
  67. , О. Социокультурные предпосылки становления новой парадигмы высшего образования Текст. / О. Долженко // Вестн. высш. шк. -2000. -№ Ю.-С. 30.
  68. , Ю.Н. Система управления качеством в библиотечно-информационном производстве Текст. / Ю. Н. Дрешер, Т. А. Атланова // Науч. и техн. б-ки. 2005. — № 12. — С. 3−14.
  69. , В.Г. Болонский процесс и библиотеки Электронный ресурс. / В. Г. Дригайло. — Режим доступа: http:// www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2006. Загл с экрана.
  70. , В.Г. Миссия вузовских и других научных библиотек Текст. / В. Г. Дригайло // Науч. и техн. б-ки. 2004. — № 4. с. 50−55.
  71. , В.Г. Основы управления библиотекой высшего учебного заведения Текст.: науч.-практ. пособие.- 2-е изд., перераб. и доп. / В. Г. Дригайло, Е. В. Башун, В. Н. Волынец. М.: Либерея, 2004. — 328 с.
  72. , В.Г. и др. Основы управления библиотекой высшего учебного заведения Текст. / В. Г. Дригайло, Е. В. Башун, В. Н. Волынец. Киев: Политехника, 2001. — 389 с.
  73. , Н. А. Вузовская библиотека в условиях глобализации образования Текст.: дис. канд. пед. наук: 05.25.03 / Н. А. Дронова. -М., 2006. -204 с.
  74. , П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке Текст. / П. Ф. Друкер. -М.: Вильяме, 2003. 272 с.
  75. , Т. Е. Организационное развитие системы управления библиотекой: теоретико-методологическое обоснование Текст.: дис. канд. пед. наук: 05.25.03 / Т. Е. Дубенок. М., 2007. — 199 с.
  76. , Л.А. Менеджмент качества как направление государственной библиотечной политики Текст. / Л. А. Дубровина // Библиотековедение. -2005.-№ 1.-С. 33−36.
  77. , Л.А. Менеджмент качества как направление модернизации деятельности библиотек Электронный ресурс.: дис.. канд. пед. наук: 05.25.03 / Л. А. Дубровина. М., 2004. — 249 с.
  78. , Л.А. Минимум управления, максимум управляемости. Руководителям библиотек о Всеобщем управлении на основе качества Текст. / Л. А. Дубровина. М.: Фаир-Пресс, 2004. — 400 с.
  79. , Л.А. Модернизация библиотек на основе менеджмента качества Текст.: учеб.-метод. пособие / Л. А. Дубровина, А. И. Кочетов. — М., 2004. 84 с.
  80. , Л.А. Руководство по организации самооценки внутри-библиотечных систем обеспечения качества деятельности и услуг Текст.: метод, пособие / J1.A. Дубровина, А. И. Кочетов. — М.: Либерея, 2004. 119 с.
  81. , С.Г. «Технологический университет» — феномен XXI века Текст. / С. Г. Дьяконов, В. И. Курашов // Высш. образование в России. — 2001. — № 5. — С. 31 35.
  82. , Т.В. Вузовская библиотека в современной информационно-образовательной среде: Опыт сравнительного библиотековедческого исследования Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 05.25.03 / Т. В. Еременко. — М., 2004.-421 с.
  83. , Т.В. Вузовская библиотека России в едином информационном пространстве (региональный аспект) Текст. / Т.В. Еременко'// Науч. и техн. б-ки. 1998. — № 2. — С. 67 — 70.
  84. , Т.В. Информационные ресурсы нового типа как фактор влияния на качество образования Текст. / Т. В. Еременко II Вестн. высш. шк. — 2002.-№-3.-С. 8−11. ,
  85. , Т.В. Проблемы доступа к информационным ресурсам вузовских библиотек Текст. / Т. В. Еременко // Мир культуры: человек, наука, искусство. Самара, 1996. — С. 442−443.
  86. , Т.В. Формирование информационной культуры современного университетского сообщества: опыт проектного развития Текст. / Т. В. Еременко // Науч. и техн. б-ки. 2004. — № 4. — С. 68−75.
  87. , Н. В. Анализ сущностных характеристик библиотеки как социокультурного института Текст. / Н. В. Жадько // Библиотековедение. — 1996.-№ 3.-С. 54−64.
  88. Жадько, Hi В. Влияние зарубежных моделей библиотечного развития на современное состояние российских библиотек Текст. / Н. В. Жадько, М. А. Чуркина // Б-ки учеб. заведений. 2002. — Вып. 5. — С. 15−25.
  89. , Н.В. Проектное развитие библиотек Текст. / Н. В. Жадько. — М.: Елена, 2000.-91 с.
  90. , Н.В. Статус и функции библиотеки Текст./ Н. В. Жадько // Научн. и техн. б-ки- 1994. № 3. — С. 3−12 .
  91. , О.Б. Формирование информационной культуры студентов университета Текст. / О. Б. Забелина // Науч. и техн. б-ки. — 2004. № 8. -С. 45—47.
  92. , Л.П. Индустрия информационных услуг: проблема и религия Текст. / Л. П. Завьялова // Науч.-техн. информ. 1988. — № 2. — С. 2−6.
  93. , Н.В. Алгоритм моделирования: что и как? Текст. / Н. В. Зборовская // Библиотека. 2005. — № 6. — С. 370.
  94. , Е.В. Оптимизация деятельности вузовской библиотеки в условиях образовательного пространства удаленного региона Текст.: дис.. канд. пед. наук: 05.25.03 / Е. В. Зеленцова. Новосибирск, 2007. — 256 с.
  95. , А.И. Электронные библиотеки Текст.: учеб. пособие для вузов / А. И. Земсков, Я. Л. Шрайберг. М.: ГПНТБ, 2001.-72 с.
  96. , Г. Избранное. Т.1: Философия культуры Текст. / Георг Зиммель. М.: Юристь, 1996. — 670 с.
  97. , Н.В. Создание виртуальной обучающей среды в научно-технической библиотеке Текст. / Н. В. Зубкова, М. А. Щедрина // Науч. и техн. б-ки. 2006. — № 11. — С. 26−29.
  98. , И.Г. Электронная среда информационного взаимодействия в рабочих процессах вуза Текст. / И. Г. Игнатова // Высш. образование в России. 2004. -№ 9. — С. 60−63.
  99. Инженерное образование в России Электронный ресурс.: сайт. -Режим доступа: http://www.aeer.ru/winn/ingobr/rusedurussia.phtml. -Загл. с экрана.
  100. Интернет-энциклопедия Электронный ресурс. Режим доступа: http://encycl.accoona.ru. — Загл. с экрана.
  101. Информатика и культура Текст. / Отв.ред. И. С. Ладенко. Новосибирск: Наука, 1990. — 233 с.
  102. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования Текст.: учеб.-метод. пособие / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова. Кемерово, 1999. — 143 с.
  103. Информация для всех: программа ЮНЕСКО Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.ruslibnet.ru:8101/proj/unesco.html- Загл. с экрана.
  104. , А.И. Информатизация социокультурного пространства Текст. / А. И. Каптерев. М.: Фаир-Пресс, 2004. — 512 с.
  105. , А.И. Менеджмент знаний: от теории к технологиям Текст.: науч.-метод. пособие / А. И. Каптерев —М.: Либерея, 2005. — 296 с.
  106. , Т.Ф. История технических библиотек в СССР Текст.: учеб. / Т.Ф. Каратыгина-М.: Книга, 1981. 166 с.
  107. , Т.Ф. О некоторых направлениях оптимизации организации и содержания теоретических исследований в области специального библиотековедения Текст. / Т. Ф. Каратыгина // Науч. и техн. б-ки. 2006. — № 3.- С. 31−36.
  108. , Т.Ф. Специальное библиотековедение: силуэт на фоне отечественной библиотечной науки Текст. / Т. Ф. Каратыгина // Науч. и техн. б-ки. 2005. — № 3. — С. 19−29.
  109. , В.В. Интеграция современных концепций в теории и практике управления библиотекой Электронный ресурс. / В. В. Кармовский. -Режим доступа: http://libconfs.narod.ru/2003/ss-7.htm. Загл. с экрана.
  110. , В.В. Система менеджмента как концепция управления современной библиотекой Текст.: дис.. канд. пед. наук: 05.25.03 /В.В. Кармовский. М., 2004. — 191 с.
  111. , Н.С. Заметки о маркетинге, маркетинговой среде и организационной деятельности библиотеки Текст. / Н. С. Карташов // Науч. и техн. б-ки. 2001. — № 9. — С. 4−15.
  112. , Н.С. Классификация в библиотековедческих исследованиях. Сущность. Методы. Виды Текст. / Н. С. Карташов // Библиотековедение. 1999. — № 7. — С. 40−49.
  113. , Н.С. Основные направления и объекты анализа системы библиотечного управления Текст. / Н. С. Карташов // Науч. и техн. б-ки. — 2002.-№ 7.-С. 16−28.
  114. , Н.С. Особенности современного библиотечного управления’Текст. / Н. С. Карташов // Библиотека. 2002. — № 9. — С. 14−21.
  115. , Н.С. Сравнительное библиотековедение Текст.: учеб. / Н. С. Карташов. М.: Изд-во МГУКИ: ИПО Профиздат, 2002. — 336 с.
  116. , Е.Ю. Инновации в библиотеках Текст.: практ. пособие / Е.Ю. Качанова- Санкт-Петербург, гос. ун-т культуры и искусств. — СПб.: Профессия, 2003. 318 с.
  117. , B.C. Роль университетской библиотеки в развитии дистанционного обучения Текст. / B.C. Кирчик // Науч. и техн. б-ки. 1998. — № 5. — С. 40−42.
  118. , В.К. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности. (Маркетинг в системе управления библиотекой) Текст.: учеб. пособие / В. К. Клюев, Е. М. Ястребова. — М.: Профиздат, 2002. 144 с.
  119. , В.К. Потребности как объект библиотечного маркетинга Электронный ресурс. / В. К. Клюев. — Режим доступа: http://libconfs.narod.ru/2001/6s/s6p28.html. Загл. с экрана.
  120. , В.К. Правовое обеспечение работы современной российской библиотеки Текст.: учеб. пособие / В.К. Клюев- М-во культуры РФ, Моск. гос. ун-т культуры и искусств. -М., 2003. — 140 с.
  121. , В.К. Правовое регулирование и стимулирование труда персонала библиотеки Текст.: науч.-практ. пособие / В. К. Клюев, Н.П. Абакумова- Центр, науч. с.-х. б-ка. — М., 2007. 156 с.
  122. , В.К. Управленческая экономика российской библиотеки Текст.: темат. сб. избран, тр. / В.К. Клюев- Междунар. акад. информатизации, Отд-ние библиотековедения, Моск. гос. ун-т культуры и искусств. -М.: ФАИР, 2007.-384 с.
  123. , Т.JI. Основные тенденции развития системы образования в Российской Федерации в 2007 г. Текст. /Т.Л. Клячко // Вестн. высш. шк. — 2008.-№ 4.-С. 5−14.
  124. , Е.А. Информационные ресурсы в стратегическом менеджменте Текст. / Е. А. Князев, Я. Ш. Евдокимова // Унив. упр.: практика и анализ. 2003. — № 2. — С. 7−18.
  125. , Е.С. Читатель вузовской библиотеки в грядущем цифровом обществе. Социально-психологические последствия информатизации библиотек Текст. / Е. С. Кожевникова / / Науч. и техн. б-ки. 2002. — № 12. — С. 46−50.
  126. , К. К. Информатизация образования новые приоритеты Текст. / К. К. Колин // Вестн. высш. шк. 2002. — № 2. — С. 16−23.
  127. , К. К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция Текст. / К. К. Колин // Вестн. высш. шк. 2002. — № 8. — С. 3−9.
  128. , О.Н. Библиотеки высшей военной школы России (этапы развития и современное состояние) Текст.: дис.. канд. пед. наук: 05.25.03 / О. Н. Комарова. -М., 2002. 164 с.
  129. , Т.В. Библиотека вуза в условиях трансформации высшего профессионального образования Текст.: дис.. канд. пед. наук: 05.25.03 / Т. В. Коморовская. Новосибирск, 2005. — 288 с.
  130. Комплексная оценка высших учебных заведений Текст.: учеб. пособие / В. Г. Наводнов [и др.]. М., 2001. — 192 с.
  131. Концепция создания и развития информационно—образовательной среды открытого образования системы образования Российской Федерации Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.openet.ru/. Загл. с экрана.
  132. Концепция формирования информационного общества в России Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.e-rus.ru/site. — Загл. с экрана.
  133. , Л.И. Место и роль библиотеки в структуре вуза Электронный ресурс. / Л. И. Корчемкина. — Режим доступа: http://www.libvgu.org.ru. Загл. с экрана.
  134. , Н.А. Формирование информационной культуры студентов в библиотеке высшего учебного заведения Текст.: дис.. канд. пед. наук: 05.25.03 /Н.А. Коряковцева. -М., 1999. 172 с.
  135. , Н.А. Элемент образовательного пространства вуза Текст. / Н. А. Коряковцева // Библиогр. 1998. — № 5. — С. 8−10.
  136. , Г. Ю. Современные условия развития высшей школы и библиотек высших учебных заведений Текст. / Г. Ю. Кудряшова // Информ. бюл. РБА. 2002. — № 21. — С. 90−97.
  137. , Г. Ю. Цели Болонского процесса и перспективы вузовских библиотек Электронный ресурс. Режим доступа: http://elHb.gpntb.ru/?journal=ntb&year=2007&num=6&art=l — Загл. с экрана.
  138. , Г. Ю. Эволюция миссии вузовских библиотек Текст.: дис. канд. пед. наук / Г. Ю. Кудряшова. Челябинск, 2003. — 208 с.
  139. , К.П. Библиотека вузов в региональных библиотечных корпорациях Текст. / К. П. Кузнецова // Б-ки учеб. заведений. — 2004. — № 11.— С. 11−13.
  140. , Т.Я. Библиотечные компьютерные сети и обеспечение доступа к национальным информационным ресурсам Электронный ресурс. — Режим доступа: http://libconfs.narod.ru/1997/6s/6sp4.h-m. -агл. с экрана.
  141. , Е.И. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий: Государственная политика и управление библиотечным дело: смена парадигмы Текст. / Е. И. Кузьмин. -М.: Либерея, 1999. 224 с.
  142. , О.Л. Академическая библиотека в современной информационной среде Текст. / О. Л. Лаврик. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2003. — 251 с.
  143. , И.В. Адаптация вузовской библиотеки к новым требованиям образования Текст. / И. В. Лебедева // Информ. бюл. РБА. 2002. — № 22. -С. 229−237.
  144. , В.П. Пространство библиотеки: Библиотечная симфония Текст. / В. П. Леонов. М.: Наука, 2003. — 123 с.
  145. , Е.А. Особенности начального комплектования фонда вузовской библиотеки Текст.: дис.. канд. пед. наук: 05.2.5.03 / Е. А. Ливадонова. -М, 2001. 156 с.
  146. , Т. А. Информационное пространство вузовской библиотеки Электронный ресурс. / Т. А. Лигун. Режим доступа: http://www.bibliograf.ru. — Загл. с экрана.
  147. , В.Н. Управление библиотекой в условиях информатизации вуза Текст.: дис.. канд. социол. наук: 22.00.08 / В. Н. Маркова. — Белгород, 2004. 207 с.
  148. , С.Г. Понятийный аппарат современного библиотековедения (социально-культурные аспекты) Текст. / С. Г. Матлина // Библиотековедение. 2005. — № 6: — С. 29 -30.
  149. Межрегиональная аналитическая роспись статей Текст. / Г. Н. Зеленина [и др.] // Науч. и техн. б-ки. 2003. — № 9. — С. 51 — 60.
  150. Межрегиональная аналитическая роспись статей Электронный ресурс.: сайт. — Режим доступа: http://www.mars.udsu.ru. — Загл. с экрана.
  151. , И.С. Информационное общество: Истоки, проблемы, тенденции развития Текст. / И. С. Мелюхин. — М.: изд-во МГУ, 1999. — 208 с.
  152. Менеджмент, маркетинг и экономика образования Текст.: учеб. пособие / под ред. А. П. Егоршина. — Н. Новгород, 2001. — 624 с.
  153. , М.Ф. Информационное пространство библиотеки Электронный ресурс. / М. Ф. Меняев. Режим доступа: http://linbconfs.narod.ru.— Загл. с экрана.
  154. , М. Основы менеджмента Текст. / М. Мескон, А. Хедоури. -М.: ООО «Вильяме», 2007. 672 с.
  155. Методические рекомендации по описанию процессов СМК АГТУ в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001−2001 Текст. — М.: изд-во АГТУ, 2006. 44 с.
  156. , С.М. Библиотеки в национальных проектах России Текст. / С. М. Миронов // Библиотековедение. 2006. — № 2. — С. 9−12.
  157. , И. Г. Технологический подход к формированию информационной культуры Текст. / И. Г. Моргенштерн // Науч. и техн б-ки. — 2001.-№ 5.-С. 67−74.
  158. , Р.С. Еще один подход к типологии библиотек Текст. / Р. С. Мотульский // Науч. и техн. б-ки СССР. 1990. — № 10. — С. 8−15.
  159. , Р.С. Общее библиотековедение Текст. / Р. С. Мотульский. М.: Либерея, 2004. — 224 с.
  160. Научно-техническая библиотека Самарского государственного технического университета Электронный ресурс.: сайт. Режим доступа: http://weblib2.samgtu.ru. — Загл. с экрана.
  161. Научно-техническая библиотека Саратовского государственного технического университета Электронный ресурс.: сайт. Режим доступа: http://lib.sstu.ru. — Загл. с экрана.
  162. Национальная доктрина образования в Российской Федерации Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.informika.ru. Загл. с экрана.
  163. Национальный электронно-информационный консорциум Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.neicon.ru/. — Загл. с экрана.
  164. , О.Н. Обучение пользователей в вузовской библиотеке Текст. / О. Н. Нефедова // Науч. и техн. б-ки. 2004. — № 7. — С. 58−61.
  165. Новый энциклопедический словарь Текст. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. — 1456 с.
  166. Нормативные документы для библиотек высших учебных заведений Текст.: сб. М., 2002. — 114 с.
  167. О библиотечном деле Текст.: Федер. закон от 29 нояб. 1994 г. № 78-ФЗ // Нормативные документы для библиотек высших учебных заведений: сб.//М., 2002. С. 7−20с.
  168. О государственной политике развития библиотечного дела в Российской Федерации Электронный ресурс.: справка к заседанию коллегии М-ва культуры и массовых коммуникаций РФ от 04.07.05 г. — Режим доступа: http://www.bibliograf.ru. Загл. с экрана.
  169. О развитии библиотечного дела Электронный ресурс.: доклад Министра культуры и массовых коммуникаций РФ А. С. Соколова от 01 ноября 2007 г. Режим доступа: http:// www.mkmk.ru. — Загл. с экрана.
  170. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд Текст.: Федер. закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. М.: Сибир. унив. изд-во, 2007. — 95 с.
  171. Об информации, информатизации и защите информации Текст.: Федер. закон от 20 февр. 1995 г. № 24-ФЗ // Собр. законодательства РФ. -1995.-№ 8.-Ст. 609.
  172. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html. Загл. с экрана.
  173. Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений Электронный ресурс.: приказ Рособрнадзора от 30.09.2005 г. № 1938. — Режим доступа: // http://quality.edu.ru. Загл. с экрана.
  174. , С.И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов — 24-е изд. -М.: Оникс 21 век, 2006. 1200 с.
  175. , А.И. Библиотека в контексте коммуникативно-познавательных потребностей: когнитивный подход Электронный ресурс.: дис.. д-ра пед. наук: 05.25.03 / А. И. Остапов. Краснодар, 1998. — 337 с.
  176. , А.И. Конфликт парадигм конфликт разных картин библиотечного мира Текст. / А. И. Остапов, JI.A. Гончаров // Библиотековедение. — 2002. -№ 4. — С. 14−18.
  177. , Е. В. Развитие читательской культуры студентов в условиях университетского комплекса Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. В. Откидач. Великий Новгород, 2001. — 174 с.
  178. , Г. Б. Информационно-библиографическое обеспечение научной деятельности потребителя в условиях высшего учебного заведения как фактор повышения качества образования: дис.. канд. пед. наук: 05.25.03 / Г. Б. Паршукова. М., 2003. — 213 с.
  179. , Г. Б. Информационно-библиотечная среда образовательного пространства региона (на примере Новосибирской области) Текст. / Г. Б. Паршукова. Новосибирск, 2004. — 224 с.
  180. , А. И. Библиотека как социально-культурная система: вопросы управления: учеб.-метод. пособиеТекст. / А. И. Пашин. М.: Либерея — Бибинформ, 2005. — 95 с.
  181. , А.И. Управление библиотечным делом: современная концепция: учеб.-метод. пособие Текст. / А. И. Пашин. М.: Либерея — Бибин-форм, 2008.-152 с.
  182. , Н.И. Центр информационных библиотечных ресурсов научной библиотеки Ставропольского государственного аграрного университета Текст. / Н. И. Пермитина // Б-ки учеб. заведений. 2004. — № 11. — С. 14−17.
  183. , В.И. Толковый словарь по информатике Текст. / В. И. Першиков, В. М. Савинков. — М.: Финансы и статистика, 1995. 544 с.
  184. , И.С. Информационные и библиотечные технологии Текст.: учеб. пособие / И. С. Пилко СПб.: Профессия, 2006. — 343 с.
  185. , А.И. Российские библиотечные консорциумы для совершенствования электронных сервисов Электронный ресурс. / А. И. Племнек. -Режим доступа: //http:copeter.ruslan.ru/plm.doc. — Загл. с экрана.
  186. , Н.Е. Побочный продукт глобализации: университеты* перед лицом радикальных изменений Текст. / Н. Е. Покровский // Общ. науки и современность. 2005. — № 4. — С. 148 — 154.
  187. , Р. Измерение качества работы. Международное руководство по измерению эффективности работы университетских и других научных библиотек Текст. / Р. Полл, П. Бокхорст. — М.: Логос, 2002. 152 с.
  188. Полонский, В. М: Проблемы доступа к научно-педагогической информации в России Текст. / В: М. Полонский // Педагогика. 2006. — № 6. -С. 28−34.
  189. , Т. СМК — инструмент постоянного улучшения деятельности вуза Текст. / Т. Полховская // Стандарты и качество. — 2006. -№ 6. С. 52−56.
  190. , Ю.В. Интернет представительство библиотеки вуза: желаемое и действительное Текст. / Ю. В. Потехина // Науч. и техн. б-ки. -2005.- № 6. -С. 14−25.
  191. , Ю. Проблемы и основные направления совершенствования инженерного образования Текст. / Ю. Похолков // Вестн. высш. шк. — 2003. -№ 10.-С. 3−18.
  192. Преподавание в сети Интернет Текст.: учеб. пособие / отв. ред. В .И. Солдаткин. М.: Высш. шк., 2003. — 792 с.
  193. , Н.С. Информационная компетентность преподавателя вуза в условиях обновления образования Текст. / Н. С. Привалова // Науч. и техн. б-ки. 2005. — № 6. — С. 25−30.
  194. Примерные штаты библиотек высших учебных заведений Текст.: одобрено Центр, библ.-информ. комиссией М-ва образования России, 2000 г. // Нормативные документы для библиотек высших учебных заведений: сб. — М., 2002. С. 76−82.
  195. Проблемы и пути формирования региональной информационной культурно-образовательной среды в глобальной сети Интернет Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.umj.ru/index.php/pub. — Загл. с экрана.
  196. Российская Библиотечная Ассоциация Электронный ресурс.: сайт. -Режим доступа: http://www.rba.ru/or/comitet/reg.php?ssec=04. — Загл. с экрана.
  197. , JI.E. Кадровые ресурсы библиотек высших учебных заведений: современное состояние, пути оптимизации Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 05. 25. 03 / Л. Е. Савич. СПб., 1994. — 15 с.
  198. , С.А. Интеграция информационных ресурсов библиотеки в информационно-образовательную среду университета Текст. / С. А. Сергеева // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. 2007. — № 2 (37). — С. 314−318.
  199. , С.А. Информационно-библиотечная поддержка дистанционного образования Текст. / С. А. Сергеева // Библиотеки и образование: сб. материалов 1-й Междунар. конф. (Ярославль, 19−22 апр. 2005 г.). — Ярославль, 2005. С. 136−139.
  200. , С.А. Качество информационно-библиотечного обслуживания: организационно-технологический аспект Текст. / С. А. Сергеева // Науч. и техн. б-ки. 2005. — № 9.- С. 40−48.
  201. , С.А. Маркетинговые исследования рынка информационно-библиотечных услуг Текст. / С. А. Сергеева, М. В. Шендо // Современные аспекты экологии и экологического образования. Назрань: Пилигрим, 2007. -С. 150−154.
  202. , С.А. Маркетинговые коммуникации в вузовской библиотеке Текст. / С. А. Сергеева // Библиотечное дело-2007: современные технологии и ресурсы: материалы 12-й Междунар. науч. конф. (Москва, 18−19 апр. 2007 г.). М., 2007. — С. 133−137.
  203. , С.А. Новые тенденции в мотивации персонала вузовских библиотек Текст. / С. А. Сергеева // Информ. бюл. РБА: XI ежегод. конф. РБА «Библиотеки важнее всего в культуре» (Екатеринбург, 15−20 мая 2006 г.). -СПб., 2007.-С. 77−78.
  204. , С.А. Основы библиотечно-библиографических знаний: учеб.-практ. пособие / С. А. Сергеева, Т. Ю. Мартынюк, О. Л. Хурхчеева. -Астрахань: Изд-во АГТУ, 2001. 24 с.
  205. , С.А. Основы информационной культуры: учеб.-практ. пособие / С. А. Сергеева, Л. И. Тарасова. Астрахань: Изд-во АГТУ, 2006. — 76 с.
  206. , С.А. Очаг культуры по-университетски Текст. / С. А. Сергеева // Библиотека. 2005. — № 12. — С. 39−41.
  207. , С.А. Система менеджмента качества вузовской библиотеки Текст. / С. А. Сергеева // Библиотека вуза: вчера, сегодня, завтра: сб. науч. тр. / сост. А. В. Зюзин. — Саратов: Науч. книга, 2007. С. 39−46.
  208. , С.А. Стратегические ориентиры развития вузовских библиотек г. Астрахани Текст. / С. А. Сергеева // Материалы науч.-практ. семинара «Библиотеки вузов ЮФО. Опыт работы». — Кисловодск: Изд-во филиала СевКазГТУ в г. Кисловодске, 2005. — С. 5—11.
  209. , В.В. Библиотековедение, библиотека и информация Текст. / В. В. Скворцов / /Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы. Краснодар, 1997. — С. 263 — 264.
  210. , В.В. Библиотековедение вчера, сегодня, завтра (полемические заметки) Текст. / В. В. Скворцов // Библиотековедение. 1996. -№ 4−5.-С. 37−45.
  211. , В. В. Концепции библиотеки в современном российском библиотековедении Текст. / В. В. Скворцов // Российское библиотековедение: XX век. Направления развития, проблемы и итоги. — М.: ФАИР-ПРЕСС- Пашков дом, 2003. С. 163.
  212. , М.С. Библиотека в условиях информатизации общества: концептуальная модель развития Электронный ресурс. / М. С. Слободяник. -Режим доступа: http://libconfs.narod.ni/l. Загл. с экрана.
  213. Словарь иностранных слов Текст. М.: Феникс, 2001. — 797 с.
  214. Словарь терминов корпоративного управления Электронный ресурс. — Режим доступа: http://acconto.narod.ru/. Загл. с экрана.
  215. Современная университетская библиотека: модернизация, управление, качество Текст.-М.: Логос, 2005. 126 с.
  216. , А.В. Информационный подход к документальной информации Текст.: учеб. пособие / А. В. Соколов. — Л., 1988. 15 с.
  217. , А.В. Социальные коммуникации Текст.: учеб.-метод. пособие / А. В. Соколов. М.: Профиздат, 2001. — Ч. 1. — 224 с.
  218. , А.В. Социальные коммуникации Текст.: учеб.-метод. пособие / А. В. Соколов. М.: Профиздат, 2003. — Ч. 2. — 170 с.
  219. , Ю.В. Вузовская библиотека как центр поддержки электронного обучения Текст.: дис.. канд. пед. наук: 05.25.03 /Ю.В. Соколова. — М., 2007.-170 с.
  220. , П.А. Социальная мобильность Текст. / П. А. Сорокин. -М.: Академия, 2005. 588 с.
  221. , П.А. Человек. Цивилизация. Общество Текст. / П. А. Сорокин. М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
  222. Социология Текст.: Энциклопедия. Минск: Книжный дом, 2003. -1311 с.
  223. , В. Единая информационная система вуза Текст. / В. Спектор, А. Силуянов // Высш. образование в России. — 2006. — № 7. — С. 92−96.
  224. Справочник библиотекаря Текст. / под ред. А. Н. Ванеева,
  225. B.А. Минкиной. СПб.: Профессия, 2005. — 496 с.
  226. Стандарты по библиотечному делу Текст.: сб. / сост. Т. В. Захарчук [и др.]. СПб.: Профессия, 2003. — 512 с.
  227. , Ю.Н. Библиотека: структурно-функциональный подход Текст.: моногр. / Ю. Н. Столяров. — М.: Книга, 1981. -253 с.
  228. , Ю.М. Документный ресурс Текст. / Ю. Н. Столяров. — М.: Либерея, 2001.-152 с.
  229. , Ю.Н. Родо-видовая и типологическая классификация библиотек Текст. / Ю. Н. Столяров // Библиотековедение. — 1996. № 3.1. C. 25−39.
  230. , Ю.Н. Системная сущность библиотеки Текст. / Ю. Н. Столяров // Шк. б-ка. 2003. — № 1. — С. 26−28.
  231. , Ю.Н. Сущностные функции библиотеки: Актуальность и значимость проблемы Текст. / Ю. Н. Столяров // Шк. б-ка. 2003. — № 3. -С. 15−18.
  232. , Ю.Н. Сущность информации Текст. / Ю. Н. Столяров. -М, 2000.-107 с.
  233. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации Текст. // Рос. газ. 2008. — 16 февр.
  234. , А.Ф. Информационные ресурсы библиотеки вуза как объект управления Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. Ф. Сунгатуллина. -Казань, 2006. 198 с.
  235. , И.М. Библиотека в системе некоммерческого маркетинга Текст.: учеб-метод, пособие / И. М. Суслова.—М.: Профиздат, 2003. —160 с.
  236. , И.М. Менеджмент в современной библиотеке Текст.: науч.-метод. пособие / И. М. Суслова, В. В. Кармовский. -М.: Либерея, 2004. — 176 с.
  237. , И.М. Основы библиотечного менеджмента Текст.: учеб.-практ. пособие / И. М. Суслова. М.: Либерея, 2000. — 232 с.
  238. , И.М. Практический маркетинг в библиотеках Текст.: метод, пособие / И. М. Суслова. М.: Либерея, 2005. — 144 с.
  239. , И.М. Процессный подход в библиотечном менеджменте: история и современность Электронный ресурс. / И. М. Суслова. — Режим доступа: www.libs.ru/doc/mguki.htm. Загл. с экрана.
  240. Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания Текст. М., 1995. — 268 с.
  241. , Н.И. Информационная функция библиотеки Текст. / Н. И. Тюлина // Библиотековедение. 1993. — № 1. — С. 3—11.
  242. Университетские библиотеки в глобальном информационном и культурном пространстве Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.eril.ru/news/27.12.2004/l. Загл. с экрана.
  243. , Л.В. Библиотека как социальный институт в период социальной трансформации Текст.: дис.. канд. социол. наук: 22.00.04 / Л. В. Федореева. — Хабаровск, 2006. 219 с.
  244. , В.В. Библиотеки и партнерство культуры, науки, образования Текст. / В. В. Федоров // Библиотековедение. 2006. — № 2. — С. 20−23.
  245. , Е.А. Критерий и показатели экономической эффективности и методика их применения в библиотечном деле Текст.: науч.-практ. пособие / Е. А. Фенелонов. — М.: Пашков дом, 2002. — 106 с.
  246. Философский энциклопедический словарь Текст. — М.: Инфра-М, 1998.-574 с.
  247. , О. Информационное пространство России и государственная политика Текст. / О. Финько // Унив. кн. 1997. — № 12. — С. 4−5.
  248. , И.К. Кадры вузовских библиотек в условиях внедрения и развития библиотечно-информационных технологий: профессиологические и социально-психологические аспекты Текст.: дис.. канд. пед. наук: 05.25.03 / И. К. Фомичева. Казань, 2005. — 243 с.
  249. , Г. П. О природе библиотек: информационные ли они учреждения? Текст. / Г. П. Фонотов // Библиотековедение. 2002. — № 4. — С. 36−47.
  250. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы Текст.: доклад Всемирного банка//Весь мир—2003. — С. 7−9.
  251. Формирование современной информационно-библиотечной среды Текст.: сб. науч. тр. / отв. Б. С. Елепов. — Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2004. 246 с.
  252. , И.М. Библиотечное дело: Организация и управление Текст. / И. М. Фрумин. -М.: Книга, 1980. 272 с.
  253. , А.С. Базовые ценности и трансформация современной библиотеки Текст. / А. С. Чачко // Библиотековедение. — 2000. — № 4. — С. 26−30.
  254. , О.С. Общее библиотековедение Текст. / О. С. Чубарьян. -М.: Книга, 1976.-271 с.
  255. , Я.JI. Библиотеки и информационные технологии: десять лет спустя Текст. / Я.JI. Шрайберг // Науч. и техн. б-ки. 2004. — № 1. -С. 25−55.
  256. , Я.Л. Библиотеки и университеты в электронно-информационной среде: первые шаги на пути от информационного общества к обществу знаний Текст. / Я. Л. Шрайберг // Науч. и техн. б-ки. — 2006. — № 1. — С. 27−42.
  257. , Я.Л. Мировые тенденции развития библиотечно-информационной сферы и их отражение на пространстве СНГ Текст. / Я. Л. Шрайберг // Науч. и техн. б-ки. 2005. — № 1. — С. 257.
  258. , О.П. Проблема реализации образовательной функции в библиотеке вуза Текст. / О. П. Шрейн // Университетские библиотеки России и Запада: пути взаимодействия. Из опыта реализации проекта «e-URALS.com». Челябинск, 2004. — С. 260−265.
  259. Электронные библиотеки России: концепция межведомственной программы Электронный ресурс. — Режим доступа: http://vmw.gpntb.ru/win/PRG-ELR7a.html. Загл. с экрана.
  260. Электронная Россия (2002—2010 гг.): Федер. целевая программа Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.hse.ru. — Загл. с экрана.
  261. , Н.А. Управление информационной средой библиотечного комплекса университета Текст. / Н. А. Яковлева // Университетские библиотеки России и Запада: пути взаимодействия. Из опыта реализации проекта «e-URALS.com». Челябинск, 2004. — С. 135−141.
  262. , Е.М. Стратегический менеджмент и стратегическое планирование для библиотек: исторический экскурс, цели и сущность Текст. / Е. М. Ястребова. М.: МГУКИ, 1998. — 53 с.
  263. Daniel Е. OLeary. Enterprise knowledge management // European Quality. -2000. Vol. 7, № 4. — P. 22−29.
  264. Ilvoven, Mirya. Future Scenarios for Libraries. — Finnish Perspective. -Signum. 2003. — Vol. 36. — №. 4. — P. 96−98.
  265. Management Changes in Academic Libraries/compiled by Janina Pupeienl. Klaipeida, 2001. — 67 p.
Заполнить форму текущей работой