Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование художественных навыков педагогического мастерства будущего учителя средствами театрального искусства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Второй уровень (средний) — репродуктивный — предполагает развитие способности личности к общению посредством способов эстетического воздействия. Он характеризует сформированность педагогических навыков не только в общении, но и в управлении межличностными отношениями в коллективе. Основным критериальным признаком данного уровня является оптимальность эстетического воздействия в процессе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования художественных навыков педагогического мастерства средствами театрального искусства
    • 1. 1. Художественные навыки в структуре педагогического мастерства
    • 1. 2. Условия формирования системы художественных навыков учителя
    • 1. 3. Выразительные средства театрального искусства в процессе формирования художественных навыков будущего учителя
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию художественных навыков мастерства учителя в процессе профессиональной подготовки студентов
    • 2. 1. Анализ организационных аспектов эмпирического исследования
    • 2. 2. Процессуально — содержательные особенности тренинговой работы по формированию художественных навыков средствами театрального искусства
    • 2. 3. Интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Формирование художественных навыков педагогического мастерства будущего учителя средствами театрального искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время, когда происходят значительные перемены в государственной системе образования, реализация задачи становления личности учителя основывается на интеграции знаний, обеспечивающих овладение различными способами профессиональной деятельности. Это обусловлено повышением нормативных требований к воплощению педагогического творчества, отражающего индивидуальность учителя. Выявление оптимальных условий, стимулирующих потребность в профессиональном саморазвитии будущего учителя, мы связываем с формированием навыков педагогического мастерства.

Опираясь на теоретические исследования (35, 56, 69, 77, 86, 95, 105, 126 и др.), педагогическое мастерство можно определить как качественную характеристику воплощения творчества учителя, основанного на способности к экс-териоризации профессиональных знаний.

Дихотомия педагогического творчества, признаваемая в педагогике (40, 69, 105, 168 и др.) составляет, по нашему мнению, одно из острейших противоречий деятельности учителя, разрешение которого требует усвоения синкретического единства научных и художественных методов развития познавательных потребностей личности в воспитании и обучении. Согласно исследованиям (19, 76, 98, 119, 138 и др.) типичные затруднения начинающего учителя связаны с недостаточным развитием психосаморегуляции в условиях публичного творчества. Это влияет на продуктивность ситуативного взаимодействия, и зависит от целесообразности использования выразительных средств, образующих целостность педагогической деятельности, поэтому мы акцентируем внимание на закономерностях ее эстетической организации.

Идеальное представление об эффективности реализации профессиональных знаний в художественных формах приводит к необходимости выделения художественного компонента в структуре педагогической деятельности. Теоретический анализ проблемы развития мастерства учителя (7, 9, 16, 35, 52, 54, 78, 81, 94, 101, 119, 128, 138, 160, 168, 183, 195 и др.) показывает, что его освоению в процессе профессиональной подготовки студентов не уделяется должного внимания. Несмотря на то, что в педагогической практике накоплен большой опыт по использованию выразительных средств из различных видов искусства, в теории педагогики до настоящего времени не существует комплексного подхода к исследованию художественной деятельности учителя, составляющей один из аспектов педагогического творчества. В нашем понимании, художественная деятельность учителя обеспечивает качественную реализацию его культурологической функции, характеризуемой в философии как способность творить культуру (72). Ее проявление основано на способности к эксте-риоризации, определяющей возможность организации художественного процесса в обучении и воспитании.

Анализ философско-психологических аспектов художественного творчества (12, 20, 28, 31, 32, 39, 48, 53, 57, 61, 64, 65, 67, 70, 72, 88, 93, 97, 106, 143, 150, 155, 164, 175, 188, 191, 192 и др.) приводит к выводу что учет закономерностей эстетического восприятия образовательного пространства в процессе моделирования конкретной деятельности учителя ведет к созданию художественной педагогической реальности, основанной на обобщении и конкретизации содержания в эмоционально-образных формах. Из этого следует, что своеобразие стиля деятельности учителя в значительной степени определяют его общие художественные способности. Как результат эмоционально-интеллектуального развития личности, они обеспечивают художественное воплощение деятельности, предполагающее со-творчество, со-общение.

Выделяемая в исследованиях (47, 79, 114, 142, 143 и др.) симптоматика художественных способностей человека свидетельствует о том, что их реализация в педагогическом творчестве наиболее оптимальна посредством приемов драматического театра. На основе анализа закономерностей данного вида сценического искусства (4, 11, 24, 33, 38, 58, 75, 89, 110, 113, 115, 122, 124, 136, 165, 166, 170, 174, 186, 188 и др.), можно утверждать, что в идеале художественными средствами воплощения педагогической деятельности являются выразительные средства актерского мастерства и режиссуры. К ним относятся речевые (интонационные), пластические (пантомимические) и композиционные (мизансценические) приемы, навыки использования которых мы определяем как художественные навыки. Это понятие отражает интегративный признак проявления данных навыков — художественность, которая характеризует качественное своеобразие экспрессивного самовыражения учителя, его педагогического взаимодействия и содержательность форм воплощения его деятельности. В этой связи, художественные навыки представлены как система формообразующих элементов педагогического мастерства, характеризующая эстетический аспект воплощения профессиональной деятельности учителя.

Основанные на междисциплинарном исследовании проблемы развития педагогического мастерства, научные поиски оптимальных способов формирования художественных навыков учителя определяются в диссертации следующими противоречиями:

— потребностью образовательных учреждений в учителе-мастере и недостаточным вниманием к развитию художественных навыков педагогического мастерства в ВУЗах;

— необходимостью формирования художественных навыков учителя и недостаточной разработанностью теоретико-методических основ, конкретизирующих способы системной организации данного процесса;

— признанием эффективности использования средств театрального искусства в воплощении деятельности учителя и отсутствием разнообразия научно обоснованных рекомендаций, раскрывающих способы их применения в педагогической практике.

Указанные противоречия определяют проблему исследования — каковы педагогические условия, обеспечивающие формирование художественных навыков учителя. В этой связи, объектом исследования является процесс развития мастерства будущего учителяпредметом — процесс формирования системы художественных навыков педагогического мастерства средствами театрального искусствацелью — систематизация теоретических аспектов предмета исследования в соответствии с нормативными требованиями к развитию профессиональной подготовки будущего учителя и уточнение способов совершенствования педагогического мастерства.

Анализ проблемы исследования позволил сформулировать гипотезу: процесс формирования художественных навыков будущего учителя средствами театрального искусства будет успешным, если он:

— основан на комплексной интеграции педагогических, психологических, фи-лософско-эстетических знаний, мотивирующих студентов на освоение художественно-творческого компонента деятельности учителя;

— осуществляется в форме тренинговых занятий, обеспечивающих формирование навыков сценического творчества;

— включает создание конкретных продуктов театральной деятельности, использование которых возможно в условиях педагогической практики.

Цель и гипотеза предполагают реализацию следующих задач:

— выделить художественные навыки в структуре педагогического мастерства и научно обосновать процесс их формирования;

— экспериментально выявить влияние формирования художественных навыков на успешность развития профессиональных качеств будущего учителя;

— разработать методические рекомендации по использованию средств театрального искусства в процессе обучения и воспитания.

Методологической базой исследования являются:

— теория развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, П. К. Анохин, А. Бергсон, Л. С. Выготский, A.A. Гостев, В. В. Давыдов, Б. И. Додонов, В. А. Иванников, Н. С. Лейтес, А. Н. Леонтьев, А. Н. Лук, A.M. Ма-тюшкин, К. Маркс, В. Н. Мясшцев, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Г. К. Селевко, П. В. Симонов, Э. Фромм, Н. Е. Щуркова, Е. Л. Яковлева и др.);

— теория художественного творчества (М.М. Бахтин, Б. Брехт, Л. С. Выготский, Г. Д. Гачев, А. Л. Гройсман, О. В. Дивненко, и Л. А. Закс, А .Я. Зись, П. М. Ершов, М. С. Каган, В. И. Кочнев, Ф. Д. Кондратенко, В. Э. Мейерхольд, A.A. Мелик — Пашаев, В. Н. Никитин, З. Н. Новлянская, Н. В. Рождественская, К. С. Станиславский, Г. Шпет, М. Г. Ярошевский и др.);

— теория профессионального становления учителя (В.И. Андреев, О. С. Анисимов, В. П. Беспалько, В. М. Букатов, В. Н. Дружинин, М. Е. Дурайов, В. И. Загвязинский, И. А. Зязюн, Ф. И. Иващенко, В. А. Кан — Калик, И. А. Колесникова, Я. Л. Коломинский, Б. Т. Лихачев, А .Я. Найн, A.A. Реан, В. А. Сластенин, Л. Н. Страхова, Т. Г. Сырицо, А. И. Щербаков, И. С. Якиманская и ДР>

На основе методологического анализа проблемы диссертационного исследования выделяется понятие деятельности как ключевой объяснительный принцип научного обоснования формирования художественных навыков педагогического мастерства. С позиции философского знания оно может рассматриваться как «указание на особую действительность, требующую специальных методов изучения» (193, 65-). В рамках нашего исследования оно конкретизируется через понятия «педагогическое мастерство» и «художественная деятельность» (как одна из составляющих педагогическое творчество). В этой связи, теоретическое исследование осуществлялось в следующих направлениях:

— художественная деятельность как ценность, характеризующая эстетическую значимость педагогического творчества;

— художественная деятельность как способ проектирования педагогических процессов;

— художественная деятельность как средство управления образованием обучающихся.

Междисциплинарный характер предмета исследования был основан на системно-структурном анализе совокупности знаний из области педагогики, психологии и эстетики (в т.ч., искусства драматического театра). Его последовательность соответствовала основным этапам изучения любой системы, включающей ее структурный, функциональный и динамический анализ. Тем самым, согласно принципам системного подхода (18) теоретическое исследование проблемы формирования художественных навыков включает:

— определение предмета исследования как системы (в т.ч. выделение структурных элементов и связей между ними);

— выявление связи предмета исследования с другими системами;

— определение принципов и требований эффективного функционирования и развития данной системы;

— построение модели управления исследуемой системы.

Концептуальная модель формирования художественных навыков средствами театрального искусства, разработанная на основе обобщения выводов теоретического анализа проблемы, явилась научным ориентиром для конкретизации процессуально-содержательных аспектов тренинговой работы.

Процессуальный аспект тренинга основан на интеграции принципов системного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов, обеспечивающих формирование ценностных ориентаций студентов на развитие экспрессивных, рефлексивных и художественных качеств. Они аккумулируются в понятии «педагогическая эмоциональность», которая определяется как эмоционально-интеллектуальная активность учителя, направленная на мобилизацию познавательных потребностей субъектов педагогического взаимодействия.

Содержательные особенности тренинга составляют методы организации практической деятельности студентов, ориентированные на создание условий для овладения приемами сценического искусства. К ним относятся: методы психодиагностики, методы театральной педагогики, методы экспертных оценок.

Уровнево-критериальный подход к качественной оценке сформирован-ности художественных навыков обусловлен индивидуальными особенностями развития личности. Предполагая, что сравнительный анализ диагностических данных будет отражать потенциальную результативность проявления художественных навыков в различных видах профессиональной деятельности, мы акцентируем внимание на выявлении изменений:

— эстетических ценностей в структуре ценностных ориентаций личности;

— свойств, определяющих эмоциональную педагогическую направленность;

— компонентов художественно-творческого развития личности, способствующих проявлению индивидуальности.

Выделение уровней мы связываем с необходимостью этапной организации тренинговой работы, предполагая, что каждый этап должен характеризоваться конкретными признаками сформированное&tradeнавыков, причем каждый последующий уровень включает критериальную оценку предыдущего.

Первый уровень (низкий, но допустимый) мы определяем как имитационный, так как он основан на развитии способности личности к рекомбинации прежних впечатлений и установлению их соответствия действительности вторично. Он включает способы реализации базовой потребности личности к подражанию. Адекватность выражения собственных чувств и отношений поставленной задаче, является главным признаком, определяющим сформированность навыков экспрессивного самовыражения в условиях публичной деятельности.

Второй уровень (средний) — репродуктивный — предполагает развитие способности личности к общению посредством способов эстетического воздействия. Он характеризует сформированность педагогических навыков не только в общении, но и в управлении межличностными отношениями в коллективе. Основным критериальным признаком данного уровня является оптимальность эстетического воздействия в процессе взаимодействия. Третий уровень (высокий) — творческий — включает развитие способности к созданию художественной реальности, основанной на организации педагогического пространства посредством образного обобщения и конкретизации объектов, составляющих содержание деятельности. Данный уровень характеризует навыки создания художественных форм деятельности, обеспечивающих положительную эмоциональную атмосферу совместного творчества. Его показателем является целесообразность форм художественного выражения содержания деятельности.

По нашему мнению, данные критерии отражают динамику системного овладения способами театральной педагогики, общими требованиями которой являются:

— активные действия в предлагаемых обстоятельствах;

— выразительная подача информации в экспрессивных формах;

— художественное отображение действительности в условиях игровой (сценической) деятельности.

Реализация данных требований предполагает усвоение приемов управления совместной деятельностью в условиях публичного творчества, которые составляют три вида сценических техник:

— техника актерского перевоплощения, основанная на способах целенаправленного создания творческого самочувствия;

— техника сценического общения, включающая способы одновременного осуществления связей с самим собой, с другим человеком и с коллективом;

— техника мизансценирования, представляющая собой совокупность способов эстетически целесообразной организации предметов и явлений действительности, составляющих содержание деятельности, — в целостность.

Эффективность овладения данными техниками определяет, по нашему мнению, условная типизация приемов по следующим основаниям:

— по единому принципу, характеризующему методологическую основу осуществления способов действия и/или действий — базовые приемы (обобщающие, ориентирующие);

— по инструментально-операциональным средствам, отражающим процессуальные способы организации педагогических действий — технологические приемы (формирующие, развивающие);

— по формам выражения отношения к содержанию деятельности, определяющим способы конкретизации информации в соответствии с целями воспитания и обучения — персонифицирующие приемы (индивидуализирующие, смыслообразующие).

Выявление особенностей формирования художественных навыков будущего учителя осуществлялось посредством применения вариативного сочетания приемов театральной педагогики в рамках курсов: «Основы актерского мастерства и режиссуры в педагогической деятельности учителя», «Театральная педагогика в профессиональной деятельности», «Методика выразительного чтения», «Практикум по выразительному чтению», «Возрастные особенности развития личности», «Диагностика и коррекция познавательных психических процессов личности», «Выявление и развитие творческой одаренности», «Методика организации школьного театра», «Методика проведения уроков театра», «Психологические основы творчества в педагогической деятельности». Анализ практического опыта способствовал разработке специализированного курса «Основы художественной деятельности в педагогическом творчестве» .

Опытно-экспериментальная работа проводилась поэтапно со студентами разных факультетов, курсов и специализаций на базе Магнитогорского государственного университета.

На подготовительном этапе (1991;1994г.) осуществлялся анализ научной литературы по проблеме развития педагогического мастерства и опыта по использованию средств театральной педагогики в профессиональной деятельности, который позволил выявить оптимальные условия формирования художественных навыков будущего учителя средствами актерского творчества и режиссуры.

На основном этапе (1995;1998г.) проводилась работа по экспериментальной проверке педагогических условий организации тренинговой работывыявлению личностных изменений студентов в процессе тренинга художественных навыковсистематизации сценических приемов, обеспечивающей личностно-значимый выбор их применения в деятельности учителя.

На завершающем этапе (1999;2000г.) были обобщены результаты эмпирического исследования, сформулированы выводы, проведен контрольный эксперимент, разработаны методические рекомендации по использованию средств театрального искусства в воплощении педагогической деятельности.

Апробация и внедрение материалов диссертации осуществлялись в форме публикаций, отчетов на заседаниях кафедры педагогического мастерства МаГУвыступлений и докладов на семинарах и конференциях, проводимых в университете, учреждениях школьного и дошкольного образования города Магнитогорска, на курсах повышения квалификации преподавателейна научно-практической конференции «Ананьевские чтения -99» в Санкт.

Петербургском государственном университете и на международной конференции, проводимой ассоциацией «Петербургское новое образование» (2000 г).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— выделена система художественных навыков в структуре педагогического мастерства учителя;

— теоретически обоснованы оптимальные условия формирования художественных навыков средствами театрального искусства и разработана концептуальная модель данного процесса;

— систематизированы приемы театральной педагогики в контексте профессиональной подготовки учителя.

Теоретическая значимость:

— раскрыты содержательные особенности средств актерского творчества и режиссуры, применение которых эффективно в деятельности учителя;

— сформулированы определения, конкретизирующие понятийный аппарат исследования;

— уточнены и систематизированы теоретические аспекты формирования художественных навыков учителя.

Практическая значимость исследования:

— разработан и апробирован курс «Основы художественой деятельности в педагогическом творчестве» для студентов всех факультетов педвуза;

— определены критерии и показатели оценки сформированности художественных навыков педагогического мастерства;

— подготовлены методические рекомендации по использованию средств театрального искусства в педагогической деятельности;

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются:

— опорой на новейшие исследования по проблеме развития педагогического мастерства учителя;

— применением апробированных методов диагностики художественно-творческого развития студентов;

— продуктивной реализацией художественных навыков студентов в различных видах практической деятельности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Художественные навыки, как система формообразующих элементов в структуре педагогического мастерства, характеризуют индивидуальный стиль воплощения содержания деятельности учителя, отражающий своеобразие психической активности человека.

2. Успешность формирования художественных навыков средствами театрального искусства определяется:

— реализацией педагогических условий, специфичных для данного процесса;

— конкретизацией процессуально — содержательных аспектов тренинга в соответствии с индивидуальными особенностями его участников;

— созданием продуктов сценического творчества в различных видах производственной практики студентов.

Диссертационная работа структурно состоит из введения, двух глав (по.

Выводы по второй главе:

Анализ опытно-экспериментальной работы по проблеме диссертационного исследования способствовал конкретизации процессуально — содержательных особенностей использования средств театральной педагогики в тренинге художественных навыков.

Процессуальный аспект тренинга основан на принципах: целостности, системности, деятельности, целеполагания, индивидуализации.

Содержательную основу тренинга составляют способы театральной педагогики, основанные на приемах актерского творчества и режиссуры, типология которых способствует их системному усвоению и обеспечивает возможность их вариативного использования в соответствии с задачами деятельности.

Оценка сформированности художественных навыков определяется следующими критериями и показателями:

— адекватность экспрессивного самовыражения в условиях публичной деятельности (оправданность действий, искренность, целеустремленность, образность, четкость, динамичность);

— оптимальность эстетического воздействия в процессе взаимодействия (разнообразие приемов, чувство меры, способность к эмпатии, идентификации и импровизации в общении);

— целесообразность художественных форм выражения содержания деятельности (метафоричность режиссерской интерпретации содержания деятельности, соответствие ее реализации формам сценического искусства).

Такие формы работы, как: самодиагностика, репродуктивно-творческие задания, просмотр и анализ видеосюжетов, драматические импровизации и ролевые игры определяют эффективность формирования художественных навыков.

Сформированность художественных навыков определяется умением автоматически осуществлять следующие действия:

— экспрессивно выражать рекомбинированные прошлые ощущения адекватно задаче;

— оправдывать действия с предметом;

— привлекать внимание субъектов взаимодействия (вербально и невербально);

— метафорично акцентировать сущность противоречия;

— проектировать содержание деятельности во времени и в пространстве;

— организовывать коллективное творчество в формах игры, драматизации.

Развитие художественных навыков будущего учителя предполагает их постоянное самосовершенствование в различных видах сценического творчества, применение которых возможно в педагогической деятельности.

Интерпретация результатов нашего эмпирического исследования подтверждает гипотезу, согласно которой реализация условий формирования художественных навыков определяет эффективность технологических этапов данного процесса;

Соотношение диагностических данных между экспериментальной и контрольной группами студентов свидетельствует о влиянии фактора формирования художественных навыков на развитие профессиональных способностей личности к самоуправлению в общении, к сотрудничеству в совместной деятельности, к воплощению педагогического творчества в соответствии с закономерностями его эстетической организации.

Заключение

.

Введение

культурного контекста в любой деятельности определяет ее успешность. В образовании, как способе формирования самого себя на основе природных свойств личности, осознание закономерностей эстетической организации деятельности стимулирует целостное развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер человеческой ментальности.

В этой связи очевидна значимость художественных навыков учителя в воплощении педагогической деятельности, так как они способствуют не только проявлению его индивидуальности, но и открытию ее в другой личности.

Художественные навыки качественно характеризуют способность учителя к художественной деятельности, отражают своеобразие педагогического творчества, оптимизируют:

— коммуникативную деятельность учителя посредством способов актерского перевоплощения;

— деятельность общения посредством сценических способов эстетического воздействия;

— творческую деятельность учителя посредством способов режиссерской интерпретации и мизансценирования, ведущих к уникальным эмоционально-образным формам ее выражения.

Усвоение приемов актерского мастерства и режиссуры включает развитие общих художественных способностей, и, соответственно, художественного сознания личности, что обеспечивает оптимальную реализацию культурологической функции учителя.

Овладение навыками использования средств театрального искусства важно для каждого учителя, так как они благоприятствуют самоорганизации художественной деятельности, которая предполагает:

— самомотивацию профессионального поведения, обеспечивающую достижение поставленных задач;

— создание художественного процесса в условиях обучения и воспитания, стимулирующего проявление познавательной активности субъектов взаимодействия;

— управление коллективным творчеством, способствующее актуализации положительных эмоциональных состояний каждой личности (в т.ч. эстетических переживаний).

В этой связи в диссертационном исследовании средства театрального искусства рассматриваются как художественные средства воплощения педагогической деятельности, а навыки их использования — как художественные навыки мастерства учителя.

Концептуальная направленность формирования художественных навыков в период подготовки будущего учителя в ВУЗе определяется созданием оптимальных условий для развития интегративных свойств личности: стрессоустойчив ости, открытости и артистизма, составляющих, согласно теоретическому анализу проблемы исследования, сущность педагогической эмоциональности.

Факторы проявления педагогической эмоциональности, к которым относятся: эмоциональная стабильность, активность и экспрессивность личности, способствуют психологическому обоснованию эффективности формирования художественных навыков средствами театрального искусства, так как они обеспечивают активизацию функциональных механизмов психики: регулятивных, рефлексивных и эмоционально-оценочных, в совокупности определяющих способность учителя к волевой регуляции и поведения, и деятельности.

Формирование художественных навыков и развитие интегративных свойств эмоциональности подтверждают взаимообусловленность указанных процессов.

Опытная проверка эффективности условий формирования художественных навыков основывалась на объективных методах диагностики личностных изменений студентов, выявляющих:

— значимость эстетических ценностей;

— способность к самоуправлению в общении;

— способность к совместному творчеству;

— индивидуальные особенности художественно-творческого развития.

Результаты экспериментального исследования свидетельствуют, что формирование художественных навыков способствует:

— повышению значимости эстетических ценностей;

— развитию направленности личности на реализацию целей деятельности;

— активизации общественно-значимых личностно-характерологических качеств;

— проявлению здорового чувства собственного достоинства и уверенности в себе;

— осознанию базовых эмоций, отражающих устойчивые особенности экспрессивного самовыражения;

— выявлению собственных преобладающих каналов (средств) эмоционального выражения и восприятия информации;

— позитивному изменению способов реагирования в конфликтных ситуацияхразвитию коммуникативных, организаторских и художественно-творческих способностей.

Проверка гипотезы диссертационного исследования подтвердила, что результативность формирования художественных навыков средствами театрального искусства проявляется в педагогических способностях:

— к экспрессивному самовыражению, адекватному педагогическим задачам;

— к организации продуктивного взаимодействия, основанного на реализации процесса эстетического восприятия педагогической реальности;

— к управлению эмоциональной атмосферой творчества, зависящей от содержательности форм деятельности.

Анализ производственной практики студентов и выпускников МаГУ позволяет утверждать, что благодаря целесообразному применению средств театрального искусства, деятельность учителя становится художественно-информативной, диалогичной, субъективно-уникальной, личностно-значимой, и, тем самым, способствует достижению духовной общности субъектов взаимодействия.

В процессе апробации и внедрения материалов данной диссертационной работы нами выявлены перспективные направления дальнейшего изучения проблемы формирования художественных навыков педагогического мастерства средствами театрального искусства: ^ - исследование влияния невербальных средств самовыражения учителя на продуктивность образовательного процесса;

— выявление причин манипулятивных проявлений учителя в процессе воплощения педагогической деятельности;

— определение эффективности интерактивного обучения как способа актуализации эмоционально-интеллектуальной активности личности.

С материалами нашего исследования могут быть связаны такие направления развития личности средствами театрального искусства, как: — сенсомоторное развитие личности для активизации интеллектуальных способностей;

— развитие индивидуальности ребенка в дошкольном образовательном учреждении;

— развитие механизмов образования субъектного опыта личности, опредеI ляющего его готовность к учению;

— развитие навыков координации движения и речи- 1.

I — развитие игротехники педагога.

В этой связи можно полагать, что данное научное исследование будет способствовать развитию основ педагогического мастерства на начальном этапе становления личности учителя.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова — Славская К. А. Типология активности личности // Псих. журн. -1995.-T.6.-N5. -С.3−19.
  2. P.M. Система понятий и принципов гносеологии. -JI.: ЛГУ, 1991. — 232с.
  3. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. -М.: Медицина, -1975. -213с.
  4. Н.П. Театральное наследие. Книга 1/ Под ред. C.JI. Цимбала. -Л.: Искусство, 1978 -295 е.- Книга 2 -Л.'.Искусство, 1978 287с.
  5. Ананьевские чтения -99: Тезисы научно-практической конференции / Под ред. А. А. Крылова. -Спб.: СПбГУ, 1999. -402с.
  6. .Г. Психология чувственного познания. -М.: Просвещение, 1960. 486с,
  7. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. -Казань: Издательство Казанского университета, 1996.-568с.
  8. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. -М.: Экономика, 1991.-416с.
  9. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса, — М.: Просвещение, 1982−192с.
  10. Ю.Балл Г. А. Нормы деятельности и творческая активность личности // Вопр. псих. -1990.-N 6. -С. 25−34.
  11. П.Барбой Ю. М. Структура действия и современный спектакль. -Л.: ЛГИТ-МиК, 1988.-201с.
  12. В.А. Личностная ориентация учебно познавательной деятельности (дидактическая концепция): Монография. -Челябинск: Факел, 1995. -141 с.
  13. А. Собрание сочинений в четырех томах. Том 1. Перевод с французского. -М.: Московский клуб. -336 с. sориентированной психотерапии и психотехнике. -М.: Смысл, 1996. -158с.
  14. БеспалькоВ.П. Слагаемые педагогической технологии. —М.: Просвещение, 1989.-192с.
  15. A.A., Ковалев Г. А. Психологические трудности общения и их преодоление //Педагогика. -1992. -N5. С.65−71.
  16. В.П. Философские основания воспитания эстетической культуры. Дисс. .докт. фил. наук. Новгород. 1992. -285с.
  17. Э. Латеральное мышление. -СПб.: Питер Паблишинг, 1997. -320с.
  18. A.A. Проницательность как проблема психологии общения //t Вопр. псих. -1990,-N 4.-С. 117−122.
  19. Г. В. Магическое «если бы.(идеи К. С. Станиславского и профессиональное мастерство учителя). // Учительская газета.- 1996. -N40 от8 октября.-С. 9−11.
  20. . Театр. -М.: Искусство, -1965. -Т5/2. -565с.
  21. А.Б. 108 путей к блестящей идее: Пер. с англ.- Худ. обр. М. В. Драко. Минск: ООО „Попурри“, 1996. — 224с.
  22. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. -М.: Изд-во „Ось-89“, 1999. -176с.
  23. В.К. Психология эмоциональных явлений,— М.: МГУ, 1976. -142с.
  24. A.B. На грани игры и жизни. // Вопр. филос, — 1997.-N 12, — С.28−38.
  25. Вопросы психологии внушения. // Ученые записки. -Иваново, 1971. 163с.
  26. Вопросы психологии воли. /Под ред. В. И. Селиванова. Рязань, 1979 — 134с.
  27. Выготский J1.C. Психология искусства./Под ред. М. Г. Ярошевского. -М.:Педагогика, 1987.-344с.^ 32. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб.: СпбГУ, 1996. -152с.
  28. Г. Д. Содержательность художественных форм (эпос, лирика, театр). — М.: Просвещение, 1968. -302с.
  29. Гин А. Приемы педагогической техники: пособие для учителя. -М.: Вита-Пресс, 1999. -88с.
  30. В.И. Основы теоретической педагогики. -СПб.: СПбГУ, 1992. -154с.
  31. . Что такое психология: в 2 Т, Т 1. -М.:Мир, -1992. -Ч96с, Т. 2,-М.: Мир, 1992. -376с.
  32. Н.В. Гений в искусстве и науке. —М.: Искусство, 1991. —432с.
  33. Н. Режиссерские уроки К.С. Станиславского. -М.: Искусство, 1951.-566с.1 39. Гостев A.A. Образная сфера личности //Псих, жур, — 1987. -T.8.-N3.-C.33−42.
  34. Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении. Дисс.докт. пед. наук. Челябинск, 1993. -398с.
  35. Л.П. Общение с собой: начала психологии активности. М.:1. Политиздат, 1991. -320с.
  36. В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического исследования. -М.: Педагогика, 1986. -240с.
  37. В.В., Зинченко В. П. Предметная деятельность и онтогенез познания //Вопр. псих. -1988.-N5. С. 11−29.
  38. Г. А. О роли принципа отражения в исследовании процесса развития // Вопр. философии.- 1979.-N 12. -С.31 -43.
  39. С.Д., Ясвин В. А. Гроссмейстер общения: Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. М.: Смысл, Раритет, 1998. -192с.
  40. Джаф Фадиль. Наследие В. Э. Мейерхольда в зарубежном театроведении и театральной педагогике. Автореф. .канд. искусствовед.- СПб, 1994. 20с.
  41. Диагностика и развитие художественной одаренности. Сб. научн. трудов. /Сост. Е. Е. Колчин. -СПб.:СПГИМиК, 1992. -172с.
  42. О.В. Эстетика. -М.: Изд. Центр „Аз“, 1995. -274с.
  43. .И. Эмоция как ценность. -М.: Политиздат. 1978. -272с.
  44. В.Н. Психология общих способностей. -СПб.: Питер Ком, 1999. -368с.
  45. М.Е., Дуранов И. М., Жернов В. И., Лешер О. В. Педагогика воспитания и развития личности. -Магнитогорск: МГПИ, 1996. -314с.
  46. П.М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке или режиссура поведения учителя. -М.: „Флинта“, 1998. -336с.
  47. А.П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. -М.:"Флинта», 1998 -232с.
  48. В.И. Проблемы формирования профессионально-педагогической направленности личности студента. -Магнитогорск: МГПИ, 1995. -112с.
  49. В.А. К сущности волевого поведения// Псих. журн. -1985.-Т 6. -N3. -С.47−55.
  50. В.А. Формирование побуждения к действию, // Вопр. психологии. -1985.-N1,-С. 113−123.
  51. И.А. Исследование психологических факторов, влияющих на успешность публичного выступления. Дисс. .канд. псих. наук. -СПб, 1999.-148с,
  52. Г. В. Психология искусства и творчества: интерпретация естественно-научного и гуманитарного подходов.// Псих, журнал, — 1998.- Т 19.- N2.-С.175−178.
  53. Ф.И. Психология воспитания школьников. -Минск: Университэц-кое, 1996.-128с.
  54. Е.Э. Психология эмоции / Пер. с англ. А.Татлыбаева. -СПб.: Питер, 1999. -460с.
  55. Имедадзе И В. Ситуативное развитие мотивации и установки // Вопр. псих.-1989.-N2. -С. 39−47.
  56. И.Ф. Теория и практика формирования профессиональной педагогической культуры преподавателя высшей школы. Москва- Белгород, 1993. -219с.
  57. Искусствознание и психология художественного творчества / Отв. Ред. А .Я.
  58. , М.Г. Ярошевский. -М.: Наука, 1988. -352с.
  59. Исследование направленности личности: методические рекомендации. / Сост. Т. Н. Джумагулова, В. П. Седов.-Магнитогорск, МГПИ, 1991. -20с.
  60. М.С. Философия культуры.-СПб.: Петрополис, 1996. -416с.
  61. Какой быть новой педагогике? / Сост. А. Я. Найн, А. Г. Гостев. -Челябинск:1. ЮУКН, 1993. -273с.
  62. К алии В. К. На путях построения воли. //Псих, ж.- 1989.- т.10.-Ы2, — С.46−55.
  63. Е.С. Книга о театральном актере. -Л.: Искусство, 1984. -223с.
  64. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. -М.: Просвещение, 1987. -190с.
  65. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д, Педагогическое творчество. -М.: Педагогика, 1990. -144с.
  66. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! /Теория и практика школьных воспитательных систем. -М.: Новая школа, 1996. -160с.
  67. А. И. -театральный педагог. Статьи, воспоминания, архивные материалы. -СПб.: Электронстандарт, 1994. -141с.
  68. А. Знак эмоциональности и особенности интеллекта// Психологический журнал. т. З, N2, 1982. -С. 120−126.
  69. M.B. Инновация в мировой педагогике:обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). —Рига: НПЦ «Эксперимент», 1998.-180с.
  70. Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. -512с.
  71. E.H., Курдюмов С.ГГ. Интуиция как самодостраивание. //Вопросы философии. -1994.-N2.-С.110−123.
  72. И.П., Чарели Э. М. Тайны нашего голоса. -Екатеринбург, 1992. -319 с.
  73. А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. —Пенза: Н. М. Ц. Пензенского городского отдела образования, 1994. —344с.
  74. И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. Спб.: СпбГУПМ, 1999. -242 с.
  75. Кон И. С. Социология личности. -М.: Политиздат, 1967. -383с.
  76. A.B. Эстетический смысл индивидуальности (на материале художественной культуры). Автореф. .канд. философ. Наук, — СПб, 1986. -22с.
  77. В.И. Понятие сценического самочувствия в системе К.С. Станиславского / Вопр. псих. -1990. -N6.-C.95−102.
  78. В.И. К вопросу о структуре актерских способностей // Псих. журн. -1989. -Т.10. —N2. -С. 108−112.
  79. Кох И. Э. Основы сценического движения. -JL: Искусство, 1970. -566с.
  80. В.В. Проблемы научного обоснования обучения,— М.: Наука, 1983. 264с.
  81. Э.Г. Развитие диалектики в искусстве и философии прекрасного // Вопр. фил. -1985.-N10. -С. 104−112.
  82. Н.В. Очерки психологии труда учителя. -Л.: ЛГУ, 1967. -182с.
  83. Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся. //Вопросы психологии.- 1984, — N1. -С.20−26.
  84. О.М. Эмоциональная культура учителя в теории и практике отечественного высшего педагогического образования (60−90 годы 20 века). Дисс. .канд. пед. наук. -М., 2000−221с.
  85. Культура и творчество. Сборник научных трудов. -Тверь, 1995. -173с.
  86. Культура современного урока. / Под ред. Н. Е. Щурковой. -М.: Роспедагенст-во, 1997. -92 с.
  87. Культура, культурология и образование (материалы «круглого стола») // Вопр. философии. -1997, — N2. С.3−57.
  88. В.А. Осторожно творчество.// Вопр. филос. -1994. -N7. -С.72−81.
  89. Н.В. На пути к профессиональному совершенству. -М.: Просвещение, 1990. -159с.
  90. В. А. Проблема обучения кодированию интерпретации невербального поведения//Псих. журн. -1997. -Т. 18. -N5. -С.85−94.
  91. Г. Психодрама: теория и практика. — М.: Прогресс, 1994. -352 с.
  92. А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М.: Политиздат, 1975. -304с.
  93. .Т. Педагогика. Курс лекций. -М.: Прометей, 1992. -528 с.
  94. А.Н. Б.Г. Ананьев о психологии искусства. //Псих, журнал. -1981. -Т 2. -N 4.—С. 137−141.
  95. А.Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. -М.: Искусство, 1965. -374с.
  96. Лук А. Н. Эмоции и личность. -М.: Знание, 1982. -176с.
  97. Ю.А. Системная организация эмоционального поведения. М.: Медицина, 1980. 270с.
  98. О. Поэтический театр Юрия Любимова СПб.: Техническая книга, 1999.-271с.
  99. И.С., Социально-психологический тренинг -М.: Совершенство, 1980.-208с.
  100. Материалы для работы психолога с учителем как клиентом — М.- НПЦ «Коррекция», 1995. -С. 275−295.
  101. В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. -М.: Искусство,!968. -350с.
  102. Мелик-Пашаев A.A. Об источнике способности человека к художественному творчеству // Вопр. псих. -1998. N1. — С.76 -82.
  103. Ю.П. Композиция сценического пространства (поэтика мизансцены). -М.: Просвещение, 1981. -239с.
  104. В.Н. Психология отношений.-М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995.-356с.
  105. A.A. Развитие коммуникативной готовности студентов младших курсов к обучению в высшей школе. Дисс.. канд. пед. наук, Челябинск, 1997. -159с.
  106. А .Я. Культура делового общения.-Челябинск: ТОО «Версия», 1997.-256с.
  107. А.Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением: теоретические основы / Монография, — Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 1999. -328с.
  108. В.П. Введение в теорию и технологию педагогического общения: Учебн. пособие-М.: МПГУ, 1999. -165с.
  109. А.Б. Пластическая выразительность актера: учебное пособие для театральных вузов. -М.: Искусство, 1987. -191с.
  110. Немирович-Данченко В.И. О творчестве актера. Хрестоматия. -М.: Искусство, 1973. -^487с.
  111. В.Н. Психология телесного сознания. -М.: Алетейа, 1999. -448с.
  112. Л.П. Уроки вдохновения. // Ред. Ю. С. Калашникова. -М.: Всероссийское театральное общество, 1984. -383с.
  113. С.И. Словарь русского языка. -М.: Русский язык, 1987. -750с.
  114. Основы педагогического мастерства. / Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. -302с.
  115. Т., Пауэлл Дж. Психотренинг по методу Хосе Сильвы. Спб.: Питер Пресс, 1996. -192с.
  116. Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники и учебные пособия. «Ростов на — Дону: «Феникс», 1998 — 544с.
  117. Педагогика: педагогические теории. Системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/под ред. С. А. Смирнова. -2-е изд. -М.:Изд. Центр «Академия» 1999. 544с.
  118. Первые международные Ломовские чтения (тезисы докладов). -М: Институт психологии А.Н. СССР, 1991. -289с.
  119. Пиз А. Язык телодвижений. Пер с англ. Н. Е. Котляр. Кострома: И1 ill «Кострома», 1992. -258с.
  120. В.М. Роль психики в обеспечении моральной устойчивости человека. // Психологический журнал. -1986. -Т.7. -N1. С.62−72.
  121. В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие. -М.: Гном-Пресс, 1999. -192с.
  122. К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982. -309с.
  123. И.П. Педагогика. М.: Просвещение, гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996−631с.
  124. A.M. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. -М.:Просвещение, 1982. -224с.
  125. Я. А. Психология творчества и педагогика. -М.: Педагогика, 1976. -205с.
  126. Проблемы образования и развития личности учащихся. / Под ред. В. Н. Беликова, Г. Г. Гранатова, Е. В. Дегтярева. -Магнитогорск: МГПИ, 1996. -112с.
  127. Проблемы освоения театральной педагогики в профессионально-педагогической деятельности будущего учителя: материалы Всесоюзной научно практической конференции. -Полтава, 1991. -384с.
  128. H.A. Основы технологий совершенствования сценической речи. Кемерово: КШИиК, 1999. -95с.
  129. Психогимнастика в тренинге. /Под ред. М. Ю. Хрящевой. СПб.: «Ювента» институт тренинга, 1999. -256с.
  130. Психология одаренности детей и подростков. / Под ред. Н. С. Лейтеса. -М.: Издательский центр «Академия», 1990. -416с.
  131. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. -Минск: Харвей, 1999. -752с.
  132. Психологический анализ учебной деятельности. Сб. научн. тр. / Под ред. В. Д. Шадрикова. -М.: институт психологии, 1991. -263с.
  133. К.Э. Художественный процесс и потребности человека в искусстве. //Вопр. филос.-1986. -N8. -С.84−93.
  134. A.A., Коломинский Я. А. Социальная педагогическая психология. — СПб.: ЗАО «Питер», 1999. -416с.
  135. О. Мизансцена язык режиссера. — М.:Искусство, 1963. — 136с.
  136. М.С. Развитие педагогической техники в театральной педагогике современности. // Театр. -1996. N3.- С. 31−36.
  137. Т.А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. М.: Флинта, 1998. -264с.
  138. A.A. Художественная культура как фактор формирования индивидуальности. Автореф. дисс. .канд. культурологии -СПб., 2000. -23с.
  139. С.Л. Проблемы общей психологии. -М.: Педагогика, 1973. -423с,
  140. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория в практике. Перевод с английского. -М.: Прогресс, 1993. -368с.
  141. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -М.: Народное образование, 1998. -256с.
  142. В.И. Дискуссионные вопросы психологии воли.// Псих, журнал. 1986.-Т. 7,-N6. -С. И 0−121.
  143. Н.В. Пути взаимодействия школы и ВУЗа в инновационной деятельности// Педагогическая инноватика: состояние, проблемы, перспективы: Сб. тез. Докл. Научн.-практ.конф./Под ред. Н. В. Сергеевой. -Магнитогорск, 1997. -57с.
  144. П.В. Информационная теория эмоций и психология искусства. //Псих, журнал. -1981. -Т. 2. N4. -С.50−65.
  145. П.В. Мозг и творчество // Вопр. филос. -1992. -N11.- С. 3−24.
  146. П.В. Что такое «Эмоция». -М.: Наука, 1966. -95с.
  147. О.М. Методы и формы научного познания. -М.: Высшая школа, 1972. -95с.
  148. В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М.: Просвещение, 1976. -160с.
  149. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М.: Школа -Пресс, 1995.-384с.
  150. Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. -Минск: Хор-вит, 1997. -800с.
  151. В.И. Общая педагогика: в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. Учебное пособие для педагогических учебных заведений. -Нижний Тагил, 1998. -324с.
  152. B.C. Левин В. А. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопр. псих. -1989. -N1.-C.24−31.
  153. К.С. Мое гражданское служение России (сост. М.Н. Любомудрова). -М.: Правда, 1990. -656с.
  154. К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. -М.: Искусство, 1953. -782с.
  155. С.Ю. и др. Принципы рефлексивной педагогики творчества // Вопр. псих. -1991. -N5. -С.6−14.
  156. Г. А. Педагогика: наука и искусство. М.: Совершенство, 1998. -68с.
  157. Т.Г. Эмоциональность как профессионально важное качество учителя. Дисс. .канд. псих. наук. -СПб.:СПБГУ, 1997. — 160с.
  158. А.Я. О театре. -М.: ВТО, 1970. -604 с.
  159. С.Г. Основы применения математических методов в психологии: Учебное пособие. -СПб.: СПБГУ, 1999. -116с.
  160. Театральная энциклопедия. /Гл. ред. С. С. Мокульский, Т 1. -М.: «Советская энциклопедия», 1961. -с. 1214.
  161. .М. Проблемы индивидуальных различий. -М.: Прогресс, 1961. — 536с.
  162. Г. Зеркало сцены. Кн. 1. -О профессии режиссера. -Л.: Искусство, 1980. -304 с.
  163. В.И. Искусство и мораль /О социальной сущности и функции искусства/. -М.: Политиздат, 1973. -440с.
  164. Д.Н. Психологические исследования. -М.: Наука, 1966. -451с.
  165. З.М. Теоретические и методические основы обучения студентов педагогической технике: Монография. Магнитогорск. МГПИ, 1998. — 237с.
  166. Учителю о педагогической технике / Под ред. Л. И. Рувинского. —М.: Педагогика, 1987. -160с.
  167. В.П. Творчество в системе образования (монография). -Магнитогорск, 1995.-219с.
  168. Н.В. Невербальные средства обучения в деятельности учителя. -Дисс. .канд. пед. наук-М., 1995. -159с.
  169. Философский словарь. / Под ред. И. Г. Фролова, 5-е издание. М.: Политиздат, 1986. — 590с.
  170. Э. Психоанализ и этика. -М.: Республика, 1993. -415с.
  171. В.Н. Педагогическая импровизация.-М. Педагогика, 1989.-95с.
  172. Й. Человек играющий. -М.: Прогресс, 1992. -464с.
  173. B.B. Социально-психологический тренинг как форма подготовки коммерсантов к профессиональной деятельности./УЖурнал практич. псих. -1996. -N4. -С. 34−43.
  174. Шор Ю. М. Культура как духовно-творческая целостность: Дисс. .доктора фил. наук. СПб, 1995. -321с.
  175. Г. Я. Театр как искусство //Вопр. филос. -1988. -N11. -С.77−92.
  176. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. -М.: ACT, 1997. -300с.
  177. Эстетика: Словарь. / Под общ. Ред. А. Н. Беляева и др. -М.: Политиздат. 1989. -447с.
  178. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя / Сост. Г. С. Лабковская. -М.: Просвещение, 1983. -304с.
  179. Эстетическое сознание и процесс его формирования. /Институт философии АН СССР. М.: Искусство, 1981. -255с.
  180. Э.Г. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет научного изучения. // Вопр. философ. -1976. -N 5. -С. 62−78.
  181. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. -М.: Сентябрь, 1996. -96с.
  182. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. -М.: «Фливгга», 1997. -224с.
  183. Zacharias, Tomas. Deutschlands shularten im uberblick. (Ein Handbuch fur eitern, lehrer und schuler). -Leipzig.: Militzke Verclag. -176 s.
  184. Lumets H. Haumann W., Didaktik. B: Volk und Wissen Volkseig. Verlag, 1982−355s.
Заполнить форму текущей работой