Организационно-педагогические условия оптимизации деятельности детско-юношеских спортивных объединений в современной экономической ситуации
Для достижения поставленной цели в ходе констатирующего эксперимента был проведен анализ организационных, социально-экономических и правовых аспектов состояния системы физической культуры и спорта, в ходе которого было выявлено, что на развитие указанной системы в конкретном регионе влияют экономические, климатографические и культурно-исторические факторы региона, причем первые являются… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы оптимизации деятельности ДЮСШ в современной экономической ситуации
- 1. 1. Анализ взаимосвязей развития физической культуры и спорта и социально-экономической ситуации в обществе
- 1. 2. Анализ состояния нормативно-правовой и экономической базы как факторов развития физкультуры и спорта
- 1. 3. Психолого-педагогические аспекты развития массового и детско-юношеского спорта
- 1. 4. Оптимизации деятельности ДЮСШ: учет действующих факторов и проектирование организационно-педагогических условий
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Организационно-педагогические условия развития детско-юношеских спортивных объединений в современной экономической ситуации на примере Липецкой области
- 2. 1. Организационные условия сохранения и развития детскоюношеского спорта в современных экономических условиях
- 2. 2. Психолого-педагогические условия оптимизации деятельности ДЮСШ в российском образовательном пространстве
- 2. 3. Анализ состояния и перспективы эффективного функционирования ДЮС организаций Липецкой области
- 2. 4. Экспериментальное подтверждение основных идей исследования (на примере ОСДЮШОР «Локомотив»)
- 2. 5. Университет как фактор развития спортивно-массового движения в регионе
- Выводы по второй главе
Организационно-педагогические условия оптимизации деятельности детско-юношеских спортивных объединений в современной экономической ситуации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Физическая культура и спорт являются универсальным механизмом оздоровления людей, способом самореализации человека, его самовыражения и развития, а также средством борьбы против асоциальных явлений. В условиях масштабных преобразований, происходящих сегодня как в России, так и во всем мире, возрастает роль физической культуры и спорта как средства формирования здорового образа жизни и обеспечения физического, духовного и нравственного здоровья людей. Связано это, в первую очередь, с тем, что в России на протяжении последних 5 лет наблюдается устойчивая тенденция роста количества больных людей. Большую тревогу при этом вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения, половина которого имеет хронические заболевания. Отмечается недостаток двигательной активности детей и подростков, что приводит к развитию у них болезней сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем. Указанная ситуация может привести к тому, что через некоторое время трудоспособность населения страны резко понизится. Физическое здоровье людей в государстве следует рассматривать как общественное достояние, имеющее материальную и духовную ценность. Оно является важной характеристикой производительных сил.
Поэтому весьма актуальной является проблема формирования привычек здорового образа жизни, сознательного отношения к собственному здоровью и физической подготовленности. Большую роль в обеспечении физического совершенства и улучшении состояния здоровья детей может сыграть политика индивидуализации и дифференциации физического воспитания подрастающего поколения.
Исследования В. К. Бальсевича, Н. В. Барышевой, М. Я. Виленского, П. А. Виноградова, В. И. Жолдака и др. убеждают в наличии существенных резервов реорганизации системы физического воспитания учащихся, которые позволят выйти на качественно новый уровень ее функционирования. И весьма большие перспективы в деле укрепления здоровья детей, формирования привычек здорового образа жизни имеются у системы детско-юношеского спорта.
В связи с этим детско-юношеский спорт должен являться сферой особой заботы государства, рассматриваться им как важнейший фактор всестороннего гармоничного развития детей и подростков, их подготовки к учебе, труду, защите Родины. Однако состояние с привлечением детей и молодежи к активным занятиям спортом и физической культурой нельзя считать удовлетворительным. Так, в Липецкой области процент охвата детей и подростков занятиями физической культурой и спортом в различных детско-юношеских спортивных организациях составляет по данным на 2004 год 11,2% при социальной норме по Российской Федерации 20%.
Положение усугубляется изменением социальных и экономических условий в обществе. Долговременный опыт развития физической культуры и спорта в России показывает их неразрывную связь с общим экономическим потенциалом страны, величиной ее национального дохода. Вопрос об экономике в отрасли физической культуры и спорта еще в 1972 году одними из первых поднимали Б. С. Кузьмак и A.A. Осинцев.
С распадом СССР прекратила существование ведомственно-территориальная модель физкультурно-спортивного движения, в результате чего спортивные организации потеряли большую часть финансирования из госбюджета, внебюджетных источников и практически все средства из профсоюзного бюджета. С 1991 года продолжается сокращение сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений. Под предлогом экономической нецелесообразности предприятия и организации отказываются от содержания спортивных и оздоровительных объектов, которые либо закрываются, либо используются не по назначению, либо продаются или передаются другим собственникам. Характерным для России в период перехода к рыночной экономике становится активизация процесса превращения физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг в товар, проникновение маркетинга в сферу физической культуры и спорта, чрезмерная коммерциализация международного и, в первую очередь, олимпийского спорта. Все это сопровождается сокращением финансирования сферы физической культуры и спорта из средств государственного и местных бюджетов, что приводит к необходимости привлечения внебюджетных источников ее финансирования.
Исследование состояния развития физической культуры и спорта в современных экономических условиях показало наличие ряда противоречий, выражающихся в несоответствии между:
— резким возрастанием роли физической культуры и спорта в системе ценностей современной цивилизации и низкими темпами развития отечественной физической культуры и спорта из-за реального состояния ее экономической базы;
— высокими требованиями к физическому, духовному и нравственному здоровью людей как условию успешного экономического и социального развития общества и сложившейся критической ситуацией с состоянием человеческого ресурса в России;
— возможностью формирования здорового образа жизни подрастающего поколения через привлечение детей и подростков к занятиям физической культурой в детско-юношеских спортивных организациях и отсутствием организационно-педагогической концепции оптимизации деятельности данных учреждений в современных социально-экономических условиях.
Поиски путей устранения указанных противоречий составляют проблему исследования.
Цель исследования заключается в определении организационно-педагогических условий оптимизации деятельности детско-юношеских спортивных объединений с учетом современных экономических факторов и проверке их эффективности.
Объект исследования: деятельность детско-юношеских спортивных объединений.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия эффективной деятельности детско-юношеских спортивных объединений в современной экономической ситуации.
Гипотеза исследования: оптимизация деятельности детско-юношеских спортивных организаций в современной социально-экономической ситуации возможна, если:
— при организации занятий физической культурой и спортом учитывать социально-экономические, культурно-исторические и климатографические факторы, влияющие на развитие спорта в данном регионе;
— обеспечить массовое привлечение подрастающего поколения к занятиям физической культурой и спортом с целью формирования у них привычек здорового образа жизни;
— создать определенные психолого-педагогические условия для занятий физической культурой и спортом, в том числе сформировать положительную мотивацию и потребности физического совершенствования, обеспечить педагогический мониторинг процесса и результатов занятий физической культурой и спортом;
— организовать многоканальное финансирование занятий физической культурой и спортом (местное, областное, федеральное, спонсорское, использование доходов от собственной предпринимательской деятельности, создание и использование необходимой правовой базы);
— дифференцированно подходить к привлечению детей и юношества к занятиям спортом, учитывая материальное положение их семей.
Исходя из цели и гипотезы исследования, поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ организационных, социально-экономических и правовых факторов, влияющих на состояние и развитие системы физической культуры и спорта в России.
2. Выявить возможный потенциал детско-юношеских спортивных объединений в формировании привычек здорового образа жизни подрастающего поколения.
3. Сформулировать принципы создания накопительного фонда детско-юношеских спортивных объединений, источники финансирования и приоритетные направления использования для решения задачи массового привлечения детей и подростков к систематическим занятиям физкультурой и спортом.
4. На основе синтеза социологического, культурологического, психологического и педагогического аспектов проблемы определить организационно-педагогические условия оптимизации деятельности детско-юношеских спортивных объединений.
5. Проверить эффективность реализации организационно-педагогических условий как средства привлечения детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом (на примере детско-юношеских спортивных объединений Липецкой области). Методологическая основа исследования. Руководящие идеи:
— закономерности факторного анализа, совокупность которых позволяет получить целостную картину состояния и прогнозировать дальнейшее развитие изучаемого процесса;
— концепция гармоничного развития личности, учитывающая взаимосвязь физической культуры с остальными аспектами становления личности;
— деятельностная теория обучения, теория управления, теория оптимизации.
Результаты философских, социально-экономических, психологических и педагогических исследований о:
— содержании, средствах и методах физического воспитания и образования (Б.А. Ашмарин, Н. В. Барышева, Г. Д. Бабушкин, Ю. Г. Коджаспиров, Э. Майнберг, Л. П. Матвеев, В. И. Столяров и др.);
— психологических закономерностях воспитания и обучения, в том числе в спортивных организациях (В.К. Вилюнас, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, А. П. Ситников, Н. Ф. Талызина, Р. Хон и др.);
— повышении физической активности (В.К. Бальсевич, В. И. Столяров, A.B. Харитонов и др.);
— социально-экономических аспектах развития физической культуры и спорта (A.M. Бабич, Г. Р. Гостев, Г. Г. Ерошина, В. И. Жолдак, В. И. Коваленя, Ю. А. Фомин и др.);
— влиянии занятий спортом на здоровье подрастающего поколения, внедрении здоровьесберегающих технологий в практику работы спортивных организаций (Ю.Н. Вавилов, О. И. Водяницкая, А. Г. Дембо, О. В. Козырева, Л. И. Лубышева и др.);
— сущности и содержании валеологического образования школьников (Э.Н. Вайнер, Е. В. Стопникова, Л. Г. Татарникова и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования были использованы следующие методы:
— изучение и анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы;
— изучение и обобщение современных достижений педагогики и психологии спорта, анализ организации деятельности детско-юношеских спортивных объединений;
— изучение и анализ нормативно-правовой базы и экономического состояния сферы физической культуры и спорта;
— наблюдение, моделирование, анкетирование, экспертная оценка, педагогический эксперимент, статистические методы обработки результатов.
Этапы и база исследования.
1992 — 1997 гг. — констатирующий экспериментцель — изучение состояния спортивно-массовой работы в регионе, подтверждение актуальности выбранной темы.
1997 — 2002 гг. — поисковая деятельностьцель — выявление социально-экономических и организационно-педагогических факторов, влияющих на деятельность детско-юношеских спортивных объединений, и разработка системы условий, направленных на оптимизацию указанной деятельности.
2002 — 2005 гг. — опытно-экспериментальное подтверждение результативности организационно-педагогических условий оптимизации деятельности детско-юношеских спортивных объединений на основе выявленных экономических и педагогических факторов.
Опытно-экспериментальной базой исследования выступали: областная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Локомотив», негосударственное благотворительное спортивно-оздоровительное внешкольное учреждение «Подростковый центр».
Положения и результаты, выносимые на защиту:
• Комплекс организационных, психолого-педагогических и экономических условий развития детско-юношеского спорта в конкретном регионе определяют социально-экономические, климатографические и культурно-исторические факторы региона.
• Создание определенных психолого-педагогические условий для занятий физической культурой и спортом, а именно: формирование положительной мотивации и потребностей физического совершенствования, разработка и использование педагогического мониторинга процесса и результатов занятий физической культурой и спортом, является необходимым обстоятельством для оптимизации деятельности детско-юношеских спортивных организаций.
• Одним из ведущих условий развития детско-юношеского спорта в регионе является организация сотрудничества спортивных объединений и местных органов самоуправления, приобретающая особую важность в связи с принятием закона 131 «О местном самоуправлении» и направленная на усиление внимания к развитию массового и оздоровительного спорта наряду со спортом высших достижений.
• В современной экономической ситуации равноправными источниками финансирования деятельности детско-юношеских спортивных объединений, наряду с бюджетными (в том числе региональным) поступлениями, является привлечение средств юридических и физических лиц, а также самостоятельная предпринимательская деятельность спортивных учреждений, вследствие чего оптимизация деятельности детско-юношеских спортивных объединений возможна при условии осознания данного фактора и использовании его в стратегии развития указанных объединений их руководителями.
• Вовлечение детей и подростков в массовые занятия физической культурой и спортом через развитие системы детско-юношеского спорта способствует формированию здорового образа жизни, ценностного отношения к своему здоровью, что, в свою очередь, является необходимым условием экономического развития государства, роста благосостояния и стабильности в обществе.
Новизна исследования заключается в следующем:
— выявлено наличие обратной связи между социально-экономическим состоянием общества и развитием физической культуры и спорта, а именно: занятия физической культурой и спортом являются гарантом экономического развития государства и стабильности в обществе;
— показана необходимость совершенствования нормативно-правовой и экономической базы в сфере физкультуры и спорта, в том числе в области налогового законодательства;
— классифицированы группы факторов, которые необходимо учитывать при планировании деятельности детско-юношеских спортивных объединений: экономические, политические, социальные, научно-технические, педагогические;
— теоретически обоснован комплекс социально-экономических и психолого-педагогических условий, позволяющий обеспечить оптимизацию деятельности детско-юношеских спортивных объединений;
— определена ведущая роль формирования потребности в занятиях физической культурой и спортом в развитии системы детско-юношеского спорта.
Теоретическая значимость:
— с позиций деятельностного подхода и гуманистических принципов организации деятельности системы детско-юношеского спорта уточнены цели и задачи физического воспитания;
— выявлены психолого-педагогические условия оптимизации деятельности детско-юношеских спортивных объединений, важнейшими из которых являются: формирование положительной мотивации к занятиям физкультурой и спортом (в том числе использование потенциала современных средств массовой информации), внедрение в практику работы форм и методов проведения занятий, обеспечивающих дифференцированный подход к занимающимся и направленных на формирование качеств, которые необходимы для успешного становления личности в современном обществе (самостоятельность, умение преодолевать трудности и т. п.), развитие и внедрение здоровь-есберегающих технологий в спортивную сферу;
— доказано, что индивидуализация спортивной работы может осуществляться на основе идей личностно-ориентированного воспитания и обучения применительно к сфере физической культуры;
— обосновано, что наряду с психолого-педагогическими факторами оптимизации деятельности детско-юношеских спортивных объединений в современных условиях существуют также социально-экономические: наличие региональной спортивной политики (в том числе направленной на усиление внимания к массовому спорту), развитие материально-технической спортивной базы региона (в значительной мере обусловленной внедрением высоких технологий в спортивную сферу), привлечение дополнительных источников финансирования;
— выявлены возможные источники дополнительного финансирования и доказана возможность и значимость дифференцированного подхода к оказанию платных услуг в рекреационной сфере.
Практическое значение исследования заключается в том, что реализация разработанного комплекса организационных и психолого-педагогических условий в деятельность детско-юношеских спортивных организаций позволяет обеспечить:
— формирование здорового образа жизни и ценностного отношения к своему здоровью;
— массовость занятий физической культурой и спортом;
— улучшение здоровья детей и подростков, регулярно занимающихся физической культурой и спортом;
— сохранение и развитие существующей сети детско-юношеских спортивных школ, клубов, организаций.
Результаты исследования могут быть также использованы на курсах повышения квалификации тренерско-преподавательского состава детско-юношеских спортивных школ, при подготовке специалистов по организации работы с молодежью.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается:
— опорой на результаты фундаментальных философских, социологических, психологических и педагогических исследований;
— теоретическим анализом и обобщением опыта (в том числе личного) спортивного воспитания детей и подростков в Липецкой области;
— продолжительностью, широтой и многосторонностью опытно-экспериментальной работы, в ходе которой подтвердились основные теоретические положения исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе многократного обсуждения научных идей, основного содержания и экспериментальных данных на заседаниях кафедр педагогики, спортивных дисциплин, физического воспитания ЕГУ им. И. А. Бунина, в ходе выступлений на депутатских слушаниях в г. Ельце и г. Липецке, на методических семинарах университета. Результаты исследований использовались при разработке концепции развития спортивно-массовой работы в Липецкой области в целом, и г. Ельце, в частности, при планировании организационно-воспитательной работы спорткомплекса «Локомотив» (г. Елец), а также в практике работы дорожной комплексной детско-юношеской спортивной школы «Локомотив» (г. Воронеж) и специализированной спортивной школы олимпийского резерва «Спартак» (г. Елец).
Основные результаты исследования докладывались на российских и региональных конференциях в г. Липецке (1998 — 2005 гг.), г. Ельце (1995 -2005 гг.).
Результаты исследования имеют важное значение для развития деятельности детско-юношеских спортивных школ и негосударственных спортивных объединений, а также внедрения здоровьесберегающих технологий в практику работы общеобразовательных учреждений, так как показывают возможности формирования положительной мотивации к занятиям физкультурой и спортом на основе использования мощного потенциала современных средств массовой информации и внесения в практику работы форм и методов проведения занятий, обеспечивающих дифференцированный подход к занимающимся и направленных на формирование качеств, необходимых для успешного становления личности в современном обществе.
Опытно-экспериментальное доказательство результативности разработанной схемы оптимизации деятельности детско-юношеских спортивных объединений на базе выявленных экономических и педагогических факторов было получено на основе организации и мониторинга деятельности областной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва «Локомотив» и негосударственного благотворительного спортивно-оздоровительного внешкольного учреждения «Подростковый центр», а также частичного использования разработок в других детско-юношеских спортивных школах Липецкой области.
В целом применение результатов исследования на практике способствовало формированию здорового образа жизни и ценностного отношения к своему здоровью, улучшению здоровья детей и подростков, регулярно занимающихся в спортивных организациях, увеличению массовости занятий физической культурой и спортом.
Проведенное исследование подчеркивает актуальность развития системы детско-юношеского спорта в регионах в современных условиях, однако не исчерпывает все экономические, социологические и психолого-педагогические аспекты данной проблемы. Необходимы разработка системы государственного и общественного мониторинга за ходом выполнения правительственных законов и постановлений в области спорта, в том числе за соблюдением пропорций в финансировании спорта высших достижений и спорта «для всех», определение многосторонних критериев оценки деятельности детско-юношеских спортивных школ, разработка более результативных методик, способных привлечь детей и подростков к занятиям физкультурой и спортом. Все вышесказанное в целом позволит улучшить здоровье и нравственные качества подрастающего поколения, а значит, и повысить потенциал нашей страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Исследование состояния развития физической культуры и спорта показывает, что современные экономические условия вносят значимые коррективы в условия деятельности детско-юношеских спортивных объединений, заставляя их быстро и четко реагировать на изменения в социальной сфере, в том числе развивать материально-техническую базу спортивных учреждений и осуществлять оплату работающего персонала за счет перехода на многоканальное финансирование, внедрять новые виды рекреационных оздоровительных услуг, уделять больше внимания сотрудничеству со средствами массовой информации и реализовывать самостоятельные рекламные акции по привлечению детей и юношества к занятиям спортом.
Цель нашего исследования была связана с обоснованием, проектированием и внедрением условий, позволяющих оптимизировать деятельность детско-юношеских спортивных учреждений в современных социально-экономических условиях.
Для достижения поставленной цели в ходе констатирующего эксперимента был проведен анализ организационных, социально-экономических и правовых аспектов состояния системы физической культуры и спорта, в ходе которого было выявлено, что на развитие указанной системы в конкретном регионе влияют экономические, климатографические и культурно-исторические факторы региона, причем первые являются определяющими, т.к., во-первых, улучшение экономического состояния региона дает возможность преодоления климатографических факторов, во-вторых, оно в значительный мере стимулирует процессы глобализация, которые, в свою очередь, формируют спрос в спортивной сфере на услуги, нетрадиционные для данного региона.
Значимым фактором развития детско-юношеского спорта в регионе является также организация сотрудничества спортивных объединений и местных органов самоуправления, приобретающая особую важность в связи с принятием закона «О местном самоуправлении». Этот фактор будет особенно действенным в том случае, если осуществляется необходимое в современных условиях переакцентирование внимания со спорта высших достижений на спорт для всех.
Поисковая работа, проводимая на втором этапе исследования, позволила сделать выводы о том, что, наряду с бюджетным (в том числе региональным) финансированием, все более значимыми источниками становятся поступления средств юридических и физических лиц, а также самостоятельная предпринимательская деятельность спортивных учреждений. Вместе с тем было выявлено, что руководители значительной части спортивных учреждений, а также тренерско-преподавательский состав недостаточно адекватно оценивают значимость этих источников, что не позволяет им в полной мере использовать их потенциальные возможности.
Однако экономические условия являются необходимыми, но недостаточными для привлечения детей и подростков к занятиям спортом.
Изучение и обобщение современных достижений личностно-ориентированной педагогики, педагогики и психологии спорта, обращение к концепции гармоничного развития личности, учитывающей взаимосвязь физической культуры с остальными аспектами становления личности, позволили сделать выводы о том, что оптимизация деятельности детских спортивных объединений возможна при создании комфортных психолого-педагогических условий для занятий физкультурой и спортом, включающих формирование положительной мотивации и потребностей физического совершенствования, гуманизацию принципов спортивных соревнований, разработку и использование педагогического мониторинга и т. п.
Важным результатом исследования является доказательство существования не только прямой, но и обратной связи между уровнем экономического развития региона и уровнем развития системы детско-юношеского спорта в нем, т.к. последний способствует формированию здорового образа жизни, ценностного отношения к своему здоровью, что является важным фактором подготовки квалифицированных кадров, наличие которых обуславливает экономическое развитие региона.
Список литературы
- Абасов, 3. Инновационность в образовании и подготовка учителей Текст. / 3. Абасов // Вестник высшей школы. 2001. — № 4. — С. 7 — 9.
- Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации Текст. / Р. Ф. Абдеев. М.: Владос, 1994. — 334 с.
- Адам, К. Концепции мотивации действий, предложенные практиком Электронный ресурс. / К. Адам III www.sportpedagogyc.ru/mag/adam78−99/htm
- Адам, К. Неакадемическ’ие размышления по поводу психологии успеха. Электронный ресурс. / К. Адам // www.sportpedagogyc.ru/mag/adam34−17/htm
- Акулов, A.M. Спортивные интересы подростков и возможность их реализации в условиях городского муниципалитета // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка Текст. / A.M. Акулов, Е. В. Кузьмичева. -2005.-№ 2.-С. 9−15.
- Анаркулов, Ч.Ф. Кыргизские народные подвижные игры, физические упражнения и современность Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Ч. Ф. Анаркулов. М.: ГЦОЛИФК, 1993. — 43 с.
- Анисимов, Е.А. Проблема развития общетрудовых и профессионально-важных психофизиологических функций у школьников и молодежи средствами физической культуры и спорта Текст.: дис.. д-ра биол. наук / Е. А. Анисимов. М., 1994. — 384 с.
- Анисимов, Е.А. К вопросу об использовании средств физической культуры и спорта в целях подготовки школьников к труду Текст. / Е. А. Анисимов, С. А. Косилов // Теория и практика физической культуры. 1986. — № 9. -С. 10−12.
- Апанасенко, Г. Л. Здоровье спортсмена: критерии оценки и прогнозирования Текст. / Г. Л. Апанасенко, Ю. С. Чистякова // Теория и практика физической культуры. 2006. — № 1. — С. 19 — 23.
- Арвисто, М.А. Необходимость новой воспитательной среды и организационной структуры для гуманизации спорта Текст. / М. А. Арвисто,
- A.А. Семенов // Социально-экономические проблемы воспитания спортсменов в условиях перестройки советского общества: тез. докладов всерос. конф. -Минск, 1990.-С. 66−67.
- Аристова, Л.В. Физическая культура: отрасль в новых условиях хозяйствования Текст. / Л. В. Аристова, С. П. Шпилько. -М., 1991. 144 с.
- Ахренов, А. Роль образования как важнейшей функции государства на рубеже 21-го века Текст. / А. Ахренов, А. Караваев // Современная школа. -2000.- №½.- С. 11.
- Бабич, A.M. Проблемы развития и эффективности использования материально-технической базы физической культуры и спорта в условиях перехода к рыночной экономике Текст. / A.M. Бабич // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 9. — С. 20−23.
- Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания школьников Текст. / В. К. Бальсевич, М. П. Шестаков // Спорт, духовные ценности, культура. М., 1997. — Вып. 7. — С.232−237.
- Бальсевич, В.К. Физическая культура: молодежь и современность Текст. / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 4. — С. 2 — 8.
- Бальсевич, В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России Текст. /
- B.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 3. -С. 3−5.
- Барышева, H.B. Организационно-педагогическая система развития физической культуры личности Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. В. Барышева. Самара, 1997. — 39 с.
- Белозерцев, Е.П. Культурно-образовательная среда малого города: взгляд человека из Ельца Текст. / Е. П. Белозерцев // Человек и культурно-образовательная среда. Елец': ЕГУ им. H.A. Бунина, 2005. — С. 132 — 144.
- Белозерцев, Е.П. Образование: историко-культурный феномен Текст.: курс лекций / Е. П. Белозерцев. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. — 704 с.
- Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентирован-ного воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. — № 4. -С.29−36.
- Бондаренко, C.B. Формирование положительной адаптации к учебному труду у детей 6−7 лет средствами физического воспитания Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / C.B. Бондаренко. М., 1980. — 14 с.
- Бутова, Т.Г. Исследование предпочтений населения в занятиях физической культурой и спортом в условиях формирующегося рынка услуг Текст. / Т. Г. Бутова, A.A. Казаков, В. М. Черных // Теория и практика физической культуры. 2006. — № 2. — С. 15−18.
- Бызов, А.П. Взаимосвязи настоящего времени с формированием здоровья и увлечениями спортом Текст. / А. П. Бызов // Теория и практика физической культуры. 2005. — № 6. — С. 53 — 57.
- Быховская, И.М. Гуманизм или технократизм: два стиля мышления в спорте Текст. / И. М. Быховская // Нравственный потенциал современногоспорта: материалы 4-го всероссийского методологического семинара. М.: Советский спорт, 1989. — С. 25 — 29.
- Вавилов, Ю.Н. Научно-практические предпосылки спортивно-оздоровительной программы для детей и молодежи Текст. / Ю. Н. Вавилов, К. Ю. Вавилов // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 4. -С. 54−60.
- Вавилов, Ю.Н. Спортивно-оздоровительная программа «Президентские состязания» (авторский проект) Текст. / Ю. Н. Вавилов, К. Ю. Вавилов // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. — С. 51 — 54.
- Вапнярская, О.И. Зарубежный опыт управления массовым спортом Текст. / О. И. Вапнярская, М. И. Золотов // Менеджмент в России и за рубежом. 2003.-№ 3. — С. 19−24.
- Васильева, О.С. Олимпийская парадигма и развитие современного спортивного мышления Текст. / О. С. Васильева, В. Б. Барабанова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. -№ 2.-С.2−6.
- Вахтеров, В.П. Заметки о постановке физического воспитания в школе Текст. / В. П. Вехтеров // Материалы по реформе средней школы. Петроград: Сенатская типография, 1915. — С. 388 — 392.
- Венгер, JLA. Психология Текст. / JI.A. Венгер, В. В. Мухина. М., 1988.-280 с.
- Вераккиа, Р. Проблемы современного олимпизма Текст. / Р. Вераккиа // Информационный вестник. М.: ВНИИФК, 1978. — № 12. — С. 17 — 23.
- Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст. / A.A. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 208 с.
- ВизитеЙ, H.H. Физическое совершенство как характеристика гармонично развитой личности Текст. / H.H. Визитей // Физическая культура и современные проблемы физического совершенствования человека. М., 1985. -С. 35−41.
- Виленский, М.Я. Модель профессионально-творческого развития личности специалиста физической культуры Текст. / М. Я. Виленский, С.Н. Бе-гидова // Педагогическое образование и наука. 2005. — № 3. — С. 43 — 49.
- Виленский, М.Я. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки Текст. / М. Я. Виленский, E.H. Литвинов // Физическая культура в школе.- 1990.-№ 12.-С. 29−35.
- Вилькин, Я.Р. Организация работ по массовой физической культуре и спорту Текст. / Я. Р. Вилькин, Т. М. Каневец. М.: Физкультура и спорт, 1985.- 176 с.
- Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека Текст. / В. К. Вилюнас. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 286 с.
- Винник, В.А. Эффективность различных форм физкультурно-спортивной активности в формировании ценностных ориентаций личности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук/В.А. Винник. -М.: ВНИИФК, 1991. -23 с.
- Вишневский, В.И. Социально-воспитательные аспекты массовых спортивных соревнований школьников в СССР Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. И. Вишневский. М.: ВНИИФК, 1987. — 22 с.
- Водяницкая, О.И. Организация здоровьесберегающей среды в школах г. Москвы Текст. / О. И. Водяницкая // Физическая культура в школе. 2004. -№ 7.-С. 7−10.
- Воробьев, Н.Е. Спортивная педагогика в Германии: становление, развитие, проблемы Текст. / Н. Е. Воробьев. Волгоград, ВГАФК, 1997. — С. 50, 61−62.
- Воронков, С.Г. Российские регионы в условиях становления нового типа мировой экономики Электронный ресурс. / С. Г. Воронков //www.orenburg.ru/culture/credo/02/5.html.
- Всемирная декларация о высшем образовании для 21 века: подходы и практические миры Текст. Париж, 1998.
- Ганюшкин, А.Д. Проблемы «антиспорта» с позиций психологии Текст. / А. Д. Ганюшкин, М. В. Приставкина // Формирование гуманистического мировоззрения студентов. Смоленск, 1991. — С. 74 — 88.
- Геллер, Е.М. Игровая направленность как фактор гуманизации детско-юношеского спорта Текст. / Е. М. Геллер // Социально-экономические проблемы воспитания студентов в условиях перестройки советского общества. -Минск, 1990.-С. 83 -85.
- Геращенко, И.Г. О принципе неопределенности в спортивной педагогике Электронный ресурс. / И. Г. Геращенко, А. И. Шамардин и др. //www.infosport.ru/Press/TPFK/1998N9/p2−6.htm
- Гласс, Д. Статистические методы в педагогике и психологии Текст. / Д. Глас, Дж. Стэнли- пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
- Гориневский, В.В. Руководство к обследованию физического развития учащихся Текст. / В. В. Гориневский. Петроград: Тип. Г. И. Зархи, 1916.-128 с.
- Гориневский, В.В. Физическое образование Текст. / В. В. Гориневский. СПб.: Родник, 1913. — 94 с.
- Горская, И.Ю. Морфогенетические основы индивидуальных различий и возможности их использования в физической культуре и спорте Текст. / И. Ю. Горская // Теория и практика физической культуры. 2005. — № 10. -С. 54−57.
- Гостев, Г. Р. Организационные, социально-экономические и правовые аспекты развития физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации (на примере Воронежской области) Текст.: дис.. канд. псих, наук/Г.Р. Гостев. -М., 2001, — 147 с.
- Грицай, О.В. Центр и периферия в региональном развитии Текст. / О. В. Грицай, Г. В. Иоффе, А. И. Трейвиш. М.: Калуга, 1991. — 167 с.
- Губарева, Т.И. Комплексная «спартианская» программа культурно-спортивной работы с инвалидами Текст. / Т. И. Губарева // Духовность, спорт, культура. М.: РАО, ГЦ «СпАрт» РГАФК, 1997. — С. 106 — 195.
- Гутин, А.Т. Идеалы и ценности олимпизма в воспитании юных спортсменов Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Т. Гутин. М., 1994. -24 с.
- Даугс, Р. Дети и молодежь в спорте высших достижений (данные немецких ученых) Текст. / Р. Даугс, Э. Эмрих, X. Игель // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. -№ 1.-С. 41 -45.
- Дембо, А.Г. Актуальные’проблемы современной спортивной медицины Текст. / А. Г Дембо. М.: ФиС, 1980. — 234 с.
- Дембо, А.Г. Спортивная кардиология Текст. / А. Г Дембо, Э.В. Земцов-ский. М.: Медицина, 1989. — 469 с.
- Дети в спорте высоких достижений: заявление немецкого спортивного союза Текст. // Международное спортивное движение. Экспресс-информация, вып. 18.-М.: ЦООНТИ-ФиС, 1983. С. 12 — 18.
- Дойзер, Э. Здоровье спортсмена Текст. / Э. Дойзер. М.: Физкультура и спорт, 1980.- 130 с.
- Дьюри, Ж. Олимпийское движение и воспитание Текст. / Ж. Дьюри // Всемирный научный конгресс «Спорт в современном обществе»: сборник научных материалов. М., 1974. — С. 122−130.
- Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте Текст. / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. М.: Академия, 2001.-264 с.
- Жолдак, В.И. Концептуальная схема повышения социально-экономической эффективности физкультурно-спортивного движения Текст. / В. И. Жолдак // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 9. -С. 24−25.
- Заболевания и повреждения при занятиях спортом Текст.- под ред. А. Г. Дембо, 3-е изд. перераб. и доп. Д.: Медицина, 1991.
- Загвязинский, В.И. Физическая культура в системе отечественного образования Текст. / В. И. Загвязинский // Теория и практика физической культуры. 2005. — № 8. — С. 59 — 62.
- Зациорский, В.М. Перенос тренированности одна из центральных проблем теории и практики физической культуры Текст. / В. М. Зациорский // Теория и практика физической культуры. — 1960. — № 9. — С. 56 — 58.
- Зациорский, В.М. Физические качества спортсменов Текст. / В. М. Зациорский. Изд. 2. — М.: Физкультура и спорт. — 1970. — 200 с.
- Зимин, Б.Н. Эволюция старопромышленных развитых капиталистических стран и использование результатов ее изучения для СССР Текст. / Б. Н. Зимин, С. В. Одессер // География и проблемы регионального развития. М.: ИГ АН СССР, 1989. — С. 220 — 234.
- Зотов, А.П. Актуальные проблемы детско-юношеского физкультурно-спортивного движения Текст. / А. П. Зотов // Спорт, духовные ценности, культура.-М., 1997.-Вып. 7.-С. 176- 189.
- Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология физического воспитания Текст. / Е. П. Ильин. Л., 1979. — 200 с.
- Имеш, Ф.Р. Мотивация проведения и воспитательные функции спортивных мероприятий Текст. / Ф. Р. Имеш // Проблемы международного спортивного движения. М.: ВНИИФК, 1982. — С. 11 — 26.
- Ипатов, Д.И. Основные направления гуманизации спортивных игр и соревнований в работе со школьниками Текст.: дис.. канд. пед. наук / Д. И. Ипатов. -М.: ВНИИФК, 1991. 168 с.
- Калинкин, Л.А. Экспорт на Олимпийских играх третьего тысячелетия Текст. / Л. А. Калинкин // Олимпийское движение и социальные процессы. -Ч. 1-я.-Краснодар, 1996.-С. 154- 156.
- Кахидзе, Г. Г. Воспитательное значение и пути использования народно-национальных подвижных игр и физических упражнений у школьников Текст.: дис.. канд. пед. наук / Г. Г. Кахидзе. Киев: КГИФК, 1986. — 162 с.
- Келишев, И.Г. Спортивная направленность личности Текст. / И.Г. Ке-лишев // Спорт и личность. М.: Физкультура и спорт, 1975. — С. 105 — 127.
- Кмузов, Ю.И. Источники финансирования физической культуры Текст. / Ю. И. Кмузов. М.: Физкультура и спорт, 1990. — 46 с.
- Коваленя, В.И. Психологический анализ спроса и предложения в сфере физической культуры Текст.: дис.. канд. псих, наук / В. И. Коваленя. -СПб., 2002.- 123 с.
- Коджаспиров, Ю.Г. Атлеты прошлого занимались под музыку Текст. / Ю. Г. Коджаспиров // Физическая культура в школе. 2004. — № 1. — С. 35 -42.
- Коджаспиров, Ю.Г. Проблема дефицита положительных эмоций на занятиях физической культурой и спортом Текст. / Ю. Г. Коджаспиров // Теория и практика физической культуры. 1994. -№ 5−6.-С.34−37.
- Козлова, B.C. Правовые реалии спортивного резерва: ретроспектива и современность Текст. / B.C. Козлова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005.-№ 3. — С. 15−18.
- Козырева, О.В. Спартианская программа целостного гуманистического воздействия на личность дошкольника Текст. / О. В. Козырева // Духовность, спорт, культура. М.: РАО, ГЦ «СпАрт» РГАФК, 1997. — С. 80 — 106.
- Колесникова, Н.П. Что может физкультурно-спортивный комплекс города Текст. / Н. П. Колесникова. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 86 с.
- Колычев, В.А. Социально-педагогический принцип активизации и детский спорт Текст. / В. А. Колычев // Спорт, духовные ценности, культура. М., 1997. — Вып. 7. — С. 238−240.
- Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г. 31 августа 2000 г., № 1202-Р. Текст.
- Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 2015 гг.» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.09. 2005, № 1433-р) Текст.
- Кочергина, A.A. Оптимизация тренировочного процесса юных лыжников с учетом их генетической предрасположенности Текст. / A.A. Кочергина, И. И. Ахметов //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.-2006,-№ 1,-С. 35 37.
- Кудрявцева, Н.В. Новые формы физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью Текст.: автореф. дис.. канд. псих, наук / Н. В. Кудрявцева. -М, 1996.-23 с.
- Кузин, В.В. Оптимизация системы управления отраслью «Физическая культура и спорт» в России в рыночных условиях Текст. / В. В. Кузин // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 2. — С. 46−51.
- Кузовлев, В.П. Профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе (научно-методический и организационно-педагогический аспекты) Текст.: дис.. д-ра пед. наук / В. П. Кузовлев. -М., 1999.-454 с.
- Кузьмак, Б.С. Социально-экономические проблемы физической культуры и спорта Текст. / Б. С. Кузьмак, A.A. Осинцов. М.: Физкультура и спорт, 1987.-278 с.
- Кун, JI. Всеобщая история физической культуры и спорта Текст. / Л. Кун. М.: Радуга, 1982. — 399 с.
- Курц, Д. Педагогика спорта, дидактика спорта, теория плана спортивных занятий и преподавания физкультуры Текст. / Д. Курц. М.: Аспект-Пресс, 1995.-318 с.
- Лазарев, П.В. Спорт и искусство в структуре олимпийского образования Текст. / П. В. Лазарев // Олимпийское движение и социальные процессы. Часть 2-я. Краснодар, 1996. — С. 243 — 244.
- Лебедев, Ю.А. Гуманизация физкультурно-спортивной деятельности Текст. / Ю. А. Лебедев, Л. В. Филиппова. Пермь: Изд-во Пермского госуниверситета, 1992. — 86 с.
- Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции Текст. / А. Н. Леонтьев. -М, 1971.-78 с.
- Лесгафт, П.Ф. Отношение анатомии к физическому воспитанию и главные задачи физического образования в школе Текст. / П. Ф. Лесгафт. -М, 1988.-96 с.
- Лесгафт, П.Ф. О задачах физического воспитания Текст. / П. Ф. Лесгафт.-СПб., 1887.-70 с.
- Ливанов, В.К. А нужны ли вообще соревнования? Текст. / В. К. Ливанов // Физическая культура в школе. 1992. — № 10. — С. 6 — 8.
- Лубышева Л.И. Исследование особенностей здоровья и поведения российских школьников Текст. / Л. И. Лубышева, A.B. Малинин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. — № 4. — С. 16 — 22.
- Лубышева, Л.И. Олимпийская культура как основа содержания олимпийского образования Текст. / Л. И. Лубышева // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта. Ч. 2. — Челябинск, 1997.-С. 155−57.
- Любимов, C.B. Экономическая эффективность занятий оздоровительной физической культурой Текст. / C.B. Любимов, Г. И. Любимова // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 4. — С. 6 — 7.
- Лях, В. И. Физическое воспитание в современной немецкой школе Текст. / В. И. Лях // Физическая культура в школе. 2005. — № 6. — С. 74 — 80.
- Лях, В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе Текст. / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 9. — С. 10 — 14.
- Лях, В. И. Концепция физического воспитания детей и подростков Текст. / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, Л. Б. Кофман //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С. 5 — 10.
- Ю.Майнберг, Э. Основные проблемы педагогики спорта: Вводный курс Текст. / Э. Майнберг- пер. с нем.- под ред. М. Я. Виленского и О.С. Метлуш-ко.-М.: Аспект Пресс, 1995.-318 с.
- Маркелов, В.В. Психолого-педагогические аспекты интегративного подхода к управлению развитием индивидуальности спортсмена Текст. / В. В. Маркелов // Теория и практика физической культуры. 2006. — № 2. -С. 24−28.
- Маркианов, O.A. Отношение тренеров к системе соревнований в юношеском боксе Текст. / O.A. Маркианов, A.A. Ананьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. — № 1. — С. 28 — 29.
- Масальгин, H.A. Математико-статистические методы в спорте Текст. / H.A. Масальгин. -М.: Физкультура и спорт, 1974. 151 с.
- Матвеев, А.П. Введение в теорию физической культуры Текст. / А. П. Матвеев. -М.: Физкультура и спорт, 1983. 128 с.
- Матвеев, А.П. Физическая культура: физкультура или развитие человека Текст. / А. П. Матвеев, В. Н. Непопалов // Теория и практика физической культуры.- 1994.-№ 10.-С 2−7.
- Медведев, В.Е. Методические рекомендации по проведению педагогического эксперимента Текст.: учебно-методическое пособие / В. Е. Медведев. Елец, 2002. — 26 с.
- Межуев, В.Б. Как выпутаться из процентомании Текст. / В. Б. Межуев // Физическая культура в школе. 2004. — № 3. — С. 10 — 12.
- Менеджмент и маркетинг в спорте Текст.: Краткий словарь-справочник [Текст]- авторы-составители М. И. Золотов, В. В. Кузин, М. Е. Кутепов. -М.: ГЦОЛИФК, 1991.-112 с.
- Милтс, A.A. Гармония и дисгармония личности Текст.: философско-этический очерк- пер. с латыш. М.: Политиздат, 1990. — 222 с.
- Недялкова Силвия. Същност на олимпизма като социално явление Текст. / Силвия Недялкова // Сб. лекции от III и IV сесия на БОА 1985−1986. София: Национална Олимпийска Академия, 1986. — С. 5−11.
- Новый иллюстрированный энциклопедический словарь Текст. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 912 с.
- Озолин, Э.С. Пути привлечения детей к тренировкам и сохранения их в детских спортивных секциях Текст. / Э. С. Озолин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. — № 3. — С. 32 — 37.
- О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян Электронный ресурс. // Материалы заседания Госсовета РФ. III www.goskomsport.ru.
- Озер, Э. Философско-этические аспекты предельных возможностей человека в спорте Текст. / Э. Озер // Международное спортивное движение. -Вып. 23.-М.: ЦООНТИ, 1984.-С. 14−17.
- Олимпийская хартия. Международный Олимпийский комитет Текст. -М., 1991.- 126 с.
- Паршиков, А.Т. Правовые аспекты развития детско-юношеского и студенческого спорта в Российской Федерации Текст. / А. Т. Паршиков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. — № 3. — С. 13 -15.
- Педагогика Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений- под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2003. — 576 с.
- Подготовка учащихся к трудовой деятельности и службе в Советской Армии средствами физической культуры Текст. JL: ЛГПИ, 1989. — 166 с.
- Пономарев, Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания Текст. / Н. И. Пономарев. М.: Физкультура и спорт, 1970. -248 с.
- Починкин, A.B. Трансформация организационно-правовых форм профессиональных клубов Текст. / A.B. Починкин // Теория и практика физической культуры. 2006. — № 3. — С. 2 — 7.
- Рассказов, В. Пути развития физкультурного движения в Липецкой области Текст. / В. Рассказов. Липецк, 2003. — 18 с.
- Ратнер, А. МОК: проблемы и их решение Текст. / А. Ратнер // Физическая культура в школе. 2004. — № 2. — С. 77 — 79.
- Российская педагогическая энциклопедия Текст.: в 2 тт.- гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т. 1. — 608 с.
- Российская педагогическая энциклопедия Текст.: в 2 тт.- гл. ред. В. В. Давыдов. М: Большая Российская энциклопедия, 1998. — Т. 2. — 672 с.
- Семенов, Л.А. Содержание и нормативные основания оценки физической подготовленности при проведении мониторинга Текст. / Л. А. Семенов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. — № 6. -С. 16−21.
- Совершенствование педагогического образования и повышение статуса преподавателей (Раздел 1 224). Обзор программ ЮНЕСКО на 2002 -2003 г. Электронный ресурс. //nkongo.ru/content/5-l-l/html
- Соколов, A.C. Развитие физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации в 90-е годы Текст. / A.C. Соколов, С. И. Гуськов // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 4. — С. 45 — 49.
- Солодков, С.С. Содержание и методика профессионально-прикладной физической подготовки учащихся общеобразовательной школы Текст.: ав-тореф. дис. канд. пед. наук / С. С. Солодков. М., 1987. — 24 с.
- Солоха, Л.К. О необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей в практике тренировочного процесса Текст. / Л. К. Солоха // Педагогические аспекты спортивной тренировки. Омск: Омский гос. ин-т физ. культуры, 1981. — С. 49−51.
- Спортивная физиология Текст.: учебник для институтов физической культуры- под ред. Я. М. Коца. М., 1986. — 240 с.
- Степанов, A.A. Специфика маркетинга спортивных услуг в системе спортивного менеджмента (на примере рынка спортивных услуг г. Великие Луки) Текст. / A.A. Степанов // Теория и практика физической культуры. -2005.-№ 9.-С. 52−55.
- Столяров, В.И. К вопросу об идеалах и целях современного олимпийского движения Текст. / В. И. Столяров // Роль, функции и актуальные проблемы олимпийского движения. М.: ВНИИФК, 1984. — С. 22 — 33.
- Столяров, В.И. Физкультурно-спортивная работа с населением на пороге XXI столетия: проблемы и пути их решения Текст. / В. И. Столяров, Н. В. Кудрявцева // Спорт, духовные ценности, культура. М., 1997. — Вып. 9. -С. 94−216.
- Столяров, В.И. Олимпийское движение и воспитание молодежи Текст.: методические разработки для аспирантов и слушателей ВШТ / В. И. Столяров. -М.: ГЦОЛИФК, 1989.
- Стрелецкая, Е.П. О результатах внедрения модели «Адаптивная оздоровительно-образовательная среда» Текст. / Е. П. Стрелецкая // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. — № 1. — С. 7−11.
- Стопникова, Е.В. Социально-философский анализ ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Стопникова. Нижний Новгород, 1992. — 22 с.
- Сухарев, О.С. Структурные изменения в экономике: философия, институты, инвестиции Текст. / О. С. Сухарев. Брянск: БГИТА, 1998. — 287 с.
- Сучилин, A.A. Хуан Антонио Самаранч и новая эпоха Олимпийского движения Текст. / A.A. Сучилин, Н. В. Печерский // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 7. — С. 2 — 3.
- Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология Текст.: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. М.: Издательский центр «Академия», 1999.-288 с.
- Трофимова, Е.И. Проектирование и применение информационных образовательных технологий профессиональной подготовки учителя физики Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Е. И. Трофимова. Елец, 2005. — 384 с.
- Файнбург, З.И. Самоутверждение личности в спорте Текст. / З. И. Файнбург // Спорт и личность: Ежегодник. М.: Молодая гвардия, 1979. -С. 203−222.
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 8 января 2004 года. Текст.
- Философский энциклопедический словарь Текст. М.: ИНФРА-М, 2005. -576 с.
- Фомин, H.A. Основы возрастной физиологии спорта Текст. / H.A. Фомин. Челябинск, 1973. — 321 с.
- Фомин, Ю.А. Физическая культура и спорт в условиях современных социально-экономических преобразований в России: закономерное и случайное Текст. / Ю. А. Фомин // Теория и практика физической культуры. 1993. -№ 8. — С. 18−19.
- Черкесов, Ю.Т. Искусственная мотивоуправляемая воздействующая среда, основные положения и принципы ее реализации Текст. / Ю. Т. Черкесов, В. В. Афанасенко и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. — № 2. — С. 31 — 37.
- Черкесов, Ю.Т. Как обезвредить спорт Текст. / Ю. Т. Черкесов // Спорт, духовные ценности, культура. М., 1997. — Вып. 7. — С. 281 — 283.
- Черникова, O.A. Спорт и воспитание эмоциональных сторон личности Текст. / O.A. Черникова // Спорт и личность. М.: Физкультура и спорт, 1975.-С. 175- 184.
- Чернухина, О.В. Отбор, сохраняющий детей в спорте (на примере женской спортивной гимнастики) Текст. / О. В. Чернухина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. — № 1. — С. 37 — 39.
- Шааф, Ф. Спортивный маркетинг Текст. / Ф. Шааф- пер. с англ. М.: Филин, 1998.-464 с.
- Шапарь, A.B. Роль и место физической культуры в образовательном процессе Текст. / A.B. Шапарь, В. В. Перетятько // Физическая культура в школе. 2005. — № 4. — С. 29 — 34.
- Шапоренкова, О.В. Спартанское движение в системе олимпийского образования школьников Текст. / О. В. Шапоренкова // Феномен олимпизма в современной культуре. Смоленск, 1994. — С. 52 — 55.
- Шитова, Н.А. Структура и функции отрасли «Физическая культура и спорт» Текст. / Н. А. Шитова // Теория и практика физической культуры. 1989.-№ 8.-С. 46−47.
- Шитова, Н.А. Характер продуктов сферы физической культуры Текст. / Н. А. Шитова // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 10. -С.9−11.
- Эндрюс, Д.К. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии Текст. / Д. К. Эндрюс // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 1. — С. 46 — 48.
- Якименко, С.Н. Дифференцированный подход к использованию физических средств восстановления Текст. / С. Н. Якименко // Теория и практика физической культуры.-2005.-Mb 10.-С. 46−50.
- Adam, К. Leistungssport als Denkmodell / К. Adam. Munchen, 1978. -46 p.
- Allison, M.T. Competition and cooperation. A sociocultural perspective / M.T. Allison // Int. Review of Sport Sociology, v. 3 4, 1980, pp. 93 — 105.
- Arnold, P.J. Sport, moral education and the development of character / P.J. Arnold //Journal of the Philosophy of the Education, 1984, 18, 2, pp. 275 -281.
- Arnold P.J. Competitive sport, winning and education / P.J. Arnold //Journal of moral education, 1989, v. 18, Mb 1, pp. 15−25.
- Baumann W., Marchlowitz K.-H., Palm J. Germany «Games Festivals», where recreation and sports compose a new type of social event //World leisure and Recreation, 1985, v. XXVII, Mb 5, pp. 8 11.
- Bredmeier B.J. Childrens' moral reasoning and their assertive, aggressive and submissive tendencies in sport and daily life // Journal of Sport and Exercise Psychology, 1994, 16, pp. 1−14.
- Cruz J., Boixadeos M., Cardevila L. Prevalent Values in Young Spanish Soccer Players // Ethics and Sport. Special Issue. International Review the Sociologie of Sport, 1995, v. 30, № ¾, pp. 353 -373.
- Fielding M. Against competition //Proceedings of the Philosophy of Education Society of Great Britain, 1976, X, July, pp. 124 146.
- Lee M., Cockman M. Values in Childrens' Sport: Spontaneously Expressed Values among Young Athletes // Ethics and Sport. Special Issue. International Review the Sociologie of Sport, 1995, v. 30, № ¾, pp. 337 351.
- Mantel R., Vander V. The relationship between the professionalization of attitude toward play of preadolescent boys and participation in organized sport // Sport and American society. Reading Mass: Addison Wesley, 1974, pp. 17 — 39.
- Palm J. From the «meeting points» to the «games Festivals»: the variety open programmes //Paper presented at the International Kongress «Sport fur alle», Frankfurt am Main, 1986, pp. 9 12.
- Pawlucki A. Wychowanie do sportu // Sport I kultura: Praca zbirowa pod red. Z. Krawczyka. Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1981. — pp. 163 — 178.
- Sladek V. Pantomimentheater. Koln, 1985. 134 p.
- Pilz G. Performance Sport: Education in Fair Play? // Ethics and Sport. Special Issue. International Review the Sociologie of Sport, 1995, v. 30, № 3A, pp. 391 -405.
- Schmolke A. Das Bewegungstheater. Frankfurt am Main, 1975. — 120 p.
- ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В РАБОТЕ
- Закон Липецкой области от 26 декабря 2002 г. N 28−03 «Об областном бюджете на 2003 год» (с изменениями от 4 марта, 27 мая, 26 августа, 3 ноября, 27 ноября 2003 г.).
- Закон Липецкой области от 5 февраля 2002 г. N 188−03 «Об областном бюджете на 2002 год» (с изменениями от 12 июля 2002 г.).
- Закон Липецкой области от 8 декабря 2003 г. N 86−03 «Об областном бюджете на 2004 год».
- Информация к депутатским слушаниям на тему «Массовое развитие физической культуры и спорта и проблемы функционирования общественных организаций по видам спорта в Липецкой области» от 17 мая 2005 г.
- Концепция развития ОСДЮШОР «Локомотив».
- Описательный отчет о работе комитета по физической культуре и спорту администрации города Ельца за 2004 г.
- Подготовка спортивного резерва в детско-юношеских спортивных школах Липецкой области // Сравнительные сведения по области и России. На основании отчета по форме 5 ФК за 2002 г.
- Подготовка спортивного резерва в детско-юношеских спортивных школах Липецкой области (сравнительные сведения по области и России) на основании отчетов по форме 5-ФК за 2002 г.
- Предложения по разработке концепции развития физической культуры и спорта в Липецкой области до 2005 г. // Письмо начальнику управления ФК, спорта и туризма администрации области Дементьеву В.В.
- Положение о деятельности благотворительного спортивно-оздоровительного внешкольного учреждения «Подростковый центр».
- Рекомендации по итогам депутатских слушаний на тему «Массовое развитие физической культуры и спорта и проблемы функционирования общественных федераций по различным видам спорта в Липецкой области». 17 мая 2005 г.
- Статистические сведения о физической культуре и спорте. Комитет по физкультуре и спорту администрации г. Ельца. 2004 г.
- Статистические сведения по ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ Липецкой области. 1998 г.
- Статистические сведения по ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ Липецкой области. 2000 г.
- Статистические сведения по ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ Липецкой области. 2002 г.
- Статистические сведения по ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ Липецкой области. 2004 г.
- Статистические сведения по ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ Липецкой области. 2005 г.
- Устав Елецкой городской общественной организации «Клуб <�ДО-БРЫНЯ>„- основной государственный регистрационный номер 1 044 800 001 487.1. АНКЕТА
- Учитывая Ваши знания и опыт, просим высказаться по вопросам организации и состояния физкультурно-спортивной работы в Липецкой области.
- Как Вы оцениваете состояние физкультурно-спортивной работы в месте вашего проживания? (Обведите кружочком порядковые номера выбранных ответов).11. неудовлетворительное 1.2. хорошее 1.3. отличное 1.4. другое мнение
- Оказывают ли, на Ваш взгляд, влияние на развитие физической культуры и спорта климатографичекие факторы региона? Ответ поясните, пожалуйста.
- Оказывают ли, на Ваш взгляд, влияние на развитие физической культуры и спорта социально-экономические факторы региона? Ответ поясните, пожалуйста.
- Оказывают ли, на Ваш взгляд, влияние на развитие физической культуры и спорта культурно-исторические традиции региона? Ответ поясните, пожалуйста.
- Какие Вы видите пути улучшения финансового положения в сфере физической культуры и спорта?
- Какое направление физкультурно-спортивной работы является, по вашему мнению, наиболее важным? (пронумеруйте ответы по степени важности).детско-юношеский спорт профессиональный спортспорт высоких достижений дворовый спорт
- Если Вы считаете, что важны иные направления, укажите их, пожалуйста.
- Пожалуйста, дайте оценку состоянию детско-юношеского спорта в месте Вашего проживания.
- Какие меры, по Вашему мнению, надо предпринять для развития детско-юношеского спорта?
- Оцените состояние пропаганды занятий физической культурой и спортом.
- Пожалуйста, сообщите некоторые сведения о себе.1. Место Вашего проживания1. Занимаемая должность1. Кто Вы по специальности?
- Выскажите Ваше отношение к физической культуре и спорту
- Благодарим за сотрудничество!
- НЕКОТОРЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
- Спартак“, Елец 1,81 1,341. СДЮСОР-9 0,9 1,3
- Спартак», Липецк 0,77 1,2
- СДЮСОР Конь-Колодезь 0,32 1,61. СДЮСОР-11 0,7 1,5
- СДЮСОР ФК «Металлург» 5,31 9,7
- ОДЮСШ «Локомотив», Елец 1,49 4,3
- Школа Количество уч-ся Качественный состав учащихся
- Год 2000 2002 МСМК МС КМС2000 2002 2000 2002 2000 20 021. ДЮСШ-1 353 451
- СДЮСОР-5 687 696 2 1 2 2 29 211. ДЮСШ-6 333 288
- СДЮСОР-Ю 448 469 3 4 21 14 27 36
- Обл. СДЮСОР 757 571 3 1 5 6
- Спартак", Елец 515 549 3 4 18 14 20 36
- СДЮСОР-9 545 478 1 11 14 18 12
- Спартак", Липецк 438 431 6 2 14 10
- СДЮСОР Конь-Колодезь 288 289 2 1 4 3 61. СДЮСОР-11 383 412 7 6