Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-педагогические условия оптимизации деятельности детско-юношеских спортивных объединений в современной экономической ситуации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для достижения поставленной цели в ходе констатирующего эксперимента был проведен анализ организационных, социально-экономических и правовых аспектов состояния системы физической культуры и спорта, в ходе которого было выявлено, что на развитие указанной системы в конкретном регионе влияют экономические, климатографические и культурно-исторические факторы региона, причем первые являются… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы оптимизации деятельности ДЮСШ в современной экономической ситуации
    • 1. 1. Анализ взаимосвязей развития физической культуры и спорта и социально-экономической ситуации в обществе
    • 1. 2. Анализ состояния нормативно-правовой и экономической базы как факторов развития физкультуры и спорта
    • 1. 3. Психолого-педагогические аспекты развития массового и детско-юношеского спорта
    • 1. 4. Оптимизации деятельности ДЮСШ: учет действующих факторов и проектирование организационно-педагогических условий
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Организационно-педагогические условия развития детско-юношеских спортивных объединений в современной экономической ситуации на примере Липецкой области
    • 2. 1. Организационные условия сохранения и развития детскоюношеского спорта в современных экономических условиях
    • 2. 2. Психолого-педагогические условия оптимизации деятельности ДЮСШ в российском образовательном пространстве
    • 2. 3. Анализ состояния и перспективы эффективного функционирования ДЮС организаций Липецкой области
    • 2. 4. Экспериментальное подтверждение основных идей исследования (на примере ОСДЮШОР «Локомотив»)
    • 2. 5. Университет как фактор развития спортивно-массового движения в регионе
  • Выводы по второй главе

Организационно-педагогические условия оптимизации деятельности детско-юношеских спортивных объединений в современной экономической ситуации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Физическая культура и спорт являются универсальным механизмом оздоровления людей, способом самореализации человека, его самовыражения и развития, а также средством борьбы против асоциальных явлений. В условиях масштабных преобразований, происходящих сегодня как в России, так и во всем мире, возрастает роль физической культуры и спорта как средства формирования здорового образа жизни и обеспечения физического, духовного и нравственного здоровья людей. Связано это, в первую очередь, с тем, что в России на протяжении последних 5 лет наблюдается устойчивая тенденция роста количества больных людей. Большую тревогу при этом вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения, половина которого имеет хронические заболевания. Отмечается недостаток двигательной активности детей и подростков, что приводит к развитию у них болезней сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем. Указанная ситуация может привести к тому, что через некоторое время трудоспособность населения страны резко понизится. Физическое здоровье людей в государстве следует рассматривать как общественное достояние, имеющее материальную и духовную ценность. Оно является важной характеристикой производительных сил.

Поэтому весьма актуальной является проблема формирования привычек здорового образа жизни, сознательного отношения к собственному здоровью и физической подготовленности. Большую роль в обеспечении физического совершенства и улучшении состояния здоровья детей может сыграть политика индивидуализации и дифференциации физического воспитания подрастающего поколения.

Исследования В. К. Бальсевича, Н. В. Барышевой, М. Я. Виленского, П. А. Виноградова, В. И. Жолдака и др. убеждают в наличии существенных резервов реорганизации системы физического воспитания учащихся, которые позволят выйти на качественно новый уровень ее функционирования. И весьма большие перспективы в деле укрепления здоровья детей, формирования привычек здорового образа жизни имеются у системы детско-юношеского спорта.

В связи с этим детско-юношеский спорт должен являться сферой особой заботы государства, рассматриваться им как важнейший фактор всестороннего гармоничного развития детей и подростков, их подготовки к учебе, труду, защите Родины. Однако состояние с привлечением детей и молодежи к активным занятиям спортом и физической культурой нельзя считать удовлетворительным. Так, в Липецкой области процент охвата детей и подростков занятиями физической культурой и спортом в различных детско-юношеских спортивных организациях составляет по данным на 2004 год 11,2% при социальной норме по Российской Федерации 20%.

Положение усугубляется изменением социальных и экономических условий в обществе. Долговременный опыт развития физической культуры и спорта в России показывает их неразрывную связь с общим экономическим потенциалом страны, величиной ее национального дохода. Вопрос об экономике в отрасли физической культуры и спорта еще в 1972 году одними из первых поднимали Б. С. Кузьмак и A.A. Осинцев.

С распадом СССР прекратила существование ведомственно-территориальная модель физкультурно-спортивного движения, в результате чего спортивные организации потеряли большую часть финансирования из госбюджета, внебюджетных источников и практически все средства из профсоюзного бюджета. С 1991 года продолжается сокращение сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений. Под предлогом экономической нецелесообразности предприятия и организации отказываются от содержания спортивных и оздоровительных объектов, которые либо закрываются, либо используются не по назначению, либо продаются или передаются другим собственникам. Характерным для России в период перехода к рыночной экономике становится активизация процесса превращения физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг в товар, проникновение маркетинга в сферу физической культуры и спорта, чрезмерная коммерциализация международного и, в первую очередь, олимпийского спорта. Все это сопровождается сокращением финансирования сферы физической культуры и спорта из средств государственного и местных бюджетов, что приводит к необходимости привлечения внебюджетных источников ее финансирования.

Исследование состояния развития физической культуры и спорта в современных экономических условиях показало наличие ряда противоречий, выражающихся в несоответствии между:

— резким возрастанием роли физической культуры и спорта в системе ценностей современной цивилизации и низкими темпами развития отечественной физической культуры и спорта из-за реального состояния ее экономической базы;

— высокими требованиями к физическому, духовному и нравственному здоровью людей как условию успешного экономического и социального развития общества и сложившейся критической ситуацией с состоянием человеческого ресурса в России;

— возможностью формирования здорового образа жизни подрастающего поколения через привлечение детей и подростков к занятиям физической культурой в детско-юношеских спортивных организациях и отсутствием организационно-педагогической концепции оптимизации деятельности данных учреждений в современных социально-экономических условиях.

Поиски путей устранения указанных противоречий составляют проблему исследования.

Цель исследования заключается в определении организационно-педагогических условий оптимизации деятельности детско-юношеских спортивных объединений с учетом современных экономических факторов и проверке их эффективности.

Объект исследования: деятельность детско-юношеских спортивных объединений.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия эффективной деятельности детско-юношеских спортивных объединений в современной экономической ситуации.

Гипотеза исследования: оптимизация деятельности детско-юношеских спортивных организаций в современной социально-экономической ситуации возможна, если:

— при организации занятий физической культурой и спортом учитывать социально-экономические, культурно-исторические и климатографические факторы, влияющие на развитие спорта в данном регионе;

— обеспечить массовое привлечение подрастающего поколения к занятиям физической культурой и спортом с целью формирования у них привычек здорового образа жизни;

— создать определенные психолого-педагогические условия для занятий физической культурой и спортом, в том числе сформировать положительную мотивацию и потребности физического совершенствования, обеспечить педагогический мониторинг процесса и результатов занятий физической культурой и спортом;

— организовать многоканальное финансирование занятий физической культурой и спортом (местное, областное, федеральное, спонсорское, использование доходов от собственной предпринимательской деятельности, создание и использование необходимой правовой базы);

— дифференцированно подходить к привлечению детей и юношества к занятиям спортом, учитывая материальное положение их семей.

Исходя из цели и гипотезы исследования, поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ организационных, социально-экономических и правовых факторов, влияющих на состояние и развитие системы физической культуры и спорта в России.

2. Выявить возможный потенциал детско-юношеских спортивных объединений в формировании привычек здорового образа жизни подрастающего поколения.

3. Сформулировать принципы создания накопительного фонда детско-юношеских спортивных объединений, источники финансирования и приоритетные направления использования для решения задачи массового привлечения детей и подростков к систематическим занятиям физкультурой и спортом.

4. На основе синтеза социологического, культурологического, психологического и педагогического аспектов проблемы определить организационно-педагогические условия оптимизации деятельности детско-юношеских спортивных объединений.

5. Проверить эффективность реализации организационно-педагогических условий как средства привлечения детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом (на примере детско-юношеских спортивных объединений Липецкой области). Методологическая основа исследования. Руководящие идеи:

— закономерности факторного анализа, совокупность которых позволяет получить целостную картину состояния и прогнозировать дальнейшее развитие изучаемого процесса;

— концепция гармоничного развития личности, учитывающая взаимосвязь физической культуры с остальными аспектами становления личности;

— деятельностная теория обучения, теория управления, теория оптимизации.

Результаты философских, социально-экономических, психологических и педагогических исследований о:

— содержании, средствах и методах физического воспитания и образования (Б.А. Ашмарин, Н. В. Барышева, Г. Д. Бабушкин, Ю. Г. Коджаспиров, Э. Майнберг, Л. П. Матвеев, В. И. Столяров и др.);

— психологических закономерностях воспитания и обучения, в том числе в спортивных организациях (В.К. Вилюнас, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, А. П. Ситников, Н. Ф. Талызина, Р. Хон и др.);

— повышении физической активности (В.К. Бальсевич, В. И. Столяров, A.B. Харитонов и др.);

— социально-экономических аспектах развития физической культуры и спорта (A.M. Бабич, Г. Р. Гостев, Г. Г. Ерошина, В. И. Жолдак, В. И. Коваленя, Ю. А. Фомин и др.);

— влиянии занятий спортом на здоровье подрастающего поколения, внедрении здоровьесберегающих технологий в практику работы спортивных организаций (Ю.Н. Вавилов, О. И. Водяницкая, А. Г. Дембо, О. В. Козырева, Л. И. Лубышева и др.);

— сущности и содержании валеологического образования школьников (Э.Н. Вайнер, Е. В. Стопникова, Л. Г. Татарникова и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования были использованы следующие методы:

— изучение и анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы;

— изучение и обобщение современных достижений педагогики и психологии спорта, анализ организации деятельности детско-юношеских спортивных объединений;

— изучение и анализ нормативно-правовой базы и экономического состояния сферы физической культуры и спорта;

— наблюдение, моделирование, анкетирование, экспертная оценка, педагогический эксперимент, статистические методы обработки результатов.

Этапы и база исследования.

1992 — 1997 гг. — констатирующий экспериментцель — изучение состояния спортивно-массовой работы в регионе, подтверждение актуальности выбранной темы.

1997 — 2002 гг. — поисковая деятельностьцель — выявление социально-экономических и организационно-педагогических факторов, влияющих на деятельность детско-юношеских спортивных объединений, и разработка системы условий, направленных на оптимизацию указанной деятельности.

2002 — 2005 гг. — опытно-экспериментальное подтверждение результативности организационно-педагогических условий оптимизации деятельности детско-юношеских спортивных объединений на основе выявленных экономических и педагогических факторов.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступали: областная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Локомотив», негосударственное благотворительное спортивно-оздоровительное внешкольное учреждение «Подростковый центр».

Положения и результаты, выносимые на защиту:

• Комплекс организационных, психолого-педагогических и экономических условий развития детско-юношеского спорта в конкретном регионе определяют социально-экономические, климатографические и культурно-исторические факторы региона.

• Создание определенных психолого-педагогические условий для занятий физической культурой и спортом, а именно: формирование положительной мотивации и потребностей физического совершенствования, разработка и использование педагогического мониторинга процесса и результатов занятий физической культурой и спортом, является необходимым обстоятельством для оптимизации деятельности детско-юношеских спортивных организаций.

• Одним из ведущих условий развития детско-юношеского спорта в регионе является организация сотрудничества спортивных объединений и местных органов самоуправления, приобретающая особую важность в связи с принятием закона 131 «О местном самоуправлении» и направленная на усиление внимания к развитию массового и оздоровительного спорта наряду со спортом высших достижений.

• В современной экономической ситуации равноправными источниками финансирования деятельности детско-юношеских спортивных объединений, наряду с бюджетными (в том числе региональным) поступлениями, является привлечение средств юридических и физических лиц, а также самостоятельная предпринимательская деятельность спортивных учреждений, вследствие чего оптимизация деятельности детско-юношеских спортивных объединений возможна при условии осознания данного фактора и использовании его в стратегии развития указанных объединений их руководителями.

• Вовлечение детей и подростков в массовые занятия физической культурой и спортом через развитие системы детско-юношеского спорта способствует формированию здорового образа жизни, ценностного отношения к своему здоровью, что, в свою очередь, является необходимым условием экономического развития государства, роста благосостояния и стабильности в обществе.

Новизна исследования заключается в следующем:

— выявлено наличие обратной связи между социально-экономическим состоянием общества и развитием физической культуры и спорта, а именно: занятия физической культурой и спортом являются гарантом экономического развития государства и стабильности в обществе;

— показана необходимость совершенствования нормативно-правовой и экономической базы в сфере физкультуры и спорта, в том числе в области налогового законодательства;

— классифицированы группы факторов, которые необходимо учитывать при планировании деятельности детско-юношеских спортивных объединений: экономические, политические, социальные, научно-технические, педагогические;

— теоретически обоснован комплекс социально-экономических и психолого-педагогических условий, позволяющий обеспечить оптимизацию деятельности детско-юношеских спортивных объединений;

— определена ведущая роль формирования потребности в занятиях физической культурой и спортом в развитии системы детско-юношеского спорта.

Теоретическая значимость:

— с позиций деятельностного подхода и гуманистических принципов организации деятельности системы детско-юношеского спорта уточнены цели и задачи физического воспитания;

— выявлены психолого-педагогические условия оптимизации деятельности детско-юношеских спортивных объединений, важнейшими из которых являются: формирование положительной мотивации к занятиям физкультурой и спортом (в том числе использование потенциала современных средств массовой информации), внедрение в практику работы форм и методов проведения занятий, обеспечивающих дифференцированный подход к занимающимся и направленных на формирование качеств, которые необходимы для успешного становления личности в современном обществе (самостоятельность, умение преодолевать трудности и т. п.), развитие и внедрение здоровь-есберегающих технологий в спортивную сферу;

— доказано, что индивидуализация спортивной работы может осуществляться на основе идей личностно-ориентированного воспитания и обучения применительно к сфере физической культуры;

— обосновано, что наряду с психолого-педагогическими факторами оптимизации деятельности детско-юношеских спортивных объединений в современных условиях существуют также социально-экономические: наличие региональной спортивной политики (в том числе направленной на усиление внимания к массовому спорту), развитие материально-технической спортивной базы региона (в значительной мере обусловленной внедрением высоких технологий в спортивную сферу), привлечение дополнительных источников финансирования;

— выявлены возможные источники дополнительного финансирования и доказана возможность и значимость дифференцированного подхода к оказанию платных услуг в рекреационной сфере.

Практическое значение исследования заключается в том, что реализация разработанного комплекса организационных и психолого-педагогических условий в деятельность детско-юношеских спортивных организаций позволяет обеспечить:

— формирование здорового образа жизни и ценностного отношения к своему здоровью;

— массовость занятий физической культурой и спортом;

— улучшение здоровья детей и подростков, регулярно занимающихся физической культурой и спортом;

— сохранение и развитие существующей сети детско-юношеских спортивных школ, клубов, организаций.

Результаты исследования могут быть также использованы на курсах повышения квалификации тренерско-преподавательского состава детско-юношеских спортивных школ, при подготовке специалистов по организации работы с молодежью.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается:

— опорой на результаты фундаментальных философских, социологических, психологических и педагогических исследований;

— теоретическим анализом и обобщением опыта (в том числе личного) спортивного воспитания детей и подростков в Липецкой области;

— продолжительностью, широтой и многосторонностью опытно-экспериментальной работы, в ходе которой подтвердились основные теоретические положения исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе многократного обсуждения научных идей, основного содержания и экспериментальных данных на заседаниях кафедр педагогики, спортивных дисциплин, физического воспитания ЕГУ им. И. А. Бунина, в ходе выступлений на депутатских слушаниях в г. Ельце и г. Липецке, на методических семинарах университета. Результаты исследований использовались при разработке концепции развития спортивно-массовой работы в Липецкой области в целом, и г. Ельце, в частности, при планировании организационно-воспитательной работы спорткомплекса «Локомотив» (г. Елец), а также в практике работы дорожной комплексной детско-юношеской спортивной школы «Локомотив» (г. Воронеж) и специализированной спортивной школы олимпийского резерва «Спартак» (г. Елец).

Основные результаты исследования докладывались на российских и региональных конференциях в г. Липецке (1998 — 2005 гг.), г. Ельце (1995 -2005 гг.).

Результаты исследования имеют важное значение для развития деятельности детско-юношеских спортивных школ и негосударственных спортивных объединений, а также внедрения здоровьесберегающих технологий в практику работы общеобразовательных учреждений, так как показывают возможности формирования положительной мотивации к занятиям физкультурой и спортом на основе использования мощного потенциала современных средств массовой информации и внесения в практику работы форм и методов проведения занятий, обеспечивающих дифференцированный подход к занимающимся и направленных на формирование качеств, необходимых для успешного становления личности в современном обществе.

Опытно-экспериментальное доказательство результативности разработанной схемы оптимизации деятельности детско-юношеских спортивных объединений на базе выявленных экономических и педагогических факторов было получено на основе организации и мониторинга деятельности областной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва «Локомотив» и негосударственного благотворительного спортивно-оздоровительного внешкольного учреждения «Подростковый центр», а также частичного использования разработок в других детско-юношеских спортивных школах Липецкой области.

В целом применение результатов исследования на практике способствовало формированию здорового образа жизни и ценностного отношения к своему здоровью, улучшению здоровья детей и подростков, регулярно занимающихся в спортивных организациях, увеличению массовости занятий физической культурой и спортом.

Проведенное исследование подчеркивает актуальность развития системы детско-юношеского спорта в регионах в современных условиях, однако не исчерпывает все экономические, социологические и психолого-педагогические аспекты данной проблемы. Необходимы разработка системы государственного и общественного мониторинга за ходом выполнения правительственных законов и постановлений в области спорта, в том числе за соблюдением пропорций в финансировании спорта высших достижений и спорта «для всех», определение многосторонних критериев оценки деятельности детско-юношеских спортивных школ, разработка более результативных методик, способных привлечь детей и подростков к занятиям физкультурой и спортом. Все вышесказанное в целом позволит улучшить здоровье и нравственные качества подрастающего поколения, а значит, и повысить потенциал нашей страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование состояния развития физической культуры и спорта показывает, что современные экономические условия вносят значимые коррективы в условия деятельности детско-юношеских спортивных объединений, заставляя их быстро и четко реагировать на изменения в социальной сфере, в том числе развивать материально-техническую базу спортивных учреждений и осуществлять оплату работающего персонала за счет перехода на многоканальное финансирование, внедрять новые виды рекреационных оздоровительных услуг, уделять больше внимания сотрудничеству со средствами массовой информации и реализовывать самостоятельные рекламные акции по привлечению детей и юношества к занятиям спортом.

Цель нашего исследования была связана с обоснованием, проектированием и внедрением условий, позволяющих оптимизировать деятельность детско-юношеских спортивных учреждений в современных социально-экономических условиях.

Для достижения поставленной цели в ходе констатирующего эксперимента был проведен анализ организационных, социально-экономических и правовых аспектов состояния системы физической культуры и спорта, в ходе которого было выявлено, что на развитие указанной системы в конкретном регионе влияют экономические, климатографические и культурно-исторические факторы региона, причем первые являются определяющими, т.к., во-первых, улучшение экономического состояния региона дает возможность преодоления климатографических факторов, во-вторых, оно в значительный мере стимулирует процессы глобализация, которые, в свою очередь, формируют спрос в спортивной сфере на услуги, нетрадиционные для данного региона.

Значимым фактором развития детско-юношеского спорта в регионе является также организация сотрудничества спортивных объединений и местных органов самоуправления, приобретающая особую важность в связи с принятием закона «О местном самоуправлении». Этот фактор будет особенно действенным в том случае, если осуществляется необходимое в современных условиях переакцентирование внимания со спорта высших достижений на спорт для всех.

Поисковая работа, проводимая на втором этапе исследования, позволила сделать выводы о том, что, наряду с бюджетным (в том числе региональным) финансированием, все более значимыми источниками становятся поступления средств юридических и физических лиц, а также самостоятельная предпринимательская деятельность спортивных учреждений. Вместе с тем было выявлено, что руководители значительной части спортивных учреждений, а также тренерско-преподавательский состав недостаточно адекватно оценивают значимость этих источников, что не позволяет им в полной мере использовать их потенциальные возможности.

Однако экономические условия являются необходимыми, но недостаточными для привлечения детей и подростков к занятиям спортом.

Изучение и обобщение современных достижений личностно-ориентированной педагогики, педагогики и психологии спорта, обращение к концепции гармоничного развития личности, учитывающей взаимосвязь физической культуры с остальными аспектами становления личности, позволили сделать выводы о том, что оптимизация деятельности детских спортивных объединений возможна при создании комфортных психолого-педагогических условий для занятий физкультурой и спортом, включающих формирование положительной мотивации и потребностей физического совершенствования, гуманизацию принципов спортивных соревнований, разработку и использование педагогического мониторинга и т. п.

Важным результатом исследования является доказательство существования не только прямой, но и обратной связи между уровнем экономического развития региона и уровнем развития системы детско-юношеского спорта в нем, т.к. последний способствует формированию здорового образа жизни, ценностного отношения к своему здоровью, что является важным фактором подготовки квалифицированных кадров, наличие которых обуславливает экономическое развитие региона.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абасов, 3. Инновационность в образовании и подготовка учителей Текст. / 3. Абасов // Вестник высшей школы. 2001. — № 4. — С. 7 — 9.
  2. , Р.Ф. Философия информационной цивилизации Текст. / Р. Ф. Абдеев. М.: Владос, 1994. — 334 с.
  3. , К. Концепции мотивации действий, предложенные практиком Электронный ресурс. / К. Адам III www.sportpedagogyc.ru/mag/adam78−99/htm
  4. , К. Неакадемическ’ие размышления по поводу психологии успеха. Электронный ресурс. / К. Адам // www.sportpedagogyc.ru/mag/adam34−17/htm
  5. , A.M. Спортивные интересы подростков и возможность их реализации в условиях городского муниципалитета // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка Текст. / A.M. Акулов, Е. В. Кузьмичева. -2005.-№ 2.-С. 9−15.
  6. , Ч.Ф. Кыргизские народные подвижные игры, физические упражнения и современность Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Ч. Ф. Анаркулов. М.: ГЦОЛИФК, 1993. — 43 с.
  7. , Е.А. Проблема развития общетрудовых и профессионально-важных психофизиологических функций у школьников и молодежи средствами физической культуры и спорта Текст.: дис.. д-ра биол. наук / Е. А. Анисимов. М., 1994. — 384 с.
  8. , Е.А. К вопросу об использовании средств физической культуры и спорта в целях подготовки школьников к труду Текст. / Е. А. Анисимов, С. А. Косилов // Теория и практика физической культуры. 1986. — № 9. -С. 10−12.
  9. , Г. Л. Здоровье спортсмена: критерии оценки и прогнозирования Текст. / Г. Л. Апанасенко, Ю. С. Чистякова // Теория и практика физической культуры. 2006. — № 1. — С. 19 — 23.
  10. , М.А. Необходимость новой воспитательной среды и организационной структуры для гуманизации спорта Текст. / М. А. Арвисто,
  11. A.А. Семенов // Социально-экономические проблемы воспитания спортсменов в условиях перестройки советского общества: тез. докладов всерос. конф. -Минск, 1990.-С. 66−67.
  12. , Л.В. Физическая культура: отрасль в новых условиях хозяйствования Текст. / Л. В. Аристова, С. П. Шпилько. -М., 1991. 144 с.
  13. , А. Роль образования как важнейшей функции государства на рубеже 21-го века Текст. / А. Ахренов, А. Караваев // Современная школа. -2000.- №½.- С. 11.
  14. , A.M. Проблемы развития и эффективности использования материально-технической базы физической культуры и спорта в условиях перехода к рыночной экономике Текст. / A.M. Бабич // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 9. — С. 20−23.
  15. , В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания школьников Текст. / В. К. Бальсевич, М. П. Шестаков // Спорт, духовные ценности, культура. М., 1997. — Вып. 7. — С.232−237.
  16. , В.К. Физическая культура: молодежь и современность Текст. / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 4. — С. 2 — 8.
  17. , В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России Текст. /
  18. B.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 3. -С. 3−5.
  19. , H.B. Организационно-педагогическая система развития физической культуры личности Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. В. Барышева. Самара, 1997. — 39 с.
  20. , Е.П. Культурно-образовательная среда малого города: взгляд человека из Ельца Текст. / Е. П. Белозерцев // Человек и культурно-образовательная среда. Елец': ЕГУ им. H.A. Бунина, 2005. — С. 132 — 144.
  21. , Е.П. Образование: историко-культурный феномен Текст.: курс лекций / Е. П. Белозерцев. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. — 704 с.
  22. , Е.В. Ценностные основания личностно-ориентирован-ного воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. — № 4. -С.29−36.
  23. , C.B. Формирование положительной адаптации к учебному труду у детей 6−7 лет средствами физического воспитания Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / C.B. Бондаренко. М., 1980. — 14 с.
  24. , Т.Г. Исследование предпочтений населения в занятиях физической культурой и спортом в условиях формирующегося рынка услуг Текст. / Т. Г. Бутова, A.A. Казаков, В. М. Черных // Теория и практика физической культуры. 2006. — № 2. — С. 15−18.
  25. , А.П. Взаимосвязи настоящего времени с формированием здоровья и увлечениями спортом Текст. / А. П. Бызов // Теория и практика физической культуры. 2005. — № 6. — С. 53 — 57.
  26. , И.М. Гуманизм или технократизм: два стиля мышления в спорте Текст. / И. М. Быховская // Нравственный потенциал современногоспорта: материалы 4-го всероссийского методологического семинара. М.: Советский спорт, 1989. — С. 25 — 29.
  27. , Ю.Н. Научно-практические предпосылки спортивно-оздоровительной программы для детей и молодежи Текст. / Ю. Н. Вавилов, К. Ю. Вавилов // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 4. -С. 54−60.
  28. , Ю.Н. Спортивно-оздоровительная программа «Президентские состязания» (авторский проект) Текст. / Ю. Н. Вавилов, К. Ю. Вавилов // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. — С. 51 — 54.
  29. , О.И. Зарубежный опыт управления массовым спортом Текст. / О. И. Вапнярская, М. И. Золотов // Менеджмент в России и за рубежом. 2003.-№ 3. — С. 19−24.
  30. , О.С. Олимпийская парадигма и развитие современного спортивного мышления Текст. / О. С. Васильева, В. Б. Барабанова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. -№ 2.-С.2−6.
  31. , В.П. Заметки о постановке физического воспитания в школе Текст. / В. П. Вехтеров // Материалы по реформе средней школы. Петроград: Сенатская типография, 1915. — С. 388 — 392.
  32. Венгер, JLA. Психология Текст. / JI.A. Венгер, В. В. Мухина. М., 1988.-280 с.
  33. , Р. Проблемы современного олимпизма Текст. / Р. Вераккиа // Информационный вестник. М.: ВНИИФК, 1978. — № 12. — С. 17 — 23.
  34. , A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст. / A.A. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 208 с.
  35. ВизитеЙ, H.H. Физическое совершенство как характеристика гармонично развитой личности Текст. / H.H. Визитей // Физическая культура и современные проблемы физического совершенствования человека. М., 1985. -С. 35−41.
  36. , М.Я. Модель профессионально-творческого развития личности специалиста физической культуры Текст. / М. Я. Виленский, С.Н. Бе-гидова // Педагогическое образование и наука. 2005. — № 3. — С. 43 — 49.
  37. , М.Я. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки Текст. / М. Я. Виленский, E.H. Литвинов // Физическая культура в школе.- 1990.-№ 12.-С. 29−35.
  38. , Я.Р. Организация работ по массовой физической культуре и спорту Текст. / Я. Р. Вилькин, Т. М. Каневец. М.: Физкультура и спорт, 1985.- 176 с.
  39. , В.К. Психологические механизмы мотивации человека Текст. / В. К. Вилюнас. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 286 с.
  40. , В.А. Эффективность различных форм физкультурно-спортивной активности в формировании ценностных ориентаций личности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук/В.А. Винник. -М.: ВНИИФК, 1991. -23 с.
  41. , В.И. Социально-воспитательные аспекты массовых спортивных соревнований школьников в СССР Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. И. Вишневский. М.: ВНИИФК, 1987. — 22 с.
  42. , О.И. Организация здоровьесберегающей среды в школах г. Москвы Текст. / О. И. Водяницкая // Физическая культура в школе. 2004. -№ 7.-С. 7−10.
  43. , Н.Е. Спортивная педагогика в Германии: становление, развитие, проблемы Текст. / Н. Е. Воробьев. Волгоград, ВГАФК, 1997. — С. 50, 61−62.
  44. , С.Г. Российские регионы в условиях становления нового типа мировой экономики Электронный ресурс. / С. Г. Воронков //www.orenburg.ru/culture/credo/02/5.html.
  45. Всемирная декларация о высшем образовании для 21 века: подходы и практические миры Текст. Париж, 1998.
  46. , А.Д. Проблемы «антиспорта» с позиций психологии Текст. / А. Д. Ганюшкин, М. В. Приставкина // Формирование гуманистического мировоззрения студентов. Смоленск, 1991. — С. 74 — 88.
  47. , Е.М. Игровая направленность как фактор гуманизации детско-юношеского спорта Текст. / Е. М. Геллер // Социально-экономические проблемы воспитания студентов в условиях перестройки советского общества. -Минск, 1990.-С. 83 -85.
  48. , И.Г. О принципе неопределенности в спортивной педагогике Электронный ресурс. / И. Г. Геращенко, А. И. Шамардин и др. //www.infosport.ru/Press/TPFK/1998N9/p2−6.htm
  49. , Д. Статистические методы в педагогике и психологии Текст. / Д. Глас, Дж. Стэнли- пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  50. , В.В. Руководство к обследованию физического развития учащихся Текст. / В. В. Гориневский. Петроград: Тип. Г. И. Зархи, 1916.-128 с.
  51. , В.В. Физическое образование Текст. / В. В. Гориневский. СПб.: Родник, 1913. — 94 с.
  52. , И.Ю. Морфогенетические основы индивидуальных различий и возможности их использования в физической культуре и спорте Текст. / И. Ю. Горская // Теория и практика физической культуры. 2005. — № 10. -С. 54−57.
  53. , Г. Р. Организационные, социально-экономические и правовые аспекты развития физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации (на примере Воронежской области) Текст.: дис.. канд. псих, наук/Г.Р. Гостев. -М., 2001, — 147 с.
  54. , О.В. Центр и периферия в региональном развитии Текст. / О. В. Грицай, Г. В. Иоффе, А. И. Трейвиш. М.: Калуга, 1991. — 167 с.
  55. , Т.И. Комплексная «спартианская» программа культурно-спортивной работы с инвалидами Текст. / Т. И. Губарева // Духовность, спорт, культура. М.: РАО, ГЦ «СпАрт» РГАФК, 1997. — С. 106 — 195.
  56. , А.Т. Идеалы и ценности олимпизма в воспитании юных спортсменов Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Т. Гутин. М., 1994. -24 с.
  57. , Р. Дети и молодежь в спорте высших достижений (данные немецких ученых) Текст. / Р. Даугс, Э. Эмрих, X. Игель // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. -№ 1.-С. 41 -45.
  58. , А.Г. Актуальные’проблемы современной спортивной медицины Текст. / А. Г Дембо. М.: ФиС, 1980. — 234 с.
  59. , А.Г. Спортивная кардиология Текст. / А. Г Дембо, Э.В. Земцов-ский. М.: Медицина, 1989. — 469 с.
  60. Дети в спорте высоких достижений: заявление немецкого спортивного союза Текст. // Международное спортивное движение. Экспресс-информация, вып. 18.-М.: ЦООНТИ-ФиС, 1983. С. 12 — 18.
  61. , Э. Здоровье спортсмена Текст. / Э. Дойзер. М.: Физкультура и спорт, 1980.- 130 с.
  62. , Ж. Олимпийское движение и воспитание Текст. / Ж. Дьюри // Всемирный научный конгресс «Спорт в современном обществе»: сборник научных материалов. М., 1974. — С. 122−130.
  63. , Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте Текст. / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. М.: Академия, 2001.-264 с.
  64. , В.И. Концептуальная схема повышения социально-экономической эффективности физкультурно-спортивного движения Текст. / В. И. Жолдак // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 9. -С. 24−25.
  65. Заболевания и повреждения при занятиях спортом Текст.- под ред. А. Г. Дембо, 3-е изд. перераб. и доп. Д.: Медицина, 1991.
  66. , В.И. Физическая культура в системе отечественного образования Текст. / В. И. Загвязинский // Теория и практика физической культуры. 2005. — № 8. — С. 59 — 62.
  67. , В.М. Перенос тренированности одна из центральных проблем теории и практики физической культуры Текст. / В. М. Зациорский // Теория и практика физической культуры. — 1960. — № 9. — С. 56 — 58.
  68. , В.М. Физические качества спортсменов Текст. / В. М. Зациорский. Изд. 2. — М.: Физкультура и спорт. — 1970. — 200 с.
  69. , Б.Н. Эволюция старопромышленных развитых капиталистических стран и использование результатов ее изучения для СССР Текст. / Б. Н. Зимин, С. В. Одессер // География и проблемы регионального развития. М.: ИГ АН СССР, 1989. — С. 220 — 234.
  70. , А.П. Актуальные проблемы детско-юношеского физкультурно-спортивного движения Текст. / А. П. Зотов // Спорт, духовные ценности, культура.-М., 1997.-Вып. 7.-С. 176- 189.
  71. , Е.П. Дифференциальная психофизиология физического воспитания Текст. / Е. П. Ильин. Л., 1979. — 200 с.
  72. , Ф.Р. Мотивация проведения и воспитательные функции спортивных мероприятий Текст. / Ф. Р. Имеш // Проблемы международного спортивного движения. М.: ВНИИФК, 1982. — С. 11 — 26.
  73. , Д.И. Основные направления гуманизации спортивных игр и соревнований в работе со школьниками Текст.: дис.. канд. пед. наук / Д. И. Ипатов. -М.: ВНИИФК, 1991. 168 с.
  74. , Л.А. Экспорт на Олимпийских играх третьего тысячелетия Текст. / Л. А. Калинкин // Олимпийское движение и социальные процессы. -Ч. 1-я.-Краснодар, 1996.-С. 154- 156.
  75. , Г. Г. Воспитательное значение и пути использования народно-национальных подвижных игр и физических упражнений у школьников Текст.: дис.. канд. пед. наук / Г. Г. Кахидзе. Киев: КГИФК, 1986. — 162 с.
  76. , И.Г. Спортивная направленность личности Текст. / И.Г. Ке-лишев // Спорт и личность. М.: Физкультура и спорт, 1975. — С. 105 — 127.
  77. , Ю.И. Источники финансирования физической культуры Текст. / Ю. И. Кмузов. М.: Физкультура и спорт, 1990. — 46 с.
  78. , В.И. Психологический анализ спроса и предложения в сфере физической культуры Текст.: дис.. канд. псих, наук / В. И. Коваленя. -СПб., 2002.- 123 с.
  79. , Ю.Г. Атлеты прошлого занимались под музыку Текст. / Ю. Г. Коджаспиров // Физическая культура в школе. 2004. — № 1. — С. 35 -42.
  80. , Ю.Г. Проблема дефицита положительных эмоций на занятиях физической культурой и спортом Текст. / Ю. Г. Коджаспиров // Теория и практика физической культуры. 1994. -№ 5−6.-С.34−37.
  81. , B.C. Правовые реалии спортивного резерва: ретроспектива и современность Текст. / B.C. Козлова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005.-№ 3. — С. 15−18.
  82. , О.В. Спартианская программа целостного гуманистического воздействия на личность дошкольника Текст. / О. В. Козырева // Духовность, спорт, культура. М.: РАО, ГЦ «СпАрт» РГАФК, 1997. — С. 80 — 106.
  83. , Н.П. Что может физкультурно-спортивный комплекс города Текст. / Н. П. Колесникова. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 86 с.
  84. , В.А. Социально-педагогический принцип активизации и детский спорт Текст. / В. А. Колычев // Спорт, духовные ценности, культура. М., 1997. — Вып. 7. — С. 238−240.
  85. Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г. 31 августа 2000 г., № 1202-Р. Текст.
  86. Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 2015 гг.» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.09. 2005, № 1433-р) Текст.
  87. , A.A. Оптимизация тренировочного процесса юных лыжников с учетом их генетической предрасположенности Текст. / A.A. Кочергина, И. И. Ахметов //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.-2006,-№ 1,-С. 35 37.
  88. , Н.В. Новые формы физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью Текст.: автореф. дис.. канд. псих, наук / Н. В. Кудрявцева. -М, 1996.-23 с.
  89. , В.В. Оптимизация системы управления отраслью «Физическая культура и спорт» в России в рыночных условиях Текст. / В. В. Кузин // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 2. — С. 46−51.
  90. , В.П. Профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе (научно-методический и организационно-педагогический аспекты) Текст.: дис.. д-ра пед. наук / В. П. Кузовлев. -М., 1999.-454 с.
  91. , Б.С. Социально-экономические проблемы физической культуры и спорта Текст. / Б. С. Кузьмак, A.A. Осинцов. М.: Физкультура и спорт, 1987.-278 с.
  92. Кун, JI. Всеобщая история физической культуры и спорта Текст. / Л. Кун. М.: Радуга, 1982. — 399 с.
  93. , Д. Педагогика спорта, дидактика спорта, теория плана спортивных занятий и преподавания физкультуры Текст. / Д. Курц. М.: Аспект-Пресс, 1995.-318 с.
  94. , П.В. Спорт и искусство в структуре олимпийского образования Текст. / П. В. Лазарев // Олимпийское движение и социальные процессы. Часть 2-я. Краснодар, 1996. — С. 243 — 244.
  95. , Ю.А. Гуманизация физкультурно-спортивной деятельности Текст. / Ю. А. Лебедев, Л. В. Филиппова. Пермь: Изд-во Пермского госуниверситета, 1992. — 86 с.
  96. , А.Н. Потребности, мотивы, эмоции Текст. / А. Н. Леонтьев. -М, 1971.-78 с.
  97. , П.Ф. Отношение анатомии к физическому воспитанию и главные задачи физического образования в школе Текст. / П. Ф. Лесгафт. -М, 1988.-96 с.
  98. , П.Ф. О задачах физического воспитания Текст. / П. Ф. Лесгафт.-СПб., 1887.-70 с.
  99. , В.К. А нужны ли вообще соревнования? Текст. / В. К. Ливанов // Физическая культура в школе. 1992. — № 10. — С. 6 — 8.
  100. Л.И. Исследование особенностей здоровья и поведения российских школьников Текст. / Л. И. Лубышева, A.B. Малинин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. — № 4. — С. 16 — 22.
  101. , Л.И. Олимпийская культура как основа содержания олимпийского образования Текст. / Л. И. Лубышева // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта. Ч. 2. — Челябинск, 1997.-С. 155−57.
  102. , C.B. Экономическая эффективность занятий оздоровительной физической культурой Текст. / C.B. Любимов, Г. И. Любимова // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 4. — С. 6 — 7.
  103. Лях, В. И. Физическое воспитание в современной немецкой школе Текст. / В. И. Лях // Физическая культура в школе. 2005. — № 6. — С. 74 — 80.
  104. Лях, В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе Текст. / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 9. — С. 10 — 14.
  105. Лях, В. И. Концепция физического воспитания детей и подростков Текст. / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, Л. Б. Кофман //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С. 5 — 10.
  106. Ю.Майнберг, Э. Основные проблемы педагогики спорта: Вводный курс Текст. / Э. Майнберг- пер. с нем.- под ред. М. Я. Виленского и О.С. Метлуш-ко.-М.: Аспект Пресс, 1995.-318 с.
  107. , В.В. Психолого-педагогические аспекты интегративного подхода к управлению развитием индивидуальности спортсмена Текст. / В. В. Маркелов // Теория и практика физической культуры. 2006. — № 2. -С. 24−28.
  108. , O.A. Отношение тренеров к системе соревнований в юношеском боксе Текст. / O.A. Маркианов, A.A. Ананьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. — № 1. — С. 28 — 29.
  109. , H.A. Математико-статистические методы в спорте Текст. / H.A. Масальгин. -М.: Физкультура и спорт, 1974. 151 с.
  110. , А.П. Введение в теорию физической культуры Текст. / А. П. Матвеев. -М.: Физкультура и спорт, 1983. 128 с.
  111. , А.П. Физическая культура: физкультура или развитие человека Текст. / А. П. Матвеев, В. Н. Непопалов // Теория и практика физической культуры.- 1994.-№ 10.-С 2−7.
  112. , В.Е. Методические рекомендации по проведению педагогического эксперимента Текст.: учебно-методическое пособие / В. Е. Медведев. Елец, 2002. — 26 с.
  113. , В.Б. Как выпутаться из процентомании Текст. / В. Б. Межуев // Физическая культура в школе. 2004. — № 3. — С. 10 — 12.
  114. Менеджмент и маркетинг в спорте Текст.: Краткий словарь-справочник [Текст]- авторы-составители М. И. Золотов, В. В. Кузин, М. Е. Кутепов. -М.: ГЦОЛИФК, 1991.-112 с.
  115. , A.A. Гармония и дисгармония личности Текст.: философско-этический очерк- пер. с латыш. М.: Политиздат, 1990. — 222 с.
  116. Недялкова Силвия. Същност на олимпизма като социално явление Текст. / Силвия Недялкова // Сб. лекции от III и IV сесия на БОА 1985−1986. София: Национална Олимпийска Академия, 1986. — С. 5−11.
  117. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь Текст. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 912 с.
  118. , Э.С. Пути привлечения детей к тренировкам и сохранения их в детских спортивных секциях Текст. / Э. С. Озолин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. — № 3. — С. 32 — 37.
  119. О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян Электронный ресурс. // Материалы заседания Госсовета РФ. III www.goskomsport.ru.
  120. , Э. Философско-этические аспекты предельных возможностей человека в спорте Текст. / Э. Озер // Международное спортивное движение. -Вып. 23.-М.: ЦООНТИ, 1984.-С. 14−17.
  121. Олимпийская хартия. Международный Олимпийский комитет Текст. -М., 1991.- 126 с.
  122. , А.Т. Правовые аспекты развития детско-юношеского и студенческого спорта в Российской Федерации Текст. / А. Т. Паршиков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. — № 3. — С. 13 -15.
  123. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений- под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2003. — 576 с.
  124. Подготовка учащихся к трудовой деятельности и службе в Советской Армии средствами физической культуры Текст. JL: ЛГПИ, 1989. — 166 с.
  125. , Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания Текст. / Н. И. Пономарев. М.: Физкультура и спорт, 1970. -248 с.
  126. , A.B. Трансформация организационно-правовых форм профессиональных клубов Текст. / A.B. Починкин // Теория и практика физической культуры. 2006. — № 3. — С. 2 — 7.
  127. , В. Пути развития физкультурного движения в Липецкой области Текст. / В. Рассказов. Липецк, 2003. — 18 с.
  128. , А. МОК: проблемы и их решение Текст. / А. Ратнер // Физическая культура в школе. 2004. — № 2. — С. 77 — 79.
  129. Российская педагогическая энциклопедия Текст.: в 2 тт.- гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т. 1. — 608 с.
  130. Российская педагогическая энциклопедия Текст.: в 2 тт.- гл. ред. В. В. Давыдов. М: Большая Российская энциклопедия, 1998. — Т. 2. — 672 с.
  131. , Л.А. Содержание и нормативные основания оценки физической подготовленности при проведении мониторинга Текст. / Л. А. Семенов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. — № 6. -С. 16−21.
  132. Совершенствование педагогического образования и повышение статуса преподавателей (Раздел 1 224). Обзор программ ЮНЕСКО на 2002 -2003 г. Электронный ресурс. //nkongo.ru/content/5-l-l/html
  133. , A.C. Развитие физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации в 90-е годы Текст. / A.C. Соколов, С. И. Гуськов // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 4. — С. 45 — 49.
  134. , С.С. Содержание и методика профессионально-прикладной физической подготовки учащихся общеобразовательной школы Текст.: ав-тореф. дис. канд. пед. наук / С. С. Солодков. М., 1987. — 24 с.
  135. , Л.К. О необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей в практике тренировочного процесса Текст. / Л. К. Солоха // Педагогические аспекты спортивной тренировки. Омск: Омский гос. ин-т физ. культуры, 1981. — С. 49−51.
  136. Спортивная физиология Текст.: учебник для институтов физической культуры- под ред. Я. М. Коца. М., 1986. — 240 с.
  137. , A.A. Специфика маркетинга спортивных услуг в системе спортивного менеджмента (на примере рынка спортивных услуг г. Великие Луки) Текст. / A.A. Степанов // Теория и практика физической культуры. -2005.-№ 9.-С. 52−55.
  138. , В.И. К вопросу об идеалах и целях современного олимпийского движения Текст. / В. И. Столяров // Роль, функции и актуальные проблемы олимпийского движения. М.: ВНИИФК, 1984. — С. 22 — 33.
  139. , В.И. Физкультурно-спортивная работа с населением на пороге XXI столетия: проблемы и пути их решения Текст. / В. И. Столяров, Н. В. Кудрявцева // Спорт, духовные ценности, культура. М., 1997. — Вып. 9. -С. 94−216.
  140. , В.И. Олимпийское движение и воспитание молодежи Текст.: методические разработки для аспирантов и слушателей ВШТ / В. И. Столяров. -М.: ГЦОЛИФК, 1989.
  141. , Е.П. О результатах внедрения модели «Адаптивная оздоровительно-образовательная среда» Текст. / Е. П. Стрелецкая // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. — № 1. — С. 7−11.
  142. , Е.В. Социально-философский анализ ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Стопникова. Нижний Новгород, 1992. — 22 с.
  143. , О.С. Структурные изменения в экономике: философия, институты, инвестиции Текст. / О. С. Сухарев. Брянск: БГИТА, 1998. — 287 с.
  144. , A.A. Хуан Антонио Самаранч и новая эпоха Олимпийского движения Текст. / A.A. Сучилин, Н. В. Печерский // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 7. — С. 2 — 3.
  145. , Н.Ф. Педагогическая психология Текст.: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. М.: Издательский центр «Академия», 1999.-288 с.
  146. , Е.И. Проектирование и применение информационных образовательных технологий профессиональной подготовки учителя физики Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Е. И. Трофимова. Елец, 2005. — 384 с.
  147. , З.И. Самоутверждение личности в спорте Текст. / З. И. Файнбург // Спорт и личность: Ежегодник. М.: Молодая гвардия, 1979. -С. 203−222.
  148. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 8 января 2004 года. Текст.
  149. Философский энциклопедический словарь Текст. М.: ИНФРА-М, 2005. -576 с.
  150. , H.A. Основы возрастной физиологии спорта Текст. / H.A. Фомин. Челябинск, 1973. — 321 с.
  151. , Ю.А. Физическая культура и спорт в условиях современных социально-экономических преобразований в России: закономерное и случайное Текст. / Ю. А. Фомин // Теория и практика физической культуры. 1993. -№ 8. — С. 18−19.
  152. , Ю.Т. Искусственная мотивоуправляемая воздействующая среда, основные положения и принципы ее реализации Текст. / Ю. Т. Черкесов, В. В. Афанасенко и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. — № 2. — С. 31 — 37.
  153. , Ю.Т. Как обезвредить спорт Текст. / Ю. Т. Черкесов // Спорт, духовные ценности, культура. М., 1997. — Вып. 7. — С. 281 — 283.
  154. , O.A. Спорт и воспитание эмоциональных сторон личности Текст. / O.A. Черникова // Спорт и личность. М.: Физкультура и спорт, 1975.-С. 175- 184.
  155. , О.В. Отбор, сохраняющий детей в спорте (на примере женской спортивной гимнастики) Текст. / О. В. Чернухина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. — № 1. — С. 37 — 39.
  156. , Ф. Спортивный маркетинг Текст. / Ф. Шааф- пер. с англ. М.: Филин, 1998.-464 с.
  157. , A.B. Роль и место физической культуры в образовательном процессе Текст. / A.B. Шапарь, В. В. Перетятько // Физическая культура в школе. 2005. — № 4. — С. 29 — 34.
  158. , О.В. Спартанское движение в системе олимпийского образования школьников Текст. / О. В. Шапоренкова // Феномен олимпизма в современной культуре. Смоленск, 1994. — С. 52 — 55.
  159. , Н.А. Структура и функции отрасли «Физическая культура и спорт» Текст. / Н. А. Шитова // Теория и практика физической культуры. 1989.-№ 8.-С. 46−47.
  160. , Н.А. Характер продуктов сферы физической культуры Текст. / Н. А. Шитова // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 10. -С.9−11.
  161. , Д.К. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии Текст. / Д. К. Эндрюс // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 1. — С. 46 — 48.
  162. , С.Н. Дифференцированный подход к использованию физических средств восстановления Текст. / С. Н. Якименко // Теория и практика физической культуры.-2005.-Mb 10.-С. 46−50.
  163. Adam, К. Leistungssport als Denkmodell / К. Adam. Munchen, 1978. -46 p.
  164. Allison, M.T. Competition and cooperation. A sociocultural perspective / M.T. Allison // Int. Review of Sport Sociology, v. 3 4, 1980, pp. 93 — 105.
  165. Arnold, P.J. Sport, moral education and the development of character / P.J. Arnold //Journal of the Philosophy of the Education, 1984, 18, 2, pp. 275 -281.
  166. Arnold P.J. Competitive sport, winning and education / P.J. Arnold //Journal of moral education, 1989, v. 18, Mb 1, pp. 15−25.
  167. Baumann W., Marchlowitz K.-H., Palm J. Germany «Games Festivals», where recreation and sports compose a new type of social event //World leisure and Recreation, 1985, v. XXVII, Mb 5, pp. 8 11.
  168. Bredmeier B.J. Childrens' moral reasoning and their assertive, aggressive and submissive tendencies in sport and daily life // Journal of Sport and Exercise Psychology, 1994, 16, pp. 1−14.
  169. Cruz J., Boixadeos M., Cardevila L. Prevalent Values in Young Spanish Soccer Players // Ethics and Sport. Special Issue. International Review the Sociologie of Sport, 1995, v. 30, № ¾, pp. 353 -373.
  170. Fielding M. Against competition //Proceedings of the Philosophy of Education Society of Great Britain, 1976, X, July, pp. 124 146.
  171. Lee M., Cockman M. Values in Childrens' Sport: Spontaneously Expressed Values among Young Athletes // Ethics and Sport. Special Issue. International Review the Sociologie of Sport, 1995, v. 30, № ¾, pp. 337 351.
  172. Mantel R., Vander V. The relationship between the professionalization of attitude toward play of preadolescent boys and participation in organized sport // Sport and American society. Reading Mass: Addison Wesley, 1974, pp. 17 — 39.
  173. Palm J. From the «meeting points» to the «games Festivals»: the variety open programmes //Paper presented at the International Kongress «Sport fur alle», Frankfurt am Main, 1986, pp. 9 12.
  174. Pawlucki A. Wychowanie do sportu // Sport I kultura: Praca zbirowa pod red. Z. Krawczyka. Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1981. — pp. 163 — 178.
  175. Sladek V. Pantomimentheater. Koln, 1985. 134 p.
  176. Pilz G. Performance Sport: Education in Fair Play? // Ethics and Sport. Special Issue. International Review the Sociologie of Sport, 1995, v. 30, № 3A, pp. 391 -405.
  177. Schmolke A. Das Bewegungstheater. Frankfurt am Main, 1975. — 120 p.
  178. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В РАБОТЕ
  179. Закон Липецкой области от 26 декабря 2002 г. N 28−03 «Об областном бюджете на 2003 год» (с изменениями от 4 марта, 27 мая, 26 августа, 3 ноября, 27 ноября 2003 г.).
  180. Закон Липецкой области от 5 февраля 2002 г. N 188−03 «Об областном бюджете на 2002 год» (с изменениями от 12 июля 2002 г.).
  181. Закон Липецкой области от 8 декабря 2003 г. N 86−03 «Об областном бюджете на 2004 год».
  182. Информация к депутатским слушаниям на тему «Массовое развитие физической культуры и спорта и проблемы функционирования общественных организаций по видам спорта в Липецкой области» от 17 мая 2005 г.
  183. Концепция развития ОСДЮШОР «Локомотив».
  184. Описательный отчет о работе комитета по физической культуре и спорту администрации города Ельца за 2004 г.
  185. Подготовка спортивного резерва в детско-юношеских спортивных школах Липецкой области // Сравнительные сведения по области и России. На основании отчета по форме 5 ФК за 2002 г.
  186. Подготовка спортивного резерва в детско-юношеских спортивных школах Липецкой области (сравнительные сведения по области и России) на основании отчетов по форме 5-ФК за 2002 г.
  187. Предложения по разработке концепции развития физической культуры и спорта в Липецкой области до 2005 г. // Письмо начальнику управления ФК, спорта и туризма администрации области Дементьеву В.В.
  188. Положение о деятельности благотворительного спортивно-оздоровительного внешкольного учреждения «Подростковый центр».
  189. Рекомендации по итогам депутатских слушаний на тему «Массовое развитие физической культуры и спорта и проблемы функционирования общественных федераций по различным видам спорта в Липецкой области». 17 мая 2005 г.
  190. Статистические сведения о физической культуре и спорте. Комитет по физкультуре и спорту администрации г. Ельца. 2004 г.
  191. Статистические сведения по ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ Липецкой области. 1998 г.
  192. Статистические сведения по ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ Липецкой области. 2000 г.
  193. Статистические сведения по ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ Липецкой области. 2002 г.
  194. Статистические сведения по ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ Липецкой области. 2004 г.
  195. Статистические сведения по ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ Липецкой области. 2005 г.
  196. Устав Елецкой городской общественной организации «Клуб <�ДО-БРЫНЯ>„- основной государственный регистрационный номер 1 044 800 001 487.1. АНКЕТА
  197. Учитывая Ваши знания и опыт, просим высказаться по вопросам организации и состояния физкультурно-спортивной работы в Липецкой области.
  198. Как Вы оцениваете состояние физкультурно-спортивной работы в месте вашего проживания? (Обведите кружочком порядковые номера выбранных ответов).11. неудовлетворительное 1.2. хорошее 1.3. отличное 1.4. другое мнение
  199. Оказывают ли, на Ваш взгляд, влияние на развитие физической культуры и спорта климатографичекие факторы региона? Ответ поясните, пожалуйста.
  200. Оказывают ли, на Ваш взгляд, влияние на развитие физической культуры и спорта социально-экономические факторы региона? Ответ поясните, пожалуйста.
  201. Оказывают ли, на Ваш взгляд, влияние на развитие физической культуры и спорта культурно-исторические традиции региона? Ответ поясните, пожалуйста.
  202. Какие Вы видите пути улучшения финансового положения в сфере физической культуры и спорта?
  203. Какое направление физкультурно-спортивной работы является, по вашему мнению, наиболее важным? (пронумеруйте ответы по степени важности).детско-юношеский спорт профессиональный спортспорт высоких достижений дворовый спорт
  204. Если Вы считаете, что важны иные направления, укажите их, пожалуйста.
  205. Пожалуйста, дайте оценку состоянию детско-юношеского спорта в месте Вашего проживания.
  206. Какие меры, по Вашему мнению, надо предпринять для развития детско-юношеского спорта?
  207. Оцените состояние пропаганды занятий физической культурой и спортом.
  208. Пожалуйста, сообщите некоторые сведения о себе.1. Место Вашего проживания1. Занимаемая должность1. Кто Вы по специальности?
  209. Выскажите Ваше отношение к физической культуре и спорту
  210. Благодарим за сотрудничество!
  211. НЕКОТОРЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
  212. Спартак“, Елец 1,81 1,341. СДЮСОР-9 0,9 1,3
  213. Спартак», Липецк 0,77 1,2
  214. СДЮСОР Конь-Колодезь 0,32 1,61. СДЮСОР-11 0,7 1,5
  215. СДЮСОР ФК «Металлург» 5,31 9,7
  216. ОДЮСШ «Локомотив», Елец 1,49 4,3
  217. Школа Количество уч-ся Качественный состав учащихся
  218. Год 2000 2002 МСМК МС КМС2000 2002 2000 2002 2000 20 021. ДЮСШ-1 353 451
  219. СДЮСОР-5 687 696 2 1 2 2 29 211. ДЮСШ-6 333 288
  220. СДЮСОР-Ю 448 469 3 4 21 14 27 36
  221. Обл. СДЮСОР 757 571 3 1 5 6
  222. Спартак", Елец 515 549 3 4 18 14 20 36
  223. СДЮСОР-9 545 478 1 11 14 18 12
  224. Спартак", Липецк 438 431 6 2 14 10
  225. СДЮСОР Конь-Колодезь 288 289 2 1 4 3 61. СДЮСОР-11 383 412 7 6
Заполнить форму текущей работой