Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Своеобразие сферы педагогических услуг

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Главная функция комплексной проверки — диагностирование качества реализации межпредметных связей, практическим критерием комплексной проверки чаще всего является способность обучаемых объяснять явления, процессы, события, опираясь на комплекс сведений, почерпнутых из всех изученных предметов. Главная задача менеджера образования — соединить в одном общем процессе человеческие, материальные… Читать ещё >

Своеобразие сферы педагогических услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Продолжим системный анализ педагогических систем и соответствующий ему системный характер педагогического менеджмента. Обратим внимание на своеобразие продуктов педагогической деятельности, особенности менеджмента в педагогической сфере, ее ресурсный анализ.

Менеджмент в сфере услуг. По рыночным определениям образование и воспитание относятся к сфере услуг. Менеджмент в сфере услуг имеет ряд отличий от производственной сферы. Это обусловлено рядом особенностей, присущих данной сфере. Главными среди них являются следующие.

  • 1. Высокий уровень взаимодействия с клиентами. Персонал учебно-воспитательных заведений напрямую обслуживает своих потребителей.
  • 2. Необходимость дифференциации и даже индивидуализации услуг (выполнение индивидуальных, микрогрупповых или групповых заказов).
  • 3. Желание потребителей получать относительно небольшие объемы услуг.
  • 4. Низкие барьеры поступления.
  • 5. Определение мощности производства, но пиковым опросам.
  • 6. Зависимость функционирования от поведения потребителей.
  • 7. Проблематичность (а часто и невозможность) создания запасов.
  • 8. Сложность определения параметров качества.
  • 9. Необходимость владения совершенными навыками работы с потребителями.
  • 10. Сложность определения эффективности работы персонала.
  • 11. Наличие ряда местных регуляторов, существенно влияющих на ход и результаты учебно-воспитательного процесса.

Ресурсный анализ сферы педагогических услуг. В любом производстве, в том числе и педагогическом, наличествуют ресурсы для решения поставленных задач. Ресурсы — это возможности, которыми обладает система. Они задают диапазон выбора, определяют количество и качество услуг (см. рис. 40).

Синергетический эффект.

Рис. 40. Синергетический эффект.

Выделим следующие ресурсы.

  • 1. Технические (особенности производственного оборудования, основных и вспомогательных материалов и т. д.).
  • 2. Технологические (динамичность методов технологии, наличие конкурентоспособных идей, научный задел).
  • 3. Кадровые (квалификационный, демографический состав персонала, его способность адаптироваться к изменениям задач организации).
  • 4. Пространственные (характер производственных помещений, территории предприятия, коммуникаций, возможность расширения).
  • 5. Ресурсы организационной структуры управления (характер и гибкость руководящей системы, скорость прохождения руководящих ВЛИЯНИЙ И Т.П.).
  • 6. Информационные ресурсы (характер информации о самой организации и внешней среде, возможность ее пополнения и повышение достоверности).
  • 7. Финансовые ресурсы (состояние активов, ликвидность и т. д.).

Если под таким углом зрения проанализировать педагогическую систему, то в ней обнаружатся некоторые новые возможности, на которые раньше не обращалось должное внимание. Прежде всего это эффект синергии (сложения усилий в одном направлении), возникающий в результате согласованного взаимодействия (использования) всех ресурсов. Возникают новые свойства, которых каждый отдельный вид ресурсов не имеет. Без этого эффекта каждый отдельный ресурс не может раскрыться; возможности новых технических средств обучения, например, не могут быть реализованы без соответствующей квалификации педагогов.

Главная задача менеджера образования — соединить в одном общем процессе человеческие, материальные и финансовые ресурсы для достижения заданных целей. Специфика предмета, продукта, орудий производства в педагогической сфере обусловливает и специфику управленческой (менеджерской) деятельности.

Итоговый тест Найдите ошибочные утверждения.

№.

п/п.

Утверждение.

Да.

Нет.

Следует менять не предметы и даже не содержание, а направленность образования.

Диагностика — это прояснение всех обстоятельств протекания эдукационного процесса, точное определение результатов последнего. Диагностирование — практическая процедура, выполняемая педагогом, одна из его постоянных функций.

Диагностирование обученности и воспитанности не отличается от диагностирования обучаемости.

Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.

Продолжение табл.

№.

п/п.

Утверждение.

Да.

Нет.

В новой демократической школе не должно быть формального контроля. Эдукационный контроль как своеобразный метод обучения должен иметь ярко выраженную обучающую, развивающую направленность, соединяться с самоконтролем, быть необходимым и полезным прежде всего самому обучаемому. Один из практических способов реализации этой направленности мы видим в нашем учебнике.

Темп усвоения знаний, умений характеризует время усвоения эталонного понятия (выполнения эталонного теста), а также произвольного (но одинакового для всех обучаемых) понятия.

Темп продвижения в обучении характеризует обучаемость, поскольку учитывает более длительный период обучения, на котором влияние данного качества проявляется значительно сильнее.

Общим родовым понятием является «контроль», означающий выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

Выявление и измерение называют проверкой. В связи с этим проверка — составной компонент контроля, основной функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков.

Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки. В табелях успеваемости, классных журналах, базах (банках) данных оценки фиксируются в виде отметок (условных обозначений, кодовых сигналов, «зарубок», памятных знаков и т. п.).

Понятия «оценка» и «отметка» совпадают.

Оценка — это число, получаемое в результате измерений.

Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности учащихся являются объективность, систематичность, наглядность (гласность).

Продолжение табл.

№.

п/п.

Утверждение.

Да.

Нет.

Главная функция комплексной проверки — диагностирование качества реализации межпредметных связей, практическим критерием комплексной проверки чаще всего является способность обучаемых объяснять явления, процессы, события, опираясь на комплекс сведений, почерпнутых из всех изученных предметов.

К числу недостатков традиционной системы контроля относят субъективность выставляемой оценки, а также ее случайность, недостаточную частоту и полноту диагностических замеров. Традиционная система оценивания мало способствует систематическому и вдумчивому изучению предмета.

Рейтинговая система контроля предусматривает определение суммарного показателя успеваемости, но общему количеству набранных баллов и ранжирование учеников, но набранной сумме. Первым в списке будет стоять тот, кто набрал максимально возможную сумму.

Тестирование — целенаправленное, одинаковое для всех обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять характеристики и результаты обучения, воспитания, развития учащихся, определять параметры педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.

Тесты должен быть краткосрочными, однозначными, правильными, относительно краткими, информационными, удобными, стандартными.

Текущий контроль необходим для диагностирования хода эдукационного процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированными.

Коэффициент интеллекта указывает на опережение или отставание умственного возраста относительно хронологического (паспортного).

Тестирование оказывает сильное обратное влияние на деятельность школ и учителей, выбор и применение технологий.

Окончание табл.

№.

н/п.

Утверждение.

Да.

Нет.

Эдукационный процесс тоже нуждается в постоянном наблюдении с целью своевременной коррекции его развития в нужном направлении. Для этого применяется мониторинг. Мониторинг (от англ, monitoring — отслеживание путем постоянного, беспрерывно ведущегося наблюдения) — система непрерывного отслеживания развития и продуктивности эдукациоппого процесса.

Цели эдукационного процесса не влияют на мониторинг.

Управление эдукациоиными процессами требует надежной исходной информации о протекании процессов. Если информация не надежная или не своевременная, то от ее использования следует отказаться.

Математизация педагогики не только избавляет науку от одностороннего качественного описания, но и устраивает строгую ревизию достигнутому, предоставляя для этого объективные методы проверки и более совершенный язык.

В педагогике нет категорических утверждений типа «да» — «нет», нет ярко выраженного «черного» и «белого». Вся се действительность — тысячи полутонов всех оттенков, характеристики, расположенные между не всегда четкими минимумом и максимумом.

К традиционным методам педагогических исследований относятся наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение продуктов ученического творчества, беседы.

Педагогический менеджмент — процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей.

Системной природе педагогических процессов соответствует системный характер педагогического управления.

Главная задача менеджера образования — соединить в одном общем процессе человеческие, материальные и финансовые ресурсы для достижения заданных целей.

ERRARE HUMANUM EST.

Человеку свойственно ошибаться Неправильные утверждения: 3, 11, 12, 23.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой