Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Полипрофессионализм в педагогическом колледже как условие формирования социально-экономической активности студентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Между тем отечественная педагогическая наука и практика оказались не вполне подготовленными к формированию у учащейся молодежи социально-экономической активности. Она предполагает развитие предприимчивости, деловитости, творческого подхода к приобретаемым в учебных заведениях базовых знаний, к труду, к применению образования в жизни. В настоящее время недостаточно четко определена совокупность… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПОЛИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КАК СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Социально-экономические перемены и объективная необходимость полипрофессиональной направленности обучения студентов
    • 1. 2. Полипрофессиональное становление студента педагогического колледжа как условие формирования социально-экономической активности
    • 1. 3. Содержание, структурные элементы, критерии и показатели сформированности социально-экономической активности
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛИПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
    • 2. 1. Специфика образовательного пространства
  • Избербашского педагогического колледжа
    • 2. 2. Отношение студентов к полипрофессиональной направленности образования в педагогическом колледже
    • 2. 3. Отношение преподавателей педагогического колледжа к полипрофессиональной направленности образования студентов
  • ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ПОЛИПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО
  • ПРОЦЕССА
    • 3. 1. Национально-региональный компонент учебного плана как фактор реализации полипрофессиональной направленности образовательной деятельности в педагогическом колледже
    • 3. 2. Предпринимательская деятельность в образовательном пространстве педагогического колледжа как условие формирования социально-экономической активности студентов

Полипрофессионализм в педагогическом колледже как условие формирования социально-экономической активности студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Актуальность избранной нами темы исследования подтверждается обеспокоенностью дагестанского общества перепроизводством учителей со средним и высшим образованием. Для учителей нет работы в учреждениях образования. Вузы, колледжи, училища не получают от органов образования заявок на трудоустройство своих выпускников. Даже выпускникам учебных заведений, получившим диплом с отличием, работа в школах не предлагается. Выпускники с монопрофессией учителя, указанной в дипломе, трудоустраиваются не всегда и не по полученной специальности.

Назревает реальная опасность сокращения и последующего закрытия средних специальных учебных заведений и факультетов вузов, выпускающих учителей. А между тем эти учебные заведения за свою историю становления и развития накопили соответствующую материально-техническую, учебную, научную и кадровую базу для обучения и выпуска специалистов с полипрофессиональным образованием. Каждый выпускник может при желании получить, кроме диплома по основному образованию, сертификаты, различные удостоверения о дополнительной или смежной квалификации, не связанной с учительской профессией.

Все это требует пересмотра учебных планов, содержания и системы подготовки специалистов в педагогических вузах, колледжах и училищах, трансформации всей системы образования.

Социально-экономический кризис в стране, нищенское финансирование системы образования, резкое сокращение рынка рабочей силы предопределяют новые требования не только к высшим, но и к средним специальным учебным заведениям. Новая задача педагогических училищ и колледжей в этих условиях состоит в вооружении выпускника такой системой знаний, умений и навыков, которая позволила бы обеспечить максимальную социально-экономическую адаптацию молодого специалиста за счет получения дополнительных профессий.

Решение этой задачи позволит выпускникам найти себе работу не только в школах, но и в других учреждениях и производствах и тем самым создать для себя и своей семьи достойный уровень жизни.

Экономические реформы, направленные на создание рыночной системы хозяйствования в России, не могут достигнуть успеха без становления каждого работника не только как носителя способности к труду, но и как активного социально-экономического субъекта. С одной стороны, социально-экономическую активность можно рассматривать как предпосылку развития экономической системы, т.к. экономическая реформа есть процесс, который развертывается в деятельности людей. С другой стороны, социально-экономическая активность выступает как результат функционирования определенной системы экономических отношений и тех изменений, которые происходят в этой системе.

Формирование социально-экономической активности в условиях обостряющейся конкуренции за право на труд является определенным гарантом уверенности выпускников педагогических колледжей в завтрашнем дне.

Между тем отечественная педагогическая наука и практика оказались не вполне подготовленными к формированию у учащейся молодежи социально-экономической активности. Она предполагает развитие предприимчивости, деловитости, творческого подхода к приобретаемым в учебных заведениях базовых знаний, к труду, к применению образования в жизни. В настоящее время недостаточно четко определена совокупность условий, способствующих объединению усилий студенческих и педагогических коллективов колледжей, общественных организаций в формировании социально-экономической активности студентов. Острота проблемы усугубляется неподготовленностью преподавателей к этой работе, их негативным отношением к такому проявлению социально-экономической активности, как предпринимательство, нежеланием, а порой и неумением организовать оплачиваемый труд студентов, где наиболее успешно можно формировать социально-экономическую активность.

В последние годы значительно возросло количество публикаций по проблеме социальной, трудовой, экономической активности личности. Философское осмысление проблема активности получила еще в трудах В. Вундта (53), Р. Декарта (63), Д. Дьюи (70), JI.M. Лопатина (120), Н. И. Лосского (121), К. Маркса (127), и др.

Деятельностная природа социальной активности исследована философами Е. А. Ануфриевым (16), Л. М. Архангельским (23), Т. П. Богдановой (39), В. Т. Ефимовым (71) и др. Проблеме социальной активности подростков и старшеклассников посвящены работы Т. Н. Мальковской (125), A.B. Зосимовского (81), В. А. Петровского (143), К. Д. Радиной (157), В. А. Сухомлинского (180) и др.

Б.З. Вульфов (52), Б. Е. Ширвиндт (192) и другие исследовали проблему самостоятельности школьников как элемента активности.

В научных исследованиях рассматриваются различные аспекты экономической активности личности и ее проявления в предприимчивости. Так, С. Н. Пшеничникова (156) разработала модели предпринимательского поведения и механизм их реализации. Н. В. Тучак (181) рассмотрел типы реализации инициативности личности предпринимателя. Р. И. Желбанова (73) исследовала педагогические основы социальной активности старшеклассников в процессе их трудовой подготовки.

Формирование социальной активности личности в новых социально-экономических условиях исследовано в диссертационной работе З. А. Шогенова. Проблемы социально-экономического потенциала молодежи в условиях многоукладной экономики изучались Г. В. Морозовой.

П.П. Блонский, A.C. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие отечественные педагоги особое внимание обращали на содержание и цели трудовой деятельности: организацию труда, ее влияние на формирование личности, создание системы трудового воспитания, обеспечивающей развитие у молодежи социально-экономической активности. Дальнейшую разработку эти вопросы получили в исследованиях П. Р. Атутова (25), С. Я. Батышева (33), Н. И. Бабкина (29), Ю. К. Васильева (49), В. А. Полякова (149), М. Б. Рамазанова (159), В. К. Розова, И. А. Сасовой (173) и многих других современных ученых-педагогов, которые раскрыли возможности экономической подготовки в процессе трудового и политехнического образования молодежи.

Определенный вклад в исследование проблемы социальной активности внесла программа МПГУ им. В. И. Ленина «Формирование социальной активности молодежи в условиях перестройки средней и высшей школы» (1988). Разработчики программы (А.Е.Дмитриев, JI.A. Лиферов, Т. Н. Мальковская, В. А. Ситаров, В. А. Сластенин, Ю. П. Сокольников, А. К. Рычков, Т. И. Шамова (176) и другие) считают, что мера социализации определяется системой ценностных ориентаЦий, наличием определенного социального опыта, накопленного при освоении новых видов деятельности и отношений.

В настоящее время усилился интерес к проблеме развития такого качества личности, как предприимчивость. Этот вопрос освещается в работах Л. К. Аверченко (8), В. Г. Булыгиной, Н. И. Городецкой, А. Л. Журавлева, Т. В. Корниловой (103), А. П. Корнилова (103), Н. В. Лебедевой (114), В. Любкиной (123), В. П. Позднякова (74), Б. А. Райзберга, С. Д. Резника (161), С. К. Рощина (164), М. Н. Руткевич (169), М. Н. Умутбаева, Л. М. Фуксона (188) и других.

Ни в коей мере не умаляя значения и достоинств проведенных исследований в отечественной науке, следует в то же время отметить, что ни в одном из них полипрофессиональная направленность обучения не рассматривается как условие формирования социально-экономической активности. Таким образом, возникает противоречие: с одной стороны, в обществе в основном признается значимость воспитания социально-экономической активности, положительно социально ориентированных и нравственных людейс другой стороны, педагогическая наука пока не дала ответа относительно технологии обеспечения этого процесса в образовательной деятельности студентов.

Понятие «полипрофессионализм» в диссертации употребляется для обозначения функциональной образовательной среды, в которой осуществляется процесс полипрофессионального становления личности и ее обучения одновременно нескольким конкретным видам деятельности. В нашем исследовании данное понятие ограничено средним специальным полипрофессиональным образованием в современных педагогических колледжах и училищах.

Мы не обнаружили психолого-педагогических исследований, в которых затрагивались бы проблемы материального положения будущих учителей. Нами не найдены исследования, где бы представлялась информация о какой-либо осведомленности студентов об ожидающем их размере зарплаты, тарифных ставках, о предоставляемых социальных льготах для учителей и т. д. Мы все это знаем, но стыдливо умалчиваем, не просвещаем абитуриентов и студентов, не ставим их открыто на позицию предприимчивого человека, ищущего пути выхода из этого положения. Один из выходов — это обучать и готовить студентов к последующей жизни как полипрофессионалов, готовых к гибкому решению любых вопросов по выбору трудовой деятельности, трудоустройству в широком диапазоне и решению социально-экономических проблем, которые возникнут у них и у их семей.

Область научно-педагогических исследований по полипрофессиональному образованию, совершенствование государственных образовательных стандартов является научным направлением, требующим повышенного внимания и ускоренной разработки в связи с растущими потребностями рынка труда. Остаются не исследованными и не решенными многие противоречия:

• между содержанием обучения в различных образовательных учреждениях, запросами рынка труда и потребностями самого выпускника и возможностями системы среднего специального образования, не способной в полной мере адекватно и оперативноудовлетворить эти потребности;

• между необходимостью подготовки учителей и сопутствующих специалистов высокой квалификации и отсутствием учебно-программных разработок для их подготовки на уровне рыночных требований;

• между предпринимаемыми педагогическими учебными заведениями усилиями в осуществлении прогнозирования развития рыночной экономики, рынками труда и отчужденным отношением к этому работодателей;

• между необходимостью использования в образовательном процессе содержания и технологий, являющихся средством развития, становления, полипрофессиональной адаптации личности учащегося и отсутствием в существующей системе среднего специального профессионального образования такого рода организационных и содержательных компонентов.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили тему нашего исследования: Полипрофессионализм в педагогическом колледже как условие формирования социально-экономической активности студентов.

Проблема исследования состоит в необходимости создания организационно-содержательного обеспечения полипрофессионального образования в педагогическом колледже, соответствующего новым социально-экономическим условиям в целях подготовки конкурентоспособных, высококвалифицированных специалистов с развитой социально-экономической активностью, позволяющей трудоустроиться после окончания колледжа в разных сферах народного хозяйства.

Цель исследования — разработать педагогические условия для формирования социально-экономической активности студентов педагогического колледжа на основе полипрофессиональной направленности образования.

Объект исследования: полипрофессиональная направленность в образовательной деятельности педагогического колледжа.

Предмет исследования: процесс формирования социально-экономической активности в условиях полипрофессиональной направленности образовательной деятельности студентов педагогического колледжа.

Гипотеза исследования. Формирование социально-экономической активности учащихся педагогического колледжа в процессе овладения разнообразными профессиями будет успешной, если:

— студенты и преподаватели уяснят сущность и социально-экономическую значимость полипрофессионального направления в образовании и будут способны использовать их в процессе изучения и преподавания учебных дисциплин, руководства научно-исследовательской работой, учебной и производственной практиками;

— будет создано соответствующее образовательное пространство;

— в учебный план будут введены дисциплины национально-регионального компонента, интегративные курсы и специальные дисциплины, позволяющие формировать профессиональные знания, умения и навыки по сопутствующим и дополнительным профессиям;

— студент будет относиться к получаемым сопутствующим и дополнительным профессиям как к интеллектуальному капиталу, с которым можно выйти на рынок труда и трудоустроиться, которое явится определенным гарантом материально-обеспеченной жизни, достойного положения в семье и обществе.

Задачи исследования:

1. Определить особенности влияния социально-экономических перемен на полипрофессиональную направленность обучения студентов педагогического колледжа.

2. Выявить основные структурные компоненты содержательной составляющей полипрофессиональной подготовки студентов педагогического колледжа.

3. Разработать критерии и показатели сформированности социально-экономической активности студентов педагогического колледжа, осуществить анализ ее состояния и выявить условия, влияющие на ее развитие.

4. Определить специфику образовательного пространства педагогического колледжа, выявить отношение студентов и преподавателей к полипрофессиональной направленности обучения.

5. Разработать содержание, формы и методы учебно-полипрофессиональной деятельности студентов педагогического колледжа, соответствующие их интересам и возможностям, обеспечивающие моральное и материальное вознаграждение за труд, формирующие качества, присущие социально-экономически активной личности.

Методологической основой исследования являются: учение о диалектическом единстве и взаимосвязи процесса обучения и воспитания с социально-экономическим развитием обществаположение о ведущей роли деятельности в формировании личности, о путях и средствах гармоничного развития личности, личностно ориентированных технологиях образованиявыводы исследований в сфере приобщения студентов и школьников к предпринимательской деятельности, об уровневом диагностико-прогностическом подходе к организации обучения в средних специальных учебных заведениях, о комплексном научно-методическом обеспечении процесса обучения в училищах и колледжахсовременные концепции экономического образования и воспитания студентов и школьников.

Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс различных методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга. При этом для изучения каждого аспекта проблемы определялся основной метод.

На теоретическом уровне использовались анализ и синтез философской, педагогической, психологической, экономической, социологической литературыизучение передового и массового педагогического опытапрогнозирование и моделирование педагогических системтеоретическое обобщение результатов исследования.

Основными методами, которыми мы пользовались в экспериментальном исследовании, были: наблюдение за студентами в естественных условияхизучение продуктов их деятельностивыявление межличностных отношений в процессе трудасоздание проблемных социально-экономических ситуацийвовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность и др.

Для накопления педагогических фактов и проведения диагностики использовались такие социологические методы как интервьюирование, анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, беседы, экспертные оценки, взаимо — и самооценки.

В работе широко применялись экспериментальные методы: поисковый, констатирующий и формирующий экспериментопытная работа в специально организованных условиях.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в Избербашском педагогическом колледже, в котором долгое время работает соискатель (преподавателем, заведующим отделением, заместителем директора, директором). Исследованием было охвачено более 400 студентов различных курсов и более 70 преподавателей.

Основные этапы исследования. Исследование формирования социально-экономической активности студентов проводилось нами с 2000 по 2006 годы.

На первом этапе (2000;2003 гг.) проводился историко-теоретический и сравнительно-сопоставительный анализ философской, психолого-педагогической и социологической литературыпервичные наблюдения, их анализ и обобщениенакопление эмпирических данныхуточнение и обогащение понятийного аппаратаосуществлялись диагностические исследования, разрабатывалась программа научно-педагогического эксперимента.

На втором этапе (2004;2005 гг.) на основе анализа литературы, зарубежного и отечественного опыта образования студентов и включения их в полипрофессиональную и предпринимательскую деятельность были определены цель, объект, предмет, задачи исследования, выдвинута гипотеза, обоснованы методология, методика и организация исследования, намечена программа опытно-экспериментальной работы. Проведены поисковый, констатирующий и формирующий эксперименты, диагностика уровня социально-экономической активности студентов.

Осуществлялась теоретическая разработка модели социально-экономической активности студентов, готовилось методическое оснащение, проводился обучающий семинар для преподавателей колледжа.

На третьем этапе (2006 г.) проводились оценка эффективности проведенной работы, обобщение и обработка полученных результатов, оформлялась диссертация, публиковались результаты исследования, готовились рекомендации по внедрению их в практику работы школы.

Научная новизна исследования.

— обоснованы понятие и сущность полипрофессиональной направленности обучения студентов колледжа, социально-экономической активности, определены показатели и критерии ее сформированности;

— разработано содержание национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов, формы и методы осуществления полипрофессиональной направленности обучения, обеспечивающие овладение дополнительными профессиями, включающих поиск новых идей, реализацию творческих замыслов, изучение спроса на образовательные и развлекательные услугипроизводства продукции, выполнение различных образовательных и развлекательных услуг и их рекламывыполнение работы за моральное и материальное вознаграждение;

— определены возможности использования народных художественных промыслов, хореографической, музыкальной, песенной культуры, этнопедагогики народов Дагестана в целях осуществления полипрофессиональной направленности обучения в педагогическом колледже;

— исследовано и охарактеризовано образовательное пространство педагогического колледжа, способного осуществить полипрофессиональную направленность обучения.

Теоретическая значимость исследования. Обоснована возможность формирования социально-экономической активности у студентов педагогического колледжа в процессе полипрофессиональной направленности обучения. Разработана система критериев и показателей для оценки сформированности социально-экономической активности.

Практическая значимость. Проведенное исследование дает возможность осуществить реализацию идей полипрофессиональной направленности содержания образовательного процесса в педагогическом колледже, изменить уровни сформированности социально-экономической активности студентов. Разработанная и апробированная экспериментальная программа позволяет углубить представление о полипрофессионализме, сформировать позитивное отношение к нему, изменить отношение студентов к получаемому образованию как к интеллектуальному капиталу, расширить образовательное пространство.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Социально-экономическая активность рассматривается нами как интегративное качество, где образовательная информация, практические, профессиональные умения и навыки становятся достоянием личности, откладываются в резервах долговременной памяти и находятся в состоянии постоянной готовности к актуализации в различных жизненных ситуациях.

2. Студент, «проживший» процесс доведения полученных знаний, умений и навыков по нескольким профессиям — от творческих перспектив и идей до выполнения работы по ним и ее реализации, осуществил полипрофессиональную направленность своего обучения в педагогическом колледже. Полипрофессиональная направленность в этом случае способствует формированию социально-экономической активности.

3. Основным социально-педагогическим условием, обеспечивающим формирование социально-экономической активности у студентов, является образовательное пространство педагогического колледжа с полипрофессиональной направленностью обучения, вовлечением студентов в предпринимательскую деятельность.

Внедрение результатов исследования. Учебные, учебно-тематические планы, программы, а также технологическое обеспечение полипрофессиональной направленности обучения, предпринимательской деятельности, практические разработки автора внедрены в работу Избербашского педагогического колледжа, Дагестанского ИПКПК.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются:

— опорой на методологию, теорию педагогики и психологиииспользованием методов исследования, адекватных его предмету и задачамсочетанием количественного и качественного анализарезультатами внедрения основных положений диссертационного исследования в практическую деятельность;

— комплексным характером поэтапного педагогического эксперимента, подтверждением гипотезы конкретными теоретическими и практическими результатами, достижением позитивных изменений в уровне формирования социально-экономической активности студентов, принимавших участие в эксперименте;

— одобрением основных положений исследования на конференциях и семинарах различного уровняположительными отзывами о педагогической и творческой деятельности диссертанта.

Апробация результатов исследования. Результаты проведенного исследования докладывались и получили положительную оценку на заседаниях кафедры социальной педагогики ДГУ, на различных конференциях: в 2004 году на Республиканской научно-практической конференции «Состояние и перспективы развития художественно-педагогического образования (г. Махачкала), в 2005 году на Республиканской конференции (г. Избербаш), на межрегиональной научно-практической конференции «Состояние и перспективы повышения уровня жизни сельской семьи» (г. Черкесск — п. Нижний Архыз 2005 г.), на? Международной научно-практической конференции «Этнопсихологические парадигмы в социокультурном пространстве Северного Кавказа» 21−23 апреля 2005 года (г. Махачкала).

Структура и основное содержание диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Результаты исследования показали необходимость комплексного педагогического содействия всем участникам образовательного процесса в освоении ими идей, принципов и технологий полипрофессионального подхода в осуществлении образовательного процесса и явились основанием проектирования экспериментальной программы работы по содействию в формировании социально-экономической активности студентов педагогического колледжа.

2.2. Отношение студентов к полипрофессиональной направленности образования в педагогическом колледже.

Для решения поставленных в исследовании вопросов необходимо было получить материал массового обследования студентов педагогического колледжа, который можно было бы подвергнуть математической обработке в целях получения достоверных данных. Так была намечена вторая задача нашего исследования: выявить объективное положение студентов в образовательном пространстве Избербашского педагогического колледжа и отношения их к полипрофессиональной направленности обучения, предпринимательской деятельности и влиянию этого положения на формирование социально-экономической активности, отношение к образованию и жизненной перспективе.

Анализ результатов исследования давал возможность определить условия для формирующего эксперимента.

Опрос помог выяснить, что понимают современные студенты педагогического колледжа под полипрофессионализмом, полипрофессиональным образованием, предпринимательством и предпринимательской деятельностью. Опрос выявил отношение студентов к своему будущему, предпринимательской деятельности, личности, обладающей полипрофессиональными знаниями, умениями и навыками. Опрос помог изучить возможности и степень влияния педагогического колледжа на развитие способностей и наклонностей к полипрофессиональной деятельности, выявить осведомленность студентов о сущности предпринимательской деятельности, отношение к ней и к людям, занимающимся ею. Опрос выявил желание и мотивы студентов овладевать различными профессиями, ремеслом, заниматься предпринимательской деятельностью, выяснить знание студентами качеств, присущих полипрофессионалу-предпринимателю, откуда и под влиянием каких факторов приходит решение стать такой личностью.

Анкетным опросом в 2003;2004 году были охвачены 300 студентов 1−4 курсов отделений «музыкальное образование», «изобразительное искусство и черчение» и «преподавание в начальных классах» и 78 преподавателей Избербашского педагогического колледжа.

Необходимость выбора метода анкетного опроса для решения поставленной задачи исследования объяснялась тем, что, используя возможности этого метода можно было получить достоверные количественные данные по изучаемому вопросу. Применение анкеты помогает выяснению разных аспектов влияния предоставленного тем или иным учебным заведением образовательного пространства на личность студента, выявлению положения личности в этом образовательном пространстве и той позиции, которую студент может занимать в использовании этого пространства. В тоже время мы не преувеличивали возможности анкеты и имели в виду, что анкета — констатирующий метод, который фиксирует явление в статике на данный момент.

Студенты отнеслись к анкетному опросу серьезно и с пониманием. Ответы были конкретны и достаточно исчерпывающими. Анкета оказала некоторое воспитательное воздействие, она заставляла студентов проанализировать и свою, и жизнь в колледже, подумать о своем месте в представленном образовательном пространстве. Многие говорили, что сами вопросы анкеты помогли понять им суть полипрофессионализма и полипрофессионального образования, предпринимательства и предпринимательской деятельности, озадачили о необходимости и важности создания своего бизнеса на основе полученных в колледже знаний, умений и навыков по разным учебным дисциплинам, в разных областях народных художественных промыслов, национальной музыкальной культуры. Многие студенты после заполнения анкеты говорили, что теперь-то они поняли, в чем заключались их ошибки, что следует делать, чтобы избежать таких ошибок, что в дальнейшем они будут лучше относиться к своему будущему и связывали это с получением образования.

В конце анкеты студент указывал свое имя и курс.

Для сравнения уровня подготовленности студентов педагогического колледжа к предпринимательской деятельности нами были использованы результаты анкетного опроса, школьников, студентов ХГФ ДГПУ, проведенного учениками научной школы профессора Рамазанова М. Б. Омаровым М.М., Мурадовой Н. С., Садыковой З. Л., Квимсадзе Е. Е. и др.

Анкета начиналась обращением к студенту, в котором говорилось, что ты учишься в педагогическом колледже и, наверное, думаешь, как устроится твоя последующая жизнь. Мы хотим вместе с тобой подумать, как решить жизненные проблемы, связанные с овладением различных профессий. Твои ответы помогут нам решить многие учебные проблемы. Поставленные вопросы носили открытый и закрытый характер. Вопросы открытого характера были составлены так, чтобы можно было получить точные количественные данные. Вопросы закрытого характера содержали ответы, которые следовало подчеркнуть (допускалось подчеркнуть несколько ответов или вписать свой ответ). При заполнении анкеты предусматривалась самостоятельность каждого студента.

В наше время уже никого не удивишь тем, что после окончания педагогических факультетов вузов, педагогических училищ, или колледжей выпускники и не надеются устроиться на работу по полученной специальности. В вузах фактически нет заявок от органов образования на выпускаемых специалистов. Такое же явление наблюдается и у выпускников средних специальных учебных заведений.

Учитывая существующее положение отсутствия спроса на учителей нам интересно было выяснить намерения студентов после окончания ими Избербашского педагогического колледжа. В анкете был поставлен вопрос, есть ли смысл после окончания педагогического колледжа поступать в вузы на педагогические специальности, даже когда известно, что подавляющее большинство выпускников педагогических специальностей не смогут устроиться на работу в школах. Ответы были получены от всех респондентов, которые мотивировали свои ответы. Полученные данные были проанализированы и сведены в таблицу 5.

Подавляющее большинство студентов (82%) отделения музыкального образования намереваются продолжить образование в вузах по педагогическим специальностям. Чуть меньше (78%) студентов отделения преподавание в начальных классах, также намереваются продолжить образование в вузах по педагогическим специальностям.

Продолжить образование в вузах по педагогическим специальностям намеревается меньше половины (47%) выпускников отделения изобразительного искусства и черчения. Не собираются продолжить образование по педагогическим специальностям 37% выпускников отделения ИЗО и черчения, 16% не ответили и не определили еще, что будут делать после окончания колледжа.

134 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Образование в педагогических колледжах с полипрофессиональной направленностью обучения становится фактором формирования социально-экономической активности студентов.

Формирование социально-экономической активности студентов в условиях полипрофессиональной направленности образования является самостоятельным научно-педагогическим процессом и имеет свой понятийно-терминологический аппарат. Основными терминами исследования являются «полипрофессионализм», «предпринимательская активность», «творческая и производственная активность», «предприимчивость».

Полипрофессионализм в цедагогическом колледже рассматривается как сочетание образовательной информации, практических умений и навыков по нескольким профессиям, ставшим достоянием личности, отложенным в 1 резервах долговременной памяти и находящимся в состоянии постоянной готовности к актуализации в будущих жизненных ситуациях. Это результат осмысления студентом успехов и неудач в овладении различными профессиями, личной предпринимательской деятельности, сплав поступков, чувств и мыслей, прожитых человеком и имеющих для него самодостаточную ценность.

Социально-экономическая активность считается сформированной, если 1 студент «прожил» процесс овладения разными профессиями, довел изделия до товарного состояния и его реализации, оказал образовательные развлекательные услуги, если опыт, формируемый в процессе полипрофессиональной направленности образования, отложился в его памяти как мысли, чувства, переживания, поступки, сбывшиеся или несбывшиеся ожидания, опыт деятельности, который может быть реализован в последующем.

Полипрофессионализация процесса обучения осуществляется в процессе изменения образовательного пространства в педагогических учебных заведениях за счет дисциплин национально-регионального компонента учебного плана.

Анализ художественно-промыслового сектора дагестанской экономики показал, что форма малого бизнеса в республике играет существенную роль в развитии предпринимательской среды, она исторически традиционна для Дагестана, где издавна были развиты народные художественные промыслы, отходничество, рыночная торговля, производства, основанные на местном сырье. Малое предпринимательство играет роль экономического демпфера, смягчающего тяжелую ситуацию, сложившуюся в народном хозяйстве. ¦ «!

Поэтому крайне необходимо его всемерное развитие, в том числе путем I подготовки выпускников Отделения изобразительного искусства к деятельности в этой сфере. I.

Анализ национальной: творческой, хореографической, песенной культуры также показал социально-экономические возможности для выпускников отделения музыкального образования в деле овладения внутриспециальностными профессиями национально-регионального компонента учебного плана.

Национально-региональный компонент учебного плана всех отделений создает возможности для подготовки специалистов в сфере оказания дополнительных образовательных услуг, для частных школ, для семьи гувернеров.

Овладение несколькими профессиями за время обучения в педагогическом колледже стало общепризнанной моделью поведения студентов, обеспечивающей последующее их трудоустройство и достойный уровень жизни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. А Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски // Высшее образование. — 1996. — № 1.
  2. К.А., Березина Т. Н. Время личности время жизни. -СПб., 2001.-304 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности / АН СССР Ин-т психологии- Отв. ред. Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1989. — С. 110 — 182.
  4. Абульханова-Славская К. А. Деятельность в психологии личности. -М.: Наука, 1980.-334 с.
  5. Абульханова-Славская К. А. Психологические и жизненные потери: к проблемам экологии человека // Психология личности в условиях социальных изменений. М., 1993.
  6. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. М.: Мысль, 1991.300 с.
  7. Абульханова-Славская К.А., Гордиенко Е. В. Представления личности об отношении к ней значимых других // Психологический журнал. 2001. -Т. 22.-№ 5.-С. 38−47.
  8. Л.К. Загляни в свою душу / Обл. ассоц. «Интелектика». -Омск, 1992.-26 с.
  9. . Г. Психология и проблемы человекознания. М. -Воронеж, 1996.-379 с.
  10. .Г. «Педагогическая антропология» К.Д. Ушинского и ее современное значение // Вопросы психологии. 1969. — № 2. — С. 3 — 15.11 .Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  11. М.Ананьев Б. Г. Онтогенез и жизненный путь человека // Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980. Т. 1.
  12. .Г. Человек как предмет воспитания (перспективы педагогической антропологии) // Ананьев Б. Г. Избр. психол. труды: В 2 т. Т. 1.-М.: Педагогика, 1980.-С. 10−25.
  13. К. Учителя и инновации. М., 1991.
  14. П.Ф. Формирование региональных систем среднего профессионального образования. Казань: ИСПО РАО, 1999.
  15. Е.А. Социальный статус и активность личности (Личность как объект и субъект общественных отношений). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.-288 с.
  16. М.Анциферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М., 1981. — С. 38−52. I
  17. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. — Т. 15. -№ 1. — С. 3 — 18.
  18. Л.И. Психологическое учение о человеке: теория Б. Г. Ананьева, зарубежные концепции, актуальные проблемы // Психологический журнал.- 1998,-Т. 19.-№ 1. С. 3 — 15.
  19. Л.И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Прогресс, 1990.-С. 61−77.
  20. Аристотель. Сочинения: В 4 т. / АН СССР. Ин-т философии // Философское наследие. 1983. — Т. 4. — 221 с.
  21. Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1974. — 221 с.
  22. Л.М., Петров Ю. Н. Жизненные планы и идеалы школьной молодежи // Советская педагогика. 1967. — № 6.
  23. С.И. Некоторые основные задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству. М.: Знание, 1976. — С. 30.
  24. П.Р. Концепция политехнического образования в современных условиях // Педагогика. 1999. — № 2. — С. 17 — 20.
  25. П.Р. Политехническая подготовка молодежи в условияхi •рынка труда // Учащаяся молодежь и рынок. Зелена Гура — Москва, 1994.
  26. П.Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения вIполитехническом образовании школьников. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
  27. П.Р., Поляков В. А. Формировать у молодежи трудовой образ жизни // Сов. педагогика. 1989. — № 3.
  28. Н.И. Дидактические основы политехнического образования школьников: Дис. д-ра пед. наук. М., 1987. — 410 с.
  29. А. Специалист нового типа. Кто он?" // Коммерческие вести. 2004. — № 26 (596). Copyright с Психосфсра. — Омск, 1998 — 2004. Дополнено 9 апреля 2004
  30. С.Я. Профессионально-политехническая подготовка учащихся важная проблема педагогической науки // Политехническое образование и труд. — М., 1985.
  31. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
  32. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1989.
  33. В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. — 475 с.
  34. В.Н. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994.-399 с.
  35. В.Ф. Причины и пути преодоления пассивности младших подростков в общественной деятельности: Дис. канд. пед. наук. М., 1967.
  36. Т.П. Труд и социальная активность молодежи. Минск, 1972.
  37. A.A. Личности и общение. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
  38. A.A. О коммуникативном ядре личности. СПб., 1990. — С. 77−81.
  39. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.-464 с.
  40. Л.И. Проблемы формирования личности // Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. Москва — Воронеж, 1995.-349 с.
  41. Ю.И. Диалектика социальной активности, свободы и ответственности // Вест. Яросл. ун-та. Вып. 6. Ярославль, 1976. — С. 116 124.
  42. Л.П. Общение и общественные отношения как факторынравственного формирования личности // Проблемы нравственноговоспитания / Отв. ред. Л. И. Рувинский. -М.: Изд-во МГУ, 1977. С. 40−51.
  43. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1968.
  44. Л.П. Формирование личности как социально-педагогическая проблема // Проблемы теории воспитания. Ч. I. М.: Педагогика, 1974.
  45. В.В. Формирование личности учителя в теории и практике педагогического образования (1960 1990 гг.): Дис.. д-ра пед. наук.-М., 1994.-341 с.
  46. Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся. М.: Педагогика, 1983. — 96 с.
  47. .З. Экономика «работает» на педагогику // Нар. образование. 1991. — № 2. !,
  48. В.H. О категории «общественная активность»// Уч. записки Пермского ун-та. № 297. Вып. 1. Пермь, 1972. — С. 23 — 36.
  49. .З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. -М.: Знание, 1981.-С. 5−6.
  50. В. Основы физиологической психологии / Под ред. A.A. Крошуса и др. СПб., 1866. Т. 2. — 634 с.
  51. JI. С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982 — 1984. Т. 2. -251 с.
  52. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд. АН РСФСР, 1956.
  53. В.И. Проблема структурирования образовательного пространства // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 10−15.
  54. Ю.Я., Костин А. Н. Проблемы методологических оснований анализа межсистемных взаимодействий в психологических исследованиях // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — № 4. — С. 11 — 24.
  55. Н.И. Формирование готовности старшеклассников к предпринимательской деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1994.
  56. Е., Добродеева И. Провинциальная модель университетской жизни: университет как градообразующее начало // Alma mater. 2002. — № 10. -С. 15- 16.
  57. Э.Н. Образование личности. М., 1994. — 216 с.
  58. В.В. Теория развивающего обучения. M., 1996. — 482 с.
  59. В.В. Воспитание молодежи в новых социально-экономических условиях // Сов. педагогика. 1992. — № 7.
  60. Р. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1989.
  61. Дэ/семс В. Психология / Под ред. А. Петровского. М.: Педагогика, 1991.-367 с.
  62. О. Образование в России: сегодня, вчера и завтра // Alma mater. -1992. -№ 4 6. — С. 24 — 32.
  63. И.В. Способности и интересы // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И. В. Дубровина, А. Н. Прихожан, В. В. Зацепина. М., 1999. — С. 208 — 216.
  64. И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики / НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. -М.: Педагогика, 1991. 230 с.
  65. Д. Школа и общество / Пер. с анг. Т. А. Лучинского. М.: Госиздат, 1925- 175 с.7Х.Ефимов В. М. Имитационная игра для системного анализа управления экономикой. М.: Наука, 1988. — 255 с.
  66. Е.С. Психология управления М.: МЦФЭР, 2002. — 512 с.
  67. Р.И. Педагогические основы развития социальной активности старшеклассников в процессе трудовой деятельности: Дис. д-ра пед. наук. Брянск, 1994.
  68. А.Л., Поздняков В. П. Социально-психологические трудности становления малого бизнеса в России: Анализ группового мнения предпринимателей // Психологический журнал. 1993. — Т. 14. — № 6. — С. 23 — 34.
  69. A.JI., Поздняков В. П., Тугарева Е. В. Взгляд российских предпринимателей на состояние взаимоотношений с государственными структурами Актуальные проблемы социальной психологии. Кострома, 1992. Ч. III.-С. 24−25.
  70. В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. Ростов н/Д, 1972. — 199 с.
  71. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М: Педагогика, 1990. — 168 с.
  72. В.В. Особенности взаимодействия образовательного пространства: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. — 18 с.
  73. A.B. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен // Педагогика. 1998. — № 7. — С. 74 — 77.
  74. A.B. О педагогическом руководстве самовоспитанием учащихся // Среднее специальное образование. 1983. — № 7. — С. 32 — 36.
  75. A.B. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 200 с.
  76. Г. Н. Формирование готовности к профессиональному самосовершенствованию у студентов технического вуза: Автореф. дис.. докт. пед. наук.
  77. Н.Е. Акмеологическое исследование полипрофессионализма психолога (на материале анализа жизни и творчества К.К. Платонова): Дис. канд. психол. наук, 2003.
  78. Н.Е., Валеева И. А. Теоретические основы исследования полипрофессионализма учителя сельской школы. http//www.oim.ru/ 2004 г.
  79. Кб. Кантор И. М. Понятийно-терминологическая система педагогики: логико-методологические проблемы. М.: Педагогика, 1980.
  80. З.А. Классный руководитель: Для зам. директоров по восп. работе, клас. руководителей и кураторов, учителей нач. шк.: Науч.-метод. ж-л / Учред.: Образоват. центр «Пед. поиск». -М.: Пед. поиск, 1999. К*.- I
  81. Н.Э. Теория и практика профессионального самоопределения личности в условиях непрерывного образования: Автореф.
  82. Е.А. Психол Учеб. пособие для студентов вуз92. Климов Е.А.дис. д-рапед. наук. -М., 1995.-38 с.
  83. Е.А. Психология профессионала. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 400 с.
  84. Е.А. Как выбрать профессию. М.: Просвещение, 1990.159 с.
  85. Ъгия профессионального самоопределения: зов. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
  86. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  87. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. -Обнинск, 1993. !
  88. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М.: Политиздат, 975.
  89. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1965.
  90. А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии. СПб., 1992.
  91. Кон КС. Социология Ьичности. М.: Политиздат, 1967. — 393 с.
  92. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  93. Кон К. С. Категория 1981.-Т. 2. -№ 3. С. 25 -37.
  94. Кон КС. Личность как субъект общественных отношений. М.: Знание, 1966.-48 с.
  95. Кон КС. ПсихолЬгия юношеского возраста: Проблемы формирования личности. М.: Еросвещение, 1979. — 175 с. 1 архитектура педагогического пространства № 10.-С. 46−57.сЯ" в психологии // Психологический ж-л.
  96. В.А. Культура // Вопросы философии. 1996. предпосылки успешности деяте 1993.-№ 1.-С. 56−63.
  97. Т.В., Корнилов А. П., Булычкина В. Г. Личностныетьности брокера // Психологический ж-л. j ' 144
  98. JJ.A., Коржова Е. Ю., Королева Н. Н. Самореализационный потенциал педагога и развитие личности учащегося. -СПб., 1996.
  99. Е.В. Совершенствование управления процессом подготовки профессионально-мобильного специалиста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000.
  100. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. — 119 с.
  101. Н.В. Профессиональная подготовка специалистов в вузах // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах. -Л., 1970. -С. 47 -61.
  102. Н.В., Гинецинский В. И. Актуальные проблемыtпрофессионально-педагогической подготовки учителя // Советская педагогика. 1982. — № 3.
  103. А.Ф. Психология: Общая и экспериментальная. Л.: Госиздат, 1925. — 290 с.
  104. А.Ф., Франк С. А. Программа исследования личности в ее отношении к среде // Русская школа. 1912. — № 1. — С. 1 — 24- № 2. — С. 1 — 17.
  105. Н.В. Формирование активности и предприимчивости подростков в системе деловых игр: Дис. канд. пед. наук. М., 1996.
  106. Л.В. Глоссарий современного образования // Народное образование. 1997. — № 3. — С. 94.1. I 145| '
  107. Мб.Лейбович А. Н. Структура и содержание Государственного стандарта профессионального образования. М., 1996.
  108. A.A. Научите человека фантазии (творчество и развивающее образование) // Вопросы психологии. 1998. — № 5.
  109. А.И. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.
  110. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. -М., 1983.-С. 385−314
  111. В.А. Педагогические и производственные условияiподготовки учащихся к труду в малом бизнесе.: Дис.:. канд. пед. наук. М., 1994.- 184 с.. -
  112. A.A. Природа активности и ее значение в развитии школьника // Уч. зап. ЛГПК им. А. И. Герцена. Т. 300. Л., 1967.
  113. Т.Н. Воспитание социальной активности старших школьников. Л.: Педагогика, 1983. — 141 с.
  114. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308 с.
  115. К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 20 — С. 369.
  116. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых условиях // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 28 — 38.
  117. Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. Москва — Воронеж, 2002. — 398 с.
  118. Михайлов И. В. Проблема профессиональной зрелости в трудахI
  119. Д.Е. Сьюпера /У Вопросы психологии. Научный журнал. М.: Педагогика, 1975.- № 5.
  120. H.H. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. 1990. — № 6. — С. 32 — 45.
  121. B.C. Психодиагностика развивающейся личности. Ч. 1. -Архангельск, 1996. 49 с.
  122. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 1998. — 456 с.
  123. B.C. Феноменология развития и бытия личности. М.:
  124. МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999., |.
  125. В.Н. Личность и отношения человека // Проблемы личности. М., 1969.
  126. В.Н. Психология отношений. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с. 137 .Непомнящий A.B. Гуманитарное образование в высшей технической школе: психологическое направление. Таганрог, 1992. — 150 с.
  127. O.A. Развитие среднего общеобразовательного учреждения как конкурентоспособной социально-психологической системы: Автореф. дис. канд. психол. наук. Калуга, 2002. — 21 с.
  128. А.Б. Склонность к профессии. М., 1981.
  129. А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся // Вопросы психологии. 1992. -№ 1, 2.
  130. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д, 1996. — 389 с.
  131. В.А. Психология неадекватной активности. М.: Российский открытый университет, 1992. — 224 с.
  132. В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов н/Д, 1995. — 88 с.
  133. А.И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века. Гриф УМО вузов России. Сфера 2005.
  134. Платон. Собрание сочинений / АН СССР- Ин-т философии. М.: Мысль, 1990.
  135. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -255 с.
  136. К.К. Профессиональное призвание // Профессиональная ориентация молодежи. М.: Высшая школа, 1984. — С. 92 — 130.
  137. В.А. Направления комплексных исследований проблемыiподготовки учащейся молодежи к труду в условиях перехода к рыночным отношениям в экономике // Учащаяся молодежь и рынок. Зелена Гура — М., 1994.-С. 17−24.
  138. В.А. Непрерывное экономическое образование молодежи // Педагогика. 1994. — № 4. — С. 19 — 26.
  139. В.А. технология карьеры: практическое руководство / Акад. нар. хоз-ва при правител! стве РФ. М.: Дело ЛТД, 1995. — 128 с.
  140. И.И. Теория и практика управления развитием профессионализма учителя в региональной инновационной системе образования: Дис. д-ра пед. наук. СПб., 1998. — 432 с.
  141. E.H. Природно-биологические факторы социальной активности личности (Филос. анализ): Дис.. канд. филос. наук. Саранск, 1966.
  142. Психология популярных профессий / Под ред. J1.A. Головей. -СПб., 2003.-251 с. -
  143. С.H. Модели предпринимательского поведения и механизм их реализации: Дис.. канд. экон. наук СПб., 1996. — 168 с.
  144. К.Д. Воспитание общественной активности пионеров. -М.: Знание, 1979.-48 с.
  145. К.Д. Эмоционально-нравственное воспитание пионеров. /ЛГПИ им. A.M. Герцена. Л., 1975.
  146. М.Б. Педагогические основы формирования социально-экономической активности школьников в процессе трудовойдеятельности. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1997. — 162 с."
  147. С. Академия юных менеджеров и предпринимателей //РЭЖ. 1995. — № 3.
  148. Т.Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности //Социс. 1995. — № 12. — С. 100 — 110.
  149. В.К., Шемякин Б. П., Шемякин П. А. Методика экономического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985.
  150. С.К. Предпринимательская деятельность психология и идеология//Психологический журнал. — 1995. -№ 3. -С. 31 -42.
  151. C.JI. — Принцип • творческой самодеятельности //Вопросы психологии. 1986. — № 4. — С. 101 — 108.
  152. C.JI. Самосознание личности и ее жизненный путь //Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1992. — С. 236 — 250
  153. РувинскийЛ.И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1984.140 с.
  154. Д.М. Социальная активность личности как проблема философского исследования: Дис. канд. филос. наук: Ташкент: Ташк. гос. пед. ин-т, 1991. — 173 с
  155. М.Н., Рубина Л. Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М.: Политиздат, 1988. — 222 с.
  156. З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. Краснодар, 1995.
  157. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. -СПб., 2001. |
  158. Сартр Ж.-П. Критика диалектического разума. М., 1960.
  159. A.A., Аменд А. Ф. Экономическое воспитание в процессе трудовой подготовки. М., 1988. — 190 с.
  160. И.А., Шишощ С. Е. Организация и учебно-воспитательные возможности школьных кооперативов: Методические рекомендации. М., 1990.-30 с.
  161. Л.Г. Проблемы формирования личности специалиста со средним профессиональным образованием и их реализация в государственном образовательном стандарте // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. М., 2002. — С. 49 — 64.
  162. В.А. Психолого-педагогические проблемы формирования социально-активной личности: Учеб. пособие / Научн. ред. В. А. Сластенин. М., 1988. — 64 с.
  163. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование) / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 174 с.
  164. В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1973.
  165. В.А. Педагогический коллектив средней школы. -М.: Учпедгиз, 1959.
  166. В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971.
  167. H.B. Психологическая структура и типы реализации инициативности личности предпринимателя: Дис.. канд. психол. наук. -M., 1995.
  168. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.451 с.
  169. И.М., Поливанова H.H., Ермакова И. В. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить // Вопросы психологии. -1998.-№ 6.
  170. Д. И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии. 1998. — № 1. -С. 15−28.
  171. Д.И. Психология становления личности. М., 1994. -416с.
  172. Д.Е., Малкин В. И. Активность личности студента: (Аксиологическая концепция в комплексном социологическом исследовании). М.: Универсум, 1994. — 383 с.
  173. С.Л. Сочинения. M.: Правда, 1990. — 607 с.
  174. Л.М. Развитие деловых качеств у старшеклассников в условиях свободной экономической зоны: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1994.
  175. И.К., Вернее A.A. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства. Интернет
  176. А.О. Развитие профессионального самосознания практического психолога образования в процессе обучения в вузе: Автореф. дис. канд. психол. наук. Ставрополь, 2000. — 20 с.
  177. В.А. Профессионализация как социальный процесс // Вестник РУДН. Серия Социология. 2003. № 4 5. — С. 258 — 269.
  178. .Е. Классный руководитель и пионерский отряд. М.: Просвещение, 1980. — 175 с.
  179. А.И. Исследования отношений актуальная задача психологии воспитания // Сборник научных трудов «Отношения как проблема психологии воспитания». — Ярославль, 1973.
  180. P.M., Заболотский В. П., Иванов В. П. Человек в информационном пространстве // Проблемы информатизации. 1996. — № 4. -С.З.
  181. Е. Единое образовательное пространство // Народное образование. 1994. — № 1. — С. 24.
  182. В.А. Психологическое моделирование образовательных сред // Психологический журнал. 2000. — № 4. — С. 79 — 88.
  183. Экономика семьи и домашнего хозяйства // Школа и производство. 1993. — № 5. — С. 60 — 65.
Заполнить форму текущей работой