Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Этнорелигиозные и этнокультурные процессы принятия ислама в Центральной Азии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См.: Грюнебаум фон Г. Э. Классический ислам. Очерки истории (600−1258). /Пер. с англ. М., 1988; Маосэ А. Ислам. Очерки истории. М., 1961; Мец А. Мусульманский ренессанс. 2 изд. — М., 1973; Роузентал Ф. Торжество знаний в средневековом исламе. М, 1978; Уотт УМ. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976. — См.: Абдулатипов Р. Г. Судьбы ислама в России. М., 2002; Бартольд В. В. Сочинения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ДУХОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИСЛАМА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
    • 1. Социально-культурное состояние Центральной Азии накануне распространения ислама
    • 2. Традиционные культуры и религиозные верования народов региона в контексте исторического развития
  • ГЛАВА II. ЭВОЛЮЦИЯ РЕЛИГИОЗНОГО САМОСОЗНАНИЯ: ОТ ЗОРОАСТРИЗМА И ДРУГИХ ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ И РЕЛИГИЙ К ИСЛАМУ
    • 1. Утверждение новой ценностной парадигмы в социально-религиозной жизни народов Центральной Азии
    • 2. Социально-политическая и культурная деятельность мыслителей Хорасана и Мавераннахра в развитии и адаптации ислама

Этнорелигиозные и этнокультурные процессы принятия ислама в Центральной Азии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В конце XX — начале XXI вв. в центральноазиатских государствах происходили серьезные изменения как внутри самих государств, так и в международных политических отношениях. Динамика происходящих изменений определяется прежде всего характером влияния ислама в регионе. В постсоветской Центральной Азии наряду с возрождением национальной идентичности-, в ходе реформации и переоценки культуры прошлого, набирает силу и процесс возрождения мусульманской идентичности. Начали восстанавливаться или отстраиваться заново исламские институты, такие, как суфийские обители, учреждения высшего мусульманского образования, мечети.

Процесс все большего вовлечения архаических этнорелигиозных и этнокультурных традиционных структур и элементов традиционного общества в современное трансформирующееся центральноазиатское общество заслуживает самого пристального внимания. Примечателен и тот факт, что эти исконные сакральные ценности и их национально-культурные составляющие начинают активно влиять на многие институты, отношения и ценности формирующегося и укрепляющегося гражданского общества. Как показывает 20-летний опыт развития демократической государственности «с национальным лицом», в условиях независимости стран региона тенденция к регенерации традиционных структур, верований и практики на новой политической основе не снижается, а наоборот, усиливается. И этот процесс, конечно, требует глубокого научно-философского анализа.

Подчеркивая жизненность и известный универсализм влияния сакральных ценностей, традиционных структур, а также искомых традиционных культурных ценностей в современной социально-политической жизни Центральной Азии, вместе с тем следует отметить, что в целом не они, а передовые демократические, светские и правовые формы общественных отношений определяют развитие стран региона. Поэтому влияние и роль традиционных структур, этнокультурных и этнорелигиозных ценностей не могут рассматриваться в отрыве от конкретного характера государственной власти и современных идеологических и философско-религиозных течений. Основные же тенденции взаимодействия государства и реальных ценностей социума, традиционных культурных парадигм и современных явлений ярче и полнее всего’проявляются в сфере идеологии и политики.

Традиции ислама в историко-философском и религиозном контексте центральноазиатских стран — это традиции религии и культуры синтетического типа, сочетающие в себе привнесенные элементы мусульманского культа, права, этики, мусульманской политической организации и элементы собственной этнокультурной, этнорелигиозной, этической и социально-политической традиции.

В связи с вышеизложенным, в настоящее время особенно большую актуальность приобретает анализ проблем процесса трансформации религиозного сознания, религиозного мировоззрения и принятия ислама в Центральной Азии в УП-УШ вв., и его объективных социально-политических и нравственно-культурных последствий как для региона, так и для всего Арабского халифата, поскольку этот период, по мнению исследователей, считается критическим периодом развития региона. Это — время кульминационных вызовов сообществу, «момент истины» перед кардинальной сменой парадигмы развития региона, этап стадиального перехода, в первом случае, от эпохи раннесредневековья — к средневековью, во втором — от самобытной арийской, согдийской, буддийской и языческой этнорелигии и этнокультуры к мусульманской культуры синтетического типа. Эта историческая эпоха — время высочайшего накала борьбы за идентичность как с внешними угрозами, так и множеством вызовов внутренного, интерисламского порядка. Неудивительно, что именно это время исторического перелома, поиска путей сближения с представителями иной культурной и религиозной идентичности, настоятельно требовавшими защиты и укрепления собственной идентичности, вызывает наибольший интерес современных исследователей философии религии и культуры. Такое повышенное внимание к этим проблемам во многом продиктовано стремлением изучить и предусмотреть ответы мусульманского социума на современные вызовы различных и религиозно-террористических групп традиционалистов, фундаменталистов, а также вызовы глобализационных процессов. Ведь особенно разрушительное влияние негативные глобальные и локальные процессы оказывают на культуру национально-этнических меньшинств региона и их социально-политическую и религиозную жизнь. Очевидно, что в современном мире, несмотря на попытки этнических меньшинств противостоять негативному давлению «больших» цивилизаций, сами они, как правило не могут сохранить этнический образ жизни и даже свою численность. Такая ситуация свойственна практически всем регионам планеты, и< Центральная Азии в этом процессе не является исключением.

Актуальность данной проблемы обусловлена также-противоречивостью мнений многих ученых о принятии и распространения ислама в Центральной Азии и политике Арабского халифата относительно народов региона и их религиозных варований, культурной самобытности и т. д. • Например, в трудах советских исследователей, изданных в 30−90-е годы XX столетия, наблюдается или полное искажение или преуменьшение объективных положительных последствий распространения, адаптации и развития исламской культуры в регионе, преувеличение тиранического характера политики Арабского халифата и ислама. В этих трудах отмечается ожесточенное сопротивление местных жителей арабским войскам. Между тем в последнее время, наряду со многими положительными моментами в освещении этой проблемы, некоторые отечественные и зарубежные исследователи перешли в другую крайность — практически игнорируется отрицательный характер завоеваний региона арабами.

Между тем, приспосабливаясь к условиям Центральной Азии, ислам в то же время сохранял здесь свои универсалистские тенденции и интегрирующие функции, и тем самым обогатил исламскую культуру новыми традиционными, культурными ценностями. Отсюда вытекает очень важное значение ислама как одной из основных форм социорелигиозной интеграции центральноазиатского общества в трансформационный период народов и наций региона. Наиболее активно роль ислама, его сакральных и духовно-культурных ценностей проявлялась и проявляется в период острых катаклизмов и кризисов местных обществ, в частности, в эпохе насильственной ломки устоявшегося уклада жизни, в периоды завоевания региона ордами туземных поработителей и сейчас — во время трансформации или распада советских общественных структур и ценностей.

Опыт развития этнокультурной и этнорелигиозной ситуации в условиях Центральной Азии, взаимодействия разных культур и религий, к сожалению, в научном отношении осмыслен очень слабо. В настоящее время специальных научных исследований, посвященных проблемам сохранения этнокультурного и этнорелигиозного своеобразия ислама в контексте философии религии и истории региона, явно недостаточно. Более того, на мировоззренческом, политико-правовом, научном уровнях и в Центральной Азии, и в других странах не преодолены многие пережитки имперских и колониальных эпох, европоцентризма и прочих ментальных конструкций, выражающих такие стратегии поведения «великих» народов, которые оборачиваются для «малых» этносов «террором истории».

Потребность в научном, философско-религиоведческом осмыслении тенденций развития самосознания народов Центральной Азии и их отношения к другим культурам и религиям, трансформации религиозного, этического, культурного, правового сознания и соответствующих законодательных практик имеет несомненно важное значение. Необходимость понять общее и особенное в реализации новых мировоззренческих парадигм в объективной действительности полиэтнического центральноазиатского региона и обусловила объект, предмет, цели и задачи настоящего диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Отдельные аспекты проблемы диссертационного исследования нашли свое отражение в ряде работ как зарубежных, так и отечественных авторов, которые условно можно разделить на три группы.

Первую группу исследований составляют труды, в которых рассмотрены проблемы влияния религии в целом п ислама в особенности, на социально-политические процессы в обществе. Среди них — классические работы европейских исламоведов, таких, как Г. Э. фон Грюнебаум, А. Массэ, Ф. Роузентал, У. М. Уотт, и др1. Вопросы же трансформации доисламского религиозного сознаниянашли свое: отражение в трудах ученых Р. Г. Абдулатипова, В. В. Бартольда, Е. В. Беляева, П. А. Грязневича, Н. В. Жданова, А. А. Игнатенко, А. В. Малашенко, А. А. Нуруллаева, М. Б. Пиотровского и др2.

Об истории проникновения ислама и ее культуры в Мавераннахр и Хорасан имеются сведения в работах советских исследователей, к примеру у В.В.Бартольда3, однако важнейшими работами по исследуемой проблеме считаются труды И.П.Петрушевского4,.

1 См.: Грюнебаум фон Г. Э. Классический ислам. Очерки истории (600−1258). /Пер. с англ. М., 1988; Маосэ А. Ислам. Очерки истории. М., 1961; Мец А. Мусульманский ренессанс. 2 изд. — М., 1973; Роузентал Ф. Торжество знаний в средневековом исламе. М, 1978; Уотт УМ. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976. — См.: Абдулатипов Р. Г. Судьбы ислама в России. М., 2002; Бартольд В. В. Сочинения в 9 т. — Т. б. Работы по истории ислама и Арабского халифата. М., 1966; Беляев Е. А. Арабы, ислам и Арабский халифат в реннее средневековье. М., 1966; Грязневич П. А. Ислам и государство (к истории государственно-политической идеологии раннего ислама) // Ислам. Религия, общество, государство. М., 1984; Жданов Н. В. Исламская концепция миропорядка. М.3 2003; Игнатенко, А А. Ислам и полттжа. М., 2004; Малашенко A.B. Ислам для России. М., 2007; Нуруллаев A.A., Нуруллаев А. А. Религия и политика. М., 2006; Пиотровский М. Б. Светское и духовное в теории и практике средневекового ислама // Ислам. Религия, общество, государство. М, 1984.

3 Бартольд В. В. Работы по истории ислама и Арабского халифата.

4 Петрушевский И. П. Ислам в Иране в V1I-XV веках. MЛ., 1966.

О.Г.Болынакова1, А.И.Колесникова2 и Е.А.Беляева3, в которых представлено много ценных фактов и сведений о вопросах трансформации доисламского религиозного сознания народов исследуемого региона в исламское, а также о развитии исламской культуры среди этносов региона.

Вторую группу составляют коллективные труды философов-востоковедов, в которых рассматриваются указанные проблемы в связи с исследованием политических систем и политических культур мусульманских стран, а также вопросы роли религии во властных отношениях, особенно в связи с модернизационными процессами, происходящими в исламском мире4.

Третью группу составляют исследования, посвященные исследованию мусульманской философской и социально-политической мысли. Здесь следует отметить в первую очередь работы А. И. Ионовой, З. И. Левина, Н. С. Кирабаева, С. М. Прозорова, М.Т.Степанянца5. В этих исследованиях убедительно показан ход острой идейной борьбы между мусульманскими богословами-традиционалистами и их противникамисторонниками модеранизации исламского общества. Ценную^ фактическую информацию о некоторых вопросах нашего диссертационного исследования начиная с Арабского халифата также можно получить из исторических трудов.

1 Большаков О. Г. История Халифата Ислам в Аравии. M., ?989. T.I. История Халифата. Эпоха великих завоевании М., 1993. Т. 2.

2 Колесников А. И. Завоевание Ирана арабами. M., 1982.

3 Беляев Е А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье. M., 1966.

4 См. Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. — М., 1996; Арабский Восток: ислам и реформы. М., 2000, Восточный миропыты общественной трансформации (сборник статей). Под ред. М. С. Мейера,.

А М.Петрова. М., 2001; Глобализация и поиски национальной идентичности в странах Востока. М., 1996; Иран: ислам и власть. М., 2001; Ислам и политика. М., 2001; Мусульманские страны у границ СНГ. М., 2001; Политические системы и политические культуры Востока / Под ред. профессора А. Д Воскресенского. — 2-е изд, прерарб.идоп. М., 2007.

5 См.: Ионова А. И. Ислам в Юго-Восточной Азии: проблемы современной идейной эволюции. М., 1981; Левин 3 И. Реформа в исламе. Быть или не быть? М., 2005; Кирабаев Н. С. Политическая мысль мусульманского средневековья. М., 2005, Прозоров С. М. Ислам как идеологическая система. М., 2004; Степанянц И Т. Мусульманские концепции в философии и политике (XIX-XX вв.). М., 1982.

Еще в эпоху средневековья ряд исследователей попытался проанализировать этот процесс трансформации, изложив свое видение произошедшего в весьма интересных работах. Основа изучения данного вопроса была заложена Мухаммадом Джариром ат-Табари. В его всемирно известной работе «Таърих-ар-русул ва-л-мулук"1 («История пророков и царей») все исторические события изложены в строгой хронологической последовательности. Поскольку Табари жил в период распространения и развития исламской культуры, он, как очевидец всего происходящего, достаточно подробно описал все исторические события с момента возникновения ислама вплоть до 913 г.

Наряду с этим трудом можно назвать известную работу «Таърихи Табари» («История Табари») Абуали Бал’ами2 — персидский перевод вышеназванного труда Мухаммада Джарира ат-Табари. В ряде случаев Бал’ами своими комментариями дополняет видение Табари.

Следует также выделить работу «Та'рихи Бухоро» («История Бухары») Абубакра Наршахи3. Этот труд отличается более подробным изложением некоторых исторических событий, первых походов арабов на Бухару, многократных нашествий арабского полководца Кутайбы ибн Муслима на этот город.

О первых походах арабов на Хорасан и Мавераннахр, путях распространения и адаптации ислама ценные сведения можно найти в работе «Футух-ал-булдон» («Завоевание стран») Ахмада ибн Яхья ибн Джабира Балазури4.

Гардези в «Зайн-ал-ахбор"5 («Украшение событий») также посвятил отдельные разделы истории возникновения ислама, правления первых халифов из династии Омейядов и Аббасидов.

1 VYAtJ г i V j .(^^.(jSn rvo «Jl ?Jb^ji.

2 Балами Абуали. Та’рихи Табари. — Душанбе, 1992.

3 Наршахи Абубакр. Таърихи Бухоро. — Душанбе, 1979.

4YAV-l>i3.(? >YTV i"-u2S" njljaJ- .cJS.jp ?j^a Aji^Ji .й'Д^? .?JJJS^-! jb^.

Среди работ, написанных средневековыми исследователями, заслуживают внимания также известные географические источники, такие, как «Джуграфийа"1 Шахобиддина Абдулла Хофи, «Худуд-ал-алам мин-ал-Машрик-ила-л-Магриб"2 неизвестного автора, «Масалик-ал-мамалик"3 Абуисхака Ибрагима Истахри, «Сурат-ал-арз"4 Ибн Хаукала, а также «Лугатнамэ"5 иранского ученого Алиакбара Деххуда, написанного во второй половине XX века.

Ценные сведения о вкладе народов Центральной Азии в развитие и распространение ислама и этнорелигиозных процессов региона можно найти в работах одного из первых исследователей персидско-таджикской этики, автора «Тахзиб-ул-ахлак» («Исправление нрава») Абуали ибн Мискавейха Рази. В своем трактате «Таджорибу-л-умам"6 он пишет о том, какую роль играла исламская культура в жизни народов Хорасана и Мавераннахра. Интересные сведения по теме нашей диссертации можно найти также в «Тазкират-ал-авлийа"7 Фаридаддина Аттара Нишапури, «Ал-Фехрист"8 Мухаммада ибн Исхака Надима, «Та'рих"9 и Г «Мукаддима"10 Абдуррахмана ибн Халдуна и «Ал-Камил фи-т-та'рих"11 Иззуддина Али ибн Асира и др.

В работе Иззудина ибн Асира «Ал-камил фи-т-та'рих"12 («Полный свод истории») говорится об особенностях распространения ислама в исследуемом регионе, вкладе иранцев в развитие ислама и исламских наук. Взгляды Ибн Асира были развиты в работах Ибн Халдуна.

1 .166 .1370 .(1)13−1. «Л 1—I Ь ¿-Да.).

2 252о^ .(«1983 <�кзи1 .ЧЯ» .А?10 ми* .ми1 и1 оо1 й* е1.

3 .356о" .1367 у. з ¡-^¿-с. ?, 1 .?(5=^.1.

4.370о=' 13 451"и'.Ц5 .оЧ/^ <>1.

5 .бООо*.оУо 1353 '<�оЬ^>> ,.20? «с ««ля-.Ь^а-з^г. оЦ с 1369 Зг' ^г^ ЧЧ^-Н ¡-^с.

7 -294о-а иЬ^ .¡-¿-¿-аЗ СМ-ДА1 ^Ji=c.

8, б44с>а '1346 'о'.аь^З (^иь^ ^¡-й (З^-! ¿-р!

9 741 .и-3.1363 <�"йЬ"2 11У '^у .??^. о5' ^ ^.

10 1ЛДП ГЧ1. ^ ??&Л2¦ь"-" ^.?и^иг'лйл .?цр!^.?ул.-Не.

11 ц!^. 1 .¿-ГдЬк (>Ьс ^ .?1 j?? и?о^Ь.

12 .о3-.^ .сн.-4 ^ ^ • -*"¿-И.

В исследовании истории верований и религий иранцев важнейшим источником является работа Абурайхана Бируни «Осор-ал-бакия"1 («Памятники минувших лет»), в, которой подробно говорится о религиозных взглядах древних иранцев и о причинах распространения среди них зороастрийской религии.

Анализу некоторых аспектов исторического процесса трансформации доисламского религиозного сознания народов Хорасана и Мавераннахра, а также этнокультурных процессов региона посвятили свои работы и европейские востоковеды. В данном контексте следует отметить труд Артура Кристенсена «Иран в эпоху Сасанидов» 2, в котором автор глубоко проанализировал социальный строй и налоговая система Сасанидского государства. Работы сэра Перси Сайкса «История Ирана"3 и Теодора Нельдеке «История иранцев и арабов в эпоху Сасанидов"4 также дают ценные сведения о социальной структуре и социальном положении населения’региона в исследуемый период.

Этому вопросу посвящены также работы Ричарда Фрая «Бухарадостижение средневековья"5, «Наследие Центральной Азии"6 и «Наследие Ирана». Ричард Фрай особое внимание уделял этнографии и древним верованиям иранцев, в частности древним богам Мавераннахра. Автор утверждает, что на этой земле существовали культы таких богов, как Нана, Митра, Ахурамазда, Вайшю, Рашну, Рамана, Шива и Зурван.

Такие ученые, как Утокар Клима7, Э. Бенвенист8, Г. Х.Нейберг9 и Хинаян10 в своих исследованиях также уделяли внимание вопросам.

1 Беруни Абурайхон. Осор-ул-бокия.-Душанбе, 1990.-432 с.

2 ГГХ У.^ > .1- .1 с!)^^ ОЛ'.

3 ГЛ^О3-.^^ (?и^-3-иг1−1 а-а Ц ¦Я JjjTll.li.О.

6 Фрай Р. Мероси Осиёи Маркази. — Душанбе, 2000; Его же. Фрай Р. Наследие Ирана. -М., 1971. ^ ГV ¡-¿-¿-л^- Л^^г?- О-^Я^ религиозных верований этносов исследуемого региона. Особую научную ценность в данном случае имеют работы Э. Бенвениста, который большую часть информации почерпнул из древних источников по истории иранцев и их религиозных верований, а также из трудов ученых древней Греции, в частности Геродота.

Некоторые другие западноевропейские исследователи, такие, как С. Сурдел и Ж. Сурдел, 1 Г. Э.фон Грюнебаум2 и Август Мюллер, 3 в своих своих работах также подробно освещают социально-политическую основу возникновения ислама и исламской цивилизации, дают ценные сведения о периодах правления праведных халифов, вторжении арабов в пределы Сасанидского государства и т. д.

В работе В.Р.Буллета4 всесторонне исследуются вопросы принятия ислама иранцами в УП-1Х вв. Автор основное внимание уделял распространению ислама среди иранцев. К сожалению, о распространении ислама среди восточных иранцев, особенно жителей Центральной Азии, он приводит очень скудные сведения.

В контексте изучаемой диссертантом темы особо следует сказать и об исследованиях иранских ученых Абдулазима Ризаи5, Сайида Нафиси6, • Нафиси6, Хасана Пирнийа и Аббаса Икбала7, Аббаса Халили8 и Абулхусейна Зарринкуба9, Алауддина Азари, 10 Муртаза Мутаххари11 Джафара Муртаза Амули12 и Абдулгани Хасана.13 Перечисленные выше ученые внесли неоценимый вклад в решение многих проблем, связанных.

1 Сурдел Д., Сурдел Ж. Цивилизация классического ислама. Екатеринбург, 2006.

2 Грюнебаум Г. Э. Классический ислам. М., 1986.

3 Мюллер А. История ислама. — М., 2004. Т. 1-И.

Л-.^ГЧ!оЬл ¿-ццз «и. J ТЛЛ .иОй'.

6 Ч .о-*- > Г? V i) J?~ .¿-иЬ J усЬиа. д*^ его же.

VУЧ .-А ^ V? Т ([2)^ (^^¿-¿-к! ?о^Ь ^ ЛЧ? Л ГУ «1 ^"и». 13 .(З-^' ^ ^¿-г. pjj УХ • ^ ТУ" Ли иЫ .О^" .

ПГ Jtr-* ^ ??^ .О-'11 ^ЦрtIHJJ.

11 Мутаххари Муртазо. Хадамоте мутакобила-е ислом ва Ирон. Душанбе, 1999. с этнорелигиозным и этнокультурным процессами, а также распространением ислама в Хорасане и Мавераннахре.

В работе афганского исследователя Абдулхайя Хабиби «Афганистан после ислама"1 основное внимание уделено вопросам распространения ислама в Центральной Азии и вкладу ученых, богословов и государственных деятелей в пропаганду ислама и развитие исламской культуры и цивилизации в исследуемый период.

Проанализировав многие из названных работ, в итоге пришли к выводу о том, что зачастую все они носят сугубо исторический характер и написаны в рамках методологии исторической науки, в них, к сожалению, нет глубокого философского и религиоведенческого анализа интересующих нас проблем. Особо следует отметить и тот факт, что в этих работах имеют место весьма противоречивые точки зрения об исламе, Арабском халифате, о происходивших в регионе событиях, а также о распространении исламской культуры и цивилизации.

Таджикские ученые также занимались изучением некоторых сторон исследуемой нами проблемы. Проделана определенная работа по изучению истории философской и общественно-политической мысли таджикского народа, издан целый ряд монографий и сборников, в которых так или иначе анализируются определенные аспекты данной темы. Здесь следует назвать работы Б.Г.Гафурова2, М.С.Асимова3, Ш. Абдуллоева4, А.М.Богоутдинова5, Г. Гоибова, 6 Джалилова7, Н. Кулматова8,.

1020.LK1 .цМ357.585,о-о.<>1357сЫ* Д. г^J J^cP-^.^-^ ^ 1.

2 Гафуров БГ. Таджики: древнейшая, древняя и средневековая история. Душанбе, 2-изд. 1989; Его же. Таджикский народ в борьбе за свободу и независимость своей родина// Очерки из истории таджиков и Таджикистана. Сгалинабад, 1943идр.

3 Асимов М. С. и др. Философская и общественно-политическая мысль таджикского народа. Душанбе, 1974.

4 Абдуллоев Ш. Асосхои диншиноси. Душанбе, 2001.

5 Богоутдинов А. М. Очерки по истории таджикской философии: Сгалинабад, 1961; Избранные произведен&tradeв 10 т. Ред. Г. А. Ашуров. Душанбе, 1980.

6 Гоибов Г. Завоевание Хорасана. Извлечение из сочинения «Футуху-л-булдон». Душанбе, 1987; Его же. Ранние походы арабов в Среднюю Азию. Душанбе, 1989. — 143 е.

7 Джалилов А. Согд накануне арабского нашествия и борьба согдийцев против арабских, завоевателей в первой половине VTII в. Сгалинабад, 1961. — 165 е.- Его же. Из истории культурной жизни предков таджикского народа и таджиков в раннем средневековье. Душанбе, 1973.

8 Кулматов H. Фахриддин Рози. Краткий анализ философской концепции. Душанбе, 1980.

М.КМирбобоева1, А. Мухаммадходжаева2, К.О.Олимова3,.

М.Р.Раджабова4, А.С.Садыкова5, М. Султанова6, А.Т.Т.урсунова7, А.А.Шамолова8 и др.

Однако несмотря на проведенные таджикскими и зарубежными учеными обширные исследования, недостаточно изученным остается комплекс проблем, связанных с этнорелигиозными и этнокультурными процессами, с трансформационными тенденциями религиозного сознания и процессами принятия исламских ценностей в регионе Центральной Азии, а также процесс развития исламской культуры и цивилизации в центральноазиатском обществе. Данное диссертационное исследование частично дополняет их с новых позиций, подкрепленных современным материалом по изучаемой проблеме.

Объект диссертационного исследования — этнорелигиозные и этнокультурные процессы принятия ислама в Центральной Азии.

Предмет диссертационного исследования — деструктивные и конструктивные процессы трансформации религий и культур народов" Центральной Азии под воздействием внешних культурных, религиозных, политико-правовых факторов, обусловленных влиянием ислама.

Цель диссертационного исследования — анализ и оценка этнокультурных и этнорелигиозных особенностей принятия ислама центральноазиатскими народами, раскрытие тенденций развития их духовной культуры.

Мирбобоев М. Заметное о философах Мавераннахра и Хорасана в XV вУ/Изв. АН Тадж. ССР Отдел. общ.наук. 1983. № 4.

2 Мухаммадходжаев А. Гносеология суфизма /(Утв. ред. М. Р. Раджабов. Душанбе, 1991.

3 Олимов K.O. Мировоззрение Санои. Душанбе, 1973.

4 Раджабов М. Фирдоуси и современность-Анализ мировоззрения. Душанбе, 1976.

5 Садыков A.C. Этика Абунасра ал-ФарабиУ/ Вопросы истории философии. Душанбе, 1977.

6 Султонов М. Суфийская доктрина Али Хамадани. Душанбе, 1993.

7 Турсунов A.T. К дискуссиям вокруг концепции восточного ренессанса Культурологические аспекта.// Памир, 1981. № 10.

8 Шамолов A.A. Философия теологии Газапи. Душанбе, 2008; Его же. Жизнь и творческое наследие Абу Ханифы, Душанбе, 2009; Его же. Имоми А’зам ва муносибати у ба калом. Мероси Имоми А’зам ва фарханш исломй. Душанбе, 2009; Его же. Политическая культура в Центральной Азии: традиции и модернизация. Таджикистан и современный мир //Вестник. № 1(20) 2009; Его же. Абу Ханифа и политика. Эпоха Имама А’зама и ее значение в истории культуры народов Центральной Азии и Ближнего Востока. Душанбе, 2009; Его же. Мансубияти милшш Имоми А’зам Абуханифа. //Точикистон № 9-Ю, 2009.

В соответствии с главной целью в диссертации ставятся и решаются следующие задачи:

— выявление мировоззренческих и религиозных основ исламского мировосприятия и анализ эволюции его форм и системэкспликация основных норм, представлений и практик, характеризующих традиционную культуру и религиозную жизнь народов региона в начале распространения ислама и исламской культуры;

— установление основных исторических этапов трансформации культуры и религиозной жизни народов Центральной Азии под влиянием социально-политических системоценка деструктивных и конструктивных тенденций в развитии культур и религий народов региона, определение глубины, обратимости или необратимости этих тенденций в эпоху распространения ислама;

— определение роли ислама в стимулировании конструктивных процессов сохранения этнокультурной и этнорелигиозной самобытности народов Центральной Азии;

— выявление роли этнокультурного и этнорелигиозного самосознания народов региона в развитии конструктивных процессов, сохранения идентичности;

— обоснование значимости тенденции к ренеграции на новой политической основе традиционных доисламских структур общества в условиях VII—VIII вв.;

— выявление жизненности и универсализма влияния исламских идей на жизнь народов региона;

— характеристика процесса становления, формирования и укрепления социально-политических, идеологических и культурных позиций ислама, рост его влияния на внутреннюю и внешнюю политику региона.

Методологические основы диссертации. Методологическую основу исследования составляет философско-религиоведческий подход с использованием научных принципов объективности, системности и исторической логики. При определении степени развития религиозного самосознания и иных исторических реалий в Центральной Азии использовался историческо-религиоведческий подход. Метод классификации применялся в процессе систематизации философских идей, затрагивающих проблемы исламской культуры, а также при изучении других этнических верований. В работе также применялись функциональный анализ, компаративный подход и ряд других апробированных в гуманитарных исследованиях методов изучения культуры и религии.

Научная новизна диссертационного исследования.

— вскрыт процесс формирования религиозной и гуманистической парадигмы самосознания народов Центральной Азии, определивший переход от этно-национальных верований к толерантному отношению к нетрадиционным культурам и теоцентрическим религиям;

— выявлено значение философских и религиоведческих идей и воззрений относительно процесса трансформации доисламского религиозного сознания в исламское, формирования новой парадигмы исламского самосознания;

— обосновано, что важнейшим механизмом реализации религиозного сознания нетрадиционных культур и религиозных верований в эпоху распространения ислама в регионе выступали зороастризм, буддизм, христианство и языческие религиозные верования кочевников;

— установлено, что в основные периоды взаимодействия культур и религий народов региона как большой этнополитической системы с новой религиозной системой преобладали деструктивные процессы утраты культурной и религиозной самобытности этнических меньшинств, но одновременно они приобрели исконные сакральные ценности, сформированные в недрах их культов;

— выявлено, что реализация в Центральной Азии конструктивных ценностей ислама и исламской культуры, направленных на сохранение культурной и религиозной самобытности народов региона, в условиях средневековья привела к укреплению этнокультурной и этнорелигиозной идентичности групп, проживающих в регионе;

— раскрыта сущность религиозных доисламских верований народов Центральной Азии в период зарождения и распространения ислама;

— проанализирована значимость вклада мыслителей в становление и совершенствование исламского законодательства, теологии, этики и их роль в развитии исламской культуры и цивилизации в целом;

На защиту выносятся следующие результаты, полученные в процессе исследования:

1. Первоначальное распространение ислама в Центральной Азии связано в целом с социально-экономическим и политическим положением данного региона, в частности с недовольством основной части населения политикой Сасанидской империи, обусловившей раздробленность государства.

2. Недовольство большей части населения региона политикой династии Сасанидов по отношению к соседним странам, возникновение и распространение религиозного движения во главе с Мани свидетельствовали о нестабильной политической ситуации в стране.

3. Для Сасанидского государства, в состав которого входил исследуемый регион, были характерны кастовые градации, существование групп этнокастового типа. Народу, который был недоволен таким разделением общества, идеи исламского равенства показались весьма привлекательными.

4. В период утверждения ислама в исследуемом регионе религиозная жизнь переживала глубокий кризис — вместо веры в сознании людей господствовали религиозные предрассудки.

5. Население региона уже начинало осознавать необходимость единобожия. Учения зороастризма, Мани, Маздака, буддизма и культы местных богов перестали отвечать его духовным требованиям.

6. Формирование новой религиозной парадигмы в отношении традиционных религий происходило в конфликтах на протяжении всего периода распространения ислама. Новая ценностная парадигма в отношении народов региона была реализована в социуме, этике, политике и в праве.

7. Большой вклад в преодоление идеологии этнорелигии посредством формирования новой религиозной основы внесли философские учения и воззрения мыслителей региона. На основании всестороннего философского осмысления развития этнических культур и религий был обоснован новый гуманистический фундамент единства различных народов и культур. Философско-религиоведческие исследования углубляли и фундировали представление о равенстве народов и равноценности их культур и некоторых религиозных постулатов с исламскими ценностями.

8. На территории Центральной Азии шел противоречивый процесс взаимодействия коренных народов с новыми ценностями. С одной стороны, взаимодействие обуславливало позитивные процессы: приобщение народов региона к достижениям новой культуры, возникновение новой письменности и возможности получения образования, приобщение к новым видам экономического и хозяйственного развития, что значительно облегчало существование в сложных климатических условиях. Но, с другой стороны, на территории края в этнической среде преобладали деструктивные процессы. Под давлением большой этнополитической системы, выражавшейся в проведении арабизаторской политики, зачастую насильственной исламизации, замене традиционного уклада жизни и традиционных ремесел на новые чужие ценности, происходили сокращение численности коренных этносов и утрата традиционной культурной и религиозной самобытности этих народов. В то же время в регионе преобладали конструктивные процессы укрепления этнокультурной и этнорелигиозной идентичности этнических групп. Это было связано с политико-правовой и общественной деятельностью, проводимой в регионе.

9. Новые религиозные и социально-этические парадигмы, направленные на решение социально-экономических и этико-правовых проблем народов региона, оказали позитивное влияние на возрождение культурных и религиозных традиций, а также стали действенным фактором воздействия на совершенствование правового обеспечения культурной и религиозной самобытности этих народов. Приспосабливаясь к условиям исследуемого региюна, ислам в то же1 время реализовал свои универсалистские тенденции и интегрирующие функции.

10. Ислам в регионе имеет значительную социально-религиозную и социально-культурную специфику. Можно говорить об исламо-центральноазиатских комплексах, которые отражали специфику местных верований, культов, социально-религиозных институтов и общностей, культурных традиций. Именно в исследуемом регионе сложились наиболее самобытные, устойчивые и тесные связи арабов с местным традиционным обществом. Народы региона внесли свой огромный вклад в развитие и распространение исламской культуры и цивилизации, соверщенствование религиозного вероучения.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы и выводы:

— углубляют и расширяют существующие в современной философской и религиоведческой науке представления о процессе и сущности трансформации доисламского религиозного сознания в исламское на территории Центральной Азии;

— способствуют более адекватному пониманию роли ислама в современной идейно-политической и духовной жизни стран исследуемого региона;

— содействуют совершенствованию форм и методов критики различных концепций историко-философского и религиоведческого характера;

— способствуют созданию предпосылок «ретрадиционализации» I массового общественного сознания;

— содействуют научному пониманию распространения и укрепления позиции ислама и его роли в процессах этнической консолидации и интеграции народов исследуемого региона;

— могут иметь значение для более глубокого и системного понимания тенденций развития поликультурных и полиэтнических систем, для формирования современных концепций межкультурного и межрелигиозного взаимодействия.

Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы при написании обобщающих работ и разработке учебных курсов по истории философии, религиоведению, культурологии и дальнейшем изучении истории ислама. Результаты исследования могут быть использованы также при чтении спецкурсов, соответствующих курсов по истории религии и философии, а также в лекционно-пропагандистской работе при освещении тем, связанных с исламом и мусульманской культурой.

Материалы данной работы могут быть применены в научном изучении этнорелигиозных и этнокультурных процессов в Центральной Азии.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в статьях автора, а также в его выступлениях на международных и республиканских конференциях.

Диссертация обсуждалась на совместном заседании кафедры историографии и архивоведения Таджикского национального университета и Отдела философии религии Института философии им. академика А. М. Богоутдинова 22.10.2009 г. (Протокол № 9), и Института философии, политологии и права им. А. М. Богоутдинова 07.01.2011 (протокол № 1), была одобрена и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Заключение

.

Распространение и развитие исламской культуры оказали огромное влияние на судьбу народов, проживающих в Хорасане и Мавераннахре.

На основе изучения социально-политической и религиозной жизни первых двух веков становления мусульманской цивилизации в Центральной Азии можно констатировать:

1. Империя Сасанидов была одной из крупнейших держав древнего мира. В период возникновения ислама и образования Арабского халифата держава Сасанидов переживала период политической раздробленности, которая привела к ослаблению устоев государственной власти, упадку экономической жизни страны. В государстве отсутствовала сильная власть, после Хусрава Парвиза началась междоусобная борьба между представителями Сасанидской династии. Последний шах этой династии Йездигирд III фактически не имел реальной власти, сама же эта власть стала обузой для местных правителей. Многие из них превратились в самостоятельных правителей, они не были заинтересованы в организации совместной защиты государства. Убийство последнего «шахиншаха» Сасанидской империи в Мерве в 651 г. привело к окончательному завоеванию этой империи мусульманами.

2. В условиях отсутствия сильной шахской власти усилились позиции зороастрийского духовенства, особенно в вопросах государственного управления. В последние годы существования Сасанидской империи сильно возросло влияние иудаизма и христианства, последователи которых испытывали постоянный гнет господствующей зороастрийской церкви.

3.Существующая система взимания налогов и сборов в Сасанидском государстве привела к ухудшению экономического и социального положения широких масс населения страны.

Введение

подушного налога в период Хусрава Ануширвана на короткое время облегчило положение масс. В то же время введение обязательной уплаты налога в денежной форме — серебром привело к обнищанию населения. Земледельцы не были в состоянии уплатить налог, в результате их земельные наделы • становились собственностью крупных землевладельцев, росло число безземельных крестьян.

Социальная система общества при Сасанидах была сложной и противоречивой, существовали запреты на переход из одного сословия в другое, на установление родственных семейных отношений между сословиями, большая часть населения находилась в положении рабов и полурабов.

4. Существующие религиозные системы и верования не могли удовлетворить духовные потребности населения. Пестрота • религиозной жизни была характерной чертой Сасанидской державы, наряду с зороастризмом в стране было много последователей христианства, буддизма, культа огня, культа Солнца, шаманизма, учения Зурвана, Мани, Маздака и других сект, течений и религиозных верований. Деятельность этих многочисленных религиозных вероучений привела общество к серьезному нравственному и моральному кризису и деградации, обострению социальной (напряженности, здесь царила атмосфера ожидания нового религиозного учения, которое могла бы способствовать объединению общества.

5.Усиливающийся кризис социально-экономической, политической и религиозной жизни при Сасанидах совпал с возникновением ислама, становлением Арабского халифата и началом завоевательных походов мусульман. Впервые арабы предприняли свои походы против Сасанидского государства в 633 г., а в период правления первого праведного халифа Абубакра им удалось завоевать западные области страны — Ирак и Месопотамию (Бейнаннахрайн), в период правления халифа Усмана арабские завоеватели достигли северо-восточных окраин государства — до границ Мавераннахра, Омейяды завершили покорение Мавераннахра.

Политика арабов, действия их полководцев и наместников в различных завоеванных областях Ирана, особенно в период правления династии Омейядов, стали причиной усиления недовольства широких слоев населения, принимавшего характер открытого вооруженного сопротивления и борьбы. Одновременно с распространением ислама среди населения арабы рассматривали Иран и Хорасан как источник поступления средств в казну халифата.

6. Процесс принятия ислама этническими группами Мавераннахра и Хорасана отличается от принятия ислама египтянами и населением Северной Африки, поскольку, несмотря на наличие в Сасанидском государстве, множества религий, большая часть населения исповедовала зороастризм.

Ислам признавал равенство всех своих последователей, независимо от национальной, расовой, языковой принадлежности, защищал права женщин, рабов и обездоленных людей. Именно эти черты ислама и способствовали его распространению в этом регионе.

Возникновение ислама и его становление как целостной религиозной системы проходило в условиях разложения и распада патриархально-общинного строя и сложения классового общества. Этот процесс вызвал упадок существующей религиозной системы — арабского политеизма, и возникновение новой монотеистической религии — ислама.

После образования халифата начался процесс взаимодействия различных цивилизаций — арабской, иранской, византийской, индийской и др., который породил новую высокоразвитую цивилизацию, языком который стал арабский, а идеологической основной — ислам, новая монотеистическая религия со своеобразной системой этико-правовых взглядов и религиозно-политических институтов, зародившаяся в Аравии и распространившаяся в ходе арабских завоеваний от Испании на западе до Китая, Индии и Юго-Восточной Азии на востоке.

К моменту возникновения и проникновения ислама народы Ирана, Хорасана и Мавераннахра имели прочный социально-политический и культурный фундамент, находились на более высоком уровне развития, чем арабы. Именно наличие развитых культурных традиций оказало решающую и определяющую роль в принятии населением региона нового религиозного вероучения. Этому также способствовали факторы политического, экономического, социального и культурного характера.

Уже к концу правления династии Омейядов в Хорасане и Мавераннахре возникли школы изучения источников исламского вероучения — Корана, хадисов пророка, разработки основ мусульманского права и других богословских наук, деятельность представителей этих школ способствовала осознанному принятию ислама населением.

7,Огромен вклад мыслителей Хорасана и Мавераннахра в распространение ислама среди других народов — Индии, Китая, Африки и Индонезии.

8.В развитие исламской науки и культуры также достойный вклад внесли мыслители этого региона. В первые два века хиджры (УП-УШ вв.) ученые богословы развивали такие отрасли богословских наук, как кира’ат, тафсир, хадис, фикх, арабский язык, история, были основателями известных школ мусульманского права — суннитской школы ханафия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Источники:443 .о- 13 632. .544о=" '1369 и1 ^иш А^з мJ3. («¿-^ОД^ J. .(-^Л-алИ ^-чуи!356 .о3 .13 674. » .^ииьо (Дс. У л' 1ИМ11 088 .о* .1350- ^^5. .о.1381 .й'^&З,рУл-аЬ лд^ л.Ь ?>^1 ДА^.14 846. 741о^ .1363 <�" й1^ <1. Л*. ¿-и-^ о^ ¿-и^
  2. С^-иш^а" ?1 .1Ьс. Д-йа.?)1 J ¡-л¿-^1 (Дс.)С1. САс.
  3. АбдуррахМани Чоми. «Осор, Нафахот ал-унс», Чилди хаштум. -Душанбе, «Адиб», 1990.-494 с.
  4. Ю.АбуабдуллохМухаммадибни Исмлоил ал-Бухори. Сахех ал-Бухори. 4.1. Аз араби тарчумаи Мухаммадчон Умаров ва Файзулло Бобоев. Душанбе, «Эр-граф», 2004, 524 с. 1 1 .-.и^ ^ VТУ .сЗ^^ Лл^-а ^ JJ2 С}} -^аак!1. УАУ. о^,
  5. Балами Абуали. «Та'рихи Табари». Ч. I и II, -Техрон, «Алхудо», 2001. -1817 с 818 1632 с.
  6. Балами Абуали. «Та'рихи Табари». Дар се чилд. 4.1. -Душанбе, «Ирфон», 1992.-655 с.
  7. Беруни Абурайхан. Осор-ул-бокия. -Душанбе, «Ирфон», 1990. 432 с.
  8. Геродот. История в девяти книгах. Л.: «Наука», 1972. — 599 с. 17.сУ*--^ .сА-* ^ ^ * -ЧоД3^" ¿-¿-иНЬс.1 8. .СУ3 ' 1345'"й*сД^^.Л^!" .?)^ .^адл Ала.^ .сХр-с.370
  9. О'3 '1346 /"'"'^-?11 (зЬйии)1 Лл-чд
  10. Мирхонд. Равзату-с-сафо фи сирати-л-анбиёи ва-л-мулуки ва-л-хулафо. Бо пешгуфтор ва таъликоту хавошии Нурмухаммади Амиршохи. Ч. 1. -Душанбе, «Эр-граф», 2004. (199)-337 с.
  11. Коран. Пер. И. Ю. Крачковского. Растов-на-Дону. «Феникс», 2001. -544 с.
  12. Наршахи Абубакр. Таърихи Бухоро. -Душанбе, «Дониш», 1979. 118 с.
  13. Р.Г. Судьбы ислама в России. М., 2002.
  14. Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. М., 1996.
  15. А. Ближний Восток. История десяти тысичилетий. М.- 2003.
  16. Арабский Восток: ислам и реформы. М., 2000.
  17. М.С. и др. Философская и общественно-политическая мысль таджикского народа. Эст. Тадж.ССр. -Душанбе: 1974
  18. Ахмад ибн Йахйа ибн Джабпр Ал-Балазури. Завоевание Хорасана. Перевод с арабского, передисловие, комментарий и указатели Г. Гоибов. -Душанбе, «Дониш», 1987. 120 с.
  19. Г. Философия эпохи Саманидов (общая характеристика). Душанбе, 2006.-С.52.
  20. A.M. Очерки по истории таджикской философии: Сталинабад, 1961- Избрание произведения 10 т в ред. Г. А. Ашуров. Душанбе: Дониш, 1980.
  21. В.В. Сочинения. Том II. Част 2. -М:. «Наука», 1964. 652 с.
  22. В.В. Халиф Омар противоречивие извествие его лични жизни. Сочинение. Том 6. -М:."Госполитиздат", 1963. -216−226 с.
  23. В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. Сочинение. Том 6. -М:."Госполитиздат", 1996.
  24. В.В. Сочинение. Том I. Туркистан в эпоху мангольского нашествия в Средная Азия до XII века. -М:. 1963.
  25. В.В. К истории арабских завоеваний. Сочинение. Том.П. 4.1 -М:. «Госполитиздат», 1963. -380−387 с.
  26. Батыр Рустам. Абу-Ханифа-жизнь и наследие. Т.1. Новгород. «Медина», 2007, 276 с.
  27. Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневекове. -М:. «Наука», 1966. -279 с.
  28. Е. Святые ислама. Казан. «Татарское книжное издательство», 1996. 160 с.
  29. О.Г. История Халифата. Ислам в Аравии. Том I. -М:. «Наука», 1989.
  30. О.Г. История Халифата. Эпоха великих завоеваний. Том II. -М:. «Наука», 1993.- 185 с.
  31. М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. СПб, 2003.
  32. Д.В. Религии Мира, Ислам. -М:. «Мир Книги», 2006. 191 с.
  33. Восточный мир: опыты общественной трансформации (сборник статей). Под ред. М. С. Мейера, А. М. Петрова. М., 2001.
  34. JI.C. История Востока. Том I. -М:. «История», 1998. 495 с.
  35. Л.С. История религий Востока. -М:. «Высшая школа"1988. -413 с.
  36. .Г. Очерки из истории таджиков и Таджикистана. Сталинабад: Таджикгосиздат, 1943
  37. Г. Ранние походы арабов в Среднюю Азию. -Душанбе, „Дониш“, 1989.- 143 с.
  38. Глобализация и поиски национальной идентичности в странах Востока. М., 1996.
  39. Гросс Джоанн. Мусульманская Центральная Азия: религиозность и общество. Душанбе. 2004.
  40. П.А. Развитие исторического сознания арабов (VI-VIII вв.). -М:. „Наука“, 1982
  41. П.А. Ислам и государство (к истории государственно-политической идеологии раннего ислама) //Ислам. Религия, общество, государство. М., 1984.
  42. Г. Э. фон. Классический ислам. -М:. „Наука“, 1986. С. 215
  43. Дури Абдулазиз. Появление ислама в Аравии // История человечества. Т. IV. VII—XVI вв.ека. Пд ред. М. А. ал-Бахеша, Л. Базена, С. М. Сиссоко. „Юнеско. Издатеьский Дом магистр-пресс“. -2003
  44. ДжалиловчА. Из истории культурной жизни предков таджикского народа и таджиков в раннем средневековье. -Душанбе, 1973
  45. А. Согд накануне арабского нашествия и борьба согдийцев против арабских завоевателей в первой половине VIII в. -Сталинабад, 1961. -165 с.
  46. A.A. Ислам и политика. М., 2004
  47. А.И. Ислам в Юго-Восточной Азии: проблемы современной идейной эволюции. М., 1981
  48. История таджикского народа. Том II.- Душанбе, 1999. 790 с.
  49. История Узбекской ССР. Том.1. -Ташкент, Издательство „ФАН“, 1967. -769 с. 71 .Ислам и политика. М., 2001
  50. Иран: ислам и власть. М., 2001.
  51. История Казахской ССР. Том I. Под редакцией И. О. Омарова.-Алма-Ата, 1949.-510 с.
  52. Ислам религия, общество, гасударство. -М:. „Наука“, 1984. 230 с.
  53. И. А. Ислам в Юго-Восточной Азии. -М:. „Наука“, 1981. 262 с. 76.3арринкуб А. Х. Исламская цивилизация. М:. „Наука“, 2005.
  54. А.П. Ислом ва мохияти ичтимоии он. -Душанбе, „Ирфон“, 1967.-36 с.
  55. А. И. Завоевание Ирана арабами. -М:. „Мысл“, 1982. 111 с.
  56. Н.С. Политическая мысль мусульманского средневековья. М., 2005
  57. Н. Фахриддин Рози. Краткий анализ философской консепции 10 т в ред. Г. Ашуров. —Душанбе: Дониш, 1980.
  58. И.Ю. Древнейший арабский документ из Средней Азии. Избранные сочинения. Т.1. М.- 1955. -212 с.
  59. И. А. История религий. Том -2. -М:. „Мысл“, 1988. 283 с.
  60. Т. Из истории крестьянских движений в Мавераннахре и Хорасане. -Ташкент, „Наука“, 1965.-238 с.
  61. З.И. Реформа в исламе. Быть или не быть? М., 2005
  62. В. М. Ромодин В.А. История Афганистана. Том I. -М:. „Наука“, 1964.-463 с.
  63. A.B. Ислам для России. М., 2007
  64. А. Ислам. Очерки истории. М., 1961−345 с.
  65. Мец А. Мусульманский ренессанс. 2 изд. М., 1973.
  66. М. Заметное о философах Мавераннахра и Хорасана в XV веке. // Из. АН Тадж. ССР Отд. Общ. Наук. -1983 -№ 4
  67. Мутаххари Муртазо. Знакомство с исламской наукой. -Душанбе, 1974
  68. А. Гносеология суфизма. Отв. ред. М. Р. Раджабов. — Душанбе: Дониш, 1991
  69. Мусульманские страны у границ СНГ. М., 2001
  70. А. История ислама.Том 1−2. От доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов. -М:. „Астрель“, 2004. 911 с.
  71. А. История ислама.Том 3−4. От мусульманской Персии до падения мусулманской Испании. -М:. „Астрель“, 2004. 893 с.
  72. A.A., Нуруллаев А. А. Религия и политика. М., 2006 96.0лимов К. О. Мировоззрение Санои. -Душанбе: Дониш, 1973.
  73. Политические системы и политические культуры Востока. Под ред. профессора А. Д. Воскресенского. 2-е изд, прерарб. и доп. М., 2007.
  74. И.П. Ислам в Иране в VII—XV вв.еках. -Л. 1966. 399 с.
  75. Н.В. Византия и Иран на рубеже VI и VII века. М.- Изд. „АН, СССР“, 1946.-289 с.
  76. М.Б. Светское и духовное в теории и практике средневекового ислама // Ислам. Религия, общество, государство. М., 1984.
  77. С.М. Ислам как идеологическая система. М., 2004
  78. М. Фирдоуси и современность-Анализ мировоззрения. -Душанбе: Ирфон 1976
  79. Н.Ф. Наследие Ирана. М:. „Наука“, 1971. — 468 с.
  80. Ф. Торжество знаний в средневековом исламе. М., 1978.
  81. A.C. Этика Абунасра ал-Фараби.// Вопроси истории философии.-Душанбе: 1977.
  82. М. Суфийская доктрина Али Хамадани. -Душанбе: Дониш, 1993
  83. Д. Сурдел Ж. Цивилизация классического ислама. -Екатеринбург, „У-Фактория“, 2006. — 536 с.
  84. И.Т. Мусульманские концепции в философии и политике (XLX-XXbb.). М., 1982.
  85. А.Т. К дисскусиям вокруг консепции восточного ренессанса. Културологические аспекты.// Памир, 1981. № 10
  86. . ДЖ.С. Суфийские ордены в исламе. -М:. „Наука“, 1989. -326 с.
  87. У.М. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976.
  88. Е.А. Рационализм в арабо-мусульманской философии //Рационалистическая традиция и современность: Ближний и Средний Восток. М., 1990.
  89. А. Освободительная борьба Таджикского народа пртив Арабского Халифата (633−961) -Душанбе, „Ирфон“, 2007. — 372 с.
  90. Эдмунд Босуорт Кифорд. Ранние этапы формирования исламского государства и общества. Основные характеристики //История человечества. — 278−281 с.
  91. А.Ю. Завоевание арабами Средней Азии. //История Узбекской ССР. -Ташкент, „УзССР“, 1955
  92. А.Ю. Мавераннахр в борьбе пртив власти арабов в VIII—IX вв.. История Узбекской ССР. -Ташкент, „УзССР“, 1955
  93. А.Ю. и Большаков О.Г. Борьба народов Средней Азии пртив арабского завоевания -М:. Изд. „АН СССР“, 1958
  94. А.Ю. и Большаков О.Г. Народы Средней Азии под властью Халифата. -М:. Изд. „АНСССР“, 1958
  95. A.A. Философия теологии Газали. -Душанбе: Пайванд, 2008.
  96. A.A. Жизнь и творческое наследие Абу Ханифы. Душанбе,.2009-
  97. A.A. Имоми А’зам ва муносибати у ба калом. Мероси Имоми А’зам ва фархднги исломй. Душанбе, 2009-
  98. A.A. Политическая культура в Центральной Азии: традиции и модернизация. Таджикистан и современный мир //Вестник. № 1(20) 2009-
  99. A.A. Абу Ханифа и политика. Эпоха Имама А’зама и ее значение в истории культуры народов Центральной Азии и Ближнего Востока. Душанбе, 2009-
  100. A.A. Мансубияти мшшии Имоми А’зам Абухднифа. //Точ-икистон № 9−10, 2009
  101. А. Маздакизм. Манихейство.//История таджикской философии (с древнейших времен до XV в.). -Душанбе, 2010.
  102. М. Митраизм// История таджикской философии (с древнейших времен до XV в.). -Душанбе, 2010.
  103. Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 2003б) на таджикском языке
  104. Абдуррахмон Рафъатпошо. Гушае аз зиндагонии асхоби паёмбар ©. -Душанбе, „Хумо“, 2006. 395 с.
  105. Н. Давлатдории точикон дар асрхои 1Х-Х1У. -Душанбе, „Амриилм“, 1999. 1008 с.
  106. .Г. Тоджикон. Таърихи кадимтарин, кадим ва асрхои миёна. 4.1. -Душанбе, „Ирфон“, 1998. 700 с.
  107. Г. Таърихи Хатлон аз огоз то имруз. -Душанбе, „Дониш“, 2006. -906 с.
  108. Гросс Джоанн. Мусульманская Центральная Азия: религиозность и общество. Душанбе. 2004,-С. 141.
  109. М.Д. Аз таърихи фалсафаи точик. -Душанбе: 1988.
  110. Ибни Курбон. Дар дурохаи фано ва эхёи миллати кадим. -Душанбе, „Эр-граф“, 2007. 479 с.
  111. М. „Таърихи Табари"-и Абуалии Балъами. (Пажухише андар муносибатхои Сосониён ва Хайтолиён) -Душанбе, „Сион“, 1996 -136 с.
  112. Ислом. (Маълумотномаи мухтасар) зери тахрири Иванов Н. А. -Душанбе, „Ирфон“, 1990. 142 с.
  113. Р. Мачидов Р. Ислом. -Душанбе, „Ирфон“, 1980. 107 с.
  114. Мутаххари Муртазо. Хадамоти мутакобилаи Ислом ва Эрон. -Душанбе, „Пайванд“, 2007. 660 с.
  115. X. Накши эрониён-точикон дар таърих ва фарханги чахон. -Душанбе, „Пайванд“, 2005. — 492 с.
  116. Э.Ш. Точикон дар оинаи таърих. Китоби сеюм. Аз Ориён то СоМаниён. -Душанбе, „Ирфон“, 2006. 259 с.
  117. Э.Ш. Нигохе ба таърих ва тамадцуни ориёи. -Душанбе, „Ирфон“, 2006. 447 с.
  118. Н.Ф. Мероси Осиёи Маркази. -Душанбе, „Сурушан“, 2000. 373
  119. Сайид Бурхониддини Бузургмехр. Ахвол ва афкори хазрати Имоми Аъзам. -Душанбе, „Нодир“, 2000. — 347 с.
  120. М., Саидиён И. Ислом, равия, мазхаб ва фиркахои он. -Душанбе, „Ориёно“, 1992. 222 с.
  121. VY>L>^- V4? Jf. ?JJ .udjfr* Je-*164. ^ ^ VA -.^tJjLj JAubO jJ (jlluijUil jUc.165. OL^-cr^J^ .tjxiib A5Lla166. t"ol^juaaIJ“ O^l^jl Ь (jUStuitui jl .(jljjl (^Lal^l ?Jjb .^J'-m ^ injji YVn ir? Y167. ^ ^ ^• ^ ^aJ (jj^ll t sjmi ¦^a.jli -tjllmlj lJSjjjj.
  122. V. ^ VY ^ .^Lib .1 4-as.JJ. (jjji ?JJ^ .^Ц) 'Ц?^179. .o" — Y"VY J^l» tu'.J^JI'- j? .f^l (j-1^ .u'-^j is^J* U .Л180. ^ '"jjjS i (jIj^j-.^iL-a Lib AM^JI. .U1 Jd' .ujlji JJJ1. A • «.o3J
Заполнить форму текущей работой