Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Принципы общего образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В нравственных глубинах человека коренится самая глубокая мотивация к перманентному и прогрессивному социальному изменению. Творческая природа Абсолюта отсвечивает в каждом индивиде в форме какой-либо уникальной способности. От системы общего образования зависит, останется ли эта способность скрытой или все же реализуется. В идеальном случае целостное образование должно строиться как непрерывный… Читать ещё >

Принципы общего образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Принципы общего образования ориентированы на идею целостности человека и сопряжены с верой в возможность высвобождать самые неожиданные и дремлющие в любом индивиде уникальные способности. Однако при этом приходится выбирать между двумя альтернативными педагогическими традициями. Одна из них (например, «ренессанс-гуманистическая») основана на следующем умозаключении: поскольку человеческая природа в целом не испорчена и добра, то надо дать возможность свободно развиваться всему тому, что от рождения уже заложено в ребенке. Детям не следует чинить никаких препятствий, не нужно их ограничивать и применять наказания.

Другая традиция (например, православная), напротив, исходит из идеи испорченности природы человека. Чтобы не поощрять взращивание греха, коренящегося в ребенке, педагогам следует прибегать к методам ограничения и наказания. Если человек состоит из духа, души и тела, то целостность его образования заключается в гармоничном формировании духовных, душевных и физических способностей, потенциально заключенных в нем. Общий смысл развитию тела и души придает дух добра. Если духовные ориентиры утрачены, то всякие иные стремления человека (например, совершенствоваться в науке или технике) становятся бессмысленными. Не сформировав духовные принципы, система общего образования не способна пробудить у учащегося подлинный интерес к усвоению наук о природе и обществе.

Между собой противоборствуют две педагогические стратегии общего образования. Первая идет от платоников, а вторая — от софистов. По Платону и Аристотелю, целью образования является формирование — через единство воспитания и обучения — «совершенного человека». Такая педагогика преследует цель формирования социального авангарда народа, способного возглавить народ и провести его через все испытания по пути социального прогресса. Стратегия же, восходящая к школе софистов, ограничивает образование приобретением профессиональных знаний. Она направлена на подготовку элит, ориентирована на умение делать карьеру и формирует «свободного человека» (см.: Чуринов Н. М. Совершенство и свобода. Новосибирск, 2005).

Христианство учит, что любовь к другим людям и Богу есть необходимое (но нс достаточное) условие высвобождения в себе способностей ко всем производным от онтологической любви формам творчества — политическому, художественному, техническому, научному и т. д. Гений и злодейство, по-видимому, действительно редко совместимы.

Оценивать качество национальных общеобразовательных программ следует не столько по показателям прироста валового дохода нации (хотя он также важен), сколько по показателям массового высвобождения конструктивных внутренних сил, сконцентрированных в духовной компоненте человеческой души.

В нравственных глубинах человека коренится самая глубокая мотивация к перманентному и прогрессивному социальному изменению. Творческая природа Абсолюта отсвечивает в каждом индивиде в форме какой-либо уникальной способности. От системы общего образования зависит, останется ли эта способность скрытой или все же реализуется. В идеальном случае целостное образование должно строиться как непрерывный творческий процесс выявления, развития и координации врожденных способностей людей ради их индивидуального, социального и космического прогресса.

У каждого индивида есть потенция познания и любви. В зависимости от направленности своего духовного становления он имеет возможность превратиться либо в светоч человечества, либо в мракобеса. Куда важнее научить ребенка светлым нравственным желаниям и любви, чем просто сообщить ему ноу-хау, сумму специальных научно-технических знаний и фактов. Последнее дастся ему легче и скорее, если уже образовано первое, о чем свидетельствует всеобщая история человеческого творчества. Именно духовная сущность человека обусловливает постоянный рост человечества во всех измерениях, побуждает людей вносить наиболее разнообразный и полный вклад в жизнь социума.

Если не достает полнокровного духовного образования (либо оно давалось формально и лицемерно), то естественно-научное и гуманитарное обучение малоперспективно, а вместо великодушия, дара сочувствия, искренности и потребности в альтруистическом сотрудничестве произрастают жадность, жестокость, лживость и эгоизм, противопоказанные творчеству. Известно, что большинство гениальных и талантливых людей, прославившихся в истории научными и художественными откровениями, были религиозны, тянулись к абсолютному и имели ярко выраженные положительные духовные свойства.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой