Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка педагога-музыканта к формированию ценностных ориентаций подростков в массовой музыкальной культуре

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования была проведена в ходе завершающей стадии последнего этапа эксперимента, в распространении опыта работы по программе факультативного курса «История джаза, роки поп-музыки» в ряде общеобразовательных школ г. Перми и Пермской области. Методическое обеспечение педагогов-музыкантов и овладение ими педагогической технологией формирования ценностных ориентаций… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ МАССОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ С МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ
    • 61. Массовая музыкальная культура и ее роль в развитии личности (философско-эстетический, социологический аспекты)
    • 62. Процесс становления самосознания современного школьника с психологических позиций
    • 63. Методологические основы формирования ценностных ориентаций (концептуальные подходы)
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ
    • 61. Принципы построения и содержание курса «История эстрады, джаза и рок-музыки»
    • 62. Педагогическая технология формирования художественно-эстетических ценностных ориентаций в массовой музыкальной культуре у подростков
    • 63. Особенности подготовки педагога-музыканта к формированию ценностных ориентаций подростков в массовой музыкальной культуре
    • 64. Анализ и интерпретация полученных результатов

Подготовка педагога-музыканта к формированию ценностных ориентаций подростков в массовой музыкальной культуре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Новаторство — в том, чтобы в новых условиях защищать вечное «Ролан Быков.

Актуальность исследования. Известно, что каждый исторический поворот вызывает реформирование во всех сферах общественного сознания. Переход к «рыночной экономике» (а фактически — возвращение капиталистической формации) ознаменовался в первую очередь обращением к западной культуре как образцу общественных отношений и фундаменту выработки личностью «стиля жизни» (как принято сейчас говорить -" имиджа"). «Массовый человек», утративший индивидуальность, живущий по принципу «как все», становится объектом не только художественной литературы, но и научных исследований. Вероятно, можно подробно не говорить о «завоеваниях» массовой культуры в области культуры и искусства — эти «достижения» уже давно стали предметом анализа прогрессивных мыслителей Запада и Востока (от Бальзака и Драйзера до Хэмингуэя, Маркеса, Стивена Кинга, от Радищева, Толстого до Горького, Булгакова, Зощенко и др.). Особую ветвь в критике массового сознания представляет творчество Марка Твена, Ирвина Шоу, Марта Ларни и др., где показано, как разложение высокого культурного человеческого сознания, торжество обывательской психологии становится в полном смысле слова опасным для жизни, для цивилизации в целом. Эту же мысль развивают ученые, констатируя, что в общественном сознании разразилась катастрофа — художественная культура воспринимается в современном обществе преимущественно как отчужденный элемент, не затрагивает чувства человека, видится лишь как абстрактная эстетическая ценность. Катастрофа имеет глобальные последствия — нарушение связи времен и преемственности культурных традиций.

В настоящее время является бесспорным тот факт, что музыкальное искусство становится самым потребляемым «видом», компонентом культуры. Качество же потребляемого массового музыкального искусства сегодня таково, что о положительном влиянии его на культуру личности и общества в целом говорить не приходится. Низведение всего возвышенного до обывательского уровня, воспевание низменных страстей, цинизм по отношению к высоким нравственным идеалам, человеческим чувствам, уголовно-сленговые содержание и стиль текста, примитивно-шаблонные жанры и формы — все это, к сожалению, давно стало нормой для массовой музыкальной культуры наших дней.

Положение усугубляется еще и тем, что не видно перспектив противодействия со стороны государства сложившейся политике в сфере культуры, где негативные тенденции не только не пресекаются, но и поддерживаются владельцами СМК (взять хотя бы некоторые молодежные TV-программы и даже целые телевизионные и радио-каналы). Не будем забывать, что основной потребитель массовой музыкальной культуры (ММК) -молодежь, причем именно школьно-студенческого возраста. Того возраста, когда происходит формирование ценностных ориентации личности, ее вкусов и идеалов. Заметим, что массовая школа, общественные молодежные организации по большей части занимают позицию стороннего наблюдателя процессов, происходящих в массовой культуре, а то и просто пропагандируют «искусство» звезд шоу-бизнеса. В целом ситуация такова, что негативному влиянию массовой музыкальной культуры нет планового противодействия со стороны социальных институтов. По всему этому проблема формирования ценностных (а именно — художественно-эстетических) ориентаций в массовой музыкальной культуре у подростков является актуальной стратегической педагогической задачей на современном этапе развития массового музыкального образования.

А, следовательно, необходима система подготовки педагогов-музыкантов к формированию ценностных (художественно-эстетических) ориентаций подростков в массовой музыкальной культуре. Большая часть учителей музыки, музыкантов-профессионалов и педагогов дополнительного образования, в силу академической направленности профессионального образования, имеет самое общее, поверхностное представление о современном состоянии массовой музыкальной культуры, о ее воздействии на сознание, мировоззрение и ценностные ориентиры взрослеющей личности. Поэтому необходимо оснастить педагога системой современных научных знаний по данной проблеме, вооружить технологией противодействия культуре обыденности и повседневности.

Раскрытие проблематики исследования потребовало рассмотрения ее содержания в нескольких аспектах.

Философско-культурологический аспект определил с методологической базой исследования в целом. О влиянии музыки на сознание человека говорили философы от Аристотеля, Плутарха до Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, А. Швейцера, А. Лосева, О. Шпенглера и др. Эта основа позволила обозначить место и роль массовой музыкальной культуры в мировой культуре в целом, особенности и динамику влияния ее на общественное сознание, понять и теоретически обосновать стратегию и тактику противодействия агрессивному характеру современной массовой музыкальной культуры.

Эстетический аспект исследования проблемы дал возможность представить само происхождение музыки как реализацию эстетической сущности человека и дает возможность в первую очередь сосредоточиться на эмоционально-оценочной деятельности, а конкретнее — на ее аксиологической составляющей. Благодаря этому содержание искусства в целом и любого его вида раскрывается на категориальном уровне — на уровне общечеловеческих ценностей (М.С.Каган, А. Н. Сохор, Э. В. Орлова, С. Х. Раппопорт, А. Г. Здравомыслов, В. Ю. Борев, П. С. Гуревич и др.).

Понятно, что без музыковедения и музыкознания невозможно определить музыку как вид искусства в единстве ее содержания, языка и форм существования (бытования). Исследование проблем массовой музыкальной культуры с этой стороны позволило выявить специфические черты и характеристики, вскрыть источники и закономерности развития и внутренние противоречия этого явления. (Б.В.Асафьев, Е. В. Назайкинский, В. В. Медушевский, Л. Мархасев, У. Сарджент, Ю. Понасье, А. Козлов, Е. Овчинников, А. Троицкий и т. д.).

Важное место занимает психологический ракурс рассмотрения проблем массовой музыкальной культуры. Он позволил проникнуть в механизмы воздействия массовой культуры на формирование личности через восприятие и усвоение конкретных эстетических ценностей путем эксплуатации психофизиологических особенностей подросткового возраста, а также выработать пути противодействия негативу в массовой музыкальной культуре на основе передовых идей общемировой психолого-педагогической науки (Л.С.Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Мухина, В. В. Давыдов, Р. Бернс, Э. Эриксон, А. Маслоу и др.).

Социологический аспект позволил высветить регулятивные функции массовой музыкальной культуры, вскрыть социальные предпосылки ее воздействия на общественное сознание, раскрыть механизмы управления и манипулирования интересами и потребностями молодежи, понять закономерность формирования субкультурных сообществ, вырабатывающих новые ценностные ориентации и создающих на их основе определенные временем поведенческие стереотипы (А.Н.Сохор, А. Иванов, А. Я. Флиер, М. С. Каган и др.).

Наконец, собственно педагогический аспект позволил на научной основе использовать конкретные пути, методы, технологии формирования ценностных ориентаций подростка в массовой музыкальной культуре в процессе воспитания-образования, а также объем необходимых для этого знаний и уменийсоздать систему методического оснащения в этой области и вооружить этой технологией педагогов-музыкантов (Д.Б.Кабалевский, Л. В. Горюнова, Л. В. Школяр, Р. А. Тельчарова, Э. Б. Абдуллин и др.).

В процессе такого всестороннего рассмотрения проблемы исследования было выяснено, что едва ли не единственной возможностью организовать сопротивление нашествию массовой музыкальной культуры становится раскрытие ее негативных сторон в сравнении с высокой человеческой культурой: необходимо как бы «взорвать» увлечение ею изнутри, и тем самым воздействовать на самосознание личности.

Концепция исследования построена на том, что педагог-музыкант для овладения технологией формирования ценностных ориентаций подростков в массовой музыкальной культуре должен быть не только оснащен необходимым комплексом психолого-педагогических и специально-музыковедческих знаний, умений и навыков, но и сам должен «пройти», испытать на себе весь путь становления личности в мире современной музыкальной культуры.

Исходя из сказанного, идеей исследования стала попытка такой организации процесса постижения массовой музыкальной культуры: через различение — к сравнению, через сравнение — к ценностям, через осознание истинных ценностей — к противоречию, через рефлексию противоречия — к отторжению псевдоценностей, и далее — к активному противодействию. Нам видится, что только так: погружая взрослеющую личность в водоворот массовой музыкальной культуры, в исследование ее внутренних закономерностей и противоречий, можно надеяться выработать осознанное противостояние мнимым ценностям массовой музыкальной культуре в самой личности, что и должно стать стимулом ее саморазвития. Отсюда:

Объект исследования — профессиональная педагогическая деятельность в среде подростков, направленная на художественно-эстетическое (музыкальное) образование и воспитание личности.

Предмет исследования — процесс подготовки педагога-музыканта к формированию системы художественно-эстетических ценностных ориентаций подростков в ходе изучения массовой музыкальной культуры.

Цель исследования — теоретически обосновать и разработать педагогические технологии выработки у подрастающего поколения системы ценностных ориентаций, призванной стать источником их саморазвития, самоактуализации личности, вооружить этой технологией педагогов-музыкантов.

Цель, объект и предмет исследования определили его задачи: 1. Изучение научной литературы по проблеме исследования.

2.Разработка концепции исследования и его программы.

3.Создание педагогической технологии формирования у подростков ценностных ориентаций в процессе изучения массовой музыкальной культуры.

4.Практическая апробация разработанной технологии и выявление ее эффективности по специальной программе.

5.Разработка системы методического обеспечения подготовки педагогов-музыкантов к формированию ценностных ориентаций подростков в массовой музыкальной культуре.

Гипотеза исследования. Подготовка педагогов-музыкантов к формированию художественно-эстетических ценностных ориентаций у подростков будет протекать эффективно, если:

— в процессе профессиональной деятельности учитель будет опираться на понимание и осознание учениками культуры как способа существования Человека в мире, человеческого в Человеке;

— будет сформировано у педагога и у учащихся понимание многомерности культурного пространства современности как отражения уровней развития внутренней культуры личности;

— будет воспитано диалектическое понимание содержания и форм массовой музыкальной культуры во всем объеме ее внутренних противоречий, которые заложены и сформировались в ходе ее развития;

— понимание расхождения подлинных ценностей и псевдоценностей в массовой музыкальной культуре станет одним из источников становления личности школьника, выступит стимулом ее нравственно-эстетического, духовного совершенствования;

— система педагогических воздействий, применяемых учителем, будет органически вытекать из природы искусства и психологической природы подросткового возраста, опережая развитие ученика и таким образом влияя на формирование ценностных ориентаций.

Методологической основой исследования послужили философско-эстетические и научно-педагогические труды ученых прошлого и настоящегодиалектический материализм, культурологические концепции М. С. Кагана, А. Ф. Лосева, А. Я. Флиера, О. Шпенглераинтонационная теория Б. В. Асафьеватеория двойственности музыкальной формы В. В. Медушевскогоконцепция музыкального воспитания Д. Б. Кабалевскоготеория развивающего обучения В. В. Давыдоватруды в области музыкального восприятия Б. М. Теплова, Е. В. Назайкинского и др.

Методы исследования: анализ и обобщение теоретической и научно-методической литературыформирующий эксперимент как метод художественно-эстетического освоения действительностинаправленное педагогическое наблюдениеанкетирование, интервьюированиеметод статистического анализа при обработке результатов эксперимента.

Научная новизна заключаются в теоретическом обосновании и разработке технологии формирования ценностных ориентаций современных школьников в массовой музыкальной культуре Особенностью технологии явилось использование помимо сравнения высоких образцов искусства и низких по качеству артефактов массовой культуры, прежде всего, формирования у подростков внутреннего механизма осознания себя, как носителя, потребителя и создателя этой неоднозначной культуры и соотношения этой самооценки с критическим восприятием ценностей современной культурной действительности. Новым является и подход к изучению явлений массовой музыкальной культуры с точки зрения природы искусства.

Практическая значимость исследования видится в реальной результативности предложенной нами технологии формирования ценностных ориентаций в массовой музыкальной культуре в их художественно-эстетическом ракурсе, а также в возможности широкого внедрения курса «История эстрады, джаза и рок-музыки», как специального курса, так и в качестве факультативного занятия или логического продолжения предмета «Музыка» в общеобразовательной школе.

Этапы исследования. Первым этапом (1991;93 гг.) явился анализ философской, социологической, музыковедческой и педагогической литературы по проблемам массовой музыкальной культуры, методологическое обоснование эксперимента.

Второй этап (1993;2001гг) — разработка учебного курса «История джаза, роки поп-музыки», его апробация на базе школы № 6 г. Перми и на базе Пермского музыкального училища, создание учебно-методического комплекса (программа, аудио, видео-, нотная хрестоматии, методические рекомендации), ознакомление учителей музыки и педагогов-музыкантов Пермской области с содержанием авторского курса и педагогической технологией.

Третьим этапом (2001;2002гг.) стала корректировка курса в связи с гипотезой и задачами исследования и, как итог — подведение результатов и оформление текста диссертации.

Исследование в целом носило лонгэтюдный характер. Аргументированность и достоверность выводов и рекомендаций обеспечены методологической обоснованностью и логической непротиворечивостью понятийно-категориального аппарата, полидисциплинарным подходом к анализу теоретического и экспериментального материала, достаточным объемом экспериментальных данных и репрезентативностью выборкимноговариантностью критериев оценкивнедрением результатов исследования в практику.

Апробация результатов исследования была проведена в ходе завершающей стадии последнего этапа эксперимента, в распространении опыта работы по программе факультативного курса «История джаза, роки поп-музыки» в ряде общеобразовательных школ г. Перми и Пермской области. Методическое обеспечение педагогов-музыкантов и овладение ими педагогической технологией формирования ценностных ориентаций подростков в массовой музыкальной культуре осуществлялось через систему курсовой подготовки в Пермском областном институте повышения квалификации работников образования. Некоторые теоретические положения были обсуждены в выступлениях на научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы начального и среднего музыкального образования» (Пермь — 1996 г.) — «Содержание и технологии музыкального образования в школах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла» (Пермь — 1997г) — «Вариативность музыкального образования в школах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла» (Пермь — 1998 г.) — «Учитель и ученик. Педагогика сотворчества» (Пермь — 1998) — «Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования» (Москва — 1998г).

Методологические и методические вопросы, связанные с ходом эксперимента и проблемами его апробации освещены в ряде публикаций:

1. Некоторые проблемы музыкального образования (на примере курса «История джаза, роки поп-музыки»).// Актуальные проблемы начального и среднего музыкального образования. Пермь.- 1996 — 2стр.

2. Комментарии к программе факультативного курса «История джаза, роки поп-музыки». //Содержание и технологии музыкального образования в школах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Пермь, 111 НУ, 1997 г. — 2 стр.

3. О музыкальном просвещении старшеклассников.// Вариативность музыкального образования в школах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Пермь, 111 1IV, 1998 — 3 стр.

4. Проблема педагогических технологий в музыкальном образовании (в рамках инновационных процессов). //Учитель и ученик. Педагогика сотворчества. Пермь, ПМУ, 1998 — 4 стр.

5. Музыкальное воспитание, образование и массовая музыкальная культура (проблемы теории, методики и практики).//Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования. — М., РАМ им. Гнесиных, 2000 г. — 8 стр.

6. Многомерное культурное пространство современности как отражение уровней культурного развития личности. // Педагогика искусства и интеграция. М., ИХО РАО — 2001 г. — 3 стр.

7. Видеообраз и молодежная субкультура.// Музыка в школе № 5, 2001 г.-З стр.

8. История джаза, рок и поп-музыки. Программа факультативного курса // Искусство в школе №№ 2−4, 2001 г. -11 стр.

9. Массовая музыкальная культура. /Учебная программа для специальности 51 400 «Музыковедение» — Пермь — РИО ПГИИК -2001 г. — 8 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Музыка традиционно, на протяжении многих столетий, а если заглянуть в историю цивилизации, то и тысячелетий, является способом эстетического и, следовательно, гуманистического развития и совершенствования личности. Сегодня же взрослеющая личность, стоящая на пороге самоопределения себя в жизни и в культуре, сталкивается с целым рядом противоречий. Это — обозначенная еще Т. Адорно в середине прошлого века ситуация «эстетической автономности музыки» при тотальном погружении человечества в музыкальную ноосферу. Это — конфликт между наличием «многих музык» в социокультурном пространстве современности и «сужением мозаики музыкальной культуры и культуры отдельной личности» (А.Моль). Это, о чем говорит Р. Тельчарова, — сужение коэффициента разнообразия личностной музыкальной культуры вокруг эпицентра массовой культуры, ассиметричность пластов музыкальной культуры личности и общества (124- 8).

Действительно, общество вступило в особый период, когда принципиально значимой становится роль музыкального искусства в формировании духовного и нравственного облика слушательских масс. Духовность самой личности и есть развитие самого обществасоздаваемая личностями культура в виде материальных и духовных ценностей определяет достигнутую культурно-историческую ступень (уровень) в развитии общества в целом. Однако, если само общество не справляется с тем «монстром», которого породило (имеется ввиду массовая культура), то ему необходима экстренная помощь. В этой ситуации реанимационные функции «службы спасения» может и должно взять на себя образование, в том числе музыкальное. Изложенное в данной работе исследование этой проблематики позволяет сделать следующие выводы.

1. Культура личности — основа культуры общества. А значит и форма, и способ существования Человека в мире, человеческого в Человеке.

Многомерность культурного пространства современности дает полную свободу выбора художественно-эстетических и ценностных предпочтений. Эти множественные параллельные, соприкасающиеся и пересекающиеся, притягивающиеся и отталкивающиеся галактики с собственной системой жизненных ценностей представляют собой своеобразное отражение уровней развития внутренней культуры личности.

2. Педагогическая практика предлагает сложившиеся механизмы ориентирования на ценности, преподносимые в «готовом виде», что препятствует развертыванию процесса восхождения самой личности к ценностям. При этом обесценивается, лишается реальной воспитательной силы педагогический смысл понятия «ориентация», в котором отражается процесс ориентации как проективные действия от замысла до реализации.

3. Необходимо коренным образом изменить сам подход к содержанию образования подрастающего поколения в сфере массовой музыки. Не «прикладная» классификация и систематизация, но сама музыка должна выступать источником развития самосознания, задействуя противоречия внутри личности, создавая проблемные ситуации при столкновении ценностей разного порядка. Принципиально не противопоставляя академическое музыкальное искусство и массовую музыкальную культуру, считая их двумя пластами единого многомерного культурного пространства, тем не менее следует принципиально противопоставить имманентно музыкальные средства художественной выразительности. Серьезная педагогическая задача состоит в том, чтобы максимально использовать юношеский максимализм в общении с ценностями культуры.

4. Необходим «воспитательный механизм», основанный только на диалектическом понимании содержания и форм массовой музыкальной культуры во всем объеме ее внутренних противоречий, которые заложены и сформировались в ходе ее развития. Он может стать источником критического отношения школьников к окружающей их музыкальной ауре современности. Это критическое (оценочное), осознанное восприятие является основой ценностных ориентаций личности в массовой музыкальной культуре. Адекватный всем этим противоречиям механизм — понимание расхождения подлинных ценностей и псевдоценностей в массовой музыкальной культуре и является одним из источников становления личности школьника, выступает стимулом ее нравственно-эстетического, духовного совершенствования.

5. В ходе экспериментального исследования были подтверждены основные положения нашей гипотезы о том, что процесс подготовки педагога-музыканта к формированию художественно-эстетических ценностных ориентаций у подростков может быть эффективным. Необходимыми для этого условиями являются комплекс общекультурных, предметно-музыкальных и психолого-педагогических знаний, умений и навыков, которые позволят педагогу задействовать механизмы внутреннего развития взрослеющей личности, самоопределения старшеклассника в мире и в культуре. Результаты педагогического исследования, проведенного среди старших подростков показали, что воздействие на эмоционально-мотивационную сферу взрослеющей личности позволяет внести коррективы в ее только формирующуюся систему ценностей, а также сместить акценты в сторону вечных, общечеловеческих ценностей, повысить уровень художественно-эстетической потребности современных школьников, воспитывать умение критически оценивать окружающую музыкальную среду.

Приоритет личностного самоопределения и уважение к эстетическому опыту другого человека и прошлых поколений, ценность собственной личности, как носителя и создателя культуры общества — вот базовые составляющие выхода из культурного кризиса современности и прогрессивного развития культуры будущего.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе М., 1983 г, -111 стр.
  2. Т.В. Введение в социологию музыки. М., 1973, в.1 144 стр, в.2 — 155 стр.
  3. Г. А. История джаза и поп-музыки программа для ДМШ (эстрадная специализация) — М., 1986 г.
  4. Е.А. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассника в культуре. Канд. дисс. Саратов 1997 г.
  5. Ю. Наша авторская. История, теория и современное состояние авторской песни. М., 1991- 270 стр.
  6. А.И. Введение в культурологию. М., 1993 г. 349 стр.
  7. . Музыкальная форма как процесс. Л., 1971 -376 стр.
  8. Г. К. Буржуазная массовая культура. М., Знание, 1988 г. 40стр.
  9. Л. Массовая музыкальная культура: рок-музыка. СПб, 1996
  10. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. 1986 -420 стр. 11 .Бернстайн Л. Концерты для молодежи. М., 1991 г. — 227 стр.
  11. Е.А. История музыкально-эстетического воспитания школьников. М., 1989−81 стр.
  12. Большой энциклопедический словарь.
  13. В., Коваленко А. Культура и массовые коммуникации. М., 1995 г.- 79 стр
  14. Ю.Н. Введение в музыкознание. Курс лекций, тема 2: Музыкальная культурология.вып.1, М., 2000 128 стр
  15. Возрастная и педагогическая психология/ ред А.Петровского., М., 1979 г.- 288 стр.
  16. Л.С. Собрание сочинений в 6 тт. М., 1983
  17. Л.С. Психология искусства. М., 1997 г.- 413 стр.
  18. JT. Космическое и земное (размышление о месте и судьбе классической музыки в современном обществе). -М., 1989. 63 стр.
  19. Т. Песня в общении молодежи. М., 1988.- 62 стр.
  20. Т.В. Формирование идейно-эстетических ориентаций подростков во внеучебной деятельности. К., 1989 г., канд.дис.
  21. П.С. Музыка и борьба идей в современном мире. М., 1984 г. — 128 стр.
  22. П.С. Культурология. — М., 1999 278 стр.
  23. В.В. Теория развивающего обучения М. 1996. 542 стр.
  24. А. Н. Формирование музыкально-эстетических интересов у старшеклассников канд.дисс. к., 1989 г.
  25. У. Психология М., 1987 -362 стр.
  26. Диалектика деятельности и культуры / ред. В. Г. Табачковский К., 1983 296 стр.
  27. .С. Социальная культурология. М. 1994 г. 240 стр.
  28. К. Музыка от ледникового периода до века электроники. -М., 1991 -21 стр.
  29. Ю. И. Громов И.А. Человеческий фактор и культура. Л. 1989 -190 стр.
  30. Г., Александров В. Рок: искусство или болезнь? М., 1990 — 94 стр.
  31. Зак В. О мелодике массовой песни М., 1979 357 стр.
  32. Западные молодежные субкультуры 80-хгг. Научно-аналитический обзор / ред. Н. Л. Полякова. М., 1990 32 с. 34.3дравомыслов А. Г. Потребности.Интересы.Ценности. М., 1986 г 221 стр.
  33. А. Феномен массовой молодежной субкультуры в СССР: взгляды, оценки, прогнозы // Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы. Новосибирск, 1989 г.
  34. С.Н. Молодежь и культура М., Знание 1989 г. 64 стр.
  35. Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении М., 1996 464 стр.
  36. Э.В. Философия и культуры. М., 1991
  37. Э.В. Психика под «лупой времени. / / Природа, 1970, № 1
  38. Искусство и массы в современном буржуазном обществе / ред. Д. Житомирский., М., 1979 309 стр.
  39. Искусство и эстетическое воспитание молодежи. Сб.ст.М., 1981−335 стр.
  40. М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. JL, ЛГПИ 1989 г.- 83 стр.
  41. М.С. Философия культуры. СПб, 1996
  42. М.С. Философская теория ценностей. СПб, 1997 г.- 205 стр.
  43. М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа -М., 1974,328 стр.
  44. М.С. Об изучении музыки в контексте художественной культуры // Вопросы методологии и социологии искусства. JL, 1988 с. 110−121
  45. М.С. Социальные функции искусства. JL, 1987, 32 с.
  46. Э. О мюзикле.- Л., 1983 128 стр.
  47. А.В. теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург., 1996 г. 188 стр.
  48. Кле. М. Психология подростка. М., 1991 г. 171 стр.
  49. А. Рок-музыка: история и развитие. М., 1989 г. 54 стр.
  50. П. Культура Постмодерна. М., 1997 г. 240 стр.
  51. Дж. Становление джаза.- М., 1987 г. — 390 стр.
  52. Кон И. С. Психология старшеклассника. -М., 1980 г. 207 стр
  53. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984 г.- 335 с.
  54. Кон И. Открытие «Я». М, 1978.
  55. В.Дж. Блюзы и XX век.- М., 1980 г.- 81 стр.
  56. В.Дж. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века. -М., 1994 г.-157 стр.
  57. К.Н. Формирование мировоззрения личности и массовая культура, -канд.дис.
  58. О.А. Ценности культуры и судьбы искусства. М. Знание, 1989 г.,№ 12
  59. Л.К. Основы культурологии. СПб., 1995
  60. Н.Б. Формирование эстетической культуры личности. М., 1986 г., 64 стр.
  61. Н.Б. Эстетический потенциал культуры. М., 1990 г. 146 стр.
  62. А.В. Буржуазная массовая культура. М., 1985 380 стр.
  63. И. Музыкальная молодежная эстрада США и стран Запада.-М., 1978−48 стр.
  64. Культура: теории и проблемы (под ред. Т.Ф.Кузнецовой).- М., 1995
  65. Культурный прогресс: философские проблемы / ред. А. И. Арнольдов М., Наука, 1984 326 стр.
  66. Кумиры западной поп- и рок-музыки. / Творческий центр «Резонанс» -М., 1994
  67. А.Н. Деятельность Сознание. Личность.- М., 1987 304 стр.
  68. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991 г. 542 стр.
  69. А.Ф. Музыка как предмет логики. М., 1997
  70. Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992
  71. Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван, 1973 -146 стр.
  72. А. Психология бытия. М., 1997 г.- 300 стр.
  73. Л. В легком жанре.- Л., 1986 240 стр.
  74. В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. Л. 1988 г. 95 стр
  75. В.В. Динамика стиля//Культурные ценности: прошлое и современность. М., 1988. С.34−43
  76. А.Ю., Разлогов К. Э. Конркультура и «новый консерватизм» М., искусство. 1981 г. 264 стр.
  77. JI. Экология современной музыкальной культуры. Вильнюс: ИПКРК, 1986- 118 стр.
  78. А. Социодинамика культуры. М, Прогресс, 1973 г. 406 стр.
  79. Молодежная культура: проблемы и перспектив развития. Горький. 1990 г. 56 стр.
  80. И.В. -Время поисков и решений или старшеклассникам о них самих. М.1990 г.-189 стр.
  81. B.C. Возрастная психология. М., 1997 г. 432 стр.
  82. И. Рок-музыка: эстетика и идеология. JL, 1989
  83. Назайкинский Звуковой мир музыки. М., 1988 г.- 254 стр. 86.0бухова Л. Ф. Возрастная психология. М. 1996 г. 374 стр.
  84. Е. История джаза. Вып.1, — М., 1994 г. 238 стр.
  85. Е. Джаз как явление музыкального искусства. М., 198 489.0вчинников Е. Рок-музыка. История. Стили. М., 198 590.0зеров В. Некоторые вопросы методики и практики джазового обучения за рубежом. / НИО Информкультура (Искусство), вып.1, 1980 г.
  86. Э.В. Современная городская культура и человек. М., 1987 г. -117 стр.
  87. Ю. История подлинного джаза. Л., 1978 г.- 128 стр.
  88. Л. От джаза к рок-музыке // Конен В. Д. Пути развития американской музыки. М., 1977 г.
  89. Р.Б. Общая теория ценностей. М., 1991
  90. А.В. Введение в психологию. М.1995 г. 496 стр.
  91. А.В. Личность.Деятельность.Коллектив. М., 1982 г. -255 стр.
  92. Педагогика./ ред. В. П. Сластенина и др., М., 1997 512 стр.
  93. В.И. Музыкально-эстетическое воспитание старших школьников в условиях свободного времени. Канд. дисс.
  94. . Избранные психологические труды. М.1994 674 с.
  95. Поп- музыка. Взгляды и мнения (сост. Фрадкин Э.) J1.-M., 1977
  96. Н.В. Эстетические проблемы массовых жанров искусства . канд.дисс. Одесса, 1993
  97. К.Э. Феномен массовой культуры // Культурные традиции и образование. М., 1990, в. 1, 201 стр.
  98. Райков. Массовая культура. М.: 1992
  99. С. X. Природа искусства и специфика музыки .//Эстетические очерки. Избранное. М., Музыка, 1980.
  100. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994 г.-482 стр.
  101. В. Культурология., М. 1999 — 344 стр.
  102. С.Л. Основы общей психологии.-М., 1989 г. в 2-х тт. — 485 стр.-322 стр.
  103. СЛ. Бытие и сознание. М., 1957 г.- 328 стр.
  104. Н., Божко Ю. Рок-музыка: сущность, история, проблемы. — М., 1989
  105. У. Джаз. Генезис. Музыкальный язык.Эстетика.- М., 1987 г. 294 стр.
  106. В. Лексикон джаза. М., 1981
  107. В. Мелодии джаза. Антология.- Киев, 1984
  108. В.И., Исаев Е. И. Психология человека.- М., 1995 384 стр.
  109. Е. Массовая культура развлечение или политика? — М., 1986−142 стр.
  110. Э.В. Культура и личность. JI., 1974 Г.-228 стр.
  111. Э.В. Культурология. М. 1994 272 стр.
  112. П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992 — 560 стр.
  113. А. Вопросы социологии и эстетики музыки. JL, 1980.Г. 304 стр.
  114. А. Социология и музыкальная культура. М., 1975 г. 202 стр.
  115. А. О массовой музыке // Музыка XX века. Л., 1980
  116. Социология контркультуры. -М. Наука, 1980
  117. . В.Н. Жизнь- творчество человек: функции художественной деятельности. М., 1988, 415 стр.
  118. Р.А. Уроки музыкальной культуры. Книга для учителя. М., 1991 г.- 158 стр.
  119. р.А. музыкальная культура личности как предмет философского анализа. М., 92 докт.дисс.
  120. .М. Психология музыкальных способностей. М., 1985 г. -328 стр.
  121. Е.М. Ценностные ориентации современных школьников// Вестник РАО, 2001 г.
  122. А. Рок в Союзе. М., 1991 г. — 203 стр.
  123. . А. Третья волна. М., 1999 г.- 235 стр.
  124. А. Культурошок. М. 1997 г. 461стр.
  125. О. Рок музыка вчера и сегодня. М., 1978 158 стр.
  126. Философско-эстетический словарь. М., 1989 г.
  127. А.Я. Культурология для культурологов. Академический проект, 2000 г.- 496 стр.
  128. А.Я. Культурогенез. М., 1994
  129. Фрейд 3. Неудовлетворение культурой // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. М., 1991
  130. Хейзенга Й. Homo ludus. -М., 1992−458 стр
  131. Н. Парадоксы рок-музыки: мифы и реальность. — К., 1989 -142 стр.
  132. К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов, 1997−238 стр.
  133. Художественная культура и развитие личности. М., 1987 г.- 222 стр.
  134. Е.А. Формирование ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте. — канд. дисс.
  135. Т.В. Кризис общества — кризис искусства: музыкальный авангард и поп-музыка в системе буржуазной идеологии. М., 1987 г. -187 стр.
  136. В.П. Мифология XX века. Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры» М., 1988 г 220 стр.
  137. А. Культура и этика. М., 1973 г. 343 стр.
  138. Г. Американская песня. М.: 1977 г. — 182 стр.
  139. О. Закат Европы. М., 1993 г.- 591 стр.
  140. Цукер. И рок, и симфония. М., 1993 г. — 301 стр.
  141. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М-Рига, 1995.
  142. .Д. Введение в психологию развития. М. 1995 г. 414 стр.
  143. Э. Идентичность: юность Кризис. М., 1996
  144. Э. Детство и общество. СПб., 1996 592 стр.
  145. В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., Наука, 1979 г. 264 стр.
Заполнить форму текущей работой