Совершенствование методов планирования технологических режимов и контроля процесса транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам
Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на 7-ом и 8-ом конгрессах нефтепромышленников России «Проблемы и методы обеспечения надежности и безопасности систем транспорта нефти, нефтепродуктов и газа» (г. Уфа, 2007, 2009 г.), 10-й и 11-й научно-технической конференции молодежи ОАО «Северные МН» (г. Ухта, 2009, 2010 г.), региональной научно-технической конференции… Читать ещё >
Содержание
- Принятые обозначения
- 1. Состояние организации планирования режимов и контроля работы магистрального нефтепровода
- 1. 1. Краткий анализ результатов теоретических исследований
- 1. 2. Сбор исходных данных для проведения расчетов параметров технологических режимов перекачки нефти
- 1. 3. Особенности планирования режимов работы магистральных нефтепроводов «Уса-Ухта» и «Ухта-Ярославль»
- 1. 4. Повышение точности планирования работы МН и организации контроля параметров режимов магистрального нефтепровода
- Выводы по главе 1
- 2. Исследование реологических свойств нефти, транспортируемой по МН «Уса-Ухта» и «Ухта-Ярославль»
- 2. 1. Анализ действующей методики построения кривых течения высокозастывающих нефтей
- 2. 1. 1. Определение реологической модели течения
- 2. 2. Лабораторные исследования
- 2. 2. 1. Исследование кривых течения нефтей Тимано-Печорской провинции
- 2. 2. 2. Определение оптимального критерия достижения равновесного напряжения сдвига
- 2. 2. 3. Исследование тиксотропных свойств нефтей Тимано-Печорской провинции
- 2. 3. Определение энергии активации вязкого течения по температурной зависимости вязкости нефти
- 2. 1. Анализ действующей методики построения кривых течения высокозастывающих нефтей
- Выводы по главе 2
- 3. Учет работы насосно-силового оборудования при расчете и планировании режимов работы нефтепровода
- 3. 1. Методика идентификации характеристик насосно-силового оборудования
- 3. 1. 1. Актуальность разработки методики
- 3. 1. 2. Обзор результатов теоретических исследований в области определения характеристик центробежных насосных агрегатов
- 3. 1. 3. Испытание магистральных центробежных насосов на вязких жидкостях
- 3. 1. 4. Пересчет напорных характеристик и подачи магистральных центробежных насосов с воды на вязкую жидкость
- 3. 1. 5. Пересчет характеристики КПД с воды на вязкую жидкость
- 3. 1. 6. Пересчет мощностной характеристики с воды на вязкую жидкость
- 3. 1. 7. Особенности пересчета характеристик магистральных насосов при перекачке неньютоновских жидкостей
- 3. 1. 8. Апробация предлагаемой методики пересчета
- 3. 2. Определение величины нагрева нефти при прохождении насосных агрегатов на НПС
- 3. 1. Методика идентификации характеристик насосно-силового оборудования
- Выводы по главе 3
- 4. Разработка схемы контроля параметров режима работы МН
- 4. 1. Анализ существующей организации процесса технологического контроля
- 4. 2. Анализ причин, вызывающих отклонения фактических параметров работы МН от плановых
- 4. 3. Применение уравнения баланса напоров для выявления причин отклонения давления
- 4. 4. Рекомендации по расширению перечня параметров в карте режимов
- 4. 4. 1. Расширение перечня расчетных параметров давления НПС
- 4. 4. 2. Расширение перечня расчетных параметров давления КП
- 4. 4. 3. Учет состояния работы оборудования НПС (ФГУ и КРД)
- 4. 4. 4. Расширение перечня расчетных параметров свойств нефти
- 4. 4. 5. Учет условий работы технологического участка
- 4. 5. Об алгоритме автоматизации процесса выявления причин отклонений
- Выводы по главе 4
- 5. Метод минимизации почасовых отклонений энергопотребления при транспорте нефти
- 5. 1. Актуальность разработки метода
- 5. 2. Методы решения проблемы отклонения фактических от плановых величин энергопотребления для случая стационарного режима
- 5. 2. 1. Метод минимизации фактических почасовых отклонений
- 5. 2. 2. Определение фактической величины отклонения мощности потребляемой идентичными насосами на одной НПС
- 5. 2. 3. Алгоритм снижения отклонения планового и фактического энергопотребления без изменения режима МН
- 5. 3. Минимизация отклонений энергопотребления в условиях переходных режимов
- Выводы по главе 5
Совершенствование методов планирования технологических режимов и контроля процесса транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основной задачей акционерной компании «Транснефть» является оказание услуг нефтедобывающим компаниям по приему, транспортировке и поставке нефти, при условии обеспечения надежной и безопасной эксплуатации магистральных нефтепроводов и минимальных энергозатратах на перекачку. Выполнение поставленной задачи невозможно без эффективного планирования и постоянного контроля параметров режимов работы магистрального нефтепровода (МН). Планирование включает в себя тепловой и гидравлический расчет всех возможных режимов работы МН и выбор наиболее оптимальных из них. Практика показала, что чем выше точность расчетов параметров режима, тем эффективнее планирование работы МН. В 2010 г. по данным ОАО «Северные МН» в 18% случаев погрешность расчетов параметров режима превышала заявленную величину равную 7%, в результате чего происходило нарушение сроков проведения плановых ремонтных работ, а так же договорных обязательств по объемам грузооборота транспортируемой нефти. В 10% случаев причиной являлось недостаточно корректное определение исходных данных.
Диссертация выполнена на основании результатов научных исследований работы МН «Уса-Ухта» и МН «Ухта-Ярославль». Транспортируемая по этим нефтепроводам нефть отличается сложными физико-химическими и реологическими свойствами (значительным содержанием асфальтенов, смол и парафинов, высокой вязкостью, повышенным статическим напряжением сдвига).
С момента начала эксплуатации МН «Уса-Ухта» и «Ухта-Ярославль» с 1973 года ее реологические свойства значительно ухудшились, что объясняется нарастающими объемами добычи высокопарафинистых высокозастывающих нефтей Харьягинского, Кыртаельского, Верхневозейского, Ардалинского и других месторождений Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции.
В последние годы были разработаны методика расчетов и программный комплекс «ТчШРАЬ», которые повысили эффективность процесса планирования технологических режимов МН, однако опыт их применения выявил факторы, учет которых был проведен в недостаточном объеме. Прежде всего, речь идет об учете неньютоновских и тиксотропных свойств перекачиваемых нефтей.
Таким образом, представляется актуальным развитие указанных разработок с целью повышения точности расчета параметров режима перекачки.
Поскольку безопасность транспортировки нефти напрямую связана с уровнем обеспечения контроля за режимом работы МН, актуальным является также разработка алгоритма по автоматизации процесса выявления причин отклонений фактических параметров режима работы МН от плановых и минимизации часовых отклонений фактического от планового электропотребления.
Цель работы.
Совершенствование методов планирования технологических режимов и контроля процесса перекачки нефти по магистральным нефтепроводам, на примере МН «Уса-Ухта» и МН «Ухта-Ярославль».
Основные задачи исследований.
1. Анализ существующих способов планирования и контроля параметров работы магистральных нефтепроводов.
2. Совершенствование методики определения реологических свойств высокопарафинистых нефтей и выбора модели течения с учетом их неньютоновских свойств.
3. Усовершенствование методики пересчета паспортных характеристик центробежных насосных агрегатов с воды на неньютоновскую нефть.
4. Определение величины нагрева нефти при прохождении через насосные агрегаты на нефтеперекачивающей станции.
5. Анализ и классификация причин отклонения расчетных и фактических давлений установившихся режимов перекачки нефти.
6. Разработка методики минимизации почасовых отклонений электропотребления при транспорте нефти.
Методы решения поставленных задач.
При решении поставленных задач проводились лабораторные и промышленные исследования на действующем неизотермическом нефтепроводе с применением современного оборудования для лабораторных исследований, прошедшего поверку на государственных стандартных образцах (ГСО).
Кроме того, для оценки сходимости результатов расчета по предлагаемым методикам с фактическими данными и определения точности полученных функциональных зависимостей использовались методы математической статистики.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования являются магистральные нефтепроводы «Уса — Ухта» и «Ухта — Ярославль» ОАО «Северные МН» (далее по тексту ОАО «СМН»), перекачивающие реологически сложные нефти в условиях неизотермического режима работы.
Научная новизна.
1. Установлено, что смеси неньютоновских нефтей Тимано-Печорской провинции, транспортируемых по магистральным нефтепроводам «Уса-Ухта» и «Ухта-Ярославль», обладают выраженными тиксотропными свойствами. Обнаруженные свойства явились основанием к изменению критерия достижения равновесного напряжения сдвига при построении кривых течения тиксотропных нефтей.
2. Выявлено, что учет реальных значений эффективной вязкости неньютоновских нефтей приводит к заметному улучшению сходимости с экспериментом пересчитанных паспортных характеристик насосных агрегатов с воды на вязкопластичную нефть (при пересчете мощности и КПД на 4% и 3% соответственно).
3. Обнаружено, что снижение величины нагрева нефти на каждом работающем насосном агрегате (НА) при их последовательном соединении на НПС связано с постепенным разрушением надмолекулярной структуры парафиновых углеводородов.
На защиту выносятся.
1. Результаты экспериментальных исследований температурных зависимостей реологических характеристик смеси неньютоновских нефтей Тимано-Печорской провинции, транспортируемых по МН «Уса-Ухта» и МН «Ухта-Ярославль».
2. Критерий достижения равновесного напряжения сдвига при построении реологических кривых течения нефти, обладающей тиксотропными свойствами.
3. Методика пересчета паспортных характеристик насосных агрегатов с воды на неньютоновскую нефть, а также модель изменения величины нагрева нефти на НПС в зависимости от количества работающих насосных агрегатов.
4. Классификация причин отклонений фактических от расчетных давлений на МН и алгоритм их выявления, позволяющий автоматизировать процесс контроля.
5. Методика минимизации почасовых отклонений электропотребления при транспорте нефти, включающая в себя идентификацию мощностных характеристик насосного парка и алгоритм подбора оптимальной комбинации работающих насосных агрегатов.
Практическая ценность и реализация результатов работы.
1. Разработан и апробирован в ОАО «Северные МН» алгоритм для автоматизации процесса выявления причин отклонений фактических и расчетных давлений на нефтепроводе.
2. Разработан стандарт организации СГО-23.080.00.00-СМН-014−11 «Методика пересчета паспортных характеристик центробежных насосных агрегатов с воды на нефть с учетом неньютоновских свойств».
3. Усовершенствована методика определения реологических характеристик высокопарафинистых нефтей с учетом их неньютоновских свойств, чем обеспечено повышение точности расчета потерь напора на трение (погрешность не более 7% по сравнению с 15% по существующей методике) путем изменения критерия достижения равновесного напряжения сдвига при построении кривой течения нефти. Методика включена в методические указания к лабораторным работам по дисциплине «Исследование реологических свойств нефти и транспорт аномальных нефтей» для магистров нефтегазовых специальностей УГТУ.
4. Разработан стандарт организации СТО-75.180.00-СМН-015−11 «Методика минимизации почасовых отклонений электропотребления при транспорте нефти», по результатам внедрения которого в ОАО «СМН», получен годовой экономический эффект — 4,8 млн руб.
Апробация работы.
Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на 7-ом и 8-ом конгрессах нефтепромышленников России «Проблемы и методы обеспечения надежности и безопасности систем транспорта нефти, нефтепродуктов и газа» (г. Уфа, 2007, 2009 г.), 10-й и 11-й научно-технической конференции молодежи ОАО «Северные МН» (г. Ухта, 2009, 2010 г.), региональной научно-технической конференции «Проблемы разработки и эксплуатации месторождений высоковязких нефтей и битумов» (г. Ухта, 2008, 2009, 2010 г), региональном семинаре «Состояние и перспективы разработки высоковязких нефтей и битумов» (г. Ухта, 2007 г.), международной молодежной научной конференции «Севергеоэкотех» (г. Ухта, 2009, 2010 г.).
Принятые обозначения:
ОАО «СМН» — Открытое акционерное общество «Северные магистральные нефтепроводы».
МН — Магистральный нефтепровод.
ПМ — Программный модуль.
АСУ ТП — Автоматизированная система управления технологическим процессом.
ИТ — Информационные технологии.
НИТ — Новые информационные технологии.
ИНС Искусственные нейронные сети.
НСИ — Нормативно-справочная информация.
КРД — Камера регулирования давления.
ЦДУ — Центральное диспетчерское управление.
МНА — Магистральный насосный агрегат.
НПС — Нефтеперекачивающая станция.
ПА — Подпорный насосный агрегат.
ПСД — Проектно-сметная документация.
ВИП — Внутритрубный инспекционный прибор
РНУ — Районное нефтепроводное управление ОАО МН.
ОАСУ — Отдел автоматизированных систем управления.
ОГМ — Отдел главного механика.
ОГЭ — Отдел главного энергетика.
ОЭН — Отдел эксплуатации нефтепроводов.
СТР — Служба технологических режимов, отдел главного технолога, группа по расчету технологических режимов в составе других отделов.
СДКУ — Система диспетчерского контроля и управления нефтепроводом.
ТТО — Товарно-транспортная служба, товарнотранспортный отдел.
ФГУ — Фильтр — грязеуловитель.
КП — Контрольный пункт.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.
1. На основании проведенных лабораторных исследований смеси неньютоновских нефтей транспортируемых по МН «Уса-Ухта» и «Ухта-Ярославль» был предложен критерий оценки равновесного напряжения сдвига при построении кривых течения нефтей, обладающих тиксотропными свойствами.
2. Усовершенствована методика пересчета паспортных характеристик центробежных насосных агрегатов с воды на нефть с учетом ее неньютоновских свойств.
3. Показано, что наблюдаемое в исследуемых магистральных нефтепроводах снижение величины нагрева нефти на каждом работающем НА при их последовательном соединении на НПС может быть связано с постепенным разрушением надмолекулярной структуры парафиновых углеводородов.
4. Разработан и опробован алгоритм для автоматизации процесса выявления причин отклонений фактических и расчетных давлений в трубопроводе, транспортирующем неньютоновские нефти.
5. Разработана и внедрена как стандарт организации «Методика минимизации почасовых отклонений электропотребления при транспорте нефти», включающая в себя идентификацию мощностных характеристик насосного парка и алгоритм подбора оптимальной комбинации работающих насосных агрегатов, что позволило по результатам промышленного внедрения работы получить годовой экономический эффект- 4,8 млн .руб.
Список литературы
- Ахметов P.M., Ливанов Ю. В., Матвиенко A.B. Диспетчеризация и учет на нефтепроводах.- М.: «Недра», 1976, 351с.
- Коршак A.A., Нечваль A.M., Трубопроводный транспорт нефти, нефтепродуктов и газа.- Уфа: Дизайн Полиграф Сервис, 2005.-516с.
- ОР-03.220.99-КТН-092−08 «Регламент разработки технологических карт, расчета режимов работы магистральных нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть».
- ОР-03.100.50-КТН-093−08 «Регламент по технологическому управлению и контролю за работой магистральных нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть».
- Руководство «Расчет оптимальных режимов работы нефтепроводов для тгерекачкЕГ нефтей~со сложными» реологическими свойствами». Ухта: 2005.-283 с.
- ОР-91.140.50-КТН-036−09 «Планирования и учёта потребления электроэнергии в ОАО МН ОАО «АК «Транснефть»
- Шаммазов A.M., Козачук Б. А., Дмитриева М. В. и др. Программные средства моделирования и расчета основных технологических параметров работы нефтепроводных систем // Нефтегазовое дело, т.1. Информационные технологии. 2003 г. стр. 37- 43.
- Кутуков С.Е. Применение интеллектуальных систем для мониторинга режимов эксплуатации нефтепроводов. // Нефтегазовое дело, т.1. Информационные технологии. 2003 г. стр. 46−60.
- Васильев В.И., Ильясов Б. Г. Интеллектуальные системы управления с использованием генетических алгоритмов:^Учпос. / УГАТУ-- Уфа, 1995 г.-101с.
- Васильев В.И., Ильясов Б. Г. Интеллектуальные системы управления с использованием нечеткой логики: Уч. пос. /УГАТУ.- Уфа, 1995 г.-101с.
- Кутуков С.Е. Информационно-аналитические системы магистральных нефтепроводов. М.: СИП РИА, 2002 г.-324с.
- Манов H.A., Чукреев Ю. Я., Успенский М. И. и др. Новые информационные технологии в задачах оперативного управления электроэнергетическими системами. Екатеринбург: УрО РАН, 2002 г.-205с.
- Мастобаев Б.Н., Шаммазов A.M. Химические средства и технологии в трубопроводном транспорте нефти -М., «Химия», 2002.
- Тугунов П.И. Нестационарные режимы перекачки нефтей и нефтепродуктов.-М.: «Недра», 1984, 224 с.
- Лыков A.B. Теория теплопроводности. M.: Высшая школа, 1967. -599 с.
- Исследование теплового взаимодействия газопровода с вечномерзлым грунтом на севере Тюменской области. Тюмень, 1979 г. ВНТИЦ Копия отчета о НИР. 1982 г. Т832 870 ТФК 19.
- Черникин В.И. Перекачка вязких и застывающих нефтей.-М.:Недра, 1968.
- Тугунов П.И. Неустановившиеся режимы работы «горячих» магистральных нефтепроводов.-.: ВНИИОЭНГ, 1971.
- Губин В.Е., Скрипников Ю. В. Неизотермическое течение вязкопластичных нефтей по трубопроводу// Сб.тр./ВНИИСПТнефть.-Уфа: ВНИИСПТнефть, 1972.-Вып.9.
- Марон В.И., Юфин В. А. Коэффициент гидравлического сопротивления «горячих» нефтепроводов. Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов, 1974, № 2, с.3−4
- Шутов А.А., Губин В. В. Прогрев грунта в процессе пуска «горячего» трубопровода.-Нефтяное хозяйство, М., 1974,№ 7,с. 11−17
- Губин В.В., Шутов А. А. Остывание подземного трубопровода, заполненного парафинистой нефтью Нефтяное хозяйство, М., 1975, № 7. с. 69−71.
- Гаррис H.A., Тугунов П. И. Режим работы «горячего» нефтепровода при уменьшении температуры нагрева нефти. — Нефтяное хозяйство, 1975, № 11, с. 42 44.
- Кривошеин Б.Л., Агапкин В. М. Нестационарные тепловые потери подземных трубопроводов. ИФЖ, т. ЗЗ, 1977, № 2, с.339−346.
- Гаррис H.A., Тугунов П. И., Новоселов В. В. Экспериментальная проверка метода теплового баланса для расчета нестационарных режимов подземных трубопроводов, — Транспорта хранениенефти-и нефтепродуктов, 1977, № 10, с. 23 25.
- Тугунов П.И., Новоселов В. Ф. Типовые расчеты при проектировании и эксплуатации нефтебаз и .нефтепроводов. — М.: Недра, 1981, 176 с.
- Губин В.Е., Губин В. В. Трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. -М.: Недра, 1982, 292 с.
- Кривошеин Б.Л., Тугунов П. И. Магистральный трубопроводный транспорт. -М.: Недра, 1985, 238 с.
- РД 39−021−00 Методика расчета параметров работы неизотермического нефтепровода / Гумеров А. Г., Шутов A.A., Дьячук А. И. и др. // Астана, -2001.-221 с.
- РД 75.180.00-КТН-198−09 «Унифицированные технологические расчеты объектов магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов»
- Ким Д.П., Рахматуллин Ш. И. О законе распределения температуры в магистральном нефтепроводе с промежуточными насосными станциями//Нефтяное дело, 2005
- Ким Д.П., Рахматуллин Ш. И. Степень влияния дифференциального напора, подачи и адиабатического сжатия нефти на ее нагрев в центробежном насосе//Нефтегазовое дело, 2005
- Мирзаджанзаде А.Х., Хасанов М. М., Р.Н.Бахтизин Р.Н. Этюды о моделировании сложных систем нефтедобычи. — Уфа: Гилем, 1999, 464 с.
- Черникин В.И. Перекачка вязких и застывающих нефтей. — М: Гостоптехиздат, 1958 164 с.
- ГОСТ Р ИСО 5725−1-2002. Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов-измерений.
- Тетельмин В.В., Язев В. А. Реология нефти. Учебное издание .-М.: Граница, 2009.-256 е.: ил.
- Жуйко П.В. Разработка принципов управления реологическими свойсвами аномальных нефтей.-Ухта: УГТУ, 2003.
- Девликамов В.В., Хабибуллин З. А., Кабиров М. М. Аномальные нефти. М., Недра, 1975, — 168 с.
- Малкин А.Я., Исаев А. И. Реология: концепции, методы, приложения/ пер. с англ. СПб,: Профессия, 2007 — 560 с.
- Щукин Е.Д., Перцов A.B., Амелина Е. А. Коллоидная химия.- М.: Изд-во МГУ, 1982.- 348 с.
- Федоров П.В., Некучаев В.О., Челинцев С. Н и др. О методике определения реологических свойств высокозастывающих нефтей //"Трубопроводный транспорт теория и практика.», № 6, Москва, 2010 г.
- Евдокимов И.Н., Елисеев Н. Ю. Молекулярные механизмы вязкости жидкости и газа. Часть 1. М.: РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2005. -59 с
- Виноградов Г. В., Малкин А. Я. Реология полимеров. М., Химия, 1977.-438с.
- Френкель Я.И. Кинетическая теория жидкостей. М. — JL: Наука, 1975.
- Ратов А.Н. Механизмы структурообразования и аномалии реологических свойств высоковязких нефтей и битумов// Российский хим. Журн. 1995. Т. 39, № 5. С. 106−113.52. ГЛЗ
- Айзенштейн М.Д. Центробежные насосы для нефтяной промышленности. М., Гостоптехиздат, 1957.
- Степанов А.И. Центробежные и осевые насосы. М., Машгиз, 1960.
- Колпаков Л.Г. Центробежные насосы магистральных нефтепроводов. М. Недра, 1985.
- Ляпков П.Д. «О влиянии вязкости на характеристику погружных центробежных насосов». Труды ВНИИнефтегаз, вып. 41, 1964, стр. 71 107.
- Михайлов А. К. Малюшенко В.В. Лопастные насосы. М. Машиностроение, 1977.
- Центробежные нефтяные насосы для магистральных нефтепроводов. ВНИИАЭН. М. Издательство ЦИНТИХИМнефтемаш, 1981.
- Колпаков Л.Г. «Приближенный метод пересчета КПД-магистральных центробежных насосов при перекачке нефтей различной вязкости» НТС «Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов», № 2, 1974.
- Мирзаджанзаде А.Х. и др. Гидравлика в бурении и цементировании нефтяных и газовых скважин. М. Недра, 1977.
- Губин В.Е., Губин В. В. Трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. М. Недра, 1982.
- Гумеров А.Г., Колпаков Л. Г., Бажайкин С. Г. Центробежные насосы в системах сбора, подготовки и магистрального транспорта нефти. М.: Недра, 1999.
- СТО-23.080.00.00-СМН-014−11 «Методика пересчета паспортных характеристик центробежных насосных агрегатов с воды на нефть с учетом неньютоновских свойств».
- РД-75.180.00-КТН-198−09 «Унифицированные технологические расчеты объектов магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов»
- Ким Д.П., Рахматуллин Ш. И. О законе распределения температуры в магистральном нефтепроводе с промежуточными насосными станциями//Нефтяное дело, 2005
- ОР-03.220.99-КТН-092−08 «Регламент разработки технологических карт, расчета режимов работы магистральных нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть».
- ОР-03.100.50-КТН-093−08 «Регламент по технологическому управлению и контролю за работой магистральных нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть».
- РД -35.240.00-КТН-207−08 «Автоматизация и телемеханизация магистральных нефтепроводов. Основные положения.»
- РД 153−39.4−056−00 «Правила технической эксплуатации МН».
- РД-08.00−60.30.00-КТН-016−1-05 «Руководство по техническому обслуживанию и ремонту оборудования и сооружений нефтеперекачивающих станций»
- РД-91.020.99-КТН-335−06 «Нормы проектирования нефтеперекачивающих станций».
- ОР-13.01−60.30.00-КТН-006−1-02 «Регламент организации контроля за НТП».
- СНиП 2.05.06−85* «Магистральные нефтепроводы».
- РД 153−39.4−113−01 «Норма технологического проектирования
- ОР-03.220.99-КТН-092−08 «Регламента разработки технологических карт, расчета режимов работы магистральных нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть»
- ОР-91.140.50-КТН-036−09 «Планирования и учёта потребления электроэнергии в ОАО МН ОАО «АК «Транснефть»