Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Условия оптимизации алгоритмической подготовки будущего педагога профессионального обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

C.И. Архангельский, Ю. Н. Афанасьев, Ю. И. Бабаев, Ю. К. Бабанский, В. А Шаповалов и др.), теория информационного моделирования (В.К. Белошапка, Ю. С. Брановский, Я. А. Ваграменко, Н. М. Власова, Л. И. Долинер, Д. А. Поспелова, И.И. Розина) — дидактические основы использования новых инфокоммуникаци-онных технологий в профессиональном образовании (В.П. Беспалько, Ю. С. Брановский, С. А. Бешенков… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
    • 1. 1. Алгоритмическая подготовка будущего педагога профессионального обучения как педагогическая проблем
    • 1. 2. Критерии и уровни алгоритмической подготовки будущего педагога профессионального обучения
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
    • 2. 1. Технология алгоритмической подготовки будущего педагога профессионального обучения
    • 2. 2. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Условия оптимизации алгоритмической подготовки будущего педагога профессионального обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одной из приоритетных задач, при решении которой рабочий новой формации может считаться подготовленным к самостоятельной трудовой деятельности является достижение такого уровня компетентности, который позволяет осуществлять продуктивные действия — создавать и выполнять алгоритмы нетиповой деятельности. Квалифицированный рабочий должен быть готов к изготовлению изделий, технология которых требует творческого подхода, самостоятельного выбора оптимального варианта выполнения. Решение этой задачи, прежде всего, возложено на педагогов профессионального обучения, которые и реализуют подготовку рабочих кадров, в связи с чем их обучение сегодня должно быть ориентировано на подготовку в вузе не только специалиста — исполнителя, но и творчески мыслящей и действующей личности, способной к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию. Таким образом, в качестве одной из первоочередных задач совершенствования качества подготовки специалистов в вузе сегодня целесообразно рассматривать алгоритмическую составляющую, одной из особенностей которой является формирование творческого мышления студентов.

В работах многих авторов (Н.А.Антонова, Я. А. Ваграменко, А. П. Ершов, C.JI. Жданов, A.A. Кузнецов, Э. И. Кузнецов, М. П. Лапчик, В. И. Пугач. И. В. Роберт, Г. В. Хамер, А. В. Якушин и другие) подчеркивается важность алгоритмической подготовки педагогов как определяющего компонента их профессиональной деятельности, т.к. алгоритмизация и программирование облегчают процесс формирования у педагогов профессионального обучения умений решать разного оода профессионально-ориентированные задачи, создаёт у них уверенность в своих силах и способностях, что крайне важно в системе их профессиональной подготовки.

По мнению ученых и специалистов в области образования, вопросы, связанные с алгоритмизацией и программированием, являются фундаментальными и обязательно должны изучаться в курсе информатики всеми школьниками независимо от дальнейшего профиля обучения. Исключение этих вопросов из общеобразовательной программы из-за плохого восприятия учащимися ученые-исследователи считают абсолютно необоснованным. Так A.A. Кузнецов отмечает, что «очень велика роль изучения программирования для развития мышления школьников, формирования многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования, решения соответствующих задач для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно».

Однако в настоящее время остаётся недостаточно разработанной проблема обучения будущих педагогов умению решать нестандартные задачи, встречающиеся на олимпиадах по информатике, в заданиях ЕГЭ по информатике. Особую актуальность вопросы совершенствования алгоритмической подготовки будущих педагогов приобретают в условиях профессиональных лицеев, перехода общеобразовательных школ на профильное обучение, что может быть объяснено ещё и тем, что педагог по информатике должен не только работать с учащимися в рамках учебных занятий, но и являться организатором внеучебной деятельности по предмету (кружковой работы, факультативов, подготовки олимпиадной команды), требующей от него достаточно глубоких знаний в области алгоритмизации и программирования.

Анализ результатов ЕГЭ по информатике и PIKT, городских и республиканских олимпиад, тестирование педагогов информатики на курсах повышения квалификации показывает слабое усвоение содержательной линии «Алгоритмизация и программирование» обязательного минимума базового курса информатики и ИКТ.

Стремительное развитие и все более широкое применение средств и методов вычислительной техники для решения различных задач в самых разнообразных сферах человеческой деятельности настоятельно требуют подготовки квалифицированных специалистов, владеющих не только теоретическими знаниями, но и практическими умениями и навыками создания практико — ориентированных прикладных программ, созданных на базе современных средств разработки программ.

Решение данной проблемы мы видим в подготовке педагогов профессионального обучения, умеющих выполнять комплекс работ, связанных с приемом, обработкой, передачей, трансформацией всех видов информации, созданием программных продуктов различного вида и назначения.

Развитие и повышение уровня информационной культуры, соответствующей современному уровню и перспективам развития информационных процессов и систем, возможно лишь при возрастании алгоритмических знаний и стиля мышления.

Некоторые аспекты разработки и применения программных продуктов в профессиональном образовании рассмотрены в работах Н. В. Апатовой, М. Б. Лебедевой, Е. И. Машбица, О. П. Околелова, И. В. Роберт и др.

В современных условиях информатизации для успешного решения задач образования будущему педагогу профессионального обучения необходимо быть компетентным не только в области грамотного использования готовых электронных образовательных ресурсов (ЭОР), но и в области разработки и применения авторских ЭОР, реализующих собственные методические находки, на основе использования прикладных и инструментальных программных средств и разработки собственных программных продуктов для усовершенст-во! ания учебного процесса.

Общие вопросы профессиональной подготовки педагогов профессионального обучения рассматривались в работах C.JI. Батышева, B.C. Безруковой, А. П. Беляевой, Б. С. Гершунского, И. В. Дикой, А. Е. Еспаловой, Э. Ф. Зеера, Ш. А. Магомедова, Г. В. Мухаметзяновой, A.M. Новикова, М. И. Потеева, В. А. Скакуна, Б. А. Соколова, Е. В. Ткаченко, С. А. Чеверевой, Н. Е. Эргановой. Проблемам теории и практики модульного обучения посвящены работы Н. Ф. Талызиной, П. И. Третьякова, М. А. Чошанова, А. Х. Чупанова, И. Б. Сенновского, Н. Е. Эргановой, П. А. Юцявичене и ряда других авторов. Дидактические и методиче-cKi.e подходы в использовании компьютерных технологий в профессиональном обучении рассмотрены в работах М. М. Абдуразакова, Т. Г. Везирова, Б.С. Гер-шунского, С. Г. Горинского, А. П. Ершова, B.C. Леднева, Е. И. Машбица, A.A. Пагокина, М. И. Потеева и других ученых.

Проблемы теории и практики профессиональной подготовки педагогов исследованы в работах М. Н. Алиева, Ш. М-Х. Арсалиева, Г. М. Гаджиева, Д. М. Мс ллаева, А. Н. Нюдюрмагомедова, А. Х. Чупанова и др.

Несмотря на довольно широкий диапазон исследований, представленных в педагогике профессионального образования, проблема алгоритмической подготовки специалиста еще недостаточно изучена.

Таким образом, актуальность данного исследования обуславливается потребностью учреждений начального профессионального образования в педагогах — профессионалах, способных в современных условиях профилизации и информатизации учебного процесса обеспечить высокий уровень подготовки обучающихся к дальнейшему образованию и будущей трудовой деятельности.

К настоящему времени сложились некоторые противоречия между:

— современными требованиями информационного общества и недостаточным уровнем подготовленности молодых педагогов;

— необходимостью повышения качества алгоритмической подготовки педагогов профессионального обучения и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической теории.

Учитывая объективные потребности качественной подготовки таких специалистов определена тема диссертационного исследования: «Условия оптимизации алгоритмической подготовки будущего педагога профессионально» о обучения (на примере отрасли «Информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии»)".

Проблема исследования заключается в выявлении условий, способствующих оптимизации алгоритмической подготовки будущего педагога профессионального обучения.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить условия оптимизации алгоритмической подготовки будущего педагога профессионального обучения.

Объект исследования — процесс алгоритмической подготовки будущих педагогов профессионального обучения в вузе.

Предмет исследования — условия оптимизации алгоритмической подготовки будущих педагогов профессионального обучения.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что оптимизация алгоритмической подготовки будущих педагогов профессионального обучения будет обеспечена, если:

— уточнена сущность и структурно-содержательная характеристика алгоритмической подготовки, включающая мотивационный, когнитивный, операционный и креативный компоненты;

— определены критерии и уровни алгоритмической подготовки, позволяющие проводить мониторинг алгоритмической подготовки;

— разработана технология алгоритмической подготовки, основанная на информационно — образовательной среде и включающая четыре этапа.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Уточнить сущность и структурно-содержательную характеристику алгоритмической подготовки педагога профессионального обучения.

2. Определить критерии и уровни алгоритмической подготовки педагога профессионального обучения.

3. Разработать технологию алгоритмической подготовки будущего педагога профессионального обучения.

4. Экспериментально проверить условия оптимизации алгоритмической по, {готовки педагогов профессионального обучения.

Методологическую основу исследования составили теория информатизации образования (С.А. Бешенков, Ю. С. Брановский, А. П. Ершов, Е.И. Маш-биц, В. М. Монахов и др.), компетентностный и личностно — деятельностный подходы (Ю.К. Бабанский, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, С. И. Змеев, B.C. Ильин,.

B.В. Сериков, A.B. Хуторский и др.), исследования по проблемам профессиональной педагогики, разработке и использованию инновационных технологий обучения.

Теоретическую основу исследования составили: теория содержания образования (B.C. Леднев, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин и др.) — работы по профессионализации и информатизации образования (A.A. Аминов,.

C.И. Архангельский, Ю. Н. Афанасьев, Ю. И. Бабаев, Ю. К. Бабанский, В. А Шаповалов и др.), теория информационного моделирования (В.К. Белошапка, Ю. С. Брановский, Я. А. Ваграменко, Н. М. Власова, Л. И. Долинер, Д. А. Поспелова, И.И. Розина) — дидактические основы использования новых инфокоммуникаци-онных технологий в профессиональном образовании (В.П. Беспалько, Ю. С. Брановский, С. А. Бешенков, Т. Г. Везиров, Ю. П. Ветров, А. Г. Гейн, С. Г. Григорьев, А. П. Ершов, A.A. Кузнецов, Е. И. Машбиц, В. М. Монахов, Е. С. Полат, Т. Л. Шапошникова и др.) — работы в области построения и анализа алгоритмов, технологий программирования (С.А. Абрамов, А. Ахо, Ф. Л. Бауэр, Н. Вирт, Дейкстра, А. П. Ершов, Д. Кнут, А. Г. Кушниренко, Дж. Ульман, А. Х. Шень и др.) — исследования, касающиеся методов активного обучения в высшей школе (Ю.С. Арутюнов, E.H. Емельнов, Е. В. Каратаева, Т. Г. Моисеенко, H.A. Морева, Т. С. Панина, Г. С. Селевко, В. Н. Тарасюк и др.).

Для проверки гипотезы и реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ философской, педагогической, психологической и методической литературыизучение и обобщение педагогического опытапедагогическое моделирование алгоритмической подготовки педагогов профессионального обучения) — эмпирические (педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование, педагогический эксперимент) — метод количественной и качественной оценки полученных результатов (статистическая и компьютерная обработка данных, их оформление в виде диаграмм и таблиц).

Опытно-экспериментальной базой исследования явился факультет информатики ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет». В исследовании участвовали студенты в количестве 188 человек, обучающиеся по специальности 50 501.06 — Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии).

Этапы исследования. Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа с 2004 по 2011 гг.

Первый этап — аналитико-проблемный (2004;2006 гг.) был посвящен анализу философской, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, ее теоретическому осмыслению, определению условий оптимизации алгоритмической подготовки педагогов профессионального обучение, что позволило конкретизировать научную цель исследования, определить объект, предмет, задачи исследования, а также его методы.

На втором — теоретико-проектировочном этапе (2006 — 2008 гг.) проводился анализ и обобщение опыта подготовки педагогов профессионального обучения в вузах, что позволило уточнить гипотезу исследования, определить условия, сопровождающие процесс оптимизации алгоритмической подготовки педагогов профессионального обучения. Результатом этого этапа явилась разработка и описание технологии алгоритмической подготовки педагогов профессионального обучения, создание спецкурса «Среда визуального программирования Delphi». На этом этапе также осуществлена практическая реализация спецкурса «Среда визуального программирования Delphi» в реальном педагогическом процессе.

Третий — обобщающий этап (2008;2011 гг.) включал в себя обработку, анализ и уточнение результатов эксперимента по реализации разработанной технологии алгоритмической подготовки педагогов профессионального обучения в практике образовательного процесса, формулирование выводов и рекомендаций, полученных в ходе исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— уточнена структурно-содержательная характеристика алгоритмической подготовки будущего педагога профессионального обучения, позволяющая выделить мотивационный, когнитивный, операционный и креативный компоненты;

— определены критерии, которые легли в основу качественной характеристики уровней алгоритмической подготовки будущего педагога профессионального обучения, позволяющие отслеживать динамику достижений студентов;

— разработана технология алгоритмической подготовки, реализация которой способствует оптимизации исследуемого процесса.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты проведенного исследования дополняют имеющиеся представления о сущности и структуре алгоритмической подготовки педагога профессионального обучения, обогащают теорию высшего педагогического образования новой технологией алгоритмической подготовки педагога профессионального обучения, рассматриваемой как условие оптимизации последней.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, чтс^ разработан спецкурс «Среда визуального программирования Delphi» и методика его реализации в технологии алгоритмической подготовки будущего педагога профессионального обучения, которая обеспечивает её оптимизацию.

Практическую ценность имеют также электронный учебно — методический комплекс дисциплины «Языки и системы программирования», отражающий компонентное содержание алгоритмической подготовки и комплекс профессионально-ориентированных и нестандартных задач.

Разработанные критерии и уровни алгоритмической подготовки педагога профессионального обучения являются научно-методическим основанием для проведения мониторинга достижений студентов в процессе реализации балль-но-рейтинговой системы.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью и ее соответствием поставленной проблеме, логической структурой исследования, применением статистических методов анализа и обработки экспериментальных данных, апробацией и внедрением полученных результатов в практику педагогического университета, личным участием автора в организации процесса алгоритмической подготовки педагогов профессионального обучения на протяжении всего исследования.

Апробация и внедрение результатов. Основные положения и результаты исследования обсуждались на теоретических семинарах кафедры информатики ГОУ ВПО «ДГПУ», нашли отражение в статьях, тезисах докладов автора, которые обсуждались и получили одобрение на международной электронной научной конференции (Воронеж, 2005) — всероссийских (Карачаевск, 2007; Махачкала, 2008; Махачкала, 2008) научно-практических конференциях.

На ЭУМК «Языки и системы программирования» получено регистрационное свидетельство ФГУП НТЦ «Информрегистр» (регистрационное свидетельство № 18 546 от 1 марта 201 Ог).

Положения, выносимые на защиту:

1. Алгоритмическая подготовка педагога профессионального обучения рассматривается как процесс формирования системы знаний, умений и навыков, позволяющих разделять сложный объект на простые составляющие, определять взаимосвязи между ними, описать алгоритм действий для решения типовых задач, разрабатывать современное программное обеспечение для усове). шенствования учебного процесса и переносить усвоенные действия в новые условия решения нестандартных задач. Структурно-содержательная характеристика алгоритмической подготовки представлена следующими компонентами: мотивационным, когнитивным, операционным и креативным.

2. Критерии алгоритмической подготовки будущего педагога профессионального обучения, определяющие: отношение к будущей профессиональной деятельности как личностной ценности, мотивацию к учебной деятельности, развитие познавательного интересапонимание сущности алгоритма и его свойств, способов описания алгоритмов, основных алгоритмических конструкций, этапов решения задач на ЭВМ, типов и структур данных, стандартных алгоритмов для решения типовых задачумение разрабатывать алгоритмы решения задач с использованием соответствующих алгоритмических конструкций, составлять, отлаэюивать и тестировать программы на ЭВМ, применять приёмы алгоритмизации и программирования на различном учебном материале, разрабатывать программное обеспечение современными средствами разработкиумение абстрагироваться от несущественного в задачеумение переводить текстовые ситуации в схематические моделиумение комбинировать и преобразовывать ранее известные алгоритмы при решении нестандартной задачи. С учётом выделенных критериев определены три уровня освоения алгоритмической подготовки будущего педагога профессионального обучения: низкий, средний, высокий.

3. Технология алгоритмической подготовки будущего педагога профессионального обучения, включающая четыре этапа, каждый из которых направлен на формирование соответствующего компонента: первый этап (цель: повыше те мотивации студентовсредства и методы: проблемные ситуации и задачи, требования ГОС, положение о балльно-рейтинговой системе) — второй этап (цель: обучение стандартным алгоритмам решения задач на основе тренировки в применении действийсредства и методы: использование учебных исполнителей алгоритмов, использование структурных схем, метод пошаговой детализации, численные примеры, организация расположения текущей информации, ручное тестирование алгоритма, ЭУМК) — третий этап (цель: научить применять полученные знания в различных предметных областяхсредства и методы: насыщение профильных дисциплин профессионально-ориентированными задачами, метод демонстрационных примеров, проектный метод, спецкурс) — четвёртый этап (цель: научить применять ранее усвоенные действия в нестандартной ситуациисредства и методы: «мозговая атака», дискуссии, олимпиады по программированию, комплекс нестандартных задач).

4. Условиями оптимизации алгоритмической подготовки будущих педагогов профессионального обучения рассматриваются следующие: реализация технологии алгоритмической подготовки будущего педагога профессионального обучениятекущее наполнение информационно — образовательной средыпреемственность содержаниявнедрение балльно-рейтинговой системы оценивания достижений студентоворганизация мониторинга на основе разработанных критериев и уровней алгоритмической подготовкииспользование активных методов и форм обучения.

Структура диссертации обусловлена логикой и последовательностью задач исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список литературы и приложения. Общий объем диссертации cot тавляет 147 стр. Работа содержит 6 таблиц, 20 рисунков и 4 схемы.

Список литературы

включает 215 источника.

Выводы по второй главе:

1. Разработана технология алгоритмической подготовки, которая характеризуется целостностью, так как все её составляющие взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат — достижение студентами более высокого уровня алгоритмической подготовки.

2. Решение проблемы оптимизации процесса алгоритмической подготовки осуществляется на основе реализации технологии алгоритмической подготовки и ее информационно — образовательной среды, которая способствует развитию познавательной активности студента в разработке алгоритмов решения профессионально — ориентированных задач, формирует потребность в самообразовании, развивает их творческий потенциал, создает основу ин-ди чидуального стиля будущей профессиональной деятельности, компетентности в решении поставленных профессионально-ориентированных задач.

3. Возможности информационно-образовательной среды, включающей, электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Языки и системы программирования» и спецкурс «Среда визуального программирования Delphi», позволяют своевременно и объективно управлять учебно-познавательной деятельностью студента, развивать алгоритмические знания, умения и навыки, которые позволяют повысить уровень алгоритмической подготовки будущих педагогов профессионального обучения к решению профессионально — ориентированных задач, что отвечает требованиям современного информационного общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В последнее время слово «алгоритм» стало общеупотребительным не только в области информатики, но и в широком житейском плане. Многочисленные и разнообразные алгоритмы окружают нас буквально во всех сферах жизни и деятельности. Многие наши действия доведены до автоматизма, мы порой не осознаём, что они регламентированы определенным алгоритмом — четкой системой инструкций. Одним словом, алгоритмы широко распро-ст{ анены как в практике, так и в науке и требуют более внимательного к себе отношения и тщательного изучения методами математической науки [92].

Совершая любую четко определенную последовательность действий, мы реализуем, чаще всего неосознанно, некоторый алгоритм, но, как известно, осознанная деятельность намного эффективнее неосознанной, спонтанной, поэтому умение вычленять алгоритмическую составляющую деятельности является необходимым условием успешной социальной адаптации в современном обществе. Наша повседневная жизнь пронизана всевозможными алгоритмами: переход через улицу, поездка в общественном транспорте, беседа с начальство! I и подчиненными, воспитание детей — этот список можно продолжать бесконечно. Неоспоримым остается факт необходимости наличия общих информационных и, как следствие, алгоритмических навыков у каждого человека.

Педагог — главная фигура, от которой зависят позитивные изменения в системе образования, поэтому к личности и уровню профессионализма педагога предъявляются высокие требования. Он должен обладать глубокими знаниями, сформированными профессиональными умениями и навыками, креативностью, ответственностью, инициативностью, должен постоянно развиваться и самосовершенствоваться.

Профессиональное и личностное становление педагога информатики во многом зависит от качества алгоритмической подготовки в стенах вуза. В ходе этого процесса у будущего педагога профессионального обучения должна быть сформирована мотивационная, когнитивная и операционно-деятельностная готовность к работе в образовательных учреждениях разного типа.

Алгоритмизация, являясь универсальным способом усвоения содержания многих предметов, позволяет доводить учебные умения и навыки до автоматизма, способствуя формированию профессиональных умений и навыков специалистов. Качество подготовки студентов зависит от того, насколько учебный процесс ориентирован на будущую профессиональную деятельность, которая связана с решением разнообразных задач.

Одной из главных задач курса информатики является формирование и развитие алгоритмического стиля мышления обучающихся, а алгоритмическая культура — одной из важных составляющих культуры вообще и информационной, в частности.

Поскольку алгоритмическое мышление в течении жизни развивается под воздействием внешних факторов, то в процессе дополнительного воздействия возможно повышение уровня его развития. Необходимость поиска новых эффективных средств развития алгоритмического мышления у будущих педагогов обусловлена его значимостью для дальнейшей самореализации личности в информационном обществе.

На основе анкетного опроса педагогов профессионального обучения были определены основные профессионально значимые качества соответствующего специалиста: профессиональное мышление, целеустремленность, от! етственность, коммуникабельность, креативность, самостоятельность.

Анализ содержания базовых дисциплин позволил определить, что сформированные алгоритмические знания, умения и навыки не могут обеспечить современные требования информационного общества к уровню алгоритмической подготовки специалистов информационного профиля, так как данные дисциплины закладывают лишь общие принципы разработки и реализации несложных алгоритмов для решения типовых учебных задач. В связи с этим необходимо в учебный процесс внедрять учебные дисциплины, отражающие современное состояние данной проблемы.

Характеристика составляющих компонентов алгоритмической подготовки педагога профессионального обучения позволила нам определить критерии мотивационного компонента: отношение к будущей профессиональной деятельности как личностной и социальной ценности, представление о сущности, значимости алгоритмической подготовки специалиста, выраженная мотивация к учебной деятельности, развитие познавательного интереса, посещаемость аудиторных занятийкогнитивного компонента: знание понятия и сущности алгоритма и о его свойствах, способы описания алгоритмов, основные алгоритмические конструкции, методику решения задач на ЭВМ, средства программированияоперационного компонента: уметь анализировать содержание задач, создавать их формализованное представление, разрабатывать алгоритмы решения задач с использованием соответствующих алгоритмических конструкций, составлять протоколы исполнения алгоритмов, составлять, отлаживать и тестировать программы на ЭВМ, уметь применять приёмы алгоритмизации и программирования на различном учебном материалекритерии креативного компонента: видение новой проблемы в традиционной ситуации, видение новой структуры объекта, способность отвечать нестандартно (оригинальность), комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы.

Опираясь на идеи критериально-уровневого подхода, используемые в работах Давыдовой J1.H., Сахарчук Е. И., Трещева A.M. и др., а также характеристику составляющих компонентов алгоритмической подготовки педагога профессионального обучения нами выделены следующие уровни алгоритмической подготовки будущих педагогов профессионального обучения: низкий, cpt дний и высокий.

Низкий уровень алгоритмической подготовки будущего педагога профессионального обучения означает: умеренная выраженность мотивации к учебной и профессиональной деятельностипознавательный интерес недостаточно проявляетсяслабое представление об основных понятиях, свойствах алгоритма и алгоритмических конструкцияхнесистемный объем знаний, умений и навыковситуативное использование приемов профессиональной деятельности с помощью преподавателяпрофессионально-ориентированные задачи решаются репродуктивным-'способом.

Средний уровень алгоритмической подготовки будущего педагога профессионального обучения предполагает: достаточный уровень мотивации к учебной и профессиональной деятельностисформировано положительное отношение к профессиональной деятельности как личностной ценностиналичие устойчивого познавательного интереса и частично проявление соревновательной мотивациипонимание основных понятий, знание алгоритмических конструкций, умение оценивать достоверность полученных результатовумение находить применение знаниям на практикезатруднение при решении нестандартных задач и инноваций.

Высокий алгоритмической подготовки будущего педагога профессионального обучения предполагает: высокий уровень мотивации к учебной и профессиональной деятельностиналичие устойчивого познавательного интересаиспользование системных знаний на уровне продуктивной деятельности, связанную с использованием усвоенной информации для решения нетиповых задач по преобразованию объектов с целью получения новых результатовумение применять полученные знания на практикеумение применять ранее усвоенные действия в нестандартной ситуациитворческая активность и самостоятельность будущего педагога профессионального обучения при решении задач.

Проведенное нами исследование оптимизации алгоритмической подготовки будущего педагога профессионального обучения на основе выявленных условий подтвердило выдвинутую гипотезу, позволило решить поставленные задачи и достигнуть цель исследования.

Обобщим результаты теоретической и экспериментальной части работы и сформулируем основные выводы:

1. Алгоритмическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения подразумевает процесс формирования системы знаний, умений и навыков, позволяющих разделять сложный объект на простые составляющие, определять взаимосвязи между ними, описать алгоритм действий решения задач самого разного происхождения, разрабатывать современные программные продукты педагогического назначения и переносить усвоенные ранее знания, умения и навыки в новые условия, т. е. в практику решения нестандартных задач.

2. Анализ существующей литературы по исследуемой проблеме позволил нам выделить следующие компоненты алгоритмической подготовки: мо-тивационный, когнитивный, операционный и креативный. Мотивационный компонент представлен устойчивой мотивацией достижения в решении профессионально-ориентированных задачкогнитивный компонент представлен системой знаний, связанных с понятием алгоритма, формами и способами его записи с помощью определённых средств и методов описания, знанием основных типов алгоритмических процессовоперационный компонент представлен умениями и навыками применения алгоритмизации и программирования для решения задач в разных предметных областяхкреативный компонент направлен на перенос усвоенных знаний, умений студента в новые условия выполнения решения профессионально-ориентированных задач на творческом уровне.

3. Анализ требований и содержания ГОС, учебного плана и учебных (рабочих) планов для специальности 50 501.06 — профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии) позволил определить содержание алгоритмической подготовки, информационно-образовательной среды и разработать ее технологию.

4. Разработанные критерии и уровни позволили организовать мониторинг в процессе алгоритмической подготовки и определить постепенный переход студентов на более высокий уровень алгоритмической" подготовки, о чём свидетельствуют результаты формирующего эксперимента, согласно которым количество студентов среднего и высокого уровня в экспериментальной группе увеличилось на 44,5% и 11,1%, а в контрольной группе — на 27% и 3,8% соответственно.

5. Разработанная технология алгоритмической подготовки будущего педагога профессионального обучения, включающая четыре этапа каждый из которых направлен на формирование соответствующего компонента, на основании положительной динамики результатов формирующего эксперимента, подтвердила свою эффективность.

6. Подтверждено, что условиями оптимизации алгоритмической подготовки выступают: реализация технологии алгоритмической подготовки будущего педагога профессионального обучениятекущее наполнение информационно — образовательной средывнедрение балльно-рейтинговой системы оценивания достижений студентоворганизация мониторинга на основе разработанных критериев и уровней алгоритмической подготовки, преемственность содержания.

7. Разработаны ЭУМК дисциплины «Языки и системы программирования», включающий дополнительную информацию теоретического и практического характера, позволяющую расширить и углубить объем знаний и умений студентов, спецкурс «Среда визуального программирования Delphi», способствующий развитию познавательной активности студентов в разработке алгоритмов решения профессионально-ориентированных задач и формирующий потребность в самообразовании, комплекс профессиональноориентированных и нестандартных задач, способствующих творческой активности и развитию студентов.

На основе сделанных выводов по итогам опытно-экспериментальной работы можно сформулировать следующие рекомендации:

— для достижения высокого уровня алгоритмической подготовки педагогов профессионального обучения необходимо своевременное обновление содержания учебных дисциплин с учетом требований современного общества;

— процесс формирования алгоритмической подготовки должен быть целенаправленным и систематическим, охватывать весь период обучения в вузе;

— разработанная технология алгоритмической подготовки будущего педагога профессионального обучения может быть использована не только в высшей школе, но и в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Выполненное исследование не решает всех аспектов проблемы формирования алгоритмической подготовки педагога профессионального обучения, однако определяет перспективы его подготовки с учетом тенденций развития науки и современного образования.

Основные перспективы дальнейшего исследования могут быть связаны с разработкой и обновлением методического сопровождения технологии алгоритмической подготовки и моделирования образовательного пространства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: для педагогических специальностей высших учебных заведений. М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  2. М.А. Учебная (рабочая) программа. Компьютерное моделирование. Махачкала, 2008. — 8с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-335 с.
  4. Ю.А. Информационная культура // Педагогическая информатика. 1998. — № 3. — С. 10−12.
  5. Г. С. Творчество как точная наука. М., 1979, С. 69.
  6. Н.М. Алгоритмы разума. Киев: Наукова Думка, 1979.223 с.
  7. H.A. Алгоритмическая подготовка студентов информационных специальностей к решению профессионально-ориентированных задач. Авт.канд. пед. наук. Караганды, 2007. — 31 с.
  8. Ю.С., Кудрявцева И. М. и др. Высшая математика. Мет. указ. и контрольные задания для студ. заочных высших техн. уч. заведений, фак., отделений. М.: «Высшая школа», 1964.
  9. Ю.С. Методические вопросы деловых игр (Применение активных методов обучения: тез. докл. научно-техн. школы-семинара). JL, 1987. С. 785.
  10. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. -М.: «Высшая школа», 1980.
  11. А.М. К вопросу о формировании информационной культуры // Педагогическая информатика. 1998. — № 4. — С.27−32.
  12. Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения. // Вопросы психологии, 1984, № 1. С. 51 57.
  13. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 296 с.
  14. К.У. Образовательные стандарты как основа разработки нозых технологий подготовки специалиста: Дис. док-pa пед. наук. СПб, 1997.-432 с.
  15. С.Я. Подготовка инженеров-педагогов — проблема комплексная // Профтехобразование. 1976. — № 3. — С.52−53.
  16. , B.C. Интеграционные процессы в теории и практике Текст.: монография / B.C. Безрукова- Свердл. гос. инж.-проект. ин-т. — Екатеринбург, 1994. 152 с.
  17. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. — М.: Педагогика, 1989. 208 с.
  18. В.К. Три аспекта мироздания или мир как информационная структура. / Информатика и образование. — 1988. -№ 5. — С.97−98.
  19. А.П. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях / Ин-т профтехобразования РАО.-СПб., 1995.-229 С.
  20. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М: Педагогика, 1989. — 192с.
  21. Бешенков С. А. Непрерывный курс информатики Издательство: Бином. Лаборатория знаний, 2008, 143с. ISBN: 978−5-94 774−745−4.
  22. Ю.С. Введение в педагогическую информатику. // Уч. пособие. Ставрополь: СГПУ, 1995. -205 с.
  23. Д.Н., Менчинская H.A. Психология учения. М., 1960 -320с.
  24. М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX века. // Педагогика, 1996. № 3. С. 72 — 87.
  25. A.A. Психология и личность. — М.: Изд-во Москов. Университета, 1988. 188 с.
  26. А.И. Психологические аспекты взаимодействия «преподаватель — студент» при индивидуально — дифференцированном подходе в обучении: Дис.. канд. психол. наук. Казань, 1999. — 234 с.
  27. В.В. Формирование личности учителя в системе базового педагогического образования: теория и практика (1960 — 1990гг.) — Минск: БГНИ, 1993.- 157 с.
  28. И.А., Гаджиев Т. С. Учебная (рабочая) программа спецкурса. Основы дискретной математики. Махачкала, 2008.
  29. Я.А. Основные направления информатизации педагогического образования / Я. А. Ваграменко, С. В. Богданова, В. А Рыжов, С. А, Жданов С. Д. Каракозов //Педагогическая информатика, 2002. № 1. — С. 1930.
  30. Т.Г. Теория и практика использования информационных и коммуникационных технологий в педагогическом образовании: Диссертация док-ра пед. наук. Ставрополь, 2002. — 301с.
  31. Е.П. Новая информационная технология в школе // ИН-ФО.- 1986. -№ 1.
  32. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М., 1999. — С.113.
  33. E.H. Субъективность педагога: теория и практика: Дис. док-ра психол. наук. М., 1998. — 304 с.
  34. Т.Н. Философские проблемы образования и информационном обществе: Дис. док-ра философских наук. -М., 1995. 353 с.
  35. Н.И. Теоретические основы интеграции и дифференциации психолого-педагогического образования студентов университета: Диз. док-ра пед. наук.-М., 1999.-539с.
  36. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика -пресс. 1996. — 536с.
  37. Г. М. Формирование инновационной модели готовности сус/ьекта деятельности к анализу информации. // Вестник ДНЦ РАО. 2009. -№ 8.
  38. Т.С. Учебная (рабочая) программа. Реализация численных методов на ЭВМ. Махачкала, 2008. — 9с.
  39. П.Я. Управление познавательной деятельностью учащихся. М. — 1972, — 262с,
  40. П.Я. Управляемое формирование психических процессов. -М. 1977. — 198с.
  41. А. Г., Юнерман Н. А. Задачник практикум. — Просвещение, -20U8, — 128с. ISBN: 978−5-09−16 677−5.
  42. .С. Философия образования XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций. — М.: Совершенство, 1998.-608с.
  43. .С. Философско-методологические основания развития образования в России. — М.: Просвещение, 1993. — 195с.
  44. Дж. Три стороны интеллекта. //Психология мышления/Под ред. А. М. Матюшкина. — М.: Прогресс, 1987.— 532с.
  45. Н.В. Преемственность допрофессиональной подготовки учащихся старших классов в системе «школа вуз»: Дис. канд. пед. наук. — Новосибирск, 2000. — 204с.
  46. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 30 500 — «Профессиональное обучение». М., 2000.
  47. А. К вопросу о реформировании высшей школы // Высшее образование в России, 1999. № 5. — С. 10−12.
  48. В.П. Методология построения модели специалиста. // Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете. Труды международной конференции СПб.: СПБГТУ, 2001 г.-С. 19−24.
  49. Р. М. Конфликт и творчество в зеркале психологии. -М.: Генезис, 2002. 573 с.
  50. В.В. Индивидуально-творческий подход в системе высшего профессионального образования: Дис. канд. пед. наук. -М., 1998. 179с.
  51. A.A., Информационная культура учителя / A.A. Греков, С. О. Крамаров, С. И. Черкизов // Педагогическая информатика. — 1999. № 1.- С.3−7.
  52. A.A. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки студентов /A.A. Греков, Е. В. Бондаревская // Сов. педагогика. — 1932. № 8.-С. 83−87.
  53. С. Г., Кузнецов А. А., В. В. Гриншкун. Образовательные и электронные издания и ресурсы. Изд.: Дрофа, 2009. — 160 с.
  54. В.В. Проблемы развивающегося обучения. М.: Просвещение, 1994. -204с.
  55. В.В. Теория развивающегося обучения. М.: Интор, 1996.- 544с.
  56. JI.H. Методика оценки профессиональной компетенции педагога. Астрахань, 2007. — 15с.
  57. A.B. Использование интернет-технологий для самоорганизации педагогического процесса. // Российская научно-практическая конференция. М., 2000.
  58. JI.C. Система организации самостоятельной работы студентов на основе диагностики типа учебной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1989. — 20с.
  59. , Л.И., Емельянов, Д.А. Информатика. Вводный курс. -Екатеринбург: РГППУ, 2006. 220с.
  60. И.А. Самовоспитание личности: Философско этнические проблемы. — М.: Политиздат, 1984. — 285с.
  61. Г. В. Гуманитарно-ориентированный курс основа учебного предмета «Математика» в общеобразовательной школе // Математика в школе. № 4,1997. с. 59−66. с. 59
  62. И.В. Формирование содержания и процесс подготовки педагогов профессионального обучения в области ландшафтного дизайна. Ставрополь, 2006. -19с.
  63. Дурай-Новакова K.M. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дис.. док-ра. пед. наук. — М., 1983.-387с.
  64. М.И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович / Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза. — Мн: Изд-во БГУ, 1978. 320с.
  65. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. — 189с.
  66. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. — М.: Прэсвещение, 1986.- 160с.
  67. А.Е. Особенности подготовки педагогов профессионального обучения в системе непрерывного образования: Автореферат. канд. пед. наук. —Алматы, 2007. — 21 с.
  68. А.П. и Монахов В.М. Основы информатики и вычислительной техники: Пробное учеб. пособие для сред. учеб. заведений: в 2 ч— М.: Просвещение, 1985−1986.
  69. В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998. 327с.
  70. И. Философия образования сегодня // Высшее образование в России. 1997. № 2. С. 152 — 155.
  71. И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192с.
  72. Э.Ф.Зеер. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования. — Изд.: Академия. ISBN: 978−5-7695−6042−2.
  73. И.Д. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1997. — 480с.
  74. М.М. Инженерное мышление (теория и инновационные педагогические технологии). М.: МГИУ, 1998. — 283с.
  75. М.М. Технология формирования инженера-творца. — 1995.-№ 3.-С.45−53.
  76. М.Д. Учебная (рабочая) программа. Математика. — Махачкала, 2008. 9с.
  77. С.М., Абдуллаева П. З. Учебная (рабочая) программа. Методика профессионального обучения.- Махачкала: ДГПУ, 2008.- 10 с
  78. B.C. Непрерывная компьютерная подготовка педагога профессионального обучения: Дис.,.канд.пед.наук. Липецк, 2005. — 170 с.
  79. В.И. Математическая логика и теория алгоритмов. Уч. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 448с. ISBN 5−7695−1363−2
  80. В.Г. Проектирование содержания профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы. Диссертация доктора педагогических наук. Казань, 1997. 341.
  81. И.Ф. Теория и практика профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М.-Белгород, 1993. — 217с.
  82. С.А. Вопросы обучения младших школьников элементам алгоритмизации. // Математика в школе. 1979. № 2. С.52−53.
  83. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приёмов умственной деятельности и умственного развития учащихся. М.: Просвещение, 1968. -288с.
  84. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. — 200с, ил.
  85. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Автореф. докт-ра. психол. наук. — М., 1981. 31 с.
  86. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. — 190с.
  87. Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество / В.А. Канн-Калик, Н. Д. Никандров.- М.: Педагогика, 1990. 144с.
  88. А.Ф., Погодина Е. В. Развитие познавательного интереса уч.мцихся через активные формы преподавания информатики. — Череповец: ГОУ ВПО ЧТУ, 2009.
  89. М.В. Личностно-ориентированное обучение. / Педагогика. 1996. — № 2. — С. 14−21.
  90. В. Н. Проблема креативности личности // Психология творчества. М., 1990. С. 131−148.
  91. С.Н. Педагогические основы формирования мотивовпрофессиональной деятельности у студентов технических вузов: Дисканд.пед. наук. Самара, 1995. — 184с.
  92. К.К. Информатизация образования: новые приоритеты // Вестник высшей школы, 2002. № 2. — С. 16 — 23.
  93. C.JI. Оптимизация отношений субъектов политической деятельности. — Москва. 2002. Дис.. канд. психологических наук.
  94. A.A., Н.В. Апатова. Основы информатики. 8−9 классы. Изд-во: Дрофа, 2003, 176 с. ISBN 5−7107−6632−1.
  95. А. А., Роберт И. В., С. В. Панюкова, А. Ю. Кривцова. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб.-метод. пособие. М.: Дрофа, 2008 — 312 с.
  96. В.П. Профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе: Дис. док-ра пед. наук. -М., 2000. 195с.
  97. Н.В. Культура профессиональной деятельности, профессионализм, фундаментальность образования специалиста XXI века. Формирование профессиональной культуры специалиста XXI века в техническом университете. СПб: Изд-во СПбГТУ, 2001. -449с.
  98. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности . Д.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 116с.
  99. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: ЛГУ, 1967.- 189с.
  100. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985. — 32с.
  101. Л.Н., Бирюков Б. В. Методологический анализ понятия алгоритма в педагогике и психологии в связи с задачами обучения. // Вопросы алгоритмизации и программированного обучения. Вып. 1.- М.: Просвещение, 19!?9. с. 17−38.
  102. Л.Н. Алгоритмизация в обучении. М.: Просвещение, 1966.-96с.
  103. Л.Н. Умение думать. Как ему учить? М.: Знание, 1975.64с.
  104. Л.Н. О формировании у учащихся общего метода мышления при решении задач. //Вопросы психологии. № 3, 1959. с. 14−26.
  105. Л.Н. Обучение учащихся методам рационального мышления и проблема алгоритмов. //Вопросы психологии. № 1, 1961. с. 103−117.
  106. Л.Н. Алгоритмический подход к анализу процессов обучения правомерен. //Вопросы психологии. № 4, 1963. с. 143−152.
  107. Л.Н. О кибернетическом подходе к теории обучения. // Вопросы философии. № 9, 1962. с. 75−87.
  108. Л.Н., Сорокина Л. Н. Формирование алгоритмических и эвристических процессов. // Развитие-мышления средствами программированного обучения / Под ред. Ланда Л. Н. М., 1969. — 172с.
  109. М.П., Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студ. пед. вузов. — М.:Издательский центр «Академия», 2005. 624 с.
  110. М.Б., Соколова Е. И. Методика применения учебных элементов в курсе информатики //ИО N4. 1998.
  111. М.Б., Соколова Е. И. Модульный подход к обучению и возможности его реализации в курсе информатики// ИО N3. 1998.
  112. М.М. Сущность и структура методов обучения. — М.: Пед., 19'78. — 280с.
  113. И. В. Использование структурных схем при обучении основам алгоритмизации. // Информатика и образование. -№ 5. -2003 с.44−49.
  114. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 223с.
  115. B.C., Кузнецов A.A., Бешенков С. А. О теоретических основах содержания обучения информатике в общеобразовательной школе // ИНФО, 2000, № 2, С. 13 16.
  116. А.Н. Избранные психологические произведения. — М. 1983.-Т.2.- 101 с.
  117. О.М. Деятельностная взаимооценка как условие становления инновационной образовательной модели. Диссертация кандидата педагогических наук. М., 2000. — 205с.
  118. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. -186 е., с. 79.
  119. В.Т. Формирование личности современного студента: Дис. док-pa социол. наук. Л., 1976−376с.
  120. .М. Философский анализ развития образования. М., 1999. — 261с.
  121. Ш. А. Системный подход в конструировании содержания подготовки будущего педагога профессионального обучения: Автореферат. канд. пед. наук. Махачкала, 2009. — 22 с.
  122. С.Н. Подготовка педагогов профессионального обучения в области информационных технологий: Автореф.канд.пед.наук. -Нижний Новгород, 2007. 19 с.
  123. B.JI. Педагогическое образование: состояние, проблемы, перспективы. М.: МПГУ, 2001. — 100 с.
  124. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.- Педагогика, 1972. 208с.
  125. Е.И., 1987 Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. К.: Вища школа, 1987. — 224 с. Машбиц Е. И., 1988.
  126. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука реформе школы). — М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  127. И.Ю. Дидактические основы формирования творческого системного мышления у учащихся технических лицеев в предметах гуманитарного цикла. Авт. дис.пед. наук. —М., 1995. -19с.
  128. Методы активизации процесса обучения / Сост.: Бобрышев C.B., Рабчевская А. К., Костенко JI.A., Белая О. П. Ставрополь: СКСИ, 2000. -127с.
  129. О. Модель специалиста /О.Мельничук, А. Яковлева // Высшее образование в России, 2000 № 5 — с. 19−25.
  130. M. JI. Система высшего образования в Российской Федерации, проблемы реформирования: Дис.канд. социальных наук. М., 1999.-153с.
  131. В. И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике, М.: Высшая школа, 1987. — 200с.
  132. А. И. Введение в педагогическую профессию.-Новосибирск: НГПИ, 1991.- 103с. .
  133. A.B., Н.И.Пак, Е. К. Хеннер. Информатика. Уч. пособие для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. 848 е., С. 81.
  134. В.М., Лапчик М. П., Демидович Н. В., Червочкина Л. П. Формирование алгоритмической культуры школьника при обучении математике. -М.: Просвещение, 1978. 94с
  135. В. М. Психолого-педагогические проблемы обеспечения компьютерной грамотности учащихся //Вопросы психологии. 1985. № 3. -С.14−22.
  136. С. Е. Педагогические условия формирования психологической готовности студентов технического вуза к профессиональной деятельности: Дис. канд. пед. наук.- Томск, 1997.- 240с.
  137. A.C. Учебная (рабочая) программа. Языки и системы программирования. Махачкала, 2008.- 12 с.
  138. О. М. Формирование у студентов технического вуза готовности к профессиональному общению: Дис.канд. пед. наук.- Волгоград, 1999. 214с.
  139. Г. В. Профессиональное образование: системный взгляд на проблему: (монография) Казань: Идел-пресс, 2008 г. — 608 с.
  140. М.Г. Учебная (рабочая) программа. Мультимедиа. -Махачкала: ДГПУ, 2008. 9 с.
  141. М.Г. Программа. Педагогические программные средства- Махачкала, ДГПУ, 2008. 8 с.
  142. М.Г. Учебная (рабочая) программа. Искусственный ин геллект. Махачкала: ДГПУ, 2008. — 9 с.
  143. A.A. Алгоритмическая культура в контексте подготовки специалистов в области информатики.
  144. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2001. — 272 с.
  145. А. Н. Смыслосозидающие учебные технологии в высшем профессиональном образовании. // Развитие личности в образовательных системах Юга России, Центральной Азии и Казахстана. Ростов н/Д, 2009.-С. 330−337.
  146. О концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года / Приказ № 393 от 11.02. 2002 Министерства образования РФ.
  147. И. Т. Повышение эффективности урока.- М.- Знание, I960.- 30с.
  148. О.П. Оптимизационные методы дидактики: Педагогика № 3,2000, С. 21−26.
  149. Ю. М. Потребностно мотивационные факторы учебной деятельности студентов вуза: Автореф. .док-pa. психол. наук. —М., 1993.-32с.
  150. С. В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. — 134 с.
  151. Н.М. Проблема психологической службы в высших учебных заведениях. Казань, 1981.
  152. В.В., Сорокина Н. В. Основы моделирования образовательной области «Информатика» / Педагогическая информатика. 2003. № 2. -С. 11−21.
  153. Е.С., Бухаркина М. Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Уч. пособие. М.: Изд-во: центр «Академия», 1999.
  154. Т.М., Лобова Н. И., Николаев В. О., Суслов Д. С. Разработка обучающих курсов в среде мультимедиа // Приборы и системы управления. 1998. — № 2. — С. 15.
  155. Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. -М.: Педагогика, 1967. 208с.
  156. М.И. Введение в профессионально-педагогическую специальность: Учебное пособие. СПб.: ГИТМО (ТУ), 1999. — 126 с.
  157. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область «Информатика». // Информатика и образование. — 1997. № 1. — С.З.
  158. Н.Г. Формирование готовности студентов негосударственного вуза к инновационной профессиональной деятельности (на материале подготовки специалистов экономического профиля). Авт. дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2009. — 25 с.
  159. В. А. Формирование готовности студентов к изучению нового материала: Дис.канд. пед. наук. -Красноярск, 1990. 130с.
  160. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994.-205 с.
  161. И. В. Информатика, информационные и коммуникационные технологии: Учебно-методическое пособие. Раздел 1. Информация, информационная деятельность, информационное взаимодействие. М.: Изд-во УРАО, 2001.-236 с.
  162. С.Л. Основы общей психологии. В 2-х томах. М.: Педагогика, 1989.-328 с.
  163. С. А. Социально-профессиональная адаптация студентов первого курса к условиям педагогического вуза: Дис.канд. пед. наук. Новокузнецк, 2000.- 200с.
  164. И.Б. Система управленческой деятельности учителя в модульной педагогической технологии // Школьные технологии. N2. 1997.
  165. И.Г., Л.А.Залогова, C.B. Русаков, Л.В. Шестакова. Информатика: Учеб. по базовому курсу. —М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998.
  166. Т. А. Система творческих заданий как средство формирования креативности на начальном этапе становления личности. Авт. дис.. канд. пед. наук. -М., 1998.
  167. В.Д. Общая и профессиональная педагогика. Уч. Пособие для студентов педагогических вузов. —М., изд. Вентана-Граф., 366 е., С. 346.
  168. В.А. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие. Учеб. пос. Профессиональное образование. Инфра-М, 2008. ISBN 978−591 134−207−4.
  169. М.Н. Совершенствование процесса обучения. —М., 1971.206с.
  170. В. А., Шиянов Е. Н. и др. Учеб. пособие для студ. вы лн. пед. учеб. заведений.// 3-е изд. М.: «Академия», 2004. —576с.
  171. Советский энциклопедический словарь. / Гл.ред. А. М. Прохоров. -М.: Сов. энциклопедия, 1987. 1600с.
  172. Л.А. Гносеологический анализ алгоритмичности мышления. Автореферат дис. .канд. Философ, наук-Киев, 1977. -22с.
  173. Н.В. Теория и методика обучения информатике: Учеб.пособие. -М.: Высш.шк., 2004.-223 с.
  174. Н. Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М: Знание — 1986. — 174 с.
  175. Н. Ф. Проблемы обучения в высшей школе и пути их решения // Современная высшая школа, 1972. № 3. — С.3−7.
  176. Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для етуд. сред, пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 1998. -288c.
  177. Н.Ф. Теоретические основы программированного обучения. М.: Знание, 1968, — 102с,
  178. С.А. Высшее образование в перспективе XXI столетия // Педагогика, 2000, № 2, С.3−10.
  179. В.Н., Яковлев В. А. Психолого-педагогические основы инновационного подхода в образовании. // Вестник Карачаево-Черкесского пед. унив. 2002, -№ 7. -С. 182−192.
  180. O.K. Алгоритмы и разум. // Автоматика. № 6. 1980. С.79−84.
  181. Е. В. Педагогический поиск в области профессионально-педагогического образования: (обзор дис. исслед. за 1991 — 2007 гг.) Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф,-пед. ун-т», 2008. — 318 с.
  182. А. М. Субъектная позиция личности: Учебное пособие. Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2001. — 145 с.
  183. А.Ю. Информационное моделирование как метод дидактических исследований. Авт. дис. .канд. пед. наук. -М., 1971.
  184. Унг И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.- Педагогика, 1990.-186с.
  185. В.В. Турбо Паскаль 7.0. Практика программирования: Учебное пособие. М.: «Нолижд», 2001. — 416 с.
  186. Е. К. Формирование готовности к личностному самоопределению в процессе профессионализации: Дис.канд. психол. наук. Казань, 2002. — 146с.
  187. Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете. Труды международной научно-практической конференции. СПб: СПБГТУ -2001. — 450с.
  188. Э. Фромм. Одаренные дети: пер. с англ. / общ. Ред. Бурменского и Слуцкого. М., 1991.
  189. Хадж Исмаил Мохамад Басель Адиб. Программа. Компьютерные коммуникации и сети. Махачкала, ДГПУ, 2009, — 22 с.
  190. Г. В. Алгоритмическая подготовка студентов факультета начальных классов в вузовском курсе математики. Дис.. канд. пед. наук. — М., 1999.- 168с.
  191. С.А. Компьютер и образование // Информатика и образование. 1995. — № 3. — С.4−6.
  192. Н., Каган В. Высшая школа XXI века: проблема качества // Высшее образование в России. 2000. — № 1. — С. 19−26.
  193. С.А. Развитие содержания информационной подготовки в вузе будущего экономиста-менеджера АПК. М. 2008. -23с.
  194. М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. 1997. — N 2. — С.21−30.
  195. М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе. Автореф. дис. д-ра пед. наук. — Казань, 1996.-43 с.
  196. В. Д. Качество образования и образовательные стандарты. Н. Новгород: НГУ, 1995.- 157 с.
  197. В. Д. Познавательные процессы и способности в обучении. -М., 1990.-215с.
  198. Т.Н. Разработка модели информационно-предметной среды подготовки будущих инженеров-программистов. // Интеграция региональных систем образования, часть 2. Интегральные аспекты в содержании и технологии образования. 2003, — С. 201−205
  199. С.И. От алгоритмов к суждениям- эксперименты по обучению элементам математического мышления. -М., Сов. радио, 1973. -287 с.
  200. Т.Д. Научно-методические основы проектирования и использования информационных й компьютерных технологий в обучении студентов вуза. Авт. дис. д-ра пед. наук. Ставрополь, 2001 -50с.
  201. Д. Дидактические основы формирования навыков самостоятельной работы студентов в процессе обучения: Дис. док-ра пед. наук. -Душанбе, 1997.-319с.
  202. П1африн Ю. А. Информационные технологии. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. — 320 с.
  203. М.В., Лаптев В. В. Метод демонстрационных примеров в обучении информатике студентов педагогического вуза. //Педагогическая информатика. — 1994. № 2.
  204. П1ихиев Ш. Б. Учебная (рабочая) программа. Информатика. Махачкала, 2008. — 9с.
  205. Ш. Б. Учебная (рабочая) программа. Математическая логика и теория алгоритмов. Махачкала. ДГПУ, 2008. — 12 с.
  206. Ш. Б. Учебная (рабочая) программа. Исследование операций Махачкала, 2008. — 8 с.
  207. Эдвард де Боно. Новая религия позитивного мышления 5+. Питер, 2009, -128 с. ISBN 978−5-91 180−985−0.
  208. Д.Б., Избранные психологические труды. М., 1995. -С.854.
  209. Д.Б., Психология игры. М., 1999. — С.234
  210. Н. Е. Введение в технологии профессионального обучения: практико-ориентир. моногр. — Екатеринбург: РГ1111У, 2009— 152с.
  211. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Высшая школа, 1982. 223с.
  212. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинт, 1997. — 256 с.
  213. A.B. Совершенствование алгоритмической подготовки будущих учителей информатики с учетом профильного обучения в школе. -Тула, 2004. Дис.. канд. пед. наук. 166 с.
  214. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. — С. 12, ISBN 5−89 357−090−1.
Заполнить форму текущей работой