Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Понятия «архэ» и «телос» в смысловом поле классической греческой философии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. — М.: ACT, 2000; Его же. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. — М.: ACT, 2000. — С. 401−404- Его же. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. — М.: ACT, 2000. — С. 254−268- Его же. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 1. — М.: ACT, 2000. — С. 523−526- Его же. Лексика древнегреческого… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Понятия «архэ» и «телос» в греческой мифопоэтической и раннефилософской традициях
    • 1. 1. Предварительная попытка деструкции смысловой среды <�хр%Т|
    • 1. 2. Деструкция смысловой среды тёА, ос-. Понятие телеархии и онтологический приоритет «архэ» в мифопоэтическом мышлении
    • 1. 3. Экспликация «архэ» в первых греческих философских учениях
  • Глава 2. Эволюция осмысления «архэ» в досократовских метафизических доктринах
    • 2. 1. Предпосылки преодоления телеархического мышления в философии Гераклита
    • 2. 2. Метафизика Парменида как новый вектор поиска «архэ»
    • 2. 3. Вопрос об «архэ» в свете попыток выхода из «парменидовского тупика». Мышление «архэ» как ар%ои и агтга
  • Глава 3. Телеологическая революция в учениях Сократа, Платона и Аристотеля
    • 3. 1. Сократовский «телос» и его предпосылки
    • 3. 2. Концептуальное единство «архэ» и «телоса» у Платона
    • 3. 3. Аристотелевский дискурс как завершение телеологизации понятия «архэ»

Понятия «архэ» и «телос» в смысловом поле классической греческой философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Две с половиной тысячи лет отделяют нас от эпохи греческой классики. По цивилизационным меркам это весьма значительный срок, и за это время не раз подвергались трансформациям ментальные этосы западного культурного массива, менялись религиозные устои и художественные каноны, увеличивался объем позитивных знаний, что, казалось бы, по всем формальным показателям, давно уже должно было лишить отстоящие от нас на столь длинный временной отрезок культурные завоевания какой-либо актуальности. Однако греки не стареют. И тем более это касается вершин греческой классической философии, к наследию которой с жаждущей потребностью в живой мысли и ответном взгляде будет прикасаться еще не одно поколение философовкаждый из них, равно как и каждый из нас, и каждый из самих греков, всегда будет один на один с Бытием, что само по себе определяет в мировой философии ее единство и смысл.

В 1953 году, в своем впоследствии опубликованном публичном докладе «Наука и осмысление» Мартин Хайдеггер, размышляя в рамках своего метода о греческом понятии Qecopioc, в частности, сказал: «Другая черта «феории», заключающаяся в том, что она открывает для восприятия и изображения первые ap%ai и outioci присутствующего, не может быть здесь изложена: для этого понадобилось бы задуматься над тем, что греческое восприятие имело в виду под вещами, которые мы уже давно представляем себе как principium и causa, основание и причину"1. Это вопрошание — вопрошание об изначальном смысле понятия «архэ», которое представляло собой рожденное греческой.

1 Хайдеггер М. Наука и осмысление. // Его же. Время и бытие. Статьи и выступления. — М.: Республика, 1993. -С. 243.

2 Слово архл в греческом языке женского рода, однако поскольку в работе речь в подавляющем большинстве случаев пойдет не просто о лексеме, но о фигуре мышления, и в дальнейшем о концепте, во всех этих случаях термин употребляется в транслитерированной форме и в среднем роде. Транслитерация и употребление по законам русского языка касается и ряда других фигур и концептов греческого смыслового поля, в первую очередь, «телоса». философией понятийное выражение начала, основания, принципа как мира в целом, так и экспликативного его объяснения.

Актуальность темы

исследования определяется комплексом философских проблем. Во-первых, в структуре философского знания вопрос о мировом первоначале принадлежит к числу ключевых. Экспликация любого философски поставленного вопроса всегда предваряется отнесением его предмета к миру как к целому. Любое философское осмысление предмета возможно лишь в мышлении этого предмета на фоне фундаментальных принципов существования. В этой связи генезис и эволюция исторически первой формы понятийного выражения мирового первоначала — греческого офХЛ3 — представляют собой значительный интерес для философского исследования. Во-вторых, известно, что одной из фундирующих современное философское познание категорий является категория смысла. В соответствии с феноменологической традицией философствования, смысл всегда являет собой то целое, которое контекстуально пред-дано денотату. Поскольку в качестве структурной составляющей смысла выделяется пред-данность (или «телос»), вопрос о генезисе последнего как онтологической характеристики также представляется значимым. Вопрошание о смысле в философском познании не менее неизбежно, чем мышление начала. В-третьих, в связи с прояснением на современном уровне вопроса о сущности метафизики, заслуживает исследовательского внимания интерпретация столь значимых категорий греческой философии в контексте генезиса и ранней эволюции метафизики. В-четвертых, данные категории имеют существенное значение для осмысления проблем фундаментальной онтологии. Вопрос о генезисе и эволюции концепта «архэ» в качестве самостоятельной историко-философской проблемы в интеллектуальной традиции фундаментальной онтологии ранее не подвергался специальному исследованию, что, конечно, вызывает к этой проблеме дополнительный интерес. В-пятых, само по себе обращение к великому.

3 Слово архп в греческом языке женского рода, однако поскольку в работе речь пойдет не о лексеме, но о понятии, термин в таковых случаях употребляется в транслитерированной форме н в среднем роде. наследию греческой классики всегда таит в себе полезные уроки для настоящего. В значительной степени это касается именно философского наследия Эллады, заложившего основания философской традиции западной цивилизации.

Степень разработанности проблемы. На наш взгляд, некоторого рода парадокс состоит в следующем. С одной стороны, корпус текстов, явившихся плодами философской рефлексии вокруг проблем первоначала или же телеологии, поистине колоссален и заключает в себе учения, столь разнородные по своей принадлежности к историческим эпохам, исповедуемым подходам и философским системам, что корпус этот фактически способен вместить в себя всю историю философии. Уровень актуальности понятия «архэ» настолько высок, что его интерпретацию можно встретить в значительном количестве работ, посвященных греческой философии. Но с другой стороны, историко-философская проблематика истоков рефлексии вокруг первоначала и пред-данности, хотя и была в той или иной степени затронута большинством ведущих историков античной философии, но сравнительно со значимостью этой проблемы, подвергалась глубокой разработке все же недостаточно. В нашем обзоре рассматриваются лишь те исследования, которые послужили ключевыми точками на путях подобной интерпретации понятия «архэ», либо содержали в себе его специализированный историко-философский анализ.

С комплексом проблем, связанных с понятием «архэ», история философии столкнулась еще в творчестве своего основателя — Аристотеля. Как известно, взгляды своих предшественников первый историк философии систематизировал по принципу «кто и как высказался относительно начал и истины (tcov ap%a>v ка! irc, &A/ri9eia<-)"4. В свете этого понятно, скажем, почему «архэ» долгие годы воспринималось именно как предмет поиска досократиков: ведь все философские учения начиная с Фалеса Аристотель.

4 Aristotle. Metaphysics. Greek text. [Электронный ресурс] - Boston, б.г. — Режим доступа: URL: http://www.perseus.tufts.edu/hopper/textjsp7doc Perseus%3Atext%3 А 1999.01.005 l%3Abook%3Dl%3Asection%3D 988аАристотель. Метафизика // Его же. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 1. — М.: Мысль, 1976 — С 81 (I 988а). классифицирует исходя именно из критериев количественной и качественной размерности «архэ»: одно ли «архэ» учение исповедует либо множество, если одно, то подвижно ли оно или неподвижно, если множество, то ограниченно их число либо безгранично. Новоевропейская традиция изучения греческой мудрости, обращаясь к вопросу о Первоначале, вплоть до «Истории ионической философии» Г. Риттера и «Лекций по истории философии» Г. В. Ф. Гегеля, находилась под решающим влиянием авторитета аристотелевской интерпретации.

Собственно историко-философское антиковедение в качестве специальной дисциплины начало оформляться во второй половине XIX в. История античной философии являет собой собрание звезд мировой величины, и, к сожалению, нет возможности достаточно подробно описать каждого из исследователей, внесших свой вклад в историю античной философии, и определивших тем самым современное лицо этой дисциплины. Поэтому по возможности постараемся ограничиться рассматриваемой нами проблематикой. Тем более, что достаточно символично, первые же шаги новой дисциплины привели к обнажению актуальности проблемы первоначала. Э. Целлер, автор «Философии греков в ее историческом развитии» (1844−1852), первого серьезного обобщающего труда по античной философии, задал интенцию к мышлению «архэ» в качестве понятия, якобы знакомого античной философии еще со времен Анаксимандра. Что же касается общих аспектов методологии историко-философского исследования, предложенных Целлером, то, скажем, такие ее постулаты, как исследование мифологических и религиозных истоков философии, и, в то же время, необходимость критериального различения философского и религиозного знания, актуальность изучения социально-политической основы античной философии и обращения к филологическому материалу, стали принципиальными для многих поколений историков философии античности5.

5 Zeller E. Die Philosophie der Griechen in ihrer geschichtlichen Entwicklung. Leipzig: O. R. Reisland, 1923.

В 1892 г. выходит первое издание классического труда Дж. Барнета «Ранняя греческая философия». В этой работе Барнет подверг критике тезис о религиозно-мифологических корнях греческой философии и противопоставил ему мнение о греческой культуре как об уникальным образом сложившейся системе рационалистической ментальности. Барнет подчеркивал метафизичность греческого мышления, стремившегося обнаружить в окружающем потоке вещей постоянное, тождественное начало. И, поэтому, естественно, он не мог не обратиться к «архэ». Проанализировав источники, в первую очередь, досократиков, Барнет, оппонируя Целлеру пришел к выводу о том, что термин архп «преимущественно аристотелевский"6 и может быть адекватно интерпретирован только в контексте перипатетической традиции. А центральным предметом интереса философов-досократиков являлось отнюдь не ap%fi, а фйак-. В третьем издании своего труда (1920) Барнет ссылается на вышедшую в перерыве между изданиями статью американского профессора филологии У. Гейделя «Об Анаксимандре», где последний откровенно заявляет по вопросу об анаксимандровом авторстве термина: «Что бы мы ни думали о данном утверждении, у нас нет выбора, кроме как принять следующее: это сомнительно, если не невозможно"7. Гейдель подверг семантику термина архп несколько поверхностному, заметим, анализу, но тем не менее, пришел к выводам о том, что термин мог до Аристотеля употребляться лишь в значении «первоисточника» или «первоначальной нерасчлененности"8, а не «принципа», как у Аристотеля. К слову, в этом случае непонятно, почему бы тогда Анаксимандру в самом деле не применить этот термин к своему «апейрону»?

В 1895 г. выходит труд Т. Гомперца «Греческие мыслители». Многочисленные проблемы истории античной философии поднимал в своем творчестве В. Виндельбанд. На тот же период пришлось творчество Г. Дильса, который в 1899 г., в своем труде «Elementum» подверг подробному.

6 Burnet Jh. Early Greek philosophy. — London: Elibron Classics, 2005. P. 11.

7 Heidel W.A. On Anaximander. Classical philology, Vol. VII, No. 2. P. 215. s lb. 2. P. 218. семантическому анализу термин axoi%eiov (лат. elementum), уделив при этом внимание и ар%т). Этой же проблемой активно занимался О. Лагеркранц. Труды Дильса и Лагеркранца вышли на рубеже веков на немецком языке, и на долгие годы оставались классикой в проблематике Первоначала. Хотя именно эти работы зримо обнаружили стремление историков философии к работе с наиболее освещенным источниками материалом — в первую очередь, с текстами Платона и Аристотеля. В 1903 г. Дильс издает плод кропотливого труда многих лет — знаменитые «Фрагменты досократиков», и по сей день являющиеся классическим сборником материалов по ранней греческой философии. «Фрагменты» постоянно перерабатывались, и в 30-х гг. эту задачу взял на себя ученик Дильса В. Кранц9.

Британский ученый Ф. Корнфорд в своем труде «От религии к философии» (1912) пересмотрел идущую от Барнета традицию рассматривать греческую философию как феномен, не нуждавшийся в прямой генетической преемственности с предшествующими формами сознания архаических греков. Несмотря на обилие приводимого материала и интересную концепцию социоморфности греческой космологии, неоднократное упоминание проблемы «архэ», Корнфорд обходит молчанием столь важный момент, как генезис самого понятия Первоначала.

Деструкция, базовый метод одного из крупнейших философов XX столетия Мартина Хайдеггера, возник именно на греческом материале. Хайдеггер очень высоко оценивал онтологические потенции греческого языка, и его мысль о том, что язык сам по себе способен вывести на свои онтологические основания, является ныне в философской методологии одной из определяющих. В своих текстах («Бытие и время» (1927), «Введение в метафизику» (1935)), многочисленных статьях, Хайдеггер применяет свой метод к вопрошанию о смысле многочисленных греческих философских.

9 Gomperz, Т. Griechische Denker. Eine Geschichte der antiken Philosophie. — Berlin: de Gruyter, 1973; Diels H. Elementum. Eine Vorarbeit zum griechischen und lateinischen Thesaurus. — Leipzig: Druck und verlag von B.G. Teubner, 1899- Lagercrantz, O. Elementum. Eine lexikologische Studie. — Uppsala: A.-B. Akademiska bokhandeln, 1911. терминов, как-то aX, ri0eia, Xoyoq, eiooc, (pucnc, ouala, te%vt| и др. Он же, как уже упоминалось в начале, поставил вопрос о востребованности деструкции pm.

Проблема эволюции <�хр%Т1 была специально рассмотрена в статье А. Лумпе «Термин „принцип“ (оср%т]) от досократиков до Аристотеля», вышедшей в 1955 году. Эта небольшая по объему работа содержит беглый обзор контекстов употребления понятия <хрхп у философов эпохи классики, включает в себя любопытные филологические изыскания. Однако почти половина объема работы посвящена при этом наименее проблемному сюжету, связанному с классическим.

Вопрос о структуре ap%r специально разрабатывался Д. Кирком, Дж. Равеном и М. Скофилдом в их работе «Философы-досократики» на примере их версии смысловой структуры анаксимандрова «апейрона». За критерий структуры указанные авторы полагают возможные способы функционального контроля, присущего Первоначалу11.

Отечественная школа антиковедения также богата своими традициями. Такие великие имена, как А. Ф. Лосев, С. С. Аверинцев, Ф. Х. Кессиди, С .Я. Лурье, A.A. Тахо-Годи давно стоят в одном ряду с мировыми классиками. В отечественной историографии античной философии понятие осрхЛ несколько раз выступало объектом специального исследования со стороны исследователей. А. Ф. Лосев, исследуя в своих трудах гигантский корпус греческих терминов, неоднократно уделял внимание и «архэ». Социально-философский аспект понятия «архэ» исследовал в своей диссертации В. В. Корж. Два специальных исследования принадлежат A.B. Лебедеву, который развил в них точку зрения Дж. Барнета о перипатетическом происхождении концепта ap%r. Проблеме Первоначала уделяется внимание в работе К. А. Сергеева и Я. А. Слинина «Природа и разум. Античная парадигма». Совсем.

10 Lumpe, A. Der Terminus «Prinzip» (arche) von den Vorsokratikem bis auf Aristoteles // Archiv fur Begriffsgeschichte, 1955, 1 -pp. 104−116.

11 Kirk, G. S., Raven, J. E., Schofield M. The presocratic philosophers. — Cambridge: University Press, 1983. недавно М. Н. Вольф в своей монографии «Ранняя греческая философия и Древний Иран» проанализировала внутреннюю структуру ар%г, произведя эту операцию на базе работы Дж. Кирка, Дж. Равена и М. Скофилда «Философы-досократики», а именно, предлагаемой ими структуры термина cibueipov. Невозможно также не упомянуть здесь фундаментальную философскую работу A.B. Ахутина «Античные начала философии», в которой автор исповедует оригинальную концепцию начала, хотя при этом и оставляет термин сфХП без подробного историко-этимологического анализа12.

Что же касается «телоса», то сама греческая лексема текод, будучи по своей центральной семантике широко распространенной как в греческом тезаурусе повседневности, так и в художественном слове Эллады, заключает в себе менее высокий уровень проблемности. Ключевым пунктом в исследовании истории этого понятия явился фундаментальный труд Р. Онианса «На коленях богов. Истоки европейской мысли о душе, разуме, теле, времени, мире и судьбе». Произведенный Ониансом подробнейший анализ понятия, сделал его точку зрения на вопрос классической. Но следует заметить, что тематика философской эволюции «телоса» рассматривалась историками античной философии в недостаточной степени. Так, например, даже в классических работах встречается точка зрения на телеологию как на достаточно древний.

12 Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. — М.: ACT, 2000; Его же. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. — М.: ACT, 2000. — С. 401−404- Его же. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. — М.: ACT, 2000. — С. 254−268- Его же. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 1. — М.: ACT, 2000. — С. 523−526- Его же. Лексика древнегреческого учения об элементах // Вопросы филологии. К семидесятилетию со дня рождения заведующего кафедрой общего языкознания доктора филологических наук профессора Ивана Афанасьевича Василенко. Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина. Ученые записки. Т. 341 / ред. А. Н. Стеценко. — М.: б. и, 1969. — С. 233−241- Лосев А. Ф. Об одном античном термине, лежащем в основе последующей философии // Античная балканистика. — М.: Ин-т славяноведения и балканистики АН СССР, 1987. — С. 73−77- Корж В. В. Социогенез категории «начало» («архэ») и ее функция в становлении общественного сознания. — Дис. .канд.филос. наук. — Ростов-на-Дону, 1988. — 186 е.- Лебедев A.B. АРХН и ТО nEPIEXON у досократнков // Античная балканистика 3. Языковые данные и этнокультурный контекст Средиземноморья. Предварительные материалы. — М.: Институт славяноведения и балканистики АН СССР, 1978. — С. 33−35- Лебедев А. В. Проблема аутентичности АРХН как милетского термина (к интерпретации свидетельства Теофраста) // Материалы к историографии античной и средневековой философии. — M., ИФАН, 1989. — С. 24−44- Сергеев К. А., Слинин Я. А. Природа и разум. Античная парадигма. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991; Вольф М. Н. Ранняя греческая философия и Древний Иран. — СПб.: Апетейя, 2007. — С. 116−122- Ахутин A.B. Античные начала философии. -СПб.: Наука, 2007. способ объяснения. Между тем, на наш взгляд, не производить различения между оперативными схемами «телоса», скажем, у Гомера, где она впервые появляется, и у Аристотеля, неправомерно. В нашей работе это нашло свое отражение в форме различения архаического и классического «телосов».

Кроме того, нельзя обойти молчанием категорию работ, непосредственно не относящихся к историографии античной философии и культуры, но оказавшихся необходимыми для нашего исследования. Это работы филологов и лингвистов, посвященные этимологии индоевропейских языков, и греческого в частности. Это «Индоевропейский этимологический словарь» Ю. Покорного, «Греческий этимологический словарь» Р. Бекса, словарь с аналогичным названием Я. Фриска, «Этимологический словарь греческого языка» П. Шантрена, «Словарь индоевропейских заимствований» П. Люботского, «Микенско-английский глоссарий» Г. Маркоса14.

Хотелось бы особо отметить два труда, которые не принадлежат к историко-философской традиции, а являются скорее культурологическими: столь грандиозен вклад их авторов в современное понимание многогранности античного мировосприятия, в том числе в рассматриваемой нами проблемной области. Это работы Р. Онианса «На коленях богов. Истоки европейской мысли о душе, разуме, теле, времени, мире и судьбе» и Э. Р. Доддса «Греки и иррациональное». Р. Онианс поставил перед собой нелегкую задачу: реконструировать систему греческих (в первую очередь, архаических греческих) представлений о духовно-антропологическом компоненте в мироздании в целом. Предметом исследования Онианса стали, в первую очередь, ключевые для этого блока космологических представлений понятия: «псюхе» (|/ихл, «душа», «дух»), «тюмос» (в-ü-jxó-g), «душа», «жизненное.

13 Лурье С. Я. Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования. — Л., Наука, ленинградское отделение. — С. 533.

14 Beeks R. Greek Etymological Dictionary. [Электронный ресурс] - Leiden, 2003. — Режим доступа: URL: http://www.indo-european.nl/cgi-bin/response.cg^.

Hj. Frisk’s. Griechisches etymologisches Woerterbuch. [Электронный ресурс] - Leiden, 2003. — Режим доступа: URL: http://www.indo-european.nl/cgibin/startq.cgi?flags=endnnnl&root=Ieiden&basename=%5Cdata%5Cie%5CgreekMarcos G. Mycenean-English Glossary. [Электронный ресурс] - б.м., б.и., 2000. — Режим доступа: URL: http://www.geocities.com/kurogr/linearb.pdf начало"), «нус» (>6ос-, «ум»), «френес» (срр^ес-), местонахождение тюмосапо мнению Онианса — лёгкие), «сома» (асоца, «тело»), «пейрар» (леграр или кграс, «граница», «предел», «нить»), «ананке» (о^аукть «судьба»), «хронос» (%роуо<-, «время», «пора»), «зон» (оао^, «время», «век») и др. Особо примечательно для нас то, что заканчивается труд Онианса интерпретацией понятия хгкос,. Собрав значительный материал, Онианс предлагает вниманию читателя тщательный анализ контекстов употребления вышеуказанных понятий и затем, на основании сравнительного анализа прослеживает эволюцию греческих представлений о духовности15.

Книга Э. Р. Доддса посвящена проблеме архаико-первобытных напластований в греческой ментальности вплоть до христианской эпохи. Классическому «школьному» взгляду на античную культуру как на царство рациональности Доддс обоснованно противопоставляет совершенно иную картину. Иррациональные, зачастую мистические представления об окружающем мире и о самих себе, например, об истоках собственных поступков, являлись для греков совершенно обыденными вплоть до эпохи поздней классики, когда начал формироваться колоссальный разрыв между интеллектуальной элитой и народной массой, тот разрыв, который, по мнению Доддса, послужил одной из главных причин гибели всей античной цивилизации16.

Объектом исследования являются греческие философские понятия архп и твХ, ос-.

Предметом исследования являются генезис и эволюция философского смысла и концептуального содержания понятий «архэ» и «телос» в эпоху греческой классики (конец VII — конец IV вв. до н.э.).

Цель исследования состоит в выявлении генезиса и этапов эволюции философского смысла понятий «архэ» и «телос» в эпоху греческой классики.

15 Онианс Р. На коленях богов. Истоки европейской мысли о душе, разуме, теле, времени, мире и судьбе. — М.: Прогресс-Традиция, 1999.

16 Доддс Э. Греки и иррациональное. — СПб.: Алетейя, 2000.

Осуществление данной цели представлялось в решении следующего рода задач:

— выявить посредством метода деструкции укорененный в языке онтологический смысл понятий «архэ» и «телос»;

— согласовать смысловую архитектонику понятий «архэ» и «телос» с системой базовых космологических констант архаической ментальности;

— обосновать интеграцию смыслового содержания понятия «архэ» в раннюю греческую философию, выявить его роль в формировании философской проблематики;

— произвести анализ статуса, места, роли и смысловой структуры понятий «архэ» и «телос» в контекстах главных философских учений эпохи греческой классики;

— предпринять попытку выстроить историческую интерпретацию эволюции проблематики греческой философии с позиций смысловых топосов понятий «архэ» и «телос»;

— произвести анализ философских предпосылок и социокультурных причин телеологического разворота в греческой философии, а также концептуального содержания последнего.

Методология исследования определяется его целью и задачами, а также спецификой его предмета и характером источников.

— Для анализа философского смысла рассматриваемых учений и концепций и их экспликации в едином философском контексте, а также для смысловой топологии понятий «архэ» и «телос» в горизонте проблематики классической греческой философии в целом, широко применялся герменевтический метод.

— Сравнительно-исторический метод использовался для анализа исторической компоненты как рассматриваемых учений, так и ментальных представлений вообще. Частным случаем применения сравнительноисторического метода является компаративистика, использованная в случаях явлений, произведенных кардинально различными культурными парадигмами.

— Метод структурно-типологического анализа оказался необходим для прояснения внутренней иерархии в проблематике рассматриваемых учений, их историко-философской классификации опять же как в контексте их внутреннего смыслового содержания, так и в горизонте греческого образа мышления в целом.

— Методом, направляющим этимологическое исследование понятий в философское русло, выступила деструкция, разработанная М. Хайдеггером исходя из задачи обнаружения онтологических оснований как языка в целом, так и отдельных понятий. Метод деструкции не является широко признанным в области историко-философских исследований, однако будучи составной частью хайдеггеровского стиля философствания, он в значительной мере способствует раскрытию метафизического (в хайдеггеровском понимании) смысла философских понятий.

— Контент-анализ использовался в форме отдельных его компонентов, в частности, в целях установления степени значимости того или иного понятия путем интерпретации его как единицы контекста и количественного вычисления случаев его употребления.

Источники. В качестве источников на греческом языке нами привлекались в первую очередь философские тексты, которые мы можем подразделить на:

— Философские произведения, дошедшие до нас полностью или в существенной степени. Это великое наследие человечества — Corpus Platonicum и Corpus Aristotelicum, а также поэма Парменида, сократические сочинения Ксенофонта, произведения Секста Эмпирика;

— Доксографическая литература (произведения Диогена Лаэртского, Плутарха, Стобея, Иринея, Симпликия, Ипполита, Климента Александрийского, Оригена, Дамаския);

— Составленные в новое и новейшее время сборники фрагментов и свидетельств («Фрагменты досократиков» Г. Дильса и В. Кранца, «Демокрит» С.Я. Лурье), а ряде случаев, с целью установления более точного контекста — сами источники этих фрагментов.

Из других текстов на греческом языке нами привлекались:

— Художественные произведения («Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Теогония», «Труды и дни», «Щит Геракла» Гесиода, а также, в меньшей степени, «Прометей прикованный» Эсхила, «Царь Эдип» Софокла и «Облака» Аристофана);

— Исторические повествования («История» Фукидида);

— Научные трактаты («Начала» Евклида, обширный Corpus Hippocraticum, включающий в себя некоторые произведения, относящиеся к философской тематике).

Помимо оригинальных вариантов вышеперечисленных текстов автор прибегал и к авторитетным русским переводам последних.

С целью сравнительного анализа при освещении проблем архаической17 космологии и протометафизики в качестве источников привлекались отдельные тексты Библии, Корана, Гат, комментариев к «И цзин», а также «Дао дэ цзин» и «Чжуан-цзы».

Помимо этого, специфическим историческим источником является сам греческий язык, пласты которого, подобно археологическим слоям, хранят память о собственном прошлом. Без обращения к этимологии и грамматике греческого языка (а также некоторых других индоевропейских языков — санскрита, иранских языков, даже английского и русского и др.) некоторые аспекты данного исследования были бы невозможны.

Научная новизна работы заключается в следующем:

— Посредством метода деструкции произведена онтологическая смысловая разметка понятий «архэ» и «телос»;

17 Здесь и далее понятие «архаический» будет употребляться в значении: характерный для первобытной и раннецивилизационной стадий истории культуры.

— Исходя из данных деструкции, установлены место и роль понятия «архэ» в контексте возникновения явления греческой философии;

— Центральные философские учения эпохи греческой классики подвергнуты анализу из фокуса представлений об «архэ», понятого как концептуально необходимый общий момент для греческой философии в целом;

— Обосновывается необходимость ряда новых историко-философских понятий, в частности, понятий «телеархия» и «парменидовский тупик», а также различения внутри известных понятий;

— Обнаружен и подвергнут анализу блок социокультурных причин телеологического разворота в греческой философии, дано обоснование философской необходимости этого разворота.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Основным источником концептуализации «архэ» в качестве онтологической фигуры послужили представления о перманентной процессуальности мира, о космическом процессе взаимопорождения вещей. Именно этот процесс, истоки которого лежат в универсальных для человечества архаических протометафизических моделях, явился для греческой философии отправной точкой.

2) Изначальный смысл понятия «архэ» располагался в синкретическом единстве двух представлений: о порядке возникновения некоего целого и о его онтологическом пределе. Взаимный синкретизм этих представлений коренился в их генетическом родстве как в онтологическом, так и в языковом плане.

3) Историю греческой философии классического периода возможно интерпретировать как трансформацию смыслового содержания понятия «архэ» от процессуального к телеологическому, как путь «архэ» к «телосу» в классической форме последнего.

4) Несмотря на интерпретацию греческой философией мирового «архэ», сама греческая лексема архп в философском тезаурусе греков не являлась существенно значимой вплоть до осмысления ее Платоном и Аристотелем.

Полученные результаты исследования определили его теоретическую значимость для более детального представления о ряде проблем, связанных с наследием греческой философии, возможности новых вариантов концептуализации философских учений эпохи классики с точки зрения традиционных для мифопоэтического мышления ментальных парадигм. На основании данной работы, как представляется, становится возможным подвергнуть осмыслению весь комплекс философских учений греческой классики из горизонта одного из базовых метафизических понятий.

Апробация работы. Фабула работы, ее центральная идея, концептуальное содержание отдельных глав и параграфов обсуждались на теоретических семинарах кафедры философии ДВГТУ и кафедры философии ТГЭУ. Некоторые частные проблемы, затрагиваемые в работе, были представлены в докладах на научно-теоретических конференциях в 2005;2008 гг. Отдельные результаты работы отражены в лекционных курсах «Мировая культура и искусство» и «История мировой и отечественной культуры», читаемых автором в Тихоокеанском государственном экономическом университете. По теме диссертации опубликовано 7 научных статей, одна из которых — в журнале, указанном в перечне ВАК России.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая из которых содержит краткое предисловие и три параграфа, заключения, списка источников и библиографии. Каждый из параграфов завершается резюмирующими выводами.

Заключение

.

В преддверии подведения итогов нашего исследования хотелось бы отметить, что, к сожалению, его объем позволил многих интересных вопросов, связанных с судьбой греческой философии, коснуться лишь поверхностно. Так, например, разговор об учении пифагорейцев, как можно заметить, возникал лишь тогда, когда выпестованные этим учением положения давали знать о себе в философии других, например, Парменида. Деструкция смыслового поля рассматриваемых понятий, произведенная в первых двух параграфах первой главы, создала своего рода концептуальный базис для дальнейшего исследования. Выявленные истоки «архэ» располагаются в процессуальной космологической модели, характерной для архаики, и эта процессуальность выступила основанием изначальной семантики «архэ», разворачивающейся в поле значений «целостности-связывания», «управления-упорядочивания», «движения-ведения», а также «расширения в каком-либо направлении» как своеобразного их интеграла. Вот почему, на наш взгляд, первым этапом эволюции философского смысла «архэ», стало именно динамическое «архэ». Эта модель эксплицировалась в учении первой в истории западной философии школы — ионийской — как витально-гилозоистический принцип мировой души. Второй этап (статическое «архэ») был связан с философией Парменида, который своим учением «остановил» космос, и причиной тому стала уже подлинно греческая ментальная установка на неподвижность предмета как на критерий истинности любых суждений о нем. Результатом явились наблюдавшиеся на протяжении практически всего V в. попытки согласовать парменидовскую гносеологическую установку с видимостью мирового движения. В итоге философские представления о принципах мироздания стали тяготеть к крайнему физикализму и составили третий этап эволюции нашего понятия — гилеоморфистское «архэ». Экспликация последнего привела к мышлению «архэ» как оф%ои и оитш, венцом этого мышления стал атомизм.

Подлинная революция в мировом философском знании, и в вопросе об «архэ» в частности, была связана с именем Сократа. Открытие Сократом классической телеологии лишь в малой степени может считаться непосредственным эволюционным результатом предшествующего развития греческой философии. Выяснение Сократом смысла этических категорий привело его к постановке вопроса о необходимости интеллигибельных универсальных сущностей этих категорий. Сократ, будучи не в силах обнаружить искомой универсальности в частных проявлениях этих сущностей, расположил ее в поле пред-данности (вувка или хкХод) им. Гений Платона эксплицировал наиболее высокие в онтологической иерархии концепты (то ауавоу, 18еа и др.) как единство «архэ» и «телоса». Аристотель же уже совершенно непререкаемо выстроил свою философию на принципе пред-данности, понимая всякое сущее как замкнутое в самом себе и являющееся своей собственной целью, т. е. «телосом».

Судьба «архэ» как философского понятия, в целом, оказалась лишенной строго единства философского смысла, и в некоторой степени уникальна. Дело в том, что присутствуя в философии досократиков как понятие, не вербализированное термином, «архэ» превратилось в полноценный концепт лишь в философии Платона и Аристотеля. В дальнейшем, опираясь на их традицию, греческая философия использовала понятие оср%ть однако свой концептуальный статус термин постепенно утратил. Несмотря на активное употребление в неоплатонической, перипатетической, раннехристианской традициях (напр., трактат Оригена Перг ар%<�"у — «О началах»), онтологически высокий смысл «архэ» оказался размыт, так как еще Платон и Аристотель оставили в наследство философии значительное количество гораздо более четких в смысловом плане концептов. «Архэ» же превратилось в своего рода почетную номинацию того или иного «начала», «основания» или «принципа». Правда, благодаря аристотелевской классификации учений предшественников в зависимости от ар%ои, в историко-философской традиции «архэ» был приписан своего рода незаконный «реванш», и вплоть до конца XIX в. оно воспринималось как центральный, причем концептуализированный предмет поиска досократиков. Как уже было сказано, если мы должны принимать этот тезис, то только учитывая тот факт, что понятие «архэ» вплоть до Платона и Аристотеля в качестве полноценного термина не существовало. Дальнейшее философское исследование вопроса о соотношении этих, отчасти можно сказать, двух «архэ», составляет перспективу дальнейшего исследования.

Решение вопроса о смысле тех или иных понятий, функционировавших в любой раннефилософской традиции, неотъемлемо от культурологического исследования архаической ментальной парадигмы мироздания, точнее, ее варианта, рожденного той или иной культурой. Это, в свою очередь, налагает отпечаток на деструкцию смыслового поля таких понятий. Однако сам факт, что деструкция способна выстраивать общую онтологическую модель вокруг одной категории, в данном случае указывает на значимость этой категории для общего смыслового поля как отдельной культуры, так и той философии, что в этой культуре возникла. С этой точки зрения исследование в перспективе может дополняться анализом других значимых терминов греческой философии, например, Хоуос, или сргкп"-. А на необходимость высвечивания смысла оста вкупе с &Р2СГ|, как нами упоминалось в самом начале работы, указывал еще М. Хайдеггер.

Но наибольшая перспектива (собственно, равно как и подлинная задача-максимум всякой деструкции) заключается, на наш взгляд, в глубоком прояснении экзистенциального смысла мирового первоначала. В какой степени мы можем говорить об «архэ» как об экзистенциале? Каким образом мысль о начале мира входит в подлинно человеческое? Эти вопросы требуют исследования, которое историко-философским будет уже лишь отчасти. Корни их скрываются в вечности, которая и есть непреходящее отечество всякого существования и мышления, первая и последняя обитель всех на свете концов и начал.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.С. Античная риторика и судьбы античного рационализма // Его же. Образ античности / С. С. Аверинцев. СПб.: Азбука-классика, 2004. — С. 7−39.
  2. Антология кинизма. Фрагменты сочинений кинических мыслителей / сост. И. М. Нахов. М.: Наука, 1996 — 335 с.
  3. Аполлодор. Мифологическая библиотека / Аполлодор. М., ООО «Издательство ACT" — ООО «Издательство Астрель», 2004 — 350 с.
  4. Аристотель. Категории // Его же. Сочинения в четырех томах. Т. 2 / Аристотель. М.: Мысль, 1978. — С. 51−90.
  5. Аристотель. Метафизика // Его же. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 1 / Аристотель. М., Мысль, 1976. — С. 63−367.
  6. Аристотель. Метеорологика // Его же. Сочинения в четырех томах. Т. 3 / Аристотель. -М.: Мысль, 1981. С.441−556.
  7. Аристотель. Никомахова этика // Его же. Сочинения в четырех томах. Т.4 / Аристотель. М.: Мысль, 1984. — С. 53−294.
  8. Аристотель. О возникновении животных. / Аристотель. М., JL: Издательство академии наук СССР, 1940. — 252 с.
  9. Аристотель. О возникновении и уничтожении // Его же. Сочинения в четырех томах. Т. 3 / Аристотель. М.: Мысль, 1981. — С. 379−440.
  10. Аристотель. О душе // Его же. Сочинения в четырех томах. Т.1 / Аристотель. М.: Мысль, 1975. — С. 369−448.
  11. Аристотель. О небе // Его же. Сочинения в четырех томах. Т. 3 / Аристотель. М.: Мысль, 1981. — С. 263−378.
  12. Аристотель. О памяти и припоминании // Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века (исследования и переводы) / общ. ред. П. П. Гайденко, В. В. Петров. М., Прогресс-Традиция, 2005.-С. 407−415.
  13. Аристотель. О софистических опровержениях // Его же. Сочинения в четырех томах. Т.2 / Аристотель. М.: Мысль, 1978. — С. 533−593.
  14. Аристотель. О частях животных / Аристотель. — М.: Гос. изд-во биол. и мед. лит-ры, 1937. 219 с.
  15. Аристотель. Протрептик // Его же. Протрептик. О чувственном восприятии. О памяти / Аристотель. СПб., Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. — С. 19−58.
  16. Аристотель. Топика // Его же. Сочинения в четырех томах. Т.2 / Аристотель. М.: Мысль, 1978. — С. 347−532.
  17. Аристотель. Физика // Его же. Сочинения в четырех томах. Т. 3 / Аристотель. М.: Мысль, 1981. — С. 59−262.
  18. В.Ф. «Метафизика» Аристотеля // Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.1 / В. Ф. Асмус. М.: Мысль, 1976. — С. 5−50.
  19. В.Ф. Античная философия: Учеб. пособие / В. Ф. Асмус. -М.: Высшая школа, 2001. 400 с.
  20. A.B. Античные начала философии / A.B. Ахутин. СПб.: Наука, 2007. — 784 с.
  21. A.B. Понятие «природа» в античности и в новое время / A.B. Ахутин.- М.: Наука, 1988. 207 с.
  22. Дж. Мыслители доплатоновской эпохи // Греческая философия. Т. 1 / ред. М. Канто-Спербер. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2006. — С. 3−131.
  23. Ф., Поланд Ф. Эллинская культура / Ф. Баумгартен, Ф. Поланд Мн.: Харвест, 2000. — 512 с.
  24. Бутина-Шабаль C.JI. Античная метафизика: страсти по бесплотному / C.JI. Бутина-Шабаль. М.: Парад, 2005. — 331 с.
  25. Т.В. Путь к Платону. Любовь к мудрости или мудрость любви / Т. В. Васильева. М.: издательство «Логос», издательство «Прогресс-традиция», 1999. — 207 с.
  26. Вен П. Греки и мифология / П. Вен. М.: Издательский дом «Искусство», 2003. — 222 с.
  27. В. История философии / В. Виндельбанд. К.: Ника-Центр, 1997.-560 с.
  28. В. Платон / В. Виндельбанд. — К.: Зовшшторгвидав Украши, 1993.-176 с.
  29. Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Л. Винничук. М.: Высшая школа, 1988. — 496 с.
  30. М.Н. Ранняя греческая философия и Древний Иран / М. Н. Вольф. СПб.: Алетейя, 2007. — 224 с.
  31. Г. Д. Ментальности народов мира / Г. Д. Гачев. М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 542 с.
  32. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. В 3 кн. Кн.1 / Г. В. Ф. Гегель. СПб.: Наука, 1994. — 350 с.
  33. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. В 3 кн. Кн.2 / Г. В. Ф. Гегель. СПб.: Наука, 1994. — 423 с.
  34. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3-х т. Т. 2 / Г. В. Ф. Гегель. — М.: Мысль, 1972. — 247 с.
  35. В. Философские проблемы атомной физики / В. Гейзенберг. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 192 с.
  36. П. Быт и нравы древних греков / П. Гиро. Смоленск: Русич, 2002. — 624 с.
  37. Т. Греческие мыслители. Т. 1 / Т. Гомперц. СПб.: Алетейя, 1999. — 604 с.
  38. Т. Греческие мыслители. Т. 2 / Т. Гомперц. СПб.: Алетейя, 1999.-257 с.
  39. В.П. Древнегреческая мифологема судьбы / В. П. Горан. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. 335 с.
  40. С. Холотропное сознание: Три уровня человеческого сознания и их влияние на нашу жизнь / С. Гроф. М.: ООО «Изд-во ACT», 2003. — 267 с.
  41. Г. Ч. Мифологемы судьбы и правды у Эсхила // Онианс Р. На коленях богов. Истоки европейской мысли о душе, разуме, теле, времени, мире и судьбе / Г. Ч. Гусейнов. М.: Прогресс-Традиция, 1999. — С. 537−541.
  42. Э. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль. -Новочеркасск: Агентство Сагуна, 1994. 358 с.
  43. Дао дэ цзин. JIe-цзы. Гуань-цзы. Даосские каноны / сост. В. В. Малявин. М.: Астрель, ACT, 2002- 542 с.
  44. . Лукреций и натурализм // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века / ред. Е. А. Найман. — Томск: Водолей, 1998. С. 241−252.
  45. . Платон и симулякр // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века / ред. Е. А. Найман. -Томск: Водолей, 1998. С. 225−240.
  46. . Различие и повторение / Ж. Делез. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. — 384 с.
  47. ., Гватарри Ф. Что такое философия? / Ж. Делез, Ф. Гватарри. СПб.: Алетейя, 1998. — 288 с.
  48. Д.В. Философия античного диалога / Д. В. Джохадзе. — М.: Диалог-МГУ, 1997. 224 с.
  49. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. / Диоген Лаэртский. М, Мысль, 1979. — 620 с.
  50. Э. Греки и иррациональное / Э. Доддс. СПб.: Алетейя, 2000. — 507 с.
  51. Г. В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики / Г. В. Драч. — М.: Гардарики, 2003. 318 с.
  52. Ф.Ф. Эллинская религия / Ф. Ф. Зелинский. Мн.: Экономпресс, 2003. — 330 с.
  53. Зеркало Лайды. Истории античных гетер / сост. Т. Крупа. М.: Эксмо, 2002.-416 с.
  54. История Древней Греции: Учеб. пособие / ред. В. И. Кузищин. М.: Высшая школа, 1986. — 382 с.
  55. История и культура коряков / ред. А. И. Крушанов. СПб.: Наука, 1993.-236 с.
  56. В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Т. 1 / В. Йегер. -М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2001. — 593 с.
  57. В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Т. 2 / В. Йегер. — М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1997. 335 с.
  58. Канто-Спербер М. Платон // Греческая философия. Т. 1 / ред. М. Канто-Спербер. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина. — М., 2006. — С. 201−327.
  59. Ф.Х. Гераклит / Ф. Х. Кессиди. СПб.: Алетейя, 2004. — 217с.
  60. Ф.Х. К истокам греческой мысли / Ф. Х. Кессиди. СПб.: Алетейя, 2001.-278 с.
  61. Ф.Х. От мифа к логосу (становление греческой философии) / Ф. Х. Кессиди. М.: Мысль, 1972. — 312 с.
  62. Ф.Х. Сократ / Ф. Х. Кессиди. СПб.: Алетейя, 2001. — 345с.
  63. И.В. Критика и эстетика / И. В. Киреевский. М.: Искусство, 1979. — 439 с.
  64. В.Я., Рибери В. В. Галерея античных философов. Т.1 / В. Я. Кисиль, В. В. Рибери. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 576 с.
  65. В.Я., Рибери В. В. Галерея античных философов. Т.2. / В. Я. Кисиль, В. В. Рибери. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 576 с.
  66. Китайская философия: Энциклопедический словарь / гл. ред. M.JI. Титаренко. М.: Мысль, 1994. — 573 с.
  67. Косидовский 3. Сказания евангелистов / 3. Косидовский. — М.: Политиздат, 1977. — 262 с.
  68. Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях // Быт и нравы русского народа в XVI и XVII столетиях / Н. И. Костомаров. Смоленск: Русич, 2002. — С. 3−278.
  69. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе // Его же. Воспоминания о Сократе / Ксенофонт. М.: Наука, 1993. — 380 с.
  70. А.В. АРХН и ТО ITEPIEXON у досократиков // Античная балканистика 3. Языковые данные и этнокультурный контекст Средиземноморья. Предварительные материалы / ред. Л. А. Гиндин и др. М.: Ин-т славяноведения и балканистики АН СССР, 1978. — С. 33−35.
  71. А. В. Проблема аутентичности АРХН как милетского термина (к интерпретации свидетельства Теофраста) // Материалы к историографии античной и средневековой философии. — М., ИФАН, 1989. С. 24−44.
  72. Леви-Стросс К. Тотемизм сегодня // Его же. Первобытное мышление / К. Леви-Стросс. М.: ТЕРРА — Книжный клуб- Республика, 1999. -С. 37−110.
  73. А.Ф. Античный космос и современная наука // Его же. Бытие. Имя. Космос / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1993. — С. 61−306.
  74. А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона // Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т.1 / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1990. — С. 3−63.
  75. А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика / А. Ф. Лосев. М.: ACT, 2000. — 878 с.
  76. А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М.: ACT, 2000 / А. Ф. Лосев. — 623 с.
  77. А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 1 / А. Ф. Лосев. М.: ACT, 2000. — 830 с.
  78. А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 2 / А. Ф. Лосев. М.: ACT, 2000. — 676 с.
  79. А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М.: ACT, 2000 / А. Ф. Лосев. — 621 с.
  80. А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон / А. Ф. Лосев. М.: ACT, 2000. — 846 с.
  81. А.Ф. Об одном античном термине, лежащем в основе последующей философии // Античная балканистика. / Отв. ред. ред. Л. А. Гиндин. М.: Ин-т славяноведения и балканистики АН СССР, 1987. — С. 73−77.
  82. А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1993. — 959 с.
  83. А.Ф. Платон. Аристотель / А. Ф. Лосев, А.А. Тахо-Годи. М.: Молодая гвардия, 1993. — 383 с.
  84. А.Ф. Платоновский объективный идеализм и его трагическая судьба. // Платон и его эпоха. К 2400-летию со дня рождения. — М.: Наука, 1979 / ред. Ф. Х. Кессиди. С. 9−57.
  85. А.Ф. Ранние диалоги Платона и сочинения платоновской школы // Платон. Диалоги / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1986. — С. 5−50.
  86. А.Ф. Самое само // Его же. Миф. Число. Сущность / А. Ф. Лосев. -М.: Мысль, 1994. С. 299−326.
  87. А.Ф. Стойхейон. Древнейшая история термина // Статьи и исследования по русскому языку и языкознанию. Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина. Ученые записки. Т. 450 / ред. А. Н. Стеценко. М.: б.и., 1971 — С. 18−26.
  88. А.Ф. Теогония и космогония // Его же. Мифология греков и римлян / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1996.
  89. С .Я. Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования / С. Я. Лурье. Л.: Наука, 1970. — 664 с.
  90. А.О. Древнегреческие атомисты / А. О. Маковельский. Баку: Изд-во АН Азербайджанской ССР, 1946. — 402 с.
  91. А.О. Софисты. Вып. 1 / А. О. Маковельский. — Баку, 1940.-С. 4−47.
  92. М.М. Язык-миф-культура. Символы жизни и жизнь символов / М. М. Маковский. М.: Институт Русского языка им. В. В. Виноградова РАН, 1996. — 330 с.
  93. М.К. Лекции по античной философии / М. К. Мамардашвили. М., Аграф, 1997- 320 с.
  94. Мифы народов мира / глав. ред. С. А. Токарев. М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1997.-Т. 1−2.
  95. М.А. Античная философия. // Новейший философский словарь / глав. ред. A.A. Грицанов. Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — С. 31−38.
  96. A.A., Нерознак В. П., Шарыпкин С. Я. Памятники древнейшей греческой письменности (введение в микенологию) / A.A. Молчанов и др. М.: Наука, 1988. — 191 с.
  97. B.C. Сократ / B.C. Нерсесянц. М.: Наука, 1984. — 190 с.
  98. Р. На коленях богов. Истоки европейской мысли о душе, разуме, теле, времени, мире и судьбе / Р. Онианс. М.: Прогресс-Традиция, 1999.-592 с.
  99. Ориген. О началах / Ориген. СПб.: Амфора, 2000. — 382 с.
  100. М.А. Сказания и легенды средневековой Европы / М. А. Орлов. Ростов н/Д: Феникс, СПб.: Северо-Запад, 2007. — 480 с.
  101. Платон. Алкивиад I // Его же. Собрание сочинений в 4 т. Т. 1 / Платон. М.: Мысль, 1990. — С. 220−267.
  102. Платон. Алкивиад II // Его же. Собрание сочинений в 4 т. Т. 1 / Платон. -М.: Мысль, 1990. С. 125−141.
  103. Платон. Апология Сократа // Его же. Собрание сочинений в 4 т. Т. 1 / Платон. -М: Мысль, 1990. С. 70−96.
  104. Платон. Гиппий Больший // Его же. Собрание сочинений в 4 т. Т. 1 / Платон. -М.: Мысль, 1990. С. 386−417.
  105. Платон. Гиппий Меньший // Его же. Собрание сочинений в 4 т. Т. 1 / Платон. М.: Мысль, 1990. — С. 203−219.
  106. Платон. Горгий // Его же. Собрание сочинений в 4 т. Т. 1 / Платон. — М.: Мысль, 1990. С. 477−574.
  107. Платон. Государство // Его же. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3 / Платон. М.: Мысль, 1994. — С. 79−420.
  108. Платон. Евтидем // Его же. Собрание сочинений в 4 т. Т. 1 / Платон. -М.: Мысль, 1990. С. 158−202.
  109. Платон. Евтифрон // Его же. Собрание сочинений в 4 т. Т. 1 / Платон. -М.: Мысль, 1990. С. 295−313.
  110. Платон. Законы // Его же. Собрание сочинений в 4 т. Т.4 / Платон. -М.: Мысль, 1994. С. 71−437.
  111. Платон. Ион // Его же. Собрание сочинений в 4 т. Т. 1 / Платон. -М.: Мысль, 1990. С. 372−385.
  112. Платон. Кратил // Его же. Собрание сочинений в 4 т. Т. 1 / Платон. -М.: Мысль, 1990.-С. 613−681.
  113. Платон. Критий // Его же. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3 / Платон. -М.: Мысль, 1994.-С. 501−515.
  114. Платон. Критон // Его же. Собрание сочинений в 4 т. Т. 1 / Платон.- М: Мысль, 1990. С. 97−111.
  115. Платон. Лахет // Его же. Собрание сочинений в 4 т. Т. 1 / Платон. — М.: Мысль, 1990. С. 268−294.
  116. Платон. Лисид // Его же. Собрание сочинений в 4 т. Т. 1 / Платон. -М.: Мысль, 1990.-С. 314−340.
  117. Платон. Менексен // Его же. Собрание сочинений в 4 т. Т. 1 / Платон. -М.: Мысль, 1990. С. 142−157.
  118. Платон. Менон // Его же. Собрание сочинений в 4 т. Т. 1 / Платон. — М.: Мысль, 1990.-С. 575−612.
  119. Платон. Парменид // Его же. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2 / Платон. М.: Мысль, 1993. — С. 346- 412.
  120. Платон. Пир // Его же. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2 / Платон. — М.: Мысль, 1993. -С.81−134.
  121. Платон. Письма // Его же. Собрание сочинений в 4 т. Т.4 / Платон. — М.: Мысль, 1994. С. 460−516.
  122. Платон. Политик // Его же. Собрание сочинений в 4 т. Т. 4 / Платон.- М.: Мысль, 1994. С. 3−70.
  123. Платон. Послезаконие // Его же. Собрание сочинений в 4 т. Т.4 / Платон. М.: Мысль, 1994. — С. 438−459.
  124. Платон. Протагор // Его же. Собрание сочинений в 4 т. Т. 1 / Платон. -М.: Мысль, 1990. С. 418−476.
  125. Платон. Софист // Его же. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2 / Платон.- М.: Мысль, 1993. С. 275−345.
  126. Платон. Теэтет // Его же. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2 / Платон. — М.: Мысль, 1993. С. 192−274.
  127. Платон. Тимей // Его же. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3 / Платон. -М.: Мысль, 1994. С. 421−500.
  128. Платон. Феаг // Его же. Собрание сочинений в 4 т. Т. 1 / Платон. — М.: Мысль, 1990.-С. 112−124.
  129. Платон. Федон // Его же. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2 / Платон. -М.: Мысль, 1993. С. 7−80.
  130. Платон. Федр // Его же. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2 / Платон. — М.: Мысль, 1993.-С. 135−191.
  131. Платон. Филеб // Его же. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3 / Платон. -М.: Мысль, 1994. С. 7−78.
  132. Платон. Хармид // Его же. Собрание сочинений в 4 т. Т. 1 / Платон. -М.: Мысль, 1990.-С. 341−371.
  133. М.М. К вопросу об авторстве платоновских эпиграмм // Акабвцею. Материалы и исследования по истории платонизма. Вып.1 / ред. Р. В. Светлов и A.B. Цыб СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997.-С. 92−97
  134. К. Открытое общество и его враги. Т.1. Чары Платона / К. Поппер. — М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. — 448 с.
  135. Порфирий. Жизнь Пифагора // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Порфирий. — М, Мысль, 1979. С. 449 461.
  136. . История западной философии / Б. Рассел. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003. — 992 с.
  137. A.B. Математика Евклида в свете философии Платона и Аристотеля / A.B. Родин. М.: Наука, 2003. — 211 с.
  138. И.Д. Анаксагор. У истоков античной науки / И. Д. Рожанский. М.: Наука, 1972. — 320 с.
  139. И.Д. Естественнонаучные сочинения Аристотеля // Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 3 / И. Д. Рожанский. М.: Мысль, 1981.-С. 5−57.
  140. И.Д. Ранняя греческая философия // Фрагменты ранних греческих философов. 4.1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / И. Д. Рожанский. М.: Наука, 1989. — С. 5−32.
  141. Секст Эмпирик. Против ученых // Его же. Сочинения в двух томах / Секст Эмпирик. М.: Мысль, 1976. — 2 т.
  142. Секст Эмпирик. Три книги пирроновых положений. // Его же. Сочинения в двух томах. Т.2 / Секст Эмпирик. — М., Мысль, 1976. С. 205−380.
  143. К.А., Слинин Я. А. Природа и разум. Античная парадигма / К. А. Сергеев, Я. А. Слинин. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. — 240 с.
  144. A.B. У истоков европейской рациональности (Начало древнегреческой философии). М.: Интерпракс, 1996. — 192 с.
  145. A.B. Эмпедокл. М.: Мысль, 1985. — 191 с.
  146. М.Н. Учебник древнегреческого языка / М. Н. Славятинская. М.: Филоматис, 2003. — 620 с.
  147. B.C. Жизненная драма Платона // Его же. Сочинения в двух томах. Т.2 / B.C. Соловьев. М.: Мысль, 1990. — С. 582−625.
  148. М.А. Александр Афродисийский и его трактат «О смешении и росте» в контексте истории античного аристотелизма / М. А. Солопова. М.: Наука, 2002. — 224 с.
  149. Сочинения платоновской школы // Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т.4 / общ. ред. А. Ф. Лосев, В. Ф. Асмус, A.A. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994. -С.517−624.
  150. Суд над Сократом. Сборник исторических свидетельств / сост. A.B. Кургатников. СПб.: Алетейя, 2000. — 264 с.
  151. Л.Б. Драконы времени (вместо эпилога) // Онианс Р. На коленях богов. Истоки европейской мысли о душе, разуме, теле, времени, мире и судьбе / Л. Б. Сумм. М.: Прогресс-Традиция, 1999. — С. 560
  152. . Ацтеки. Воинственные подданные Монтесумы / Ж. Сустель. М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 287 с.
  153. Тахо-Годи A.A. Греческая мифология / A.A. Тахо-Годи. — М.: ООО «Издательство ACT" — Харьков: Фолио, 2002.-256с.
  154. Тахо-Годи A.A. О древнегреческом понимании личности // Онианс Р. На коленях богов. Истоки европейской мысли о душе, разуме, теле, времени, мире и судьбе / A.A. Тахо-Годи. М.: Прогресс-Традиция, 1999. — С. 501.
  155. С.А. Ранние формы религии / С. А. Токарев. — М., Политиздат, 1990. 622 с.
  156. В. Н. Понятие предела и Ep? c в платоновской перспективе (этимологический аспект) // Античная балканистика / В. Н. Топоров. — М.: Ин-т славяноведения и балканистики АН СССР, 1987.— С. 107−118.
  157. В.Н. Ведийское rta- к соотношению смысловой структуры и этимологии // Этимология. 1979. / В. Н. Топоров. М.: Наука, 1981. — С. 139 156.
  158. Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного / Е. А. Торчинов. СПб.: «Азбука-классика», «Петербургское востоковедение», 2005. — 480 с.
  159. А. Дао путь воды / А. Уотс. — Киев: София, 1996. -288 с.
  160. Учебники платоновской философии / сост. Ю. А. Шичалин. М., Томск: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, Водолей, 1995. — 160 с.
  161. Е.В. Герменевтика Мартина Хайдеггера / Е. В. Фалёв. СПб.: Алетейя, 2008. — 224 с.
  162. Фестюжьер А.-Ж. Личная религия греков / А.-Ж. Фестюжьер. — СПб.: Алетейя, 2000. 253 с.
  163. Фрагменты ранних греческих философов. 4.1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / ред. И. Д. Рожанский. — М., Наука, 1989. 576 с.
  164. Г., Франкфорт Г. А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека / Г. Франкфорт и др. СПб.: Амфора, 2001. — 314 с.
  165. Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Дж. Дж. Фрэзер. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. — 781 с.
  166. Дж. Дж. Фольклор в Ветхом Завете / Дж. Дж. Фрэзер. — М.: ООО «Издательство ACT», 2003. 650 с.
  167. Фукидид. История / Фукидид. Л.: Наука, ленинградское отделение, 1981. — 543 с.
  168. М. Бытие и время / М. Хайдеггер. Харьков: «Фолио», 2003.-503 с.
  169. М. Введение в метафизику / М. Хайдеггер. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1997. — 304 с.
  170. М. Наука и осмысление. // Его же. Время и бытие. Статьи и выступления / М. Хайдеггер. М.: Республика, 1993. — С. 238−253.
  171. М. Основные понятия метафизики // Его же. Время и бытие. Статьи и выступления. М.: Республика, 1993 / М. Хайдеггер. — С. 327 345.
  172. М. Что такое метафизика // Его же. Время и бытие. Статьи и выступления / М. Хайдеггер. М.: Республика, 1993. — С. 16−27.
  173. М. Что это такое философия? / М. Хайдеггер. -Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1992. — 30 с.
  174. Хейзинга Й. Homo Ludens // Его же. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. — 539 с.
  175. Хук С. Мифология Ближнего Востока / С. Хук. М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. — 175 с.
  176. Э. Очерк истории греческой философии / Э. Целлер. СПб.: Алетейя, 1996.-296 с.
  177. А.Н. Философия Древнего мира: учеб. пособие / А. Н. Чанышев. М.: Высшая школа, 2001. — 703 с.
  178. А.Н. Эгейская предфилософия. М.: Издательство Московского университета, 1970. — 240 с.
  179. Черняков А.Г. .Стрекало вопроса (Вместо предисловия) // Хайдеггер М. Введение в метафизику / А. Г. Черняков. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1997. — С. 15−84.
  180. А.Г. Хайдеггер и греки // Мартин Хайдеггер: Сб. статей / А. Г. Черняков. СПб.: РХГИ, 2004. — С. 218−252.
  181. Чжуан-цзы. Путь полноты свойств / Чжуан-цзы. — М.: Эксмо, 2005. -432 с.
  182. Дж. Дешифровка линейного письма Б // Тайны древних письмен / Дж. Чэдуик. М.: Прогресс, 1976. — С. 105−251.
  183. Шестов JI. Memento mori (По поводу теории познания Эдмунда Гуссерля) // Гуссерль Э. Философия как строгая наука / Л. И. Шестов. -Новочеркасск: Агентство Сагуна, 1994. С. 5−48.
  184. О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории / О. Шпенглер. М.: Мысль, 1998. — Т. 1−2.
  185. Т. Сократ как пифагореец и анамнезис в диалоге Платона «Федон» / Т. Эберт. СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2005. — 160 с.
  186. М. Священное и мирское / М. Элиаде. М.: Изд-во МГУ, 1994.-144 с.
  187. Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов / К. Г. Юнг. Мн.: Харвест, 2004. — 400 с.
  188. Г. Эмпедокл: философ, врач и чародей. Данные для его понимания и оценки / Г. Якубанис. Киев: Синто, 1994. — 232 с.
  189. Ямвлих Халкидский. Комментарии на диалоги Платона / Ямвлих Халкидский. СПб.: Алетейя, 2000. — 319 с. 2711. Периодические издания
  190. С.С. Два рождения европейского рационализма / С. С. Аверинцев // Вопросы философии. — 1989. № 3. — С. 3−13.
  191. М.Н. О трех базовых антитезах онтологии Гераклита / М. Н. Вольф // Гуманитарные науки в Сибири. 2006. — № 1. — С. 22−26.
  192. В.П. Кризис древнегреческой демократии и философия Сократа / В. П. Горан // Гуманитарные науки в Сибири. — 2006. № 1. — С. 2631.
  193. В.П. Кризис древнегреческой демократии: Продик и Критий. / В. П. Горан // Гуманитарные науки в Сибири. 2003. — № 1. — С.20−23.
  194. В.П. Кризис древнегреческой демократии и философия софистов: Протагор и Ксениад / В. П. Горан // Гуманитарные науки в Сибири. -2001. № 1. С.43−48.
  195. A.B. ТО AnEIPON: не Анаксимандр, а Платон и Аристотель / A.B. Лебедев // Вестник древней истории. 1978. — № 1. — С. 3953.
  196. A.B. ТО AnEIPON: не Анаксимандр, а Платон и Аристотель / A.B. Лебедев // Вестник древней истории. 1978. — № 2. — С. 43−58.
  197. М.М. Индоевропейский корень: форма и значение / М. М. Маковский // Вопросы языкознания.-2002. № 3 — С. 120−125.
  198. М.К. О философии / М. К. Мамардашвили // Вопросы философии. — 1991 № 5. — С. 3−10.
  199. М.К. Из краткого введения в философию / М. К. Мамардашвили // Вопросы философии. 2000. — № 12. — С. 64−73.
  200. В. Платон как зеркало русской идеи / В. Россман // Вопросы философии. 2005. — № 4. — С. 38−50.2721. Диссертации
  201. Anaxagore. De la nature. Электронный ресурс. б.м., 1999. — Режим доступа: URL: http://membres.lycos.fi-/delisle/Anaxagore.html
  202. Aristotle. Metaphysics. Greek text. Электронный ресурс. Berlin, б.г. — Режим доступа: URL: http://perseus.mpiwg-berlin.mpg.de/cgi-bin/ptext?doc=Perseus%3 Atext%3 А1999.01.0051
  203. Aristotle. Nicomachean Ethics. Greek text. Электронный ресурс. -Berlin, б.г. Режим доступа: URL: http://perseus.mpiwg-berlin.mpg.de/cgi-bm/ptext?doc=Perseus%3 Atext%3 A1999.01.0053
  204. Aristotle. Poetics. Greek text. Электронный ресурс. Berlin, б.г. -Режим доступа: URL: http://perseus.mpiwg-berlin.mpg.de/cgi-bin/ptext?doc=Perseus%3Atext%3A1999.01.0055
  205. Aristotle. Politics. Greek text. Электронный ресурс. Berlin, б.г. -Режим доступа: URL: http://perseus.mpiwg-berlin.mpg.de/cgi-bin/ptext?doc=Perseus%3Atext%3A1999.01.0057
  206. Aristotle. Rhetoric. Greek text. Электронный ресурс. Berlin, б.г. -Режим доступа: URL: http://perseus.mpiwg-berlin.mpg.de/cgi-bin/ptext?doc=Perseus%3 Atext%3 A1999.01.0059
  207. Beeks R. Greek Etymological Dictionary. Электронный ресурс. — Leiden, 2003. Режим доступа: URL: http://www.indo-european.nl/cgi-bin/response.cgi?single:=l&basename=dataiegreek&textrecno=786&root=leiden
  208. Burnet J. Early Greek Philosophy. Электронный ресурс. б. м, б.и., б.г. — Режим доступа: URL: http://www.classicpersuasion.org/pw/burnet/egp.htm?chapter=introduction
  209. Aioyevrii- Aaepxioi-. Bioi kcci yvc5|j, ai xcov 'ev
  210. Fragmenta Praesocratica. Электронный ресурс. — Frankfurt, 1998. -2000. — Режим доступа: URL: http://titus.uni-frankfurt.de/texte/etcs/grie/vorsokr/vorso.htm
  211. Greek grammar on the Web. Электронный ресурс. б. м, 2004. -Режим доступа: URL: http://perswww.kuleuven.be/~u0013314/greekg/reading.htm
  212. Griechische Lekture (zur altgriechischen Schrift). Электронный ресурс. б.м., 2007. — Режим доступа: URL: http://www.gottwein.de/Grie/Gr.Lektuere.php
  213. Herodotus. The Histories. Greek text. Электронный ресурс. — Berlin, б.г. Режим доступа: URL: http://perseus.mpiwg-berlin.mpg.de/cgi-bin/ptext?doc=Perseus%3 Atext%3 Al999.01.0125
  214. Hesiod. Shield of Heracles. Greek text. Электронный ресурс. Berlin, б.г. — Режим доступа: URL: http://perseus.mpiwg-berlin.mpg.de/cgi-bin/ptext?doc=Perseus%3 Atext%3 AI 999.01.0127
  215. Hesiod. Theogony. Greek text. Электронный ресурс. — Berlin, б.г. — Режим доступа: URL: http://perseus.mpiwg-berlin.mpg.de/cgi-bin/ptext?doc=Perseus%3 Atext%3 А1999.01.0129
  216. Hesiod. Works and Days. Greek text. Электронный ресурс. Berlin, б.г. — Режим доступа: URL: http://perseus.mpiwg-berlin.mpg.de/cgi-bin/ptext?doc=Perseus%3 Atext%3 А1999.01.0131
  217. Hj. Frisk’s. Griechisches etymologisches Woerterbuch. Электронный ресурс. Leiden, 2003. — Режим доступа: URL: http://www.indo-european.nl/cgi-bin/startq.cgi?flags=endnnnl&root=leiden&basename=%5Cdata%5Cie%5Cgreek
  218. Homer. Iliad. Greek text. Электронный ресурс. Berlin, б.г. — Режим доступа: URL: http://perseus.mpiwg-berlin.mpg.de/cgi-bin/ptext?doc=Perseus%3Atext%3A1999.01.0133
  219. Homer. Odyssey. Greek text. Электронный ресурс. Berlin, б.г. — Режим доступа: URL: http://perseus.mpiwg-berlin.mpg.de/cgi-bin/ptext?doc=Perseus%3 Atext%3 AI 999.01.0135
  220. Indo-Aryan inherited lexicon Lubotsky. [Электронный ресурс] -Leiden, 2003. Режим доступа: URL: http://www.indo-european.nl/cgi-bin/response.cgi?root=leiden&morpho=0&basename=dataieewa&first=121
  221. J. Pokorny’s Indogermanisches Etymologisches Woerterbuch. Электронный ресурс. Leiden, 2003. — Режим доступа: URL: http://www.indo-european.nl/cgibin/startq.cgi?flags=endnnnl&root=leiden&basename=%5Cdata%5Cie%5Cpokorny
  222. Leaf W. Commentary on the Iliad. Электронный ресурс. Somerville, б.и., б.г. — Режим доступа: URL: http://www.perseus.tufts.edu/cgibin/ptext?doc=Perseus%3atext%3al999%2e04%2e0056&query=commline%3d%23 673
  223. Marcos G. Mycenean-English Glossary. Электронный ресурс. б.м., б.и., 2000. — Режим доступа: URL: http://www.geocities.com/kurogr/linearb.pdf
  224. Plato. Alcibiades 1, Alcibiades 2, Hipparchus, Lovers, Theages, Charmides, Laches, Lysis. Greek text. Электронный ресурс. Berlin, б.г. — Режим доступа: URL: http://perseus.mpiwg-berlin.mpg.de/cgi-bin/ptext?doc=Perseus%3 Atext%3 A1999.01.0175
  225. Plato. Cratylus, Theaetetus, Sophist, Statesman. Greek text. Электронный ресурс. Berlin, б.г. — Режим доступа: URL: http://perseus.mpiwg-berlin.mpg.de/cgi-bin/ptext?doc=Perseus%3 Atext%3 A1999.01.0171
  226. Plato. Epistles. Greek text. Электронный ресурс. Berlin, б.г. -Режим доступа: URL: http://perseus.mpiwg-berlin.mpg.de/cgi-bin/ptext?doc=Perseus%3 Atext%3 A1999.01.0163
  227. Plato. Euthydemus, Protagoras, Gorgias, Meno. Greek text. Электронный ресурс. Berlin, б.г. — Режим доступа: URL: http://perseus.mpiwg-berlin.mpg. de/cgi-bin/ptext?doc=Perseus%3 Atext%3 A1999.01.0177
  228. Plato. Euthyphro, Apology, Crito, Phaedo. Greek text. Электронный ресурс. Berlin, б.г. — Режим доступа: URL: http://perseus.mpiwg-berl in .mp g. de/cgi-bin/ptext?doc=Perseus%3 Atext%3 A1999.01.0169
  229. Plato. Laws. Greek text. Электронный ресурс. — Berlin, б.г. Режим доступа: URL: http ://perseus .mpiwg-berlin.mp g. de/cgi-bin/ptext?doc=Perseus%3 Atext%3 A1999.01.0165
  230. Plato. Parmenides, Philebus, Symposium, Phaedrus. Greek text. Электронный ресурс. — Berlin, б.г. Режим доступа: URL: http://perseus.mpiwg-berlin.mpg.de/cgi-bin/ptext?doc=Perseus%3 Atext%3 A1999.01.0173
  231. Plato. Republic. Greek text. Электронный ресурс. Berlin, б.г. -Режим доступа: URL: http://perseus.mpiwg-berlin.mpg.de/cgi-bin/ptext?doc=Perseus%3 Atext%3 A1999.01.0167
  232. The American Heritage® Dictionary of the English Language, Fourth Edition. Электронный ресурс. — б.м., Houghton Mifflin Company, 2000 Режим доступа: URL: http://www.bartleby.com/61/roots/IE 129. html
  233. Xenophon. Works on Socrates. Greek text. Электронный ресурс. -Berlin, б.г. Режим доступа: URL: http://perseus.mpiwg-berlin.mpg.de/cgi-bin/ptext?doc=Perseus%3Atext%3Al 999.01.0211
  234. Турин С. Alpha. Древнегреческо-русский словарь. Электронный ресурс. Томск, б.и., 2002. — Режим доступа: URL: http://gurin.tomsknet.ru/alpha.html
  235. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Электронный ресурс. — М, б.г. Режим доступа: URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc2p/NT0005B652
  236. Asmis, Е. What is Anaximander’s apeiron? / E. Asmis // Journal of the History of Philosophy, 19:3 (1981: July), pp. 279−297.
  237. Burnet, Jh. Early Greek philosophy / J. Burnet. London: Elibron Classics, 2005.-389 p.
  238. Cornford, F.M. From Religion to Philosophy / F. Cornford. NY: Harper & Row, publishers, 6.r. — 275 p.
  239. Cornford, F.M. Principium Sapientiae: The Origins of Greek Philosophical Thought / F. Cornford. Cambridge: University press, 1952. — 271 p.
  240. Diels, H. Elementum. Eine Vorarbeit zum griechischen und lateinischen Thesaurus. / H. Diels. Leipzig: Druck und verlag von B.G. Teubner, 1899. — 93 p.
  241. Heidel, W.A. On Anaximander / W. Heidel. // Classical philology, Vol. VII, No. 2.-pp. 212−234.
  242. Kirk, G. S., Raven, J. E., Schofield M. The presocratic philosophers. / G.S. Kirk, J.E. Raven, M. Schofield. Cambridge: University Press, 1983. — 460 p.
  243. Lagercrantz, O. Elementum. Eine lexikologische Studie / O. Lagercrantz. Uppsala: A.-B. Akademiska bokhandeln, 1911. — 109 p.
  244. Lumpe, A. Der Terminus «Prinzip» (arche) von den Vorsokratikern bis auf Aristoteles / A. Lumpe // Archiv fur Begriffsgeschichte, 1955, 1 pp. 104−116.
  245. Mills, L. Zarathushtra and the Logos / L. Mills // The American Journal of Philology, Vol. 22, No. 4. pp. 432−437.
  246. Vlastos, G. On Heraclitus / G. Vlastos // The American Journal of Philology, Vol. 76, No. 4. pp. 337−368.
Заполнить форму текущей работой