Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Оценка взаимосвязи зубочелюстных аномалий и психоневрологических нарушений у детей 7-12 лет

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рекомендуется ориентироваться на полученные нормы сенсомоторного уровня речи для детей с физиологической окклюзией (Для детей с физиологической окклюзией средняя норма по звукопроизношению составляет 27,2±0,5 баллов, сформированности звукослоговой структуры слова — 12,8±0,4 баллов, артикуляционной моторики — 50,1±0,5 баллов, динамической организации движений органов артикуляционного аппарата… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. вредные привычки и их взаимосвязь с формированием зубочелюстных аномалий
      • 1. 1. 1. Вредные привычки: распространенность и классификация
      • 1. 1. 2. Взаимосвязь вредных привычек с зубочелюстными аномалиями
      • 1. 1. 3. Виды зубочелюстных аномалий у детей с вредными привычками
      • 1. 1. 4. Способы устранения вредных привычек
    • 1. 2. Психоневрологические аспекты формирования вредных привычек
  • Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Объект и объем исследования
    • 2. 2. Методы исследования
      • 2. 2. 1. Клиническое обследование
      • 2. 2. 2. Методы фотометрического анализа профиля лица
      • 2. 2. 3. Антропометрические методы измерения зубных рядов
      • 2. 2. 4. Методы исследования психоневрологического статуса
        • 2. 2. 4. 1. Анкетирование родителей
        • 2. 2. 4. 2. Исследование психоневрологических нарушений
        • 2. 2. 4. 3. Исследование моторики и координации движений у детей
        • 2. 2. 4. 4. Исследование сенсомоторного уровня речи
    • I. 2.2.5. Статистические методы обработки результатов исследования
  • РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • I. ГЛАВА 3. МОРФОМЕТРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПАЦИЕНТОВ С
    • I. ВРЕДНЫМИ ПРИВЫЧКАМИ
    • I. 3.1. Распространенность вредных привычек у детей с физиологической окклюзией и зубочелюстными аномалиями
      • 3. 2. Фотометрические показатели профиля лица у детей в период смены зубов
      • 3. 3. Антропометрические измерения моделей челюстей
        • 3. 3. 1. Антропометрические измерения моделей челюстных костей с физиологической окклюзией
        • 3. 3. 2. Антропометрические показатели моделей челюстей у пациентов с зубочелюстными аномалиями и наличием вредных привычек
  • ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ
    • 4. 1. Результаты анкетирования родителей
    • 4. 2. Психоневрологические нарушения у детей с вредными привычками и зубочелюстными аномалиями
    • 4. 3. Результаты исследования сенсомоторного уровня речи
    • 4. 4. Результаты исследования моторики и координаторной сферы у детей с зубочелюстными аномалиями
    • 4. 5. Результаты стабилометрического обследования

Оценка взаимосвязи зубочелюстных аномалий и психоневрологических нарушений у детей 7-12 лет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Более 45% детей имеют зубочелюстные аномалии, которые влияют на нормальное формирование зубочелюстной системы и функционирование челюстно-лицевой области, а также психологическое развитие ребенка.

Этиология зубочелюстных аномалий многофакторна (Камышева Л.И. и соавт., 1993; Куроедова В. Д., 1997; Хорошилкина Ф. Я. и соавт., 2005; Moorrees C.F., 1959; Niinimaa V., 1981; Ngan Р. и Fields H.W., 1997; Fields H.W. и соавт., 1991; Woodside D.G. и соавт., 1991; Crause IL, 2000).

На формирование зубочелюстных аномалий оказывают влияние: общие заболевания (Ильина-Маркосян Л.В., 1976; Адамчик A.A., Арсенина О. И., 1998), наследственные факторы (Колесов A.A. и соавт., 1986; Куроедова В. Д и Атраментова Л. А., 1998), а также наличие вредных привычек (Окушко В.П., 1975; Хорошилкина Ф. Я. и соавт., 2005). Среди этиологических факторов развития зубочелюстных аномалий высокую распространенность имеют вредные привычки. По мнению ряда авторов, наличие устойчивых вредных привычек тесно взаимосвязано с психоневрологическими нарушениями (Окушко В.П., 1965, Сальковская Е. А., 1981, Jacobson J.A., 1963, Sheldon G.H., 1969, Brenner J., 1974, Lester et all, 1976;.

Для определения правильной тактики лечения таких пациентов обязательным должно быть обследование детским психоневрологом.

Лечение вредных привычек включает как местное ортодонтическое лечение, так и общее, направленное на коррекцию психоневрологических нарушений. При планировании ортодонтического лечения необходимо учитывать психоневрологический статус пациента, что поможет достичь устойчивого результата лечения, а также нормального функционирования зубочелюстной системы.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Целью настоящего исследования явилось изучение взаимосвязи зубочелюстных аномалий и психоневрологических нарушений у детей 712 лет.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Определить распространенность психоневрологических нарушений у детей с зубочелюстными аномалиями.

2. Оценить взаимосвязь изменений психоневрологического статуса с видами аномалий зубочелюстной системы.

3. Выявить морфометрические особенности детей с зубочелюстными аномалиями и вредными привычками.

4. Определить конкретные формы психоневрологических нарушений у детей с зубочелюстными аномалиями и вредными привычками.

5. Дать характеристику отклонений в развитии речи у детей при выполнении психоневрологических тестов у детей с зубочелюстными аномалиями по сравнению с детьми с физиологической окклюзией.

6. Определить особенности постурального равновесия у детей с зубочелюстными аномалиями и вредными привычками.

7. Адаптировать методы скрининга психоневрологических нарушений у детей с зубочелюстными аномалиями.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Проведена оценка взаимосвязи зубочелюстных аномалий и психоневрологических нарушений.

2. Определены особенности психоневрологических нарушений у детей с вредными привычками.

3. Определены нормативы сенсомоторного уровня речи для детей с физиологической окклюзией.

3. Проведено стабилометрическое обследование детей с зубочелюстными аномалиями и неврологическими нарушениями, а также детей с физиологической окклюзией.

4. Предложены методы скрининга психоневрологических нарушений у детей с зубочелюстными аномалиями.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ Материалы диссертации доложены, обсуждены и одобрены на XXX Итоговой конференции Общества молодых ученых МГМСУ (Москва, 2008 г.), 83 и 84 Конгрессах Европейского общества ортодонтов в Берлине и Лиссабоне (2007, 2008), XIV Конференции Ассоциации стоматологов республики Молдова (Кишинев, 2008), XI Ежегодном научном форуме «Стоматология 2009 — Инновации и перспективы в стоматологии и челюстно-лицевой хирургии», 85 Конгрессе Европейского общества ортодонтов (Хельсинки, 2009), V Научно-практической конференции «Стоматологическое здоровье ребенка» (Москва, 2009), на заседании кафедры ортодонтии и детского протезирования МГМСУ 3 июня 2010 года.

Публикации по теме диссертации:

1. Рублева И.A. Correlation between sucking habit and child’s psychoneurological status (Взаимосвязь между вредными привычками и психоневрологическим статусом ребенка). — Abstract of the poster, 83 Congress of the European Orthodontic Society. — Берлин, 2007.-стр.194.

2. Рублева И. А. Динамика возрастных изменений психоневрологического статуса детей с зубочелюстными аномалиями. Сборник трудов XXX Итоговой конференции Общества молодых ученых МГМСУ, Москва, 2008. стр.280−282.

3. Рублева И. А., Слабковская А. Б., Персии JI.C. Изучение психоневрологического статуса у детей с зубочелюстными аномалиями. Сб. Medicina Stomatologica, Кишинев, -2008. — № 3(8), -С.60−63.

4. Рублева И. А., Слабковская А. Б., Персии JI.C. Изменения психоневрологического статуса у детей с зубочелюстными аномалиями. Научно-практический журнал «Российская Стоматология», № 1, том 1, 2008. С.52−55. (Внесен в перечень работ, рекомендуемых ВАК Минобрнауки РФ в 2010 году).

5. Рублева И. А., Слабковская А. Б., Персии J1.C., Заваденко Н. Н. Динамика возрастных изменений психоневрологического статуса детей с зубочелюстными аномалиями. — Ортодонтия. -2009. — с.114.

6. Рублева И. А., Персии Л. С., Заваденко Н. Н., Слабковская А. Б. Psychoneurological changes in children with malocclusion (Психоневрологические изменения у детей с зубочелюстными аномалиями). — Abstract of the poster, 84 Congress of the European Orthodontic Society. — Лиссабон, 2008. — СЛ55. 4.

7. Рублева И. А., Персии Л. С., Заваденко Н. Н., Слабковская А. Б., Юров В. В. Correlation between Neurobehavioral Status and Motor Disorders in Children with Malocclusion (Взаимосвязь между психоневрологическим статусом и двигательными нарушениями у детей с зубочелюстными аномалиями). — Abstract of the poster, 85 Congress of the European Orthodontic Society. — Helsinki, 2009. — стр. 20.

8. Рублева И. А., Персии Л. С., Слабковская А. Б., Заваденко Н. Н. Взаимосвязь вредных привычек, психоневрологического статуса и двигательных нарушений у детей с зубочелюстными аномалиями-Материалы XI Ежегодного научного форума «Стоматология 2009 -Инновации и перспективы в стоматологии и челюстно-лицевой хирургии». — М., 2009. — стр. 396−399.

9. Рублева И. А., Персии Л. С., Слабковская А. Б., Заваденко H.H. Изучение психоневрологического статуса, речевых и двигательных нарушений у детей с вредными привычками. -Стоматология детского возраста и профилактика. — 2009 — № 4.-стр.27−29.

10. Рублева И. А., Персии Л. С., Слабковская А. Б., Заваденко H.H. Исследование психоневрологического статуса и двигательных нарушений у детей с зубочелюстными аномалиями. -Ортодонтия. — 2010. — № 2 — стр. 17−20.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.

Полученные данные показали, что чаще всего вредные привычки у детей сочетаются с тревожными расстройствами, в связи с чем целесообразно дополнительное обследование ребенка у психоневролога. Для определения сенсомоторного уровня речи детей 7−12 лет с различными видами зубочелюстных аномалий врач-стоматолог может ориентироваться на нормы, полученные при обследовании группы детей с физиологической окклюзией. При значительном отклонении показателей речи необходимо направить ребенка на логопедическое лечение. Изменения постурального равновесия часто сопутствуют зубочелюстным аномалиям и вредным привычкам, что также требует дополнительной консультации невролога и кинезотерапевта.

Работа выполнена на кафедре Ортодонтии и детского протезирования МГМСУ, заведующий кафедрой — заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАМН, доктор медицинских наук, профессор Персии Л.С.

Результаты исследования внедрены в учебный и лечебный процесс кафедры ортодонтии и детского протезирования МГМСУ, используются в лекционном курсе и семинарах для студентов додипломного и последипломного образования.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Вредные привычки сочетаются с зубочелюстными аномалиями и должны учитываться при планировании ортодонтического лечения.

2. Зубочелюстные аномалии у детей сопровождаются психоневрологическими нарушениями, изменениями сенсомоторного уровня речи и нарушениями опорно-двигательной системы.

ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ.

Материалы диссертационной работы используются при проведении практических и теоретических занятий и лекций для студентов, интернов и клинических ординаторов, слушателей факультета усовершенствования врачей МГМСУ.

ЛИЧНЫЙ ВКЛАД АВТОРА.

Автором лично проведено обследование 135 детей 7−12 лет с зубочелюстными аномалиями и детей с физиологической окклюзией, а также фотометрический анализ профилей детей с зубочелюстными аномалиями и физиологической окклюзией, антропометрическое измерение гипсовых моделей зубных рядов детей с зубочелюстными аномалиями и вредными привычками, анкетирование родителей для выявления синдрома гиперактивности и дефицита внимания, минимальных мозговых дисфункций (Заваденко H.H., 2005), стабилометрическое обследование, исследование сенсомоторного уровня речи. Автором получены нормативы сенсомоторного уровня речи в группе детей с физиологической окклюзией.

104 ВЫВОДЫ.

1. Распространенность вредных привычек у детей 7−12 лет с зубочелюстными аномалиями составляет 65,5%. Зубочелюстные аномалии среди детей с вредными привычками встречаются в 74,3%.

2. У детей с зубочелюстными аномалиями выявлены следующие виды вредных привычек: у 32,8% - привычка грызть ногти, у 20,4% - сосание верхней или нижней губы, у 18,4% - привычка грызть ручки и карандаши, у 17,3% - сочетание привычек сосания губ и грызть ногти, а у 11,1% - сосание языка и прикусывание щек.

У детей с вредными привычками дистальная окклюзия определена у 30,1% детей, сагиттальная резцовая дизокклюзия — у 16,5%, вертикальная резцовая дизокклюзия — у 11,3%, перекрестная окклюзия — у 8%, глубокая резцовая окклюзия — в 5,6% и мезиальная окклюзия — у 2,8%.

3. У детей с вредными привычками и зубочелюстными аномалиями выявлены диспропорции профиля лица и зубных рядов в соответствии с аномалией окклюзией и наличием патологических привычных действий. Наиболее выражены изменения угла Н: у детей с мезиальной окклюзией он уменьшен на 46,7%, при сагиттальной резцовой дизокклюзии увеличен на 21% и при дистальной окклюзии увеличен на 15%.

4. У детей с зубочелюстными аномалиями и вредными привычками тревожные расстройства диагностированы в 63,4% случаев, что в 5,9 раз чаще, чем у детей с зубочелюстными аномалиями в отсутствии вредных привычек (10,8%).

У детей с зубочелюстными аномалиями синдром гиперактивности и дефицита внимания диагностирован в 39,8% случаях, что в 4,2 раза выше, чем у детей с физиологической окклюзией.

6. У детей с зубочелюстными аномалиями и наличием вредных привычек установлены достоверные изменения показателей речевых функций (звукопроизношения, сформированности звукослоговой структуры слова, артикуляционной моторики, динамической организации движений органов артикуляционного аппарата) по сравнению с детьми с физиологической окклюзией. Наиболее значительные речевые нарушения имеются у детей с мезиальной окклюзией.

5. Нарушения моторики и координаторной сферы характерны для всех возрастных групп детей с зубочелюстными аномалиями и выявляются с помощью специальных неврологических тестов (задания на ходьбу по линии и удерживание равновесия, пробы на чередование движений конечностей).

7. Наличие зубочелюстных аномалий в сочетании с вредными привычками, синдромом гиперактивности и дефицита внимания сопровождается существенными изменениями функционального состояния двигательной системы по данным стабилометрического исследования. Ухудшение показателей статкинезиограммы выражается в увеличении длины, площадь статокинезиограммы и площади отклонения, что сопровождается увеличением энергозатрат на поддержание вертикального положения тела.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Дети с зубочелюстными аномалиями при наличии вредных привычек нуждаются в консультации и наблюдении врача-психоневролога, поскольку стойкое сохранение вредных привычек способствует формированию зубочелюстных аномалий.

2. Пациенты с сочетанием наиболее распространенных зубочелюстных аномалий и вредных привычек (особенно дети с дистальной окклюзией и сагиттальной резцовой дизокклюзией) нуждаются в более тщательной диагностике психоневрологических нарушений в связи с высокой частотой встречаемости тревожных расстройств и синдрома гиперактивности и дефицита внимания.

3. Ортодонтическое лечение пациентов с вредными привычками должно сопровождаться коррекцией нарушений моторики и координации движений.

4. В процессе ортодонтического обследования следует обращать внимание на речевые нарушения у детей с зубочелюстными аномалиями, которые требуют своевременной логопедической коррекции. Длительное сохранение речевых нарушений у детей приводит к нарастанию трудностей социальных контактов и выраженности проявлений тревожных расстройств, что способствует закреплению вредных привычек.

Рекомендуется ориентироваться на полученные нормы сенсомоторного уровня речи для детей с физиологической окклюзией (Для детей с физиологической окклюзией средняя норма по звукопроизношению составляет 27,2±0,5 баллов, сформированности звукослоговой структуры слова — 12,8±0,4 баллов, артикуляционной моторики — 50,1±0,5 баллов, динамической организации движений органов артикуляционного аппарата -18,2±0,6 баллов и фонематическое восприятие звуков — 29,5±0,6 балла).

5. Модифицированные тесты по определению сенсомоторного уровня речи и анкета для родителей по выявлению синдрома гиперактивности и дефицита внимания (Приложение 1) рекомендуются к применению в практической работе врача-стоматолога и детских стоматологов для проведения комплексной диагностики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. — М.: НГМА, -2000.-С. 116−130.
  2. М.А. Возрастная динамика внимания, импульсивности и позная устойчивость у детей 7−10 лет: дис. .канд.мед.наук. Краснодар, 2003. — 146с.
  3. А.И. Ортопедическая стоматология детского возраста-Здоровья, 1965. 407с.
  4. H.H. Стоматология: Учеб. для мед. вузов. М.:ГЭОТАР-Медицина. — 2001. — С.277−279.
  5. З.Ф., Мухина А. Д. Деформация зубочелюстной системы у детей. Здоровья, 1975. — 184с.
  6. Е.И., Большаков Г. В. Атлас деформаций зубных рядов.-Саратов: Издательство Саратовского университета. — 1992.- 96с.
  7. С.И. Анатомия и физиология человека. Возрастные особенности с основами школьной гигиены. М.: Высшая школа, 1974. -468 с.
  8. В.И. Нервные дети. JL: Медицина, 1990. — С. 174.
  9. Т.Б. Мозговые дисфункции у детей.- М. 1983. — 239с.
  10. B.C., Левик Ю. С. Система внутреннего представления и управления движениями //Вестник РАН, 1995. Т. 65., — № 1. — С. 29.
  11. B.C., Левик Ю. С. Мышечная рецепция и обобщенное описание положения тела //Физиология человека, 1999. -Т. 25, № 1. С. 87−97.
  12. С. Декова Л. Атлас по ортодонтии. София. — 1988 -128с.
  13. Д.Д., Зациорский В. М. Биомеханика. -М.: ФК и С, 1979. 246 с.
  14. JI.Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. М.: Медицина, 1981. — 272с.
  15. H.H. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: Academia. — 2005. — 255с.
  16. H.H., Суворинова Н. Ю., Григорьева Н. В. Гиперактивность с дефицитом внимания у детей- современные подходы к фармакотерапии.// Психиатрия и психофармакотерапия. 2000. — Т. 2, № 2. — С. 59−62.
  17. Ильина-Маркосян JI.B. Методы диагностики в ортодонтии. Классификация зубочелюстных аномалий. Диагноз и план лечения: учеб. пособие.- М.-1976.-29с.
  18. Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. JL: Медицина, 1984.- 192с.
  19. Г. И., Сэдок Б. Д. Клиническая психиатрия. М.: Медицина,-1994.-Т.1.- 672с.
  20. Л.И., Теблоева Л. Т., Сашенкова Т. П. Этиология зубочелюстных аномалий. Связь с заболеваниями матери и ребенка. -М.: МСХА. 1993.-40с.
  21. A.A., Персии Л. С., Камышева Л. И. Методические рекомендации по диагностике зубочелюстных аномалий на моделях челюстей.- М, — 1986.-55с.
  22. В.А. Узловые вопросы организации психоневрологической помощи детям и подростам с пограничными нервно-психическими заболеваниями. М.: ЦОЛИУВ, 1973.- С. 170−182.
  23. В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков.- М.: 1985.-288с.
  24. В.Д. Новые аспекты болезни «Зубочелюстная аномалия». -Полтава. 1997.-255с.
  25. В.О. Роль психологического фактора, вызывающего вредные привычки у детей как причина возникновения патологии прикуса.//
  26. Актуальные вопросы психиатрической практики. -1991. вып.б. — С.23−25.
  27. В.Д., Атраментова JI.A. Особенности наследуемости зубочелюстных аномалий // Ортодент-Инфо.- 1998.-№ 4.- С.26−29.
  28. C.B. Распространенность и структура невротических расстройств среди городского детского населения: автореф. дис.. канд.мед.наук. М., 1979. — 16с.
  29. М.З., Королева JI.A., Заславская М. М. Вредные привычки у детей и их связь с патологией JIOP-органов и аномалиями зубочелюстной системы // Вопросы стоматологии. Кемерово, 1970. — С. 243−250.
  30. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. — Спб.: Прайм-Еврознак.-2003.- 384с.
  31. В.П. Участие глотания в формировании зубочелюстной системы в норме и при патологии. // Вопросы стоматологии и восстановительной хирургии лица. — Москва, 1965. С. 427−439.
  32. В.П. Аномалии зубочелюстной системы, связанные с вредными привычками и их лечение. М.: Медицина. — 1975.- 158с.
  33. В.П. Сага о зубах. Тирасполь: РИО ПГУ. — 2003. — 191с.
  34. Л.С. Ортодонтия. Современные методы диагностики зубочелюстно-лицевых аномалий. М., 2007. — С.-105−128.
  35. У.Р. Современная ортодонтия. М.: МЕДпресс-информ.-2006.-С.348−351.
  36. И.А., Слабковская А. Б., Персии Л. С. Изменения психоневрологического статуса у детей с зубочелюстными аномалиями // Российская Стоматология. 2008. — № 1. — С. 52−55.
  37. Е.А. Нарушение смыкания губ и глотания, методы их диагностики и устранения с целью профилактики рецидивов аномалий прикуса: автореф. дис.. канд. мед. Наук. -М., 1981. 17с.
  38. К.В., Куроедова В. Д. Результаты психокоррекции у детей с невротическими привычными действиями //Актуальные вопросы психиатрической практики, — вып. 7. Полтава, 1993. — С. 114−118.
  39. В.И., Бондарева И. Б. Математическая статистика в клинических исследованиях. М.: Издательский дом «ГЭОТАР-МЕД», 2001.- С.27−34.
  40. А.Ф., Ермакова В. В. Социальная гигиена и организация здравоохранения. М. Медицина, 1984. — С.64.
  41. А.Б. Морфологическое строение зубочелюстной системы и функциональное состояние пародонта у детей в возрасте 7−12 лет с сужением зубных рядов: дис.. канд.мед.наук. -М., 1995. -147с.
  42. Н.Г. Ранняя диагностика зубочелюстных аномалий у детей: Метод, рекомендации. М., 1985. — 43с.
  43. A.M. Статокинетические и психофизиологические характеристики испытуемых в динамике операторской деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата биологических наук. Ростов-на-Дону. 2002, 23 с.
  44. Т.А., Ахутина. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов.- М.: Аркти.-2002.-135с.
  45. Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. -М.: Айрис Пресс. 2007.-85с.
  46. Ф.Я., Персии Л. С., Окушко-Калашникова В.П. Ортодонтия. Книга IV. М., 2005 г. — 25−48.
  47. Ф.Я. Лечение различных нозологических форм зубочелюстно-лицевых аномалий у подростков и взрослых. Руководство по ортопедической стоматологии / под ред. В. Н. Копейкина.- М.: Медицина.- 1993.- 74−113.
  48. Т.А. Исследование равновесия тела в связи с изучением координационных способностей конькобежек 10−13 лет различныхсоматотипов //Тезисы докладов республиканской школы-семинара «Биомеханика и спорт». Смоленск, 1988. — С. 61−62.
  49. Г. Т., Маслова Г. К. Распространенность вредных привычек у детей, страдающих врожденными или приобретенными нервно-психическими заболеваниями // Стоматология. 1971. — № 3. — С. 86−87.
  50. Г. Психиатрия детского и юношеского возраста. М.: Медицина, 1967.- С. 678−799.
  51. Adair S.M., Milano М., Dushku J.C.: Evaluation of the effects of orthodontic pacifiers on the primary dentitions of 24—59-month-old children: preliminary study // Pediatr Dent. 1992. — № 14. — P.13−18.
  52. Adair S.M., Milano M., Lovenzo O., Russell C. Effects of current and former pacifier use on the dentition of 24 to 59 month of children.// Pediatr. Dent. -1995. № 17. — P.437−444.
  53. Alamoudi N. Correlation between oral parafunction and temporomandibular disorders and emotional status among saudi children // J. Clin Pediatr Dent. -2001.-Vol. 26, № 1.-P. 71−80.
  54. Baalack L., Frisk A. Finger sucking in children: study of incidence and occlusal conditions. In N. Azrin et all. Habit reversal treatment of thumbsucking. Behavior Research and Therapy.-18. — 1980. — P.395−399.
  55. Berland, Т., Seyler, A. E. Your children’s teeth. New York: Meredith Press. -1968.-P. 395−399.
  56. Brenner J.E. Thumbsucking. Dental and psychological aspects// N Y State Dent J. 1974. — Feb. — Vol.40, № 2, — P.78−80.
  57. Burford D., Noar J. The causes, diagnosis and treatment of anterior open bite//Dental Update. 2003. — Vol.30. — P.235−241.
  58. Castellanos F.X. Toward a pathophysiology of attention deficit hyperactivity disorder// Clinical Pediatric. 1997. — Vol.36. — P. 381−393.
  59. Crawford S.G., Kaplan B.J., Dewey D. Effects of coexisting disorders on cognition and behavior in children with ADHD// J Atten Disord. 2006. -Nov. -Vol.10, № 2. — P. 192−199.
  60. Chess S., Hassibi M. Principles and Practice of Child Psychiatry. Plenum Press. — N.Y., London. — 1975. — 500p.
  61. Christensen A.P., Sanders M.R. Habit reversal and differential reinforcement of other behaviour in the treatment of thumb-sucking: an analysis of generalization and side-effects// J. Child Psychiat. 1987. -Vol.28, № 2. -P.281−295.
  62. Christensen J.R., Fields H.W., Adair S.M. Oral habits. Pediatric dentistry: infancy to adolescence. In Pinkham J. R. et all (editors): Pediatric dentistry: infancy to adolescence, ed 3. Philadelphia, 1999, W.B. Saunders. P.57−62.
  63. Davis D., Bell P. Infant feeding practices and occlusal outcomes: A longitudinal study// J Can Dent Assoc.- 1991.- Vol.57? № 7. P.593−594.
  64. Denckla M.B. Revised neurological examination for subtle singns. Psychopharm Bui. 1985. — Vol. 21. — P. 773−789.
  65. Enlow D.H. Facial growth. 3rd edn. Saunders Company, Philadelphia. -1993.-P. 1−23.
  66. Farsi N., Salama F., Pedro C. Sucking habits in Saudi children: prevalence, contributing factors and effects on the primary dentition // Pediatr Dent. -1997. Vol.19, № 1. — P. 28−33.
  67. Fergusson D.M., Horwood L.J., Lynskey M.T. Maternal depressive symptoms and depressive symptoms in adolescents// Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines. 1995.- Vol.36. -P.1161−1178.
  68. Fields H. Orthodontic diagnosis and treatment planning in the primary dentition. J Dent Child. — 1995. — Vol. 62. — P. 25−33.
  69. Fields H.W., Warren D.W., Black K., Phillips C. Relationship between dentofacial morphology and respiration in adolescents // Am J Orthod. -1991.-Vol. 99. P.147−154.
  70. Friman P.C., Schmitt B.D. Thumb sucking: pediatricians guidelines// Clin Pediatr (Phila). 1989.- Vol. 28, № 10. — P. 438−440.
  71. Geis A., Piarulle H. Psychological Aspects of Prolonged Thumbsucking Habits// Journal of Clinical Othodontics. 1988. — Aug. — P. 492−495.
  72. Gois E.G. at all. Influence of Nonnutritive Sucking Habits, Breathing Pattern and Adenoid Size on the Development of Malocclusion // The Angle Orthodontist.- 2007.- Vol. 78.- No. 4.- C. 647−654.
  73. Goto S., Boyd R.L., Nielsen L. Long-term followup of orthodontic treatment of a patient with maxillary protrusion, severe deep overbite and thumb-sucking// Angle Orthod. 1994. -Vol. 64, № 1. — P. 7−12.
  74. Graber T.M., Vanarsdall R.L. Orthodontic Current Principles and Techniques. Second ed. St. Louis — Baltimore- Boston- Chicago- London -Madrid — Philadelphia-Sydney-Toronto: Mosby. — 1994. — 965p.
  75. Green S. That little thumb can do an awful amount of damage. // International Journal of Orofacial Myology. — 2003. Apr. — P. 67−80.
  76. Guaba K., Ashima G., Tewari A., Utreja A. Prevalence of malocclusion and abnormal oral habits in North Indian rural children // Journal of Indian Society of Pedodontics and Preventive Dentistry.- 1998.- Vol.16, № 1. P. 26−30.
  77. Haryett R., Hansen R., Davidson P. et al. Chronic thumbsucking: the psychological effects and the relative effectiveness of the various methods of treatment // Am J Orthod. 1967. — Vol. 53. — P. 559−585.
  78. Hawkins A.C. A Constructive Approach to Thumbsucking Habit //Journal of Clinical Othodontics (JCO). 1978. — Dec. — P.846−848.
  79. Heikinheimo K, Salvi K, Myllarniemi S. Long term evaluation of orthodontic diagnosis made at the ages of 7 and 10 years // European Journal of Orthodontics. -1987. 9. — P.151−159.
  80. Heimer M.V. et all. Non-nutritive sucking habits, dental malocclusions, and facial morphology in Brazilian children: a longitudinal study // The European Journal of Orthodontics. 2008. — Vol.30, № 6. — P. 580−585.
  81. Holdaway R.A. A soft-tissue cephalometric analysis and its use in orthodontic treatment planning. Part II // Am J Orthod. 1984. — Vol.85, № 4. — P. 279−293.
  82. Jacobson A. Thumbsucking: a psychological and dental understanding of the problem// Int J Orthod. 1963. — Vol. 1, № 4. — P. 8−16.
  83. Josell S.D. Habits affecting dental and maxillofacial growth and development// Dent Clin North Am. 1995. — Vol.39, № 4. — P.851−860.
  84. Johnson P. B., Johnson H. L. Birth order and thumbsucking. Psychobgical Reports. 1975. — Vol.36, № 2. P. 598−5003.
  85. Kanner L. Child Psychiatry (4th ed.).-Springfield.-Thomas. 1977. — 750p.
  86. Kapoor D.N., Roy R. K., M. K. Bagchi. Effects of deleterious oral habits on the dento-facial complex // Indian Journal of Pediatrics. 1970. — Vol. 37, № 3.- P. 102−104.
  87. Karjalainen S. et all. Association between early weaning, non-nutritive sucking habit and occlusal anomalies in 3-year-old Finnish children. // International Journal of Pediatric Dentistry. 1999. — 9. — P. 169−173.
  88. Katayoun E., Sima F., Naser V. Study of the relationship of psychosocial disorders to bruxism in adolescents. // Journal of Indian society of Pedodontics and Preventive Dentistry-JISPPD. 2008. -Vol.26, № 7. — P. 9197.
  89. Katz C.R., Rosenblatt A., Gondim P.P. Nonnutritive sucking habits in Brazilian children: effects on deciduous dentition and relationship with facial morphology// Am J Orthod Dentofacial Orthop.- 2004. Jul.-Vol.126, №.1. -P.53−57.
  90. Kiliaridis S. Masticatory muscle influence on craniofacial growth // Acta Odontol Scand. 1995. — Vol. 53. — P. 196−202.
  91. Klein E. T. Pressure habits, etiological factors in malocclusion// AJO. 1952. — Aug. — P. 569 — 587.
  92. Khinda V., Grewal N. Relationship of tongue-thrust swallowing and anterior open bite with articulation disorders: a clinical study// J Indian Soc Pedod Prev Dent.- 1999. Vol.17, № 2. — P.33−39.
  93. Korkhaus G. Handbuch der Zahnheilkunde, herausg. von Ch. Bruhn, Bd.IV. Munchen, 1957.
  94. Labbok M. et al. Does breast-feeding protect against malocclusion? // Am J Prev Med.-1987. Vol.3, № 4. — P.227−232.
  95. Lewis S.Y. Effect on thumb and finger sucking on the primary teeth and dental arches. Child Development., 1937. Vol. 24. — P. 93 — 96.
  96. Lapouse R., Monk N. Fears and worries in a representative sample of children// American Journal of Orthopsychiatry. 1959. — Vol.29.- P. 803 818.
  97. Larsen C.S. Bioarchaeology: interpreting behavior from the human skeleton, Cambridge, Mass., Cambridge University Press. 1997. — P. 27−35.
  98. Larsson E. Effect of sucking habits on posterior crossbite// Am J Orthod. -1994.- Aug.-P. 161 166.
  99. Larsson E. Treatment of children with a prolonged dummy or finger-sucking habit // The European Journal of Orthodontics. 1988. — Vol. 10, № 1. — P. 244−248.
  100. Larsson E. F., Dahlin K. The prevalence and the etiology of the initial dummy- and finger-sucking habit// Am J Orthod. 1994. — Aug. — P. 161 -166.
  101. Lee M.Y., Wong M.K., Tang F.T. Clinical evaluation of a new biofeedback standing balance training device //J. Med. Eng. Technol. -1996. Vol. 20, № 2. -P. 60−66.
  102. Lester G., Bierbrauer B., Selfridge B. Distractibility, intensity of reaction and non-nutritive sucking. Psychological Reports. -1976. — Vol.39. — P. 12 121 214.
  103. Little R.M., Riedel R.A., Stein A. Mandibular arch length increase during the mixed dentition: postretention evaluation of stability and relapse// Am J Orthod Dentofacial Orthop. 1990. — Vol.97. — P.393−404.
  104. Little R.M., Riedel R.A. Postretention evaluation of stability and relapse— mandibular arches with generalized spacing// Am J Orthod. Vol. 95. — P.37−41.
  105. Lichstein. K. L. Thumbsucking: a review of dental and psychological variables and their implications for treatment. Catalog of Selected Documents in Psychology.-1978.-Vol.35.-365p.
  106. Littmann J. A. Practical Approach to the Tongue Thrust Problem //JCO.-1968. Mar.-P.138−138.
  107. Linder A. Longitudinal study on the effect of early interceptive treatment in 4-year-old children with unilateral crossbite. // Scandinavian Journal of Dental Research. 1989. — Vol. 97. — P. 432−438.
  108. Linder, Harth. U, ht. no: Korkhaus G. Handbuch der Zahnheilkunde, herausg. von Ch. Bruhn, Bd.IV. Munchen, 1957, 385p.
  109. Melsen B., Stensgaard K., Pedersen J. Sucking habits and their influence on swallowing pattern and prevalence of malocclusion// European Journal of Orthodontics. -1979. Vol.1. — P. 271−280.
  110. Merrifield L.L. The profile line as an aid in critically evaluating facial estethics // American Journal of Orthodontics. 1966. — Vol. 52. — P. 804 822.
  111. Modeer T., Odenrick L., Lindner A. Sucking habits and their relation to posterior cross-bite in 4-year-old children // Scandinavian Journal of Dental Research.- 1982.- 90.- C.323−328.
  112. Moorrees C.F. The dentition of the growing child: a longitudinal study of dental development between 3 and 18 years of age, Cambridge, Mass., 1959, Harvard University Press. уточнить страницу
  113. Moore M.B., McDonald J.P. A cephalometric evaluation of patients presenting with persistent digit sucking habits // Br J Orthod. 1997.- Feb.-Vol.4, № 1. — P. 17−23.
  114. Moyers R.E. Handbook of orthodontics. Year Book Medical Publishers, Philadelphia, 1988. — P. 127−140.
  115. Murray A.B., Anderson D.O. The association of incisor protrusion with digit sucking and allergic nasal itching// Journal of Allergy. -1969. Vol.44. — P. 239−247.
  116. Norton L.A., Gellin M.E. Management of digital sucking and tongue thrusting in children. Dental Clinks of North America. 1968.-Vol. 12.-P. 363−382.
  117. Nanda R.S., Khan J., Anand R. Effects of oral habits on the occlusion of preschool children// J Dent Child.- 1972. № 39. — P.449−452.
  118. Niinimaa V., Cole P., Mintz S., Shephard RJ. Oronasal distribution of respiratory airflow// Respir Physiol. 1981. — Vol. 43. — P.69−75.
  119. Ngan P., Fields H.W. Open bite: a review of etiology and management.// Pediatr Dent. 1997. — Vol.19. — P.91−98.
  120. Nowak A.J., Warren J.J. Infant oral health and oral habits// Pediatr Clin North Am. 2000. — Vol.47, № 5.-P. 1043−1066.
  121. Ovsenik M., Farenik F., Korpar M., Verdenik I. Follow-up study of functional and morphological malocclusion trait changes from 3 to 12 years of age // The European Journal of Orthodontics. 2007.- Vol.29, № 5. — P.523−529.
  122. Ozturk M., Ozturk О. M. Thumbsucking and falling asleep// British Journal of Medical Psychology. 1977. Vol.50. — P. 95−103.
  123. Pahkala R., Laine Т., Narhi M. Associations among different orofacial dysfunctions in 9−11-year-olds // Eur J Orthod. 1995. — Vol.17, № 6. -P.497−503.
  124. Perna G., Dario A., Caldirola D., Stefania В., Cesarani A., Bellodi L. Panic disorder: the role of the balance system //J. Psychiatr Res. 2001. — Vol. 35. -№ 5.- P. 279−86.
  125. А. Цит.по: Korkhaus G. Handbuch der Zahnheilkunde, herausg. von Ch. Bruhn, Bd.IV. Munchen, 1957., 382p.
  126. Proffit W.R., Fields H.W. Occlusal forces in normal and long face children. // J. Dent Res. 1983. — Vol.62.- P.571−574.
  127. Proffit W.R. Lingual pressure patterns in the transition from tongue thrust to adult swallowing// Arch Oral Biol. 1972. — Vol. l7. — P.555−563.
  128. Ranta R. Treatment of unilateral posterior crossbite: comparison о helix and removable plate // J Dent Child. 1988. — Vol.55. — P.102−104.
  129. Ravn J.J. Sucking habits and occlusion in 3-year-old children // Scand J Dent Res. 1976.- Vol.84, № 4. — P.204−209.
  130. Rinchuse Daniel, Rinchuse Donald. Overcoming fingersucking habits// JCO. 1986. — Jan.-P.46−47.
  131. Roe S. Treatment Recommendations for Nonnutritive Sucking Habits// Journal of Practical Hygiene. 1988. — 7. — P. l 1−15.
  132. Sheldon G.H. Psychological factors in the etiology of malocclusion// N Y State Dent J. 1969. — May. — Vol.35,№ 5. — P.277−284.
  133. H. Формы психогенных расстройств//Клиническая психиатрия,-1967.-М.-С.684−785.
  134. Svedmyr B. Dummy sucking. A study of its prevalence, duration and malocclusion consequences. // Swedish Dental Journal. 1979. -Vol.3. -P.205−210.
  135. Van Norman R. Digit Sucking: A Review of the Literature, Clinical Observations and Treatment Recommendations// The International Journal of Orofacial Myology. 1997. — Vol.22. — P 14−33.
  136. Victora C.G. et all. Pacifier use and short breastfeeding duration: cause, consecqence, or coincidence?// Pediatr. 1994. — Vol.99. — P.445−453.
  137. Vig K.W., Fields H. Facial growth and management of orthodontics problems// Pediatric Clinics of North America. 2000. -Vol. 47. — P. 10 851 123.
  138. Warren J.J., Bishara S.E. Duration of nutritive and nonnutritive sucking behaviors and their effects on the dental arches in the primary dentition// Am J Orthod Dentofacial Orthop. 2002. — Apr.- Vol. 121,№ 4. — P.347−356.
  139. Warren J. et al. Effects of oral habits' duration on dental characteristics in the primary dentition //JADA. 2001. — Dec. — Vol. 132. — P. 1685−93.
  140. Warren J.J., Levy S.M., Nowak A.J., Tang S. Non-nutritive sucking behaviors in preschool children: a longitudinal study.// Pediatr Dent. -2000. -May-Jun.-Vol.22, № 3. P. 187−191.
  141. Willcutt E.G. Validity of the executive function theory of attention-deficit/hyperactivity disorder: a meta-analytic review/ E.G. Willcutt, A.E.
  142. Doyle, J.T. Nigg, S.V. Faraone, B.F. Pennington // Biol. Psychiatry. 2005.-Vol. 57, № 11. — P.45−53.
  143. Wilson G.J., Murphy A.J., Walshe A. The specificity of strength training: the effect of posture //Eur J. Appl Physiol. -1996. -Vol. 73, № 3−4. P.346−352.
  144. Woodside D.G., Linder-Aronson S., Lundstrom A. Mandibulary and maxillary growth after changed mode of breathing// Am J Orthod and Orthop.- 1991.-100, — C. l-18.
  145. Worms F., Meskin L., Isaacson R. Openbite // Am J Orthod. -1971. -Vol. 59.- P.589—595.
  146. Yardley L., Gardner M., Leadbetter A., Lavie N. Effect of articulatory and mental tasks on postural control// NeuroReport. 1999. — Vol. 10. — P. 215 219.
  147. Yardley L., Gardner M., Bronstein A. Interference between postural control and mental task performance in patients with vestibular disorder and healthy controls// Journal of Neurology Neurosurgery and Psychiatry. 2001. — Vol. 71.-P. 48−52.
  148. Yardley L., Redfern M. S. Psychological factors influencing recovery from balance disorders// Anxiety Disorders. 2001. — Vol.15. — P. 107−119.
  149. Zadik D., Stern N., Litner M. Thumb- and pacifier-sucking habits// Am J Orthod.- 1977.- Feb.-Vol.71, № 2. P. 19−25.
Заполнить форму текущей работой