Антропологические предпосылки и императивы государственности: история и современность
В то время как Поль Рикёр своё основное внимание уделяет нового рода субъекту личностно-государственных отношений — «могущему» субъекту, отталкиваясь от которого и приходит к своему пониманию государства, Френсис Фукуяма, напротив, личности уделяет значительно меньшее внимание, принимая за исходный тезис силу принуждения государства, фактически развивая философские идеи Томаса Гоббса. Данная… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Эволюция понятия государственность, её исторических предпосылок и императивов
- 1. 1. Становление понятия государственность и её признаков
- 1. 2. Государственность и право. Антропологическое измерение государственности
- 1. 3. Право и свобода. Свобода и принуждение. Принуждение и произвол
- Глава 2. Проблематика антропологических императивов и предпосылок государственности на современном этапе
- 2. 1. Проблема государственности в XX веке. Государство и насилие. Субъект, власть и идеология. Диалог личности и государства
- 2. 2. Государственность в современной России
- 2. 3. Государственность в XXI веке
Антропологические предпосылки и императивы государственности: история и современность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Современный человек столкнулся с вызовами, которые были несвойственны предшествующим эпохам и которые во многом определяют его место в обществе. В данный момент идёт становление постиндустриального общества, которое требует если не отвергнуть, то совершенно точно переосмыслить новоевропейские стандарты социально-культурной жизни, по-новому ставит проблемы государства, прав и свобод личности. В постиндустриальном обществе происходят кардинальные изменения в отношениях между государствами и, что более важно для данной работы, между государством и личностью. Перед человеком предстал рубеж, пересекая который, он оказывается в новой социально-культурной ситуации, когда внимание к антропологическому измерению государственности становится жизненно важным.
Актуальность темы
исследования обусловлена необходимостью переосмысления социально-философского аспекта проблемы соотношения личности и государства, антропологических предпосылок и императивов государственности, кроме того, заявленная проблема требует изучения не столько в историческом аспекте, сколько в аспекте современности, характеризующейся динамично развивающимися и постоянно изменяющимися условиями существования государства и личности. Существует явная необходимость в определённом прогнозе наиболее вероятных путей, по которым будет развиваться государственность в XXI в., её императивы и антропологические предпосылки, отношения в поле государство — человек, потенциальные проблемы и трудности в этой области. Необходимо также дать анализ существующей ситуации в России и моделей её развития.
Степень изученности темы. Интерес к социально-философской проблематике, связанной с государственностью, начинает проявляться с древнейших времён: в китайской философии (Конфуций), в древнегреческой философии классического периода (Платон и Аристотель) и эллинизма (Посидоний, Сенека, Цицерон). Именно здесь в определённой степени разработаны и изучены механизмы возникновения и существования государства, его фундаментальные основания.
Значительное развитие проблема взаимоотношений личности и государства получает в концепции Никколо Макиавелли, где исследована проблема автономности политики, её независимости от морали и религии, продолженная разработкой понятий «естественное право» и «общественный договор», которую предприняли Гуго де Гроот Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк и Жан-Жак Руссо. Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк и Ж-Ж. Руссо формируют «натуралистическую» линию в рассмотрении государственности. С этой точки зрения, изучение государства основывается на изучении природы человека. Логическим продолжением этой линии позже стали исследования, проведённые представителями «первого» позитивизма О. Контом, Г. Спенсером, Дж. Миллем и др.
В рамках немецкой классической философии XVIII—XIX вв. развивается «метафизическая» линия в понимании государственности. Здесь, в трудах И. Канта и Г. Гегеля, представлены развёрнутые концепции государства, его сущности, оснований и признаков, а также его антропологического аспекта.
В XX в. этатическая проблематика развивалась в рамках русской философии Н. Бердяевым, И. Ильиным, В. Лениным, Л. Тихомировым и др. Важные антропологические аспекты государственности были также изучены Л. Альтюссером, А. Тойнби, А. Токвилем, Э. Тоффлером, М. Фуко.
Из общего числа исследователей необходимо выделить труды французского философа Поля Рикёра, с одной стороны, и американского философа Френсиса Фукуямы — с другой. В современной концепции государства П. Рикёр своё основное внимание уделяет нового рода субъекту личностно-государственных отношений — «могущему» субъекту, отталкиваясь от которого и приходит к своему пониманию государства. Ф. Фукуяма, напротив, личности уделяет значительно меньшее внимание, принимая за исходный тезис силу принуждения государства, в современных работах фактически развивая философские идеи Томаса Гоббса.
Кроме того, в современной науке существует целый ряд исследований, так или иначе имеющих отношение к этатической проблематике. Например, исследования в рамках социологии и политологии (М. Олсон, Т. Митчел, Г. Рормозер), а также правоведения, включая его социально философский аспект. Последнее широко представлено в исследованиях отечественных специалистов в области государства и права В. Г. Графского, О. А. Житкова, Н. А. Крашенинниковой, О. А. Омельченко, А. К. Судакова, З. М. Черниловского, О. И. Чистякова.
В отечественной науке понятием «государственность» пользуются при объединении в определенные группы каких-либо общих черт или признаков государства, для обозначения обобщенных и опосредованных форм политической организации.
В западной англоязычной традиции существует двоякое понимание государственности, порождённое существованием двух слов: statehood (относительно старое) и stateness (относительно новое). Под statehood следует понимать некую «статусность» (принадлежность к сообществу государств), под stateness — «состоятельность» (как соответствие своей собственной природе).
Пользуясь терминологией И. Канта, государство и государственность можно разграничить соответственно сферам сущего и должного. Таким образом, государство принадлежит к сфере сущего, непосредственно представленного в действительности. Оно, так или иначе, является воплощением государственности, которая, в свою очередь, относится к сфере должного. Именно поиск антропологических предпосылок и императивов этого должного и является целью данной работы. Следует особо подчеркнуть, что тезис о праве как основании государственности для этой работы является ключевым. Тем самым представляется оправданным понимание Г. Гегелем права как свободы (идея права).
Государственность и её сущность, а также общеисторические предпосылки её возникновения изучены философией в значительной степени. В данную проблематику всегда, так или иначе, включался антропологический компонент, который, однако, требует отдельного изучения с точки зрения императивов государственности, диалога личности и государства, с одной стороны, а также исследования в аспекте современности — с другой.
Объектом исследования в данной работе выступают фундаментальные основания и принципы государственности.
Предметом исследования являются антропологические предпосылки и императивы государственности.
Цель исследования — это анализ антропологических предпосылок и императивов государственности как в историческом, так и в современном аспектах.
В соответствии с поставленной целью предполагается реализовать следующий круг задач:
1. Изучить проблему становления антропологических предпосылок и императивов государственности, определить содержание основных понятий и принципы исследования.
2. Проанализировать современное состояние проблемы государственности в следующих аспектах: государство и насилие, субъект, власть и идеология, война, диалог личности и государства.
3. Рассмотреть современное российское государство и возможные пути его развития.
4. Изучить проблемы, с которыми сталкиваются личность и государство на рубеже XX и XXI вв., спрогнозировать возможные пути развития государственности в XXI в.
Методология диссертационного исследования основывается на принципе историзма, который позволяет вести исследование возникновения и тенденций последующего развития явлений и рассматривает их в аспекте как прошлого, так и будущего (что обусловлено рамками темы: история и современность). На основе данного подхода использовался генетический метод, позволяющий изучить явление, исходя из анализа его возникновения. Работа также основывается на философском анализе основных понятий (государство и государственность, императивы, антропологические предпосылки, право, свобода, насилие), философско-историческом анализе, сравнительном анализе и анализе философской литературы и первоисточников.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в работе впервые отдельно рассматривается аспект государственности, выраженный в её антропологических предпосылках и императивах. В работе исследован личностный, гражданский компонент государственности как самостоятельная и ключевая её составляющая. Особое внимание уделено современному состоянию проблемы, анализу российского государства на современном этапе развития.
На защиту выносятся следующие теоретические положения:
1. На основе анализа историко-философской литературы можно выделить два основных подхода к изучению государственности, сложившихся в XVI—XIX вв.: «натуралистический» (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо, О. Конт) и «метафизический» (И. Кант и Г. Гегель).
2. На современном этапе важнейшим условием диалога личности и государства становится формирование особого рода субъекта («могущего» субъекта в терминологии П. Рикёра). Его существование в рамках государства сообразуется с тезисом И. Канта о том, что человек должен всегда рассматриваться как цель и никогда только лишь как средство.
3. Важнейшей антропологической предпосылкой государственности являются способность и готовность личности к ограничению собственной свободы во избежание произвола. Важнейшим императивом государственности является императив гарантии прав и безопасности личности. Именно соображения безопасности заставляют личность мириться с ограничением собственной свободы в рамках государства и легитимным насилием с его стороны, а также быть готовой действовать по принуждению.
4. В основание современной российской государственности должны быть положены её эффективность, сила государства, с одной стороны, принуждающие личность существовать в рамках правовых норм, с другой — обеспечивающие неукоснительное соблюдение этих норм и гарантирующие безопасность личности. Сила государства должна обеспечиваться развитыми государственными институтами и сформированным гражданским обществом, в рамках которого должен происходить равный диалог личности и государства.
5. Прогноз идеологов либерализма о возможном «конце истории», безоговорочной победе либерально-демократической модели государственности и остановке в развитии мирового сообщества в XXI в., сделанный в конце XX в., не оправдался в силу внутренних и внешних политических и социальных условий, новых вызовов, стоящих перед государством и личностью.
Теоретическая и практическая значимость исследования: материалы, представленные в работе, могут быть использованы при разработке курсов «Социальная философия», «Политология», «Политическая антропология», а также самостоятельного курса по основам государственного строительства в XXI в., поскольку в этой части работа основывается на новейших отечественных и зарубежных источниках. Материалы диссертации использовались при составлении рабочей программы курса «Современная организация государственных учреждений России».
Апробация работы. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре философии и социологии Мурманского государственного педагогического университета. Основные положения нашли отражение в публикациях по теме проведенного исследования, в выступлениях на конференциях, а также использовались при подготовке лекций и проведении семинарских занятий.
Объём и структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Заключение
.
В ходе данного диссертационного исследования был произведён анализ антропологических предпосылок и императивов государственности как в историческом аспекте, так и в аспекте современности, в заключительном разделе также сделан возможный прогноз на будущее. С этой целью был последовательно решён ряд задач. В первую очередь мы проследили становление проблемы государственности от философии Древней Греции до современности.
Проблема государственности была рассмотрена нами в её антропологическом аспекте, то есть в тесной связи с антропологическими предпосылками и императивами. Выполнение этой задачи было в свою очередь обусловлено анализом аспектов и понятий связанных с заявленной проблематикой (государственность и право, право и свобода, свобода и принуждение, принуждение и произвол).
Вышеизложенное было предпринято для создания понятийной базы, основываясь на которой мы можем вести исследование современного антропологического аспекта государственности (в частности, государства и насилия, субъекта, власти и идеология, войны, диалога личности и государства).
В трёх разделах первой главы, основываясь на анализе историко-философской литературы нами выделено два основных подхода к изучению государства, сложившиеся в XVI—XIX вв.еках — «натуралистический» (Макиавелли, Гоббс, Локк, Руссо, Конт), исходящий из того, что изучение государства основывается на изучении природы человека, и «метафизический» (И. Кант и Г. Гегель), стремящийся представить развёрнутые концепции государства, его сущности, оснований и признаков, а также его антропологического аспекта.
Во второй главе наше внимание обращено на современное понятие о государственности, что, прежде всего, подразумевает формирование нового субъекта — «могущего» субъекта в терминологии Рикёра. Во втором разделе второй главы нами, в добавление к глобальному аспекту проблемы, рассмотрен локальный, для чего было проанализировано современное российское государство и его перспективы.
В то время как Поль Рикёр своё основное внимание уделяет нового рода субъекту личностно-государственных отношений — «могущему» субъекту, отталкиваясь от которого и приходит к своему пониманию государства, Френсис Фукуяма, напротив, личности уделяет значительно меньшее внимание, принимая за исходный тезис силу принуждения государства, фактически развивая философские идеи Томаса Гоббса. Данная проблема проанализирована в третьем разделе второй главы, с важной поправкой о том, что сделанный Ф. Фукуямой в начале 90-ых годов двадцатого века прогноз о возможном конце истории и победе либерально-демократической модели государственности, в двадцать первом веке не оправдался, что позже признано самим исследователем.
На основании проделанной работы мы имеем возможность сделать следующие теоретические обобщения:
Во-первых, можно выделить два основных подхода к изучению государства, сложившиеся в XVI—XIX вв.еках — «натуралистический» (Макиавелли, Гоббс, Локк, Руссо, Конт) и «метафизический» (И. Кант и Г. Гегель).
Во-вторых, на современном этапе важнейшим условием диалога личности и государства становится формирования особого рода субъекта («могущего» субъекта в терминологии П. Рикёра). Существование этого субъекта в рамках государства сообразуется с тезисом о том, человек должен всегда рассматриваться как цель и никогда только лишь как средство.
В-третьих, важнейшей антропологической предпосылкой государственности была и остаётся способность и готовность личности к ограничению собственной свободы во избежание произвола. Важнейшим императивом государственности был и остаётся императив гарантии прав и безопасности личности. Именно соображения безопасности заставляют личность мириться с ограничением собственной свободы в рамках государства и легитимным насилием со стороны государства, а также быть готовым действовать по принуждению.
В-четвёртых, в основание современной российской государственности должна быть положена её эффективность, сила государства, с одно стороны, принуждающая личность существовать в рамках правовых норм, с другой стороны, обеспечивающая неукоснительное соблюдение этих норм и гарантирующая безопасность личности. Сила государства должна обеспечиваться развитыми государственными институтами с одной стороны и сформированным гражданским обществом, в рамках которого должен происходить равный диалог личности и государства, с другой.
Последнее возможно в рамках модели правового государства, в которой человек всегда рассматривается как цель и никогда как средство, личности предоставлен широкий спектр гражданских прав и свобод, не только государство влияет на личность, но и личность имеет возможность и способность влиять на государство, государство является безусловным гарантом и высшим торжеством свободы индивида, и это является наиболее эффективной и целесообразной формой государственности, в противном же случае искажается суть государственности как таковой.
В-пятых, прогноз идеологов либерализма о возможном «конце истории» и безоговорочной победе либерально-демократической модели государственности и остановке в развитии мирового сообщества в двадцать первом веке, сделанный в конце двадцатого века, не оправдался, в силу внутренних и внешних политических и социальных условий, новых вызовов, стоящих перед государством и личностью. Необходимо вновь уделить пристальное внимание государственности, в частности её антропологическому аспекту, а также государству как её реальному воплощению, которое должно обладать эффективностью и силой, силой, которая в свою очередь должна быть ограничена правом, правом граждан, личностей в гражданском обществе.
В этой части необходимо отметить, что поставленная проблема оставляет большое поле для дальнейших исследований. Во-первых, необходимо исследовать дальнейшую трансформацию идеологии либерализма в целом, так как это, несомненно, окажет существенное влияние на понимание государства и государственности в современности. Во-вторых, и это является прямым следствием предыдущего, необходимо проследить, как эта трансформация будет влиять на конкретные государства: на адептов либерализма (например, США, Великобританию, Нидерланды) и развивающую свои государственные институты Россию.
Список литературы
- Абдулатипов Р.Г. и др. Федерализм в истории России (Кн.1) / Р. Г. Абдулатипов, Л. Ф. Болтенкова, Ю. Ф. Яров. — М.: Республика, 1993. — 416 с.
- Абдулатипов Р.Г. и др. Федерализм в истории России (Кн.2) / Р. Г. Абдулатипов, Л. Ф. Болтенкова, Ю. Ф. Яров. М.: Республика, 1992. — 383 с.
- Аксенов А.И. Государственность России / А. И. Аксенов, С. Ю. Наумов, О. Г. Малышева. РОССПЭН, 2008. — 447 с.
- Алексеев С.В. Идеологические ориентиры России. В 2-х тт. Т. 1. / С. В. Алексеев, В. А. Каламанов, А. Г. Черненко. М.: Книга и бизнес, 1998. — 424 с.
- Алексеев С.В. Идеологические ориентиры России. В 2-х тт. Т.2. / С. В. Алексеев, В. А. Каламанов, А. Г. Черненко. М.: Книга и бизнес, 1998. — 560 с.
- Амосов А.И. Эволюция экономики и государства в России // Вопросы философии. 2003. — № 11. — С. 175−186.
- Аристотель Политика. Сочинения в 4-х т. М.: Мысль, 1983. — Т.4.- С. 376−644.
- Архипова Т. Государственность современной России. М.: изд-во РГГУ, 2003.-287 с.
- Атаманчук Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. -М.: Славян, диалог, 1996. 223 с.
- Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. М.: Омега-Л, 2006. — 584 с.
- Ахиезер А. и др. История России: конец или новое начало? / А. Ахизер, И. Клямкин, И. Яковенко. М: Новое издательство, 2005. — 708 с.
- Ацюковский В. А. Работа В. И. Ленина «Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции» и современность. М.: Петит, 2007. — 134 с.
- Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: Мысль, 1990.-321с.
- Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. — 176 с.
- Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.480с.
- Бердяев Н.А. Философия свободы. М.: Моск. филиал «Интерпартнер-МКС», СП «МКС Плюс», 1990. — 288 с.
- Бондар А., Динес В. Императив государственности в современной России // Власть. 2006. — № 6. — С.3−8.
- Бородулина Н.А.и др. Геополитическое положение России: представления и реальность. М.: Арт-курьер, 2000. — 348 с.
- Бузгалин А.В. «Постиндустриальное общество» тупиковая ветвь социального развития? // Вопросы философии. — 2002. — № 5. — С.26−44.
- Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — 808 с.
- Власть и элиты в современной России: Сборник научных статей / Под ред. Дуки А. В. 2003. — 416 с.
- Гаджиев К.С. Заметки о перспективах российской государственности// Вопросы философии. 1994. № 9. С.3−22.
- Гаджиев К.С. Размышления о свободе // Вопросы философии. 1993. -N2.-С. 33 -46.
- Гаджиев К.С. Эпоха демократии? // Вопросы философии. 1996. — № 9. -С.З — 22.
- Геворкян А.Р. Национализм и космополитизм как две стороны либерализма // Философские науки. 2008. — № 7. — С.53−76.
- Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. I. СПб, 1993. — Стр. 263−273.
- Гегель Г. Ф. В. Философия права. М.: Мысль, 1990. — 526 с.
- Гегель Г. В. Энциклопедия философских наук // Гегель Г. В. Наука логики. М.- Мысль, 1974. С. 53−424.
- Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. М., 1988. — С. 152−202.
- Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского// Вопросы философии. 1994. — № 1. — С.85−101.
- Глобальный мир. Российская цивилизация. Специфика массовых решений. Вып. 10. М.: Новый век, 2003. — 72 с.
- Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. Т. 2. — М.: Мысль, 1991.-С. 3−546.
- Гусейнов А.А. Понятия насилия и ненасилия // Вопросы философии. -1994. № 6.-С. 35−41.
- Дарендорф Р. От социального государства к цивилизованному обществу // Полис. 1993. — № 5. — С. 31−32.
- Деборин A.M. Гибель Европы или торжество империализма // Деборин A.M. Философия и политика. М., 1961. — С. 108−129.
- Делягин М. Возмездие на пороге. Революция в России. Когда, как, зачем? М.: Новости, 2007. — 448 с.
- Делягин М. Реванш России. М.: Яуза, 2008. — 448с.
- Делягин М. Россия для Россиян. М.: Алгоритм, 2007. — 368 с.
- Дилигенский Г. Г. Демократия на рубеже тысячелетий // Политические институты на рубеже тысячелетий: XX в. XXI в. — Дубна: Феникс +, 2001. — С. 27−44.
- Дубовцев В.А., Розов Н. С. Природа 'Русской власти': от метафор к концепции // Политические исследования. — 2007. № 3. — С.8−23.
- Ершов М. Россия и рычаги глобализационной политики // Мировая экономика и международные отношения. — 2002. № 5. — С.3−9.
- Захаров Н.А. Система русской государственной власти. М.: Москва, 2002. — 400 с.
- Здравомыслов А.Г. Межэтнические конфликты в постсоветском пространстве. М.: Аспект-Пресс, 1997. — 287 с.
- Зеньковский В. История русской философии. М.: Академический Проект, Раритет, 2001. — 880 с.
- Иванов В.Н., Яровой О. А. Российский федерализм: становление и развитие. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000. — 222 с.
- Иванов В. Н. Россия: к концепции развития общества и политической власти. Нижний Новгород, 1996. — 160 с.
- Ильин В.В., Ахиезер А. С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М.: издательство МГУ, 1997. — 384 с.
- Ильин, И. А. Наши задачи: Статьи 1948−1954 гг.: Т. 1. М.: Айрис-пресс, 2008. — 528 с.
- Ильин И. А. О грядущей России. Избранные статьи под ред. Н. П. Полторацкого. М.: Воениздат, 1993. — 368 с.
- Иноземцев B.JI. Социология Даниела Белла и контуры современной постиндустриальной цивилизации // Вопросы философии. 2002. — № 5. — С.3−13.
- История национальных политических партий России. М.: РОССПЭН, 1998. 408 с.
- Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб.: Наука, 1999.-471 с.
- Кант И. К вечному миру. Собрание сочинений в 8 т. Т.7. М., 1994, С. 6.57.
- Кант И. Метафизика нравов в двух частях. Сочинения в 6 т. Т. 4. 4.2. -М.: «Мысль», 1965. С.107−438.
- Кантор В.К. Санкт-Петербург: Российская империя против Российского хаоса. К проблеме имперского сознания в России. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. — 542с.
- Каппелер А. Россия многонациональная империя. — М.: Прогресс-традиция, 1997. — 344 с.
- Каптерев С.Е. Авторитет государственной власти и процессы трансформации в современной России. Н.Н.: издательство Нижегородского университета, 2005. — 608 с.
- Качоха В. К. Поппер: альтернатива обществу будущего // Вопросы философии. 2002. — № 6. — С.48−60.
- Керимов Д.А. О свободе, равенстве и равноправии // Социологические исследования. 1994. — № 8−9. — С. 120 — 126.
- Кин Дж. Демократия и гражданское общество. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 400 с.
- Кистяковский Б.А. В защиту права // Вехи: Интеллигенция в России: Сб. статей 1909−1910. М.: Молодая гвардия, 1991, стр.109−136.
- Ковалевский М.М. Взаимоотношение и свободы и общественной солидарности // Вехи: Интеллигенция в России: Сб. статей 1909−1910. М.: Молодая гвардия, 1991, стр. 269−294.
- Коллонтай В., Эволюция западных концепций глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 2002. — № 1. — С. 24−30.
- Кольев А.Н. Нация и государство. М.: Логос, 2005. — 800 с.
- Конт О. Курс позитивной философии // Антология мировой философии. М., 1971. — Т. 3. — С.553−586.
- Конфликты в современной России. Проблема анализа и регулирования. М.: Эдиториал, 1999. — 344 с.
- Коржихина Т.П. История государственных учреждений: Материалы к источниковедению и историографии. М.: РГГУ, 1992. — 250 с.
- Коротких В.И. Предмет и структура «Феноменологии духа» Гегеля // Вопросы философии. 2005. — № 4. — С. 158−167.
- Кравченко И.И. Модернизация мира и сегодняшней России. Выход из кризиса // Вопросы философии. 2002. — № 9. — С.3−20.
- Куда идет Россия?. Альтернативы общественного развития / Общ.ред. Заславской Т. И. и Арутюнян Л. А. М.: Интерпракс, 1994. — 320 с.
- Кузык Б.Н. Россия в цивилизационном измерении. Фундаментальные основы стратегии инновационного развития. М.: институт экономических стратегий, 2008. — 864 с.
- Кузык Б.Н. Россия и мир в XXI веке. М.: институт экономических стратегий, 2006. — 640 с.
- Кучуради И. Справедливость — социальная и глобальная // Вопросы философии. 2003. — № 9. — С. 17−30.
- Лапкин В., Пантин В. Образы Запада в сознании постсоветского человека // Мировая экономика и международные отношения. 2001. — № 7. — С.68−83.
- Левин И.Б., Партийно-политическая система России перед вызовами современности // Политические институты на рубеже тысячелетий: XX в. XXI в. — Дубна: Феникс +, 2001. — С. 464−478.
- Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983. — Гл. XVII. — С. 305−340.
- Леонтьев М. Грозит ли России «оранжевая» революция? М.: Яуза, 2005. — 224 с.
- Леонтьев М., Невзоров А. и др. Крепость «Россия». М.: Яуза, 2008.320 с.
- Леонтьев М. и др. Крепость «Россия». Прощание с либерализмом / М. Леонтьев, М. Юрьев, Хазин М., А. Уткин. М.: Яуза, 2005. — 192 с.
- Локк, Дж. Два трактата о правлении, Сочинения: В 3 т. Т. 3. — М.: Мысль, 1988.-С. 137−405.
- Лосский Н. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991.-480 с.
- Макиавелли Н. Государь. М.: Планета, 1990. — 79 с.
- Максимов С. И Этико-антропологические основания правопорядка // Практическая философия и правопорядок: Сборник научных статей под ред. Кривуля О. М. Харьков, 2000. — С. 38−44.
- Мартынов В. Вызовы, реалии и шансы России // Мировая экономика и международные отношения. 2001. — № 10. С. 3−9.
- Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых Глобальный мир: Выпуск 8(31): Неолиберальная глобализация и догоняющее развитие. М, 2003. — 54 с.
- Милль Д.С. О свободе // Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М.: Наука, 1995. — С. 288 — 392.
- Национальная политика России: история и современность. М.: Русский мир, 1997. — 680 с.
- Новикова Л.И., Сиземская И. Н. Три модели развития России. М., 2000.- 176 с.
- Нойштадт Р. Президентская власть и нынешние президенты. М.: Ад Маргинем, 1997. — 464 с.
- Оболонский А.В. Мораль и право в политике и управлении. М.: ГУ ВШЭ, 2006. — 264 с.
- Осадчая И. Государство в меняющемся мире: ставка на эффективность // Мировая экономика и международные отношения. 2001. — № 6. — С. 111−116.
- Панарин А.С. Россия в Евразии: геополитические вызовы и цивилизационные ответы // Социальная философия и философская антропология: Труды и исследования. М., 1995, С. 5−26.
- Пантин В.И. Глобализация и проблемы развития демократических институтов в России // Политические институты на рубеже тысячелетий: XX в. -XXI в. Дубна: Феникс +, 2001. — С. 396−409.
- Пантин И.К. Выбор России: характер перемен и дилеммы будущего // Политические исследования. 2007. — № 4. — С. 113−115.
- Патриотизм один из решающих факторов безопасности Российского государства. — М.: институт российской истории РАН, 2006. — 304 с.
- Платон Собрание сочинений в 3-х тт., Т.З. М., 1971. — С. 327−621.
- Петров И.И. Новый либерализм для России: уроки западных дискуссий // Общественные науки и современность. 1996. — № 5. — С.71−82.
- Петросян В.К. Понятие и сущность ноократического общества // Вопросы философии. 2002. — № 10. — С.45−62.
- Петухов Ю. Русский мировой порядок. М.: Алгоритм, 2008. — 304 с.
- Печуркин Н.С. Солидарный путь выживания в XXI веке. М.: Посев, 2008.- 160 с.
- Право на свободу: Сб. материалов международной конференции. Москва, 29−30 окт. 1988 г. / Сост. Н. В. Ростиславлева: Под общ. ред. Н. И. Басовской. М, 2000. — 217 с.
- Радионова Jl. А. И. Кант о философии свободы// Практическая философия и правопорядок: Сборник научных статей под ред. Кривуля О. М., Харьков 2000. С. 290−292.
- Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. М.: Academia, 1995.160 с.
- Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике М.: Медиум, 1995.-415 с.
- Рикёр П. Справедливое. М.: Логос, 2005. — 304 с.
- Рормозер Г. Кризис либерализма М., 1996. — 298 с.
- Россия в XX веке. Проблемы национальных отношений. М.: Наука, 1999. -451 с.
- Россия на пороге XX века. М.: РАУ-Корпорация-Обозреватель, 1996. — 335 с.
- Салмин А. Российская Федерация и федерация в России// Мировая экономика и международные отношения. — 2002. № 2. — С. 40−60.
- Скотт Дж. Благими намерениями государства. М.: Университетская книга, 2005. — 568 с.
- Славинский М.А. Русская интеллигенция и национальный вопрос // Вехи: Интеллигенция в России: Сб. статей 1909−1910. М.: Молодая гвардия, 1991. — С. 406−419.
- Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1988.- 822 с.
- Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве. Статьи. Стихотворения и поэма. Из «Трех разговоров.»: Краткая повесть об Антихристе. Сост. И примечания А. Б. Муратов. СПб: «Худож. Лит.», 1994. — 528с.
- Сто сорок дней президента Путина. Куда же идет Россия? // Свободное слово. Интеллектуальная хроника: 1999—2000. Альманах 2000. — М., 2001.-С. 410−483.
- Судаков А.К. Кант: власть, мораль и насилие // Социальная философия и философская антропология: Труды и исследования. М., 1995, С. 43−103.
- Судьба российского федерализма// Свободное слово. Интеллектуальная хроника: 1999−2000. Альманах 2000. М., 2001. — С. 484−548.
- Тихомиров JI.A., Монархическая государственность. М.: ГУП «Облиздат», ТОО «Алир», 1998. — 672 с.
- Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. — 736 с.
- Токвиль А. де. Демократия в Америке. М.: Издательство «Весь Мир», 2000. — 560 с.
- Токвиль А. де. Старый порядок и революция. М.: Моск. философский фонд, 1997. — 250 с.
- Топорин Б.Н. Сильное государство объективная потребность времени // Вопросы философии. — 2001. — № 7. — С.3−25.
- Тоффлер Э. Третья Волна. -М.: издательство ACT, 2004. 784 с.
- Тэтчер М. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира. М.: Альпина Паблишер, 2003. — 504 с.
- Учёные записки МГПУ. Общественные науки: Сборник научных статей / Отв. Редактор А. А. Сауткин. Мурманск: МГПУ, 2007. — Вып.4. — 302 с.
- Федеративное устройство России: история и современность. М., 1995.-207 с.
- Фуко М. Воля к знанию («История сексуальности» I) // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Магистериум, 1996. -С. 99−268.
- Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. — № 3. -С.134- 148.
- Фуре В.Н. Борьба за признание и моральное развитие общества в концепции Акселя Хоннета // Вопросы философии. 2005. — № 1. — С. 15−172.
- Хинске Н. Кантовское разрешение антиномии свободы или неприкосновенное ядро совести // Вопросы философии. 2005. — № 1. — С.144−158.
- Хорос В.Г. Постиндустриальный мир надежды и опасения. // Постиндустриальный мир: центр, периферия, Россия. Сборник 1. — М., 1999. -с.7−30.
- Хоружий С.С. Неотменимый антропоконтур. 1. Контуры До-Кантова Человека // Вопросы философии. 2005. — № 1. — С.52−64.
- Хоружий С.С. Неотменимый антропоконтур. 2. Кантовы антропотопики. // Вопросы философии. 2005. — № 2. — С.72−103.
- Хоружий С.С. Человек и его три дальних удела. Новая антропология на базе древнего опыта //Вопросы философии. 2003. — № 1. — С.38−63.
- Цыганков А.П. Несостоявшийся диалог с Фукуямой. О западных идеях, многокультурном мире и ответственности интеллектуалов // Вопросы философии. 2002. — № 8. — С.3−20.
- Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы (Монография). М.: «Дашков и К°», 2003. — 232 с.
- Шапталов Б.Н. Феномен государственного лидерства. М.: Крафт +, 2008.-656 с.
- Швырев B.C. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека» (попытка современной оценки) // Вопросы философии. 2001. — № 2. -С.107−116.
- Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии. М., 1988. — С. 31−96.
- Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. М.: РОССПЭН, 1996. — 279 с.
- Шириков А. Фабрика доверия (интервью с Ф. Фукуямой) // Журнал «Эксперт Северо-Запад». 2006. № 5.
- Шляпентох В. Современная Россия как феодальное общество. М.: Столица-Принт, 2008. — 368 с.
- Шопенгауэр А. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1992.479 с.
- Шубин А. Россия и мир в 2020 году. Будущее страны в условиях глобальных перемен. Доклад Национального разведывательного совета США «Контуры мирового будущего». М.: Европа, 2005. — 224 с.
- Якобе В. Происхождение зла и человеческая свобода или трансцендентальная философия и метафизика // Вопросы философии. 1994. -№ 1. — С. 102−110.
- Яковлев A.M. Российская государственность (историко-социологический аспект) // Общественные науки и современность. — 2002. № 5.- Стр.78−93.
- Ясаи Э. Государство. М.: ИРИСЭН, 2008. — 416 с.
- Источники на иностранном языке:
- Abrams Ph. Notes on the difficulty of studying the state // Journal of Historical Sociology. 1988. № 1. — pp. 58−89.
- Almond G. The Return to the State // American Political Science Review. -1988.- № 82.-pp. 853−874.
- Althusser, L. Ideology and Ideological State Apparatuses // Lenin and philosophy and other essays. New York-London: Monthly Review Press, 1971. — pp. 127−188.
- Ansley P. The Philosophy of John Locke: New perspectives. Routledge, 2003. — 208 p’s.
- Barany Z. Democratic Breakdown and the Decline of the Russian Military.- Princeton University Press, 2007. 264 p’s.
- Bates R. and others Organizing Violence // R. Bates, A. Greif, S. Singh // Journal of Conflict Resolution. 2002. — № 5. — pp. 599−628.
- Bollen K. Political Democracy: Conceptual and Measurement Traps // On Measuring Democracy: Its Consequences and Concomitants. New Brunswick: Transaction Books, 1991. — pp.3−20.
- Carnaghan E. Out of Order: Russian Political Views in an Imperfect World.- Penn State University Press, 2007. 330 p’s.
- Camithers, В. When is the State Autonomous? Culture, Organization Theory, and the Political Sociology of the State. // Sociological Theory. 1994. — № 1. -pp. 19−44.
- Castells M. The Rise of the Network Society, The Information Age: Economy, Society and Culture. Cambridge, MA, Oxford, UK: Blackwell, 1996. — 556 p’s.
- Cohen A. Political anthropology: The analysis of the symbolism of power relations. Man (N.S.), 1969, pp. 215−235.
- Dobbins J. and others The Beginner’s Guide to Nation-Building. // By J. Dobbins, S. Jones, K. Crane, B. DeGrasse. RAND Corporation, 2007. — 284 p’s.
- Evans P. On the Road toward a More Adequate Understanding of the State. // P. Evans, D. Rueschemeyer, Th. Skocpol // Bringing the State Back In. New York: Cambridge University Press, 1985. — pp. 347−366.
- Friedman J. Globalization, Dis-integration, Re-organization: The Transformation of Violence. Walnut Creek, Altamira Press, 2003. — pp. 1−34.
- Fukuyama F. Liberalism versus State-Building // Journal of Democracy. -2007. -№ 3. pp. 10−13.
- Fukuyama F. State Building: Governance and World Order in the Twenty-First Century. London: Profile Books, 2004. — 140p's.
- Fukuyama F. Stateness' First // Journal of Democracy. — 2005. № 1. — pp.84.88.
- Fukuyama F. The End of History // The National Interest. 1989. — №. 16. -pp. 3−18.
- Fukuyama F. The Imperative of State-Building // Journal of Democracy. -2004. № 2. — pp. 18−31.
- Garzarelli G., Thomassen B. Is State Building the Road to World Order? // Prometheus. 2006. — № 24. — pp. 312−322.
- Gellner E. Conditions of Liberty. Civil Society and its Rivals. New York, London: Allen Lane, The Penguin Group, 1994. — 225 p’s.
- Hobson J., Ramesh M. (2002) Globalisation Makes of States What States Make of it: Between Agency and Structure in the State // Globalisation Debate, New Political Economy. 2002. — № 7. — pp. 5−22.
- Huntington S. The Third Wave: Democratization in the Late Twentieth Century. University of Oklahoma Press, 1991. — pp.3−30.
- Ivison, D. Locke, liberalism and empire // Locke’s Philosophy: Content and Context. Clarendon Press, 1994. — pp. 86−106.
- Jumonville N., Mattson K. Liberalism for a New Century. University of California Press, 2007. — 252 p’s.
- Krasner St. Approaches to the State // Comparative Politics. 1984. — № 2. — pp. 223−246.
- Latham, R. Social Sovereignty // Theory, Culture & Society. 2000. — № 4. pp.1−18.
- Linz J. The Perils of Presidentialism // The Global Ressurgence of Democracy. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1993. — pp. 108−126.
- Mann M. The Autonomous Power of the State: Its Origins, Mechanisms and Results. // European Journal of Sociology. 1984. — № 2. — pp. 185−213.
- Masuda Y. The information society as post-industrial society. -Washington, D.C., 1983. -171 p’s.
- Martinez-Vazquez J., Boex J. Russia’s Transition to a New Federalism. -World Bank Publications, 2001. 99 p’s.
- Mitchell T. The limits of the state: Beyond statist approaches and their critics // American Political Science Review. 1991. — № 1. — pp. 77−96.
- Nettl J. P. The State as a conceptual variable// World politics. 1968. — № 4. — pp. 559−592.
- Olson, M. Dictatorship, Democracy, and Development // American Political Science Review. 1993. — № 3. — pp. 567−576.
- Petras J., Veltmeyer H. Bad Government, Good Governance: Civil Society versus Social Movements // Social Movements and State Power. Argentina, Brazil, Bolivia, Ecuador. London: Pluto Press, 2005. — pp. 8−27.
- Ringen St. What Democracy Is For: On Freedom and Moral Government. -Princeton University Press, 2007. 319 p’s.
- Rokeach M., Ball-Rokeach S. Stability and Change in American Value Priorities, 1968−1981 // American Psychologist. 1989. — № 5. — pp. 775 — 784.
- Schmidt V. Democracy in Europe: The EU and National Polities. Oxford University Press, 2006. — 317 p’s.
- Thomassen B. Fidelity and Betrayal in Trieste: Locating the «Crisis of the State» // Culture and Power at the Edges of the State. Lit Verlag, Mtinster, 2005. — pp. 31−55.
- Trouillot M.-R. The anthropology of the state in the age of globalization // Current Anthropology. 2001. — № 42. — pp.125−138.
- Wolfe A. Does American Democracy Still Work? Yale University Press, 2007. — 224 p’s.