Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Актуальные аспекты проблемы человека в концепции М. С. Кагана

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Третья часть работы обращает наше внимание на изменения в отношении человека и мира. Если в самом начале человеческой истории четко прослеживается зависимость индивида от внешних для него сил, то в современной ситуации мы наблюдаем противоположное. М. С. Каган пишет: «…на наших глазах стремительно возрастает зависимость среды от деятельности человека. Это объясняется тем, что человечество… Читать ещё >

Актуальные аспекты проблемы человека в концепции М. С. Кагана (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальные аспекты проблемы человека в концепции

Моисей Самойлович Каган — известный петербургский ученый, философ, культуролог. Методологической основой его трудов стали марксизм и в особенности — системный анализ. Идеи и исследования Моисея Самойловича сформулированы в его многочисленных книгах и статьях, одна из которых — «Человек как проблема современной философии», состоящая из пяти частей.

В данной статье автор поднимает центральную философскую проблему «человек и мир», которая была актуальна во все времена. Большинство людей задумываются о своем месте в мире, ведь их деятельность должна иметь осознаваемую цель и направление. Очень часто человек начинает воспринимать свою жизнь как рутину, и тогда встает вопрос «Для чего это нужно, что я есть в этом мире? В чем моя природа, сущность, предназначение? От чего зависят смысл и ценность человеческой жизни? Каковы кардинальные проблемы человеческого существования? Эти и другие аналогичные вопросы, определяющие содержание философско-антропологической мысли, находятся сегодня в центре внимания многих ученых. Гуревич П. С. Человек как объект социально-философского анализа.// Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988, c. 504.

В своей работе Моисей Самойлович пытается разобраться в этих вопросах, обращает внимание на то, какое же многогранное и сложное существо — человек. Каган обращается к трудам многих философов и психологов, таких как Маркс, Энгельс, Фейрбах, Шелер, Фрейд, Ананьев и др. Автор пишет, что данная проблематика в истории рассматривалась по-разному. Он выделяет три типа философии, первый из которых — теоцентристский. Его сутью является восприятие человека как того или иного божества. Такой тип философии сохраняется на протяжении всей истории культуры.

Следующий тип — натуроцентрический. Моисей Самойлович сообщает, что он зародился в Греции, а затем возродился в европейской философии Нового времени. Для данного исторического типа философии характерно признание первичности природы. Согласно антропоцентрическому типу, человек представляет собой наиболее сложный тип бытия, некий синтез его отношения с природой, обществом, божеством.

Данная типология позволяет нам четко представить то, как развивалась философия, проследить поэтапно взаимоотношения человека с окружающей средой, социальной и культурной сферами. Стоит отметить, что автор, обращаясь к истории, не заглядывает в будущее и не предполагает, каким же будет следующий тип философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с познания самого себя. Разгадка бытия для человека скрыта в человеке. Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993,383 c. Учитывая повышенный интерес индивида к самопознанию, нельзя обойти стороной предположение о будущем типе философии.

В следующей части статьи М. С. Каган обращает внимание на человека, как на уникальную по своей сложности форму бытия, сравнивает его с другими природными существами и социальными институтами, указывая на их тесную взаимосвязь. Очень часто человек притязает на роль «царя природы», демиурга, «сверх-человека». Но, чтобы индивид преодолел зависимость от внешних сил (природы, общества, культуры), нужно трезво понимать свои возможности и объективные границы. Для этого, по мнению М. С. Кагана, необходимо выявить историческую изменчивость сущности, формы бытия человека. И действительно, на протяжении всего своего существования человек стремится вырваться на свободу, избавиться от зависимости от внешних сил, так называемого рабства. Но стоит ли это делать? История показывает нам тесную взаимосвязь между человеком, природой, культурой, наукой, религией, все это — звенья одной цепи. И, чтобы сохранить спокойствие в мире, на мой взгляд, человек не должен возвышать себя над внешними силами и самопровозглашаться сверх-существом.

Третья часть работы обращает наше внимание на изменения в отношении человека и мира. Если в самом начале человеческой истории четко прослеживается зависимость индивида от внешних для него сил, то в современной ситуации мы наблюдаем противоположное. М. С. Каган пишет: «…на наших глазах стремительно возрастает зависимость среды от деятельности человека. Это объясняется тем, что человечество достигло такого уровня сознания и самосознания, который позволяет ему осознанно регулировать свои отношения с социальными институтами и природными стихиями, осознанно направлять свою деятельность в сфере науки и техники, технологии и коммуникации, образования и воспитания, трезво учитывая, на основе добываемого им научного знания, реальные границы своих возможностей, обусловленные объективными законами жизни природы, общества и культуры». С наступлением третьего тысячелетия многие люди стали все больше удивлять мир своими способностями, изобретениями, влиянием на внешние силы. Это еще раз подчеркивает уникальность человеческого существа. философ каган человек бытие В четвертой части Моисей Самойлович сообщает о появлении опасности самоуничтожения человечества. В связи с этим, каждый индивид начинает осознавать свое место в мире. Человек осознает, что он является не только биологическим родом, частью общества, но и носителем культурных и религиозных ценностей. Но многие ужасные события, происходившие и в первобытное время, и в средневековье, и сейчас, заставляют задуматься об отсутствии ценностей у людей. В качестве примера автор пишет: «Варфоломеевская ночь и террор Великой французской революции, или же Октябрьская революция и война в Чечне достаточно отчетливо говорят об отсутствии общечеловеческих ценностей в реальном бытии популяции землян…». И сейчас, на мой взгляд, у человека есть огромная ответственность перед всей историей своего рода. Людям необходимо сохранять в себе нравственные и духовные качества, ценить и с пользой проводить каждую минуту своей жизни.

И в заключительной части М. С. Каган раскрывает проблему взаимосвязи философии и культуры. На протяжении всей истории философию влекло к искусству (поэзии, музыке, кинематографе и др.), с целью решения тех или иных проблем поэзии, музыке, кинематографе и др. Автор считает главным то, что сейчас данное влечение становиться осознанной потребностью соотнесения того понимания человека, которое дает философу жизненный опыт и достижения наук, с тем специфическим знанием, которое добывает художественное воссоздание человека. М. С. Каган, Человек как проблема современной философии И это очень важно для выявления сути понимания современного человека.

Далее автор обращается к проблеме человека и природы и предлагает три пути развития этих отношений: человек-царь природы, поклонение природе и диалог с природой. На мой взгляд, третий вариант обеспечит наилучшее развитие взаимоотношений, данной точки зрения придерживается и автор. Человек должен по-дружески относиться к природе, с любовью и уважением, и это обеспечит его саморазвитие.

Подводя итог, Моисей Самойлович делает заключение о том, что человек развивался и продолжает развиваться духовно, это вечный процесс, который несет название саморазвития. И именно на этой основе философия получает возможность продолжить рассмотрение своей «родовой» проблемы — отношения человека и мира.

Человек очень сложная система, которая постоянно развивается. Размышление о человеке захватывает самый широкий круг проблем. Этот спектр оказывается практически неисчерпаемым. В результате едва ли не все философские размышления вовлекаются в поле зрения изучения главной философской проблемы — человек и мир. На основании исследования данной статьи, главным для современного общества является понимание собственного предназначения. Человек должен осознавать, какая великая ответственность лежит перед ним — поддержание и сохранение общечеловеческих ценностей и культуры, которые на протяжении всей истории передавалась из поколения в поколение.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой