Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Универсальность личности (социально-философский аспект исследования)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выступая структурным свойством личности, универсальность указывает' на особенность освоения ею многообразного ансамбля общественных отношений, которые выступают ее элементами в качестве социальных сил. Универсальность личности характеризует способ соединения и движения тех экономических, политических, См.: Черненко К. У. Народ и партия едины: Речь на встрече с избирателями Куйбышевского… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ.3 — II
  • Глава I. УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ КАК СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
    • I. Сущность универсальности
    • 2. Соотношение универсальности, целостности, гармоничности, всесторонности личности
  • Глава II. СТАНОВЛЕНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ
    • I. Предпосылки становления универсальности лич ности в антагонистических формациях
    • 2. Процесс формирования универсальной личности в условиях развитого социализма

Универсальность личности (социально-философский аспект исследования) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирование нового человека — одна из основополагающих программных целей коммунистического строительства. На ХХ1У съезде КПСС подчеркивалось, что «великое дело — строительство коммунизма невозможно двигать вперед без всестороннего развития самого человека» ХХУ1 съезд КПСС отметил необходимость решения многообразных задач, связанных с формированием нового человека Выступая на Всеармейском совещании секретарей комсомольских организаций 28 мая 1984 г., Генеральный секретарь ЦК КПСС К. У. Черненко указал на необходимость формирования у каждого молодого человека высокой мировоззренческой и нравственно-политической культуры, стойкого иммунитета против влия ния буржуазной идеологии, любых форм мещанско-потребительской я психологии .

Одним из ключевых аспектов этой проблемы является исследование универсальности как одной из важнейших сущностных характеристик коммунистической личности, как необходимого уеловия достижения ее всесторонности и гармоничности.

Актуальность исследования этой проблемы обусловливается тем, что прогресс социальной жизни нашего общества требует формирования всесторонне подвижного, универсально мобильного человека, способного к перемене различных видов деятельности. Общественные отношения зрелого социализма предполагают полифункциональность человека, его готовность к сочетанию различных функций как в производственной, так и в непроизводственной сфе.

1 Материалы ХХ1У съезда КПСС. М., 1971, с. 83.

2 См.: Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981, с. 63. См.: Черненко К. У. По-ленински жить, работать, бороться: Речь на Всеармейском совещании секретарей комсомольских организаций 28 мая 1984 г. — М., 1984, с. 12. рах деятельности.

Дальнейшее технико-организационное усложнение производства постоянно обусловливает возрастание роли человеческого фактора в целом, его творческого потенциала, в частности и особенности. Проблема становления универсальности личности — возможностей целостного участия человека в многообразных сферах социальной жизнедеятельности — во многом зависит от осознания им этих возможностей и создания условий для их наиболее полной реализации.

Действительная универсальность личности коммунистического общества противополагается частичной личности, неспособной выйти за пределы определенных узко очерченных функций, ограниченной в своих действиях социальными рамками антагонистических общественных систем, диктующих односторонность ее развития.

Проблема универсальности человека выступает характеристикой его творческого потенциала, возможностей его развития. В условиях совершенствования развитого социалистического общества исследование процесса становления универсальности личности приобретает особо важное значение. Речь идет прежде всего о поиске адекватного раскрытия и использования на благо общества неисчерпаемых резервов человеческой личности. Многогранность этой проблемы делает ее предметом. исследования ряда наук: философии, экономики, социологии, генетики, психологии, педагогики.

Исследование может идти, на наш взгляд, по меньшей мере в следующих четырех аспектах: а) философско-социологическом, б) экономическом, в) социально-психологическом, г) социальнопедагогическом.

Анализ личности с точки зрения исторического материализма как индивидуальной меры присвоения общественных отношений обусловливает и специфику философско-социологического подхода к изучению проблемы ее универсальности. Этот подход проявляется в рассмотрении универсальности в качестве сущностного свойства коммунистической личности, которое становится в процессе изменения объективных социальных условий, осознания ею своей внутренней потребности к всестороннему участию в жизни общества.

Избранный нами социально-философский аспект позволяет обобщить исследования ряда марксистско-ленинских наук о человеке с единых методологических позиций.

Интегративные результаты исследования в области общественных наук являются теоретическим фундаментом реализации ленинского принципа единства идеологической, организаторской и хозяйственной работы, который стал залогом успехов партийного руководства обществом, как это отмечал в выступлении перед избирателями Куйбышевского избирательного округа г. Москвы в марте 1984 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС К. У. Черненко.

Он позволяет рассмотреть универсальность в качестве характеристики всеобщей взаимосвязи материального мира, а универсальность личности — как необходимое условие ее всесторонности. Этот аспект исследования связан прежде всего с задачами разработки методологических оснований универсальности личности, с выявлением социальных условий ее формирования.

Выступая структурным свойством личности, универсальность указывает' на особенность освоения ею многообразного ансамбля общественных отношений, которые выступают ее элементами в качестве социальных сил. Универсальность личности характеризует способ соединения и движения тех экономических, политических, См.: Черненко К. У. Народ и партия едины: Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г. Москвы 2 марта 1984 г. М., 1984, с. 13. нравственных, эстетических и т. п. отношений, которые составляют достояние личности, а также ее способность включаться в новые социальные связи. Формирование универсальности способствует превращению индивида из «чудовищно простого человека» по образному выражению А. М. Горького, в такую личность, которая способна содержать в себе все богатство мира человека, вмещая в своей душе «все ужасы и недоумения, всю боль и радость жизни, 2 всю пёстроту и хаос ее радужной игры» .

Степень разработанности проблемы.

Содержание категории «универсальность» с древнейших времен вплоть до возникновения марксизма, либо полностью, либо частично входило в разрабатываемые представителями различных философских течений и школ термины: «бесконечность», «неисчерпаемость», «всеобщность», «универсалии», «универсум». Основоположники марксизма-ленинизма, не ставя перед собой в качестве самостоятельной цели детализацию этого понятия, широко использовали его в качестве средства теоретического анализа и широко употребляли его применительно как к функционированию и развитию всего материального мира, так — к. обществу и к личности.

Отсутствие статей «универсальность», «универсальность личности» не только в «Философской энциклопедии», но и во всей советской справочной философской литературе отражает степень разработанности этой проблемы.

В последние годы интерес к вопросу об универсальности личности как к сущностной черте нового человека все более возрастает. Однако современный уровень разработки этой проблемы пред См.: Горький А. М. Соч., т.25, с. 191. 2 Там же, т.23, с. 355. ставляет собой лишь первые подступы к ней.

Группа авторов (Е.А.Железов, Р. А. Зобов, В. В. Орлов, Г. Н. Оботурова, М. А. Парник, А. Г. Спиркин, В. И. Свидерский, В.С.Тюх-тин и др.) в работах, посвященных проблемам диалектического материализма, использует понятие «универсальность» в качестве сущностной характеристики движущейся материи. Анализ суждений ряда исследователей (Е.А.Железов, Р. А. Зобов, В. И. Свидерский и др.) по этому вопросу выявляет фактическое отождествление ими «универсальности» и «всеобщности» .

В советской литературе практически не вызывает разногласий тот аспект проблемы универсальности, сущность которого раскрывается известным тезисом К. Маркса, об универсальности т родовой сущности человека. Методологическая ценность подобного подхода к рассмотрению этой стороны взаимоотношений общества и природы общепризнана и получила конкретизацию в работах Н. П. Дубинина, Л. Н. Когана, О. Н. Крутовой, В. М. Межуева, А. В. Мялкина, И. Т. Фролова и др.

Что же касается исследований универсальности личности, то современная философская, социологическая и педагогическая литература уделяет ей еще сравнительно мало внимания. Следует выделить несколько подходов в раскрытии содержания этого понятия. Большая часть обществоведов отождествляет универсальность со всесторонностью и гармоничностью личности (М.В.Демин, Л. А. Зеленое, А. Н. Красин, З. М. Оруджев, И. М. Рогов, С^Г.Спасибенко, В. И. Шинкарук, Е. П. Шудря и др.).

Рассмотрение универсальности как предрасположенности коммунистической личности вследствие беспредельного развития ее сущностных сил к многообразной перемене видов деятельности в самых различных сферах общественной жизнедеятельности нашло от* См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.42, с. 92. ражение в монографиях и статьях С. С. Батенина, Л. П. Буевой, Л. Н. Когана и др., в диссертационных работах А. М. Бекарева, Н. В. Кленовой и др.

Целью диссертационной работы является определение методологических оснований анализа универсальности личности, его значимости для изучения процесса становления универсальности человека коммунистического общества.

Достижение этой цели требует решения ряда взаимосвязанных задач:

— изучения генезиса понятия «универсальность», в истории философской мысли;

— анализ понятий «универсальность», «универсальность личности», а также соответствующих им полярных категорий в онтологическом аспекте;

— соотношения универсальности, всесторонности, целостности и гармоничности личности;

— изучения исторически ограниченных типов универсальностиличности — предпосылок становления действительной универсальности индивида высшей фазы коммунистической формации;

— исследование процесса формирования универсальности личности в условиях совершенствования развитого социализма.

Теоретико-методологическую основу диссертационной работы составили труды К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина. Для разра ботки проблем универсальности личности особое значение имеет выдвинутое К. Марксом положение об универсальности как родовом I качестве человека .

Методологически важны и рассуждения К. Маркса в «Экономических рукописях 1857−1859 годов» об универсальности личности, о том, что она представляет собой универсальность присвоенных ею общественных отношений.

В основу работы положены и идеи В. И. Ленина о необходимости универсальной подготовки людей коммунистического общества к вы2 полнению ими разнообразных социальных функций .

Теоретическую и методологическую основу исследования составили Программа КПСС, материалы съездов партии и Пленумов ЦК КПСС, Конституция СССР, Закон СССР о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями (1983 г.), «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (1984 г.), положения и выводы, содержащиеся в речах и выступлениях Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР К. У. Черненко, а также труды руководителей партии и правительства, видных партийных и государственных деятелей нашей страны, выдающихся педагогов прошлого и современности. Научная новизна исследования.

Диссертация представляет собой попытку исследовать понятие «универсальностьличности» в качестве сущностной характеристики нового человека. Автор стремится определить это понятие, показать возможность применения его к анализу: а) всего материального мира, б) общества, в) личности.

В работе подробно раскрывается мысль В. И. Ленина о том, что категория «универсальность» является одним из тех понятий, котоо рые отражают всемирную, живую связь объективного мира .

В диссертации проводится мысль, что понятие «универсальность» выступает такой характеристикой единства объективного мира, его всеобщей взаимосвязи, которая отображает способность его См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46,ч.1,с.476- т.46,ч.П, с. 35. ^ См.: Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.41, с. 33. 3 Там же, т.29, с. 131. разнокачественных явлений, вещей, свойств к взаимодействию и фиксирует безмерность, безграничность этого процесса.

В работе подчеркнуто, что универсальность выступает противоположностью всякой ограниченности, частичности, односторонноети. На основе марксистского положения о сущности универсальности человека автор стремится проследить процесс ее перехода в характеристику каждой личности, выявить предпосылки, этапы этого длительного исторического процесса, проходящего через ряд переходных форм, типов универсальности, ограниченных объективными социальными условиями.

В диссертации указывается, что именно особенности общественного разделения труда и обмена оказывают определяющее влияние на генезис универсальности, на способность личности к участию в общественном процессе в целом.

В отличие от ряда его предшественников автор стремился показать, что универсальность несводима к всесторонности, от которой она различается так же, как возможности, потенции человека отличаются от действительности. Он полагает, что всесторонность личности выступает актуализацией ее универсальности.

Одним из приоритетных моментов диссертации является сопоставление «универсальности личности» с категориями «гармоничность», «целостность», «всесторонность» личности.

В работе предпринимается попытка определения путей формирования универсальной личности в условиях совершенствования зрелого социализма. Указывается на значимость политехнизма как средства формирования универсальной личности. В диссертации показывается, что политехническая подготовка, позволяющая индивиду осуществлять перемену видов труда в рамках производственной деятельности, в сочетании с развивающим личность участием в различных формах любительского творчества формирует универсальную личность, выступающую «целостным и универсальным продуктом общества» *.

Научно-практическая ценность исследования.

Результаты исследования могут быть использованы в лекциях и на семинарских занятиях в курсах диалектического материализма (тема «Основные категории диалектики»), исторического материализма (темы: «Природа и общество», «Личность и общество»), и научного коммунизма (тема «Всестороннее развитие личности при социализме и коммунизме», «Коммунистическое воспитание трудящихся»).

Применение выведенных теоретических положений возможно и в социологических исследованиях проблем формирования нового человека в условиях совершенствования развитого социалистического общества.

Апробация работы.

Результаты исследования апробированы автором на ряде научных конференций, в том числе: а) на конференции молодых ученых «Личность и общество в условиях развитого социализма. Философско-социологические аспекты» (1982 г., г. Смоленск) — б) на Ш-х Всесоюзных Философских чтениях молодых ученых «ХХУ1 съезд КПСС и актуальные проблемы марксистско-ленинской философии» (1983 г., г. Звенигород) — в) на Всесоюзной научно-практической конференции «Актуальные проблемы коммунистического воспитания молодой научной и инженерно-технической интеллигенции» (1983 г., г. Ереван).

По теме диссертации имеются четыре научных публикации, в том числе — рецензия в журнале «Научный коммунизм» (1981, № 5). См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч.1, с. 386.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Универсальность, являясь одной из наиболее общих категорий марксистской диалектики, фиксирует отсутствие предела, огт раниченности, она говорит о «великой общей связи» вещей и процессов природы, характеризует каждое явление в его общих связях со всем мировым целым и конкретизируется в «представлер нии универсального взаимодействия» .

Универсальность (безграничность) противополагается в работе ограниченности. Ограниченность (частичность) выступает внешней стороной универсальности и обладает определенными строго очерченными границами.

Универсальность не тождественна бесконечности, всеобщности, неисчерпаемости. Но именно эти понятия выступают характеристикой сторон универсальности. о.

Универсальность общества — высшего продукта материивыражается в безграничности его практически-преобразовательного отношения к природе. Родовыми, биологическими предпосылками универсальности человека, беспредельности его развития выступают изначальная неспециализированность его мозга и морфофизиологи-ческие особенности. В свою очередь они являются результатом длительной эволюции предков человека в направлении формирования их способности к совместной, коллективной трудовой деятельности.

Взятое применительно к личности, понятие" универсальность" характеризует развитие ее социальных качеств, указывает, как эти качества соединяются и взаимодействуют в структуре личности. Всестороннее развитие личности осуществляется лишь при т.

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.19, с. 203. 2 См.: Там же, с. 205. о наличии определенных условий. Понятие «универсальность личности» указывает на характер присвоения человеком общественных отношений, а также отсутствие социальных пределов, влияющих на формирование способностей индивида, на усвоение человеком всей полноты социальных связей. Обособление, одностороннее развитие сущностных сил личности, характерное для уровня ее односторонности, трансформируется во всеобъемлющее сочетание, взаимопроникновение — развитие ее элементов, которое выступает основой полноты связей личности с внешним миром, является условием ее всесторонней социальной деятельности. В этой связи методологически ценным является суждение В. С. Тюхтина, полагающего, что если «движение объектов носит в большей степени локальный и дифференциальный характер.», то «процесс развития как синтетический эффект отдельных движений в составе целой системы объектов на значительных промежутках времени носит интегральный характер» .

Понятия «гармоничность», «универсальность», «целостность», «всесторонность» описывают определенную форму структуры личности и выступают органически взаимосвязанными комплексами, адекватными сущности коммунистической личности.

Если гармоничность характеризует симметричное и одновременное развитие элементов личности, понятие целостности отражает их системность, сопряженность, то понятие «всесторонность» на наш взгляд, выступает интегрирующей, результатирующей характеристикой, в которой воплощается достижение личностью в процессе ее развития уровня целостности, гармоничности и универсальности. Мы полагаем, что всесторонности системы необхо Тюхтин B.C. Материалистическая диалектика и проблема направленности развития. — Вопр. философии, 1981, № I, с. 85. димо свойственен такой признак как ее завершенность. Основой гармонического соотношения элементов личности выступает ее коммунистическое мировоззрение.

Действительная социальная универсальность коммунистической личности выступает результатом исторического движения общества.

Универсальность человека во всех общественно-экономических формациях, предшествующих коммунистической, оказывается мнимой, иллюзорной.

Лишь в результате ликвидации антагонистических общественных условий, создается возможность для постепенного достижения универсальности каждой личности. Свою развитую форму этот процесс обретает на этапе высшей фазы коммунистического общества.

Наша диссертация, естественно, не могла одинаково полно и подробно раскрыть все поставленные в ней вопросы и претендовать на полноту охвата всех аспектов такой слабо изученной проблемы, как проблема универсальности.

Дальнейшие перспективы исследования.

Дальнейшему анализу подлежит изучение проблем универсальноети мышления и языка человека. Разуму человека свойственна «.та универсальная независимость мысли, которая относится ко всякой вещи так, как того требует сущность самой вещи» Эта особенность мозга человека, проявляясь в сознательном отражении диалектики развития объективного мира, и позволяет ему соста вить «точное представление о вселенной, о ее развитии и разви р тии человека». Марксистской науке еще предстоит исследовать те формы, в которых выражается универсальный характер человеческого мышления. Возможно и исследование проблем в социально* См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.1, с. 7. 2 См.: Там же, т.19, с. 205. педагогическом аспекте — анализ конкретных путей и форм воспитательного воздействия на индивида и особенностей процесса его самовоспитания, благодаря которым становится возможным формирование универсальности как свойства каждого индивида. Предстоит дальнейший анализ роли семьи, школы, трудового коллектива в формировании стимулов к становлению действительной универсальности индивидуальности.

Осмысление социально-психологического аспекта исследования универсальности позволит углубить анализ тех генетических и психологических явлений и механизмов человека, которые выступают реальными предпосылками его универсальности. Разработка этого аспекта проблемы личности позволяет показать несостоятельность теорий о чисто природном характере способностей человека к конкретным видам деятельности.

Одной из важных перспектив исследования в данной работе является познание факторов, затрудняющих становление универсальности личности в условиях зрелого социализма, ведущих к нарушению целостности ее духовного мира. Необходимо дальнейшее изучение причин, обусловливающих отсутствие у индивида внутренней потребности в развитии, а также заставляющих его ограничиваться рамками сугубо профессиональных интересов.

Таким образом, сложность, неоднозначность проблемы формирования коммунистической личности обусловливает многогранность возможных путей ее решения, требует тщательного осмысления всех аспектов процесса становления такого человека, «для которого различные общественные функции суть сменяющие друг друга способы жизнедеятельности» .

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.3−27.
  2. К. Критические заметки к статье «Пруссака» «Король прусский и социальная реформа». Маркс К., Энгельс Ф.Соч., т.1, с.430−448.
  3. К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. З, с.1−4.
  4. К. Нищета философии. Ответ на «Философию нищеты» г-на Прудона. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.4, с.65−185.
  5. К. Инструкция Делегатам Временного Центрального Совета по Отдельным Вопросам. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.16, с.194−203.
  6. К. Капитал. Т.1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.23, с.5−784.
  7. К. Капитал. Т.2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.24, с.3−596.
  8. К. Капитал. Т. З. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.25, ч.1, с.3−505.
  9. К. Капитал. Т. З. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.25, ч. П, с.3−486.
  10. Ю.Маркс К. Капитал. Т.4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.26, ч.1, с.3−426.
  11. Н.Маркс К. Капитал. Т.4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.26, ч. П, с.3−658.
  12. К. Капитал. Т.4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.26, ч. Ш, с.3−568.
  13. К. Конспект книги Джемса Милля «Основы политической экономии».- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.42, с.5−40.-13 614. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.42, с.41−174.
  14. К. О книге Фридриха Листа «Национальная система политической экономии» Маркс К."Энгельс Ф. Соч., т.42,с.228−258.
  15. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч.1, с.3−508.
  16. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч. П, с.5−521.
  17. К. Экономическая рукопись 1861−1863 годов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.47, с.3−612.
  18. К. Экономическая рукопись 1861−1863 годов.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.48, с.3−548.
  19. К. Глава шестая. Результаты непосредственного процесса производства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.49,с.3−136.
  20. К. Форма стоимости. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.49, с.139−164.
  21. Маркс К, Энгельс Ф. Святое семейство или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании. Соч., т.2, с.3−230.
  22. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., т.3,с.7−544.
  23. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Соч., т.4, с.419−459.
  24. Ф. Положение Англии. Томас Карлейль. «Прошлое и настоящее». Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.1, с.572−597.
  25. Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф.Соч., т.4, с.322−339.
  26. Ф. Развитие социализма от утопии к науке. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.19, с.185−230.
  27. Ф. Франкский период. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 29,30,31,32,33,34,3536,37
Заполнить форму текущей работой