Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности речевого развития младших школьников с нарушениями слуха в разных условиях обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость работы заключается в разработке комплексной методики обследования сформированности словесной речи у младших школьников с нарушениями слуха, которое должно проводиться в общем комплексе психолого-педагогического обследования. Структурно разработана и функционирует региональная модель обучения и сопровождения дегей с нарушенным слухом в республике Карелия. Определены… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
    • 1. 1. Лингвистические и психолишвистические аспекты исследования речевого развития детей
    • 1. 2. Изучение детской речи в психолого-педагогической литературе
    • 1. 3. Проблема речевого развития младших школьников с нарушенным слухом в педагогической и методической литературе
  • Педаюгические
  • выводы по первой главе
  • Глава 2. Особенности речевою развития младших школьников с нарушениями слуха в региональных образовательных условиях Республики Карелия
    • 2. 1. Организация и содержание психолого-педагогического исследования (констатирующий эксперимент)
      • 2. 1. 1. Анализ условий школьного обучения детей с нарушениями слуха в Республике Карелия
      • 2. 1. 2. Характеристика испытуемых
      • 2. 1. 3. Изучение речевого развития слабослышащих младших школьников в разных условиях в Республике Карелия
    • 2. 2. Факторы и условия оптимизации речевого развишя младших школьников с нарушениями слуха в процессе обучения в малонаселенном регионе
  • Педагогические
  • выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. Оптимизация речевого развития младших школьников с нарушениями слуха в условиях образовательной интеграции Республики Карелия
    • 3. 1. Инновационные подходы к организации регионального обучения детей с нарушенным слухом
    • 3. 2. Направления и содержание формирующего эксперимента
    • 3. 3. Динамика речевого развития младших школьников с нарушениями слуха в разных условиях обучения (контрольный эксперимент)
  • Педагогические
  • выводы по третьей главе

Особенности речевого развития младших школьников с нарушениями слуха в разных условиях обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе развития общества и образования одной из центральных научно-практических проблем, привлекающих внимание как отечественных ученых (Р.М.Боскис, А. Г. Зикеев, Т. С. Зыкова, К. Г. Коровин, М. И. Никитина, Л. П. Назарова, Т. В. Розанова, Л.И.Тигранова), так и зарубежных специалистов (В.Вейс, К. Леймитц, О. Перье), является проблема речевою развития детей с нарушениями слуха. Оптимизация речевого развития слабослышащих младших школьников определена сложнейшей задачей начальной школы (Р.М.Боскис, И. М. Гилеевич, А. Г. Зикеев, К. Г. Коровин, М. И. Никитипа, Л. П. Назарова, Т. В. Розанова, Л. И. Тигранова, К. Леймитц и др.). Она чрезвычайно актуальна в связи с интеграционными процессами, происходящими в обществе, в целом, и в системе специального образования, в частности (И.М.Гилевич, Н. И. Малофсев, М. И. Никитина, Л. И. Тигранова, Л. М. Шипицына, Н. Д. Шматко и др.).

В научных исследованиях Р. М. Боскис, И. М. Гилевич, Т. М. Власовой, А. Г. Зиксева, К. Г. Коровина, М. И. Никитиной, Л. И. Тиграновой подчеркивается роль активизации речевой деятельности для гармоничною психофизического и личностного развития младших школьников с нарушенным слухом, успешного обучения в школе и дальнейшей социализации в обществе. В работах Л. В. Андреевой, Т. Г. Богдановой, О. А. Красильниковой, Н. М. Назаровой, М. И. Никитиной, Ф. Ф. Рау определена значимость повышения эффективности процесса обучения и воспитания, максимального использования возможностей речевой среды. При этом учитываются общие закономерности и особенности восприятия речи, подражательная способность и стремление к активному и результативному действию (Р.М.Боскис, Л. С. Выготский, С. А. Зыков, Б. Д. Корсунская, Э. И. Леонгард и др.), особенности развития произвольности психических функций и личностных новообразований у детей в младшем школьном возрасте (Р.М.Боскис, И. М. Гилевич, Т. С. Зыкова, К. В. Комаров, Т. В. Маркова, А. И. Метт, Э. В. Миронова, Е. З. Яхнина, SlezakSchindler и др.).

Процессы и принципы, на которых базируются концепции интегрированного обученияорганизация обучения внутри системы специального образования и взаимодействие школ общего и специального назначения (Кейс ван Рейверк, Н. Н. Малофеев, Л. М. Шипицына и др.) определяют необходимость создания определенных условий обучения и организации специальной комплексной психолого-педагогической, медико-социальной помощи и поддержки ребенку и его семье по месту жительства (Г.Ф.Григорьева, Н. Н. Малофеев, Г. А. Разбивная, Н. Д. Шматко, Н. Д. Ярмаченко, Marli Kemppainen и др.).

В связи с противоречием, возникающим между потребностью общества в создании особых условий обучения для детей с нарушениями слуха без отрыва от семьи, отсутствием образовательных услуг и не изученностью речевого развития слабослышащих младших школьников в Республике Карелия до 1998 года, определена проблема исследования. Она заключается в необходимости поиска путей оптимизации речевого развития слабослышащих учащихся в условиях разработки и реализации возможного варианта развития инклюзивного образования для малонаселенного региона.

Объект исследования — процесс речевого развития младших школьников с нарушенным слухом в разных условиях обучения.

Предмет исследованияособенности речевого развития слабослышащих младших школьников в разных условиях обучения.

Целью исследования является научно-теоретическое и экспериментальное изучение речевого развития слабослышащих младших школьников в разных условиях обучения и разработка новых подходов к комплексной коррекцион-по-педагогической помощи в образовательном пространстве Республики Карелия.

В соответствии с намеченной целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:

1. Определить особенности речевого развития младших школьников с III-IY степенью тугоухости в разных условиях обучения в Республике Карелия.

2. Проанализировать и сопоставить полученные данные.

3. Выявить факторы и условия активизации речевого развития младших школьников с нарушенным слухом, обучающихся в разных условиях в карельском регионе.

4. Разработать содержание коррекционно-педаюгической помощи, направленной на оптимизацию речевого развития младших школьников с нарушениями слуха.

5. Апробировать эффективность предлагаемой дидактической системы помощи в разных условиях обучения в Республике Карелия.

Гипотеза исследования. Речевое развитие младших школьников с нарушениями слуха может проходить более интенсивно и быть более результативным в условиях создания и развития специальных образовательных услуг по месту жительства, включающих разработку интегрированных моделей обучения слабослышащих, расширение взаимодействия служб сопровождения и реализацию программы специальной дидактической помощи учащимся в процессе обучения.

Методологическую основу исследования составили концепция о социальной ситуации развития (Л.С.Выготский) и социальной обусловленности потребности в речевом общении (М.И.Лисина, М.Р.Львов) — теория речевой деятельности (Л.С.Выготский, А. НЛеонтьев, А. АЛеонтьев, Н. И. Жиикин, И.А.Зимияя) — положения о психолингвистической речевой организации индивида (С.Л.Выготский, А. А. Леоптьев, Л. А. Пиотровская, С. П. Цейтлин, Л. Щерба) — положения об общественном характере языка, на основе которою происходит формирование и развитие вербального мышления (А.А.Бодалев, Л. С. Вьпотский, А. Н. Гвоздев, А.Р.Лурия) — общепсихологическая теория деятельности (Л.С.Вьпотксий, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин) — инновационные подходы к модернизации специального образования (Н.Н.Малофеев, Л.М.Шипицына) — концепция гуманитаризации образования (В.А.Козырев) — деятельностиый подход (М.М.Бахтин, Л. И. Божович, С. А. Зыков, С. Л. Рубинштейн, Д.Б.Эльконин) — положения коммуникационной системы, предполагающие усвоение языка как средства общения (С.А.Зыков).

Для доказательства исходной гипотезы и реализации цели и задач данною исследования применялись следующие методы: теоретический анализмониторинг контингента детей и условий обученияизучение анамнестических данных, наблюдениебеседаконстатирующий и формирующий педаюгические экспериментынраксиометрический метод (изучение продуктов деятельности) — анализ экспертных оценокматематико-статистическая обработка экспериментальных данных.

Достоверность выводов определена взаимодействием методовпоэтапным характером исследованиядетальным количественным и качественным анализом полученной экспериментальной выборки и ее значимостью для предоставления качественных образовательных услуг в карельском регионе.

Организация и база исследования. Исследование проводилось в 4 этапа на протяжении 1998;2005 гг. Первый этап посвящен изучению и системному анализу литературы по проблеме исследованияпроведению мониторинга контингента детей с нарушенным слухом и условий школьного обучения в республике Карелия (пропедевтический этап констатирующею эксперимента).

На втором этапе осуществлялась разработка и апробация различных диагностических методов и методик, позволяющих выявить особенности речевого развития и его уровни у слабослышащих младших школьников в разных условиях обученияопределялись факторы, влияющие на эффективность речевою развития учащихся (основной этап констатирующего эксперимента). В этот период с нашим участием начинает развиваться система специальною образования для данной категории детей в Республике Карелия.

Третий этап включал формирующий и контрольный эксперимент и был ориентирован на проверку гипотезы, педагогических выводов, сделанных в ходе исследования. На четвертом этапе осуществлялась систематизация полученных данных и научное обобщение результатов исследования, оформлялись материалы исследования.

Диссертация выполнена на базе специального коррекционного отделения общеобразовательной школы № 25 г. Петрозаводска (группа А) — специального (коррекционного) класса общеобразовательной школы № 7 г. Сегежи, в общеобразовательных классах школ № 9, № 38, № 46 и школе-интернате № 22 г. Петрозаводска (группа Б). В эксперименте приняли участие 40 учащихся 0−2 классов с III, IY-ой степенью туюухости (по Международной классификации снижения слуха): дети группы, А начали обучение по традиционной программе учреждения II видадети группы Б начали экспериментальное обучение по программе 1−4 массовой школы.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

• углублены представления об особенностях речевого развития младших школьников с нарушенным слухом в условиях регионального обучения;

• определены особенности речевого развития младших школьников с нарушениями слуха в разных условиях обучения в период организации региональной образовательной модели;

• выявлены региональные условия и факторы оптимизации речевою развития слабослышащих младших школьников, обучающихся по месту жительства в республике Карелия;

• доказано и экспериментально подтверждено, что в разных условиях образовательной интеграции по месту жительства недостаточно учитываются пси-холою-педагогические особенности обучения младших школьников с нарушенным слухом;

• разработаны исихолого-педагог ические и организационные подходы к оптимизации процесса речевою развития слабослышащих учащихся в условиях обучения по месту жительства;

• представлена структурно-содержательная характеристика региональной образовательной модели и системы сопровождения слабослышащих школьников в процессе обучения в карельском регионе;

• выделены этапы организации комплексной коррекционно-педаюгической помощи младшим школьникам с нарушенным слухом в процессе обучения;

• апробирована программа дидактической помощи, направленной на оптимизацию речевою развития слабослышащих младших школьников;

• доказана эффективность предложенного варианта развития инклюзивною образования для малонаселенного региона.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены научные подходы к проблеме образовательной интеграции детей с нарушенным слухом в малонаселенном регионерасширено понимание природы речевою развития слабослышащих младших школьниковпредставлены со8 временные подходы к активизации речевого развития детей с нарушенным слухомобогащены и конкретизированы представления об особенностях и факторах оптимизации речевого развития, возможностях и дальнейших перспективах обучения слабослышащих детей в условиях организации специального региональною образованияобоснованы структурные элементы педагогической системы комплексной специальной помощи по формированию и развитию словесной речи у слабослышащих детей в начальный период школьною обучения.

Практическая значимость работы заключается в разработке комплексной методики обследования сформированности словесной речи у младших школьников с нарушениями слуха, которое должно проводиться в общем комплексе психолого-педагогического обследования. Структурно разработана и функционирует региональная модель обучения и сопровождения дегей с нарушенным слухом в республике Карелия. Определены оптимальные психолого-педагогические условия и разработаны педагогические рекомендации, способствующие оптимизации речевого развития учащихся с нарушенным слухом в начальный школьный период в образовательных учреждениях специального и общего назначения. Разработка конкретных педагогических воздействий по развитию словесной речи у слабослышащих младших школьников позволит более эффективно решать вопросы совершенствования системы школьного обучения и сопровождения детей с нарушенным слухом путем организации региональной образовательной модели и обогащения специальных методик.

Положения выносимые на защиту:

1. Речевое развитие слабослышащих школьников проходит по общим закономерностям, что и речевое развитие детей с нормальной слуховой функцией.

2. В условиях функционирования различных моделей интегрированного обучения для детей с нарушениями слуха в малонаселенном регионе необходима организация специальной комплексной психолою-педагогической помощи учащимся по месту жительства.

3. Максимальное приближение специального (коррекционного) обучения к месту жительства детей, организация психолого-педагогического сопровождения развития детей в процессе обучения являются приоритетными направлениями региональной образовательной политики.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обусловлены методологическими основами, поэтапным применением методов, адекватных цели и задачам исследования экспериментального исследования.

Апробация результатов исследования. Основные положения экспериментального исследования обсуждались на заседаниях кафедры сурдопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена в 2001;2005г.г.- на педагогических советах ПМПК республики Карелия, на совещаниях в ПМЦентре РК, коллегиях Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия (г.Петрозаводск, 1998,2001,2003 г. г.).

Ход, результаты и выводы исследования обсуждались па научно-практической конференции «Проблемы, поиски, решения. Вступая в образование XXI века» (г.Петрозаводск, 2001 г.), научных конференциях в Институте повышения квалификации работников образования РК, лекциях и семинарах в ГОУ ИПК и Карельском государственном педагогическом университете, на заседании кафедры дошкольной педагогики КГГ1У (¡—.Петрозаводск, 2002 г., 2003 г., 2004 и 2005 г.), на совещании «Сопровождение развития детей» в ПМПЦентре РК (г.Петрозаводск, 2004;2005 г. г.), на международных научно-практических семинарах Россия — Финляндия «Мы разные, но равные» (2004г.) и «Пойми меня» (2005 г.) в школе № 25 г. Петрозаводска.

Публикации. Основные результаты диссертационного исследования отражены в 9-ти публикациях общим объемом около 11,6 печатных листов.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, содержащею 285 наименований, в том числе 5 работ на немецком и финском языках, 9 приложений, изложенных на 220 страницах. В ней содержится 2 схемы, 20 таблиц, 4 диаграммы.

Выводы по третьей главе.

1. Активизация речевой деятельности способствует более быстрому и продуктивному продвижению ребенка, но пути всестороннего личностного развития. Возникновение и реализация потребности говорить словесной речью становится стимулом, активизирующим как речевое, так и общее развитие слабослышащего младшего школьника. 11роцесс речевого развития младших школьников с нарушениями слуха не сводится только к овладению языковыми средствами общения, он включает и коммуникативный компонент, что, в свою очередь, способствует, развитию индивидуального стиля речевого поведения в коллективе и личностной самореализации человека.

2. Основными путями развития специального образования детей с нарушением слуха в республике Карелия являются: создание условий для развития индивидуально-ориентированных моделей интегрированного обучения, совершенствование образовательных услуг, развитие системы сопровождения в образовательном пространстве Республики Карелия.

3. Оказание комплексной дидактической помощи младшим школьникам с нарушением слуха, обучающихся в разных условиях обучения, включает применение коррекционной программы, направленной на наиболее эффективное речевое развитие учащихся и организацию сопровождения детей в образовательном пространстве Республики Карелия.

4. Речевое развитие младших школьников с нарушенным слухом: понимание обращенной речи на основе словесной инструкции, построение собственных высказываний в процессе обучения и речевого общения, развитие речевой активности и формирование коммуникативно-значимых личностных особенностей происходит более эффективно при использовании возможностей речевой среды, применении коррекционной программы и организации индивидуального сопровождения ребенка в процессе обучения.

Заключение

.

Данная работа посвящена научно-теоретическому и практическому исследованию проблемы речевого развития слабослышащих младших школьников в разных условиях обучения. Проблема оптимизации формирования и развития речи младших школьников с нарушенным слухом определена сложнейшей задачей начальной школы. Решение ее чрезвычайно актуально для развития системы специального, и, прежде всего, pei иопального образования.

Значимость фиксирования внимания па лингвистических и психолингвистических аспектах речевого развития детей определяется содержательно-методическим аппаратом системы обучения языку детей с нарушенным слухом, выбором базовых понятий и ориентиров обучения словесной речи учащихся. При этом важно учитывать закономерности функционирования языковой системы в речевой деятельности, ведущую учебную деятельность и характер развития межличностных отношений в коллективе детей в начальный школьный период.

Главной целью организационной работы в регионах становится выявление и анализ особенностей общего и речевого развитиявыявление факторов и условий оптимизации речевого развитиявыбор образовательного маршрутапостроение коррекционной образовательной среды, максимально способствующей социализации ребенка и самореализации его личности.

Анализ изучения условий школьного обучения и кадровой обеспеченности специалистами в карельском регионе позволил определить план-развитие образовательных услуг для детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями слуха, но месту жительства. В частности, результаты кадрового мониторинга позволили отметить отсутствие сурдопедагогов в республике на момент начала обучения детей с нарушенным слухом (1997;1998 г. г.).

Практически все учащиеся, начавшие обучение в Карелии не получили специальной дошкольной подготовки. Анализ семейного воспитания свидетельствует, что во многих рос один ребенок, родные научились принимать его «безречевым». Лишь в немногих семьях не по одному ребенку, и уже с раннею возраста такой слабослышащий малыш находится в детском слышащем коллективе, осваивая первоначальные навыки совместной игровой деятельности, обучаясь понимать элементарную устную речь, но чтению с губ и на основе развития остаточного слуха. Детский коллектив в этом смысле уникален и может во многом помочь взрослым в развитии словесной речи слабослышащего сверстггика.

Уровень речевого развития детей в разных группах в констатирующем эксперименте характеризуется следующими особенностями:

•учащиеся не понимают или в незначительном для речевого общения объеме понимают обращенную речь,.

• не владеют собственной речью даже на уровне простых распространенных предложений, предложений с предлогами обиходно-разговорного плана,.

• ввиду отсутствия процесса обучения уровень психического развития определить довольно сложно.

Анализ результатов констатирующего эксперимента в республике Карелия на стадии предположения позволил выявить факторы, положительно и негативно влияющие на оптимизацию речевого развития слабослышащих младших школьников в условиях регионального обучения. Уточнены и конкретизированы факторы, выделенные учеными Р. М. Боскис, И. М. Гилевич, Э. И. Леонгард, В. Л. Лифановым, Л. И. Тиграновой, Н. Д. Шматко, влияющие на уровень развития познавательной и речевой деятельности детей с нарушенным слухом.

К факторам учебно-воспитательного процесса, позволяющим оптимизировать речевое развитие учащихся с нарушенным слухом, относятся:

• возможность воспитывать ребенка дома, в семьев наличие в семье двух и более детей;

• максимальное использование возможностей речевой среды в школе и вне ее;

• знание и внедрение классической отечественной специальной системы обучения;

• использование инновационных подходов к обучению детей с нарушенным слухом с раннего возраста;

• значимость решения личностных проблем учащихся вы процессе обучениявовлечение и активизация семьи в реабилитационный процесс;

• расширение сфер деятельности и участия слабослышащих младших школьников в различных социальных группах вне школы и другие.

Анализ результатов многолетнего исследования позволил нам определить факторы, негативно влияющие на активизацию речевого развития детей с нарушенным слухом, проживающих в Республике Карелия.

Мониторинг образовательных услуг показал, что в республике Карелия различные интегрированные формы обучения в большинстве случаев являются единственно возможными формами обучения детей с нарушениями слуха.

В ходе нашего исследования были определены причины разного уровня, определившие впоследствии содержание нашей работы.

Причины первою уровня (федеральные):

•Образование стало региональнымпри этом перед каждым регионом встал выбор организации образовательных услуг по месту жительства или оплаты за обучения каждого ребенка за пределами республики.

•Необходимость уменьшения травмирующей ситуации для ребенка, которое возможно при обучении без отрыва от семьи и оказании своевременной комплексной специальной помощи.

•Основным направлением специальною образования становится разработка продуманных интегрированных моделей обучения ближе к месту жительства ребенка.

Причины второю уровня (региональные):

•Разрозненность детей с нарушениями слуха, но месту жительства ввиду большой площади районов республики с малой плотностью населения;

•Отдаленность существующих коррекционных учреждений от мест проживания и нежелание родителей обучать ребенка в отрыве от семьи;

•Отсутствие в республике специального (коррекционпого) учреждения для слабослышащих детей.

Нами определены обязательные условия оптимизации общего и речевого развития слабослышащих младших школьников в карельском регионе:

1. Развитие инновационных видов образовательных учреждений в си-теме специального и общего назначения.

2. Организация различных моделей обучения детей с нарушенным слухом.

3. Максимальное приближение специального (коррекционного) обучения к месту жительства детей. Семья вправе определить место обучения и сделать «заказ» на организацию специальных условий (в том числе материальных, учебных и кадровых) для наиболее полноценного общего и речевою развития своею ребенка. В данной ситуации необходимо, чтобы этот выбор определялся коллегиально со специалистами, знающими проблемы и возможности ребенка.

4. Взаимодействие общей и специальной системы обучения с целью возникновения единого образовательного пространства в республике.

5. Ор1анизации своевременной комплексной специальной личностно-ориентированной помощи ребенку с нарушенным слухом и его семье по месту жительства.

6. Организация системы комплексного и индивидуальною сопровождения ребенка в условиях дифференцированного и интегрированного обучения.

7. Организация поддерживающего обучения, которое обеспечивается системой дополнительных коррекционных занятий, проводимых сурдопедагогом координационного центра Республики Карелия.

8. Разработка программы психолого-педагогической помощи, направленной па активизацию речевою развития младших школьников с нарушенным слухом в разных условиях обучения в Республике Карелия.

Развитие инновационных видов образовательных учреждений и организация различных моделей обучения для детей с нарушенным слухом позволили максимально приблизить обучение к месту жительства детей. Взаимодействие общего и специального образования стало необходимым условием возникновения единою образовательного пространства в республике.

Создание системы сопровождения младших школьников с нарушениями слуха в образовательном пространстве республики и специально организуемая речевая среда стали одними из приоритетных направлений работы специалистов. Основное содержание служб сопровождения представляет собой единство диагностики, информационного поиска, проектирования индивидуальных программ развития, наблюдения и динамического изучения развития ребенка в процессе обучения, отслеживание успешности продвижения в общем и речевом развитии. В центре взаимодействия служб помощи находится семья и ребенок с их запросами и нуждами. Напрямую с ними в работу включаются медицинские, социальные и образовательные учреждениякоординатором во взаимодействии с глухими и слабослышащими детьми в процессе обучения в дошкольном образовательном учреждении или школе выступает Психолого-медико-педагогический центр республики Карелия, который, в свою очередь, тесно сотрудничает с различного рода специалистами.

Предложенные нами направления работы служб сопровождения тесно взаимодействуют между собой (диагностическое и коррекционно — развивающее, информационно-методическое, организационное).

Анализ взаимодействия специалистов с родителями и педагогами помогли нам определить основные трудности в обучении и речевом развитии детей с нарушениями слуха в общеобразовательном классе массовой школы. Среди них: отсутствие знаний у учителей начальных классов об особенностях психофизиологическою развития детей с нарушениями слуханеправильное расположение слабослышащего ребенка в классеобъяснение нового материала ведется на недоступном для ребенка расстояниинедостаточная ориентация учителя на «особого» ученика в классев незначительной мере исполе>-зуются возможности коллектива слышащих сверстников и другие.

Система помощи учащимся в процессе обучения включает разработанный нами комплекс упражнений по русскому языку, упражнения, игры и этюды коммуникативного тренинга.

При разработке системы упражнений по языку определена цельзадачинаправленность в работеразделы изучения материала по языковому циклу (формирование понимания обращенной речиформирование лексической, лексико-грамматической, грамматической, сторон речи, связной речи) — определены условия и критерии изложения материала (сюжетная основа занятий, уроков, целостноегь и единство сюжетного содержания материала и изложения, гармоничное соотношение разных видов деятельности с речевой деятельностью, развитие речевой активности, формирование понятий и развитие умений использовать изученные формы в активной речевой деятельности, общении).

При составлении коммуникативного тренинга представлены цели, задачи тренинга, методы и критерии подбора специальных упражнений, игр, этюдов для активизации речевой деятельности учащихся. Рассмотрено структурное деление заданий на группы согласно их направленности: задания на развитие положительного эмоционального статуса, на познавательную тренировку вербального мышления, па развитие речевой активности, этюды ролевой направленности, психогимнастические приемы, о пределен механизм внедрения тренинга в процессе обучения.

Динамика речевого развития младших школьников с нарушениями слуха (контрольный эксперимент) раскрывает успешность продвижения учащихся в разных условиях обучения по месту жительства.

Таким образом, в нашей работе решены все поставленные задачи, в полном объеме реализована цель диссертационного исследования. Полученные научно-теоретические и экспериментально-практические результаты подтвердили правильность положенной в основу исследования гипотезы. Вместе с тем, проблема оптимизации речевого развития учащихся с нарушенным слухом в условиях реализации различных форм интегрированного обучения на современном этапе развития специального образования, особенно в малонаселенных регионах, требует дальнейшего изучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н., Зайченко О. М. Модернизация образования в Новгородской области: опыт и перспективы: Сборник материалов.- Великий Новгород: НРЦРО, 2003.-80 с.
  2. JI.B. Сурдопедагогика.- М.: АС ADEMA, 2005.- 571 с.
  3. М. и В. Малыш не слышит.- С-Пб., 1992.-130с.
  4. О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1996.-607с.
  5. Н.С. Речевое общение лиц с нарушением слуха в производственном коллективе // Дисс. .канд.психол.наук.- С-Пб., 1994.-225с.
  6. М.Т. Умения и навыки в школьном курсе русского языка// Русс. язык в школе.- 1979.- № 4.- С. 21.
  7. М.Т. Выбор упражнений для формирований умений и навыков// Русс. язык в школе.-1993.- № 3.- С.36−43.
  8. Е.Ю. Интегрированное обучение английскому языку в детском саду // Автор. Дисс. канд. пед. 11аук.-11етрозаводск, 1998 .-21с.
  9. Ю.Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества.-2-е изд. М.: Искусство, 1979.-445 с.
  10. JI. Язык.- М., 1968.- С. 1 37.
  11. В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). М.: Педагогика, 1977.- 176 с.
  12. В.И., Салахова А. Д. Об усвоении детьми звуковой (фонемной) системы языкаII Вопросы психологии.-1975.-№ 5.
  13. В.И. Об усвоении детьми звуков речи. М.:Просвещение, 1964.
  14. И.Л. Очерки по физиологии движений и физиологии активности.М.-Прогресс. С.63−98.
  15. Бим И. Л. Цели обучения иностранному языку в рамках базовою курса//Ин.язык в школе.-1996.-№ 1.- С.48−52.
  16. Т.Г. Сурдопсихология.-М.: ACADEMA.- 2002.-220 с.
  17. Бодуэн де Куртене. Избранные труды по общему языкознанию.-Т.2.- М.: Изд-во АН СССР, 1963.-384 с.
  18. Е.И. Еще раз об умениях и навыках// Вопросы психологии.- 1957.-№ 1. С.133−140.
  19. Д.И. Речевая коммуникация учащихся вспомогательных школ-интернатов//Дисс.канд. психол. наук.- С-Г16., 1994.- 225 с.
  20. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968.- 464 с.
  21. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982.-199с.
  22. P.M. Глухие и слабослышащие дети. М. :Изд-во АПН РСФСР, 1963.336 с.
  23. P.M. Развитие смысловой стороны речи у глухих и слабослышащих детей /при раннем возникновении слухового дефекта. Особенности усвоения учебною материала слабослышащими учащимися / Под ред. P.M.Боскис, К. Г. Коровина.- М.:Педаюгика, 1981.- С.7−22.
  24. P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха// Книга для учителя.-2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 1988. -128 с.
  25. P.M., Левина P.E. Речь и развитие аномальных детей// Основы обучения и развития аномальных детей: Сб. научных трудов.- М.: Просвещение, 1965.- С. 154−168.
  26. Л.Л., Выготская ГЛ., Леонгард Э. И. О возможности раннего включения семьи в работу, но компенсации развития глухих и слабослышащих// Материалы 6-ой сессии по дефектологии. М., 1971.
  27. A.A. Особенности детерминации действий в младшем школьном возрасте// Вопросы психологии.- 1975. № 1.
  28. Л. А. Психологическая готовность к обучению в школе// Подготовка детей к школе в детском саду. М., 1977.
  29. Э.А. Исследования межличностных отношений слабослышащих школьников//Дефектология.-1991.- № 4.
  30. Т.А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954.-132 с.
  31. T.А., 11евзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.- M., 1973.
  32. Т. М. Пфафенродт А.II. Фонетическая ритмика/ Под ред. Н. Ф. Слезиной.-М.:Просвещение, 1989. 158 с.
  33. JI.C. Вопросы детской (возрастной) психологии: Соб.соч. в 6 Т.-Т.4 Детская психология, ч.2 / Под ред. Д.Б.Эльконина- М.-.Педагогика, 1984.-432 с.
  34. JI.C. Избранные психологические исследования: мышление и речь. Проблемы психического развития ребенка/Под ред. А. П. Леонтьева, А. Р. Лурия М.: Изд-во AI III РСФСР, 1956−519 с.
  35. JI.C. К психологии и педагогике детской дефективности. Проблемы дефектологии.- М., 1995.- С.37−38.
  36. JI.C. Мышление и речь. Психологические исследования.- М.: Лабиринт, 1996.- 416с.
  37. Выготский J1.C. Собр. соч. В 5 Т. .-Т.5. Основы дефектологии. -М: Педагогика, 1983.-369 с.
  38. Л.С. 11ринципы воспитания физически дефективных детей.- М.: Изд-во АП11 РСФСР, 1926- 217с.
  39. Л.С. Психология как феномен культуры// Избр. психологические труды (гл.: «Мысль и слово" — «Мышление и его развитие в детском возрасте»).- М.-Воронеж, 1996. 512 с.
  40. Л.С. Собр.соч. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии/ Под.ред.А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982 .- 488 с.
  41. Л.С. Собр.соч.: в 6 Т.- Т. 2. О психологических системах- М.: Педагогика, 1984.- С.248−500.
  42. М.Н. Основы речевого взаимодействия. М., 1984.-С.38- 51.
  43. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий// Исследование мышления в советской психологии. -М.: Паука, 1996.-С.236−498.
  44. П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления. Вопросы психологии.- 1966. № 4.
  45. И.М. Овладение речевыми навыками в процессе изучения систематического курса грамматики// Интенсификация учебного процесса в школе слабослышащих: Сб. научных трудов.- М.: Изд-во АПН СССР, 1988.-С.31−52.
  46. И.М., Тигранова Л. И. Если ребенок со сниженным слухом учится в массовой школе// Дефектология.- 1995.-№ 3.
  47. И.М., Тигранова Л. И. К проблеме интеграции (программа подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушенным слухом// Дефектология, — 1996.- № 6.
  48. А.Н. Вопросы изучения детской речи.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-471 с.
  49. А.Н. От первых слов до первого класса: Дневник научных наблюдений.- Саратаов, 1981.-323 с.
  50. Г. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка// Детская речь: Хрестоматия. Ч 2 /Сост. Н. И. Лепская, С. Н. Цейтлин.-С-Пб.:Акцидент, 1995.-64 с.
  51. Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993. -197 с.
  52. A.A., Шматко 11.Д. Организация коррекционной работы с глухими и слабослышащими дошкольниками, воспитывающимися дома// Дефектология.- 1991, — № 5.
  53. Т.А. Пути развития причинно-следственного мышления глухих детей// Методические рекомендации.- Л.: ЛВЦ ВОГ., 1979.-47 с.
  54. В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.- С.313−314.
  55. В.В., Слободчиков М. Д., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности// Вопросы психологии.- 1992. № 3−4.
  56. В.В. Повышение эффективности обучения в начальной школе. Сб. статей /Под ред. В. В. Давыдова, Я. А. Пономарева.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.-63 с.
  57. В. В. Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников// Вопросы психологии.- 1981.-№ 6.
  58. Д.Е., Митрофанова О. Д. Функционирование русскою языка: методический аспект// Доклады американской делегации на Международном Конгрессе МАПРЯД, 10−17 августа 1990,-С. 11−49.
  59. Детская речь: Словарь лингвистических терминов/Составители С. П. Цейтлин и М. В. Русакова.- С.-Пб.: «Образование», 1993.-16с.
  60. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие/Сост. Н. Д. Шматко.-М.: Аквариум, 1997.
  61. Дефектологический словарь. М., 1970. — 504 с.
  62. Деятельностный подход в психологии: проблема и перспективы Сб. научных трудов/ Под.ред.В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева.- М.:АГ1И СССР, 1990.- 180с.
  63. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. метод, рекомендаций. СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2000. — 240 с.
  64. З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. М.-1994.-92 с.
  65. И.В. Психокоррекциопная и развивающая работа с детьми. Учеб. пособ.: 2-ое изд. М.-АКАДЕМИЯ, 1998.
  66. И.В., Данилова Е. Е., Прихожан A.M. Психология/ Под ред. И. В. Дубровиной. М.: АКАДЕМИЯ, 2001.- 464 с.
  67. Дьячков А, И. Вопросы обучения и изучения аномальных детей.-М., 1963.104 с.
  68. А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.-348 с.
  69. З.М. Формирование разговорной речи у глухонемых учащихся 1−4 классов// Дисс.канд.пед.наук.- JI., 1959.-596 с.
  70. Ерастов Н. Г1. Психология общения: Пособие для студентов.- Л.:Медицина, 1973.-141с.
  71. П.И. Механизмы речи «О механизмах упреждающегося синтеза в речевых процессах».- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958 г. 416 с.
  72. II.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе// Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку.-М., 1969 г.-С.90−103.
  73. II.И. Психологические основы развития речи: Сб. «В защиту живого слова». М.: Просвещение, 1966.- С.6−24.
  74. С.Ф. Психологические основы повышенной эффективности обучения младших школьников родному языку. М.: Педагогика, 1979,-184с.
  75. Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении// Практ. пособие.- Киров: Эниом, 1991.-94 с.
  76. В.П. Практическая дидактика// Учебн. пособ. для пед. унив-ов и инст-ов повышения квалификации работников образования (формирование и совершенствование умений).- М.: Народное образование, 2000.- С.37−41.
  77. Л.В. Избранные педагогические труды. М.:Педагогика, 1990.-424с.
  78. A.B., 11еверович Я.З. К вопросу о генезе, структуре и функции эмоциональных процессов у ребенка// Вопросы психологии.- 1974.- № 6.
  79. В.А. Теоретическая и прикладная лингвистика. М., 1968.- 323с.
  80. А.Г. Развитие речи в системе специального обучения слабослышащих учащихся языку (1−7 классы, 2 отделение)// Дисс. доктора педагогических наук. М., 1973.
  81. А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся (1−6 классы, 2отделение).- М.: Педагогика, 1976.- 240 с.
  82. Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений.- М.: ACADEMA.- 2000.- 200с.
  83. И.А. Речевая деятельность и психология речи// Основы теории речевой деятельности. М., 1974.- С.70−90.
  84. И.А. Педагогическая психология// Учебное пособие для вузов.-2-e изд., доп., испр. и перераб.-М.: Логос, 2000.-383 с.
  85. И. А. Леонтьев A.A. Психологические особенности начального овладения иностранным языком// Вопросы обучения русскому языку иностранцев на начальном этапе.- М.: Русс.язык., 1976, С.31−38.
  86. Р. Общая фонетика.- Л.: ЛГУ, i960.- 347 с.
  87. М.А. Активизация речевого общения глухих школьников младших классов в совместной деятельности// Автор, дисс. канд. пед. наук.- М., 2000. -16 с.
  88. С.А. Книга для учителя школы глухонемых. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949.- С.70−77
  89. С.А. О перестройке обучения языку в приготовительном классе// Известия АПН РСФСР.-1956.-.- вып.77.
  90. С.Л. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения. М.: Изд-во ЛИН РСФСР, 1961.-360 с.
  91. Т.С. Обучение глухих школьников планированию речевой деятельности на уроках чтения// Дефектология. 1988.- № 5.
  92. А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М., 1976.
  93. Е.С., Л.М.Шипицина, Е. П. Кукс, Е.Г.Ломотовская. Критерии отбора слабослышащих детей в 1 класс для дифференцированного обучения: Сб. Коррекционная работа в учреждениях для детей с недостатками слуха. СПб, 1992, С.66−74.
  94. Инструкция по приему детей в специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы) для глухих, слабослышащих и позднооглохших: Сб. Приказов и инструкций Министерства Просвещения РСФСР.- М., 1975. № 13.- С.322−323.
  95. Е.И. Психолиш вистические закономерности речевого онтогенеза (Дословесный период). Иваново, 1983.-78 с.
  96. Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. Иваново, 1996.- 88с.
  97. Исследование личности детей с нарушением слуха: Сб. научных трудов/ Иод ред. Т. В. Розановой, П. В. Яшковой. М., 1984.
  98. ЮО.Кабанова- Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение// Знание. Педагогика и психология. 1981. № 6.- 94с.
  99. ЮККабардов М. К. Роль индивидуальных различий в успешности овладения иностранным языком// Автор, дисс. канд. пед. наук. М., 1983,-16с.
  100. Ю2.Кабардов М. К., Арцишевская Е. В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции// Вопросы психологии.- 1996.- Ч. С.34−39- он же http:// intra, rfbr. ru/ pub/ knigi /teplov/ 3- 1- 5.htm.
  101. ЮЗ.Кабардов M.K., Голубева Э. А. Новое в проблеме невербальной коммуникации// Психологический журнал.- 1999. № 4. — С. 127−128.
  102. КМ.Кабардов М. К., Матова М. А. Межполушарная асимметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей у школьников// Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С. 105−115.
  103. Ю5.Каган М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений.- М.: Политиздат, 1988.-319 с.
  104. Юб.Каган М. С. Морфология искусства.- Л., 1972.- 440 с.
  105. Ю7.Кардамонова О. Ф. Развитие коммуникативных умений учащихся и коррекция общения подростков на уроках русского языка// Автор, дисс. канд.пед.наук. Екатеринбург, 1999.- 16 с.
  106. В.А. Построение Модели гуманитарной образовательной среды // Педагог. 1999.-№ 7.
  107. Ю9.Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка / Отв. ред.Т. В. Булыгина.-М.: Паука, 1984.-175 с.
  108. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск, 1976.-347 с.
  109. М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребенка).- М.: Педагогика, 1973.- 143 с.
  110. К.В. Лекции по методике изучения русскою языка в школе глухих. М.: Просвещение, 1967.
  111. К.В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей. М.: Просвещение, 1988.- 223 с.
  112. К.В. Формирование речевого общения слабослышащих учащихся. -М., 1983.
  113. Е.П. Формирование и становление специалистов в области оказания психологической помощи: Сб. научных статей. Психология человека: иптегративный подход. С-Пб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена,-2000.- С. 167−179.
  114. Е.П., Посохова С. Т. Взаимодействие психодиагностики и психокоррекции в процессе социально-психологической помощи детям// Психология человека: интегративный подход: Сб. научных статей.- C-II6.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена.- 2000.- С.93−105.
  115. К.Г. Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей языку. М.:Педагогика, 1976.- 225 с.
  116. К.Г. Построение предложений в письменной речи тугоухих учащихся /Под ред. Р. М. Боскис. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.- 107 с.
  117. Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха. Конспекты тематических занятий// Учебно-методическое пособие/Под ред. И.А.Михаленковой- С-Пб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». -2003.-112 е.: ил.
  118. .Д. Воспитание глухого дошкольника в семье.- М.:Педагогика, 1970.- 189 с.
  119. .Д. О состоянии словесного обучения глухонемых школьников.- М: «Известия АПП РСФСР».- 1956. -вып.77. С.22−82.
  120. В.А., Крайнина З. М. Человек не слышит. М.: Знание, 1984.-143 с.
  121. Краткая философская энциклопедия.- М.:Издательская фуппа «Прогресс"-"Энциклопедия», 1994,-576 с.
  122. Краткий психологический словарь/Под ред. A.B.Петровскою, М. Г. Ярошевского. М.:Политиздат, 1985.-431 с.
  123. Е.П. Развитие речевого слуха у глухих / Под ред. 'Г.А.Власовой -М.: Педаюгика, 1983.- 159 с.
  124. Т.А. Общеучебные умения и речевая деятельность// Советская педа! огика.- 1981.- № 8.- С.85−91.128Ладыженская Т. А. Устная речь как средство и предмет обучения// Учебно-методическое пособие.-2-е изд., перераб.-М.: Наука, 1998.-134 с.
  125. В.Д. Пути совершенствования системы технических средств звукоусиления для обучения детей с недостатками слуха// Дефектология.-1984,-№ 5.
  126. Э.И. Нсслышащие в мире слышащих. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, вып.1.- М., 1998.- С. 103- 104.
  127. Э.И., Самсонова Е. Г., Иванова Е. А. Я не хочу молчать. Из опыта работы- М.:Просвещсние, 1990.- 110 с.
  128. A.A. Исследования детской речи. Сб. Основы теории речевой деятельности.- М., 1974.
  129. A.A. Основы психолингвистики.- М.: Смысл, 1999.-287 с.
  130. A.A. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.- 214 с.
  131. A.A. Слово в речевой деятельности.- М.: Наука, 1965.- 245 с.
  132. А.II. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981.- С.538−539.
  133. II.И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации).-М., 1997.
  134. Лингвистический энциклопедический словарь /Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990.- 685 с.
  135. М.И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми.-М., 1985.- 135 с.
  136. МО.Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. -144С.
  137. Лифанов BJI., Лебедева Л. С., Борщевская Л. В., Соколовская С. Н., Зинкевич В. П. Если ребенок плохо слышит. Киев: «Здоров'я». -1984.- 98 с.
  138. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов пед. институтов/ Под ред. Л, С.Волковой.-2-ое изд.- В 2-х книгах.- М.: Просвещение: Владос, 1995. С. 147- 384.
  139. .Ф. Общение как проблема общей психологии// Методологические и теоретические проблемы социальной психологии/ Отв. ред Е. В. Шорохова.-М.Наука, 1999.-349 с.
  140. А.Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов ребенка: Экспериментальное исследование.-М., 1956.
  141. А.Р. Роль речи в психическом развитии ребенка// Вопросы психолог ии.-1958.- № 5.
  142. Мб.Лурия А. Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979.- С.119−139.147Лучшие психологические тесты/ Под ред. А. Ф. Кудряшова, Л. В. Антиповой, Ю. А. Борисова и др.-11етрозаводск: Изд-во «Петрком», 1992.- С. 100- 318.
  143. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников.- 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1985.-176 с.
  144. М.Р. Язык и речь// Начальная школа.-2000.- № 1. -С.83−85.
  145. М.Р. Язык и речь//Начальная школа.-2000.-№ 2 (Виды речи).- С.76−81.
  146. М.Р. Язык и речь//Началыгая школа.-2000.-№ 6 (Речевое развитие человека). С. 98−105.
  147. М.Р., Рамзаева Т. Г., Светловская H.H. Методика обучения русскому языку в начальных классах// Учебное пособие.-2 -е изд., перераб. М: Просвещение., 1987.-415 с.
  148. В.Я. И.П.Негурэ. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М.: Международная педаг ог ическая академия. -150 с.
  149. II.II. Современное состояние коррекционной педагогики/ раздел «Пути планомерного выхода из кризиса, роль науки"//Дефектология.-1996.-№ 1.-С.6−7.
  150. II.II. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития//Дефектология.-1997.- № 4.
  151. Малофеев I I. I I. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы// Особый ребенок: исследования и опыт помощи.- М., 2000.-вып.З.- С.65−73.
  152. Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития// Школа здоровья.-1999.- № 1, Т 6.-С.8−25.
  153. А.К. Периодизация речевою развития// Вопросы психологии.-1973.-№ 6.
  154. А.К. Психология труда учителя. М., 1993.- 88 с.
  155. А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М.: Педагогика, 1974.- 239 с.
  156. А.К. Усвоение школьниками коммуникативных функций языка// Вопросы психолог ии.-1971.- № 4.-С.21−31.
  157. А.К. Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте//11особие для учителя М.: Просвещение, 1983.- 96 с.
  158. Маркова Е.В.Мотивационно- волевые особенности личности как фактор успешности речевой деятельности//Автореф. канд. псих, наук.- JI., 1984. -16 с.
  159. И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейро-психологическая диагностика. М., 1995. -198 с.
  160. Методика обучения глухих устной речи / Под. ред. Ф.Ф. Pay. М., 1976.-224с.
  161. Методика преподавания русского языка в школе глухих/ Под ред. Л. М. Быковой. М.: Владос.-2002.- 396 с.
  162. Методология лишвистических исследований А. А. Потебни / Под ред. Ф. П. Филина: Сб. научных статей. Язык и мышление. Ин-т языка и мышления им. Н. Я Мара.- 3−4 Т.- М.- Лен.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1935.392 с.
  163. Методы обследования речи у детей /Под ред. И. Т. Власенко, Г. В. Чиркиной. -М., 1992.
  164. Л.И. Специальная работа с тугоухими детьми, обучающимися в массовой школе. Ученые записки. T. XXXVI, вып. 1-й/ Под ред. Ф. Л. Рау и И. И. Данюшевского. — М.: МГПИ имени В. И. Ленина, 1946.- 144 с.
  165. ПО.Микляева Н. В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи// Дефектология, — 2001, — № 2. -С.56−64.
  166. Микшина Е. П. Обучсние глухих дошкольников устной речи на специальных занятиях в первоначальный период обучения: Сб. статей. Коррекциионная работа в учреждениях для детей с недостатками слуха.- C-II6., 1992.- С.83−91.
  167. Э.В. Организация и содержание работы с оглохшими детьми в условиях специальных учреждений. М., 1989.
  168. И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников на уроках русского языка с использованием изобразительной наглядности//Дисс. .канд.пед.наук. М., 1999.- 340 с.
  169. И.А. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушением слуха: Сб. Сурдопедагогика. Программы учебных дисциплин для подготовки бакалавра педагогики. С-Пб.: Образование, 1996.- С. 131 133.
  170. В.П. Невербальная коммуникация в системе речевого общения: психофизиологические и психоакустические основы. М.: Изд-во АПН РАН, 1998.
  171. Е.И. Диагностика уровня адаптированности детей к массовым и специальным яслям//Дефектология.-2000. № 2.- С. 13−19.
  172. II.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей (Сравнительно снормой). М.:Просвещение, 1969.-280 с.
  173. II.Г. Об овладении речью у глухонемых дошкольников. Функции и мотивы самостоятельной (инициативной) речи глухих дошкольников. Труды научной сессии Института дефектологии, — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.- С.231−232.
  174. Московкина Л.Г., A.II.Петровская, Э. С. Ополинский. Комплексное клинико-генеалогнческое и ауднологическое изучение семей с повторными случаями нейросенсорной глухоты и тугоухости// Генетическое изучение аномалий развития у детей. М., 1986.- С.97−114.
  175. U.M. Специальная педагогика.- М.: ИЦ «Академия».-2001.
  176. Л.П. Влияние уровня развития речи на слуховое восприятие речи учащихся с недостатками слуха. Изучение аномальных школьников. Л., 1981.
  177. Л.П. Игровые упражнения для развития слухового восприятия слабослышащих детей в период обучения грамоте. Методические рекомендации.- СПб., 1993 .- 98 с.
  178. Л.П. Методика развития речевого слуха учащихся 1−2 класса школы слабослышащих II отделения// Дисс.канд.пед.наук.- Л., 1970.-172 с.
  179. JI.B. Слуховые функции у глухонемых и тугоухих детей. М.: Просвещение, 1961.-369 с.
  180. Л.В., Бельтюков В. И. Восприятие звуков речи при нормальном и нарушенном слухе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
  181. М.И. Коррекционная работа в учреждениях для детей с недостатками слуха: Межв. сб. научных трудов.-С-Пб., 1992.-148 с.
  182. М.И. Сурдопедагогика. М.: Просвещение, 1989.
  183. Л.П. Педагогические и лингвистические основы обучения глухих детей языку// Автореф. дисс. канд иед. наук. -М., 1992 -18 с.
  184. Партнерство на благ о детей. Модель центра психолого-медико-социального сопровождения детей и семей Питкярантского района Республики Карелия/Под ред. Г. Грирорьевой и М. Кемппайнена. Петрозаводск, 2002.95 с.
  185. Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М., 1998.- 276 с.
  186. М.С., Бертынь Г. П., Донская II.IO. Клинико-психолог ическое изучение учащихся вспомогательных классов для школ слабослышащих детей// Дефектология.-1979.-№ 3.
  187. Педагогическая помощь детям с нарушенным слухом в сурдологических кабинетах / Сост. Т. В. Маркова, Э. В. Миронова, Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко -М., 1990.
  188. Педагогическое речеведение: Словарь- справочник / Сост. А. А. Князьков 2-е изд., испр. и доп.- М., 1998.- 308 с.
  189. Педагогам и воспитателям о детях с отклонениями в развитии. Методическое пособие.- М: ИКП РАО (ротапринт), 1994.- 103 с.
  190. Т.В., Н.Д.Шматко. Формирование устой речи дошкольников с нарушенным слухом// Пособие для учителя-дефектолога.-М.:ВЛАДОС.-2003.-223 с.
  191. Пиотровская JI.Л.Психолингвистический подход к коррекции речи детей с проблемами в развитии // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.- С-Пб.: РГПУ им А.И. Герцена-2003.-Ч.2.- С.450−456.
  192. А.И. Методика родного языка, лингвистика, стилистика, поэтика.-J1.-M.: Госиздат., 1925.- 190 с.
  193. Г1онгильская А. Ф. Обучение глухих детей русскому языку (1−4 классы).-М. Изд-во АПН РСФСР, 1963.- С. 9−10.207.11отебня A.A. Мысль и язык. М.: Лабиринт, 1999.-269 с.
  194. Проблемы психолингвистики/Отв. ред. Сорокин Ю. А., Шахнарович А.М.-М., 1975.-203с.
  195. Психология глухих детей/ Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой М., 1971.-447 с.
  196. Пути интенсификации изучения, обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей: Межвузовский сб. научных трудов.- М., 1986.- 246 с.
  197. A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология (учитель в системе психологической службы в школе, с.253−263).- С-Иб.: Изд-во «Питер», 1999.- 409 с.
  198. Г. А. Проблемы, поиски, решения. Вступая в образование XXI века. -11етрозаводск: КГПУ, 2000.- 96 с.
  199. Развитие слуховою восприятия и обучения произношению детей с недостатками слуха / Под. ред. Е. П. Кузьмичевой и Н. Ф. Слезиной.- М.: Просвещение, 1986.- 96 с.
  200. Т.Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1979.- 431 с.
  201. Рау Ф.А. О детях, потерявших слух. М.: АПН РСФСР, 1956.- 123 С.
  202. Рау Ф.Ф. О механизме восприятия речи при нормальном и нарушенном слухе// Дефектология.- 1972 .-№ 6.
  203. Рау Ф. Ф. Проблема интеграции глухих. в кн. Формирование устной речи у глухих детей/ Под ред. Т. А. Власовой, Н. Ф. Слезиной, В. И. Бельтюкова. — М.: Педагогика, 1981.
  204. A.A. Введение в языкознание.-5-е изд.-М.: Аспект-Пресс, 1996.-536 с.
  205. Речевое общение: проблемы и перспективы: Сб. научно-аналитических обзоров. М.: Изд-во АГПI СССР, 1983.- 223 с.
  206. Е.Г. Формирование учебной деятельности глухих школьников младших классов. Л.: ЛВЦ ВОГ, 1990- 135 с.
  207. Е.Г., Е.В.Пархалина. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. М.: ВЛАДОС, 2000- 191с.
  208. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: «Владос», 1996.-385 с.
  209. Т.В. Принципы психологической диагностики// Дефектология.-1995.-№ 1.
  210. Российский энциклопедический словарь.- М., 1993.- 608 с.
  211. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 Т., Т.1: А-М/ Гл.ред. В. В. Давыдов. М., 1993.- 608 с.
  212. Л.С. К психологии речи// Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-416 с.
  213. СЛ. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999.-712с.
  214. С.Л. Проблемы общей психики. М.: Паука, 1973.
  215. Е.Ю. Развитие целенаправленности в процессе учебной деятельности младших школьников// Дисс. .канд. псих, наук.- М., 2003.-186С.
  216. А.Д., Кочегарова Н. В. Последствия врожденной и рано приобретенной «тяжелой тугоухости»// Дефектология.- 2001.-№ 6. С.59−62.
  217. В.И. Речевые игры с детьми. М., 1994.-192 с.
  218. И.М. Избранные произведения.- Т 1. Физиология и психология/Ред. и послесловие Х. С. Каштоянца.- М.: Изд-во АПН СССР, 1952.- 773 с.
  219. И.М. Избранные произведения / Под. ред. В. М. Каганова.- М.: Учпе-ц из, 1958.-413 е.
  220. Д., Грин Дж. Психолингвистика. Хомский и психология -М., 2003−349с.
  221. Словарь русского языка: В 4 Т./Под ред. А. П. Евгеньевой.-2-е изд., испр. и доп. М., 1981−1984. — С.490- 792 с.
  222. Е.Т. Проективные методы исследования личности. Учебное пособие- М.: Изд-во МГУ, 1980.-174 с.
  223. И.М. О психическом развитии глухих и нормально слышащих детей (Сравнительный анализ)./ Под ред. И. М. Соловьева.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-372 с.
  224. Ст. Что надо знать учителю об общеучебных умениях учащихся /Материалы представил Ю. В. Завельский // Завуч.- 2001.- № 4.- С. 13 7−141.
  225. .М. Проблемы индивидуальных различий// Избранные труды М.: Изд-во А1ИI РСФСР, 1961 — 536 с.
  226. Технология защиты детства: патронат, опека, социальная защита. Сб. статей// Альтернативные доклады в Комитет ООН: общий кризис семьи и детства, дети-инвалиды. М., 2003.- 59 с.
  227. Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей (Младший школьный возраст). М., 1978.- 96 с.
  228. М.А. Развитие письменной речи глухонемых учащихся. М.: Учпедгиз, 1944.- 83 с.
  229. И.С. Язык и речь. Воронеж.: Воронеж, университет, 1985. 197 с.
  230. Т. О развитии метаязыковых способностей у детей: Сб. научных статей. Язык и структура знания. Ин-т языкознания. М., 1990. — С.113−123.
  231. Управление познавательной деятельностью учащихся: Сб. научных трудов/ Под. Ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во МГУ, 1972.- 261 с.
  232. Устная речь глухих и слабослышащих/Под ред. Ф. Ф. Рау и В. И. Бельтюкова. -М.: Просвещение, 1965.- 174 с.
  233. К.Д. Родное слово. Собр.соч.- Т.6.- М., Л., 1949.- 268 с.
  234. Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи// Дисс. канд. пед.наук. -М., 1999.-213 с.
  235. Х.Хекхаузен. Мотивация и деятельность: Т.1. Пер. с нем./Под ред. Б.М.Величковскою- предисловие Л. И. Анциферовой, Б. М. Величковскою. -М.: Педагогика, 1986 .- 408 с.
  236. М.Е., Шабалин С. Н. Особенности психологии глухого школьника.-М.: Учпедгиз, 1961.-215 с.
  237. С.П. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи.- М.: ВЛАДОС, 2000.-238с.
  238. С.Н. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи/ Под ред. Е. С. Кубряковой.-М., 1991.
  239. A.M. Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе //Огв. ред. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф., Шахнарович A.M. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения.- М., 1979.- 327 с.
  240. A.M., Юрьева Н. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики. Па материале онтогенеза речи/ Отв. ред. доктор фил. наук, доктор пеих. наук А. А. Леонтьев.- М.: Паука, 1990.-165с.
  241. A.M. Проблема формирования языковой способности // Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи/Отв. ред.Е. С. Кубрякова.-М., 1991 .С. 191.
  242. Шевяков B. I ¡-.Совершенствование диалогической речи студентов на продвинутом этапе обучения в языковом вузе// Дисс. кан. пед. наук.-Л., 1980.-482 с.
  243. Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте// Известия АПН РСФСР.-1948.-Вып. 13.
  244. Л.М., В.И.Иванова, Б. С. Гендельс. Учет нарушений центральных механизмов слуха в коррекционной работе со слабослышащими школьниками: Сб. Коррекционная работа в учреждения для детей с недостатками слуха. С-Пб, 1992.- С.60−66.
  245. Шиф Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. М.: Просвещение, 1968.-318 с.
  246. В.М. Некоторые патогенетические механизмы нарушения развития речи у детей// Дефектология.-2001. № 2.- С.20−36.
  247. П.Д. Интегрированное обучение детей с нарушенным слухом// Педагогам и воспитателям о детях с отклонениями в развитии. Методическое пособие. М.: ИКП РАО, 1994.
  248. Н.Д., Пелымская Т. В. Если малыш не слышит. М., 1995. — С.6.
  249. Н.Д. Для кого может быть эффективно интегрированное обучение// Дефектоло! ия.-1999.-№ 1 -2.
  250. Щедровицкий Г. П. Место логических и психологических методов в педагогической науке.- М., 1954.- 62 с.
  251. Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании //Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.- С. 46.
  252. Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. М.: Изд-во AI 111 РСФСР, 1982.- 257 с.
  253. Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. М.: Изд-во АГ111 РСФСР, 1982.- 257 с.
  254. Э.Г. Детство и общество// Перевод с англ.- С-Пб.: Речь, 2000, — 415с.
  255. О.В., Виноградов В. Н. Реальная школа: Опыт проектирования развития образовательной системы// Научно-методическое пособие.-С-Пб., 1997.-119 с.
  256. Е.Т. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского садаЛ Дошкольное воспитание.-1999.- № 9.- С. 1029.
  257. Е.Т. Сходство и различие: особенности процесса сравнения в дошкольном возрасте: Сб. научных статей. Язык и структура знания. Ин-т языкознания.- М., 1990.- С.96−113.
  258. Н.И. Формирование речевых умений при изучении союзов в школе. Дисс.канд.пед.наук. Л., 1984. — 219 с.
  259. Ярмаченко 11.Д. Проблема компенсации глухоты. Киев: «Рад.школа», 1976.-167 с.
  260. Е.З. Содержание организация музыкально-ритмических занятий в подготовительном классе школы для глухих детей. М., 1991.
  261. Е.Р. Kusmitschewa. Die Entwiklung der Sprachwohrnehmung durch das Gehor bei Gehorlosen (mit l.Ja. Tjomkina und E.l.Leongard) -Die Sondershule, 1974.-l.-S.22−32.
  262. Slezak- Schindler. Kunstlerisches Sprechen im Schulalter. Grundlegendes fur Leher und Erzier. Die im Sinne der Padagogik Rudolf Steintrs arbteiten. Aus der Unterrichtspraxis. Stuttgart., 1978.
  263. Ф.де Соссюр. Курс общей лингвистики/Груды по языкознанию/ Пер. с фр.яз.Под ред.А. А. Холодовича.-М.?Прогресс, 1977.-695с.
  264. Yhteistuumin Lapsen hyvaksi 1. Suomalais-karjalais lastensuojclun asiantuntijatapaaminen/ Toimittajat Marti Kemppainen ja Galina Grigorjeva.-Helsinki, 1995.
Заполнить форму текущей работой