Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование профессионально-ориентированной личности студента современного вуза в условиях многоязычной коммуникации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования заключается в следующем: 1) в обосновании психолого-педагогических условий формирования коммуникативных качеств студента, обеспечивающих профессионально-направленное развитие студентов и их готовность к продуктивному профессиональному взаимодействию в условиях многоязычной коммуникации: содержательные условия (моделирование профессионального общения-, содержание… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Коммуникативная составляющая профессионально-ориентированной личности
    • 1. 1. Коммуникативный компонент профессиональной подготовки в контексте компетентностного подхода
    • 1. 2. Теоретические основы формирования профессионально-ориентированной личности
    • 1. 3. Иноязычная коммуникация как условие формирования профессионально-ориентированной личности
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-ориентированной личности студентов в процессе языкового образования
    • 2. 1. Этапы обучения, принципы отбора содержания
    • 2. 2. Педагогические подходы, методы, приемы, средства обучения, технологии
    • 2. 3. Экспериментальное обучение иноязычному профессиональному общению как условие формирования профессионально-ориентированной личности студента
      • 2. 3. 1. Цели, задачи, этапы организации экспериментального обучения
      • 2. 3. 2. Проведение констатирующего эксперимента, анализ его результатов
      • 2. 3. 3. Организация и проведение обучающего эксперимента
      • 2. 3. 4. Анализ результатов опытно-экспериментального обучения
  • Выводы по второй главе

Формирование профессионально-ориентированной личности студента современного вуза в условиях многоязычной коммуникации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Динамическое социально-экономическое развитие России, ее вхождение в мировое сообщество в значительной мере определяет современные потребности российского общества в использовании иноязычной речи, ориентированной^ на полноценную коммуникацию в современном поликультурном пространстве. Востребованы выпускники вузов, способные не только продуктивно работать, адекватно оценивать себя и свои достижения, но w обладающие умением эффективно сотрудничать в условиях многоязычной коммуникации.

Поэтому в общем процессе реформ высшего профессионального образования проблема формирования коммуникативных качеств личности, необходимых ДЛЯ осуществления профессиональной деятельности В' условиях многоязычной коммуникации, сегодня является актуальной.

Речевая коммуникация как в отечественной, так и зарубежной, психологии, педагогике, лингвистике рассматривается одновременно и как вид деятельности индивидов, и как фактор их личностного развития, когда посредством языка и речи осуществляется присвоение личностью социального опыта, в том числе и профессионального (Е.М. Верещагин, JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, И. А. Зимняя, В. Г. Костомаров, А. Н. Леонтьев, A.A. Леонтьев, А.Р.' Лурия, С. Л. Рубинштейн, Е. Ф. Тарасов, Д. Хаймз, Н. Хомский, и др.).

В процессе коммуникации (в том числе многоязычной) общающиеся воспринимают социально и профессионально значимый менталитет. Через язык передается понимание таких элементов культуры, как способы профессиональной деятельности, знание этики и ценностных ориентаций в профессиональной сфере и среде, прогрессивных идей.

В данном контексте для современного этапа развития профессионального образования представление о языке как объекте «многофакторном» (И.А. Зимняя), «поликультурном» (В.В. Сафонова) дает основание для корреляции языкового образования по целевому предназначению — присвоение той части культуры, которая создана профессиональной деятельностью носителей изучаемого языка: интеллектуальный, эмоциональный, волевой, нормативный, ценностный аспект опыта осуществления профессиональной деятельности.

Современный этап изучения проблем профессионального коммуникативного развития обучающихся-характеризуется-высоким уровнем исследований и широким спектром концептуальных данных.

В исследованиях Т. Г. Винокур, Л. К. Грудиной, Э. Ф. Зеера, В.В. Краев-ского, М. Р. Львова, О. Д. Митрофановой, И. А. Стернина, A.B. Хуторского и др. формирование коммуникативной компетентности представлено как фактор развития способности личности к продуктивному социальному взаимодействию, готовности к осуществлению совместной творческой деятельности.

Психологические факторы формирования коммуникативных качеств личности раскрыты в работах П. Я. Гальперина, И. А. Зимней, М. С. Кагана, Ю. Н. Караулова, В. Г. Костомарова, А. Н. Леонтьева, A.A. Леонтьва, A.A. Миролюбова, H.H. Нечаевой, С. Ю. Сенатор, Г. П. Скамницкой, И.И. Халее-вой, М. Я. Ягубовой и др.

Однако, несмотря на теоретико-практическую значимость исследований отечественных и зарубежных ученых, не все вопросы формирования профессионально-ориентированных коммуникативных качеств личности студента неязыкового вуза достаточно изучены и дидактически решены.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы, нормативных документов, практики преподавания иностранного языка в неязыковом вузе позволил выявить противоречия между:

— современными потребностями в продуктивном речевом взаимодействии в условиях многоязычной коммуникации и недостаточным уровнем сформированности коммуникативной иноязычной компетенции у студентов;

— возможностями доступного использования профессионально-значимой информации в ситуации многоязычной коммуникации и неспособностью студента неязыкового вуза в достаточной мере использовать ее как для получения специальности, так и для дальнейшего профессионального и карьерного роста;

— существующими в настоящий момент дидактическими единицами содержания языкового образования в вузе и их недостаточностью" для5 формирования профессионально-познавательной мотивации;

Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости разрешения противоречия между современными требованиями к осуществлению профессиональной деятельности в условиях многоязычной коммуникации и сложившейся системой формирования профессионально-значимых качеств личности студента в процессе языкового образования.

Это обусловило выбор темы диссертации «Формирование профессионально-ориентированной личности студента современного вуза в условиях многоязычной коммуникации».

Цель исследования: определение психолого-педагогических условий, повышающих эффективность формирования профессионально-ориентированной личности студентаразработка содержательно-методической системы организации многоязычной коммуникации как фактора формирования профессионально-ориентированной личности студента и проверка данной системы в опытно-экспериментальной работе, разработка рекомендаций для преподавателей и студентов вузов.

Объект исследования: формирование профессионально-ориентированной личности студента, способной эффективно взаимодействовать по целям и задачам профессионального общения.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования профессионально-ориентированной личности студента в условиях многоязычной коммуникации.

Гипотеза исследования: формирование профессионально-ориентированной личности студента как будущего специалиста в поликультурном пространстве будет успешным, если у студента сформирована готовностб к продуктивному профессиональному взаимодействию в условиях многоязычной коммуникации, т. е. в процессе языкового образования:

Процесс формирования профессионально-ориентированной личности студента В: вузе будет успешным в условиях:

— вовлечения каждого: студента в индивидуальную: речевую? деятельность не только как использующего иностранный язык для" бытового общения, но-и продуктивно использующего его как информативный-канал в: иноязычной: профессиональной коммуникации по профилю конкретного вуза;

— разработки содержательно-методической системы организации профессиональной коммуникации, активизирующей индивидуальную речь студентов на основе учета профиля специальности и реализации современных педагогических и лингводидактических подходов (компетентностного, дифференцированного и коммуникативно-ориентированного);

— разработки учебно-методического комплекса дифференцированного обучения’иноязычной профессиональной речи, обеспечивающего формирование профессионально-значимых коммуникативных: качеств личностистудента (готовность к коммуникации в профессиональной1 сфере и средевысокий личностный, объем профессионально значимой информации, высокий уровень речевой коммуникативной компетенции).

В соответствии с целью, объектом, предметом-И выдвинутой! гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать психологическую, педагогическую литературу по проблеме формирования и охарактеризовать сущность, структуру и содержание профессионально-ориентированной личности.

2. Определить содержание, формы, методы и технологии подготовки студента к профессионально-ориентированному взаимодействию в условиях многоязычной коммуникации.

3. Определить. критерии и показатели уровней сформированности коммуникативной составляющей профессионально-ориентированной личности студента (информативный, профессионально-формирующий, критерий междисциплинарных потребностей).

4. Определить психолого-педагогические условия формирования профессионально-ориентированной личности, проверить их эффективность опытно-экспериментальным путем.

Теоретической и методологической основой исследования* стали положения: педагогики и психологии подготовки специалистов в высшей школе (К.А. Абульханова-Славская, С. И. Архангельский, Е. В. Бондаревская, Н. В Кузьмина И. И. Легостаев, Г. К. Селевко, С. Ю. Сенатор, Г. П. Скамницкая, В. А. Сластенин, А1.А.Шаталов) — теории деятельности и развития личности (А.Г. Асмолов, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) — образовательных технологий (С.И Архангельский, В. П. Беспалько, A.C. Границкая, В. В. Гузеев, М. В. Кларин, Е. С. Полат, и др.) — лингвистических исследований, анализирующих личность в аспекте овладения родным и иностранным языком: (A.B. Бондарко, Е. М. Верещагин, Ю. И. Караулов, A.A. Леонтьев, A.A. Миролюбов, H.H. Нечаев, Е. В. Падучева, Е. И. Пассов, О. Б. Сиротина, И. И. Халеева, Н. Хомский, Т. В. Шмелева, М. Я. Ягубова и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс теоретических и эмпирических методов научного исследования: теоретико-сопоставительный анализ педагогической, философской, психологической, лингвистической литературыобобщение концептуальных данных, влияющих на ход предлагаемого исследованияизучение нормативных документов (государственные стандарты высшего образования в области гуманитарных и социально-экономических дисциплин и типовые программы МО РФ, вузовские рабочие программы по дисциплине «Иностранный язык») — анкетирование студентов и преподавателей с целью уточнения и конкретизации полученных данныхконстатирующий и формирующий экспериментыкачественный и количественный анализ педагогического эксперимента с применением математико-статистической обработки эмпирических данных.

Исследование проводились в течение 2001—2008 годов в несколько этапов. На первом этапе (2001;2003 гг.) осуществлялось обоснование проблемы исследования, актуальности, целей, задач, гипотезы на основе анализа и систематизации теоретических данных по теме исследования.

Второй, этап (2003;2006 гг.) включал отработку (структурирование содержания-и отбор>дидактического материала) экспериментального материала и проведение опытно-экспериментальной работы в Мурманском государственном техническом университете, анализ полученных данных констатирующего эксперимента. Проводилась апробация разработанной в данном исследовании содержательно-методической системы организации профессиональной коммуникации, реализованной в дифференцированном" обучении профессиональной речи.

Третий этап (2006;2008гг.) — завершение педагогического экспериментаколичественный и качественный анализ экспериментальных данныхтеоретическое обобщение материалов, полученных в ходе исследования, оформление результатов.

Научная новизна исследования заключается в следующем: 1) в обосновании психолого-педагогических условий формирования коммуникативных качеств студента, обеспечивающих профессионально-направленное развитие студентов и их готовность к продуктивному профессиональному взаимодействию в условиях многоязычной коммуникации: содержательные условия (моделирование профессионального общения-, содержание обучения многоязычной коммуникации отражает суммарную предметно-понятийную информацию базовых специальных дисциплин в границах информативно-образовательного пространства вуза и учетом требований к уровню профессиональной компетенции) — методические условия (применение методов продуктивного и творческого обучения на завершающем этапе обучения-языку в вузедифференцированный характер обучения иноязычной речи) — психологические условия (субъект-субъектные отношенияучет индивидуально-возрастных особенностей студентов, их индивидуально-типологических коммуникативных способностей);

2)в определении критериев готовности к профессионально-ориентированному взаимодействию в условиях многоязычной коммуникации — информативный, профессионально-формирующий, критерий междисциплинарных потребностей;

3)в выделении показателей сформированное&tradeпрофессионально-значимых качеств у студентов в процессе обучения языку: когнитивного (познавательная активность в формировании индивидуального фонда вербальных и невербальных средств для актуализации информационной, экспрессивной и прагматической функций коммуникациипамять, мышление, воображение) — регулятивного (осознание своих эмоциональных состояний и умение управлять имицелеполагание, сознательность, активность, самостоятельность в достижении поставленных целей общенияумение варьировать коммуникативные средства, тактики и стратегии в процессе коммуникации в связи с изменением ситуативных условий) — аксиологического (владение системой профессионально-ценностных ориентаций, правилами речевого этикета и речевого поведения) — творческого (самостоятельность и новизна решения профессионально-ориентированных коммуникативных задач);

4)в обосновании и разработке содержательно-методической системы организации языкового образования как условия формирования профессионально-ориентированной личности студента, включающей следующие структурные компоненты: целевой, содержательный, технологический, оценочный, результативныйпринципы (гуманизациицелостности образовательного процессамеждисциплинарностиинтеграции (внутренней и внешней) — единства знаний и умений, сознания и поведениясознательности и активностикоммуникативной направленности и системности в обучении языку).

Теоретическая, значимость работы состоит в выявлении возможностей языкового образования в формировании профессионально-значимых качеств личности студентатеоретическом обосновании и моделировании содержательно-методической системы подготовки студентов неязыкового вуза к продуктивному взаимодействию в ситуации многоязычной коммуникации, что вносит известный вклад в теорию и практику профессионального образования.

Практическая значимость исследования состоит в разработке научно-методического и учебно-методического обеспечения курса дифференцированного обучения иноязычной коммуникации: 1) общего дидактического модуля дифференцированного обучения профессиональной речи, создания учебно-методического комплекса «Профессиональное речевое общение (английский язык: предметно-образовательная область — экономика и международные отношения)», направленного на формирование профессионально-значимых качеств личности студента вуза- 2) реализации методов? продуктивного и творческого обучения: неимитационных (практические занятия, лабораторные работы, поисковые задания), имитационных (студенческие проекты, деловые и ролевые игры) — 3) практических материалов и методических рекомендаций по организации учебного процесса, а также представлено описание технологий обучения иноязычной речи, ориентированных на формирование профессионально-значимых качеств личности студента вуза.

Материалы и результаты исследования могут быть использованы в российских вузах при коррекции учебных программ, планов, в разработке по предложенному инварианту обучения иноязычной речевой коммуникации курсов, направленных на формирование коммуникативной компетенции и скорректированных по конкретной предметно-образовательной области.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается непротиворечивостью методологических основанийсоответствием использованных теоретических и эмпирических методов исследования его целям и задачамобъемом экспериментальной работыкачественным и количественным анализом полученных данных.

На защиту выносится:

1. Содержательно-методическая система обучения, направленная на формирование профессионально-значимых качеств личности студента: а) планирование иноязычной профессионально-ориентированной коммуникаI цииб) её прогнозирование и моделирование сообразно с законами языка и речив) отбор и классификация информации (хранение, сообщение, трансляция) — г) оценка и самооценка речевого взаимодействия сообразно с задачами многоязычной коммуникации.

2. Критерии сформированности готовности к профессиональному взаимодействию в условиях многоязычной коммуникации: информативный — необходимый и достаточный уровень владения тезаурусом, суммарно отражающим концептосферу будущего специалистазнание этнокультурных особенностей и правил речевого и неречевого поведения" в типичных ситуациях профессионального общенияпрофессионально-формирующий — владение видами речевой деятельности, типичными для профессиональной сферы и среды общения, а также умение использовать вербальные и невербальные стратегии, «программы речевого поведения», эффективные для решения коммуникативных задач профессионального общениякритерий междисциплинарных потребностей — степень и глубина осознания студентами профессиональной значимости, личного смысла изучаемого, уровень самостоятельности в овладении иноязычной речью, стремление к дальнейшему развитию и совершенствованию своего профессионально-ориентированного общения.

3. Показатели сформированности профессионально-значимых качеств у студентов в процессе языкового образования: когнитивный (познавательная активность в формировании индивидуального фонда вербальных и невербальных средств для актуализации информационной, экспрессивной и прагматической функций коммуникациипамять, мышление, воображение) — регулятивный (осознание своих эмоциональных состояний и умение управлять имицелеполагание, сознательность, активность, самостоятельность в достижении поставленных целей общенияумение варьировать коммуникативные средства, тактики и стратегии в процессе коммуникации в связи с изменением ситуативных условий) — аксиологический (владение системой профессионально ценностных ориентаций, правилами речевого этикета и речевого поведения) — творческий (самостоятельность и новизна решения профессионально-ориентированных коммуникативных задач)

Апробация основных положений и< результатов.

Основные положения-и результаты исследования докладывались и обсуждались на кафедре иностранных языков Мурманского государственного технического университета, кафедре культуры и гуманизации образования Педагогической академии последипломного образования (г. Москва), были использованы автором и группой преподавателей-экспериментаторов в практической работе кафедр иностранного языка, а также нанаучно-практических конференциях. Основные идеи диссертационного исследования изложены в публикациях по теме исследования.

Выводы по второй главе

Педагогическая задача моделирования учебного процесса обучения иностранному языку как условие формирования профессионально-ориентированной личности студента в современном российском вузе с учетом общих профессиональных потребностей требует разработки педагогических условий, обеспечивающих решение данных задач.

Предложена коррекция программного содержания языкового образования в вузе на завершающем этапе. На этом этапе (программное время 50 учебных часов) предлагается реализовать содержательно-методическую систему «Многоязычная коммуникация как условие формирования профессионально-ориентированной личности студента в современном вузе».

Для подготовительного этапа доминантой обучения является формирование личностного информационного поля, обеспечивающего: а) готовность к продуктивному взаимодействию в ситуациях профессионального общенияб) расширение и обогащение концептосферы будущего специалиста. Дидактически реализуется в ходе работы с тезаурусом устной и письменной речи в границах предметно-образовательной области, первичных грамматических (морфологических и синтаксических) категорий, моделей, конструкций, реализации постоянного тренинга употребления всех уровне-вых языковых единиц: фонем, лексем, морфем, морфологем (частей речи), синтаксем (словосочетаний, предложений, микротекстов) и др. в процессе иноязычной коммуникации.

На основном этапе обучение ориентировано на реализацию индивидуальной речевой программы (речевые интенции) студентов в ситуации профессионально-ориентированной коммуникации. Формируются такие профессионально-значимые коммуникативные умения у студентов, как: умение самостоятельно оценить и представить в иноязычной коммуникации необходимую информациюпроанализировать свои речевые действия* и* поступки и сделать выводыоценить результаты взаимодействия.

Обучение на завершающем этапе осуществляется" как актуализация всех сформированных на предыдущих ступенях способов и форм коммуникации. Доминанта формирования — построение высказывания'(текста) в. соответствии* с комплексом коммуникативных задач профессиональногообщения, т. е. актуализации информационнойэкспрессивной и прагматической функций коммуникациина основе практического владения индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств.

На этой основе в работе уточнены показатели критериального модуля оценки формирования коммуникативной компетенции как составляющей профессиональной компетенции: 1) уровень сформированности профессионально-ориентированных языковых и коммуникативных умений и навыковнавыки, способы и опыт профессионального речевого поведения будущего специалиста- 2) степень осознания профессионально-значимых мотивов- 3) степень самооценки студентов.

Разработка технологий, реализующих цели формирования профессионально-ориентированной личности студента, осуществлена с позиций проектирования учебной деятельности.

В этом направлении предлагается использование технологий интенсивного обучения (коррективно-компенсирующей и интегративно-развивающей), которые: а) позволяют организовать обучение по индивидуальным программамб) структурировать содержание учебного материала с использованием современных форм его презентации (опорные конспекты, компьютерные версии, схемы и таблицы) — в) реализовать такие формы организации занятий, как работа в микрогруппах, проект.

Реализация уровневых тренинговых технологий речевых интенций (алгоритмизация речевых процедур) обеспечивают рубежную и итоговую диагностику уровня сформированности. профессионально-ориентированной иноязычной коммуникации.

Был определен общий дидактический модуль учебно-методического комплекса «Профессиональное речевое общение (английский язык: предметно-образовательная область: экономика и международные отношения)». Учебно-методический комплекс включает: 1) «Дифференцированный курс обучения профессиональной речи" — 2) «Русско-английский тезаурус предметно-образовательной области «экономика и международные отношения" — 3) «Речевые игры на занятиях английского языка (роле-деловой, визуально-проектный тип)».

Пособие «Английский язык: Дифференцированное обучение иностранной речи» (образовательная область: экономика и международные отношения)" разрабатывалось нами как определенный дидактический модуль, т. е. как целевой функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология его формирования. Основой данного пособия является разработанный ходе исследования педагогический модуль «Управление процессом порождения устноречевого профессионально-ориентированного высказывания на основе чтения профессионального текста».

На завершающем этапе овладения профессионально-ориентированной речью обучение осуществляется по учебно-методическому пособию «Речевые игры на занятиях английского языка», ориентированного на моделирование профессионального общения, реально отражающего производственные условия осуществления профессиональной деятельности. В пособии представлены:

— виды речевых деловых игр, описана их технология, контролирующая имитацию профессиональной деятельности: освоение теоретико-практических знаний, отражение их в проблемном тексте;

— совокупность проектов, ориентированных на организацию профессионально-речевого общения и представляющих собой самостоятельные студенческие разработки, обеспечивающие деятельностные подходы в формировании профессиональных знаний и умений, опыта практической профессионально-ориентированной деятельности.

Реализация уровневых технологий, дидактических модулей, активных методов обучения на основе учебно-методического комплекса обеспечивает реальную познавательную активность, практическую направленность обучения, будет способствовать, самоактуализации личности студента, а также творческого применения студентами приобретенных знаний.

Уточнение основных положений исследования осуществлялось в ходе опытно-экспериментального обучения.

Применение дифференцированного подхода в экспериментальном обучении, представленное как одно из решений проблемы профессиональной направленности обучения иностранному языку в вузе, обеспечило активизацию мышления студентов, их интеллектуальное развитие посредством усвоения профессионально-значимой информации на неродном языке.

В экспериментальном обучении применялась базовая профессионально-ориентированная технология обучения иностранному языку — технология контекстного обучения, механизм которой — погружение будущих специали— стов в искусственную и естественную профессиональную речевую деятельность. Данная технология включала:

— проблемно-критериальные характеристики тезауруса, текстов и заданий к ним;

— педагогический модуль «Управление процессом порождения устно-речевого профессионально-ориентированного высказывания на основе чтения профессионального текста», разработанный на его основе алгоритм речевых действий;

— речевые игры как формы организации обучения, эффективно реализующие частотные ситуации профессионального общения (роле-деловой, визуально-проектный, проектный типы речевых игр).

Использование в экспериментальном обучении активных методов обучения способствовало восприятию профессионально-ориентированной предметной информации, за счет её функционального характера и скрытых и открытых связей объекта с окружающей средой. Применение данных методов в формировании профессионально-ориентированной личности студента обеспечило «реальные познавательные и личностные эффекты», самоактуализацию личности в процессе учебной деятельности, творческое применение студентами приобретенных знаний и их закрепление.

Экспериментальная работа показала, что обучение по учебно-методическому комплексу обеспечивает высокий уровень сфомированности профессионально-значимых коммуникативных качеств у студентов.

Экспериментальное обучение также обеспечило готовность к профессионально-ориентированной коммуникации. Использовались методы моделирования производственных условий, которые были представлены совокупностью речевых игр (роле-деловой, визуально-проектный тип), отражающих содержание профессиональной деятельности специалистов предметной области «экономика и международные отношения». Их реализация повысила личностную мотивацию студентов, актуализировала деятельностные подходы в формировании профессиональных знаний и умений.

Анализ полученных данных экспериментального обучения позволил сделать вывод о том, что у студентов наблюдалась динамика развития способности к иноязычной коммуникации, расширения личностного информационного поля, активизация когнитивной деятельности.

Анализ материалов и итогов экспериментального обучения позволяет сделать вывод о том, что студентами были проявлены следующие личностные качества: способность планировать свою профессионально-ориентированную учебную деятельность, включая постановку целейспособность использовать различные источники информации (письменной, устной, аудиовизуальной, компьютерной) — способность воспринимать, понимать и транслировать информацию в соответствии с профессиональными задачами многоязычной коммуникацииспособность к оценке результатов и самооценке на всех этапах коммуникацииценностное отношение к будущей профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе обобщения концептуальных данных об особенностях, развития/ личности в процессе овладения" языком, анализа современных требований к качеству профессиональной подготовки в российском вузе обоснована коррекция содержания языкового образования по целевому предназначению, обеспечивающему формирование профессионально-ориентированной личности студента в вузе.

В данном варианте содержанием вузовского языкового образования должна стать не просто чужая национальная культура, отраженная в языке, а особенности национальных профессиональных сфер и сред общения, т. е. иностранный язык является эффективным средством для развития, обогащения" личности студента как будущего специалиста. Обучение языку, во-первых, должно быть и средством профессионально-ориентированного коммуникативного, и средством общего (интеллектуального) развития личности в силу того, что интеграция предметного (профессионально-ориентированного) содержания обучения и воспитания обеспечивает студенту усвоение способов приобретения профессионально-значимой информации в условиях многоязычной коммуникации. Во-вторых, содержание обучения должно быть направлено на актуализацию личностной мотивации к профессиональному развитию, так как отражает действительные мотивы и цели, структуру профессиональной деятельности, ценностные ориентации.

В настоящем исследовании личность как субъект и объект воспитания и обучения была рассмотрена в двух ракурсах: а) социально-психологическом, т. е. как индивидуальность человекаб) социолингвистическом — как личность, способная и готовая к продуктивному взаимодействию в условиях многоязычной коммуникации в различных сферах деятельности.

На основе анализа психологической, педагогической, лингводидакти-ческой литературы нами были уточнены основные характеристики профес

178 сионально-ориентированной личности, готовой к профессиональному общению в условиях многоязычной коммуникации. Они следующие: 1) умение планировать и анализировать свое речевое поведение при осуществлении профессиональной деятельности- 2) развитая способность оценивать и вычленять в речи профессионально-значимую информацию- 3) стремление формировать и развивать способности к профессиональной рефлексии, т. е. профессионально оцененному восприятию действительностиответственность за речевые действия и речевые поступки в профессиональных ситуациях- 4) критическое отношение к речевой коммуникации как профессионально-значимому информационному потоку- 5) сознательность в выборе форм эффективного профессионального взаимодействия, конструировании образцов речевого поведения- 6) умение представлять и прогнозировать выводы в соответствии с целеполаганием профессионального общения- 7) готовность актуализировать и трансформировать речевое общение по характеру личностных профессиональных потребностей.

Уточнение и выделение характеристик осуществлялось в рамках концепции компетентностного подхода. Анализ научной литературы позволил сделать вывод о том, что для современного этапа модернизации высшей школы компетентностный подход является социально-педагогической доминантой, в соответствии с которой возможно обновление и коррекция содержания вузовского образования как в целом, так и в отношении учебных предметов.

Анализ определения «компетенция», «профессиональная компетенция», «коммуникативная компетенция» позволил выделить такие общие показатели исследуемого понятия, как владение профессиональными знаниями и умениями, ценностные ориентации в социуме, культура, проявляющиеся в речи, стиле общения. В этом понимании компетенция интегрирует в единое целое следующие аспекты: когнитивный (знания), операциональный (способы деятельности и готовность к осуществлению деятельности) и аксиологический (наличие определенных ценностей) — опыт их самостоятельной реализации. Основываясь на результатах анализа научной литературы, нормативных документов, был сделан вывод, что коммуникативная компетенция является составляющей профессиональной компетенции и характеризуется: как одна из ключевых компетенций.

В-настоящем исследовании коммуникативная компетентность — владение иностранным языком — определяется как интегративно-системное качество личности, представляющее собой определенный: уровень владения языковыми, речевыми и социокультурными знаниями, умениями и навыками, позволяющее индивиду эффективно осуществлять речевое поведение в зависимости от функциональных факторов одноязычного илшдвуязычного общения и обеспечивающее основу для — продуктивной деятельности в основных сферах, жизнедеятельности личности (познавательной, трудовой, общественной, культурной). В свою очередь, коммуникативная компетенция в работе рассмотрена как нормативные квалификационные требования к подготовке специалиста, которые, являясь системообразующей основой образовательного процесса, определяют цели, задачи, принципы организации учебного процесса обучения языку в современном российском вузе.

Педагогическое проектирование содержания коммуникативной компетенции (владение иностранным языком) как составляющей профессиональной компетенции было определено нами как формирование у студентов иерархической системы языковых, речевых и социокультурных знаний, умений и навыков, которые:

— создают необходимую и достаточную тезаурусную основу концепто-сферы будущего специалиста в границах информативно-образовательного пространства вуза и определенной предметно-образовательной области;

— обеспечивают готовность к продуктивному профессиональному взаимодействию в условиях многоязычной коммуникации (владение формами и видами иноязычной коммуникации, типичными для профессиональной сферы и среды общения);

— формируют личностный опыт профессионально-ориентированного общения на основе реализации целесообразных программ (вербальных и невербальных) поведения в ситуациях, типичных для профессиональной" деятельности.

В’работе определены психолого-педагогические условия формирования профессионально-ориентированнош личности студента в условиях многоязычной коммуникации на основе целевого характера развития способности к многоязычной коммуникации. Они следующие: содержательные условия (моделирование профессионального общениясодержание обучения многоязычной коммуникации отражает суммарную предметно-понятийную информацию базовых специальных дисциплин в границах информативно-образовательного пространства вуза и учетом требований к уровню профессиональной компетенции) — методические условия (применение методов * продуктивного и творческого обучения на завершающем этапе обучения языку в вузедифференцированный характер обучения иноязычной речи) — психологические условия (субъект-субъектные отношенияучет индивидуально-возрастных особенностей студентов, их индивидуально-типологических коммуникативных способностей);

Для эффективного формирования профессионально-значимых личностных качеств у студентов в процессе языкового образования в вузе разработана содержательно-методическая система формирования профессионально-ориентированной иноязычной коммуникативной составляющей личности студента.

Построение содержательно-методической системы в настоящем исследовании основывается на определении совокупности взаимосвязанных условий, средств, методов, реализующих целенаправленное педагогическое воздействие на формирование качеств, обеспечивающих личности продуктивное взаимодействие с социальным (профессиональным) окружением.

Разработанная нами содержательно-методическая система включает: этапы (подготовительный, основной, завершающий) — компоненты (содержательный, технологический, оценочный) формирования ИК, принципы (гуманизацияцелостность образовательного процессамеждисциплинарностьинтеграцияединство знаний и умений, сознания и поведениясознательность и активностькоммуникативная направленность и системность в обучении языкуобратная связь) — педагогические условияформы, средства, необходимые для реализации формирования профессионально-значимых качеств личности студента.

Содержательный компонент. Для подготовительного этапа доминантой учебно-воспитательного процесса является формирование личностного информационного поля, обеспечивающего: а) готовность к продуктивному взаимодействию в ситуациях профессионального общенияб) расширение и обогащение концептосферы будущего специалиста. Дидактически это реализуется в ходе работы с тезаурусом предметно-образовательной области, суммарно отражающим концептосферу будущего специалиста.

На основном этапе учебно-воспитательный процесс ориентирован на реализацию индивидуальной речевой программы (речевые интенции) студентов в ситуации профессионально-ориентированной коммуникации. Формируются такие профессионально-значимые коммуникативные умения у студентов, как: умение самостоятельно оценить и представить в иноязычной коммуникации необходимую информациюпроанализировать свои речевые действия и поступки и сделать выводыоценить результаты взаимодействия.

Обучение на завершающем этапе осуществляется как актуализация всех сформированных на предыдущих ступенях способов и форм коммуникации. Доминанта формирования — построение высказывания (текста) в соответствии с комплексом коммуникативных задач профессионального общения, т. е. актуализации информационной, экспрессивной и прагматической функций коммуникации на основе практического владения индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств.

Технологический компонент. В данном исследовании разработка технологий, реализующих цели формирования иноязычной профессиональноориентированной коммуникации, осуществлялась с позиций проектирования учебной деятельности студентов. Суть их в следующем: на основе четкого описания ожидаемого результата (профессионально-значимый комплекс коммуникативно-речевых умений и навыков) осуществить моделирование профессиональных ситуаций, в которых студентами могут быть актуализированы усвоенные ранее знания, навыки, способы действий.

В этом направлении предложено применение технологий интенсивного обучения (коррективно-компенсирующая и интегративно-развивающая), которые: а) позволяют организовать обучение по индивидуальным программамб) структурировать содержание учебного материала с использованием современных форм его презентации (опорные конспекты, компьютерные версии, схемы и таблицы) — в) реализовать такие формы организации занятий, как работа в микрогруппах, проект. Также предлагается реализовать уровне-вые тренинговые технологии речевых интенций (алгоритмизация речевых процедур), обеспечивающие рубежную и итоговую диагностику уровня сформированности профессионально-ориентированной иноязычной компетенции.

С данных позиций был определен и разработан общий дидактический модуль учебно-методического комплекса «Профессиональное речевое общение (английский язык: предметно-образовательная область: экономика и международные отношения)». Учебно-методический комплекс включает: 1) «Дифференцированный курс обучения профессиональной речи" — 2) Русско-английский тезаурус предметно-образовательной области «экономика и международные отношения" — 3) Речевые игры на занятиях английского языка (роле-деловой, визуально-проектный тип).

Учебный комплект «Русско-английский тезаурус» функционально предназначен для организации формирования иноязычного взаимодействия на подготовительном этапе обучения. В нем представлены два раздела:

— Частотная лексика предметной области «мировая экономика и международные отношения»;

— Частотная глагольная и отглагольная лексика предметной области «экономика и международные отношения».

Пособие «Английский язык: Дифференцированное обучение иностранной речи» (образовательная область: экономика и международные отношения)" предназначено для основного этапа. Оно разработано нами как определенный дидактический модуль, т. е. как целевой функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология его формирования. Основой данного пособия является педагогический модуль «Управление процессом порождения устноречевого профессионально-ориентированного высказывания на основе чтения профессионального текста».

На завершающем этапе овладение профессионально-ориентированной коммуникацией осуществляется по учебно-методическому пособию «Речевые игры на занятиях английского языка», ориентированному на моделирование профессионального общения, реально отражающего производственные условия осуществления профессиональной деятельности. В пособии представлены: а) виды речевых деловых игр, описана их технология, контролирующая имитацию профессиональной деятельности: освоение теоретико-практических знаний, отражение их в проблемном текстеб) совокупность проектов, ориентированных на организацию профессионально-речевого общения и представляющих собой самостоятельные студенческие разработки, обеспечивающие деятельностные подходы в формировании профессиональных знаний и умений, опыта практической профессионально-ориентированной деятельности.

Таким образом, реализация уровневых технологий, дидактических модулей, активных методов обучения на основе учебно-методического комплекса «Профессиональное речевое общение: английский язык — предметно-образовательная область: экономика и международные отношения» ориентирована на «реальные познавательные и личностные эффекты», практическую направленность обучения и будет способствовать самоактуализации личности студента в процессе учебной деятельности, творческого применения студентами приобретенных знаний.

Оценочный компонент содержательно-методической системы. Для оценки готовности, к профессионально-ориентированному взаимодействию «в условиях многоязычнойкоммуникациинами были определены следующие: критерии: информативный — необходимым и достаточный уровень владения тезаурусом, суммарно отражающим концептосферу будущего специалистазнание этнокультурных особенностей' и правил речевого и неречевого поведения в типичных ситуациях профессионального общенияпрофессионально-формирующий — владение видами речевой деятельности, — типичными для, профессиональнойсферы и среды общения, а также умение использовать вербальные и невербальные стратегии- «программы речевого поведения», эффективные для решения коммуникативных задач профессионального’общениякритерий межцисциплинарных потребностей — степень и глубина осознания студентами профессиональной значимости, личного смысла изучаемого, уровень самостоятельности в овладении иноязычной речьюстремление к дальнейшему развитию и совершенствованию своего профессионально-ориентированного общения.

Для оценкиразвития профессионально-ориентированной личности студента нами выделены, показатели сформированности профессионально-значимых качеств у студентов в процессе языкового образования: когнитивный (познавательная, активность в формированиииндивидуального фонда вербальных и невербальных средств, для актуализации информационной, экспрессивной и прагматической функцийкоммуникациипамять, мышление, воображение) — регулятивный (осознание своих эмоциональных состояний и умение управлять имицелеполагание, сознательность, активность, самостоятельность в достижении поставленных целей общенияумение варьировать коммуникативные средства, тактики и стратегиив процессе коммуникации-в связи с изменением ситуативных условий) — аксиологический (владение системой профессионально-ценностных ориентаций, правилами речевого этикета и речевого поведения) — творческий (самостоятельность и новизна решения профессионально-ориентированных коммуникативных задач).

Разработанная нами содержательно-методическая система была апробирована в опытно-экспериментальном обучении. Экспериментальная работа показала, что обучение по экспериментальному учебно-методическому комплексу обеспечивает необходимый и достаточный уровень профессионально-ориентированной иноязычной коммуникации на основе эффективного восприятия, понимания и воспроизведения базовой терминологической лексики, суммарно отражающей концептосферу будущего специалиста, реализации вербальных и невербальных программ речевого взаимодействия.

Анализ материалов и итогов экспериментального обучения позволил сделать вывод о том, что студентами были проявлены следующие качества: способность планировать свою учебную деятельность, включая постановку целейспособность определять и умение использовать различные источники учебной информации (письменной, устной, аудиовизуальной, компьютерной) — умение читать, наблюдать и слушать с учетом различных задачнавыки записи, изложения, цитирования и систематизации учебного материала, составления конспектов, ведения личной документацииспособность к оценке результатов и самооценке на всех этапах учебной профессионально-ориентированной деятельностиобеспечили формирование заинтересованного отношения к предметному и практическому содержанию будущей профессиональной деятельности.

В результате экспериментального обучения наблюдалась активизация мышления студентов, их интеллектуальное развитие посредством усвоения профессионально-значимой информации на неродном языке, расширение и обогащение системы ценностных ориентаций на основе сопоставления национальных аксиологических особенностей, свойственных профессиональной деятельности, формирования личностного опыта иноязычного профессионально-ориентированного общения.

Итоги опытно-экспериментальной работы показали, что применение разработанной содержательно-методической системы формирования иноязычной коммуникации создает положительную мотивацию у студентов, способствует формированию качеств, обеспечивающих выпускнику вуза успешную социализацию в новых социально-экономических условиях осуществления профессиональной деятельности.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила правильность предположений, выдвинутых в гипотезе, и дает право утверждать, что предлагаемая содержательно-методическая система может быть успешно применена в учебном процессе.

Исследование подтвердило, что формирование профессионально-ориентированной личности студента в условиях многоязычной коммуникации возможно при создании определенных условий организации языкового образования в вузе:

— вовлечение каждого студента в индивидуальную речевую деятельность не только как использующего иностранный язык для бытового общения, но и продуктивно использующего его как информативный канал в иноязычной профессиональной коммуникации, в том числе и в предметно-образовательной области вуза;

— создание содержательно-методической системы профессиональной коммуникации, активизирующей индивидуальную речь студентов на основе учета профиля специальности и реализации современных педагогических и лингводидактических подходов (компетентностного, дифференцированного и коммуникативно-ориентированного);

— реализация в учебно-воспитательном процессе учебно-методического комплекса дифференцированного обучения иноязычной профессиональной речи, обеспечивающего формирование профессионально-значимых коммуникативных качеств личности студента (готовность к коммуникации в профессиональной сфере и среде, высокий личностный объем профессиональнозначимой информации, необходимый уровень коммуникативной компетенции).

В ходе исследования были разработаны практические материалы и методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса, а также подготовлено описание технологий обучения иноязычной коммуникации, ориентированные на формирование профессионально-значимых качеств личности студента вуза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., Мысль, 1991. — 299 с.
  2. И.Г. Проектирование компетенции обучающихся. Вологда: ЙРО, 2000. -21 с.
  3. Г. Н., Иванкова Н. И., Тимошкина Н. В., Чшиева T.JI. Педагогические системы, педагогические процессы и педагогические технологии в современном педагогическом знании/Educational Technology & Society -2000.-№ 3(2).- P. 134 149.
  4. Н.А. Психолого-педагогические проблемы развивающегося дифференцированного обучения/Тюменский научный центр СО РАН Челябинск: Факел, 1995.
  5. П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы. -М., 1978.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1980.- 337с.
  7. .Г. Познавательные потребности и интересы // Ученые записки ЛГУ. -1959. С.45−67.
  8. А.И. Социальная педагогика и культурология: содружество наук/Российская академия образования, Центр соц. Педагогики, Институт социальной работы.-М., 1996.-28 с.
  9. Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.: МГУ, 1980. — 126 с.
  10. А.Р. и др. Игровые задания на уроках русского языка. М. 1984.
  11. Н.Д. Жанры общения // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. М., 1992.
  12. JI.M. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. — М., Знание, 1978. 64с.
  13. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы М.: Высшая школа, 1980 — 368с.
  14. У.А. К проблеме формирования коммуникативной способности/Проблемы организации речевого общения/АН СССР. М., 1981.
  15. А.Г. Основные принципы психолингвистической теории деятельности // А. Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983.
  16. В.Г. Мотивация и формирование личности. М.: Мысль, 1976. — 158с.
  17. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методологические основы-М.: Просвещение, 1982. 193с.18.
Заполнить форму текущей работой