Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Репрезентация концепта «Питие» в русской языковой картине мира

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Универсальность исследуемого концепта как наднациональной константы определяется экстралингвистическими факторами такими, как всеобщность распространения данного явления, особая роль технологических процессов изготовления алкоголя в развитии материальной культуры социума, встроенность этикетных правил употребления алкогольных напитков в сферу бытовой культуры народа, ритуализированность процесса… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА И КОНЦЕПТ КАК ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
    • 1. 1. Картина мира как базовое понятие антропологической парадигмы современной лингвистики
      • 1. 1. 1. Общенаучный и лингвистический статус картины мира
      • 1. 1. 2. Типология видов картины мира. Языковая картина мира
    • 1. 2. Концепт как актуализация фрагмента языковой картины мира в лингво-культурологическом аспекте
      • 1. 2. 1. Основные характеристики концепта как лингво-ментального феномена
        • 1. 2. 1. 1. Проблема соотношения понятий «концепт — слово — понятие -значение»
        • 1. 2. 1. 2. Классификация типов концептов
        • 1. 2. 1. 3. Характеристика структуры концепта
        • 1. 2. 2. 4. Полевая модель содержания концепта
      • 1. 2. 2. Методики концептуальных исследований
      • 1. 2. 3. Лингвокультурологический и другие подходы к интерпретации концепта
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «ПИТИЕ»
    • 2. 1. Культурно-историческая обусловленность формирования концепта «Питие»
      • 2. 1. 1. Универсальные черты концепта «Питие» как общекультурной константы
      • 2. 1. 2. Национально-культурная специфика концепта «Питие»
      • 2. 1. 3. Имплицитные смыслы концепта «Питие» как основа формирования его внутренней формы
    • 2. 2. Структура концепта «Питие» в русской языковой картине мира
      • 2. 2. 1. Лексико-семантическое поле концепта «Питие» как номинативный компонент его структуры
        • 2. 2. 1. 1. Первый слот репрезентации концепта «Питие» — наименования субъектов пития
        • 2. 2. 1. 2. Второй слот репрезентации концепта «Питие» — номенклатура объектов пития
        • 2. 2. 1. 3. Третий слот репрезентации концепта «Питие» — наименования мест употребления алкогольных налитков
        • 2. 2. 1. 4. Четвёртый слот репрезентации концепта «Питие» — наименования процессов изготовления алкогольных напитков
        • 2. 2. 1. 5. Пятый слот репрезентации концепта «Питие» — номенклатура ёмкостей, предназначенных для транспортировки, хранения и подачи на стол объектов пития
        • 2. 2. 1. 6. Шестой слот репрезентации концепта «Питие» — наименования поводов употребления алкогольных напитков
        • 2. 2. 1. 7. Седьмой слот репрезентации концепта «Питие» — наименование форм реализации процесса употребления алкогольных напитков
        • 2. 2. 1. 8. Восьмой слот репрезентации концепта «Питие» — наименования процессов употребления алкогольных напитков
      • 2. 2. 2. Паремиологическое поле концепта «Питие» как ценностный компонент его структуры
      • 2. 2. 3. Интерпретационное поле концепта «Питие» как образный компонент его структуры
        • 2. 2. 3. 1. Афоризмы как индивидуально-авторская интерпретация концепта «Питие»
        • 2. 2. 3. 2. Образное воплощение концепта «Питие» в произведениях A.C. Пушкина как индивидуальная концептуализация его содержания
  • Выводы

Репрезентация концепта «Питие» в русской языковой картине мира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В центре внимания современной антрополого-ориентированной лингвистики находится проблема взаимодействия человека, языка и культуры. Впервые сформулированный в трудах античных философов вопрос о взаимовлиянии языка и культуры получил развитие в работах В. фон Гумбольдта, полагавшего, что материальная и духовная культура неразрывно связаны с языком и воплощаются в нём, при этом языковое воплощение культуры в языке национально специфично и определяет картину мира народа [Гумбольдт 2000], и в исследованиях Э. Сепира и Б. Уорфа, сформулировавших теорию «лингвистической относительности», утверждавшей, что различия между культурами детерминированы различиями языков [Сепир 2001]. Глобализация современных экономических, политических, социальных процессов неизбежно выдвигает проблему «язык и культура» в число важнейших общеязыковедческих, социолингвистических, лингвокультурологических проблематик.

Обретая статус самостоятельной комплексной научной дисциплины, занимающейся изучением взаимосвязи и взаимодействия языка и культуры, лингвокультурология рассматривает этот процесс как в теоретическом аспекте (Е.М. Верещагин, В. Г. Костомаров, Ю. Е. Прохоров, В. А. Маслова, В. Н. Телия и др.), так и в прикладном аспекте, исследуя воплощение фрагментов языковой картины мира в культурно маркированных языковых единицах, какими выступают культурные семы слов, стереотипы, символы, эталоны, мифологемы, прецедентные тексты, паремии, фразеологизмы и лингвокультурные концепты (Ю.С. Степанов, В. И. Карасик, С. Г. Воркачёв, М. В. Пименова, В. В. Красных, В. В. Воробьёв и др.).

Являясь сложным лингво-ментальным феноменом, концепт представляет собой единицу, направленную на комплексное изучение языка, сознания и культуры, различная степень актуализации этих аспектов в исследовании концепта определяет основные подходы к пониманию его сущности: лингво-когнитивный, лингвопсихологический и лингвокультурологический. С позиции лингвокультурологии концепт выступает как способ специфической фиксации культурно значимых явлений и характеристик бытия в форме языковых знаков. Несмотря на некоторые различия в понимании концептов, сложившиеся в рамках нескольких лингвоконцептологических школ, различия в методах и приёмах их изучения, большинство исследователей едины в признании того, что концепт является основной единицей сознания, объективируется языковыми средствами, анализируя которые, можно составить представление о содержании и структуре концепта в концептосфере, выявить его универсальные и этноспецифические черты.

Актуальность работы обусловлена следующими факторами: 1) необходимостью лингвокультурологического описания концептов с целью исследования языкового сознания народа- 2) включением в концептуарий культуры новой проанализированной концептуальной области, связанной с репрезентацией алкогольной тематики и ранее не подвергавшейся специальному лингвокультурологическому анализу- 3) неоднозначностью феномена употребления алкоголя как самостоятельной культурной области бытия, способного выступать в качестве одного из признаков самоидентификации этноса- 4) специфической значимостью русского концепта «Питие» в культуре и менталитете народа, обладающего как универсальными чертами, так и ярко выраженной национальной спецификой, что позволяет исследовать его как константу культуры.

Лингвокультурологический подход к исследованию обширной концептуализированной области, связанной с репрезентацией алкогольной тематики, во-первых, позволяет выявить универсальную составляющую концепта как культурной константы и его национально-культурную специфику в менталитете русского народаво-вторых, предоставляет возможность исследовать ценностную составляющую концепта, понимаемую в очень широком смысле как наличие оценочных предикатов по отношению к какому-либо явлению (в том числе и негативных) — в-третьих, развивает сложившуюся традицию, в рамках которой как константа культуры рассмотрен концепт.

Водка и Пьянство" в словаре «Константы: словарь русской культуры» Ю. С. Степанова, сопоставлены лингвокультурологические особенности русского и китайского концепта «Застолье» (Ма Яньли), исследован как культурный и художественный концепт «Вино» в произведениях русских поэтов (И.С. Голованова) и в лингвокультурной картине мира народов Великого шёлкового пути (З.И. Исакова, Г. А. Еремеева).

Объектом исследования являются лингвокультурологические особенности языковой концептуализации сферы употребления алкоголя в русской лингвокультуре как одного из важнейших фрагментов национальной языковой картины мира.

Предметом исследования выступает языковая репрезентация номинативного, ценностного и образного компонента структуры концепта «Питие».

Цель исследования заключается в выявлении языковых средств, объективирующих концепт «Питие» в русской лингвокультуре, и комплексном описании его универсальных и национально-специфических черт.

Данная цель обусловила конкретные задачи работы:

1) изучить теоретические подходы к трактовке понятий «языковая и концептуальная картина мира», «концепт» как лингвокультурологических категорий;

2) охарактеризовать универсальные черты формирования концепта «Питие» как общекультурной константы и национально-культурную специфику его становления;

3) выявить языковые средства объективации содержания концепта «Питие» и упорядочить их по полевому принципу;

4) исследовать номинативный, ценностный и образный компонент структуры концепта «Питие» как культурной константы.

Фактическим материалом исследования является 1731 лексико-семантическая единица, регистрирующая узуальное осмысление концепта «Питие» в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля, в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова, в «Словаре русского языка» под редакцией А. П. Евгеньевой, в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, 1693 пословицы и поговорки, связанные с репрезентацией алкогольной тематики и представленные в сборнике пословиц и поговорок, составленном Г. Ю. Багриновским, «О вине и пьянстве» (2001 г.), 332 афоризма, принадлежащих античным и современным философам, политикам и общественным деятелям, врачам и физиологам, писателям и поэтам, публицистам, историкам и мн. др., около 300 словоупотреблений, репрезентующих алкогольную тематику в произведениях.

A.C. Пушкина, выявленных путём анализа «Конкорданса к стихам A.C. Пушкина» Дж. Томаса Шоу [Шоу Дж. Томас 2000] и составляющих бытийный слой исследуемого концепта в художественном творчестве поэта. Обширная фактическая база обеспечивает достоверность сформулированных в диссертационном исследовании положений и выводов.

Теоретической базой исследования являются концептуальные лингво-философские положения, отражающие взаимосвязь языка и сознания, обоснованные в трудах Е. С. Кубряковой и A.B. Кравченкотеоретические основы лингвокультурологии, представленные в работах В. И. Карасика, Ю. С. Степанова, С. Г. Воркачёва, В. А. Масловой, А. Д. Шмелёва, В. В. Колесовакогнитивный подход к интерпретации концепта, обозначенный в исследованиях З. Д. Поповой, И. А. Стернина, А. Вежбицкой, Н. Д. Арутюновой, Ю. Д. Апресянаисследования в области семантики и прагматики Н. Ф. Алеференко, О. С. Ахмановой, P.M. Фрумкиной, М. А. Кронгаузалингвистическая теория поля, сформулированная в трудах Г. С. Щура, A.B. Бондарко, И. В. Пекарской, И. А. Стернина, Е. В. Тарасовойисторические и культурологические работы.

B.Э. Багдасаряна и И. Б. Орлова, A.JT. Топоркова, И. Р. Такала, посвящённые исследованию проблемы употребления алкоголя как социо-культурного феномена.

Методы и приёмы исследования. Комплексный характер исследования потребовал использования различных методов и приёмов при извлечении и анализе языкового материала, объективирующего содержание концепта «Питие» в русской языковой картине мира.

В качестве основных в работе использованы следующие методы: метод изучения культурных доминант, предложенный В. И. Карасиком и направленный на освещение смыслового потенциала концепта в определённой лин-гвокультуре путём сплошной выборки лексических и фразеологических единиц, объективирующих исследуемый концепт, анализа прецедентных текстов, сборников пословиц и поговорокметод когнитивной интерпретации, разработанный в трудах З. Д. Поповой и И. А. Стернина и заключающийся в выделении и описании в концепте когнитивных признаков, сформулированных в виде максимально обобщённых утверждений о концептедискурсный анализ объективации концепта, предложенный в работах В. В. Красных, В. А. Масловой и заключающийся в выявлении индивидуальной концептуализации, составляющей свёрнутую смысловую структуру текста, выступающего знаком определённой культурыполевый метод описания структуры концепта, предложенный И. А. Стерниным и подразумевающий моделирование категориальной структуры концепта путём определения его ядра, ближней и дальней периферии, а также зон наложения микрополей.

При анализе лингвокультурного концепта «Питие» использовались следующие приёмы: элементы этимологического анализа с целью выявления внутренней формы исследуемого концепта и установления механизмов его формированияанализ культурологической составляющей концепта с целью выявления его универсальных черт как общекультурной константы и национальной специфики становлениясплошная выборка языковых репрезентантов концепта из лексикографических источниковинтерпретагщоиный анализ ценностно-маркированных высказываний (пословиц, поговорок, афоризмов) и анализ индивидуальной концептуализации исследуемой сферы в художественном творчестве (на примере концептуализации сферы пития в произведениях A.C. Пушкина) — количественный математический анализ с целью моделирования обобщённого концептуального поля репрезентантов концепта и выявления его ценностной составляющей.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые системно и комплексно описана обширная область концептосферы русского языка, тематически связанная с употреблением алкоголя, выступающая, с одной стороны, как константа общечеловеческой культуры, а, с другой стороны, как одна из ключевых идей русской языковой картины миравыявлены и проанализированы способы языковой объективации данного концептапредставлена модель его обобщённой структуры, включающая понятийный, ценностный и образный компонент.

Теоретическая значимость работы заключается в осмыслении лингвистических терминов (концептуальная картина мира, концептосфера, концепт, концептуальный анализ, языковая концептуализация культуры, константа культуры) с позиции лингвокультурологии, в выявлении основных механизмов и закономерностей концептуализации денотативной сферы «питие» в русском языке, в интерпретации концепта «Питие» как константы общечеловеческой культуры и одной из ключевых идей русской языковой картины мира.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что представленные результаты применимы в лексикографической и преподавательской практике. Материалы могут быть внедрены в лингвокуль-турологическую лексикографическую практику при составлении словаря концептов русской культуры, сборников антологий концептов. Результаты проведённого исследования рекомендуются к использованию при разработке теоретических курсов по лингвокультурологии, этнолингвистике, социолингвистике, в специальных культурологических исследованиях, в спецкурсах по межкультурной коммуникации для эффективного обучения русскому языку как иностранному.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Языковая концептуализация сферы употребления алкоголя в русском языке характеризуется обширностью, что проявляется во множестве лексико-фразеологических средств её репрезентации, эксплицирующих номинативные и образные компоненты, выявляющие ценностные установки носителей русского языка по отношению к исследуемому феномену.

2. Специфика лингвокультурного концепта «Питие» заключается в том, что, являясь одной из важнейших сфер материально-бытовой жизни общества с древнейших времён, он содержит значительный объём культурно-исторической информации, отмеченной как универсальными, так и национально-специфическими чертами, что делает исследуемую концептуальную область, с одной стороны, константой общечеловеческой культуры, а, с другой стороны, одной из ключевых идей русской культуры.

3. Концепт «Питие» в вербализованном виде представляет собой сложное многослойное образование, включающее номинативный, ценностный и образный компоненты. Ядром номинативного компонента исследуемого концепта выступают многочисленные наименования процессов употребления алкоголя, что свидетельствует об особой важной роли совместного процесса употребления алкоголя в ритуализированном менталитете русского народа. Ценностная составляющая концепта «Питие» является антиномичной и свидетельствует о дуалистичном отношении русских к процессу алкоголизации. Подвергаясь индивидуальной концептуализации в произведениях A.C. Пушкина, питие выражается как художественный образ пира с присущей ему семантикой жизни и смерти.

Апробация работы осуществлялась в виде научных докладов на ежегодных научных конференциях «Катановские чтения» Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова (апрель 2006, 2007, 2008, 2009 гг, г. Абакан), на международных научных конференциях: «Актуальные проблемы изучения языка и литературы» (октябрь 2006, 2007, 2008 гг, г. Абакан), «Проблемы межкультурной коммуникации в теории языка и лингводи-дактике» (октябрь 2006 г., г. Барнаул), «Инновационные технологии в изучении и преподавании славянских языков» (май 2008 г., г. Абакан), во всероссийском фестивале «Открытый урок» (июнь 2008 г., г. Москва), «Традиции и инновации в преподавании речеведческих дисциплин» (январь 2007 г., г. Москва). Ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры стилистики русского языка и журналистики Института филологии Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова (2006, 2007, 2008, 2009 гг.). Основные положения диссертационного исследования отражены в 10 публикациях, в том числе в одном издании из списка, рекомендованного ВАК РФ.

Структура работы: диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Выводы.

Анализ языковой объективации концепта «Питие» в русской языковой картине мира приводит к следующим выводам:

1. На когнитивные аспекты формирования концепта «Питие» повлияли различные факторы, которые, в силу своей универсальности, позволяют рассматривать исследуемый концепт как общекультурную константу и заключаются во всеобщем характере распространения данного явления, детерминируемом географическим ареалом, типом сырья, технологическими особенностями процесса изготовления алкогольных напитков, соматическими и конфессиональными особенностями нацийв особой роли производства сырья для изготовления алкоголя и технологических процессов его изготовления для развития материальной культуры общества и экономических отношенийсоответствии типа алкогольной культуры сложившемуся типу питания нацииисторической изменчивости алкогольных предпочтений, определяемой экономическими, политическими и социальными факторамиритуализированном характере употребления алкоголя, связанном с национальной обрядовостьюполифункциональности процесса употребления алкоголяспособности выступать одним из знаков самоидентификации этноса наряду с национальным блюдом.

2. Обладая универсальными чертами общекультурной константы, концепт «Питие» представляет собой сложный социокультурный феномен, отмеченный и этнокультурной спецификой, которая проявляется в исторических и ментальных особенностях русского народа.

3. Релевантная информация о социокультурных и исторических составляющих концепта «Питие» позволяет обнаружить имплицитные лингвистические особенности концептуализации алкогольной тематики, являющиеся его внутренней формой, выявляемой этимологически и заключающейся в том, что, согласно данным этимологических словарей, большинство этимонов концепта восходит к первозначению «гнуть — резать», которое, по мнению М. М. Маковского, является проявлением древнейших языческих культов, связанных с жертвоприношением, и, исходя из этого, этимологически обоснованными выступают такие «скрытые» репрезентанты исследуемого концепта, как петь, праздник, жертва, жить, кровь, ассоциативно связанные с отправлениями ритуального культа, важнейшей частью которого выступает возлияние.

4. Объективация концепта «Питие» в языковых знаках позволяет выявить трёхчастную структуру его содержания, образованного совокупностью различных концептуальных признаков, упорядоченных по принципу поля. Структура исследуемого концепта включает в себя:

• номинативный компонент структуры концепта репрезентован 1731 лексико-семантическими единицами, объединёнными в восемь микрополей (субъект пития (лицо/а, употребляющие алкоголь) (193 ЛСВ), объект пития (наименования алкогольных напитков) (296 ЛСВ), процессы изготовления объекта пития (352 ЛСВ), поводы употребления алкоголя (48 ЛСВ), место употребления алкогольных напитков (109 ЛСВ), ёмкости, предназначенные для закупорки, перевозки и употребления алкоголя (106 ЛСВ), форма реализации процесса употребления алкоголя (60 ЛСВ), и процессы употребления алкоголя (567 ЛСВ)), регистрирующих узуальное осмысление концепта «Питие» в русской языковой картине мира, каждое из которых чётко структурировано по семантическому и количественному параметрам. Ядро номинативного поля составляют наименования процессов употребления алкоголя, зону ближней периферии составляют наименования объектов пития и наименования процессов изготовления алкогольных напитков, в зону дальней периферии попадают наименования мест употребления алкогольных напитков и номенклатура емкостей, формы реализации процессов употребления алкоголя и поводы употребления алкоголя. Таким образом, в русской языковой картине мира обозначение процесса употребления алкоголя является его структурно-семантическим ядром, что может свидетельствовать о ритуализированном и обрядовом характере совместного употребления алкогольных напитков в мифологизированном сознании русского народа;

• ценностный компонент структуры концепта репрезентован 1693 пословицами и поговорками, транслирующими ценностные установки русского народа, связанные с вербализацией алкогольной тематики. Аксеологические концептуальные признаки весьма разнообразны и могут быть сведены к 21 позиции, выявляющей отношение русского народа к данному социальному феномену. Аксеологическая составляющая исследуемого концепта является неоднозначной и антиномичной, что свидетельствует о дуалистическом отношении русских к алкоголизации, однако ядром этого поля концепта является негативная оценка состояния алкогольного опьянения и его опасных социальных последствий, зону ближней периферии формируют паремии с позитивной оценкой употребления алкоголя, являющегося катализатором веселья и дающего ощущение полноты жизни, к зоне дальней периферии отнесены пословицы и поговорки, нейтрально характеризующие поведение субъекта в состоянии алкогольного опьянения, лишь констатирующие этот факт. Таким образом, ценностный компонент структуры концепта дуалисти-чен, с одной стороны, соблюдаются требования этики, заключающиеся в негативной оценке состояния алкогольного опьянения, с другой стороны, антиэтическое поведение субъекта в состоянии алкогольного опьянения оценивается снисходительно;

• образный компонент структуры концепта представлен анализом его интерпретации в различных индивидуально-авторских сентенциях, афоризмах, занимающих промежуточное положение в обобщённой структуре концепта как транслирующие индивидуальные ценностные установки в ёмкой художественной форме. Поле афоризмов, репрезентущих концепт «Питие», насчитывает 332 сентенций, принадлежащих античным и современным философам, политикам и общественным деятелям, врачам и физиологам, писателям и поэтам, публицистам, историкам и мн. др., общий смысл которых может быть сведёт к 14 позициям, концептуальным ядром которых является универсальная негативная морально-нравственная оценка пьянства, зону ближней периферии составляют высказывания, отмечающие преображение сознания (знания, разума) субъекта пития, а зону дальней периферии формируют разнообразные индивидуальные трактовки концепта «Питие», которые также антиномичны. Образный компонент структуры исследуемого концепта в произведениях A.C. Пушкина выражается как художественный образ пира с присущей ему семантикой жизни (пир — дружба, любовь, веселье, творчество, битва) и смерти {пир — золото, убийство, бунт), что позволяет заключить, что данный концепт является одной из основополагающих философских категорий творчества великого русского поэта.

Концепт «Питие» может быть представлен следующими метафорическими образами: питие — жизнь, питие — веселье, питие — лекарство, питие — истина, питие — совесть, питие — дружба, питие — любовь, питие — здоровье, питие — смерть, питие — бунт, питие — зло, питие — яд и т. д., которые, безусловно, требуют более детального исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема изучения способов реконструкции «образа мира» по данным национального языка остаётся актуальной в свете глобализации мира и необходимости учёта универсальных и специфических особенностей поведения и общения представителей разных народов в осуществлении межкультурных коммуникационных связей. В анализе содержания языковых экспликаций усматривается возможность изучения способов структурализации и категоризации знания, а также выявления манифестаций универсальных и национально маркированных когнитивных образов в сознании человека. В картине мира каждого социума отражены специфические особенности категоризации объективной действительности, изучение которых становится возможным лишь с учётом данных национального языка. Таким образом, исследование картины мира народа происходит путём выделения и изучения её отдельных фрагментов, какими выступают концепты.

Язык, будучи своеобразной частью национальной культуры, концептуализирует её содержание, косвенно репрезентуя национальные формы жизни и менталитет народа-носителя языка. В системе национальной концептосфе-ры концепт «Питие», по нашим наблюдениям, занимает особое место, определяемое, с одной стороны, его универсальностью как константы общечеловеческой культуры, а, с другой стороны, его несомненной культурной значимостью для менталитета русского народа. На формирование когнитивных аспектов репрезентации исследуемого концепта повлияли разнообразные культурно-исторические факторы, что делает проблему употребления алкоголя сложным и неоднозначным социально-культурным феноменом.

Универсальность исследуемого концепта как наднациональной константы определяется экстралингвистическими факторами такими, как всеобщность распространения данного явления, особая роль технологических процессов изготовления алкоголя в развитии материальной культуры социума, встроенность этикетных правил употребления алкогольных напитков в сферу бытовой культуры народа, ритуализированность процесса пития, связанного с национальной обрядовостью, полифункциональность этого процесса, и на лингвистическом уровне проявляется определённой номинативной представленностью лексем, репрезентующих алкогольную тематику, в различных национальных языках (например, в языках народов Великого шёлкового пути [Исакова, Еремеева 2006], в английском языке [Брантова 2008]) — в устойчивых метафорических образах, семантика которых отражает процессы употребления алкоголя (например, метафора кроеь — вино является устойчивым образом в христианской символике [Лиссара 2008]) — в наличии общих имплицитных особенностей концептуализации алкогольной тематики, выявляемых этимологически и восходящих в индоевропейской протокультуре к значениям «гнуть — резать», связанным с отправлениями древних языческих культов, традиционно сопровождающихся ритуальным употреблением алкогольных напитков [Маковский 2005]- и других фактах, исследование которых, безусловно, требует более детального анализа.

Национальная специфика формирования концепта «Питие» детерминируется различными географическими, экономическими, историческими, политическими, социальными, психологическими и другими культурными факторами, существенно повлиявшими на ментальные особенности отношения и. поведения носителей русской лингвокультуры в ситуации употребления алкоголя. Обильное угощение, в том числе и алкогольными напитками, трактуется историками, философами, культурологами и социологами, занимающимися исследованиями в области национального менталитета, как характерное проявление таких ментальных особенностей русских, как широта душевных проявлений, хлебосольство, удаль, парадоксальность [Вьюнов 2005, Трофимов 1998 и др.]. Изучение процессов концептуализации алкогольной тематики в рамках лингвокультурологического подхода позволило выявить специфику её репрезентации в русской языковой картине мира как одного из способов отражения национального менталитета.

Несмотря на неоднозначность проблемы правомерности отнесения алкоголизации к сфере культуры, концепт «Питие», несомненно, является лингвокультурологическим концептом, так как, объективируясь в языковых знаках, он воплощает систему ценностей народа, что, по мнению В. И. Карасика, является важнейшим свойством концепта культуры. Ядром номинативного компонента концепта «Питие» в русской языковой картине мира является наименование процессов употребления алкоголя, что свидетельствует о ритуализированном и обрядовом характере совместного употребления алкогольных напитков в мифологизированном сознании русского народа. Аксео-логическая составляющая концепта, определяющая его роль культурной доминанты, отличается антиномичносью, что демонстрирует дуалистическое отношение русского народа к процессу употребления алкоголя, проявляющееся в негативной оценке состояния алкогольного опьянения, но в снисходительной оценке антиэтического поведения субъекта, находящегося в состоянии алкогольного опьянения. Подвергаясь индивидуальной концептуализации, сфера «Питие» получила разнообразные авторские трактовки в многочисленных произведениях русской художественной литературы, воплощаясь в художественные образы и символы. В творчестве A.C. Пушкина образный компонент структуры исследуемого концепта выражается как художественный образ пира с присущей ему семантикой жизни и смерти, что делает его одной из основополагающих философских категорий творчества великого русского поэта.

Таким образом, проведённое исследование репрезентации концепта «Питие» в русской языковой картине мира позволяет заключить, что, во-первых, изучаемая концептуализированная область по количественной представленности репрезентантов является одной из самых обширных в русской лингвокультурево-вторых, концепт «Питие» является моноцентричным, с чётко выраженным ядром, представленным номинативным компонентом, обширной зоной ближней периферии, выраженной его аксеологической составляющей, и более диффузной зоной дальней периферии, включающей образный компонентв-третьих, концептуализированная область употребления алкогольных напитков активно взаимодействует со смежными концептами такими, как «Застолье», «Вино», «Водка», «Трапеза», «Грех», «Человек» и т. п.- в-четвёртых, формирование когнитивных признаков концепта «Питие» детерминировано различными экстралингвистическими факторами, определяющими специфику его языковой объективации в русской языковой картине мира.

Перспективой работы может стать, во-первых, сопоставительное исследование вербализации концепта «Питие» в русской и иноязычных лингво-культурах (по нашим данным, алкогольная тематика исследуется на данный момент в английской и французской языковых картинах мира) — во-вторых, исследование экспликации культурно маркированной информации об алкоголизации средствами других семиотических систем (живописи, музыки, кино) — в-третьих, исследование образного компонента концепта на материале русской художественной литературы с целью выявления аспектов его когнитивной интерпретациив-четвертых, представляет интерес исследование репрезентации концепта «Питие» в социолингвистическом аспекте.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.Г. Система форм речевого высказывания Текст. / В. Г. Адмони. СПб.: Наука, 1994. — 153 с.
  2. , Н.Ф. Спорные вопросы семантики. Монография Текст. / Н. Ф. Алефиренко. М.: Гнозис, 2005. — 326 с.
  3. Алкоголь у бурят и монголов Текст. — Улан-Удэ: Бурят, кн. из-во, 1994.-56 с.
  4. Антология концептов Текст. / Под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. -М.: Гнозис, 2007. 512 с.
  5. , Т.Б. Пиво в обрядах и обычаях северорусских крестьян в XIX в. Текст. / Т. Б. Андреева // Этнографическое обозрение. 2004. — № 1. — С. 77−88.
  6. , Д.Ю. Избранные труды. Том II. Интегральное описание языка и системная лексикография Текст. / Ю. Д. Апресян. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. — 767 с.
  7. , Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания Текст. / Ю. Д. Апресян // Вопросы языкознания. 1995. -№ 1. — С. 37.
  8. , Н.С. Псивый и сивуха Текст. / Н. С. Арапова // Русская речь.-2003.-№ 3. -С. 110−111.
  9. , Н.Д. Язык и мир человека Текст. / Н. Д. Арутюнова. 2-е изд. испр. — М.: Языки русской культуры, 1999. -1 — XV, 896 с.
  10. , С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста Текст. / С. А. Аскольдов / под ред. проф. В. Н. Нерознака. М.: Academia, 1997. — 269 с.
  11. , О.С. Очерки по общей и русской лексикологии Текст. / О. С. Ахманова. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 296 с.
  12. , А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка Текст. / А. П. Бабушкин. — Воронеж: Из-во Воронеж, ун-та, 1996.- 104 с.
  13. , В.Э., Орлов И. Б. Питейная политика и «пьяная культура» в России: век ХХ-й Текст. / В. Э. Багдасарян, И. Б. Орлов. М.: Изд-во МГОУ, 2005.- 176 с.
  14. , А.К., Топорков А. Л. У истоков этикета: Этнографические очерки Текст. / А. К. Байбурин, А. Л. Топорков. — Л.: Наука, 1990. — 165 с.
  15. , O.E., Кучер E.H. Современный когнитивный подход к категории «образ мира» (методологический аспект) Текст. / O.E. Баксанский, E.H. Кучер // Вопросы философии. 2002. — № 8. -С. 52 — 69.
  16. , А.Г. Ваше здоровье: особенности русского речевого этикета Текст. / А. Г. Балаклай // Русская речь.— 2002. — № 3. — С. 86 — 89.
  17. , A.A. Пушкин A.C.: «Ты ли это, Вальсингам.» («Пир во время чумы») Электронный документ. / A.A. Белый. — htt://pushkin.niv.ru.
  18. , Н. Судьба России Текст. / Н. Бердяев. М.: Мысль, 1918.
  19. , H.H. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии Текст. / H.H. Болдырев. Тамбов: Из-во Тамб. ун-та, 2001. Изд. 2-е, стер. — 123 с.
  20. , Н.С. Когнитивное направление в лингвистических исследованиях художественного текста Текст. / Н. С. Болотнова //
  21. Поэтическая картина мира: слово и концепт в лирике серебряного века: Материалы VII Всероссийского научно-практического семинара (27 апр. 2004 г.) / под ред. проф. Н. С. Болотновой. Томск: Из-во Томского гос. педагогического ун-та, 2004. — 106 с.
  22. , A.B. Теория морфологических категорий и аспектологические исследования Текст. / A.B. Бондарко / РАН- Ин-т лингвистических исследований. — М.: Языки славянских культур, 2005. 624 с. (Studia philologica).
  23. , Г. В. Русское житье-бытье и «стихии чужеземные» Текст. / Г. В. Бортик // Русская речь.- 1996. № 5. — С. 64 — 70.
  24. , Г. А. Язык и картина мира Текст. / Г. А. Брутян // Научные труды высшей школы. Философские науки. 1973. — № 1. — С. 108 — 111.
  25. , P.A. Язык реальность — язык Текст. / P.A. Будагов. — М.: Наука, 1983.-262 с.
  26. , Э.В. Становление когнитивной теории метафоры Текст. / Э. В. Будаев // Лингвокультурология. Вып. 1. — Екатеринбург: Из-во Урал. пед. ун-та, 2007. — С. 16 — 32.
  27. , А. Семантические универсалии и описание языка Текст. / Анна Вежбицкая / Пер. с англ. А. Д. Шмелёва под ред. Т. В. Булыгиной. М.: Языки русской культуры, 1999. — I — XII, 780 е., 1 ил.
  28. , А. Русские культурные скрипты и их отражение в языке Текст. / Анна Вежбицкая / Ключевые идеи русской языковой картины мира: Сб. ст. — М.: Языки славянской культуры, 2005. — 544 с. (Язык. Семиотика. Культура).
  29. , В.В. Пушкин в жизни: Систематический свод подлинных свидетельств современников Текст. / В. В. Вересаев / Предисл. Д. Урнова и В. Сайтова- вступ. заметки к главам и коммент. В. Сайтова. М.: Моск. рабочий, 1987. — 703 с.
  30. , О. Самая большая энциклопедия застолья Текст. / О. Веселовская. М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. — 704 с.
  31. , В.В. Культурологическая парадигма русского языка. Теория описания языка и культуры во взаимодействии Текст. /
  32. B.В. Воробьёв. М.: ИРЯП, 1994. — 76 с.
  33. , С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании Текст. /
  34. C.Г. Воркачёв // Филологические науки. 2001. — № 1. — С. 64 — 72.
  35. , С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт Текст. / С. Г. Воркачёв. М.: Гнозис, 2004. — 236 с.
  36. , С.Г. Постулаты лингвоконцептологии Текст. / С. Г. Воркачёв // Антология концептов / Под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. М.: Гнозис, 2007. — С. 10 — 11.
  37. , Ю.М. Русский культурный архетип. Страноведение России: учеб. пособие Текст. / Ю. М. Вьюнов. М.: Наука: Флинта, 2005. -480 с.
  38. , И.Ф. О кавказском происхождении слова «вино» Текст. / И. Ф. Гаджимурадов // Этно-журнал. — 2006. № 26 (11). — С. 33−41.
  39. , В. К вопросу о логическом анализе языка Текст. / В. Гайдукова // Русский язык. 2000. — № 15 (45). — 8 августа 2000 г.
  40. , Г. Национальные образы мира. Космос — Писхо — Логос Текст. / Г. Гачев. М.: Изд. группа «Прогресс» — «Культура», 1995. -480 с.
  41. , В.И., Петров В. В. На пути к когнитивной модели языка Текст. / В. И. Герасимов, В. В. Петров // Новое в зарубежной лингвистике. Когнитивные аспекты языка. Сборник № 23. М.: Прогресс, 1988.-92 с.
  42. , А. Все волновало нежный ум.(Пушкин среди книг и друзей) Текст. / А. Гессен. М.: Наука, 1965. — 509 с.
  43. , И.А. «Русское пьянство»: мифы и реальность Текст. / И. А. Голосенко // Социологические исследовании. — 1986. — № 3. — С. 21.
  44. , Н.И. Русское пьянство как социально-культурный феномен Текст. / Н. И. Горин // Власть. 1998. — № 3. — С. 50 — 57.
  45. , Б.П. Драматургия Пушкина Текст. / Б. П. Городецкий. — М.: Из-во Академии наук СССР, 1953. 357 с.
  46. , Б.П. Лирика Пушкина Текст. / Б. П. Городецкий. Л.: Просвещение, 1972. — 183 с.
  47. , Е.В., Цурикова Л. В. Введение в теорию межкультурной коммуникации Текст. / Е. В. Гришаева, Л. В. Цурикова: Учебное пособие. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2003.-369 с.
  48. , Л. Концепт, или отчего Америка — концепт, а Финляндия нет? Текст. / Л. Грузберг // Филолог. — 2002. — № 1. — http://philolog.ru/gruzberg concept.shtmi.
  49. , В. фон Избранные труды по языкознанию Текст. / В. Гумбольдт: Пер. с нем. / Общ. Ред. Г. В. Рамишвили- Поел. A.B. Гулыги и В. А. Звегинцева. М.: ОАО ИГ Прогресс, 2000. — 400 с.
  50. , А.Г. Болдинский период в творчестве A.C. Пушкина. Книга для учителя Текст. / А. Г. Гукасова. — М.: Просвещение, 1973. — 304 с.
  51. , Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории Текст. / Л. Н. Гумилёв / Послесл. С. Б. Лаврова. М.: Экопрос, 1992. — 336 с.
  52. , П.С. Философия культуры Текст. / П. С. Гуревич. — М.: Прогресс, 1994. 256 с.
  53. , В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода Текст. / В. З. Демьянков // Вопросы языкознания. 1994. — № 4. — С. 12 — 18.
  54. , В.Г. Анисовка и Ерофеич: об одном этимологическом мифе Текст. / В. Г. Долгушев // Русская речь 2002. — № 2. — С. 103 — 106.
  55. , Н.И. Речь как проводник информации речевой онтогенез. / [Текст] / Н. И. Жинкин / Предисл. Р. Г. Котова, А. И. Новикова. — М.: Наука, 1982.- 157 с.
  56. , A.A. Многозначность в языке и способы её представления Текст. / A.A. Зализняк. — М.: Языки славянских культур, 2006. — 672 с. (Studia philologica).
  57. , A.A. Концепт как достояние индивида Текст. / A.A. Залевская // Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды. — М.: Гнозис, 2005. — 543 с.
  58. , A.A. Психоингвистические исследования. Слово. Текст. Избранные труды Текст. / A.A. Залевская. М.: Гнозис, 2005. — 543 с.
  59. , И.Е. Государев двор, или дворец Текст. / И. Е. Забелин. — М.: Книга, 1990.- 416 с.
  60. , И.Е. Домашняя жизнь русских цариц в XVI и XVII столетиях Текст. / И. Е. Забелин. — Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ие, 1992.-246 с.
  61. , М. Русский народ: Его обычаи, предания, обряды Текст. / М. Забылин. -М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 608 е., илл.
  62. , A.B. Бутлегеры, контрабандисты, самогонщики Текст. / A.B. Зеленин // Русская речь.- 2003. № 5. — С. 104 — 110.
  63. , A.B. Сухой закон Текст. / A.B. Зеленин // Русская речь. -2003.- № 4. -С. 108−113.
  64. , Д.К. Восточнославянская этнография Текст. / Д. К. Зеленин. М.: АН СССР, Ин-т этнографии им. H.H. Миклухо-Маклая, 1991. -786 с.
  65. Иная ментальность Текст. / В. И. Карасик, О. Г. Прохвачева, Я. В. Зубкова, Э. В. Грабова. — М.: Гнозис, 2005. 352 с.
  66. , С.Д. Категории языка и мышления Текст. / С. Д. Канцельсон: Из научного наследия. М.: Языки славянской культуры, 2001. — 864 е., ил. — (Классики отечественной филологии).
  67. , Н.М. История государства Российского. Т. 7 Текст. / Н. М. Карамзин. Ростов на Дону: Наука, 1990.
  68. , Ю.Н. Общая и русская идеография Текст. / Ю. Н. Караулов. М.: Наука, 1976. — 355 с.
  69. , В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс Текст. / В. И. Карасик. М.: Гнозис, 2004. — 330 с.
  70. , В.И. Характеристики педагогического дискурса Текст. / В. И. Карасик // Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики. Волгоград: Перемена, 1999. — С. 28 — 34.
  71. , К. О русском национальном характере Текст. / К. Касьянова. — М.: Институт национальной модели экономики, 1994. -367 с.
  72. , И.А. Неславянские наименования ёмкостей для сыпучих и жидких веществ в русском языке: Автореф. дис.. канд. филолог, наук. 10.02.01. Текст. / И. А. Карпова. Орёл, 1994. — 18 с. (Орловский государственный университет).
  73. , В.О. О русской истории: Сборник. / Состав., авт., предисл. и примеч. В.В. Артемов- Под ред. В. И. Буганова [Текст] / В. О. Ключевкий. М.: Просвещение, 1993. — 567 с.
  74. Ключевые идеи русской языковой картины мира: Сб. ст. Текст. /Анна А. Зализняк, И. Б. Левонтина, А. Д. Шмелёв — М.: Языки славянской культуры, 2005. — 544 с.
  75. , И.М. Лингвистическая семантика Текст. / И. М. Кобозева: Учебное пособие. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 352 с.
  76. , Г. В. Объективная картина мира в познании и языке. Текст. / Г. В. Колшанский. М.: Наука, 1990. — 108 с.
  77. , В.В. «Жизнь происходит от слова.» Текст. / В. В. Колесов. СПб.: «Златоуст», 1999. — 386 с. — (Язык и время. Вып. 2).
  78. , Н.Г. Слово в речи: денотативные аспекты Текст. / Н. Г. Комлев. -М.: Из-во МГУ, 1992. 216 с.
  79. , O.A. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов Текст. / O.A. Корнилов. 2-е изд., испр. и доп. М.: ЧеРо, 2003. — 349 с.
  80. , Н.И. Русские нравы Текст. / Н. И. Костомаров. М.: Чарли, 1995.-656 с.
  81. , A.B. Знак, значение, знание. Очерк когнитивной философии языка Текст. / A.B. Кравченко. — Иркутск: Издание ОГУП «Иркутская областная типография № 1», 2001. — 261 с.
  82. , A.B. Язык и восприятие: Когнитивные аспекты языковой категоризации Текст. / A.B. Кравченко. Иркутск: Изд-во Иркут. унта, 1996.-160 с.
  83. , В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? (Человек. Сознание. Коммуникация) Текст. /В.В. Красных. М.: Диалог-МГУ, 1988. — 352 с.
  84. , В.В. От концепта к тексту и обратно Текст. / В. В. Красных // Вестник МГУ. Серия 9 (Филология). 1998. — № 1. — С. 57 — 68.
  85. , В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология Текст. / В. В. Красных: Курс лекций. М.: ИТДГК «Гнозис», 2002. — 284 с.
  86. , М.А. Семантика: Учебник для студентов лингв, фак. высш. учеб. заведений Текст. / М. А. Кронгауз. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд. центр «Академия», 2005. — 352 с.
  87. , Е.С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов Текст. / Под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М.: ИПО «Лев Толстой», 1996. — 248 с.
  88. , Е.С. Обеспечение внутренней деятельности и проблемы внутреннего лексикона Текст. / Е. С. Кубрякова // Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. М.: Наука, 1991. — 240 с.
  89. Дж. Лакофф, М. Джонсон. Метафоры, которыми мы живём// Язык и моделирование социального взаимодействия Текст. / Дж. Лакофф: Сборник статей / Общ. ред. В. В. Петрова. М.: Прогресс, 1987. — С. 126- 170.
  90. , Н. «Питие определяет сознание» Текст. / Н. Лебина // Родина.- 2003. № 4. — С. 85 — 89.
  91. , A.A. Языковое сознание и образ мира Текст. / A.A. Леонтьев // Язык и сознание: парадоксальная рациональность. — М.: Из-во Моск. ун-та, 1993. С. 16 — 21.
  92. , Д.С. Концептосфера русского языка Текст. / Д. С. Лихачёв //Изв. РАН. Сер. Лит. и яз., 1993. Т. 52. № 1. — С. 31.
  93. Логический анализ языка. Избранное. 1988 1995 Текст. / Редколлегия: Н. Д. Арутюнова, Н. Ф. Спиридонова. — М.: Индрик, 2003.-696 с.
  94. , Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX в.) Текст. / Ю. М. Ломан. — СПб.: Искусство, 1994. — 399 е., 5 л. ил
  95. , Ю.М. Семосфера Текст. / Ю. М. Лотман. СПб.: «Искусство — СПб», 2000. — 704 с.
  96. , С. Исследования национального характера и картины мира Текст. / С. Лурье // Отечественные записки. — 2002. — № 1. — С. 12.
  97. , С.Х. Концептология: к становлению подхода Текст. / С. Х. Ляпин // Концепты. Научные труды Центроконцепта. Вып. 1. Архангельск: Из-во Помор, ун-та, 1997. С. 11 — 35.
  98. , М.М. Язык — миф культура: Символы жизни и жизнь символов Текст. / М. М. Маковский. — М.: Русские словари, 1996. — 330 с.
  99. , М.М. Удивительный мир слов и значений: Иллюзии и парадоксы в лексике и семантике: Учебное пособие. Текст. / М. М. Маковский. Изд. 2-е, стереотипное. М.: КомКнига, 2005. -200 с.
  100. , A.M. Винокурение и виноторговля в старой России Текст. / A.M. Мариупольский // Преподавание истории в школе. — 2003.- № 10.-С. 13−17.
  101. , В.А. Когнитивная лингвистика: учеб. пособие Текст. / В. А. Маслова. 2-е изд. — Мн.: ТетраСистемс, 2005. — 256 с.
  102. ПЗ.Маслова, В. А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / В. А. Маслова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. 208 с.
  103. Ма Яньли. Застольный ритуал и концепт «застолье» в китайской и русской лингвокультурах: Автореф. дис.. канд. филолог, наук. 10.02.20. Текст. / Ма Яньли. Волгоград, 2005. — 16 с. (Волгоградский государственный педагогический университет).
  104. , Н.Б. Социальная лингвистика: Пособие для студентов гум. вузов и учащихся лицеев Текст. / Н. Б. Мечковская. 2-е изд., испр. — М.: Аспект Пресс, 1996. — 2007 с.
  105. М. Фреймы для представления знаний Текст. / М. Минский. М.: Прогресс, 1979. — 150 с.
  106. , A.C. Народное слово о трезвости и пьянстве / состав, и автор предисл. A.C. Минеев Текст. / A.C. Минеев. — Ижевск: Удмуртия, 1988.-54 с.
  107. , В.Е. Ещё раз об истории слова водка (этимологический этюд) Текст. / В. Е. Моисеенко // Славянский вестник. Вып. 1. — М.: МГУ, 2003.-С. 84−95.
  108. , В.П. От концепта к слову: к проблеме филологического концептуализма Текст. / В. П. Нерознак // Вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: Сб. науч. тр. — Омск: Из-во Омского государственного университета, 1998. — 136 с.
  109. , Г. П. Язык и культура в истории этноса Текст. / Г. П. Немищенко // Язык — культура — этнос / С. А. Арутюнов,
  110. A.Р. Багдасаров, В. Н. Белоусов и др. М.: Наука, 1994. — 233 с.
  111. , В. Введение в художественный мир Пушкина Текст. /
  112. B. Непомнящий // Пушкинский альманах 1799 2004. — М.: Народное образование. — 2004. — № 5. — С. 12 — 20.
  113. , В.Д. Водка в судьбе России Текст. / В. Д. Николаев. — М.: «Парад», 2004. 288 с.
  114. , С.Е. Устная народная культура и языковое сознание Текст. / С. Е. Никитина. М.: Наука, 1993. — 189 с.
  115. , С.Е. О концептуальном анализе в народной культуре Текст. / С. Е. Никитина // Логический анализ языка. Культурные концепты.-М.: Прогресс, 1991.
  116. , М.В. Основания когнитивной семантики: Учебное пособие Текст. / М. В. Никитин. СПб.: Из-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — 277 с.
  117. , A.JI. «Вино, осенней стужи друг», или как возникает в тексте поэтический смысл Текст. / A.JI. Новиков // Русская речь — 2003.-№ 5. -С. 3−9.
  118. , Н.С., Черемисина Н. В. Многомирие в реалии и общая типология языковых картин мира Текст. / Н. С. Новикова, Н. В. Черемисина // Филологические науки. 2000. — № 1. — С. 40 — 49.
  119. , Р.И. Понимание речи и философия языка Текст. / Р. И. Павелёнис // Новое в зарубежной лингвистике. Выпуск 17. — М.: Прогресс, 1998.-386 с.
  120. , Р. Россия при старом режиме Текст. / Р. Пайпс. М.: Независимая газета, 1993. — 123 с.
  121. , И.В. Контаминация в контексте проблемы системности стилистических ресурсов русского языка Текст. / И. В. Пекарская. Часть 1, 2. Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. — 248 е., 344 с.
  122. , Г. Л. От поговорки до сказки (Заметки по общей теории клише) Текст. / Г. Л. Пермяков. М.: Наука, 1970. — 211 с.
  123. , М.В. Предисловие. / Введение в когнитивную лингвистику Текст. / М. В. Пименова / Под ред. М. В. Пименовой. Вып. 4. -Кемерово, 2004а. 208 с.
  124. , М.В. Методология концептуальных исследований Текст. / М. В. Пименова // Антология концептов / Под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. -М.: Гнозис, 2007. 512 с.
  125. , М.В. Душа и дух: особенности концептуализации Текст. / М. В. Пименова. Кемерово: Издание КГУ, 20 046. — 385 с.
  126. , В.А. Концептуальный анализ художественного текста: Учеб. пособие Текст. / В. А. Пищальникова. Барнаул: Из-во Алтайского государственного университета, 1991. — 87 с.
  127. МО.Планк, М. Смысл и границы точной науки Текст. / М. Планк // Вопросы философии. — 1958. — № 5. — С. 103 — 115.
  128. , З.Д. Когнитивная лингвистика Текст. / З. Д. Попова, И. А. Стернин. М.: ACT: Восток — Запад, 2007. — 314 (6) с.
  129. , З.Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике Текст. / З. Д. Попова, И. А. Стернин. — Воронеж: Из-во Воронежского государственного аграрного университета им. К. Д. Глинки, 2001. — 192 с.
  130. , А.Н. Язык, мышление, сознание: Психолингвистические аспекты: Учеб. пособие Текст. / А. Н. Портнов. — Иваново: ИГУ, 1988.-90 с.
  131. , И.Т. Книга о скудости и богатстве Текст. / И. Т. Посошков. -М.: Просвещение, 1951. 234 с.
  132. , В.В. История водки Текст. / В. В. Похлебкин. М.: Кулинария, 1991. — 267 с.
  133. , И.В. Интеркультура и вербальный знак (лингвокогнитивные основы межкультурной коммуникации): Монография Текст. / И. В. Привалова. М.: Гнозис, 2005. — 472 с.
  134. , Ю.Е. В поисках концепта Текст. / Ю. Е. Прохоров. М.: Флинта: Наука, 2008. — 176 с.
  135. , Ю.Е. Русские: коммуникативное поведение Текст. / Ю. Е. Прохоров, И. С. Стернин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2006. 328 с.
  136. , И.Г. История кабаков в России: В связи с историей русского народа Текст. / И. Г. Прыжов. М.: Дружба народов, 1992. — 381 с.
  137. , Б. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: в 3-х кн. Текст. / Б. Рассел: Пер. с англ., подготов. текста и науч. ред. В. В. Целищева. СПб.: Азбука, 2001. — 960 с.
  138. , З.И. Языковая картина мира Текст. / З. И. Резанова // Картина мира: язык, философия, наука. Доклады участников Всероссийской школы молодых учёных (1−3 ноября 2001 г.). -Томск: Издание ТГУ, 2001. 200 с.
  139. , З.И., Мишанкина H.A., Катунин Д. А. Метафорический фрагмент русской языковой картины мира: ключевые концепты. Часть 1 Текст. / З. И. Резанова, H.A. Мишанкина, Д. А. Катунин.
  140. Воронеж: РИЦ ЕФ ВГУ, 2003. 210 е.: ил. (Серия «Монографии», вып. 1).
  141. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира Текст. / Б. А. Серебренников, Е. С. Кубрякова, В. И. Постовалова и др. — М.: Наука, 1988.-216 с.
  142. , П.В. Застольная история государства Российского Текст. / П. В. Романов. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф: ООО «МиМ -Дельта», 2002. — 607 е., ил.
  143. , В. Веселие на Руси Текст. / В. Рыжов // История. — 2006. — № 1. — С. 9 19.
  144. , В. Водка казённая, самогон домашний Текст. / В. Рынков // Родина.- 1997. -№ 11. -С. 50−52.
  145. , О.Г. Концепт «еда» как форма языковой картины мира: Автореф. дис.. канд. филолог, наук. 10.02.19 Текст. / О. Г. Савельева. Краснодар, 2006. — 19 с. (Кубанский государственный университет).
  146. , Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи Текст. / Э. Сепир: Пер. с англ. / Общ. ред. и вспупит. ст. Е. А. Кибрика. — 2-е изд. -М.: Издательская группа «Прогресс», 2001. 656 с.
  147. , Н. Водка . лечит?! Текст. / Н. Семенов. М.: «Ч.А.О. и К.», 2001.-93 с.
  148. , Г. Г. От текста к слову: лингвокультурологические концепты прецендентных текстов в сознании и дискурсе Текст. / Г. Г. Слышкин. -М.: Academia, 2000. 128 с.
  149. , А. Семиотика и лингвистика Текст. / А. Соломоник. — М.: Молодая гвардия. 352 с.
  150. , С.М. История России с древнейших времен // Сочинения. Книга П, Тома 3−4. Текст. / С. М. Соловьев. М.: Мысль, 1988.
  151. , Е. К. Мотив перверсных пиров в русской поэзии 1830 — 1870-х годов Электронный документ. / Е. К. Созина. htt://www. tns— counter.ru/vl3a.
  152. , И.А. Лексическое значение слова в речи Текст. / И. С. Стернин. — Воронеж: Издательство воронежского университета, 1985.- 156 с.
  153. , Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Изд. 3-е, испр. и доп. Текст. / Ю. С. Степанов. — М.: Академический Проект, 2004. 992 с.
  154. , Г. В. «Водка вину тётка» Текст. / Г. В. Судаков // Русская речь-2003.-№ 1. С. 72−81.
  155. , Н.Е. Современный русский язык. Слово в курсе лексикологии: учебное пособие Текст. / E.H. Сулименко. М.: Наука: Флинта, 2006. — 352 с.
  156. , И.Р. «Веселие Руси»: История алкогольной проблемы в России Текст. / И. Р. Такала. — СПб.: Издательство «Журнал „Нева“», 2002. 336 с.
  157. , Е.Ф. Язык и культура: методологические проблемы Текст. / Е. Ф. Тарасов // Язык — культура — этнос / С. А. Арутюнов, А. Р. Багдасаров, В. Н. Белоусов и др. М.: Наука, 1994. — 233 с.
  158. , Е.В. Языковое поле как единица дидактической типологии: Учеб. пособие для студентов IV — V курсов факультета иностранных языков (английское отделение) Текст. / Е. В. Тарасова. — Харьков: ХГУ, 1991.-111 с.
  159. , З.К. Этнический язык и этническое видение мира Текст. / З. К. Тарланов // Язык и этнический менталитет: сборник научных трудов. Петрозаводск: Из-во Петрозаводского государственного университета, 1995. — 166 е.- С. 5- 12.
  160. , В.Н. Русская фразеология: семантико-прагматический и лингвокультурологический аспекты Текст. / В. Н. Телия. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 288 с.
  161. , В.Н. Типы языковых значений: связанное значение слова в языке Текст. / В. Н. Телия. М.: Наука, 1981.-269 с.
  162. , В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц Текст. / В. Н. Телия. -М.: Наука, 1986. 137 с.
  163. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: (Учеб. пособие) Текст. / С.Г. Тер-Минасова. М.: Слово/Slovo, 2000. — 624 с.
  164. , Т.В. Концепт как объект лингвокультурологии (на материале репрезентации концепта «Труд» в русском языке) Текст. / Т. В. Токарев: монография. Волгоград: Перемена, 2003. —233 с.
  165. , С.М. Слово в контексте народной культуры Текст. / С. М. Толстая // Язык как средство трансляции культуры. — М.: Наука, 2000.-311 е.- С. 101−110.
  166. , В.Н. Исследования по этимологии и семантике. Т.1: Теория и некоторые частные её приложения Текст. / В. Н. Топоров. М.: Языки славянской культуры, 2005. — 816 с. — (Opera etymologica. Звук и смысл). (Вклейка после с. 768).
  167. , A.JI. Русское пьянство: символика и ритуальные особенности Текст. / A.JI. Топорков. -Београд: Clio, 1997. — Ill с.
  168. Тыркова-Вильямс, A.B. Жизнь Пушкина: В 2-х томах. Т.1: 1799 -1824 Текст. / A.B. Тыркова-Вильямс-М.: Молодая гвардия, 1998. — 471 е.: ил.
  169. , В.К. Душа русского народа: Природно-историческая обусловленность и сущностные силы / Рос. филос. общество- Межвуз. центр проблем непрерывного гуманит. образования при Уральском государственном университете им. A.M. Горького Текст. /
  170. B.K. Трофимов. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1998. -159 с.
  171. , A.A. Теории «семантического поля» и возможности их применения при изучении словарного состава языка Текст. /
  172. A.A. Уфимцева // Новое в зарубежной лингвистике. Компьютерная лингвистика. № 24. — М.: Прогресс, 1989. — С. 30 — 63.
  173. Философия: учебник Текст. Отв. Ред.: В. Д. Губин, Т. Ю. Сидорина,
  174. B.П. Филатов. М.: ТОН — Остожье, 2001. — 704 с.
  175. , Ч. Фреймы и семантика их понимания Текст. / Ч. Филломор // Новое в зарубежной лингвистике. — Выпуск 23. — М.: Прогресс, 1988. С. 52 — 92.
  176. , Р. История вина Текст. / Р. Филлинс: перевод с франц. — М.: Эксмо, 2004.- 141 с.
  177. П.А. У водоразделов мысли Текст. / П. А. Флоренский // Сочинения в двух томах. Том 2. — М.: Правда, 1990. — 326 с.
  178. , С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция Текст. /
  179. C.А. Фомичев. Л.: Наука, 1968. — 356 с.
  180. Фразеология в контексте культуры Текст. — М.: «Языки, русской культуры», 1999. 336 с.
  181. , P.M. Психолингвистика Текст. / P.M. Фрумкина: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 320 с.
  182. , P.M. Концептуальный анализ с точки зрения лингвиста и психолога Текст. / P.M. Фрумкина // Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и схемы. — 1992. — № 3. — С. 1−7.
  183. , А.Т. Основы лингвокультурологии: Учебное пособие Текст. / А.Т. Хроленко- Под ред. В. Д. Бондалетова. — 2-е изд. М.: Флинта: Наука, 2005. — 184 с.
  184. , A.B. Алкогольная политика Российского государства за последние пятьсот лет Текст. / А. В. Худяков // Преподавание истории в школе. 2002. — № 1. — С. 45 — 50.
  185. , Т.В. ДВИЖЕНИЕ и ПУТЬ в балканской модели мира. Исследования по структуре текста Текст. / Т. В. Цивьян / под ред. В. Н. Топорова. М.: Из-во «Индрик», 1999. — 376 с.
  186. Т.З. Идиоматика и культура (Постановка вопроса) Текст. / Т. З. Черданцева // Вопросы языкознания. 1996. — № 1. — С. 58 — 70.
  187. , Н.Л. Мир повседневности в языковом сознании русских: Лингвокультурологическое описание Текст. / Н. Л. Чулкина. Изд. 2-е. М.: Издательство ЛКИ, 2007. — 256 с.
  188. , В. Лейтмотив пира в романе A.C. Пушкина «Евгений Онегин» Электронный документ. / В. Ширинкин. — http:// philolog.pspu.ru/shirinkin pushkin.shtm.
  189. , А.Д. Комментарии к статье Анны Вежбицкой / Ключевые идеи русской языковой картины мира Текст. / А. Д. Шмелёв: Сб. ст. М.: Языки славянской культуры, 2005. — 544 с. — (Язык. Семиотика. Культура).
  190. Щур, Г. С. Теории поля в лингвистике Текст. / Г. С. Щур. М.: Наука, 1974.-256 с.
  191. , В.А. Образы русской культуры: к проблеме объективного осмысления национального ценностного мира Текст. / В. А. Щученко // Ценностный мир русской культуры: Сборник статей. — СПб.: СПб ГАК, 1995.-С. 5−26.
  192. Этнопсихолингвистика Текст. / Ю. А. Сорокин, И. Ю. Марковина,
  193. A.Н. Крюков и др.- Отв. ред. и авт. предисл. Ю. А. Сорокин. — М.: Наука, 1988.- 192 с.
  194. Язык и культура: сборник обзоров Текст. М.: ИНИОН РАН, 1999. — 109 с.
  195. Языковая картина мира и системная лексикография Текст. /
  196. B.Ю. Апресян, Ю. Д. Апресян, Е. С. Бабаева, О. Ю. Богуславская, Б. Л. Иомдин, Т. В. Крылова, И. Б. Левонтина, A.B. Санников, Е.В. Урысон- Отв. ред. Ю. Д. Апресян. М.: Языки славянских культур, 2006. — 912 с. — (Studia philologica).
  197. Языкознание. Большой энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. В. Н. Ярцева. 2-е изд. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. -688 е.: ил.
  198. , В. Боярское вино Текст. / В. Ямников // Родина. 1995. -№ 10.-С. 73−76.
  199. Лексикографические источники 211. Афоризмы для умных людей. Не падай духом где попало! Сборник афоризмов Текст. / Состав. Г. Е. Малкин. М.: Рипол Классик, 2007. — 495 с.
  200. , Г. Ю. Энциклопедический словарь спиртных напитков Текст. / Г. Ю. Багриновский. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2003. — 1342 с.
  201. , В.П. Большой словарь крылатых слов русского языка: ок. 4000 единиц Текст. / В. П. Берков, В. М. Мокиенко, С. Г. Шулежкова.
  202. М.: ACT: Астрель: Русские словари, 2005. — 623 с.
  203. , В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Изд. 2-е. В 4-х т. Текст. / В. И. Даль: Факсимильное издание. М.: Русский язык, 1980.
  204. , B.C. Язык старой Москвы: Лингвоэнциклопедический словарь: Около 7000 слов и выражений Текст. / B.C. Елистратов. -2-е изд., испр. М.: ACT: Астрель, 2004. — 765 с.
  205. , В.П., Жуков A.B. Школьный фразеологический словарь русского языка Текст. / В. П. Жуков, A.B. Жуков. 3-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 1994.-431 с.
  206. , В.И. Пословицы и поговорки русского народа. Большой толковый словарь Текст. / В. И. Зимин, A.C. Спирин. Изд. 2-е, стереотипное. — Ростов н/Д.: Феникс, Москва: Цитадель-трейд, 2005.- 544 с. (Словари).
  207. , C.B. Крылатые слова Текст. / C.B. Максимов. Послесловие С. Плеханова. Примечания Н. Ашукина. — Н. Новгород: Русский купец, Братья славяне, 1994. — 416 с.
  208. Мифологический словарь: кн. для учащихся Текст. / М. Н. Ботвинник, Б. М. Коган и др. М.: Просвещение, 1993. — 192 е.: ил.
  209. , М.И. Ходячие и меткие слова: Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов (иносказаний) Текст. / М. И. Михельсон. — М.: ТЕРРА, 1994. 616 с.
  210. Мнения русских о самих себе: Маленькая хрестоматия для взрослых Текст. / Сост. К. Скальковский. М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2001. -304 с.
  211. Новейший философский словарь Текст. / сост. A.A. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. 896 с.
  212. Новый энциклопедический словарь Текст. — М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2007. 1456 с.
  213. О вине и пьянстве: Русские пословицы и поговорки Текст. / Состав., предисл., примеч. Г. Ю. Багриновского [Текст]. — М.: «Аграф». 2001. -480 с.
  214. Пословицы. Поговорки. Загадки Текст. / Сост., авт. предисл. и коммент. А. Н. Мартынова, В. В. Митрофанова. — М.: Современник, 1986. 512 с. — (Классическая б-ка «Современника»).
  215. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах Текст. / Сост.: В. Н. Назаров, Г. П. Сидоров. М.: Политиздат, 1990. — 605 с.
  216. Россия. Большой лингвострановедческий словарь Текст. / Под ред. Ю. Е. Прохорова. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. — 736 ч.: ил. -(Фундаментальные словари).
  217. Русский ассоциативный словарь Текст.: В 6 т. — М.: Помовский и партнеры, 1994 1998.
  218. Русские Текст. -M.: Наука, 1999. 828 е., ил.
  219. Словарь русского языка: в 4-х т. Текст. / АН СССР, Ин-т русского языка- под ред. А. П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. — М.: Русский язык, 1981 (90 тыс. сл.).
  220. Словарь терминов, относящихся к алкоголю, наркомании и другим психотропным средствам Текст. — М., Женева: Медицина, 1996. -80 с.
  221. Современный словарь иностранных слов Текст.: Ок. 20 000 слов. — М.: Рус. яз., 1992.-740 с.
  222. Толковый словарь русского языка Текст. / проф. Д. Н. Ушакова. В 4-х т. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1939.
  223. , Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя Текст. / Н. М. Шанский. Изд. 2те, испр. и доп. Под ред. чл.-кор. АН СССР С. Г. Бархударова. М.: Просвещение, 1971. — 542 с.
  224. , Н.М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка Текст. / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. М.: Прозерпина, 1994. -400 с.
  225. Шоу Дж. Томас Конкорданс к стихам A.C. Пушкина. В 2-х томах Текст. / Ш. Дж. Томас. М.: Языки русской культуры, 2000.
  226. , М. Этимологический словарь русского языка Текст. / М. Фасмер: Пер. с нем. О. Н. Трубачёва / под ред. и с предисл. проф. Б.А. Ларина- в 4-х т. М.: Прогресс, 1964.
  227. Формула русской души Текст. / Сост. Комарова И. И. — М.: Игра слов, 2006. 480 с. — (Формулы).
  228. Философия: Энциклопедический словарь Текст. / под ред. A.A. Ивина. М.: Гардарики, 2004. — 1072 с.
  229. Фразеологический словарь русского языка: Свыше 4000 словарных статей Текст. / JI.A. Войнова, В. П. Жуков, А. И. Молотков, А.И. Фёдоров- Под ред. А. И. Молоткова. Изд. 5-е, стереотипное. — СПб.: Вариант, 1994. — 544 с.
  230. , В.К. Словарь богатств русского языка: ок. 7000 единиц Текст. /В.К. Харченко. М.: АСИ: Астрель, 2006. — 843 с.
  231. , П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2-х т. Текст. / П. Я. Черных. 3-е изд., стереотип. -М.: Русский язык, 1999.
  232. Человек. Добродетели и пороки, достоинства и недостатки Текст. / Авт.-сост. В. В. Марасин. М.: ООО «Издательство ACT" — Донецк: Сталкер, 2002. — 556 с. — (Афоризмы. Максимы. Мысли).
  233. Выпьем чарку и споём: Сборник Текст. М.: Из-во Эксмо, 2005. — 352 е., ил.
  234. Ночные гости: Повести и рассказы Текст. / Сост. Г. Н. Ермолина. -Красноярск: Кн. из-во, 1988. 407 с.
  235. Омар Хайям. Рубайат. Трактаты / пер. с преде, составл., вступ. ст., глоссарий Н. Кондыревой Текст. / Омар Хайям. — М.: Изд. Эксмо, 2006. 480 е., ил.
  236. Ортега-и-Гассет X. Рассказы Текст. / X. Ортега-и-Гассет: перевод О. В. Журавлёва. — М.: Эстетика. Философия культуры, 1991. — 62 с.
  237. Повесть о бражнике // Русская демократическая сатира XVII в. Текст. -М: Худ. лит. 1977. — 167 с.
  238. A.C. Сочинения. В 3-х т. Текст. /A.C. Пушкин. М.: Худож. лит., 1985.
  239. A.C. Полное собрание сочинений в 17 т. Т.14. М.: Воскресенье, 1996. — 578 с- ил.
Заполнить форму текущей работой