Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Содержание и организация допрофессиональной подготовки учащихся в условиях школы юных спасателей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социально-педагогические функции учреждений дополнительного образования детей спасательного профиля сложились на основе многолетнего опыта деятельности внешкольных учреждений. Их содержание и состав всегда зависели от общественно-политических, экологических и социокультурных условий жизни общества, от социального заказа государства, семьи, личности, причем они отражают общественные потребности… Читать ещё >

Содержание

  • 13. 00. 08. — теория и методика профессионального образования
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
  • Научный руководитель -доктор педагогических наук, профессор В.А. Кальней
  • Москва
    • Глава 1. Социально-педагогические аспекты проблемы подготовки юных спасателей в системе дополнительного образования
    • 1. 1. Проектирование содержания дополнительного образования как педагогическая проблема
    • 1. 2. Возможности и особенности развития учреждений дополнительного образования учащихся в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности»
    • 1. 3. Современные технологии обучения и воспитания как условие развития и совершенствования деятельности учреждений дополнительного образования спасательного профиля
  • Выводы по первой главе
    • Глава 2. Характеристика содержания и организации допрофессиональной подготовки учащихся в условиях школы юных спасателей
    • 2. 1. Процесс обучения как форма организации жизнедеятельности
    • 2. 2. Модель допрофессиональной подготовки юных спасателей
    • 2. 3. Основные направления развития допрофессиональной подготовки специалистов в школе юных спасателей
  • Выводы по второй главе
  • Содержание и организация допрофессиональной подготовки учащихся в условиях школы юных спасателей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    На рубеже XX и XXI веков не уменьшаются тенденции возникновения аварий и катастроф (техногенных, железнодорожных, авиационных), разрушительных стихийных бедствий, в том числе и на территории России. По статистике большинство россиян трудоспособного возраста умирают от травм, отравлений и несчастных случаев. Неизгладима трагедия Чернобыля, гибели подводной лодки «Курск», землетрясения на Сахалине. В этих условиях возрастает актуальность действенной защиты провозглашенных в Конституции прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду и бережное отношение к природным богатствам. В 1992 году в Российской Федерации был принят Закон «О безопасности», определяющий безопасность как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободыобщество — его материальные и духовные ценностигосударство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

    Актуальность исследования. Общественно-политические, экономические и социокультурные изменения, происходящие в России в последнее десятилетие, позволяют сегодня рассматривать сферу дополнительного образования как наиболее инновационную в системе непрерывного образования. Учреждения дополнительного образования — социально-педагогическая система, которая создана обществом, функционирует на основе социального заказа, выполняет заданную социальную роль, взаимодействует с другими образовательными институтами социума, создает условия для самореализации, социализации, оздоровления, мотивационного и творческого развития и профессионального самоопределения личности. Педагогическая ценность этих учреждений заключается в том, что личностно-ориентированная основа их деятельности время система подготовки таких кадров находится в первоначальной стадии становления. В традиционно сложившейся системе профессиональной ориентации учащихся отсутствует спасательское направление. Все это актуализирует проблему допрофессиональной подготовки учащихся по спасательским специальностям. Как уже отмечалось выше, наиболее перспективной в этих целях является система дополнительного образования. Противоречие между социальным заказом общества на подготовку специалистов-спасателей и неразработанностью в теории и методике профессионального образования соответствующих разделов, раскрывающих содержание и организацию допрофессиональной подготовки учащихся по спасательским специальностям определило выбор темы данного исследования и формулировку его проблемы: какими должны быть содержание и организация допрофессиональной подготовки учащихся в сфере спасательской деятельности, обеспечивающие подготовку к безопасному поведению в экстремальных ситуациях, формирование знаний и умений по оказанию само — и взаимопомощи, предотвращению возможных чрезвычайных ситуаций и осознанный выбор профессии спасательской направленности.

    Проблема определила цель исследования, в соответствии с которой были сформулированы его задачи:

    1. Теоретически обосновать основные направления развития допрофессиональной подготовки учащихся в школе юных спасателей.

    2. Разработать модель допрофессиональной подготовки юных спасателей в учреждениях дополнительного образования.

    3. Выявить особенности процесса обучения в школе юных спасателей.

    4. Выявить и экспериментально проверить эффективные технологии допрофессиональной подготовки обучающихся в школе юных спасателей.

    Объект исследования — допрофессиональная подготовка учащихся в системе дополнительного образования.

    Предмет исследования — содержание и организация допрофессиональной подготовки учащихся в условиях школы юных спасателей.

    Гипотеза исследования: допрофессиональная подготовка в условиях школы юных спасателей будет эффективной, если:

    — она будет основываться на педагогических принципах гуманизации и демократизации, которые предполагают приоритет человеческих ценностей, жизни и здоровья человекасвободное развитие личностивоспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, родным, семьеразвитие образования как общественно-государственной системымногообразие типов, видов и форм образованияразвитие самоуправления во всей системе образованияа также принципы природосообразности и культуросообразности педагогического процесса;

    — будет разработана модель допрофессиональной подготовки юных спасателей в учреждениях дополнительного образования, представляющая собой упорядоченный на основе личностно-деятельностного подхода образовательный процесс, предусматривающий целенаправленное формирование профессионального самосознания, социально-педагогическую коррекцию и развитие обучающихся. Модель является отражением требований, предъявляемых к спасателям в сложившейся государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    — будут выявлены особенности процесса обучения в школе юных спасателей, определяющие его как процесс жизнедеятельности обучающихся, включающий их в различные виды деятельности: познавательную, предметно-практическую, коммуникативную, спортивно — оздоровительную;

    — будут выявлены и экспериментально проверены эффективные технологии допрофессиональной подготовки, основанные на самостоятельности познания обучающихся, рассматривающие знания не как самоценность, а как средство развития самосознания, самокоррекции, саморегуляциииспользующие индивидуальные формы работы, обеспечивающие успех и заинтересованность каждогоформирующие цели обучения и воспитания через результаты, выраженные в действиях ученика.

    Методологической основой исследования являются труды классиков отечественной педагогики и психологии, внесших свой вклад в создание теории формирования всесторонне развитой личности в системно-деятельностном и комплексном подходах в воспитании: JT.C. Выготский, З. Е. Гердт, А. Я. Закс, П. Ф. Каптерев, Н. К. Крупская, П. Ф. Лесгафт, А. С. Макаренко, Б. Е. Райков, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, и др., а также современных отечественных педагогов и психологов, исследования которых посвящены разработке целей и задач, принципов и приоритетов процессов воспитания и образования, идее их интегрированного содержания: Ю. К. Бабанский, Г. Н. Волков, JI.B. Занков, В. В. Давыдов, ГТ.В. Иванов, А. А. Остапец, И. Н. Пилат,.

    A.В. Сидельковский, Д. Б. Эльконин и др.

    При написании диссертации использовались труды педагогов-практиков и методистов, стоявших у истоков организации движения «Школа безопасности» :

    B.Н. Латчук, В. А. Кальней, А. Г. Маслов, В. В. Марков, В. А. Пучков, В. В. Мирочицкий, Г. А. Таранченко, В. Г. Гетманский.

    Изучены диссертационные работы последних лет, посвященные различным аспектам и проблемам безопасности жизнедеятельности: Т. Ю. Давыдова, И. А. Щеголев, Л. Н. Горина, М. Р. Максиняева, В. Я. Сюньков, М. Б. Сулла.

    Методы исследования: анализ литературных источников и педагогических исследований по изучаемой проблемеизучение и обобщение передового педагогического опытамоделированиеметод экспертного анализа и экспертной оценкинаблюдение (в том числе включенное), интервью, анкетирование, опрос, индивидуальные и групповые беседы, тесты, анализ результатов практической деятельности обучающихся с применением методов математической статистики. Исследование проводилось с 1995 года по настоящее время и включало три этапа.

    Первый этап (1995 — 1996 г. г.) — изучение философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследованияформулирование проблемы и темы исследования, его научного аппарата, планирование опытно-экспериментальной работы.

    Второй этап (1997 — 1999 г. г.) — проведение опытно-экспериментальной работы, анализ полученных данных, их корректировка и дополнительная проверка, подготовка научных статей и методических рекомендаций.

    Третий этап (2000 — 2001 г. г.) — написание и оформление текста диссертации.

    Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется разработкой модели допрофессиональной подготовки обучающихся в школе юных спасателей, которая раскрывается через совокупность целей и задач, направленность, широкий спектр социальных, образовательно-воспитательных, оздоровительных, спортивных и других программ с присущим только этим профильным учреждениям дополнительного образования детей содержанием этой деятельностиее социально-педагогические аспекты определяются тем, что в основе реализуемых программ лежат социально-значимые задачи по выработке навыков, умений и формированию здорового образа жизни, жизнестойкости и ее безопасностиопределением научно-педагогических основ деятельности школ спасательного профиля в системе дополнительного образования, включающих личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания (циклового, игрового, коллективного, творческого, адаптированного, исследовательского, разноуровневого, интегрированного). Раскрыты состав и структура допрофессиональной подготовки учащихся в условиях школы юных спасателей.

    Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе выявленных содержания, структуры, эффективных технологий допрофессиональной подготовки обучающихся в учреждениях дополнительного образования спасательского профиля разработаны методические рекомендации и внедрены в процессе реализации программы Всероссийского движения «Школа безопасности» .

    Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались обоснованностью исходных методологических положений, применением комплекса методов, адекватных объекту, цели, задачам исследования, длительным характером и возможностью неоднократного повторения опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью объема выборок, сопоставлением данных, полученных в ходе экспериментальной работы с массовым педагогическим опытом.

    Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе реализации программы «Глобальное изучение и наблюдение с целью сохранения окружающей среды (ГЛОБЕ) и безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», а также в процессе практической деятельности автора при организации и проведении в 1995 году в городе Туле первого Всероссийского слета-соревнования «Школа безопасности» учащихся, в 1996 году в городе Пскове второго Всероссийского слета-соревнования «Школа безопасности» учащихся общеобразовательных учреждений.

    В апреле 1997 года Президентом РФ было подписано Распоряжение о создании общеобразовательных учреждений кадетских школ (школ-интернатов) и классов «Юный спасатель», а летом в Ярославской области был проведен первый Всероссийский полевой лагерь «Юный спасатель». В 1998 году на третьем Всероссийском слете-соревновании «Школа безопасности» в Республике Адыгея участвовал в подготовке нормативной и учебно-методической документации общественно-государственного движения «Школа безопасности» — а также в процессе участия и выступлений автора на Всероссийских семинарах и конференциях по проблемам безопасности жизнедеятельности (1998 г. — 2001 г.).

    На защиту выносятся: 1. Модель допрофессиональной подготовки юных спасателей, представляющая собой личностно-ориентированную и индивидуализированную целостную структуру, определяющую образовательно-воспитательный процесс, ориентированный на оптимальное достижение обучающимися конечных результатов, которые изначально существуют в виде социального заказа на подготовку специалистов спасательского профиля.

    2. Процесс обучения в школе юных спасателей, основанный на событийном подходе к его организации, сущность которого состоит во включении в него событий реальной жизни ребенка, имеющих для него личностный смысл., что приводит к совпадению вектора учебной деятельности с вектором всех остальных видов деятельности обучающегося, что определяет формирование единой системы, направленной на общее развитие личности.

    3. Эффективные технологии допрофессиональной подготовки обучающихся в школе юных спасателей, цели обучения и воспитания которых определяются результатами, выраженными действиями ученика, надежно распознаваемыми и оцениваемыми педагогом (например, такие технологии, как: технология коллективного творческого воспитания, технология коллективного взаимообучения, адаптивная технология, технология полного усвоения, парковая технология обучения, технология исследовательского обучения и др.).

    Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

    Выводы по второй главе.

    1. Создание профессионально-прикладных программ требует творческого подхода к обучению, следовательно, предлагает и творческое развитие будущих воспитанниковоно предусматривает современное содержание и активные формы организации спасательной подготовки, модульно-блочный принцип построения.

    2. Программа должна позволять педагогу быстро перестраивать содержание обучения в зависимости от условий ее реализации (уровня подготовки обучающихся, профессионализма педагога и т. д.), не останавливая педагогический процесс.

    3. Многофакторный, комплексный анализ, основанный на знании личности обучаемого и образовательной деятельности, т. е. по существу на всей системе психолого-педагогических знаний, является необходимым этапом разработки программ обучения.

    4. Модель допрофессиональной подготовки юных спасателей представляет собой сложную многоплановую структуру, основу которой составляют главные сферы развития личности. Она личностно-ориентирована, индивидуализирована, образует целостную систему, создающую комплекс педагогических условий для удовлетворения интересов обучающихся и социальный запрос на новые специальности спасательного профиля, развитие их. Она развивает творческие способности учеников, формирует их личность, профессиональное ее самоопределение. Модель профессиональной подготовки юных спасателей представляет собой упорядоченный образовательно-воспитательный процесс, на основе технологической цепочки из системно-структурного и личностно-деятельностного подходов. Все составляющие ориентированы на оптимальное достижение конечных результатов, которые изначально существуют в виде социального заказа, под который выделяются определенные ресурсы, силы и средства и под который, возможно, будет создан рынок труда.

    5. Основным направлением совершенствования и развития допрофессиональной подготовки юных спасателей из числа занимающихся в школах дополнительного образования будет усиление в их образовательной деятельности функций социальной защиты и адаптации, профессиональных функций, позволяющих обучению усилить практическую направленность и оказать психолого-педагогическую помощь подросткам.

    Заключение

    .

    Социально-педагогические функции учреждений дополнительного образования детей спасательного профиля сложились на основе многолетнего опыта деятельности внешкольных учреждений. Их содержание и состав всегда зависели от общественно-политических, экологических и социокультурных условий жизни общества, от социального заказа государства, семьи, личности, причем они отражают общественные потребности конкретного этапа развития общества и носят объективный характер. В диссертационном исследовании обобщена деятельность учреждений дополнительного образования как социального института. Исходя из этого, можно утверждать, что к социальным функциям относятся те направления образовательной деятельности, которые обусловлены их социальным назначением в наши дни — это допрофессиональная подготовка специалистов-спасателей из числа воспитанников, основывающаяся на профессионально-прикладных программах детских учреждений. Имея свою цель, содержание и направленность, эти программы связаны с развитием личности, ее социальным утверждением.

    Выявлено, что разделы программы, формирующие профессионально-личностные качества воспитанников, их грамотность, как спасателей, должны отражать современное содержание и иметь практическую основу. Наиболее перспективными методами формирования элементов грамотности спасателей являются игровые методики дополнительного образования. Традиционными активными формами деятельности при организации массовых мероприятий, подготовки и проверки знаний являются семинары, урок-игра, урок-соревнование, полевой лагерь, поход.

    К продуктивным средствам обучения и воспитания, используемым в процессе допрофессиональной подготовки юных спасателей относятся: совместная творческая деятельность, природные объекты, демонстрация технических приемов, поисково-исследовательская деятельностьиспользование наглядных пособий (видеофильмов, таблиц, схем, топографических карт и др.).

    Исследование показало, что успешность процессов жизнедеятельности детского коллектива — школы спасателей — зависит от его ориентации на допрофессиональное обучение, обозначающего вид активной индивидуальной социокультурной деятельности подростка, позволяющей ему самоопределится.

    Одним из путей превращения учения в форму жизнедеятельности подростка в условиях образовательно-воспитательного процесса выступает событийный подход к его организации, что означает превращение актов обучения в события реальной жизни обучающегося.

    Самоуправление ученической группы усиливает действенность дополнительного образования в получении профессиональных знаний, умений и навыков по организации жизнедеятельности в экстремальных ситуациях.

    На основе системного подхода, который позволяет обучение и воспитание рассматривать как единое целое образовательно-воспитательного пространства функционирует модель допрофессиональной подготовки юных спасателей, в основе которой лежат элементы сферы развития личности. Модель допрофессиональной подготовки должна базироваться на основных педагогических принципах природосообразности, культуросообразности, народности, демократизации и гуманизации, а также системно-структурном, деятельностном, краеведческом, личностно-ориентированном и личностно-деятельном подходах, позволяющих подготовить воспитанников к жизни и профессиональной карьере в условиях социальных перемен. Она также должна быть ориентирована на всестороннее развитие личности, целенаправленное формирование ее профессионального самосознания, социально-педагогическую коррекцию и развитие обучающихся.

    Установлено, что эффективность профессионально направленного процесс обучения в детском коллективе проявляется при выполнении следующих дидактических требований:

    — единства содержательной и процессуальной сторон обучения;

    — структурного единства содержания обучения на разных уровнях его формирования;

    — взаимопомощи, взаимодействия, взаимозаменяемости, взаимоконтроля при выполнении спасательных заданий;

    — взаимосвязи теории спасательных работ с рядом общеобразовательных дисциплин;

    Допрофессиональная подготовка юных спасателей дает положительные результаты в раннем профессиональном самоопределении личности при соблюдении дидактических условий, когда:

    — содержание деятельности учеников вырастает из интеграции идей науки и практики;

    — наполнение содержания деятельности отражает развитие ребенка, изменение уровня и избирательности его интересов, достижений и способностей;

    — выбор форм и методов развития деятельности отражает уровень развития отношений в объединениях взрослых и подростков;

    — осознанный выбор ориентиров на пути постижения смысла жизни осуществляется в русле культурных традиций человеческой цивилизации.

    Таким образом допрофессиональная подготовка будущих специалистов в сфере спасательных работ из числа воспитанников школ юных спасателей на современном этапе:

    — дает возможность качественно выполнить социальный заказ, оказывать оперативную социально-педагогическую помощь подросткам, проводя их раннюю коррекцию и реабилитацию, профессиональную ориентацию;

    — формирует личностные качества обучающихся, позволяющие им социально адаптироваться;

    — создает предпосылки для их будущей профессиональной карьеры;

    — содействует целенаправленному формированию профессионального интереса обучающихся, определяет его самосознание.

    Допрофессиональная подготовка юных спасателей в системе учреждений детско-юношеского движения «Школа безопасности» позволяет охарактеризовать ее педагогические основы как соответствующие принципам и требованиям современной педагогики.

    В целом, этот вид дополнительного образования является наиболее перспективным, дающим многоаспектную ориентацию молодому поколению граждан в непростых условиях развития современной цивилизации.

    Показать весь текст

    Список литературы

    1. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1. Казань, 1996.-52 с.
    2. А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990, — 368 с.
    3. Н.И., Кальней В. А. Межпредметные связи в трудовом обучении учащихся //Сов. педагогика. 1986. — № 5. — с.41−44
    4. С.В. Школа выживания. Прил. к журналу «Зарубежное военное обозрение». М.: 4.1 -1992, — 140 е.- 4.2 — 1994, -164 с.
    5. Безопасность жизнедеятельности. Сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. М.: ДИК- ACT — ЛТД, 1998. — 704 с.
    6. С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993. — 128 с.
    7. В. Кадеты МЧС: растет достойная: смена. //Основы безопасности жизни. 1999. — № 5. — с. 46−47
    8. Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. /Пер. с англ. М., 1993. -128 с.
    9. Бим-Бад Б. М. Воспитание человека обществом и общества человеком //Педагогика. 1996. — № 5. — с. 59−62.
    10. Е.П., Пасецкий В. М. Тысячелетняя летопись необычных явлений природы. М.: Мысль, 1988. 186 с.
    11. Д.Ю. Четвертый мир. Модель лагеря социально-психологической помощи подросткам. М.: НИИ семьи, 1997.-248 с.
    12. А.К. Проблемы становления и развития образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей. //Тез. и материалы Всерос. науч.-практ. конф. СПб.: Комитет по образованию, 1998. — с.4−9.
    13. В.Г., Бубнова И. В. Основы медицинских знаний. Спаси и сохрани: Учеб. пособие для учащихся 9−11 классов общеобр. учр. и препод.-орг. курса «ОБЖ». М.: ACT — ЛТД, 1997. — 400 с.
    14. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов. /Ю.К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др.- Под ред. В. И. Журавлева М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
    15. Внедрение достижений педагогики в практику школы. /Под ред. В. Е. Гмурмана. М.: Педагогика, 1981. — 144 с.
    16. В.Г. Академия выживания. М.: ТОЛК, 1996. — 367 с.
    17. В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. М.: Знание, 1990.-237 с.
    18. Н.Е., Арапова П. И., Бабурова И. В. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. М.: Новая шк., 1998. — 205 с.
    19. Временные правила подготовки и проведения соревнований учащихся Российской Федерации «Школа безопасности». М.: ЦДЮТур МО РФ, 1999.-32 с.
    20. Всероссийские педагогические краеведческие чтения: Сб. докл. М.: ЦДЮТур МОРФ, 1997.-95 с.
    21. Выживание. Сост. Коледа С. И., Драчев П. Н. Минск: ООО «Лазурак», 1996. -164 с.
    22. Выживание в экстремальных условиях. М.: ИТТЦ «Русский раритет», 1993. — 160 с.
    23. .С. Россия: образование и будущее (Кризис образования России на пороге XXI века). Челябинск, 1993. — 240 с.
    24. В.В. О герменевтических началах взаимодействия основного и дополнительного образования школьников. //'Тез. и материалы Всерос. науч,-практ. конф. СПб.: Комитет по образованию, 1998. — с.58−61.
    25. Горизонты лета. Программы тематических смен в летнем оздоровительном центре для детей и подростков. /Под ред. А. В. Волохова. М.: СПО — ФДО, 1997.- 160 с.
    26. Горина, Лариса Николаевна. Технология профессиональной подготовки специалиста в системе обеспечения безопасности жизнедеятельности: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Тольятти, 1997. — 198 е.: илл. — Библиогр.: с. 157 — 168.
    27. В.Д., Кальней В. А. Чему и как учить мастеров УПК //Шк. и пр-во. -1984. -№ 5. -с.42
    28. Государственный образовательный стандарт основного общего образования и общего (полного) среднего образования области ОБЖ. //Основы безопасности жизнедеятельности. 1997. — № 4. — с. 59 — 62
    29. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1983. — 144 с.
    30. Давыдова, Татьяна Юрьевна. Педагогические основы управления процессом формирования знаний и умений по безопасности жизнедеятельности: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Тула, 1999. — 208 с.
    31. И.Ф. Современная российская семья: трудности и надежды //Педагогика. 1996. — № 6. — с. 11−17.
    32. Детско-юношеский туризм и краеведение в воспитании гражданственности и патриотизма, оздоровления подрастающего поколения России: Материалы
    33. Международной научно-практической конференции. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998.-72 с.
    34. Дополнительное образование детей фактор развития творческой личности: Материалы научно-практической конференции. /Под ред. Г. С. Усыскина. -СПб.: Комитет по образованию, 1998. — 202 с.
    35. А.В. Образовательный процесс центральная педагогическая проблема в системе деятельности учреждений дополнительного образования детей. //Тез. и материалы Всерос. науч.-практ. конф. — СПб.: Комитет по образованию, 1998. — с. 43−48.
    36. Иванова, Светлана Арсентьевна. Педагогические основы начальной подготовки юных туристов-проводников в системе дополнительного образования: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2000. — 195 с.
    37. Изучение электротехники и электроники на уроках труда- Для проведения опытно-эксперим. работы /НИИ труд, подготовки и проф. ориентации, НИИ «Радиопром" — В. А. Кальней, И. И. Колисниченко, Ю. Н. Ермолов и др. М.: АПНСССР, 1990.-41 с.
    38. А.А. Популярная энциклопедия выживания. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1996. — 400 с.
    39. П.И. Туристская деятельность школьников: Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1987. -96 с.
    40. В. Заводы как заводы: О шк. заводах. //Нар. образование. 1989. -№ 2. — с. 73−77
    41. В., Лебедев Е. И по желанию, и всерьез: О практике труд, подгот. школьников. //Нар. образование. 1988. — № 6. — с. 63−66
    42. В., Соловьева JT. Где родился, там и пригодился: Содерж. обучения в фермер, классах в Головков. сред. шк. Моск. обл.// Нар. образование. 1996. -№ 4−5. с. 63−65
    43. В.А. Компьютерная техника в трудовом обучении// Сов. педагогика. -1987. -№ П. -с. 69−74
    44. В.А. Основы методики трудового и профессионального обучения/ В. А. Кальней, B.C. Капралова, В.А. Поляков- Под ред. В. А. Полякова. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
    45. В.А. Подготовка молодежи к труду в системе непрерывного образования/ В. А. Кальней, В. М. Кузнецов, Ю. М. Роговский. М.: Б.и., 1994. -160 с.
    46. В.А. Современная техника на уроках труда// Школа и пр-во. 1990. -№ 1. с. 23−25
    47. В.А. Трудовая подготовка школьников: приоритетные направления// Сов. педагогика. 1990. — № 2. — с. 22−25
    48. В.А., Шишов С. Е. Мониторинг качества образования. М.: Вологда: Изд-во Вологод. ин-та повышения квалификации и переподгот. пед. кадров, 1998.-203 с.
    49. В.А. Организация и развитие отечественного и иностранного туризма. М.: ЦРИБ «Турист», 1987. — 110 с.
    50. Е.А. Как выбирать профессию: Кн. дня учащихся. М.: Просвещение, 1984. -106 с.
    51. Э.Н., Константинов Ю. С., Кузнецов Ю. А. Туристические слеты и соревнования. М.: Профиздат, 1984. — 110 с.
    52. Я. Беседы о тайнах психики. Минск: Юнацтва, 1990. — 188 с.
    53. Конвенция ООН о правах ребенка // Нар. образования. 1996. — № 5. — с. 9−13
    54. Конвенция о правах ребенка: Справоч. материалы. СПб., 1994. -46 с.
    55. Ю.С. Подготовка судей соревнований по туризму. М.: ЦДЮТур МОРФ, 1998. -94 с.
    56. Ю.С. Программа детско-юношеской спортивной школы по спортивному ориентированию. М.: ЦДЭТС МП СССР, 1978. — 31 с.
    57. П.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. Л.: Медицина, 1978. -234 с.
    58. С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997. — 49 с.
    59. В.В. Методология педагогического исследования. Самара: Изд-во Сам ГТТИ, 1994.- 165 с.
    60. Кузьминов, Александр Михайлович. Педагогические основы деятельности Центра детско-юношеского туризма в системе дополнительного образования: Дис. канд. пед. наук. 13.00.08. М., 1999, — 180 с. — Библиогр.: с. 159−175
    61. В.М., Константинов Ю. С. Топография и ориентирование в туристическом путешествии. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997. -72 с.
    62. Л.Е. Азбука туриста эколога. -М.: ЦРИБ «Турист», 1991. -15 с.
    63. В.Н., Лукьянов В. Р., Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности: Дидактические материалы. 10−11 классы. -М.: Изд-во НЦЭНАС, 2001, — 160 с.
    64. ВН., Марков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 кл.: Метод, пособие. М.: Дрофа- ДИК, 2000. -160 е.: ил.
    65. В.Н., Марков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: Метод, пособие. М.: Дрофа, 2000. — 128 е.: ил.
    66. О.Е. Образование как фактор развития личности. //Тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Комитет по образованию, 1998. — с. 9−18.
    67. П.Ф. Избранные труды. М.: ФиС, 1987. -246 с.
    68. Лето, дети и туризм. Модели деятельности летних туристических профильных лагерей для детей и подростков: Метод, пособие. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997. -120 е.: илл.
    69. .Т. Воля к жизни в становлении личности. //Педагогика. 1996. -№ 4. — с. 5−9.
    70. Ю.Н., Кальней В. А. Идея ШЛО себя оправдала: Об орг. произв. труда школьников.// Шк. и пр-во. 1987. — № 4. — с. 78
    71. А.С. О воспитании. Сб./Сост. и авт. вступит, ст. B.C. Хелемендик. -2 изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1990. — 414 с.
    72. А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности»: Учеб.-метод. пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 160 е.: ил. — (Воспитание и доп. образование детей).
    73. B.C. Загадки и резервы психика. Свердловск: Изд. Уральского у-та, 1990.-236 с.
    74. П., Понд А., Аллен В. Один на один с природой. М.: Воениздат, 1965. — 118 с.
    75. .П. Развивающие игры. М.: Знание, 1994. — 190 с.
    76. Организация летнего отдыха детей с учетом состояния их здоровья на базе городских образовательных учреждений: Метод, рекомендации /Под ред. В. И. Бондаря. М.: НИИ семьи, 1997. — 52 с.
    77. Основы безопасности жизнедеятельности. Учеб. пособие /В.В. Полишко, Н. А. Буянов, В. А. Быстринина, Н. Ф. Федусенко. Под ред. В. В. Полишко. -Смоленск: Областной институт усовершенствования учителей, 1995. — 218 с.
    78. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие /Под ред. В. Я. Сюнькова. М.: Центр инноваций в педагогике, 1996. — 352 с.
    79. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 кл. Учеб. для общ.-обр. учр. /А.Г. Маслов, В. В. Марков, В. Н. Латчук и др. •¦ М.: Дрофа- ДИК. 1999. 192 с. 96.0сновы медицинских знаний учащихся. /Под ред. М. И. Гоголева. М.: Просвещение, 1991. — 27 с.
    80. Основы подготовки населения и детей к действиям в чрезвычайных ситуациях: Метод, рекомендации. М.: ДМ ЗНТ России, 1999. — 192 с. 98.0стапец-Свешников А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М.: Педагогика, 1985. — 156 с.
    81. В.И. Учреждение дополнительного образования как субъект развивающегося образования. //Тез. и материалы Всерос. науч.-практ. конф. -СПб.: Комитет по образованию, 1998. — с. 25−29.
    82. A.M. Организация и проведение полевой школьной экспедиции. Вопросы безопасности. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997. — 53 с.
    83. В.В. Безопасность человека в экстремальных условиях. М.: Знание, 1992.- 182 с.
    84. Педагогика: Учеб. пособие для педучилищ. /С.П. Баранов, JI.P. Болотина, Т. В. Воликова, В. А. Сластенин. М.: Просвет, ение, 1981. — 367 с.
    85. Педагогика здоровья: Сб. М.: Педагогика, 1990. — 284 е.: илл. (Б-ка для родителей).
    86. Педагогическое наследие /Коменский Я.А., Локк Д., Песталоцци И. Г., Руссо Ж.-Ж- Сост. Кларген В. М., Джуринский А. Н. М.: Педагогика, 1989. -411 е.: ил. — (Б-ка учителя).
    87. Н., Руденко И. Развивающее обучение: школа Эльконина-Давыдова. //Семья и школа. 1998 — № 2. — с. 2
    88. Популярная педагогика. Екатеринбург: АрдЛТД, 1997. — 607 е.: ил. (Учимся играя).
    89. Правила безопасности в газовом хозяйстве. М.: Недра, 1991. — 142 с.
    90. Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995. — 5 с.
    91. Предки о воспитании юных: Книга для родителей и учителей. /Сост. Г. П. Веселое. М.: Просвещение, 1994. — 28 с.
    92. Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования: Тез. и материалы Всерос. науч.-практ. конф. /Под ред. Г. С. Усыскина. СПб.: Городской Дворец творчества юных, 1995. -164 с.
    93. Проблемы результата и качества деятельности учреждений дополнительного образования детей: Материалы научно-практической конференции. Ярославль: Областной Центр детей и юношества, 1997. — 84 с.
    94. Профессиональная ориентация молодежи. М.: Высш. шк., 1989. — 271 с.
    95. Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учеб. пособие для 8−11 кл. общеобразоват. Учреждений. М.: Просвещение, 1995. — 190 е.: ил.
    96. Ролевые игры в преподавании прав человека: Сборник. М.: Мемориал, 1995. -47 с.
    97. B.C. Мозг, обучение, здоровье. М.: Просвещение, 1989. -198 с.
    98. Н.В. Игры, в которые играют. Дубна: Феникс, 1996. — 147 с.
    99. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению и летнему отдыху детей и молодежи. /Сост. Ю. С. Константинов. -М.: ЦДЮТур МО РФ, 1999. 232 с.
    100. Сборник учебных программ для опытно-экспериментальной проверки/ Под ред. В. А. Кальней, Л. Я. Олиференко. М.: ИПК и ПРНОМО., 1998. — 185 с.
    101. Словарь справочник школьника по основам безопасности жизнедеятельности: 5−9 кл. — М.: Дрофа- ДИК, 1998. — 70 с.
    102. М. и др. Ребенок как личность: Становление культуры справедливости и воспитание совести /Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер Р.-мл.- под редакцией Каган В. М.: Смысл: Гармония, 1994. — 235 с.
    103. Социальная педагогика: Курс лекций /Под ред. Галагузова М. А. М.: Владос, 2000. — 416 с. — (Учебное пособие для вузов).
    104. . Разговор с матерью. Кн. о воспитании: Пер. с англ. /Послесловие Азарова Ю.- переводчик Перова Н. А., Азаров Д. М.: Политиздат, 1991. -588 с.: ил.
    105. Справочник спасателя: Кн. 1: Общие сведения о чрезвычайных ситуациях. Права и обязанности спасателей. М.: ВНИИ ГОЧС, 1995. — 98 с.
    106. В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие: М.: Педагогика, 1990. -286 с.
    107. В.А. О воспитании. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1985. — 207 с.
    108. В.А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учеб,-воспитат. работы в сел. сред, школе. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1979. -396 е., 9 л.ил.
    109. В.А. Потребность человека в человеке. 2-е изд. — М.: Сов. Россия, 1981. — 96 с. — (Человек среди людей).
    110. Сюньков, Виктор Яковлевич. Научно-педагогические условия формирования навыков безопасности жизнедеятельности учащихся общеобразовательной школы: Дис. канд. пед. наук в форме науч. докл.: 13.00.01.-М., 1999.-31 е.- 20×14 см.
    111. Туризм и спортивное ориентирование: Учебник для институтов и техникумом физической культуры. /Сост. В. И. Ганопольский. М.: ФиС, 1987. — 240 с.
    112. В.И. Спортивное ориентирование: Пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений. М.: Просвещение, 1990. — 41 с.
    113. Г. Н. Секреты выживания в чрезвычайных ситуациях. М.: «АНС», 1999.-393 с.
    114. Устав кадетской школы спасателей в г. Ростове-на-Дону. //Основы безопасности жизни. 1999. — № 5. — с. 47−52
    115. Ф.С. Уроки ориентирования. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996. — 17 с.
    116. К.Д. Ушинский. /Сост. С. Ф. Егоров. -М.: Образование и бизнес, 1994. -205 с. (Педагогическое наследие).
    117. К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. /Гл. ред. М. И. Кондаков. Вступ. ст. и примеч. С.Ф. Егорова- АПН. ССР. М.: Педагогика, 1988 — 1990.
    118. Федеральная программа развития образования. //Рос. газ. 2000. — 15, 18 апреля.
    119. С.С. Детские спортивные школы в системе дополнительного образования: педагогические функции и социальная роль. //Тез. и материалы Всерос. науч.-практ. конф. СПб.: Комитет по образованию, 1998. — с. 22−25.
    120. Философско-психологические проблемы развития образования. /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981. — 76 с.
    121. А.С. Переправа: Программированные задания. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996.-27 с.
    122. А.С. Умеете ли вы ориентироваться в пространстве и времени? Умеете ли вы предсказывать погоду? Программированные задания. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996. — 25 с.
    123. В.Ф., Стуков Г. А. Разбор несчастных случаев в туризме: Методические рекомендации. М.: ЦРИБ «Турист», 1983. — 52 с.
    124. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. 2-е изд. — М.: Пед. о-во России, 1999. — 313 с.
    125. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Роспедагентство, 1998. — 354 с.
    126. С.Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Пед. о-во России, 2000. — 316 с.
    127. Ю.А. Профилактика туристского травматизма. М.: ЦРИБ «Турист», 1992. — 96 с.
    128. Шульпина J1.H. Разработка модели интегрированной образовательной системы в УДО. //Тез. и материалы Всерос. науч.-практ. конф. СПб: -Комитет по образованию, 1998. — с. 119−122 .
    129. В. Своеобразие российского рынка образовательных услуг. //М.Э. и М.О. 1997. -№ 11.-с. 127
    130. Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. М.: Новая шк., 1993.-28 с.
    131. Экология и дети: Регион, программа организации деятельности детских экологич. объединений. М.: НПЦ СПО — ФДО, 1993. — 35 с.
    132. Энциклопедия туриста. -М.: науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993. 608 с.
    Заполнить форму текущей работой