Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, образы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нами составлен указатель сюжетных типов олонхо Вилюйского региона, который позволил выделить традиционные и характерные только для данной эпической традиции мотивы. Отсутствие отдельных мотивов объясняется тем, что вилюйской эпической традиции не свойственны некоторые сюжетно-тематические группы олонхо (заселение Среднего мира племенами ураангхай-саха, женщины-богатырки — первые люди Среднего… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЭПИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ЯКУТОВ
    • 1. 1. Региональные традиции олонхо
    • 1. 2. Вилюйская эпическая традиция
  • ГЛАВА 2. СЮЖЕТИКА ВИЛЮЙСКОЙ ЭПИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
    • 2. 1. Сюжетно-композиционная структура
      • 2. 1. 1. Олонхо о родоначальниках ураангхай-саха
      • 2. 1. 2. Олонхо о защитниках племени айыы аймага
    • 2. 2. Сюжетные типы олонхо
  • ГЛАВА 3. ОБРАЗЫ В ОЛОНХО ВИЛЮЙСКОГО РЕГИОНА
    • 3. 1. Главный герой и его противники
    • 3. 2. Образы женщин-героинь, помощниц
    • 3. 3. Образ тунгусского богатыря
    • 3. 4. Образы рабов
    • 3. 5. Функции мифологических персонажей
    • 3. 5. Образ Вселенной

Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, образы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Олонхо — это эпическое сказание, стоящее в одном ряду с крупнейшими фольклорными памятниками других народов мира, такими, как киргизский «Манас», бурятский «Гэсэр», калмыцкий «Джангар». Олонхо состоит из множества героических сказаний о подвигах древних богатырей, средний размер которых достигает 10−20 тысяч стихотворных строк, а наиболее крупных — до 50 тысяч. Олонхо возникло в глубокой древности, и по стадиальной типологии исследователи относят его к наиболее ранним типам тюрко-монгольского эпоса [Мелетинский, 1963; Жирмунский, 1974]. Считается, что зачатки олонхо возникли еще в период территориальной близости предков якутов к тюрко-монгольским племенам (не позднее VI—IX вв. н.э.).

Олонхо — это уникальный феномен генетической памяти, в концентрированном виде — многовековая история, мировоззрение, философия, религиозные представления, моральные устои и нормы поведения, обычаи и обряды, музыкальная и песенная культура древнего народа. Язык и стиль олонхо представляют собой высшую форму обработанной, отшлифованной, художественно организованной устной поэтической речи.

Олонхосуты являлись носителями и продолжателями устной эпической традиции якутского народа. Они виртуозно исполняли эпос, состоящий из многотысячных строк. При сказывании олонхо повествовательная часть передается речитативом, а речи персонажей поются без инструментального сопровождения. Известно, что, наряду с индивидуальным, сольным, исполнением олонхо, существовала также коллективная форма исполнения.

По письменным и архивным источникам выявлено свыше 700 олонхосутов (XVII-XXI вв.) прошлого и настоящего, что свидетельствует о подлинном расцвете этой устной традиции в прошлом. В архивах республики и у частных лиц в хранится 127 полных версий олонхо, более 100 отрывков и кратких изложений сюжетов, около 300 кассет аудио-, видеозаписей, собранных учеными разных поколений и энтузиастами на местах.

В прошлом на огромной территории расселения якутов существовали отдельные очаги сказительских традиций: центральная, вилюйская и северовосточная. Рассматриваемая зона находится в бассейне реки Вилюй и состоит из четырех районов: Вилюйского, Верхневилюйского, Нюрбинского и Сунтарского. Освоение Вилюйского бассейна якутами произошло после прихода русских (XVII в.). Географическое положение Вилюйского региона, его удаленность от центра, определенного рода изолированность в развитии традиций, сохранность традиционной культуры, неоднородность происхождения вилюйских якутов — все это определило особенности самого материала исследования.

Актуальность темы

исследования. Исследование олонхо всегда было и остается актуальным направлением якутской филологии. В 2005 г. якутский героический эпос олонхо был провозглашен ЮНЕСКО Шедевром устного и нематериального наследия человечества.

Изучение региональных эпических традиций широко распространено не только в русской, но и в тюрко-монгольской фольклористике. Однако локальные традиции олонхо относятся к числу малоразработанных тем якутской фольклористики. Их направленное изучение позволило бы выявить напластования, определить генезис и специфику развития олонхо, провести текстологический анализ героических сказаний якутов.

В якутском эпосоведении недостаточно изучены сюжетные мотивы, образы, художественно-изобразительные средства (эпические формулы, типические места) и язык олонхо. Нужно отметить, что исследование сказительских очагов затрагивает эту проблему.

Большинство эпических текстов, которые хранятся в Архивах ЯНЦ СО РАН и ИГИиПМНС СО РАН, недоступны широким слоям населения и находятся в неудовлетворительном состоянииопубликовано только несколько записей олонхо, и это, на наш взгляд, препятствует развитию олонховедения.

Специальное, комплексное исследование олонхо Вилюйского региона позволило бы выявить специфические особенности сказительской традиции данного региона, а собранный огромными усилиями наших фольклористов, энтузиастов материал вошел бы в научный оборот.

Все изложенное обуславливает актуальность темы данного исследования, определенной, как «Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, образы».

Историография работы. Планомерное собирание олонхо Вилюйского региона началось в 1930;1940;х гг. с работы Вилюйской фольклорно-диалектологической экспедиции (A.A. Саввин, С.И. Боло). Тексты олонхо также записывались сельскими учителями, научными корреспондентами ИЯЛИ, работа которых оживилась в 1938;1941 гг. и 1944;1947 гг. Затем в 1960 г. в Нюрбинском районе работала фольклорная экспедиция ИЯЛИ (Н.В. Емельянов, П.Е. Ефремов), которая записала несколько олонхо, и по ее инициативе сельские учителя, школьники также стали собирать материалы по олонхо. В 1970;х гг. велись отдельные случаи записи олонхо (П.Н.Дмитриев, Л. Д. Нестерова, В.П. Еремеев). В 1980;1990;х гг. В. В. Илларионовым записаны олонхо на магнитофонной ленте. Публикация текстов олонхо Вилюйского региона началась только с 1996 г., с издания «Могучего Эр Соготоха», и с тех пор опубликовано несколько книг вилюйских олонхосутов. В 2004 г. в серии «Саха боотурдара» («Богатыри саха») было издано олонхо вилюйского сказителя С.Н. Каратаева-Дыгыйар «Богатырь Тонг Саар».

Фольклористы, собиравшие эпический материал, по мере необходимости использовали тексты олонхо в своих работах. Н. В. Емельянов в трудах по сюжетике олонхо обзорно рассмотрел восемь вилюйских сказаний. П. Е. Ефремов, участник фольклорной экспедиции в Нюрбинском и Сунтарском районах, отмечал, что олонхо в этих районах имело широкое бытование, и среди сказителей особенно выделялись C.B. Петров, И. М. Харитонов, Н. Г. Тагров, Н. Г. Иванов, Г. В. Дуяков, С. А. Зверев, М. З. Мартынов. Фольклористом В. В. Илларионовым исследовано сказительство вилюйских олонхосутов, сделан сопоставительный анализ вариантов олонхо «Кёр Буурай» Н. С. Александрова, «Дылырдаайы бухатыыр» И. П. Кутурукова, «Ого Дуолан» М. З. Мартынова. В последующем в предисловиях изданных В. В. Илларионовым олонхо проанализированы сюжетно-композиционная структура, художественно-изобразительные средства и специфика сказительского мастерства олонхосутов («Могучий Эр Соготох», «Богатырь Аджи-Буджи», «Кёр Буурай», «Сын кряквы Кюн Нюргун», «Богатырь Тонг Саар»).

Историографический обзор литературы показывает недостаточную изученность темы, отсутствие исследований монографического характера.

Цель работы — исследование традиции бытования, сюжетно-композиционной структуры и образов олонхо Вилюйского региона в сравнении с другими очагами сказительства.

Исходя из конкретной цели, в работе ставятся следующие задачи:

1) выявить локальные традиции якутского героического эпоса и определить степень их бытования;

2) рассмотреть особенности традиционного уклада жизни вилюйских якутов, социокультурные, исторические факторы развития эпического творчествана основе собранных сведений о сказителях установить степень бытования олонхо по четырем районам Вилюйского региона;

3) раскрыть общие и индивидуальные стороны эпосотворчества сказителей вилюйской эпической традиции в сопоставлении с материалами по другим очагам;

4) проанализировать сюжетно-композиционную структуру олонхо данного региона;

5) составить указатель сюжетных типов олонхо;

6) провести функциональный анализ персонажей олонхо с целью определения локальных особенностей образов.

Объектом исследования является олонхо Вилюйского региона в сопоставлении с центральной и северо-восточной эпическими традициями.

ГЛАВА 2. СЮЖЕТИКА ВИЛЮЙСКОЙ ЭПИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ 2.1. СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННАЯ СТРУКТУРА.

Якутский героический эпос формировался в процессе этнической консолидации якутов и запечатлел в эпической форме зарождение и развитие их самосознания. Если судить по содержанию героических сказаний, этническое самосознание складывалось в период постепенного разложения родового строя и возникновения раннеклассовых общественных отношений, еще сохранивших патриархальный характер. В то время родоплеменная идеология имела особую ценность для широких масс. В этих сказаниях можно усмотреть своего рода призыв к единению в эпоху межродовых и межплеменных распрей, когда «племя оставалось для человека границей как по отношению к иноплеменнику, так и по отношению к самому себе» [Кыыс Дэбилийэ., 1993, с. 14]. Основная тема олонхо — это судьба эпического союза племен айыы аймага5, налаживание мирной, счастливой и богатой жизни в предназначенном племенам айыы Среднем мире. В олонхо повествуется о жизни ураангхай-саха16, взаимоотношениях членов семьи, рода и племени, об их борьбе со злом.

Композиционная структура сюжета якутского героического эпоса одинакова во всех олонхо и состоит из следующих компонентов:

1) экспозиции, где описываются мир, в котором живет геройсвященное деревожилище героя, его богатствопортрет героя;

2) завязки сюжета, в которой раскрывается причина конфликтной ситуации сказания;

3) развития сюжета: богатырский поход, преодоление препятствий;

15 Айыы аймага — племя, родственное добрым божествам айыы, вообще люди, живущие в Среднем мире [Емельянов, 2000, с. 4].

16 Ураангхай-саха — древнее эпическое самоназвание якутов, которые, согласно представлениям олонхо, произошли от небесного племени айыы аймага [Там же, с. 4].

Предметом исследования выступают бытование, сюжетно-композиционная структура и образный состав олонхо вилюйских якутов.

Источниковая база. В данной работе рассмотрены 35 текстов олонхо сказителей Вилюйского региона, хранящихся в Архиве ЯНЦ СО РАН, а также шесть изданных текстов («Могучий Эр Соготох» В. О. Каратаева, «Кёр Буурай» Н. С. Александрова, «Богатырь Аджи-Буджи» и «Могучий Эр Соготох».

A.С.Васильева, «Сын кряквы Кюн Нюргун» А. П. Амбросьева, «Кыыс Кыыдаан» С. А. Зверева, «Богатырь Тонг Саар» С.Н. Каратаева). В качестве сопоставительного материала использованы тексты эпических сказаний центральной региональной традиции («Нюргун Боотур Стремительный», «Кыыс Дэбилийэ», «Дьырыбына Дьырылыатта»). Также применены собранные автором полевые материалы, являющиеся фактологической базой исследования.

Научно-теоретическая и методологическая основа работы. Наше исследование по героическому эпосу ведется с позиций фундаментальных трудов отечественных фольклористов, в том числе работ В. М. Жирмунского, Е. М. Мелетинского, Б. Н. Путилова, В. М. Гацака. Нами применен региональный аспект изучения эпоса, использованный В. И. Чичеровым, A.M. Астаховой, Б. Н. Путиловым, В. П. Аникиным, Ю. И. Смирновым, Ю. А. Новиковым, Р. З. Кыдырбаевой, Д. А. Бурчиной, В. В. Илларионовым, П. Е. Ефремовым, Г. И. Варламовой. При изучении сюжетики якутского героического эпоса большое значение уделено методу типологического анализа, использованного.

B.Я. Проппом, Н. В. Емельяновым, E.H. Кузьминой, А. П. Решетниковой, JI.H. Семеновой, Т. В. Илларионовой. Для исследования образов олонхо были важны наблюдения и выводы ряда специалистов: P.C. Липец, Г. У. Эргиса, И. В. Пухова, Н. А. Алексеева, К. Д. Уткина, В. М. Никифорова, Н. И. Филипповой, А. Е. Захаровой, А. Н. Даниловой.

Для осуществления поставленной цели и задач исследования также были использованы сравнительно-исторический, сравнительно-сопоставительный методы исследования и структурный анализ.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— впервые эпическая традиция Вилюйского региона рассматривается как отдельный очаг эпосотворчества (композиция, сюжет, сюжетные мотивы, образная система) — составлен указатель сюжетных типов олонхо Вилюйского регионасобраны новые материалы о жизни и творчестве олонхосутов;

— впервые в научный оборот введены фольклорные материалы, собранные как самим автором, так и его предшественниками.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В эпических сказаниях, особенностью которых является высокая степень типизации, трудно выявить своеобразие, которое, тем не менее, есть. Якутский героический эпос состоит из нескольких эпических традиций: центральной, вилюйской и северо-восточной. На образование локальных традиций олонхо повлияли территориальные, исторические особенности регионов. Все три группы героического эпоса якутов близки между собой, у них общий мифологический фон, единый канон сюжетообразования, системы образов. Между тем, замечаются особенности в исполнении, сюжетике, образах, поэтико-стилевых средствах.

2. В Вилюйском регионе бытование эпоса сохранилось вплоть до 90-х гг. XX в. в силу определенных исторических, географических условий (отдаленность от центра, меньшее распространение христианства, массовой культуры, борьбы в 20−30-х гг. XX в. с шаманизмом, распространившейся и на фольклор).

3. В сюжетике обнаруживаются некоторые особенности в композиции сказания, проявленные вставным песнопением-тойуком, относительно небольшим объемом олонхо, присутствием древнего мотива о сотворении мира, отсутствием некоторых сюжетно-тематических групп олонхо (заселение Среднего мира племенами ураангхай-саха, женщины-богатырки — первые люди Среднего мира).

4. В системе образов отмечаются добавление или утрата, развитие или ослабление отдельных персонажей. Прослеживается влияние шаманизма, выраженное в появлении образов шамана, кузнецов абаасы. Встречается древний образ священной березы Аар Кудук Хатынг.

Теоретическая и практическая значимость работы видится в возможности использовать ее результаты в разработке теоретических вопросов якутского героического эпоса, в частности региональных эпических традиций. Кроме того, материалы исследования могут быть опубликованы и использованы в лекционных и факультативных курсах по фольклору в высших и средних специальных учебных заведениях в виде учебно-методических пособий.

Апробация работы. Основные выводы диссертационного исследования были обсуждены на заседаниях сектора якутского фольклора Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН (г. Якутск), отдела фольклористики и литературоведения Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (г. Улан-Удэ). По отдельным положениям работы сделаны доклады на II Республиканских аспирантских чтениях в рамках форума научной молодежи Якутии, посвященного Дню российской науки (г. Якутск, 12 февраля 2004 г.) — на Всероссийской научной конференции «Эпос тюрко-монгольских народов», посвященной 100-летию И. В. Пухова (г. Якутск, 8−9 апреля 2004 г.) — научно-практической конференции «Язык как основной элемент культуры: генезис, традиции, современные проблемы» (г. Якутск, 26 ноября 2004 г.) — научной конференции молодых ученых, аспирантов ИГИ АН РС (Я) «Гуманитарная наука в трудах молодых исследователей» (г. Якутск, 14 января 2005 г.) — научно-методической конференции молодых преподавателей Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова (г. Якутск, 28 января 2005 г.) — международной научной конференции «Россия — Азия: становление и развитие национального самосознания» (г. Улан-Удэ, 21−24 июня 2005 г.) — межвузовской научно-практической конференции «Олонхо в XXI столетии», (г.

Якутск, 30 марта 2007 г.) — конференции научной молодежи, посвященной 50-летию Сибирского отделения Российской академии наук «ЭРЭЛ-2007» (г. Якутск, 14−15 мая 2007 г.) — I Международной научно-практической конференции «Эпическое наследие и духовная культура народов Евразии: Истоки и современность» (г. Якутск, 20−21 июня 2007 г.). Материалы диссертации изложены в 8 публикациях общим объемом около 2 п.л.

Объем работы. Диссертация состоит из 307 страниц, списка использованной литературы, включающего 179 наименование, списка рукописного (неопубликованного) материала из 55 наименований.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В связи с большим объемом работы в этом труде не рассмотрена специфика художественно-изобразительных средств, эпических формул, языка олонхо.

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, анализируется степень её научной разработанности, определяются цель и задачи, объект и предмет исследования, указываются теоретико-методологическая основа, источниковая база исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость представленной работы.

В основных главах последовательно рассматриваются эпические традиции якутов, сюжетно-композиционная структура, образы олонхо Вилюйского региона.

В заключении излагаются основные выводы, к которым пришел диссертант в результате проведенной работы.

В приложениях представлены воспоминания, списки олонхосутов с описанием их жизни и творчества, репертуара, тексты тойуков «Олонхо кутуругун салайар ырыа», «Сотворение Вселенной», а также сравнительные схемы вариантов, указатель сюжетных типов олонхо, имена персонажей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Якутский героический эпос олонхо — это один из выдающихся памятников эпического наследия народов тюрко-монгольского мира. В течение длительного времени олонхо как устная сказительская традиция создавалось усилиями многих поколений олонхосутов и передавалось из уст в уста, из поколения в поколение. В связи с расселением якутов по огромной территории Якутии, неоднородностью их происхождения, смешением с эвенками, эвенами, отдаленностью от центра появились локальные особенности в языке (говоры), фольклоре. На основе исследований якутских фольклористов и музыковедов нами выделены центральная, вилюйская и северо-восточная традиции олонхо, которые возникли из одного источника в результате миграционных волн якутских племен.

Мы рассмотрели 40 текстов олонхо, большинство которых хранятся в Архиве ЯНЦ СО РАН и не изданы. Благодаря обширному приложению, включающему воспоминания, списки олонхосутов с описанием их жизни и творчества, репертуара, тексты тойуков «Олонхо кутуругун салайар ырыа», «Сотворение Вселенной», сравнительные схемы вариантов, указатель сюжетных типов олонхо и т. д., мы проанализировали бытование, сюжетно-композиционную структуру и систему образов олонхо.

В результате рассмотрения архивных материалов, сведений информантов мы пришли к заключению, что в Вилюйском регионе сказительство имело самое широкое бытование в Нюрбинском районе, где выявлены сведения о более чем 90 олонхосутах, среди которых выделяется талантливый сказитель И. П. Догоюков. Кроме него, своим эпическим творчеством славились В.Д. Егоров-Айах, Г. В. Дуяков, И.М. Иванов-Мурустаал Уйбаан, С.Т. Чочанов-Кылгас Сэргэй, И. П. Кутуруков, И. М. Харитонов. Вилюйский район также знаменит своими олонхосутами С.Н. Каратаевым-Дыгыйар, С. Еремеевьш-Дэдэгэс, Т. П. Гоголевым, Н.И. Седалищевым-Мёчёкё, К. К. Кузьминовым. Во второй половине XX в. сказительскую традицию продолжили В. О. Каратаев,.

A.C. Васильев. В Верхневилюйском районе сказителей проживало мало в связи с немногочисленностью населения района. Самыми известными олонхосутами этого района являлись Ф.Н. Тимофеев-Биэчэрэ, Н.С. Александров-Ынта Никиитэ, Ф. И. Суханов, И. Г. Иванов, Д. В. Кысылбаев. В Сунтарском районе исполнители фольклора в основном предпочитали другие виды народного творчества (народная песня, тойук, осуохай). Тем не менее, здесь проживали олонхосуты, именитые во всем Вилюйском регионе: С.С. Афанасьев-Ырыа Сиэнчэ, С.А. Зверев-Кыыл Уола, М. З. Мартынов, А. П. Амбросьев.

В репертуаре рассмотренных сказителей региона часто встречаются олонхо «Эр Соготох» («Муж-Одиночка»), «Эрбэхтэй Бэргэн», «Ого Тулаайах» («Дитя-Сирота»), «Бэриэт Бэргэн», «Ого Дьулаах». Названия героического эпоса в большинстве случаев не имеют аналогии с другими эпическими традициями. Только некоторые имена встречаются в олонхо остальных регионов. Олонхо «Нюргун Боотур», широко распространенное в центральных районах, не характерно для данного региона. Если даже встречается сказание с таким названием, то оно возникло под влиянием центральной эпической традиции и в результате распространения книжного варианта «Нюргун Боотура» во второй половине XX века.

Сказители Вилюйского региона не отступали от канонов олонхо, сохраняли преемственность традиции. Тем не менее, как мы рассмотрели, в сюжетно-композиционной структуре, образах обнаруживаются особенности, характерные только для олонхо данного региона, что позволяет сделать следующие выводы.

Главным отличием композиции олонхо Вилюйского региона является тойук «Кутурук салайар» (букв.: «хвост направить»), который поется в начале или конце сказания и не имеет ничего общего с текстом эпоса. Мы предполагаем, что такой тойук поют вследствие глубокой веры в магическую силу олонхо. Не встречаются олонхо большого объема, как в центральной эпической традиции, где героический эпос якутов сформировался и достиг своего апогея.

Не обнаружены олонхо о заселении Среднего мира племенами ураангхай-саха. Однако предполагается, что олонхо «Сын кобылы Бэйбэлдьин», которые упоминались в репертуаре сказителей, относились к данному типу сюжетов.

Группа олонхо о родоначальниках ураангхай-саха занимает особое место в эпической традиции Вилюйского региона. Она состоит из следующих подгрупп: 1) цикл о родоначальнике под именем Эр Соготох- 2) олонхо о родоначальниках ураангхай-саха- 3) олонхо о внутрисемейных отношениях- 4) «брат и сестра" — братья — родоначальники ураангхай-саха. Не встречаются подтипы «родоначальники ураангхай-саха из чужого племени» и «родоначальник и его чудесный сын-бык».

Олонхо о защитниках племени айыы аймага и ураангхай-саха также представлены в немалом количестве. Из двух подтипов (олонхо о защитниках племени айыы аймага, поселенных из Верхнего мира в Средний мир («Нюргун Боотур») — олонхо о защитниках племени айыы аймага, родившихся и выросших в Среднем мире) встречается только второй. Олонхо о женщинах-богатырках бытовало широко. Встречаются подтипы олонхо об устройстве семьи и защите племени айыы и усмирении богатырки родным сыном — защитником племени айыы.

Эпический репертуар олонхосутов не ограничивается лишь одним сюжетным типом. При сравнительном анализе двух вариантов олонхо «Кёр Буурай» можно обнаружить переход от второй группы сюжетов к третьей.

Нами составлен указатель сюжетных типов олонхо Вилюйского региона, который позволил выделить традиционные и характерные только для данной эпической традиции мотивы. Отсутствие отдельных мотивов объясняется тем, что вилюйской эпической традиции не свойственны некоторые сюжетно-тематические группы олонхо (заселение Среднего мира племенами ураангхай-саха, женщины-богатырки — первые люди Среднего мира). Мотивы, характерные для олонхо Вилюйского региона, имеют различные напластования (ранние и поздние). К раннему напластованию относится мотив сотворения мира. Мотивы «социальной несправедливости в Среднем мире», «продолжения богатырских походов после женитьбы», «отказа богатыря на просьбу», «насильственного обладания», «убийства женщины абаасы с помощью обмана, захотевшей выйти замуж за богатыря», «убийства невинных в корыстных целях», «ссоры и примирения богатыря с родными», «войны» относятся к поздним напластованиям. Причины их возникновения объясняются фантазией вилюйских олонхосутов, стремлением к психологической детализации характера, влиянием сказки, бытовым характером изображения героев, отражением происходящего в стране.

В системе образов обнаружены добавление и утрата, развитие и ослабление отдельных персонажей. Отмечаются отличия в имени, характере героев. В вилюйской эпической традиции встречаются архаические образы в связи с сохранностью традиционного верования, шаманизма (сотворение Вселенной, священная береза Аар Кудук Хатынг, образы шамана, кузнецов абаасы). В период угасания эпосотворчества вследствие ослабления принципа «племенного эгоцентризма» появилась промежуточная прослойка образов: полуайыы-полуабаасы Харыадьылаан Бэргэнбогатырь абаасы Адьы-Будьу, помогающий героюбогатырь айыы Энэгэлээн Нюргустай, помогающий абаасы.

Ярко представлен образ тунгусского богатыря, появились образы отца тунгусского богатыря, справедливо наказывающего своего сына и возвращающего невесту (жену) героя, и рыбака, в вершу которого попадают богатыри во время битвы. Мы предполагаем, что это является результатом тесного контакта вилюйских якутов с эвенками, которые издревле жили в Вилюйском регионе.

Имена главных героев (богатырей айыы и абаасы, женщин айыы и абаасы) в большинстве случаев не имеют аналогии с другими эпическими традициями. Не обнаруживаются некоторые мифические образы: вершители судьбы и рока Одуна и Чынгыс Хаана, мифическая птица Хоруудай (Хардай) и рыба смерти Луо балык. Встречается добавление некоторых качеств в образах главного героя, женщины абаасы, мудреца Сээркээн Сэсэна, духа земли Аан Алахчын.

Несколько ослабли, сузились образы старухи-рабыни Симэхсин, посыльного Сорук-Боллура, богатырей Верхнего мира, богатырского коня.

Таким образом, героические сказания вилюйских якутов занимают особое место среди других очагов сказительства. В результате исследования бытования, сюжетно-композиционной структуры, образов олонхо Вилюйского региона складывается основа для выявления общих и локальных признаков эпических традиций.

Тема исследования интересна и требует углубленного, комплексного изучения, что нам предстоит сделать в будущем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Айыылартан айдарыылаах: С.А. Зверев-Кыыл Уолун туЬунан ахтыылар («Воспоминания о С.А. Звереве-Кыыл Уола»). Якутск: Бичик, 2000.- 188 с. на якут. яз.
  2. H.A. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1980. — 232 с.
  3. H.A. Этнография и фольклор народов Сибири. — Новосибирск: Наука, 2008. 494 с. (СО РАН. Избранные труды)
  4. Э.Е. Новое в традиционных стилях якутского музыкального фольклора (Дьиэрэтии ырыа и Дэгэрэн ырыа) // Полярная звезда.- 1965.-№ 4.-С. 123−128.
  5. Э.Е., Николаева H.H. Образцы якутского песенного фольклора. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1981. — 100 с.
  6. Э.Е. О музыкальном воплощении олонхо // Якутский героический эпос «Могучий Эр Соготох». Новосибирск, 1996. — С. 42−72.
  7. Н.С. Кёр Буурай. Якутск, 1998. — 192 с.
  8. Аман алгыстар, доргоон тойуктар: Нору от ырыаЬыта, олонхоЬут А.П.Амбросьев-Тойуктаах Ёлёксёй (олого уонна айар улэтэ) («Народный певец, олонхосут А.П. Амбросьев-Тойуктаах Ёлёксёй (жизнь и творчество)»). -Якутск: Бичик, 1997. — 137 с. на якут. яз.
  9. Е.Д. Таатта олонхоЬуттара уонна ырыаЬыттара («Олонхосуты и певцы Татты»). Якутск: Ситим, 1993. — 47 с. — на якут. яз.
  10. В.П. Теория фольклорной традиции и ее значение для истории исследования былин. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 331 с.
  11. В.П. Былины: Метод выяснения исторической хронологии вариантов. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 288 с.
  12. В.П. Теория фольклора. Курс лекций. — 2-е изд., доп. М.: КДУ, 2004. — 432 с.
  13. Н.К. Заметки об эпосе и музыке якутов // Полярная звезда. 1975-№ 6. С. 130−133.
  14. Н.К. Материалы по исторической лексике якутского языка. Якутск, 1967. — 175 с.
  15. Н.К. Наследие предков. Якутск: Бичик, 1994. — 148 с.
  16. A.M. Былинное творчество северных крестьян // Былины севера. Т. 1: Мезень и Печора / Записи, вступ. ст. и коммент А. М. Астаховой. -М.- Л., 1938.-С. 10−36.
  17. A.M. Русский былинный эпос на Севере / АН СССР. Карело-Фин. база. Ин-т истории, яз. и лит. Петрозаводск: Гос. изд. Карело-Фин. ССР, 1948.-396 с.
  18. A.M. Былины: Итоги и проблемы изучения / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). М.- Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1966. — 292 с.
  19. Р. Роль сказителя в системе эпической традиции тюрко-монгольских народов // Советская тюркология. 1979. — № 3. — С. 20−24.
  20. О.Н. О языке якутов. Новосибирск: Наука, 1990. — 646 с.
  21. Г. К. Якутский народный певец С.А. Зверев: Очерк о жизни и творчестве. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1956. — 63 с.
  22. A.A. Якутские улусы в эпоху Тыгына. Якутск: Бичик, 1997.-160 с.
  23. А.Ю. Фиксации повторных исполнений и некоторые аспекты теории традиции // Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сб. докладов. Том II. М.: Гос. республ. центр русского фольклора, 2006. — С. 42−51.
  24. Д.Т. Якутский героический эпос олонхо как жанр. — Новосибирск: Наука, 1998. 85 с.
  25. Д.А. Гэсэриада западных бурят: (Унгинские версии и варианты): Автореф. дис. канд. филол. наук. Улан-Удэ, 1993. — 15 с.
  26. Д.А. Героический эпос унгинских бурят: Указатель произведений и их вариантов. Новосибирск: Наука, 2007. — 544 с.
  27. Г. М. Якутское стихосложение. — Якутск: Кн. изд-во, 1965. 126 с.
  28. Я.В. Махабхарата и устная эпическая поэзия // Народы Азии и Африки. 1971. -№ 4. — С. 95−106.
  29. А.Н. Историческая поэтика / Ред. вступ. ст. и прим. В. М. Жирмунского. Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1940. — 646 с.
  30. Вшнойские олонхосуты / Сост. С. Т. Иванова. — Вилюйск: Полиграф, 2006. 55 с. — на якут. яз.
  31. Л.Л. Пространственные отношения в олонхо // Полярная Звезда. 1983. — № 6. — С. 115−116.
  32. Л.Л. Космологические схемы в текстах олонхо // Олонхо в контексте эпического наследия народов мира: Тез. докл. междунар. науч. конф. 7−8 сентября. Якутск, 2000. — С. 21.
  33. В.М. Эпический певец и его текст // Текстологическое изучение эпоса. М.: Наука, 1971. — С. 7—46.
  34. В.М. Устная эпическая традиция во времени: Историческое исследование поэтики. — М., 1989. С. 25−26.
  35. А.Ф. Олонецкая губерния и ее народные рапсоды // Онежские былины. Т. 1. -М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1949, — С. 29−84.
  36. А.И. Якуты (проблемы этногенеза и формирования культуры). Якутск, 1993. — 199 с.
  37. А.И. Истоки мифологии и традиционный календарь якутов. -Якутск: Изд-во Якут. гос. ун-та, 2002. 104 с.
  38. П.А. Древнеиндийский эпос. Генезис и типология. — М.: Наука, 1974.-416 с.
  39. Гэсэр. Бурятский героический эпос. М.: Худож. лит., 1968. — 278 с.
  40. А.Н. Образ женщины-богатырки в эпосах тюрко-монгольских народов // Эпическое наследие и духовная культура народов Евразии: истоки и современность. Якутск: ИГИ АН PC (Я), 2007. — С. 46−48.
  41. П.Н. Эпические формулы и олонхо // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока: (Мат. Всесоюз. конф. фольклористов). Якутск: ЯФ СО АН СССР, 1977. — С. 118−120.
  42. A.A. Мотив происхождения коня и образ коновязи в тюрко-монгольском эпосе // Мат. IV региональной научно-практич. конф. мол. ученых, аспирантов и студентов (апрель 2003 г.). Якутск: Изд-во Якут. гос. ун-та, 2003. — С. 332−333.
  43. С.И. Географическое распространение русских былин (на материале конца XIX начала XX вв.). — М.: Наука, 1975. — 112 с.
  44. С.И. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера. -М.: Наука, 1988. 145 с.
  45. В. Талааннаах дьоннорбутун кёгутуёгун («Поддержим наших талантиливых людей») // Кыым. 1962. — 2 апреля. — на якут. яз.
  46. С.С. Булаанкый Боотур: Олонхо-пьеса, номохтор, тойуктар, ырыалар («Булаанкый Боотур: олонхо-пьеса, предания, тойуки, песни»). -Якутск: Ситим, 1994. 62 с. — на якут. яз.
  47. С.С. Тёлкёлёёх туёрэх (Благославенная гадательная ложка). Якутск: Ситим, 1993. — 96 с. — на якут. яз.
  48. Н.В. Сюжеты якутских олонхо. М.: Наука, 1980. — 375с.
  49. Н.В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. М.: Наука, 1983.-246 с.
  50. Н.В. Сюжеты олонхо о родоначальниках племени. — М.: Наука, 1990.-207 с.
  51. Н.В. Якутские мифы и олонхо // Поэтика эпического повествования: Сб. науч. ст. Якутск, 1993. — С. 3—19.
  52. Н.В. Сюжеты олонхо о защитниках племени. — Новосибирск: Наука, 2000. 192 с.
  53. Н.В., Илларионов В. В. Якутский эпос олонхо: Учеб. пособие. — Якутск: Изд-во ЯГУ, 1997. — 31 с.
  54. П.Е. О фольклоре Нюрбинского и Сунтарского районов (Сообщение по материалам фольклорной поездки 1960 года) // Научные сообщения. ЯФ СО АН СССР. Вып. 6. — Якутск, 1961. — С. 83−89.
  55. П.Е. Долганское олонхо. Якутск: Кн. изд-во, 1984. — 133с.
  56. В.М. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки. М.- Л., 1962. — 435 с.
  57. В.М. Тюркский героический эпос. Л.: Наука, 1974. — 725 с.
  58. Заветные сокровища предков: Дни олонхосутов и сказителей народов Республики Саха (Якутия), посвященные Международному году коренных и кочевых народов / Сост. Н.К. Окоемов- Якутск: Ситим, 1993. 11 с.
  59. А.Е. Архаическая ритуально-обрядовая символика народа саха (по материалам олонхо). Новосибирск: Наука, 2004. — 312 с.
  60. Зверев С.А.-Кыыл Уола (1900−1973 гг.): Библиографический указатель. — Якутск, 2000. 62 с.
  61. А. Догойук Уола («Об олонхосуте Догоюкове») // Коммунизм суола. 1963. — 10 сентября. — С. 4. — на якут. яз.
  62. Т.Г. Северодвинская былинная традиция // Этнографическое обозрение. 1994. — № 4. — С. 75−88.
  63. В.В. Олонхо алыптаах эйгэтэ («Волшебный мир олонхо: статьи, мысли разных лет, очерки, интервью»). — Якутск: Бичик, 2006. -336 с. на якут. яз.
  64. В.В. Искусство якутских олонхосутов. Якутск, 1982. -123 с.
  65. В.В. ОлонхоЬуттар тустарынан кылгас сибидиэнньэлэр («Краткие сведения об олонхосутах» (приложение дипломной работы)). — Якутск, 1973. — 145 с. на якут. яз.
  66. В.В. Эпические формулы и типические места в якутском эпосе//Язык-миф-кулътура. Якутск, 1988. — С. 71−78.
  67. В.В. Туелбэ олонгхолор («Сказительские школы олонхо») // Эдэр коммунист. 1990. — 8 августа. — на якут. яз.
  68. В.В. Сказительство в системе фольклорной традиции народа саха: Специальность 10.01.09. Фольклористика: дисс. в виде науч. докл. докт. филол. наук. — Якутск, 1997. — 53 с.
  69. В.В. ОлонхоЬут A.C. Васильев олого уонна айар улэтэ («Жизнь и творчество олонхосута A.C. Васильева»). Якутск: Изд-во ДНиСПО МО PC (Я), 2000. — 120 с. — на якут. яз.
  70. В.В. Якутское сказительство и проблемы возрождения олонхо. Новосибирск: Наука, 2006. — 191 с.
  71. В.В., Николаева M.B. Сунтаар оЬуокайа («Сунтарский осуохай»). Якутск: Ситим, 1994. — 95 с. — на якут. яз.
  72. Т.В. Текстология олонхо «Могучий Эр Соготох» (сравнительный анализ разновременных записей): Автореф. дисс. степени канд. филол. наук. Улан-Удэ, 2006. — 17 с.
  73. Е. Акыны. Монография о творчестве Джамбула и других народных акынов. Алма-Ата: Казахское гос. изд-во худ. лит., 1957 — 340 с.
  74. История Якутской АССР. М.: Изд-во АН СССР, 1957. — Т. II. -420 с.
  75. .П. Сюжетный тип волшебной сказки // Фольклор: образ и поэтическое слово в контексте. М.: Наука, 1984. — С. 203−250.
  76. .П. Историческое развитие структур и семантики сказок (на материале литовских волшебных сказок). Вильнюс: Вага, 1991. — 380 с.
  77. Т.А. Указатели сюжетов и мотивов // RUTHENLA. RU: «Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика». URL: http://www.ruthema.ru/folklore/kitanina3.htm (дата обр.: 11.11. 2005)
  78. Х.Г. Художественные каноны и видоизменение эпоса // Фольклор: Проблемы историзма / Отв. ред. д.ф.н. В. М. Гацак. М.: Наука, 1988. — С.102−126.
  79. Г. М. Музыка олонхо // Полярная звезда. 1971. — № 4. -С. 120−124.
  80. Г. В. Ураангхай сахалар. Очерки по древней истории якутов. Т. 1, кн. 1. — Якутск: Нац. изд-во PC (Я), 1992. — 416 с.
  81. Г. В. Эллэйада: Материалы по мифологии и легендарной истории якутов. Якутск: Бичик, 2004. — 352 с.
  82. E.H. Указатель типических мест героического эпоса народов Сибири (алтайцев, бурят, тувинцев, хакасов, шорцев, якутов): Экспериментальное издание. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. — 1383 с.
  83. А.Е. Научные труды. Якутск: Кн. изд-во, 1979. — 483с.
  84. Р.З. Сказительское мастерство манасчи. Фрунзе: Илим, 1984.-118 с.
  85. Кыыс Дэбилийэ: Якутский героический эпос. Новосибирск: ВО «Наука». Сиб. издат. фирма, 1993. — 330 с.
  86. A.C. Региональные особенности традиционных песен якутов // Г. В. Ксенофонтов: Возвращение к себе: Сб. науч. ст. — Якутск: ИГИ АН PC (Я), 1998.-С. 100−104.
  87. A.C. Вербальное и музыкальное в якутском дьиэрэтии ырыа. Новосибирск: Наука, 2004. — 324 с.
  88. .К. Изображение персонажей в фольклоре и якутской прозе 20−30-х гг. // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1977. — С. 77−81.
  89. P.C. Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. -М.: Наука, 1984.-264 с.
  90. B.C. Айылгаттан айыллыбыт талааннар («Таланты от природы»). В 2 ч. -Ч. I. Якутск: Ситим, 1994. — 112 с. — на якут. яз.
  91. Р.К. Вилюйский округ. 2-е изд. — М: Яна, 1994. — 592 с.
  92. С.Б. Эпический мир Гэсэриады в творчестве сказителей Тушемиловых: Автореф. дис. канд. филол. наук. Улан-Удэ, 2004. — 29 с.
  93. Е.М. Происхождение героического эпоса: ранние формы и архаические памятники. М.: Наука, 1963. — 460 с.
  94. JI.Д. Главные герои сказок и олонхо // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Изд-во ЯФ СО АН СССР, 1978. — С.159−162.
  95. В.М. Стадии эпических коллизий в олонхо: Формы фольклорной и книжной трансформации. Новосибирск: Наука, 2002. — 208 с.
  96. B.C. Локальные традиции в музыке олонхо: Автореф. дисс.. канд. иск. СПб., 1994. — 16 с.
  97. Л.И. Тема творения в традиционной культуре якутов (семантика фольклорного и ритуального текста). Автореф. дисс.. канд. ист. наук. Якутск, 2000. — 24 с.
  98. Ю.А. Былины Андрея Сорокина: (К вопросу о творческой манере сказителя) // Советская этнография. 1972. — № 2. — С. 88−97.
  99. Ю.А. Сказители былин и региональные эпические традиции (на материале севернорусских записей былин): Автореф. дис.. д-ра филол. наук. СПб., 1992. — 20 с.
  100. Ю.А. Сказитель и былинная традиция. СПб.: Дмитрий Буланин. — 2000. — 372 с.
  101. Нюрбинский улус: история, культура, фольклор. Якутск: Бичик, 2006. — 552 с.
  102. Нюргун Боотур Стремительный. — Якутск, 1947. 410 с.
  103. A.C. Расселение якутов в XVII — начале XX вв. Якутск: Книжное изд-во, 1971. — 150 с.
  104. Э.К. Словарь якутского языка. Т. 2. — Л., 1959.
  105. В.Т. Изображение персонажей в олонхо // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Изд-во ЯФ СО АН СССР, 1978.-С. 97−100.
  106. В.Я. Русский героический эпос (Собрание трудов В.Я. Проппа). М.: Лабиринт, 1999. — 640 с.
  107. .Н. Русский и южнославанский героический эпос. Сравнительно-типологическое исследование. -М.: Наука, 1971. 315 с.
  108. .Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л.: Наука, 1976. — 244 с.
  109. .Н. Героический эпос черногорцев. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1982.-239 с.
  110. .Н. Героический эпос и действительность. Л.: Наука, 1988.-227 с.
  111. .Н. Фольклор и народная культура. СПб.: Наука, 1994. -238 с.
  112. .Н. Экскурсы в теорию и историю славянского эпоса. -СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. 288 с.
  113. И.В. Исполнение олонхо // Доклады на 2-й научной сессии. 1: История и филология. -Якутск: Якут. гос. изд во, 1951. С. 133−164.
  114. И.В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы. — М.: Изд-во АН СССР, 1962. 256 с.
  115. И.В. Героический эпос тюрко-монгольских народов Сибири: Общность, сходство, различие // Фольклор: поэтическая система. М.: Наука, 1977.-С. 42−105.
  116. И.В. Героический эпос алтае-саянских народов и якутское олонхо. Якутск: Изд-во ЯФ СО РАН, 2004. — 327 с.
  117. К. Творчество Манасчи // «Манас» героический эпос киргизского народа. — Фрунзе, 1968. — С. 75−147.
  118. А.П. Фонд сюжетных мотивов и музыка олонхо в этнографическом контексте. Якутск: Бичик, 2005. — 408 с.
  119. .Л. Историческая эпопея и фольклорная традиция в Китае («Устные и книжные версии «Троецарствия»). М.: Наука, 1970. — 482 с.
  120. С. Дьоллоох тойуксут («Счастливый тойуксут») // Ильич уоттара. 1971. — 17 авг. — на якут. яз.
  121. Н.И. Русский народный театр. М.: Наука, 1976. — 151с.
  122. М.М. Башкирские сказители и их эпический репертуар // Башкирский народный эпос. -М., 1977. С. 464-^482.
  123. Н.Б. Эпический репертуар джангарчи М. Басанова. -Элиста: Калмыккнигоиздат, 1976. 76 с.
  124. Сат С. М. Текст «учителя» и текст «ученика» (Опыт сравнения художественно-определительных констант) // Фольклор: Поэтика и традиция. -М.: Наука, 1982. С. 50−69.
  125. Л.Н. Эпический мир олонхо: пространственная организация и сюжетика. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2006. — 232 с.
  126. С.Д. Формула и повторы в «Рамаяне» Тулсидаса // Памятники книжного эпоса. М., 1978. — С. 108−140.
  127. В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. — 2-е изд. М., 1993. — 736 с.
  128. Сказания восточных эвенков / Сост. Г. И. Варламова, А.Н. Варламов- Отв. ред. А. Н. Мыреева. Якутск: ЯФ ГУ «Изд-во СО РАН», 2004. -234 с.
  129. Л.Н. Былины русского населения северо-востока Сибири. Новосибирск: Сиб. изд. фирма РАН, 1995. — 104 с.
  130. Ю.И. Славянские эпические традиции: Проблема эволюции. М.: Наука, 1974. — 264 с.
  131. Ю.И. Сходные описания в славянских эпических песнях и их значение // Славянский и балканский фольклор. М.: Наука, 1971. — С. 24 157.
  132. Ю.И., Смолицкий В. Г. Новгород и русская эпическая традиция // Новгородские былины. М.: Наука, 1978. — С. 314−335.
  133. Сунтарский улус: история, экономика, культура. Фольклор. -Якутск: Бичик, 2006. 568 с.
  134. А. Традиционные формулы в творчестве киргизских народных сказителей // Советская тюркология. — 1974. № 4. — С. 65−70.
  135. А. Традиционная композиция описаний похода в эпосе «Манас» (Варианты С. Орозбакова и С. Каралаева) // Типология и взаимосвязь фольклора народов СССР. -М., 1980.-С. 135−138.
  136. Таланты из Мегежека / Сост. И. Я. Танхаров. Якутск: Бичик, 1999. — 128 с. (на якут. яз.).
  137. Тойон Ньургун. Якутск: Бичик, 2003. — 240 с. — на якут. яз.
  138. Тонг Саар бухатыыр. Якутск: Бичик, 2004. — 240 с. — на якут. яз.
  139. М.И. Бурятский героический эпос «Гэсэр» // Абай Гэсэр могучий. Бурятский героический эпос. — М.: Вост. лит., 1995. — С. 446—476.
  140. М.Н. Норуот ырыаЬыта, олонхо!1ут Алексей Петрович Амвросьев олого уонна айар улэтэ: дипломная работа («Жизнь и творчество народного певца, олонхосута Алексея Петровича Амвросьева»). Якутск, 2003. -91 с.-наякут. яз.
  141. А.И. Бурятские улигеры (Исполнение, композиция, изображения человека). Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1968. — 776 с.
  142. К.Д. Мифологические основы якутских олонхо. Якутск: Ситим, 1994.-32 с.
  143. П.Д. Атрибуция русских были. М.: Наука, 1970. — 809 с.
  144. Н.И. Собственные имена персонажей в якутском эпосе олонхо: Структура и семантика: Автореф. дисс. степени канд. филол. наук. -Якутск, 2000. 23 с.
  145. Л.К. Некоторые общие черты в образе коня в тувинском героическом эпосе и в фольклоре народов Евразии // Олонхо в контексте эпического наследия народов мира: Тез. докл. междунар. науч. конф. 7−8 сентября. Якутск: ИГИ АН PC (Я), 2000. — С. 39.
  146. И.А. Краткое описание Верхоянского округа. Д.: Наука, 1969.-439 с.
  147. Н.Г. К исследованию типологии искусства былинного сказителя // Советская этнография. 1976. — № 5. — С. 26−35.
  148. Н.Г. Опыт изучения эпической памяти (на материале былин) // Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР: Поэтика и стилистика.-М., 1980. С.101−134.
  149. В.И. Традиция и авторское начало в фольклоре // Советская этнография. 1946. — № 2. — С. 29−40.
  150. В.И. Эпическая традиция Кенозера и школы Сивцева-Поромонского // Краткие сообщения Института этнографии им. Н.М. Миклухо-Маклая АН СССР, 1946. Вып. 1. — С. 74−76.
  151. В.И. Сказители Онего-Каргополыцины и их былины // Онежские былины. Летописи. Кн. 13. — М., 1948. — С. 32−65.
  152. В.И. Школы сказителей Заонежья. — М.: Наука, 1982. 196с.
  153. А.И. Этюды шорского эпоса. Кемерово: АО Кемеровское кн. изд-во, 1995. — 222 с.
  154. P.A. Аполлон Тороев. Очерк жизни и творчества. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1964. 76 с.
  155. P.A. Сказитель Пеохон Петров. Очерк жизни и творчества. Ирутск: Иркутское ВСКИ, 1969. — 93 с.
  156. P.A. Улигершин Паромон Дмитриев. К вопросу об эстетическом воззрении бурятских сказителей. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1970.- 155 с.
  157. P.A. Певцов благородное племя. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1977. 264 с.
  158. P.A. Бурятские народные сказители: В 2 ч. Ч. 1. — Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1986. — 206 с.
  159. P.A. Бурятские народные сказители: В 2 ч. Ч. 2. — Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1986. — 158 с.
  160. А.И. Аал Луук Мае: Саха олонгхотун биир тутаах обраЬа // Чолбон. 1990. — № 4. — С. 81−84. («Священное дерево Аал Луук Мае: один из основных образов якутского олонхо») (на якут, языке)
  161. А.И. Аал Луук Мае: Саха олонгхотун биир тутаах o6paha («Священное дерево Аал Луук Мае: один из основных образов якутского олонхо») // Чолбон. 1990. — № 5. — С. 86−94. — на якут. яз.
  162. А.И. Айыы аймахтара, кун улуустара («Племя солнечных айыы»). Якутск: Бичик, 1996- 183 с. — на якут. яз.
  163. Г. У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука, 1974. — 402 с.
  164. В.Ф. Сэргэ (коновязь). — Якутск: Единый научно-методический центр МК PC (Я), 1992. 4.1. — 61с.
  165. П. Ырыа Тиитэп («О народном певце, олонхосуте Ырыа (Песня) Титове») // Эдэр Коммунист. 1967. — 15 янв. — на якут. яз.
  166. Якутский героический эпос. Могучий Эр Соготох. — Новосибирск: Наука. Сиб. издат. фирма РАН, 1996. 440 с.
  167. РУКОПИСНЫЙ (НЕОПУБЛИКОВАННЫЙ) МАТЕРИАЛ
  168. . Эрбэхтэй Бэргэн / Записано С. И. Боло в 1938 г. // Архив ЯНЦ СО РАН. Ф. 5. Оп. 7. Д. 28. 148 л.
  169. П.И. Кулус Бэргэн / Записано Л. Д. Нестеревой в 1976 г. // Там же. Оп. 8. Д. 125. Л. 1−12.
  170. Н.С. Кёр Буурай / Записано Г. С. Тороповым в 1925 г. // Там же. Оп. 7. Д. 15. 60 л.
  171. Н.С. Кёр Буурай / Записано И. Н. Григорьевым в 1941 г.//Там же. Д. 16. 242 л.
  172. А.П. Ого Тулаайах бухатыыр / Записано С. П. Саввиновым в 1978 г. // Там же. Д. 133. 194 л.
  173. А.П. Кюн Нюргун бухатыыр / Записано автором в 1988 г.//Там же. Д. 150. 104 л.
  174. Анкета народных сказителей и певцов Вилюйского района / Записано П. Е. Ефремовым в 1965 г. // Там же. Оп. 10. Д. 77. Л. 7−16.
  175. Анкета олонхосутов Ленинского (Нюрбинского) района / Записано Н. Т. Степановым в 1972 г. // Там же. Оп. 13. Д. 251. 77 л.
  176. Анкета олонхосутов, певцов-импровизаторов, сказителей, запевал национального танца «осуокай» Нюрбинского района / Записано участниками Вилюйской фольклорной экспедиции в 1960 г. // Там же. Оп. 6. Д. 352. 33 л.
  177. Анкеты носителей фольклора, заполненные членами комплексной экспедиции 1986 г. (Сунтарский Верхневилюйский районы) // Там же. Оп. 13. Д. 261.69 л.
  178. С.С. Одун Чуураа бухатыыр / Записано A.A. Саввиным в 1938 г. // Там же. Оп. 7. Д. 116. 50 л.
  179. Биографии олонхосутов и певцов / Записано A.A. Саввиным в 1938 г. // Там же. Оп. 3. Д. 850. 78 л.
  180. Биография Петрова Спиридона Васильевича, олонхосута-певца Кангаласского наслега Нюрбинского района / Записано Н. В. Емельяновым в 1960 г. // Там же. Оп. 6. Д. 350. Л. 1−5.
  181. A.C. Адьык Боотур бухатыыр / Записано В. В. Илларионовым в 1988 г. // Там же. Оп. 7. Д. 151. 58 л.
  182. Г. В. Кыыс Дьуурая бухатыыр / Записано Н. В. Емельяновым, Г. В. Федоровым в 1960 г. // Там же. Оп. 6. Д. 408. 464 л.
  183. В.Д. Ого Дуулах / Записано В. В. Илларионовым в 1988 г.// Там же. Оп. 13. Д. 284. Л. 35−43.
  184. В.Д. Туралыма Бухатыыр / Записано С. М. Антоновым в 1947 г.//Там же. Оп. 7. Д. 121. 60 л.
  185. С.Г. Бэриэт Мэргэн / Записано автором в 1979 г.// Там же. Д. 143. 92 л.
  186. С.С. Кюн Тэгиэримэн бухатыыр / Записано автором в 1984 г.//Тамже. Д. 152. 52 л.
  187. Еремеев С.-Дэдэгэс. Тёбёт Мэник бухатыыр / Записано A.A. Саввиным в 1939 г. // Там же. Д. 118. 64 л.
  188. И.М. Тёбё Тёрюёх бухатыыр / Записано П. Н. Дмитриевым в 1979 г. // Там же. Д. 144. 48 л.
  189. Н.Г. Ого Дуулах бухатыыр / Записано П. Е. Ефремовым в 1960 г. // Там же. Оп. 6. Д. 354. Л. 1−11.
  190. В.О. Дьирибинэ Боотур / Записано автором в 1990 г. // Там же. Оп. 7. Д. 162. 198 л.
  191. В.О. Модун Эр Соготох / Записано В. В. Илларионовым в 1988 г.//Тамже. Д. 153.210 л.
  192. В.О. Уолуйа Боотур / Записано В. В. Илларионовым в 1990 г.//Там же. Д. 161.301 л.
  193. В.О. Эрбэхтэй Бэргэн бухатыыр / Записано В. П. Еремеевым в 1975 г. // Там же. Д. 142. 93 л.
  194. В.О. Эрбэхтэй Бэргэн / Записано П. Н. Дмитриевым в 1989 г.//Там же. Д. 159. 174 л.
  195. Каратаев С.Н.-Дыгыйар. Сююлэлдьин Боотур / Записано ИЯ. Туласыновым в 1941 г. // Там же. Д. 5. 260 л.
  196. Каратаев С.Н.-Дыгыйар. Тонг Саар бухатыыр / Записано A.A. Саввиным в 1938 г. // Там же. Д. 117. 186 л.
  197. Т.В. Обуйуктаан Куо / Записано П. Е. Ефремовым в 1965 г. // Там же. Оп. 10. Д. 77. Л. 22−23.
  198. И.П. Тимир тутар, тыын тардар Дылырдаайы Бухатыыр / Записано A.A. Саввиным в 1938 г. Там же. Оп. 7. Д. 43. 150 л.
  199. М.З. Уол Дуолан бухатыыр / Записано A.A. Саввиным в 1938 г. // Там же. Д. 39. 158 л.
  200. И.В. Мюлдью Бёгё // Там же. Д. 59. 43 л.
  201. О репертуаре олонхосута Васильева Федора Васильевича / Записано Н. В. Емельяновым в 1960 г. // Там же. Оп. 6. Д. 356. 12 л.
  202. Олонгхолор ааттара (Названия олонхо) / Фольклорные материалы Нюрбинской диалектологической экспедиции ЯАССР 1956 г. // Там же. Д. 206. 27 л.
  203. И.Д. Ааттаах Адаам Саар (Именитый Адаам Саар) / Записано Т. Т. Даниловым в 1944 г. // Там же. Оп. 7. Д. 110. 137 л.
  204. И.Г. Кыыс Дьуруслаан бухатыыр / Записано студентами ЯГУ (материал диалектологической экспедиции) в 1979 г. // Там же. Оп. 13. Д. 126. Л. 66−75.
  205. С.В. Ого Дьулаахы бухатыыр / Записано Н. М. Ивановым в 1937 г. // Там же. Оп. 7. Д. 134. 64 л.
  206. С.П. Бёрютю Бёгё / Записано фольклорной экспедицией ИЯЛИ в 1960 г. // Там же. Оп. 6. Д. 366. Л. 1−8.
  207. И.С. Юрюнг Уолан бухатыыр / Записано В. Васильевым в 1947 г. // Там же. Оп. 7. Д. 77. 99 л.
  208. Д.С. Отут сыл остуруокка олорбут Ого бухатыыр (Ребенок-богатырь, просидевший в остроге тридцать лет) / Записано учащимися Т. А. Дмитриевой, Н. Пахомовым в 1960 г. // Там же. Оп. 6. Д. 359. 21 л.
  209. Г. С. Уол Туйгун бухатыыр / Записано автором в 1941 г. // Там же. Оп. 7. Д. 91. 125 л.
  210. Д.С. Юрюнг Ёрюёл бухатыыр / Записано В. В. Илларионовым в 1988 г. // Там же. Оп. 13. Д. 284. 29 л.
  211. Сказки и предания Борогонского наслега Вилюйского района / Записано участником Вилюйской фольклорной экспедиции В. В. Илларионовым в 1982 г. // Там же. Д. 220. 119 л.
  212. Н.Г. Уол Эр Соготох / Записано П. Е. Ефремовым, М. Александровым в 1960 г. // Там же. Оп. 7. Д. 135. 115 л.
  213. Н.Г. Ого Дуулага бухатыыр / Записано П. Е. Ефремовым в 1960 г. // Там же. Оп. 6. Д. 354. Л. 12−15.
  214. Ф.Н. Тюмэн Тююрэй и Киндили Хаадыат бухатыыр / Записано A.A. Саввиным в 1939 г. // Там же. Оп. 7. Д. 119. 70 л.
  215. А.Т. Хардааччы Бэргэн / Записано П. Н. Дмитриевым в 1987 г. // Там же. Д. 157. 70 л.
  216. И.Е. Кюн Саарыстыба бухатыыр / Записано Емельяновым Н.В.в 1960 г. // Там же. Оп. 6. Д. 355. Л. 4−9.
  217. Фольклорные материалы диалектологической экспедиции Нюрбинского района ЯАССР 1956 г. // Там же. Д. 208.
  218. Фольклорные материалы, собранные В. В. Илларионовым в экспедиции 1986 г. (фольклорные записи, анкеты исполнителей и другие материалы) в Сунтарском районе // Там же. Оп. 13. Д. 260. 52 л.
  219. И.М. Кюн Эрилик бухатыыр / Записано В. Г. Платоновым, Н. П. Жондоровым в 1947 г. // Там же. Оп. 7. Д. 105. 78 л.
  220. И.М. Кулдус Бёгё бухатыыр / Записано П. Е. Ефремовым в 1960 г. // Там же. Д. 136. 193 л.
Заполнить форму текущей работой