Особенности социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями
Аналитический обзор научных публикаций по проблеме школьной адаптации и дезадаптации позволил проанализировать различные теоретические концепции и подходы к этим явлениям. Школьная адаптация, это сложный и длительный процесс приспособления ребенка к школе, который идет по нескольким направлениям: психофизиологическая адаптация (перестройка организмом ребенка своих функций в соответствиями… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ДЕЗАДАПТАЦИИ В ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
- 1. 1. Адаптация к школе как междисциплинарная проблема
- 1. 2. Основные причины и формы школьной дезадаптации
- 1. 3. Психологические особенности детей в период адаптации к школе
- ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ХРОНИЧЕСКИМИ СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
- 2. 1. Хроническое соматическое заболевание как психотравмирующий фактор
- 2. 2. Психологические особенности детей, имеющих хронические соматические заболевания
- 2. 3. Особенности семейных отношений детей с хроническими соматическими заболеваниями
- 2. 4. Предмет и объект исследования, гипотезы эксперимента
- ГЛАВА 3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ХРОНИЧЕСКИМИ СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
- 3. 1. Методы исследования особенностей социально-психологической адаптации детей к школе
- 3. 2. Методы исследования особенностей детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с хроническими соматическими заболеваниями
- ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ХРОНИЧЕСКИМИ СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
- 4. 1. Результаты экспериментального исследования особенностей социальнопсихологической адаптации детей с хроническими соматическими заболеваниями
- 4. 2. Результаты экспериментального исследования детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с хроническими соматическими заболеваниями
- 4. 3. Обсуждение результатов исследования особенностей социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями
Особенности социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В последнее время среди детей, поступающих в школу, все чаще встречаются дети, имеющие различные хронические соматические заболевания. По данным ряда исследований, такие дети еще до поступления в школу обнаруживают ряд психологических особенностей. Впоследствии это приводит к несоответствию предъявляемых к больному ребенку педагогических требований и его возможностей их удовлетворить, что в большинстве случаев становится пусковым механизмом формирования проблем, возникающих в школьной жизни.
Большинство психологических исследований, посвященных проблемам хронически больных детей, в основном уделяют внимание анализу их психологических особенностей и влиянию болезни на развитие личности ребенка (Николаева В.В., Арина Г. А., Михеева А. А., Коваленко Н. А. и др.). Сведений, касающихся вопросов обучения и вхождения больных детей в школьную жизнь, недостаточно, несмотря на то, что многие медики и педагоги отмечают значительные трудности в дальнейшем развитии таких детей. В связи с этим является актуальным исследование проблемы социально-психологической адаптации к школе детей, имеющих хронические соматические заболевания.
Объектом исследования явилась социально-психологическая адаптация детей к школе.
Предмет исследования — особенности социально-психологической адаптации к школе детей, страдающих хроническими соматическими заболеваниями.
Цель работы — выявить особенности социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями и факторы, определяющие ее успешность.
Гипотеза исследования: социально-психологическая адаптация к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями отличается большей длительностью и имеет ряд особенностей, обусловленных комплексом психологических качеств, свойственных таким детям (повышенная тревожность, неадекватная самооценка). Характер социально-психологической адаптации к школе больных детей связан с тяжестью и нозологией их заболевания. Одним из факторов, определяющих успешность социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями, являются детско-родительские отношения.
Исходя из цели исследования, были определены следующие исследовательские задачи:
1. Провести анализ проблемы школьной адаптации первоклассников на основе отечественных и зарубежных источников.
2. Проанализировать научные данные о психологических особенностях детей с различными соматическими заболеваниями.
3. Выделить основные компоненты социально-психологической адаптации к школе и изучить особенности их проявления у детей с хроническими соматическими заболеваниями.
4. Провести сравнительный анализ социально-психологической адаптации к школе детей с заболеваниями различной степени тяжести и различных нозологий.
5. Проанализировать особенности детско-родительских отношений как фактора, определяющего успешность социально-психологической адаптации хронически больных детей к условиям школьной жизни.
6. Разработать рекомендации по организации психолого-педагогической поддержки детей с хроническими соматическими заболеваниями в процессе социально-психологической адаптации к школе.
Экспериментальной базой исследования стали общеобразовательные школы г. Калининграда. В исследовании приняли участие 75 первоклассников с хроническими соматическими заболеваниями, а также их родители (преимущественно матери). Контрольную группу составили 100 первоклассников, не имеющих в анамнезе никаких хронических соматических заболеваний.
Согласно медицинской классификации, дети с хроническими соматическими заболеваниями были разделены на две группы: легко больные дети — это дети, имеющие заболевания, не ограничивающие их жизнедеятельность и не оказывающие существенного влияния на особенности их поведения (заболевания JlOP-органов, легкие заболевания костной системы и т. д.) — группу легко больных составили 45 детей-а тяжело больные дети — это дети, заболевания которых существенно ограничивают их жизнедеятельность и вызывают острые болевые симптомы и тревожные состояния, связанные со страхом потери жизнигруппу тяжело больных составили 30 детей.
Методы исследования:
В исследовании применялись стандартизированные и валидизирован-ные психодиагностические методики для изучения социально-психологической адаптации детей к школе: методика изучения самооценки (модифицированный вариант методики Дембо Т. — Рубинштейн С.) — методики изучения уровня учебной мотивации — анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов (Лусканова Н.Г.), проективный тест «Что мне нравится в школе?" — проективный тест «Несуществующее животное», а также опросник для учителей «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» (Ковалева JI.M., Тарасенко Н.Н.).
Для диагностики типов родительского воспитания — опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (Эйдемиллер Э.Г., Юстиц-кий В.В., 1990) — для диагностики отношения ребенка к своей семье — проективный тест «Рисунок семьи».
В качестве дополнительных методов исследования использовались: наблюдение за первоклассниками в условиях школы и анкетирование родителей первоклассников.
Статистическая оценка полученных результатов проводилась с помощью параметрического критерия t-Стьюдента, непараметрического критерия Манна-Уитни и коэффициента корреляции Пирсона. Обработка данных проводилась с помощью статистической программы SPSS —11.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных психологов, посвященных проблеме психического развития в младшем школьном возрасте (Выготский JI.C., Эльконин Д. Б., Божо-вич Л.И., Дубровина И. В., Гуткина Н. И., Прихожан A.M. и др.), современные представления о природе и механизмах процесса адаптации (Александровский Ю.А., Петровский А.В.) и подход к болезни как к особой ситуации развития ребенка, которая изменяет смысл и стиль жизни и больного ребенка, и всей семьи (Николаева В.В.).
Научная новизна. В работе проведено комплексное изучение особенностей социально-психологической адаптации первоклассников с хроническими соматическими заболеваниями к условиям школьного обучения.
Обнаружено, что в процессе социально-психологической адаптации к школе дети, страдающие хроническими соматическими заболеваниями, отличаются от здоровых детей рядом психологических особенностей: неадекватной самооценкойвысоким уровнем тревожностинедостаточной социальной компетентностью.
В процессе социально-психологической адаптации дети, имеющие хронические соматические заболевания, в большей степени, чем их здоровые сверстники, испытывают дефицит организованности, трудности самоконтроля, повышенную утомляемость и сниженную работоспособность, а также двигательную расторможенность.
Выявлено, что тяжесть и нозология имеющегося у ребенка заболевания оказывают непосредственное влияние на успешность социально-психологической адаптации к школе. Чем «тяжелее» заболевание, тем труднее и длительнее происходит процесс социально-психологической адаптации больного ребенка к условиям школьной жизни. Адаптация к школе протекает труднее у детей, страдающих заболеваниями дыхательной, мочеполовой, костно-мышечной систем и заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
Определены особенности семейной ситуации и родительского отношения к детям, страдающим хроническими соматическими заболеваниями. Родительское отношение отличается высоким уровнем протекции, минимумом санкций и обязанностей по отношению к ребенку, максимальным уровнем требований и запретов. Среди психологических причин негармоничного воспитания отмечаются: фобия утраты ребенка, расширение сферы родительских чувств, предпочтение женских качеств. Такие особенности детско-родительских отношений не являются анормальными и обусловлены болезнью ребенка.
Показано, что тип родительского отношения является фактором, влияющим на характер социально-психологической адаптации к школе больного ребенка: социально-психологическая адаптация к школе протекает у больных детей более успешно, если такие особенности родительского отношения как гиперпротекция, потворствование, воспитательная неуверенность родителей и неустойчивость стиля воспитания выражены в меньшей степени.
Показано, что успешность социально-психологической адаптации к школе детей, имеющих хронические соматические заболевания, следует оценивать по следующим критериям: степень сохранности физического здоровья (отсутствие жалоб на ухудшение здоровья, самочувствия) — уровень усвоения учебной программысформированность элементов и навыков учебной деятельностисформированность мотивации учебной деятельности (принятие роли школьника).
Подготовлены рекомендации по работе с первоклассниками, имеющими хронические соматические заболевания, их родителями и учителями.
Теоретическое значение работы состоит в том, что она вносит вклад в понимание социальной ситуации развития детей, страдающих хроническими соматическими заболеваниями. Расширяет представления о природе и факторах процесса школьной адаптации и критериях её успешности.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что выявленные особенности социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями и особенности их детско-родительских отношений позволяют оптимизировать коррекционно-профилактическую работу, проводимую психологом для предупреждения возникновения школьной дезадаптации.
Полученные данные могут быть использованы при разработке курсов возрастной и педагогической психологии для студентов педагогических и психологических специальностей ВУЗов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Социально-психологическая адаптация к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями имеет более длительный период, чем у здоровых детей, и отличается рядом особенностей, обусловленных комплексом психологических качеств больных детей.
2. Тяжесть и нозология хронического соматического заболевания оказывают влияние на особенности социально-психологической адаптации больного ребенка к школе. Дети с тяжелыми заболеваниями испытывают больше трудностей в процессе социально-психологической адаптации к школе. Чаще всего дезадаптированными оказываются дети, страдающие заболеваниями костно-мышечной, дыхательной, мочеполовой систем, а также заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
3. Одним из факторов, определяющих успешность социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями, являются детско-родительские отношения, характер которых обусловлен болезнью ребенка.
4. При оценке успешности социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями наиболее информативными являются следующие критерии: степень сохранности физического здоровьяуровень усвоения учебной программысформированность элементов и навыков учебной деятельностисформированность мотивации учебной деятельности.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования и его результаты обсуждались на Первой международной научно-практической конференции «Психология образования: проблемы и перспективы» (Москва, 2004) — научно-практической конференции молодых ученых «Бытие и развитие личности в педагогике и психологии» (г. Калининград, 2004) — на методических заседаниях педагогов-психологов г. Калининграда (2002, 2003, 2004) — на научно-методических семинарах школ г. Калининграда.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложений.
Заключение
.
Система образования, и, соответственно, школа, наряду с другими социальными институтами сегодня активно включается в решение глобальной проблемы общества — проблемы сохранения детского здоровья. Являясь злободневной для всего мирового сообщества, эта проблема особую актуальность приобретает и в современной России. Медики констатируют, что за последние 20 лет в состоянии здоровья детского населения произошли неблагоприятные изменения: более чем в 4 раза увеличилось количество детей с хронической соматической патологией. В то же время различными исследователями прослеживается прямая связь отклонений в состоянии здоровья школьников с отставанием в учении. Установлено, что среди плохо успевающих детей абсолютное большинство имеет соматические расстройства той или иной степени выраженности.
В настоящее время проблемой, которая объединяет вокруг себя многих специалистов разного профиля, является проблема школьной адаптации и дезадаптации.
Наша работа посвящена исследованию особенностей социально-психологической адаптации детей с хроническими соматическими заболеваниями.
Аналитический обзор научных публикаций по проблеме школьной адаптации и дезадаптации позволил проанализировать различные теоретические концепции и подходы к этим явлениям. Школьная адаптация, это сложный и длительный процесс приспособления ребенка к школе, который идет по нескольким направлениям: психофизиологическая адаптация (перестройка организмом ребенка своих функций в соответствиями с требованиями внешней среды) — социальная адаптация (включение ребенка в новую социальную ситуацию, активное приспособление его к условиям социальной среды) — психологическая адаптация (активность личности ребенка — приспособление его психической деятельности к условиям среды или попытка изменить данную окружающую среду с целью более успешной адаптации). Временные рамки школьной адаптации не могут быть строго определены. Длительность периода адаптации к новым условиям зависит, в первую очередь, от индивидуальных особенностей ребенка, от его готовности к обучению в школе, от особенностей детско-родительских отношений и множества других факторов. В психолого-педагогической литературе указывается период адаптации от 1 месяца до года.
Следует отметить, что школьную адаптацию невозможно рассматривать без изучения процесса школьной дезадаптации — это два многомерных и многофакторных понятия. Процесс адаптации к школе всегда завершается определенным исходом: возникает или состояние адаптированности ребенка к школе или наступает школьная дезадаптация. Согласно многим авторам, в основе генеза школьной дезадаптации лежит комплекс причин, т. е. ее природа полифакторна. Среди факторов, способствующих школьной дезадаптации можно выделить следующие: педагогический (отсутствие индивидуального подхода к ребенку со стороны педагога, стиль педагогического общения, несвоевременность помощи ребенку, оскорбления и проявление неуважения) — семейный (асоциальная семья, неблагоприятная обстановка в семье, трудности материально-бытового плана, запущенность ребенка родителями, неадекватные стили семейных взаимоотношений и т. п.) — психологический (задержки психического развития, «неготовность» к обучению в школе и т. д.) — соматический (хронические соматические заболевания разной степени тяжести, нарушения слуха, зрения, речи ребенка, двигательные нарушения). Целью нашей работы стало выявление психологических особенностей детей с хроническими соматическими заболеваниями в период адаптации к школе.
Проявления школьной дезадаптации как нарушения процесса адаптации различны. Наиболее часто школьная дезадаптация проявляется в различных трудностях обучения ребенка по программе, адекватной его способностямв нарушении поведения, которое не согласуется с социальными нормамив нарушении контакта ребенка с социальной средой (со сверстниками, учителями и др.) — в различных нарушениях эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сфер ребенка. Однако следует отметить, что в направлении исследования проблем школьной адаптации и дезадаптации еще не выполнены крупные обобщающие теоретические исследования, сделано немного конкретно-экспериментальных исследований, а в проведенных работах раскрываются в основном отдельные аспекты данных феноменов.
Ребенок, страдающий хроническим соматическим заболеванием, приходит в школу с определенным «набором» психологических проблем. Теоретический анализ показал, что любое хроническое соматическое заболевание, будь то бронхиальная астма, сахарный диабет или заболевания сердца, приводит к некоторым эмоциональным нарушениям, проявляющимся как в интрапсихическом плане: высокая тревожность, депрессии, страхи, чувство безнадежности и беспомощности, потеря контроля над своим поведением, фрустрации, так и в поведенческих реакциях: наличие агрессивного и конфликтного поведения, замкнутость и т. д. Кроме этого, у детей, имеющих хронические соматические заболевания можно выделить искажения в Я-концепции, выражающихся в бедных представлениях о самом себе и неадекватной самооценке.
Общеизвестно, что большая роль в формировании развитии личности ребенка принадлежит его семье. Многочисленные исследования показывают, что семья, в которой воспитывается хронически больной ребенок, переживает сложные психологические деформации, происходят изменения структуры семьи, отношений, складывающихся в ней, стилей семейного воспитания. Психическое благополучие больного ребенка напрямую зависит от того, в каком направлении идут все перечисленные процессы, от функциональных или дисфункциональных позиций, которые заняли все члены семьи. Обобщая взгляды многих авторов на особенности детско-родительских отношений в семьях больных детей, можно выделить следующее искажения воспитания: страх утраты ребенка, доминирующая или потакающая гиперпротекция (гиперопека), воспитательная неуверенность и неустойчивость, тенденция к снижению санкций, требований и запретов, проекция детских качеств. Очень часто у матерей детей с хроническими соматическими заболеваниями очень высокий уровень ограничений действий ребенка и контроля за его деятельностью. Также наиболее типично воспитание детей со стороны большинства матерей в культе болезни с зависимостью от лекарств, режима, воспитание с детства чувства слабости, отличия от сверстников.
Проведенное экспериментальное исследование показало, что социально-психологическая адаптация к школе детей, имеющих хронические соматические заболевания, отличается рядом особенностей. Несомненно, это связано с определенными психологическими качествами больных детей, а также с особенностями детско-родительских отношений, в которые они включены.
По данным проведенного исследования, значимыми критериями успешности социально-психологической адаптации детей с хроническими соматическими заболеваниями являются:
1. Степень сохранности физического здоровья (отсутствие жалоб на ухудшение здоровья, самочувствия).
2. Уровень усвоения учебной программы.
3. Сформированность элементов и навыков учебной деятельности.
4. Сформированность мотивации учебной деятельности (принятие роли школьника).
Оценивая степень социально-психологической адаптации больного ребенка, бесспорно, нужно учитывать такие критерии адаптации к школе, как положение в структуре межличностных отношений, общественная активность, усвоение социальных норм поведения, способность к произвольной регуляции своего поведения, но на более поздних ее этапах (через 8−10 месяцев после поступления в школу).
Очевидно, что для обеспечения успешной социально-психологической адаптации к школе с детьми, имеющими хронические соматические заболевания, жизненно важно проводить коррекционно-профилактическую работу. Коррекционно-профилактическая работа с детьми, страдающими хроническими соматическими заболеваниями должна включать в себя следующие направления: работа с педагогом начальных классовработа с родителямиработа с ребенком.
Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:
1. Социально-психологическая адаптация к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями имеет более длительный временной период и отличается рядом особенностей, обусловленных комплексом психологических качеств больных детей.
2. Детей, страдающих хроническими соматическими заболеваниями, по сравнению со здоровыми детьми, в процессе социально-психологической адаптации к школе отличают следующие психологические особенности: инфантилизмнеадекватная самооценкавысокий уровень тревожностинизкий уровень учебной мотивациинедостаточный уровень социальной компетентности.
3. Выявлена связь между тяжестью и нозологией заболевания ребенка и успешностью его социально-психологической адаптации к школе. Чем более тяжелыми формами хронических соматических заболеваний страдают дети, тем в большей степени они испытывают в процессе адаптации трудности, связанные с дефицитом организованности и самоконтроля, повышенной утомляемостью, сниженной работоспособностью. Чаще всего дезадаптированными являются дети, страдающие заболеваниями костно-мышечной, дыхательной, мочеполовой системы, а также заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
4. Родительское отношение в семьях, имеющих ребенка, страдающего хроническим соматическим заболеванием, отличается такими чертами как гиперпротекция, недостаточность требований-обязанностей, недостаточность требований-запретов и минимальность применяемых к ребенку санкций. Чаще всего причинами негармоничного воспитания являются: расширение сферы родительских чувств, воспитательная неуверенность родителя (чаще всего матери), неразвитость родительских чувств, фобия утраты ребенка и проекция негативных качеств на ребенка.
Установлено, что успешности социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями препятствуют такие особенности родительского отношения, как гиперпротекция, потворствование, воспитательная неуверенность родителей и неустойчивость стиля воспитания.
Успешность социально-психологической адаптации детей с хроническими соматическими заболеваниями необходимо оценивать по следующим критериям: степень сохранности физического здоровьяуровень усвоения учебной программысформированность элементов и навыков учебной деятельностисформированность мотивации учебной деятельности.
Безусловно, наше исследование не претендует на полный охват сложной и многогранной темы, посвященной изучению социально-психологической адаптации к школе детей, страдающих хроническими соматическими заболеваниями. Дальнейшее развитие исследований может быть направлено на изучение психологических функций и психологических особенностей при конкретных хронических соматических заболеваниях (эпилепсия, глазные заболевания, заболевания дыхательной системы и др.) на различных этапах онтогенеза и обучения. Кроме того, необходимо проведение исследований, направленных на разработку и внедрение программ медико-психолого-социального и педагогического сопровождения детей с хроническими соматическими заболеваниями в образовательном пространстве с использованием новейших технологий и специального оборудования.
Список литературы
- Аверин В.А. Психология детей и подростков. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. — 379с.
- Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / Под ред. А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова. М.: Педагогика, 1982. -240с.
- Азарова Т.В. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей в школе (научно-методическая программа) // Мир психологии. 1996. — № 1. — С. 147- 170.
- Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991. — 241 с.
- Александровская Э.М., Куприянова Т. А., Реут Т. Н. Вопросы организации помощи младшим школьникам с трудностями адаптации // Журнал прикладной психологии. 1998. — № 2. — С.48−54.
- Александровская Э.М., Платновская Ю. Структура личностных свойств у младших школьников и их самооценка // Здоровье, развитие, личность / Под ред. Сердюковской Т. Н. М., 1990. — 256с.
- Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1971. — 214с.
- Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1986. — 150с.
- Антонов В.В. О роли контакта с матерью в психическом развитии ребенка // Невропатология и психиатрия. — 1975. № 10. — С. 12−16.
- Арина Г. А., Тхостов А. Ш. Теоретические проблемы исследования ВКБ // Психодиагностическое отношение к болезни при нервно-психической и соматической патологии / Под ред. М. М. Кабанова. JL, 1990.-141с.
- Бадоева С.А. Особенности первичной адаптации первоклассника к условиям школьного обучения // Современные проблемы дошкольного и начального образования: Материалы конф. «Чтения Ушинского» пед. фак. ЯГПУ. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2004. — С.36−40.
- Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. — № 1. — С.82−91.
- Бардин К.В. Если ваш ребенок не хочет учиться. -Ереван: Луйс, 1981.- 104 с.
- Баркан А.И. Типы адаптации первоклассников // Педиатрия. -1983. № 5. — С.40−43.
- Баркан А.Я. Типы адаптации первоклассников / Педиатрия, 1983. № 5. — С.78−94.
- Безруких М.М. Ребенок идет в школу. М.: Академия, 2000.248с.
- Беличева С.А. Психолого-педагогическая поддержка детей и подростков группы риска // Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. М., 1992. — С. 16−21.
- Беличева С.А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков //Вестн. психосоциал. и коррекц.-реабилитац. работы. 1995. — № 1. — С.3−17.
- Белякова Н.В. Школьная дезадаптация у первоклассников (систематизация причин и комплексный подход к их предупреждению): авто-реф.дис. .канд.псих.наук. Томск, 1999 — 23с.
- Берне Э. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. — 149с.
- Битянова М. Р. Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство, 1998. — 341с.
- Блонский П.П. Психология младшего школьника / Под ред. А. И. Липкиной, Т. Д. Марцинковской- Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. М. Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1997 — 574с.
- Божович J1. И. Избранные психологические труды: Пробл. формирования личности / Л.И. Божович- Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар.пед.акад., 1995. — 207с.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. — № 2. — С.56−64.
- Божович Л.И., Славина Л. С. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников. — Известия АПН РСФСР, 1951.-Вып.36.- 157с.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М: Педагогика, 1990. — 140с.
- Бурменская Г. В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: МГУ, 1990. — 136с.
- Былкина Н.Д. Соотношение самооценки и уровня притязаний в норме и при соматической патологии: автореф.дис.канд.псих.наук. Москва, 1995.-22с.
- Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции // Вестник МГУ, 14 серия. № 4. — 1985. — С.17−24.
- Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: авто-реф.дис.канд.псих.наук. Москва, 1986. — 20с.
- Вассерман Л.И., Вуке А. Я., Иовлев Б. И. и др. О психологической диагностике типов отношения к болезни. В кн.: Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психической и соматической патологии. Л., 1990, с. 8−16.
- Вачков И.В. Динамика мотивации ученика и адаптации к школе в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. — 2000. № 3. — С.26−30.
- Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников/ А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. -М.: Владос-Пресс, 2001.-159с.
- Вильчинская Т.П. Психологические проблемы дезадаптации детей младшего школьного возраста. М.: МОСУ, 2000.- 27 с.
- Виноградова Т.В. Внутренняя картина болезни при локальных поражениях мозга. Автореф. дисс. канд. психол. н.—М., 1979.—20 с.
- Винокуров Л.Н. Основы педагогической диагностики и профилактики нервно-психический нарушений у детей и подростков. — Кострома, 1994. 144с.
- Вострокнутов Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. — М., 1995. — С. 8—11.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика -Пресс, 1996. —320 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. М., 1984.
- Глозман Ж.М. Нарушения общения и школьная дезадаптация // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 2001. № 3. — С.35−46.
- Гнедова С.Б. Влияние социальной ситуации и состояния здоровья на развитие личностных особенностей школьников: авто-реф.дис.канд.псих.наук. Москва, 1999. — 18с.
- Гордеев В. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) новый инструмент оценки развития детей / В. Гордеев, Ю. Александрович. — СПб: Речь, 2001. — 200с.
- Горячева М.А. Влияние самосознания на развитие внутренней картины болезни с судорожным синдромом: автореф.дис.канд.псих.наук. -Ставрополь, 2002. 20с.
- Горячева Т.Г. Роль детско-родительских отношений в психическом развитии подростков, оперировавшихся по поводу врожденного порока сердца: автореф.дис. .канд.псих.наук. Москва, 1995. — 20с.
- Тромбах С.М. Школа и психическое здоровье учащихся. — М.: Медицина, 1988.-212с.
- Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6−7 лет к школьному обучению // Психологическая наука и образование. 1997. — № 2. — С.28−35.
- Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков: (Пособие для психологов, педагогов, психосоц. и соц. работников) /JI.3. Вильдовская и др. // Под ред. С. А. Беличевой. М.: Консорциум «Соц. здоровье России», 1999.-181с.
- Диагностика и коррекция тревожности в школьном возрасте. — Стерлитамак, 1993. 78с.
- Диагностика изучения личности ребенка и его семьи в работе семейного педагога. — Вологда, 1997. 124с.
- Диагностика школьной дезадаптации: Науч.-метод.пособие для учителей нач. классов и школ. психологов / Н. Г. Лусканова и др. -М.: Ред.-издат.центр Консорциума «Социальное здоровье России». 1993. — 126с.
- Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987. — 214с.
- Диков М.Н. К проблеме психологической готовности детей к школе // Психол. наука и образование. -1997. N 4. — С. 71−79.
- Дичев Т.Г. Проблемы адаптации и здоровья. М.: Медицина, 1979.-121с.
- Дичев Т.Г., Тарасов К. Е. Проблема адаптации и здоровье человека.-М., 1976.-98с.
- Дорожевец Т.В. Психологические особенности школьной адаптации воспитанников детского сада: автореф.дис.канд.псих.наук. — Москва, 1994.-23с.
- Дружинин В.Н. Психология семьи. М.: КСП, 1996. — 158с.
- Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. -М., 1975.- 156с.
- Дусавицкий А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимости от способов обучения // Вопросы психологии. 1983. — № 1. С.65−71.
- Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. -М.: Дом педагогики, 1996. 203с.
- Елагина М.Т. Кризис 7 лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии. 1989. — № 1. — С. 14−22.
- Елфимова Н. В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников: Учеб.-метод.пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.- 108с.
- Ермолова Т.В., Панцырная Е. В. Ролевое поведение и готовность к школьному обучению детей 7−8 лет // Психол. наука и образование. 1999. -№ 1.- С. 38−45.
- Жариков М.Н., Логинова М. С., Лебедев М. А. Изучение факторов дезадаптации подростков в условиях школы. В кн.: Пограничные нервно-психические расстройства. — М., 1983.-С. 151−159.
- Жмыриков А.Н. Динамика социально-психологической адаптивности личности в новых условиях деятельности и общения: автореферат дис. канд.псих.наук. М., 1989. — 15с.
- Заваденко Н.Н. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование // Вопр. психологии. 1999. — № 4. -С. 21−28.
- Захаров А.И. К изучению роли аномалий семейного воспитания в патогенезе неврозов детского возраста. В кн.: Неврозы и пограничные состояния. — Л., 1972, с. 53−55.
- Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб.: «Издательство Союз», «Лениздат», 2000. — 224с.
- Захаров А.И. Семейное воспитание и его дефекты. В кн.: социальная психология личности. Л., 1974. — 122с.
- Зеленова М.Е. Адаптация к начальной школе: особенности психического состояния и поведения первоклассников в зависимости от типапедагогического взаимодействия их учителей // Психологическая наука и образование. 2000. — № 1. — С.22−29.
- Зеленова, М. Е. Психологические особенности педагогического влияния на адаптацию ребенка в начальной школе: автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1992. — 19 с.
- Земска М. Семья и личность. М., 1986. — 180с.
- Иванов Е.С. Астения как одна из причин неуспеваемости детей в школе В кн. Психология развития. — СПб, 2000. — С.375−379.
- Иовчук Н.М. Детско-подростковые психические расстройства. -М.: НЦ ЭНАС, 2003. 80с.
- Исаев Д.Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия. СПб.: Речь, 2004. — 384с.
- Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. -СПб., 1996.-454с.
- Исаев Д.Н., Зеленский С. М. Внутренняя картина болезни у детей с сахарным диабетом / Педиатрия. 1991. — № 2. — С.76−84.
- Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 89−95.
- Каган В.Е. Школьная дезадаптация: К определению понятия // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства. М., 1995.-С.З-8.
- Калинин С.И. Компьютерная обработка данных для психологов / Под науч.ред. АЛ. Тулупьева. СПб.: Речь, 2002. 134с.
- Калитеевская Е.Р. Клинико-психологические особенности подростков и юношей с хроническими соматическими заболеваниями: автореф. дис. канд.псих.наук. — Ленинград, 1986. -22с.
- Квасенко А.В. Психология больного. Л.: Медицина, 1980.184с.
- Киколов А. И. Обучение и здоровье. М.: Высш. шк., 1985. — 105с.
- Киян И. Г. Острый лимфобластный лейкоз в детском возрасте. Психологические последствия // Журнал прикладной психологии. 2003. -№ 2.-С. 17−23.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979. — 268с.
- Ковалев С. В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1987- 159с.
- Ковалевский В.А. Особенности психических новообразований у хронически больных младших школьников / Школа здоровья. 1997. — Т.4. -№ 1. -С.74−82.
- Ковалевский В.А. Психологический портрет больного ребенка // Журн. практ. психолога. 1999. — № 2. — С.54−57.
- Коган В.Е. Внутренняя картина здоровья и соматические заболевания детей // Неврозы у детей и подростков. М., 1986. — С. 79−80.
- Коломинский Я.Л. О психологии детей шестилетнего возраста. Пособие для учителей. Казань: Татар, кн. изд-во, 1991. — 188с.
- Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практ. работников дошк. образоват. учреждений / Под общ. ред. Е. М. Мастюковой. 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2003.- 66с.
- Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине.- Прага: Ави-ценум, 1983.- 405 с.
- Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ.пед.учеб.заведений / Под ред. Г. Ф. Кумариной. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 320с.
- Коррекция нервно-психических нарушений при соматических заболеваниях у детей. Учеб. метод, пособие Д. Н. Исаев, Н. М. Богоявленская, И. Я. Руденко, С. В. Матвеев- Петерб. педиатр, мед. ин-т. — СПб.: ППМИ, 1996−45 с.
- Корытова Г. С. Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявление школьной дезадаптации: автореферат дис. канд.псих.наук. Улан-Удэ, 1998. — 21с.
- Котова Е.В. Особенности школьной адаптации часто болеющих детей // Образование и социализация личности в современном обществе. Мат.респ.научн.-практ.конференц. Красноярск, 1999. С.204−205.
- Кравцов Г. Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М.: Знание, 1987. — 77 с.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. — 150с.
- Краснушкин Е.К. О «сознании» и чувстве болезни при соматических болезнях. Труды III Всесоюзного съезда невропатологов и психиатров. М., 1950. — С.248−254.
- Крыгина Н.Н. Диагностика супружеских и детско-родительских отношений : Учеб.пособие. Магнитогорск, 1999. — 88с.
- Лакосина Н.Д. Медицинская психология. М.: Медицина, 1984.- 272с.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей : Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 165с.
- Лебединский М.С., Мясищев В. Н. Введение в медицинскую психологию. Л.: Медицина, 1966. — 281с.
- Левина И.Л. Школьная адаптация и ее нарушения. Новокузнецк: ИПК, 2002.- 142с.
- Ливанова М.Н. Психосоматическая детерминация интеллектуально-личностного развития соматически ослабленных детей: авто-реф.дис.канд.псих.наук. Казань, 1997. — 23с.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г. Рузской- Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.-социал. ин-т. М.: Моск. психол.-соц. ин-т- Воронеж: МОДЭК, 1997.- 383с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. — 145с.
- Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.:Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 1999.- 406с.
- Луньков А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома. — М., 1995.-114с.
- Лурия Р.А. Внутренняя картина болезней и иатрогенные заболевания. М.: Медицина, 1977. — 111с.
- Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. Учебно-методическое пособие. — М.: Фолиум, 1999. 32с.
- Лусканова Н.Г., Коробейников И. А. Диагностические аспекты проблемы школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста — В кн.Психология развития. СПб, 2000. — С. 149−167.
- Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника.- М.: Просвещение, 1977. 126с.
- Максимова М.В. Психологические условия школьной адаптации (1−3 классы): автореф.дис.канд.псих.наук.-Москва, 1994.-23с.
- Маслова Н.В. Стиль педагогического руководства и оптимальность сочетания воспитательных воздействий учителя // Психолого-педагогические процессы / Проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. М., 1980. — 214с.
- Медицинская психология / Под ред. Б. Д. Карвасарского. JL, 1982.-178с.
- Милованова Н.Г. Школьная дезадаптация : Особенности взаимодействия субъектов образоват. процесса.: Учеб. пособие / Н. Г. Милованова, Н. Н. Суртаева. Тюмень: Вектор Бук, 2001.- 99с.
- Михеева А.А. Психологическая помощь часто болеющим детям // Шк. здоровья. -1999. № 1. — С. 55−72.
- Михеева А.А. Психологические особенности часто болеющих детей : автореф.дис.канд.псих.наук.-Москва, 1999.-21с.
- Михеева А.А., Манелис Н. Г., Филякова и др. Особенности дет-ско-родительских отношений в семьях детей, страдающих бронхиальной астмой // Школа здоровья, 1996. Т.З. — № 4. — С.71−78.
- Морозова Н.В. Психологические особенности школьной дезадаптации учащихся старших классов: автореферат. канд.псих.н. М., 1996.-22с.
- Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М.: Просвещение, 1986.-178с.
- Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004.-492с.
- Невский И.А. Дисциплина и предупреждение педагогической запущенности. Сб.науч. тр.- Кишинев, 1992.- с. 120−128.
- Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6−7 лет. М.: Педагогика, 1992.- 160с.
- Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М., 1987.-189с.
- Николаева В.В. О психологической природе алекситимии.// В сб.: Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991. -202с.
- Николаева В.В. Психологические аспекты рассмотрения внутренней картины болезни. Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской психологии. Л., 1976, с.95−98.
- Николаева В.В. Тяжелобольной ребенок : Штрихи к психол. портр. // Шк. здоровья. 1995. — Т.2. -№ 2. — С.86−95.
- Николаева В.В., Арина Г. А. Клинико-психологические проблемы телесности.// Психологический журнал. 2003, № 1. С.64−72.
- Николаева В.В., Арина Г. А. Принципы синдромного анализа в психологическом изучении телесности // Международная конференция памяти А. Р. Лурия. Под ред. Е. Д. Хомской. М., 1998, с.75−82.
- Основы возрастно-психологического консультирования. Учеб.-метод. пособие / Под ред. А. Г. Лидерса. М.: Изд-во МГУ, 1991 — 79с.
- Особенности психологического развития детей 6−7-летнего возраста / Отв. ред. Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер. М.: Педагогика, 1988. — 136с.
- Оценка тревожности в группах часто болеющих детей и у пациентов с бронхиальной астмой / В. Н. Касаткин и др. // Шк. здоровья. -1998. -Т.5. № 1. — С.49−56.
- Панферова О.В. Особенности индивидуальности ребенка и адаптация к школе: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Психол. ин-т Рос. акад. образования. — М., 1996.-20с.
- Петровский А.В. Возможности и пути построения общепсихологической теории личности // Вопросы психологии. — 1987. -№ 4.-П.8.4-ТБэпулярная психология для родителей / Под ред. А.С. Спива-ковской. СПб.: Союз, 1997. — 301с.
- Портнова А.Г. Возрастная динамика индивидных и личностных характеристик учащихся в связи со школьной адаптацией: автореф.дис.. .канд.псих.наук. СПб, 2001. — 20с.
- Прихожан A.M. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога: Сб.науч.тр.- Киров, 1991.- с.26−43.
- Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304с.
- Психическое развитие младших школьников: эксперимент, психолог. исследован. / Ш. Э. Боцманова, В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1990.
- Психогигиена детей и подростков / Под ред. Г. Н. Сердюковской, Г. Гельница. М, 1985. — 122с.
- Психология больного ребенка / Под ред. Д. Н. Исаева. М., 1998. — 122с.
- Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского.-М., 1987.- 104с.
- Работа психолога в начальной школе / Под М. Р. Битяновой. -М.: Совершенство, 1998. 341с.
- Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной.-М., 1991.- 164с.
- Равич-Щербо И.В., Румянцев А. Г., Киян И. Г., Махадцинова Г. Н., Гавриш С. В. Психологические особенности детей, страдающих острым лимфобластным лейкозом // Вопросы психологии. — 2004. № 6. С.84−91.
- Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987. — 424с.
- Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 2002. № 2. — С.48−55.
- Романова, Е.С. Графические методы в практической психологии. -СПб.: Речь, 2002.-416с.
- Ротенберг B.C. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: Просвещение, 1989.-239с.
- Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / И. В. Дубровина и др. М.: Академия, 2000. — 160с.
- Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. — М.: ГНОМ и Д, 2001. 96с.
- Савонько Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста // Вопросы психологии. 1969. — № 4. — С.71−78.
- Салтыкова А.С. Образ Я и внутренняя картина болезни подростков с врожденными пороками сердца, 1998. http://psychology.ru/lomonosov.
- Сапоровская М.В. Детско-родительские отношения и копинг поведение родителей как факторы школьной дезадаптации: авто-реф.дис.канд.псих.наук. Кострома, 2002. -21с.
- Северный А.А. Проблема междисциплинарного взаимодействия в коррекции школьной дезадаптации : К вопр. о необходимости созданиякомплекс, системы психол.-психиатр. помощи учащимся. // Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. М., 1998. — С. 87−103.
- Семичев С.Б. Предболезненные психические расстройства. — М., 1987.-102с.
- Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодале-ва, В. В. Столина. -М., 1989.-112с.
- Смирнов В.В., Резникова Т. Н. Основные принципы и методы психологического исследования ВКБ //Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. JL, 1983. 78с.
- Смирнова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. 2000. — № 3. — С.3−14.
- Смирнова Е.О. Особенности материнского отношения к часто болеющему ребенку: По дан. сравн. исслед. уровня тревожности у матерей здоровых и больных астмой детей. // Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка. СПб., 1999. — С. 84−89.
- Соколова Е.Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: SvR-Аргус, 1995.-174с.
- Сорокина В.В. Негативные переживания детей в начальной школе // Вопросы психологии. 2003. — № 3. — С.43−52.
- Спиваковская А.С. Как быть родителями. М., 1986. — 152с.
- Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1989. — 132с.
- Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. -М.:Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс. 1999. -Т.1. — 1999. — 304с.
- Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. — М., 1996.-115с.
- Султанова А. С. Внутренняя картина болезни подростков, перенесших операцию при врожденном пороке сердца: автореф.дис. канд.психол.наук. М., 2000. — 28с.
- Томас А., Чесс С. Значение темперамента для психиатрической практики «Детство идеальное и настоящее». Новосибирск, 1994. — 156с.
- Тхостов А.Ш. Болезнь как семиотическая система.// Вестник МГУ. Психология. 1993. — № 1. — С. 14−18.
- Тхостов А.Ш. Психология телесности: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Психология», «Клинич. психология». М.: Смысл, 2002. — 287с.
- Ульянова Т.Д. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения у учащихся первых классов // Начальная школа. 1996. -№ 2. — С. 53−57.
- Филякова Е.Г. Образ Я подростков с хроническими соматическими заболеваниями : автореф.дис.канд.псих.наук.-Москва, 1997.— 22с.
- Филякова Е.Г., Николаева В. В., Касаткин В. Н. Образ Я детей с хроническими соматическими заболеваниями (бронхиальная астма и гаст-родуоденальная патология)//Педиатрия. 2000. № 4. — С.74−79.
- Хоментаускас Г. Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. 1986. — № 2. -С.61−69.
- Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. -М., 1984. 141с.
- Цылев В.Р. О проблеме психологической адаптации школьников // Психологическая наука и образование. 1998. — № 3−4. — С.31−37.
- Чуткина Г. М. Адаптация первоклассников к педагогическому процессу школы: авторефер.канд.пед.наук. Минск, 1987. — 21с.
- Шевалев, Е. А. О переживании болезни // Советская психоневрология. 1936. — № 6. — С. 21−27.
- Школьные проблемы глазами психолога: как оказать помощь дезадаптированному ребенку / Под ред Л. В. Варначева. — Ярославль, 1996. -91с.
- Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие Серия: «Психодиагностика: педагогу, врачу, психологу. (Вып.1) / Под общей редакцией Л. И. Вассермана. М.: Фолиум, 1996.-48с.
- Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов / Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская. СПб.: Речь, 2003. — 336с.
- Ясюкова JI.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. — СПб.:Речь, 2003. 384с.
- Janice D. Key, Ronald Т. Brown, Linda D. Marsh, Eve G. Spratt, Julie C. Recknor. Depressive Symptoms in Adolescents With a Chronic Illness. -Children's Health Care. Volume 30, Issue 4, Page 283−292, 2001.
- Gale Encyclopedia of Psychology, 2nd ed. Gale Group, 2001.
- George L. Engel. A Tribute and Farewell Wise Psychoso-matics.2001- 42−93.
- Hersov L.A. School refusal // British Medical Journal. 1972. — V.3. -#5118. —p.102−104.
- Leif J., Delay J. Psychology et education. V. 1., Paris, 1965.
- Martin, M. & Waltham Greenwood, C. (1995). Solve your child’s school related problems. New-York: Harper Perenniel. — p. 208−213.
- McMahon, C.M., Lambros, K.M. & Sylva, J.A. Chronic illness in childhood: A hypothesis-testing approach. In TS Watson & EM Gresham (Eds), Handbook of Child Behavior Therapy (pp. 311−333). New York: Plenum Press, 1998.
- Paige L.Z. (1993). The identification and treatment of school phobia. Silver spring, MP: National Association of school Psychologists.
- Pieron N. Vocabulaire de la psychologie. Paris, 1963.
- Stress and Adaptation in Mothers of Children With Cerebral Palsy Manuel et al. J. Pediatr. Psychol.2003- 28: 197−201.