Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Аналитический обзор научных публикаций по проблеме школьной адаптации и дезадаптации позволил проанализировать различные теоретические концепции и подходы к этим явлениям. Школьная адаптация, это сложный и длительный процесс приспособления ребенка к школе, который идет по нескольким направлениям: психофизиологическая адаптация (перестройка организмом ребенка своих функций в соответствиями… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ДЕЗАДАПТАЦИИ В ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    • 1. 1. Адаптация к школе как междисциплинарная проблема
    • 1. 2. Основные причины и формы школьной дезадаптации
    • 1. 3. Психологические особенности детей в период адаптации к школе
  • ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ХРОНИЧЕСКИМИ СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
    • 2. 1. Хроническое соматическое заболевание как психотравмирующий фактор
    • 2. 2. Психологические особенности детей, имеющих хронические соматические заболевания
    • 2. 3. Особенности семейных отношений детей с хроническими соматическими заболеваниями
    • 2. 4. Предмет и объект исследования, гипотезы эксперимента
  • ГЛАВА 3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ХРОНИЧЕСКИМИ СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
    • 3. 1. Методы исследования особенностей социально-психологической адаптации детей к школе
    • 3. 2. Методы исследования особенностей детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с хроническими соматическими заболеваниями
  • ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ХРОНИЧЕСКИМИ СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
    • 4. 1. Результаты экспериментального исследования особенностей социальнопсихологической адаптации детей с хроническими соматическими заболеваниями
    • 4. 2. Результаты экспериментального исследования детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с хроническими соматическими заболеваниями
    • 4. 3. Обсуждение результатов исследования особенностей социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями

Особенности социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В последнее время среди детей, поступающих в школу, все чаще встречаются дети, имеющие различные хронические соматические заболевания. По данным ряда исследований, такие дети еще до поступления в школу обнаруживают ряд психологических особенностей. Впоследствии это приводит к несоответствию предъявляемых к больному ребенку педагогических требований и его возможностей их удовлетворить, что в большинстве случаев становится пусковым механизмом формирования проблем, возникающих в школьной жизни.

Большинство психологических исследований, посвященных проблемам хронически больных детей, в основном уделяют внимание анализу их психологических особенностей и влиянию болезни на развитие личности ребенка (Николаева В.В., Арина Г. А., Михеева А. А., Коваленко Н. А. и др.). Сведений, касающихся вопросов обучения и вхождения больных детей в школьную жизнь, недостаточно, несмотря на то, что многие медики и педагоги отмечают значительные трудности в дальнейшем развитии таких детей. В связи с этим является актуальным исследование проблемы социально-психологической адаптации к школе детей, имеющих хронические соматические заболевания.

Объектом исследования явилась социально-психологическая адаптация детей к школе.

Предмет исследования — особенности социально-психологической адаптации к школе детей, страдающих хроническими соматическими заболеваниями.

Цель работы — выявить особенности социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями и факторы, определяющие ее успешность.

Гипотеза исследования: социально-психологическая адаптация к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями отличается большей длительностью и имеет ряд особенностей, обусловленных комплексом психологических качеств, свойственных таким детям (повышенная тревожность, неадекватная самооценка). Характер социально-психологической адаптации к школе больных детей связан с тяжестью и нозологией их заболевания. Одним из факторов, определяющих успешность социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями, являются детско-родительские отношения.

Исходя из цели исследования, были определены следующие исследовательские задачи:

1. Провести анализ проблемы школьной адаптации первоклассников на основе отечественных и зарубежных источников.

2. Проанализировать научные данные о психологических особенностях детей с различными соматическими заболеваниями.

3. Выделить основные компоненты социально-психологической адаптации к школе и изучить особенности их проявления у детей с хроническими соматическими заболеваниями.

4. Провести сравнительный анализ социально-психологической адаптации к школе детей с заболеваниями различной степени тяжести и различных нозологий.

5. Проанализировать особенности детско-родительских отношений как фактора, определяющего успешность социально-психологической адаптации хронически больных детей к условиям школьной жизни.

6. Разработать рекомендации по организации психолого-педагогической поддержки детей с хроническими соматическими заболеваниями в процессе социально-психологической адаптации к школе.

Экспериментальной базой исследования стали общеобразовательные школы г. Калининграда. В исследовании приняли участие 75 первоклассников с хроническими соматическими заболеваниями, а также их родители (преимущественно матери). Контрольную группу составили 100 первоклассников, не имеющих в анамнезе никаких хронических соматических заболеваний.

Согласно медицинской классификации, дети с хроническими соматическими заболеваниями были разделены на две группы: легко больные дети — это дети, имеющие заболевания, не ограничивающие их жизнедеятельность и не оказывающие существенного влияния на особенности их поведения (заболевания JlOP-органов, легкие заболевания костной системы и т. д.) — группу легко больных составили 45 детей-а тяжело больные дети — это дети, заболевания которых существенно ограничивают их жизнедеятельность и вызывают острые болевые симптомы и тревожные состояния, связанные со страхом потери жизнигруппу тяжело больных составили 30 детей.

Методы исследования:

В исследовании применялись стандартизированные и валидизирован-ные психодиагностические методики для изучения социально-психологической адаптации детей к школе: методика изучения самооценки (модифицированный вариант методики Дембо Т. — Рубинштейн С.) — методики изучения уровня учебной мотивации — анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов (Лусканова Н.Г.), проективный тест «Что мне нравится в школе?" — проективный тест «Несуществующее животное», а также опросник для учителей «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» (Ковалева JI.M., Тарасенко Н.Н.).

Для диагностики типов родительского воспитания — опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (Эйдемиллер Э.Г., Юстиц-кий В.В., 1990) — для диагностики отношения ребенка к своей семье — проективный тест «Рисунок семьи».

В качестве дополнительных методов исследования использовались: наблюдение за первоклассниками в условиях школы и анкетирование родителей первоклассников.

Статистическая оценка полученных результатов проводилась с помощью параметрического критерия t-Стьюдента, непараметрического критерия Манна-Уитни и коэффициента корреляции Пирсона. Обработка данных проводилась с помощью статистической программы SPSS —11.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных психологов, посвященных проблеме психического развития в младшем школьном возрасте (Выготский JI.C., Эльконин Д. Б., Божо-вич Л.И., Дубровина И. В., Гуткина Н. И., Прихожан A.M. и др.), современные представления о природе и механизмах процесса адаптации (Александровский Ю.А., Петровский А.В.) и подход к болезни как к особой ситуации развития ребенка, которая изменяет смысл и стиль жизни и больного ребенка, и всей семьи (Николаева В.В.).

Научная новизна. В работе проведено комплексное изучение особенностей социально-психологической адаптации первоклассников с хроническими соматическими заболеваниями к условиям школьного обучения.

Обнаружено, что в процессе социально-психологической адаптации к школе дети, страдающие хроническими соматическими заболеваниями, отличаются от здоровых детей рядом психологических особенностей: неадекватной самооценкойвысоким уровнем тревожностинедостаточной социальной компетентностью.

В процессе социально-психологической адаптации дети, имеющие хронические соматические заболевания, в большей степени, чем их здоровые сверстники, испытывают дефицит организованности, трудности самоконтроля, повышенную утомляемость и сниженную работоспособность, а также двигательную расторможенность.

Выявлено, что тяжесть и нозология имеющегося у ребенка заболевания оказывают непосредственное влияние на успешность социально-психологической адаптации к школе. Чем «тяжелее» заболевание, тем труднее и длительнее происходит процесс социально-психологической адаптации больного ребенка к условиям школьной жизни. Адаптация к школе протекает труднее у детей, страдающих заболеваниями дыхательной, мочеполовой, костно-мышечной систем и заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

Определены особенности семейной ситуации и родительского отношения к детям, страдающим хроническими соматическими заболеваниями. Родительское отношение отличается высоким уровнем протекции, минимумом санкций и обязанностей по отношению к ребенку, максимальным уровнем требований и запретов. Среди психологических причин негармоничного воспитания отмечаются: фобия утраты ребенка, расширение сферы родительских чувств, предпочтение женских качеств. Такие особенности детско-родительских отношений не являются анормальными и обусловлены болезнью ребенка.

Показано, что тип родительского отношения является фактором, влияющим на характер социально-психологической адаптации к школе больного ребенка: социально-психологическая адаптация к школе протекает у больных детей более успешно, если такие особенности родительского отношения как гиперпротекция, потворствование, воспитательная неуверенность родителей и неустойчивость стиля воспитания выражены в меньшей степени.

Показано, что успешность социально-психологической адаптации к школе детей, имеющих хронические соматические заболевания, следует оценивать по следующим критериям: степень сохранности физического здоровья (отсутствие жалоб на ухудшение здоровья, самочувствия) — уровень усвоения учебной программысформированность элементов и навыков учебной деятельностисформированность мотивации учебной деятельности (принятие роли школьника).

Подготовлены рекомендации по работе с первоклассниками, имеющими хронические соматические заболевания, их родителями и учителями.

Теоретическое значение работы состоит в том, что она вносит вклад в понимание социальной ситуации развития детей, страдающих хроническими соматическими заболеваниями. Расширяет представления о природе и факторах процесса школьной адаптации и критериях её успешности.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что выявленные особенности социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями и особенности их детско-родительских отношений позволяют оптимизировать коррекционно-профилактическую работу, проводимую психологом для предупреждения возникновения школьной дезадаптации.

Полученные данные могут быть использованы при разработке курсов возрастной и педагогической психологии для студентов педагогических и психологических специальностей ВУЗов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социально-психологическая адаптация к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями имеет более длительный период, чем у здоровых детей, и отличается рядом особенностей, обусловленных комплексом психологических качеств больных детей.

2. Тяжесть и нозология хронического соматического заболевания оказывают влияние на особенности социально-психологической адаптации больного ребенка к школе. Дети с тяжелыми заболеваниями испытывают больше трудностей в процессе социально-психологической адаптации к школе. Чаще всего дезадаптированными оказываются дети, страдающие заболеваниями костно-мышечной, дыхательной, мочеполовой систем, а также заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

3. Одним из факторов, определяющих успешность социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями, являются детско-родительские отношения, характер которых обусловлен болезнью ребенка.

4. При оценке успешности социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями наиболее информативными являются следующие критерии: степень сохранности физического здоровьяуровень усвоения учебной программысформированность элементов и навыков учебной деятельностисформированность мотивации учебной деятельности.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования и его результаты обсуждались на Первой международной научно-практической конференции «Психология образования: проблемы и перспективы» (Москва, 2004) — научно-практической конференции молодых ученых «Бытие и развитие личности в педагогике и психологии» (г. Калининград, 2004) — на методических заседаниях педагогов-психологов г. Калининграда (2002, 2003, 2004) — на научно-методических семинарах школ г. Калининграда.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложений.

Заключение

.

Система образования, и, соответственно, школа, наряду с другими социальными институтами сегодня активно включается в решение глобальной проблемы общества — проблемы сохранения детского здоровья. Являясь злободневной для всего мирового сообщества, эта проблема особую актуальность приобретает и в современной России. Медики констатируют, что за последние 20 лет в состоянии здоровья детского населения произошли неблагоприятные изменения: более чем в 4 раза увеличилось количество детей с хронической соматической патологией. В то же время различными исследователями прослеживается прямая связь отклонений в состоянии здоровья школьников с отставанием в учении. Установлено, что среди плохо успевающих детей абсолютное большинство имеет соматические расстройства той или иной степени выраженности.

В настоящее время проблемой, которая объединяет вокруг себя многих специалистов разного профиля, является проблема школьной адаптации и дезадаптации.

Наша работа посвящена исследованию особенностей социально-психологической адаптации детей с хроническими соматическими заболеваниями.

Аналитический обзор научных публикаций по проблеме школьной адаптации и дезадаптации позволил проанализировать различные теоретические концепции и подходы к этим явлениям. Школьная адаптация, это сложный и длительный процесс приспособления ребенка к школе, который идет по нескольким направлениям: психофизиологическая адаптация (перестройка организмом ребенка своих функций в соответствиями с требованиями внешней среды) — социальная адаптация (включение ребенка в новую социальную ситуацию, активное приспособление его к условиям социальной среды) — психологическая адаптация (активность личности ребенка — приспособление его психической деятельности к условиям среды или попытка изменить данную окружающую среду с целью более успешной адаптации). Временные рамки школьной адаптации не могут быть строго определены. Длительность периода адаптации к новым условиям зависит, в первую очередь, от индивидуальных особенностей ребенка, от его готовности к обучению в школе, от особенностей детско-родительских отношений и множества других факторов. В психолого-педагогической литературе указывается период адаптации от 1 месяца до года.

Следует отметить, что школьную адаптацию невозможно рассматривать без изучения процесса школьной дезадаптации — это два многомерных и многофакторных понятия. Процесс адаптации к школе всегда завершается определенным исходом: возникает или состояние адаптированности ребенка к школе или наступает школьная дезадаптация. Согласно многим авторам, в основе генеза школьной дезадаптации лежит комплекс причин, т. е. ее природа полифакторна. Среди факторов, способствующих школьной дезадаптации можно выделить следующие: педагогический (отсутствие индивидуального подхода к ребенку со стороны педагога, стиль педагогического общения, несвоевременность помощи ребенку, оскорбления и проявление неуважения) — семейный (асоциальная семья, неблагоприятная обстановка в семье, трудности материально-бытового плана, запущенность ребенка родителями, неадекватные стили семейных взаимоотношений и т. п.) — психологический (задержки психического развития, «неготовность» к обучению в школе и т. д.) — соматический (хронические соматические заболевания разной степени тяжести, нарушения слуха, зрения, речи ребенка, двигательные нарушения). Целью нашей работы стало выявление психологических особенностей детей с хроническими соматическими заболеваниями в период адаптации к школе.

Проявления школьной дезадаптации как нарушения процесса адаптации различны. Наиболее часто школьная дезадаптация проявляется в различных трудностях обучения ребенка по программе, адекватной его способностямв нарушении поведения, которое не согласуется с социальными нормамив нарушении контакта ребенка с социальной средой (со сверстниками, учителями и др.) — в различных нарушениях эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сфер ребенка. Однако следует отметить, что в направлении исследования проблем школьной адаптации и дезадаптации еще не выполнены крупные обобщающие теоретические исследования, сделано немного конкретно-экспериментальных исследований, а в проведенных работах раскрываются в основном отдельные аспекты данных феноменов.

Ребенок, страдающий хроническим соматическим заболеванием, приходит в школу с определенным «набором» психологических проблем. Теоретический анализ показал, что любое хроническое соматическое заболевание, будь то бронхиальная астма, сахарный диабет или заболевания сердца, приводит к некоторым эмоциональным нарушениям, проявляющимся как в интрапсихическом плане: высокая тревожность, депрессии, страхи, чувство безнадежности и беспомощности, потеря контроля над своим поведением, фрустрации, так и в поведенческих реакциях: наличие агрессивного и конфликтного поведения, замкнутость и т. д. Кроме этого, у детей, имеющих хронические соматические заболевания можно выделить искажения в Я-концепции, выражающихся в бедных представлениях о самом себе и неадекватной самооценке.

Общеизвестно, что большая роль в формировании развитии личности ребенка принадлежит его семье. Многочисленные исследования показывают, что семья, в которой воспитывается хронически больной ребенок, переживает сложные психологические деформации, происходят изменения структуры семьи, отношений, складывающихся в ней, стилей семейного воспитания. Психическое благополучие больного ребенка напрямую зависит от того, в каком направлении идут все перечисленные процессы, от функциональных или дисфункциональных позиций, которые заняли все члены семьи. Обобщая взгляды многих авторов на особенности детско-родительских отношений в семьях больных детей, можно выделить следующее искажения воспитания: страх утраты ребенка, доминирующая или потакающая гиперпротекция (гиперопека), воспитательная неуверенность и неустойчивость, тенденция к снижению санкций, требований и запретов, проекция детских качеств. Очень часто у матерей детей с хроническими соматическими заболеваниями очень высокий уровень ограничений действий ребенка и контроля за его деятельностью. Также наиболее типично воспитание детей со стороны большинства матерей в культе болезни с зависимостью от лекарств, режима, воспитание с детства чувства слабости, отличия от сверстников.

Проведенное экспериментальное исследование показало, что социально-психологическая адаптация к школе детей, имеющих хронические соматические заболевания, отличается рядом особенностей. Несомненно, это связано с определенными психологическими качествами больных детей, а также с особенностями детско-родительских отношений, в которые они включены.

По данным проведенного исследования, значимыми критериями успешности социально-психологической адаптации детей с хроническими соматическими заболеваниями являются:

1. Степень сохранности физического здоровья (отсутствие жалоб на ухудшение здоровья, самочувствия).

2. Уровень усвоения учебной программы.

3. Сформированность элементов и навыков учебной деятельности.

4. Сформированность мотивации учебной деятельности (принятие роли школьника).

Оценивая степень социально-психологической адаптации больного ребенка, бесспорно, нужно учитывать такие критерии адаптации к школе, как положение в структуре межличностных отношений, общественная активность, усвоение социальных норм поведения, способность к произвольной регуляции своего поведения, но на более поздних ее этапах (через 8−10 месяцев после поступления в школу).

Очевидно, что для обеспечения успешной социально-психологической адаптации к школе с детьми, имеющими хронические соматические заболевания, жизненно важно проводить коррекционно-профилактическую работу. Коррекционно-профилактическая работа с детьми, страдающими хроническими соматическими заболеваниями должна включать в себя следующие направления: работа с педагогом начальных классовработа с родителямиработа с ребенком.

Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

1. Социально-психологическая адаптация к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями имеет более длительный временной период и отличается рядом особенностей, обусловленных комплексом психологических качеств больных детей.

2. Детей, страдающих хроническими соматическими заболеваниями, по сравнению со здоровыми детьми, в процессе социально-психологической адаптации к школе отличают следующие психологические особенности: инфантилизмнеадекватная самооценкавысокий уровень тревожностинизкий уровень учебной мотивациинедостаточный уровень социальной компетентности.

3. Выявлена связь между тяжестью и нозологией заболевания ребенка и успешностью его социально-психологической адаптации к школе. Чем более тяжелыми формами хронических соматических заболеваний страдают дети, тем в большей степени они испытывают в процессе адаптации трудности, связанные с дефицитом организованности и самоконтроля, повышенной утомляемостью, сниженной работоспособностью. Чаще всего дезадаптированными являются дети, страдающие заболеваниями костно-мышечной, дыхательной, мочеполовой системы, а также заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

4. Родительское отношение в семьях, имеющих ребенка, страдающего хроническим соматическим заболеванием, отличается такими чертами как гиперпротекция, недостаточность требований-обязанностей, недостаточность требований-запретов и минимальность применяемых к ребенку санкций. Чаще всего причинами негармоничного воспитания являются: расширение сферы родительских чувств, воспитательная неуверенность родителя (чаще всего матери), неразвитость родительских чувств, фобия утраты ребенка и проекция негативных качеств на ребенка.

Установлено, что успешности социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями препятствуют такие особенности родительского отношения, как гиперпротекция, потворствование, воспитательная неуверенность родителей и неустойчивость стиля воспитания.

Успешность социально-психологической адаптации детей с хроническими соматическими заболеваниями необходимо оценивать по следующим критериям: степень сохранности физического здоровьяуровень усвоения учебной программысформированность элементов и навыков учебной деятельностисформированность мотивации учебной деятельности.

Безусловно, наше исследование не претендует на полный охват сложной и многогранной темы, посвященной изучению социально-психологической адаптации к школе детей, страдающих хроническими соматическими заболеваниями. Дальнейшее развитие исследований может быть направлено на изучение психологических функций и психологических особенностей при конкретных хронических соматических заболеваниях (эпилепсия, глазные заболевания, заболевания дыхательной системы и др.) на различных этапах онтогенеза и обучения. Кроме того, необходимо проведение исследований, направленных на разработку и внедрение программ медико-психолого-социального и педагогического сопровождения детей с хроническими соматическими заболеваниями в образовательном пространстве с использованием новейших технологий и специального оборудования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Психология детей и подростков. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. — 379с.
  2. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / Под ред. А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова. М.: Педагогика, 1982. -240с.
  3. Т.В. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей в школе (научно-методическая программа) // Мир психологии. 1996. — № 1. — С. 147- 170.
  4. Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991. — 241 с.
  5. Э.М., Куприянова Т. А., Реут Т. Н. Вопросы организации помощи младшим школьникам с трудностями адаптации // Журнал прикладной психологии. 1998. — № 2. — С.48−54.
  6. Э.М., Платновская Ю. Структура личностных свойств у младших школьников и их самооценка // Здоровье, развитие, личность / Под ред. Сердюковской Т. Н. М., 1990. — 256с.
  7. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1971. — 214с.
  8. .Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1986. — 150с.
  9. В.В. О роли контакта с матерью в психическом развитии ребенка // Невропатология и психиатрия. — 1975. № 10. — С. 12−16.
  10. Г. А., Тхостов А. Ш. Теоретические проблемы исследования ВКБ // Психодиагностическое отношение к болезни при нервно-психической и соматической патологии / Под ред. М. М. Кабанова. JL, 1990.-141с.
  11. С.А. Особенности первичной адаптации первоклассника к условиям школьного обучения // Современные проблемы дошкольного и начального образования: Материалы конф. «Чтения Ушинского» пед. фак. ЯГПУ. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2004. — С.36−40.
  12. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. — № 1. — С.82−91.
  13. К.В. Если ваш ребенок не хочет учиться. -Ереван: Луйс, 1981.- 104 с.
  14. А.И. Типы адаптации первоклассников // Педиатрия. -1983. № 5. — С.40−43.
  15. А.Я. Типы адаптации первоклассников / Педиатрия, 1983. № 5. — С.78−94.
  16. М.М. Ребенок идет в школу. М.: Академия, 2000.248с.
  17. С.А. Психолого-педагогическая поддержка детей и подростков группы риска // Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. М., 1992. — С. 16−21.
  18. С.А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков //Вестн. психосоциал. и коррекц.-реабилитац. работы. 1995. — № 1. — С.3−17.
  19. Н.В. Школьная дезадаптация у первоклассников (систематизация причин и комплексный подход к их предупреждению): авто-реф.дис. .канд.псих.наук. Томск, 1999 — 23с.
  20. Э. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. — 149с.
  21. М. Р. Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство, 1998. — 341с.
  22. П.П. Психология младшего школьника / Под ред. А. И. Липкиной, Т. Д. Марцинковской- Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. М. Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1997 — 574с.
  23. Божович J1. И. Избранные психологические труды: Пробл. формирования личности / Л.И. Божович- Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар.пед.акад., 1995. — 207с.
  24. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. — № 2. — С.56−64.
  25. Л.И., Славина Л. С. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников. — Известия АПН РСФСР, 1951.-Вып.36.- 157с.
  26. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М: Педагогика, 1990. — 140с.
  27. Г. В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: МГУ, 1990. — 136с.
  28. Н.Д. Соотношение самооценки и уровня притязаний в норме и при соматической патологии: автореф.дис.канд.псих.наук. Москва, 1995.-22с.
  29. А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции // Вестник МГУ, 14 серия. № 4. — 1985. — С.17−24.
  30. А.Я. Структура и типы родительского отношения: авто-реф.дис.канд.псих.наук. Москва, 1986. — 20с.
  31. Л.И., Вуке А. Я., Иовлев Б. И. и др. О психологической диагностике типов отношения к болезни. В кн.: Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психической и соматической патологии. Л., 1990, с. 8−16.
  32. И.В. Динамика мотивации ученика и адаптации к школе в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. — 2000. № 3. — С.26−30.
  33. А.Л. Психологическое обследование младших школьников/ А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. -М.: Владос-Пресс, 2001.-159с.
  34. Т.П. Психологические проблемы дезадаптации детей младшего школьного возраста. М.: МОСУ, 2000.- 27 с.
  35. Т.В. Внутренняя картина болезни при локальных поражениях мозга. Автореф. дисс. канд. психол. н.—М., 1979.—20 с.
  36. Л.Н. Основы педагогической диагностики и профилактики нервно-психический нарушений у детей и подростков. — Кострома, 1994. 144с.
  37. Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. — М., 1995. — С. 8—11.
  38. Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика -Пресс, 1996. —320 с.
  39. Л.С. Собрание сочинений. М., 1984.
  40. .М. Нарушения общения и школьная дезадаптация // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 2001. № 3. — С.35−46.
  41. С.Б. Влияние социальной ситуации и состояния здоровья на развитие личностных особенностей школьников: авто-реф.дис.канд.псих.наук. Москва, 1999. — 18с.
  42. В. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) новый инструмент оценки развития детей / В. Гордеев, Ю. Александрович. — СПб: Речь, 2001. — 200с.
  43. М.А. Влияние самосознания на развитие внутренней картины болезни с судорожным синдромом: автореф.дис.канд.псих.наук. -Ставрополь, 2002. 20с.
  44. Т.Г. Роль детско-родительских отношений в психическом развитии подростков, оперировавшихся по поводу врожденного порока сердца: автореф.дис. .канд.псих.наук. Москва, 1995. — 20с.
  45. С.М. Школа и психическое здоровье учащихся. — М.: Медицина, 1988.-212с.
  46. Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6−7 лет к школьному обучению // Психологическая наука и образование. 1997. — № 2. — С.28−35.
  47. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков: (Пособие для психологов, педагогов, психосоц. и соц. работников) /JI.3. Вильдовская и др. // Под ред. С. А. Беличевой. М.: Консорциум «Соц. здоровье России», 1999.-181с.
  48. Диагностика и коррекция тревожности в школьном возрасте. — Стерлитамак, 1993. 78с.
  49. Диагностика изучения личности ребенка и его семьи в работе семейного педагога. — Вологда, 1997. 124с.
  50. Диагностика школьной дезадаптации: Науч.-метод.пособие для учителей нач. классов и школ. психологов / Н. Г. Лусканова и др. -М.: Ред.-издат.центр Консорциума «Социальное здоровье России». 1993. — 126с.
  51. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987. — 214с.
  52. М.Н. К проблеме психологической готовности детей к школе // Психол. наука и образование. -1997. N 4. — С. 71−79.
  53. Т.Г. Проблемы адаптации и здоровья. М.: Медицина, 1979.-121с.
  54. Т.Г., Тарасов К. Е. Проблема адаптации и здоровье человека.-М., 1976.-98с.
  55. Т.В. Психологические особенности школьной адаптации воспитанников детского сада: автореф.дис.канд.псих.наук. — Москва, 1994.-23с.
  56. В.Н. Психология семьи. М.: КСП, 1996. — 158с.
  57. И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. -М., 1975.- 156с.
  58. А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимости от способов обучения // Вопросы психологии. 1983. — № 1. С.65−71.
  59. А.К. Развитие личности в учебной деятельности. -М.: Дом педагогики, 1996. 203с.
  60. М.Т. Кризис 7 лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии. 1989. — № 1. — С. 14−22.
  61. Н. В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников: Учеб.-метод.пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.- 108с.
  62. Т.В., Панцырная Е. В. Ролевое поведение и готовность к школьному обучению детей 7−8 лет // Психол. наука и образование. 1999. -№ 1.- С. 38−45.
  63. М.Н., Логинова М. С., Лебедев М. А. Изучение факторов дезадаптации подростков в условиях школы. В кн.: Пограничные нервно-психические расстройства. — М., 1983.-С. 151−159.
  64. А.Н. Динамика социально-психологической адаптивности личности в новых условиях деятельности и общения: автореферат дис. канд.псих.наук. М., 1989. — 15с.
  65. Н.Н. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование // Вопр. психологии. 1999. — № 4. -С. 21−28.
  66. А.И. К изучению роли аномалий семейного воспитания в патогенезе неврозов детского возраста. В кн.: Неврозы и пограничные состояния. — Л., 1972, с. 53−55.
  67. А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб.: «Издательство Союз», «Лениздат», 2000. — 224с.
  68. А.И. Семейное воспитание и его дефекты. В кн.: социальная психология личности. Л., 1974. — 122с.
  69. М.Е. Адаптация к начальной школе: особенности психического состояния и поведения первоклассников в зависимости от типапедагогического взаимодействия их учителей // Психологическая наука и образование. 2000. — № 1. — С.22−29.
  70. , М. Е. Психологические особенности педагогического влияния на адаптацию ребенка в начальной школе: автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1992. — 19 с.
  71. М. Семья и личность. М., 1986. — 180с.
  72. Е.С. Астения как одна из причин неуспеваемости детей в школе В кн. Психология развития. — СПб, 2000. — С.375−379.
  73. Н.М. Детско-подростковые психические расстройства. -М.: НЦ ЭНАС, 2003. 80с.
  74. Д.Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия. СПб.: Речь, 2004. — 384с.
  75. Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. -СПб., 1996.-454с.
  76. Д.Н., Зеленский С. М. Внутренняя картина болезни у детей с сахарным диабетом / Педиатрия. 1991. — № 2. — С.76−84.
  77. В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 89−95.
  78. В.Е. Школьная дезадаптация: К определению понятия // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства. М., 1995.-С.З-8.
  79. С.И. Компьютерная обработка данных для психологов / Под науч.ред. АЛ. Тулупьева. СПб.: Речь, 2002. 134с.
  80. Е.Р. Клинико-психологические особенности подростков и юношей с хроническими соматическими заболеваниями: автореф. дис. канд.псих.наук. — Ленинград, 1986. -22с.
  81. А.В. Психология больного. Л.: Медицина, 1980.184с.
  82. А. И. Обучение и здоровье. М.: Высш. шк., 1985. — 105с.
  83. И. Г. Острый лимфобластный лейкоз в детском возрасте. Психологические последствия // Журнал прикладной психологии. 2003. -№ 2.-С. 17−23.
  84. В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979. — 268с.
  85. С. В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1987- 159с.
  86. В.А. Особенности психических новообразований у хронически больных младших школьников / Школа здоровья. 1997. — Т.4. -№ 1. -С.74−82.
  87. В.А. Психологический портрет больного ребенка // Журн. практ. психолога. 1999. — № 2. — С.54−57.
  88. В.Е. Внутренняя картина здоровья и соматические заболевания детей // Неврозы у детей и подростков. М., 1986. — С. 79−80.
  89. Я.Л. О психологии детей шестилетнего возраста. Пособие для учителей. Казань: Татар, кн. изд-во, 1991. — 188с.
  90. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практ. работников дошк. образоват. учреждений / Под общ. ред. Е. М. Мастюковой. 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2003.- 66с.
  91. Р., Боухал М. Психология в медицине.- Прага: Ави-ценум, 1983.- 405 с.
  92. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ.пед.учеб.заведений / Под ред. Г. Ф. Кумариной. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 320с.
  93. Коррекция нервно-психических нарушений при соматических заболеваниях у детей. Учеб. метод, пособие Д. Н. Исаев, Н. М. Богоявленская, И. Я. Руденко, С. В. Матвеев- Петерб. педиатр, мед. ин-т. — СПб.: ППМИ, 1996−45 с.
  94. Г. С. Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявление школьной дезадаптации: автореферат дис. канд.псих.наук. Улан-Удэ, 1998. — 21с.
  95. Е.В. Особенности школьной адаптации часто болеющих детей // Образование и социализация личности в современном обществе. Мат.респ.научн.-практ.конференц. Красноярск, 1999. С.204−205.
  96. Г. Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М.: Знание, 1987. — 77 с.
  97. Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. — 150с.
  98. Е.К. О «сознании» и чувстве болезни при соматических болезнях. Труды III Всесоюзного съезда невропатологов и психиатров. М., 1950. — С.248−254.
  99. Н.Н. Диагностика супружеских и детско-родительских отношений : Учеб.пособие. Магнитогорск, 1999. — 88с.
  100. Н.Д. Медицинская психология. М.: Медицина, 1984.- 272с.
  101. В.В. Нарушения психического развития у детей : Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 165с.
  102. М.С., Мясищев В. Н. Введение в медицинскую психологию. Л.: Медицина, 1966. — 281с.
  103. И.Л. Школьная адаптация и ее нарушения. Новокузнецк: ИПК, 2002.- 142с.
  104. М.Н. Психосоматическая детерминация интеллектуально-личностного развития соматически ослабленных детей: авто-реф.дис.канд.псих.наук. Казань, 1997. — 23с.
  105. М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г. Рузской- Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.-социал. ин-т. М.: Моск. психол.-соц. ин-т- Воронеж: МОДЭК, 1997.- 383с.
  106. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. — 145с.
  107. А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.:Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 1999.- 406с.
  108. А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома. — М., 1995.-114с.
  109. Р.А. Внутренняя картина болезней и иатрогенные заболевания. М.: Медицина, 1977. — 111с.
  110. Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. Учебно-методическое пособие. — М.: Фолиум, 1999. 32с.
  111. Н.Г., Коробейников И. А. Диагностические аспекты проблемы школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста — В кн.Психология развития. СПб, 2000. — С. 149−167.
  112. А.А. Учителю о психологии младшего школьника.- М.: Просвещение, 1977. 126с.
  113. М.В. Психологические условия школьной адаптации (1−3 классы): автореф.дис.канд.псих.наук.-Москва, 1994.-23с.
  114. Н.В. Стиль педагогического руководства и оптимальность сочетания воспитательных воздействий учителя // Психолого-педагогические процессы / Проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. М., 1980. — 214с.
  115. Медицинская психология / Под ред. Б. Д. Карвасарского. JL, 1982.-178с.
  116. Н.Г. Школьная дезадаптация : Особенности взаимодействия субъектов образоват. процесса.: Учеб. пособие / Н. Г. Милованова, Н. Н. Суртаева. Тюмень: Вектор Бук, 2001.- 99с.
  117. А.А. Психологическая помощь часто болеющим детям // Шк. здоровья. -1999. № 1. — С. 55−72.
  118. А.А. Психологические особенности часто болеющих детей : автореф.дис.канд.псих.наук.-Москва, 1999.-21с.
  119. А.А., Манелис Н. Г., Филякова и др. Особенности дет-ско-родительских отношений в семьях детей, страдающих бронхиальной астмой // Школа здоровья, 1996. Т.З. — № 4. — С.71−78.
  120. Н.В. Психологические особенности школьной дезадаптации учащихся старших классов: автореферат. канд.псих.н. М., 1996.-22с.
  121. B.C. Шестилетний ребенок в школе. М.: Просвещение, 1986.-178с.
  122. А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004.-492с.
  123. И.А. Дисциплина и предупреждение педагогической запущенности. Сб.науч. тр.- Кишинев, 1992.- с. 120−128.
  124. Н. И. Становление личности ребенка 6−7 лет. М.: Педагогика, 1992.- 160с.
  125. В.В. Влияние хронической болезни на психику. М., 1987.-189с.
  126. В.В. О психологической природе алекситимии.// В сб.: Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991. -202с.
  127. В.В. Психологические аспекты рассмотрения внутренней картины болезни. Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской психологии. Л., 1976, с.95−98.
  128. В.В. Тяжелобольной ребенок : Штрихи к психол. портр. // Шк. здоровья. 1995. — Т.2. -№ 2. — С.86−95.
  129. В.В., Арина Г. А. Клинико-психологические проблемы телесности.// Психологический журнал. 2003, № 1. С.64−72.
  130. В.В., Арина Г. А. Принципы синдромного анализа в психологическом изучении телесности // Международная конференция памяти А. Р. Лурия. Под ред. Е. Д. Хомской. М., 1998, с.75−82.
  131. Основы возрастно-психологического консультирования. Учеб.-метод. пособие / Под ред. А. Г. Лидерса. М.: Изд-во МГУ, 1991 — 79с.
  132. Особенности психологического развития детей 6−7-летнего возраста / Отв. ред. Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер. М.: Педагогика, 1988. — 136с.
  133. Оценка тревожности в группах часто болеющих детей и у пациентов с бронхиальной астмой / В. Н. Касаткин и др. // Шк. здоровья. -1998. -Т.5. № 1. — С.49−56.
  134. О.В. Особенности индивидуальности ребенка и адаптация к школе: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Психол. ин-т Рос. акад. образования. — М., 1996.-20с.
  135. А.В. Возможности и пути построения общепсихологической теории личности // Вопросы психологии. — 1987. -№ 4.-П.8.4-ТБэпулярная психология для родителей / Под ред. А.С. Спива-ковской. СПб.: Союз, 1997. — 301с.
  136. А.Г. Возрастная динамика индивидных и личностных характеристик учащихся в связи со школьной адаптацией: автореф.дис.. .канд.псих.наук. СПб, 2001. — 20с.
  137. A.M. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога: Сб.науч.тр.- Киров, 1991.- с.26−43.
  138. A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304с.
  139. Психическое развитие младших школьников: эксперимент, психолог. исследован. / Ш. Э. Боцманова, В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1990.
  140. Психогигиена детей и подростков / Под ред. Г. Н. Сердюковской, Г. Гельница. М, 1985. — 122с.
  141. Психология больного ребенка / Под ред. Д. Н. Исаева. М., 1998. — 122с.
  142. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского.-М., 1987.- 104с.
  143. Работа психолога в начальной школе / Под М. Р. Битяновой. -М.: Совершенство, 1998. 341с.
  144. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной.-М., 1991.- 164с.
  145. Равич-Щербо И.В., Румянцев А. Г., Киян И. Г., Махадцинова Г. Н., Гавриш С. В. Психологические особенности детей, страдающих острым лимфобластным лейкозом // Вопросы психологии. — 2004. № 6. С.84−91.
  146. М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987. — 424с.
  147. Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 2002. № 2. — С.48−55.
  148. , Е.С. Графические методы в практической психологии. -СПб.: Речь, 2002.-416с.
  149. B.C. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: Просвещение, 1989.-239с.
  150. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / И. В. Дубровина и др. М.: Академия, 2000. — 160с.
  151. Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. — М.: ГНОМ и Д, 2001. 96с.
  152. Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста // Вопросы психологии. 1969. — № 4. — С.71−78.
  153. А.С. Образ Я и внутренняя картина болезни подростков с врожденными пороками сердца, 1998. http://psychology.ru/lomonosov.
  154. М.В. Детско-родительские отношения и копинг поведение родителей как факторы школьной дезадаптации: авто-реф.дис.канд.псих.наук. Кострома, 2002. -21с.
  155. А.А. Проблема междисциплинарного взаимодействия в коррекции школьной дезадаптации : К вопр. о необходимости созданиякомплекс, системы психол.-психиатр. помощи учащимся. // Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. М., 1998. — С. 87−103.
  156. С.Б. Предболезненные психические расстройства. — М., 1987.-102с.
  157. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодале-ва, В. В. Столина. -М., 1989.-112с.
  158. В.В., Резникова Т. Н. Основные принципы и методы психологического исследования ВКБ //Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. JL, 1983. 78с.
  159. Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. 2000. — № 3. — С.3−14.
  160. Е.О. Особенности материнского отношения к часто болеющему ребенку: По дан. сравн. исслед. уровня тревожности у матерей здоровых и больных астмой детей. // Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка. СПб., 1999. — С. 84−89.
  161. Е.Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: SvR-Аргус, 1995.-174с.
  162. В.В. Негативные переживания детей в начальной школе // Вопросы психологии. 2003. — № 3. — С.43−52.
  163. А.С. Как быть родителями. М., 1986. — 152с.
  164. А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1989. — 132с.
  165. А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. -М.:Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс. 1999. -Т.1. — 1999. — 304с.
  166. С.С. Психологический словарь для родителей. — М., 1996.-115с.
  167. А. С. Внутренняя картина болезни подростков, перенесших операцию при врожденном пороке сердца: автореф.дис. канд.психол.наук. М., 2000. — 28с.
  168. А., Чесс С. Значение темперамента для психиатрической практики «Детство идеальное и настоящее». Новосибирск, 1994. — 156с.
  169. А.Ш. Болезнь как семиотическая система.// Вестник МГУ. Психология. 1993. — № 1. — С. 14−18.
  170. А.Ш. Психология телесности: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Психология», «Клинич. психология». М.: Смысл, 2002. — 287с.
  171. Т.Д. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения у учащихся первых классов // Начальная школа. 1996. -№ 2. — С. 53−57.
  172. Е.Г. Образ Я подростков с хроническими соматическими заболеваниями : автореф.дис.канд.псих.наук.-Москва, 1997.— 22с.
  173. Е.Г., Николаева В. В., Касаткин В. Н. Образ Я детей с хроническими соматическими заболеваниями (бронхиальная астма и гаст-родуоденальная патология)//Педиатрия. 2000. № 4. — С.74−79.
  174. Г. Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. 1986. — № 2. -С.61−69.
  175. Г. Т. Семья глазами ребенка. -М., 1984. 141с.
  176. В.Р. О проблеме психологической адаптации школьников // Психологическая наука и образование. 1998. — № 3−4. — С.31−37.
  177. Г. М. Адаптация первоклассников к педагогическому процессу школы: авторефер.канд.пед.наук. Минск, 1987. — 21с.
  178. , Е. А. О переживании болезни // Советская психоневрология. 1936. — № 6. — С. 21−27.
  179. Школьные проблемы глазами психолога: как оказать помощь дезадаптированному ребенку / Под ред Л. В. Варначева. — Ярославль, 1996. -91с.
  180. Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие Серия: «Психодиагностика: педагогу, врачу, психологу. (Вып.1) / Под общей редакцией Л. И. Вассермана. М.: Фолиум, 1996.-48с.
  181. Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов / Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская. СПб.: Речь, 2003. — 336с.
  182. JI.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. — СПб.:Речь, 2003. 384с.
  183. Janice D. Key, Ronald Т. Brown, Linda D. Marsh, Eve G. Spratt, Julie C. Recknor. Depressive Symptoms in Adolescents With a Chronic Illness. -Children's Health Care. Volume 30, Issue 4, Page 283−292, 2001.
  184. Gale Encyclopedia of Psychology, 2nd ed. Gale Group, 2001.
  185. George L. Engel. A Tribute and Farewell Wise Psychoso-matics.2001- 42−93.
  186. Hersov L.A. School refusal // British Medical Journal. 1972. — V.3. -#5118. —p.102−104.
  187. Leif J., Delay J. Psychology et education. V. 1., Paris, 1965.
  188. , M. & Waltham Greenwood, C. (1995). Solve your child’s school related problems. New-York: Harper Perenniel. — p. 208−213.
  189. McMahon, C.M., Lambros, K.M. & Sylva, J.A. Chronic illness in childhood: A hypothesis-testing approach. In TS Watson & EM Gresham (Eds), Handbook of Child Behavior Therapy (pp. 311−333). New York: Plenum Press, 1998.
  190. L.Z. (1993). The identification and treatment of school phobia. Silver spring, MP: National Association of school Psychologists.
  191. Pieron N. Vocabulaire de la psychologie. Paris, 1963.
  192. Stress and Adaptation in Mothers of Children With Cerebral Palsy Manuel et al. J. Pediatr. Psychol.2003- 28: 197−201.
Заполнить форму текущей работой