Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические особенности мышления следователя в ситуациях неопределенности ориентиров поиска при решении профессиональных задач

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлены психологические особенности мышления следователей в ситуациях неопределенности ориентиров поиска которые основываются на следующих принципах: 1) принцип подобия: «подобное производится подобным» (следствие похоже на свою причину) — 2) принцип временной связи: «после, значит вследствие» — 3) принцип пространственной связи: «все вещи, бывшие какое-то время в состоянии соприкосновения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. ' 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    • 1. 1. Проблема мышления в ситуациях неопределенности ориентиров поиска в психологической литературе
    • 1. 2. Обоснование направления собственного психологического исследования мышления следователя в ситуациях неопределенности ориентиров поиска
  • Выводы по главе
  • Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ В СИТУАЦИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ОРИЕНТИРОВ ПОИСКА
    • 2. 1. Методы исследования неопределенности и мышления следователя в ситуациях неопределенности ориентиров поиска
    • 2. 2. Результаты экспериментального исследования неопределенности и мышления следователя в ситуациях неопределенности ориентиров поиска
  • Выводы по главе
  • Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ — БУДУЩИХ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ УМЕНИЯ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ В СИТУАЦИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ОРИЕНТИРОВ ПОИСКА
    • 3. 1. Понятие и значение тренинга для формирования у будущего следователя умения принимать решения в ситуациях неопределенности ориентиров поиска
    • 3. 2. Содержание системы специальных тренингов как метода формирования у будущего следователя умения принимать решения в ситуациях неопределенности ориентиров поиска
  • Выводы по главе

Психологические особенности мышления следователя в ситуациях неопределенности ориентиров поиска при решении профессиональных задач (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и степень разработанности темы исследования.

Качественные изменения преступности в нашей стране требуют повышения уровня профессиональной квалификации сотрудников органов внутренних дел. В настоящее время отмечаются недостаточная компетентность, низкий уровень психологической подготовки отдельных сотрудников правоохранительных органов, медленное внедрение научных, в том числе психологических, знаний в процесс обучения личного состава органов внутренних дел [59]. В Директиве МВД России от 23.03.2004 г. № 1 указывается на необходимость принять меры к повышению результативности работы, улучшению качества следствия [36].

Одним из важных направлений кадровой политики в органах внутренних дел МВД России является повышение уровня профессионализма сотрудников органов внутренних дел (ОВД) (Нургалиев Р.У., 2006, 2004, 2003; Кикоть В. Я., 2000). Совершенствование служебной деятельности ОВД МВД России, выполняющих важные государственные задачи по охране правопорядка, во многом зависит от уровня профессиональной подготовленности выпускников образовательных учреждений МВД России (Кикоть В.Я., 2004).

В профессиональной деятельности следователя основным видом познания выступает формально-логическое мышление. Тем не менее на начальной стадии предварительного расследования следователь не всегда может использовать формально-логический способ мышления для решения поставленной задачи. Чаще всего это обусловлено дефицитом информации, неопределенностью ориентиров поиска решения. Ситуация неопределенности ориентиров поиска — это следственная ситуация, в которой: 1) ориентиров поиска для правильного решения следственной задачи недостаточноданные ориентиры носят неопределенный характер- 2) ориентиры поиска определенные, но их недостаточно для логического решения- 3) ориентиров поиска достаточно, но все они носят неопределенный характер. Ориентир поиска — информативный признак, объективный ориентир или признак проблемной ситуации, который в совокупности с другими направляет поиск решения стоящей задачи. Определенный ориентир поиска однозначен в его трактовке, т. е. одному информативному признаку, выраженному определенным знаком (совокупностью знаков), принадлежит (приписывается) одно значение.

Мышление в ситуации неопределенности ориентиров поиска является интуитивным. Основы для подобного предположения в неявной форме содержатся в работах отечественных психологов, относящихся к периоду 6070-х годов (Я.А. Пономарев, JI.JI. Гурова, Н. И. Поливанова, Д. Н. Завалишина, В.А. Терехов). Под интуицией ими понимался мыслительный процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода.

В целом же проблема интуиции имеет богатейшее философское наследие. В данное понятие на протяжении многих веков вкладывалось различное значение, и это привело к тому, что в психологических исследованиях ученые стали избегать этого термина из-за обозначенной выше неопределенности этого понятия, заменяя его другими терминами.

Следует отметить, что за последние более чем 20 лет фундаментальных работ, посвященных проблемам психологии мышления следователя в ситуациях неопределенности ориентиров поиска, недостаточно, а имеющиеся не могут ответить на все вопросы современной следственной практики.

Между тем необходимость такого интеллектуального качества следователя, как наличие развитого интуитивного мышления, признается многими специалистами в области юридической психологии. В работах B.JI. Васильева, H.JI. Гранат, М. И. Еникеева, А. Р. Ратинова внимание уделяется следственной интуиции, говорится о ее значимости в деятельности следователя, особенно на начальном этапе расследования.

Таким образом, недостаточная разработанность данной проблемы в современной психологической науке позволяет рассматривать избранную для диссертационного исследования тему: «Психологические особенности мышления следователя в ситуациях неопределенности ориентиров поиска при решении профессиональных задач» как весьма актуальную и значимую в научном, теоретическом и прикладном отношении.

Объект исследования — мышление следователя в процессе профессиональной деятельности.

Предмет исследования — психологические особенности мышления следователя в ситуациях неопределенности ориентиров поиска.

Цель диссертационного исследования: исследовать психологические особенности мышления следователя в ситуациях неопределенности ориентиров поиска при решении профессиональных задач.

В качестве основной рабочей гипотезы выдвинуты следующие предположения. Начальному этапу расследования уголовных дел, особенно по делам о неочевидных преступлениях, характерно наличие предварительной стадии, на которой выдвижение логически обоснованных версий затруднительно в силу высокой степени неопределенности ориентиров поиска. В решении профессиональных задач в ситуациях неопределенности ориентиров поиска следователь должен руководствоваться не только логическим мышлением, но и интуицией, под которой традиционно понимается внезапное усмотрение истины без развернутой системы предварительных рассуждений. Мы предполагаем, что в качестве психологического содержания интуитивных решений выступают принципы пралогического мышления.

Чем лучше у следователя сформировано умение выстраивать версии в ситуациях неопределенности ориентиров поиска, тем быстрее он перейдет от стадии множественности версий к формально логической стадии определенности.

Задачи диссертационного исследования:

1. Провести анализ психологической литературы для определения интуитивного мышления следователя в ситуациях неопределенности ориентиров поиска при решении профессиональных задач.

2. Исследовать ситуации неопределенности ориентиров поиска, складывающиеся в ходе профессиональной деятельности следователя с использованием адаптированного варианта бланка ситуационного анализа А. Я. Анцупова.

3. Экспериментально изучить интуитивное мышление следователя в ситуациях неопределенности ориентиров поиска с использованием модифицированной методики Л. Л. Гуровой, названной нами «Неизвестный фотографический портрет».

4. Экспериментально обосновать авторскую систему специальных тренингов, направленных на формирование у курсантов — будущих следователей — мыслительной способности принятия решения в ситуациях неопределенности ориентиров поиска.

Методология и методики исследования. Общенаучную методологию определили диалектические идеи о взаимосвязи развития теории и практики, системный подход к изучению личности сотрудника органов внутренних дел. Конкретно-научная методология диссертационного исследования включает базовые положения психологической теории личности (А.А. Реан), деятельности (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин), психологии мышления (O.K. Тихомиров), труда (Б.Ф. Ломов, К. К. Платонов, С.Н. Федотов), в том числе в особых условиях (А.Я. Анцупов), теории многоуровневости сознания человека (И.Б. Лебедев).

Кроме того, методологическую и теоретическую основу исследования составили:

— принципы системного анализа психологических явлений, идеи о междисциплинарных связях в системе наук о человеке и о комплексном подходе к его изучению (Б.Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина, Б. Ф. Ломов, Е. Ф. Рыбалко, С. Д. Смирнов, В. Д. Шадриков, В.А. Якунин);

— представление о деятельности, как основе общего психического и профессионального развития человека (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Е. А. Климов, С.Л. Рубинштейн).

В процессе исследования также использовались: формально-логический метод, анализ результатов продуктов деятельности, мониторинг законодательных и нормативных актов, контент-анализ, опрос, беседа, интервью, тестирование, эксперимент с использованием адаптированной методики.

Л.Л. Гуровой «Неизвестный фотографический портрет», наблюдение, метод экспертных оценок с использованием адаптированного бланка анализа ситуации, А .Я. Анцупова, социологические методы научного познания и другие.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования состоит в следующем:

1. Раскрыты принципы мышления следователя в ситуациях неопределенности ориентиров поиска при решении профессиональных задач.

2. Проанализирована ситуация неопределенности ориентиров поиска, как трудная ситуация в профессиональной деятельности следователя по решению сложных задач.

3. Разработана система специальных тренингов, направленная на развитие интуитивного мышления у следователей и курсантов образовательных учреждений МВД России — будущих следователей.

Положения выносимые на защиту:

1. Ситуации неопределенности ориентиров поиска являются профессионально значимыми ситуациями в деятельности следователя. Характерными чертами ситуаций неопределенности ориентиров поиска являются: количественно-качественное несоответствие информации, находящейся в распоряжении следователя, минимальным данным, необходимым для логически обоснованного решения стоящей перед ним задачи (дефицит информации, профицит информации, противоречивость информации) — высокий уровень сложности процедуры диагностирования следователем сложившейся в начале расследования уголовного дела ситуации именно как ситуации неопределенностиобъективно существующая невозможность уменьшить неопределенность путем применения логического способа обработки наличной информации.

2. Особенностью мышления следователя в ситуациях неопределенности ориентиров поиска является использование интуиции для решения стоящей задачи. Существует ряд принципов обработки информации в ситуациях неопределенности ориентиров поиска, а именно:

— принцип подобия, утверждающий, что «подобное производится подобным» (следствие похоже на свою причину);

— принцип временной связи, определяющий, что если одно событие (А) произошло после другого события (Б), то Б явилось причиной А. Коротко этот принцип формулируется как «после, значит вследствие»;

— принцип пространственной связи, который строится на основе контагиозности, гласящей, что «все вещи, бывшие какое-то время в состоянии соприкосновения, продолжают взаимодействовать между собой и на расстоянии»;

— принцип партиципации, утверждающий «сопричастность всех предметов и явлений в живой и неживой материи между собой» (свойства части приравниваются свойствам целого).

Все они напоминают приемы пралогического мышления, на основании чего делается вывод о его тождественности интуитивному мышлению.

3. Способом позволяющим диагностировать интуицию у следователя, является модифицированная методика JI. JL Гуровой «Неизвестный фотографический портрет», суть которого заключается в решении испытуемым задачи, исключающей (максимально ограничивающей) возможность использования логических приемов обработки информации. Этот экспериментальный эффект достигается путем предоставления испытуемому фотографического портретного снимка с заданием охарактеризовать изображенного человека по ряду заранее определенных и диагностированных качеств.

4. Развитие умения принимать решение в ситуациях следственной неопределенности у следователей и курсантов — будущих следователейцелесообразно осуществлять в ходе реализации системы специальных тренингов. Суть их состоит в целенаправленном формировании у участников умения принимать решение в ситуациях неопределенности ориентиров поиска путем осуществления программы, направленной на достижение следующих целей: формирование способности диагностирования ситуаций неопределенности ориентиров поиска;

— формирование механизмов интуитивной обработки информации в ситуациях неопределенности ориентиров поиска.

Методологически система тренингов основывается на соединении приемов применяемых в классическом западном тренинге и в тренингах, основанных на использовании методик чаньи дзен-буддизма.

Практическая значимость исследования. Теоретические положения о сущности мыслительного процесса следователя в ситуациях неопределенности ориентиров поиска могут быть включены в содержание учебных дисциплин «Психология в деятельности сотрудников ОВД», «Психология в деятельности следователя», «Юридическая психология», на факультетах повышения квалификации вузов МВД России.

Обоснована система специальных тренингов по формированию у курсантов и слушателей факультетов подготовки следователей образовательных учреждений МВД России, а также у следователей приемов мышления в ситуациях неопределенности ориентиров поиска при решении профессиональных задач.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены обстоятельным теоретическим анализом проблемы, четким определением предметной области, целей и задач исследования, строгостью концептуального аппарата, применением разнообразных эмпирических методов, методов математического анализа и моделирования, широкой эмпирической базой исследования, которую составляют данные, полученные при обследовании сотрудников следственных подразделений и переменного состава факультета подготовки следователей, общая численность которых составляет 266 человек.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации изложены в четырех научных публикациях, докладывались на научно-практической конференции «Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел» в Московском университете МВД России (2004). Результаты исследования внедрены в практическую деятельность 2-го отдела следственной части СУ при УВД ЮЗАО г. Москвы (Акт о внедрении № 1 -прил. 1) и в деятельность следователей Второй прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области (Акт о внедрении № 2 — прил. 2).

ВЫВОДЫ.

1. В результате обобщения литературных данных установлено, что все следственные ситуации (рассматриваемые с позиции соотношения в них степени задействованности двух типов мышления — логического и интуитивного) можно поделить на две большие группы: 1) ситуации определенности ориентиров поиска и 2) ситуации неопределенности ориентиров поиска. К первой группе относятся ситуации 2-х типов, — а) с доминированием логического мышления, б) с его подавляющим преобладанием. Ко второй группе также относятся ситуации 2-х типов, — а) ситуации с преобладанием интуитивного мышления, б) ситуации с исключительным доминированием интуитивного мышления.

2. Выявлены психологические особенности мышления следователей в ситуациях неопределенности ориентиров поиска которые основываются на следующих принципах: 1) принцип подобия: «подобное производится подобным» (следствие похоже на свою причину) — 2) принцип временной связи: «после, значит вследствие" — 3) принцип пространственной связи: «все вещи, бывшие какое-то время в состоянии соприкосновения, продолжают взаимодействовать между собой и на расстоянии" — 4) принцип партиципации: «сопричастность всех предметов и явлений в живой и неживой материи между собой» (свойства части приравниваются свойствам целого). Эти принципы в свернутой форме используются следователем для принятия решения в ситуациях неопределенности ориентиров поиска.

3. В результате эмпирического исследования определено, что ситуации неопределенности ориентиров поиска, складывающиеся при решении профессиональных задач, являются трудными для следователя, т. е. в данных ситуациях возрастают требования к его интеллектуальным качествам. В то же время, как любая трудная ситуация — неопределенность нейтрализует в первую очередь высшие психические функции. Таким образом, акцент в мыслительном процессе решения задачи следователем в ситуации неопределенности ориентиров поиска перемещается с логического на интуитивный уровень.

4. В рамках констатирующего эксперимента подтверждено, что в процессе практической деятельности по расследованию уголовных дел следователь постепенно набирает опыт решения сложных задач, т. е. учится мыслить в ситуациях неопределенности ориентиров поиска (установлено достоверно значимое — с 0,44 у «неопытных» следователей до 0,85 у «опытных» следователей — повышение точности ответа при решении экспериментальной задачи). Таким образом, интуитивное мышление следователя имеет тенденцию к развитию, прямо пропорционально увеличению опыта следственной деятельности, что объясняется двумя факторами: а) с увеличением опыта следственной работы совершенствуется навык следователя по решению простых задач, входящих в состав сложных, что ускоряет процесс расследованияб) наращивание практического опыта решения задач в ситуациях неопределенности неминуемо приводит к отработке интуитивного механизма их решения, что в свою очередь оказывает более значимое влияние на успешность следственной деятельности в сравнении с первым фактором.

5. Принципы пралогического мышления, сформулированные на начальном этапе исследования и по сути своей схожие с принципами интуитивного мышления следователя в ситуациях неопределенности ориентиров поиска, в процессе мыслительной деятельности следователя в чистом виде не выступают, а комбинируются между собой, оказывая комплексное воздействие на процесс решения сложной следственной задачи.

6. Установлено, что в процессе обучения в образовательном учреждении высшего профессионального образования МВД России у курсантов по этапам целенаправленно формируется профессионально-логическое мышление. Процесс развития мышления, направленного на решение нестандартных задач, сопряженных с наличием неопределенности, носит стихийный характер. Это во многом обусловлено тем фактом, что не существует научно апробированных и подтвердивших свою надежность и валидность методик подобной направленности.

7. По итогам проведения тренинга получены результаты, показавшие его пригодность для развития у курсантов способности принимать решение в ситуациях неопределенности ориентиров поиска. Было выделено и апробировано пять оценочных критериев, в полной мере позволяющих отобразить уровень развития интуитивного мышления: 1) умение находить новые нестандартные решения (при ^^=2,94 и р<0,01, ^".= 2,97) — 2) умение видеть несколько возможных путей решения задачи и мысленно выбирать наиболее эффективный (при ^"=2,94 и р<0,01, t3Mn.= 3,22) — 3) умение выбрать из большого объема информации ту, которая необходима для решения задачи (при ^^=2,94 и р<0,01, t^n^ 2,88) — 4) умение делать вывод из противоречивой информации (при Ъабл." 2,94 и р<0,01, t^n^ 3,31) — 5) умение дать объективную оценку действиям других людей (при 1табл.=2,94 и р<0,01, 1омп-= 2,49). Данный комплекс умений является объектом формирования и развития в ходе реализации системы специальных тренингов, что достоверно подтверждено в ходе формирующего эксперимента.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Исходя из вышеизложенного, в целях повышения эффективности процесса подготовки будущих сотрудников следственных органов, в образовательных учреждениях МВД России предлагается реализовывать следующие научно обоснованные в диссертационной работе рекомендации:

1. В образовательных учреждениях МВД России в процессе обучения курсантов факультета подготовки следователей по курсу «Психология», «Юридическая психология» необходимо знакомить последних с особенностями мышления следователей в ситуациях неопределенности ориентиров поиска, складывающихся при решении профессиональных задач.

2. Считаем возможным создание с целью дальнейшего распространения «Памятки для следователя», в которой содержались бы сведения, характеризующие ситуации неопределенности ориентиров поиска при решении профессиональных задач, и рекомендации следователям по уменьшению неопределенности и разрешению ситуаций, связанных с ней.

3. В целях развития у следователей и курсантов — будущих следователей — практического умения принимать решение в ситуациях неопределенности ориентиров поиска считаем целесообразным реализацию системы специальных тренингов, решающей следующие задачи: осознание способности принятия решения в ситуациях неопределенности частью профессионально необходимых качествосознание и преодоление барьеров проявления данной способностиосознание условий, благоприятствующих принятию правильного решенияформирование мыслительных умений и навыков управления процессом принятия решения в ситуациях неопределенности ориентиров поиска.

Меры, предложенные нами в заключение диссертационного исследования, помогут подготовить курсантов, обучающихся на факультетах подготовки следователей образовательных учреждений МВД России и действующих следователей к осуществлению профессиональной деятельности в ситуациях неопределенности ориентиров поиска.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
  2. В.М. Сознание как парадокс //Экспериментальная психология. СПб.: ДНК, 2000, T.l. С. 27.
  3. .Г. Избранные психологические труды, Т. 1,2. М., 1980.
  4. А. Психологическое тестирование. Кн. 1,2. М., 1982. 336с.
  5. А.Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. М.: ГА ВС, 1992. 261 с.
  6. А.Г. На перекрёстке путей к изучению психики человека. Новочеркасск: САГУНА, 1994.-С. 51−59.
  7. Ф.В. Проблема бессознательного. М., 1968.
  8. Бессознательное // Сборник трудов по психологии (в четырех томах) Т. 2, — Тбилиси, 1985.
  9. ., Хуань Дж. Многомерные статистические методы для эргономики. М.: Статистика, 1979. 317 с.
  10. В.П., Боровиков И.П. STATISTICA. Статистический анализ и обработка данных в среде Windovs. М.: Информационно-издательский дом «Филин»., 1997. 608 с.
  11. А.А. Семантика языка и психология человека. Фрунзе, 1972.
  12. А.В. Культурно-историческая теория мышления (философские проблемы психологии). М., 1968.
  13. А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
  14. А.В. Психологический анализ мышления как прогнозирования: Автореферат дис. д-ра психол. наук. М., 1977. С. 37.
  15. Л.В. Юридическая психология. М., 1998.
  16. Л.М. Психические процессы. Т.1. Л., 1974.
  17. .М. Образ мира как гетерархия систем отсчета. // А. Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983. С. 155−165.
  18. В.Ф. Методологические проблемы адаптивного информационного взаимодействия. // Инженерная психология. М.: Наука, 1977. -С.55−67.
  19. Н.Ю. Предыстория интеллекта. Л.: Наука, 1949.
  20. Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996.
  21. Л.С. Собрание сочинений. Т. 1−5. М.: Педагогика, 1982.
  22. Э. Философия бессознательного, 1869.
  23. Н.Г., Гушева Т. М., Зинченко Т. П. и др. Исследование информационного поиска в экстремальных условиях // Эргономика. Труды ВНИИТЭ, М. Вып. 6. С. 15−31.
  24. И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М., 1980.
  25. Н.Л. //Характеристика следственных задач и психологические механизмы их решения. Автореф. канд. дис. М., 1973. 23с.
  26. Н.Л., Ратинов А. Р. Решение следственных задач. Волгоград, 1978.
  27. P.M., Березная И. Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991, 268с.
  28. P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб.: OMS, 1994. 192с.
  29. Л.П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1987, -286 с.
  30. С. Области человеческого бессознательного. М., 1994. 278 с.
  31. Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1986.
  32. Л.Л. Соотношение осознаваемых и неосознаваемых ориентиров поиска в интуитивных решениях //Вопросы психологии. М., 1976, № 3.
  33. JI.JI., Мирошхина Э. А., Поливанова Н. И. Исследование интуитивных процессов в решении задач. «Вопросы психологии», № 3, 1974.
  34. Ч. О выражении ощущений у человека и животных //Собр.соч. М.: АН СССР, 1953.
  35. Р. Правила для руководства ума. М., Л.: Соцэкгиз, 1936. -176 с.
  36. Директива МВД России № 1 от 23.03.2004 г.
  37. .А., Чудинов В. А. Психика и классификация уровней отражения действительности. Психологический журнал, 1980, т.1,№ 5, С. 93−103.
  38. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.
  39. М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. М.: Норма, 2005.-512 с.
  40. Г. Е. Структура эксперимента по вероятностному • прогнозированию. // Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. М.: Наука, 1976, 1977, С.22−59.
  41. Ю.М. Процессы принятия решения на сенсорно-перцептивном уровне. // Психологические проблемы принятия решения. М.: Наука, 1976. С.85−94.
  42. Д.Н. Интуиция и формирование обобщенного способа решения задач. Вопр. психологии, 1979, № 2.
  43. Н.Д., Лапа В. В., Пономаренко В. А. Методологические вопросы анализа познавательных процессов оператора в критических ситуациях // Вопросы кибернетики. Проблемы измерения психических характеристик человека в познавательных процессах. М.
  44. Н.Д., Пономаренко В. А. Психологическое состояние человека в особых условиях деятельности // Психол. журн. 1983. Т. 4, № 6. -С. 92−105.
  45. Г. М., Магазанник В. Д. Психологические критерии сложности процесса принятия решения человеком-оператором // Методология инженерной психологии, психология труда и управления / Отв. ред. Б. Ф. Ломов и В. Ф. Венда. М.: Наука, 1981. С. 63−78.
  46. В.П., Хрящева НЛО. Социально-психологический тренинг. Л. 1990.
  47. Л.Р. Бессознательное и сознание в аспекте межполушарного взаимодействия. Новочеркасск: Агентство САГУНА, 1994.
  48. В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 26.
  49. В.П. От генезиса ощущений к образу мира. // А. Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983, С. 140−149.
  50. В.П. Установка и деятельность: нужна ли парадигма? // Бессознательное. Природа, функции, методы исследования, Т. 1. Тбилиси, 1978, С.133−145.
  51. В.П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. М., 1983.
  52. З.А., Полетаева И. И. Поведение животных. М.: Астрель, 2000.
  53. В.В. Бессознательное, функциональная асимметрия, язык и творчество/ТБессознательное. Т. 1. Новочеркасск: САГУНА. 1994 С. 168 173.
  54. В.Р., Новиков А. А. В мире научной интуиции. М., 1978.
  55. А.В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности. Ярославль: ЯрГУ, 1991, 153 с.
  56. С. Д. Типология языка и речевое мышление. Л., 1972.
  57. Г. А. Основные направления использования активного социального обучения в странах Запада// Психологический журнал. 1989. № 1.Т. 10. С. 127−136.
  58. С.Н., Холин Ю. Е. Дух воина. Философия и практика Дзен. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 448 с.
  59. Концепция кадровой политики МВД РФ. Приложение 1 к решению коллегии МВД России от 23 дек. 1998 г. № 6 км / 1: Приказ МВД России № 12 от 11 янв. 1999 г.
  60. И.Б. Психика. Сознание. Бессознательное: Монография. М.: Московская академия МВД России, 2000 150 с.
  61. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. С. 237−256.
  62. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1999.
  63. Г. Монодалогия, 1720.
  64. А.Н. Деятельность. Сознание, Личность. М., 1975. С. 124.
  65. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
  66. П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974.
  67. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984, 444 с.
  68. А.Р., Виноградова О. С. Объективное исследование динамики семантических систем // В сб.: Семантическая структура слова. М., 1974.
  69. А.Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов. -М.1956.
  70. С.И. Психология тренинга. СПб., 1997.
  71. В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Дис. д-ра психол. наук. Л., 1982.-418 с.
  72. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
  73. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Просвещение, 1986.-253 с.
  74. У. Познание и реальность. М., 1981.
  75. В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Изд-во «Прометей», 1989. -287 с.
  76. В.В., Дрогалина Ж. А. Реальность нереального: Вероятностная модель бессознательного. М., 1995.
  77. А.А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания. М., 1972.
  78. И.Г. Ассоциации и высказывание. Структура и семантика. Пермь, 1994.
  79. B.C. Бурый медвидь. М.: Агропромиздат, 1990.
  80. Е.Н. Знаки, символы, языки. М.: Знание, 1983.
  81. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М., 1983.
  82. В.Ф. Основы психосемантики. М., ИГУ, 1997. С. 45.
  83. В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.
  84. JI.A. Теоретические и методические вопросы социально-психологического тренинга. М., 1982. С. 9, 208.
  85. В.В. К анализу концепции Леви-Брюля о «первобытном мышлении» //Новое в психологии, вып. 2. М., 1977. С. 3−22.
  86. В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления. -Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1984, № 4, С. 13−21.
  87. . Избранные психологические труды. М., 1969.
  88. Письмена на воде. Первые наставники Чань в Китае. / Сост., пер., иссл. и комм. А. А. Маслова. М.: Сфера, 2000. 608 с.
  89. К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медгиз., 1970, 264 с.
  90. Н.И. Наглядно-интуитивные компоненты процесса решения задач. Автореф. канд. дис. М., 1975.
  91. Я.А. Методологическое введение в психологию. М., 1983. t
  92. Я.А. Психика и интуиция. М. 1967.
  93. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
  94. Практикум по социально-психологическому тренингу. СПб., 1997.
  95. Психогимнастика в тренинге/ Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. СПб.: «Ювента», Институт Тренинга, 1999. 256 с.
  96. В., Фетисов В. Интуиция и её экспериментальное изучение //Наука и жизнь, 1969, № 1.
  97. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. М., 1970.
  98. Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972.
  99. А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1967.
  100. .И. Интеллект и язык. Животные и человек в зеркале экспериментов. М.: Наука, 2000.
  101. У. Познание и мышление. М., 1968.
  102. B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. -М., 1984.
  103. ЮЗ.Рубахин В. Ф. Психологические основы обработки первичной информации. Л., 1974.
  104. С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: АН СССР, 1957. -С. 259.
  105. Семантика, логика и интуиция в мыслительной деятельности человека. Под ред. А. Н. Соколова, Л. Л. Гуровой, Н. И. Жинкина. М., 1979.
  106. П.В. О двух разновидностях неосознаваемого психического: под и свехсознании" // Психология сознания. Хрестоматия. СПб, 2001.-С. 137.
  107. П.В. Созидающий мозг. Нейробиологические основы творчества. М.: Наука, 1993, 111с.
  108. Л.Н. Методы психологической диагностики. М., 1990. -Вып. 3.
  109. А.Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1962.
  110. Соссюр Ф. де Анаграммы (Фрагменты) // Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977. С. 633−649.
  111. Ш. Спивак Д. Л. Лингвистика измененных состояний сознания. — Л.: Наука, 1986. 90 с.
  112. С.И., Колобова И. Н., Деркач А. А. Рабочая книга психолога таможенного органа. М.: РИО РТА, 1998. 268 с.
  113. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
  114. Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. 574 с.
  115. Э.Д. Психологический анализ эвристик человека. Канд. дис.М., 1967.
  116. Э.Д. Соотношение осознаваемых и неосознаваемых действий в процессе мышления. Вопр. психологии, 1975, № 2.
  117. Э.Д., Богданова Т. Г. О влиянии значимости мотива на процесс решения мыслительных задач. Вопр. психологии, 1980, № 1.
  118. В.Н. Русская фразеология. М., 1996.
  119. .М. Избранные психологические труды. Т. 1,2. М., 1985.
  120. В.А. Исследование механизмов регуляции поиска решения задачи (эвристик). Канд. дис. М., 1967.
  121. Н.В. Сущность и основные черты отражения в неживой природе. В кн.: Проблемы отражения. М., 1969. — С. 9−36.
  122. O.K. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 272 с.
  123. А.Н. Бессознательное психическое в свете исследования уровней активности поведения человека: к истории вопроса. // Бессознательное. Природа, функции, методы исследования, т. III. Тбилиси. 1978.-С. 490−499.
  124. Э. Когнитивные карты у крыс и человека. // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. С. 63−82.
  125. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.
  126. .С. Отражение в неживой природе. М., 1969.
  127. Г. Живой мозг. М., 1966.
  128. А.А. Избранные труды. Л., 1978.
  129. Г. К. Проблемы сознания. М., 1996. С. 60.
  130. П.А. У водоразделов мысли Соч. Т. 2. М.: Изд-во «Правда», 1990. 446 с.
  131. Фрейд 3. Психология бессознательного // Сб. произведений. М.: Просвещение, 1989.-448 с.
  132. Э. Забытый язык: смысл снов, сказок и мифов // Тайны сознания и бессознательного: Хрестоматия. Мн: Харвест, 1997.
  133. Н. Язык и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1972, — 122 с.
  134. .А. Структура и закономерности общественного сознания.1. Л.: Наука, 1982.-С. 42.
  135. И. Ю. Дом колдуньи: Язык творческого, бессознательного. М., 1996.
  136. И.Ю. О возможности интериоризации текста в процессе коммуникации // Пограничные явления: синтагматика и парадигматика. Пермь, 1991.-С. 46−47.
  137. И.Ю. Прагматика, текст, личность // Человек: перспективы исследования. Пермь, 1987. С. 64−65.
  138. Н. И. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека. М., 1967.
  139. Н.И. Психика и сознание как функция мозга. М.: Наука, 1985.-С. 153.
  140. Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности. М.: Проспект, 2004. 208 с.
  141. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 184 с.
  142. .Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски. М.: ВПА, 1989.
  143. К.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.: Мысль, 1973. 215 с.
  144. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М., 1983.
  145. В.А. Психика. Культура. История. (Введение в теоретико-методологические основы исторической психологии). Ростов на-Дону, Изд-во Ростовского ун-та, 1990. 256 с.
  146. Этология человека на пороге 21 века: новые данные и старые проблемы / Ред. M.JI. Бутовская. М.: Старый Сад, 1999.
  147. Юнг К. Г. Психология бессознательного. М., Канон, 1996.
  148. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994.-320 с.
  149. Р. Звук и значение // Избранные работы. М.: Прогресс. 1985.-С. 30−92.
  150. P.O. К языковедческой проблематике сознания и бессознательности // Бессознательное: Природа, функции методы исследования. Т. З. Тбилиси: Мецниереба, 1978. С.156−167.
  151. Л.П. Избранные работы. Язык и его функционирование. -М.: Наука, 1986. 205с.
  152. .В. Гипотезы о происхождении языка. М.: Наука, 1985. -135 с.
  153. М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985.
  154. Beckman J., Guthke J. Complex problem solving, intelligence and learning abilities//Complex problem solving/Eds. P. Frensch, J. Funke. Bonn, 1995. P. 177−200.
  155. Berry D., Broadbent D. Implicit learning in the control of complex systems//Complex problem solving/ Eds. P. Frensch, J. Funke. Bonn, 1995. P. 131 150.
  156. Buchner A. Basic topics and approaches to the study of complex problem solving//Complex problem solving/Eds. P. Frensch, J. Funke. Bonn, 1995. P. 2764.
  157. Inhelder В., Sinclaire H., Bovet M. Apprentissage et structures de la connaissance. Neuchatel, 1974.
  158. Johnson-Laird P. Mental models. Cambridge, 1983.
  159. Pages R., Derghal M. Reduire ou faciliter I’expression de I’idiosyncrasie individuelle: concepts et esquisse experimentale//Bulletin de Psychologie. 1984. V. 37, № 11−14. P. 695−711.
  160. Siegler R. Mechanisms of cognitive growth: Variation and selection//Mechanisms of cognitive development/Ed. R.J. Sternberg. N.Y., 1984. P. 14−162.
Заполнить форму текущей работой