Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Дополнительная профессиональная подготовка преподавателя вуза в сфере дистанционных образовательных технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как показал проведенный анализ специальной литературы, дополнительная профессиональная подготовка педагогических кадров вуза в сфере дистанционных образовательных технологий — это сфера практико-ориентированного повышения квалификации, направленного, в первую очередь, на развитие компетенций в области педагогических и информационных технологий, методов, средств обучения и воспитания и др… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы дополнительной профессиональной подготовки преподавателя вуза в сфере дистанционных образовательных технологий
    • 1. 1. Социально-педагогические предпосылки дополнительной профессиональной подготовки преподавателя вуза в сфере дистанционных образовательных технологий
    • 1. 2. Понятие информационно-технологической профессиональной компетентности преподавателя вуза
    • 1. 3. Направления дополнительной профессиональной подготовки преподавателя вуза в сфере дистанционных образовательных технологий
  • Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение дополнительной профессиональной подготовки преподавателя вуза в сфере дистанционных образовательных технологий
    • 2. 1. Модель дополнительной профессиональной подготовки преподавателя вуза в сфере дистанционных образовательных технологий
    • 2. 2. Методическое обеспечение дополнительной профессиональной подготовки преподавателя вуза в сфере дистанционных образовательных технологий

    2.3. Оценка качества и анализ результатов педагогического эксперимента по реализации модели дополнительной профессиональной подготовки преподавателя вуза в сфере дистанционных образовательных технологий.

Дополнительная профессиональная подготовка преподавателя вуза в сфере дистанционных образовательных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное общество требует переориентации образовательного процесса на новые условия жизни и запросы личности, создания предпосылок для социальной активности молодого специалиста, его способности успешно жить и работать, несмотря на геолокацию его местонахождения, что предполагает активное распространение инновационных форм и технологий обучения, в частности, широкого применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника1. При этом перед системой профессионального образования стоит задача сохранения качества подготовки будущих специалистов, предполагающая какрезультат высокий уровень их профессиональной деятельности, соответствие полученных компетенций требованиям работодателей и общества, готовность к самообразованию и самосовершенствованию, социальной мобильности.

В настоящее время в ведущих вузах России создается сеть мультимедиа аудиторий, объединенных в единую мультисервисную интерактивную образовательную среду, которая позволяет осуществлять теоретическую и практическую подготовку студентов с использованием новейших информационных технологий, оперативно получать доступ к хранилищам учебных материалов (инженерный образовательный портал, сайты факультетови кафедр, электронная библиотека и т. д.), проводить видеоконференции, тестирование, а главное, предусматривается возможность.

1 Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1993 года № 3266−1 (ст.32). Целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения). удаленного доступа к уникальным лабораторным стендам и серверам со специализированным программным обеспечением2.

В этой связи к преподавателю вуза предъявляются особые требования, связанные с возможностью и необходимостью применения в практике профессиональной деятельности перечисленных выше современных информационных технологий и компьютерных средств обучения. В настоящее время роль преподавателя вуза, его профессиональная деятельность претерпевает существенные изменения и требует от профессорско-преподавательского состава наличия высокого уровня л профессиональной компетентности в сфере информационных технологий, навыков в разработке методического обеспечения (контента4) учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в сетевой интерактивной аудитории «преподаватель — сеть мультимедиа — студент», проведение форумов дисциплины в течение семестра и др. Указанные особенности организации образовательного процесса приводят к необходимости специальной дополнительной’профессиональной подготовки преподавателя вузав сфере дистанционных образовательных технологий.

По данным нашего, исследования, проведенного в 2006 г. среди преподавателей ГОУ МГИУ и. других структурных подразделений университета — института дистанционного образования, филиалов и региональных представительств было установлено, что только 20,% преподавателей владеют информационными технологиями на удовлетворительном^ уровне, из оставшихся еще 20% полностью или частично умеют применять в своей деятельности офисные компьютерные.

2 В соответствии с приказом № 137 Министерства образования и науки РФ от 6.05.2005 г. «Об использовании дистанционных образовательных технологий» .

3 Компетентность — интегративное качество личности, сформированное на основе совокупности предметных знаний, умений, опыта, отраженных в теоретико-прикладной подготовленности к их реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности. Педагогический словарь под ред.Г. М. Романцева, РГППУ, Екатеринбург, 2006 г.

4 Контент (англ. content — содержимое) — информационно значимое наполнение информационного ресурса (тексты, графика, мультимедиа) — В системе заочного образования контент — методическое сопровождение изучения дисциплин учебного плана, а его структура: УМК, алгоритм изучения курса, блоки лекционных тем и практических занятий, контрольные задания, тест-диагностика и др. Экономический словарь. Инфра-М, 2. приложения и Интернет, 15% могут набирать текст на компьютере, а 45% преподавателей не владеют информационными технологиями вовсе (стоит заметить, что одна из причин такого бедственного положения — высокий средний возраст педагогических кадров). При этом более половины преподавателей последней группы, не владеющих информационными технологиями, высказываются в пользу информатизации своего труда и учебного процесса, понимают необходимость повышения своей квалификации в этом направлении.

На наш взгляд, дополнительная профессиональная подготовка педагогических кадров вуза в рамках системы повышения квалификации является наиболее открытой и гибкой системой в непрерывном профессиональном образовании. Следует отметить, что система повышения квалификации всегда мобильно откликалась на запросы современного общества в вопросах развития отечественного образования, осуществляя прорыв и перестройку уровня подготовленности педагогических кадров к педагогическим новациям, что в полной мере относится и к формированию компетенций в области информационных технологий, оптимизации Интернет-образовательной среды, активных форм обучения, которые в нашем исследовании рассматриваются в качестве информационно-технологической компетентности преподавателя.

Необходимость повышения информационно-технологической компетентности преподавателя не позволяет, тем не менее, освободить его от участия в образовательном процессе вуза, т. е. подготовка должна осуществляться без отрыва от основной работы (учебного процесса), допуская лишь некоторое снижение аудиторной нагрузки. Эта особенность системы повышения квалификации преподавателей вуза приводит к тому, что дистанционные образовательные технологии, которые предстоит освоить преподавателю, должны доминировать в его собственной подготовке.

Как показал проведенный анализ специальной литературы, дополнительная профессиональная подготовка педагогических кадров вуза в сфере дистанционных образовательных технологий — это сфера практико-ориентированного повышения квалификации, направленного, в первую очередь, на развитие компетенций в области педагогических и информационных технологий, методов, средств обучения и воспитания и др. Несмотря на достижения теории и практики в области развития методологии образования (Ю.К. Бабанский, В. И. Журавлев, М. С. Каган, Б. М. Кедров, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, A.M. Новиков, Скаткин, В. А. Сластенин, П. И. Пидкасистый, Я. С. Турбовской, Г. П. Щедровицкий и др.), решения проблем управления качеством высшего профессионального образования, которые рассмотрены в трудах В. П. Беспалько, А. И. Байденко, A.A. Вербицкого, И. А. Зимней, A.A. Добрякова, В. М. Приходько, В. В. Ищенко, H.A. Селезнева, А. И. Субетто, В. А. Сластенина, В. Д. Шадрикова, совершенствования системы профессионального образования (С.И. Архангельский, В. П. Беспалько, A.JI. Денисова, В. Н. Елютин, С. И. Зиновьев, Л. Ф. Колосников, И. Я. Конфедератов, Н. В. Кузьмина, Кальней В. А., В. Н. Столетов, Н. Ф. Талызина, Ф. Р. Филиппов, Шишов Е. И. и др.), проектирования образовательных систем (З.Д: Жуковская, В. Е. Радионов, А. И. Тряпицына и др.), информатизации, системы непрерывного образования (Н.Е. Астафьева, Е. П. Велихов, А. Л. Денисова, В. М. Монахов, О. П: Околелов, Е. И. Полат, В. Г. Разумовский, И. В. Роберт, А. Ю. Уваров, М. С. Чванова и др.), приходится констатировать, что проблема разработки и совершенствования модели дополнительной профессиональной подготовки преподавателей вуза с позиций применения дистанционных образовательных технологий требует особого внимания и отдельного научного исследования.

В ходе анализа нами были выявлены объективно существующие противоречия между:

— социальным заказом современного общества на диверсификацию форм обучения будущих специалистов и неготовностью педагогических кадров включиться в инновационные изменения, происходящие в системе высшего профессионального образованияпотребностью вузов в разработке модели дополнительной профессиональной подготовки преподавателей вуза, способных обеспечить качество подготовки студентов посредством дистанционных образовательных технологий, и недостаточной разработанностью технологий и методик реализации этих целей в различных формах обучения;

— стремлением преподавателей, осуществляющих профессиональную деятельность в системе высшего профессионального образования, обладать информационно-технологическими компетенциями и недостаточной представленностью содержания, форм и методов повышения квалификации в этом направлении.

Обозначенные противоречия позволили нам сформулировать проблему исследования: каковы содержание, формы и методы дополнительной профессиональной подготовки преподавателей вуза сфере дистанционных образовательных технологий.

Цель исследования — разработать содержание, формы и методы дополнительной профессиональной подготовки преподавателей вуза сфере дистанционных образовательных технологий.

Объект исследования — дополнительная профессиональная подготовка преподавателя вуза.

Предмет исследования — дополнительная профессиональная подготовка преподавателя вуза в сфере дистанционных образовательных технологий.

Гипотеза исследования — дополнительная профессиональная I подготовка преподавателя вуза в сфере дистанционных образовательных технологий будет эффективной, если: подготовка преподавателя вуза будет направлена на совершенствование профессиональных знаний и умений преподавателя вуза при работе с компьютером на основе владения информационными технологиями, позволяющими ему создавать электронные образовательные продукты для размещения на образовательном портале вуза;

— подготовка преподавателя вуза будет способствовать формированию информационно-технологической профессиональной компетентности с целью повышения качества передачи учебной информации через контент читаемых дисциплин;

— модель дополнительной профессиональной подготовки преподавателя вуза в сфере дистанционных образовательных технологий будет способствовать поэтапному формированию информационно-технологических компетенций преподавателя вуза;

— методическое обеспечение дополнительной профессиональной подготовки преподавателя вуза в сфере дистанционных образовательных технологий будет включать рабочую программу, контент дисциплины (обучающие модули, алгоритм изучения курса и др.), мониторинговое сопровождение, учебно-методические пособия для преподавателей.

Для достижения цели1 исследования в диссертационной работе были поставлены следующие задачи:

1*. На основе анализа научных исследований и опыта работы высших образовательных учреждений выявить направления дополнительной профессиональной, подготовки преподавателя вуза в сфере дистанционных образовательных технологий.

2. Обосновать целесообразность формирования информационно-технологической профессиональной компетентности в рамках дополнительной профессиональной подготовки преподавателей вуза, осуществляющих обучение студентов с использованием дистанционных образовательных технологий.

3. Разработать и осуществить опытно-экспериментальную проверку модели дополнительной профессиональной подготовки преподавателя вуза в сфере дистанционных образовательных технологий.

4. Разработать методическое обеспечение дополнительной профессиональной подготовки преподавателя вуза в сфере дистанционных образовательных технологий.

Методологической основой исследования послужили труды зарубежных и российских ученых и специалистов-практиков, посвященные проблемам дополнительного образования и организации образовательного процесса в рамках компетентностной парадигмы, а также философии образования, взаимосвязи образования и социума (К.А. Абульханова-Славская, М. Н. Берулава, Е. В. Бондаревская, Л. П. Буева, Б. С. Гершунский, И. А. Колесникова, В. В. Сериков, В. Д. Шадриков, К. А. Шварцман, Г. П. Щедровицкий и др.) — концепции личностно ориентированного образования (А.Г. Асмолов, Н. В. Бордовская, А. П. Валицкая, A.B. Петровский, В. А. Петровский, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, E.H. Шиянов, И. С. Якиманская и др.) — теории компетентностного подхода (В.И. Байденко, Г. В. Безюлёва, В. И. Блинов, А. Т. Глазунов, A.A. Кива, А. Н. Лейбович, A.B. Хуторской, О. Б. Читаева, О. Ф. Шихова и др.) — теории многоуровневого непрерывного-креативного образования (A.M. Новиков, М. М. Зиновкина, Р. Т. Гареев, С. П. Андреев и др.), положения методологии дистанционного обучения (A.A. Андреев, A.A. Ахаян, A.M. Берщадский, Д. А. Богданова, А. Д. Иванников, В. П. Кашицин, И. Г. Кревский, М.В. МоисееваЕ.С. Полат, А. Н. Тихонов, А.Ю. Уваров) — теории активности, познавательной деятельности и творчества (Н.А.Бердяев, Н. А. Бернштейн, Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, Дж. Гилфорд, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Э. Фромм).

Методы исследования. Для реализации поставленных задач использовались современные диалектические подходы к педагогическому исследованию, основанные на положениях гуманистической педагогики. Методические основы составляют методики проведения научно-педагогического исследования, предложенные A.M. Новиковым и В. И. Загвязинским.

Постановка целей и задач, определение содержания и организации, а также выбор методики исследования осуществлялись с учетом принципов историко-генетического подхода, диалектических закономерностей, объективного анализа изучаемых явлений и процессов.

Эмпирические методы исследования включали педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, изучение социологических и статистических данных, метод экспертных оценок и др. Характерными чертами проведения исследования являются системный подход и системный анализ посредством представления и изучения объекта и предмета исследования как системы. При этом использовались методы прогнозирования, моделирования и программирования, проектный метод.

Экспериментальная база исследования: университетский комплекс Государственного образовательного учреждения «Московский государственный индустриальный университет» (ГОУ МГИУ), в том числе Институт дистанционного образования и его представительства в Московской области.

Этапы исследования.

На первом этапе (2003;2006гг.) — обоснование проблемы и изучение уровня ее разработанности в теории и практике высшего профессионального образования. Основными методами на этом этапе были: изучение и теоретический анализ литературы, нормативно-правовых, документов, методы наблюденияанкетирование, опрос и т. д. Определение проблемы, исследования, обоснование цели, задач, рабочей гипотезы.

На втором этапе (2006;2009гг.) — конструирование целостного проекта дополнительной профессиональной подготовки преподавателя вуза в сфере дистанционных образовательных технологий, разработка концепции и модели. Проведение опытно-экспериментальной работы, обеспечивающей организационно-педагогические условия дополнительной профессиональной подготовки преподавателя вуза в сфере дистанционных образовательных технологий.

На третьем этапе (2009;2010гг.) — анализ опытно-экспериментальных данных, систематизация и обобщение полученных результатов, оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

1. Выявлены направления дополнительной профессиональной подготовки преподавателя вуза в сфере дистанционных образовательных технологий, к которым относятся:

— теоретическая и практическая подготовка по овладению новейшими информационными технологиями (информационно-телекомуникационными технологиями, сетевыми мультимедийными технологиями, кейсовыми технологиями, блогами, форумами, чатами, и др.);

— разработка и наполнение контента дисциплин учебного плана для его дальнейшего размещения на образовательном портале вуза;

— овладение приемами работы с образовательным порталом вуза (хранилищем учебных материалов и электроннойбиблиотекой, сайтами факультетов и кафедр, лабораторными стендами и др.).

2. Обоснована целесообразность формирования информационно-технологической профессиональной компетентности преподавателя вуза необходимостью обеспечения качества передачи учебной информации через контент читаемой дисциплины (учебно-методический комплекс дисциплины, блоки-лекционных тем и практических занятийконтрольные задания, тест-диагностики и др.) в сетевой интерактивной аудитории «преподаватель — сеть мультимедиа — студент» с использованием дистанционных образовательных технологий (кейсовых, сетевых, мультимедийных, информационно-телекоммуникационных, и др.) в данной системе обучения.

3. Разработана1 модель дополнительной профессиональной подготовки преподавателя вуза в сфере дистанционных образовательных технологий, включающая:

• цель (формирование информационно-технологических компетенций преподавателя вуза);

• педагогические условия: организационная целостность дополнительной профессиональной подготовки без отрыва от преподавательской деятельностипсихолого-педагогическое сопровождение специалиста в области андрагогикисодержательно-профилирующая и практико-ориентированная направленность обучениядистанционные образовательные технологии: кейсовые технологии (печатные материалы, специальные учебно-методические комплексы на цифровых носителях, тестовые программы на цифровых носителях, электронные библиотеки и др.) — сетевые (интернет) и мультимедийные технологии (электронная почта, чат, мейлсервер, телеконференции, мультимедийные учебники, виртуальные лабораторные стенды и др.) — информационно-телекоммуникационные технологии (телефонияодносторонняя или двусторонняя видео трансляциявидео или обратимая звуковая связь при видеотрансляции, видеотелеконференциидискуссии и семинары проводимые через-компьютерные телекоммуникации и др.) — содержание подготовки, включающее в себя следующие модули:

1. Государственная политика в области информатизации высшегообразования. Нормативно-правовое обеспечение современной системы применения дистанционных образовательных технологий.

2. Основы работы с персональным компьютером и офисными приложениями.

3. Основы работы с интернет-ресурсами.

4. Научно-образовательный комплекс обеспечения учебного процесса в условиях удаленного доступа. Рекомендуемый алгоритм работы с дидактическими материалами в удаленном режиме.

5. Электронная библиотека научно — образовательного комплекса. Практические основы разработки электронных образовательных продуктовпоказатели сформированности информационно-технологических компетенций: 1) владение компьютером на уровне уверенного пользователя- 2) работа с интернет ресурсами- 3) умение разрабатывать дидактические материалы для дистанционных образовательных технологий- 4) умение создавать электронные образовательные продукты;

• уровневые этапы формирования информационно-технологических компетенций: начальный (недостаточный) — продуктивный (удовлетворительный) — творческий (успешный), каждый из которых качественно характеризует степень овладения информационными технологиями в сфере дистанционного образования.

• результат: повышение компетентности преподавателя вуза в сфере дистанционных образовательных технологий.

4. Разработано методическое обеспечение дополнительной профессиональной подготовки преподавателя вуза в сфере дистанционных образовательных технологий, включающее: контент содержания дополнительной профессиональной подготовки преподавателя вуза в сфере дистанционных образовательных технологий: обучающие модулиалгоритм изучения курсаблокилекционных тем и практических занятий, контрольные задания, тест-диагностики и др.;

• мониторинговое сопровождение, направленное на контроль качества подготовки;

• учебно-методические пособия для преподавателей (ведущих занятия и обучающихся).

Теоретическая значимость исследования: теория и методика профессионального образования дополнена, моделью дополнительной профессиональной подготовки преподавателя вуза в сфере дистанционных образовательных технологий, системно представляющей процесс формирования информационно-технологических компетенций преподавателя вуза^.

Практическая значимость, исследования заключается в разработке учебного курса дополнительной профессиональной подготовки преподавателя вуза «Профессиональные компетенции: стратегия и технология формирования информационно-технологических компонентов», электронный учебно-методический комплекс по разработке и наполнению контента как методического сопровождения образовательного процесса, учебно-методических пособий для преподавателей, рабочей программы дисциплины, обучающих модулей и мониторингового сопровождения, направленного на контроль качества подготовки студентов.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Направлениями дополнительной профессиональной подготовки преподавателя вуза в сфере дистанционных образовательных технологий являются: теоретическая и практическая подготовка по овладению новейшими информационными технологиями- (навыки работы" с персональным компьютером и сетью Интернет) — разработка и наполнение контента дисциплин учебного планана базе новейших информационных технологийовладение приемами работы с электронным. образовательным порталом вуза (хранилищем учебных материалов и электронной библиотекой, сайтами факультетовI и кафедр, лабораторными стендами, и др.).

2. Целесообразность формирования информационно-технологической компетентности преподавателя вуза обосновывается необходимостью обеспечения’качества передачи учебной информации через контент читаемой дисциплины в сетевой интерактивной аудитории «преподаватель — сеть мультимедиа — студент» с использованием таких дистанционных образовательных технологий, как кейсовых, сетевых, мультимедийных, информационно-телекоммуникационных.

3. Модель дополнительной профессиональной подготовки преподавателя вуза в сфере дистанционных образовательных технологий должна включать: цель, педагогические условия, дистанционные образовательные технологии, содержание, показатели, этапы формирования информационно-технологических компетенций и результат.

4. Методическое обеспечение дополнительной профессиональной подготовки преподавателя вуза в сфере дистанционных образовательных технологий должно включать: рабочую программу и контент содержания дополнительной профессиональной подготовки преподавателя вуза в сфере дистанционных образовательных технологий, мониторинговое сопровождение, а также учебно-методические пособия для преподавателей (ведущих занятия и обучающихся).

Апробация и внедрение результатов исследования в практику учебного процесса всех подсистем Университетского комплекса ГОУ МГИУ проходила на всех этапах исследования. Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях Научно-методического совета МГИУ, Ученого совета МГИУ, ГИНФО, Международного университета ИНФО-«Рутения» и др. (1995;2009 гг.) — на курсах повышения квалификации и переподготовки работников образования г. Москвы на ФПК МГИУ.

Результаты исследования внедрены при организации дистанционного обучения в Институте дистанционного образования ГОУ МГИУ.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Выводы по второй главе.

1. Инновационная модель дополнительной подготовки педагогических кадров университетского комплекса основана на принципах: принцип динамичности, принцип соответствия форм организации учебного процесса целям практической подготовки к решению образовательно-воспитательных задач обученияпринцип личностно-ориентированного обученияпринцип опережающей подготовки и осознанной перспективыпринцип индивидуализации и дифференциации — обеспечивает формирование информационно-технологических компетенций (знание, навыки и практический опыт в создании среды информационных образовательных ресурсов, основной на инновационных технологиях и сопровождении, наполнении и использовании образовательных порталов в учебном процессе) как результата дополнительной подготовки преподавателей вуза, осуществляющих подготовку студентов в региональном представительстве университетского комплекса.

2. При разработке модели дополнительной подготовки преподавателя вуза в условиях университетского комплекса на первом этапе был осуществлен процесс целеполагания и структурирования содержания их практического и теоретического обучения. Обоснована педагогическая целесообразность компетентностного подхода к формированию профессиональных компетенций педагогических кадров высшей школы в рамках программ дополнительного образования с опорой на модульное построение учебного процесса и разработки образовательной программы: «Профессиональные компетенции: стратегия и технология формирования информационно-технологических компонентов», который интегрирует учет всех составляющих, обеспечения качества передачи учебной информации в условиях информатизации учебного процесса в современной высшей школе (вне зависимости от форм обучения и геолокации студента). Большое значение в специальном модуле данной программы уделяется конструктивной педагогике, где рассматривается разумное сочетание достоинств различных образовательных технологийформ обучения и педагогических инноваций.

3. Деятельность преподавателя приобучении с элементами дистанционных технологий претерпевает существенные изменения. Его первоочередной задачей становится подготовка контента учебного курса на основе уже имеющихся источников или авторских оригинальных разработок, входящих в него тематических разделов. Второй важнейшей педагогической задачей является управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся в рамках того содержания образования, которое предполагается задачами обучения и развития их интеллектуальных сил и способностей.

4. Модель дополнительной профессиональной подготовки преподавателя вуза в сфере дистанционных образовательных технологий включает:

• цель (формирование информационно-технологических компетенций преподавателя вуза);

• педагогические условия: организационная целостность дополнительной профессиональной подготовки без отрыва от преподавательской деятельностипсихолого-педагогическое сопровождение специалиста в области андрагогикисодержательно-профилирующая и практико-ориентированная направленность обучения;

• дистанционные образовательные технологии:

— кейсовые технологии (печатные материалы, специальные учебно-методические комплексы на цифровых носителях, тестовые программы на цифровых носителях, электронные библиотеки и др.);

— сетевые (интернет) и мультимедийные технологии (электронная почта, чат, мейлсервер, телеконференции, мультимедийные учебники, виртуальные лабораторные стенды и др.);

— информационно-телекоммуникационные технологии (телефонияодносторонняя или двусторонняя видео трансляциявидео или обратимая звуковая связь’при видеотрансляции, видеотелеконференциидискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации и др.);

• содержание подготовки, включающее в себя следующие модули:

1. Государственная политика в области информатизации высшего образования. Нормативно-правовое обеспечение современной системы применения дистанционных образовательных технологий.

2. Основы работы с персональным компьютером и офисными.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Проведенные исследования позволили нам установить, что выделяются три основных направления дополнительной профессиональной-подготовки преподавателя вуза в сфере дистанционных образовательных технологий:

— теоретическая и практическая подготовка по овладению новейшими информационными технологиями, позволяющая повысить навыки работы преподавателя с персональным компьютером, сетью Интернет и другими телекоммуникационными средствами, применяемыми в процессе дистанционного образования. Это направление является базой для формирования информационно-технологических компетенций более высокого порядка;

— разработка и наполнение образовательного контента дисциплин учебного плана (обучающие модули, алгоритм изучения курса, блоки лекционных тем и практических занятий, контрольные задания, тест-диагностика и «др.) для его дальнейшего размещения на информационном портале вуза, что возможно осуществить только с опорой* на первое направление и акцент в реализации направлениясмещается на овладение приемами формирования материала в виде, возможном для его размещения на портале;

— овладение приемами работы с образовательным ресурсом вуза, которые позволяют преподавателю вуза и его студентам, обучающимся как по очной форме, так и дистанционно, пользоваться учебными материалами, расположенными на портале вуза, в хранилище учебных материалов, пользоваться электронной библиотекой, осуществляя отдаленный доступ, сайтами факультетов и кафедр, на которых располагается информация о расписании, зачетах, формах промежуточного контроля, тестовых и проверочных заданиях, использовать лабораторные стенды, позволяющие студенту без его непосредственного нахождения в лаборатории осуществлять по заданному плану выполнение заданий, связанных с опытной, экспериментальной работой по техническим и естественнонаучным дисциплинам.

2. Качество передачи учебной информации через контент читаемой дисциплины (учебно-методический комплекс дисциплины, блоки лекционных лекций и практических занятий, контрольных заданий, тест-диагностики и др.) в сетевой интерактивной аудитории «преподаватель — сеть мультимедиа — студент» с использованием дистанционных образовательных технологий, среди которых наибольшее распространение получили кейсовые, сетевые, мультимедийные, информационно-телекоммуникационные использование которых на современной этапе развития дистанционных образовательных технологий свидетельствует о их востребованности и актуальности не только для студента, но и в первую очередь для преподавателя. Достижение качества разработки и наполнения контента по дисциплинам учебного плана (с применением ДОТ), систематизации и оптимизации Интернет образовательной среды возможно" при наличии набора практико-ориентированных компетенцийв сфере информационных образовательных технологий' (информационно-технологических компетенций).

3. Модель дополнительной профессиональной подготовки преподавателя вуза в сфере дистанционных образовательных технологий должна давать, четкое представление о содержании дополнительной профессиональной подготовки (государственная политика в области информатизации высшего образованиянормативно-правовое обеспечение современной системы применения дистанционных образовательных технологийосновы работы с персональным компьютером и офисными приложениямиосновы работы с Интернет ресурсаминаучно-образовательный комплекс обеспечения учебного процесса в условиях удаленного доступарекомендуемый алгоритм работы с дидактическим материалами в удаленном режимеэлектронная библиотека научно образовательного комплексапрактические основы разработки электронных образовательных продуктов), которая может быть представлена в виде ряда модулей, каждый из которых последовательно разворачивает содержание обучения преподавателя для овладения им информационными технологиями и информационно-технологическими компетенциями. При реализации содержания безусловно способствуют педагогические условия, к числу которых можно отнести организационную целостность дополнительной профессиональной подготовки без отрыва от преподавательской деятельностипсихолого-педагогическое сопровождение специалиста в области андрагогикисодержательно-профилирующую и практико-ориентированную направленность. Технологический этап реализации этой подготовки связан с реализацией дистанционных образовательных технологий, среди которых, как актуальные можно выделить — кейсовые технологии (печатные материалы, специальные учебно-методические комплексы на цифровых носителях, тестовые программы на цифровых носителях, электронные библиотеки и др.) — сетевые (интернет) и мультимедийные технологии (электронная почта, чат, мейлсервер, телеконференции, мультимедийные учебники, виртуальные лабораторные стенды и др.) — информационно-телекоммуникационные технологии (телефонияодносторонняя или двусторонняя видео трансляциявидео или обратимая звуковая связь при видеотрансляции, видеотелеконференциидискуссии и семинары проводимые через компьютерные телекоммуникации и др.) Формирование информационно-технологических компетенций разбивается на несколько последовательных этапов, которые также характеризуют уровень овладения компетенциями: начальный (недостаточный), продуктивный (удовлетворительный), творческий (успешный). На первом начальном (недостаточном) уровневом этапе формирования информационно-технологических ' компетенций у преподавателя отмечается неустойчивый, несформировавшийся интерес, незначительное понимание значимости дополнительной профессиональной.

1 1 подготовки в сфере дистанционных образовательных технологийумение выполнять действия с основными приложениями персонального компьютера «по инструкции" — использование интернет-ресурсов при консультативной помощи специалистаумение работать с дидактическими материалами в сфере ДОТ без самостоятельной их разработкипользоваться электронными образовательными продуктами. На втором продуктивном (удовлетворительном) уровне происходит формирование понимания 4 значимости дополнительной профессиональной подготовки в сфере дистанционных образовательных технологий на фоне неустойчивого интересауверенное самостоятельное выполнение действий в рамках одного приложения для персонального компьютера, но отслеживается неуверенность в действиях при переходе к другим приложениямпреподаватель самостоятельно пользуется интернет-ресурсамисамостоятельно разрабатывает дидактические материалы в сфере ДОТ при консультативной помощи специалистасоздает электронные образовательные продукты при консультативной помощи специалиста1. На третьем творческом (успешном) фиксируется понимание значимости и устойчивого интереса к дополнительной профессиональной подготовке в сфере дистанционных образовательных технологийумение самостоятельно работать с интернет-ресурсами, выбирать необходимые ресурсы из имеющегося наборауверенно самостоятельно выполнять действия в рамках любого приложения для персонального компьютера на основе понимания основных принципов работы с ПК и переходить к другим приложениямсамостоятельно разрабатывать дидактические материалы в сфере ДОТ, самостоятельно проектирует и создает электронные образовательные продукты, в т. ч. инновационные виды.

Оценка результата реализации модели производится на основе совокупностей показателей, позволяющих не только оценить насколько преподаватель овладел навыками работы с ПК как пользователь, но и как специалист способный разрабатывать методические материалы для их размещения на образовательном портале вуза, с целью организации дистанционной формы обучения, а также поиск инноваций к достижению качества подготовки специалиста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.В. Методика подготовки студентов строительных специальностей технических вузов с использованием современных информационных технологий: Дисс.. канд.пед.наук. Тамбов, 1998. -231с.
  2. Е.В., Езерский В., Антонов А. Компьютеризация и дидактика: поле взаимодействия // Высшее образование в России. -1999, № 5.-с. 83−88.
  3. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1998. — 204 с.
  4. A.A. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях: Дисс.. д-ра пед.наук. М., 1999.-289 с.
  5. A.A., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. -М.: МЭСИ, 1999.
  6. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Текст. /С.И. Архангельский-М.: Высшая школа, 1980.368 с.
  7. Ахаян А. А! Теория и практика становления дистанционного педагогического образования: Дисс.. д-ра пед.наук. СПб., 2001.439 с.
  8. П.Бабанский Ю. К. Выбор методов обучения в высшей школе, М.: Педагогика, 1981. — 187 с.
  9. , Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. Текст. / Ю. К. Бабанский М.: Просвещение, 1982.
  10. , В.И. Болонский процесс и высшая школа России: время выбора Текст. / В. И. Байденко // Высшее образование сегодня. 2003. — № 1.
  11. , В. И. Компетенции в. профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) Текст. / В. И. Байденко // Высшее образование в России. 2004. -№ 11.
  12. , С .Я. Энциклопедия профессионального образования. Текст.: в 3 т. / С. Я. Батышев //Профессиональное образование. 1999.
  13. , B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Текст. / B.C. Безрукова Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 342 с. — 7 000 экз. -ISBN 5−88 687−015−8.
  14. А.И. Творческий специалист и адаптивное обучение // Вестник высшей школы. -1971, № 3.
  15. , В.П. Слагаемые педагогической технологии. Текст. / В. П. Беспалько М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  16. , В.П. Основы теории педагогических систем. Текст. /В.П. Беспалько Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. — 304 с.
  17. П.П. Память и мышление / В кн.: Избранныепсихологические произведения. -М.: Политиздат, 1964.
  18. С.А., Долгоруков A.M., Щенников С. А. Дистанционное обучение в бизнес-образовании // Бизнес-образование, выпуск 2(3), 1997.
  19. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Рос. энцикл.- СПб.: Норинт, 1998. — 1456 с.
  20. Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию: Учеб. пособие. М.: Домодедово, 2000. — 174 с.
  21. Г. А. Основные направления и перспективы развития СевероЗападного отделения Российской академии образования // Вестник СЗО РАО «Образование и культура Северо-Запада России». СПб., Вып.1,1996
  22. А. История новых технологий в образовании. М.: Рос. Открытый ун-т, 1990. — 28 с.
  23. В.И., Тягунова Т. Н. Культура компьютерного тестирования.
  24. , Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций / Предисл. В. П. Зинченко. М.: Изд-во МГУ, 1984. -200 с.
  25. А., Крутиков В. Контекстное обучение: формирование мотивации // Высшее образование в России. 1998, № 1. — с. 101−107.
  26. , A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст. / A.A. Вербицкий М.: Высш.шк., 1991. — 207 с.
  27. , A.A. Совершенствование педагогического процесса в вузе Текст. /A.A. Вербицкий // Сов. педагогика. 1986. — № 6. — с.75−81.
  28. Г. Н. Социология науки. М., 1968.
  29. В.Т. Системно-кластерная теория и технология повышения качества дистанционного образования в вузе: Дисс.. .д-ра пед.наук. — Казань, 2000. 379 с.
  30. Н.Ю. Педагогические основы дистанционного обучения: Дисс.. канд.пед.наук. Самара, 2000. — 156 с.
  31. И.Е. Компьютерная программа и её педагогическая эффективность // Компьютерные учебные программы. 1998, № 1.
  32. JI.C. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. — 414 с.
  33. И.Р. Компьютер в образовании // Информатика и образование. -2000, № 1.
  34. П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Кн. дом «Ун-т»: Высш. шк., 2002. — 399 с.
  35. , П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий» Текст. / П. Я. Гальперин М.: МГУ, 1964.
  36. , П.Я. Управление процессом учения Текст. / П. Я. Гальперин // Новые исследования в педагогических науках, вып. IV. М.: Просвещение, 1965.
  37. , Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика Текст. / Б. С. Гершунский Киев: Вища шк., 1986. — 200 с.
  38. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. —М.: Педагогика, 1987.- 263 с.
  39. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994, № 34. — с. 43−52.
  40. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М., Прогресс, 1976. 495 с.
  41. В.А. Высшая школа на пути реформ. СПб.: Ин-т упр. и экономики, 1998. — 239 с.
  42. В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей иматематической статистике: Учеб. пособие для студентов вузов. Изд. 5-е, стер. М.: Высш. шк., 2000. — 400 с: ил.
  43. В.В. Компьютерные технологии в бизнес-образовании // Бизнес-образование. 1997, выпуск 2(3). — с. 61−70.
  44. Ю., Свистунов Б. К иной парадигме // Высшее образование в России. 1999, № 3. — с. 60−66.
  45. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО) Электронный ресурс.: Нормативные документы высшего профессионального образования [сайт] http://www.edu. ru/db/portal/spe/
  46. М.Т. О педагогической подготовке преподавателя высшей школы // Высшее образование в России. -1994, № 4. — с. 105−108.
  47. , E.H. Современные педагогические технологии Текст. / E.H. Гусарова М., АПКиПРО, 2004.
  48. Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под редакцией Полат Е. С. -М.: Гуманит. изд. центр ВЯАДОС, 1998. 192 с.
  49. A.B. Технология дистантного обучения математике студентов педагогического университета: (На материале геометрии). Дисс—канд.пед.наук. — Новосибирск, 1997. —157 с.
  50. А.Н. Информационный взрыв: проблемы реальные и мнимые. М.: «Наука», 1985. — 158 с.
  51. А.П., Павлюк H.A. Язык и компьютер. М.: Просвещение, 1989.-159 с.
  52. Журнал «Дистанционное образование». 1999, № 2,3,4.
  53. , В.И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования Текст. / В. И. Загвязинский // Aima mater. 2004. -№ 9.
  54. , В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст. / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов 2-е изд. — М., 2004.
  55. , JI.B. Основы педагогических технологий Текст. / JI.B. Загрекова // Высшее образование в России, 1997, № 4, с. 97−98.
  56. , JI.B. Теория и технология обучения Текст. / J1.B. Загрекова, В. В. Николина М., Высшая школа, 2004.64.3акон Российской Федерации «Об образовании» Текст.: офиц. текст. -Бюлл. Госкомвуза России. 1996. — № 2. — С. 2−60.
  57. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» Текст.: федер. закон № 125-ФЗ от 22 августа 1996 г.
  58. JI.B. Обучение и развитие. -М.: Высшая школа, 1975. 194 с.
  59. JI.B. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1988. — 205 с.
  60. , Г. Е. Образование от XX к XXI веку Текст. / Г. Е. Зборовский -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. 301 с.
  61. И.А. Педагогическая психология. — Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. 480 с.
  62. , И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования Текст. / И. А. Зимняя //Высшее образование сегодня. № 5. -2003.
  63. СИ. Учебный процесс в советской высшей школе. 2-е изд. -М., «Высшая школа», 1975. 314 с.
  64. , A.A. Теория и методика систем интенсивного информатизированного обучения (Дидактические основы создания эффективных систем обучения) Текст. / A.A. золотарев раздел 1−6, М., МГИУ, 2003.
  65. А.Д., Кривошеев А. О. Развитие сети телекоммуникаций в системе высшего образования Российской Федерации // Высшее образование в России. — 1995, № 2.
  66. Иванова Т. Б. Основные принципы профессиональной подготовки специалистов в условиях регионального представительства крупного вуза
  67. Текст./ Т. Б. Иванова // Вестник Московского университета МВД России. -2009. № 5. — С. 12−14.- (Авторство не разделено).
  68. Т.Б. Профессиональная подготовка специалистов в условиях регионального представительства крупного вуза Текст./ Т. Б. Иванова // Вестник Московского университета МВД России. 2008. — № 12. — С. 8−10.-(Авторство не разделено).
  69. Т.Б. Дополнительная подготовка преподавателей в Университетском комплексе Текст./ Т. Б. Иванова // Вестник Московского университета МВД России. 2009. — № 12. — С. 16−18.-(Авторство не разделено).
  70. Т.Б. Реализация модели дополнительной подготовки преподавателей в Университетском комплексе ГОУ МГИУ. Текст./ Т. Б. Иванова // Вестник Московского университета МВД России. 2010. -№ 3. — С. 21−23.- (Авторство не разделено):
  71. Т.Б. Особенность подготовки будущего юриста в системе дистанционного, образования высшей- юридической школы Текст./ Т.Б.Иванова//Ежеквартальный журнал Образование. Наука. Научные-кадры. — 2009. — № 2. — С. 59−61. (Авторство не разделено).
  72. Т.Б. Дистанционная форма обучения как основная тенденция современного высшего образования . Текст./ Т. Б. Иванова // Ежеквартальный журнал Образование Наука Научные кадры. 2009. -№ 3. — С. 41- 44.(Авторство не разделено).
  73. Т.Б. Реализация третьего государственного образовательного стандарта: сущность проблемы, стратегия и проблемы специалиста // Сборник научных докладов VI международной конференции ЮНЕСКО. -М.: МГИУ, 2009. С. 29−32.
  74. М.И. Организация учебного процесса и учебного материала для дистанционной формы образования / Концептуальные подходы. М., 1998.-30 с.
  75. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М., Белгород: МШУ, 1993. — 219 с.
  76. В.А. От компьютерной грамотности к новой информационной культуре // Советская педагогика. 1990, № 4.
  77. В.А., Шишов СЕ. Технология мониторинга качества обученности в системе «Учитель-ученик». — М.: Пер. общ-во России. -1999.-с. 28−35.
  78. A.B. Интеллектуальное развитие студентов в вузе // Прикладная психология. — 2002, № 3.
  79. В. Дистанционное образование образование XXI в. // Энергия: экономика, техника, экология. — 1999, № 12. — с. 4−8.
  80. М.В. Педагогическая* технология в учебном процессе. М.: Наука, 1984.-128 с.
  81. М.В. Технология обучения: идеал и реальность. Рига, 1999.
  82. F.M., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь.- М.: Изд-во Центра «Академия», 2000.
  83. А.К. Энциклопедия" педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002 — 368 с.
  84. Концепция модернизации Российского образования, на период до 2010 года*// Инновации-в образовании. 2002, № 3. — с. 4−44.
  85. Концепция создания и развития, системы дистанционного образования в’России'// Дистанционное образование. 1997, № 2.
  86. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию, Постановление № 6 от 31.05.1995.
  87. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006−2010 годы. Текст.: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 года № 1340-р.
  88. A.B., Попков В. А. Очерки прикладной методологии процесса вузовского обучения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. — 352 с.
  89. , Е.Т. Внутрипредметное структурирование учебного материала как средство оптимизации обучения Текст. / Е. Т. Коробов -Днепропетровск, 1983.-46с.
  90. , Г. А. Технология создания электронных обучающих средств Текст. / Г. А. Краснова, М. И. Беляев, A.B. Соловов М., МГИУ, 2002.
  91. Г. Ф. Обеспечение качества высшего образования в условиях рыночной экономики // Педагогика. 2004, № 3. — с. 12т23.
  92. В.Н., Пак Н.И. Электронный. учебник // Информатика и образование. 2000, № 9.
  93. B.C., О1 развивающихся педагогических системах // Педагогика. 2002, № 8.-с. ГЗ-24.
  94. B.C., Мартиросян Б. П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. — 2004, № 4. — с. 1121.
  95. Р. Интернет: к новому типу образования? // Высшее образование в России. 1997, № 3. — с. 95−100.
  96. В.В. Опыт применения рейтинговой системы в техническом вузе./ Социс. 2001, № 10. — с. 134−136.
  97. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-186 с.
  98. Л.И. Исследовательский университет и модернизация образования в России // Педагогика. 2002, № 8. — с. 97−106.
  99. , A.A. Основы планирования и анализа сравнительного эксперимента в педагогике и психологии Текст. / A.A. Маслак: Курск, РОСИ, 1998.- 168с.
  100. , М.И. Организация проблемного обучения Текст. / М. И. Махмутов М., Педагогика, 1977.
  101. Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. -М.: Педагогика, 1988.
  102. Е.И. Компьютеризация обучения. Проблемы и перспективы. — М., 1986.-80 с.
  103. Машбиц Е. И, Методические рекомендации по проектированию обучающих программ. Киев, 1986. — 111 с.
  104. Методические указания по разработке структуры и содержания курсов на основе межпредметных связей Текст. / Сост. В. И. Мальцев -Свердловск, Изд-во Свердл. инж-пед.ин-та, 1987. 48 с.
  105. , В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса Текст. / В. М. Монахов Волгоград: Перемена, 1995.- 220 с.
  106. Ю.М., Хлебников В. А. Педагогическое тестирование как измерение. — М.: Центр тестирования МО РФ, 2002. — 68 с:
  107. В.Я. Нечаев. Параметры глобализации и факторы Болонского процесса. Сборник научных трудов МГУ «Глобализация и образование», 2005.
  108. , A.M. Методология образования Текст. / A.M. Новиков М., 2002.
  109. , A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (деловые советы) Текст. / A.M. Новиков М: Ассоц. «Проф. образование», 1996. — 134 с.
  110. , A.M. Профессиональное образование России Текст. / A.M. Новиков // Перспективы развития. Сб. М.: Изд-во Исслед. центра пробл. непрерыв. проф. образования РАО, 1997. — 254 с.
  111. , A.M. Проектирование педагогических систем Текст. / A.M. новиков // Среднее профессиональное образование. 1996. — № 4.
  112. , A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития Текст. / A.M. Новиков М.: Эгвес, 2000. -272 с.
  113. , A.M. Образовательный проект: методология образовательной деятельности Текст. / A.M. новиков, Д. А. Новиков М., 2004.
  114. СП. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе // Педагогика. 2003, № 9. — с. 32−38.
  115. Н. Система тестового контроля // Высшее образование в России. 2002, № 2.
  116. Г. Н. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. — Орёл, 2000. — 145 с.
  117. П.И. Обеспечение учебного процесса в условиях информатизации-высшей школы // Педагогика^ 2003, № 5. — с. 27−33.
  118. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: АЗЪ, 1993.-960 с.
  119. A.A. Педагогическое образование: поиск путей повышения качества // Педагогика. 2002, № 10. — с. 57−64.
  120. A.B. Мультимедиа в высшем образовании // Высшее образование в России. 1994, № 3. — с. 78−84.
  121. Оценка эффективности образовательных инноваций и технологий: Материалы X всероссийской научно-практической конференции. -Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2008.-240 с.
  122. М., Артёмов А., Сидорова Т., Фролов В. Контроль знаний студентов // Высшее образование в России. 2000, № 1. — с. 116−121.
  123. С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры, плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  124. Перспективные технологии оценки и мониторинга качества в образовании. Сборник научных трудов. Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 2003.-332 с.
  125. П.И. Процесс и структура самостоятельной деятельности учащихся в обучении. М.: Педагогика, 1974. — 96 с.
  126. , И.П. Педагогика: Новый курс Текст.: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / И. П. Подласый в 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 576 с.
  127. Л.С. Теоретические основы подготовки учителя к инновационной деятельности. М., 1996. — 382 с.
  128. , Е.С. Новые педагогические технологии Текст.: пособие для учителей / под общ. ред. Е. С. Полат М.: ИОСО РАО, 1997. — 127 с.
  129. Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., Изд. Центр «Академия», 1999. — 224 с.
  130. Я.А. Психология творчества и педагогика. — М.: Педагогика, 1976.-280 с.
  131. В.П. О методике оценки качества обучения // Социс. 200 Т, №Ю.-с. 134−136.
  132. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М.: Политиздат, 1989.-271 с.
  133. Психология. Словарь / Под ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  134. Психолого-педагогические проблемы и информационно-техническое обеспечение учебного процесса и дистанционного обучения: Тезисы докладов научно-методической конференции / Курск, гос. техн. ун-т. Курск, 2002.-239 с.
  135. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, М.: Просвещение, 1996.
  136. В.А. Мнение экспертов о вузовском образовании // Социс -1994, № 12.-с. 51−52.
  137. Развитие личности в образовательном процессе: Сборник научных статей / Под ред. Л. И. Мищенко, Л. С. Подымовой Курск, 2003.
  138. Резерв успеха творчество / Под ред. Г. Нойнера и др. — М.: Педагогика, 1989.-116 с.
  139. Реформы и развитие высшего образования: Программный документ ЮНЕСКО, 1995.
  140. И.В. Перспективные направления исследований в области применения информационных и коммуникационных технологий в образовании // Среднее профессиональное образование. 1998, № 3. — с.20−25.
  141. Сборник материалов 5-й Международной конференции «Распознавание -2001» / Под ред. В. С. Титова, Н. А. Кореневского. Курск: Изд-во КГТУ, 2001.-365с.
  142. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: учебное пособие / Г. К. Селевко М., 1998.- 188 с.
  143. , Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП Текст. / Г. К. Селевко — М.: НИИ ШТ, 2005.- 288 е.,
  144. В.Д. Социальная педагогика: история и современность. -Екатеринобург: ИРРО, 1995.-126 с.
  145. B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика вое питания / Под ред. В. А. Сластёнина. М.: Издательский центр «Академия». 2002. — 336 с.
  146. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь" — 2002. 350 с, ил.
  147. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. — М.: Педагогика, 1986. 152 с.
  148. Сластёнин. М.: Издательский Дом Магистр-Пресс, 2000.- 488с.
  149. В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. — 308 с.
  150. В.А. О проектировании содержания высшего пед. обр-я // Преподаватель. 1999, № 5.
  151. В.А. Профессиональное саморазвитие. М., 2000.
  152. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект — пресс, 1995. — 270 с.
  153. Современный образовательный процесс: содержание, технологии, организационные формы / Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов-на-Дону, 1996.
  154. A.B. Об эффективности информационных технологий // Высшее образование в России. 1997, № 4.- с. 100−106.
  155. A.B. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке // Высшее образование в России. 1995, № 2. — с. 31−36.
  156. , A.B. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: учебное пособие / A.B. Соловов Самара, СГАУ, 1995.
  157. B.C. Проблемы использования классических и инновационных технологий в современном образовательном процессе 7/ Современные технологии образования и обучения в высшей школе. — М.: МГСУ «Союз», 2001.- с. 329.
  158. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Просвещение, 1984. -169 с.
  159. Н.Ф. Совершенствование обучения в высшей школе // Сов.педагогика. —1973, № 7.
  160. Н.Ф. Контроль и его функции в учебном процессе // Советская педагогика. 1989, № 3.
  161. М. Образование и информационная эпоха. // Нар. Образование. -2003, № 4. -с. 31−34. ,
  162. , Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов Текст. / Ю. Г. Татур //Высшее образование сегодня. — № 3. — 2004.
  163. Творческая самореализация личности в контексте профессионально-педагогической культуры // Материалы Всероссийской научно-практ.конференции / Под ред. И. Ф. Исаева, М. И. Ситниковой.-Белгород: Изд-во БелГУ, 2001. 444 с.
  164. Технология. Творчество. Личность: Материалы IX Международной научно-практической конференции (Курск, 10−12 ноября 2003 г.). Курск: Изд-во Курск, гос. Ун-та, 2003. 345 с.
  165. В.П. Дистанционное образование: история, экономика, тенденции // Дистанционное образование. 1997, № 2.
  166. A.M., Иванников А. Д. и др. Управление современным образованием.-М.: Вита-Пресс, 1998.
  167. А.Н., Садовничий В. А., Сергеев В. И. Развитие университетов в условиях рыночной экономики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. -202 с.
  168. И.В. Конструктивная педагогика: Учебное пособие. Под ред. В. Л. Матросова, М., 2004.
  169. В.А. Россия в грядущем информационном мире // Высшее образование в России. — 1999, № 6. с. 34−36.
  170. В.А., Кузнецов В. М. Интенсификация, организационные формы и управление обучением. М.: МИП «NB Магистр», 1993 .-209с.
  171. Н.М., Ерёмина Е. И. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста // Педагогика. 2003, № 2. — с. 42−47.
  172. , А.И. Логические основы метода моделирования Текст. / А.И. Уемов-М.: Мысль, 1971.-311 с.
  173. , А.И. Системный подход и общая теория систем Текст. / А. И. Уемов М.: Мысль, 1978. — 272 с.
  174. К.Д. Собр. Соч. М., 1950. Т. 8.
  175. O.K. Информатизация технологий обучения в высшей школе. М., 2001.-283 с.
  176. Дж. X. Генетическая психология Ж. Пиаже. -М., 1967.
  177. М.В. Формирование готовности специалистов к профессиональной деятельности на основе использования технологий дистанционного обучения: Дисс.. канд.пед.наук. М., 2000. — 233 с.
  178. A.B. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001.-544 с.
  179. A.B. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. — М.: Международная педагогическая академия, 1998. —-266 с.
  180. И.А. Северо-Западная региональная подсистема Единой системы дистанционного образования в России. Развитие образования и науки на пороге XXI века, № 3, Международная Академия наук высшей школы, Москва, 1996, стр. 116−132.
  181. И.А. Применение современных информационных технологий в системе дистанционного образования. Конверсия № 95/11. Специальный выпуск И Информатика и средства связи. 1995.
  182. , Д.В. Дидактические технологии в высшей школе Текст.: учеб. пособие для вузов / Д. В. Чернилевский М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 437 с. — 15 000 экз. — ISBN 5−238−350−1.
  183. СВ. Дистанционное образование: резервы междисциплинарной интеграции // Пед. образование и наука. 2000, № 1.
  184. JI.B. Компьютерное обучение: прогресс или регресс? / Педагогика. -1992, № 11.
  185. В.П. Образование в контексте теории человеческого капитала // Педагогика. -2003, № 6. с.40−46.
  186. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  187. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. СЛ. Батышева. -М.: АПО, 1999. Том 3.-488 с.
  188. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М., 1996.
  189. European Innovation Scoreboard 2001 // Cordis-Focus. Supplement / Issue. No 18, Sept. 2001. p.15. http://www.cordis.lu/trendchart.
  190. Neef Josef. Sketch of a Plan and Method of Educatijn. New York, 1969.
  191. Phillip C. Slechty. Schools for the XXI st Century. San Francisco, 1990.
Заполнить форму текущей работой