Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Оптимизация фрикционных механических систем на базе модельного эксперимента

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ применения физического моделирования, на основе существующих методов и принципов построения модели путем объединения моделей механических систем и фрикционного узла не дают желаемого результата по адекватности реализуемых процессов трения. И связано это с тем, что применяемые методы рассматривают узлы трения в лучшем случае, как имеющие относительную самостоятельность части механической… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ОБЗОР И АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ ТРЕНИЯ В НЕЛИНЕЙНЫХ МЕХАНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
    • 1. 1. Постановка задач исследования
    • 1. 2. Модельное представление узлов трения фрикционных механических систем (ФМС)
    • 1. 3. Выбор параметра оптимизации
    • 1. 4. Анализ процессов сцепления в узле трения качения «колесо — рельс»
    • 1. 5. Анализ способов улучшения реализации тяговых усилий подвижного состава
    • 1. 6. Выводы. Постановка задачи
  • 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРИБОСПЕКТРАЛЬНОЙ ОПТИМИЗАЦИИ ФМС
    • 2. 1. Параметрическая идентификация динамических процессов механических систем
    • 2. 2. Идентификация динамических связей упругой механической системы с процессами трения и изнашивания
    • 2. 3. Выводы
  • 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ФРИКЦИОННЫХ МЕХАНИЧЕСКИХ СИСТЕМ
    • 3. 1. Динамическое подобие механических систем
    • 3. 2. Динамическое подобие узлов трения ФМС
    • 3. 3. Методика физического моделирования фрикционных узлов трения
    • 3. 4. Методы устранения противоречий при физическом моделировании ФМС
    • 3. 5. Выводы
  • 4. АВТОКОЛЕБАНИЯ ФРИКЦИОННОГО КОНТАКТА «КОЛЕСО-РЕЛЬС» В СИСТЕМЕ «ПС — ВСП»
    • 4. 1. Оценка зоны устойчивого равновесия ФМС
    • 4. 2. Термодинамическая модель природы фрикционных автоколебаний
    • 4. 3. Выводы
  • 5. ПУТИ СТАБИЛИЗАЦИИ ТРЕНИЯ В ПОДСИСТЕМАХ ФМС
  • ПС-ВСП"
    • 5. 1. Трибоспектральная оптимизация механических систем с узлами трения (на примере привода с электромагнитной фрикционной муфтой)
    • 5. 2. Исследование и разработка методов улучшения условий работы пары трения «гребень колеса — рельс»
    • 5. 3. Исследование и разработка методов повышение величины и стабильности коэффициента сцепления по тяговой поверхности колеса и рельса
    • 5. 4. Выводы
  • 6. ОПТИМИЗАЦИЯ ФМС «ПС — ВСП» НА БАЗЕ МОДЕЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
    • 6. 1. Оценка параметров физической модели испытательного комплекса ФМС «ПС-ВСП»
    • 6. 2. Испытательный стенд ФМС «ПС — ВСП»
    • 6. 3. Технологическая оптимизация величины и стабильности коэффициента сцепления
    • 6. 4. Выводы
  • 7. ОПЫТ ПРОМЫШЛЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ ОПТИМИЗИРОВАННЫХ ФМС
  • 7. Л. Результаты эксплуатационных испытаний фрикционных модификаторов трения
    • 7. 2. Результаты внедрения технологии лубрикации пары трения «гребень колеса — боковая поверхность головки рельса»
    • 7. 3. Результаты работ по оптимизации привода трехшпиндельного гайковерта путевой машины ПМГ
    • 7. 4. Эксплуатационные испытания шпал-демпферов в пути
    • 7. 5. Выводы

Оптимизация фрикционных механических систем на базе модельного эксперимента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Узлы трения являются неотъемлемой частью практически всех реально существующих машин и механизмов. Однако среди всего разнообразия фрикционных механических систем (ФСМ) можно выделить многочисленную группу приводов рабочих органов машин и транспортных средств, качество работы и эксплуатационная надежность которых, находится в прямой зависимости от стабильности реализуемых триботехнических характеристик узлов трения. Среди подобных ФМС можно выделить:

— приводы рабочих органов путевых машин, с входящими в их состав фрикционными муфтами (особенно фрикционных муфт предельного момента), фрикционными тормозами и шарнирами;

— трансмиссии, с включенными в их состав фрикционными муфтами сцепления;

— ФМС «верхнее строение пути — подвижной состав» («ВСП — ПС») с парой трения сцепления «колесо — рельс» и парой трения «гребень колеса — боковая поверхность головки рельса» .

Общим признаком данных систем является то, что качество выполняемых рабочими приводами технологических операций, их надежность определяется не только величиной среднего значения коэффициента трения (сцепления) на рабочих поверхностях пар трения, но в большей степени стабильностью реализации значений коэффициента трения (сцепления) в независимости от влияния всех сопутствующих факторов. Так, согласно «Технических указаний по укладке и содержанию бесстыкового пути» момент затяжки клеммных и закладных болтов при работе привода трехшпиндельного гайковерта путевой машины ПМГ должен реализовываться с разбросом значений не более ±15%, а по величине коэффициента сцепления пары трения колесо — рельс рассчитываются тя-гово-тормозные характеристики тягового подвижного состава железных дорог.

Объективно доказано, что характеристики сил трения формируются в ходе взаимодействия фрикционного контакта с упругой механической системой и зависят от ее основных динамических характеристик (моментов инерций, жест6 костных и диссипативных характеристик связей). Интенсивность вынужденных и собственных колебаний ФМС, в свою очередь, связана с величиной амплитуды колебаний коэффициента трения. Поэтому при решении задач создания отвечающих предъявляемым требованиям ФМС необходимы исследования в теоретическом и практическом плане вопросов оптимального их функционирования.

Проблемы оптимизации узлов трения являются наиболее сложными из всех вопросов оптимизации ФМС, поскольку требуют индивидуального подхода нахождения оптимального решения для каждой конкретной задачи. На сегодняшний день трудно представить единую методику оптимизации, которая бы единственным образом отображала решения приемлемые, например, для фрикционных муфт, тормозов и фрикционного контакта пары трения качения колесо — рельс. Так для ФМС «ПС — ВСП» величина и стабильность значений коэффициента сцепления будут существенно зависеть не только от скорости, от поперечных колебаний ПС, от периодических изменений нагрузки на ось при колебаниях ПС, от пульсации вращающего момента тягового двигателя, его подвески и тягового привода, представляющих собой набор основных динамических источников от ПС, но так же от параметров вибрационного отклика на динамическое воздействие со стороны ВСП. Процесс сцепления характеризует некоторую связь, которая замыкает две динамические подсистемы ПС и ВСП.

Общим для задач принятия оптимальных решений, которые возникают на разных этапах проектирования, является то, что они могут быть сформулированы математически, как задача нелинейной оптимизации для заданной математической модели, проектируемой механической системы с узлами трения. Решение подобных систем требует предварительной линеаризации нелинейных связей, что значительно искажает конечные результаты, особенно если в качестве оптимизируемых параметров приняты триботехнические характеристики пары трения (например, величина и стабильность коэффициента трения).

Наиболее эффективным путем, исключающим процесс предварительной линеаризации, является натурный эксперимент и физическое моделирование. Применение натурного эксперимента, как правило, требует больших матери7 альных затрат, а порой и невыполнимых технических условий связанных с безопасностью движения на железнодорожном транспорте. Поэтому наиболее приемлемым способом проверки проектных решений и оптимизации параметров, как на стадии проектирования, стендовых, лабораторных, так и макетных доводочных испытаний является моделирование реальных условий эксплуатации и их воспроизведение на модели ФМС.

Анализ применения физического моделирования, на основе существующих методов и принципов построения модели путем объединения моделей механических систем и фрикционного узла не дают желаемого результата по адекватности реализуемых процессов трения. И связано это с тем, что применяемые методы рассматривают узлы трения в лучшем случае, как имеющие относительную самостоятельность части механической системы, поэтому в модели ФМС отсутствует динамическая совместимость процессов протекающих на фрикционном контакте и в механической системе. При этом возникает проблема не только раскрытия неопределенности, вносимой трением, но и анализа процесса трения как некоторого динамического процесса в сложной преобразующей ФМС.

При решении вопросов испытаний и контроля материалов, деталей и узлов машин, а также доводки изделий, с целью получения их оптимальных служебныххарактеристик, требуется разработка и создание физических моделей испытательных комплексов исследуемых ФМС, позволяющих выполнять данные работы с минимальными затратами.

Отсюда вытекает актуальность задачи исследования динамики процессов в узлах трения выделенной группы технических средств, разработки теории и методики исследования данных ФМС в лабораторных условиях на их физических моделях, разработки и реализации мероприятий для повышения качества выполняемых ФМС технологических операций, их функциональной работоспособности за счет управления процессами трения в зоне фрикционного контакта.

Цель работы. Задачи конструирования, исследования ФМС охватывают широкий комплекс физических явлений, лежащих на стыке ряда разделов при8 кладных наук — теории трения и износа, моделирования, оптимизации, динамики, неравновесной термодинамики и т. д.

В каждой из перечисленных областей имеются фундаментальные исследования и результаты, послужившие основой и исходной позицией для выполненной работы. При подготовке ее, в частности, использовались материалы исследований C.B. Крагельского, H.A. Буше, Э. Д. Брауна, С. М. Захарова, B.JI. За-коворотного, В. А. Кудинова, Т. А. Тибилова, A.B. Чичинадзе, В. В. Шаповалова.

Однако, специфичность выработки подходов для решения комплексной технической задачи оптимизации ФМС на базе модельного эксперимента такова, что построение теории взаимосвязи составляющих ее подсистем и управления процессами трения является самостоятельной проблемой, неадекватной суммированию известных исследований в тех или иных областях.

Целью работы является разработка методов повышения качества и эксплуатационной надежности принятых для исследования ФМС приводов рабочих органов и тяговых транспортных средств железнодорожного транспорта на базе физического моделирования, трибоспектральной оптимизации и управления процессами трения с учетом реальных условий эксплуатации.

Для достижения этой цели в диссертации решены следующие задачи:

1. Исследование динамики контактирования на основе установления закономерностей изменения трибоспектральных характеристик в зависимости от параметров состояния ФМС.

2. Разработка математических моделей процесса взаимодействия элементов ФМС через узел трения, как динамической связи подсистем объединенных трением.

3. Выявление нелинейных связей между составляющими сил и перемещений в узле трения для построения модели ФМС с учетом взаимного влияния форм колебаний различных степеней свободы.

4. Разработка методики комплексного физического моделирования ФМС, учитывающей динамическое подобие механических систем с узлами трения.

5. Разработка методов решения противоречий связанных с моделированием реальных условий эксплуатации исследуемых ФМС. 9.

6. Разработка физической модели ФМС «ПС — ВСП» с парой трения сцепления «колесо — рельс» для оценки процессов срыва сцепления и выявления природы фрикционных автоколебаний при боксовании.

7. Разработка алгоритмов оптимизации ФМС основанных на оптимизации жесткостных и диссипативных составляющих связей ее физической модели.

8. Разработка методов стабилизации процессов трения в ФМС путем применения средств модификации поверхностей трения.

9. Разработка и внедрение в производство методик физического моделирования, методов оптимизации и управления процессами трения, конструкций испытательных комплексов, обеспечивающих качественную и надежную работу принятых для исследования технических систем.

Научная новизна заключается в том, что в ней впервые:

— предложена методика исследования и оптимизации динамически нагруженных ФМС в лабораторных условиях;

— предложена методика комплексного физического моделирования, в которой разработаны принципы динамического подобия механических систем с узлами трениярешены противоречия связанные с моделированием реальных условий эксплуатации;

— предложены принципы структурной идентификации натурной ФМС;

— предложена гипотеза термодинамической природы фрикционных автоколебаний в режиме срыва сцепления колеса с рельсом в ФМС «ПСВСП» ;

— предложены теоретические обоснования реализации максимальной силы трения сцепления на базе использования явления «невыдавленного объема» загрязнителей в контакте колеса с рельсом;

— разработана и оптимизирована рецептура активизатора сцепления, а также технология его использования;

— разработан, обоснован и исследован комплекс технологических и конструкторских мероприятий по увеличению величины и стабильности коэффициента трения в узлах трения технических систем и принятых для исследования.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

Процесс сцепления характеризует некоторую связь, которая замыкает две динамические подсистемы ПС и В СП. Экспериментальный путь решения вопросов сцепления в данной системе является не только трудоемким и дорогим, но во многих случаях технически недостижимым и небезопасным при реализации.

Совершенствование элементов ВСП, разработка и улучшение параметров тягового подвижного состава ставит новые задачи комплексного исследования единой ФМС «ПС — ВСП», особенно при исследовании нестационарных процессов, протекающих в составляющих ее элементах. Полученные решения должны стать основой качественного улучшения процессов сцепления, путем формирования управляющих воздействий повышающих величину и стабильность значений коэффициента сцепления.

Обобщая результаты выполненной работы, можно сделать следующее заключение. В работе исследована и решена крупная научная проблема, связанная с разработкой и обоснованием теоретических положений регулирования процессов сцепления в ФМС «ПС — ВСП» на основе модельной оптимизации его параметров по показателям динамического сцепления.

Разработаны основы нового научного направления в исследовании ФМС «ПС — ВСП», предметом исследования в котором являются зависимости между триботехническими характеристиками узлов трения и их функциональными характеристиками, а также методы обработки информации, поступающей от узлов трения и способы эффективного использования этой информации для модельной оптимизации исследуемой ФМС в целом.

Разработана методология модельной оптимизации узлов трения ФМС «ПС — ВСП», в которой весьма важной является возможность определения их особенностей еще на стадии модельного эксперимента. Предложены инстру.

280 ментальные средства и программное обеспечение для исследования динамических процессов, имеющих место в узлах трения ФМС «ПС — ВСП», в том числе при реализации нестационарных режимов, таких как боксование, юз, автоколебания.

Для того чтобы решить существующую комплексную научную проблему, автором были сформулированы совокупности приведенных выше научных задач, в процессе решения которых, в области исследования процессов трения и сцепления в ФМС «ПС — ВСП» были впервые получены новые научные результаты. Комплексный анализ результатов позволяет сделать следующие выводы.

1. Теоретически обоснованы и практически реализованы принципы построения физических моделей динамически нагруженных механических систем с узлами трения, совершающих плоско-колебательные движения в поле сил тяготения и крутильных колебаний.

2. Разработаны теоретические основы трибоспектральной оптимизации динамически нагруженных узлов трения на базе разработанных методов физического моделирования и структурной идентификации фрикционных механических систем (ФМС) по экспериментальным данным, полученным в лабораторных условиях. При этом учитывается неопределенность обобщенных координат сосредоточенных масс системы, вносимая силами трения, с учетом того, что демпфирующие свойства связей ФМС зависят от ориентации колебаний элементов ее механической системы (рамы, кузова, элементов трансмиссии, рабочих органов) и учитываются значениями угловых коэффициентов. Динамическая модель процесса трения, включает в себя матрицу-оператор, моделирующую взаимную связь всех составляющих сил контактного взаимодействия, матрицу-оператор, моделирующую процесс трения как динамическую связь подсистем ФМС и матрицу силового воздействия процесса контактирования трущихся пар.

3. Разработана и, на физической модели фрикционной механической системы «подвижной состав — верхнее строение пути», подтверждена гипотеза термоди.

281 намической природы фрикционных автоколебаний динамически нагруженных узлов трения.

4. В работе сделан вывод о том, что традиционные представления о свойствах упругой динамически нагруженной ФМС нуждаются в уточнении. ФМС, как минимум, состоит из двух упругих подсистем, объединенных в единое целое через контакт в узле трения. Представлена физическая модель процесса контактирования элементов механических систем через узел трения, как динамическая связь подсистем объединенных трением.

5. Для решения задач создания оптимальных динамически нагруженных ФМС теоретически обоснован и практически реализован, основанный на принципах структурной идентификации ФМС и гармонической линеаризации процессов трения, метод определения зон устойчивого равновесия и фрикционных автоколебаний. Создана установка представляющая собой физическую модель исследуемой ФМС.

6. В работе решен ряд противоречий связанных с физическим моделированием механических систем с узлами трения, совершающих плоско-колебательные движения в поле сил тяготения. Согласно методики, условием динамического подобия механической системы является равенство частот собственных колебаний модели и натурного образца, что обеспечивается равенством констант подобия жесткости и массы системы. Динамическое подобие условий трения обеспечивается: равенством скоростей скольженияравенством контактных давлений на поверхностях трения модели и натурного образцаравенством характерных частот собственных колебаний активных микрообъемов материала поверхности трения. Полученные результаты имеют важное практическое значение, так как внедрение на базе модельного эксперимента методики оптимизации механических систем с узлами трения связано со снижением эксплуатационных расходов, улучшением триботехнических характеристик узлов трения. Предложенные обобщенные динамические модели использованы при разработке, исследовании и оптимизации узлов трения ряда рабочих органов путевых.

282 машин, фрикционных демпферов подвижного состава и пары трения колесо-рельс.

7. Эксперименты с математической и физической моделью исследуемых ФМС позволили установить, что величина дисперсии сигнала и средняя частота косвенно свидетельствуют о повышенном износе сопрягаемых поверхностей, а увеличение амплитуды импульсов и крутизна их фронта непосредственно указывает на увеличение зазора между рабочими поверхностями. Зависимость дис персии от величины зазора достаточно точно апроксимируются линейной функцией.

8. Исследования узла трения «колесо — рельс» для механической системы «подвижной состав — верхнее строение пути» на их обобщенной физической модели позволили оптимизировать составные части разработанной технологии лубрикации (состав смазки, аккумулятивно-ротапринтный способ ее нанесения и конструкций гребнерельсосмазывателей ГРС для различных типов тягового подвижного состава железных дорог), а также разработанной технологии применения активизатора сцепления (состав активизатора сцепления и конструкция привода подачи).

9. Как результат модельных испытаний механической системы «подвижной состав — верхнее строение пути» с динамически нагруженным узлом трения «колесо — рельс», механизм действия активизатора сцепления в контакте «колесо-загрязнитель-рельс» определен как механо-химическая очистка пятна контакта, при которой создаются условия повышения величины и стабильности коэффициента сцепления за счет прямого контакта металлических поверхностей и формирования пленок вторичных сверхпрочных структур. Использование активизатора сцепления позволяет на 35 — 38% увеличить по сравнению с «сухим» контактом реализуемым двигателем реактивный тяговый момент без срыва сцепления.

10. Результаты, полученные в диссертации показывают практическую возможность и эффективность использования технологии лубрикации и применения активизатора сцепления не только как высокоэффективного средства снижения.

283 интенсивности изнашивания (в 1,8 — 2,5 раза), но и как эффективного средства демпфирования фрикционных автоколебаний, возникающих при работе данных поверхностей трения в кривых пути. При соблюдении технических условий разработанных технологий вероятность возникновения фрикционных автоколебаний падает до нуля при пропуске по участку пути 600 — 800 колесных пар подвижного состава, при пропуске 2000 — 2500 колесных пар данный показатель ниже в 2,5 — 3 раза по сравнению с несмазанными рельсами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Б. Исследование трения и сцепления твердых тел /Обзор работ/ Рига. Изд-во АН Латв. ССР, 1966, 78 с.
  2. Е.Г., Норкин К. Б., Рогачев H.H., Фискин Я. П. Идентификация двухванного сталеплавильного агрегата по массиву экспериментальных данных. В кн.: Идентификация и оценка параметров систем: IV симпозиум ИФАК, Тбилиси, 1976. С. 310 318.
  3. C.B., Красковский Е. Я. К вопросу об исследовании трения качения в условиях реализации касательной нагрузки и износа трущихся деталей. Труды ЛИИЖТ, вып. 154, М.: Трансжелдориздат. 1957.
  4. Альбом чертежей выпровочно-подбивочно-рихтовочной машины ВПР -1200. Том 11. М. 1982
  5. А.Т., Гредунов А. Н. Влияние зависимости силы трения от температуры на фрикционный разогрев, — Машиностроение, № 2, 1981, с. 68 74.
  6. С.М. Боковой износ рельсов в кривых / Тр. ВНИИЖТа.- М.: Трансжелдориздат, 1961. Вып. 207.- 128 с.
  7. С.М., Крылов В. А. Сход с рельсов // Исследования в области динамики и прочности локомотивов/ Науч. тр. ВНИИЖТа.- М.: Транспорт, 1969, — Вып. 393.-с. 20−41.
  8. В.В. О кажущемся превращении сухого трения в вязкое. В сб.: Механика твердого тела, № 2, 1967, с. 91- 92.
  9. В.В. Вынужденные колебания в системе с преобразованным сухим трением. М., Машиноведение, № 5, 1975, с. 82 — 87.
  10. Ю.Аронов, д’суза, Калпакян, Шериф «Экспериментальное исследование влияния жесткости системы на износ и колебания, вызванные силами трения». Проблемы трения и смазки, изд во «Мир», 1983, № 2. 48 с.
  11. Аронов, д’с уза, Калпакян, Шариф «Взаимодействие между трением, износом и жесткостью системы». Часть 1. «Влияние нормальной нагрузки и же285сткости системы». Проблемы трения и смазки, изд во «Мир», 1984, № 1,53 с.
  12. Аронов, Д’Суза, Калпакян, Шариф «Взаимодействие между трением, износом и жесткостью системы». Часть 2. «Колебания, вызванные силами сухого терния». Проблемы трения и смазки, изд-во «Мир», 1984, № 1,58 с.
  13. Аронов, д' Суза, Калпакян, Шариф «Взаимодействие между трением, износом и жесткостью системы». Часть 3. «Модель износа». Проблемы трения и смазки, изд-во «Мир», 1984. № 1, 64 с.
  14. A.c. № 1 163 203 СССР. Щербак П. Н., Шаповалов В. В. Установка для испытаний на изнашивание фрикционных узлов. Заявка № 3 608 120 от 20.06.83. Опубликовано 23.06.85, бюлл. № 23.
  15. A.c. № 1 163 203 СССР Установка для испытания на изнашивание фрикционных узлов / Шаповалов В. В., Щербак П. Н., Кравченко О. В., № 23, 1985.
  16. A.c. № 1 307 298 СССР. Шаповалов В. В., Щербак П. Н. Способ определения оптимальных параметров узла трения механической системы, заявка № 3 851 081 от 07.02.85, опубликовано 30.04.87. Бюлл. № 16.
  17. A.c. 135 098 СССР. Щербак П. Н., Шаповалов В. В., Чередниченко С. П., Сеин Н. И. Фрикционная муфта с электромагнитным управлением, заявка № 4 102 436 от 30.07.86, опубл. 07.11.87. Бюлл. № 41.
  18. A.c. № 1 163 203 СССР. Шаповалов В. В., Щербак П. Н, Кравченко О. В. Установка для испытания на изнашивание фрикционных узлов, заявка № 3 608 120 от 20.06.83. Опубликовано 23.06.85, бюлл. № 23.
  19. A.c. № 1 350 398 СССР. Щербак П. Н, Шаповалов В. В, Чередниченко С. П, Сеин Н. И. Фрикционная муфта с электромагнитным управлением, заявка № 4 102 436 от 30.07.86, опубл. 07.11.87. Бюлл. № 41.
  20. A.c. 1 375 996 СССР. Устройство для исследования фрикционных механических систем / Шаповалов В. В, Киселев И. В, Сеин Н.И.// Б.И. № 7, 1988.
  21. A.C. Молекулярная физика граничного трения. М, Физматгиз, 1963. 472 с.286
  22. И.М. Теория колебаний. М.: Наука, 1968.- 560 с.
  23. A.M. и др. Тяга поездов. М.: Транспорт, 1971, 280 с.
  24. Д. Поверхностные явления при адгезии и фрикционном взаимодействии: Пер. с англ./ Под ред. А. И. Свиреденка. М.: Машиностроение, 1986.
  25. М.Р., Сердинова И. Н. Экспериментальные исследования процессов боксования и юза электровозов. Сб. «Проблемы повышения эффективности работы транспорта» АН СССР. 1953.
  26. Г. М., Лаврентьев В. В. Трение и износ полимеров. JI., изд-во «Химия», 1972. 312 с.
  27. Г. М. К теории сухого трения резины. ДАН СССР, 1954, 96, № 6. С. 47 — 54.
  28. Г. М. О законе трения высокоэластичных материалов по твердым гладким поверхностям. ДАН СССР, 1955, 103, № 6. С. 31 — 37.
  29. И.А., Быков В. И. Сила трения в возвратно-поступательных парах бурильных молотков. В кн. Теория трения и износа. М., «Наука». 1965, 373 с.
  30. И.А., Бежал А. И. К расчету ударно-волнового нагружения контактирующих элементов трущихся твердых тел. В сб.: Проблемы трения и изнашивания. К., Техника, 1972, № 2, с. 6 — 11.
  31. H.A., Бежал А. И. Численный анализ динамически ударно-волнового нагружения поверхностей трения. В кн.: Проблемы трения и изнашивания. К., Техника, 1974, вып. 2, с. 3 — 9.
  32. Н.И. Основы теории упругости, пластичности и ползучести.-М.: Высшая школа, 1968.
  33. Н.Э. Методика исследования материалов на стойкость против задира, «Заводская лаборатория», 1948.
  34. В.А., Свиреденок А. И., Петраковец М. К., Савкин В. Г. Трение полимеров. Изд-во «Наука», 1972. 217 с.287
  35. В.А., Свириденок А. И. Актуальные направления развития исследований в области трения и изнашивания. Трение и износ. Минск: Наука и техника, 1987, т. 8, № 1.
  36. Н.М. Местные напряжения при сжатии упругих тел // Труды по теории упругости и пластичности. М.: Гостехиздат, 1957. С. 31 — 145.
  37. Н.М. Применение теории Герца к подсчетам местных напряжений в точке соприкосания колеса и рельса // Труды по теории упругости и пластичности. М.: Гостехиздат, 1957. С. 9 — 30.
  38. Дж., Пирсол А. Измерение и анализ случайных процессов/ Пер. с англ. М.: Мир, 1974, 467 с.
  39. В.А., Запорожец В. В. Статическое моделирование процессов фрикционно-контактного взаимодействия при внешнем трении. Надежность и долговечность мащин и сооружений. 1984.- № 5. -с. 80 — 84.
  40. В.А. Динамический синтез систем автоматического регулирования. М.: Наука, 1970. — 570 с.
  41. B.JI. Теория механических колебаний. М.: Высшая школа, 1980.215 с.
  42. И.В., Беляев А. И., Рыбников Е. К. Тяговые передачи электроподвижного состава железных дорог. М.: Транспорт, 1986. 256 с.
  43. П.И., Валетов В. А. и др. Подвижной состав и основы тяги поездов. Под ред. С. И. Осипова. М.: Транспорт, 1990.- 336 с.
  44. Ф., Тейбор Д. Трение и смазка твердых тел. М.: Машиностроение, 1968.
  45. Э.Д. Расчет масштабного фактора при оценке трения и изнашивания. В кн.: «Износостойкость», М.: «Наука», 1975.
  46. Э.Д., Евдокимов Ю. А., Чичинадзе A.B. Модели трения и изнашивания в машинах. М.: Машиностроение, 1982.
  47. Ю.П., Островский М. С. Математическая модель гистерезиса внешнего трения. М., Машиностроение, 1976, № 5, с. 82 87.
  48. H.A. Тормозные системы автомобилей. М: Машгиз, 1950.288
  49. H.A. Трение, износ и усталость в машинах. М., Транспорт, 1987, 223 с.
  50. H.A., Копытько В. В. Совместимость трущихся поверхностей. М.: Наука. 1981, 126 с.
  51. Бхушан «Возбуждение шума, вызванное прерывистым скольжением в податливых резиновых подшипниках с водяной смазкой». Проблемы трения и смазки, изд-во «Мир», 1980, № 2, 72 с.
  52. A.B. Новый метод экспериментального исследования сцепления между рельсами и одиночными осями электровозов и тепловозов. Вестник ВНИИЖТ. № 2. 1958.
  53. A.B. О коэффициенте сцепления при высоких скоростях движения. Вестник ВНИИЖТ, № 7, М.: Транспорт, 1972. С 48 — 49.
  54. A.A. Чувствительность периодического режима гармонически линеаризованного уравнения нелинейной системы к высшим гармоникам и малым параметрам. Изв. Ленинградского института, вып. 65, ч. 1, 1967, 128 с.
  55. A.A. Частотные методы расчета нелинейных систем. JL: «Энергия», 1970, 341 с.
  56. A.A. Частотные методы расчета нелинейных систем. Л.: Энергия, 1970, 341 с.
  57. Вагоны/ Л. А. Шадур, И. И. Челноков, Л. Н. Никольский и др.- Под ред. П. А. Шадура. М.: Транспорт, 1980. 439 с.
  58. В.Л., Дондошанский В. К., Черняев В. И. Вынужденные колебания в металлорежущих станках. М.-Л., Машгиз, 1959. 420 с.
  59. В.Л., Кочура А. Е., Коловский М. З. Динамика управляемых машинных агрегатов. М.: Наука. 1984. 352 с.
  60. В.Л. Динамика машинных агрегатов. Л.: Машиностроение, 1969. 372 с.289
  61. Вейц B. J1., Кочура А. Е., Мартыненко A.M. Динамические расчеты приводов машин. Л.: Машиностроение. 1971. 368 с.
  62. В.А. Теория подобия и моделирования. М.: «Высшая школа», 1976.
  63. А.Д. Курс теории случайных процессов. М.: Наука, 1975. — 319с.
  64. C.B. Применение смазочных материалов в двигателях внутреннего сгорания. М.: Химия, 1979.
  65. г. Современные представления о сцеплении и его использовании (пер. с нем.) «Железные дороги мира», 1974, № 4.
  66. М.Ф. Вертикальные силы, действующие на путь при прохождении подвижного состава. Труды ВНИИЖТа, вып. 97, М.: Трансжелдориздат, 1955, С. 25−288.
  67. М.Ф., Коган А. Я. Взаимодействие пути и подвижного состава. М.: Транспорт, 1986. 559с.
  68. М.Ф. Динамика вагонов. М.: ВНИИЖТ, 1971
  69. К., Дейн Р., Грун Ф., Остер И., Вербек П.Распознавание образов состояние и перспективы. М.: «Радио и связь», 1985.
  70. C.B., Данилов В. Н., Хусидов В. Д. Динамика вагона. М.: Транспорт, 1991. 360 с.
  71. A.B., Авраамов В. М. Явление предварительного смещения при трогании с места катка. Изв. Томского политехнического института. 1947. Т.61.вып.1.
  72. A.B. Явления предварительного смещения при трогании несмазанных поверхностей с места. -«Журнал технической физики», № 3, 1926, с. 311
  73. Вибрации в технике. Справочник в 6 т. Под ред. В. Н. Челомея. М.: Машиностроение, 1978.
  74. Влияние жесткости и неровностей пути на деформации, вибрации и силы взаимодействия элементов. Под ред. B.C. Лысюка, Труды ЦНИИ МПС. Вып. 370. М.: Транспорт, 1969.- 168 с.290
  75. Э.Н. Применение спектрального анализа колебаний для определения эксплуатационных характеристик пар трения. Новые методы испытаний и обработки материалов, Минск, Наука и техника, 1975. С. 253 259.
  76. Т.М. Электромагнитные муфты. Д.: Госэнергоиздат, 1960.
  77. Д.Н. Триботехника. М.: машиностроение, 1985.- 424 с.
  78. Ф.Р. Динамика машин, работающих без смазочных материалов в узлах трения. М.: Машиностроение, 1983, 245 с.
  79. М.Д., Соколова А. Г. Виброакустическая диагностика машин и механизмов. М.: Машиностроение, 1987.- 288 с.
  80. Л.В., Дронов A.A. Прогнозирование сцепления колеса с рельсом // Анализ динамических процессов в транспортных системах/ Академия коммун. хозяйства. М.: 1984. С. 12 — 23.
  81. Н.Л. Схватывание в машинах и методы его устранения. Киев, Техника, 1965.231 с.
  82. .Г., Добросельский П. В. Ударные процессы в гайковертах,-Вестник машиностроения, 1987, № 9, с. 39 42.
  83. Т.К. Влияние на износ материалов рельсов и гребней колес, удельного давления в контакте // Вестник ВНИИЖТ.- 1961 .-№ 3.- с. 21 23
  84. И.Г., Добычин М. Н. //Трение и износ. 1982. Т.З., № 4.
  85. В.В. Методология аналитических исследований узлов трения как сложных систем // Трение, износ и смазочные материалы: Тр. Международ. Научн. Конф. Ташкент, 22 26 мая 1985 г.- Ташкент, 1985. — Т.4. — С. 49 — 51.
  86. .А., Московенко И. Б. Низкочастотные акустические методы контроля в машиностроении. Л., Машиностроение, 1977. 205 с.291
  87. Григорьева С. Р, Толстой Д. М, Чичинадзе A.B. Об устранении фрикционных автоколебаний. ДАН СССР. Т. 202, № 1, 1972, с. 78.
  88. Д.Г. Об одной расчетной модели трения с учетом динамики контактирования.- В сб. Технология машиностроения, Брянск, 1975, С. 44 -52.
  89. Д. Методы идентификации систем / Пер. с англ. М.: Мир, 1979. 302 с.
  90. A.A. Введение в теорию подобия. М, «Высшая школа», 1963, 254 с.
  91. Данилов В. Н, Яковлев В. Ф, Семенов И. И. Динамические характеристики рельсового основания. «Вестник ВНИИЖТа», 1964, № 7, с. 16 18.
  92. В.Н. Железнодорожный путь и его взаимодействие с подвижным составом. М.: Всесоюзное издательско-полиграфическое объединение МПС, 1961.
  93. А.М. Удар и сжатие упругих тел. Кн. 4, Киев, изд-во Киевского политехнического института. 1979. С.31−72.
  94. З.Т. Определение верхнего предела исследуемой частоты колебаний механической системы со многими степенями свободы. В сб."Вибротехника" т.4 (21), 1975. С. 141 144.
  95. Н.Б. Физические основы трения и износа машин. Изд-во Калининский государственный университет, Калинин, 1981
  96. Демкин Н. Б, Рыжов Э. В. Качество поверхности и контакт деталей машин. М.: Машиностроение, 1981. 244 с.
  97. Н.Б. Фактическая площадь касания твердых тел. М, изд-во АН СССР, 1962.
  98. Дерягин Б. В, Пуш В. Э, Толстой Д. М. Теория фрикционных автоколебаний с периодическими остановками. В кн.: Труды 3-ей Всесоюзной конференции по трению и износу в машинах. Т.2. М, изд-во АН СССР, 1960. С. 141−147.
  99. .В. Что такое трение? М.: Изд. АН СССР, 1972.- 246 с.292
  100. С.А. и др. Методы автоматизированного исследования вибраций машин. М.: Машиностроение, 1987.
  101. H.A. Силы, остаточные напряжения и трение при резании металлов. Куйбышев, Кн. издание, 1934, 20 с.
  102. В.Д. Реверсивность трения и качество машин. Киев.: Техника, 1977.
  103. Ю.А., Колесников В. И., Тетерин А. И. Планирование и анализ экспериментов при решении задач трения и износа. М.: Наука, 1980.
  104. В.А., Прытков В. Г. Система экстремального управления металлорежущим станком. Труды МЭИ, Электротехника, 1964, вып. 56, с. 137- 144.
  105. Железнодорожный транспорт за рубежом. Серия IV. Путь и путевое хозяйство: Экспресс информация. Вып.1. М.: ЦНИИЭТИ МПС, 1993. с. З 9.
  106. А.Ю. Введение в моделирование химико технологических процессов. М.: Химия, 1979.
  107. В.Д., Шаповалов В. В. Исследование комплексного коэффициента трения металлополимерных пар. Трение и износ. 1987, т.1, с. 372 -377.
  108. Заковоротный B. JL, Бегун В. Г. Применение теории разделения движений к анализу сложных автоколебаний инструмента при резании. Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы. Серия технических наук, 1975, № 3, с. 58−61.
  109. B.JI. Методика определения параметров механической системы и процесса резания // Автоматизация производственных процессов в сельскохозяйственном машиностроении. Ростов-на-Дону: РИСХМ, 1973. Вып. 2. С 57 65.
  110. B.JI., Шаповалов В. В., Островой Ю. Д. Исследование коэффициента трения при периодических движениях.- Изв. СКНЦ ВШ Сер. Технические науки, 1979, № 2, с. 40 44.293
  111. В.Л., Шаповалов B.B. Исследование динамических характеристик машин с учетом нелинейности процессов трения. Трение и износ. 1986. Т. 4. № 4, с. 681 -685.
  112. В.В. Экспериментальные исследования динамических процессов при внешнем трении.- В сб. Проблемы трения и изнашивания, Киев.: Техника, 1982, вып. 2, с. 77- 83.
  113. .А. Муфты.Детали машин. Сборник материалов по расчету и кон-струированию.М.: Машиностроение, 1978.
  114. C.JI., Катковник В. Я. Планирование эксперимента в задачах отслеживания дрейфа экстремума. Кибернетика и вычислительная техника, 1975, № 27, с. 93 -98.
  115. В.А., Черский И. Н. Исследование нестационарного трения полимерных материалов в широком диапазоне температур. Физико-химическая механика материалов, 1974, № 5, с. 73 — 76.
  116. В.А., Черский И. Н. Установка для исследования трения при переходных процессах. Проблемы трения и изнашивания. Республиканский межведомственный научно-техническицй сб., 1977, вып. 2, с. 37 39.
  117. Инструкция по содержанию и ремонту деревянных шпал и брусьев. М.: Транспорт, 1982.
  118. , Ли. «Неустойчивость, обусловленная фрикционным взаимодействием в системе стержень диск, и приводящая к возбуждению шума». Конструирование и технология машиностроения, 1976, № 1, изд-во «Мир», с. 57.
  119. Ирлс, Ли С. Неустойчивость, обусловленная фрикционным взаимодействием в системе стержень диск и приводящая к возбуждению и шума /Конструирование и технология машиностроения, № 1, М., Мир, 1976.
  120. И.П., Лужнов Ю. М. Проблемы сцепления колес локомотива с рельсами. М.: Машиностроение, 1985. 238 с.
  121. И.П. Проблемы повышения надежности технических устройств железнодорожного транспорта. М.: Транспорт, 1968, 159 с.294
  122. И.П. К проблеме сцепления колес локомотива с рельсами. В сб.: Физико химическая механика сцепления. Труды МИИТа, вып. 445. М., 1973, с. 3 — 12.
  123. И.П. Случайные факторы и коэффициент сцепления. М.: Транспорт, 1970. 184 с.
  124. Исследование переходных процессов в электроподвижном составе / Под ред. Т. А. Тибилова. Ростов н/Д, РИИЖТ, 1972.
  125. Исследование динамики и прочности вагонов / Под ред. С. И. Соколова, М.: Машиностроение, 1979. 221 с.
  126. А.Ю. Линейные законы деформации не вполне упругих тел. Доклады АН СССР, т. 26, № 1, 1940.
  127. В.М., Вуколов Л. А. Коэффициенты сцепления колесных пар с рельсами при торможении // Исследование автотормозной техники на железных дорогах СССР. Научные труды ВНИИЖТ, — М.: Транспорт, 1961.-Вып. 212. С. 5−28.
  128. Н.Л., Хайкин С. Э. Механические релаксационные колебания. «Журнал теоретической физики», 1933, т. 111, вып. 1.
  129. В.А. Оптимизация параметров ходовых частей железнодорожного подвижного состава // Вестник ВНИИЖТа, № 5. 1986. С. 46 54.
  130. Канадская клееная шпала. М.: Экспресс- информация. Железные дороги. Искусственные сооружения транспортных магистралей/ под ред. Першина СЛ., № 25, 1991.
  131. В.Г. Математическое программирование. М.: Наука, 1975.
  132. В.Я., Консон Е. Д. Итеративный метод оптимизации с последовательным планированием экспериментов. Кибернетика, 1973. № 6, с. 47−53.
  133. .Г. Влияние механических свойств металлов и режимов резания на возникающие вибрации при точении. Автореферат дисс., Тбилиси, 1953,21 с.295
  134. В.Б. О природе низкочастотных автоколебаний при боксовании колес // Вестник ВНИИЖТ. № 7, 1986. С. 37 40.
  135. Ко, Брокли «Измерение трения и колебаний, вызванных силами трения», Проблемы трения и смазки, изд-во «Мир», 1970, № 4, 372 с.
  136. .С. Напряжения на площадке местного смятия при учете силы трения. «Известия АН СССР». Отделение технических наук, № 9, 1942.
  137. Ю.В. Установка для исследования динамических свойств контакта. Труды Калининского политехнического института, 1975, вып. 30, с. 170−173.
  138. B.C. Влияние шероховатости твердых тел на трение и износ. М., Наука, 1974. С. 112.
  139. Ю.Н. и др. О нормальных перемещениях соприкасающихся поверхностей при трении с автоколебаниями. В сб.: Теория трения и смазки. Тезисы докладов Всесоюзной научн. техн. конференции. Ташкент. 1975, ч.2, с. 64 — 66.
  140. Ю.Н. Природа механических автоколебаний, возникающих при сухом трении. Журнал технической физики.
  141. Ю.Н. Механические автоколебания при сухом трении.- М., Изд-во АН СССР, 1966, 75с.
  142. .И., Колесниченко Н. Ф. Качество поверхности и трение в машинах. Киев: Техника, 1969. 216 с.
  143. .И. Сопротивление изнашиванию деталей машин. М.: Машгиз, 1959.
  144. В.В., Кочергин A.B. Минимизация низкочастотных крутильных колебаний в тяговых приводах с опорно-осевым редуктором // Вестник ВНИИЖТа, № 7. 1985. С. 23 26.
  145. И.В. Молекулярно-механическая теория трения. Трение и износ в машинах. Труды второй Всесоюзной конференции по трению и износу в машинах, АН СССР, т. З, 1949.296
  146. Крагельский И. В, Михин Н. М. О влиянии природы твердых тел на внешнее трение и о соотношении между адгезионной и объемной составляющими. = В сб.: Теория трения и износа. М, Наука, 1965.
  147. Крагельский И. В, Бессонов Л. Ф, Швецов Е. М. Контактирование шероховатых поверхностей. ДАН СССР, т. 93, № 1, 1953, с. 43 46.
  148. Крагельский И. В, Ишлинский А. Ю. О скачках при трении. «Журнал технической физики», т. XIV, вып. 4−5, 1944, с. 276 283.
  149. И.В. Трение и износ. М.: Машиностроение, 1968.
  150. Крагельский И. В, Демкин Н. Б. Вестник АН СССР, 1960, № 11, 85 с.
  151. Крагельский И. В, Виноградова И. Э. Коэффициенты трения.- М.: Машгиз, 1955.
  152. Краутер «Возникновение неустойчивых автоколебаний в эластомерных подшипниках с водяной смазкой». Проблемы трения и смазки. Т. З, изд-во «Мир», 1981, с. 81.
  153. Круглов С. А, Комладзе Л. Г. Расчет передаточной функции нелинейной системы: инерционная масса сухое трение с учетом остановок выходной координаты. Тр. Московского авиационного института. 1976. Вып. 365. С. 80 — 84.
  154. В.А. Динамика станков. М, Машиностроение. 1967. 359 с.
  155. В.А. Динамическая характеристика процесса сухого трения В кн.: Сухое трение, Рига. Изд-во АН Латв. СССР, 1961.
  156. Д.А. Повышение долговечности бандажей колесных пар подвижного состава. М.: Транспорт, 1981.- 160 с.
  157. В.А. Динамика вагонов. М.: Транспорт, 1964.
  158. Лазарян В. А, Фришман М. А. и др. Экспериментальное определение характеристик неупругого сопротивления железнодорожного пути. Труды ДИИ-Та, вып.88, Днепропетровск, 1968. С. 3 12.
  159. А.Н. Моделирование в научно-технических исследованиях М.: Радио и связь, 1989.297
  160. A.M. Математическая теория процессов управления. М.: Наука.1981.-225 с.
  161. Ю.В. Математическая статистика. Избранные труды. Л.: Наука.1982.
  162. Л.Г., Лурье А. И. Курс теоретической механики, ч. 2.- М.: Гос-техиздат, 1940.
  163. И.М. Об обратимости структурных превращений при трении. -В кн.: Теория смазочного действия и новые материалы. М., Наука, 1965.
  164. М.А. Расчет и проектирование электромагнитов постоянного и переменного тока. М.: Госэнергоиздат, 1959.
  165. Ю.М. Физические основы и закономерности сцепления колес локомотива с рельсами. Диссерт. докт. техн наук М., 1981.
  166. Ю.М. Влияние физико-механических свойств поверхностных коллоидных загрязнений колес и рельсов на величину разгрузочных сил // Тр. МИИТа. 1973.- Вып. 445. — с. 77 — 83.
  167. В.М. Особенности трения на рельсах в зимних условиях // Тр. МИИТа, — 1973.- Вып. 445.
  168. В.А. Исследование фрикционных автоколебаний колесных пар локомотивов. Автореферат кандидатской диссертации. Харьков, 1072. С. 23
  169. И.А. Триботехнические свойства пластичных смазок на основе жидкого стекла // Межвуз. сб. науч. тр. РИИЖТ, — 1993- с. 104 106.
  170. В.И. Развитие силы трения в процессе предварительного смещения упругого контакта. Изд-во Томского политехнического института, 1975.
  171. В.И. Предварительное смещение упругого контакта и его демпфирующие свойства с учетом микрогеометрии и волнистостей.- В сб.: Микрогеометрия и эксплуатационные свойства машин, Рига, вып. 4.
  172. В.И. Предварительное смещение и жесткость механического контакта. М.: Наука, 1975, 60 с.298
  173. В.П., Егоров Н. В., Карасев В. А. Измерение, обработка и анализ быстропеременных процессов в машинах. М.: Машиностроение, 1987. 208 с.
  174. Е.В., Лисенков А. Н. Планирование экспериментов в условиях не-однородностей. М.: Наука, 1973.
  175. Е.В., Рохвагер А. Е. Математическое планирование химического эксперимента. М.: Знание, 1971, 31 с.
  176. П., Мармарелис В. Анализ физиологических систем / Пер. с англ.: Метод белого шума. М.: Мир, 1981,480 с.
  177. Г. С. Расчет колебаний валов. Справочное пособие. М.: Машиностроение, 1968.
  178. В.Б. Взаимодействие электровоза и пути. М.: Трансжелдориздат, 1956.-280 с.
  179. В.И. Динамическая оптимизация методом обобщенных квазиградиентов. Кибернетика. 1975, № 3, с. 73 — 79.
  180. В.И., Лесина Р. И. Алгоритм оптимизации многошаговым методом статистического квазиградиента. Проблемы случайного поиска, 1974. № 3, с. 156- 170.
  181. В.И. Градиентные методы оптимизации с памятью. Изв. АН СССР. ТК, 1973, № 1, с. 38 — 51.
  182. Э.М. Векторный поиск и его сопоставление с другими адаптационными методами в условиях дрейфа. Автоматика, 1976, № 4, с. 50- 53.
  183. H.H. Исследование скольжения колесной пары электровоза при реализации силы тяги в эксплуатационных условиях. Труды ВНИИЖТ, вып. 188, 1960.
  184. Д.К. Повышение тяговых свойств электровозов и тепловозов с электрической передачей. М.: Транспорт, 1965.
  185. Д.К. Теория процесса реализации процесса сцепления при электрической тяге и способы повышения их использования. М.: Изд-во АН СССР. 1963.299
  186. Д.К. Роль скольжения колес при реализации тягового усилия и структура коэффициента сцепления при электрической тяге. Издательство АН СССР, ОТН, № 4. 1947.
  187. В.Г. Влияние удельного давления и скорости скольжения на коэффициент трения между гребнем колеса и рельсом при наличии смазочного материала // Межвуз. Сб. научн. Тр./ РИИЖТ, — 1986.- Вып. 185, — с. 36−40.
  188. В.Г. Повышение износостойкости гребней железнодорожных колес на основе оптимизации свойств жидкого смазочного материала и режимов смазывания: Автореф. дис. канд. техн. наук / РИСХМ.- 1987, — 22 с.
  189. .П. Влияние формы и размеров соприкасающихся тел на величину сближения и площадь фактического контакта // Теория трения и износа. М.: Наука, 1965. С. 112 115.
  190. Г. С. Динамика ходовой части перспективных локомотивов. М.: МАМИ, 1982, 99 с.
  191. Н.М., Рамишвили г. я. Новый метод определения сближения и контактного предварительного смещения твердых тел, — Сб. «Трение твердых тел». М.: Наука, 1964.
  192. Н.М. Внешнее трение твердых тел. М.: Наука, 1977.- 222 с.
  193. H.H., Иванилов Ю. П., Столяров Е. М. Методы оптимизации. М.: Транспорт, 1978.-351 с.
  194. П.В., Лужанская H .Я. Роль упругой и пластической составляющих деформации статической силы трения. В кн.: Проблемы трения и изнашивания. К., Техника, 1971, вып. 1, с. 69 — 78.
  195. А.Г. О механическом подобии твердых деформируемых тел. Ереван, изд-во АН Арм. ССР, 1965, 218 с.
  196. В.В., Чернова H.A. Статистические методы планирования экстремальных экспериментов. М.: Наука. 1965. 340 с.
  197. И.Д. Моделирование горных процессов. М.: «Недра», 1969. 206 с.300
  198. К.Б., Тиме И. В., Прут В. М. Об одном способе оптимизации. Приборы и системы управления, 1974, № 4, с. 16 — 17.
  199. К.Б. Поисковые методы настройки управляемых моделей в задачах определения параметров объектов. Автоматика и телемеханика, 1968, т.29, № 11, с. 61 -67.
  200. К.Б., Спиридонов В. Д. Исследование поисковых методов настройки управляемых моделей в задачах определения параметров линейных объектов. Автоматика и телемеханика, 1969, т. 30, № 1, с. 42 — 50.
  201. К.Б., Прут В. М., Фалеева E.H. Сжатие информации при идентификации нелинейных систем по случайным возмущениям. Автоматика и телемеханика, 1973. № 9, с. 100 — 104.
  202. К.Б. Самонастраивающиеся модели и возможности их применения. В кн.: Самонастраивающиеся автоматические системы. М.: Наука, 1966, с. 291 303.
  203. Обобщение опыта эксплуатации машин по закреплению и смазке клемм-ных и закладных болтов и по очистке рельсов и скреплений от грязи. Разработка предложений по периодичности работ. Отчет о НИР ЛПМ 252 — 84. ВНИИЖТ, М.: 1984, 46 с.
  204. Р., Эноксон Л. Прикладной анализ временных рядов. Основные методы. М.: Мир. !982.- 428 с.
  205. А.П. Динамика тяговых приводов магистральных локомотивов. -М.: Машиностроение. 1991. 192 с.
  206. .В. Акустичекая диагностика машин. М., Машиностроение, 1971, с. 71 115.
  207. Г. Г. Принципы построения систем диагностики состояния режущего инструмента. В кн.: Тезисы докладов конф. Проблемы управления механосборочным оборудованием в точном машиностроении. Киев, 1978. С. 64 — 72.301
  208. Патент РФ 2 067 109 по заявке № 93 054 713/04 Смазочный материал/ Щербаке П. Н., Шаповалов В. В., Майба И. А., Евдокимов Ю. А., Богданов В. М. Опубликовано 27.09.1996, Б.И. № 27.
  209. В.О. Как устранить преждевременный износ бандажей подвижного состава. // Журнал «Железнодорожный транспорт», № 2, 1996.
  210. C.B. Контактная прочность и сопротивление качению. М.: Машиностроение, 1969.
  211. Положительное решение по заявке № 95 109 459/04 Смазочное покрытие и устройство для его нанесения в открытые узлы трения/ Щербак П. Н., Шаповалов В. В., Майба И. А., Ерошенко А. И., Козубенко В. Г., Богданов В. М., 1997.
  212. Положительное решение по заявке № 94 041 268/06 Система аккумулятив-но-ротапринтной смазки/ Майба И. А., Шаповалов В. В., 1997.
  213. Г., Майсснер Ф. Основы трения и изнашивания: Пер. с нем./ Под ред. М. Н. Добычина. М.: Машиностроение, 1984.
  214. .Т. Сравнение скорости сходимости одношаговых алгоритмов оптимизации при наличии помех. Изв. АН СССР. ТК, 1977, № 1, с. 9 — 13.
  215. Л.С., Болтянский В. Г., Гамкрелидзе Р. В., Мищенко Е. Ф. Математическая теория оптимальных процессов. М.: Физматгиз, 1961. 483 с.
  216. Е.П., Хлыпало Е. И. Развитие методов гармонической линеаризации. Тр. IV Всесоюзного совещания по автоматическому управлению. М.: Наука, 1972. С. 42−48.
  217. B.C. Внутреннее трение в металлах. М.: Изд-во «Металлургия», 1969.302
  218. Потураев В. Н, Дырда В. Н. Резиновые детали машин. М.: Машиностроение, 1978. 216 с.
  219. Правила тяговых расчетов для поездной работы / МПС СССР, М.: Транспорт, 1985.287 с.
  220. Проблемы тяговых испытаний моторно-рельсового подвижного состава. РИИЖТ, вып. 91, 1972, 115 с.
  221. Пуш В. Э. Малые перемещения в станках М.: Машгиз, 1961, с.124
  222. Развитие локомотивной тяги / Под ред. А. И. Фуфлянского и А. Н. Бевзенко. М.: Транспорт, 1982, 276 с.
  223. JI.A. Системы экстремального управления. М.: Наука, 1974,. 632 с.
  224. Регулирование трения в контакте колесо-рельс / Железные дороги мира.-1998, № 3, с. 45 -47.
  225. Рейбман Н. С, Чадеев В. М. Построение моделей процессов производства. М.: Энергия, 1975. 684 с.
  226. Реклейтис Г, Рейвиндран А, Рэгсдел К. Оптимизация в технике. М.: Мир, 1986.-320 с.
  227. E.H. Динамика привода станков. М.: Машиностроение, 1966.
  228. Э.В. Контактная жесткость деталей машин. М.: Машиностроение, 1966, 195 с.
  229. Э.В. Вестник машиностроения, 1964, № 4,с. 56.
  230. М.М. Контактная прочность материала. М.: Машгиз, 1946.
  231. Г. В. Зависимость силы трения от формирования контакта. Труды ВЗИИТ, вып. 27,1967.
  232. Л.И. Методы подобия и размерностей в механике. М.: Наука, 1967, 438 с.
  233. A.A. Трение и его роль в развитии техники. М.: Наука, 1976.
  234. А.П. Жесткость в технологии машиностроения. М, Труды ВЗИИТ, вып. 27, 1967.303
  235. А.П. Жесткость в технологии машиностроения. М.: Маш-гиз, 1955.
  236. Э.М. Спектрально корреляционный анализ возмущений, действующих в вертикальной плоскости на локомотив.М., тр. ВНИТИ вып. 53. В кн.:"Исследование динамики и прочности узлов тепловозов и путевых машин", 1981.
  237. Статистические методы обработки эмпирических данных. Рекомендации. М.: Изд-во стандартов, 1978.
  238. Теория автоматического управления / Под ред. A.B. Нетушила М.: Высшая школа, 1967.- 424 с.
  239. Технические указания по укладке и содержанию бесстыкового пути. М.: Транспорт, 1980.
  240. Д.М. Собственные колебания ползуна, зависящие от контактной жесткости и их влияние на трение. ДАН СССР, т.153, № 4, 1963, 820с.
  241. В.Е. Виброакустика автомобиля. М.: Машиностроение, 1988.
  242. Д. Дж. Методы поиска экстремума. М.: Наука, 1967, с. 267.
  243. Указания к тяговым расчетам моторно-рельсового транспорта. М., Транспорт, 1976, 71 с.
  244. А., Феппль J1. Сила и деформация. Т1 и 2. М.: ОНТИ. 1936.
  245. C.B. Трение и износ, 1982. Т. З, № 3. С. 559−562.
  246. М.А. Как работает путь под поездами. М.: Транспорт. 1983.
  247. С.Э. и др. О скачкообразном характере силы трения. Всесоюзная конференция по трению и износу в машинах. т.1., м.-Л., АН СССР, 1939
  248. М.В. Механическое изнашивание материалов. М.:Издательство стандартов, 1984.
  249. Д. Прикладное нелинейное программирование. М.: Мир, 1975. С. 534.
  250. В.Э., Шмаков В. А. Исследование закономерностей трения скольжения в нестационарных режимах движения. В кн.: Вибротехника.Сб. науч. трудов вузов Лит. ССР, 1978, № 2 (32), с. 97 — 106.304
  251. В.Н. Исследование фрикционного взаимодействия колес с рельсами // Железнодорожный транспорт за рубежом. № 3, 1978. С. 3 26.
  252. ЯЗ. Адаптация и обучение в автоматических системах. М.: Наука. 1968, 400 с.
  253. X. Системный анализ в триботехнике. М.: Мир, 1982. — 351 с.
  254. A.B. Расчет и иследование внешнего трения при торможении. М.: Наука, 19 676. 231 с.
  255. A.B. Определение температуры на фактическом контакте касания в процессе торможения // Вопросы трения и проблемы смазки, М.: Наука. С.72−86.
  256. В.В., Заковоротный B.JI. Исследование динамических характеристик машин с учетом нелинейности процессов трения // Трение и износ. 1986. T. VII, № 4, с. 681 -685.
  257. В.В., Заковоротный B.JL Исследование комплексного коэффициента трения металлополимерных пар.//Трение и износ. 1987. Т.8, № 2. С. 244- 250.
  258. В.В. Комплексное моделирование динамически нагруженных узлов трения машин. Трение и износ, — 1985. № 3, с. 451 457.
  259. В.В., Григориади К. Ю., Езупова М. Н. Применение методов физического моделирования для диагностики фрикционных систем.//Трение и износ. 1988. Т.9, № 2. С. 280 285.
  260. Г. М. Железнодорожный путь. М.: Транспорт, 1969.
  261. Шведков E. JL, Ровинский Д. Я., Зозуля В. Д., Браун Э. Д. Словарь-справочник по трению, износу и смазке деталей машин. Киев.: Наук, думка, 1979, 188 с.
  262. В.М., Сарычев Г. А., Звонков С. А., Шахновский М. И. Исследова-ниен акустической эмиссии при трении материалов. В кн.: Техника радиационного эксперимента. М.: Атомиздат, 1980, вып.8. с. 61 -62.
  263. В.М., Сарычев Г. А. Акустический контроль узлов трения ЯЭУ. М.: Энергоатомиздат, 1988.305
  264. П.Н., Шаповалов В. В., Применение методов моделирования для исследования динамически нагруженных узлов трения. В кн.: Тезисы докл. 2-ой Всесоюзной конф. «Триботехника машиностроению», М., НПО НА-ТИ, 1983.
  265. П.Н., Шаповалов В. В. Майба И.А. Связь процессов трения и динамических систем. Трение и износ, 1998, — т. 19, № 6.
  266. П.Н., Шаповалов В. В. Исследование взаимного влияния трибос-пектральных характеристик узлов трения и собственных параметров механических систем. В сб. «Повышение надежности путевых и строительных машин», Ростов-на-Дону, 1983, с. 41 43.
  267. П.Н., Шаповалов В. В., Шабанов A.B. Оптимизация механических систем. Тезисы докл. Всесоюзной научно-техн. конференции «Обеспечение надежности узлов трения машин», Ворошиловград, 1988, с. 61 62.
  268. П.Н. Подбор фрикционных материалов узлов трения методом модельного эксперимента. В сб. «Применение новых материалов в сельскохозяйственном машиностроении», г. Ростов-на-Дону, 1985, с. 42 44.
  269. П.Н. Моделирование динамически нагруженных узлов трения строительных машин. В сб. «Надежность строительных машин и оборудования промышленности строительных материалов», Межвуз. сб. трудов РИ-СИ, Ростов н/Д
  270. П.Н. Улучшение фрикционных характеристик многодисковых муфт многодисковых муфт транспортных средств. Автореферат канд. дисс., Ростов-на-Дону, РИСХМ, 1990.
  271. П.Н. Моделирование динамически нагруженных узлов трения строительных машин. В сб.: «Надежность строительных машин и оборудо306вания предприятий промышленности строительных материалов», Ростов-на-Дону, 1988, с.41−46.
  272. П. Основы идентификации систем управления : Пер. с англ. М.: Мир, 1975.684 с.
  273. В.Ф. Об оценке интенсивности накопления усталостных контактных повреждений и применимости теории Герца (к рельсам и бандажам). Сб.: «Контактная прочность машиностроительных материалов». М., Наука. 1964. ' '
  274. В.Ф., Семенов И. И. Исследование упруго-динамических характеристик пути. JL: Труды ЛИИЖТа, вып. 222, 1964.
  275. Adirovich Е., Blokhinzev D. On the forces of dry friction // J. of Physics. 1943 .Vol. VI 1,№ l, p.29−36.
  276. Antonio A. Friction and wear of materials. № 4, 1967.
  277. Becker R. Uber die Piastizitat amorpher und Kristaller fester Korper. Physikalische Zeitschrift, 1925, t.25, S 919−925.
  278. Bockmenn G., Schulz W. Modellierung des Tropfenschlagverschleises in der in-stationaren Phase // Schmierungstechnik. 1984. Jg. 15. № 8. s. 246 — 250.
  279. Carter F. On the stability of Running of Locomotives- Proceedinds of the Rayal society Series A, vol.112. № A. 760.1926- vol.121, 1928.
  280. Dawson P.H. Contact Fatigue in soft steel with random loading. I. Of Mechanical Engineering Science, vol. 9, № 1,1967.
  281. Earles S.W.E., Soar G.B. Sgueal Noise in Disc Brakes, Proc. Instn. Mech. Engrs., Vibration and Noise in Motor Vehicles, 1971, pp. 61 69.
  282. Fromm H. Zulassige Belastung von Reibungsgefrieben mit zilindrischen oder Kogeligen Radern/ Z.V.D.V. 1929, Bd. 73, № 27,29.
  283. Jarvis R. P., Mills B. Vibrations Induced bu Dry Friction, Proc. Instn. Mech. Engrs., Vol. 178, Pt. 1, 1963 64, pp. 847 — 866.
  284. Kalker I.I. Transient Rolling Phenomena. ASLE Trans., 1971, v.14, № 3.
  285. Kato K., Jwabuchi A., Kayaba T. The effect of Friction and Induced Vibration on Friction and Wear. Wear. Vol.80, 1982, pp. 307 320.307
  286. Lorenz A. Modellbetrachtungen zum Schadigunsprozess in Maschinen und Geraten// Schmierungstechnik. 1984. Jg. 15. № 8. S.250 253.
  287. Lorenz R. Schien und Rad. ZVDV. 72, 1928.
  288. North M.R. A Mechanism of Disc Brake Squeal, 14 th FISITA Meeting, June 1971.
  289. Rankin D. Elastik Rang of Friktion Phys / Mag., VI 11, 1926, p. 806.
  290. Soom A., Kim C. The Measurement of Dynamik Normal and Frictional Forces During Sliding. ASME paper 81 DET — 40.
  291. Spurr R.T. A Theory of Brake Sgueal. Proc. Auto. Div. Instn. Mech. Engrs., No. 1, 1961 -62, pp. 33 -40.
  292. A.c. СССР № 1 821 678 Способ построения модели фрикционноймеханической системы/ Щербак П. Н., Шаповалов В. В., Заковоротный B.JI. 1. Б.И.-1993.- № 12
  293. A.c. СССР № 1 307 298 Способ определения оптимальных параметров узла трения механической системы/ Щербак П. Н., Шаповалов В.В.- Б.И.-1987.-№ 16 308
Заполнить форму текущей работой