Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений и понятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенное нами пилотажное исследование, в котором приняли участие более 500 респондентов: воспитатели, методисты, заведующие детскими садами г. Барнаула, студенты, обучающиеся на заочном отделении педагогического факультета Барнаульского государственного педагогического университета, показало, что специалисты дошкольных учреждений в достаточной мере не располагают сведениями о системном подходе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и практические предпосылки умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических понятий
    • 1. 1. Психолого-педагогические основы умственного развития детей дошкольного возраста
    • 1. 2. Состояние проблемы исследования в теории и практике обучения детей дошкольного возраста
    • 1. 3. Теоретическое обоснование комплекса педагогических условий умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений и понятий.^ ^

    Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности комплекса педагогических условий умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представле- ^ ^ ний и понятий.

    2.1. Организация и методика педагогического исследования по выявлению и внедрению комплекса условий умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений и понятий

    116 —13о

    2.2. Анализ опытно-экспериментальной работы по результатам внедрения комплекса педагогических условий умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений и понятий. v 139

    2.3. Технология умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений и понятий. 158

Педагогические условия умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений и понятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организация учебного процесса в образовательной системе требует ее перестройки и в условиях дошкольных учреждений. Переосмысление содержания, форм и методов обучения в логике субъект — субъектных отношений должно начинаться с дошкольного детства, так как на этом этапе закладывается фундамент развития личности. При этом особо значимым становится создание педагогических условий, позволяющих обеспечить адаптацию новых, наиболее продуктивных технологий обучения и развития детей в системе дошкольного образования.

Приоритет воспитательного процесса над образовательным, логически вытекающий из специфики работы дошкольных учреждений, на практике приводит к неоправданному отступлению от принципа создания активной развивающей среды. Декларативно этот принцип остается ведущим при организации процесса обучения в детском саду, но реально он подменяется репродуктивным подходом и увеличением информационного объема элементарных знании. Содержание учебно-воспитательной работы с детьми, руководство развитием и обучением дошкольников направлены на формирование у детей необходимых элементарных представлений, опыта социального общения, простейших коопераций при выполнении практических заданий.

Между тем, известна позиция Дж. Брунера, Л. С. Выготского, М. А. Данилова, И. Б. Котова, С. Л. Рубинштейна, М. Н. Скаткина, С. А. Смирнова, Е. Н. Шиянова и др. о том, что при работе с детьми недостаточно лишь активно воздействовать на интеллект, но и необходимо его развивать. Актуальность этой позиции в настоящее время продиктована усиливающейся тенденцией воплощения начальной школой принципов развивающего обучения.

В теоретическом плане проблема умственного развития проанализирована в ряде исследований Ю. К. Бабанского, Дж. Брунера, Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, М. А. Данилова, Б. П. Есипова,.

B.А.Крутецкого, И. Я. Лернёра, В. И. Логиновой, Н. А. Менчинской, Л. Ф. Обуховой, Ж. Пиаже, П. И. Пидкасистого, Я. А. Пономарева,.

C.Л.Рубинштейна, Н. Г. Салминой, М. Н. Скаткина, С. А. Смирнова, Н. Ф. Талызиной, О. К. Тихомирова, Г. И. Щукиной и др.

В педагогической теории накоплен определенный опыт работы по развитию мышления детей дошкольного возраста как основной части умственного аппарата (В.В.Давыдов, Н.Н. Поддъяков). В разработанной Л.А. Венге-ром теории наглядные пространственные модели применяются как средство умственного развития дошкольника. Рассмотрено умственное развитие как обогащение содержания интеллекта ребенка, с одной стороны, и как возникновение у него новых средств и способов мышления, с другой стороны.

I ¦

А.В.Запорожец, Н.Ф. Талызина). Подчеркнута роль наглядно-схематических средств обучения при переходе детей от предметных действий к теоретическому содержанию учебного материала (П.Я.Гальперин, Т. В. Кудрявцев, Л.Ф.Обухова).

Кроме того, создан ряд теоретических и методических пособий, направленных на развитие логического, творческого мышления детей дошкольного возраста в ходе формирования математических понятий (А.В.Басов, З. А. Михайлова, А. Э. Симоновский, А. А. Столяр, Л. Ф. Тихомирова, и др.), отмечена роль раннего обучения математике в умственном развитии ребенка (В.В.Данилова, Г. Доман).

В последнее время педагогические условия повышения умственной работоспособности детей 4−5 лет рассмотрены в работе Т. С. Яковлевой, диалогические наглядные схемы как средство мышления дошкольников обоснованны в исследовании P.P. Зинуровой, репрезентация общих умственных способностей в индивидуальном и групповом сознании выделена в трудах Е. Ю. Самсоновой.

Вместе с тем, в психолого-педагогической литературе содержится мало сведений об условиях педагогического взаимодействия, направленного на умственное развитие дошкольников при подготовке их к обучению в школе, о специфике использования методов, форм, средств обучения, стимулирующих переход ребенка на более высокие уровни мыслительной деятельности. В теории дошкольного образования до конца не исследованы возможности и закономерности проблемного обучения ребенка, применения дедуктивных методов в процессе формирования понятий. Недостаточно четко определены особенности восприятия детьми дошкольного возраста наглядно-схематических средств обучения, способы формирования умений решать познавательные задачи, в которых существенным компонентом является оперирование наглядно-схематическим материалом.

В работе по умственному развитию дошкольников слабо представлен методический аспект развития их математических способностей. Однако известно, что раннее занятие именно математикой представляет собой большой потенциальный резерв умственного развития детей. При этом речь идет не о формировании элементарных математических представлений, а о развивающей технологии, направленной на понимание детьми производимых математических операций, на реализацию целостного, синтетического подхода в системе умственного развития дошкольника.

Проведенное нами пилотажное исследование, в котором приняли участие более 500 респондентов: воспитатели, методисты, заведующие детскими садами г. Барнаула, студенты, обучающиеся на заочном отделении педагогического факультета Барнаульского государственного педагогического университета, показало, что специалисты дошкольных учреждений в достаточной мере не располагают сведениями о системном подходе к умственному развитию детей средствами математики. Подавляющее большинство педагогов ДОУ (90%) указали на то, что они испытывают значительные затруднения в организации педагогической деятельности по формированию и развитию мыслительных действий у обучаемых.

Таким образом, проведенное нами исследование позволяет констатировать, что проблема умственного развития детей дошкольного возраста изучается и интерпретируется с различных точек зрения в психологических и педагогических теориях. Вместе с тем, педагогические условия умственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время недостаточно изучены, а педагогические технологии развивающего обучения детей дошкольного возраста не имеют общих законченных концепций и представлены в научной литературе весьма слабо.

В этой связи, обостряется противоречие между постоянно растущими требованиями к уровню умственной развитости ребенка, реализации его потенциальных возможностей и способностей при подготовке к обучению в школе, и нескоординированностью педагогических требований по созданию оптимально-благоприятных условий развития и обучения детей дошкольного возраста.

Опора только на традиционные дидактические формы и методы работы с детьми в условиях дошкольного учреждения не позволяет сформировать у дошкольников полноценных математических понятий и вступает в противоречие с требованиями начальной школы, работающей на принципах развивающего обучения. Происшедшие изменения в образовательной парадигме в полной мере должны касаться и дошкольных учреждений. В этой связи, актуальной является проблема определения комплекса педагогических условий умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений и понятий.

Цель исследования — выявить оптимальные педагогические условия, способствующие активизации умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений и понятий.

Объектом исследования является умственное развитие детей дошкольного возраста.

Предметом исследования является процесс умственного развития детей дошкольного возраста в ходе формирования математических представлений и понятий.

Гипотеза исследования заключается в том, что процесс умственного развития детей дошкольного возраста в условиях ДОУ будет эффективен, если :

— реализуется единство понятийных, образных и практических действий ребенка в процессе усвоения им учебного материала, достигаемое посредством поэтапного введения предметных и наглядно — схематических моделей обучения;

— осуществляется полное усвоение детьми основных понятий, правил и принципов, лежащих в основе решения той или иной учебной задачи;

— устанавливается единство и взаимосвязь форм, методов, средств обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста;

— ребенок в процессе обучения приобретает прочный навык использования полученных знаний при решении проблемных задач и выполнении действий в уме;

— процесс умственного развития детей целенаправлен и осуществляется систематически посредством комплекса игр и учебных упражнений в разных формах педагогической деятельности дошкольных учреждений.

В соответствии с целью и гипотезой выделяются следующие задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы умственного развития детей дошкольного возраста в теории и практике дошкольного образования.

2. Разработать методику диагностического типа и с ее помощью определить меру сформированности математических понятий и меру развитости умственных способностей детей дошкольного возраста.

3. Определить факторы активизации и основные тенденции умственного развития детей дошкольного возраста в процессе изучения математики.

4. Опытно — экспериментальным путем проверить разработанный комплекс педагогических условий и создать научно-методические рекомендации по его реализации.

Методологической основой исследования являются: психолого-педагогическая концепция развивающего обучения, разработанная JI.B. Зан-ковым, Д. Б. Элькониным — В. В. Дывыдовымисследования особенностей умственного развития детей дошкольного возраста (Н.П.Батищева, А. Л. Венгер, Н. Е. Веракса, А. Ф. Говоркова, М. Доналдсон, Н. Н. Поддъков, и другие) — педагогические теории логико-математического развития дошкольников (В.В.Данилова, А. З. Зак, А. И. Маркушевич, Н. И. Непомнящая, Ж. Папи,.

A.А.Столяр, Г. П. Щедровицкий, и другие).

Исследование базируется на научных психолого-педагогических трудах Ю. К. Бабанского, Дж. Брунера, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина,.

B.В.Давыдова, М. А. Данилова, Д. Дьюи, Л. В. Занкова, И. Б. Котова, И. Я. Лернера, Л. Ф. Обуховой, П. И. Пидкасистого, С. Л. Рубинштейна, М. Н. Скаткина, С. А. Смирнова, Е. Н. Шиянова, Д. Б. Эльконина, и др.

Методы исследования определены гипотезой, задачами и целью, работы. Для проверки исходных предположений использовался комплекс методов исследования, включающий теоретический анализ философской, педагогической, психологической литературы, обобщение отечественного и зарубежного педагогического опыта, педагогическое наблюдение за учебно-воспитательным процессом, беседы, тестирование, анкетирование педагогов и психологов дошкольных учреждений и начальных классов, составление психолого-педагогических характеристик на основе диагностики умственного развития детей, анализ содержания, подбор методов, приемов, дидактического материала, проведение педагогического эксперимента, обобщение материалов эксперимента.

Опытно-экспериментальной и внедренческой базой явились дошкольные учреждения г. Барнаула, 1996;1998 гг. — ДОУ № 221- 1996;1997гг. — ДОУ № 116.

Исследование проводилось в три основных этапа:

1 этап (1995;1996 гг.) — поисково-теоретический: на основе анализа психолого-педагогической литературы, программ дошкольного и начального образования, практической деятельности дошкольных учреждений и начальных школ выявлен круг основных противоречий в ходе умственного развития обучаемых в процессе формирования математических представлений и понятий.

2 этап (1996;1998 гг.) — опытно-экспериментальный: выявление, изучение, создание и внедрение основных педагогических условий умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений и понятий.

3 этап (1999 гг.) — итогово-обобщающий: анализ, систематизация и интерпретация полученных в ходе научно-экспериментального исследования данных, формулирование основных выводов и положений по созданию эффективных условий умственного развития детей дошкольного возраста в процессе обучения математики.

Научная новизна исследования состоит в том, что в работе определены, изучены и экспериментально проверены педагогические условия умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений и понятий, обоснованы пути практической реализации предложенного комплекса педагогических условий на базе ДОУисследованы возможности и особенности реализации проблемных методов обучения в практике дошкольного образования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе дан системный анализ современных концепций умственного развития S детей дошкольного возрастаопределен круг основных противоречий между декларируемыми и реально используемыми средствами умственного развития детей при подготовке их к школерассмотрена зависимость между теоретическими знаниями и практическими действиями дошкольников при формировании математических понятий на основе введения наглядно-схематических средств обучения. Полученные результаты позволяют разработать более эффективные подходы к умственному развитию детей дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования определяется тем, что на основе-результатов экспериментальной работы созданы научно-методические рекомендации по внедрению выявленного комплекса педагогических условий умственного развития детей дошкольного возраста в практику ДОУ. Обозначены уровни усвоения детьми математических понятий и умственного развития. Разработана методика диагностического типа по их выявлению.

Представленные в исследовании анкеты, тесты, контрольные работы, могут быть использованы в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Достоверность научных результатов исследования обеспечены опорой на научные методологические позиции, обобщением современных отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследований в области развивающего обучения, использование адекватно выбранных методов исследования и всесторонним анализом полученных в ходе экспериментальной работы данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Усвоение ребенком дошкольного возраста учебного материала в единстве понятийных, образных и практических действий наиболее эффективно достигается посредством поэтапного внедрения предметных и наглядно — схематических моделей обучения.

2. Успешное решение проблемных математических задач детьми дошкольного возраста становится возможным при полном усвоении детьми математических понятий, правил и принципов, составляющих основу анализируемой задачи и приобретении прочного навыка использования полученных знаний в решении новых учебных задач.

3. Единство и взаимосвязь форм, методов, средств обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста позволяет ускорить процесс адаптации ребенка к обучению в школе, и обеспечить целостность умственного развития детей.

4. Целенаправленное и систематическое осуществление процесса умственного развития детей посредством комплекса игр и учебных упражнений в разных формах педагогической деятельности является эффективным фактором создания активной развивающей среды в ДОУ.

Все перечисленные положения в совокупности являются необходимыми педагогическими условиями умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений и понятий.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись налекционно-практических занятиях для студентов дневного и заочного отделения педагогического факультета БГПУ по курсам: «Современные концепции математического развития детей дошкольного возраста» (1996;1997)гг.- «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения математике» (1996;1997 гг.) — «Современные концепции умственного развития детей дошкольного возраста» (1997;99 гг.) — На педагогическом семинаре по теме «Развитие мыслительных способностей детей дошкольного возраста на занятиях по математике» для методистов и психологов дошкольных учреждений (городской психолого-педагогический центр (ГППЦ) г. Барнаула, май 1996 г.) — на семинаре-практикуме по теме «Развитие мышления дошкольников в процессе формирования обобщенных способов решения задач» для педагогов дошкольных учреждений, (ГППЦ г. Барнаула, ноябрь 1997 г.).

Результаты исследования отражены в докладах и тезисах Всероссийских, региональных и городских научно-практических конференциях (г.г.Барнаул (1996, 1997, 1998), Горно-Алтайск (1996), Пермь (1996), Санкт-Петербург (1997), Новосибирск (1997).

Структура диссертации Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Заключение

.

Теоретический анализ современных подходов к развитию и обучению детей, опытно-экспериментальных исследований по данной проблеме в области дошкольного образования позволяют нам интегрировать и систематизировать представления о возможностях и особенностях умственного развития детей дошкольного возраста в процессе изучения математических понятий.

Выбор наиболее эффективных методов и средств умственного развития ребенка является одним из основных условий активизации учебно-познавательного процесса.

Несовершенство умственного развития в дошкольном образовании обусловлено недостатками объяснительно-иллюстративного обучения, в процессе которого познавательная активность ребенка снижена, что приводит к дефициту развития самостоятельного, творческого мышления.

Процессы обучения, познания, исследования и мышления связаны между собой, взаимопроникают и переходят друг в друга. Они характеризуются тем, что приводят субъекта в ходе возникновения и разрешения проблемных ситуаций к получению новых знаний. Процесс обучения для того, чтобы он был активным, должен моделировать некоторые существенные черты процесса продуктивного, творческого мышления.

Анализ состояния проблемы обучения и развития детей дошкольного возраста по литературным источникам и практической работы дошкольных учреждений показал, что в настоящее время образовательный процесс в дошкольных учреждениях моделирует традиционный тип обучения со всеми его характерными признаками. Сложившиеся подходы в большей мере направлены на развитие предметных действий обучаемых, формирования элементарных представлений, не обеспечивающих необходимого качества знаний, имеет индуктивный характер, основывается на иллюстративнообъяснительный метод. Место умственного развития и познавательной деятельности детей в общем режиме воспитательно-образовательных мероприятий дошкольных учреждений свидетельствует о косвенном значении обучения и объясняет слабую подготовку ребенка к школе, затруднения воспитателей при формировании знаний, умений и навыков дошкольников. Такой подход в педагогической деятельности исключает возможность полного решения проблемы умственного развития.

Происходящие изменения в общеобразовательной системе, радикальная переориентация современной школы на умственное, интеллектуальное развитие личности, не могут в должной мере не затронуть позитивное отношение к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях.

Обогащение учебного процесса в дошкольных учреждениях комплексом методов и средств, позволяющих активизировать мыслительную деятельность ребенка на занятии, способствует ускоренному переходу детей на более высокие уровни мышления, полному усвоению и переносу ими во внутренний план действия изучаемых математических понятий.

Возможности развития умственных способностей детей дошкольного возраста, успешность решения ими учебных задач находится в прямой зависимости от уровня усвоения обучаемыми изучаемых понятий, зависимостей, закономерностей и умения их применять в различных практических условиях.

Предметная деятельность детей благоприятно влияет на формирование их первоначальных математических представлений и является основой дальнейшего обучения и развития детей. Однако она не способствует полному обобщению и усвоению рассматриваемых понятий.

Дошкольники затрудняются в прямом переходе от предметных действий в умственный план. Одной из основных причин этого затруднения является слабое овладение обучаемыми способами переработки учебной информации, ее систематизации, общения с целью сохранения в памяти ребенка и использования им по мере необходимости при решении познавательных задач.

Введение

наглядно-схематических средств в систему обучения детей дошкольного возраста способствует лучшему восприятию, пониманию сущности математических понятий. Наглядно-схематические средства не только выполняют функцию переходного звена от предметных действий к абстрактным, но и оказывает активное воздействие на развитие умственных способностей ребенка. С введением в систему обучения наглядно-схематических средств появляется возможность перехода от индуктивного метода обучения к дедуктивному.

Вместе с тем, сколько бы сложной не была мыслительная деятельность детей в процессе восприятия наглядно-схематических средств, оперирование ими не будет являться показателями полной сформированности у детей изучаемых математических понятий. Только перенос их во внутренний план действия и умение применять в различных практических условиях может обозначать полное усвоение ребенком знаний.

Наиболее продуктивно обучение детей дошкольного возраста осуществляется в условиях активного участия обучаемых в процессе изучения материала, при создании условий проблемного обучения.

Проведенные теоретические исследования и результаты опытно-экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы:

1. Обучение дошкольников преимущественно на основе практических действий с предметами нарушает связь между понятийными, образными и практическими действиями ребенка, лежащими в основе их умственного развития, в результате чего обучаемые не усваивают материал в необходимом объеме затрудняются в применении знаний в различных практических условиях.

2. При восприятии наглядно-схематических средств ребенком понятийные и образные компоненты тесно взаимодействуют и являются равноправными в общем процессе мыслительной деятельности. Наглядно-схематический материал выступает одним из средств, способствующих переработке полученной учебной информации, ее обобщения, структурирования и сохранения в памяти ребенка. В этой связи, введение наглядно-схематических средств в систему обучения детей дошкольного возраста способствует лучшему усвоению математических понятий.

3. Усвоение ребенком дошкольного возраста учебного материала в единстве понятийных, образных и практических действий наиболее эффективно достигается посредством поэтапного внедрения предметных и наглядно — схематических моделей обучения.

4. Успешное решение проблемных математических задач детьми дошкольного возраста становится возможным при полном усвоении ими математических понятий, правил и принципов, являющихся основой анализируемой задачи и приобретении прочного навыка использования полученных знаний в решении новых учебных задач. *.

5. Единство и взаимосвязь средств, форм, методов, обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста позволяет ускорить процесс адаптации ребенка к обучению в школе и обеспечить целостность умственного развития детей.

6. Целенаправленное и систематическое осуществление процесса умственного развития детей посредством комплекса игр и учебных упражнений в разных формах педагогической деятельности является эффективным. фактором создания активной развивающей среды в ДОУ.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы умственного развития детей дошкольного возраста, на полноту представленных в исследовании педагогических условий, а представляет один из возможных вариантов создания наиболее благоприятных условий умственного развития детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений и понятий.

Важно отметить необходимость дальнейших исследований проблемы умственного развития детей дошкольного возраста с учетом таких направлений, как ускорение темпов усвоения учебного материала детьми, увеличение доли самостоятельности при обучении, степени овладения различными видами деятельности, развитие способности видеть проблемы и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Я.И. К вопросу о формировании математического мышле- 1 ния у младших школьников // Вестник Московского университета. -1993.-№ 1.- С.39−46.
  2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. / Под ред. Г. И. Щукиной. -М.: Просвещение, -1984. С. 17−53.
  3. Д., Дум Э. Цвет. Форма. Количество. М.: Просвещение, -1984, — С. 59.
  4. Т.В. Взаимосвязь дидактической и методической подготовки будущего учителя начальной школы: Дис. канд. пед. наук. -М.: 1986.- 193 с.
  5. .Г. О развитии детей в процессе обучения // Советская педагогика. 1957. — № 7. — С. 12−25.
  6. .Г. Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. М.: Просвещение, — 1956. — 200с.
  7. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М.: Высшая школа, 1974. — С. 190−276.
  8. А.Г. Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования // Учительская газета. 1994. — № 17. -С.2.
  9. А.Г. Стратегия развития вариативного образования в России //Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. М: Просвещение, 1996. С.3−10.
  10. Бабаева Т. И, Содержание готовности к школьному обучению в оценках дошкольников // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста // Межвузовский сборник научных трудов. Ленинград — 1987, — С. 92- 102.
  11. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический процесс. М.: Просвещение, — 1977.-254с.
  12. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. — 190с.
  13. Н.П. Проблемное обучение в свете психологической теории деятельности // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. М.: Педагогика, — 1985. — С.28−50.
  14. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, — 1989.- 190с.
  15. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270с.
  16. П.П. Избранные педагогические произведения. М.: АПН РСФСР, — 1961.-695 с.
  17. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, — 1959. — 347 с.
  18. Е.А. Особенности умений решать логические задачи у детей старшего дошкольного возраста // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста // Межвузовский сборник научных трудов. Ленинград — 1987. — С. 124−135.
  19. Л.Р., Комарова Т. С., Баранов С. Г. Дошкольная педагогика. М.: Academia, — 1997. — 232 с.
  20. Е.В. Ценностные освоения личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. — С.29.
  21. Е.А. О психическом развитии ребенка. Минск: Народная асвета, — 1974. — 125с.
  22. В.А., Борзов А. А. Развитие творческих способностей у детей. Самара — 1994. — 314с.
  23. А.Д., Ломов Б. Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников М.: Просвещение, — 1979.-С.9−27.
  24. ДЖ. Психология познания. М.: Прогресс, — 1977. — 411с.
  25. Век X., Древалов X., и др. Домашние задания: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1989 С.3−9.
  26. JI.A. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). М.: Просвещение, — 1969. — 365с.
  27. JI.A. О некоторых проблемах и путях развития умственных способностей ребенка // Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте (на материале овладения действиями пространственного моделирования). М.: Педагогика, -1980.
  28. JI.A. Психология готовности детей к обучению в школе // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников // Под ред. Н. Н. Поддъякова, А. Ф. Говорковой. М.: Педагогика, — 1985. -С.165−191.
  29. Н.Е. Роль противоречивых ситуаций в развитии мышления детей // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. -М.: Педагогика, -1985. С. 50−84.
  30. Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: Дис.. д-ра пед. наук. Л.: 1990. -380с.
  31. .И., Ермолаева Л. А. В поисках новых технологий обучения / Информ. Вестник: Образование в Сибири. 1993. — № 1. — С. 47.
  32. Н. Магия интеллекта или книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых М.: Эйдос, — 1994. -153с.
  33. И.П. Цель одна дорог много: Проектирование процессов обучения / Книга для учителя / Из опыта работы. — М.: Просвещение, — 1990.- 159 С. З- 19.
  34. Л.С. Мышление и речь / Собр. Соч. В 6 томах / Под ред. А. В. Запорожец. Т 2. М.: АПН СССР, — 1982. — 504 с.
  35. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, -1991.- С. 374, 390.
  36. П.Я. Введение в психологию. М.: Московский университет, — 1976.- 150 с.
  37. П.Я., Георгиева Л. С. Формирование начальных математических понятий // Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. М.: СПб, — 1994.- Ч.З.
  38. А.Ф. Инвариантность понятийного и допонятийного обобщения // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. М.: Педагогика, — 1985. — С. 121−138.
  39. Е.Я. Методы обучения в советской школе. М: Учпедгиз, 1957.- 152 с.
  40. Т.К. Формирование у школьников эффективных стратегий решения задач // Обучение и развитие младших школьников. Киев, — 1970. — С. 232−237.
  41. Р., Лаксон В. Введение в мир числа. М.: Педагогика, — 1982. -192 с.
  42. .К. Особенности отношения шестилетних детей к учебным задачам. Автореферат дис.канд. пед. наук. -М.:-1991.- 18с.
  43. Давайте поиграем // Математические игры для детей 5−6 лет / Под ред. А. А. Столяра. М.: Просвещение, — 1991. -79 с.
  44. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, -1972.- 422 с.
  45. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, -1986.- 145 с.
  46. В.В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. -Ереван: Луйс, 1981. -220с.
  47. Н.Г. Главное усвоить на уроке. М.: Знание, — 1984. — 78с.
  48. М.А. и Есипов Б.П. Дидактика. М.: Академия педагогических наук, — 1957.-С.139, 518.
  49. М.А. Умственное воспитание // Советская педагогика. -1964. № 12.
  50. В.В., Рихтерман Т. Д., Михайлова З. А., и др. Обучение математике в детском саду. М.: Academia, — 1997. — 158 с.
  51. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. Изд. 2-е. -СПб, — 1996.
  52. У. Психология. М.: Педагогика, — 1991. — С. 250 — 269.
  53. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгер и В. В. Холмовской. М.: Просвещение, — 1978. — 75с.
  54. Г., Доман Д. Как обучать ребенка математике. М.: Аквариум, — 1996. -317 с.
  55. М. Мыслительная деятельность детей. М.: Педагогика, -1985. — 152 с.
  56. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Логиновой и П.Г. Саморуко-вой. М.: Просвещение, — 1988.-С. 102−134.
  57. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, — 1978. — С. 188−233.
  58. Д. Психология и педагогика мышления. М.: Совершенство, -1997.- 50 с.
  59. В.К. Новая педагогическая технология в действии // Начальная школа. 1994. — № 4. — С.54.
  60. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, — 1989. — 159 с.
  61. Е.С. Изучение психологических механизмов гибкости мышления дошкольников // Вопросы психологии 1996. — № 1. — С. 124−131.
  62. Т.И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, — 1992.- 190 с.
  63. Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. -М.: Просвещение, 1989. -45 с.
  64. В.Г., Шеврин Л. Н. Путешествие по стране Геометрии. М.: Педагогика-Пресс, — 1994.- 175 с.
  65. Зак А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6−7 лет. М.: Просвещение, — 1996. С. 5- 38.
  66. Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. -М.: Просвещение, 1994. — 319 с.
  67. Зак А. З. Различия в мышлении детей. М.: Российский открытый университет, — 1992. — 127 с.
  68. JI.B. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: Учпедгиз, — 1960. — 311 с.
  69. JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, -1990. — С.202−214.
  70. JI.B. Развитие школьников в процессе обучения. М.: Просвещение, — 1967. — С.24−56.
  71. А.В. Знание ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. С.243−267.
  72. А.В. Интеллектуальная подготовка детей к школе. / Содержание, формы и методы // Дошкольное воспитание. 1977. -№ 8.
  73. A.M. Математика первый класс // Методические рекомендации для учителя (Программа развивающего обучения). Харьков, — 1994.-62 с.
  74. P.P. Диалектическая наглядная схема как средство мышления дошкольников. Автореферат дис. канд. пед. наук М., — 1995. -16 с.
  75. Н.М. Соотношение методов диагностики умственного развития детей // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М.: Педагогика, — 1991.- С.31−34.
  76. Т. Методология научного поиска основы технологии развивающего обучения // Математика в школе. — 1995. — № 5. — С.25.
  77. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1992. -462с.
  78. . В кн: Брунера Дж. Психология познания. М.: Прогресс, — 1977. — С.365−368.
  79. История советской дошкольной педагогики // Хрестоматия. М.: Просвещение, — 1988. — 447 с.
  80. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, — 1968. -288 с.
  81. П.Ф. В кн. Метельского Н. В. Психолого-педагогические основы дидактики математики. Минск: вышейшая школа, — 1977. -С.82.
  82. В.М. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования / Игры и дискуссии / анализ зарубежного опыта. -Рига: Педагогический центр Эксперимент, 1995. — 176 с.
  83. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
  84. Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, — 1988. — 190 с.
  85. Э.С. Развитие плана представлений //Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. М.: Педагогика, — 1985. — С. 99−121.
  86. Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч. / Под ред. А. Н. Пискунова. -т.1. -М.: Педагогика, 1982. — С.242−476.
  87. Г. А., Мусейибова Т. А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей. М.: Педагогика, — 1989.
  88. Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики. -М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1961. — 508 с.
  89. В.В. Проблемы научного обоснования обучения / Методологический анализ. М.: Педагогика, — 1977.-267с.
  90. В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. — 431 с.
  91. Г. Я. Формирование умственной активности старших дошкольников при слушании текстов // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста // Межвузовский сборник научных трудов. М.-1983, С. 16−22.
  92. Т.В. Проблемное обучение как средство развития технического мышления // Психология технического мышления. М.: Педагогика, — 1975. — С.242−274.
  93. Т.В. Проблемное обучение. Результаты и перспективы // Профессионально-техническое образование. 1968, — № 3.
  94. Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польского О. В. Долженко. М.: Просвещение, — 1986. — С. З-24.
  95. Н.Б. Педагогические основы разработки и внедрения модульной технологии обучения // Автореферат на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Барнаул. — 1999. — 20с.
  96. Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Учпедгиз, — 1960. — С.17−39.
  97. B.C. Содержание образования. М.: Высшая школа, — 1989. -375 с.
  98. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, — 1977.-304 с.
  99. А.Н. проблема деятельности в психологии // Вопросы философии. 1972. — № 9. С.95−109.
  100. А.Н. Умственное развитие ребенка. М.: Просвещение, -1950.-С.9−32.
  101. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, — 1981. — 185 с.
  102. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, — 1980.-96 с.
  103. A.M. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, -1974, — 366 с.
  104. Л.М. Занимательные логические задачи. Санкт-Петербург: «Лань», — 1996. — 124 с.
  105. В.И. Формирование познавательной деятельности у детей в процессе освоения системных знаний // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста // Межвузовский сборник научных трудов. Ленинград — 1987. — С. 3−12.
  106. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, — 1984. — 444с.
  107. Д.О. Принципы, организация и методы обучения. -М.: Учпедгиз, 1957. — 172 с.
  108. С.Н. Методом опережающего обучения: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1988. — 192с.
  109. А.А. Ранние формы мышления ребенка // Исследования мышления в советской психологии. М. — 1966. — С. 319- 348.
  110. Т.Г. Развитие коррекции практического действия // Развитие мышления и умственное воспитание детей дошкольноговозраста / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. М.: Педагогика, — 1985.-С. 84−99.
  111. А.К., Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. -Петрозаводск 1992. — 180 с.
  112. А.И. Ряды / Элементарный очерк. М.: Физматгиз, 1961.-С.З-15.
  113. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / Составитель В. В. Данилова. М.: Просвещение, — 1987. -174 с.
  114. A.M. Загадки одаренности. М.: Школа-Пресс, — 1993. С. 24 -38.
  115. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. — 208с.
  116. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, — 1977. — 240 с.
  117. М.И. Современный урок. М.: Педагогика, — 1985. -183с.
  118. Т.С. Программа по математике для работы в дошкольной гимназии. М.: Новая школа, — 1992. — 23 с.
  119. Н.А. Вопросы умственного развития ребенка. М.: Просвещение, — 1970. — С. З- 35.
  120. Н.В. Психолого-педагогические основы дидактики математики. Минск: Вышейшая школа, — 1977. -С.85.- 156с.
  121. Jl.С. Математика в детском саду. М.: Просвещение, 1984.-С. 3−9.
  122. З.А. Игравые занимательные задачи для дошкольников. М.: Просвещение, 1985. — 93 с.
  123. В.Л. Педагогические условия оптимального взаимодействия субъектов обучения при организации личностно-ориентированного образовательного процесса: Спец: 13.00.01.-Общая педагогика. Автореф. докт. дисс. Тюмень: ТГУ, — 1998. -21с.
  124. М. Дом ребенка / Метод научной педагогики. Гомель: Пралеска, — 1993. — 332 с.
  125. М.И., Пышкало A.M. Методика обучения математике в 1- 3 классах. М.: Просвещение, — 1975. — 304 с.
  126. B.C. Детская психология / Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, — 1985. -С.213 -262. -С.241.
  127. В.А. Роль позиции в развитии логического мышления // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. М.: Педагогика, 1985.-С. 138−151.
  128. В.Н. Психология познания. М.: Владос, — 1999. — 600с.
  129. Н.И. Психологический анализ обучения детей 3−7 лет: (на материале математики). М.: Педагогика, — 1983. — 113 с.
  130. Р.Л. Идеи современной дидактики в учебном курсе «Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» // Тезисы конференции 8−10 апреля 1977 г. Санкт-Петербург: РГПУ имени А. И. Герцена, — С.278−280.
  131. .П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  132. Е.А., Непомнящая P.JI. Логика и математика в дошкольном возрасте. СПб, — 1996.
  133. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб. Документов и материалов. М.: Просвещение, 1984. — 112 с.
  134. Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М.: МГУ, -1972.- 151 с.
  135. И.Т. Педагогика. М.: Просвещение, 1968. — С.9−54.
  136. О.П. Теория и практика интенсификации процесса обучения в вузе: Спец. 13.00.01. Теория и история педагогики. Авто-реф. Дисс. -М.: Изд-во МГПУ, — 1994. — 32с.
  137. В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968.-208 с.
  138. Ф. Папи Ж. Дети и графы. М.: Педагогика, — 1974. — 190 с.
  139. Педагогика В словаре русского языка С. И. Ожегова. — С.427.
  140. Педагогический В словаре русского языка С. И. Ожегова. -С.427.
  141. Педагогическое наследие / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж-Ж.Руссо, И. Г. Песталоцци / Составители В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. -М.: Педагогика, 1987. -412 с.
  142. Д. В кн: Брунера Дж. Психология познания. М.: Прогресс, — 1977. — С.364−365.
  143. . Избранные психологические труды. -М.: Просвещение, 1969.- С. 173−222.
  144. С.А. Специфика проявления категории «развитие» в педагогике // Философия и педагогика: проблемы взаимосвязи // Сборник научных трудов. Свердловск — 1988. — С.52−58.
  145. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Просвещение, — 1972. С.24−39.
  146. Подгатовка детей к школе в детском саду / Под ред. В. А. Сохина, Т. В. Тарунтаевой. М.: Педагогика, — 1977. — 160 с.
  147. Н.Н. Общие вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста // Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н. Н. Поддъякова, Ф. А. Сохиной, М.: Просвещение, — 1984. — С.5−15.
  148. Н.Н. Проблемы развития мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддьякова,
  149. A.Ф.Говорковой. М.: Педагогика 1985. — С. 5−28.
  150. Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, -1977.-272 с.
  151. И.П. Педагогика. М.: Владос, -1999. — 574 с.
  152. Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М.: Просвещение, — 1967. — 263 с.
  153. Проблемное обучение Психолого-педагогический словарь / Сост.
  154. B.А.Мижериков. Ростов-на-Дону: Феникс, — 1998, — С. 359.
  155. Программа «Развитие» / Основные положения // Детский центр Венгера. М.: Новая школа, — 1994 — 64 с.
  156. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой. М.: Просвещение, — 1987. — 191 с.
  157. Психолого-педагогический словарь / Сост. В. А. Мижериков. Ростов-на-Дону: Феникс, — 1998.- 540 с.
  158. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М.: Политиздат, — 1967. — 271 с.
  159. Радуга: Программа и руководство для воспитателей /Сост. Т. Н. Доронова. М.: — 1993.
  160. Развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении. // Обруч. 1997. -№ 3.
  161. В.В. О понятии учебной деятельности // Вестник харьковского университета. 1976. — № 132 — Вып.9. — С.6−7.
  162. Н.В. Что такое развивающее обучение? Томск: Пелинг, -1993.- 62 с.
  163. Е.Г., Зязюн И. А. Гуманист. Мыслитель. Педагог: Об идеалах В. А. Сухомлинского. -М.: Педагогика, 1991. — С. 61.
  164. B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: Просвещение, — 1989. — 239 с.
  165. СЛ. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, -1946.-С.341.
  166. Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: МГУ, — 1988. — 288 с.
  167. Н. Г. Концепция Л.С. Выготского и проблема развития символической функции // Вопросы психологии. 1994. — № 5 -С. 69−78.
  168. Е.Ю. Репрезентация общих умственных способностей в индивидуальном и групповом сознании / дисс.канд. пед. наук -М.: — 1994, — 173 с.
  169. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических вузов. М.: народное образование, -1998.-255 с.
  170. Е. Преемственность: так в чем проблема? // Обруч. 1997. — № 1. -С. 12−14.
  171. А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Гринго, — 1996. — 188 с.
  172. Система В словаре иностранных слов / Под ред: А. Г. Спиркина, -М.: Русский язык, 1979. — С.469.
  173. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, — 1971. — 206 с.
  174. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, — 1984, — 95 с.
  175. С.А. Эволюция методов обучения и их классификация // Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. -М.: Academia, 1998. — С.243 — 253.
  176. А.А., Пустовойт О. В. Математика до школы. -Н.Новгород- 1996. -С. 3−7.
  177. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1986.- 136 с.
  178. Е. Развивающая математика без жестких границ // Обруч.- 1997.-№ 1, — С. 27−31.
  179. Е. Развитие математических представлений и логических операций по программе «Радуга» // Дошкольное воспитание. -1995.- № 2. С. 2−8.
  180. Среда Психолого-педагогический словарь / Сост. В. А. Мижериков. — Ростов-на-Дону :Феникс, — 1998. — С.420.
  181. Р.Б. Поговорим о преемственности // Обруч. 1996. -№ 5.
  182. Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его измерения // Дошкольное воспитание. 1996. — № 2.
  183. Р.Б. Создание развивающей среды в дошкольных учреждениях // Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. -М.: Academia, 1998. — С. 425−445.
  184. В .Я. Основы и система дидактики К. Д. Ушинского. -М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1957. — 214 с.
  185. В.А. Сердце отдаю детям. // избр. Пед. соч.: В 3 т. -М.: Просвещение, 1979. — Т.1. — С.25−266.
  186. X. В кн: Кларина М. В. Инновации в мировой педагогике. -Рига: Эксперимент, 1995. — С. 51−56.
  187. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, — 1975.-343 с.
  188. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, — 1983. — 96с.
  189. Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М.: Просвещение, — 1980. — 63 с.
  190. Л.Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. Ярославль: Гринго, — 1995. — 235 с.
  191. Л.Н. Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, — 1953. — 442 с.
  192. А.С. Моделирование как условие формирования теоретического мышления: Дисс. канд. психологических наук. М.: 1983. -170 с.
  193. Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение, 1995. — 289 с.
  194. Условия В Словаре русского языка С. И. Ожегова. — 1960. — С. 729.
  195. А.П. Обучение в детском саду. М.: Просвещение, — 1981. -175 с.
  196. К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. -Т.2. М.: Педагогика, — 1974. — 432 с.
  197. М. Математика уже в детском саду. М.: Просвещение,-1981.- 159 с.
  198. Флэйк-Хобсон К., Брайн Е. Робинсон, Скин П. Мир входящему. -М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. — 510 с.
  199. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. / Под ред. А. А. Столяра. М.: Просвещение, -1988.- 104 с.
  200. JI.M. Психолого-педагогические основы обучение математике в школе: учителю о педагогической психологии. М.: Просвещение, — 1983. — 160 с.
  201. Ф. Как развивать таланты ребенка от рождения до 5 лет. -М.: Центр «ПРО», 1995. -228 с.
  202. Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, -1993.-268 с.
  203. Н.И. Умственное развитие и обучение / Психологические основы развивающего обучения. М.: АО «Столетие», — 1995. — 190 с.
  204. В.Д. Философия образования и образовательные политики. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, — 1993. — 181 с.
  205. А.Н. К вопросу обучения первоклассников с шестилетнего возраста // Проблемы взаимодействия психолога с работниками образовательных учреждений // Тезисы докладов краевой научно-практической конференции. Барнаул — 1997. — С. 49−51.
  206. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, -1982.-208с.
  207. Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Автореф. Дис. д-ра пед. наук. М.: 1991. — 34с.
  208. Г. П. Проблемы методологии системного исследования. -М.: Знание, 1964.-226с.
  209. Г. П. Система педагогических исследований /Методологический анализ // Педагогика и логика. М.: Касталь, -1993.-С. 16−200.
  210. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, — 1979. — 160 с.
  211. Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, — 1995. — 224 с.
  212. Л. К вопросу о принятии задачи дошкольниками 4−5 летнего возраста // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии.- М.: Педагогика, 1991. — С. 50- 55.
  213. Ф. Диалектика природы. М.: Госполитиздат, — 1952. -С.180.
  214. Юнг К. Аналитическая психология: ее теория и практика. М.: Ваклер, — 1998.-295 с.
  215. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, -1979.- 144 с.
  216. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Педагогика, — 1996. — 96 с.
  217. И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика , — 1980.-240 с.
  218. Т.С. Педагогические условия повышения умственной работоспособности детей 4−5 лет. Дисс.канд. пед. наук. М.: — 1986, — 185с.
Заполнить форму текущей работой