Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование управления региональным филиалом коммерческого банка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. В России постепенно формируется банковская система, которая строится на основных принципах, принятых в странах с развитой рыночной экономикой. Наиболее характерным в развитии вышеназванной системы является концентрация банковского капитала, которая во многом определяет перспективы развития тех или иных регионов, создавая предпосылки для привлечения инвестиций, выхода… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Региональный филиал коммерческого банка и ключевые факторы его внешней среды
    • 1. 1. Головной банк и его региональный филиал
    • 1. 2. Филиал коммерческого банка как элемент региональной социально-экономической системы
    • 1. 3. Влияние внешней среды на формирование системы управления региональных филиалом коммерческого банка
  • Глава 2. Развитие внутренней организации регионального филиала коммерческого банка
    • 2. 1. Совершенствование организационной структуры
    • 2. 2. Улучшение подбора, подготовки и мотивации персонала
    • 2. 3. Внедрение передовых информационных технологий
  • Глава 3. Совершенствование управления функционированием филиала коммерческого банка
    • 3. 1. Управление привлечением денежных ресурсов
    • 3. 2. Управление кредитными ресурсами и инвестициями

Совершенствование управления региональным филиалом коммерческого банка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В России постепенно формируется банковская система, которая строится на основных принципах, принятых в странах с развитой рыночной экономикой. Наиболее характерным в развитии вышеназванной системы является концентрация банковского капитала, которая во многом определяет перспективы развития тех или иных регионов, создавая предпосылки для привлечения инвестиций, выхода из экономического кризиса и, в результате, повышения уровня жизни населения. Свою региональную активность коммерческие банки реализуют через сеть филиалов. Восстановление банковской системы России после финансового кризиса августа 1998 года показало высокую актуальность проблемы деятельности региональных филиалов коммерческих банков, сыгравших значительную роль в сохранении банковской системы и ее возрождении. Специфика функционирования регионального филиала коммерческого банка состоит в том, что он, с одной стороны, призван осуществлять свою деятельность в русле стратегии головного банка, а, с другой, — содействовать решению региональных социально-экономических проблем, что предполагает формирование адекватной системы управления.

Эти обстоятельства и предопределили цель диссертационного исследования, которая состоит в разработке концептуальных основ и конкретных предложений по совершенствованию системы управления региональным филиалом коммерческого банка.

Объектом исследования является региональный филиал коммерческого банка, рассматриваемый во взаимосвязи с ключевыми элементами его внешней среды, а именно: банковской системой, представленной головным банком-учредителем, и региональной социально-экономической системой, состоящей из властных структур, хозяйствующих субъектов, потребителей и т. п.

Предмет исследования — система управления региональным филиалом коммерческого банка в единстве организационного (статического) и функционального (динамического) аспектов.

Методологической и теоретической основой диссертации послужили: во-первых, системный подход к исследуемому предметуво-вторых, основные положения трудов отечественных и зарубежных ученых по теоретическим и практическим вопросам банковского менеджмента1, в-третьих, концептуальные подходы, реализованные в законодательных и нормативных актах Российской Федерации. В качестве фактологической и статистической базы использовались материалы Госкомстата РФ, ЦБ РФ, Главного управления ЦБ РФ по Кировской области, других федеральный и региональных органов государственного управления, методические и нормативные материалы, а также текущая отчетность ряда банковских структур.

1 К числу отечественных авторов, на труды которых опирался соискатель, относятся: О. Лаврушин, Ю. Бабичева, М. Бор, Б. Бухвальд, В. Севрук, А. Голубович, Г. Макарова, И. Балабанов, Е. Жуков, Г. Панова. Б. Райзберг и другие. К числу зарубежных: Э. Долан, К. И Р. Кэмпбелл, Э. Рид, Р. Джозлин, Р. Миллер, Б. Грэхем, А. Гибсон и другие.

Научная новизна диссертации, связанная с реализацией ее цели, заключается в разработке концептуальных положений, связанных с формированием эффективной системы управления региональным филиалом коммерческого банка, а также конкретных предложений по ее совершенствованию.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что содержащиеся в ней выводы и рекомендации могут быть использованы при формировании крупными коммерческими банками региональной сети своих филиалов, а также в работе по совершенствованию деятельности региональных банковских систем и решении региональных социально-экономических проблем. Целесообразно применение материалов диссертации в работе с персоналом, его обучении и повышении квалификации, в преподавании экономических дисциплин в высшей школе.

Апробация результатов исследования. Ряд положений диссертации использованы при формировании сети филиалов АКБ СБС-АГРО, основные наработки автора применяются в практической деятельности Кировского филиала. Соискатель принял участие в работе научной конференции, организованной Вятской государственной сельскохозяйственной академией, и выступил с сообщением о развитии региональной банковской системы. По теме диссертации опубликовано 3 работы, общим объемом 1,3 п.л.

Заключение

.

Основные научные результаты диссертации (конкретный личный вклад соискателя в разработку проблем, вынесенных на защиту), видятся диссертанту следующим образом:

1. Выявлены ключевые факторы внешней среды регионального филиала коммерческого банка, представленные, во-первых, банковской системой в лице головного банка-учредителя и, во-вторых, региональной социально-экономической системой, включающей региональные властные структуры, хозяйствующие субъекты, население, и прочих потребителей банковских услуг. Показано решающее влияние этих факторов на формирование системы управления региональным филиалом коммерческого банка, рассматриваемой в диссертации как единство трех блоков: а) программно-целевогоб) организационногов) функционального. В части программно-целевого блока показан дуализм целей и принципов управления региональным филиалом коммерческого банка, состоящий в необходимости сочетания чисто коммерческих интересов головного банка с решением социально-экономических задач региона. В отношении организационного блока подчеркнута необходимость создания соответствующей управленческой вертикали, учитывающей дуализм целей и принципов функционирования регионального филиала. В части функционального блока предусмотрено создание эффективного механизма, обеспечивающего реализацию целей и доведение банковского продукта (услуги) до потребителя.

2. Сформулированы основные направления и содержание взаимодействия регионального филиала с органами государственного управления в области и административно-территориальных образованиях (городах, районах, поселках), предложены конкретные направления и формы сотрудничества. В их числе: а) разработка и реализация совместных программ, направленных на решение социально-экономических проблем регионаб) прямое кредитование текущих расходов администрации области и районовв) отбор хозяйствующих субъектов для точечной финансовой поддержки и стимулирования деятельностиг) совместные меры по развитию в области рынка продовольственных товаров и другие.

3. Предложена структура управления региональным филиалом коммерческого банка, учитывающая дуалистический характер его деятельности, а также разработана типовая структура управления для дополнительных офисов, адаптируемая к конкретным условиям деятельности в различных административно-территориальных образованиях и экономических зонах Кировской области. Такое организационное построение позволяет трансформировать политику головного банка через филиал и дополнительные офисы и доводить ее до клиента, приближая банковские услуги к месту спроса и реализации. Практика работы по указанной схеме ускоряет продвижение на рынок новых банковских услуг, что подтверждает ее жизнеспособность и эффективность.

4. Предложен комплекс мер по совершенствованию работы с персоналом, к числу которых относятся: а) применение адаптированной методики подбора кадров и формирования резерва по всех номенклатуре должностейб) использование оценочного метода для определения общих профессиональных качеств работника (кандидата на должность) с применение профессиональных тестов, тестовых задач, специальных заданий, предполагающего рост требований к работнику вместе с усложнением решаемых филиалом задачв) обучение персонала профессиональным методам и приемам работы с использованием института персональных кураторов, осуществляющих передачу практического опыта и навыков непосредственно на рабочем местег) конкурсный отбор, обеспечивающий функционирование системы замещения руководящих должностей и формирования управленческих резервовд) мотивация персонала с использованием материальных и моральных стимулов в виде схемы должностных окладов с перекрывающимися вилками, конкурсов на звание «Лучший по профессии» с поощрением победителей и другие.

5. Сформулированы основные задачи по совершенствованию информационного обеспечения управления филиалом и дополнительными офисами и внедрению передовых информационных технологий. В первую очередь это относится к развитию и совершенствованию работы регионального филиала и его дополнительных офисов в режиме реального времени и распространение этого режима на все основные банковские операции. Кроме того, предлагается развивать работу в так называемом пакетном режиме, когда информация накапливается (пакетируется) в службах, отделах, дополнительных офисах, а затем в установленное время (с определенной периодичностью) передается для обработки н головную машину. В числе практических мер, обеспечивающих решение этих задач, предлагается создание единой информационной системы (внутрибанковского Интернета) и ее использование для «дистанционного» обслуживания клиентов в их офисах по всем банковским операция м в режиме информационного обмена.

6. Сформулированы основные критерии управления кредитной и инвестиционной политикой филиала в регионе с использованием системы показателей для определения рейтингов административно-территориальных единиц (районов). В процессе установления рейтингов используется от пятнадцати до двадцати пяти различных показателей экономического и социального характера. После их обработки по специальной программе получается до десяти частных оценок в баллах, сумма которых является интегральным показателем привлекательности районов для развития банковских услуг. Рейтинги используются при принятии решений о кредитовании филиалом местной администрации и хозяйствующих субъектов, развитии системы доставки, совершенствовании инкассации, применении прогрессивных банковских технологий и реализации новых проектов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 1996.
  2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности». В ред. Федеральных законов от 03.02.96, 31.07.98, 05.07.99, 08.07.99.
  3. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 г.
  4. Инструкция ЦБ РФ от 1 октября 1997 г. «О порядке регулирования деятельности банков».
  5. Инструкция ЦБ РФ от 23 июля 1998 «О порядке применения # федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрациикредитных организаций и лицензирования банковской деятельности».
  6. И. Стратегическое управление. Пер. с англ. М., 1989
  7. Ю.А. Банковское дело (справочное пособие). М. 1994.
  8. Г. З. Теория и практика антикризисного управления. М., 1996.
  9. И.Т. Основы финансового менеджмента. М., 1999.
  10. И.Т. Финансовый анализ и планирование. М., 1999.
  11. Банки на развивающихся рынках. Пер. с англ. В 2-х томах. М., 1994.
  12. Банковское дело. Под. Ред. О. И. Лаврушина. М., 1999.
  13. Банковское дело: Учебник. Под ред. В. И. Колесникова, Л. П. Кроливецкой. М., 1998.
  14. Банковское дело: стратегическое руководство. Под ред. В. Платонова, М.Хиггинса. М., 1998.
  15. Л.П. Устойчивость коммерческих банков: как банкам избежать банкротства. М., 1996.
  16. Бизнес и банки в современной России: динамика, тенденции, закономерности развития. Сборник научных работ. М., 1996.
  17. Бойделл Том. Как улучшить управление организацией: пособие для руководителя. М., 1995.
  18. Бор М.З., Пятенко В., В. Стратегическое управление банковской деятельностью. М., 1995.
  19. Бор М.З., Пятенко В. В. Менеджмент банков: организация, стратегия, планирование. М., 1997.
  20. В.И., Львов Ю. И. Банки и банковские операции в России. М., 1996.
  21. В.И., Львов Ю. И. Банки и банковские операции в России. М., 1996
  22. . Техника банковского дела. М., 1994.
  23. А.Д. Управление банком: организационные структуры, персонал и внутренние коммуникации. М., 1996.
  24. Деньги, кредит, банки. Под ред. О. И. Лаврушина. М., 1999.
  25. Р.В., Хамфриз Д. К. Банковский маркетинг. Введение в рыночное планирование. М., 1994.
  26. О.Г. Региональная экономическая диагностика. С-Пб., 1992.
  27. Э., Кэмпбелл К., Кэмпбелл Р. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. С-Пб., 1994.
  28. Е.Ф. Банки и банковские операции. М., 1998.
  29. Т.И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни. Очерки теории. Новосибирск, 1991.
  30. А. Коммерческие банки и анализ их хозяйственной деятельности. С-Пб, 1993.
  31. С. Менеджмент в Российском банке. М., 1998.
  32. . Деловая стратегия. Концепции, содержание и символы. М., 1991.
  33. М.В. Потребности социального субъекта как система. М., 1997.
  34. A.B. Коммерческий банк в современной России: теория и практика. М., 1996.
  35. Ф. Основы маркетинга. М., 1996.
  36. Л.П., Аксаков А. Г., Белостоцкая Н. Д., Смирнов Л. Е. Банковская система России: учебное пособие. Чебоксары, 1995.
  37. ОИ. «Банковское дело». М., 1992.
  38. А., Маршалл Т. Линкер Я. Электронная система денежных расчетов. М., 1998.
  39. Л.Н. Российские банки. 1994−1997: между эффективностью и стабильностью. М., 1998.
  40. Г. Л. Система банковского маркетинга. М., 1997.
  41. Маркетинг. Под ред. Академика А. Н. Романова. М., 1995.
  42. О.М., Сахарова J1.C., Сидоров В. Н. Коммерческие банки и их операции. М., 1995.
  43. A.C., Новоселов A.C. Основы теории регионального воспроизводства. М., 1998.
  44. Математические аспекты абстрактного анализа систем под ред. А. Рапопорт (Исследования по общие теории систем).М., 1969.
  45. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1997.
  46. Методы финансовых и коммерческих расчетов. 2-е изд., испр. и доп. М., 1995.
  47. В.Д. Паевые инвестиционные фонды. М., 1996.
  48. .З. Теория организации. М., 1998.
  49. Муниципальный менеджмент. Под ред. Проф. Т. Г. Морозовой. М., 1997.
  50. Ю.И. Организация управления банковской деятельностью. Новосибирск, 1994.
  51. Операции коммерческих банков: российский и зарубежный опыт. М&bdquo- 1992.
  52. Основы учения об экономике под ред. П. Грегори, Р.Стюарт. М., 1997.
  53. Г. С. Кредитование населения банком. М., 1997.
  54. В.А. Государственно-политическое регулирование деятельности банков. М., Финансы и статистика, 1987.
  55. Портфель делового человека. Банковский портфель. Кр. 2 м., СОМИНТЭК, 1995.
  56. Е.А. Управление свободными ресурсами банка. М., 1996.
  57. Рид Э., Коттер Р., Гилл Э., Смит Р. Коммерческие банки. М., 1991.
  58. Российская банковская энциклопедия. М., 1995.
  59. Роуз Питер С. Банковский менеджмент. М., 1995.
  60. A.M. Ведущие коммерческие банки в мировой экономике. М., 1992.
  61. В.Т. Банковский маркетинг. М., 1994.
  62. Дж. Ф. Мл. Управление финансами в коммерческих банках. М., 1994.
  63. Социальные системы (опыт структурного анализа) под ред. С. А, Кузьмина. М., 1996.
  64. Социальные системы (опыт структурного анализа). Под ред. С. А, Кузьмина. М., 1996.
  65. И.О., Спицин Я. О. Маркетинг в банке. Тернополь, 1993.
  66. Сравнительный анализ экономических систем. Под ред. В. Н. Усоского. Минск, 1993.
  67. Текущие тенденции в денежно-кредитной сфере. Статистико-аналитические материалы. М., ЦБ РФ, «Прайм», 1995.
  68. Г. Банк для клиента. М., 1993
  69. Г. А. Банковское дело и банковское законодательство России: опыт, проблемы, перспективы. М., 1995.
  70. Г. А. Государственное управление в области финансов и кредита в России. М., 1997.
  71. В.М. Современный коммерческий банк. Управление и операции. М., 1994.
  72. Э.А. Новые финансовые инструменты. М., 1997.
  73. В.И. Основы построения организационных систем. М., 1991.
  74. В.Е. Современный маркетинг. М., 1994.
  75. В.Е., Плотицина Л. А. М., Банковские операции: маркетинг, анализ, расчет, М., 1995.
  76. Е.Б. Операции коммерческого банка. М&bdquo- 1995.
  77. А.Н., Юркова С. Н. Реформа местной власти в России. С-Пб., 1995.
  78. Дж.Р., Берман Б. пер. с англ. М., Экономика, 1990
  79. Экономический анализ деятельности банка. Учебное пособие. М., 1996.
  80. В.И. Банки и реальная экономика: поиск новых форм взаимодействия. «Деньги и кредит», 1998 № 5.
  81. М.А. Актуальные направления работы служб персонала. «Деньги и кредит», 1998 № 7.
  82. И.П. О кадровой политике и работе с персоналом в условиях банковского кризиса. «Деньги и кредит», 1998 № 12.
  83. В.А. Проблемы развития банковской системы. «Деньги и кредит», 1999, № 5.
  84. К.Н. Инвестиционная ситуация в сельском хозяйстве и состояние долгосрочных кредитных мотиваций. «Деньги и кредит», 1998 № 3.
  85. Н.П. О системе оценки персонала. «Деньги и кредит», 1999, № 11.
  86. B.C. Проблемы российских коммерческих банков. «Деньги и кредит», 1999, № 1.
  87. О.Г. Проблемы развития банковской системы в регионе № 4.
  88. Из опыта работы современного российского банка с предприятиями агропромышленного комплекса. «Деньги и кредит», 1999, № 9.
  89. H.A., Романов А. Ю. Передвижная операционная касса -перспективная форма обслуживания физических лиц. «Деньги и кредит», 1999, № 10.
  90. С.Ю. Банковская стратегия на Западе в 90-е годы. «Деньги и кредит», 1993, № 6
  91. A.M., Медведева H.A. Развитие сельской кредитной кооперации в России. «Деньги и кредит», 1999, № 1.
  92. З.Ф., Шашина Н. С. Современные тенденции развития банковской системы Турецкой Республики. «Деньги и кредит», 1998 № 6.
  93. H.H. Наличное денежное обращение взгляд из региона. «Деньги и кредит», 1998 № 12.
  94. H.H., Калимулин С. Р., Мандрова E.H. Пластиковые платежные карточки в Омской области. «Деньги и кредит», 1998 № 5
  95. О.В. Методические особенности расчета индекса хозяйственной активности в регионе. «Деньги и кредит», 1998 № 4
  96. О.В. Насущные проблемы функционирования банковской системы. «Деньги и кредит», 1998 № 10.
  97. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1999 год. «Деньги и кредит», 1998, № 12.
  98. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2000 год. «Деньги и кредит», 1999, № 12.
  99. Т.В. Проблемы развития банковской системы России. «Деньги и кредит», 1999, № 7.
  100. A.B. Обучению опережающий характер. «Деньги и кредит», 1999, № 6.
  101. Ю1.Поездник А. И. Некоторые вопросы организации внутреннего контроля в коммерческом банке. «Деньги и кредит», 1999, № 4.
  102. В.В. Коммерческие банки России: год после кризиса (региональный аспект)."Деньги и кредит", 1999, № 9.
  103. М.Ш. Оценка эффективности работы персонала. «Деньги и кредит», 1998 № 6.
  104. В.Г., Овчинникова О. П., Поздняков М. С. Становление и перспективы развития региональных банковских систем. «Деньги и кредит», 1998 № 5.
  105. В.Д. О возможных путях развития региональной банковской системы. «Деньги и кредит», 1999, № 4.
  106. C.B. Оценочные технологии в работе с персоналом. «Деньги и кредит», 1998 № 4.
  107. А.Б. Подготовка персонала Банка России. «Деньги и кредит, 1999, № 7.
  108. А.П. О роли региональных банков в развитии экономики Республики Мордовии, «Деньги и кредит», 199, № 12.
  109. A.B. Банковская система Российской Федерации: проблемы реструктуризации. «Деньги и кредит», 1998 № 2.
  110. A.B. О роли и месте АРКО в реструктуризации банковской системы. «Деньги и кредит», 1999, № 6.
  111. Ш. Янбых Р. Г. Особенности аграрной кредитно-финансовой политики в странах с переходной экономикой. «Деньги и кредит». 1999, № 9.
Заполнить форму текущей работой