Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разработка методических положений по оценке и управлению процессом занятости населения локальных углепромышленных территорий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Показано, что за период 1994;2000 г. г. общая численность работников отрасли сократилась на 395,4 тыс., в том числе с ликвидированных шахт — на 145,3 тыс. человек. При этом анализ выявил неудовлетворительное положение, связанное с трудоустройством высвобожденных работников с ликвидированных шахт. Так, из общего числа высвобожденных работников, не считая лиц, достигших пенсионного возраста (18… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Социально-экономические аспекты реструктуризации угольной отрасли. Социально-экономические последствия 1-го этапа реструктуризации отрасли
    • 1. 2. Анализ влияния процесса ликвидации нерентабельных угледобывающих предприятий на социально-экономическое состояние локальных углепромыш- 26 ленных территорий
    • 1. 3. Состояние системы рабочих мест в угледобывающих 38 районах
  • Выводы по главе
  • Глава II. Методы и способы социальной защиты высвобождаемых работников ликвидируемых угледобывающих предприятий
    • 2. 1. Сущность понятия безработицы как экономической категории
    • 2. 2. Анализ действующей системы и способов социальной защиты высвобождаемых работников в условиях реструктуризации отрасли
    • 2. 3. Анализ зарубежного опыта разрешения социальных проблем при реструктуризации угольной отрасли
  • Выводы по главе

Глава III. Разработка методических положений по выявлению локальных углепромышленных территорий с высоким уровнем безработицы, оценке социальной напряженности и определению финансовых ресурсов для обеспечения занятости населения.

3.1. Общие положения.

3.2. Методика выявления локальных углепромышленных территорий с высоким уровнем безработицы.

3.3. Методика оценки социальной напряженности в локальных территориях в условиях ликвидации градообразующих угледобывающих предприятий.

3.4. Методика формирования, корректировки и распределения необходимых финансовых средств для обеспечения занятости населения в локальных углепромышленных территориях с высоким уровнем 105 безработицы.

Выводы по главе.

Глава IV. Распределение локальных углепромышленных территорий по уровню безработицы, социальной напряженности и прогноз потребности в финансовых ресурсах для обеспечения занятости населения.

4.1. Распределение локальных углепромышленных территорий по уровню безработицы.

4.2. Оценка социальной напряженности в локальных углепромышленных территориях с высоким уровнем безработицы.

4.3. Расчет потребности в дополнительных рабочих местах.

4.4. Прогноз потребности в финансовых ресурсах на создание дополнительных рабочих мест.

Выводы по главе.

Разработка методических положений по оценке и управлению процессом занятости населения локальных углепромышленных территорий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. За время становления рыночных отношений в России масштабы и структура безработицы претерпели значительные изменения. Уменьшение числа рабочих мест, выразившееся в сокращении занятости, привело к росту безработицы и, как следствие, к усилению социальной напряженности. В наибольшей степени эта ситуация проявилась на углепромышленных локальных территориях в результате закрытия нерентабельных шахт, где практически вся производственная и социальная инфраструктуры были ориентированы на обслуживание угольной промышленности.

Так. за 1994;2000 годы в результате осуществления мер по реструктуризации угольной отрасли на 179 убыточных шахтах была прекращена добыча угля. Закрытие этих шахт привело к высвобождению около 145,3 тыс. работников. из которых было трудоустроено по переводу на вновь созданных непрофильных рабочих местах только 2,4 тыс. человек (1,5%). С учетом трудоустройства высвобожденных работников на действующие угледобывающие предприятия (23,8 тыс.), предприятия других отраслей (2.9 тыс.) и в социальную сферу (2,6 тыс.), всего было трудоустроено 31,6 тыс. человек или 20%.

Социально-экономическая неудовлетворенность результатами реструктуризации вызвана не только внутренними (отраслевыми), но и внешними факторами. В разработанных региональных программах реструктуризации угольной отрасли меры по обеспечению социальной защиты в основном касались только высвобождаемых работников закрываемых шахт без учета интересов населения этих территорий, теряющего работу в результате закрытия градообразующих угольных предприятий. По имеющимся данным в локальных угольных территориях на одно рабочее место в угольной отрасли приходится 3−5 рабочих мест обслуживающих и сопутствующих производств.

В научном плане из всего комплекса проблем, связанных с социально-экономическими последствиями реструктуризации угольной отрасли и общим кризисом экономики, практически не уделялось достаточного внимания проблеме снижения социальной напряженности на локальных углепромышленных территориях с высоким уровнем безработицы, вызванным закрытием градообразующих угольных предприятийметодам оценки социальной напряженности и определения необходимых финансовых и иных ресурсов, способствующих стабилизации социально-экономического климата на этих территориях. Поэтому решение задач, связанных с социальной защитой населения этих территорий, выходит за рамки чисто отраслевых и приобретает народнохозяйственное значение.

В этой связи разработка методических положений по обоснованию мер экономического регулирования, направленных на стабилизацию сложившегося кризисного социально-экономического положения на локальных углепромышленных территориях с высоким уровнем безработицы на основе обеспечения занятости экономически активного населения, является актуальной научной задачей, имеющей важное значение для стабилизации и развития экономики регионов Российской Федерации.

Цель исследования. Цель диссертационной работы состоит в совершенствовании механизма экономического регулирования, направленного на стабилизацию социально-экономической ситуации на локальных углепромышленных территориях (далее территориях) с высоким уровнем безработицы на основе создания новых рабочих мест для трудоустройства экономически активного населения.

Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

— проведен анализ социально-экономических последствий реструкту ризации угольной отрасли;

— исследован отечественный и зарубежный опыт социальной защиты высвобождаемых работников ликвидируемых нерентабельных угледобывающих предприятий;

— разработаны методические положения по оценке социально-экономического состояния и принятию рациональных решений по обеспечению занятости экономически активного населения на территориях, где в наибольшей степени проявились негативные социальные последствия ликвидации угольного сектора экономики, включающие: методику выявления локальных угледобывающих территорий с высоким уровнем безработицыметодику оценки социальной напряженностиметодику формирования и распределения финансовых ресурсов по обеспечению занятости населения;

— произведена оценка социальной напряженности на территориях с высоким уровнем безработицы и их ранжирование по степени «критичности»;

— осуществлен расчет потребности в финансовых ресурсах на создание дополнительных рабочих мест на исследованных территориях.

Основная научная идея работы заключается в реализации концепции социальных приоритетов всего населения территорий при планировании и осуществлении мер по ликвидации градообразующих угольных предприятий.

Научные положения, выносимые на защиту, сводятся к следующему:

— формирование программ реструктуризации угольной отрасли должно учитывать территориально-отраслевые аспекты и базироваться на социальных приоритетах, обеспечивающих жизнеспособность всего населения территорий в условиях ликвидации градообразующих угольных предприятий;

— выявление территорий, на которых в результате ликвидации угольного сектора экономики безработица превысила допустимую 10% величину по методике, принятой Международной Организацией Труда (МОТ), должно осуществляться по уровню социальной напряженности, учитывающему уровень безработицы и долю населения с доходами ниже прожиточного минимума;

— расчет и распределение финансовых средств для обеспечения занятости населения на основе создания новых рабочих мест на территориях с высоким уровнем безработицы следует осуществлять в зависимости от уровня социальной напряженности, скорректированного на фактическую численность экономически активного населения и количество действующих экономических и физических рабочих мест конкретной территории.

Научная новизна исследования состоит в совершенствовании имеющихся теоретических и методических основ, положенных в основу разработки и реализации механизмов регулирования социальных процессов на территориях, на которых в результате ликвидации нерентабельных градообразующих угольных предприятий социальная напряженность достигла критических значений, и включает:

— теоретическое обоснование влияния безработицы среди экономически активного населения на социальную напряженность в зависимости от масштабов ликвидации угольного сектора экономики на основе использования разработанных экономико-статистических зависимостей;

— методические положения по выявлению территорий с высоким уровнем безработицы и их ранжирование по степени критичности социально-экономического состояния;

— обоснование достаточности учета показателей уровня безработицы и доли населения с доходами ниже прожиточного минимума для определения уровня социальной напряженности;

— механизм определения приоритетности создания новых рабочих мест на территориях с высоким уровнем безработицы и расчета необходимых финансовых ресурсов на эти цели.

Практическая значимость результатов исследования. Разработанные в диссертации методические положения по выявлению территорий с высоким уровнем безработицы, оценке социальной напряженности и определению необходимых финансовых ресурсов для снижения критической социально-экономической обстановки, сложившейся в результате ликвидации нерентабельных угледобывающих предприятий, предназначены для обоснования и корректировки региональных и муниципальных программ социально-экономического развития этих территорий при обязательном учете социальных приоритетов в территориально-отраслевом аспекте и должны базироваться на использовании:

— методики выявления территорий с высоким уровнем безработицы;

— методики оценки социальной напряженности;

— методики формирования и распределения необходимых финансовых ресурсов для обеспечения занятости;

— прогнозных оценок потребности в финансовых ресурсах для создания дополнительных рабочих мест, обеспечивающих снижение безработицы до уровня, рекомендованного МОТ.

Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждена использованием представительного объема исходной информации, удовлетворительными результатами проверочных расчетов, выполненных по данным конкретных территорий с высоким уровнем безработицыанализом и использованием данных региональных социально-экономических программ реструктуризации угольной отраслииспользованием опыта зарубежных стран по реструктуризации угольной отрасли.

Объект исследования. Объект исследования — 60 локальных углепромышленных территорий, на которых были ликвидированы градообразующие угольные предприятия.

Предмет исследования — социально-экономические состояние населения этих территорий в условиях реструктуризации угольной отрасли.

Апробация работы. Материалы диссертации докладывались на семинарах Федерального Государственного унитарного предприятия Центрального научно-исследовательского института экономики и научно-технической информации угольной промышленности (2001, 2002 г. г.), на Международной научно-практической конференции «Энергетическая безопасность России. Новые подходы к развитию угольной промышленности» г. Кемерово (2001 г.).

Результаты работы приняты к внедрению Ассоциацией шахтерских городов Россииметодические положения использовались при формировании территориальных социально-экономических программ содействия развитию занятости в шахтерских городах: Белая Калитва, Новошахтинск и Донецк (Ростовская обл.), Гремячинск и Кизел (Пермская обл.).

Публикации. Автором по теме диссертации опубликовано 5 научных статей в открытой печати.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения, изложенных на 167 страницах машинописного текста, списка использованной литературы из 56 наименований, содержит 32 таблицы и 4 рисунка.

Основные выводы, научные и практические результаты работы.

1. Использование трудового потенциала территорий, где в результате ликвидации градообразующих угледобывающих предприятий уровень безработицы среди населения достиг угрожающих размеров, в работе рассматривается как система взаимодействующих внутренних (отраслевых) и внешних (муниципальных и региональных) факторов воспроизводственного и социального процесса, который представляет собой представительный объект для научно обоснованной оценки и разработки механизма его использования в целях устойчивого жизнеобеспечения населения.

2. Анализ стратегии реформирования отрасли позволил выявить три группы мер. Первая группа мер включала разгосударствление собственности страны путем преобразования производственно-технологических комплексов и отдельных предприятий в акционерные общества со смешанной или частной формой собственности.

Вторая связана с реструктуризацией угольной отрасли, направленной на реализацию мер по созданию рентабельных угольных компаний.

Третья была направлена на разработку и реализацию способов и условий ликвидации наиболее убыточных угледобывающих предприятий и обеспечение социальной защиты высвобождаемых работников.

Показано, что за период 1994;2000 г. г. общая численность работников отрасли сократилась на 395,4 тыс., в том числе с ликвидированных шахт — на 145,3 тыс. человек. При этом анализ выявил неудовлетворительное положение, связанное с трудоустройством высвобожденных работников с ликвидированных шахт. Так, из общего числа высвобожденных работников, не считая лиц, достигших пенсионного возраста (18%) и лиц, самостоятельно трудоустроившихся (порядка 20%>), 58 тыс. человек оказались вне трудовой сферы. Это, как правило, люди трудоспособного возраста, проживающие в моногородах, где практически вся инфраструктура была ориентирована на обеспечение потребностей угольных предприятий и которая также подверглась если не ликвидации, то резкому сокращению, что привело к сокращению рабочих мест и, как следствие, к резкому увеличению числа безработных среди экономически активного населения.

Такое положение можно объяснить тем, что региональные программы реструктуризации отрасли предусматривали социальную защиту работников только в отраслевом аспекте.

С точки зрения отраслевых интересов такой подход объясним, но с точки зрения региональных (муниципальных) и федеральных интересов не выдерживает критики.

3. Анализ влияния процесса ликвидации шахт на социально-экономическое состояние локальных углепромышленных территорий в работе базировался на использовании трех признаков — это масштабы ликвидации угольного сектора экономики, уровень безработицы по методике МОТ и покупательная способность населения.

Показано, что в наибольшей степени ликвидация угольного сектора экономики была осуществлена в Пермской (100%) и Тульской (87%) областях, в Приморском крае (73%) и Ростовской области (62%).

Выявлены локальные угольные территории регионов, где уровень безработицы по методике МОТ превысил 20%.

Наиболее угрожающие уровни безработицы отмечены в г. г. Гремячин-ске (62,3%) и Кизеле (42,3%) Пермской области, Донецке (43,5%), Новошах-тинске и г. Белая Калитва (42%) Ростовской области, пос. Липовцы (78,4%) Приморского края. По уровню покупательной способности населения только по г. Прокопьевску (1,94) достигнут среднероссийский уровень (1,94), в то время, как по основной массе локальных угольных территорий этот показатель находится в диапазоне от 0,5 до 1,0.

4. Анализ масштабов и структуры безработицы в России позволил выделить три этапа трансформационных процессов изменения занятости населения в постсоветский период.

Первый этап (1991;1993 годы) — период институциональных преобразований — это разрешение государством полной свободы экономической деятельности. В этот период практически не фиксировались изменения в области занятости.

Второй этап (1993;1995 г. г.) следует считать периодом процесса массового акционирования и приватизации предприятий. Характерный признак этого этапа — это массовое сокращение работников угольной отрасли, сопутствующих производств и предприятий и организаций социальной инфраструктуры.

Третий период реформирования сферы занятости (1996;1999 г. г.) характеризовался усилением кризисных тенденций в экономике и социальной сфере. Стали стираться границы между формальной и неформальной занятостью и безработицейполучили широкое распространение латентные формы занятости, а также теневая деятельность. Усилилась региональная дифференциация безработицы и получили распространение очаговая безработица и скрытая занятость.

5. Показано, что действующая система и способы социальной защиты в основном базируются на Федеральном Законе о государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности, других нормативных и правовых актах субъектов Российской Федерации. Анализ способов реализации положений законодательных актов в части социальной защиты работников угольной отрасли в процессе реструктуризации выявил следующие негативные явления:

— социальная защита осуществлялась только в отраслевом аспекте. Это означает, что социальная защита распространялась только на высвобождаемых работников ликвидируемых шахт;

— ликвидация шахт осуществлялась практически без обеспечения создания новых непрофильных рабочих мест, что привело к росту безработицы не только среди высвобожденных работников ликвидируемых шахт, но и, что особенно важно, среди экономически активного населения локальных углепромышленных территорий.

6. Проведенный анализ зарубежного опыта реструктуризации угольных отраслей, изложенный в диссертации, позволил выявить принципиальные отличия от российского. Первое заключается в том, что закрытию любой шахты предшествовало решение социальных проблем каждого высвобождаемого работника. Второе — это ликвидация нерентабельных угледобывающих предприятий осуществлялось без установления каких-либо жестких временных рамок. Третье — ни в одной стране при реструктуризации угольной отрасли не наблюдалось общей стагнации экономики.

7. Разработанные методические положения по выявлению локальных углепромышленных территорий с высоким уровнем безработицы, оценке социальной напряженности и определению необходимых финансовых ресурсов являются инструментарием по обоснованному определению рамочных ориентиров потребности в новых экономических рабочих местах и, соответственно, финансовых ресурсах, обеспечивающих достижение занятости до 90% экономически активного населения.

При этом методические положения учитывают как текущую ситуацию занятости, так и перспективную — определение необходимых дополнительных финансовых ресурсов для создания новых рабочих мест на 2001;2005 годы при условии равномерности их ввода по годам в зависимости от уровня социальной напряженности и фактической численности безработных в рассматриваемых территориях и включают:

— методику выявления локальных углепромышленных территорий с высоким уровнем безработицы;

— методику оценки социальной напряженности;

— методику определения потребности в создании дополнительных рабочих мест;

— методику определения потребности в финансовых ресурсах для создания схемы рабочих мест по локальным углепромышленным территориям с различным уровнем безработицы и безработных среди экономически активного населения.

8. Осуществлено ранжирование локальных угольных территорий по уровню безработицы по двум критериям: при учете необходимости трудоустройства трудоспособного населения до нижней границы (10% безработицы) и трудоустройства безработных среди экономически активного населения.

Расчеты показали, что практически все угольные территориальные образования (города, поселки, районы), где ликвидировались градообразующие нерентабельные угледобывающие предприятия, подпадают под общепринятое понятие депрессивных территорий.

Если в среднем по локальным угольным территориям наиболее угрожающее положение сложилось в Свердловской (38,4%), Сахалинской (43,6%), Челябинской (36,9%), Ростовской (36,3%) областях и в Приморском Крае (42.1%). то в отдельных территориях сложилось катастрофическое положение: п. Липовцы Приморского Края- 78,4%, г. Гремячинск Пермской области — 62,3%, в г. г. Ростовской области (Донецк, Новошахтинск и Белая Калитва) — 42,5%, г. Александровск Сахалинской области — 50,3%.

Показано, что в локальных угольных территориях средние значения уровней безработицы превышают средние значения этого показателя по соответствующим регионам РФ в 2 и более раза.

9. Определены показатели социальной напряженности по рассматриваемым локальным угольным территориям.

Введены понятия «депрессивные территории» (уровень безработицы 1020%). «кризисные территории» (21−30%), «угрожающие территории» (31−40%) и «катастрофические территории» (более 40%).

По уровню социальной напряженности введены следующие определения: к депрессивным территориям отнесены те, у которых значение коэффициента, определяемого отношением фактического значения к значению так называемой «полной занятости» находится в диапазоне 1,1−2,0- соответственно, кризисные — 2,1−3,0- критические — 3,1−4,0 и катастрофические территориальные образования — более 4,0.

10. Разработаны экономико-статистические зависимости влияния уровня безработицы и доли населения с доходами ниже прожиточного минимума на уровень показателя социальной напряженности. Показано, что при увеличении уровня безработицы и доли населения с доходами ниже прожиточного минимума на 10%о социальная напряженность увеличивается на 6,3 и 5,8% соответственно.

11. Определена потребность в необходимых дополнительных рабочих местах для трудоустройства безработных среди экономически активного населения. Расчеты показали, что при условии трудоустройства этой категории населения и при доведении уровня безработицы в 2005 году до 10% по методике МОТ. потребность в дополнительных рабочих местах составит порядка 348 тысяч. Для обеспечения создания рабочих мест потребуется, как показали расчеты при принятии стоимости создания одного рабочего места по методике Минэкономики РФ в размере 280 тыс. рублей, порядка 146 млрд. рублей.

Заключение

.

В результате выполненного диссертационного исследования решена актуальная научная задача, заключающаяся в обосновании механизма управления проблемой занятости экономически активного населения локальных угольных территорий в условиях ликвидации градообразующих угледобывающих предприятий на основе применения разработанных методических положений по определению локальных угольных территорий с высоким уровнем безработицы, оценке социальной напряженности и расчету необходимых финансовых ресурсов для создания дополнительных новых рабочих мест.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Статистический сборник Госкомстата СССР. М., .1990.
  2. Указ Президента РФ от 1.07.1992 г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества».
  3. Указ Президента РФ от 5.06.1992 г. JVb 2930−1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР „О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР“.
  4. Указ Президента РФ от 5.06.1992 г. № 2931−2 „О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации“.
  5. Указ Президента РФ „Об организационных мерах по преобразованию предприятий в акционерные общества“ № 721 от 01.07.1992 г.
  6. Указ Президента РФ „Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества“ № 922 от 14.08.1992 г.
  7. Указ Президента РФ „О преобразовании в акционерные общества и приватизации объединений, организаций угольной промышленности“ № 1702 от 3.12.1992 г.
  8. Основные направления реструктуризации угольной промышленности России (I редакция). Утверждена 14 июля 1995 г. Председателем Межведомственной комиссии по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов (МВК).
  9. Основные направления реструктуризации угольной промышленности России (II редакция). Утверждена МВК 21 августа 1998 г.
  10. В.Н., Рожков А. А. Социальные проблемы в угледобывающих регионах при структурной перестройке угольной промышленности России. М., 1998.1 1. Статистика угольной промышленности России. Изд. „Информуголь“ Минэнерго РФ., 1999 г.
  11. Статистика угольной промышленности России. Изд. „Информуголь“ Минэнерго РФ.. .
  12. Анализ состояния и оценки системы господдержки организаций угольной промышленности. Научный отчет ЦНИЭИуголь. М., 2000 г.
  13. Социальные проблемы и программы местного развития угольных регионов России. М., ГУ"Соцуголь», 2000 г.
  14. В.Н. Основные принципы и механизмы программирования социально-экономического развития угольных районов. Новосибирск, Институт экономики и организации промышленного производства СОР АН, 2000.
  15. Статистический сборник «Регионы России». М., Госкомстат, 2000.
  16. Бедность в России. Государственная политика и реакция населения. Под ред. Д.Клугмана. М., АО «Астра семь», 1999.
  17. Постановление Правительства РФ «О проведении эксперимента по предоставлению целевых субсидий высвобожденным работникам угольной отрасли в г. г. Шахты и Белая Калитва» от 13.08.1998 г. № 957.
  18. Постановление Правительства РФ «О плане действий в области социальной политики и модернизации экономики на 2000−2001 г. г.» от 26.06.2000 г. № 1072-р.
  19. Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1998−2000 годы. Утверждена Правительством РФ 24.07.1998 г. № 828.
  20. К.Р.Макконнелл, С. Л. Брю. Экономика. М., Республика, 1992.
  21. В.А. Математико-статистические методы технико-экономического анализа производства. М., Экономика, 1967, 264 с.
  22. Е.С. Теория вероятностей. М., Наука, 1968, 572 с.
  23. М., Фокс К. Методы анализа корреляции и регрессий. М., Статистика, 1966, 558 с.
  24. Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978.
  25. А., Московская В. Качественные и количественные сдвиги в сфере занятости. М., ж. Вопросы экономики, 1998.
  26. Е. Неформальная занятость. В кн. Рынок труда России. М., 1998.
  27. Соболева И, Четвернина Т. Масштабы безработицы в России и способы ее измерения. М., Вопросы экономики, № 8 1999.
  28. Статистическое управление при Министерстве труда США. М., Прогресс, 1999.
  29. Статистический бюллетень Госкомстата РФ № 9, 1998.
  30. Социально-экономическое положение России. М., Госкомстат РФ, 1999.
  31. Социальное положение и уровень жизни населения России. М., Госкомстат РФ, 1999.
  32. Данные Мониторинга социально-трудовой сферы. М., ВЦИОМ, 1999.
  33. Данные Мониторинга социально-трудовой сферы региона Кузбасса. М. ВЦИОМ, 2000.
  34. А., Рывкина Р. Социология перехода к рынку в России. М., 1998.
  35. Ежегодник регионы России. М., Госкомстат РФ, 2000.
  36. Выборочное обследование населения и выборочное обследование работников базовых промышленных предприятий. М., ВЦИОМ, 1998.
  37. А. Принципы и механизмы создания рабочих мест. М., Экономист, 2000.
  38. А., Кузнецов С. Рабочие места как основа занятости. М., Экономист, № 7, 1996.
  39. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы. Колл. авторов. М., Наука, 1998.
  40. Информационный вестник. М., ГУ «Соцуголь», 2000.
  41. Информационный вестник. М., ГУ «Соцуголь», 1999.
  42. Генеральная схема создания и сохранения рабочих мест. М., Минтруда и социального развития РФ. М., 1999.
  43. Данные администраций угольных монотерриторий. 1999.
  44. Реструктуризация угольной промышленности теплоэнергетики в центральноевропейских странах с переходной экономикой. ООН. Экономический и социальный совет, Energy (1999) 6, 16 February 1999.
  45. Реструктуризация угольной промышленности и теплоэнергетики в Юго-Восточной Европе. ООН, Экономический и Социальный Совет, Energy (1998)16, 7 July 1998.
  46. Состояние и перспективы развития угольной промышленности основных угледобывающих стран мира. ЦНИЭИуголь, научные труды, выпуск 4, М. 2000.
  47. Процесс реструктуризации польской угледобывающей промышленности. ООН, Экономический и Социальный Совет, Energy /gE. 1/1999/6, 1999.
  48. Д.Л. и др. Использование имитационных моделей при прогнозировании социально-экономических последствий реструктуризации отрасли. М., ж. Уголь № 6, 1999.
  49. П.П. Анализ и оценка уровня организации труда на предприятиях. М., Экономика, 1969, 172 с.
  50. Л.Л., Шнайдеман Л. М. Статистическое моделирование технико-экономических процессов. М., Экономика, 1969, 152 с.
  51. Методические основы количественной оценки уровня организации труда, производства и управления на предприятиях и в производственных объединениях. М., изд. НИИтруда, 1977, 59 с.
  52. Методические рекомендации по оценке уровня организации производства и труда в угольной промышленности. М., изд. ЦНИЭИуголь, 1976, 40 с.
  53. А.А. Математический анализ производительности труда. М., Экономика, 1968, 167.
  54. А.К. Производительность труда в угольной промышлен ности и пути ее повышения. М., Недра, 1964, 350 с.
  55. Ю.А. Экономические методы управления в горной про мышленности. М., Недра, 1977. 400 с.
Заполнить форму текущей работой