Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика формирования знаний и умений по техническому дизайну в трудовом обучении учащихся 8-9 классов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дизайн (от англ. design — замысел, проект, чертеж, рисунок)-проектная междисциплинарная художественно-техническая творческая деятельность по формированию гармоничной предметно-пространственной среды. Он определяет структурные и конструкционные связи, придающие объектам необходимое функциональное, конструктивное и эстетическое единство^. В зависимости от объектов проектирования различаются… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы формирования знаний и умений по техническому дизайну в трудовом обучении школьников 8−9 классов. ц
    • I. Технический дизайн как важнейшая составляющая современного производства и его дидактические возможности. II
    • 2. Психолого-педагогические основы формирования знаний и умений по техническому дизайну в трудовом обучении
    • 3. Современное состояние формирования дизайнерских знаний и умений и задачи их совершенствования в трудовом обучении
  • ГЛАВА II. Содержание, формы и методы формирования знаний и умений по техническому дизайну в трудовом обучении учащихся 8−9 классов
    • I. Определение содержания, форм и методов экспериментального обучения основам технического дизайна
    • 2. Формирование знаний и умений по техническому дизайну на уроках трудового обучения педагогический эксперимент)
    • 3. Педагогическая эффективность применения методики формирования дизайнерских знаний и умений в трудовом обучении

Методика формирования знаний и умений по техническому дизайну в трудовом обучении учащихся 8-9 классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основной тенденцией научно-технического прогресса является интеграция гуманитарных, естественно-научных и технических дисциплин с производством. Одним из связующих факторов этой интеграции является дизайн.

Каждый человек является субъектом художественно-технического видения социального мира. Приобретение комплекса дизайнерских знаний, представлений и умений является необходимым условием многостороннего развития личности. Знания в области дизайна необходимы людям любого возраста и любой профессии, они всеобщи как специфическое средство формирования эстетического отношения к техномиру и предаетно-пространственной среде.

В последнее время педагоги ведущих индустриально развитых стран обращаются к дизайну как к составной части общеобразовательной и трудовой подготовки подрастающего поколения. Особое место среди них занимают Великобритания, США, ФРГ, Япония, где к дизайну обращаются как к важному средству обучения и воспитания молодежи.

Разработка педагогической концепции дизайнерского образования в трудовом обучении школьников ведется и в нашей стране.

Дидактическое обоснование введения в учебный процесс средней школы элементов художественного конструирования и технической эстетики дано в работах Ю. И. Иванова, Ю. Ф. Катхановой, Б. М. Йеменского, Б. В. Нешумова, Н. Н. Ростовцева, А. С. Хворостова, Б. П. Юсова и др.

Различные аспекты эстетического воспитания средствами дизайна исследовались в работах В. М. Быстрова, А. В. Бычкова, Д.П.Ельни-кова, И. И. Зарецкой, М. Н. Фишера, Э. С. Серпионовой, М. Б. Ханина и др.

Все эти исследования базируются на общетеоретических положениях политехнического образования и связи трудового обучения с основами наук, которые раскрыты в трудах П. Р. Атутова, Н. И. Бабкина, С. Я. Батышева, А. К. Бешенкова, Ю. К. Васильева, В. А. Полякова, М. Н. Скаткина, С. М. Шабалова и др.

В отечественной педагогической психологии разработана общая фундаментальная теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина), приложимая и к частным проблемам дизайнерской подготовки.

Для разработки избранной нами проблемы существенное значение имеет формирование и развитие творческого мышления. Развитие творческого мышления с точки зрения формирования личности человека рассмотрены в работах Д. Б. Богоявленской, М. И. Еникеева, А. Г. Ковалева, Я. А. Пономарева, В. Н. Пушкина, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова и др. Развитие творческих способностей детей средствами проблемного и развивающего обучения отражены в работах Л. А. Венгера, И. П. Волкова, Л. С. Выготского, В, В, Давыдова, А. М. Матюшкина, Т. И. Шамовой и др.

Кардинальные проблемы технического творчества и его влияние на развитие творческих способностей и творческого мышления учащихся раскрыты в исследованиях П. Н. Андрианова, А. И. Иванова, В.И.Кач-нева, Т. В. Кудрявцева, В. А. Моляко, Г. Я. Сафроновой, И. С. Якиманской и др.

Искусствоведческие, эстетико-технические и педагогические проблемы профессионального дизайна рассматриваются в трудах В.П.Зин-ченко, Е. Н. Лазарева, Г. Б. Минервина, Ю. Б. Соловьева, В. Ф. Сидоренко и др.

В дизайне наиболее полно проявляется эстетическое отношение к труду, культуре производства и потребления, т.к. в нем соединяются в единое целое целесообразность, эстетическое и техническое начала трудовой деятельности. Этим объясняется принципиально важная роль дизайна в трудовом обучении учащихся.

Дизайн (от англ. design — замысел, проект, чертеж, рисунок)-проектная междисциплинарная художественно-техническая творческая деятельность по формированию гармоничной предметно-пространственной среды. Он определяет структурные и конструкционные связи, придающие объектам необходимое функциональное, конструктивное и эстетическое единство^. В зависимости от объектов проектирования различаются следующие виды дизайна: технический, промышленный, архитектурный, интерьерный, графический, окружающей среды. Понятие современного дизайна является обширным и разнообразным. В школе необходимо использовать различные его аспекты, но применительно к трудовому обучению целесообразно рассматривать технический дизайн. В практике трудового обучения, наряду с применением дизайна в целях эстетического воспитания, необходимо использовать его дидактические возможности. Однако, в существующих учебных планах и программах предусматривается вооружение учащихся лишь отдельными элементами дизайна, а технический дизайн рассматривается как необязательный, факультативный компонент трудовой подготовки. Проблема формирования дизайнерских знаний и умений у школьников 8−9 классов на уроках труда не стала еще объектом специальных исследований.

В соответствии с актуальностью проблемы и недостаточной ее разработанностью в педагогической теории и практике была определена тема нашего исследования: «Методика формирования знаний и умений по техническому дизайну в трудовом обучении учащихся 8−9 классов» .

Цель исследования: определить содержание и разработать дидактические и методические основы дизайнерской подготовки в процессе трудового обучения учащихся 8−9 классов. Проблемы сущности термина «дизайн» не являются предметом нашего ^ссле^ова^я. Мысходим из устоявшегося значения этого термина.

Объект исследования: художественно-техническая (дизайнерская) деятельность учащихся 8−9 классов в процессе трудового обучения.

Предмет исследования: процесс формирования знаний и умений по техническому дизайну в трудовом обучении учащихся 8−9 классов.

Гипотеза исследования: условиями эффективного формирования знаний и умений по техническому дизайну у учащихся 8−9 классов в трудовом обучении являются:

— разработанность дидактических основ (содержания, форм и методов) дизайнерской подготовки в процессе трудового обучения;

— осуществление поэтапного формирования дизайнерских знаний и умений с применением наглядно-иллюстративных и проблемно-поисковых методов обучения;

— развитие дизайнерского мышления и соответствующих творческих способностей посредством системы художественно-технических задач.

В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:

1. Разработать и обосновать дидактические основы (содержание, формы и методы) формирования знаний и умений по техническому дизайну в трудовом обучении учащихся 8−9 классов.

2. Произвести отбор и систематизацию учебного материала по основам технического дизайна с использованием дидактических принципов и учетом возрастных особенностей учащихся 8−9 классов.

3. Определить и экспериментально проверить критерии эффективности формирования знаний и умений по техническому дизайну и дизайнерского мышления у школьников 8−9 классов на уроках труда.

Методологической основой исследования являются: психолого-педагогические положения о творческой и деятельностной сущности личности (JI.G.Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — концепция функциональной природы политехнических знаний (П.Р.Ату-тов, В. А. Поляков и др.) — концептуальные положения о методах обучения (И.Я.Лернер, В. В. Краевский, М. Н. Скаткин и др.) — принципы, критерии отбора и систематизации учебного материала по трудовому обучению (П.Р.Атутов, В. А. Поляков, М. Н. Скаткин и др.) — теоретические основы технического дизайна адаптированные к задачам совершенствования трудового обучения и эстетического воспитания школьников.

Методы исследования: изучение и анализ педагогической, психологической, научно-технической, искусствоведческой и методической литературы по проблеме исследованияизучение и обобщение передового педагогического опытанаблюдение и анализ уроков трудового обучениябеседы, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий).

Этапы исследованияИсследование проводилось в три этапа:

— на первом этапе (1991;92 гг.) — изучение и анализ литературы по проблеме, проведение констатирующего эксперимента с целью выявления осведомленности и уровня практических навыков учащихся в области технического дизайна, формирование теоретической концепции исследования;

— на втором этапе (1992;93 гг.) — разработка содержания и теоретических основ эффективного формирования знаний и умений по техническому дизайну у учащихся в процессе трудового обучения, разработка учебной программы, проведение опытно-экспериментальной работы;

— на третьем этапе (1993;94 гг.) — экспериментальная работа, обобщение материалов исследования, формулировка выводов, оформление диссертации.

На защиту выносятся:

— теоретические основы отбора рациональных содержания, форм и методов формирования знаний и умений по техническому дизайну в трудовом обучении учащихся 8−9 классов (соответствие логики систематизации учебного материала логике художественно-технической «дизайнерской» деятельностиприемственность в обучении основам технического дизайнасоответствие содержания знаний и умений по техническому дизайну возрастным особенностям учащихсясвязь труда учащихся с объектами художественно-конструкторского проектированиянаправленность художественно-конструкторских заданий на активизацию познавательной деятельности учащихся, формирование потребности в получении дизайнерских знаний и умений, формирование и развитие художественно-технического «дизайнерского» мышления) ;

— программа курса «Основы технического дизайна» и методические рекомендации по ее использованию (программа построена по принципу объединения основ композиции, формообразования и художествен-но-конструкторского проектирования, направленного на обеспечение усвоения учащимися элементарных основ художественно-технического творчества);

— критерии сформированасти знаний и умений по техническому дизайну и дизайнерского мышления у школьников 8−9 классов (критериями сформированное&tradeдизайнерских знаний и умений являются: правильность и полнота выполнения соответствующих учебно-познавательных заданий, самостоятельность применения знаний, осознанность и качество выполнения заданий, перенос знаний и умений в другие области деятельности, уровень обобщенности знанийкритериями сформированности дизайнерского мышления были избраны действия, характеризующие творческую продуктивность мышления: способность к теоретическому анализу и самостоятельному выбору эффективных способов решения художественно-технических заданий).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— разработаны дидактические основы (содержание, формы и методы) формирования знаний и умений по техническому дизайну в трудовом обучении учащихся 8−9 классов;

— теоретически обоснованы и определены понятия «дизайнерское мышление» и «дизайнерская задача» ;

— определены критерии эффективности формирования знаний и умений по техническому дизайну и дизайнерского мышления у школьников 8−9 классов на уроках труда;

— разработаны теоретические основы формирования и развития дизайнерского мышления учащихся и в связи с этим определена система поэтапно усложняющихся художественно-технических задач (художественно-конструкторский анализ промышленных изделийзадачи на плоскостное и объемное формообразование и композициюрешение задач по аналогам (образцу) — задачи на комбинирование, преобразование, переконструированиекомплексное творческое решение (проектирование изделий по собственному замыслу).

Практическая значимость исследования заключается в разработке учебной программы курса «Основы технического дизайна» для трудового обучения учащихся 8−9 классов и методических рекомендаций по ее реализации. Результаты исследования использованы в трудовом обучении при составлении учебных планов и программ, при подготовке учебно-методических пособий, в курсе лекций по методике трудового обучения на индустриально-педагогических факультетах вузов.

Апробация работы. Ход и основные результаты исследования докладывались и получили одобрение на заседаниях лабораторий и отдела трудовой подготовки школьников Института профессионального самоопределения молодежи РАО и научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов ИПСМ РАО (1993 г.).

Внедрение результатов исследования" Программа курса «Основы технического дизайна» введена в содержание трудового обучения учащихся 8−9 классов школ № I, № 7 г. Шуи и № 36 г. Рязани, методические рекомендации внедрены в практику работы школ № 1061 г. Москвы, 12, 19 г. Шуи, Jfe 25 г. Иваново.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Выводы по второй главе.

1. В ходе экспериментального обучения определены и апробированы содержание, формы и методы формирования знаний и умений по техническому дизайну. На основе отобранного содержания дизайнерских знаний и умений разработана программа курса «Основы технического дизайна», построенного на наслаивании категориальных отношений основ композиции, формообразования и теории проектного творчества по принципу «от абстрактного к конкретному» и «от простого к сложному» .

2. Для выявления обоснованности отобранного содержания и эффективности применяемых методов формирования знаний и умений по техническому дизайну разработаны критерии оценки результатов экспериментальной работы, состоящие из показателей уровня сформированиости дизайнерского мышления и знаний и умений по техническому дизайну.

В качестве основных критериев уровня сформированное&tradeдизайнерского мышления были избраны действия, характеризующие творческую продуктивность мышления: использование теоретического анализа и самостоятельный выбор учащимися эффективных способов художественно-конструкторского проектирования изделий.

Критериями сформированиости дизайнерских знаний и умений являлись правильность и полнота выполнения соответствующих учебно-познавательных заданий. Показателями сформированиости дизайнерских знаний и умений являются: самостоятельность примененияосознанность и качество выполнения заданийперенос этих знаний и умений в другие области деятельности.

3. Педагогический эксперимент показал, что процесс изучения основ технического дизайна протекает более успешно, если обеспечивается комплексное формирование дизайнерских знаний и умений: на этапе введения основных понятий технического дизайна целесообразно использовать наглядно-иллюстративные методы, а на этапах закрепления и развития дизайнерских знаний и умений необходимо применять проблемно-поисковые методы обучения, эвристические методы дизайнерского поиска и систему усложняющихся учебно-познавательных заданий, ориентированных на развитие творческого мышления и активизацию познавательной деятельности учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Б результате проведенного исследования по проблеме формирования знаний и умений по техническому дизайну в трудовом обучении учащихся 8−9 классов были решены поставленные задачи:

1. Разработаны теоретические основы отбора содержания знаний и умений по техническому дизайну:

— проанализирован технический дизайн как важнейшая составляющая современного производства и определены характер дизайнерского труда как творческой проектной художественно-технической деятельности по созданию гармоничного техномира и предметно-прост-ранственной среды в целом;

— выявлены психолого-педагогические предпосылки формирования дизайнерских знаний и умений, а также дидактические условия обучения основам технического дизайна (формирование познавательной потребности в получении дизайнерских знаний и уменийформирование ориентировочной основы действий в ходе обучения и решения дизайнерских задачосуществление поэтапного формирования умственных действий при выполнении учащимися различных учебно-познавательных заданийактивизация познавательной деятельности учащихся методами проблемного обучения и эвристическими методами дизайнерского поиска);

— обоснованы и определены понятия «дизайнерское мышление» и «дизайнерская задача» .

2. На основе формулирования целей включения учащихся 8−9 классов в художественно-техническую деятельность определено оптимально доступное содержание знаний и умений по техническому дизайну, которое включает знания:

— принципов функциональности, эргономичности, технологичности, эстетичности;

— о формообразовании, композиции и комбинаторике;

— этапов художественно-конструкторского проектирования;

— о цвете и цветосочетаниях;

— физико-механических и эстетических свойствах материалов;

— эвристических методов дизайнерского поискаумения:

— анализировать промышленные изделия в соответствии с требованиями технического дизайна;

— применять принципы технического дизайна при художественно-конструкторском проектировании;

— проводить дизайнерский анализ и синтез при решении художественно-технических задач;

— выполнять эскизирование и макетирование в процессе решения дизайнерских задач.

3. На основе отобранного содержания дизайнерских знаний и умений разработана программа курса «Основы технического дизайна» и определены критерии оценки экспериментальной работы, состоящие из показателей уровня сформированиости дизайнерского мышления и знаний и умений по техническому дизайну.

4. Методика формирования знаний и умений по техническому дизайну предполагает тесную взаимосвязь с изучением основ технического дизайна в процессе трудового обучения путем использования различных форм, методов и приемов, способствующих систематизации и обобщению получаемых сведений. Экспериментальная проверка разработанной методики показала, что процесс изучения основ технического дизайна протекает более успешно, если обеспечивается комплексное формирование дизайнерских знаний и умений не только наглядно-иллюстративными методами, но и проблемно-поисковыми и эвристическими методами, если применяется система учебно-познавательных задач, ориентированных на развитие творческого мышления и активизацию познавательной деятельности учащихся.

5. В исследовании определен ряд художественно-конструкторских задач и разработано их содержание. Основными принципами составления задач являются:

— соответствие условий задач характеру учебно-практической деятельности учащихся;

— взаимосвязь задач с содержанием художественно-технической деятельности учащихся;

— связь дизайнерских задач с объектами техники и технологии, а так же с изделиями, изготавливаемыми учащимися;

— поэтапное усложнение условий художественно-конструкторских задач.

В качестве основных определены следующие типы художественно-конструкторских задач на:

— художественно-конструкторский анализ промышленных изделий;

— плоскостное формообразование и композицию;

— объемное формообразование и композицию;

— рещение задач по аналогам (образцу);

— решение задач по условию (исследование, комбинирование, преобразование);

— комплексное творческое решение задач (проектирование изделий по собственному замыслу).

На основании результатов педагогического исследования можно утверждать, что предложенный нами подход к формированию знаний и умений по техническому дизайну является педагогически целесообразным, а разработанная методика формирования дизайнерских знаний и умений у школьников в трудовом обучении достаточно эффективна, о чем свидетельствует статистическая обработка данных формирующего эксперимента.

Таким образом, результаты исследования подтвердили правильность выдвинутой гипотезы. Экспериментально доказано, что применение разработанной методики действительно приводит к успешному формированию знаний и умений по техническому дизайну, формированию творческого художественно-технического мышления и развитию эстетического отношения к техномиру.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.Я. Конструирование форм современных машин, аппаратов и сооружений. — Киев., 1990. — 154 с.
  2. . Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. М., 1982. — 181 с.
  3. Д.А. Комплексный объект и принципы его художественного конструирования. -М., ВНИИТЭ, 1982. 18 с.
  4. Актуальные вопросы системы политехнической подготовки школьников/ Сост. Н. И. Бабкин, Т. А. Васильев.-М., 1990.- 86 с.
  5. Г. С. Найти идею: Введение в ТРИЗ. Новосибирск., 1986. — 209 с.
  6. .Г. 0 соотношении способности и одаренности.-М., 1962
  7. П.Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся общеобразовательной школы: дис. д-ра пед. наук. -М., 1985.- 420 с.
  8. А.В. Психология изобретательского творчества.-Киев., 1978.- 172 с.
  9. Т.И. Методологический аспект проблемы способностей.-М., 1987.- 184 с.
  10. П.Р. Политехническое образование школьников: Сближение общеобразовательной и профессиональной школы. -М., 1986. 176 с.
  11. П.Р. Политехническое образование в системе средств повышения функциональной грамотности учащихся. Ташкент, 199I. — С.1−2
  12. П.Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. М., $ 985.- 128 с.
  13. Ю.К. Методы обучения в советской общеобразовательной школе.- М., 1985.- 208 с.
  14. Ю.К. Интенсификация процесса обучения.-ОД., 1987.-80 с.
  15. Н.И., Величкин В. Е. Изучение элементов эргономики в трудовом и профессиональном обучении школьников. -М., 1988. 21 с.
  16. Бандуристы®- Ф. Ф. Художественное конструирование на уроках труда в 6 классе общеобразовательной школы по разделу «Специализированные работы».- М., 1981. 22 с.
  17. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т./ Под ред. А. М. Прохорова. М., 1991. Т.1−863 с.
  18. З.Г. Функция, форма, качество. -М., 1969.- 168 с.
  19. Л.Н. Художественно-конструкторская деятельность человека. Ташкент., 1975.- 243 с.
  20. Л.Н. В мире дизайна. Ташкент., 1990. — 313 с.
  21. В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М., 1989.- 192 с.
  22. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода.- М., 1979.- 270 с.
  23. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т.- М., 1979.-Т.I.- 304 е.- Т. П 399 с.
  24. Ю.Г. Архитектоника и комбинаторика формообразования. -Киев., 1991.- 245 с.
  25. Дж. Психология познания.- М., 1977
  26. А.В. Психология мышления и проблемное обучение.-М., 1983.- 96 с.
  27. Буш Г. 0. Методологические основы научного управления изобретательством.- Рига, 1974
  28. А.В. Трудовое обучение: уроки творчества// Советская педагогика.- 1989.- № 3.- С. 17−21.
  29. Васильев Ю. К. Политехническая подготовка учащихся средней30
Заполнить форму текущей работой