Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

О некоторых тенденциях развития сельского образовательного пространства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Но существует и другая проблема, связанная с закрытием малокомплектных школ, которая заключается в отчуждении ребенка от семьи. Рассматривая экономическую неэффективность поддержки таких школ под углом возможной экономии финансовых средств, власть абсолютно не учитывает интересы ребенка, не задумывается, что в любом случае переезд в интернат это глубинный стресс для детей. Иногда он на первый… Читать ещё >

О некоторых тенденциях развития сельского образовательного пространства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Среди всех государств мира Россия по итогам прошедшего столетия является абсолютным лидером по людским, территориальным и материальным потерям. Относительные потери по некоторым показателям могут быть сопоставимы с нашими лишь у ряда других государств, среди которых Германия, Венгрия, Кампучия. Итоги XX века выглядят для нашей страны еще более трагично, если учесть, что Россия занимает первое место в мировой экономике по многим ключевым видам ресурсов (полезные ископаемые, территория, леса, пахотные земли и другое) [1, с. 15 17].

Ситуация парадоксальна: занимая лидирующее положение по потенциальным возможностям, страна находится в арьергарде итоговых достижений. Катастрофические результаты развития России на стыке веков естественно имеют свои объяснения, но их трактовка в разных источниках противоречива и фактически не дает ответов на стратегические вопросы поиска путей выхода государства из кризисного состояния.

Основной идеей данной статьи является изложение автором своего отношения к ситуации, сложившейся в агропромышленном комплексе страны как объекте, который всегда выполнял важную роль в системе продовольственной безопасности любого государства.

Сегодня сельский социум и сельский житель переживают нелегкие времена: сельский труд продолжает оставаться малооплачиваемым, тяжелым и трудоемким; растет безработица; ограничены возможности в получении медицинских, образовательных и бытовых услуг; заметно стареет население села, так как молодежь стремится покинуть родные места. Сельскохозяйственные отношения всегда были и остаются самыми сложными среди социально-экономических проблем государственной власти, а, между тем, от эффективности их решения зависит политическая стабильность и будущее страны в целом [2, с. 3 4].

На фоне реформ последнего десятилетия сельская тема выглядит особенно болезненной и в сфере экономики вообще, и в образовании в частности. Выживет ли село? Выживет ли сельская семья? Есть ли будущее у сельского социума в новой России? Сегодня, для подавляющего большинства россиян, осознающих остроту данных проблем, очевидно, что возрождение села неразрывно связано с возрождением его духовности. Духовным очагом, центром культуры на селе во все времена считалась школа. В образовательном, воспитательном, гражданском и профессиональном смысле во все века именно школа готовила подрастающее поколение к труду и жизни на своей родной земле. Необходимость возрождения этих традиций применительно к изменившимся условиям в противовес бесконечным искусственным экспериментам и реформам по отношению к сельчанам и должна рассматриваться в качестве стратегической идеи по моделированию особого образовательного пространства, которое, при правильной расстановке акцентов, естественным образом само обеспечит необходимый результат.

Решая задачу всестороннего развития сельского жителя, в первую очередь необходимо понимать, что в сельских школах, несмотря на их преимущественную численность в стране по отношению к городским, детей учится менее 30% от общего контингента. В Амурской области, например, доля сельских школ составляет более 85%, многие из них малокомплектные. По мнению руководителя Центра социально-педагогических технологий Института социально-педагогических проблем сельской школы РАО Г. И. Репринцевой, именно с такими школами и связаны главные проблемы, которые находятся сейчас в центре внимания.

С одной стороны, государственная поддержка этих школ очень дорогостоящее дело на одного сельского ученика денег тратится в 10 20 раз (в зависимости от региона) больше, чем на городского. С другой стороны, до сих пор не найден качественный механизм переориентации детей на новую систему обучения в укрупненных интернатах. Доставка и перевозка детей чрезвычайно сложна, так как нет дорог, нет инфраструктуры, нет транспорта. В условиях дальних переездов почти невозможно обеспечить безопасность детей при передвижении, так как в сельских районах огромные расстояния не охраняются и не контролируются муниципальной властью.

Но существует и другая проблема, связанная с закрытием малокомплектных школ, которая заключается в отчуждении ребенка от семьи. Рассматривая экономическую неэффективность поддержки таких школ под углом возможной экономии финансовых средств, власть абсолютно не учитывает интересы ребенка, не задумывается, что в любом случае переезд в интернат это глубинный стресс для детей. Иногда он на первый взгляд незаметен, но с течением времени ребенок становится неуправляемым, капризным, депрессивным, а с годами его психическая нестабильность усиливается. Разлучаясь с родителями, ребенок не только не чувствует эмоционального тепла, но и разрывает, созданные поколениями, внутрисемейные отношения. В деревне в воспитании всегда участвовали все родственники, представители старших поколений вплоть до прадедушек и прабабушек. Сегодня общинный характер воспитания прерван, и в такой ситуации вряд ли есть шанс выжить у сельской семьи ячейки общества и системообразующего фактора стабильности сельского социума [3, с. 361 386].

Основными направлениями развития аграрного образования являются обеспечение доступности аграрного образования для сельской молодежи, подготовка квалифицированных кадров соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, способных обеспечить эффективное развитие агропромышленного комплекса. Но прежде чем ожидать от нынешних школьников стремления «поднимать село», надо вложить много сил в их воспитание, образование, здоровье, культурное развитие. Историко-педагогический анализ развития сельской школы России показывает: только социально ориентированная деятельность сельской школы как образовательного звена сельского поселения может создать реальные предпосылки для выполнения социумом социально-экономических, социально-культурных, социально-педагогических функций. Являясь динамичной образовательной структурой сельского поселения, сельская школа потенциально располагает значительными ресурсами для опосредованного решения важнейших социально-экономических, социально-культурных, демографических, социально-педагогических проблем сельского социума, тем самым обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного комплекса, социальной сферы села и сельских территорий.

Осуществляя свою образовательную деятельность в условиях модернизации образования, реформирования агропромышленного комплекса и социальной сферы села, сельская школа объективно нуждается в стратегии ее развития как основополагающем факторе влияния на социальные и экономические процессы села. И если следствием социально-экономических преобразований в России конца XX века стало разрушение системы подготовки школьников к сельскохозяйственному труду, которая, несмотря на многочисленные недостатки, обеспечивала получение всеми учащимися определенного уровня сельскохозяйственных знаний и умений, то сегодня насущной стала проблема создания единого непрерывного образовательного пространства сельскохозяйственной направленности: сельская школа профильные классы профучилище агролицей агротехнический техникум сельхозакадемия. К тому же основания для оптимизма и надежды на стабилизацию ситуации в агропромышленном комплексе все-таки есть: каждый четвертый учащийся сельской школы уже сегодня заинтересован в получении знаний и умений, необходимых для работы в личном подсобном хозяйстве, 14% учащихся желают получить сельскохозяйственные профессии, более 11% учащихся хотят получить знания, которые помогут им поступить в учреждения профессионального образования сельскохозяйственного профиля.

Совершенно очевидно, что в сложившейся ситуации только создание мощного образовательного пространства сельскохозяйственной направленности может, является базовой основой для жизненного и профессионального самоопределения сельской молодежи, фактором успешности в их подготовке к жизни и труду на селе. Потенциально только выпускники сельских школ, знающие сельскохозяйственный труд с малых лет и любящие землю, село, смогут обеспечить воспроизводство кадров в сельском хозяйстве и социальной сфере села. Поэтому подготовку молодежи к сельскохозяйственному труду необходимо рассматривать как важнейшую межведомственную социально-педагогическую проблему, от правильного решения которой зависит и существование российского села, и общее становление России как передовой цивилизованной европейской державы.

  • 1. Анцупов А. Я. Теоретические проблемы управления системой образования в сельском социуме. М., 2003. Вып. 41.
  • 2. Гурьянова М. П. Сельская школа и социальная педагогика: Пособие для педагогов. Минск, 2000.
  • 3. Силласте Г. Г. Сельская школа и село России в начале XXI века. М., 2003.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой