Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-географический анализ компонентов культурной среды и их дифференциация на территории Забайкальского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Географичность таких исследований усиливается' путем использования природной и социальной компонент в формировании комплекса элементов культурно-географического исследования. Результатом изучения* стал вывод о различных приоритетах поклонения" (культах) у малочисленных и больших народов. Малые народы больше других связаны с природой, поэтому у них обнаруживается значительное число… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ТЕРРИТОРИИ
    • 1. 1. Научные подходы к изучению культурной среды
    • 1. 2. Изучение культурной среды территории через культурно-хозяйственные стереотипы населения
    • 1. 3. Методы и приемы изучения культурной среды территории
    • 1. 4. Роль природного и социального фактора в изучении культурной среды
  • Глава 2. ТРАДИЦИОНАЛЬНОСТЬ КАК ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНО ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ
    • 2. 1. Хозяйственно-экономические традиции в регионе
    • 2. 2. Уклад жизни населения как фактор формирования культурной среды
    • 2. 3. Демографические характеристики культурной среды
    • 2. 4. Этнонациональные особенности культурной среды региона
  • Глава 3. ДУХОВНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ГЕОГРАФИИ КУЛЬТУРЫ
    • 3. 1. Учреждения культуры: уровень и качество
    • 3. 2. Роль образовательных учреждений в повышении уровня культурной среды
    • 3. 3. Территориальные различия в уровне образования по территории края
    • 3. 4. Влияние конфессиональной ситуации на культурную среду региона
  • Глава 4. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ
    • 4. 1. Интегральная оценка компонентов культурной среды
    • 4. 2. Дифференциация факторов культурной среды по территории региона
    • 4. 3. Перспективы развития культурной среды на изучаемой территории

Социально-географический анализ компонентов культурной среды и их дифференциация на территории Забайкальского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

обусловлена расширением за последние 20 лет границ исследований социальной географии от фрагментарных исследований по частным темам до изучения человеческой жизни в пространстве. Одно из таких пространств — культурное — изучается новейшим направлением отечественных географических исследований — географией культуры. Как и в любом пионерном направлении, в этом виде географического изучения идет кропотливый поиск теоретических и методологических основ исследования.

Цель работы: определить состояние культурной среды на конкретной территории, в соответствии со спецификой природного и социально-экономического окружения.

Для достижения поставленной цели в диссертационной работе были определены следующие задачи:

— конкретизировать отдельные основополагающие понятия и методологические подходы в географическом изучении культурной среды;

— выявить значение и характер факторов, определяющих формирование и особенности культурной среды;

— осуществить комплексный анализ культурной среды по выбранным основным характеристикам;

— провести зонирование территории с использованием количественных показателей и определить перспективы развития культурной среды.

Объект исследования: культурная среда Забайкальского края.

Предмет исследования: территориальные различиякомпонентов культурной среды, обусловленные совокупным влиянием взаимосвязанных природных, культурных, социальных, демографических, экономических факторов.

Методологическую основу исследования представляют общетеоретические идеи и концепции В. П. Алексеева, А .Я. Боярского, В. М. Булаева, А. Г. Дружинина, Т. И. Заславской, В. Н. Калуцкова, С. А. Ковалева, М. В. Рагулиной,.

P.B. Римашевской, B.B. Покшишевского, B.H. Стрелецкого и др. В работе были использованы материалы Забайкальского краевого статистического управления, сведения ведомственной статистики, касающиеся параметров жизнедеятельности жителей изучаемого региона.

Основные применяемые методы — картографический, сравнительно-географический, исторический, этнографический, математико-статистический, районирование и др.

Научная новизна предлагаемого труда состоит в комплексной оценке культурной среды региона, выявлении взаимосвязей между компонентами культурной среды: социальными, экономическими, природными, демографическими, а также в применении современных методов количественного анализа культурного пространства.

Практическая значимость работы. Результаты исследования использованы при создании «Атлас социально-экономического развития России», атласа «Забайкальский край», могут быть применены при разработке региональных программ, в практической работе местных административных органов, занимающихся проблемами в сфере культуры, образования, экономики, а также при формировании методических комплексов по дисциплине «География культуры» для слушателей.

Апробация работы осуществлялась путем участия на научных и практических конференциях г. Иркутска (2007, 2009), г. Москвы (2010), г. Омска (2008), г. Санкт-Петербурга (2010), г. Читы (2006, 2007), г. Улан-Удэ (2007, 2010) и др. Всего по теме диссертации опубликована одна монография (в соавторстве) и 14 статей, общим объемом более 4 печатных листов.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, 4 глав: заключения, списка использованной литературы и приложения. Объем работы -158 страниц машинописного текста, включая 15 таблиц, 16 рисунков и картосхем, список литературы из 203 названий.

Заключение

.

Произведенный анализ дает возможность сделать следующие выводы.

1. Обозначить границы изучения географии: культуры можновзяв за основу приемлемое определение общего понятия?"культура". Более полной и качественно отражающейинтерпретацией, по мнению автора, является интерпретация сложного термина как. комплекса материальных и духовных ценностей, выработанных человечеством в процессе его развития.

Согласно такой трактовке культура не ограничиваетсятолько досугово-развлекательной сферойпреобладающей в деятельности многих современных молодежных организаций и комитетовКультура многоаспектна, поэтому культурную среду составляют элементы окружающей обстановки, так или иначе определяющие физическое и культурно-духовное, интеллектуальное развитие любого индивида.

Отделить друг от друга материальные и духовные, стороны жизнедеятельности человека практически невозможно: все диалектически связано, потеря одного признака1 оборачивается аналогичными негативами в других элементах.

Широта охватасторон жизнедеятельности не придает работе «безразмерность», растекание и уход в сферы других наук. Создается характеристикаименно ауры, в какой живут люди. Ее специфика вызывается территориальными особенностями, всегда дифференцированными" в пространстве.

2. Несмотря, на очевидную связь с другими научными направлениями, география культуры имеет свойобъект наблюдения, свои методы исследования. Большого: внимания: заслуживает первоначальный отбор элементовизучения: каждый из которых имеет своюкачественную суть (экономическую, демографическую, социальную,, социологическую, политологическую и т. д.), но рассматривается через призму региональной специфики.

Географичность таких исследований усиливается' путем использования природной и социальной компонент в формировании комплекса элементов культурно-географического исследования. Результатом изучения* стал вывод о различных приоритетах поклонения" (культах) у малочисленных и больших народов. Малые народы больше других связаны с природой, поэтому у них обнаруживается значительное число природно-ландшафтных мест культового преклонения. С ростом численности этноса акцент смещается в социальную плоскость во всем комплексе объектов и предметов народной памяти.

3. Оценка культурной среды включает в себя показатели факторов (параметров) разного качественного свойства: хозяйственного, социального, демографического, из которых выбираются параметры, отражающие адекватность создавшейся ситуации. Основной чертой направленности анализа является следование принципу традициональности как сохранению свойств жизнедеятельности, традиций и наработанных навыков.

Социально-экономический аспект анализа и оценки культурной среды выражен в характеристиках труда и занятий, необходимых компонентов качества и уровня жизни, в целом образующих особенности городского и сельского укладов (образа) жизни населения с их позитивными сторонами и недостатками. Диалектически видимые преимущества городского образа чередуются с негативами концентрации производства и населения и снижением роли общественного контроля, особенно утрачиваемого в городской местности.

4. Проблемы демографии в настоящее время обусловливают концентрацию внимания на особенности воспроизводственного поведения, характеризующего культурный уровень населения через отношение его (оценку) к сохранности генофонда. Анализ отдельных компонентов воспроизводства доказывает серьезные недостатки, в комплексе вызывающие одну из самых низких величин в России по продолжительности жизни.

Составляющие этот коэффициент несут ряд негативов, выделяющих исследуемый регион даже в сравнении с гипотетическими величинами, которые учитывают мировой опыт за большой временной период. В неблагополучной ситуации большое воздействие на снижение доживаемое&tradeоказывают причины внешнего, насильственного характера.

5. Важным в географии культуры признается сохранение самобытности и неповторимости народов, заселяющих изучаемый регион. Акцент делается на народах (этносах) — аборигенах края и упрочении ими своих национальных традиций: от типов и приемов хозяйствования до элементов культурного отдыха и досуга, национального фольклора и видов спорта. Главным средством сохранения самих себя остается следование собственной этнопедагогике и общее пользование родным языком. Существующая статистика доказывает несостоятельность ортодоксальных выводов об ассимиляции народов, русификации и прочих домыслах. Влияние русских в значительной мере происходит только на самые малые народы, путь которых объективно лежит в устремлении к великим культурам.

6. Духовно-культурная составляющая исследований занимает большое место в силу разветвленной сети учреждений разных направлений. Существовавшая сеть доперестроечных событий охватывала практически все населенные пункты, а косвенно (через радио и телевизионную сеть, телефон, Интернет) — каждый из таксонов вплоть до отдельно расположенных (стоящих) строений.

Динамика этой сети обнаруживает тенденции резкого уменьшения в 90-е годы прошедшего столетия, но видимого прогресса за последние годы. Прогресс коснулся в основном качественной стороны, тем самым, осуществив отсев формального и наносного, оставив жить самое передовое и лучшее в памяти населения, в частности, настоящий народный фольклор.

К числу негативов относятся: сокращение количества учреждений и остановка на пунктах со средней людностью (750 и более, человек) — значительный спад (в 1,5 раза) числа дошкольных учрежденийплатнаяоснова содержания всех учитываемых образовательных учреждений, что уже наносит ущерб общей культуре общества.

6. Меньше затронутыми кризисом выглядят объекты общего образования и специальной подготовки. Достигнутый уровень обучения, за годы советской власти инерционно не допустил стагнации образования и науки.

В определенной мере даже возрос контингент обучающихся в учебных заведениях высшего и среднего специального профиля (уровня). Пока значительная часть молодых имеет возможность учиться, овладевать нужной профессией. Этот процесс выглядит не вполне естественным: на время он отводит от проблем трудоустройства, тем самым, создавая напряженность в последующие годы. Увеличивающаяся доля учащихся на хоздоговорных основах неадекватна объективному спросу на некоторые специальности. При этом создается «перепроизводство» и значительно падает качество знаний.

В целом по региону идет положительная динамика в высших уровнях (дипломированных специалистов). Главная задача — подъем производства и использование имеющихся потенциалов. В то же время наблюдается условно большая прослойка полуграмотного населения (до трети жителей) в том числе неграмотных (более 8 тыс. чел.). Разные качественные характеристики позволили дифференцировать территорию по уровню образования. Как и во многих показателях, преимущество имеют городские пункты.

7. Интегральный коэффициент, характеризующий качество культурной среды дифференцирован по территории региона. Очевидная связь культурной I среды и социально-экономической обстановки должна" определять вектор действий по улучшению сложившейся неудовлетворительной обстановки.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой