Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Трансцендентальный аспект современного научного познания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень научной разработанности проблемы. Особый интерес к наследию И. Канта в конце XX — начале XXI вв. вызван появлением критических научно-философских исследований. Стал очевидным тот факт, что в решении проблем современного философского познания значительную роль играет неокантианское понятие «трансцендентального субъекта», оказавшее влияние на сам процесс познания. Издание и анализ ранее… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИАЛЕКТИКИ КАК МЕТОДА ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ
    • 1. 1. Неокантианство как оппозиция спекулятивной метафизике немецкого идеализма
    • 1. 2. Методологизм Марбургской школы как диалектика знания и действия: культурные и духовные реминисценции
  • ГЛАВА 2. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНЕЗИСА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
    • 2. 1. К вопросу о соотношении бытия и познания (на материале ретроспективного анализа философии Н. Гартмана)
    • 2. 2. Структура научного знания: философско-методологический аспект
  • ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТА И ЕГО ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
    • 3. 1. Имплицитные формы ценностных предпосылок научного знания
    • 3. 2. Проблема границ познания и эвристический смысл идеи трансцендентального измерения гуманитарного знания

Трансцендентальный аспект современного научного познания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Актуальность исследования обусловлена потребностью исследования современной познавательной ситуации, самой структуры научного знания, выдвижением на первый план в научном мышлении Европы критерия технологической продуктивности г научной идеи.

В этом плане обращение к неокантианству, к вопросу о редукции философии к методологии, к самим способам формирования научных понятий весьма актуально, поскольку становится возможным до некоторой степени осмыслить эвристический потенциал конструктивной деятельности научного разума.

Новое" кантианство снискало к началу XX гг. прошлого века определённое признание, поскольку, опираясь на неоплатонизм и применяя гегелевскую диалектику, оно, как казалось, смогло дать объяснение выдающимся успехам естествознания и вывести саму философию на уровень теоретического осмысления знания, а тем самым «строгой науки. Но после 1920;х годов, во время появления новой философской парадигмы (зарождение экзистенциалистского иррационализма и лингвоориентированной философии) сложилось впечатление, что неокантианство уступило свое лидирующее место иным концепциям и навсегда ушло в историю. Тем не менее, сегодня выясняется, что концепции Э. Гуссерля, Г. Х. Гадамера, М. Хайдеггера и различных философских школ (например, Франкфуртской школы) так или иначе, уходят своими корнями в неокантианство1. Размышления же о существе научного знания, средствах обретения и доказательствах его истинности не утрачивают своей актуальности и в современных исследованиях 2.

1 Kantianer oder neukantianer? Uber die Schwierigkeiten, Frege der Philosophie seiner Zeit zuzuordnen. Vortrag auf dem Frege-Kolloquium, Jena, 4. November 1998. Veroffentlicht in: Gottlob FregeWerk und Wirkung.: Padeborn 2000. S.191−209.

2 Степанянц M.T. Знание и вера: многообразие культурных подходов / Вопросы философии,-М,-2007. -№ 2. -С. 3−13.

Неокантианство распространилось «по всей толще философской рефлексии"1 и приобрело мировое значение, дав толчок развитию различных I неокантианских течений. Поэтому, когда заходит о фактуальном базисе науки, можно обратиться к её априорной составляющей, т. е. к тому, что делает возможными научные факты.

Актуальность предложенной темы исследования состоит также и в том, что становится возможным показать на критическом материале кантовской философии и продолживших её учений трансформацию отношения к познавательным способностям самого человеческого разума и его границам. Спектр взаимодействия философии и науки достаточно широк, философские концепции тесно переплетены с естественнонаучными знаниями и выполняют в этой связи следующие функции: способствуют адаптации научных знаний к социокультурному контексту эпохи и определяют эвристические программы научного познания.

Следует также отметить, что наряду с другими философскими течениями и направлениями исследования «старых» и современных неокантианцев во многом способствовали разработке основных методологических функций философии: эвристической, способствующей приросту новых научных знаний и создающей предпосылки для научных открытийкоординирующей, ответственной за согласование методов в процессе научного исследованияинтерпретирующей, объединяющей все множество элементов философского знания в единую упорядоченную систему и логико-гносеологической, создающей философский метод, его принципы, нормы и теоретическую структуру научного знания 2. Но когда речь заходит о фактуальном базисе науки, то этот базис включает в себя некую априорную составляющую, т. е. то, что уже сделано возможными сами научные факты.

1 Дмитриева Н Л Русское неокантианство теоретические истоки и исторический трансформации Московский государственный педагогический университет — Москва, 2007 — С 4.

2 Pollok. К Mit Kant uber Kant hinaus Philosophiegescluchte Tagung zum MarburgLr Neukantianismus Hrsg von Otfried Hoffe in Zeitschrift ftlr philosophische Forschung Band 59 — [Uhingen, 2005 S 40−41.

Сегодня следует особое внимание обратить на современное звучание кантовской философии, которая приобретает особое значение не только для сохранения классического философского наследия в узком академическом кругу, но и для самопонимания философского разума, который основывается на духе трансцендентализма, осуществляющим работу по «очистке» социокультурного и познавательного опыта.

Степень научной разработанности проблемы. Особый интерес к наследию И. Канта в конце XX — начале XXI вв. вызван появлением критических научно-философских исследований. Стал очевидным тот факт, что в решении проблем современного философского познания значительную роль играет неокантианское понятие «трансцендентального субъекта», оказавшее влияние на сам процесс познания. Издание и анализ ранее неизвестных широкому кругу философов работ из неокантианских архивов марбургского (Г.Когена, П. Наторпа, Э. Кассирера) и баденского неокантианства (Г.Лотце, Г. Риккерт, Э. Ласк) позволяет выявить эвристический потенциал неисследованных аспектов их идей. Подобное стремление к изучению кантианского и неокантианского наследия характерно не только для европейских исследователей, таких как X. Хольцхай, Ю. Штольценберг, У. Зиг, М. Феррари, К. Крайней, П. Строссон. В России интерес к этой проблеме выражен в работах В. Н. Белова, Н. А. Дмитриевой, П. П. Гайденко, Т. Б. Длугач. При разработке современной теоретической философии в первую очередь учитываются немецкоязычные труды специалистов по неокантианству (К.Вухтерль, К. Кёнке, В. Флах), позволяющие выявить основной круг проблем построения неокантианской теории. Это обстоятельство влияет на пересмотр целого ряда философских оснований научной рациональности постнеоклассического этапа последней. В данной связи роль теории познания и науки марбургского неокантианства отражена в исследованиях Г. Эделя, М. Джованелли, М. Феррари, Ю.Штольценберга.

Интерес к развитию и пересмотру идей: И. Каита в неокантианстве обнаружился, — в последние годы: со стороны французских философов (И.Тома-Фожъель, Э. Дюфур, А. Лакс, Ж.-Ф.Губэ и др:) и в. англо-американской философской мысли (С. Люфт,. Ст.Л. ГГаульсонА. КимА. Нордман, А'. Ричардсон, М. Фридман, G. Фишер, В. Клубак, Дж. М. Кройс, ВДитрих, М. Хайдельбергер и др.).

В наше время исследованиями в области кантоведения и неокантианства в России занимаются не только представители Московской, Санкт-петербургской и Калининградской философских школ (В:А. Жучков, А. И. Абрамов, A.A. Ермичев, Л.А. Калинников), но и ученые из Саратова (В.Н.Белов, В. А. Фриауф, Б. ИМокин, Л.И.Тетюев).

При подготовке, диссертации особое место занимают результаты исследований — представителей Башкирской философской школы У. С. Вйльданова, Б. С. Галимова, А. Ф. Кудряшева, А. В. Лукьянова, Д. А. Нуриева,. М. А. Пушкаревой, С. М. Поздяевой, Л. Б. Султановой, В. С. Хазиева, Н. А. Шергенг, в которых отражены различные аспекты рассмотрения современного научного познания. Значительное внимание было уделено оригинальной немецкоязычной литературе по выбранной, тематике. Значительную роль в исследовании, философского наследия И. Канта в России играет созданное в 1990 году национальное Кантовское общество, выпускающее «Кантовские сборники» статей^. на которые также опирался автор данной работы. Кроме того, разнообразный: материал по интересующей нас тематике представлен в журналах."Вопросы философии" и «Философские науки».

Объектом исследования выступает современное научное знаниекоторое пронизывает все сферы человеческой деятельности, а предметом — эволюция и трансформация методологических, теоретических, онтологических, гносеологических и эпистемологических аспектов научно-философских разработок И. Канта винтерпретации представителей неокантианства. В этой связи критика марбургского неокантианства в диссертационном исследовании представителями иррационализма, интуитивизма и персонализма представляется автору весьма интересной и актуальной.

Цель исследования состоит в раскрытии онтологических и гносеологических аспектов формирования современного научного познания.

Поставленная цель предполагает решение следующих взаимосвязанных между собою исследовательских задач:

— дать анализ неокантианства как оппозиции спекулятивной метафизики немецкого идеализма;

— раскрыть диалектику знания и действия, её культурные и духовные реминисценции;

— выявить соотношение бытия и познания (на материале ретроспективного анализа философствования Н. Гартмана);

— исследовать структуру научного знания в его философско-методологическом аспекте;

— дать анализ современной познавательной деятельности субъекта и рассмотреть его ценностные ориентации;

— рассмотреть имплицитные формы ценностных предпосылок научного знания;

— исследовать проблему границ познания и, в конечном счёте, сам эвристический смысл идеи трансцендентального измерения гуманитарного знания.

Теоретико-методологической основой исследования послужили в первую очередь русскои немецкоязычные произведения философской классики (И.Канта, Г. Когена, Э. Кассирера, А. Шопенгауэра, Н.А.Бердяева). Принимая во внимание тот факт, что мето, п, философского исследования принципиальным образом отличается от метода опытных наук и не выступает внешним инструментом по отношению к своему предмету, в основу диссертации положена критическая рефлексия кантовских идей. В своих исследованиях диссертант использует следующий ряд методов: метод восхождения от абстрактного к конкретному, герменевтический метод, метод сравнительного анализа. Помимо внутренней логики философского процесса, автор опирался на имманентный ход мысли работ И. Канта, неокантианцев и их критиков, используя метод текстологического анализа. В процессе работы над темой были приняты во внимание основные произведения И. Канта, представителей марбургской и бадеиской школ неокантианства (Г. Когена, Э. Кассирера, П. Наторпа, Г. Риккерта, В. Виндельбанда и др.), а также доступная автору руссконемецкои англоязычная критическая литература по избранной тематике. В основу диссертации положен комплексный подход к пониманию философского процесса, как к конкретному единству логического, гносеологического и онтологического аспектов.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

• обнаружено, что эвристический характер современного научного познания связан с обращением к неокантианству, которое апеллирует к изучению ценностного содержания культуры. Сама по себе идея связи человека со всей духовной культурой, как единым целым, позволяет представить современное научное знание как культуротворческую деятельность;

• выявлено, что «трансцендентальный субъект» в современном научном познании не сводится к чисто гносеологическому пониманию, а предстаёт как духовно-целостный субъект, смысловое пространство которого включает в себя всё содержательное богатство особенного и единичного;

• доказано, что трансцендентальный аспект современного научного познания связан не только с рефлексией субъекта над своими мыслительными основаниями, но и над самой архитектоникой мысли, которая представляет собой достаточно сложное духовное явление, включающее в себя мораль как форму культуры;

• обнаружено, что заслугой неокантианства является исследование такого элемента современного научного познания, как сама творческая деятельность «трансцендентального субъекта», которая, детерминируя познавательную деятельность, воплощает в себе ценности истины, добра и красоты.

Теоретическое значение диссертации состоит в том, что её выводы дополняют картину онтологического и гносеологического анализа философского и научного знания во взаимосвязи «И.Кант —> неокантианство —> постнеокантианство».

Полученные результаты найдут своё применение в процессе дальнейших исследований онтологических и гносеологических оснований структуры научного знания в классической и современной западной философии.

Практическое значение диссертации заключается в том, что основные положения и выводы исследования найдут своё применение при чтении дисциплин: «Философия», «История философии», а также в процессе разработки спецкурса «Формы и методы научного познания».

Апробация результатов исследования. Основные положения и различные аспекты общей проблематики диссертации докладывались на Всероссийской научно-практической конференции «Человек в современных социально-философских концепциях» (Елабуга, октябрь, 2008), а также на 1-й межрегиональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Камские чтения» (Набережные Челны, 2009). Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры философии и методологии науки Башкирского государственного университета. Материалы исследования изложены в 9 научных публикациях, общим объемом около 2,1 п.л.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы, включающего 230 наименований. Общий объём работы — 165 страниц.

Заключение

.

Философия науки конца XX начала XXI вв. может быть охарактеризована как своеобразный «ренессанс» онтологии, который ориентирован на познание специфики кантовской интерпретации данной области философского знания. Хотя онтологизация разума и обращение к онтологической проблематике характерны далеко не для всех философских исследований современного периода, следует всё же заметить, что генезис ведущих философских школ Европы (трансцендентальная, экзистенциальная и герменевтическая феноменология, экзистенциально ориентированная философия) базируется именно на разработке онтологической проблематики В конце XX века очевиден стал еще один «возврат к Канту», обусловленный появлением онтологических подходов к изучению философского наследия Канта. Толчком к этому послужила критика гносеологизма и нормативизма неокантианского подхода к интерпретации учения И.Канта. Метафизический характер кантовской философии вышел на первый план в качестве протеста против односторонних трактовок философии. Тотальная гносеологизация кантовской философии, свойственная для Марбургской школы неокантианства, позволила исследователям в дальнейшем учесть разницу подходов к изучению философии Канта и обратить внимание на актуальность онтологической составляющей знания.

Современные исследователи в связи с этим отмечают, что в области изучения кантовской философии XX века особое место занимают возможные попытки реконструировать содержание метафизики Канта и его онтологии. Возвращаясь к трём традиционным метафизическим темам — свободе, Богу и бессмертию — некоторые исследователи (например, Н. Гартман) выдвигают на первый план проблему свободы в философии Канта, другие (как например, М. Вундт) рассматривают в качестве вершины кантовской философии.

1 Барбашина Э. В. Онтология и история в философии И. Канта: диссертация. д-ра филос. наук: 09.00.03. -Новосибирск, 2005. — С.82 осмысление Бога. Дистинкция явлений и «вещей в себе» («вещей самих по себе») содержательно опирается на анализ проблемы свободы. Обращаясь к кантовской характеристике «вещей самих по себе», можно сделать следующие выводы: «вещи сами по себе» существуют. Они опосредованно, через явления, воздействуют на наши органы чувств, хотя вещь сама по себе может и не иметь соответствующего ей явления. Но «явление» лишь тогда завершается, когда полностью себя осознало. При этом «вещи в себе» и их бытие независимы от нас и подчинены собственным законам.

Воплощение разума в науке и философии конкретизируется у И. Канта в учении об интересе разума, которое характеризует человеческую разумность вообще и реализуется в двух основных областях употребления — в природе и свободе. Интерес разума воплощается как в области внешнего исследования (продвижение разума в различных научных областях знания), так и внутреннего (рефлексивное исследование собственной разумности) Завершение предложенной диссертационной работы не является свидетельством безусловного окончания исследовательской деятельности, направленной на определение места и роли неокантианского наследия Марбургской школы в философии науки. Кантовская мысль, развитая и воплощенная в философии неокантианцев, иллюстрирует возможности и потенции научного разума преодолевать тупиковые лабиринты мышления и познания.

При выборе темы данного исследования нами учитывались следующие критерии:

Во-первых, трансформация философии Канта, её влияние на генезис проблемы познания в современном общефилософском контексте выступает актуальной темой исследования. Перспективные направления философии XX столетия (иррационализм, персонализм, экзистенциализм) уделяли достаточное внимание разработке гносеологической проблематики, основанной.

1 См. Там же. — С.320−321. на критике кантовской философии и продолживших её учений. Своеобразное «забвение» социально-онтологической укоренённости знания в марбургском неокантианстве способствовало возрождению интереса к способам построения онтологического дискурса, что особо очевидно в философии Н. Гартмана. Переключение исследовательской работы на взаимосвязь гносеологических и Социально-онтологических оснований в разработке общих проблем познания отразилось в обширной критике научной философии И. Канта и неокантианцев на рубеже Х1Х-ХХ и ХХ-ХХ1 вв.

Во-вторых, нами принималась во внимание малоизученность проблемы содержательной взаимосвязи критики философии Канта и неокантианских школ для современной науки. Принимая во внимание огромное количество источников, посвященных кантовской философии, следует отметить, что в данном «критическом пространстве» анализа практически отсутствуют материалы, посвященные комплексному подходу, анализу роли и места неокантианской интерпретации философии Канта в работах представителей философии XX века.

В-третьих, нами учитывалась актуальность избранной тематики для выявления структуры всего философского наследия Канта и его разнообразных интерпретаций.

Несмотря на активные дискуссии, высвечивающие основные темы кантовской философии, в них ещё сохранились сравнительно малоизученные области. К ним относятся, в первую очередь, комплексные проблемы, в которых раскрывается многозначное содержание интерпретации кантовского философского наследия в тематическом поле структурно-дисциплинарного преобразования философии науки. В настоящей диссертации был как раз осуществлён комплексный подход к изучению неокантианской философии, с учетом её критики представителями ведущих, главных философских направлений XX века.

Правомерность комплексного подхода обусловлена, на наш взгляд, восприятием философии Канта как целостного, взаимосвязанного и неделимого комплекса идей, характеризующегося в дальнейшем развитием и вариативностью основных тем в неокантианстве и «новой онтологии» Н. Гартмана. Принимая во внимание наиболее распространенные интерпретации философии Канта (гносеологическую и этико-антропологическую), комплексный подход предполагает уточнение терминологических и содержательных особенностей философии И. Канта, Н. Гартмана и других представителей Марбургской школы неокантианства.

Базовой гипотезой настоящего диссертационного исследования выступает предположение о содержательной взаимосвязи методологических и социально-культурных оснований неокантианских теорий с философией науки. Особое внимание при этом уделяется соотношению гносеологических и онтологических оснований, позволившему придать гносеологическим проблемам статус социально-онтологической реальности.

Первый блок исследований диссертанта направлен на раскрытие теоретико-методологических проблем в интерпретации кантовской философии Марбургской школой неокантианства (с учетом сравнительного анализа взглядов прочих неокантианских течений и направлений на рациональное обоснование возникновения и возможности научного знания в процессе пересмотра кантовской проблематики границ и методов науки).

Второй блок исследований посвящён анализу отношений онтологических и гносеологических оснований философии неокантианства (в частности, проблеме соотношения социального бытия и познания), а также новым контекстам её идентификации в философии Н. Гартмана. Точкой пересечения онтологии и теории познания у Гартмана становится реальное бытие Критика рефлексивности познания, его направленности на дедукцию.

1 Горнштейн Т. Н. Философия Николая Гартмана. Критический анализ основных проблем онтологии. -Ленинград: изд-во НАУКА, 1969 г. собственных механизмов способствует снятию Н. Гартманом рефлексивной установки неокантианской теории познания.

Третий блок исследований базируется на анализе гносеологических и эпистемологических проблем, поднятых в философии неокантианства. При учете результатов, полученных в ходе данного анализа, очевиден следующий вывод: научные и философские принципы марбуржцев представляют собой непрерывную нить, которая явно или скрыто прослеживается во многих философских системах постнеокантианского периода.

Результаты и общий итог диссертационного исследования можно сформулировать следующим образом:

1. Исходя из результатов философии Нового времени, кантовская философия исследует проблему отношения опыта и разума как проблему развития научного способа мышления, рассматривает противоположные моменты (рациональное и чувственное) в самом мышлении. Согласно Канту, познание берет своё начало из опыта, но при этом не исходит из него целиком. Опыт представляет существующим теориям потенцию, согласно которой эти теории оказываются направленными на выявление эвристического потенциала существующих знаниевых форм.

2. Рефлектирующая способность суждения зависит от всеобщего «законодательства разума», характеризующегося внутренним единством «систем свободы» и «систем необходимости».

3. Формой самосознания свободы выступает при этом «нравственный закон», а тождество бытия и мышления необходимо разуму для осуществления процесса развития мышления и возможности научного познания. Несмотря на сложность и противоречивость кантовского учения о «вещи в себе», оно остаётся и по сей день актуальным для понимания кантовской «критической» философии. У Канта сохраняется дуализм разума и опыта, бытия и мышления, явления и вещи самой по себе. Особой его заслугой в данной связи нам представляется попытка разработки конкретно-всеобщей, содержательной формы научного познания.

Дальнейшие шаги в разработке конкретно-всеобщего научного способа мышления принадлежат представителям Марбургской школы неокантианства, в центре интересов которой находится сам теоретический разум, ориентированный на естественные науки. Противопоставляя трансцендентальную философию Канта её спекулятивным трактовкам (Гегель, Фихте, Шеллинг), марбуржцы продолжили разработку проблемы рационального обоснования научного знания. Неокантианцы рассматривают достижения современной им науки в соответствии с общей философской тенденцией своего времени, заключающейся в особом интересе к гносеологии и методологии, к проблемам познания, а не только бытия. При этом, трансцендентальный аспект современного научного познания они связывают не только с идеей рефлексии субъекта над своими интеллектуальными, мыслительными основаниями, но и над самой архитектоникой мысли, которая представляет собой достаточно сложное духовное явление, включающее в себя мораль и нравственность как субстанциальные формы культуры.

В связи с этим можно высказать следующие положения, имеющие характер перспективных направлений исследования неокантианства:

1) Набор категориальных понятий «теоретической» и «практической» философии Канта до сих пор составляет предмет дискуссий (основными спорными моментами до сих пор остаются следующие: проблема непознаваемости «вещей самих по себе», несовместимость «критической» и «коперниканской» установок Канта и т. д.);

2) Несмотря на всё многообразие школ неокантианства, вполне целесообразно сегодня вести речь об определённом мировоззренческом единстве неокантианства, которое получает своё воплощение в единстве познания и предмета мысли;

3) Неокантианство вызывает интерес и тем, что «трансцендентальная логика» вводится в социокультурный, духовный контекст современной нам эпохи. В связи с этим ценности предстают не причинами действий людей, а, скорее, мотивами, предполагающими любовь и нравственно-духовное предназначение;

4) Неокантианство (особенно в лице Г. Риккерта) делает акцент на специфике исторического познания как реконструкции единичного на основе общего. Аналогичная методология может быть использована, на наш взгляд, и в естественных науках;

5) Поскольку трансцендентальная онтология ценностей привлекалась неокантианцами в качестве основы наук о культуре, «наук о духе» постольку эти науки оказывались похожими на естествознание, метафизические основания которого были выявлены ещё в кантовской философии;

6) Творческая реконструкция идейного наследия неокантианства показывает, что критика «рационалистического духа» не может выступать «самоцелью». Речь, по сути дела, идёт об уяснении границ сложившейся техники рациональной реконструкции истории, что позволяет преодолевать современные, зачастую тенденциозные, подходы к истории и бесцеремонную манипуляцию эмпирическими фактами. При этом неокантианская методология истории, вероятнее всего, гарантирует необходимый минимум объективности для того, чтобы история природы и история общества оставались наукой о человеке. Перспективным направлением исследования неокантианства выступает, на наш взгляд, изучение структуры научного знания, современной познавательной деятельности субъекта и его ценностных ориентаций.

7) Человек относится к миру, причём данное отношение, зачастую выглядит как некая «сопричастность». При этом сами границы познания в неокантианстве задаются единством понятия «трансцендентальный субъект», причём, в силу его включённости в единство культуры, характеризующейся всеохватностью целого. При этом сам по себе «трансцендентальный субъект» есть далеко не простая сумма своих важнейших свойств, а есть некая «всеобщность», включающая в себя все предметности сознания, всеобщность, обладающая качеством, связывающим воедино все элементы «духа», духовной реальности, направленной на становление культурного бытия, бытия и познания. Человек, как «трансцендентальный субъект», весьма сопричастен целому в силу объективно существующей комплементарности его частей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.С. О взаимной дополнительности апофатического и катафатического методов в теологии./ С. С. Аванесов. Методология науки. Вып.5: Проблемы типологии метода. Томск, 2002.С.59−64
  2. , А.Н. Обоснование фундаментальных теоретических объектов// Уфа: РИО БашГУ, 2003. 160 с.
  3. , Н.С. Рассудок, разум, рациональность./ Н. С. Автономова. -М., 1988-
  4. Актуальные проблемы философии//Межвузовский научный сборник. -Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. 302 с.
  5. , Б.Г. Лукьянов, A.B. Очерк истории трансцендентальной философии в Республике Башкортостан// Монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. — 148 с.
  6. , Э.Г., Пушкарева, М.А., Яруллин, В. Х. Гносеологический и социокультурный контекст идеи абсолютного «Я» // Монография. Уфа: РИЦ Башгу, 2007. — 92 с.
  7. , С.А. Мысль и действительность. М., 1914, С. 150
  8. , В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., 1963, С.191
  9. , Э.В. Онтология и история в философии И.Канта: диссертация. д-ра филос. наук: 09.00.03. Эвелина Владимировна Барбашина- Новосибирск, 2005. — С.82
  10. , И.А. Отношение опыта и разума в философии Канта: дис.. канд. филос. наук: 09.00.03: защищена / Ирина Аркадьевна Батракова- -Санкт-Петербург, 2003. 211 с.
  11. , А. Материя и память. Минск, 1999. С.415
  12. , А. Творческая эволюция./А.Бергсон. Минск. 1999. С. 183
  13. , А. Введение в метафизику./ А.Бергсон. Минск, 1999. С.1193
  14. , Н. Философия свободного духа. М.:Республика, 1994. — С. 364−462
  15. , Н. Философия свободы, М. 2004, С 13−14
  16. , H.A. О рабстве и свободе человека.Опыт персоналистической философии//Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. — С.4−162
  17. , H.A. О достоинстве христианства и недостоинстве христиан//Человек. 1993.№ 5. С.62−77
  18. , H.A. О назначении человека.Опыт парадоксальной этики. М.: ООО «Издательство ACT" — Харьков: «Фолио», 2003. — 701 с.
  19. , H.A. Опыт эсхатологической метафизики (Творчество и объективация). Париж: YMCA Press, 1947. — 219 с
  20. , H.A. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. -М.: Мысль, 1990.- 175 с
  21. , H.A. Смысл творчества: Опыт оправдания человека./ Н. А. Бердяев. Харьков: Фолио- М.: ООО «Издательство ACT», 2002. -С.15−334.
  22. , H.A. Философская истина и интеллигентская правда//Вехи: Сб.ст. о русской интеллигенции. М., 1991 с.23
  23. Больнов, Отто Фридрих. Философия экзистенциализма: Философия существования / Отто Фридрих Больнов- Сост. Ю. А. Сандулов.- Научные редакторы: А. С. Колесников, В. П. Сальников- [Пер. С. Э. Никулина]. СПб.: Лань, 1999. — 222 с.
  24. Бор, Н. Атомная физика и человеческое познание. Пер. с англ. М. 1961.С.81
  25. , Ю.М. Современная Европейская философия / Ю. М. Бохенский /Пер. с немецкого М.Н.Грецкого/. М.:Научный Мир, 2000. 256 с.
  26. , А.И. В поисках действенного этоса. Обоснование морали в русской этической мысли XIX века. / А.Бродский. СПб., 1999. С. 124.
  27. Буржуазная философия кануна и начала империализма учеб. пособие / под ред. А. С. Богомолова, Ю. К. Мельвиля, И. С. Нарского. М.: Высшая школа, 1977. -424 с.
  28. Бытие человека //Сб.статей под ред. В. С. Хазиева. Уфа: Изд-во БГПУ, 2002.-230 с.
  29. Бытие: Коллективная монография/ Отв. редактор А. Ф. Кудряшев. — УЮИ МВД РФ, Уфа, 2001. 266 с.
  30. , В.В. Подвалы кантовской метафизики (дедукция категорий) / В. В. Васильев. -М.: Наследие, 1998. -С.160.
  31. , В.В. Сто этюдов о Канте / В. В. Васильев. М.: Изд-во КДУ, 2005. 272 с.
  32. , У.С. Человек в трансцендентально-философской мысли Востока: гносеологический анализ.// Монография: Уфа: РИО БГУ, 2006.-418 с.
  33. , У.С., Вильданов, Х.С., Вильданова, Г. Б., Хасанов, Г. А. Смысл жизни человека: ценности и смысло-жизненные ориентации// У. С. Вильданов, X.С.Вильданов, Г. Б. Вильданова, Г. А. Хасанова. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2007. — 204 с.
  34. , В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия / В.Виндельбанд. М.: Наука, 1993. — с. 63
  35. , Л. Лекция об этике// Л.Витгенштейн. Историко-философский ежегодник 89. М., 1989. С. 241.
  36. , Б.П. Этика Фихте. М., 1914. — С.699.
  37. , П. Мистический революционаризм Н.А.Бердяева/Ю назначении человека. М.: Республика, 1993. с.9−10
  38. , П.П. Философия Фихте и современность. М.: Мысль, 1979. -С.43−47.
  39. , Б.С. Эволюционная картина природы / Б. С. Галимов. Уфа: Китап, 2008.- 184 с.
  40. , Б.С., Васильева, И.Г. Новые перспективы философского исследования проблемы духовного развития человека / Галимов Б. С., Васильева И. Г. Уфа: Изд-во БашГУ, 2001. — 54 с.
  41. , Н. Проблема духовного бытия. Исследование к обоснованию истории и наук о духе. //Культурология XX век. Антология.М., 1995
  42. , Н. К основоположению онтологии. / Н.Гартман. Санкт-Петербург: Наука, 2003.- 640с.
  43. , Н. Познание в свете онтологии. / Западная философия: Итоги тысячелетия. Екатеринбург, Бишкек, 1997. с. 480.
  44. , Н. Систематическая философия в собственном изложении./ Опубликовано: Фауст и Заратустра (сборник статей немецких мыслителей) / Пер. с немецкого СПб.: Азбука, 2001 г. 320 с.
  45. , Н. Старая и новая онтология./ Н.Гартман. Историко-философский ежегодник. -М.: Наука, 1988.- С.320−324
  46. , Н. Этика. / Н.Гартман. М.: Изд-во «Владимир Даль», 2002 г. А. Б. Глаголев, перевод, 2002. с. 198
  47. , Г. Философское и научное исследование зрения (Лекция, прочитанная 27 февраля 1855 года) / Г. Гельмгольц. СПб., 1896. — С. 1531
  48. , И.А. Неокантианские идеи в буржуазной социологии в России / И.А.Голосенко//Научные доклады высшей школы. Философские науки № 2, М., 1979. с.62
  49. , И.Г. Этическое и эстетическое: 40 лет спустя/ Материалы научной конференции. 26−27 сентября 2000 г. Тезисы докладов и выступлений.// СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 52
  50. , Т.Н. Философия Николая Гартмана. Критический анализ основных проблем онтологии./ Т. Н. Горнштейн. Ленинград: изд-во НАУКА, 1969 г.
  51. , A.A. История философии: Энциклопедия/ А. А. Грицанов, Т. Г. Румянцева, М.А.Можейко- под общ.ред. А.И.Мерцалова- Мн. Интерпрессервис: Книжный дом, 2002. — 1376 с.
  52. , Б.С. Логика и рациональность. Методологические проблемы историко-научных исследований/Б.Грязнов. М., 1982 г.
  53. , Е. Ф., Кораблева, Г. В., Лутченко, В. А. Философский энциклопедический словарь / Е. Ф. Губский, Г. В .Кораблева, В.А.Лутченко// — М.: Инфра-М, 1997. С. 297 с.
  54. , Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. -Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. 752 с.
  55. , Р. Избранные произведения.М., 1950. С.86
  56. Делез, Жиль. Критическая философия Канта. Учение о способностях.Бергсонизм.Спиноза. М., 2000, С115
  57. Денисова, Т. Ю. Метафизика сопричастности (к проблеме целого у Н. Гартмана)// Денисова Т. Ю. Наука, Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Т.2. Новосибирск: Параллель, 2009.-c.19.
  58. , H.A. Борис Александрович Фохт: к истории русского неокантианства / Н. А. Дмитриева. М.: Прометей, 1999. — 108 с.
  59. , H.A. Русское неокантианство: «Марбург» в России. Историко-философские очерки / Н. А. Дмитриева. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007. — (Серия: «Humanitas»). -512 с.
  60. , H.A. Философия Канта как философия свободы: иная глобализация. Обзор X международного кантовского конгресса / Н. А. Дмитриева // Вопросы философии. М. — 2006. — № 8. — С. 169−180.
  61. , H.A. Б.А. Фохт: к истории русского неокантианства // Труды научной конференции студентов и аспирантов «Ломоносов-99». История. М.: Изд-во МГУ, 1999. — С. 109−113
  62. , А.Ф. Современная Западная философия // учебн. М.: Высшая школа, 2001.-784 с.
  63. , А.Ф. Современная западная философия. М.: Высшая школа, 2001 — с. 132.
  64. , Э.В. Ленинская идея совпадения логики, теории познания и диалектики// Философия и естествознание. М, 1974, с.40−61
  65. История философии: Запад Россия — Восток. Кн.3-я. Философия XIX -XX в-в. 2-е изд. — М.: «Греколатинский кабинет «Ю. А. Шичалина. 1999 -448 с.
  66. , В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия: учеб пособие для вузов/ В. А. Канке. М.: Логос, 2004.-328с.
  67. , И. Антропология с прагматической точки зрения. 1798 / И. Кант// Соч.: В 6 т. -М.: Т. 6., 1966.-С.351.
  68. , И. Критика чистого разума/ И. Кант// Соч.: В 6 т. М.: Т.З., 1964. -С.661
  69. , И. Основы метафизики нравственности. 1785 // Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. I. С. 245.
  70. , И. Сочинения. Т. 3. М., 1964. С. 591.
  71. , И.Т., Сокулер, З.А. Рациональность в познании и практике./ И. Т. Касавин, З. А. Сокулер. М., 1989-
  72. , Э. Избранное. Опыт о человеке./ Э.Кассирер. М.: Гардарика, 1998. -С.472.
  73. , Э. Познание и действительность (Понятие о субстанции и понятие о функции) / Э.Кассирер. Издатель К. В Кренов. Репринтное издание.С.393.
  74. , Э. Философия символических форм./ Э.Кассирер. М. СПб.: Университетская книга, 2002. Т. 3: Феноменология познания. — 398 с.
  75. , Э. Философия символических форм./ Э.Кассирер. Том 1. Язык. М.- СПб.: Университетская книга, 2001. — 271 с.
  76. Кассирер, Э. Теория относительности Эйнштейна. Пг., 1922! С. 129.
  77. , Л.А. Философия религии Германа Когена : дис.. канд. филос. наук: 09.00.03: /Любовь Александровна Китаева- Саратовск. Гос. Ун-т. -Саратов, 2005.- 154 с.
  78. , О. Символическая вселенная Эрнста Кассирера. Диссертация.канд.филос.наук 09.00.03: / Ольга Книжник- Москва, 2007.- с72−74
  79. , E.H., Алюшин A.J1. Скорость восприятия. Вопросы философии. 2004 № 9-
  80. , E.H., Алюшин, A.JI. Эндофизика и временные шкалы виртуального восприятия. // Вопросы философии. 2007 — № 2.- С. 80−95-
  81. Кожурин, А .Я. Европейские культурфилософские концепции XIX — XX веков: учебное пособие /А.Я. Кожурин, Л. И. Кучина. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
  82. , П. Прощание с марксизмом-ленинизмом. Очерки персоналистической философии / П.Козловски. СПб.: Экон. школа, 1997. -216 с.
  83. Критика немарксистских концепций диалектики XX века. Диалектика и проблема иррационального / Под ред. Ю. Н. Давыдова.- М: Изд-во МГУ, 1988.-478 с.
  84. , А.Ф. Бесконечность в себе // Бесконечность в математике: философские и исторические аспекты. М., 1997
  85. , А.Ф. Единство наук: основания и перспективы. Свердловск: Изд-во Уральск. ун-та, 1988. — 184 с.
  86. , А.Ф. Неорационализм и диалектика познания // Философские науки, 1981. — № 5.
  87. , Т.Ф. Философия и проблема гуманитаризации образования// Философское общество, 1990. 111 с.
  88. Куш, Мартин. Социология философского знания: конкретное исследование и защита/М.Куш. Логос, 5−6. 2002. С. 104−134
  89. Л.де Бойль. По тропам науки. Пер. с фр. М., 1962.С.295
  90. , Ф. А. История материализма и критика его значения в настоящее время. В 2-х тт. Т. 2/ Ф. А. Ланге СПб., 1883. — С. 462
  91. , С.А. Основы органического мировоззрения. М., 2003. С.50
  92. Лейбниц, Г. В. Новые опыты о человеческом разуме./ Г. В. Лейбниц. М.: 1936. С. 51
  93. , В.А. К проблеме диалектики субъекта и объекта в познавательном процессе//Проблемы материалистической диалектики как теории познания: Очерки теории и истории. М., 1979. — С.57−58.
  94. , В.И. Материализм и эмпириокритицизм//Соч. Т. 14. Изд. 4-е. -М., 1947. С.269−270, 294,324−326
  95. , Т.Г. Философия науки: традиции и новации: учебное пособие для вузов. / Т. Г. Лешкевич. Москва: Издательство ПРИОР, 2001. — с. 135
  96. , A.B. Трансцендентальное в морали: Монография/ А. В. Лукьянов Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. — 284 с.
  97. , A.B., Пушкарева, М.А. Немецкая классическая философия религии// Учебное пособие для философских факультетов университетов. -Уфа: РИО БашГУ, 2002. 238 с.
  98. , A.B., Пушкарёва, М.А., Шергенг, H.A. Введение в историю и философию науки. 2-е изд. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. — с.84.
  99. , К.Н., Русаков, В.М. Отечественная философия советского периода / К. Н. Любутии, В. М. Русаков. Очерки.4.2. Екатеринбург: изд-во УрГСХА, 2002. 200с.
  100. , Я.А. Обоснование онто-логического метода в философии Мартина Хайдеггера.автореф. диссертации. канд.филос.наук. Екатеринбург, 2006. с. 6
  101. , Л.В. Проблема обоснования морали. Логико-когнитивные аспекты. / Л. В. Максимов. М., 1991. С. 9.
  102. , В.А., Шинкарук, В.И. К. Маркс, Ф. Энгельс и левое гегельянство// Изд-во «Наукова Думка». 1986. 315 с.
  103. Мах, Э. Анализ ощущений. Пер. с нем. М. Д908.С.254
  104. , А. Магизм и единобожие. / А.Мень. М.: Эксмо, 2003.
  105. Микешина, JI.А.Философия науки. Современная эпистемология. Учебное пособие /Л.А. Микешина. М.: Прогресс-Традиция, МПСИ, Флинта, 2005. -464 с.
  106. Ш. Молчанов, В. И. Время и сознание. Критика феноменологической философии / В. И. Молчанов. М.: Высш. шк., 1998 — 144 с.
  107. , П. Кант и Марбургская школа // Новые идеи в философии. Непериодическое издание под ред. Н. О. Лосского и Э. Л. Радлова. Сб. № 5. -СПб., 1913. С. 117- Перепеч.: Наторп П. Избранные работы. — С. 121−144.
  108. Независимый психиатрический журнал Электронный ресурс./ Савенко Ю. С. Николай Гартман 1882−1950. Режим доступа http://www.npar.ru/iournal/2003/l/hartmann.php.
  109. , Д.А. Гносеологическое и методологическое основание категории «материя»//Д.А.Нуриев. Уфа, 1995. — 180 с.
  110. , Д.А. Логические отношения понятий: Учебное пособие // Д. А. Нуриев. Уфа: Изд-е Башкирск. Ун-та, 1997.
  111. , Т. Главный труд Канта./ Кант, Иммануил Сочинения в шести томах. Т.З. М.: Мысль, 1964. (Философ, наследие).- 799с.
  112. , Д. Сто лет философии /Д.Пассмор. М.: Прогресс-традиция, 1998.- С.36
  113. Паули, В. Физические очерки. М., 1975. С.137
  114. , Ю.В. Трансцендентальный субъект Ярослав Анатольевич Слинин/ Ю. В. Перов. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. Серия «Мыслители». Выпуск X. С. 394−411
  115. , Ю.В., Перов, В.Ю. Философия ценностей и ценностная этика / Н. Гартман. Этика. Вступительная статья. СПб.: Владимир Даль, 2002.-708с.
  116. , М. Единство физической картины мира. М., 1966. С. 198 3.
  117. Плетнева, H.B.Учение о добре и зле в философии Н. Бердяева: диссертация.канд.филос.наук: 09.00.05: Москва, 2003, 179 с.
  118. , В.Н. Парадоксальная рациональность (Очерки о научной рациональности). М., 1999.
  119. Проблема сознания в современной западной философии: критика некоторых концепций / В. А. Подорога, А. Б. Зыкова. И. С. Вдовина и др. М.: Наука, 1989.256 с.
  120. , Б.И. Рациональность и историческое единство научного знания./Б.И. Пружинин. М., 1986-
  121. , М.А. Идея свободы в ее трансцендентально-системном представлении// Монография. Уфа: РИО БашГУ, 2005. — 218 с.
  122. , A.B. Исторические тенденции развития морали и проблема ее обоснования // А. В. Разин. Этика. Новые старые проблемы. М., 1999.
  123. Размышления натуралиста. «Природа». 1973. № 6 С. ЗО
  124. , Дж., Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней. III. Новое время (от Леонардо до Канта) / Д. Реале, Д. Антисери СПб.: Петрополис, 1996. — 713 с.
  125. Редлих, Р. Философия духа Н.Бердяева. Possev-verlag, V. Gorachek K.G., 1972. Frankfurt/Main. Printed in Germany, c.8−9
  126. Риккерт, Генрих. Границы естественнонаучного образования понятий. Логическое введение в исторические науки// Генрих Риккерт. — Санкт-Петербург: «Наука», 1997. 530 с.
  127. , Р. Витгенштейн, Хайдеггер и гипостазировапие языка//Философия М. Хайдеггера и современность. М, 1991
  128. , Н.С. Факт. Бытие. Познание. // Екатеринбург: УИФ «Наука», 1994.-320 с.
  129. , Я.А. Онтология Николая Гартмана в перспективе феноменологического движения./ Я. А. Слинин. // Гартман Н. К основоположению онтологии. СПб.: Наука, 2003.- 640с.
  130. , Я.А. Трансцендентальный субъект- феноменологическое исследовании/Я.А.Слинин. СПб.: Наука, 2001. — 528 с.
  131. , Вл. Чтения о Богочеловечестве. СПб, 1913. С.68
  132. , М.Т. Знание и вера: многообразие культурных подходов / М. Т. Степанянц // Вопросы философии.- М. 2007. — № 2. — С. 3−13.
  133. , B.C. Теоретическое знание./ В. С. Степин. М., 2000. С. 633 634.
  134. , В. Потеря Московским университетом свободы./ Московский университет 1755−1930. Юбилейный сборник. Париж, 1930. С. 195.
  135. , Л.Б. Неявное знание в развитии математики // Монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. — 260 с.
  136. , В.К. Хайдеггер: к онтологии обыденности // Фшософськ1 дослщження. Випуск 4. — Луганськ, 2003. — 238 с.
  137. , Н.В. Интуитивистские воззрения А.Бергсона и Н. Лосского: диссертация. кандидата фил. наук 09.00.03: Краснодар, 2006.
  138. , А.Н. Материалы к лекциям по курсу «Онтология и теория познания». Часть III. Гносеология / А. Н. Троепольский. -Калининград:изд-во КГУ, 2002. С. 17−18
  139. Туган-Барановский, М.И. К лучшему будущему./ М.И.Туган-Барановский. М.: РОССПЭН. 1996. М.И.Туган-Барановский.Кант и Маркс (по поводу русского перевода сборника статьей Форлендера о Канте и Марксе)
  140. , Ф.С. Гносеологический анализ ценностей и ценностных ориентаций/ Ф. С. Файзуллин, У. С. Вильданов, Х.С.Вильданов- ИСЭИ УНЦ РАН: Отд.соц. и гумм. наук АН РБ. М.:Наука, 2008. — 268.
  141. Философия Фихте в России // Отв. Ред. И сост. А. В. Лукьянов и
  142. B.В.Кашин. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 1996. — 192 с.
  143. Философия. Энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. М.: Гардарики, 2006.- 1072 с.
  144. Философский словарь: основан Г. Шмидтом. 22-е новое, переработанное издание под ред. Г. Шишкоффа. — М.: Республика, 2003.1. C.135.
  145. Философский энциклопедический словарь .- М.: Инфра М. 1997 -576 с.4- 318
  146. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1983 — 836 с. с. 102
  147. Философское сознание: драматизм обновления / Отв. ред. Н. И. Лапин. М., 1991
  148. , И.Г. Сочинения в двух томах. Т.2. — СПб.: Лифрил, 1993. -С.379.
  149. , К. История Новой философии. Т. 3. Происхождение и обоснование критической философии. Критика чистого разума/ К. Фишер, пер. Н. Страхова. СПб. 1864. 556 с.
  150. , К., Общедоступная история философии / К.Форлендер. М: Московский рабочий, 1922.
  151. , С.Л. О философской интуиции (критика интуитивизма Бергсона)//Русская мысль № 3,1912
  152. , A.A. Мир как пространство и время. М., 1965
  153. , Ю. Философский дискурс о модерне. Двенадцать лекций / Ю. Хабермас- пер. с нем. 2-е изд.испр. — М.: Издательство «Весь мир», 2008 -416 с.
  154. , B.C. Истина человеческого бытия // В. С. Хазиев, Бытие. Уфа, 2001.
  155. , B.C. Онтологическая истинность человека в русскойфилософии // Философские науки. 1990. — № 3. — С. 20−34
  156. , М. Бытие и время. С 108−109
  157. , Г. Кант в историческом контексте /Г.Хорст. Вопросы философии № 12, 2007. с.159−164
  158. , К. Критика научного разума./ К.Хюбнер. М., 1994.
  159. , Г. И. Мозг и душа. М., 1918.С. 147
  160. , B.C. Рациональность как ценность культуры // Швырев B.C. Судьбы рациональности в современной философии. Вопросы философии, 1992, № 6-/ Субъект, познание, деятельность. К 70-летию В. А. Лекторского. М., 2002
  161. , М. Феноменология и теория познания//Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. С. 202
  162. , М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. С. 261−262
  163. Шеллинг, Ф.В. Й. Система мировых эпох: Мюнхенские лекции 18 271 828 гг. в записи Эрнста Лассо. Томск: Издательство «Водолей», 1999. — С.156.
  164. , H.A. «Трансцендентальный субъект» и проблема его философской концептуализации// М.: ЗАО «АЛКОР" — Наука, 2008. — 232 с.
  165. , А. Феноменология или неокантианство: философия сознания Э. Кассирера. / А.Шиян. Журнал Топос 1 (12), 2006
  166. , А. Афоризмы житейской мудрости/А.Шопенгауэр.Пер. с немецкого. М.: Эксмо- СПб.: Мидгард, 2005. — 736 с. — (Гиганты мысли) с.439
  167. , В.А. «Критика чистого разума» Канта и современность/Отв.ред. В. А. Штейнберг, Т. И. Ойзерман, М. Бур и др. Рига: Зинатне, 1984. -286 с.
  168. Эрн, Вл. Гносеология Вл.Соловьева. /Вл.Эрн. Сборник о В л.Соловьеве. — М.: Изд-во Путь, 1911
  169. Эрнст Блох. Тюбингенское введение в философию / пер. с нем. Т. Ю. Быстровой, С. Е. Вершинина, Д. И. Криушова. Екатеринбург, Изд-во Урал. ун-та, 1997.-400 с.
  170. Bast, R.A.Problem, Geschichte, Form. Das Verhaltnis von Philosophie und Geschichte bei Ernst Cassirer im historischen Kontext, Berlin 2000.
  171. Beneke F. Kant und die philosophische Aufgabe unserer Zeit. Eine Jubelschrift auf die Kritik der reinen Vernunft. Berlin, 1832. S. 3−89. 1832.
  172. Cohen H. Rants Theorie der Erfahrung. Berlin, 1918. S.256.
  173. Edel G. Von der Vernunftkritik zur Erkenntnislogik. Die Entwicklung der theoretischen Philosophie Hermann Cohens. Freiburg / Munchen, 1988. S. 17.
  174. Edel, G. Die Aktualitat Gohens in der gegenwartigen Philosophie /G.Edel//H.
  175. Erdmann, J.E.(1870) 1964. Die deutsche Philosophie seit Hegels Tode. Ed. by H. Lubbe, Stuttgart: Frommann
  176. Feyerabend P. Wider den Methodenzwang. Frankfurt a.M., 1976. S. 15, 406- 184. Feyerabend P. Erkenntnis fur freie Menschen. Frankfurt a.M., 1979.
  177. Feyerabend P. Farewell to reason. L.-N.Y., 1987.
  178. Fichte I. H. Beitrage zur Charakteristik der neueren Philosophie. 2. Aufl. Sulzbach, 1841. S. 177.
  179. Fichte-Studien. Band 31. Beitrage zum Funften Internationalen FichteKongre?. Amsterdam-New York, NY 2007.
  180. Gorland I. Transzendenz und Selbst. Eine Phase in Heideggers Denken. Frankfurt am Mein, 1981.
  181. Habermas J.: Der Philosophische Diskurs der Moderne, Frankfurt a.M. 1988, S.170.
  182. , M. «Problemgeschichte als Forschung: Die Erbschaft des Neukantianismus» in: O.G. Oexle (Hg.), E>as Problem der Problemgeschichte 1880−1932, Gottingen 2001, S.85−127.
  183. Hartmann N. Das Problem des Apriorismus in der Platonischen Philosophie // Hartmann N. Kleinere Schriften. Bd. II: Abhandlungen zur PhilosophieGeschichte. — Berlin /957. — S. 48−84.
  184. Hartmann N. Diesseits von Idealismus und Realismus//Kantstudien XXIX
  185. Hartmann N. Piatos Logik des Seins. Glessen, 1909. S.162.
  186. Hartmann, N. Metaphysik der Erkenntnis
  187. Heidegger, M. Kant und das Problem der Metaphysik/Heidegger M. Gesamtausgabe. Frankfurt am Mein: Vittorio Klostermann, 1975−2005. Bd.3.1991.
  188. Holzhey H. Cohen und Natorp. Bd. 1. Ursprung und Einheit. Basel/ Stuttgart, 1986. S. 80−88.
  189. , H. «Die Vernunft des Problems. Eine begriffsgeschichtliche Annaherung an das Problem der Vernunft», in: A. Heinekamp et.al.(Hg.), Mathesis rationis. Festschrift fur Heinrich Schepers, Munster 1990, S.27−45.
  190. Hubner K. Wie irrational sind Mythen? / Duerr H.P. (Hg). Der Wissenschaftler und das Irrationale. 2 Bd. Frankfurt a.M., 1981. Bd. I. S. 35.
  191. Kekes J A Iustification of Rationality. Albany, 1976.
  192. Kohnke K. Ch. Entstehung und Aufstieg des Neukantianismus. Frankfurt am M., 1986.
  193. Krois J.M. Ernst Kassirer: Symbolic Forms and History .New Haven- London: Yale University Press, 1987. P.63.
  194. Krois J.M. Why Did Cassirer and Heidegger Not Debate in Davos?//Symbolic Forms and Culture Studies: Ernst Cassirer’s Theory of Culture. New Haven- London: Yale University Press, 2004. P.250.
  195. Lenk H. Typen und Systematik der Rationalitat. — In: Zur Kritik der wissenschaftlichen Rationalitat. S. 12.
  196. Levi1 H. Die Hegel-Renaissance in der deutschen Philosophie. mit besonderer Beruckrichtigung des Neukantiasmus. Leipzig, 1927. — S. 51.
  197. Liebert A. Der Geistungswelt der Metaphysik //Philosophische Vortrage der Kant-Gesellschaft. -№ 10. Berlin, 1915. — S. 17.
  198. Liebert A. Geist und Welt der Dialektik. Bd. 1. — Berlin, 1929. — S.10.
  199. Liebmann O. Kant und die Epigonen. Stuttgart, 1865. S. 29−30.
  200. Lohmann J. Karl Barth und der Neukantianismus. Berlin, 1995. S. 36−52.
  201. Natorp P. Die logischen Grundlagen der exakten Wissenschaften. Leipzig -Berlin, 1910. XX, 416 S.S. 26.
  202. Natorp P. Hermann Cohens philosophische Leistung unter dem Gesichtspunkte des Systems in: Hermann Cohen / Helmut Holzhey (Hrsg.). Frankfurt am M., 1994. S. 85.
  203. Newton-Smith W.H. The Rationality of Science. London, 1981- Rationality in science and politics. Dordrecht etc., 1984.
  204. Ollig H-L. Der Neukantianismus. Stuttgart, 1979. S. 28.
  205. Orth E. Die Einheit des Neukantianismus // Neukantianismus: Perspektiven und Probleme. Wurzburg, 1994. S. 14−16.
  206. Pascher M. S. Die Einleitung in den Neukantianismus. Munchen, 1997.
  207. Philosophie, der Symbolischen Formen. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1953−1954. Teil. l: Die Sprache. — 293 S.
  208. Pollok, K. Mit Kant uber Kant hinaus.Philosophiegeschichte. / K. Pollok// Tagung zum Marburger Neukantianismus. Hrsg. von Otfried Hoffe in: Zeitschrift fur philosophische Forschung. Band 59. Tubingen, 2005. S.40−41.
  209. Popper, K. The Logic and Scientific Discovery. New York, 1961. P.32.
  210. Rickert H. Alois Riehl // Logos. Band XIII. Tubingen, 1924/1925. S. 163 164.
  211. Scheler M. Erkenntnis und Arbeit// Die Wissensformen und die Gesellschaft, 1926.-S.51−55.
  212. Schulthess P. Einleitung in: Cohen H. Das Prinzip der InfinitesimalMethode und seine Geschichte. Ein Kapitel zur Grundlegung der Erkenntniskritik. Werke. Bd. 5. Tl. 1. Hildesheim, 1984. S. 7.
  213. Sieg U. Aufstieg und Niedergang des Marburger Neukantianismus: die Geschichte einer philosophischen Schulgemeinschaft. Wurzburg, 1994. S. 86.223. Uberweg F./ Ostereich T. K. Grundri? der Geschichte der Philosophie. 4 Teil. Berlin, 1923. S.417.
  214. Vaihihger H. Commentar zu Kants Kritik der reinen Vernunft. Bd.II. -Stuttgart, 1892.
  215. Vaihinger H. Die Philosophie des Als Ob. .Leipzig, 1923.
  216. Vorlander K. Geschichte der Philosophie. Bd. 2. Leipzig, 1903. S. 457.
  217. Wei?e Chr. In welchem Sinne die deutsche Philosophie jetzt wieder an Kant sich zu orientieren hat. Leipzig, 1847. S. 18−19.
  218. B. (ed.) Rationality. Oxford, 1970
  219. Windelband W. Otto Liebmann Philosophie // Kant-Studien. Philosophischen Zeitschrift. Bd. XV. Berlin. S. IV
Заполнить форму текущей работой