Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Физическое развитие личности в условиях трансформации российского общества: Социально-философский аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Именно физическая культура представляет собой социальный фактор эффективного воздействия на процесс физического развития и совершенствования человека, позволяющий обеспечить направленное формирование его жизненно важных физических качеств и способностей. Физически нормальное состояние человека (которое как раз нарушается при недостатке или ограниченности физической деятельности) выступает базой… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.з
  • Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа физического развития личности
    • 1. 1. Физическое развитие личности как объект социально-философского анализа
    • 1. 2. Концептуальное осмысление проблемы физического совершенствования личности в историко-философском дискурсе
    • 1. 3. Физическое развитие человека как социальный механизм и атрибут его общей культуры
  • Глава 2. Социокультурные факторы и механизмы физического развития личности в аксиологической перспективе
    • 2. 1. Специфика взаимодействия социального и биологического в процессе саморазвития личности
    • 2. 2. Определяющая роль духовно-нравственных ценностей в формировании современной личности
    • 2. 3. Аксиологический аспект физической культуры личности в условиях российского социума

Физическое развитие личности в условиях трансформации российского общества: Социально-философский аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Становление и развитие современного человека происходит в сложных и противоречивых условиях: с одной стороны, научно-техническая революция способствует значительному росту возможностей его интеллекта, а с другой — резко усиливается действие ряда факторов, противодействующих полноценной физиологической адаптации организма. Недостаточная психофизическая готовность современного человека к взаимодействию с относительно быстро и резко изменяющимися условиями жизни является одной из причин снижения показателей физического развития, физической работоспособности и состояния здоровья у значительной части населения.

Проблема физического развития и здоровья граждан выходит сегодня на общегосударственный уровень. Все ветви власти осознают, что от здоровья человека, от его физического состояния самым непосредственным образом зависит развитие экономики и производительных сил, оборона, наука, темпы и пропорции всего общественного развития, а во многом не только настоящее, но и будущее нации. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства. Об актуальности данного положения говорят цифры и факты, свидетельствующие о неблагополучном (если не катастрофическом) состоянии здоровья нашего населения. Общая заболеваемость в стране на 30 — 40% выше, чем в среднем по Европе. Около 70% россиян находятся в пограничном состоянии, состоянии нездоровья. Сложившаяся ситуация привела к демографическому кризису, который эксперты называют беспрецедентным в мирное время. По их расчетам, если столь высокие показатели смертности и наименьшие величины суммарной рождаемости в стране сохранятся в течение нескольких десятилетий, то население России уменьшится в 2 раза.

Кроме того, здоровье человека становится одним из основных условий реализации им своих биологических и социальных функций, фундаментом самореализации личности. В то же время, по данным отечественной науки, в течение последних 10−15 лет свыше 70% населения нашей страны находилось в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, в результате чего отмечен рост депрессий, реактивных неврозов, алкоголизма, табакокурения, наркомании, антисоциальных вспышек, преступности. Коммерциализация спорта, падение профессионализма у многих физкультурно-спортивных работников привело к снижению интереса у значительной части российских граждан к занятиям физической культурой и спортом как важнейшим средствам укрепления здоровья и формирования человеческой личности.

Выход из создавшейся ситуации видится в том, чтобы рассматривать здоровье человека как процесс его физического развития. В первую очередь речь идет о необходимости повышения роли и значения физической культуры и спорта. Именно они в условиях трансформации российского общества выступают важнейшими факторами укрепления здоровья и в первую очередь здоровья молодого поколения. Однако разработкой указанной проблематики до настоящего времени занимались в основном представители естественных и специальных дисциплин. В результате активно исследовались отдельные, частные вопросы и упускалось главное — формирование целостностного представления о человеке, о его здоровье и физическом развитии.

Вот почему, обращение к философскому анализу сферы физического развития, здоровья и телесности человека настоятельно продиктовано велением времени. Только в процессе социально-философского анализа представляется возможным системное изучение физического развития личности, определение методологических оснований для его последующего осмысления и реализации в практике жизнедеятельности человека и общества. Именно философская концепция физического развития поможет обеспечить достаточные теоретико-методологические основания для изучения указанного феномена специальными науками.

Кроме того, долгое время в поле зрение ученых попадал в основном лишь физкультурный феномен — спорт и, прежде всего, спорт высших достижений.

Однако здесь важно заметить, что сфера физической культуры внутренне богаче, шире и разнообразнее. Она обладает большими возможностями для всестороннего развития личности и укрепления ее здоровья. Формирование же физической культуры, в условиях трансформации российского общества или вообще недооценивалось, или рассматривалось в контексте проблем, решаемых в основном спортом. Становится очевидным, что спорт не может заменить собой физическую культуру, а последняя не может рассматриваться только как массовый источник будущих спортсменов высшей квалификации. Отсюда и актуальность исследования подкрепляется стремлением широкой аудитории реализовать себя именно в «физкультурной деятельности», ростом престижности и жизненной значимости усилий людей, направленных на «обработку» не внешней, а своей внутренней природы и собственной телесности.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ литературы по данной проблематике показывает, что физическое развитие личности является объектом исследования многих социально-гуманитарных дисциплин. Среди них в первую очередь следует указать на теоретические разработки социологов, психологов, педагогов, культурологов. Ученые, указанных и других научных направлений имеют свои подходы к пониманию физического развития личности, высказывают свои суждения и предлагают концептуальные построения, в которых содержится попытка осмыслить процессы, протекающие в мире человеческой субъективности, в мире человеческих мыслей, воли и чувств.

Однако следует признать, что до настоящего времени ни отечественными, ни зарубежными учеными физическое развитие личности не избиралось в качестве самостоятельного объекта философского познания.

Среди наиболее известных работ в области психологии и физиологии человеческого организма следует отметить, прежде всего, труды П. Ф. Лесгафта, К. А. Тимирязева, П. К. Анохина, И. П. Павлова, И. М. Сеченова, В. М. Бехтерева,.

И.И. Шмальгаузена и других представителей естественнонаучного направления XIX — го и начала XX — го веков.

Эта же проблема в той или иной степени затрагивалась в ряде исследований общего характера. К ним следует отнести работы М. М. Бахтина, А. Ф. Лосева, С. С. Аверинцева, Е. В. Боголюбова, Г. Д. Гачева, А. Я. Гуревича, П. С. Гуревича, О. Г. Дробницкого, Е. Косевича, Ю. С. Крюковского, А. В. Михайлова, В. А. Рабиновича, И. С. Кона и др.

Проблема телесности человека занимает определенное место в исследованиях по философской антропологии. Ее изучение в основном связано с критическим анализом зарубежных концепций. В первую очередь это относится к творчеству И. С. Вдовина, Б. Т. Григорьева, П. С. Гуревича, В. А. Подорога, К. А. Свасьяна и др. В работах Г. С. Батищева, Л. П. Буевой, Л. В. Жарова, М. С. Кагана, Л. Н. Когана, Ф. Т. Михайлова и др. глубоко изучается деятельностная сущность человека.

Значительный интерес представляет монография И. М. Быховской, которая посвящена аксиологии человеческого тела. Безусловную значимость для социокультурного осмысления телесности представляют этнокультурные и этнопсихологические исследования, в рамках которых телесность рассматривается в связи с ее коммуникативной функцией в различных этнокультурных системах, она изучается как средство невербального общения в тех или иных этнических культурах.

В области теории физической культуры определенную ценность представляют работы Выдрина В. М., Матвеева Л. П., Пономарева Н. И., Решетень И. Н. и др.

Представительным является круг авторов, изучающих социальные вопросы физической культуры и спорта. Наиболее продуктивно работают в этом направлении В. У. Агеевец, М. А. Арвисто, Н. Н. Визитей, О. А. Мильштейн, Н. А. Пономарев, М. Я. Сараф, Л. С. Стеновой, В. В. Столбов, В. И. Столяров, Ю. А. Талалаев, М. Х. Титма, А. В. Царик. и др.

Проблемы личности разнообразно и многопланово разрабатываются преимущественно в специальной литературе. В этой связи определенный научный интерес представляет рассмотрение влияния физической культуры на характер развития сил и способностей человека, специфику их воспроизводства и общую социальную направленность. Вместе с тем необходимо признать, что здесь пока еще мало работ, непосредственно посвященных философским аспектам рассмотрения физической культуры как фактора развития личности, а также выявлению взаимосвязей физической культуры и образа жизни личности. Например, в социально-культурологической литературе они как бы отошли на второй план, хотя формирование физически совершенного человека выступает одной из актуальных социальных задач современной российской модернизации.

В отечественной литературе до сих пор слабо разработан субъектный аспект физической культуры — прежде всего вопрос о том, каким оптимальным путем физическая культура из ее объективного внешнего состояния может быть переведена во внутреннее свойство личности. В диссертации этот аспект анализируется через понятие «физическая культурность». Изучению данного вопроса значительное внимание уделили, А. И. Арнольдов, Э. А. Баллер, В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов, В. М. Межуев, В. Н. Орлов, А. К. Укледов, Б. Д. Яковлев. Их работы посвящены в основном рассмотрению философско-социологических аспектов теории культуры.

Нельзя не отметить специальные работы, раскрывающие специфику и анализирующие основные элементы философско-социологических проблем развития личности и биологии человека. К ним относятся труды Б. Г Ананьева, В. Д Гончарова, В. Я Ельмеева, А. А Королькова, В. П. Петленко, В. Ф. Сержантова, В. П. Тугаринова, И. Т. Фролова, В. И. Столярова и др.

Зарубежная философия, раскрывающая проблемы физического развития и физической культуры, представлена работами Ю. Липеца «Философия олимпизма» и М. Мылика «Философские основания спорта».

Отмечая основательность и высокий уровень всех исследований, а так же огромный объем литературы по проблеме физического развития личности и ее телесности следует заметить, что данное направление в науке к настоящему времени не имеет достаточно определенного толкования, а отдельные важные вопросы пока вообще остаются вне поля зрения исследователей. Уже сегодня очевидно, что без философского осмысления проблемы мировоззренческая база и дальше будет оставаться слабой и не способной обеспечивать проведение конструктивной политики во имя действительного развития человека и его физических возможностей.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют идеи и положения трудов выдающихся мыслителей прошлого, отечественных и зарубежных философов, исследовавших различные аспекты физического развития, особенности его проявления и реализации в жизнедеятельности личности и общества.

Теоретической основой исследования выступает диалектический метод, включающий в себя системный подход, дающий возможность целостного рассмотрения физического развития личности в условиях трансформации российского общества, а также деятельностный и структурно-функциональный подходы к изучению данного феномена.

Методологической основой диссертации выступают общефилософские принципы системности, всесторонности, историзма, конкретности исследования, принципы и методы современной социальной философииконкретно-исторический, сравнительно-исторический, историко-генетический и историко-типологический методы, метод единства исторического и логического в социальном познании, а также отдельные методы современной теоретической социологии, аксиологии, валеологии и социальной психологии.

Физическая культура, как системное образование в целом, является объектом применения синергетического подхода в решении методологических и технологических задач, т. е. междисциплинарных исследований в разработке всех научных направлений.

Объектом диссертационного исследования выступает физическое развитие как внутренний компонент и механизм формирования личности.

Предметом диссертационного исследования является философское осмысление феномена физического развития как социально обусловленное взаимодействие личности и общества в условиях российской действительности.

Цель и задачи исследования

Актуальность проблемы физического развития личности, ее практическая значимость и недостаточная разработанность обусловили выбор автором темы диссертационного исследования. Имея в виду потребности современной теории и практики, диссертант ставит перед собой цель исследовать наиболее важные теоретико-методологические и практические проблемы физического развития личности в условиях трансформации российского общества в контексте социально-философского анализа.

Данная цель и замысел диссертации определили постановку и решение конкретных исследовательских задач:

— представить физическое развитие личности, здоровье человека и его телесность в качестве объекта социально-философского анализапровести концептуальный анализ проблемы физического совершенствования личности в историко-философском дискурсе;

— определить сущность физического развития личности в качестве механизма формирования ее общей культуры;

— аргументировать положение о том, что основой процесса саморазвития личности служит диалектическое единство биологического и социального;

— показать возрастающую роль и влияние духовно-нравственных ценностей на физическое развитие современной личности;

— исследовать аксиологический аспект физической культуры в условиях трансформации российского общества.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— расширены эвристические границы теоретико-методологических основ анализа физического развития личности, здоровья человека и его телесности;

— обосновано авторское видение процесса саморазвития личности как единства биологического и социального в деятельности человека;

— физическое развитие человека представлено как социальный механизм и атрибут формирования его общей культуры;

— определено место, показаны роль и значение духовных ценностей, оказывающих возрастающее воздействие на процесс физического развития личности;

— изучена сущность физического совершенствования как исторически обусловленного вида социокультурной потребности развития личности;

— углублено представление о социальной значимости физической культуры, которую она играет в развитии, сохранении и поддержании телесного, психического, нравственного и духовного здоровья человека в условиях трансформации российского общества.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Поскольку взаимодействие природного и социального лежит в основе любой человеческой деятельности, а сам действующий человек — это, прежде всего, человек телесный, то телесная культура необходимо выступает как базовый, фундаментальный слой культуры. Телесно-духовное единство, продуцируемое физическим развитием, свидетельствует о его высоком потенциале производства личности как целостности, о реальном сопряжении в нем изначально противостоящих качеств. Именно в контексте физического развития может быть максимально раскрыт потенциал человека как существа не только сформированного, но и явленного парадигме культуры, не только воспринимающего, но и воплощающего ценности культурного субъекта.

2. Определяющим началом в физическом развитии человека является его социальность. Каждая социальная роль требует определенных физических усилий, причем, чем сложнее социальная деятельность личности, тем выше степень дифференциации и разнообразнее проявление физического.

Социальная детерминация позволяет биологическому проявить его высшие потенции, получить максимальный простор для успешного развития.

3. Физическая культура представляет собой социальный фактор целесообразного воздействия на процесс физического развития и совершенствования человека, позволяющий обеспечить направленное развитие его жизненно важных физических качеств и способностей. Физически нормальное состояние человека (которое как раз нарушается при недостатке или ограниченности физической деятельности) выступает базой социальной деятельности человека. Физическая культура связана с физической деятельностью особого рода. Этот вид физической, двигательной деятельности в виде физических упражнений носит воспитательную функцию, он развивает не только организм субъекта, но и связан с его поведением как личности. Следовательно, физическое в человеке играет роль механизмов, с помощью которых осуществляются его социальные функции. Только в том случае, если физкультурная деятельность рассматривается со стороны человеческой значимости и ценности, она становится фактором истинно культурного развития личности, гармонизации телесного и духовного, устойчивого приобщения его к культуре физической. В этой связи важно подчеркнуть, что процесс физического совершенствования выступает как социально значимая деятельность, способствующая развитию не только физических, но и духовных способностей личности.

4. Современное распространение «болезней цивилизации» и угрожающие демографические процессы в нашей стране напрямую связаны с духовным неблагополучием человека, которое может быть объяснено избытком нереализуемой креативной энергии в целостной психосоматической организации человека. Отсюда, центральным тезисом исследования проблемы является возрастание роли духовно-нравственных ценностей в обеспечении полноценного физического развития и здоровья человека, освещение их «функции» как посредников восхождения человека из ниже — в вышеорганизованные макросферы своего бытияа также их атрибута как необходимого условия достижения человеком самореализации своего духовного потенциала.

5. Физическое развитие личности в современной системе ценностей тесно связано с развитием и утверждением ценностей экологического мышления, с провозглашением принципа «охраны тела», как одного из направлений зашиты биологических основ жизнедеятельности человека. Принятие этих ценностей стимулирует распространение нового подхода к пониманию смысла человеческой телесности, отношения к ней как представителю, фрагменту глобальной природной системы, имеющей свои достоинства и права. Материальная обеспеченность, правовая основа, сформированность положительного общественного мнения — это основные показатели, характеризующие уровень значимости ценностей физической культуры в данном социуме.

Теоретическая и научно-практическая значимость работы состоит в том, что основные положения и выводы данного социально-философского исследования могут найти свое применение в управлении общественными процессами при разработке целого ряда государственных мероприятий в области совершенствования социальной политики, при обосновании современных концепций и программ в области образования и воспитания молодежи. Диссертация может также представлять конкретный научный интерес для прикладных социально-гуманитарных исследований — для историков, социологов, педагогов, психологов и социальных работников.

Теоретическая значимость работы заключается в приращении нового знания о физическом развитии личности о его роли и месте в структуре современного философского знания.

По отношению к частным исследованиям в сфере физической культуры материал данной работы может вполне выступать организующим теоретико-методологическим принципом.

В то же время в диссертации рассмотрен ряд социально-психологических вопросов, решение которых могло бы иметь практически-прикладное значение в процессе превращения физической культуры в важную жизненную потребность. Практическая значимость диссертации заключается также и в том, что ее материал может быть использован в преподавании социальной философии, дисциплин по выбору (Философия человека, Культурология и др.), в комплексном планировании социально-экономического развития трудовых коллективов, в прикладных социологических исследованиях.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались автором на международных, межрегиональных, региональных, межвузовских и внутривузовских научных конференциях, на методологических семинарах кафедры философии СевКавГТУ. Обобщенные положения и выводы диссертационного исследования нашли свое отражение в разработке методологического инструментария для прикладных социологических и социально-психологических исследований, а также легли в основу ряда факультативных курсов по социальной философии, культурологии и философской антропологии.

По теме диссертационного исследования автором опубликовано 7 научных работ. Общий объем публикаций 2,02 п.л.

Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, примечания и библиографического списка использованной литературы, насчитывающего 200 наименований, в том числе 8 на иностранных языках. Общий объем работы 187 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование показало, что проблема физического развития личности является одной из центральных проблем современного российского общества.

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена тем, что недостаточная психофизическая готовность современного человека к взаимодействию с относительно быстро и резко изменяющимися условиями жизни является одной из причин снижения показателей физического развития, физической работоспособности и состояния здоровья у значительной части населения. Сегодня становится очевидным тот факт, что без координальных мер по укреплению здоровья и физического развития наших граждан под угрозу может быть поставлено не только наше настоящее, но и будущее всей нации.

Проблема физического развития и телесности привлекала внимание исследователей с древнейших времен до настоящего времени. Физическое развитие личности в древнем мире играло значительную роль в общественной саморегуляции. Пожалуй, никогда больше в истории человечества оно не занимало столь видное место в обществе, как это было в те далекие времена. Здесь были заложены концептуальные основы, определено место физического развития личности в культуре человечества, которое начало осознаваться как общественный феномен. В античной культуре находятся истоки разнообразных идейных направлений и систем физической культуры, существовавших и существующих поныне в различных цивилизациях. В средневековый период концептуальное развитие физической культуры связывалось с гуманистическим идеалом формирования всесторонне развитой личности. Концепции восточной системы физической культуры, на протяжении всего своего развития, содержат в себе признание значимой роли тела человека в его жизни. Формирования физической культуры феодальной и пореформенной России характеризуется оригинальностью идей русских деятелей физической культуры, прослеживается связь с достижениями общественной педагогической науки, приводятся многочисленные исторические факты, относящиеся к концу XIX началу XX веков.

Концепции физического развития личности многогранны и многоплановы. Еще не в столь отдаленные времена идеологизированная философская наука всячески избегала таких понятий как «тело» и «телесность». Считалось что биологическое в человеке — нечто второстепенное, что оно присутствует в социальном и его телесность не существенна. Не случайно до сих пор эти понятия отсутствуют в философской энциклопедии и в философских словарях. «Человеческая телесность» до сих пор остается предметом, которому практически не уделяется внимание в отечественной философии.

Процесс саморазвития личности происходит на основе единства биологического и социального в человеке. В своей основе социальные качества и биологические свойства человека соответствуют друг другу и предназначены для развития путем взаимного обогащения в едином процессе социализации. Развертываясь по естественным законам, процесс физического развития человека во многом обусловлен конкретными общественными условиями. Физическое развитие человека представляет собой социальный феномен, который на разных этапах развития человеческого общества имеет конкретно-исторический, качественно-специфический характер.

Определяющим началом в физическом развитии человека является его социальность. Социальная детерминация позволяет биологическому проявить его высшие потенции, получить максимальный простор для успешного развития.

Человеческий организм, будучи «носителем высшего качества» человеческой телесности представляет собой субстрат надбиологического порядка, он выступает уже не как организм, а как чувственно-сверхчувственное образование, явление культуры. Тело — это способ материальной включенности в мир, ибо оно есть инструмент материального преобразования окружающей среды. Первоначально тело выступает вообще единственным орудием воздействия на природу, а появляющуюся позднее технику справедливо рассматривают как «продолжение» и «усиление» органов человеческого тела.

Поскольку взаимодействие природного и социального лежит в основе любой человеческой деятельности, а сам действующий человек — это, прежде всего, человек телесный, то телесная культура необходимо выступает как базовый, фундаментальный слой культуры. Телесно-духовное единство, продуцируемое физическим развитием, свидетельствует о его высоком потенциале производства личности как целостности, о реальном сопряжении в нем изначально противостоящих качеств. В контексте физического развития максимально раскрывается потенциал человека как существа не только сформированного, но и явленного парадигме культуры, не только воспринимающего, но и воплощающего ценности культурного субъекта.

Физическое развитие — это, прежде всего сфера утверждения человеческого смысла телесности в пространстве социума и уже затем — формирования и применения адекватных ему средств, преобразованных, в соответствии с этими целями и принципами культуросообразности, в пределах их нормального функционирования.

Возможность целесообразно воздействовать на физическое развитие, оптимизировать его, направить по пути дальнейшего совершенствования индивида, реализуется при определенных условиях в процессе физического воспитания. Именно оно, призвано вносить главный, определяющий вклад в улучшение качественных и количественных критериев физического развития индивида, придавая тем самым индивидуальному развитию личности черты целесообразно направляемого процесса. В свою очередь, физическая культура является одной из неотъемлемых сторон общей культуры личности, она обеспечивает биологический потенциал жизнедеятельности организма, создает предпосылки для гармоничного развития индивида, содействует проявлению высокого уровня социальной активности и творческого отношения человека к труду. Актуальность формирования физической культуры человека продиктована ростом автоматизации производства, развитием транспортных средств, урбанизацией образа жизни, ухудшением экологической среды, необходимостью расширения форм межличностных контактов как средства борьбы с отчужденностью личности в современном мире.

Современное распространение «болезней цивилизации» и угрожающие демографические процессы в нашей стране напрямую связаны с духовно-нравственным неблагополучием человека, что, в сущностном аспекте может быть объяснено избытком нереализуемой креативной энергии в целостной психосоматической организации человека. В ходе развития общества физическая культура наряду с другими социальными явлениями постоянно расширяет границы своего влияния на жизнь людей. Социальная значимость физической культуры состоит в той огромной роли, которую она играет в развитии, сохранении и поддержании телесного, психического, нравственного и духовного здоровья человека. Физическое и духовно-нравственное совершенствование личности, полнокровная и активная человеческая жизнь, здоровый образ жизни, — вот те человеческие ценности, которые составляют основу физической культуры. В свою очередь, физическая культура является совокупностью социально одобренных ценностей, реализуемых через обеспечение необходимых предпосылок и условий для формирования современной личности.

Именно физическая культура представляет собой социальный фактор эффективного воздействия на процесс физического развития и совершенствования человека, позволяющий обеспечить направленное формирование его жизненно важных физических качеств и способностей. Физически нормальное состояние человека (которое как раз нарушается при недостатке или ограниченности физической деятельности) выступает базой социальной деятельности человека. Физическая культура связана с физической деятельностью особого рода. Этот вид физической, двигательной деятельности в виде физических упражнений носит воспитательную функцию, он развивает не только организм субъекта, но и связан с его поведением как личности. Следовательно, физическое в человеке играет роль механизмов, с помощью которых осуществляются его социальные функции. Только в том случае, если физкультурная деятельность рассматривается со стороны человеческой значимости и ценности, она становится фактором истинно культурного развития личности, гармонизации телесного и духовного, устойчивого приобщения его к культуре физической. Процесс физического совершенствования выступает как социально значимая деятельность, способствующая развитию не только физических, но и духовных способностей личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э. Человек как предмет философии. // Вопросы философии, 1989 № 2.
  2. В.У., Орлов P.M. // Теория и практика физической культуры 1991, № 9. С. 25.
  3. Актуальные проблемы культуры XX века. О-во «Знание» Российской Федерации, 1993.
  4. И.И. Медико-социальная оценка современных подростков и пути их решения. // Сб. материалов 4 Международного Конгресса. «Эколого-социологические вопросы защиты и охраны молодого поколения на пути в 21 век» СПб, 1998. — С.16−19.
  5. И.М. Раздумья о здоровье. 3 издание дополненное и переработанное. М.: Физкультура и спорт. 1987. — 186 с.
  6. Н.Е. Духовный мир личности как социально-философская проблема: Дисс.канд. филос. наук. — М., 1992.
  7. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988.
  8. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1978.
  9. А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. — М.: МГИК, 1992.
  10. Т.В. Философия не умственная, а сердечная и чувственная. // Вопросы философии, 2005. № 1. С ЛОЗ.
  11. И.А. К физиологическому анализу физического развития и его особенностей у новорожденных детей // Физиология человека. 1979. № 5.
  12. А.Г. Психология индивидуальности: методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 96с.
  13. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977.
  14. В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) // Теория и практика физической культуры. 1991. № 7. С.37−41.
  15. В.К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. -Киев: Здоровье, 1987.
  16. В.К., Лубышева Л. И. // Теория и практика физической культуры. 1995, № 4.
  17. В.К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность. // Теория и практика физической культуры. 1995, № 5.
  18. Бальсевич.В. К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: Физическая культура и спорт, 1988. — 208 с.
  19. B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. -М.: Онега, 1994.
  20. Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. — 383 с.
  21. Н.А. Самопознание. М.: Международные отношения, 1990. -336 с.
  22. Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // Вопросы философии. 1989, № 2. С. 150.
  23. Н.А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990. -495 с.
  24. B.C. Нравственность. Культура. Современность: (Философские размышления о жизненных проблемах). М.: Знание, 1990.
  25. Библия. М.: Российское библейское общество, 2001.
  26. . Древнегреческие агоны: превосходство телесности и восхищение интеллектом // Сокр. перевод Столярова В. И. // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. 3. М., 1997. — 338 с.
  27. Бондин В. И, Баршай В. М. К вопросу о валеологическом образовании школьников. // Валеология, 1997 № 1, С. 25.
  28. М.П. Общечеловеческие ценности необходимые элементы структуры личности как субъекта управления в кн.: Духовная Жизнь общества: состояние и проблемы управления. — М., 1992.
  29. И.И. Валеология наука о здоровье. — М.: Физкультура и спорт, 1990.-207 с.
  30. В.Н. Феноменология русской души. // Вопросы философии, 2005. № 1. С. 29.
  31. Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры. // Вопросы философии. 1996. № 2.
  32. Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме. // Alma mater/ 1997.№ 4.
  33. И.И. Человек как интегральная философская проблема: Дисс. .д-ра филос. наук. М., 1993.
  34. И.И. О работе «Дух, душа и тело» // Философские науки. 1998. № 1.
  35. И.М. // Теория и практика физической культуры, 1986. № 5.
  36. И.М. «Homo Somatikos»: аксиология тела. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 208с.
  37. И.М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела. // Теория и практика физической культуры, 1996, № 2. — С.19−27.
  38. И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. Общ-во социологов РАН. М., 1993. — С.11.
  39. И.М. Быть телом Иметь тело — творить тело: Три уровня Homo somatic и проблемы физической культуры. // Теория и практика физической культуры, 1993. № 7. — С.4.
  40. Валеопсихология как новая ветвь науки. // Материалы научно-практической конференции «Здоровый город здоровые дети» Вып.2. Социальная среда: нравственность и здоровье. — Ставрополь, 1999. — С.72.
  41. В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.
  42. Н.Н. Физическая культура и спорт как социальное явление. // Философские очерки. Кишинев: Штиинца, 1986. — 164 с.
  43. Н.Н. Физическая культура личности. Кишинев: Штиинца, 1989.- 110 с.
  44. Н.Н. Физическая культура личности. (Проблема человеческой телесности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты). Кишинев. Штиинца. 1989. — 110 с.
  45. М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза. // Теория и практика физической культуры, 1996. № 1.
  46. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: Издательство МГУ, 1990. 288 с.
  47. В. Избранное. Дух и история. М., 1995. — С.39.
  48. П.А. Физкультура и здоровый образ жизни. Проблемы и перспективы массовых средств информации. М.: Мысль, 1991. — 224 с.
  49. Ю.Р. Ценностные ориентации в системе единой социалистической культуре // СПб. Ценностные ориентации социалистического образа жизни. — JL, 1979. — 166с.
  50. Ю.Г. Личность и гуманизм (социологический аспект). М.: Высш. шк., 1995.
  51. Ю.Г., Поликарпов B.C. Многомерный мир современного человека. М., 1998.
  52. Т.П. Аксиология культуры. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1996. — С.59−61.
  53. П.П. Человек и человечество в учении Вл. С. Соловьева // Вопросы философии, 1994. № 6.
  54. Г. Сочинения: В 14 т. М. — Л., 1929−1959.
  55. Г. Эстетика: В 4 т. М., 1969.
  56. К.А. О человеке. // Сочинения: в 2-х т. Т.2. М., 1974.
  57. В.И. Почему мы не похожи друг на друга. // Очерки о биологической индивидуальности. «Наука и прогресс», М.: Знание, 1984.
  58. В.Д. Физическая культура человека: традиции и современность, социологический анализ. СПб., 1994.
  59. В.Д., Какухин А. Д. Социальная психология физической культуры: // Вопросы методологии и теории. Красноярск, 1992.
  60. А. Дж. Греция в век Перикла: Пер. под ред. Н. Н. Шамонина. М.: тип. тов-ва И. Д. Сытина, 1905. — 358с.
  61. А.В. Физическое воспитание в России в эпоху Петра I // Очерки по истории физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1938. — Вып. 1. — С.107−139.
  62. А.В. Физическое воспитание в России во второй половине XVIII века // Очерки по истории физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1938.-Вып. 1. — С.143−175.
  63. .Т. Философская антропология. М.: Мысль, 1982. — 188 с.
  64. И.А. Духовное неблагополучие как причина демографической катастрофы: почему умирают в России, как нам выжить? М., Медиа Сфера, 1995, — 100 с.
  65. И.А. Насилие над духом как главная причина краха реформ и демографической катастрофы в России. М., 1997, — С. 9.
  66. П.С. Философия культуры. М.: АО Аспект-Пресс, 1994.
  67. П.С. Человек как объект социально-философского анализа // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988.
  68. Э.Н. Образование личности. М.: Интерпракс, 1994,№ 3.
  69. В.Е. Культура Мира на исходе XX столетия. // Изв. Высших учеб. Завед. Сев Кав. Регион. Общественные науки. 1996. № 4.
  70. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Русский язык, 1989−1990.
  71. Демокрит. Учение об органической природе и человеке. // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. 4.1. — М., 1991.-С.73.
  72. У. Личность // Психология личности. Тексты. М., 1982.
  73. С.В. // Теория и практика физической культуры. 1988, № 2. — С.24.
  74. Д.Д. Развитие идей П.Ф. Лесгафта о физическом упражнении как двигательном действии. Сб.: Физическая культура и спорт, здоровье нации, СПб., 1996. — С. 128.
  75. В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. М.: Флинта. 1999. — 560 с.
  76. Духовность как фактор социализации личности. / Под. Ред. В. Г. Федотовой. Воронеж: Воронеж. Гос. Техн. Ун-т, 1993.
  77. Ю.И. Физическая культура. Рост н/Д, 2002. С. 5.
  78. М.Б. Культура в системе общества. М.: Наука, 1984.
  79. Л.В. О специфике телесной культуры человека. // Вопросы философии, 1987, № 6.
  80. Л.В. Человеческая телесность: философский анализ. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 1988. 128 с.
  81. В.И. Здоровый образ жизни, сущность, структура, формирование на пороге XXI века. Томск, 1996.
  82. В.Н. Личность и Общество. (По материалам обсуждения «за круглым столом» на тему «Проблемы развития личности в современ. Рос. Общ-ве»). // Социологические исследования, 1996. № 1.
  83. Г. К. Физическое воспитание и спортивная подготовка: новые подходы, методические рекомендации. Ленинград, 1991. — С.8−9.
  84. Ю.А. Вызовы цивилизации и опыт США. М.: Наука, 1991. — 381 с.
  85. Ю.А. Личность в современной Америке: Опыт анализа ценностных и политических ориентации. М.: Мысль, 1980. — С. 109.
  86. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994.
  87. В.В. Культурная антропология и история культуры // Одиссей: Человек в истории. М.: Наука, 1989.
  88. А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентации человека. // Вести АМН СССР, 1982, Т 45, № 4. С.29−33.
  89. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.
  90. М.С. Философская теория ценностей. СПб, Петрополис, 1997.
  91. М.С. Человеческий фактор развития общества и общественный фактор развития человека. // Вопросы философии, 1987, № 16, С. 15−26.
  92. . М.С. Философия культуры. СПб., 1996. — 160 с.
  93. В.П., Спирин. Л. А. Феномен человека: комплекс социоприродных свойств. // Вопросы философии, 1988, № 7 С.29−37.
  94. И. Антропология с прагматической точки суждения // Кант И. Сочинения: В 6 т. Т.6. М., 1966. — С.349−583.
  95. И. Критика способности суждения. // Кант И. Соч. в 6 томах, Т.5. -М., 1965.
  96. В.К. Личность в России: сотворение катастрофы. // Вопросы философии, 1998. № 9.
  97. Т.В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека. Л.: Медицина, 1979. — 215 с.
  98. Т.В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека. Л.: Медицина, 1979, — 215 с.
  99. В.Н. Проблема самореализации человека в современных условиях. // Социология и социальная антропология. Межвуз. Сб. / Под ред. В. Д. Виноградова, В. В. Козловского. Изд-во Алетийя. СПб., 1997.
  100. А.И. О понимании личности в китайской и европейской культурах: народы Азии и Африки. 1979, № 5. С. 44.
  101. Н.Н. Горизонты повседневности современной эпохи. М., 1996.
  102. И.П. Отношение русского общества к вопросам физического развития в разные эпохи русской истории // Посадский И. В. Сокольские празднества учащихся Варшавского учебного округа. 3−4 окт. 1910 г. — Варшава: тип Варш. Учеб. округа, 1910. С. 23.
  103. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
  104. Е. Тело и дух как объект христианской философской культуры: Дис.. .док. филос. наук. М., 1992. — 336 с.
  105. Е. Человек и его тело в свете Ветхого и Нового завета // Философские науки. 1992. № 2. С.49−61.
  106. . Действие и поступок // Знание сила. 1991, № 7. — С.67−72.
  107. Культура личности. // Рождественский Ю. В. Введение в культурологию. М., 1996.
  108. Культура, образование, развитие индивида. М.: Наука, 1990. — 162 с.
  109. Куманецкий История культуры Древней Греции и Рима. М.: Высшая школа, 1990.-351 с.
  110. Кун JI. Всеобщая история физической культуры и спорта: М.: Радуга, 1983.-399 с.
  111. П. Этот человеческий мир. М., 1981, — С. 65.
  112. Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социологические исследования. 1993. № 7.
  113. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985.
  114. Пб.Лисицин Ю. П. Концепция формирования здорового образа жизни. // Сборник научных трудов. М., 1991. — С-3−27.
  115. Ю.П., Сахно А. В. Здоровье человека социальная ценность. — М.: Мысль, 1989.-270 с.
  116. А.Ф. Гомер.-М.: Учпедгиз, 1960.-С.81.
  117. Лубышева Л. И Концепция формирования физической культуры человека. М.: ГЦОЛИФК. 1992.
  118. Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации. // Теория и практика физической культуры. 1996. № 1. С.4−9.
  119. Л.И., Бальсевич В. К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // Матер, междунар. конф. «Современные исследования в области спортивной науки» — СПб НИИ 1994.
  120. П.П. Формирование человека как личности: социально-философский аспект. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 149 с.
  121. М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. М.: ИПЛ, 1991. — С.8−22.
  122. К., Энгельс Ф. Сочинения: В 30 т. 2-е изд. -М.: 1961 1981.
  123. К., Энгельс. Ф. Тезисы о Фейербахе. Соч. Т.З.
  124. Л.П. Опыт анализа и систематизации форм и функций физической культуры. М., 1984. — С. 149.
  125. Е.М. Проблема человека в истории философской мысли. М.: Знание, 1986.
  126. Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен. // -Ставрополь, 1995.
  127. Р. Катастрофа здоровья нации. // Фармация, 1997. № 6, С. 9.
  128. А.А. Гармония и дисгармония личности: // Философско-этический очерк. М.: Политиздат, 1990. — С.222.
  129. О.А. Социология физической культуры и спорта в СССР. -М.: Физкультура и спорт, 1974.
  130. О. А. Спорт как элемент культуры и его роль в формировании личности. // Система культуры личности и ее значение длянаучно-технического прогресса: Тезисы доклада к XIII межзональному симпозиуму. Горький, 1985. — С. 158−159.
  131. НЗ.Милыптейн О. А., Молчанов С. В. Влияние зрелищной активности на приобщение к занятиям физкультурой. // Социологические исследования, 1982.
  132. В.А., Мосткова Е. В. Основы здоровья. М., 1994, — С 134.
  133. Многомерный комплекс человека: Комплексное междисциплинарное исследование человека. М., Наука, 2001. — 237 с.
  134. Моральные ценности и личность. / Под ред. А. И. Титаренко, Б. О. Николаичева. М.: Изд во Моск. Ун-та, 1994.
  135. Л.Е. Философская антропология: Учебное пособие для вузов. Л. Е. Моторина. М.: Высшая школа, 2003. — С.99−100.
  136. П. Песталоцци. Его жизнь и его идеи: Пер. с нем. М. А. Энгельгардта. 2-е изд. — Пг.: Школа и жизнь, 1920. — С. 166.
  137. Ф. Воля к власти // Сочинения: В 9 т. Т.9. М., 1910.
  138. Ф. Сочинения: В 2 т. -М., 1990.1420 человеческом в человеке. / Под ред. И. Т. Фролова. — М., 1991.
  139. С.И. Словарь русского языка. 18-е изд. М.: Русский язык, 1986. — 797с.
  140. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.-587 с.
  141. Очерки по теории физической культуры: Труды ученых социалистических стран. М.: Физкультура и спорт, 1984.
  142. Т. Человек в современном мире: Пер. с англ. (Общ. ред. В.А. Кувакина). М.: Прогресс, 1985.
  143. В.П. Философия. Учебное пособие для студентов. Нижний Новгород: НФ МГЭИ, 2002. — 326 с.
  144. В.А. Личность: феномен субъективности. Ростов н/Д, 1993.
  145. Платон. Государство. // Собр. соч.: В 3 т. М.: Мысль, 1971. Т.З.-Ч.1. -С.273.
  146. В.А. Феноменология тела. М.: Магистериум, 1995.
  147. Н.А. Проблема системообразующего фактора физической культуры // Теория и практика физической культуры, 1979. № 5. С.5−7.
  148. Н.А. Социология физической культуры: Учебное пособие. — СПб., 1998.
  149. Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта. — М.: Физкультура и спорт, 1974.
  150. Н.И. Спорт феномен культуры. 1987. С. 9.
  151. Проблема прогресса живой природы. // Вопросы философии, 1967, № 9.
  152. Г. О понятии философии. «Логос», 1910, кн.1, — С.ЗЗ.
  153. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979.
  154. С.Д. Физическая культура античного мира. (Греция и Рим) // Очерки по истории физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1938. — Вып. 1.-С. 65.
  155. Г. М. Здоровый образ жизни: научно-теоретические и методические основы. Ставрополь. СГУ, 2001. — С.З.
  156. Сорокин Питирим. Человек. Цивилизация. Общество. / Общ. Ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов / Пер. с англ. М., 1992.
  157. .В. История физической культуры: Учебник. М.: Просвещение, 1989. — 288с.
  158. В.И. Социология физической культуры и спорта: Основные проблемы, новые подходы и концепции. М., 1999.
  159. В.И. Философско-культурологический анализ физической культуры. // Вопросы философии, 1988. № 4. С.78−91.
  160. О.С. Человек: душа и тело, смерть и бессмертие. М.: Прометей, 1994.- 183с.
  161. Сулейманов И. И // Теория и практика физической культуры, 2001. № 3. -С 12.
  162. К.Е., Черненко Е. К. Социальная детерминированность биологии человека. -М.: Наука, 1979.
  163. Тейяр де Шарден. П. Феномен человека. — М., 1978.
  164. Телесность человека: междисциплинарное исследование. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 159 с.
  165. В.А. Антропология российских трансформаций. // III конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов 8−11 июня 1999. — М., 1999.
  166. Н.И. Физическая культура в период позднего средневековья. // Очерки по истории физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1950. Вып. № 5.-С. 163−164.
  167. Т.А. Телесность как философская проблема: к постановке вопроса в западной патристике. // Философия человека: диалог с традицией и перспективы. М., 1988. — С.9−11.
  168. П.Н. Социальное и биологическое в философии и социологии. // Вопросы философии, 1976, № 3. С. 58.
  169. Философский словарь. Под ред. Фролова И. Т. 5-е издание. М: Политиздат, 1986. — 590с.
  170. П.А. Сочинения: В 2 т. М., 1990.
  171. С.С. Культура и личность. // Социология. М., 1994.
  172. С.С. Неотменимый антропоконтур 1. Контуры До-Кантова Человека. // Вопросы философии, 2005. № 1. С. 25.
  173. Человек как философская проблема: Восток Запад. — М.: Изд-во УДН, 1991.-279 с.
  174. .М. Валеология. М., 2000. — С. 16.
  175. А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. — С.75.
  176. М. Избранные произведения. М., 1994. — 305с.
  177. М. Человек и история. // Человек: образ и сущность. М., 1991.Вып. № 2. — С. 134.
  178. П.Д. Мысли о воспитании в духе православия и народности. Казань: изд. кн. маг. А. А. Дубровина, 1897. С.32−33.
  179. И.И. Пути и закономерности эволюционного процесса. — М-Л., 1939.-С 74.
  180. Е.В. О естественной природе и социальной сущности человека. // Биологическое и социальное развитие человека. М.: Наука, 1977. — С.65−82.
  181. А.Г. Здоровье и массовая физическая культура. Методологические аспекты. // Теория и практика физической культуры, 1989, № 4.
  182. Л.В. Человек в сфере физической культуры. (Философско-культурологические и сравнительно исторические аспекты). Л., 1988.
  183. Японское общество и культура. Вып. № 2. Изменение общественного сознания Японии в оценке современных буржуазных исследователей. М.: ИНИОН АН СССР, 1984. — 51с.
  184. Dunning Е. А Figuration Approach to Leisure and Sport. // Rojek C. (ed.) Leisure for Leisure. L.: Macmillan, 1989. P. 176−224.
  185. Featherstone M. The Body in Consumer Culture // Theory, Culture & Society, 1982, Vol.2.-P.78.
  186. Frank A. Bringing Bodies Back in: a Decade Review. // Theory, Culture & Society, 1990, Vol. 7, № 1. P.131−162.
  187. Frank A. For Sociology of the Body: an Analytical Review. // The Body: Process Cultural Theory. L.: Sage, 1991. P. 14−36.
  188. Graaf N.D. Post materialism and the stratification process: An International comparison: Dissertation. Utrecht: Univ. of Utrecht, 1988.
  189. Jessop Т.Е. The Definition of Beauty. // Art and Philosophy. Reading in Aesthetics. N. Y, 1970. -P.531.
  190. Kroker A., Kroker M. Body Invaders: Sexuality and the Postmodern Conditional. 1988. 277 p.
  191. A. (1968) Toward a psychology of being. 2ded. New York.: Van No strand Reinhold Company. P. 153.
  192. Rothschild A. The Managed Heart: Commercialization of Human Feeling. Berkeley, 1983.P.138.
  193. Saeki T. Quality life and sport humanity (Sport for all in achieving future society): Paper to World congress on Sport for all, Tampered, Finland, June 4−7 1990. Tsukuba: Univ. of Tsukuba, 1990.
  194. Seppanen P. Values in sport for all: Paper to World congress on Sport for all, Tampere, Finland, 4−7 June 1990. Jyvaskyla, 1990.
  195. Shorter E. Women’s Bodies. Plymouth, 1990. 396p.
  196. Verthuy M. Is There Life After Specificity? // Canadian Journal of Political and Social Theory. 1986. Vol. 10. № 3. -P189−190.
Заполнить форму текущей работой