Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Что такое эстетический вкус?

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Чем отличается постижение вкусом от познания рассудком? Вкус обладает синтезирующей обобщающей способностью в противовес аналитическим возможностям спекулятивного рассудка. Вкус воспринимает сразу все, что относится к сущности вещи или явления, в то время как рассудок делает это постепенно, поэтапно. Вкус — это своеобразная эстетическая дедукция, рассудок — гносеологическая индукция. Поэтому… Читать ещё >

Что такое эстетический вкус? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эстетический вкус — это внутреннее чувство, связанное с ощущением удовольствия от созерцания прекрасного и доставляемой от него радостью. Иначе говоря, радости от созерцания прекрасного образа трансформируются в сознании субъекта в ощущения удовольствия, формирующего его эстетический вкус. Наличие последнего становится одной из главных характеристик качества эстетического сознания человека, отражающих его онтологический статус. У людей с высоким онтологическим статусом должен быть прекрасный вкус, и наоборот.

Вкус, наряду с разумом, выступает познавательной способностью человека. Так, если рассудок пытается интеллектуально во всем узреть истину, интуиция духовными путями устремлена к благу, то вкус коренится во внутренней бессознательно-импульсивной направленности инстинктов к красоте.

Чем отличается постижение вкусом от познания рассудком? Вкус обладает синтезирующей обобщающей способностью в противовес аналитическим возможностям спекулятивного рассудка. Вкус воспринимает сразу все, что относится к сущности вещи или явления, в то время как рассудок делает это постепенно, поэтапно. Вкус — это своеобразная эстетическая дедукция, рассудок — гносеологическая индукция. Поэтому, опираясь на вкус, зритель гораздо быстрее и решительнее выносит оценку явлению, чем это делается с помощью рассудительности. Поскольку вкус всячески поддерживает разум, кратко вынося эстетическую оценку его суждениям, то между ними можно провести следующую аналогию: то, что рассудок постигает в движении, — вкус схватывает моментально; то, что рассудок познает в частях, — то вкус оценивает в целом. Поэтому чем больше развит хороший вкус, тем целесообразней всякая деятельность, приближающая человека к совершенству. Эстетическая оценка становится одним из главных критериев истинности научной теории и гуманизма моральных доктрин. Если теория некрасива — следовательно, она ошибочна, если мораль не прекрасна — значит она антигуманна. Поэтому многие философы, среди которых, например, Кант, считают, что если вкус вступает в конфликт с рассудком, то необходимо отдать предпочтение первому и пренебречь вторым (Кант. Собр. соч. в б-ти т. Т. 5. — М., 1963. — С. 337).

Эстетический вкус имеет свои количественные и качественные характеристики. Так, к количественной оценке вкуса относится его развитость или неразвитость. К качественной — хороший он или дурной. С количественной точки зрения вкус подвержен совершенствованию до определенных пределов, и тогда он может называться развитым, обнаруживая себя в глубине постижения окружающего мира. Неразвитый вкус в известных пределах может быть хорошим, неиспорченным, но при этом не обладать той проницательностью, которая потенциально ему принадлежит. Таким образом, количественные оценки эстетического вкуса человека с течением жизни могут меняться в ту или иную сторону. Что касается качественной оценки эстетического вкуса, то она всецело зависит от способностей человека, которые либо даны ему от природы, либо вовсе не даны. Данный от природы хороший или дурной вкус нельзя изменить с течением времени, его можно только развить до предела или оставить в «зачаточном» состоянии. Как правило, он является генетическим наследием предков, оставляющих опыт своих эстетических переживаний потомкам. В традиционных обществах благодаря такому наследию формировались касты, сословия, замкнутые социальные слои, чьи эстетические вкусы резко отличались друг от друга, образуя социальную иерархию. Именно в этом случае оправдана крылатая фраза, утверждающая, что о вкусах не спорят. Ведь каждому по-своему открывается гармония, следы которой ищет бессознательно для себя сознание человека в вещах и явлениях внешнего мира. Масштаб и глубина открывшейся гармонии определяет эстетическое чутье человека, готовое оценить, насколько предмет красив и что ему мешает быть таковым. Иллюстрацией подобного утверждения может служить сюжет из «Дон-Кихота» Сервантеса, где Санчо рассказывает о семейном качестве его родственников, передаваемом по наследству, — умению оценивать вино. Однажды они были приглашены для дегустации бочки вина. Предполагалось, что вино прекрасно, ибо было старым и из хорошего сбора винограда. Однако один из родственников заявил, что в вине присутствует слабый привкус кожи, другой же родственник отметил в нем привкус железа. Над дегустаторами долго потешались, но когда бочка была осушена, на ее дне нашли ключ с привязанным к нему кожаным ремешком.

То, что гармония выступала источником эстетического вкуса, не вызывало сомнений почти ни у кого. Зато происхождение самой гармонии породило широкие дебаты у философов, которые обнаруживали ее начало в разных сферах. Одни полагали, что источником гармонии выступает сам Бог и исходящая из него благодать; этих взглядов придерживались мыслители христианства. Другие философы, такие как Руссо, считали, что она коренится в природе. Третьи отстаивали позицию, что гармония принадлежит бессознательной сфере человеческой психики и присутствует там в виде архетипов. Именно такое учение выдвигал Юнг. Четвертые настаивали на том, что гармония — это чувство социальное, и поэтому эстетический вкус обусловлен общественными отношениями. К подобным выводам приходили, например, Смит, марксисты.

Таким образом, общий вывод можно сделать такой: вкус есть онтолого-антропологическая характеристика сознания человека, демонстрирующая его эстетическую зрелость, которая проявляется часто в бессознательной для него способности оценивать предметы и явления мира с точки зрения их красоты или безобразия, иначе говоря — их эстетической ценности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой