Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Перфекционизм. 
Философия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принято говорить не только о совершенстве объекте, но и о присущих ему несовершенствах. Преодоление этих несовершенств формирует совершенный объект как множество всех совершенств. Следовательно, на определенном уровне совершенства объект может достичь совершенства по тем или иным конкретным качествам, а с переходом на последующие уровни совершенства — достичь совершенства по другим качествам… Читать ещё >

Перфекционизм. Философия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Перфекционизм (от лат. perfectus — «совершенный») — представление о том, что все стремится к совершенству.

О трудном пути к совершенству древнекитайский мудрец Лао-цзы писал:

Тот, кто лишь пытается начать, никогда не начнет.

Тот, кто слишком торопится, ничего не достигнет.

Тот, кто виден всем, не может быть ясным.

Тот, кто считает себя правым, не может стать лучше.

Тот, кто заставляет себя, не достигнет успеха.

Тот, кто жалеет себя, не может совершенствоваться.

Перевод А. Кувшинова

Совершенство (др.-греч. тёАеюд — «законченность») — свершенность, высшая степень развития, высший образец-эталон, с которым соотносятся цели и результаты предпринимаемых усилий. С совершенством ассоциируется достигнутость цели, доведенное до конца, целиком законченное и поэтому полное.

Для совершенного состояния характерна автаркия — самодовление, сущее в полноте и неущербности. Демокрит указывай, что «природе достаточно ее собственных сил». По Аристотелю совершенное государство автаркично: «Государство представляет собой общение… родов и селений ради достижения совершенного самодовлеющего существования, которое, как мы утверждаем, состоит в счастливой и прекрасной жизни»[1]. У киников и стоиков «совершенный человек» преисполнен достоинств и избавлен от пороков. Мудрец ни в ком и ни в чем не нуждается и тем подобен богу.

Принято говорить не только о совершенстве объекте, но и о присущих ему несовершенствах. Преодоление этих несовершенств формирует совершенный объект как множество всех совершенств. Следовательно, на определенном уровне совершенства объект может достичь совершенства по тем или иным конкретным качествам, а с переходом на последующие уровни совершенства — достичь совершенства по другим качествам.

Перфекционизм. Философия.

Видение Лестницы Божественного восхождения Иоанном Лествичником (VI—VII вв.). Миниатюра начала XVI в.

В российской философии считалось, что абсолютное совершенство недостижимо, но на пути к нему расположены все те маленькие совершенства, на которые могут притязать люди. Обращалось внимание на: 1) взаимность совершенствования, коррелятивность и интерактивность совершенствования сосуществующих и взаимосвязанных личностей; 2) необходимость гармонизации процессов совершенствования; 3) определение меры и предела совершенствования, благодаря чему устанавливается необходимость и достаточность совершенства в рамках достигнутой гармонии. «…Совершенствоваться и совершенствовать других», — писал в «Основах эволюционной монадологии» русский математик и философ Николай Васильевич Бугаев (1837—1903).

В арабо-мусульманской философии совершенствование интерпретируется в аспекте актуализации, а несовершенство — в аспекте неактуализированных, нераскрытых потенций. Совершенство имманентно присуще объекту, хотя оно и невыявленно. Поэтому требуется осознание совершенства, его выявление и актуализация. В результате снимается проблема недостижимости трансцендентного эталона совершенства. Трудность данного подхода заключается в ситуационное™ совершенствования. Изменение ситуации может вести к изменению вектора совершенствования и деактуализации ранее раскрытых возможностей. Потенциал объекта всегда раскрывается частично и в известном смысле случайно. Соответственно, невозможно добиться абсолютной, полной актуализации потенциала объекта. Такая актуализация представляется относительной, в силу чего в совершенствовании необходима ситуационно уместная сбалансированность.

В японском менеджменте опыт совершенствования обобщен в философии кайдзен (букв, «непрерывное совершенствование»). Все мелочи важны, ибо совершенствование в малом исчерпывает возможности актуальной фазы развития и создает предпосылки для перехода на новый уровень совершенства. Поэтому совершенствование должно идти постоянно и повсеместно.

Понятно, что фиксация на бесконечно малых усовершенствованиях может заблокировать процесс совершенствования в целом. Акцентуированный перфекционизм включает:

  • — стремление довести любое действие до идеала, отношение к деятельности по принципу «все или ничего» (поляризованное мышление);
  • — завышенный уровень притязаний и высокую требовательность к себе;
  • — гонку за наилучшим результатом, ориентацию на «самых успешных» и постоянное сравнение себя с окружающими;
  • — скрупулезность, повышенное внимание к мелочам;
  • — сомнения в качестве выполнения деятельности, концентрацию на ошибках и чувствительность к критике.

Во избежание невротизации перфекционистам рекомендуется:

  • — признавать и ценить свою и чужую уникальность;
  • — видеть в себе не только недостатки, но и достоинства;
  • — различать цели по степени их важности;
  • — воспринимать неудачи как неотъемлемую, нормальную часть жизни;
  • — чередовать периоды напряжения и релаксации.
  • [1] Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 4. С. 461.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой