Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Мониторинг качества обучения в учреждениях профессионального образования региона в условиях рыночной экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На защиту выносятся: а) методика аттестации образовательных учреждений начального профессионального образования Иркутской области, включающая цель и содержание аттестации, этапы аттестации, аттестационную экспертизу, порядок проведения самоанализа, рекомендуемую форму аттестационного заключенияб) педагогические условия эффективности мониторинга качества обучения в учреждениях профессионального… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки осуществления мониторинга качества обучения в учреждениях профессионального образования региона в условиях рыночной экономики
    • 1. 1. Состояние профессионального образования Российской Федерации в условиях рынка
    • 1. 2. Осуществление мониторинга качества обучения в учреждениях профессионального образования
    • 1. 3. Профессиональное образование и реализация мониторинга качества обучения в зарубежных странах
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Содержание и методика мониторинга качества обучения в учреждениях профессионального образования региона в условиях рыночной экономики
    • 2. 1. Особенности и основные характеристики деятельности учреждений профессионального образования в Иркутской области
    • 2. 2. Содержание и методика мониторинга качества обучения в учреждениях профессионального образования региона
    • 2. 3. Итоги опытно — экспериментальной работы
  • Выводы по главе 2

Мониторинг качества обучения в учреждениях профессионального образования региона в условиях рыночной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На всех этапах развития профессионального образования в России его стратегия определялась социально-экономическими предпосылками. Диалектическое единство национальной экономики и системы профессионального образования заключается в общности конечных целей и их взаимозависимости.

Концепция развития системы профессионального образования России на современном этапе в значительной мере обусловлена тенденциями перспективного преобразования экономики. Переход нашей страны на рыночные методы хозяйствования, становления в России рынка труда, рынка образовательных услуг, развитие негосударственного сектора, включая частный, и, наконец, объективная необходимость интеграции нашей страны в мировую экономическую систему требуют переосмысления задач, стоящих перед профессиональной школой. Российская система профессионального образования должна гарантировать уровень профессиональной подготовки, соответствующий требованиям отечественной экономики и международным стандартам. Последовательное разрушение административной системы управления образованием не дало, да и не могло в короткие сроки дать позитивных сдвигов в развитии профессиональной школы. Известно, что даже простая смена технологии на производстве сопровождается временным спадом производства и неприятностями социального характера для трудового коллектива. Что же можно ожидать при коренной структурной реконструкции всей системы профессионального образования России в контексте острых социально-экономических реформ? Конечно, неизбежны те отрицательные явления, которые мы наблюдаем и которые лежат серьезным психологическим грузом на руководителях, педагогах, ученых — всех, кому небезразлична судьба профессионального образования в стране.

Нужно обратить внимание на наметившуюся тенденцию перехода от экстенсивного типа экономики к интенсивному, которая по мере укрепления рыночных отношений станет доминирующей. Соответственно будет меняться и рынок труда, переходя от состояния, при котором требовалось большое количество рабочей силы практически по любым специальностям и профессиям, к состоянию, при котором должное место займут такие характеристики работника, как квалификация, широкий профиль, адаптируемость к изменениям произвол-ственно-технических условий и содержания труда.

Значительно уменьшится вероятность того, что работник всю жизнь сможет проработать по одной специальности на одном и том же предприятии. Систематическая переквалификация станет реальным фактором, пробующим на прочность полученное человеком профессиональное образование. Наблюдается приоритетное развитие профессионального образования в сфере обслуживания, коммерческой, финансовой, управленческой, туристической деятельности. Таким образом, меняется и рынок профессиональных образовательных услуг.

Меняется и сама «философия» управления профессиональным образованием и, в том числе, его содержанием. Об этом свидетельствуют принятый Закон Российской Федерации «Об образовании», а также «Положение о порядке лицензирования образовательных учреждений», «Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений», утвержденные Министерством общего и профессионального образования. Здесь следует отметить введение таких понятий, как «государственный стандарт профессионального образования (федеральный, национально-региональный, местный компоненты)», «профессионально-образовательная программа», «примерная учебно-программная документация», «лицензирование, аттестация и государственная аккредитация профессиональных учебных заведений» и др. Политика в этой области направлена на отказ от административных методов формирования содержания профессионального образования при сохранении единого образовательного пространства, на расширение прав регионов.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, представляется принципиально важным проработать и систематизировать вопросы, касающиеся управления формированием рынка профессиональных образовательных услуг посредством лицензирования и аттестации образовательных учреждений на примере Иркутской области.

В структуре Главного управления общего и профессионального образования администрации Иркутской области создан Областной центр лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (далее по тексту — Центр), осуществляющий политику стандартизации образования. Анализ шестилетней деятельности Центра показывает, что в ходе лицензирования профессиональных образовательных учреждений области, которое уже практически завершено, все уставы приведены ими в соответствие с Законом «Об образовании», типовыми положениями, оформлены документы на землю и имущество, проконтролированы условия (кадровые, материально-технические, программно-методические) реализации образовательного процесса, обеспечен контроль за предоставлением платных дополнительных образовательных услуг. Все лицензии выдаются Главным управлением общего и профессионального образования, оформляются на соответствующих бланках строгой отчетности.

Следующая проблема — аттестация образовательных учреждений. Федеральное Положение не содержит механизмов и процедур ее проведения. Работа над созданием и внедрением таких механизмов и процедур проводилась с 1992 по 1999 год. В настоящее время Центр апробирует федеральную методику аттестации профессиональных образовательных учреждений, утвержденную в 1998 году, используя при этом свои наработки и пополняя созданную им базу данных о профессиональных образовательных учреждениях, прошедших лицензирование, а также аттестацию и государственную аккредитацию.

Основная же цель региональной политики — формирование и удовлетворение образовательных потребностей личности, создание рынка образовательных услуг и управление его формированием.

Актуальность исследования определяется тем, что в условиях регионализации, стандартизации, демократизации системы профессионального образования России отсутствие методики педагогического мониторинга качества обучения в региональной системе профессионального образования может привести к предоставлению неполноценного образования в отдельных регионах. Поэтому, аттестация образовательных учреждений должна стать важным инструментом управления качеством профессионального образования. В широком смысле качество профессионального образования определяется тем, насколько оно соответствует текущим и перспективным задачам социально-экономического развития общества, то есть насколько оно удовлетворяет запросам отдельной личности и общества в целом.

Проблема исследования определяется, с одной стороны, острыми потребностями практики в научно обоснованном решении задачи реализации мониторинга качества обучения в учреждениях профессионального образования региона в условиях рыночной экономики, с другой стороны, отсутствием исследований в этой области, позволяющих обосновать сущность и содержание регионального мониторинга качества профессионального образования, состоящего из процедур аттестации и самоанализа.

Цель исследования — теоретически обосновать систему мониторинга качества обучения в региональных учреждениях профессионального образования и разработать региональную методику аттестации образовательных учреждений на примере учреждений начального профессионального образования Иркутской области).

Объект исследования — региональная система профессионального образования.

Предмет исследования — мониторинг качества обучения в учреждениях профессионального образования региона в условиях рыночной экономики.

Гипотеза исследования. Качество обучения в учреждениях профессионального образования региона обеспечит конкурентоспособность выпускников на рынке труда при условии, если: будут учтены тенденции развития профессионального образования в Российской Федерации и регионе, федеральные и региональные требования к качеству профессионального образованиявыявлены педагогические условия мониторинга качества обучения в региональных учреждениях профессионального образованияразработанная региональная методика аттестации учреждений профессионального образования будет способствовать мобилизации коллектива образовательного учреждения на постоянное стремление к повышению качества образования.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:

1. Изучить тенденции развития профессионального образования в Российской Федерации и регионе, современные требования к качеству обучения в условиях зарождающихся рыночных отношений.

2. Выявить педагогические условия эффективности мониторинга качества обучения в региональных учреждениях профессионального образования.

3. Разработать региональную методику аттестации учреждений профессионального образования в Иркутской области.

Опытно-экспериментальной базой выступили учреждения начального профессионального образования Иркутской области.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап — 1992;1994 гг.: изучалась литература по проблемам контроля качества профессионального образования в образовательных учреждениях, лицензирования и аттестации профессиональных образовательных учреждений, определялись проблемы и цель исследованияуточнялась стратегия эксперимента, ориентированного на разработку методики аттестации учреждений начального профессионального образования в Иркутской области.

Второй этап-1994;1997 гг.: формировались организационные основы и направления лицензирования и аттестации учреждений профессионального образования региона с учетом опыта работы Областного центра лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений Иркутской области, проводился эксперимент, отслеживались и анализировались результаты исследования.

Третий, заключительный этап -1997;1999 гг.: подводились итоги экспериментальной работы, уточнялись теоретические положения и внедрялась региональная методика аттестации учреждений профессионального образования, создавалась информационная база данных региональных учреждений профессионального образования.

Надежность и достоверность результатов исследования обусловлена исходными позициями, базирующимися на методологических и теоретических принципах психологии и педагогики, репрезентативностью экспериментальных данных, взаимопроверкой данных, подтвердивших правильность выдвинутой гипотезы.

Научная новизна исследования:

1 .Выявлены тенденции развития профессионального образования, заключающиеся в следующем: усиление регионального аспекта деятельности системы профессионального образованиянеобходимость быстрого реагирования учреждений профессионального образования на изменения экономической средынаиболее полное удовлетворение потребностей личности в получении качественного и востребованного на рынке труда профессионального образования.

2.0пределены педагогические условия эффективности мониторинга качества образования в профессиональных образовательных учреждениях Иркутской области.

3. Разработана региональная методика аттестации учреждений профессионального образования (на примере учреждений начального профессионального образования Иркутской области), включающая в себя общие положения о процедуре аттестации, описание этапов аттестации, аттестационной экспертизы, порядок проведения самоанализа, рекомендуемую форму аттестационного заключения.

4. Обоснованы сущность и содержание регионального мониторинга качества профессионального образования, состоящего из процедур аттестации и самоанализа.

5. Обоснован ряд педагогических условий по полноте системы мониторинга качества образования (включение показателей, связанных с воспитанием и развитием личности учащихся, корреляция оценки деятельности образовательного учреждения с условиями этой деятельности и др.).

6. Выявлены педагогические условия профессиональной подготовки экспертов для проведения аттестационной экспертизы, ориентированные на структуру и содержание учебного материала, а также на организацию учебного процесса.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении методики аттестации учреждений начального профессионального образования Иркутской области, разработке организационно — методических основ самоанализа, в разработке модели профессиональной компетентности эксперта аттестационной комиссии. Теоретические положения и практические рекомендации, предложенные в данной работе, могут быть использованы в других регионах Российской Федерации.

На защиту выносятся: а) методика аттестации образовательных учреждений начального профессионального образования Иркутской области, включающая цель и содержание аттестации, этапы аттестации, аттестационную экспертизу, порядок проведения самоанализа, рекомендуемую форму аттестационного заключенияб) педагогические условия эффективности мониторинга качества обучения в учреждениях профессионального образования, обеспечивающие реализацию качественного проведения аттестационной экспертизы (такие, как: учет выполнения требований государственного образовательного стандарта, наличие информационного обеспечения, отвечающего современным требованиям, методическое обеспечение аттестации, наличие банка данных специалистов — экспертов, прошедших специализированную подготовку, для реализации в регионе процедуры аттестации, и др.). в) педагогические аспекты разработки параметров мониторинга качества образования в учреждениях профессионального образования, включающие соответствие нормативной правовой базы проведения аттестации образовательных учреждений в регионах федеральным требованиям, объективность при оценке содержания, уровня и качества образования, финансовое и материально — техническое обеспечение деятельности служб (помещения, оргтехника, транспорт, определенная система финансирования и т. п.) и другие.

Апробация результатов исследования. Ход и результаты исследования обсуждались на педагогических конференциях и коллегиях Главного управления общего и профессионального образования Администрации Иркутской области (1992;1999г.г.), на научно-практических конференциях, проводимых Областным центром лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (1998;1999г.г.), на региональном семинаре — совещании руководителей муниципальных органов управления образованием (г. Иркутск, октябрь 1997 г.), на региональной конференции «Управление профессиональным образованием», секция «Значение образовательных стандартов в управлении профессиональным образованием» (г. Ангарск, апрель 1996 г.), на региональном семинаре — совещании работников методических служб по разработке региональных стандартов «Разработка региональных компонентов государственных образовательных стандартов» (г. Иркутск, май 1997 г.).

Выводы по главе 2.

Профессиональное образование, как в Российской Федерации в целом, так и в Иркутской области, является неотъемлемой составной частью системы непрерывного образования. В учебных заведениях профессионального образования формируется, по существу, тот кадровый потенциал социально-экономических реформ в России, который определить в конечном счете будущее страны и ее регионов.

Совершенно очевидно, что структурные преобразования в экономике не могут быть осуществлены без глубоких преобразований в сфере профессионального образования и, прежде всего, в наиболее оперативной его составляющей — начальном профессиональном образовании, причем раньше, чем в экономике.

Главной задачей профессиональных учебных заведений является профессиональное формирование и развитие личности в соответствии с ее интересами, способностями и социальноэкономическими потребностями общества.

Существенно нарушен управленческий механизм в сфере начального и среднего профессионального образования. Децентрализация и регионализация в этой области — явления, несомненно, позитивные. Они позволяют конкретизировать деятельность учебных заведений с учетом специфики экономической и социальной среды соответствующего региона, разделить и консолидировать функции федеральных, региональных и муниципальных властей в финансировании и материально-техническом обеспечении профессиональных училищ и техникумов, объективно подойти к процессу аттестации и аккредитации учебных заведений, в том числе нового типа (как государственных, так и негосударственных), укрепить связи со службами занято.

116 сти в целом наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей населения.

Появление негосударственного сектора в экономике, безусловно, повысит требования к качеству образовательных услуг, а жесткий отбор при найме работников ужесточит критерий и параметры качества профессиональной подготовки, сделает более действенной систему контроля за ее результатами. Резкого повышения качества подготовки квалифицированных рабочих требует образование рынка рабочей силы, включение Российской Федерации в единое экономическое мировое пространство.

Появление рынка рабочей силы, возникновение безработицы в нашей стране актуализировало проблему подготовки незанятого населения. Учреждения профессионального образования успешно конкурируют с вновь создаваемыми учебными центрами службы занятости в вопросах переподготовки высвобождаемых кадров: хорошая материально-техническая база, опытные педагоги, большой опыт формирования профессиональных кадров.

К числу приоритетов на ближайшую перспективу следует отнести новое поколение специалистов коммерческого профиля. В экономическом образовании речь идет не только о целевой подготовке коммерсантов, способных работать на биржах, в банках, брокерских конторах, отделах маркетинга, рекламных фирмах, но и о реализации теоретических и фактических установках рыночной экономики в содержании обучения специалистов практически для всех направлений профессиональной деятельности.

Формализация технологии лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений создает условия для создания информационной базы данных по образовательным учреждениям Иркутской области с помощью вычислительной техники.

Данная база является реляционной, работает под управлением СУБД Microsoft Access 97 и служит для ввода, обработки и вывода отчетов по данным лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений Иркутской области.

По результатам опыта организации и проведения аттестации в Иркутской области нужно отметить, что в этой сфере сохраняются проблемы:

•ресурсное обеспечение проведения аттестации;

•формирование аттестационных служб, их кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечениеотсутствие системы подготовки специалистов, организующих аттестацию, экспертов аттестационных комиссий, что сказывается на качестве процедур проведения аттестации;

•необходима сертификация аттестационных служб. При этом наиболее целесообразной является федерально-региональная модель обеспечения сертификации служб, предполагающая работку на федеральном уровне с участием регионов основных требований к сертификации и методических рекомендаций по их применению в субъектах Российской Федерации. В результате исследования построена модель профессиональной компетентности эксперта аттестационной комиссии. Каждый блок функциональных компонентов деятельности эксперта представляет собой алгоритм решения аттестационной задачи, являющейся ступенью в общем процессе аттестации.

Оценивая эффективность самоанализа, мы должны отметить следующее: уменьшение продолжительности работы аттестационных комиссий, снижение финансовых и материальных затрат на обеспечение аттестационных комиссий, хорошую готовность образовательного учреждения к проведению аттестации.

В процессе разработки региональной методики нами был проведен анализ системы негосударственных учреждений профессионального образования и обоснована рациональность их функционирования в образовательном процессе. Эта система в регионе обладает такими качествами как:

• гибкость и динамичность реагирования на изменения спроса рынка специалистов;

• повышение качества подготовки за счет привлечения педагогической элиты из разных учебных заведений;

• максимальное сокращение сроков обучения за счет оптимизации учебных программ и интенсификации учебного процесса;

• сбалансированность теоретического и практического обучения;

• реальность индивидуализации обучения с максимальным удовлетворением запросов обучаемых;

• создание в учебных заведениях комфортных условий, соответствующих возрасту и социальному положению обучаемых;

• возможность внедрения инновационных технологий, переход от пассивно-иллюстрационной технологии к активным методам опережающего обучения.

Согласно разработанной методике аттестации негосударственные образовательные профессиональные учреждения, став неотъемлемой частью системы образования региона, прошедшие строгое государственное лицензирование, имеют равные права, равные обязанности перед регионом и равные потенциальные возможности с государственными.

Заключение

.

В результате проведенного исследования подтверждены основные положения выдвинутой гипотезы, что позволяет сделать следующие выводы:

1.В условиях рыночной экономики основными тенденциями развития профессионального образования являются: усиление регионального аспекта деятельности системы профессионального образованиянеобходимость быстрого реагирования учреждений профессионального образования на изменения экономической средынаиболее полное удовлетворение потребностей личности в получении качественного и востребованного на рынке труда профессионального образования.

2.Проведенное исследование позволяет утверждать, что осуществление мониторинга качества обучения в профессиональных образовательных учреждениях способствует мобилизации педагогического коллектива образовательного учреждения на деятельность по постоянному повышению качества образования.

3. Педагогическими условиями эффективности мониторинга качества образования в профессиональных образовательных учреждениях Иркутской области являются: соответствие нормативной правовой базы проведения аттестации образовательных учреждений в регионах федеральным требованиямиспользование комплекса региональных нормативно-методических материалов, обеспечивающих организацию и проведение процедур аттестации с учетом особенностей данного регионаиспользование системы информационного обеспечения процедур аттестацииобъективность при оценке содержания, уровня и качества образования;

§ tt i.

120 соответствие кадрового обеспечения службы ее функциям и объему работыналичие банка данных специалистов-экспертов, прошедших специализированную подготовку для реализации в регионе процедур аттестациифинансовое и материально-техническое обеспечение деятельности служб (помещения, оргтехника, транспорт, определенная система финансирования и т. п.).

4.Создание единой базы данных об образовательных учреждениях, прошедших лицензирование и аттестацию в регионе, позволяет расставить приоритеты учреждениям в зависимости от коэффициента усвоения (качества) для формирования спроса на региональном рынке профессиональных образовательных услуг.

Разработанная региональная методика аттестации учреждений профессионального образования (на примере учреждений начального профессионального образования Иркутской области), включающая в себя общие положения о процедуре аттестацииописание этапов аттестации, аттестационной экспертизыпорядок проведения самоанализа, рекомендуемую форму аттестационного заключения, позволяет реализовывать государственную политику стандартизации образования в регионах.

Итоги проведенного педагогического эксперимента показывают эффективность проведения самоанализа учреждениями профессионального образования.

5. Педагогическими условиями по полноте системы мониторинга качества образования являются: h включение показателей, связанных с воспитанием и развитием личности учащихся;

121 определение уровня требований к содержанию и качеству подготовки выпускников («от эталона», заданного нормативными документами, или «от среднего достигнутого уровня», определенного эмпирическим путем) — корреляция оценки деятельности образовательного учреждения с условиями этой деятельности (когда последние не соответствуют нормативам или значительно ниже по сравнению с другими).

6. Педагогическими условиями профессиональной подготовки экспертов для проведения аттестационной экспертизы являются условия, ориентированные на структуру и содержание учебного материала, а также на организацию учебного процесса.

7. Выявлены педагогические условия эффективности мониторинга качества обучения в учреждениях профессионального образования, обеспечивающие реализацию качественного проведения аттестационной экспертизы. Ими являются: учет выполнения требований государственного образовательного стандарта, наличие информационного обеспечения, отвечающего современным требованиям, методическое обеспечение аттестации, наличие банка данных специалистов — экспертов, прошедших специализированную подготовку для реализации в регионе процедуры аттестации.

8. Определены педагогические аспекты разработки параметров мониторинга качества образования в учреждениях профессионального образования, включающие соответствие нормативной правовой базы проведения аттестации образовательных учреждений в регионах федеральным требованиям, объективность при оценке содержания, уровня и качества образования, финансовое и материально — техническое обеспечение деятельности служб (помещения, оргтехника, транспорт, определенная система финансирования и т. п.) и другие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы туризма: Сборник научных трудов // Науч. ред. И.В.
  2. . М., 1997. — С.402 — Вып. 1.
  3. Альбуханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М., 1997. -283 с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд — во ЛГУ. 1968. — 280 с.
  5. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.1. Минск, 1990.- 195 с.
  6. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977. — 265 с.
  7. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982. — 157 с.
  8. С.Я. Производственная педагогика. М., Машиностроение. 1984. -352 с.
  9. С.Я. Некоторые вопросы совершенствования подготовки квалифицированных рабочих в профтехучилищах. Профтехобразование. 1968. № 5.-С. 4−8.
  10. С.Я. Блочно-модульное обучение. М., Транссервис. 1967. -293 с.
  11. С.Я. Подготовка рабочих по группам профессий // Советская педагогика. 1987. № 4.-С. 17−19.
  12. B.C. Педагогика: Учеб. дл. инж. -пед. спец. // Екатеринбург. Областной институт регионального образования. Екатеринбург, 1989. — 302 с.
  13. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. — 286 с.
  14. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977.237 с.
  15. С. Общество и образование. М., 1989. — 257 с.123
  16. .Д. Становление рыночных отношений и проблемы труда: Социальные проблемы / Проблемы прогнозирования. 1993. № 2. С. 45 — 49.
  17. Дж. Психология познания. М., 1977. — 321 с.
  18. Дж. Процесс обучения. М., 1962. — 254 с.
  19. В.Г., Винокуров М. А. Профессиональная ориентация: роль и значение в регулировании рынка труда. ИГЭА, 1999. С. 14 — 16.
  20. А.Н. Профессионально-техническое образование в СССР. -М., 1961. 187 с.
  21. Р., Маклин К. Компьютеры в школе. М., 1988. — 184 с.
  22. П.А., Жолдак В. И., Камалетдинов В. Г. Туризм и здоровый образ жизни//Основы физической культуры: Учеб.пособие. Челябинск., 1997. Ч. 4.-128 с.
  23. П.А. Система образования в европейских странах СЭВ.- М., 1989. -122с.
  24. И.П. Цель одна дорог много. — М., 1990. — 187 с.
  25. Вопросы профессиональной педагогики. Под ред. М. Н. Скаткина. М., 1968. -218с.
  26. JI.C. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. М.: Изд. АПНРСФСР. 1956. — 519 с.
  27. JI.C. Педагогическая психология.- М., 1991. 268 с.
  28. Н. Современная ситуация на российском рынке труда и политика занятости / Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 4. С. 18−20.
  29. В.И. Знание как категория педагогики. JL: Изд — во Ленингр. ун-та. 1989.-144 с.
  30. М. Современные тенденции формирования рынка труда в странах с развитой рыночной экономикой / Вопр. Экономики .-1991. № 9. С. 35 38.124
  31. A.M. Преподавание в средней школе США. М., 1993. — 185 с.
  32. Г. Г. Вопросы организации и методики производственного обучения.- М., 1997.-214 с.
  33. В.И. Инновационные вопросы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании. Тюмень, 1990. — 168 с.
  34. В.И., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой.-М., 1991. 198 с.
  35. Закон Российской Федерации «Об образовании». Постановление Верховного Совета РФ от 10. 07. 92. М., 1992. — 17 с.
  36. А.А. Логика науки. М.: Мысль. 1971.-241 с.
  37. И.В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме. М., 1997.-265 с.
  38. И.В., Квартальнов В. А. Толковый словарь туристических терминов. -Москва Афины. 1994. — 407 с.
  39. Л.Я. Системность качество знаний. — М.: Знание, 1967. — 64 с.
  40. Я.Я. Производственное обучение в техникумах. М., 1967.- 215 с.
  41. А.А. НОТ преподавателя профессионально-технического училища. М.: «Высшая школа», 1983. — 216 с.
  42. М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М.:1974.- 198 с.
  43. Н.М. Стандарты профессионального образования зарубежныхстран. М., 1993.- 169 с.
  44. Н.М. Педагогическое обеспечение государственного стандарта образования. М., 1994. — 186 с. t
  45. В.А. Гуманитарные проблемы развития туризма: история и современность // Туризм: теория и практика: Избр. труды: В 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998. — Т. 1. — 286 с. t125
  46. В.А. Методика профессионального обучения и подготовка специалистов по туризму в России // Туризм: теория и практика: Избр. труды: В 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998. — Т. 5. — 248 с.
  47. В.А. Новые цели и функции туризма // Туризм: теория и практика: Избр. труды: В 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998. — Т. 3. — 384 с.
  48. В.А. Социальный туризм // Туризм: теория и практика: Избр. труды: В 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998. — Т. 2. — 256 с.
  49. В.А. Становление системы образования для целей туризма: Содержание эксперимента на примере Российской международной академии туризма. М., 1997. — 75 с.
  50. В.А. Туристский бизнес и система обучения кадров предприятий обслуживания: Зарубежный опыт. М., 1990. — 80 с.
  51. В.А., Зорин И. В., Чепик В. Д. и др. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Рекреация и туризм»: Проект // Актуальные проблемы туризма. М., 1997.-Вып. 1.- 76с.
  52. В.А., Солодухин И. Д. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма в России: Из опыта образовательных учреждений социального туризма: 1987 1997 гг.1. М., 1997.-212 с.
  53. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. — 80 с.
  54. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. М.: Наука, 1997.- 223 с.
  55. И. Г. Профессионально-техническое образование в СССР. М., «Высшая школа», 1984. — 201 с.126
  56. JI.H. Цель и смысл жизни человека.- М.5 1984 219 с.
  57. М.М. Обобщение как функция мозга. Д.: Наука, 1967. — 182 с.
  58. Н.П. Наглядные пособия как средства обучения в начальнойшколе. М.: АПН РСФСР, 1956. 248 с.
  59. Н.И. Логический словарь справочник. — М., 1975. — 388 с.
  60. Н. И. Содержание методической работы в системе профессионально-технического образования. М., «Высшая школа», 1984. — 258 с.
  61. В.В. Методология педагогического исследования. Самара: Изд — СамГПИ, 1994. — 165 с.
  62. А.А. Вопросы методики педагогических исследований. Ч. 2. -Таллин, 1976. 227 с.
  63. Лапин Н. И. Актуальные проблемы исследования нововведений // Социальные факторы нововведений в организационных системах. М., 1980. — 153 с.
  64. В.А. Взаимодействие межшкольных УПК и промышленных предприятий в экономическом воспитании учащихся. В сб. «Педагогические основы экономического воспитания в трудовой подготовке школьников. М., 1986. 158 с.
  65. А.К. Методическая работа в профессионально-технических учебных заведениях. М., 1980. — 162 с.
  66. Н.Н. Основы психологических знаний: Учебное пособие для студентов, изучающих курс «Основы психологии и педагогики». М., 1997. -295 с.
  67. Н.Н. Психология менеджмента: Практикум по курсу «Основы психологии и педагогики». М., 1998. — 235 с.
  68. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -2 -е изд., перераб. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.127
  69. А.Н. и др. Совершенствование профессионально квалификационной структуры подготовки рабочих и служащих. — М, 1992. — 195 с.
  70. А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. М., 1994. — 215 с.
  71. П.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. -96 с.
  72. П.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
  73. Логика научного исследования. Под ред. Копнина А. В., Поповича В. М., -М.:Наука, 1965.-360 с.
  74. А. Г. Организация труда в производственном процессе. М «Машиностроение», 1981. -254 с.
  75. М.И., Безрукова B.C. Специфические принципы обучения в процессе осуществления взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки // Научные основы межпредметных связей в средних профтехучилищах: Сб. науч. тр. Л., 1986. 89 с.
  76. Методические рекомендации по организации совместной деятельности школ, УПК, ПТУ и предприятий по профессиональной ориентации молодежи .-Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1988. 165 с.
  77. Методические рекомендации по повышению эффективности учебного процесса в технических училищах. М., 1993. 198 с.
  78. В.И., Смирнов И. П. Региональная модель профессионального образования / Академия профессионального образования. М., 1998. — 159 с.
  79. Л.А. Психология общения. С. — Пб.: Образование, 1994. -103 с.
  80. М.Ф. Философия и методы научного познания. Л.: Лениздат, 1972.-269 с.128
  81. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М., 1990. — 216 с.
  82. Научные труды ВНИИ профтехобразования.- М., Высшая школа, 1973−115с.
  83. Т.Т. Методические рекомендации по отбору содержания обучения квалифицированных рабочих в профессионально-технических учебных заведениях. М., 1985. — 245 с.
  84. В.В. Введение в общую дидактику. -М.: Высшая школа, 1990.-382с.
  85. Организация и проведение педагогического эксперимента в учебных заведениях профтехобразования. Под ред. Беляевой. С. Пб., 1992. — 123 с.
  86. Основы методики комплексного подхода к содержанию образования в средних ПТУ. Под ред. А. П. Беляевой. — М.: Высшая школа, 1979. 333 с.
  87. JI.M. О системности подхода в методических исследованиях // Советская педагогика, 1973. № 4. — С. 5 — 8.
  88. И.П. Аксиомы педагогики / Нар. Образование.- 1991. № 1. С. 1213.
  89. Н.И. Рынок труда и единое экономическое пространство / Человек и труд. 1993. № 1. С. 51 — 53.
  90. М.Н., Тягушев А. А. Организация системы профессионального обучения //Проблемы теории и практики управления. 1994. № 6. С. 24 — 25.
  91. В.М. Научно педагогическая информация.: Словарь — справочник. — М.: Новая школа, 1995. — 247 с.
  92. В.М. Оценка знаний школьников.- М., 1982. 168 с.
  93. А.И. Нововведения : стимулы и препятствия.-М., 1989. 212 с.
  94. Проблемы обеспечения занятости молодежи в ФРГ//Труд за рубежом.-1991.-№ 11. С. 15−16.129
  95. Профессиональная ориентация и обучение (теоретические и прикладные проблемы): Межвуз. сб .науч. тр.-Ярославль: ЯГПИ им. Ушинского, 1988.169 с.
  96. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М., 1997. 258 с.
  97. Пути повышения качества обучения и воспитания в школе. Под ред. Самарина Ю. А. Л.: НИИ заочн. и средн. школ, 1961. — 49 с.
  98. У. Познание и мышление. М.: Мир, 1968. — 400 с.
  99. С.Л. Человек и мир / Методологические и теоретические проблемы педагогики.- М., 1969. 215 с.
  100. М.В. Государственный образовательный стандарт основного общего образования. Теория и практика. М.: Педобщество России, 1997. — 328 с.
  101. В. А. Профессиональная ориентация и подготовка кадров в Великобритании. М.: «Высшая школа», 1998. 149 с.
  102. .В. Деятельностный подход к инновациям. М., 1980. — 168 с.
  103. Сборник нормативно-методических документов для образовательных учреждений среднего педагогического образования. Под редакцией П.Ф. Ани-симова. М., 1999. — 217 с.
  104. Сильвия Бемер, Гаральд Фратер. MS Access: Пер: с нем. К.: Торгово-издательское бюро BHV, 1994. — 198 с.130
  105. Системный подход в педагогических исследованиях проблем профтехобразования. Сборник трудов под ред. Беляевой А. П. JI. — НИИ профтехобразования, 1987. — 127 с.
  106. В.И. От теории к практике в образовании в средней общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1983. — 88 с.
  107. М.Н. Проблемы современной дидактики. 2 — е. — М.: Педагогика, 1984.-96 с.
  108. М.Н. Совершенствование процесса обучения.М., «Просвещение», 1981.-214 с.
  109. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей.- М., 1980. 236 с.
  110. О. Возрастает роль профподготовки // Человек и труд. -19 941. С. 24−26.
  111. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: Инновационная деятельность. М.:ИЧП «Издательство Магистр», 1997. 218 с.
  112. В.П. Психология общения. С. — Пб., 1994. — 254 с.
  113. A.M. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа. М.: Педагогика, 1974. — 192 с.
  114. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. ~ М.: Изд во АПН РСФСР, 1961.-214 с.
  115. Теория и практика педагогического эксперимента. Под ред. А.П. Писку-нова, В. Г. Воробьева. М.: педагогика, 1979. — 207 с.
  116. А.П. Актуальные проблемы непрерывного педагогическогообразования. С. — Пб., 1994. — 203 с.
  117. К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Избр. пед. соч. в 2 т. М., 1974. 201 с.
  118. Федеральная программа развития образования в России / Под ред. Б. С. Гершунского. М., 1993. 95 с.131
  119. Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М., 1990. -157 с.
  120. В .Д., Жолдак В. И. Переподготовка кадров на факультете повышения квалификации: Методические указания. М., 1990. — 115 с.
  121. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. -М.: Педагогическое общество России, 1999. 320 е., приложения.
  122. С.Е. О федеральном компоненте государственных образовательных стандартов для образовательных учреждений // Тезисы докладов Всероссийской конференции «Измерения в педагогике». Санкт — Петербург, 1994. — С. 18−22.
  123. С.Е. Образовательные стандарты в контексте прав человека // Сборник научных трудов «Методологические основы разработки регионального компонента государственных образовательных стандартов». Пермь, 1996.-С. 138- 146.
  124. С.Е. Образовательные стандарты и качество образования // Сборник научных трудов «Образовательные стандарты и контроль качества». Вологда, 1996. — С. 25 — 34.
  125. К.А. Философия и воспитание. М., 1989. — 321 с.
  126. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Педагогика, 1986.-144 с.132
  127. Bassett G. Innovations in Primary Education. Lnd., 1998. — 157 Vol.
  128. Nicholls A. Managin Educational Innovations. Lnd., 1988. — 124 Vol.
  129. Wold A. Can Greativiti Be Taught? //Social education. Washington, 1987.219 Vol.133
Заполнить форму текущей работой