Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разработка методического и аппаратного обеспечения испытаний вентильно-индукторного электропривода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Системы управления ВИП разделяются на традиционные, с использованием датчика положения ротора и бездатчиковые системы. Используемый в традиционных решениях датчик положения ротора усложняет электропривод конструктивно, повышает стоимость и снижает надежность. Переход ВИП от датчиковых к бездатчиковым системам управления является общепринятой тенденцией развития. Широкую известность получили… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Объект исследования — вентильно-индукторный электропривод
    • 1. 1. Структура электропривода
    • 1. 2. Образцы двигателей
    • 1. 3. Образцы коммутаторов
    • 1. 4. Базовые системы управления электропривода
    • 1. 5. Экспериментальная проверка функционирования аппаратно-программных защит
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Разработка оборудования для испытаний вентильно-индукторного электропривода
    • 2. 1. Требования к оборудованию
    • 2. 2. Силовое оборудование для снятия характеристик вентильно-индукторного электропривода
    • 2. 3. Информационное обеспечение
      • 2. 3. 1. Программный комплекс экспериментальных исследований
      • 2. 3. 2. Разработка рабочего программного комплекса
    • 2. 4. Примеры использования оборудования
  • Выводы по главе
  • Глава 3. Определение параметров и исходных характеристик вентильноиндукторного двигателя
    • 3. 1. Виды испытаний
    • 3. 2. Способы и примеры определения параметров вентильноиндукторного двигателя
      • 3. 2. 1. Определение геометрических параметров
      • 3. 2. 2. Составление схемы соединения катушек в обмотках фаз, маркировка «начало» — «конец» катушек
      • 3. 2. 3. Измерение активных сопротивлений обмоток фаз Яф
      • 3. 2. 4. Измерение индуктивностей обмоток фаз Ьф получение зависимостей Ьф-/(в)
    • 3. 3. Определение кривых {/=/(1ф 0)
    • 3. 4. Автоматизированное определение характеристик ц/=/(1ф)
    • 3. 5. Примеры автоматизированного определения механических характеристик вентильно-индукторного электропривода
  • Выводы по главе
  • Глава 4. Исследование энергетических характеристик вентильно
  • -индукторного электропривода
    • 4. 1. Виды характеристик
    • 4. 2. Виды и способы определения потерь в вентильно-индукторном электроприводе
    • 4. 3. Автоматизированное определение энергетических характеристик вентильно-индукторного электропривода
  • Выводы по главе
  • Глава 5. Энергетическая модель вентильно-индукторного электропривода
    • 5. 1. Математический аппарат построения энергетической модели
    • 5. 2. Модель потерь в стали в критериях подобия
    • 5. 3. Получение модели потерь в стали по экспериментальным данным
    • 5. 4. Проверка адекватности обобщенной модели потерь в стали
    • 5. 5. Оценка энергетической модели вентильно-индукторного электропривода
  • Выводы по главе

Разработка методического и аппаратного обеспечения испытаний вентильно-индукторного электропривода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вентильно-индукторный электропривод (ВИП) — новый тип электропривода, которому в последние годы посвящено большое количество исследований и публикаций. Интенсивные разработки ВИП, за которым в англоязычной литературе закрепилось название — Switched Reluctance Drive (SRD), ведутся на протяжении двух последних десятилетий практически во всех промышленно развитых странах мира (Германия, Великобритания, Швеция, Италия, США, Австралия, Япония и др.) [1, 14, 15, 25, 54−57].

Простота исполнения, высокая технологичность и надежность машины, низкая ее стоимость, возможность создания простого и надежного коммутатора на современной элементной базе, функциональная гибкость и высокие энергетические показатели делают этот привод весьма перспективным для широкого применения в различных отраслях современной техники.

По массогабаритным и энергетическим характеристикам ВИП не уступает широко применяемому частотно-регулируемому асинхронному электроприводу и превосходит его по технологичности, ремонтопригодности и т. п. [38].

Несмотря на ряд достоинств, продвижение ВИП на мировом рынке происходит достаточно медленно, хотя уже сейчас многие электротехнические фирмы мира либо рассматривают возможность серийного выпуска ВИП, либо уже производят его. Так, например,.

— английская фирма Allenwest изготавливает общепромышленные электроприводы мощностью 7,5−22 кВт;

— фирма Jeffery Diamond выпускает электроприводы мощностью 35−200 кВт для горно-добывающей промышленности;

— американская фирма Magna Physics серийно производит электроприводы мощностью 10−1500 Вт;

— итальянская фирма Sicme Motor совместно с SRDL выпускает серию приводов RELU-SPEED мощностью 9−140 кВт с частотой вращения 3000 об/мин;

— Emerson Electric (У ежедневно выпускает 2000 стиральных машин, в которых используются эти двигатели;

— АМС совместно с NEC/Densai (Япония) выпускает вентилыю-индукторные двигатели для электрического транспорта [25].

Из широко известных типов электроприводов наиболее близким к ВИП по конструкции двигателя и структуре управления является успешно применяемый в приборных системах шаговый электропривод (ШЭП) [8, 11].

Наиболее существенный вклад в исследование ВИП внесли такие зарубежные ученые, как P.J. Lawrenson, T.G.E Miller, J.M. Stephenson и др. Среди российских ученых следует выделить работы Н. Ф. Ильинского, М. Г. Бычкова., В. А. Кузнецова, Д. А. Бута. Л. Ф. Коломийцева, С. А. Пахомина, В. В. Жуловяна и др.

К настоящему времени решены первоочередные задачи: обоснован функциональный состав привода и сформулированы требования к его элементампроанализированы физические особенности функционирования вентильно-индукторной машины (ВИМ) при представлении ее различными математическими моделямиразработаны и реализованы различные подходы к формированию алгоритмов управления.

Системы управления ВИП разделяются на традиционные, с использованием датчика положения ротора и бездатчиковые системы. Используемый в традиционных решениях датчик положения ротора усложняет электропривод конструктивно, повышает стоимость и снижает надежность. Переход ВИП от датчиковых к бездатчиковым системам управления является общепринятой тенденцией развития. Широкую известность получили работы по бездатчиковым ВИП таких авторов, как P.P.Acarnley, P.C.Kjaer, G. Gallegos-Lopez, J.P.Lyons, S.R.MacMinn, М. Г. Бычков, P.B. Фукалов и др [4, 9, 36, 37, 47,.

65]. Алгоритмы бездатчикового управления могут быть реализованы только при микропроцессорном управлении за счет использования достаточно сложного программного обеспечения [9, 42, 46].

На основании результатов, полученных ранее на кафедре АЭП МЭИ, режим бездатчиковой коммутации может быть использован в определенном скоростном диапазоне без изменения настройки параметров в процессе работы. Дальнейшее расширение диапазона в сторону увеличения или уменьшения скорости требует адаптации алгоритма управления в процессе работы [12, 46].

Для доведения бездатчиковой системы управления до законченной, работоспособной во всем диапазоне работы ВИП, необходимо провести целый комплекс экспериментальных исследований.

Разработка методического и аппаратного обеспечения для экспериментальных исследований ВИП, необходимых для оптимального проектирования и обеспечения рациональных условий эксплуатации, имеет особое значение для продвижения нового электропривода на широкий рынок.

В современных зарубежных и отечественных публикациях данная тема практически не отражена, а приводится лишь не всегда согласующиеся между собой результаты исследований [5−7, 39−41, 51].

Целью настоящей работы является разработка методического и аппаратно-программного обеспечения для автоматизированного определения параметров и характеристик вентильно-индукторного электропривода. Цель работы определила основные задачи исследования, решенные в пяти главах диссертации.

В первой главе рассматривается структура и принцип действия ВИП. Представлены разнообразные конфигурации ВИМ и способы управления ВИП. Показаны различные варианты исполнения силового преобразователя и алгоритмы коммутации фаз на примере 4х фазной ВИМ. Даны технические данные базовых образцов ВИМ и блоков управления (БУВИ), использовавшихся в экспериментальных исследованиях. Представлена структура базовой системы управления ВИП и связь БУВИ с персональным компьютером, с целью обмена необходимыми параметрами.

Вторая глава посвящена проектированию и изготовлению компьютеризированного научно-исследовательского стенда предназначенного для получения экспериментальных результатов необходимых при проектировании и обеспечении рациональных условий эксплуатации ВИП. После предъявления ряда требований к оборудованию, подробно описана силовая и информационная часть экспериментального стенда. В конце данной главы представлены осциллограммы входных каналов, полученные при экспериментальном исследовании одного из базовых образцов ВИП.

В третьей главе рассмотрены виды испытаний ВИП, представлены способы и примеры определения основных параметров и характеристик ВИМ:

— геометрических параметров;

— схемы соединения катушек в обмотках фаз, маркировка «начало"-"конец» катушек;

— активных сопротивлений обмоток фаз Яф,.

— индуктивностей обмоток фаз Ьф, зависимостей Ьф =j{9).

— кривых намагничивания у/=/0ф);

— механических характеристик co=f (M).

Представлены механические характеристики и зависимости «потокосцепление-ток», полученные в реальном времени при экспериментальном исследовании ВИП5 и ВИП7,5. Дан анализ зависимостей «потокосцепление-ток», полученных при изменении коэффициента Ки, определяющего в бездатчиковой системе управления момент коммутации и при работе привода в зоне токоограничения.

Приведены осциллограммы характерных точек механических характеристик снятых при различных значениях напряжения питания.

В четвертой главе исследуются энергетические характеристики вентильно-индукторного электропривода. Рассмотрены виды и способы определения потерь в ВИП: потери в меди, потери в коммутаторе комм., механические потериРМех. и потери в стали АРст Приведен пример автоматического определения энергетических характеристик ВИП, полученных с помощью аппаратной и программной базы экспериментального стенда.

Пятая глава посвящена построению энергетической модели ВИП. Даны общие сведения об энергетической модели ВИМ. Представлен принцип получения модели потерь в стали в критериях подобия. Получена модель потерь в стали по экспериментальным данным одного из образцов ВИП. Проведена проверка адекватности полученной модели на другом опытном образце. Произведена оценка энергетической модели вентильно-индукторного электропривода.

Проведенный комплекс работ по разработке методического и аппаратного обеспечения испытаний вентильно-индукторного электропривода позволил с одной стороны провести детальные испытания двух базовых образцов ВИП с получением новых сведений о вентильно-индукторном электроприводе, необходимых для оптимального проектирования и обеспечения рациональных условий эксплуатации, с другой стороны обобщить результаты и представить их в виде, удобном для применения в исследовательских лабораториях и на предприятиях, производящих новый тип электропривода.

Основные результаты работы состоят в следующем.

1. Разработан оригинальный компьютеризированный стенд для исследования вентильно-индукторных электроприводов, оборудованный прецизионными измерительными средствами и позволяющий в реальном времени получать информацию о характеристиках электропривода в любых заданных условиях.

2. Разработана методика определения основных параметров и характеристик вентильно-индукторного электропривода, в том числе индуктивностей обмоток фаз £ф, зависимостей =J{0), кривых намагничивания у/=/0ф, 0), механических характеристик o)=f (M) — получение последних характеристик осуществляется в автоматическом режиме в реальном времени.

3. Разработана и реализована на практике процедура автоматизированного определения потерь в магнитопроводе вентильно-индукторного двигателя, основанная на вычитании просто оцениваемых составляющих потерь (в меди, в коммутаторе, механических) из общих и осуществляемая в процессе снятия механических характеристик.

Показано, что потери в стали вентильно-индукторного электродвигателя имеют три явно выраженных участка: участок близкий к холостому ходу с повышенными потерями, участок среднего значения момента с минимальными потерями и участок больших моментов, характеризующийся резким повышением потерь.

4. С использованием аппарата анализа размерностей получена универсальная модель потерь в стали общепромышленных вентильно-индукторных двигателей (0,550 кВт) в критериях подобияэкспериментально установлена адекватность модели применительно к двигателям различной конфигурации.

5. На основе разработанной универсальной модели потерь в стали предложена методика обоснованной оценки энергетических показателей вентильно-индукторного электропривода.

Заключение

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.Г. Основы теории, управление и проектирование вентильно-индукторного электропривода: Дисс.. докт. техн. наук. -М., 1999. -372 с.
  2. М.Г. Элементы теории вентильно-индукторного электропривода // Электричество. 1997. — № 8.- С. 35−44.
  3. М.Г., Фукалов Р. В. Универсальная модульная микропроцессорная система управления вентильно-индукторным двигателем // Электричество.- 2004. № 8.- С. 23−31.
  4. М.Г., Кисельникова А. В., Семенчук В. А. Экспериментальные исследования шума и вибрации в вентильно-индукторном электроприводе // Электричество. 1997. — № 8, С. 41−46.
  5. М.Г., Дроздов П. А. Экспериментальное исследование характеристик вентильно индукторного электропривода малых транспортных средств. // Тр. ин-та / Моск. энерг. ин-т. 2000.- № 676.- С. 40−46.
  6. А.И. Электрические машины: Учебник для ВУЗов. 3-е изд., перераб и доп. — JL: Энергия, 1978.
  7. Т.Г. Разработка и исследование бездатчиковых систем управления вентильно-индукторными электродвигателями: Дисс.. канд. техн. наук. Чебоксары, 2003.- 140 с.
  8. А.А. Введение в теорию подобия. 2-е изд. М.: Высш. Шк., 1973.
  9. Дискретный электропривод с шаговыми двигателями / Под общей ред. М. Г. Чиликина. -М.: Энергия, 1971. 624 с.
  10. П.А. Разработка новых алгоритмов управления вентильно-индукторных электроприводов: Дисс.. канд. техн. наук. М., 2002. — 120 с.
  11. Иванов-Смоленский А. В. Электрические машины. М.: Энергия, 1980, 927 с.
  12. Н.Ф. Вентилыю-индукторный электропривод перед выходом на широкий рынок // Приводная техника. 1998. — № 3. — С. 2−5.
  13. Н.Ф. Вентильно-индукторные машины в современном электроприводе // Вентильно-индукторный электропривод проблемы и перспективы применения: Тез. докл. науч.-техн. семин. 30−31 января 1996 г. М.: МЭИ, 1996.-С. 3−4.
  14. Н.Ф. Основы электропривода: 2-е изд., перераб. и доп. -М.-.МЭИ, 2003.-220 с.
  15. Н.Ф., Козаченко В. Ф. Общий курс электропривода: Учеб. для вузов. М.: Энергоатомиздат, 1992.
  16. Н.Ф. Моделирование в технике. М.: Издательство МЭИ, 2004.
  17. Н.Ф. Элементы теории эксперимента. 3-е изд. М.: МЭИ, 1988.
  18. Н.Ф., Кузьмичёв В. А., Докукин A.JI. Тепловые модели вентильно-индукторного электродвигателя. Электричество, 2005, № 8.
  19. Н.Ф., Бычков М. Г. Вентильно-индукторный электропривод для легких электрических транспортных средств. Электротехника, 2000 г., № 2, с.28−31.
  20. В. И. Теория электропривода: 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Энергоатомиздат, 1998. — 704 с.
  21. А.Б. Имитационные модели в теории и практике вентильно-индукторного электропривода: Дисс.. докт. техн. наук. М., 2004. -317с.
  22. В.А., Кузьмичев В. А. Вентилыю-индукторные двигатели: Учебное пособие по курсу «Специальные электрические машины». М.: Изд-во МЭИ, 2002.- 190 с.
  23. В.А., Нестеров Е. В. Вентильно-индукторный привод малого транспортного средства // Радиоэлектроника, электротехника и энергетика. Тез. Докл. 8 Междунар. науч.-техн. конф. 28февраля 1 марта 2002. В 2 т. Т. 2 — М.: МЭИ, 2002. — С. 91.
  24. В.А., Нестеров Е. В. Проектирование вентильно-индукторного электродвигателя для электровелосипеда. Электричество, 2004, № 4.
  25. В.А. Аппаратное обеспечение испытаний вентильно-индукторного электропривода // Радиоэлектроника, электротехника и энергетика. Тез. Докл. 12 Междунар. науч.-техн. конф. 2−3 марта 2006. В 3 т. Т. 2 М.: МЭИ, 2006. — С. 127−128.
  26. К.Л., Купер В. Я. Методы и средства измерений. М.: Энергаатомиздат, 1986.
  27. В.В. Автоматизированный электропривод: Учеб. Для вузов. М.: Энергоатомиздат, 1986.
  28. В.Н. Создание гаммы электронных преобразователей для электропривода на современной элементной базе / Дисс.. докт. техн. наук -М.: Моск. энерг. ин-т, 2004.
  29. В.Н., Уткин С. Ю. Силовой преобразователь для вентильно-индукторного привода массового применения // Вестник МЭИ. 2000. — № 5. -С. 8−13.
  30. В.Н., Уткин С. Ю. Сравнительный анализ схем силовых преобразователей для вентильно-индукторного привода массового применения // Приводная техника. 2000. — № 4. — С. 44−50.
  31. Платан Электронные Компоненты № 3. Библиотека технической документации. -М.: ЗАО «Платан компоненте», 2006. -63 с.
  32. Под ред. Копылова И. П. Проектирование электрических машин. Москва. Высшая школа 2002
  33. Патент № 2 182 743, МКИ7 Н02Р 6/18, Н02К 29/06. Способ управления вентильно-индукторным электроприводом и устройство для его осуществления / М. Г. Бычков (РФ). 4 с.
  34. Патент № 2 242 837 РФ, МКИ Н02Р 9/36. Устройство для управления вентильно-индукторной машиной / М. Г. Бычков, Р. В. Фукалов (РФ). 4 с.
  35. В.И., Ахунов Т. А., Макаров JI.H. Современные асинхронные электрические машины: Новая Российская серия RA. М.: Изд-во «Знак», 1999, 256 с.
  36. Разработка методики испытаний вентильно-индукторного электропривода агрегатов собственных нужд энергетических установок /Отчет по НИР // Руководитель работы Ильинский Н. Ф., М.: МЭИ, 2003.
  37. Разработка и изготовление опытной партии электродвигателей нового поколения с новым принципом регулирования скорости вращения мощностью 30 кВт (Промежуточный 3) /Отчет по НИР г. р. № 1 200 215 796 //Руководительработы Ильинский Н. Ф., М.: МЭИ, 2003.
  38. .М., Паньшин А. С., Кисельникова А. В., Фукалов Р. В. Натурные испытания вентильно-индукторного электропривода насоса в центральном тепловом пункте // Вестник МЭИ. 2003. — № 3. — С. 50−55.
  39. В.А. Разработка высокоэффективных микроконтроллерных модульных систем управления вентильно-индукторными двигателями и базового комплекта программного обеспечения: Дисс.. канд. техн. наук. М., 1998. — 119 с.
  40. В.М. Элементы автоматизированного электропривода: Учебн. для вузов. М.: Энергоатомиздат, 1987. — 224 с.
  41. A.M. Электрические измерения неэлектрических величин. -М.: Энергия, 1966.
  42. С.Ю. Разработка электронных коммутатороввентильно-индукторных электроприводов широкого применения: Дисс.. канд. техн. наук.-М., 2002.-214 с.
  43. Р.В. Разработка универсальной модульной бездатчиковой системы управления вентильно-индукторного электропривода: Дисс.. канд. техн. наук. М., 2005. — 158 с.
  44. Р.В. Система бездатчикового управления вентильно-индукторным электроприводом / Тр. МЭИ (ТУ). Вып. 678. М.: Издательство МЭИ, 2002.
  45. Р.В. Система управления вентильно-индукторным электроприводом. // Тез докл. 8-ой Междунар. науч.-техн. конф. Студентов и аспирантов «радиоэлектроника, электротехника и энергетика», МЭИ,-28 февр.-01 марта 2000 г.-М.: МЭИ, т. 2, с. 101−102.
  46. Л.Б. Измерение крутящего момента // Библиотека по автоматике. Выпуск 228. М.: Энергия, 1967. — 120 с.
  47. М.Г. Общий курс электропривода: Учебн. для вузов. М.: Энергия, 1971.-431 с.
  48. В.А., Захаров А. В. Экспериментальное исследование двухфазных нереверсивных вентильно-индукторных двигателей // Электротехника.- 2003. № 2.- С. 44−47.
  49. Электрический справочник: В 4 т. Т. 4. Использование электрической энергии / Под общ. Ред. Профессоров МЭИ В. Г. Герасимова и др. (гл. ред. А.И.Попов) 8-е изд., испр. И доп. М.: Издательство МЭИ, 2002.
  50. Электропривод XXI века: Отчет / МЭИ- Руководитель работы Н. Ф. Ильинский. ГР1 990 008 104, № 02.200.201 979, — М., 2002. — 120 с.
  51. Krishnan R. Switched Reluctance Motor Drives Modeling, Simulation, Analysis, Design, and Applications // CRC Press, 2001. 398 c.
  52. Miller TJ.E. Switched Reluctance Motors and Their Control // Oxford: Magna Physics Publishing and Clarendon Press, 1993. 205 c.
  53. Miller T.J.E. Electronic Control of Switched Reluctance Machines // Newnes, 2001.-272 c.
  54. R. Бездатчиковое управление вентильно-индукторным двигателем с использованием устройства DSP6F80x фирмы Motorola Привод и управление, 2001, № 6 (10).
Заполнить форму текущей работой