Исследование и разработка методов устранения дефектов в системах и оборудовании коммунального хозяйства композиционными материалами
Представленная работа выполнялась в соответствии с планами экономии энергоресурсов г. Москвы и Московской области, планами НИР Московского государственного университета сервиса на 2000;2002 г. г. по теме 1.1.01. «Разработка научных основ процессов полимеризации быстроотверждающихся металлополимерных систем», планом НИР Московского городского комитета по науке и технологиям на 2002 г. по теме… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Анализ литературных и патентных источников информации
- 1. 1. Анализ причин выхода из строя элементов систем и оборудования коммунально-бытового назначения. Классификация дефектов
- 1. 2. Материалы и технологии, применяемые при ремонте оборудования и систем тепло-, водо- и газоснабжения
- Глава 2. Выбор и обоснование составов ремонтных композиционных материалов
- Глава 3. Исследование свойств ремонтных композиционных материалов
- 3. 1. Влияние качества поверхности на прочность соединений
- 3. 2. Влияние температуры на процесс отверждения композиционных материалов
- 3. 3. Поведение композиционных материалов в жидкостях и агрессивных средах
- 3. 4. Влияние температуры в процессе эксплуатации на прочность соединений, выполненных с использованием композиционных материалов
- Глава 4. Разработка методов применения металлополимерных композиционных материалов при ремонте систем и оборудования
- 4. 1. Общие принципы разработки технологических методов применения композиционных материалов
- 4. 2. Технология устранения типовых дефектов
- Глава 5. Производственные испытания и внедрение результатов исследований
Исследование и разработка методов устранения дефектов в системах и оборудовании коммунального хозяйства композиционными материалами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
В настоящее время наиболее дорогим элементом комплекса газоснабжения, водоснабжения и теплоснабжения любого большого города является система транспортирования газа, питьевой и технической воды. Она включает водоводы, теплопроводы, распределительную сеть и устанавливаемые на ней сооружения и арматуру для выключения, регулирования, обслуживания, ремонта и обеспечения надежной и безаварийной работы трубопроводов и арматуры. Только стоимость системы подачи и распределения воды современного города составляет от 40 до 70% от всей системы водоснабжения. В связи с этим поддержание высокой работоспособности системы транспортирования воды (т.е. своевременное и эффективное техническое обслуживание, ремонт и реконструкция трубопроводов и оборудования по причине их старения или преждевременного износа) остается для городских коммунальных служб приоритетной задачей.
Причины выхода из строя системы водоснабжения и теплоснабжения многообразны и зависят от многих факторов. Традиционными методами устранения дефектов в указанных системах часто являются замена дефектных участков трубопроводов путем их удаления и установки новых трубопроводов с помощью методов сварки. То же самое происходит и с используемым насосным оборудованием и запорной арматурой. Указанные методы ремонта дорогостоящи и не всегда эффективны .
Как показывает отечественная и зарубежная практика, устранение примерно 15−20% дефектов трубопроводов и запорной арматуры в системах газо-, теплои водоснабжения может быть осуществлено за счет технологии применения для их ремонта металлополимерных композиционных материалов, работающих по методу «холодной сварки».
Применение этой технологии, рассматриваемой в настоящей работе, позволяет обеспечить значительную экономию материальных и трудовых ресурсов.
Рациональное использование физико-химических свойств ремонтных композиционных материалов позволяет снизить трудоемкость ремонта на 20%, себестоимость работ — на 15−20%, сократить расход металлов на 40−50%. Это обусловлено тем, что такая технология не требует сложного оборудования и высокой квалификации работающих, появляется возможность производить ремонт без разборки узлов и агрегатов, а также соединений, которые, с точки зрения безопасности, трудно и опасно ремонтировать известными способами.
Использование металлополимеров в качестве соединительных элементов и в ремонтных целях позволяет заменить традиционные методы соединений (сварку, лайку, клепку и т. п.) новым технологическим процессом «холодная сварка» (склеивание, формование, заделка дефектов с помощью металлополимерных материалов).
Представленная работа выполнялась в соответствии с планами экономии энергоресурсов г. Москвы и Московской области, планами НИР Московского государственного университета сервиса на 2000;2002 г. г. по теме 1.1.01. «Разработка научных основ процессов полимеризации быстроотверждающихся металлополимерных систем», планом НИР Московского городского комитета по науке и технологиям на 2002 г. по теме 3.1.1.6. «Разработка ресурсосберегающей технологии ремонта городских систем тепло-, газо-, водоснабжения на базе применения новых быстроотверждающихся композиционных материалов».
Цель и задачи исследования
Целью исследования является разработка методов устранения дефектов в системах и оборудовании коммунального хозяйства новыми композиционными материалами.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ причин выхода из строя элементов систем и оборудования коммунально-бытового назначения.
2. Провести анализ ремонтных материалов и технологий, применяемых при ремонте оборудования и систем водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.
3. Провести экспериментальные работы с целью выбора и корректировки составов ремонтных композиционных материалов.
4. Исследовать свойства ремонтных композиционных материалов и установить зависимость характеристик от параметров входящих компонентов.
5. Разработать методы применения ремонтных композиционных материалов при восстановлении систем водо-, теплои газоснабжения.
6. Разработать руководящую техническую документацию по широкому внедрению ремонтных технологий.
7. Внедрить результаты исследований в ремонтных службах городского коммунального хозяйства.
Методология и методы исследования. Поставленные задачи решались с учетом современных представлений об адгезионных процессах в зоне взаимодействия полимерных и металлических материалов и процессов полимеризации композиционных систем.
Испытания проводились с использованием современного оборудования для определения физико-механических характеристик на образцах соединений в соответствии с ГОСТ 14 760–69, ГОСТ 4670–91, ГОСТ 15 065–69. Использовались — машина разрывная ИР5046−5, твердомер ТБ-5004, баня комбинированная БКЛ-М, шкаф сушильный СНОЛ 2,5/2м.
Поверхности образцов до и после разрушения исследовались металлографическими методами на оптических и электронных микроскопах с рентгеновским микроанализатором.
Обработка результатов проводилась с использованием методов математической статистики на ЭВМ.
Научная новизна.
1. Предложен. и экспериментально подтвержден принцип составления ремонтных композиционных материалов путем варьирования составов входящих компонентов. Разработана математическая модель в виде уравнения регрессии, позволяющая предсказать результат во всех точках заранее заданной области и подбирать по количественному составу компоненты для получения олигомерных композиций с требуемыми свойствами. Экспериментальным путем определены оптимальные концентрации наполнителей, пластификаторов, загустителей, стабилизаторов и их влияние на физико-механические и технологические характеристики ремонтных композиционных материалов.
2. Исследованы и установлены экспериментальные зависимости выходных характеристик ремонтных композиционных материалов от качества соединяемых поверхностей, от температуры в процессе полимеризацииустановлены зависимости прочности соединения от температуры в процессе эксплуатации объекта. На базе исследований характеристик разработана методика устранения дефектов в различных ситуациях на системах и оборудовании городского коммунального хозяйства.
3. Установлено поведение и жизнеспособность ремонтных композиционных материалов в жидкостных и агрессивных средах.
Практическая ценность.
1. Разработаны технические условия на ремонтные композиционные материалы, рекомендованные к использованию и руководящие технические материалы по использованию технологии устранения дефектов на предприятиях городского коммунального хозяйства.
2. На теплосетях г. Мытищи успешно опробованы и внедрены в ремонтное производство систем теплоснабжения технологии ремонта трубопроводов и восстановления подшипниковых узлов центробежных насосов.
3. В «Газовом хозяйстве» г. Мытищи опробована технология сокращения протечек газа за счет ликвидации выработки перепускных клапанов на газораспределительных пунктах с использованием композиционных материалов.
4. В системе водоснабжения г. Мытищи с использованием ремонтных композиционных материалов проведены успешные работы по ремонту задвижек и запорной арматуры от абразивного и коррозионного износа.
5. Осуществлено внедрение результатов исследований на предприятиях ЖКХ г. Москвы и Московской области, а также в других регионах РФ. Экономический эффект — 800 тыс. руб.
Достоверность результатов исследований. Достоверность полученных результатов подтверждается использованием современной испытательной аппаратуры, новейших научных приборов для исследования состояния поверхности деталей, одобрением научной общественности и внедрением предложенных технических решений.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследований и их практическое применение неоднократно докладывалось на международных научно-технических конференциях МГУ сервиса в 2000;2002 гг., на конференциях и совещаниях по совершенствованию эксплуатации систем жизнеобеспечения жилищно-коммунального хозяйства Москвы, Московской области, а также в других городах РФ (Санкт-Петербург, Ярославль и др.).
Основное содержание диссертации отражено в 5-ти публикациях в журналах, сборниках трудов и тезисах конференций, рекомендациях и нормативных документах.
Личное участие автора состоит в постановке цели и задач исследования, в разработке методов устранения дефектов в системах жизнеобеспечения городского хозяйства на базе применения ремонтных композиционных материалов, в проведении лабораторных и производственных испытаний и внедрении результатов исследования, а также в тиражировании разработок на предприятиях г. Мытищи и Московской области.
На защиту выносятся следующие основные положения диссертации:
1. Результаты исследования ремонтных композиционных материалов и методика их формирования в зависимости от количественного состава входящих компонентов.
2. Технологические методы получения качественных соединений на базе исследований поверхности ремонтируемых объектов.
3. Результаты исследований физико-механических характеристик ремонтных композиционных материалов в зависимости от температуры в процессе полимеризации и температуры в процессе эксплуатации.
4. Методы и технологии устранения дефектов в системах жизнеобеспечения городского коммунального хозяйства и на промышленных предприятиях.
Результаты производственных испытаний и внедрения методов устранения дефектов в городском коммунальном хозяйстве в системах газо-, водои теплоснабжения, а также на промышленных предприятиях. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти гла% основных выводов, списка литературы и приложения, в котором приведены подтверждающие внедрение результаты выполненных исследований документы.
Выводы по работе.
1. Проведен анализ дефектов трубопроводов и оборудования в системах городского коммунального хозяйства, предложена система их классификации с целью устранения дефектов на базе использования ремонтных композиционных материалов.
2. Предложен и экспериментально подтвержден принцип составления ремонтных композиционных материалов путем варьирования состава входящих компонентов. Разработана математическая модель ремонтных композиций в виде уравнения регрессии, в котором значения коэффициентов характеризуют весовые и массовые значения компонентов, а в качестве параметров оптимизации выбираются переменные факторы, оказывающие влияние на выходные характеристики композита.
3. Проведены исследования и установлены экспериментальные зависимости выходных характеристик ремонтных композиционных материалов от качества соединяемых поверхностей, от температуры в процессе полимеризации композитаустановлены зависимости прочности соединений от температуры в процессе эксплуатации объекта.
4. Экспериментальным путем установлено поведение и жизнеспособность ремонтных композиционных материалов в жидкостных и агрессивных средах и получены графические зависимости стойкости композитов от времени экспозиции в агрессивных средах.
5. На основе исследования характеристик композиционных материалов разработана методика устранения дефектов в различных ситуациях на системах и оборудовании городского коммунального хозяйства.
6. Разработаны технические условия на ремонтные композиционные материалы «Мультипласт», техническая инструкция и «Руководство» по проведению ремонтных работ на оборудовании и трубопроводах методом «холодной сварки» с применением металлополимера «Полимет» с целью устранения дефектов на предприятиях городского коммунального хозяйства.
7. Осуществлено внедрение результатов исследований при ремонте трубопроводов и оборудования на предприятиях городского коммунального хозяйства г. Мытищи, в том числе в «Газовом тресте», «Теплосети», в системе водоснабжения, заводе «Метровагонмаш» и других предприятиях г. Москвы, Московской области и в других регионах Российской Федерации. Экономический эффект — 800 тыс. рублей.
Список литературы
- Адгезия полимеров и адгезионные соединения в машиностроении. M. НТО «Машпром». Ч. И, 220с.
- Анаэробные уплотняющие составы, герметики. Каталог. М., НИИ ТЭХИМ, 1977, 20с.
- Андреева Т.А., Сладков О. М., Артеменко С. Е. Адгезионная прочность металлополимерных композиционных материалов. Пластические массы. № 7, 1999, с.26−27.
- Анисимов Ю.Н., Мариняко Л. А., Гергая Г. В., Кардаков C.B. Отверждение и свойства металлополимерных композиционных материалов на основе модифицированных эпоксидных смол. Пластические массы. 1990, № 11, с. 52−54.
- Басин В.Е. Адгезионная прочность. М. Химия, 1981, 208с.
- Батизат В.П., Петрова А. П., Аниховская Л. И., Иванова Р. И. Клеи и их применение. Конверсия в машиностроении, 1995, № 11, с.34−40.
- Батищев, А Н., Голубев И. Г., Лялякин В. П. Восстановление деталей сельскохозяйственной техники. М., Информагротех, 1995, 296 с.
- Башкирцев В.И. Ремонт автомобилей полимерными материалами. Изд. «За рулем», 2000, 32 с.
- Берлин A.A., Басин В. Е. Основы адгезии полимеров. М., Химия, 1974, 392 с.
- Вартанов M.B. Метод оценки фактической площади контакта в соединении металлополимер на основе кривых опорного профиля. Сборка в машиностроении, приборостроении. № 9, 2001, с.26−27.
- Вартанов М.В., Зинина И. Н. Влияние качества поверхности на прочность адгезионных соединений. Сборка в машиностроении, приборостроении. № 2, 2000, с. 28−29.
- Волков Г. М., Гончаров А. Б. Нетрадиционный ремонт автотранспортной техники и оборудования. Журнал «Тракторы и сельскохозяйственные машины», № 4, 1995, с.24−25.
- Волков Г. М., Гончаров А. Б. Холодная молекулярная сварка в ремонтном производстве. Журнал «Тракторы и сельскохозяйственные машины», 1996, № 2, с. 25−27.
- П.Волков Г. М., Гончаров А. Б. Холодная молекулярная сварка: применение на практике. Журнал «Тракторы и сельскохозяйственные машины», 1997, № 1, с.35−37.
- Волков Г. М. Возможности метода холодной молекулярной сварки для ремонта и восстановления крупногабаритных деталей машин. Вестник машиностроения, 1995, № 10, с.23−26.
- Волков Г. М. Дело клеится. «За рулем», 1997, № 2, с. 126−127.
- Волков Г. М. Расходные материалы нового поколения для холодной молекулярной сварки. Химическая промышленность, 1998, № 12, с. 4851.
- Волков Г. М. Ремонтные композиционные материалы. Конверсия в машиностроении, 1995, № 1, с. 41−44.
- Гальбурт A.A., Струсевич В. В. Восстановление деталей полимерными материалами. Автомобильный транспорт. 1970, № 3, с. 43.
- Гончаров А.Б. Невозможное реально. «Технология, оборудование, материалы». Май, июнь 1999, с.55−58.
- Гончаров А.Б. Опыт применения передовых технологий с использованием полимерных композиционных материалов на фирме «Мосинтраст» «Сварочное производство», 1999, № 10, с. 12−13
- Готлиб Е.М., Ковлишвили З. С., Соколова Ю. А. Прогнозирование долговечности эпоксидных композиционных материалов в агрессивных средах. Пластические массы. № 3,1995, с.36−37.
- Гусев В.М. Теплоснабжение и вентиляция. Л., Стройиздат, 1973,232с.
- Достижения в области создания и применения клеев. Под ред. Петровой А. П. М., МДНТП им. Ф. Э. Дзержинского, 1979, 202с.
- Достижения в области создания и применения клеев в промышленности. Под ред. Петровой А. П., М., МДНТП им. Ф. Э. Дзержинского, 1983, 184с.
- Дотягин В.В., Кротова H.A., Смилга В. П. Адгезия твердых тел. М., Наука, 1973, 280 с.
- Дувакина Н.И., Ткачева Н. И. Выбор наполнителей для придания специальных свойств полимерным материалам. Пластические массы. 1989, № 11, с.46−48.31 .Ентус Н. Р. Техническое обслуживание и ремонт резервуаров. М., Химия, 1992,240 с.
- Ионин A.A. Газоснабжение. М., Стройиздат, 1981, 415с.
- Ищенко A.A. Новые технологии ремонта оборудования металлополимерными материалами. Тяжелое машиностроение, 1999, № 2, с.32−34.
- Ищенко A.A., Подплатный В. И. Ремонт прокатного оборудования металлополимерными материалами. Прокатное производство. № 6, 2000.
- Ищенко A.A., Семенюта А. Н., Швам А. Л. Новая технология восстановления станин листопрокатных станов. Металлургическая и горная промышленность, 2001, № 4, с.27−29.
- Кардашов Д.А., Петрова А. П. Полимерные клеи. М. Химия, 1983, 255 с.
- Клеи специального назначения. Под ред. Каракозова. Д., ЛДНТП, 1982, 92с.
- Коваленко Ю.О. Металлополимеры новое эффективное средство для восстановления изделий и деталей. Производственный и научно-технический сборник. «Технология судоремонта», 1993, № 2, с. 43−45.
- Коршенбаум Я.М., Протасов В. Н. Восстановление нефтепромыслового оборудования клеевыми композициями. М., Недра, 1970, 112 с.
- Кохан Н.М., Друт В. И. Применение полимерных клеев в судоремонте. М., Транспорт, 1998, 196 с.
- Кричевский М.Е. Применение полимерных материалов при ремонте сельскохозяйственной техники. М., Росагропромиздат, 1988, 143 с.
- Кручинин C.B., Липатов A.B., Овчаренко Л. В., Феткулин М. М. Металлополимерные композиционные материалы для ремонтно-восстановительных работ технологического оборудования. «Ремонт, восстановление, модернизация», 2002, № 1, с.37−41.
- Кручкова М.С., Тарасенко Ю. Г. Оптимальные эпоксидные составы для восстановления неподвижных посадок деталей. Автомобильный транспорт, 1971, № 1, с.37−38.
- Кудишина В.А., Андрианов К. А., Жданов A.A. В кн. Клеи и соединения на их основе. М., МДНТП им. Ф. Э. Дзержинского, 1970, ч.1.
- Курчаткин В.В., Башкирцев В. И. Ремонт систем водоснабжения и отопления полимерами. Журнал «Вестник машиностроения», 1999, № 7, с. 17−18.
- Лебедева Г. Н., Тулинов А. Б. Высокопрочный ударо- и вибростойкий универсальный клеящий материал «Суперклей-109». Вестник машиностроения. 1994, № 7, с. 16−18.
- Левитин Ю.И. Бестраншейный ремонт местных повреждений подземных трубопроводов. РОБТ, 1997, № 8, с.37−39.
- Ли X., Невилл К. Справочное руководство по эпоксидным смолам. М., Энергия, 1973, 416 с.
- Майорова Э.А., Барт В. Е., Левин А. Л. Клеевые соединения в металлорежущих станках. М., ЭНИМС, 1975, 37с.
- Малышев Г. А., Езерский А. Н. Применение пластмасс при ремонте автомобилей. М., Транспорт, 1986,168с.5?.Малышева Г. В., Чеканов А. Н. Основы расчета параметрической надежности адгезионно-технических систем. Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001, 60 с.
- Мамошенко В.В., Михайлов А. К. Насосное оборудование тепловых электростанций. М., Энергия, 1975, 280 с.
- Мотовилин Г. В. Влияние физического состояния полимера на прочность клеевого соединения. Вестник машиностроения. 1972, № 6, с.42−44.
- Мотовилин Г. В. и др. Восстановление автомобильных деталей полимерными материалами. М., Транспорт, 1974,180 с. 5 5. Мотовилин Г. В. Восстановление автомобильных деталей олигомерными композициями. М., Транспорт, 1981,111 с.
- Мотовилин Г. В. и др. Отверждение эпоксидных композиций при пониженных температурах. Пластические массы. 1973, № 3, с. 53.
- Мотовилин Г. В. Словарь-справочник по склеиванию. СПб: ВАТТ, 1996, 218 с.
- Мотовилин Г. В., Масина М. А., Суворов О. М. Автомобильные материалы. Справочник. М., Транспорт, 1989, 464 с.
- Мотовилин Г. В., Шальман Ю. И. Восстановление деталей эпоксидными композициями. Автомобильный транспорт. 1971, № 1, с.ЗЗ.
- Мудров O.A., Савченко И. М., Шитов B.C. Справочник по эластомерным покрытиям и герметикам в судостроении. Л., Судостроение, 1982, 184с.
- Наполнители для полимерных композиционных материалов. Справочное пособие. Под. ред. Г. С. Каца. Пер. с англ. М., Химия, 1981 г.
- Николадзе Г. И. Коммунальное водоснабжение и канализация. М., Стройиздат, 1983, 423с
- Николадзе Г. И., Сомов М. А. Водоснабжение. М., Стройиздат, 1995, 688с.
- Нильсон Л. Механические свойства полимеров и полимерных композиций. М., Химия, 1978, 312с.
- Новые материалы на основе эпоксидных смол, их свойства и области применения. Под ред. Блехмана Е. М. Л., ЛДНТП, 1974, 4.2. 74с.
- Орлов В.А., Зарембо Л. Ю., Кондауров С. С. Ремонт, восстановление и защита насосного оборудования, трубопроводов и арматуры с применением технологии клеевых композиционных материалов. Строительство и архитектура. 2000, вып. 1, с. 22.
- Петров Ю.Н. Перспективные способы восстановления деталей машин. Новые технологические процессы восстановления деталей машин. Кишинев. Штиинца, 1988, 131 с.
- Петрова А.П. Термостойкие клеи. М. Химия, 1977, 200 с.
- Петрова А.П., Семенычева И. В. Поведение клеевых соединений при воздействии эксплуатационных факторов. М., ОНТИ ВИАМ, 1980, 54с.
- Прочность эпоксидных полимеров, обладающих адгезией к необезжиренной поверхности. Пластические массы. № 3,1995, с. 28.
- Прытикин Л.М. и др. Разработка и оптимизация состава эпоксидных клеев, содержащих новые наполнители с повышенной адгезионной способностью. Пластические массы, № 3, 1995, с. 39−40.
- Рахлин И.В. Научно-технический прогресс и эффективность новых материалов. М., Наука, 1973, 352 с.
- Ромойко B.C. Защита трубопроводов от коррозии. ВНИИМП, 1998, с. 250.
- Симонов-Емельянов И.Д., Кулознов В. Н., Трофимычева Л. З. Влияние размера частиц наполнителя на некоторые характеристики полимеров. Пластические массы. 1989, № 5, с.61−64.
- Современные композиционные материалы. М., Мир, 1970, 672 с.
- Соннова Е.А., Панова Л. Г., Артеменко С. Е. Модифицированные эпоксидные компаунды. Пластические массы. № 3,1996, с.35−37.
- Соронин В.П., Дзумедзей Н. В., Руденко Е. В. Решение экологических проблем в производстве эпоксидных смол. Пластические массы. № 2, 1991, с.16−18.
- Спирин М.Г. и др. Композиты с высокой теплопроводностью на основе полиолефинов. Машиностроитель, № 6, 1995, с. 17−20.w.
- Степич C.H., Шафигуллин H.K. исследование адсорбционного взаимодействия полимеров с поверхностью наполнителя. Лакокрасочные материалы. № 6, 1993, с.38−39.
- Стрижевский И.В., Сурис М. А. Защита подземных теплопроводов от коррозии. М., Энергоатомиздат, 1993, 334 с.
- Технология ремонта деталей и узлов сельскохозяйственной техники с применением полимерных материалов. М., ГОСНИТИ, 1975,144 с.
- Тризно М.С., Москалев Е. В. Клеи и склеивание. Л., Химия, 1980,120 с.
- Тулинов А.Б. и др. Компаунд. Патент на изобретение по заявке № 94 037 749/04 от 23.01.96.
- Тулинов А.Б., Лебедева Г. Н. Новый композиционный материал «Полимет», успешно реализующий эффект «холодной сварки». Вестник машиностроения. 1994, № 7, с. 14−15.
- Тулинов А.Б. Устранение дефектов в системах тепло-, газо-, водоснабжения новыми композиционными материалами. В сборнике тезисов докладов Второй международной конференции «Индустрия сервиса в XXI веке». МГУсервиса. М., 2000 г.
- Тюлина Л.М. и др. Влияние пластификатора и наполнителя на вязкостные характеристики смолы ЭД-20. Пластические массы. 1989, № 4, с. 62−65.
- Федорченко и др. Использование полимерных композиций в монтажных и ремонтно-восстановительных процессах. Киев: Укр НИИНТИ, 1987, 56с.
- Фройдин A.C. Прочность и долговечность клеевых соединений. 2-е изд. перераб, и дополн. М. Химия, 1981, 270с.
- Хамидулова З.С. и др. Новые анаэробные герметики для автомобилестроения. Пластические массы, 1999, № 6, с.40
- Хамидулова З.С. и др. Новые ремонтные материалы. Пластические массы, 1999, № 6, с. 39.
- Храменков C.B. и др. Бестраншейные методы восстановления водопроводных и водоотводящих сетей: Учебное пособие для вузов. М., ТИМР, 2000, 179 с.
- Храменков C.B., Примин О. Г. Стратегия восстановления городской водопроводной сети. ВИСТ, 1999, № 9, с. 17−20.
- Черноиванов В.И. Восстановление деталей машин. М., ГОСНИТИ, 1995, 280 с.
- Черняк К.И. Эпоксидные компаунды и их применение. JI., Судостроение, 1967,400с.
- Шавырин В.Н., Рязанцев В. И. Клеесварные конструкции. М., Машиностроение, 1981,168 с.
- Шилдс Дж. Клеящие материалы. Пер. с англ. Под ред. Батизата В. П. М., Машиностроение, 1980, 368с.
- Штурман A.A., Федотова JI.C. Поверхностное упрочнение деталей из эпоксидных композиций. Пластические массы. № 9, 1989, с. 54−57.
- Штурман A.A., Черкашина А. Н. Полимерная композиция для применения в машиностроении. Пластические массы, 1990, № 6, с. 7879.
- Энциклопедия полимеров. Ч. I, II, III. M., Советская энциклопедия, 1972−77.
- Юхим М.С. Исследования возможности использования металлополимеров при ремонте технических средств нефтепродуктообеспечения. «Ремонт, восстановление, модернизация», 2002, № 3, с. 41−43.