Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование динамических качеств подшипниковых узлов прокатных станов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы исследования. Анализ динамических характеристик проводился в предположении, что валок с опорами представляют собой единую динамическую систему. Исследование динамических характеристик основывалось на совместном решении уравнений гидродинамической теории смазки в неадиабатической постановке, а также основных зависимостей теории контактных упругих напряжений и теории пластичности. Системы… Читать ещё >

Содержание

  • Условные обозначения, индексы и сокращения
  • 1. Опоры валков прокатных станов как объект исследования
    • 1. 1. Обзор задач динамики прокатки и работоспособности опор валков прокатных станов
    • 1. 2. Обзор исследований в области комбинированных опор
    • 1. 3. Выбор объекта и структура исследования
  • Выводы по разделу
  • 2. Расчет сил в элементах комбинированных опор
    • 2. 1. Расчет энергосиловых параметров прокатки
    • 2. 2. Математическая модель подшипника качения
    • 2. 3. Математическая модель подшипника скольжения
      • 2. 3. 1. Геометрические и кинематические соотношения
      • 2. 3. 2. Обобщенное уравнение Рейнольдса
      • 2. 3. 2. Баланс тепла
      • 2. 3. 3. Баланс расходов
  • Выводы по разделу
  • 3. Динамика валков прокатных станов на комбинированных опорах
    • 3. 1. Динамические нагрузки и причины колебательных процессов в клетях прокатных станов
    • 3. 2. Уравнения движения валка на комбинированной опоре
    • 3. 4. Расчет долговечности комбинированной опоры в условиях переменной во времени нагрузки
  • Выводы по разделу
  • 4. Экспериментальные исследования динамических характеристик комбинированных опор
    • 4. 1. Описание экспериментальной установки и средств измерений
    • 4. 2. Постановка и планирование эксперимента
    • 4. 3. Обработка результатов и сравнительный анализ данных теоретических и экспериментальных исследований
  • Выводы по разделу
  • 5. Вопросы проектирования и рекомендации по эксплуатации комбинированных опор
    • 5. 1. Рекомендации по проектированию опорных узлов прокатных станов повышенного ресурса и виброустойчивости
    • 5. 2. Программное обеспечение для расчета комбинированных опор

Совершенствование динамических качеств подшипниковых узлов прокатных станов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

К нагрузочной способности валковых опор прокатных станов предъявляются достаточно высокие требования и подшипники в этих опорах должны воспринимать большие радиальные нагрузки от давления металла на валки. Кроме того, процесс прокатки является динамически напряженным. Особенно в тяжелых условиях работают непрерывные станы, где прокатка на высоких скоростях чередуется с паузами между выходом предыдущей и входом следующей заготовки. Применение в таких условиях подшипников качения (ПК) в качестве опор валков затрудняется тем, что габаритные размеры подшипника в радиальном направлении ограничиваются диаметром бочки валка, поэтому динамическая грузоподъемность приходится увеличивать за счет осевых габаритных размеров. Однако и здесь имеются ограничения, вызванные неравномерностью распределения нагрузки. Подшипники скольжения (ПС) обладают достаточной несущей способностью, и лучшей демпфирующей способностью при меньших габаритах, а также рядом других преимуществ по сравнению с подшипниками качения. Однако их применимость в условиях прокатных станов затрудняется сравнительно небольшими скоростями вращения, а также не способностью воспринимать осевую нагрузку, которая может возникнуть вследствие несимметричности очага деформации. Основным фактором, ограничивающим ресурс опор скольжения, является возможный контакт поверхностей цапфы вала и втулки подшипника во время переходных режимов. Изменение геометрии втулки подшипника вследствие контакта с цапфой приводит к ухудшению рабочих характеристик опоры и может привести к потере работоспособности машины. Другими немаловажными факторами, ограничивающими их применимость в условиях прокатных станов, являются сравнительно небольшие скорости вращения, а также значительные тепловыделения в области течения смазочного материала, влекущие снижение несущей способности.

Когда ни один из существующих видов подшипников не может полностью удовлетворять техническим требованиям, как возможное решение данной проблемы рассматривают вариант совмещения опор различного принципа действия для повышения надежности опорного узла за счет разделения функций подшипников. Одним из вариантов является совмещение в едином опорном узле подшипников качения и скольжения, что позволяет использовать достоинства и исключить недостатки, присущие каждому виду опор на различных режимах работы.

Обзор публикаций в области подшипниковых опор тяжелых машин выявил недостаточную изученность вопросов долговечности и распределения внешней силовой нагрузки между подшипниками комбинированной опоры в условиях динамического нагружения. Также недостаточно проработаны в теоретическом плане вопросы влияния формы опорной поверхности радиального гидродинамического подшипника скольжения на температурные условия течения смазочного материала и его демпфирующую способность.

Таким образом, можно заключить, что совершенствование динамических качеств подшипниковых узлов прокатных станов является актуальной темой исследования.

Объектом исследования являются опорные узлы комбинации радиальных шариковых подшипников качения и гидродинамических подшипников скольжения, действующие по принципу разделения внешней нагрузки.

Предметом исследования являются динамические характеристики и ресурс комбинированных опор в условиях значительных перепадов температур и нагрузок.

Цель исследования является совершенствование динамических качеств и ресурса опорных узлов прокатных станов путем совмещения в едином опорном узле подшипников качения и скольжения, применения подшипника скольжения оригинальной конфигурации, позволяющей улучшить тепловые условия режима течения.

Для достижения сформулированной цели были поставлены следующие задачи:

1) провести информационный поиск в области опорных узлов прокатных станов, по видам подшипников качения, скольжения и их комбинациям;

2) разработать математическую модель по определению динамических характеристик и ресурса комбинированных опор;

3) разработать программное обеспечение для расчета и проектирования комбинированных опор;

4) провести комплекс вычислительных экспериментов по оценке влияния параметров процесса прокатки, а также параметров комбинированной опоры на ее динамические характеристики и ресурс;

5) выполнить экспериментальные исследования на стендовой модели и в условиях производства для проверки соответствия разработанной математической модели реальному объекту;

6) выработать рекомендации по проектированию и расчету комбинированных подшипниковых узлов прокатных станов.

Научная новизна и положения выносимые на защиту :

1) разработана математическая модель комбинированного подшипникового узла, включающего радиальный подшипник качения и гидродинамический подшипник скольжения, для расчета ресурса и динамических характеристик, учитывающая тепловые процессы в зоне смазки, взаимное влияние силовых реакций подшипника скольжения и качения, а также динамический режим нагружения;

2) разработана нелинейная математическая модель в неадиабатической постановке для расчета гидродинамических сил и расхода смазочного материала в подшипнике жидкостного трения с двуцентровой расточкой втулки;

3) выявлены на основе теоретических и экспериментальных исследований основные факторы влияния параметров подшипниковых узлов прокатных станов на изменение ресурса и динамических качеств;

4) разработан практический инструментарий в виде комплекса программ в среде MatLAB, а также рекомендации по проектированию и эксплуатации подшипниковых узлов прокатных станов, обеспечивающие повышение ресурса и улучшение динамических качеств.

Методы исследования. Анализ динамических характеристик проводился в предположении, что валок с опорами представляют собой единую динамическую систему. Исследование динамических характеристик основывалось на совместном решении уравнений гидродинамической теории смазки в неадиабатической постановке, а также основных зависимостей теории контактных упругих напряжений и теории пластичности. Системы уравнений движения жесткого валка получены на основании базовых соотношений динамики твердого тела. Расчет сил деформирования металла проводился по приближенным зависимостям, в основу которых положена теория пластичности. Расчет сил реакции подшипника качения основывался на известном аналитическом решении контактной задачи теории упругости. Характеристики подшипника скольжения определялись из решения уравнения Рей-нольдса, совместно с уравнением баланса тепла, численное решение которых проводилось методом конечных разностей. Математическая модель определения ресурса подшипниковой опоры основывалась на эмпирических методиках, отражающих процесс износа деталей подшипников в зависимости от различных рабочих и эксплуатационных характеристик. N.

Экспериментальные исследования проводились на стендовой модели с использованием современного информационно-измерительного оборудования, а также по данным мониторинга энергосиловых параметров прокатки действующего прокатного стана.

Программное обеспечение разработано в среде математического моделирования MatLAB. Для стендовой модели регистрация и обработка экспериментальных данных производилась в среде визуального программирования Lab View. Регистрация данных энергосиловых параметров прокатки производилась с помощью программы ibaAnalyzer. Анализ расчетных и экспериментальных данных проводился в системе MatLAB.

Достоверность полученных результатов обеспечивается корректностью постановки и формализации задачи, обоснованностью используемых теоретических зависимостей, принятых допущений и ограничений, применением апробированных методов решения и анализа, что подтверждается качественным и количественным согласованием результатов теоретических и экспериментальных исследований, а также внедрением результатов в производстве.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные методики расчета и программное обеспечение позволяют определять динамические качества радиальных комбинированных опор прокатных станов, а также оценивать возможность повышения ресурса опоры при совмещении подшипника качения и гидродинамического подшипника скольжения по сравнению с их одиночной постановкой. Результаты работы внедрены на стане 350 ОАО «ОЭМК» (г. Старый Оскол Белгородской области).

Апробация работы. Материалы диссертационной работы докладывались и обсуждались на VIII Международной научно-технической конференции «Вибрационные машины и технологии» (г. Курск, 2008) — Международной конференции «Образование, наука, производство и управление» (г. Старый Оскол, 2006) — Международной научной конференции «Сложные системы управления и менеджмент качества CCSQM 2007» (г. Старый Оскол, 2007) — Всероссийской научно-методической конференции «Основы проектирования и детали машин» (г. Орел, 2007), а также на научно-технических семинарах профессорско-преподавательского состава Старооскольского технологического института в 2005;2008 гг. Диссертация была апробирована на заседании кафедры «Динамика и прочность» Орловского государственного технического университета (г. Орел, 2008) и на заседании кафедры «Теоретическая механика и мехатроника» Курского государственного технического университета (г. Курск, 2008).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 печатных работ, включая 6 статей в научных сборниках и 3 статьи в журналах, работ опубликованных в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных высшей аттестационной комиссией — 3.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти разделов, заключения, списка литературы и приложений, имеет 120 страниц основного текста, 46 рисунков, 2 таблицы, приложения. Библиография включает 125 наименований.

Выводы по разделу 4.

1. Под улучшением динамических качеств опоры подразумевается уменьшение амплитуд колебаний вала (валка) на частотах, дающих наибольший вклад в энергию колебаний, происходящее за счет увеличения демпфирующей способности подшипника скольжения комбинированной опоры. Применительно к прокатным станам, увеличение демпфирующей способности и снижение амплитуд колебаний валка ведет к стабилизации размеров и формы прокатываемого металла и, как следствие, снижению нагрузки на привод. Таким образом, колебания валка и колебания нагрузки взаимосвязаны. Наличие этой связи позволили производить экспериментальные исследования по определению колебаний вала для стендовой модели и колебаний нагрузки для условий производства. Основное внимание в разделе уделяется стендовому эксперименту, но в конце каждого подраздела приведены результаты исследований на действующем прокатном стане.

2. Результаты экспериментов на разработанной установке и в условиях прокатки на действующем стане показали, что частоты наиболее значимых составляющих колебаний пропорциональны частотам вращения. Этот факт говорит в пользу использованной модели колебательного нагружения. Однако, моделирование колебаний стадии холостого хода вала (валка) только за счет дисбаланса, оказалось не совсем верным, так как анализ мониторинга колебаний этой стадии выявил и другие весьма значащие составляющие.

3 Сравнение результатов численных и натурных экспериментов подтвердили адекватность математической модели. Также на основании экспериментов выработаны некоторые рекомендации по проектированию и эксплуатации комбинированных опор прокатных станов.

5 Вопросы проектирования и рекомендации по эксплуатации комбинированных опор

5.1 Рекомендации по проектированию опорных узлов прокатных станов повышенного ресурса и виброустойчивости.

Проектирование подшипникового узла должно обеспечить выполнение основных критериев работоспособности, основным из которых являются: прочность, износостойкость, теплостойкость и виброустойчивость. Эти критерии в совокупности определяют надежность подшипникового узла. Выполнение данных критериев должно обеспечить работоспособность узла при заданных режимных и эксплуатационных факторах работы. Согласно [94], выделяются следующие основные режимные и эксплуатационные факторы. Режимные: скорость вращениятемпературные и динамические нагрузкивибрация и ударные силовые нагрузки. Эксплуатационные: долговечность и установленная безотказная наработка подшипников.

Применительно к комбинированным опорам валков прокатных станов, основным критерием работоспособности опоры является обеспечение разгрузки подшипника качения на основных этапах работы. В условиях низких скоростей скольжения, подшипник качения должен быть разгружен минимум на стадии холостого хода, когда давление металла на валки отсутствует. Значительное влияние на несущую способность подшипника скольжения оказывает температурные условия работы. Применение вязкой смазки ведет к ее значительному разогреву в подшипнике за счет внутреннего трения, также возможный тепловой поток со стороны цапфы валка, контактирующего с горячим металлом, могут привести к частичной или полной потери несущей способности. Конструкция подшипника скольжения должна обеспечивать отвод тепла из рабочей области. Поэтому в тяжелом машиностроении широко применяются конструкции подшипника скольжения с масляными карманами. Однако следует учесть, что факт наличия масляных карманов при изотермическом течении смазочного материала снижает несущую способность и виброустойчивость подшипника скольжения. Поиск оптимального конструктивного решения для конкретных режимных факторов работы является сложной задачей.

В работе [78] приводятся наиболее общие принципы проектирования совмещенных опор. Далее предлагается некоторая конкретизация по проектированию комбинированных опор с разделением нагрузки, используемых в качестве опор валков прокатных станов. Рекомендации даны по результатам проведенных исследований, которые являются дополнением алгоритму проектирования совмещенных опор на этапе расчета их рабочих характеристик и оценки ресурса.

Последовательность проектирования комбинированной опоры при базовой конструкции — подшипник качения.

1. Анализ компоновочной схемы машины и определение возможных геометрических параметров подшипника скольжения и возможностей создания, либо модификации системы подачи смазочного материала.

2. Определение силовых и динамических характеристик подшипника скольжения для различных значений его возможной длины, наличия и размеров масляных карманов, номинального зазора, типа смазочного материала (раздел 2.3).

3. Оценка повышения ресурса комбинированной опоры по сравнению с одиночной постановкой подшипника качения для рабочей частоты вращения и переменной внешней силовой нагрузки (раздел 3.4). Если ресурс оказывается меньше необходимого, то рассматривается возможность корректировки геометрических параметров подшипника скольжения, или, по возможности, изменения скоростных режимов работы стана.

4. В случае достаточности ресурса, проверяют динамические характеристики полученной комбинированной опоры для возможных тепловых и силовых условий работы (раздел 3). При неудовлетворении данного требования необходимо снова вернуться к выбору геометрических параметров подшипника скольжения.

5. Для заданного ресурса определяют потребную динамическую грузоподъемность подшипника качения при его одиночной постановке и в комбинации с подшипником скольжения, и производится оценка возможности уменьшения типоразмера подшипника качения.

6. Далее последовательно по пунктам 2—4 производится проверка ресурса и виброустойчивости для новой конструкции комбинированной опоры.

Последовательность проектирования комбинированной опоры при базовой конструкции — подшипник скольжения.

1. Оценка альтернативного подшипника качения из условия обеспечения динамической грузоподъемности при заданном ресурсе.

2. Анализ компоновочной схемы машины и определение возможных геометрических параметров подшипника качения и выбор определенного типоразмера.

4. Оценка виброустойчивости.

5. Оценка ресурса комбинированной опоры и сравнение с базовым ресурсом подшипника скольжения.

Предложенные рекомендации выбора основных рабочих и геометрических параметров комбинированных опор, позволяют на этапе проектирования опорного узла оценить эффективность совмещения подшипников различного принципа действия по сравнению в их одиночной постановкой по критериям надежности и виброустойчивости.

Как было отмечено в разделе 1.3, типичным решением по улучшению динамических условий работы прокатного стана, являются мероприятия по снижению скорости прокатки. В разделах 3 и 4 данной работы были представлены результаты расчетов и экспериментов по улучшению динамических условий работы комбинированной работы путем увеличения скорости прокатки. Далее в качестве примера, представлены результаты расчета долговечности комбинированной опоры чистовой клети стана 350 «Оскольского электрометаллургического комбината» в условиях максимальных нагрузок и скоростей. Исходные данные представлены в таблице 5.1.

Заключение

.

В диссертации представлено решение актуальной научно-практической задачи по повышению динамических качеств и ресурса опорных узлов прокатных станов, представляющих собой совмещенные подшипники качения и скольжения. В ходе диссертационного исследования были получены следующие результаты:

1. Разработана математическая модель комбинированной опоры, функционирующей по принципу разделения нагрузки, учитывающая изменение свойств смазочного материала и теплообмен с окружающей средой в подшипнике скольжения, позволяющая рассчитывать грузоподъемность, распределение нагрузки между подшипником качения и скольжения, ресурс опорного узла, а также амплитуды и частоты колебаний в условиях колебательной внешней нагрузки.

2. На основании математических моделей разработано программное обеспечение в среде математического моделирования MatLab, состоящее из набора расчетных модулей, которые позволяют проводить анализ влияния рабочих и геометрических параметров подшипников качения и скольжения на динамические характеристики и ресурс комбинированных опор;

3. В результате теоретических и экспериментальных исследований изучено влияние параметров процесса прокатки, а также параметров подшипников комбинированной опоры на динамические характеристики и ресурс комбинированных опор:

— для увеличения несущей способности целесообразно использовать радиальные гидродинамические подшипники скольжения с гладкой формой опорной поверхности подшипника скольжения при скоростях скольжения в пределах 0,2−8 м/с, при больших скоростях следует применять подшипники скольжения с двуцентровой расточкой (масляными карманами), с целью компенсации выделений тепла путем увеличения расхода смазки;

— тепловой контакт смазочного слоя с окружающими телами при температурном напоре 15−20 °С и скорости скольжения 7−10 м/с снижает несущую способность подшипника скольжения в 1,5−2,5 раза;

— разгрузка подшипника качения за счет реакции подшипника скольжения при скорости скольжения 0,2−7 м/с в 6−10 раз повышает ресурс опоры по сравнению с одиночной постановкой подшипника качения, а при скорости скольжения 7−10 м/с в 10−16 раз;

— колебательный процесс, возникающий при прокатке, демпфируется до 1015% гидродинамическим подшипником скольжения в составе комбинированной опоры, демпфирующая способность которого в большей мере определяется скоростью скольжения;

4. На основании результатов исследования выявлены условия возникновения положительных эффектов работоспособности опорного узла, предложены рекомендации по проектированию и расчету комбинированных подшипниковых узлов прокатных станов из условия обеспечения повышенного ресурса и виброустойчивости.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что:

1) разработана математическая модель комбинированного подшипникового узла, включающего радиальный подшипник качения и гидродинамический подшипник скольжения, для расчета ресурса и динамических характеристик, учитывающая тепловые процессы в зоне смазки, взаимное влияние силовых реакций подшипника скольжения и качения, а также динамический режим нагружения;

2) разработана нелинейная математическая модель в неадиабатической постановке для расчета гидродинамических сил и расхода смазочного материала в подшипнике жидкостного трения с двуцентровой расточкой втулки;

3) выявлены на основе теоретических и экспериментальных исследований основные факторы влияния параметров подшипниковых узлов прокатных станов на изменение ресурса и динамических качеств;

4) разработан практический инструментарий в виде комплекса программ в среде MatLAB, а также рекомендации по проектированию и эксплуатации подшипниковых узлов прокатных станов, обеспечивающие повышение ресурса и улучшение динамических качеств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П.М. Теория подобия и размерностей. Моделирование Текст. / П. М. Алабужев, В. Б. Геронимус, JI.M. Минкевич, Б. А. Шеховцов. // М.: Высшая школа, 1968. — 208 с.
  2. А.В. Несущая способность и динамические характеристики упорных подшипников жидкостного трения. Диссертация кандидата технических наук. Орел, 2005. 172 с.
  3. Т.А. Экспериментальный анализ Текст. / Т. А. Алиев. // М.: Машиностроение, 1991. — 272 с.
  4. А.А. Вычислительные методы для инженеров Текст. / А. А. Амосов, Ю. А. Дубинский, Н. В. Копченова.// М.: Высшая школа, 1994. — 544 с.
  5. Н.П. Гидростатические опоры роторов быстроходных машин / Н. П. Артеменко, А. И. Чайка, В. Н. Доценко -Харьков: «Основа», 1992.- 198 с.
  6. Н.П. Гидростатические подшипники быстроходных машин // Исследование и проектирование опор и уплотнений быстроходных машин. — Харьков, ХАИ, 1975. Вып. 3. — С. 5 — 16.
  7. Н. С. Численные методы Текст. / Н. С. Бахвалов, Н. С. Жидков, Н. П. Кобельков // М.: Лаборатория базовых знаний, 2000. — 624 с.
  8. Р.Д. Подшипники качения. Справочник Текст. / Р. Д. Бейзельман, Б. В. Цыпкин, Л. Я. Перель.// Изд. 6-е, перераб. и доп. М., «Машиностроение», 1975, 572 с.
  9. А.И. Способ расчета динамических характеристик гидростатических подшипников // Исследование гидростатических подшипников. М.: Машиностроение, 1973. — С. 12−18.
  10. А.И., Равикович Ю. А. Устойчивость движения роторов на гидростатических подшипниках // Исследование и проектирование гидростатических опор и уплотнений быстроходных машин.- Харьков: Изд-во ХАИ, 1977. Вып. 4. — С. 5158.
  11. А.И., Чегодаев Д. Е. Динамические характеристики гидростатических устройств Текст. / Белоусов А. И., Чегодаев Д. Е. // Вопросы виброизоляции оборудования.- Ульяновск, 1974. С. 56−64.
  12. Бидерман B. JL Теория механических колебаний Текст. / В. Л. Бидерман.// М.: Высшая школа, 1980. — 408 с.
  13. .С. Синтез систем автоматического управления непрерывными станами холодной прокатки. — М.: Металлургия, 1978. 160 с.
  14. М.Я. Энергосиловые параметры и усовершенствование технологии прокатки Текст. / Бровман М. Я. //— М.: Металлургия, 1995. 256 с.
  15. А.Г., Завьялов Г. А. Устойчивость движения шипа в подшипниках жидкостного трения. Текст. / Бургвиц А. Г., Завьялов Г. А. // М.: Машиностроение, 1964. — 148 с.
  16. В.В. Комбинированный подшипниковый узел Текст. / В. В. Бушуев, Г. В. Черлусь // Module. Mach. Tool, and Au
  17. Autom. Manuf. Techn.-1995-№l-c.39−43.
  18. B.C. Перспективы совершенствования опор валоков современных авиационных газотурбинных двигателей Текст. / B.C. Васильев. // Проблемы энергетики транспорта: Тр. ЦИАМ. М., 1990. № 1272. С. 132−39.
  19. Вибрации в технике: Справочник: В шести томах. Т 6. 2-е изд., испр. и доп. Под редакцией К. В. Фролова Текст. / Ас-ташев В.К., Бабицкий В. И., Быховский И. И. и другие// — М.: Машиностроение, 1995. 708 с.
  20. ВНИИП (Всероссийски научно-исследовательский институт подшипниковой промышленности) Электронный ресурс. Электрон, дан. — Режим доступа http://www.vnipp.ru, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
  21. В.Н. Динамика прокатных станов. Свердловск: Металлургиздат, 1960. 255 с. с ил.
  22. М.А., Бурмистров А. Н. Расчет подшипниковых узлов. М.: Машиностроение, 1988. — 272 с.
  23. Гетин, Медуэлл. Экспериментальное исследование температурных и гидродинамических характеристик быстроходного радиального подшипника с цилиндрической поверхностью // Проблемы трения и смазки. 1985. — № 4. — С. 103−108.
  24. JI.B. Исследование потерь в комбинированной опоре ГТД Текст. / JI.B. Горюнов, А.П. Клюш-кин, Н. А. Якимов // Тепловое состояние охлаждаемых деталей высокотемпературных ГТД: Межвуз. сб. / Казан, авиац. ин-т. Казань, 1984. С. 126−128.
  25. JI.В. К экспериментальному исследованию шарикоподшипников в комбинированной опоре валоков ГТД Текст. / JI.B. Горюнов, В. М. Демидович, А. П. Клюшкин, Н. А. Якимов. // Авиационная техника. 1983. № 1. С. 82−84. (Изв. высш. учеб, заведений).
  26. JI.B. Особенности работы совмещенной опоры в системе авиационного ГТД Текст. / JI.B. Горюнов, В. В. Такмовцев, B.C. Гагай, А. Н. Королев, Л. И. Бурлаков // Вестник Казан, гос. техн. ун-та им. А. Н. Туполева. — 1998. — № 3. С. 12−14.
  27. ГОСТ 18 855–94. Подшипники качения. Динамическая расчетная грузоподъемность и расчетный ресурс (долговечность).
  28. М.Е., Голубков Б. Н. Механика жидкости и газа. Теплотехнический справочник. В 2-х т. Том 2 Текст. / Под общ. ред. Юренева В. Н. и Лебедева П.Д.// М.: «Энергия», 1976. — С. 79−91.
  29. С.П. Теория упругости: учебник для вузов Текст. / С. П. Демидов // М.: Высш. школа, 1979. — 432 е., ил.
  30. Н. Статистика и планирование эксперимента в технике и науке. Методы обработки данных Текст. / Джонсон Н., Лион Ф. // М.: Мир, 1980. — 607 с.
  31. Н. Статистика и планирование эксперимента в технике и науке. Методы планирования эксперимента Текст. / Джонсон Н., Лион Ф. // М.: Мир, 1980. — 527 с.
  32. Динамика процессов прокатки. Учебное пособие Текст. / Коцарь С. Л., Третьяков В. А., Цурупов А. Н., Поляков Б. А. М.: Металлургия, 1997. — 255 с.
  33. А.И. Опоры валоков турбонасосных агрегатов Текст. / А. И. Дмитриенко, В. Н. Доценко, Г. С. Жердев// -Харьков: Харьковский авиационный институт, 1994. 36 с.
  34. Н.Н. Текст. / Дружинин Н. Н. // Непрерывные станы как объект автоматизации. М.: Металлургия, 1975. — 336 с.
  35. Ю.Д., Коцарь C.JI., Абиев А. Г. Статистическое исследование точности тонколистовой прокатки. Текст. / Железнов Ю. Д., Коцарь С. Д., Абиев А. Г. // М.: Металлургия, 1974. — 240 с.
  36. А.А. Теоретическое и экспериментальное определение коэффициентов демпфирования гидростатических подшипников Текст. / Зинчук А. А. // Динамика гибких валоков. М.: Наука, 1972. — С. 57−60.
  37. В.П. Теплопередача. Учебник для вузов. Изд. 3-е перераб. и доп. Текст. / В. П. Исаченко, В. А. Осипова, А. С. Сукомел // М.: Энергия, 1975. — 488 с.
  38. У.Н., Кнеппе Г. К., Роде В. Системное моделирование станов горячей и холодной прокатки на примере исследования вибраций в непрерывных станах холодной прокаткио
  39. А.А. / Иенсен У.Н., Кнеппе Г. К., Роде В. // Черные металлы. 1996.- № 8. С. 17−25.
  40. А.С., Журавлев Ю. Н., Январев Н. А. Расчет и конструирование роторных машин. Текст. / Кельзон А. С., Журавлев Ю. Н., Январев Н. А. // JL: Машиностроение. — 1975. -288 с.
  41. В.П. Прочность и износостойкость деталей машин Текст. / В. П. Когаев, Ю. Н. Дроздов.// М.: Высшая школа, 1991.
  42. Д.С., Жильников Е. П., Байбородов Ю. И. Эла-стогидродинамический расчет деталей машин. Текст. / Коднир Д. С., Жильников Е. П., Байбородов Ю. И. // М.: Машиностроение, 1988. — 160 с.
  43. А.В. Исследование, моделирование и устранение вибрации в рабочих клетях станов холодной прокатки. Текст. / Кожевников А. В. // Диссертация кандидата технических наук Череповец, 2004. — 104 с.
  44. С.Н. Динамика машин с упругими звеньями. Текст. / Кожевников С. Н. // Киев: Изд. АН УССР, 1961. -312 с.
  45. , А.В. Исследование динамики дымососа в условиях переменной массы и дисбаланса Текст. / А. А. Попиков, А. В. Корнаев, JI.A. Савин // Известия Тульского государственного университета. 2008. — № 3. — С. 6−14.
  46. Корнаев, А. В. Метод расчета эквивалентной нагрузки и долговечности комбинированных опор прокатных станов
  47. Текст. / А. В. Корнаев, А. А. Попиков, Р. Н. Поляков // Известия Тульского государственного университета. 2008. — № 3. — С. 54−60.
  48. , А.В. Применение гидродинамических подшипников с двуцентровой расточкой втулки в качестве опор тяжело нагруженных машин Текст. / А. В. Корнаев, Р. Н. Поляков // Известия Орловского государственного университета. 2008. — № 2. — С. 15−19.
  49. М.В. Теоретические основы работы подшипников скольжения Текст. / М. В. Коровчинский.// М.: Машгиз, 1959. — 404 с.
  50. А.Г. Динамика и прочность турбомашин / А. Г. Костюк. //- М.: Машиностроение, 1982. 264 с.
  51. C.JI., Третьяков В. А., Цупров А. Н., Поляков Б. А. Динамика процессов прокатки. Учеб. Пособие Текст. / Коцарь C. JL, Третьяков В. А., Цупров А. Н., Поляков Б. А. // М.: Машиностроение, 1997. — 272 с.
  52. JI.A. Применение УВМ для оптимизации тонколистовой прокатки. Текст. / Кузнецов Л. А. // М.: Металлургия, 1988. — 304 с.
  53. В.Р. Справочник по теплообменным расчетам Текст. / Куличенко В. Р. // Киев: Техника, 1990. — 165 с.
  54. .В. Механика сплошных сред (теоретические основы обработки давлением композитных металлов с задачами и решениями, примерами и упражнениями): Учебник для вузов. Текст. / Кучеряев Б. В. // М.: МИСиС, 2006. — 604 с.
  55. В.Н. Постановка физического эксперимента и статистическая обработка его результатов. Текст./ Лавренчик В. Н. // М.: Энергоатомиздат, 1986. — 272 с.
  56. Л.Д. Теория упругости Текст. / Ландау Л. Д. //Л.Д. Ландау, Е. М. Лифшиц. М., «Наука», 1965 — 204 с.
  57. Лунд, Сейбел. Траектории вихревого движения валка в цилиндрических подшипниках Текст. / Лунд, Сейбел. // Конструирование и технология машиностроения. — 1967. — № 4. С. 242−256.
  58. Лунд. Динамика системы «ротор подшипник» и проблема ослабления колебаний Текст. / Лунд, Штернлихт. // Труды американского общества инженеров-механиков. Техническая механика. Серия D. — М.: Мир, 1962. — № 4. с. 97−109.
  59. Лунд. Разработка понятия динамических коэффициентов радиальных подшипников жидкостного трения Текст. / Лунд // Проблемы трения и смазки.- 1987.- № 1. С. 40−44.
  60. Е.И. Повышение ресурса подшипников качения рабочих валков широкополосовых станов созданием режима эластогидродинамической смазки. Мироненков Е. И. / Мироненков Е. И. //Диссертация кандидата технических наук Магнитогорск, 2007. 145 с.
  61. М.А., Михеева И. М. Основы теплопередачи. Изд. 2-е, стереотип. Текст. / Михеев М. А., Михеева И. М. //М.: «Энергия», 1977 г. 343 с.
  62. Найпен. Оптимальное распределение скоростей в радиальном комбинированном подшипнике Текст. / Найпен, Скиббе, Хемрок // Проблемы трения и смазки. 1973. № 1. С. 8389.
  63. А. Демпфирование колебаний Текст. / Нашиф А., Джоунс Д., Хендерсон Дж. // М.: Мир, 1988. — 448 с.
  64. В.Б. Подшипниковые узлы современных машин и приборов: Энциклопедический справочник Текст. / В. Б. Носов, И. М. Карпухин, Н. Н. Федотов и др.- Под общ. ред. В. Б. Носова. // М.: Машиностроение, 1997. — 640 с.
  65. П.И. Основы конструирования: Справочно-методическое пособие. В 2-х кн. Кн. 2. Под ред. П. Н. Учаева. Текст. / Орлов П. И. // М.: Машиностроение, 1988. — 544 с.
  66. И.М. Теория прокатки. Текст. / Павлов И. М. // М.: Металлургиздат, 1950. — 610 с.
  67. Л.Я. Подшипники качения: Расчет, проектирование и обслуживание опор: Справочник Текст. / Л. Я. Перель, А. А. Филатов. // 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1992. — 608 е.: ил.
  68. С.В. Возможности повышения работоспособности высокоскоростных опор путем совмещения газовых подшипников с подшипниками качения Текст. / С. В. Пинегин, В. П. Петров // Вибротехника, 2[40], 1980.
  69. С.В. Статические и динамические характеристики газостатических опор. Текст. / Пинегин С. В., Табачников Ю. В., Сипенков И. Е. //- М.: Наука, 1982.- 265 с.
  70. Э.Л. Динамические свойства масляной пленки в подшипниках скольжения Текст. / Позняк Э. Л. // Известия АН СССР. ОТН. Механика и машиностроение.- 1961. -№ 6. С. 52
  71. Р.Н. Повышение динамических качеств и ресурса опорных узлов роторов совмещением подшипников качения и скольжения. Диссертация кандидата технических наук Текст. / Поляков Р. Н. //- Орел, 2005. 164 с.
  72. В.Н. Совмещенные опоры быстроходных турбомашин, принципы конструирования и экспериментальное исследование Текст. / В. Н. Понькин, JI.B. Горюнов, В. В Так-мовцев // Казань, 2003. 62 с. (Препринт / Изд-во Казан, гос. техн. ун-та- Казань, П305).
  73. А.Е. Вальцовщик оператор прокатных станов. Учебник в шести книгах. Книга первая. Текст. / Пратусевич А. Е. // Старый Оскол, 1995 г. 147 с.
  74. А.С. Надежность машин Текст. / А. С. Пронников.// М.: Машиностроение, 1978. -592 с.
  75. А.О. Динамика переходных режимов роторов на радиальных подшипниках скольжения. Диссертация кандидата технических наук Текст. / Пугачев А. О. //- Орел, 2004. 150 е.
  76. Ю.А. Конструкции и проектирование подшипников скольжения агрегатов ДЛА: Учебное пособие Текст. / Ю. А. Равикович.// М.: Изд-во МАИ, 1995. — 58 с.
  77. Ю.А. Конструкции и проектирование подшипников скольжения агрегатов ДЛА: Учебное пособие. Текст. / Равикович Ю. А. // М.: Изд-во МАИ, 1995. — 58
  78. Д.Н. Детали машин. Учебник для вузов Текст. / Д. Н. Решетов. //Изд. 4-е. М.: Машиностроение, 1989. -496 с.
  79. Роу. Анализ динамических и статических характеристик гидростатических характеристик гидростатических радиальных подшипников с камерами при малых перемещениях вала Текст. / Роу. // Проблемы трения и смазки.- 1980. № 1. — С. 80−87.
  80. JI.A. Моделирование роторных систем с опорами жидкостного трения Текст. / JI.A. Савин, О. Н. Соломин // -М.: Машиностроение, 2006. 444 с.
  81. JI.A. Теоретические основы расчета и динамика подшипников скольжения с парожидкостной смазкой: Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук Текст. / Савин Л. А. // Орел, 1998. — 352 с.
  82. А.А. Численные методы Текст. / А. А. Самарский, А. В. Гулин.// М.: Наука, 1989.- 432 с.
  83. А.А., Вабищевич П. Н. Вычислиетльная теплопередача. Текст. / Самарский А. А., Вабищевич П. Н. // М.: Едиториал УРСС, 2003. — 784 с.
  84. Л.И. Механика сплошной среды: книга в 2 томах: т.1. Текст. / Л. И. Седов // М.: Наука, 1970. — 568 с.
  85. Ф.П. Опоры скольжения тяжелых машин. Текст. / Снеговский Ф. П. // М.: Машиностроение, 1969. — 223 с.
  86. О.В. Колебания и устойчивость роторов на подшипниках скольжения в условиях вскипания смазочного материала. Диссертация кандидата технических наук. Текст. / Соломин О. В. // Орел, 2000. 154 с.
  87. Н.А. Опоры осей и валов машин и приборов Текст. / Н. А. Спицын.// М.: Машиностроение, 1970. — 520 с.
  88. А. И. Подшипники качения Текст. / А. И. Спришевский. //- М., «Машиностроение», 1968. 632 с.
  89. А.А. Повышение несущей способности, ресурса и динамических характеристик упорных узлов роторов за счет совмещения подшипников качения и скольжения. Диссертация кандидата технических наук Текст. / Стручков А. А. // -Орел, 2006. 163 с.
  90. С.П. Колебания в инженерном деле Текст. / Тимошенко С. П. // М.: Наука, 1967. — 444 с.
  91. Н., Константинеску В. Н. и др. Подшипники скольжения: расчет, проектирование, смазка. Текст. / Типей Н., Константинеску В. Н. // Бухарест: Изд-во АН РНР, 1964. — 458 с.
  92. Тревис Д. LabVIEW для всех Текст. / Д. Тревис // М.: ДМК Пресс, 2004. — 544.
  93. Уилкок. Повышение долговечности установок с подшипниками качения благодаря использованию комбинированного подшипникового узла Текст. / Уилкок, Уин // Проблемы трения и смазки, № 3,1970, стр. 34, изд-во МИР.
  94. М.К., Максимов В. А. Гидродинамическая теория смазки: этапы развития, современное состояние, перспективы. Текст. / Усков М. К., Максимов В. А. // М.: Наука, 1985. -144 с.
  95. Ю.М. Авторегулирование при холодной прокатке. Текст. / Файнберг Ю.М.//Харьков: Металлургиздат, 1960.- 189 с.
  96. Фам Дык Зунг. Повышение точности расчета ресурса подшипников качения на основе учета режима смазывания. Дисс. канд. техн. наук. Текст. / Фам Дык Зунг. // Москва, 1997. — 90 с.
  97. М.Г. Опоры жидкостного трения и комбинированные Текст. / М. Г. Ханович. Л.: Машгиз. //I960 г. 272 с.
  98. Р.В. Численные методы для научных работников и инженеров Текст. / Р. В. Хемминг М.: Наука, 1972. -400 с.
  99. Ч. Основные принципы планирования эксперимента Текст. / Ч. Хикс II- М.: Мир, 1967. 408с.
  100. А.И. Теория расчета усилий в прокатных станах. М.: Металлургиздат, 1962. — 496 с.
  101. Д.Е., Белоусов А. И. Гидростатические опоры как гасители колебаний Текст. / Чегодаев Д. Е., Белоусов А. И. // Проектирование и доводка авиационных газотурбинных двигателей. Выпуск 67. Куйбышев, 1974. — С. 196 — 204.
  102. О.Н. Подшипники качения: Справочник-каталог Текст. / О. Н. Черменский, Н. Н. Федотов.// М.: Машиностроение, 2003. — 576 е.- ил.
  103. С.А. Подшипники скольжения. Текст. / Чернавский С. А. II- М.: Машгиз, 1963. 244 с.
  104. С.А. Опоры скольжения с газовой смазкой. Текст. / Шейнберг С. А. // М.: Машиностроение, 1979. — 336 с.
  105. X. Теория инженерного эксперимента Текст. / X. Шенк // М.: Мир, 1972. — 384с.
  106. Н.А. Автоматизация экспериментальных исследований эксперимента Текст. / Н. А. Чиченев // М.: Металлургия, 1983. — 256с.
  107. Л.Э. Дифференциальные уравнения и вариационное исчисление Текст. / Л. Э. Эльсгольц // М.: Эдито-риал УРСС, 2000. — 320с.
  108. Bryant G.F. Automation of tandem cold rolling mills. The Iron and Steel inst., London, 1973. 412 p.
  109. FAG Kugelfischer Электронный ресурс. / Электрон, дан. — Режим доступа http://www.fag.com, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. англ.
  110. Hannum N.P. The performance and Application of High Speed Long Life LH2 Hybrid Bearing for Reusable Rocket Engine Turbomachinery / N.P. Hannum, C.E. Nielson // (NASA TM-83 417) AIAA № 83−1389, 1983. 26 p.
  111. Harris T. Rolling bearing analysis / T. Harris. Wiley & Sons, New York. 1993.
  112. Karman Th. V. Beitrag zur Theorie des Walzvorgang. Zeitschrift fur angewandte Mathematik und Mechanik. V 5, № 2, 1925. s. 31−47.
  113. Kraft A. Die Dampiturbine im Betrieb, Springer, Berlin, 1935
  114. National Instruments Электронный ресурс. / Электрон. дан. — Режим доступа http://www.ni.com, свободный. -Загл. с экрана. — Яз. англ.
  115. Pepperl + Fuchs Россия Электронный ресурс. / -Электрон, дан. — Доступ http://www.pepperl-fuchs.ru, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. англ.
  116. SKF Group Электронный ресурс. / Электрон, дан. -Режим доступа http://www.skf.com, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. англ.
  117. Wensing J.A. On the dynamics of ball bearings. PhD thesis, University of Twente, Enschede, The Netherlands. December 1998. ISBN: 90−36 512 298.
Заполнить форму текущей работой