Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Словообразовательная омонимия имен на — НИК в истории русского языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве основных источников были использованы разновременные и разножанровые словари русского языка, отражавшие, по справедливому мнению А. Д. Зверева, «устойчивые, системные связи, сложившиеся в языке» /48, 18/. Словарнда материалы, перечень которых дан в приложении, позволяют проследить не только формирование словообразовательной омонимии, но и отражение этого процесса в лексикографии. При… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. Функциональные особенности морфемы -никъ в русском языке П-ХУП в.в. ж формированиеовообразовательной омонимии
  • ГЛАВА II. Имена на -никъ в русском языке ХУЛ
    • XIX. в.в. иовообразовательная омонимия
    • 1. бенни функционирования морфемы -никъ в языке ХУП-нач.Х1Х в. в
    • 2. Особенности функционирования аффикса -никъ в русском литературном языке и народно-разговорной речи XIX в
  • ГЛАВА III. Словообразовательная омонимия имен на -ник как результат взаимодействия разных словообразовательных типов в современном русском языке. с,

Словообразовательная омонимия имен на — НИК в истории русского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Омонимия как языковое явление с давних пор привлекает внимание исследователей. Как известно, эта цроблема была поставлена еще в 20-е годы в работах Л. А. Булаховского /13/, Л. В. Щербы /142/, В. В. Виноградова /20/ и остается, по словам В. В. Виноградова, одной из «самых неотложных и вместе с тем запутанных» в нашей лексикографии и общей семасиологии /19, 289/. Как справедливо отмечают некоторые исследователи, омонимия — явление многогранное, охватывающее все звенья языковой структуры, а потому — требующее изучения с разных сторон /61,245/. Вот почему в последнее время возникла необходимость разграничения полисемии и омонимии как важных лексических и грамматических явлений. Если лексическая омонимия в русском языке изучена довольно обстоятельно /1−94−129−140/, то словообразовательная омонимия относится к числу неисследованных проблем, не имеющих пока еще точных характеристик. В связи с этим изучение словообразовательной омонимии как сововупности лексических и грамматических явлений представляется актуальным как в теоретическом, так и в практическом отношениях.

На необходимость исследования словообразовательной омонимии указывали многие лингвисты: В. В. Виноградов /20/, О.С.Ах-манова /6/, Л. А. Введенская и И. Й. Щеболева /17/, В. М. Дерибас /41/, В. М. Марков и Г. А. Николаев /78/, О. М. Ким /60,61/, Г. й. Рихтер /105/, П. А. Соболева /115,116/, А. Н. Тихонов /125/ и др. Как известно, цри анализе омонимичных слов остаются в стороне словообразовательнш цроцессы, способствующие их формированию. Они обычно рассматриваются в общем ряду различных воцросов морфологии, словообразования и семантики. Тем не менее, как справедливо отмечает П. А &diams-Соболева, «если мы признаем словообразовательный уровень языка как некоторый самостоятельный ярус языковой структуры, то и словообразование должно иметь право на свою собственную омонимию» /116, 90/. Поэтому не случайно в работах последних лет исследователи уделяют этому явлению все большее внимание. Так, за сравнительно короткий период с 1980 г, по 1983 г. вышло несколько работ, в которых вопросы словообразовательной омонимии рассматриваются уже специально. Это, прежде всего, статьи и монографии 0.П.Ермаковой /45/, В. Н. Зиновьева /55/, Л. И. Молодых /90/, П. А. Соболевой /116/, И. А. Ширшова /138/. Однако, несмотря на повышенный интерес к этой проблеме, она остается до сих пор не решенной до конца. Термин «словообразовательная омонимия» не имеет пока еще единого толкования, в него вкладывается обычно самое разнообразное содержание, хотя и общепризнанно, что «обычное определение омонимов как слов, тобщественных по звучанию, но разных по значению, применимо только к омонимии лексического слова. Ддя грамматичэского слова такое определение недостаточно» /61, 247/. Вот почему, по наблюдениям А. Н. Тихонова, «границы словообразовательной омонимии иногда очерчиваются насто лзко широко, что сада попадают и собственно лексические и морфологические омонимы» /125, 89/. В большинстве исследований словообразовательные омонимы трактуются как омонимы, возникновение которых так или иначе связано со словообразовательными процессами /25- 17- 115- 125/. Это определение верное, но слишком широкое, поэтому остаются неясными четкие критерии выделения и формирования словообразовательной омонимии в кругу смежных явлений, тем более, что словообразовательная омонимия тесно связана с понятиями соотнесенности, словообразовательного значения, словообразовательной формы и т. д. Одними из наиболее сложных остаются вопросы, связанные со словообразовательными значениями, здесь трудно цровести границу медцу различными значениями слова и разными оттенками одного и того же значения. Вот почему трудность разграничения оттенков и значения приводит порой к противоречивым определениям словообразовательной омонимии у разных авторов: одни (П.А.Соболева) полагают, 4 что словообразовательная омонимия может опираться не на «различные значения слова, а на разные оттенки одного и того же значения» /116, 92/, другие — (И.А.Шщипов) ставят под сомнение то, «чтобы оттенки значения служили основанием для выделения омонимов, в том числе и словообразовательных» /138, 13/.

По нашему мнению, наиболее точное определение словообразовательной омонимии цредставлено в работе А. Н. Тихонова «Словообразовательные омонимы в русском языке» /125/: «Словообразовательными являются производные омонимы, которьв имеют совпадающие по структуре компоненты. Омонимичными в них могут быть обе части слова — производящие основы и словообразующие аффиксы.» /125, 92/. При таком толковании учитывается важный критерий выделения словообразовательных омонимов — произ-водность, а также омонимичность отдельных компонентов производного слова: производящей основы и аффикса. Но, к сожалению, эта работа, как и многие другие, в которых рассматривается интересующая нас проблема, построена на разнородном языковом материале, включающем в себя анализ разных частей речи: как существительных, так и прилагательных, как наречий, так и глаголов. Однако большей точности можно достигнуть на материале одноструктурных образований /6, III/. По справедливому замечаниго В. М. Дерибаса, проблема словообразовательной омонимии может быть решена в связи «со специальным изучением омонимов каждой части речи в отдельности, а внутри них слов оцределенной словообразовательной структуры. Изучение структурных особенностей конкретных производных слов даст возможность выявить случаи, специфичные для каждого грамматического класса слов» /41, 208/. Правда, как об этом пишет А. Н. Тихонов, поскольку разные части речи имеют разные типы словообразовательной омонимии, то в разных частях речи они должны иметь неодинаковые проявления и продуктивность /125, 93/.

Некоторые исследователи считают, что словообразовательную омонимию необходимо изучать с точки зрения этимологии слов (Аба-ев В.И.). При этом под словообразовательными омонимами понимаются «слова, которые этимологически между собой связаны и образованы из одних и тех же элементов, но живут независимо одно от другого» /!, 4/. Поддерживая приведенное положение В. Й. Абаева, мы, тем не менее, не совсем согласны с преувеличением автором исторического аспекта в решзнии данной проблемы, а именно: этимологии слов. Все вышесказанное подчеркивает актуальность изучения словообразовательной омонимии и определяет выбор темы исследования.

Цель и задачи работы.

В современной лингвистике отсутствуют исследования, посвященные изучению словообразовательной омонимии как омонимии отдельных словообразовательных типов. Вот почему основной целью х Как известно, в лингвистической литературе понятие типа не определено однозначно в теоретическом аспекте /78−118−131/. Нам более близко определение словообразовательного типа, характеризующегося едиными словообразовательными связями (единством производящих основ), единым словообразовательным значением и единой аффиксальной морфемой /32, 129/. настоящей работы является всестороннее и комплексное изучение становления, формирования и разрушения словообразовательной омонимии на материале одно структурных образований (имен наник) в истории русского языка. Основные задачи исследования:

1. Рассмотреть словообразовательную омонимию имен наник в различные периоды языкового развития, выявить своеобразие функционирования словообразовательной омонимии в каждый из периодов (XI-XX вв.).

2. Проанализировать словообразовательные возможности морфемыник в литературном языке (по мере необходимости — в разговорной речи) и определить ее роль в процессе формирования омонимии на отдельных этапах развития языка.

3. Изучить процессуальное развитие словообразовательных типов имен наник и лексико-тематических групп в пределах этих типов при разных производящих основах.

4. Оцределить основные направления и причины разрушения словообразовательной омонимии существительных наник в истории русского языка.

5. Определить общий характер взаимодействия форм наник/ -ница и роль последних в словообразовательных процессах по отношению к суффиксальным образованиям наник.

6. Определить место словообразовательной омонимии в кругу смежных явлений.

Методы исследования определены необходимостью конкретно-исторического изучения омонимии словообразовательных типов имен наник как живого, изменяющегося процесса. Диалектический подход к изучаемо^ явлению обусловил разностороннее рассмотрение языковых фактов, возможное при использовании разных методов: как синхронно-диахронного, так и статистического, приводимого по мере необходимости.

Исследованный материал.

В качестве основных источников были использованы разновременные и разножанровые словари русского языка, отражавшие, по справедливому мнению А. Д. Зверева, «устойчивые, системные связи, сложившиеся в языке» /48, 18/. Словарнда материалы, перечень которых дан в приложении, позволяют проследить не только формирование словообразовательной омонимии, но и отражение этого процесса в лексикографии. При этом метод сплошной выборки форм наник продемонстрировал крайнюю непоследовательность составителей словарей в обозначении омонимичных образований наник. Значительную часть источников составляют памятники русского языка, разнообразные ш жанру и стилю. Выбор и совмещение их в пределах одной работы не случаен и вызван стремлением проиллюстрировать широту употребления цроизводных наник, лишенных стилистической овдаски.

Объектом исследования послужили формы наник, в пределах которых можно обнаружить наибольшее количество однозвучных слов с разными словообразовательными и лексическими значениями. Омонимия и многозначность в цределах форм наник связаны с особенностями самой морфемыник.

Истоки словообразовательной омонимии имен наник относятся к глубокой древности. Как известно, суффиксник генетически связан с прилагательными наный и возник на базе общеславянскогоикъ. Еще А. А. Потебня, указывая на связиикъ с древнейшими формами наьнъ, которые совмещали в себе черты имени и признака, считал, что нужно цредставить хищьнъ в момент двусмысленности, раздвоения его значения на существительное и прилагательное /100, 102,103/. Присоединениеикъ, образующего только существительное, устраняет эту двусмысленность, В древнерусском языке аффиксикъ служил средством формирования производных со значением лица как носителя признака, названного производящей основой /44, 441/: бедникъ, праведник ъ (Срезн.). Однако в результате морфологического переразложения основ выделяется суффиксник, и существительные наник устанавливают словообразовательные отношения в теми именами, которые были производящими для прилагательных наный. По справедливому мнению Г. А. Николаева, «образования наьнстановились как бы промежуточным звеном в словообразовательном процессе, связь имен наик с ними становилась лишней, и последние устанавливают соотнесенность непосредственно с названиями предметов от которых зависит их семантика, то есть, с теми существительными, которые являются производящими по отношению к образованиям наьн» /93, 172/. При этом производные наник называют лицо по самым разнообразным отношениям к обозначенному производящей основой предмету.

Возникнув первоначально на базе имен наик с общим значением лица, существительные на «ник послужили базой для формирования новой группы слов, а именно: названий предметов. Возможно, что в основе этого перенесения значения лежало стремление назвать не только лицо, но и предмет, к которому это лицо имело отношение. Сама возможность перенесения названия лица на орудие или предмет достаточно широко представлена в языке и в других аффиксальных образованиях названий лиц /36−45−90/. Вот почему имена наник — это и названия лица, и предмета, что и способствует омонимичности этой морфемы.

Научная новизна работы.

Настоящая диссертация является первым опытом исследования словообразовательной омэнимии на конкретном языковом материале. Основное внимание уделяется типовым словообразовательным отношениям, особенностям функционирования аффиксаник в этом процессе. При этом омонимичными можно назвать такие словообразовательные типы, которые характеризуются единством производящих основ, фонетически совпадающими аффиксами (в данном случае омоморфеманик) и разными словообразовательными значениями36.

Выдвигаются следующие положения:

— конкретно-историческое рассмотрение словообразовательных омонимов наник свидетельствует о том, что в разные языковые периоды словообразовательная омонимия имела индивидуальные особенности;

— цроявление словообразовательной омонимии ярче выражено в разговорной речи, чем в литературном языке;

— омоморфемашк с древнейших времен участвует в формировании слов, цринадлежащих к разным словообразовательным типам, а следовательно, имеющих разные словообразовательные значения;

— словообразовательная омонимия — явление живое, как развивающееся в языке, так и разрушающееся в силу общего стремления к ликвидации языкового тождества;

— впервые прослежены отношения форд наник иница под новым углом зрения: аффиксница участвовал в образовании сущест.

35'Словообразовательное значение — это общее, типовое значение ряда одноструктурных слов, характеризующихся идентичными словообразовательными связями и образованных при помощи единой аффиксальной морфемы, оформляющей это словообразовательное значение" /32, 129/. вительных, способствовавших нейтрализации омонимии имен наник.

Теоретическая и практическая значимость исследования".

В теоретическом плане работа представляет собой исследование отдельных словообразовательных типов, их взаимодействия в русском языке, а также выявление словообразовательных возможностей аффиксаник. Изучение омонимии позволяет определить некоторые теоретические аспекты этого явления. Руководствуясь тем, что словообразовательные омонимы представляют трудности как в теоретическом плане, так и лексикографическом отношении, мы полагаем, что наше исследование позволяет дать более точные определения этого сложного явления.

Отдельные разделы, положения и выводы работы могут быть использованы в вузовских теоретических курсах по историческому и современному словообразованию, исторической и современной лексикологии, а также в лексикографической работе и при обучении русскому языку в национальных школах и иностранной аудитории.

Апробация работы.

Результаты исследования, а также отдельные разделы докладывались на различных конференциях и получили одобрение специалистов по современному и историческому словообразованию: научная конференция по актуальным проблемам филологии в вузе и школе (Воронеж, ЕЕУ, март 1983), конференции молодых ученых (Ростов-на-Дону, Р1У, май 1983, май-июнь 1984), Ш Научная конференция по словообразованию (Казань, КЕУ, январь 1983), на итоговых научных конференциях Казанского университета (Казань, К1У, 1981, 1984).

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, списка источников с указанием принятых в работе сокращений. В качестве приложения дается перечень словообразовательных омонимов, анализируемых в работе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, последовательное рассмотрение словообразовательной омонимии существительных наник в истории русского языка позволяет выявить наиболее важные моменты развития двух словообразовательных типов (с общим значением лица и с общим значением предмета) в их взаимодействии. Исследованный материал показывает, что словообразовательная омонимия — живой, развивающийся процесс, зависящий от активности словообразовательных типов имен наник. Вот почему в разные языковые периоды характер словообразовательной омонимии определяется основными функциональными особенностями этих типов и их взаимодействием.

I. Имена наник с общим значением лица на протяжении длительного времени претерпели значительные изменения, что проявилось в следующем:

1. В древнерусском языке названия лиц были широко употребительными и характеризовали лицо по самым разным отношениям к указанному в основе предмету, понятию и т. д. При этом в пределах одной звуковой оболочки могли совмещаться разные (иногда доходящие до противоположности) характеристики лица, что было вызвано как особенностями семантики производящих слов, так и омонимичностью морфемыник. Особенно продуктивными в этот период были имена наник, мотивированные глагольными и глагольно-именными основами.

2. В последующие периоды развития языка (ХУП-Х1Х, XX в.в.) названия лиц наник продолжают оставаться продуктивными, особенно в разговорной речи. Это проявилось в большом разнообразии имен наник, называющих лицо по профессии или действию, появлении новых лексико"тематических групп («любитель того, что указано производящим словом», названия спортсменов, ученых и т. д.) и пополнении уже имевшихся, что делает производные наник чрезвычайно широкими по своему семантическому наполнению.

3. На современном этапе развития языка формы наник не ввдержали конкуренции с именами нащик в образовании nominee сусл±и и изменили сферу функционирования. Это цроявилось в усилении стилистической окраски цроиз-водных наник, которые стали еще активнее использоваться в разговорной речи. В литературном языке дробные, детализированные названия профессий стали объединяться в более общие терминологичесиие группы. П. Словообразовательный тип имен наник с общим значением предмета является более цродуктивным в современном русском языке, чем в предшествующие языковые периоды. (В современном русском языке — более 500 слов, в языке XIX в. — около 200, в древнерусском — 120). В связи с активным использованием существительных начик/чцик в функции действующего лица и вытеснением форм наник из этой сферы, последние стали чаще употребляться с предметным значением. В XIX веке в формировании имен указанного типа участвуют глагольные и глагольно-именные мотивирующие основы, что впоследствии приводит к образованию названий орудий, механизмов, обладающих терминологическим характером. Словообразовательный тип имен наник с общим значением предмета становится одним из самых продуктивных, причем эта продуктивность усиливается по направлению к современности. Ш. Взаимодействие двух словообразовательных типов наник приводит к формированию словообразовательной омонимии. В древнерусском языке словообразовательная омонимия слов наник представлена 15 образованиями и носит нерегулярный характер, что в значительной степени связано с незавершенностью оформления словообразовательного типа с предметным содержанием. В связи с этим для данного периода более характерна лексическая омонимия, развивающаяся в цределах одного словообразовательного типа. В последующие периоды развития языка по мере становления словообразовательного типа с общим названием предмета увеличивается и число словообразовательных омонимов (до 80 пар), что ведет, в свою очередь, к функционированию самостоятельных омонимичных аффиксовник*- иник^.

IV. На протяжении длительного существования форм наник выявляются и лексико-тематические группы, наиболее активно участвующие в цроизводстве словообразовательных омонимов. Это: «название лица, приставленного ухаживать за животными» и «название помещения» — «название лица, изготовляющего (торгующего) что-либо» и «название вместилища (сосуда и др)» — «название лица, любящего то, что обозначено производящим словом» и «название блюда (места, собирательности и др.)» .

V. Словообразовательная омонимия отличается от лексической омонимии (хотя и является ее разновидностью) следующими моментами:

1. Лексические омонимы могут быть как производными, так и нецроизводными, словообразовательные омонимы всегда произ водны.

2. Лексическая омонимия — это омонимия отдельных слов, словообразовательная — целых типов. В связи с этим понятие словообразовательной омонимии шире лексической.

3. Лексические даонимы могут проявляться в пределах одного словообразовательного типа: это связано с разными характеристиками лица или разными обозначениями предметов, цредставленных производными наник. Лексические омонимы могут возникать на базе уже существующих образований наник как результат семантического переосмысления.

У1. Словообразовательная и лексическая омонимия могут быть «отраженными». В первом случае омонимия производящих слов приводит к словообразовательным омонимам (то есть, словам, имеющим разные словообразовательные значения и принадлежащим к разным словообразовательным типам), во втором — омонимичные названия лица (или предмета) возникают в пределах одного типа.

УЛ. Словообразовательная омонимия является своеобразным отражением в языке закона диалектики — «единства и борьбы цротиво-положностей». Это проявляется как в процессах формирования словообразовательной омонимии, так и в процессах ее разрушения, которые происходят в языке постоянно в силу стремления к ликвидации тождества. Пути разрушения могут быть следующими:

1. Исчезновение из языка одного из компонентов омонимичной пары;

2. Стилистическая дифференциация слов-омонимов;

3. Нейтрализация словообразовательной омонимии имен наник формами наница, которые, в свою очередь, также формируют словообразовательную омонимию.

Приведенные факты характеризуют словообразовательную омонимию как чрезвычайно интересное, живое явление, отраженное в языке разных периодов. Развитие и разрушение словообразовательной омонимии — два взаимосвязанных и постоянно функционирующих в языке процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. О подаче омонимов в словаре. — Вопросы языкознания, 1957, В 3, с.31−43.
  2. А.С. Наименования спортсменов в русском языке (словообразовательная и историко-лексикологическая характеристика): Автореф. дис. канд. филол. наук. — М., 1971. — 27 с.
  3. Н.Д., Замбржицкий В. Л. Именное словообразование в спортивной терминологии. — В кн.: Развитие современного русского языка. — М.: АН СССР, 1963, с.119−135.
  4. Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. — М.: Наука, 1974. — 366 с.
  5. Л.А. Словообразовательные типы имен существительных в системе говора: Автореф. дис. канд. филол. наук. — Томск, 1981. — 19 с.
  6. О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. — М.: Учпедгиз, 1957. — 295 с.
  7. Э.А. К вопросу о лексической и словообразовательной энантиосемии в русском языке. — В кн.: Актуальные проблемы грамматики и лексикологии. 4.1. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1979, с.102−114.
  8. А. Суффиксальное словообразование существительных в русском языке новейшей эпохи (на материале новообразований после 1940 года). — Познань, 1970. -116 с.
  9. М.Д. Деривационная полиформия и омонимия. — Б кн.: Теоретические аспекты деривации. Межвуз. сборник научных трудов. — Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1982, с.107−120.
  10. Р.В. Отглагольные имена пассивного значения в древнерусском языке П-ХУ1 в.в. — В кн.: Историческая грамматика и лексикология русского языка. — М.: Изд-во АН СССР, 1962, с.180−195.
  11. Бодуэн де Куртене И. А. Избранные труды по общему языкознанию. T.I. — М.: АН СССР, 1963. — 384 с.
  12. Р.А. Человек и его язык. — М: Изд-во Московского ун-та, 1974. — 262 о.
  13. Л.А. Из жизни омонимов. — Русская речь./Йод ред. Л."В.Щербы. — Л., 1928, вып. З, с.47−60.
  14. В.Н. Производственная предметная лексика в русском языке Х1У-ХУ1 в.в. (по материалам памятников деловой письменно-ти): АвторефУ дис. канд. фшюл. наук. — М., I960. — 16 с.
  15. Васильев А, И. Омоморфемность словообразовательных суффиксов существительных. — Ученые записки Киргизского ун-та, вып.8. — Фрунзе, 1962, с.50−56.
  16. .Ж. Древнерусское именное словообразование. Ретроспективная формальная характеристика. — М.: Наука, 1969. -290 с.
  17. Л.А., Щеболева И. И. О словообразовательных омонимах в именах существительных и црилагательных. — Русский язык в школе, 1963, ЖЗ, с. П-14.
  18. В.В. Вопросы современного русского словообразования. — Русский язык в школе, 1951, № 2, с.1−10.
  19. В.В. Об омонимии в русской лексикографической традиции. — В кн.-: В. В. Виноградов. Избранные труды. Лексикологея и лексикография. — М.: Наука, 1977, с.288−294.
  20. В.В. Об омонимии и смежных явлениях. — В кн.: В. В. Виноградов. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. -М.: Наука, 1975, с.295−312.
  21. В.В. Об основном словарном фонде и его словообразующей роли в истории языка. — В кн.: В. В. Виноградов. Избранные труды. Лексикология и лексикография. — М.: Наука, 1977, с.47−68.
  22. В.В. О грамматической омонимии в современном русском языке. — Русский язык в школе, 1940, Ж, с.1−12.
  23. В.В. Проблемы морфематической структуры слова и явление омонимии в славянских языках. — В кн.: Славянское языкознание. У1 Международный съезд славистов. Доклады советской делегации. — М.: Наука, 1968, с.53−119.
  24. В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. Изд. 2-е. — М.: Высшая школа, 1972. — 614 с.
  25. В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии- - В кн.: Воцросы теории и истории языка. -М.: АН СССР, 1952, с.99−152.
  26. В.Н. Словообразовательные омонимы разговорной речи. — В кн.: Актуальные проблемы русского словообразования. 4.1. — Самарканд, 1972, с.217−222.
  27. Г. О. Заметки по русскому словообразованию. — Вкн.": Избранные работы по русскому языку. -М.: Учпедгиз, 1959, с. 419−441.
  28. С.С. Лексика русских челобитных ХУЛ века. — Л.: Изд-во Ленинграде, ун-та, 1974. — 164 с.
  29. Е.Л. Одноименность однокоренных производных. -В кн.: Проблемы структурной лингвистики 1976. — М.: Наука, 1978, с. 34−136.
  30. Грамматическая лексикология русского языка. Ред. В. М. Марков, И. Э. Еселевич. — Казань- Изд-во Казан, ун-та, 1978. — 189с.
  31. Даневич AiB. Некоторые особенности словообразования в языке русских повестей второй половины ХУЛ века. — Киев: Изд-во АН УССР, 1958. — 61 с.
  32. В.П. 0 словообразовании глаголов на -начать в русском языке советского периода. — В кн.: Развитие современного русского языка. — М.: АН СССР, 1963, с.98−107.
  33. В.П. Основные тенденции в способах наименования лица в русском языке советской эпохи. — Русский язык в школе, 1967, М, с.85−91.
  34. З.П. Из истории суффиксально-синонимических образований со значением лица в русском языке (на материале разносуффиксалышх синонимов на -ник и чцик-чик ж их производных): Автореф. дне. канд. филол. наук. -Казань, 1967. — 20 с.
  35. В.И. Развитие лексико-грамматических классов собирательных и вещественных имен существительных в русском языке XI-ХУЛ в.в.: Автореф. дис. канд. филол. наук. — Ростов-на-Дону, 1965. — 30 с.
  36. В.И. Формирование категории вещественности. -Вопросы языкознания, 1971, $ 6, с.54−62.
  37. А.А. Суффикс -ик и его производные в современном русском языке. — Ученые записки Куйбышевского пединститута. Вып. 5. — Куйбышев, 1942, с.41−56.
  38. А.А. Очерки по словообразованию имен существительных в русском языке. — Ученые записки Куйбышевского пединститута. Вып.27. — Куйбышев, 1959, с.5−181.
  39. Дерибас Б-М" 0 словообразовательной омонимии. — Актуальные проблемы русского словообразования. 4.2. Научные труды. T. I74. — Ташкент 1976, с.206−208.42. &oku€i€ М. Tvofeni siou и сеШъё. LTeotie odvozo-vcLtbi slov. PfQka} 196Z
  40. А.И. Древнерусские суффиксы. — Русская речь, 1975, М, c. I2I-X24.
  41. А.И. 0 словообразовании существительных на --(ьн)икъ и -(ьн)ица в древнерусском языке. — В кн.: Аспекты лингвистического анализа (на материале языков разных систем).-М.: АН СССР, 1974, с.439−447.
  42. О.П. Вторичная номинация в семантической структуре многозначных производных слов. — В кн.: Способы номинации в современном русском языке. — М.: Наука, 1982, с. 109 123.
  43. О.П. Фразеологичность семантики производныхслов различных словообразовательных структур. — В кн.: Актуальные проблемы русского словообразования. 4.1.Ученые записки, т.143. — Ташкент 1975, с.57−63.
  44. А.Д. Семантический и формальный показатели производных слов. — В кн.: Актуальные проблемы русского словообразования. 4.1. Ученые записки, т.143. — Ташкент, 1975, с.14−20.
  45. А.Д. Словообразование в современных восточнославянских языках. — М.: Высшая школа, 1981. — 207 с.
  46. .А. Понятие цроизводности, оформленности и чле-нимости основ. — В кн.: Развитие словообразования современного русского языка. — М.: Наука, 1966, с.3−12.
  47. Е.А. Современный русский язык. Словообразование.-М.: Просвещение, 1973. — 304 с.
  48. Е.А. Членимость и производность слова. — В кн.: Актуальные проблемы русского словообразования. 4.1. Ученые записки, т.143. — Ташкент, 1975, с.112−117.
  49. Е.А., Китайгородская М. В., Ширяев Е. Н. Русская разговорная речь. Общие воцросы. Словообразование. Синтаксис.-М.: Наука, 1981. — 276 с.
  50. Г. С. 0 словообразовательных процессах советской эпохи (на материале суффиксальных существительных русского языка. — Ученые записки филологического факультета Киргизского ун-та. Вып.5. — Фрунзе, 1958, с.75−83.
  51. Г. С. 0 словообразовательных типах с суффиксами чцик, -ник и их взаимодействии в современном русском языке. -В кн.: Развитие современного русского языка. — М.: Изд-во АН СССР, 1963, с.136−144.
  52. Историческое словообразование русского языка./Под, ред. Г. А.
  53. Николаева. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1984. — 168 с.
  54. Ким Л.Л. 0 понятии «тождество лексических значений» в синхронном словообразовании. — В кн.: Актуальные проблемы русского словообразования. 4.1, Ученые записки, т.143. — Ташкент, 1975, с.171−178.
  55. Ким О. М. Омонимия на уровне частей речи и ее отражение в словаре. — В кн.: Актуальные проблемы русского словообразования. ЧД. — Самарканд, 1972, с.102−107.
  56. Ким О. М. Структура грамматического слова и явление омонимии. — В кн.: Актуальные проблемы русского словообразования. 4.2. Научные труды, т.174. — Ташкент, 1976, с.245−252.
  57. Л.И. К характеристике лексики, используемой цри названии границ земельных участков (по данным деловой письменности Х1У-ХУ1 в.в.). — В кн.: Исследования по русскому языкуи языкознанию. -М.: Изд-во МШИ, 1974, 1974, с.115−134.
  58. Т.А. Многозначность и омонимия в русской диалектной лексикографии: Автореф. дис. кацд. филол. наук. — Л., 1981. — 24 с.
  59. С.И. Лингвистическое источниковедение и история русского языка. — М.: Наука, 1980. — 300 с.
  60. И.П. Семантическое процессы в словообразовании имен существительных в русском языке: Автореф. дис. канд. филолог. наук. — Ростов-на-Дону, 1981. — 20 с.
  61. Е.С. Еще раз о месте словообразования в системе языка. — В кн.: Актуальные проблемы русского словообразования. 4.1. Ученые записки, т.143. — Ташкент, 1975, с.48−52.
  62. Е.С. Теория мотивации и определение степеней мотивированности цроизводного слова, — В кн.: Актуальные проблемы русского словообразования. 4.2. Научные труды, т. 174. -Ташкент, 1976, с.285−292.
  63. Е.С., Харитончик 8.А. 0 словообразовательном значении и описании смысловой структуры производных суффиксального типа. — В кн.: Принципы и методы семантических исследований. -М.: Наука, 1976, с.202−233.
  64. С.Ю. Множественность словообразовательной структуры сложных существительных — названии лица. — В кн.: Актуальные проблемы русского словообразования. 4.1. Ученые записки, т.143. — Ташкент, 1975, с.232−236.
  65. Л.Л. Вопросы лексической семантики в Словаре Академии Российской (1789−1794 г. г.). — В кн.: Словари и словарное дело в России ХУШ века. — Л.: Наука, 1980, с.70−89.
  66. В.Е. Словообразование имен существительных со значением лица (по его цроизводственной деятельности) в языке ХУЛ века. — В кн.: Исследования по русскому языку и языкознанию. -М.: Изд-во МГПИ, 1974, с.115−134.
  67. В.В. Метафорическая мотивация в русском словообразовании. — В кн.: Актуальные проблемы русского словообразования. 4.1. Ученые записки, т.143. — Ташкент, 1975, с.53−57.
  68. В.В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания. — М.: Наука, 1977. — 315 с.
  69. А.Г. Образование имен существительных со значением лица в современном русском языке: Автореф. дис. канд. филол. наук. -М., 1959. — 23 с.
  70. В.И. Суффиксальное словообразование имен существительных в русском языке. — Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1975.224 с.
  71. И.М., Молотков А. И., Петрова З. М. Лексические новообразования в русском языке ОТ в. — Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1975. — 370 с.
  72. В.М. О семантическом способе словообразования в русском языке. — Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 1981. -29 с.
  73. В.М., Николаев Г. А. Некоторые вопросы теории русского словообразования. — В кн.: Именное словообразование русского языка. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1976, с.3−14.
  74. Э.В. К вопросу о словообразовательной сикгаимии в ее отношении к синонимии лексической. — В кн.: Развитие синонимических отношений в истории русского языка. — Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 1980, с.6−12.
  75. Ю.С. Омонимы в словарях и омонимия в языке (к постановке вопроса). — В кн.: Вопросы теории и истории языка. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1963, с. 198−202.
  76. В.А. Очерки по русской народной номенклатуре растений. -М.: Наука, 1967. — 258 с.
  77. И.Г. Семантическая структура русских цроизводных существительных со значением предмета (к постановке вопроса). — Научные доклады высшей школы, филологические науки, 1975, № 5, с.55−59.
  78. А.И. Вы и ваша профессия. — В кн.: Русская речь, 1968, Ж, с.49−52.
  79. А.И. Наименование лиц по профессии в современном русском языке (структурно-семантическая характеристика): Автореф. дис. докт. филол. наук. — Л., 1968. — 27 с.
  80. Л.И. Отглагольное словообразование существительных в древнерусском языке. — Саранск: Изд-во Мордовского унта, 1982. — 84 с.
  81. Г. А. Типы словообразовательной синонимии в русском языке. — В кн.: S-CcuriCL OritrUaZu 1979, Je2, с.257−264.
  82. Г. А. Явления обратной соотнесенности в именах на -ник в русском языке. — В кн.: Именное словообразование русского языка. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1976, с. 171−181.
  83. Л.А. Семантика русского языка. — М.: Высшая школа, 1982. — 271 с.
  84. А.С. Знаковые элементы в тексте Русской Правды.-В кн.: Исследования по русскому языку и языкознанию. — М.: Изд-во МГЛУ, 1974, с.94−101.
  85. Е.Н. Лексика местных деловых памятников ХУП-начала ХУШ века и принципы ее изучения. — Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1979. — 201 с.
  86. К.А. Словообразовательная модель и словообразовательный тип. — В кн.: Актуальные проблемы русского словообразования. 4.1, Ученые записки, т.143. — Ташкент, 1975, с.214−217.
  87. А.А. Из записок по русской грамматике. T. I-П. -М.: Просвещение, 1958.
  88. А.А. Из записок по русской грамматике. Т.З. — М.: Просвещение, 1968.
  89. З.А. Современное русское словообразование- Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1970. — 384.с.
  90. И.Ф. Развитие общественно-политической лексики в советствую эпоху. — В кн.: Развитие лексики современного русского языка./Под ред. Е. А. Земской и Д. Н. Шмелева. — М.: Наука, 1965, с.17−28.
  91. В.Н. Полисемия и лексико-семантический способ словообразования в современном русском языке. Лекции по спецкурсу. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1980. — 88 с.
  92. Развитие словообразования современного русского языка. — М.: Наука, 1966. — 210 с.
  93. Г. И. Вопросы классификации омонимов в русском языке. — Научные доклады высшей школы, филологические науки, 1961, М, с. 24−31.
  94. В.Н. Словообразовательная система русского языка в ХУ1 веке. (По материалам публицистических произведений). — Красноярск: Красноярс. пединститут, 1972. — 528 с.
  95. Русская Грамматика. T.I. — М.: Наука, 1980. — 783 с.
  96. Русский язык. Энциклопедия. Под ред. Ф. П. Филина. — М.: Советская энциклопедия, 1979. — 431 е.
  97. Р.Х. Суффиксальное словопроизводство в русском просторечии (на материалах имен существительных). — В кн.: Актуальные цроблемы русского словообразования. 4.1. Ученые записки, т.143. — Ташкент, 1975, с.142−147.
  98. М.Ф. Лексико-семантические и стилистические особенности моделей названий лица с суффиксами эмоциональной оценки в современном русском языке.: Автореф. дис. канд. филол. наук. — М., 1962. — 17 с.
  99. Смирницкий А, И. Звучание слова и его семантика. — Вопросы языкознания, I960, Ш, с.112−116.
  100. Смирнова 0.И. Один случай энантиосемии. — В кн.: Лексикология и словообразование древнерусского языка. — М.: Наука, 1966, с.56−67.
  101. П.А. Омонимия лексическая, словообразовательнаяи грамматическая. — В кн.: Актуальные проблемы русского словообразования. 4.1. Ученые записки, т.143. — Ташкент, 1975, с.68−72.
  102. П.А. Словообразовательная полисемия и омонимия. -М.: Наука, 1980. — 293 с.
  103. П.А. Словообразовательная структура слова и типология омонимов. — В кн.: Проблемы структурной лингвистики" -1976. -М.: Наука, 1978, 0.5−33.
  104. Современный русский язык. /Под ред. В. А. Белошапковой. — М.: Высшая школа, 1981. — 560 с.
  105. О.М. Некоторые аспекты взаимообусловленности мо-тивационно-словообразовательной и лексической систем языка.
  106. В кн.: Актуальные проблемы русского словообразования. 4.1, Ученые записки, т.143. — Ташкент, 1975, с.41−47.
  107. А.й. Соотносительность прилагательных и существительных в субстантивной функции (на материале словарей): Автореф. дис. канд. филол. наук. — Алма-Ата, 1971. — 24 с.
  108. Суффиксальное словообразование существительных в восточнославянских языках ХУ-ХУП в.в. — М.: Наука, 1974. — 224 с.
  109. А.Н. Множественность словообразовательной структуры слова в русском языке. — Русский язык в школе, 1971, М, с.83−87.
  110. А.Н. Морфемный состав и словообразовательная структура слова в русском языке. — В кн.: Актуальные проблемы русского словообразования. 4.1. Ученые записки, т.143. — Ташкент, 1975, с.7−13.
  111. А.Н. Основные аспекты изучения проблемы сочетаемости словообразовательных морфем. — В кн.: Актуальные проблемы русского словообразования. 4.2. Научные труды, т. 174. — Ташкент, 1976, с.208−209.
  112. А.Н. Словообразовательные омонимы в русском языке. — Русский язык в школе, 1971, Ж, с.88−93.
  113. О.Н. Ремесленная терминология в славянских языках. — М.: Наука, 1964. — 416 с.
  114. И.С. 0 семантической классификации мотивированных слов. — В кн.: Актуальные проблемы русского словообразования. 4.1. Ученые записки, тЛ43. — Ташкент, 1975, с.72−78.
  115. И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания. — М.: Наука, 1977. — 256 с.
  116. ФалЕкшич М.М. К вопросу об омонимии и полисемии. — Вопросы языкознания, I960, № 5, с.85−88.
  117. Г. Д. Состав слова и словообразование в русском языке. — Киев: Радянська школа, 1978. — 152 с.
  118. П.Я. Язык Уложения 1649 гада. — М.: АН СССР, 1953.372 с.
  119. Н.М. Лексикология современного русского языка. йзд.2-е, исцр. -М.: Просвещение, 1972. — 327 с.
  120. Н.М. Лексическая деривация в русском языке. -Русский язык в школе, 1877, J&3, с.9−16.
  121. Н.М. Очерки по русскому словообразованию. — М.: Изд-во МГУ, 1968. — 310 с.
  122. Н.М. Очерки по русскому словообразованию и лексикологии. — М.: Учпедгиз, 1959. — 246 с.
  123. М.А. К вопросу о сущности структурно-словообразовательного анализа. — В кн.: Актуальные проблемы русского словообразования. 4.1, Ученые записки, т.143. — Ташкент, 1975, с.30
  124. И.А. Множественность словообразовательной мотивации в современном русском языке. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рос-товс. ун-та, 1981. — 115 с.
  125. Л.А. Развитие ономасиологических структур (на цримере наименования лиц по профессии в русском языке). — Иркутск: Изд-во Иркутск, ун-та, 1984. — 152 с.
  126. Д.Н. О семантических изменениях в современном русском языке. — В кн.: Развитие грамматики и лексики современного русского языка. /Под ред. И. П. Мучника, М. В. Панова. — М.: Наука, 1964, с.4−17.
  127. Д.Н. Современный русский язык. Лексика. — М.: Просвещение, 1977. — 335 с.
  128. Янко-Триницкая Н. А. Закономерность связей словообразовательного и лексического значений в производных словах. — В кн.: Развитие современного русского языка. — М.: АН СССР, 1963, с.83−97.
  129. Янко-Триницкая Н. А. Наименование лиц женского пола существительными женского и мужского рода. — В кн.: Развитие словообразования современного русского языка. — М.: Наука, 1966, с. 167−210.
  130. Янко-Триницкая Н. А. Развитие предметного значения в отглагольных существительных мужского рода. — Русский язык в школе, 1965, с.64−69.
Заполнить форму текущей работой