Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Институциональная трансформация таможенной службы России: состояние и динамика

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ зависимости институциональной трансформации таможенной службы от качественного изменения повседневных массовых практик таможенного регулирования показывает, что характер таких изменений служит чутким критерием эффективности институциональных реформ в условиях глобальной интеграции. В рамках принятой Правительством Российской Федерации «Концепции развития таможенных органов Российской… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основания социологического анализа 13 институциональной трансформации таможенной службы в России
    • 1. 1. Методологические ресурсы институционального подхода к изучению 13 таможенной службы
    • 1. 2. Институционализация таможенной службы России в условиях 43 институциональной трансформации
    • 1. 3. Модернизация таможенной службы как фактор эффективности 68 институциональной трансформации
  • Глава 2. Институциональная трансформация таможенной службы в $ 8 России
    • 2. 1. Трансформация социальных практик таможенного регулирования
    • 2. 2. Социокультурные нормы и неправовые практики таможенной службы
    • 2. 3. Кадровая политика как стратегия трансформационного поведения 137 таможенной службы

Институциональная трансформация таможенной службы России: состояние и динамика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Актуальность исследования институциональной трансформации таможенной службы Российской Федерации обусловлена происходящими в стране политическими, экономическими и социокультурными процессами, что влечет за собой качественное изменение социальных практик. Социальные практики представляют собой конкретные формы функционирования таможенной службы и определяются как устойчивые системы взаимосвязанного ролевого поведения социальных субъектов.

Анализ зависимости институциональной трансформации таможенной службы от качественного изменения повседневных массовых практик таможенного регулирования показывает, что характер таких изменений служит чутким критерием эффективности институциональных реформ в условиях глобальной интеграции. В рамках принятой Правительством Российской Федерации «Концепции развития таможенных органов Российской Федерации"1 (2005 г.), был утвержден проект развития Федеральной таможенной службы до 2020 года (2009 г.). Однако недостаточная интегрированность культурной и социальной структур таможенной службы приводят к тому, что высокие требования к культуре таможенной деятельности не соответствуют сложившимся повседневным формам поведения сотрудников, в результате чего не срабатывают мотивационные механизмы, возникают представления о возможности нарушения социокультурных норм и правил. Исследование социальных практик в таможенной службе — одна из актуальных общественных и исследовательских проблем, что обусловлено ролью таможенной службы РФ, ее активным участием в решении важнейших государственных задач.

Концепции развития таможенных органов Российской Федерации" одобренная распоряжением Правительства от 14 декабря 2005 г. N 2225-р.

О решении коллегии ФТС России от 26 июня 2009 года «О проекте Стратегии Федеральной таможенной службы до 2020 года», утвержденном приказом ФТС России от 27 июля 2009 года.

Проблемы, связанные с трансформацией институциональной системы России и функционированием таможенной службы в условиях институционального вакуума, во многом остаются нерешенными.

Актуальность исследования институционализации таможенной службы как социального института рыночной экономики обусловлена также спецификой институциональной трансформации в России, массовыми практиками социальных субъектов, приобретающими нелегитимный характер и тем, что институциональная трансформация таможенной службы до настоящего времени еще не рассматривалась.

Степень разработанности проблемы. Российская трансформация конца XX — начала XXI века находится в центре внимания российских и зарубежных ученых. Проблемы институциональной трансформации изучаются по многим теоретическим направлениям, среди которых одним из основных является социологическое.

Большое значение для исследования институциональной трансформации таможенной службы имеют труды Д. Норта2, В. Ойкена3, К. Поланьи4, которые изучали функционирование институтов в обществах отличных от западного капитализма, системах центрального регулирования или властных группировок. Одним из основателей институциональной теории можно назвать Р. К. Мертона, разработавшего методологию функционального анализа институтов, основным инструментом которого стало разграничение явных и латентных функций исследуемых институтов.

В отечественной науке существует традиция изучения институционального пространства, характерного для страны с нерыночным типом общества. Существует ряд подходов к анализу институциональной структуры России, которую принято отождествлять с институциональным порядком, сформировавшимся в условиях институциональной трансформации 2.

Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. — М: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 185 с. 3.

Вальтер Ойкен. Основные принципы экономической политики. — М.: Прогресс: Универс, Б. г., 1995. — 493 с.

4 Polanyi К. The livelihood of man. New York: Acad. Press, 1977; Polanyi K. The economy as instituted process // Trad and market in early empires / Ed. by K. Polanyi et al. Glencoe, 1957.

90-х годов XX века. Одни авторы считают такую институциональную систему патологией, другие — разновидностью нормы, результатом адаптации институтов к специфическим условиям, благодаря которой институциональная система выжила и продолжает функционировать.

Реформы конца XX — начала XXI века стимулировали изучение институциональной структуры России как нерыночного типа общества. Такие российские исследователи, как О.Э. Бессонова5, С.Г. Кирдина6, О.В. Гаман-Голутвина7, P.M. Нуреев, О.В. Крыштановская8 выводят исторические особенности формирования отечественной институциональной структуры из нерасчлененности власти и собственности, однако не отрицают возможности успешной адаптации зарубежного опыта в российских условиях и выбора необходимой социально-экономической модели. Актуальность этой проблемы подтверждается также большим количеством Интернет-дискуссий на научных порталах международной электронной сети9.

Общий анализ современной институциональной трансформации в России дается в работах Т. И. Заславской, О. В. Крыштановской, Л. Я. Косалса, М. А. Шабановой, В. В. Радаева, В. А. Ядова, В. И. Верховина, В. М. Полтеровича и др.

Важным методологическим ресурсом для данного исследования стал подход к изучению социетальной трансформации Т.И. Заславской10. Он.

5 Бессонова О. Э. Раздаток: институциональная теория хозяйственного развития России — Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1999 — 152 с.

Бессонова О. Э. Образ будущего России и код цивилизационного развития. — Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2007. 127 с.

Бессонова О. Э. Раздаточная экономика России: эволюция через трансформации. — М: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. — 142 с.

6 Кирдина С. Г. X и У экономики. Институциональный анализ. — М.: Наука, 2004.-255 с.

Кирдина С. Г. Матрица институциональная в социологии. / Социологическая энциклопедия. Т. 1. М.: Мысль, 2003.

Кирдина С. Г. Институциональные матрицы и развитие России. — Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2001. -213 с.

7 Гаман-Голутвина О. В. Политическое управление и публичная политика XXI века. — М: РОССПЭН, 2008. — 406 с.

8 Крыштановская О. В. Анатомия российской элиты. — М.: Захаров, 2005. — 381 с.

9 См., например, Интернет-конференции: Россия: варианты институционального развития http://ccsocman.edu.ru/db/msg/292 360.html: 20 лет исследования рХУЕЯТУ-эффектов и зависимости от предшествующего развития — Ьйр://ес5остап^и.гиМЬ/тз§/208 637.Ыгп1−60-летие выхода в свет «Великой трансформации» Карла Поланьи: уроки для России — 11Нр://ес50стап^и.гиЛ1Ь/т5ц/176 965.html.

10 Заславская Т. И. Инновационно-реформаторский потенциал России и проблемы гражданского общества // Социальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. — М.: Дело, 2002. — 566 с.

Заславская Т. И. Социетальная трансформация российского общества. М.: Дело, 2002. — 568 с. позволяет рассмотреть преобразования таможенной службы как социального института через социальный механизм обновления социальных практик, который влияет на изменение не только формально-правовой, но и культурной составляющей изучаемого института. Анализ изменения социальных практик, как конкретных форм функционирования социального института таможенной службы, позволяет выявить закономерности его развития, механизмы преобразования и трансформационного поведения. Он позволяет раскрыть причины возникновения, специфику существования и распространение неправовых практик в институте таможенной службы как следствие разрыва между формально-правовой и культурной составляющей базовых институтов.

В исследовании автор опирался также на работы основоположников неоинституционализма Р. Коуза и Д. Норта, трактующих социальные институты как сформировавшиеся в обществе нормы, правила и ограничительные рамки. Интерес для исследования представляют также работы М. Олсона, М. МакГира, П. Дэвида, А. К. Ляско, В. М. Полтеровича, О. С. Сухарева и А. Н. Дегтярева, их концепции «path dependence», теории институциональных ловушек и QWERTY-эффектов.

При анализе общественного мнения, моральных оценок граждан на изменение социокультурных норм социального института таможенной службы автор использовал методологию теории социальных конфликтов и теории мотивации труда. Теоретические подходы к урегулированию конфликтов заложены в классических трудах по конфликтологии К. Боулдинга, Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа, JT. Козера, К. Коллинза. Среди отечественных публикаций можно выделить работы, А .Я. Анцупова и А. И. Шипилова, Е. М. Бабосова, Ф. М. Бородкина и Н. М. Коряк, A.B. Глуховой, A.B. Дмитриева, А. К. Зайцева, А. Г. Здравомыслова, В. Н. Кудрявцева, В.В. Щербины11 и др.

Заславская Т.И. О смысле и предварительных итогах российской трансформации // Куда пришла Россия?. Итоги социетальной трансформации / Под ред. Т. И. Заславской. — М.: МВШСЭН, 2003. — 408 с. Заславская Т. И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации. М: Дело, 2004. — 398 е.

Заславская Т.И., Шабанова М. А. К проблеме институционализации неправовых социальных практик в России: сфера труда // Мир России. 2002. № 2.

Дмитриев А. В. Конфликтология: Учебное пособие.-М.: Гардарики, 2000. — 320с.

Вопросы мотивации труда исследовались отечественными и зарубежными специалистами, такими как А. Альберт, У. Брэддик, О. С. Виханский, Ф. Герцберг, Е. П. Ильин, С. Б. Каверин, A.B. Карпов, P.JT. Кричевсий, И. Д. Ладанов, М. Мескон, Е. Г. Молл, А. И. Наумов, Э. А. Уткин, Ф. Хедоури и др.

Другим аспектам институционализации таможенной службы и формирования социокультурных ценностей посвящены работы ученых Российской таможенной академии: профессора Ю. Г. Кисловского — в области истории Российской таможнипрофессора J1. J1. Графовой — в области формирования языковой таможенной культурыпрофессора C.B. Барамзина — в области совершенствования системы управления качеством таможенной деятельности на основе международных стандартов12. Большой интерес представляют материалы научно-практической конференции «Роль и место таможенной службы в развитии экономики и обеспечении экономической безопасности в условиях глобализации внешней торговли», посвященной проблемам таможенного дела, в которых с глубокими сообщениями выступили Н. М. Блинов, В. Б. Кухаренко, О. Б. Сокольникова, В. А. Жбанков, В. Е. Новиков, П.В. Дзюбенко13.

Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999. — 552 с.

Анцупов А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 1999. — 507 с.

Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С.

Введение

в общую теорию конфликтов. — М.: РАН, 1993. — 210 с.

Бородкин Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: Конфликт! 2-е издание. — М.: Наука. Серия: Общество и личность, 1989.

— 189 с.

Бабосов Е. М. Катастрофа как объект социологического анализа // Социологические исследования. 1998. № 9. С. 19−25.

Глухова A.B. Конфликты и диалог политических культур в современной России / A.B. Глухова- [авт. кол.: Бойко М. А. и др.- под ред. A.B. Глуховой]. — Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 2005 .-216 с.

Зайцев, А. К. Археологический фактор в планировочной организации территории: Материалы семинара / Отв. ред. Ю. А. Веденин- - М.: Рос. НИИ культур, и природ, наследия, 1997. — 279 с. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. — М.: ГУ-ВШЭ, 1994. — 317 с.

Здравомыслов А. Г. Общество — власть — реформы. // Социология российского кризиса. — М.: Паука, 1999. — 350 с.

Щербина В. В. Социальные теории организаций: Словарь. — М.: Инфра-М, 2000. — 264 с.

12 Кисловский Ю. Г. История таможенного дела и таможенной политики России/Под общ. ред. А.Е. ЖериховаМ.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004. — 585 с.

Графова Л.Л., Палей C.M. Англо-русский таможенный словарь — М.: Москва, 1997. — 167 с.

Барамзин C.B. Управление качеством таможенной деятельности / C.B. БарамзинГос. тамож. Ком. РФ. — М.:

Кн. И бизнес, 2001.-303 с.

13 Роль и место таможенной службы России в развитии экономики и обеспечении экономической безопасности в условиях глобализации внешней торговли: Тезисы докладов научно-практической конференции/Коллектив авторов.-М.: РИО РТА, 2001.-512 с.

При анализе процесса модернизации таможенной службы как фактора эффективности трансформационных реформ автор использовал методологию В.Б. Кухаренко14 по исследованию проблем модернизации таможенной службы как социального института.

Социальные аспекты таможенного регулирования, проблемы таможенной службы, касающиеся недостатка кадровых резервов, мотивации труда сотрудников таможенных органов, формирования конфликтной компетентности во взаимоотношениях сотрудников таможни, а также в системе управления и организации работы таможенных органов, рассматривались в работах В. А. Колобковой и В.В. Рогачева15. Тем не менее, остается непроработанным вопрос трансформации таможенной службы как социального института централизованной экономики в социальный институт рыночной экономики.

Объект исследования — современная таможенная служба России.

Предмет исследования — институциональная трансформация таможенной службы России.

Цель исследования — выявление особенностей и основных направлений изменения социальных практик таможенной службы России, трансформации ее формально-правовых и социокультурных норм.

Основные задачи, вытекающие из цели исследования:

— показать особенности институционализации таможенной службы как социального института РФ в условиях институциональной трансформации, а также специфику перехода от института таможенной службы СССР к институту таможенной службы РФы. Кухаренко В. Б Управление модернизацией таможенной службы/Монография. — М.: РИО РТА, 1998.-336 с.

13Колобкова В.А. «Мотивация труда как предпосылка повышения эффективности труда персонала таможенных органов» — Роль и место таможенной службы России в развитии экономики и обеспечении экономической безопасности в условиях глобализации внешней торговли: Тезисы докладов научно-практической конференции/Коллектив авторов. — М.: РИО РТА, 2003.

Рогачев В.В. «Формирование конфликтной компетентности сотрудников таможенных органов для профилактики межличностных конфликтов» — диссертация на соискание ученой степени кандидата наук 2002 г.

— охарактеризовать влияние процессов модернизации на аутентификацию формально-правовых и социокультурных норм института таможенной службы в условиях институциональной трансформации;

— оценить значение нормативно-правовых и социокультурных норм в контексте персонификации деятельности, как основной дисфункции института таможенной службы;

— показать значение социокультурного контекста в институционализации таможенной службы в условиях институциональной трансформации;

— уточнить понятия социальный институт таможенной службы РФ и социальные практики в институте таможенной службы РФ;

— на основе результатов социологического исследования выявить основные критерии, способствующие качественной трансформации социокультурных норм, препятствующих возникновению и развитию неправовых практик в социальном институте таможенной службы России.

Теоретическая и методологические основы диссертационного исследования сочетают в себе общенаучные теоретические подходы, целесообразность применения которых обоснована направлениями и объектом исследования. Общеметодологическую основу диссертации составили концепции, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных социологов, экономистов, организационных психологов. Наиболее широко использовались методы качественного и количественного анализа социологической информации, метод интервьюирования, анкетирования, экспертного опроса.

Эмпирическая база диссертации. В основу диссертационного исследования положена обширная эмпирическая база, которая включает в себя конкретные социологические исследования, проведенные автором:

1. Анкетирование 1024 участников внешнеэкономической деятельности (перевозчики, брокеры, экспедиторы, производственные предприятия и т. д.), проведенное в отделе таможенного оформления и таможенного контроля № 7 Западного таможенного поста Смоленской таможни на российско-белорусском участке государственной границы Российской Федерации позволило выявить критерии эффективности функционирования социального института таможенной службы и предложить пути его оптимизации.

2. Неформализованные интервью экспертов и высокопоставленных должностных лиц таможенных органов (опрошено 15 человек) позволили определить причины основных неформальных практик в таможенных органах, в первую очередь связанных с коррупцией.

3. Экспертный опрос 30 руководителей и специалистов некоторых структурных подразделений Федеральной таможенной службы Российской Федерации, а также 30 экспертов-представителей крупных компаний-участников ВЭД позволил обосновать необходимость повышения профессиональной и конфликтной компетентности сотрудников таможенных органов.

4. Анкетирование должностных лиц Федеральной таможенной службы Российской Федерации (50 человек) из различных структурных подразделений ФТС России позволило определить ведущие мотивы выбора профессии у сотрудников таможенных органов и оценить степень удовлетворенности сотрудников таможенных органов различными сторонами службы.

Полученные данные обрабатывались многомерными методами статистического анализафакторным, кластерным методом К-средних.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— Рассмотрена институциональная трансформация таможенной службы, ее состояние и динамика, дано определение социального института таможенной службы как исторически закрепившихся норм, ограничений и правил поведения, в рамках которых осуществляется деятельность по контролю за товаропотоками в процессах международной торговли товарами и услугами.

— Дан теоретический анализ специфики институционализации формально-организованных социальных институтов в России в условиях институциональной трансформации, особенность которой заключается в наличии мощной бюрократической составляющей, в несоответствии формальных и неформальных норм и реальных практик таможенной службы.

— Выявлены особенности российской институциональной системы, обусловливающие специфику институционализации таможенной службы и основные направления ее современной динамики в условиях трансформационных процессов конца XX века и «шокового» перехода от централизованной экономики к рыночной.

— На основе социально-исторического анализа определены этапы становления и развития института таможенной службы в России в условиях институциональной трансформации.

— Вычленены ценностные нормы социального взаимодействия в таможенной службе России, включающего мотивы, цели, направленность действий субъектов.

Раскрыты социокультурные условия и факторы дисфункции таможенной службы, препятствующие эффективному ее функционированию.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы.

Заключается в том, что ее теоретические выводы и практические рекомендации расширяют социологические знания о характере взаимоотношений акторов социальных институтов формального характера и перспективах их дальнейшего развития и могут быть использованы в дальнейшем при изучении проблем российской институциональной системы.

Сформулированные автором теоретические выводы, практические предложения и рекомендации могут быть использованы при решении задач социального регулирования таможенных процессов в таможенных органах Российской Федерацииспециалистами коммерческих организаций по таможенному администрированию в сфере внешнеэкономической деятельностисотрудниками Федеральной таможенной службы Российской Федерации в качестве стратегического руководства для разработки государственной политики в области таможенного делав последующих исследованиях формально-организованных социальных институтов с подобной проблематикой, а также преподавании социологии, экономической социологии и политологии.

Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре социологии управления факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова.

Положения и выводы диссертационного исследования докладывались на конференциях «Женщины в борьбе против коррупции 2009», неоднократно обсуждались на рабочих встречах с руководством и специалистами Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Федеральной таможенной службы Российской Федерации. Апробация полученных в процессе исследования результатов осуществлялась также в научных публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованных источников, интернет-ресурсов, приложений и перечня необходимых обозначений и сокращений, используемых в работе.

Результаты исследования72, проведенного автором с использованием факторного и кластерного анализа, позволили выявить следующие причины, снижающие эффективность функционирования социального института таможенной службы:

Заключение

.

В результате анализа процессов институциональной трансформации таможенной службы России автор сделал следующие выводы:

• Институционализация таможенной службы как социального института рыночной экономики в условиях институциональной трансформации происходит в специфической институциональной среде, сформировавшейся в результате исторических и социокультурных национальных особенностей, таких как жесткая централизация власти, коррумпированность госаппарата, наличие права сильного при беззащитности слабого, семейственность и фаворитизм.

• Ресурс институционального подхода позволяет выявить закономерности развития таможенной службы в условиях институциональной трансформации, которые заключаются в высоком уровне бюрократизации ее организационной структуры, персонификации деятельности, низком уровне профессиональной и конфликтной компетентности, недостаточном стимулировании кадровых ресурсов. Эффективность функционирования таможенной службы зависит от соответствия реальным практикам формальных и неформальных норм, соответствия реформируемого социального института таможенной службы существующим в обществе неформальным правилам и институциональной системе в целом.

• Эффективность модернизации таможенной службы РФ как социального института в условиях социетальной трансформации зависит от организации многосторонних научных исследований на основе интеграции научного потенциала. Эти исследования должны включать:

— проектирование и развитие институциональной системы таможенных служб мира;

— подготовку и повышение квалификации специалистов;

— организацию и ведение научно-исследовательской и практической работы по модернизации института таможенной службы под общим руководством Федеральной таможенной службы Российской Федерации;

— реформаторскую деятельность власти необходимую для активизации трансформационных процессов, влияющих на функционирование механизма обновления социальных практик.

• Институциональные изменения таможенной службы зависят от воздействия на него различных групп интересов и случайных факторов. Воспрепятствовать распространению неправовых практик может анализ их взаимосвязи с формальными и неформальными институциональными изменениями. Наличие в новом институциональном пространстве права сильного при беззащитности слабого снижает возможность массовых общественных групп адаптироваться, к новым условиям институциональной трансформации.

• Институциональная трансформация таможенной службы в России продолжает развиваться в контексте формально организованных социальных институтов политико-экономического характера. Целевая реформаторская деятельность Правительства Российской Федерации изменяет административно-правовые нормы, регулирующие институт таможенной службы, но она не может за короткий промежуток времени аутентифицировать формально-правовые и социокультурные нормы многолетних социетальных преобразований.

• Создание новых структур и изменение правового пространства таможенной службы способствуют изменению условий жизнедеятельности не причастных к инновационной активности массовых слоев общества. Способы подобного адаптационного поведения подвергаются фильтрации. Поведенческие стратегии субъектов социального института таможенной службы оказывают значительное влияние на процессы его институциональной трансформации и способствуют появлению дисфункций персонификации деятельности.

Коррупция, превышение должностных полномочий, семейственность и административно-бюрократический аппарат управления пока еще характерны для российских формально-организованных социальных институтов с административно-управленческой составляющей.

• Адаптационная стратегия социального института таможенной службы имеет позитивные стороны, в основе которых лежит стремление к социальному выживанию, сохранению прежнего или повышению социального статуса, уровня жизни и социального престижа в сложных условиях меняющегося общества. Адаптационная функция способствует улучшению социального настроения, снижению социального напряжения и, как следствие, эффективному формированию институциональной системы российского общества.

• Влияние социокультурного контекста на институционализацию таможенной службы как социального института рыночной экономики создает условия, при которых реформаторские стремления по изменению существующего порядка вступают в противоречие с институализированными культурными нормами и наталкиваются на сопротивление общественных масс. Подобное сопротивление имеет характер защиты от неподготовленных и непродуманных преобразований структур и организаций в области таможенного дела, и является критерием эффективности институциональных реформ в таможенной службе. Объяснено оно может быть негативным восприятием обществом инновационных преобразований в силу неудачного исторического опыта.

• Деперсонификация деятельности в институте таможенной службы, заключающаяся в предотвращении возможности влияния отдельных лиц на результаты его функционирования, возможна в ходе революционных изменений социальных практик в таможенной службе. Нацеленные на воспроизводство экономически рентабельных и взаимовыгодных для всего общества отношений, они способны изменить ценность устоявшихся ресурсов, однако подобные трансформации с учетом издержек их реализации могут дать результат только в долгосрочной перспективе.

• Несогласованность краткосрочных и долгосрочных интересов снижает эффективность таможенных реформ на настоящем этапе развития и препятствует долгосрочному экономическому росту. Как многофункциональный социальный институт таможенная служба не является неэффективным институтом — напротив, он не раз доказал свою эффективность в ходе российской истории. Мировая практика показала способность института таможенной службы успешно выполнять свои интеграционные функции, создавать таможенные союзы и интеграционные комитеты, такие как Таможенный Союз (Союз «Тройки»: Россия, Белоруссия, КазахстанЕвраЗЭС, Интеграционный комитет ЕЭК ООН и др.). Создание союзов и участие в международной деятельности способствует гармонизации таможенных процедур, создает условия для эффективного взаимодействия стран-участниц международных внешнеторговых отношений, стабильного экономического роста и обогащения и социального развития российского общества.

• Актуальность формирования этических норм и правил в таможенной службе связана с необходимостью предотвращения таможенных преступлений, число которых увеличивается в процессах институциональной трансформации. Этому способствуют: активизация воспитательно-профилактической работы с кадровым составом таможенной службы, разработка новых стратегий борьбы с коррупцией и должностными нарушениями, повышение уровня профессиональной и конфликтной компетентности. Заинтересованность государства в развитии кадрового потенциала таможенной службы с помощью совершенствования системы мотиваций и повышения уровня профессиональной компетентности в условиях трансформации институциональной системы заключается в создании институтов повышения квалификации, финансовой поддержке материального и социального обеспечения должностных лиц таможенных органов. Интересы сотрудников таможенной службы в добросовестном исполнении служебных обязанностей должны быть подкреплены выработкой критериев качественной трансформации социокультурных норм (профессиональная и конфликтная компетентность, мотивация), препятствующих распространению неправовых практик. Процесс превращения неправовых действий (в силу их массовости) в неправовые практики придает либеральным по форме правам акторов таможенной службы авторитарное содержание, что препятствует реализации демократической трансформации общественных масс, задействованных во внешнеэкономической деятельности.

• Основным условием трансформации форм социального института таможенной службы в более эффективные является институциональная адекватность государства. До тех пор, пока частные интересы власти не будут конгруэнтны интересам общества, построение эффективной институциональной системы не представляется возможным.

• Конкретные социологические исследования, проведенные автором, позволили выделить критерии эффективности институциональной трансформации таможенной службы РФ, препятствующие возникновению и развитию неправовых практик:

— совершенствование законодательной базы;

— снижение количества бюрократических барьеров;

— борьба с коррупцией и неправовыми практиками;

— минимизация издержек при осуществлении внешнеэкономической деятельности субъектами ВЭД;

— улучшение качества работы таможенных органов, путем повышения уровня профессиональной и конфликтной компетентности;

— создание системы мотиваций и материального стимулирования должностных лиц таможенных органов;

— улучшение условий жизнедеятельности и социального обеспечения таможенников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Маслоу. Маслоу о менеджменте: Самоактуализация. Просвещ. менеджмент. Орг. теория / А. Маслоу. М. и др.: Питер, 2003 (ГИПК Лениздат). — 413 с.
  2. А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999.-507 с.
  3. Г. В. Управление фактор развития. — М.: Экономика, 2002. — 566 с.
  4. A.C. Социокультурное прогнозирование динамики России: микро и макроуровни. // Куда идет Россия?. Альтернативы общественного развития. Под ред. Т. И. Заславской. М.: Аспект-Пресс, 1995. — 265 с.
  5. Е.М. Катастрофа как объект социологического анализа // Социологические исследования. 1998. № 9.
  6. C.B. Управление качеством таможенной деятельности / C.B. Барамзин- Гос. тамож. Ком. РФ. М.: Кн. И бизнес, 2001. — 303 с.
  7. О. Э. Раздаток: институциональная теория хозяйственного развития России -Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1999 152 с.
  8. О.Э. Образ будущего России и код цивилизационного развития. -Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2007. 127 с.
  9. О.Э. Раздаточная экономика России: эволюция через трансформации. М: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. — 142 с.
  10. П.Блинов Н. М., Иванов В. Н., Кухаренко В. Б. От культа таможни к таможенной культуре: Монография. М.: РИО РТА, 2000. — 268 с.
  11. Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: Конфликт! 2-е издание. М.: Наука. Серия: Общество и личность, 1989. — 189 с.
  12. У. Менеджмент в организации. Пер. с англ. М.: Инфра-М, 1997. — 344 с.
  13. М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. — 704 с.
  14. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — 808 с.
  15. М. Три типа господства. М.: Иерусалим//Двадцать два. — 1990. — № 72.
  16. М. Харизматичное лидерство М.: СОЦИС. — 1988. — № 5.
  17. А., Куликов В. Теневые пирамиды реформируемой экономики / РЭЖ, №№ 8−9, 1996.
  18. В.И. Экономическая социология: учебное пособие. В 2 тт. Том 1. — М.: Издательство КДУ, 2009 410 с.
  19. В.И., Зубков В. И. Экономическая социология: Монография. М.: Изд-во РУДН, 2002 — 459 с.
  20. О.С., А.И. Наумов. Менеджмент М.: Экономисть. 2004 г. — 334 с.
  21. А.Г. Модернизация или контрмодернизация: чья возьмет? // Куда пришла Россия?. Итоги социальной трансформации/ Под ред. Т. И. Заславской. М.: МВШСЭН, 2003. -408 с.
  22. В.В. От преступных группировок к региональным бизнес-группам // Куда идет Россия?. Формальные институты и реальные практики / Под общ. ред. Т. И. Заславской. — М.: МВШСЭН, 2002. — 351 с.
  23. Е.Т. Дни поражений и побед. М.: Вагриус, 1996. — 365 с.
  24. Гаман-Голутвина О. В. Политическое управление и публичная политика XXI века. -М: РОССПЭН, 2008. 406 с.
  25. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВладДар, 1993.-310 с.
  26. A.B. Конфликты и диалог политических культур в современной России / A.B. Глухова- авт. кол.: Бойко М. А. и др.- под ред. A.B. Глуховой. Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 2005 .-216 с.
  27. Графова JT. JL, Палей С. М. Англо-русский таможенный словарь М.: Москва, 1997. -167 с.
  28. А. В. Конфликтология: Учебное пособие.-М.: Гардарики, 2000. 320с.
  29. А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. — М.: РАН, 1993.-210 с.
  30. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991.-575 с.
  31. А. К. Археологический фактор в планировочной организации территории: Материалы семинара / Отв. ред. Ю. А. Веденин- М.: Рос. НИИ культур, и природ, наследия, 1997. — 279 с.
  32. Т.И. Инновационно-реформаторский потенциал России и проблемы гражданского общества // Социальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. М.: Дело, 2002. — 566 с.
  33. Т.И. О смысле и предварительных итогах российской трансформации // Куда пришла Россия?. Итоги социеталыгой трансформации / Под ред. Т. И. Заславской. М.: МВШСЭН, 2003. — 408 с.
  34. Т.И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации. М: Дело, 2004. — 398 с.
  35. Т.И. Социетальная трансформация российского общества. М.: Дело, 2002. -568 с.
  36. Т.И., Шабанова М. А. К проблеме институционализации неправовых социальных практик в России: сфера труда // Мир России. 2002. № 2.
  37. А.Г. Общество власть — реформы. // Социология российского кризиса. — М.: Наука, 1999. — 350 с.
  38. А.Г. Социология конфликта. М.: ГУ-ВШЭ, 1994. — 317 с.
  39. С.Ю. Уголовно-правовое обеспечение деятельности таможенных органов России, дис. канд. юрид. наук. Ульяновск, 1999.
  40. Институциональные матрицы и развитие России. (Изд.2-е, перераб. и дополн.). -Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2001
  41. В.О. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила, Москва, изд. «Российский экономический журнал», 1997.
  42. В.О. Теневой капитал: конфисковать или амнистировать? / Экономика и жизнь, № 24,1996.
  43. Исследование проблем таможенного дела: Сборник научных трудов адъюнктов и соискателей РТА. М.: РИО РТА, 2002. — 312 с.
  44. Исследование проблем таможенного дела: Сборник научных трудов адъюнктов и соискателей РТА. М.: РИО РТА, 2003. — 344 с.
  45. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II: Сочинение / Толстой Д., гр. С.-Пб.: Тип. К. Жернакова, 1848. — 272 с. — репринтная копия
  46. С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2001. -213 с.
  47. С.Г. Матрица институциональная в социологии. / Социологическая энциклопедия. Т. 1. М.: Мысль, 2003.
  48. Кирдина С.Г. X и У экономики. Институциональный анализ. М.: Наука, 2004. — 255 с.
  49. А.П. Международная макроэкономика: открытая экономика и макроэкономическое программирование. М.: Международные отношения, 2003. -484 с.
  50. Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России/Под общ. ред. А.Е. Жерихова- М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004. 585 с.
  51. Д.С. Социология управления. М.: МАКС Пресс, 2006 (М.: МАКС Пресс). — 298 с.
  52. JL. Теневая экономика как особенность российского капитализма, ж. «Вопросы экономики», № 10, 1998.
  53. М.В. Уголовная ответственность за преступления в сфере таможенной деятельности. Дис.. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 1998-
  54. В.А. Латинская Америка сегодня Россия завтра (оптимистический вариант будущего России) // Мир России. 2002. № 1.
  55. О.В. Анатомия российской элиты. М.: Захаров, 2005. — 381 с.
  56. А.О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS:y4e6. Пособие для вузов / А.О. Крыштановский- Гос. ун-т Высшая школа экономики. — 2-е изд. — М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2007. — 281 с.
  57. В.Б. Управление модернизацией таможенной службы/Монография. М.: РИО РТА, 1998.-336 с.
  58. Ю.А. Рамки и варианты исторического выбора: несколько соображений о ходе российских трансформаций // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 1.
  59. А. Неденежные расчеты в российской переходной экономике: институциональный подход // Доклад. Институт экономики РАН, март, 2001.65. «ЛОГИСТИКА&система» № 8, 2005, «Три цвета таможни».
  60. .В. Бюрократическая рационализация власти. // Полис. 1999. № 4.
  61. Д.И. Толковый тариф или Исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года / Д. Менделеев. Санкт-Петербург: тип. В. Демакова, 1892. — 730 с.
  62. Р. / Социальная теория и социальная структура М.: ACT: ACT МОСКВА: Хранитель, 2006. — 873 с.
  63. Р.К. Явные и латентные функции. В кн.: Американская социологическая мысль. М., 1994. — 263 с.
  64. М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента М.: Дело, 2002. — 700 с.
  65. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. -М: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 185 с.
  66. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. Проф. А. Г. Эфендиева. М.: ИНФРА-М, 2002. — 654 с.
  67. Овчинский B.C. XXI век против мафии. М.: ИНФРА-М, 2001. — 146 с.
  68. В. Основные принципы экономической политики. М.: Прогресс: Универс, Б. г., 1995.-493 с.
  69. М. Возвышение и упадок народов. Экономический рост, стагфляция и социальный склероз. Новосибирск: ЭКОР, 1998. — 432 с.
  70. М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. М: Фонд экономической инициативы, 1995. — 157 с.
  71. П. Статистические показатели и теневая экономика / РЭЖ, № 4, 1996.
  72. В. Налоги и налоговая политика -96/ РЭЖ, № 1, 1996.
  73. Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения//Теоретическая социология М.:КДУ, 2002. — 432 с.
  74. Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1997. — 270 с.
  75. Т. Современная западная теоретическая социология. Вып. 2. М.: Аспект Пресс, 1994.- 117 с.
  76. В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы. М.: Российская экономическая школа, 1998. — 42 с.
  77. П. Теневой лик банковской тайны / Экономика и жизнь, № 39, 1996.
  78. В.В. Стратификационный анализ постсоветской России: неовеберианский подход Способы адаптации населения к новой социально-экономической ситуации в России — Москва: Моск. обществ, науч. фонд, 1999, серия «Новая перспектива».
  79. В.В. Экономическая социология: учеб. пособие для вузов. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. — 603 с.
  80. В.В., диссертация на соискание ученой степени кандидата наук «Формирование конфликтной компетентности сотрудников таможенных органов для профилактики межличностных конфликтов» 2002 г.
  81. Служим России, ж. № 1(8), 2(9), ЗСТУ, 1998.
  82. Социальный механизм экономической реформы: методология и опыт экономико-социологического исследования. Под ред. Рыбкиной Р. В. Новосибирск: ИЭиОПП, 1990.- 142 с.
  83. Г. Основания социологии Герберта Спенсера: Пер. с англ. Т. 1−2. Санкт-Петербург: И. И. Билибин, 1876−1877. — 2 т.
  84. В. А. Учебное пособие. Идеальный руководитель, идеальный предприниматель. СПб.: Нева, 2003 (ПФ Красный пролетарий). — 314 с.
  85. Стратегия для России: повестка дня для президента-2000 М.: Вагриус, 2000. — 351 с.
  86. О.С. Институциональная теория и экономическая политика (К новой теории передаточного механизма в макроэкономике) / Кн. 1. Институциональная теория. Методологический эскиз. М.: ИЭ РАН, 2001.
  87. Теневая экономика: Сборник / Сост. Б. А. Дружинин М.: Экономика, 1991. — 158 с.
  88. Дж. Сила простоты: руководство по успешным бизнес-стратегиям. Серия «Деловой бестселлер». Издательство: Питер, 2004. — 238 с.
  89. Управление персоналом организации / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: РИОР, 2008. -287 с.
  90. Управление персоналом организации: стратегия, менеджмент, маркетинг Учебник./ Под ред. А.Я. 1Сибанова.-М.: ИНФРА-М, 2007. 636 с.
  91. М.С. Экономическая социология. Распределительные отношения. -М.: Академический проект, 2008 256 с.
  92. К.Г. Включение России в мейнстрим исторического процесса и его последствия // Куда принта Россия?. Итоги социальной трансформации /Под ред. Т. Н. Заславской. М.: МВШСЭН, 2003. — 408 с.
  93. В.П. Трейдинг: технология построения системы управления персоналом Москва- Санкт-Петербург: Вершина, 2007. 206 с.
  94. М.А. Индивидуальная и социальная свободы в реформируемой России // Куда идет Россия?. Власть, общество, личность / Под ред. Т. И. Заславской. М.: МВШСЭН, Интерцентр, 2000. — 450 с.
  95. Ф.И. Основы теории государственного управления. Гриф. Мин. Образования. М.: Экономика, 2003. — 517 с.
  96. С.А., Шатаева О. В. Основы управления персоналом в современных организациях. М.: ГроссМедиа, 2008. — 397 с.
  97. О.И. Государственная социальная политика и стратегии выживания домохозяйств. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. 461 с.
  98. О.И. Тип общества, тип социальных отношений. О современной России // Мир России. 2000. № 2.
  99. П. «Социология. Анализ современного общества"/ Пер. с польского С. М. Червонной. М.: Логос, 2005. — 664 с.
  100. П. Революции пик социальных изменений //.Социология социальных изменений / Пер. с англ. под ред. В. А. Ядова. — М.: Аспект Пресс, 1996. -223 с.
  101. В.В. Социальные теории организаций: Словарь. М.: Инфра-М, 2000. -264 с.
  102. В.А. Некоторые социологические основания для предвидения будущего российского общества // Россия реформирующаяся / Под ред. Л. М. Дробижевой. М.: Academia, 2002. — 365 с.
  103. О.Н. Социология риска. М.: Изд-во LVS, 2003 (ПИК ВИНИТИ). -191 с.
  104. А. Противостояние / Экономика и жизнь, № 41, 1996.
  105. A.R.Radcliffe-Brown, The Andaman Islanders (Glencoe, Illinois: The Free Press, 1948), 84.
  106. Autobiography of Lincoln Steffens.
  107. R., «Continuities and discontinuities in cultural conditioning», Psychiatry, 1938, 1.
  108. David P. Clio and Economics of QWERTY. American Economic Review. 1985. -V.75. — №.2.
  109. H. Domanski. The Rccomposition of Social Stratification in Poland. Polish Sociological Review, 1994, N 4.
  110. H.L. Lasswell and G. Almond, «Aggressive behavior by clients towards public relief administrators». American Political Science Review, 1934, 28, 643−655.
  111. Herbert Croly, Progressive Democracy (New York 1914)
  112. Homans G.C. The Human Group. New York: Harcourt Brace. 1950.
  113. McGuire Martin C. and Olson Mancur Jr. The Economics of Autocracy and Majority Rule: The Invisible Hand and the Use of Force // Journal of Economic Literature. 1996. № 34.P.72−96.
  114. P. Machonin, M. Tucck. A Historical Comparison of Social Structure in the Czech Republic in the years 1984 and 1993. Czech Sociological Review, 1994, N 2.
  115. P.M. Blau, The Dynamics of Bureaucracy, глава XII, с. 184−193.
  116. Polanyi К. The livelihood of man. New York: Acad. Press, 1977- Polanyi K. The economy as instituted process // Trad and market in early empires / Ed. by K. Polanyi et al. Glencoe, 1957.
  117. R.Klitgaard, R. Maclean-Abaroa, H. Lindsey Parris «Corrupt Cities. A Practical Guide to Cure and Prevention» Institute for Contemporary Studies Oakland, California 2000
  118. Sebastian De Grazia, The Political Community (University of Chicago Press, 1948), 72−74, passim- cf. Brookes, op. cit., 46.
  119. Stark D., Bruszt L. Postsocialist Pathways. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. — Part 1, P. 15−48.
  120. Перечень законодательных и нормативно-правовых актов, используемых в работе:
  121. О решении коллегии ФТС России от 26 июня 2009 года «О проекте Стратегии Федеральной таможенной службы до 2020 года», утвержденном приказом ФТС России от 27 июля 2009 года.
  122. Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов принят решением Коллегии ФТС России, утвержденный приказом ФТС России от 14.08.2007 № 977.
  123. Таможенный Кодекс Российской Федерации, 2003.
  124. Порядок разработки и реализации Федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 594.
  125. Данные Аналитической службы Дальневосточного таможенного управления.
  126. О решении коллегии «О состоянии работы с кадрами и основных направлениях кадровой политики таможенных органов Российской Федерации на 2000−2005 гг.»: Приказ ГТК России от 11.08.2000 г. № 699.
  127. Конституция Российской Федерации, 1993 г.
  128. Закон от 28 мая 1912 г. «Об учреждении местного таможенного управления» // Собр. узак. 1912.
Заполнить форму текущей работой