Экономическое обоснование маркетинговых решений на камнеобрабатывающих предприятиях
Учитывая, что рынок природного камня представляет собой сложную систему взаимосвязей между карьером, камнеобрабатывающим заводом и потребителем, при обосновании основных направлений маркетинговой деятельности камнеобрабатывающего предприятия необходимо комплексно рассматривать конъюнктуру рынка сырья и тенденции развития рынка готовой продукции. На этапе формирования маркетинговой политики… Читать ещё >
Содержание
- 1. ПРОБЛЕМА ПРИНЯТИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ РЕШЕНИЙ НА
- КАМНЕОБРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
- 1. 1. Тенденции развития и особенности рынка облицовочного камня
- 1. 2. Роль маркетинга в функционировании камнеобрабатывающего производства
- 1. 3. Практика принятия маркетинговых решений в камнеобрабатывающей промышленности
- I. 1.4.Анализ научных исследований в области маркетинга продукции горной промышленности
- 1. 5. Цель, задачи и методы исследования
- I. Выводы по Главе 1
- I. 2.АНАЛИЗ РЫНКА ОБЛИЦОВОЧНОГО КАМНЯ
- I. 2.1 .Структура рынка облицовочного камня
- 2. 2. Анализ поставщиков сырья — предприятий по добыче камня
- 2. 3. Анализ производителей — предприятий камнеобработки
- 2. 4. Анализ потребителей готовой продукции
- Выводы по Главе 2
- 3. СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА ОБЛИЦОВОЧНОГО КАМНЯ
- 3. 1. Основные положения методики сегментации рынка
- 3. 2. Схемы сегментации рынка природного камня
- 3. 3. Выявление закономерностей функционирования сегментов рынка природного камня
- Выводы по главе 3
- 4. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ ОБЛИЦОВОЧНОГО КАМНЯ
- 4. 1. Основные принципы формирования маркетинговой стратегии
- 4. 2. Экономико-математическая модель формирования базовой маркетинговой стратегии
- 4. 3. Определение и оценка основных направлений совершенствования маркетинговой деятельности
- 4. 3. Выбор направлений и совершенствование маркетинговой деятельности
- Выводы по главе 4
- 5. ПЛАНИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОСКОВСКОГО КАМНЕОБРАБАТЫВАЮЩЕГО КОМБИНАТА
- 5. 1. Общая характеристика предприятий
- 5. 2. Анализ закупок сырья и сбыта готовой продукции
- 5. 3. Построение модели задачи оптимального планирования выпуска продукции
- 5. 4. Характеристика и экономическая интерпретация двойственной задачи
- 5. 5. Решение и постоптимизационный анализ модели
- 5. 6. 0. ценка эффективности и планирование маркетинговых мероприятий
Экономическое обоснование маркетинговых решений на камнеобрабатывающих предприятиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Рынок изделий из камня зародился в России сравнительно недавно — с переходом экономики страны на новую систему хозяйствования. До этого все, что касалось природного камня, было дефицитным и строго фондируемым. Становление рыночных отношений потребовало по-новому взглянуть на природный камень, как товар, во многом пересмотреть подходы при определении его ценности, изменить методы торговли и пересмотреть всю стратегию развития камнеобрабатывающих предприятий.
В условиях настоящей конкурентной борьбы главенствующая роль сместилась от производства к сбыту природного камня. Для эффективной торговли компаниям необходимо знать: где можно прибыльно продавать свою продукциюкакую цену назначить за товаркакой объем способен потребить рынок. Решить перечисленные и множество других проблем, которые ставит перед камнеобрабатывающими предприятиями рынок, можно лишь опираясь на аппарат и инструментарий маркетинга.
В настоящее время широкому внедрению маркетинга в процесс функционирования камнеобрабатывающих предприятиях препятствует отсутствие серьезных исследований или готовых методик, посвященных российскому рынку природного камня. Применение общепринятых методик исследования не учитывает множество особенностей природного камня, как товара. В свою очередь, использование опыта западных специалистов, работающих на рынке природного камня, затруднено высокой степенью конфиденциальности предлагаемого аппарата исследования и существенными особенностями российской экономики.
Имеющийся пробел в методическом и информационном обеспечении деятельности камнеобрабатывающих предприятий существенно снижает эффективность бизнеса, препятствует своевременному принятию оптимальных управленческих решений, увеличивает предпринимательский риск. В такой ситуации, разработка механизма экономического обоснования маркетинговых решений на российском рынке природного камня является актуальной задачей и приобретает для камнеобрабатывающих предприятий особо важное значение.
Цель работы заключается в экономическом обосновании маркетинговых решений на основе установления закономерностей функционирования рынка природного камня и постоптимизационного анализа производственной программы камнеобрабатывающего предприятия.
Идея работы состоит в обосновании маркетинговых решений на основе экономической оценки рыночных, сырьевых и производственных ресурсов с позиции их оптимального использования.
Научные положения работы, разработанные лично автором:
1 .Особенности рынка природного камня обусловливают необходимость его сегментации не только с позиций петрографического состава, физико-механических свойств и направления использования продукции, но и с учетом декоративной ценности сырья, которая в значительной степени определяет стоимость и конъюнктуру товара на рынке.
2.Маркетинговые решения на камнеобрабатывающих предприятиях целесообразно обосновывать комплексно для рынка сырья и готовой продукции на основе разработанной экономико-математической модели оптимального плана выпуска продукции.
3.Выбор наиболее предпочтительных маркетинговых решений следует основывать на постоптимизационном анализе производственной программы и определении предельно-допустимых затрат на рыночные, сырьевые и производственные ресурсы.
Научная новизна работы состоит в разработке нового комплексного подхода к обоснованию маркетинговых решений на базе как сегментации и исследования рынка сырья и готовой продукции, так и экономической оценки плана производства и использования сырьевых, рыночных и производственных ресурсов.
Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждаются:
• представительным объемом использованной экономико-статистической информации;
• использованием отечественного и зарубежного опыта проведения маркетинговых исследований на рынке природного камня;
• результатами корреляционного и факторного анализа рыночных характеристик;
• проверкой адекватности разработанной экономико-математической модели;
• апробацией методики в практической деятельности маркетинговых служб камнеобрабатывающих предприятий.
Научное значение работы состоит в разработке механизма обоснования маркетинговых решений на базе установленных закономерностей функционирования рынка природного камня и решения прямой и двойственной задачи оптимального планирования выпуска продукции.
Практическое значение заключается в повышении эффективности функционирования камнеобрабатывающих предприятий за счет принятия маркетинговых решений, обеспечивающих оптимальное использование рыночных, сырьевых и производственных ресурсов.
Реализация выводов и рекомендаций. Разработанная экономико-математическая модель оценки привлекательности и выбора целевых рынков сбыта компании, рекомендации по формированию комплекса и инструментов маркетинга и подходы при оценке эффективности маркетинговых мероприятий использованы при формировании маркетинговой политики Московского камнеобрабатывающего комбината на 2000 год.
Публикации. По теме диссертации опубликованы 5 научных работ.
Выводы по главе 5.
1 .Целесообразно сосредоточить усилия по поискам дополнительных источников сырьевых ресурсов уникального и высокодекоративного гранита, уникального и высокодекоративного мрамора, а также мягких пород.
2.При сохранении существующей рыночной конъюнктуры необходимо стремиться сократить выпуск плоскостных изделий из высокодекоративного гранита и мрамора, ординарного мрамораплоскостных, включая толстомерные, изделий из высокодекоративных и ординарных мягких пород.
3.Московский камнеобрабатывающий комбинат должен стремиться дополнительно завоевать рынки сбыта изделий из ординарного гранита (слэбов, плоскостных, включая толстомерные, фасонных и ритуальных изделий).
4.3а счет сокращения обязательного выпуска относительно малоприбыльной продукции необходимо сосредоточить усилия на выпуске фасонных и ритуальных изделий из уникального и высокодекоративного гранита и мрамораполуфабрикатов (слэбов) из высоко декоративных и ординарных мягких пород.
5.Основным направлением маркетинговой деятельности МКК в 2000 г. является приобретение в дальнем зарубежье (Португалия, Испания и Италия) партии уникального и высокодекоративного гранита и мрамора, что при сохранении существующего налогового и таможенного окружения обеспечит дополнительную прибыль в 405 тыс. $US.
6.Перспективны в будущем и нуждаются в дополнительной проработке мероприятия по освоению собственных месторождений декоративных мягких пород и снижению обязательных поставок плоскостных изделий из высокодекоративных гранитов, мраморов и мягких пород и ординарных мраморов и мягких пород.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В диссертационной работе дано новое решение актуальной научной задачи обоснования направлений маркетинговой деятельности на камнеобрабатывающих предприятиях, позволяющее существенно снизить предпринимательский риск, обеспечить своевременное принятие оптимальных управленческих решений и упрочить положение компании в условиях жесткой конкурентной борьбы на рынке.
Основные научные результаты, выводы и рекомендации заключаются в следующем:
1 .Особенности функционирования российского рынка природного камня, оказывающие существенное влияние на маркетинговый комплекс предприятия, заключаются в следующем:
• чрезвычайное разнообразие сырьевой базы природного камня и широчайший ассортимент готовой продукции;
• большой набор физико-механических и технических характеристик как сырья, так и готовой продукции из природного камня при отсутствии общепринятого стандарта оценки декоративных характеристик изделия;
• четко выраженная сезонность продаж;
• сильная подверженность конъюнктуры рынка природного камня влиянию моды;
• зависимость рынка от политической стабильности в стране;
• сильная зависимость российского рынка от импорта;
• присутствие на рынке множества частных предприятий, получить информацию о работе которых практически невозможно.
2.Существующие подходы к сегментации рынка изделий из природного камня, основанные на петрографическом составе, физико-механических свойствах и направлениях использования продукции, не учитывают декоративной ценности сырья, которая в значительной степени определяет стоимость и конъюнктуру товара на рынке.
3.Основываясь на декоративной ценности и редкости сырья, а также его соответствии тенденциям мировой моды и рыночной конъюнктуры, для каждого типа пород предложено выделять сегменты уникального, высокодекоративного и ординарного камня.
4.Учитывая, что рынок природного камня представляет собой сложную систему взаимосвязей между карьером, камнеобрабатывающим заводом и потребителем, при обосновании основных направлений маркетинговой деятельности камнеобрабатывающего предприятия необходимо комплексно рассматривать конъюнктуру рынка сырья и тенденции развития рынка готовой продукции.
5.На этапе формирования маркетинговой политики камнеобрабатывающего предприятия предлагается применять разработанную экономико-математическую модель оптимального плана выпуска продукции, учитывающую рыночную конъюнктуру, существующие колебания спроса на различные виды изделий, доступность сырья и производственные возможности оборудования.
6.Для выбора наиболее предпочтительных маркетинговых решений следует проводить постоптимизационный анализ производственной программы камнеобрабатывающего предприятия, полученной на основе экономико-математического моделирования.
7.Направления маркетинговой деятельности камнеобрабатывающего предприятия необходимо базировать на основе определения объективно обусловленных оценок рыночных, сырьевых и производственных ресурсов, позволяющих установить предельные затраты на стимулирование спроса, приобретение сырья и ликвидацию «узких мест» в технологическом процессе.
8.Практическая реализация исследований осуществлена при разработке маркетинговой программы Московского камнеобрабатывающего комбината на 2000 г. Ожидаемый экономический эффект составляет 405 тыс. долларов США.
Список литературы
- Алексеев Г. В., Рыбин В. К. О возможности использования гнейсов Мончегорского района в качестве облицовочного камня. Геология неметаллических полезных ископаемых Кольского полуострова. Апатиты, 1982,-с. 116−119.
- Амбарцумян Н.В. Строительные горные породы для производства стеновых облицовочных материалов. -М., МГИ, 1982, 69 с.
- Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. -М., Экономика, 1989.
- Ацагорцян З.А. Чарчоглян и др. Облицовочный камень СССР. Ереван, Айастан. 95 с.
- Ацагорцян З.А., Шмавонян Э.Г, Назарян Р. А., Амбарцумян Н. В. О сроке службы природного камня в истирающихся конструкциях. Труды НИИКС, вып.7 -Ереван, 1974.
- Ацагорцян З.А. и др. Требование к долговечности каменных строительных материалов. В сб. Строительные материалы. 1972, с. 23−24.
- Ашихмин А.А. Разработка и принятие управленческих решений: формальные модели и методы выбора. -М., МГГУ, 1995.
- Багдасарян А.А. Туфовые карьеры Армении. -Ереван, 1968.
- Бадумян К.А., Мерян Ф. А., Барсетян Э. Е. Оборудование для добычи и обработки природного камня. -М., ЦНИИТЭСтроймаш, 1967.
- Ю.Бакка Н. Т. и др. Облицовочный камень. Справочник. -М., Недра, 1992.11 .Беликов Б. П. и др. Природные каменные облицовочные материалы. -М., ВИНИТИ, АН СССР, 1975. 124 с.
- Беликов Б.П., Петров В. П. Облицовочный камень и его оценка. -М., Наука, 1977, 138 с.
- Беренс В., Ховранек П. Руководство по подготовке промышленных технико-экономических исследований. -М., АОЗТ Интерэксперт, 1995.
- И.Берлин Ю. Я., Сычев Ю. И., Кипнис Л. Г. Материаловедение для камнеобработчиков. J1., Стройиздат, 1990, 272 с.
- Бибиков Б.И. Обрабатываемость и основы технологической классификации облицовочного камня Кольского полуострова. В сб. Облицовочный камень Карело-Кольского региона. JL, Наука, 1983, с. 114−125.
- Бибиков Б, И., Алексеев Г. В., Туркин А. Ф., Усачева Т. Т. Минералогический критерий опенки облицовочного камня и технологические параметры обрабатываемости габброидов месторождения Мончетундра.
- В сб. Строительные и технические материалы из минерального сырья и промышленных отходов. -Л., Наука, 1980, с. 45−53.
- Боумэн К. Основы стратегического менеджмента -Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. -М, ЮНИТИ, 1997.
- Бредли Ф., Музетти К. Вопросы технологии добычи и управления камнедобывающими предприятиями. Выездной семинар. -М., 1996.
- Буянов Ю.Д. Анализ минерально-сырьевой базы природного облицовочного камня России. В сб. Научные проблемы горного производства. -М., МГГУ, 2000.
- Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха: Пер. с нем. -М., Экономика, Интерэксперт, 1995.
- Варданян К.С. Техника и технология камнеобработки. -Ереван., Айа-стан, 1966.
- Вахрушев В.А. Камень человек — время. -Новосибирск, Наука, 1991.
- ВгаШеу Р. Рынок гранитных блоков В н.-техн. реф-ном сб. Камнеоб-работка за рубежом, вып. 3. -М., 1993, с. 5−6.
- Виноградов А.Н. Граниты северо-западной части Кольского полуострова перспективное сырье для получения блочных облицовочных материалов В сб. Облицовочный камень Карело-Кольского региона, Л., Наука, 1983, с. 30−34
- Вирула М.А. Конкуренция и конкурентоспособность угледобывающих предприятий. -М., МГГУ, 1996.
- Гальчев Ф.И. Маркетинг угля в России. Научно-методические разработки. -М., БЕРГинфо, 1997.
- Герчикова И.Н. Менеджмент. -М., ЮНИТИ, 1995.
- Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. -М., Дело, 1995.
- Голубков Е.П., Голубкова Е. Н., Секерин В. Д. Маркетинг: выбор лучшего решения. -М., Экономика, 1993.
- Григорович М.Б. Оценка месторождений облицовочного камня при поисках и разведке. Изд. 2-" перераб. и доп. -М., Недра, 1976, 149 с.
- Декоратевные разновидности цветного камня. -М., Недра, 1969.
- Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры: Практика и принципы: Пер. с англ. -М., 1992.
- Инкотермс 1992. -М., агентство «Пан», 1992, 115 с.
- Камнеобработка за рубежом. Научно-технический реферативный сборник, вып. 1,2. -М., 1993.
- Карлер Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы: Пер. с англ. -М., Экономика, 1991.
- Ковалева Г. А. Прочностные свойства пород апатит-нефелиновых месторождений в зависимости от минерального состава, зернистости и текстуры. Инженерная геология, № 2, 1981, с. 28−33.
- Концентрация мирового потребления камня. В н.-техн. реф-ном сб. Камнеобработка за рубежом, вып. 2. -М., 1993, с. 4−5.
- Конъюнктура производства и потребления облицовочного камня. В н.техн. реферативном сб. Камнеобработка за рубежом, вып. 1. -М., фирма «Стет», 1993, с. 4−16.
- Котлер Ф. Основы маркетинга -Под ред. Е. М. Пеньковой. -М., Прогресс, 1990.
- Ламбен Ж-Ж. Стратегический маркетинг. Пер. с фр. -СПб., 1996.
- Лащук В.В., Усачева Т. Т., Чернова Л. Н. Изменение декоративных свойств облицовочного камня Кольского полуострова под воздействием внешней среды. В сб. Облицовочный камень Карело-Кольского региона. -Л., Наука, 1983, с. 97−108.
- Лащук В.В. К вопросу оценки стойкости декоративных свойств облицовочного камня Кольского полуострова. В сб. Строительные и технические материалы из минерального сырья и промышленных отходов. -Л., Наука, 1980, с. 37−45.
- Мазаник В. Н. Макаров В.Н. Минерало-петрографические критерии оценки свойств и состояния массивов скальных пород. В сб. Влияние геологических факторов на свойства и состояние массивов скальных пород. Апатиты, 1975, с. 69−79.
- Мазаник В.Н., Макаров В. Н., Алексеев Г. В. Минерально-петрографические критерии оценки горных пород как строительных материалов. В сб. Природные и техногенные силикаты для производства строительных и технических материалов. -Л., Наука. 1977, с. 100 109.
- Макаров В.Н., Мазаник В. Н., Алексеев Г. В., Метаморфизм и физико-механические свойства массивов скальных горных пород. ИИСИ. Иваново, 1987,239 с. Деп. в ВИНИТИ № 9105. В 87.
- Макконнелл К.Р., Брю C.JI. Экономикс. -М., Республика, 1992.51 .Малин Д. А. и др. Наружная и внутренняя облицовка зданий природным камнем. -М., Высшая школа, 1991.
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. -М., Дело, 1992.
- Методические рекомендации № 18. Оценка полируемости и декоративности природных облицовочных камней при поисках и разведке месторождений. -М., изд. ВИМС, 1982. 44 с.
- Минерально-сырьевая база строительной индустрии Российской Федерации, том 3. Мурманская область. -М., Росгеолфонд, 1993, 228 с.
- Могапенш А.Р. (реф-нт Остроухова Н.И.) Подготовка проектов европейских стандартов на изделия из камня. В н.-техн. реф-ном сб. Добыча, обработка и применение природного камня за рубежом, вып. 1. -М., 1995, с. 47−49.
- Моссаковский Я.В. Оценка экономической эффективности внедрения новой техники на горнодобывающих предприятиях. -М., МГГУ, 1994.
- Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. -М., Экономика, Дело, 1992.
- Пугачев Б.И., МещаниновА.В. Отделка зданий природным камнем. —Л., Стройиздат, 1996, 184 с.
- Резниченко С.С., Подольский М. П., Ашихмин А. А. Экономико-математические методы и моделирование в планировании и управле-^ нии горным производством. -М., Недра, 1991.
- Ржевский В.В., Новик Г. Я. Основы физики горных пород. -М., Недра, 1984,359 с.
- Романов С.М. Маркетинговые исследования и их практическая реализация на угольных предприятиях. Деп.рук. -М., МГГУ, ГИАБ № 4, 1998.
- Романов С.М. Совершенствование маркетинга в угольной промыш-ленности.-М., Горный вестник, № 4, 1998, с. 117−119.
- Путопова JI.C. Самоцветы и устные камня. -М., Недра, 1992.
- Савостин И.А. Вопросы методики определения потребности в каменных облицовочных материалах. В сб. Экономические проблемы развития и размещения производительных сил Мурманской области. -Апатиты, 1978, с. 110−118.
- Савостин И.А. Перспективы развития камнедобычи на Кольском полуострове и задачи дальнейшего совершенствования оптовых цен на облицовочные изделия Развитие народнохозяйственного комплекса Кольского Севера. -Апатиты, 1983, с. 22−26.
- Самуэльсон П. Экономика.-М., Алфавит, 1993.
- Синельников О.Б. Финский опыт добычи гранитных блоков. В н.-техн. сб. Добыча, обработка и применение природного камня за рубежом, вып. З -М., 1994, с. 15−21.
- Под общ. ред. А. Г. Смирнова. Добыча и обработка природного камня. Справочник. -М., Недра, 1992.
- Сычев Ю.И., Глазова Г. П. Методика оценки декоративности облицовочного камня. В сб. Облицовочный камень Карело-Кольского региона. -JI., Наука, 1983, с. 80−97.
- Сычев Ю.И., Синельников О. Б. Палитра природного камня. Империя камня. № 12. -М., «ГРИПС Внешторгиздат», 1996, с. 5−7.
- Теннер Д.Д. Декоративные камни Кольского полуострова и пути их комплексного изучения. В сб. Химия и технология переработки силикатного сырья. -JI., Наука, 1975, с. 88−103.
- Тесленко В. Алмазная Россия рвется в XXI век. -М., Деловые люди, № 61, изд. «Пресс-Контакт», 1995, с. 116−120.
- Ткачев А.С. К определению параметров, характеризующих физико-технические свойства облицовочного камня. В сб. Отходы промышленности и минеральное сырье в производстве строительных и технических материалов. —Л., Наука, 1986, с. 53−62.
- Туркин А.Ф., Крашенинников О. Н. Сырьевая база облицовочного камня Кольского полуострова. В сб. Облицовочный камень Карело-Кольского региона, -JL, Наука, 1983, с. 14−20.
- Турчанинов И.А., Воларович М. Т., Бондаренко М. П. и др. Атлас физических свойств минералов и пород Хибинских месторождений. -JI., Наука, 1975, 71 с.
- Федорин В.Ю. Роль особенности маркетинговых исследований на рынке природного камня. В сб. Теория и практика управления горнопромышленными проектами. -М., Недра коммюникейшн ЛТД, 2000.
- Федорин В.Ю. Сегментация рынка природного камня . В сб. Новое в технологии, организации и экономике камнеобрабатывающего производства. -М., Недра коммюникейшн ЛТД, 2000.
- Федорин В.Ю. Проблемы рынка природного камня в России. -М., Камень и бизнес, № 2, 2000.
- Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. -М., Дело, 1993.
- Хайман Д. Современная микроэкономика: анализ и применение -М., Финансы и статистика, 1992.
- Шпанов И.А. Митрофанов Г.К, Облицовочные и поделочные камни СССР. -М., Недра, 1970, 180 с.
- ГОСТ 24 099–89. Плиты декоративные на основе природного камня. Технические условия. -М., Госстандарт, 1987, 9 с.
- ГОСТ 9480–89 (СТ СЭВ 6316−88). Плиты облицовочные пиленые из природного камня. Технические условия. -М., ИС, 1991, 7 с.
- ГОСТ 4.219−81. Система показателей качества продукции (СПКП). Строительство. Материалы облицовочные из природного камня и блоки для их изготовления. Номенклатура показателей. -М., ИС, 1982, 4 с.
- ГОСТ 9479–84. (СТ СЭВ 6315−88). Блоки из природного камня для производства облицовочных изделий. Технические условия. -М., ИС, 1988,21 с.
- Государственный баланс запасов полезных ископаемых СССР. Вып. 79. Природные облицовочные камни. -М., ВГФ, 1995, 105 с.
- Ежегодный сборник (выставочный) Италии. 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, Верона, Marmomachine club.
- Материалы выездного семинара по управлению камнедобывающими и камнеобрабатывающими предприятиями. -М., 1996.
- Проспекты фирм. International marble exhibition. Verona, 1995, 1996.
- ТУ 205−892−79. Бортовые камни пиленные. Технические требования. -М., Госстандарт, 1979, 6 с.
- Marmomacchine Directory per la promozione dei marmi dei graniti, dei travertini, delle pietre. Editrice Promorama, Milano, Italia, 9, Edizione 1994−1996.100.Roc maquina. 1995, 1997.
- GDM. Repertory of technology for stone industries. 1995, 1996.
- Stone world. 1995, 1996, 1997.
- Borsa marmi. № 343 2 IV trimester, 1995.
- Business Stone. 1996, 1997, 1998. 105.11 marmo a Verona, № 2, 1995.106.Marmomaccine, 125.5. BIM.
- Tkatch V., Fedorin V., Pantcheko A., Re-creation of the temple Christ the Savior in Moscow. Spain, Litos, 2000.
- Natural stones. Marble, granit, stone directory, Studio Marmo Sri. 1995.