Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов в процессе подготовки в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первый этап (2003;2005 гг.) — поисково-теоретический. На основе теоретического анализа литературы были определены исходные позиции исследования. Осуществлялось изучение педагогического опыта, соответствующего проблеме исследования. На этом этапе был разработан научный аппарат исследования, спланирован и проведен констатирующий эксперимент, направленный на выявление исходного уровня… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОБЩЕННЫХ УМЕНИЙ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
    • 1. 1. Состояние проблемы формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов в теории и практике высшего педагогического образования
    • 1. 2. Модель формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов
    • 1. 3. Комплекс организационно-педагогических условий реализации модели формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов — психологов
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБОБЩЕННЫХ УМЕНИЙ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
    • 2. 1. Критерии и уровни сформированности обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов- психологов
    • 2. 2. Методика формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов
    • 2. 3. Результаты и
  • выводы опытно-экспериментальной работы по формированию обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов- психологов
  • Выводы по второй главе

Формирование обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов в процессе подготовки в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наше исследование посвящено решению общей проблемы повышения эффективности профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов-психологов.

Актуальность проблемы исследования определяется следующими факторами.

Современные социально-экономические и политические преобразования в обществе выдвигают на первый план проблему развития системы образования. Осмысление причин и поиск путей кризиса привели нас к смене парадигмы образования — гуманизации всех сфер жизнедеятельности человека. Образование сегодня становится ведущим фактором, который определяет жизненную и профессиональную траекторию, стратегию развития личности. Одним из положительных преобразований явилось создание службы психологического обеспечения системы образования.

В мировом образовательном пространстве психологическая служба представляет собой неотъемлемую часть системы образования. Она имеет вековую историю развития и значительные достижения.

Внедрение практической психологии в систему образования в нашей стране началось в 1989 году. В результате этого процесса были введены должности педагога-психолога в штат образовательных учреждений и появилась потребность в подготовке педагогов-психологов.

В настоящее время роль психологического обеспечения системы образования значительно повышается, а профессия педагога-психолога становится одной из наиболее востребованных. В России около 150 вузов, осуществляют профессиональную подготовку соответствующих специалистов. На потенциальные границы включения педагога-психолога в те или иные сферы и виды деятельности в значительной мере влияют приобретаемые в ходе подготовки в конкретном учебном заведении специальность и квалификация.

В связи с этим требования к выпускнику высшей школы в настоящее время меняются стремительно. В свою очередь это влечет за собой изменение содержания учебно-профессиональной деятельности и у будущих педагогов-психологов. Качественно новый уровень учебно-профессиональной деятельности приводит к развитию личности, который должен удовлетворять потребности общества в квалифицированных специалистах, обладающих профессионально значимыми характеристиками и умеющих работать в условиях развивающегося информационного общества.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчеркивается основная цель профессионального образования, который заключается в «подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильностиудовлетворении потребностей личности в получении соответствующего образования».

Несмотря на то, что образовательная сфера требует сегодня педагогов-психологов с высоким уровнем сформированности умений учебно-профессиональной деятельности, как известно, в практике профессионального образования у будущих педагоговпсихологов формируются в целом умения действовать в знакомой и несколько измененной ситуации. Развитию умений, которые обеспечивают продуктивную профессиональную деятельность педагогов-психологов, уделяется явно недостаточное внимание. Причину этого мы видим в том, что: во-первых, в процессе подготовки будущих педагоговпсихологов наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и умениями их практического использованияво-вторых, в работе педагога-психолога многие технологические подходы заимствованы из зарубежного опыта без их достаточной адаптации к российским социокультурным условиямв-третьих, в своей деятельности многие педагогипсихологи испытывают профессиональные затруднения, связанные с общей организацией труда, путей и способов взаимодействия с педагогическим коллективом и конкретными методиками, применяемыми в работе с различными возрастными группами.

В педагогической теории формирование умений различных видов деятельности всесторонне исследуется. К сегодняшнему дню накоплен обширный материал, раскрывающий сущность и структуру умений.

Методологические основы процесса формирования умений и навыков учащихся находят обоснование в трудах многих представителей в истории педагогической мысли. О значениях и особенностях процесса формирования умений у школьников говорится в работах А. Дистервега, Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского.

В научной и методической литературе имеется значительное количество работ, посвященных проблеме развития умений (Д.Н. Богоявленский, JI.C. Выготский, М. В. Зуева, И. И. Кулибаба, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, H.A. Менчинская, H.H. Поспелов, В. Ф. Паламарчук, C.B. Лазаревский,.

A.B. Усова, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина, B.C. Цетлин и др).

В решении проблемы формирования общепедагогических умений значительный вклад внесли работы O.A. Абдуллиной, А. П. Акимовой, К. Ш. Ахиярова, Н. Ф. Белокур, Н. М. Яковлевой и др.

Достаточно глубоко исследованы различные группы умений педагога, эффективные пути, средства и условия их формирования:

— гностические умения (В.К. Елманова и др.);

— прогностические умения (И.Т. Пукова, А. Родригес и др.);

— конструктивные умения (И.А. Засобина, Л. В. Комаровская и др.);

— организаторские (B.C. Кузнецова и др.);

— коммуникативные умения (Е.Б. Орлов и др.);

— умения анализировать педагогические явления и решать педагогические задачи (Т.Д. Андронова, А. П. Акимова, Л. Ф. Спирин, Г. А. Нагорная,.

B.М. Чайка, Е. Ф. Широкова и др.) — умения анализировать педагогический опыт (Т.К. Клименко, JT.A. Левшин, Г. Н. Ников, Ф. Ш. Терегулов и др.);

— диагностические умения (Т.Ю. Баскакова, Е. И. Кикоин, Б. С. Кобзарь, Е. В. Трофимова и др.);

— интегрально-педагогические умения (Т.Г. Рахматуллина и др.).

Теоретические и методические основы формирования умений и навыков будущих специалистов разработаны в трудах O.A. Абдуллиной, Ю.К. Бабан-ского, Н. Ф. Белокур, С. И. Кисельгофа, Е. А. Милерян, П. И. Пидкасистого, К. К. Платонова.

Учеными-исследователями подчеркивается ведущая роль теоретических знаний, единство теоретической и практической подготовки будущих специалистов, многоуровневый характер формирования умений (В .А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов и др.). При этом сформированность умений исследователями признается как мощный фактор профессионально-личностного развития специалиста, который создает предпосылку для полного применения его творческих сил, способностей.

Данные работы способствуют накоплению и систематизации знаний по проблеме нашего исследования. Однако следует отметить, что в этих работах проблема формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов не нашла должного отражения и специально не изучалась.

На современном этапе ведется поиск новых подходов к формированию обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов, пониманию его роли и функций в изменившихся условиях общественного сознания.

Анализ психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований, материалов различных конференций [2- 12- 18- 59- 65- 118- 130- 133- 144- 166- 173- 188- 202- 206- 238 и др.] по проблеме нашего исследования позволили выявить, что формирование обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности педагогов-психологов до настоящего времени не являлась предметом специального педагогического исследования, не была уточнена сущность понятия учебно-профессиональной деятельности применительно к особенностям формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов. До сих пор не разработаны специальные педагогические условия формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов в вузе. Потребность общества в повышении эффективности профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов-психологов не обеспечивается реальным состоянием профессионально-педагогического и психологического образования в вузах. Поэтому проблема формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов является актуальной в теории и практике профессиональной подготовки.

На основе выполненного анализа психолого-педагогической литературы и изучения практики образования и опыта работы высшей школы выявлены противоречия:

— между потребностью общества в квалифицированных педагогах-психологах, обладающих профессионально значимыми характеристиками, умеющих работать в условиях развивающегося информационного общества и существующим уровнем сформированности у них обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности;

— между постоянно обновляющейся информацией в области педагогики и психологии и низким уровнем готовности будущих педагогов-психологов быстро и эффективно её усваивать, перерабатывать.

Выявленные актуальность и противоречия позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске путей повышения эффективности профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов-психологов. Решение поставленной проблемы нам представляется возможным путем разработки, обоснования и реализации модели формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов.

Данные обстоятельства послужили основой для определения темы настоящего исследования: «Формирование обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов в процессе подготовки в вузе».

В соответствии с проблемой и темой нами определена цель исследования, которая заключается в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной апробации структурно-функциональной модели формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов в педагогических вузах.

Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов в вузе.

Предметом исследования является процесс формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов в вузе.

Гипотеза исследования заключалась в том, что повышение эффективности формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов может быть обеспечено:

1) внедрением в процесс профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов структурно-функциональной модели формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности, основными компонентами которой являются мотивационно-смысловой, деятельностный, оценочно-контрольный.

2) реализацией комплекса организационно-педагогических условий ее эффективности:

— нацеленность учебно-профессиональной деятельности на саморазвитие будущих педагогов-психологов;

— активизация деятельности будущих педагогов-психологов в процессе решения учебно-профессиональных задач;

— ориентация содержания учебно-профессиональной деятельности на сотрудничество преподавателей и будущих педагогов-психологов.

Для реализации намеченной цели и проверки гипотезы нами были поставлены следующие задачи исследования:

1.Ha основе анализа психолого-педагогической литературы оценить состояние проблемы в теории и практике высшего педагогического образования.

2.Уточнить признаки понятия учебно-профессиональной деятельность будущих педагогов-психологов с учетом особенностей формирования обобщенных умений данной деятельности.

3.Выделить основные компоненты процесса формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов, определить связи между ними, уровни их реализации, и на этой основе разработать, теоретически обосновать, экспериментально проверить структурно-функциональную модель формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов.

4.Выявить, теоретически обосновать и апробировать комплекс организационно-педагогических условий эффективности структурно-функциональной модели формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов.

5.Разработать и издать методические рекомендации по формированию обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов в педагогических вузах.

Методологической основой нашего исследования являются:

— теория организации педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В. А. Беликов, В. П. Беспалько, Ю. К. Васильев, Б. Г. Гершунский, Г. Г. Гранатов, B.C. Ильин, В. В. Краевский, В. А. Сластенин и др.);

— теория профессионального образования (С.Я. Батышев, А. П. Беляева, А. Г. Гостев, Ю. М. Забродин, А .Я. Найн, Е. В. Романов, А. Н. Сергеев и др.) — теория активизации познавательной деятельности учащихся (Б.Г. Ананьев, Д. В. Вилькеев, B.C. Ильин, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, П. И. Пидкасистый, H.A. Половникова, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и др.);

— теория и практика подготовки специалистов и управление педагогическим процессом в вузе (P.M. Асадуллин, В. И. Андреев, М. Д. Виноградова, A.C. Гаязов, М. Т. Громкова, М. Е. Дуранов, В. И. Жирнов, В. И. Загвязинский, И. Ф. Исаев, Т. Е. Климова, A.B. Мудрик, Н. Я. Сайгушев, В. А. Сластенин, З.М. Умет-баев, E.H. Шиянов и др.);

— инновационные аспекты содержания и управления образованием (В.В. Белич, А. Г. Гостев, С. И. Краснов, Ю. А. Конаржевский, Л. И. Новикова, Г. Н. Сериков, В. И. Слободчиков, В. Ю. Тихомиров и др.).

— психологические теории деятельности, учебной деятельности, обучения (П.Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, В. Я. Ляудис, А. К. Маркова, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.);

— теория и методика педагогических исследований (A.A. Анастази, А. И. Беляев, Т. Е. Климова, В. В. Краевский, А. Ю. Панасюк, Б. У. Радионов, М. Н. Скаткин, Н. М. Таланчук, O.A. Татур и др.).

В разработке теоретических аспектов исследования мы существенным образом опирались на основные положения личностно-ориентированного (В.А. Беликов, В. А. Болотов, Е. В. Бондаревская, М. Н. Костикова, В. Я. Ляудис, Е. С. Полат, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, И. С. Якиманская и др.), деятельно-стного (И.А. Зимняя, И. Я. Лернер, А. Н. Леонтев, П. И. Пидкасистый, С. Л. Рубинштейн, М. Н. Скаткин и др.), заданного (Г.А.Балл, В. И. Загвязинский, И. П. Калошина, П. В. Копнин, И. Я. Лернер и др.) и компетентностного (Э.Д. Днепров, В. А. Кальней, Е. Я. Коган, В. В. Лаптев, O.E. Лебедев, Е. А. Ленская, A.A. Пинский, И. Д. Фрумин, Б. Д. Эльконин, A.B. Хуторской и др.) подходов.

Организационной базой исследования служили педагогический факультет Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета и психологический факультет Магнитогорского государственного университета. Всего исследованием охвачено на констатирующих и формирующих экспериментах 556 студентов.

Теоретико-экспериментальное исследование проводилось с 2003 по 2008 год и состояло из трех этапов.

Первый этап (2003;2005 гг.) — поисково-теоретический. На основе теоретического анализа литературы были определены исходные позиции исследования. Осуществлялось изучение педагогического опыта, соответствующего проблеме исследования. На этом этапе был разработан научный аппарат исследования, спланирован и проведен констатирующий эксперимент, направленный на выявление исходного уровня сформированности обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов. Основными методами данного этапа стали теоретические методы: системный анализ научной психолого-педагогической и методической литературы и обобщение положений теории и практики по проблеме формирования умений учебно-профессиональной деятельности студентов.

Второй этап (2005 -2007 гг.) — опытно-экспериментальный. Данный этап включает в себя построение структурно-функциональной модели формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологоввыявление организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность реализации разработанной нами моделиразработку программы диагностики сформированности обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов на основе выделенных критериев и показателей. В данный период проведен формирующий эксперимент, в ходе которого проверялась гипотеза и решались выдвинутые задачи. На этом этапе была завершена опытно-экспериментальная работа по формированию обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов и проведен анализ полученных материалов. На данном этапе мы использовали диагностические методы.

Третий этап (2007 -2008 гг.) — обобщающий. На этом этапе была проведена обработка, анализ и обобщение результатов исследования, уточнены теоретические и экспериментальные данные, сформулированы основные выводы, проведены подготовка и оформление рукописи диссертации, апробации полученных результатов. Методами данного этапа стали методы обработки экспериментальных данных: количественный и качественный анализ экспериментальных данных, графическое отображение экспериментальных данных (диаграммы, графики).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Структурно-функциональная модель формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов в процессе их подготовки в вузе.

2. Комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность реализации структурно-функциональной модели формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов, включающий:

— нацеленность учебно-профессиональной деятельности на самореализацию и самовыражению будущего педагога-психолога;

— активизация деятельности будущих педагогов-психологов в процессе решения учебно-профессиональных задач;

— ориентация содержания учебно-профессиональной деятельности на сотрудничество преподавателей и будущих педагогов-психологов.

3. Методика реализации структурно-функциональной модели формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов в вузе.

Научная новизна нашего исследования заключается в том, что:

— разработана и обоснована структурно-функциональная модель формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов, суть которой заключается в обеспечении высокого ь уровня активности деятельности будущих педагогов-психологов;

— выделен, теоретически обоснован и экспериментально апробирован комплекс организационно-педагогических условий эффективного формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов, отличительной особенностью которого является на развитие и саморазвитие будущих педагогов-психологов в учебно-профессиональной деятельности;

— разработаны методические основания реализации организационно-педагогических условий формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов в вузе.

Теоретическая значимость заключается в следующем:

— уточнены признаки понятий «учебно-профессиональная деятельность педагога-психолога» и «обобщенные умения учебно-профессиональной деятельности педагога-психолога» с учетом особенностей их подготовки в вузе;

— раскрыты сущностные характеристики учебно-профессиональной деятельности педагога-психолога в соответствии с требованиями образовательных стандартов;

— выявлены и описаны уровни сформированности обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов, разработаны критерии и показатели для их определения.

Результаты исследования могут служить теоретической основой для организации процесса формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов в вузах.

Практическая значимость исследования заключается в том, разработанная методика формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов в вузе позволяет обеспечить эффективность процесса их профессиональной* подготовкиЕё реализация обеспечивается разработанными нами методическими рекомендациямидля преподавателей и студентов педагогических вузов «Формирование обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов».

Достоверность полученных результатов исследования и обоснованность выдвинутых положений обеспечены обоснованностью методологии исследованияприменением комплекса теоретических и эмпирических методов научного познания, соответствующих природе исследуемого объектаповторяемостью результатов на разных этапах эксперимента и подтверждением гипотезы исследованияколичественным и качественным анализом экспериментальных данныхвнедрением результатов исследования в практику профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов.

Апробация и внедрение результатов осуществлялось посредством:

— выступлений с сообщениями и докладами на научных конференциях в гг. Уфе, Магнитогорске и Сибае (2003;2008 гг.);

— путем публикации результатов исследования в научных сборниках вузов в гг. Магнитогорске, Санкт-Петербурге, Архангельске, Набережных Челнах, Тобольске, Уфе, Сибае;

— в форме отчетов о результатах исследования на кафедрах педагогики, психологии Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета и кафедре педагогики Магнитогорского государственного университета в 2004;2008 гг.);

— проведения практических занятий по формированию умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов;

— чтения лекций и проведения семинаров для будущих педагогов и психологов;

— выступлений на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета (2003;2008 гг.).

Основные результаты исследования применяются в процессе подготовки будущих педагогов-психологов на педагогическом факультете Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета.

Структура и объем диссертации

соответствует логике проведенного научного исследования и состоит из введения, двух глав и выводов по ним, за.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Описание экспериментальной работы исследования, представленное во второй главе, включило в себя решение рядя взаимосвязанных задач, общей целью которых была разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная апробация структурно-функциональной модели формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов в педагогических вузах. Исходя из полученных результатов, мы пришли к следующим выводам:

1) Итоги констатирующего эксперимента показали, что уровень сфоми-рованности обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов в рамках существующей системы профессиональной подготовки является недостаточным.

2) Для повышения эффективности профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов-психологов необходима реализация разработанной нами структурнофункциональной модели формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов. В рамках разработанной модели и на основе уровневого подхода нами были сформированы обобщенные умения учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов.

3) Формирующий этап эксперимента подтвердил, что процесс формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности происходит более успешно при реализации следующего комплекса организационно-педагогических условий:

— нацеленность учебно-профессиональной деятельности на самореализацию и самовыражению будущего педагога-психолога;

— активизация деятельности будущих педагогов-психологов в процессе решения учебно-профессиональных задач;

— ориентация содержания учебно-профессиональной деятельности на сотрудничество преподавателей и будущих педагогов-психологов.

4) Методика формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов основана на личностно-ориентированном, деятельностном, задачном и компетентностном подходах. Она включает в себя специально подобранные методы активизации и формы организации деятельности, отражающие логику комплексной реализации организационно-педагогических условий.

Таким образом, проведенный анализ полученных результатов экспериментальной работы показал, что выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее диссертационное исследование посвящено актуальной проблеме формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов. Мы установили, что актуальность проблемы исследования определяется необходимостью разрешения следующих противоречий:

— между потребностью общества в квалифицированных педагогах-психологах, обладающих профессионально значимыми характеристиками, умеющих работать в условиях развивающегося информационного общества, и существующим уровнем сформированности у них обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности;

— между постоянно обновляющейся информацией в области педагогики и психологии и низким уровнем готовности будущих педагогов-психологов быстро и эффективно её усваивать, перерабатывать.

Анализ поставленной проблемы и полученные результатыпозволяют делать вывод о достижении цели исследования — разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная апробация структурно-функциональной модели формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов в педагогических вузах.

Наше исследование решало комплекс взаимосвязанных задач, вытекающих из проблемы и цели.

В' ходе решения первой задачи на основе анализа психолого-педагогической литературы были оцененытеоретические основания решения, проблемы формирования обобщенных умений"'учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов в педагогикепсихологии и практике высшего педагогического образования. Учитывая тот факт, что указанной решение проблемы предполагает выбор комплекса подходов как общей теоретико-методологической стратегии. На наш взгляд, наиболее продуктивными являются личностно-ориентированный, деятельностный, задачный и компетент-ностные подходы.

В процессе решения второй задачи нами уточнены признаки понятия учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов, определяемое нами как их учебная деятельность, представляющую собой развивающийся психолого-педагогический процесс, который завершается конкретным образовательным результатом — овладением профессиональными знаниями, формированием обобщенных умений, навыков и личностной субъектной позиции, обретением эмоционально-ценностных отношений. Под умением мы понимаем знание, определяющее возможность и готовность будущих педагогов-психологов выполнять учебно-профессиональную деятельность в соответствии с поставленными целями в любых заданных условиях.

Специфика понятия обобщенные умения раскрыта путем выявления особенностей и направлений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов. Обобщенные умения мы рассматриваем как целостное ин-тегративное образование будущих педагогов-психологов, состоящее из взаимодополняющих друг друга совокупности умений.

Опираясь на вышеизложенный анализ психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований, учитывая виды деятельности и компоненты учебно-профессиональной деятельности педагогов-психологов, мы выделяем соответствующие им три группы обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов:

1. мотивационно-смысловые умения :

— умение понимать значимость своей профессии;

— умение сотрудничать и устанавливать психологический контакт;

— умение понять позицию другого в общении;

2. деятельностные умения:

— умение правильно диагностировать педагогическое явление;

— умение прогнозировать педагогический' процесс, развитие личности коллектива;

— умение изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию;

— умение проектировать и организовывать виды профессиональной деятельности педагога-психолога;

3. оценочно-контрольные умения:

— умение интерпретировать и адаптировать информацию к целям учебно-профессиональной деятельности;

— умение управлять своим эмоциональным состоянием;

— умение критически анализировать личность и деятельность.

Результатом решения третьей задачи стала разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная апробация модели формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов. В диссертации выделены и проанализированы основные структурные компоненты процесса формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов:

1) мотивационно-смысловой;

2) деятельностный;

3) оценочноконтрольный.

В ходе исследования нами были определены связи между ними, уровни их реализации.

Четвертая задача преследовала выявление, теоретическое обоснование и апробирование комплекса организационно-педагогических условий эффективности структурно-функциональной модели формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов:

— нацеленность учебно-профессиональной деятельности на самореализацию и самовыражению будущего педагога-психолога;

— активизация деятельности1 будущих педагогов-психологов в процессе-решения учебно-профессиональных задач;

— ориентация содержания учебно-профессиональной деятельности на сотрудничество преподавателей и будущих педагогов-психологов.

Нами была разработана и экспериментально проверена методика реализации организационно-педагогических условий формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов.

Для реализации первого организационно-педагогического условия нами был разработан комплекс мер образовательного характера, который включает в себя:

— управление учебно-профессиональной деятельностью с позиций интересов, потребностей, способностей, возможностей, возрастных и индивидуальных особенностей будущих педагогов-психологов;

— постоянная поддержка и проявление веры в перспективы развития будущих педагогов-психологов;

— признание индивидуальности будущих педагогов-психологов;

— стимулирование стремлений будущих педагогов-психологов стать лучше.

Для реализации второго организационно-педагогического условия нами был разработан комплекс мер образовательного характера, который включает в себя: создание положительной мотивации при решении учебно-профессиональных задач;

— создание ситуаций успеха и инициативы при решении учебно-профессиональных задач;

— знание положительных качеств будущих педагогов-психологов и опора на них при организации процесса формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности;

— предоставление будущим* педагогам-психологам в ходе учебно-профессиональной деятельности определенной свободы.

Для реализации третьего организационно-педагогического условия нами был разработан комплекс мер образовательного характера, который включает в себя:

— вовлечение будущих педагогов-психологов в различные виды учебно-профессиональной деятельности;

— развитие равнопартнерских отношений между преподавателями и будущими педагогами-психологами;

— обеспечение взаимного уважения между преподавателями и будущими педагогами-психологами;

— принятие будущих педагогов-психологов такими, какими они являются в реальности.

В ходе решения пятой задачи нами разработаны методические рекомендации для формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов в педагогических вузах.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу о том, что повышение эффективности формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов может быть обеспечено внедрением в процесс профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов структурно-функциональной модели формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности. В целом, данное исследование не исчерпывает всей полноты рассматриваемой проблемы. В настоящее время ведется поиск новых подходов формирования обобщенных умений учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов в условиях глобальных преобразований в сфере образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / O.A. Абдуллина. — М.: Просвещение, 1984. — 208 с.
  2. , O.A. О формировании у студентов педагогических умений / O.A. Абдуллина. //Советская педагогика, 1970.-№ 11. С. 14.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Мысль и действие / К.А.Абульханова-Славская. М.: Политиздат, 1968. — 208 с.
  4. , Н.Р. Специфика и принципы графического моделирования философского знания / Н. Р. Аксенов. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1980.-249 с.
  5. , Г. З., Рудковская, JI.В .Индивидуализированные программы обучения в высшей школе / Г. З. Алибекова, JI.В.Рудковская. // Педагогика. 1995.-№ З.-С. 56−60.
  6. , Г. С. Алгоритм изобретения / Г. С. Альтшуллер. М.: Московский рабочий, 1973.-296 с. .
  7. , Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Б. Г. Ананьев. / под ред. A.A. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М: Педагогика, 1980. — 228 с.
  8. , A.JI. Компетентностная парадигма в образовании: опыт фило-софско-методологического анализа /А.Л. Андреев. //Педагогика. -2005. -№ 4.-С. 19−27.
  9. , В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс /В.И. Андреев. Казань- Изд-во Казанского ун-та, 1996. — 567 с.
  10. Ю.Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. Казань: КГУ, 1998.-238 с.
  11. П.Андреев, В. И. Дидактические условия развития исследовательских способностей старшеклассников (в процессе обучения физике): Дис. канд. пед. наук / В. И. Андреев. — М., 1972. 159 с.
  12. , В.И. Педагогическая оценка исследовательских умений старшеклассников и студентов в условиях эвристического программированного обучения / В. И. Андреев // Современная высшая школа. -1978.-№ 1.-С. 21−29.
  13. Андреев, В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности / В. И. Андреев. -М.: Высшая школа, 1981.-240 с.
  14. , Н.В. По поводу развития инновационных способностей /Н.В. Анисимов // Высшее образование в России. 1997. -№ 4. — С. 94−97.
  15. , О.С. Основы методологического мышления/О.С. Анисимов. -М.: Внешторгиздат, 1989.-412 с.
  16. , П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы /П.К. Анохин. -М.: Наука, 1978.-324 с.
  17. Анцыфирова, JI. И. Психология формирования и развития личности /Л.И. Анцыфирова. М., 1981. -197 с.
  18. , С.П. Формирование исследовательских умений студентов в системе их профессиональной подготовки: Дис. канд. пед. наук /С.П. Арсенова. М., 1990. -215 с.
  19. , С. Н. Очерки психологии труда /С.Н. Архангельский. -М., 1958.
  20. , P.M. Формирование и развитие педагогической деятельности студентов: системный подход / P.M. Асадуллин. -Уфа: БГПИ, 1999.145 с.
  21. , В.П. Общество- системность познания и управление /В.П. Афанасьев. -М.: Политиздат, 1981. 432 е.
  22. , В.Г. Человек в управлении обществом /В.Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1977. — 382 с.
  23. , Ю.К. Оптимизация процесса обучения /Общедидактический аспект /Ю.К. Бабанский. М.: Педагогика, 1977. -256 с.
  24. , Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований /Ю.К. Бабанский // Избранные педагогические труды. -М.: Педагогика, 1989.-С. 435−546.
  25. Бабанский, Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности /Ю.К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1981. -95 с.
  26. , М.А. Научно-исследовательская работа студентов как средство формирования их творческой активности: Автореф. дис. канд. пед. наук. /М.А. Байдап. -Вильнюс: ВГПИ, 1986. 15 с.
  27. , К. Б. Аналогии и модели в познании / К. Б. Батороев. — Новосибирск: Наука, 1981. 319 с.
  28. , Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект /Г.А. Балл. М., 1990.- 204с.
  29. Беликов, В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект: Монография / В. А. Беликов. М.: ВЛАДОС, 2004. -357с.
  30. Беликов, В. А. Образ и логика в изложении курса «Педагогические теории, системы и технологии» / В. А. Беликов. Магнитогорск: МаГУ, 2000. -67 с.
  31. , В.В. Атрибутивный анализ педагогической деятельности / В. В. Белич. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1991. — 144 с.
  32. , Н.Ф. Формирование дидактических умений будущего учителя в процессе вузовской общепедагогической подготовки / Пособие по спецкурсу / Н. Ф. Белокур. Челябинск, 1986. — 88 с.
  33. , H.A. Дидактические требования к научной организации труда студентов первых курсов / H.A. Березовин. Минск, 1985.
  34. , М.С. К методике составления и проверки тестов // Вопросы психологии/М.С. Бернштейн. 1968. -№ 6. -С. 14−18.
  35. Беспалько, В: П. О возможностях системного подхода в педагогике / В. П. Беспалько // Советская педагогика. 1990. — № 7. — С. 59−60.
  36. , Б.В. Кибернетика и методология науки / Б. В. Бирюков. М.: Наука, 1974. — 414 с.
  37. , И.В., Юдин, Э.Г. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. Г7.272 с.
  38. Болыпой энциклопедический словарь. -2-е изд. перераб. и доп. М.: Большая рос.энцикл., 1997. —1456 с.
  39. , Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. — Ростов на Дону: Изд. Рост. пед. ун-та, 2000. -352 с.
  40. Боркова, Т. И. Индивидуальные различия в быстроте формирования и перестройки навыка / Т. И. Боркова // Известия АПН РСФСР. Вып. 91. — М, 1958.
  41. , В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков //Педагогика. 2003. -№ 10.
  42. , П.П. Компетентностно-деятельный подход и модернизация содержания общего образования / П. П. Борисов //Высшее образование сего дня.-2002. № 2. — С.58−61.
  43. Буев, С. Л Критерии и показатели учебного процесса: Методические рекомендации / С. Л. Буев. Кострома: КГПУ, 1996. — 51 с.
  44. , М. Модели. Репрезентация и научное понимание /М. Вар-тофский / Пер. с англ. / Общ. ред. и послесл. И. Б. Новика и В. Н. Садовского. М.: Прогресс, 1988.-507 с.
  45. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений.- М., 1999.
  46. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / A.C. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. М.: Академия, 2000. — 208 с.
  47. , A.A., Бакшаева H.A. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении /A.A. Вербицкий, H.A. Бакшаева. М., 2000.
  48. , Д.В. Методы научного познания в школьном обучении / Д. В. Вилькеев. Казань: Татар, кн. изд-во, 1975. — 160 с.
  49. , Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе / Д. В. Вилькеев. Казань: КГУ, 1987.-67с.
  50. Выготский, JI. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк / Л. С. Выготский, — М.: Просвещение, 1991. -93 с.
  51. , Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. М., 1956.
  52. , Т.В. Учебная деятельность и её средства / Т. В. Габай.- М.: Изд-во МГУ, 1988.-225 с.
  53. , Г. И. О тенденциях развития содержания вузовского образования / Г. И. Гайсина //Проблемы высшего образования на пороге века: Материалы региональной научно-практической конференции. Уфа: Восточный университет, 1998, — С.96−98. — С.97.
  54. , П. Я. Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий / П. Я. Гальперин. -М.: МГУ, 1965.-51с.
  55. , П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — С. 236−277.
  56. , Ю. А. Гомоморфизм и модели: Логико-алгебраические аспекты моделирования / Ю. А. Гастев. М.: Наука, 1975. — 150 с.
  57. , A.C. Образование и образованность в современном мире / A.C. Гаязов. М.: Наука, 2003. -255 с. -С.118−119.
  58. Герасев, В. А. Педагогические условия формирования художественно-конструкторских умений у будущих учителей трудового обучения / В. А. Герасев /Дисс.канд. пед. наук. Челябинск, 1995. -208 с.
  59. , Г. Д., Черкасов Р. С. Центр творческих усилий педагога /Т.Д. Глейзер, P.C. Черкасов // Математика в школе. 1993.-№ 6. -С. 2−3.61 .Гоноболин, Ф. Н. Книга об учителе /Ф.Н. Гоноболин. М., 1965.
  60. Горелова, Г. Г. Педагогические условия подготовки студентов к творческой профессионально-педагогической деятельности во внеаудиторной исследовательской работе: Автореф. дис. канд. пед. наук / Г. Г. Горелова. Челябинск, 1983. — 23 с.
  61. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 2005.
  62. , Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении (Самопознание, диалектика и жизнь) / Г. Г. Гранатов. Челябинск: ЧГПИ- 1991.- 129 с.
  63. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская.-М.: Педагогика, 1977.-136с.
  64. , В.В. Виды обобщений в обучении / В. В. Давыдов. М.: Просвещение, 1972. — 424 с.
  65. Давыдов, В. В. Деятельность: теории, методология, проблемы / В. В. Давыдов. М.: Просвещение, 1990. -215с.
  66. , В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.
  67. , В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1966.-240 с.
  68. Давыдов, В.В., Варданян, А. У. Учебная деятельность и моделирование / В. В. Давыдов, А. У. Варданян. Ереван: ЕрГПИ, 1981. — 113 с.
  69. , В.П., Рахимов, О.Х.-А. Теоретические и методические основы моделирования процесса профессиональной подготовки специалиста / В. В. Давыдов, О.Х.-А. Рахимов //Инновации в образовании. -2002. -№ 2.
  70. Диалектика познания сложных систем / Под ред. В. С. Тюхтина. -М.: Мысль, 1988.-316 с.
  71. , А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег. М.: Учпедгиз, 1956.-374 с.
  72. , М.Е. Вопросы формирования профессионально-познавательных ценностей / М. Е. Дуранов // Проблемы формирования профессиональной направленности молодежи / Под ред. А. Я. Найна. Челябинск: ЧГИФК, 1993.- 102 с.
  73. , М.И., Кандыбович, Л.А. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск, 1981.-383 с.
  74. Есарева, 3. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы.
  75. , В.И. Теоретико-методические основы формирования профессионально-педагогической направленности студентов педагогического вуза / В. И. Жернов. Магнитогорск: МГПИ,. 1999. — 116с.
  76. , М.П. Проблема моделирования в исследовании: Автореф. дис. канд. филос. Наук/М.П. Завьялова. Томск, 1970. -20с.
  77. , В.И. Методология и методика дидактического исследования/В.И. Загвязинский. -М: Педагогика, 1982.-156 с.
  78. Загвязинский, В. И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  79. В.И. Учитель как исследователь / В. И. Загвязинский. М.: Знание. -1980.
  80. , М.В. Развитие школьников в процессе усвоения знаний: экспериментально-педагогическое исследование / М. В. Зверева. М.: МГУ, 1983.- 137 с.
  81. , И.А. Педагогическая психология. Учеб. для вузов. Изд. второе, доп., исправ. и перераб / И. А. Зимняя. -М.: Логос, 2000. 384 с. 85.3лоцкий, Г. В. Нужен специалист нового типа / Г. В. Злоцкий // Вестник высшей школы. 1992. — № 2. — С. 25−28.
  82. , Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.- Питер, 2000. -512с.
  83. Ильина, Т.А. Структурно-системный поход к организации обучения: В 3-х т / Т. А. Ильина. М.: Педагогика, 1979.-248 с.
  84. И.И. Структура процесса умения / И. И. Ильясов. М.: Изд-во МГУ, 1986. -200 с.
  85. , И. Ф. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы: Дис. д-ра пед. наук / И. Ф. Исаев. М., 1993.-468 с.
  86. , И. Ф. Теория и практика формирования профессионально -педагогической культуры преподавателя высшей школы / И. Ф. Исаев. -М.- Белгород, 1993.-219с.
  87. , Е.О., Осмоловская, И.М., Шалыгина, И. В. Содержание образования: культурологический подход / Е. О. Иванова, И.М. Осмоловская, И.В. Шалыгина //Педагогика. 2005. — № 1. — С.13−19.
  88. Кабанова-Меллер, E.H. Приемы учебной работы и их классификация / E.H. Кабанова-Меллер. //Советская педагогика. 1975. — № 2. — 41−48.
  89. Кабардина, С. И. Совершенствование методики применения учебного эксперимента на факультативных занятиях в средней школе: Автореф. дис.канд. пед. наук/С.И. Кабардина. М., 1977.- 18 с.
  90. Каган, М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  91. , В.В. Организация моделирования сложных систем / В. В. Калашников. М.: Знание, 1982. — 64 с.
  92. Калошина, И. П., Добровольская, Н. А. Творческие задачи на создание дополнительных построений / И. П. Калошина, H.A. Добровольская. -Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1984. 169с.
  93. Кан-Калик, В. А., Никандров, Н. Д. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. -М.: Педагогика, 1990. 142 с.
  94. Касьян, А. А. Контекст образования: наука и мировоззрение: Монография / A.A. Касьян. Н. Новгород: НГПУ, 1996.- 184с.
  95. , Б. М. Логико-психологический анализ открытий / Б. М. Кедров // Наука и жизнь -1965.-№ 32.-С. 8−10.
  96. , Б. М. О теории научного открытия / Б. М. Кедров // Научное творчество: Сб. статей / Под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. -М.: Наука, 1969.-С. 23−94.
  97. , Дж., Снелл, Дж. Кибернетическое моделирование / Дж. Кемени, Дж. Снелл. -М.: Советское радио, 1972. 192 с.
  98. , Е.Ю. О способе организации дифференцированного обучения на основе анализа внутренней позиции учащихся / Е.Ю. Кирил-лова//Советская педагогика. 1973. -№ 3. -С. 43−45.
  99. Кисельгоф, С. И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования / С. И. Кисельгоф /На материале ЛГУ. Л.:ЛГУ, 1973, — 152 с.
  100. , H.A. Формирование готовности студентов педагогических вузов к аналитической^деятельности: Дисс. канд. пед. наук / H.A. Китайцева.-Курган, 1997.-188с.
  101. , А. И. Психология управления / А. И Китов.- М.: Просвещение, 1979.-158с.
  102. Кларин, М. В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике / М. В. Кларин //Педагогика. 1994. — № 5.-С. 104−109.
  103. , М.В. Развитие педагогической технологии проблемы теории обучения / М. В. Кларин // Советская педагогика. 1994. -№ 4. — С. 1825.
  104. Климова, Т. Е. Педагогическая диагностика: метод, рекомендации / Т. Е. Климова.- Магнитогорск: МГПИ, 1996.-52с.
  105. , И.Д. Методы исторического исследования / И.Д. Ко-вальченко. М.: Наука, 1987. -440 с.
  106. , Г. М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /Г.М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 176 с.
  107. Коменский, Я.А., Локк, Д., Руссо, Ж.Ж., Песталоцци, И. Г. Педагогическое наследие / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци /Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М: Педагогика, 1989. -146 с.
  108. Кон, И. С. НТР и проблемы социализации молодежи/ И. С. Кон. -М.: Знание, 1988.-64 с.
  109. , Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса как фактор повышения эффективности управления общеобразовательной школой: Дис. д-ра наук / Ю. А. Конаржевский. Челябинск, 1980. — 490 с.
  110. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Одобрена Правительством РФ 29 декабря 2001 года) //Вестник образования. 2002. -№ 6. — С. 11−40.
  111. , П.В. Задачи и основные понятия логики научного исследования / П. В. Копнин // Логика научного исследования / Под ред П. В. Копнина, М. В. Поповича. М.: Наука, 1965. — С. 3−18.
  112. , A.M., Мантанов В. В. Диалектика социального познания / A.M. Коршунов, В. В. Мантанов. М.: Политиздат, 1988. — 382 с.
  113. , Е.Ф. Прогнозное моделирование системы педагогических умений в её динамике.: Дисс.канд. пед. наук / Е. Ф- Кочуров. Л., 1986.
  114. Краевский, В. В. Общие основы, педагогики: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.В. Краевский. М., 2003.
  115. , B.B. Проблемы научно-обоснованного обучения: Методологический анализ / В. В. Краевский. М.: Педагогика, 1997. — 264 с.
  116. Краткий словарь иностранных слов /Сост. С. М. Лошкина. -5-е изд. -М.: Русский язык, 1977.
  117. Краткий педагогический словарь пропагандиста /Под. общ. ред. М. И. Кондакова, A.C. Вишнякова- Сост. М. Н. Колмакова, B.C. Суров.- М.: Политиздат, 1988. -367с.
  118. , В.А. Психология / Крутецкий. М.: Просвещение, 1986.- 335 с.
  119. Кудрявцев, Т. В. О психологии технического творчества / Т. В. Кудрявцев // Психология технического творчества: Тез. докл. симпозиума / Под общ. ред. Т. В. Кудрявцева. -М.: Акад. пед. наук СССР, 1973.-С. 6−12.
  120. , Н.В. Методы исследования педагогической деятельности /Н.В. Кузьмина. -Л., 1970.
  121. , Н. В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / Н. В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1967.-183 с.
  122. , Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н. В. Кузьмина. -М.: Высшая школа, 1989.
  123. , Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки / Н. В. Кузьмина // Методы системного педагогического исследования. М: Педагогика, 1980.- 143 с.
  124. , Н.В., Генецинский В. И. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя / Н. В. Кузьмина, В. И. Генецинский // Советская педагогика. -1982. -№ 3.-С!63−66.
  125. , В.А., Цехмистрова Т. Д. Формирование у учащихся умений учиться/ В. А. Кулько, Т. Д: Цехмистрова.- М.: Просвещение, 1983.
  126. Кулюткин, Ю. Н. Моделирование педагогических ситуаций / Ю. Н. Кулюткин. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
  127. , A.B. Деятельностная альтернатива в образовании / A.B. Купавцев//Педагогика. -№ 10. -2005. -С.27−33. С. 27.
  128. Курносова, С. А. Формирование у учащихся умений самоконтроля и самооценки в условиях дифференциации обучения. Дисс. .канд. пед. наук / С. А. Курносова. -Челябинск, 2000.-212 с.
  129. Лейтес, Н. С. Индивидуальные различия в способностях / Н.С. Лей-тес // Психологическая наука в СССР. Т2. -М.: АПН РСФСР, 1959.)
  130. , A.A. Историческая реконструкция как моделирование исторического процесса / A.A. Леонова. СПб.: ЛГПИ, 1990. — 27 с.
  131. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М: Политиздат, 1975. — 304 с.
  132. , А.Н. Общее понятие о деятельности / А. Н. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
  133. , А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. / А. Н. Леонтьев. -М.: Педагогика, 1983.-Т. 1.-392с.
  134. Лешер, О. В. Интерсоциальное образование студенческой молодежи: теория и практика / О. В. Лешер. Челябинск: Факел, 1996. — 298 с.
  135. , Х.И. Как воспитывает процесс обучения / Х. И. Лийметс. -М., 1982.-96 с.
  136. , В. Н. Формирование исследовательских умений студентов педагогических специальностей университета средствами НИР: Дис. канд. пед. наук / В. Н. Литовченко. Минск, 1990. — 197 с.
  137. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Просвещение, 1984. — 264 с.
  138. , Б. Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б. Ф. Ломов. -М.: Наука 1980. 279 с.
  139. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М., 1984.
  140. Лук, А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. -М.: Наука, 1978. 127 с.
  141. Ляудис, В. Я. Психологические предпосылки проектирования моделей инновационного обучения в школе / В. Я. Ляудис. М.: МГУ, 1994. -232с.
  142. , В.Я. Память в процессе развития/ В. Я. Ляудис. -М.: Знание, 1976.
  143. , А.К. Психология труда учителя: кн. для учителя / А. К Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  144. , М.И. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся / М. И. Махмутов. Казань, 1963. — 80 с.
  145. Методика опытно-экспериментальной работы и понятийный аппарат исследования: метод, пособие. М.: Центр инноваций в педагогике РАО, 1999. — 54 с.
  146. , Г. И. Дидактические основы метода моделирования- Автореф. дис. д-ра пед. наук / Г. И. Мещерякова. -М.: МГУ, 1988. 32 с.
  147. Микулинский, С. Р, Ярошевский, М. Г. Психология научного творчества и науковедение / С. Р. Микулинский, М. Г. Ярошевский //'Научное творчество: Сб. ст. М.: Наука, 1969. — С. 5−22.
  148. , Е.А. Психология общетрудовых политехнических умений / Е. А. Милерян. М.: Педагогика, 1973. — 367 с.
  149. Михеев, Ю. М. Формирование творческого мышления/ Ю. М. Михеев // Интеллектуальная культура специалиста. Новосибирск: Наука. 1988. -270с.
  150. Моделирование как метод научного познания (Гносеологический анализ) / Глинский Б. А., Грязнев Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. — 248 с.
  151. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю. М. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981.- 120 с.
  152. , А.Г. Обеспечивая педагогическую направленность / А. Г. Мордкович // Вестник высшей школы. 1985. — № 12. — С. 22−26.
  153. Мордкович, А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте: Автореф. дис. д-ра пед. наук / А. Г. Мордкович. М.: НИИС и МО АПН СССР, 1986.-36с.
  154. , Е.П., Пидкасистый, П.И. Подготовка учителей к инновационной деятельности / Е. П. Морозов, П. И. Пидкасистый // Советская педагогика. 1991. — № 10. — С. 88−93.
  155. Мостепаненко, М. В. Философия и методы научного познания / М. В. Мостепаненко. Л.: Лениздат, 1972. -263с.
  156. Муравьев, Е.М. Психолого-педагогические условия подготовки учителя к исследовательской работе: Дис. канд. пед. наук / Е. М. Муравьев. -М., 1996. 176 с.
  157. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. — 104 с.
  158. , Г. А. Формирование умения анализировать педагогические ситуации как условие подготовки будущих учителей: Автореф. дис. канд. пед. наук / Г. А. Нагорная. Киев: КГПИ, 1983. — 24 с.
  159. Найн, А. Я. Инновации в образовании / А. Я. Найн. Челябинск: ГУ ПТО адм. Челяб. области, Челяб. фил. НПО МО РФ, 1995.-288 с.
  160. , А.Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением инновационного типа: теория, методика, практика: Монография/ А. Я. Найн. — Челябинск Шадринск, 1999. — 328 с.
  161. Найн, А.Я., Найн, A.A. Организация экспериментальной работы в образовательных учреждениях инновационного типа/ А. Я. Найн, А. А. Найн. Магнитогорск: МГПИ, 1998.- 151 с.
  162. Недосекина, А. Г. Проблемы модернизации образования в России и некоторые подходы к их решению / А. Г. Недосекина //Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. -2003. № 5. — С.57−61.
  163. Неуймин, Я. Г. Модели в науке и технике: история, теория, практика /Я.Г. Неуймин. -Л.: Наука, 1984.- 188с.
  164. , Н.Д. Некоторые проблемы дидактики высшей школы в зарубежных странах / Н. Д. Никандров. М.: Знание, 1972. — 57 с.
  165. , Г. В., Романенко, В.Я. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения / Г. В. Никитина, В. Я. Романенко. СПб.: СПбГУ, 1992, -168 с.
  166. , H.H. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ H.H. Никитина.- М.: Издательский центр «Академия», 2004. 224 с.
  167. , С.П. Системный анализ: этап развития методологии решения проблем /С.П. Никаноров.- М.: Сов. радио, 1969. С. 7−43.
  168. Никифоров, В. Е. Гносеологическая специфика и структура модельного исследования: Автореф. дис. канд. филос. Наук / В. Е. Никифоров. -Рига, 1974.-24 с.
  169. , И.Б. О моделировании сложных систем / И. Б. Новик. М.: Мысль, 1965. — 118с.
  170. Новикова, JI. И. Воспитательная система школы: варианты развития / JI.H. Новикова //Советская педагогика. 1991. -№ 10.
  171. , А., Шоу, Дж. С., Саймон. Г. Эмпирические исследования машины «Логик-теоретик: пример изучения эвристики"/ А. Ньюэлл, Дж.С. Шоу, Г. Саймон // Вычислительные машины и мышление / Под ред. Э. Фейнбаумана, Дж. Фельдмана. М.: Мир, 1967.-С. 113−145.
  172. , Р.В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов/ Р. В. Овчарова. -М.: Академия, 2003.-448 с.
  173. , С.И. Словарь русского языка/ С. И. Ожегов. -М.: Рус. яз., 1990.-921 с.
  174. , В. Введение в общую дидактику /В. Оконь. М.: Высшая школа, 1990. — 382 с.
  175. , В. Основы проблемного обучения / В. Оконь. М.: Просвещение, 1990. -208 с.
  176. , Е. К. Психологические основы формирования профессионального мышления учителя: Автореф. дис. д-ра пед. наук /Е.К. Осипова. -М., 1988. -41с.
  177. Основы вузовской педагогики / Под общ. ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972.-311 с.
  178. , В.П. Структура умственной воспитанности/ В. П. Панько // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1983. -№ 2. — С. 21−24.
  179. Педагогика воспитания и развития личности учащегося / Под ред. М. Е. Дуранова. Магнитогорск, 1996. — 315 с.
  180. Педагогика профессионального образования. Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издат. Центр «Академия», 2000. — С. 57−59.
  181. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.-528с.: ил.
  182. , П.И. Самостоятельная работа как средство организации и управления познавательным процессом студентов/ П. И. Пидкасистый /Сборник науч. трудов: Организация и методика самостоятельной работы студентов. М., 1979. — С. 15−23.
  183. , П.И. Требования, предъявляемые к обучающимся в вузах/ П. И. Пидкасистый // Педагогика. № 3. -2005. с.47−52. с. 47.
  184. , К.К. Структура и развитие личности/ К. К. Платонов. М: Наука, 1986. — 255с.
  185. , Д. Математика и правдоподобные рассуждения/ Д. Пойа / Пер. с англ. 2-е изд., перераб. -М.: Наука, 1975. -463 с.
  186. , Я.А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. М.: Педагогика, 1976. -303 с.
  187. , Я.А. Психология творческого мышления / Я. А. Пономарев. М.: АПН РСФСР, 1960. -352 с.
  188. , Я.А. Психология творчества и педагогика/ Я. А. Пономарев. М.: Педагогика, 1976. -280 с.
  189. , Я.А. Центральное звено психологического механизма творчества и развития мышления / Я. А. Пономарев // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. -М.: Изд-во МГУ, 1981. -С. 215−219.
  190. , Н. Ю. Использование идей педагогики сотрудничества в процессе интенсивной подготовки творческого специалиста в вузе / Н. Ю. Посталюк //Интенсификация творческой деятельности студентов. Казань: Изд-во КГУ, 1990. — С. 63−87.
  191. Психолог в образовательном учреждении: Сборник нормативных документов /Под ред. С. Г. Гайдаржи. Тюмень, 1999.
  192. Психологические тесты /Под ред. A.A. Карелина: В 2-х т. Т.1 и Т.2.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002 —Т. 1. 312 с. —Т.2. — 248 с.
  193. Психология труда. Учеб. пособие для студентов вуза /Под ред. A.B. Карпова. -М., 2004.
  194. , И.П. НОТ учителя: книга для учителя/ И. П. Раченко. М.: Просвещение, 1989.-238 с.
  195. Рождественская, Т. М. Формирование научно-познавательных интересов учащихся вузов: Автореф. дис. канд. пед. наук / Т. М. Рождественская, 1978. 22 с.
  196. , Е.В. Теория и практика профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства: Монография / Е. В. Романов.- Магнитогорск: МаГУ, 2001. -245 с.
  197. , П.Ю. Управление формированием исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного педагогического образования / П. Ю. Романов // Государственная служба. Науч.-полит, журн. -М., 2002. № 6 (20). — С. 99−105.
  198. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая русская энциклопедия, 1994. — 840 с.
  199. , С.Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1957.-328 с.
  200. , С.Л. Основы общей психологии: В' 2 т./ С.Л. Рубин7 штейн. М.: Педагогика, 1989. -Т. 1. -488 с.
  201. , С.Л. Принцип творческой самодеятельности: к философским основам современной педагогики./ С. Л. Рубинштейн //Вопросы психологии. -1989. -№ 4.
  202. , В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): Монография / В. Г. Рындак. -М.: Педагогический вестник, 1997. -244 с.
  203. , Н.Я. Сущностно-содержательная модель рефлексивного управления профессиональным становлением будущего учителя: Монография / Н. Я. Сайгушев. -СПб.: Образование-культура, 2001. -149 с.
  204. , В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ / В. Н. Садовский. М.: Педагогика, 1974.- 168 с.
  205. , Н.Г. Знак и символ в обучении / Н. Г. Салмина. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1988.-288 с.
  206. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  207. , Э.П. Общенаучные категории и подходы к познанию / Э. П. Семенюк. Львов: Вища школа, 1978. -175 с.
  208. Сенько, Ю. В. Диалог в обучении / Ю. В. Сенько // Вестник высшей школы. -1991, № 5,-С. 35−40.
  209. , В.В. Личностно-ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. -№ 5. -С. 16−21.
  210. Сериков, Г. Н. Элементы теории системного управления образованием / Г. Н. Сериков. В 4 т.- Челябинск. — Ч. 1. 1994- - Ч, 2. 1995- - Ч. 3. 1996--Ч. 4. 1996.
  211. Сериков, Г. Н. Управление образованием. Системная интерпретация: Монография/ Г. Н. Сериков. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998.-664 с.
  212. Сергиевский, В. А. Путь к творческому мышлению / В. А. Сергиевский //Вестник высшей школы. 1991. — № 7. — С. 12−15.
  213. , Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. — СПб.: ООО «Речь», 2001. 350 с.
  214. . В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки/ В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  215. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров.- М.: Советская энциклопедия, 1987. 1600 с.
  216. , P.JI. Когнитивная психология / P.JI. Солсо. М.: Тривола, 1996. — 600 с.
  217. Солонина, А., Солонин, В. Персонифицированное обучение в контексте социализации /А. Солонина, В. Солонин // Высшее образование в России. 1996. — № 3. — С. 101−108.
  218. , А. К. О творческой силе человеческого разума: Послесловие / А. К. Спиркин //Гиргинова Г. Наука и творчество. М.: Прогресс, 1979. -337с.
  219. , В.В. Перестройка трудового навыка при выключении и включении в него дополнительных компонентов /В.В. Суворова // Известия АПН РСФСР. Вып.91.-М., 1958.
  220. , В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Су-хомлинский. М.: Педагогика, 1990. — 288 с.
  221. Сычкова, Н. В. Воспитание творческого отношения к усвоению профессиональных знаний у студентов педагогического вуза: Дис. канд. пед. наук / Н. В. Сычкова. Курган, 1996. — 176 с.
  222. Сычкова, Н. В. Теоретические основы формирования умений исследовательской деятельности будущего учителя: учеб. пособие / Н.В. Сыч-кова. Магнитогорск: МаГУ, 2001.-85 с.
  223. , Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1983.- 243 с.
  224. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний/ Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1975.-343 с.
  225. , Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. -М., 1961.
  226. , O.K. Структура мыслительной деятельности человека / O.K. Тихомиров.-М.:Изд-во МГУ, 1969.-304с.
  227. , Г. В. Формирование исследовательских умений в процессе решения математических задач. Учеб. пособие / Г. В. Токмазов. М.: Прометей, 1996. — 90 с.
  228. Трубников, Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат» / H.H. Трубников. М.: Высшая школа, 1968. — 148 с.
  229. , Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки / Д. Н. Узнадзе. Тбилиси: ТГПИ, 1969. — 327 с.
  230. , З.М. Теоретические и методические основы обучения студентов педагогической технике: Монография / З. М. Уметбаев. Магнитогорск: МГПИ, 1998.-237 с.
  231. Управление современной школой. / Под ред. М. М. Поташника. М., 1992.
  232. , A.B. Формирование обобщенных умений и навыков / A.B. Усова//Народное образование. 1974. — № 3. — С. 117−123.
  233. , A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения/A.B. Усова. -М.: Педагогика, 1986. -176 с.
  234. , В.Б., Чернявская, А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. Б. Успенский, А. П. Чернявская.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-176 с.
  235. , В.П. Педагогические основы разработки инновационных процессов в школе: учеб. пособие / В. П. Ушачев. Магнитогорск: МГПИ, 1999.- 104 с.
  236. , В.П. Творчество в системе образования: Монография / В. П. Ушачев / Московский пед. гос. ун-т. -М., 1995. 219 с.
  237. , К.Д. Собрание сочинений / К. Д. Ушинский. -М., 1950. Т 10.-С.511.
  238. , Л.М. Как сегодня обучать, чтобы повысить качество жизни / Л. М. Федоряк //Педагогика. -№ 4. -2005. С. 35−40.
  239. Философский энциклопедический словарь.-2-e изд. М., 1989.
  240. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 240 с.
  241. , М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. Томск: ТГУ- М.: Барс, 1997. — 392 с.
  242. , A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / A.B. Хуторской //Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58.
  243. , В.В. Самоконтроль в процессе труда у промышленных рабочих / В.В. Чебышев//Доклады АЛН РСФСР. Вып. З.-М., 1957.
  244. , В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1994. — 320с.
  245. , В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности/В. Д. Шадриков. М.: Просвещение, 1982.-391 с.
  246. , М. С. Инновационная деятельность в профессиональном образовании / М. С. Шамов.—М.: Новая школа, 1992.- 148с.
  247. , Т.И. Активизация познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы / Т. И. Шамова. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1976.-46 с.
  248. , В.А. Гносеологические функции модели / В. А. Штофф // Вопросы философии. 1961.-№ 12.-С. 53−65.
  249. , В.А. Моделирование и философия/ В. А. Штофф. М.: Наука, 1966. — 301 с.
  250. , В.А. Роли моделей в познании/ В. А. Штофф. -Л.: ЛГУ, 1963.- 128 с.
  251. , А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования / А. И. Щербаков. Л., 1967.
  252. , Д.Б. Роль мотивов в формировании навыков /Д.Б. Элько-нин // Уч. зап. Одесского пед. ин-та, -T. VII. Одесса, 1941.
  253. , В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы / В. А. Ядов. М.: Наука, 1987. — 223 с.
  254. , И. С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1979. г 144 с.
  255. , Н.М. Теория и практика подготовки будущих учителей к творческому решению воспитательных задач: Дис. канд. пед. наук / Н. М. Яковлева. Челябинск, 1992. — 403 с.
  256. , В.А. Психология управления учебно-познавательной деятельностью / В. А. Якунин. -М.: Педагогика, 1997.
  257. Якунин, В. А. Педагогическая психология: учебное пособие/ В. А. Якунин.- СПб.:Полиус, 1998.-639с.
  258. , М.Г., Петровский, A.B. Психологический словарь/ М. Г. Ярошевский, A.B. Петровский.-2-е изд.-М.: Политиздат, 1990.-93с.
  259. Яценко, Т. С. Методы активного социально-психологического обучения: методические рекомендации для студентов пед. институтов/ Т. С. Яценко.-Киев:РУМК, 1991 .-91с.
  260. Competence Inguiries its Meaning and Acguisition in Educational Setting / Ed. bu Edmund C. Short. Lanham etc., University Press of America, 1984. Vol. VI./P. 22.
  261. Elliot J. Implications of classroom research for professional development // Professional development of teachers / Hoyle E., Megarry J. (Eds.). World Yearbook of education, Kogan Page, 1983. — P. 34.
  262. Hartley D. Developed school management: the «new deal» in Scotish Education //Journal of Education Policy. 1994. № 9. — P 132.
  263. Joyce B., Showers B., Improving In-service training: The message of research // Educational Leadership. V. 73. — P.342.160
Заполнить форму текущей работой